Главная · Вредные привычки · Анализ фрагмента «Сон Обломова» из романа Гончарова. Сон Обломова и его роль в идейной и композиционной структуре романа (по роману И.А. Гончарова «Обломов») Школа, не изменившая жизненную позицию

Анализ фрагмента «Сон Обломова» из романа Гончарова. Сон Обломова и его роль в идейной и композиционной структуре романа (по роману И.А. Гончарова «Обломов») Школа, не изменившая жизненную позицию

«Сон Обломова». Своеобразие эпизода и его роль в романе»

«Сон Обломова» - это особая глава романа. «Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух деревень, которыми владеют Обломовы. Люди в этих деревнях жили так же, как жили их прадеды. Они старались жить замкнуто, изолировать себя от всего мира, боялись людей из других деревень. Люди Обломовки верили в сказки, предания и приметы. В Обломовке не было воров, не было разрушений и бурь все было сонно и тихо. Вся жизнь этих людей была однообразна. Обломовци считали, что иначе жить грех. Так же жили и помещики Обломовы.

Отец Обломова был ленив и апатичен, он весь день сидел у окна или прогуливался по дому.

Мать Обломова была деятельнее мужа, она наблюдала за слугами, гуляла по саду со своей свитой, задавала разные работы дворне. Все это отразилось в характере Ильи Ильича. С самого детства его растили, как экзотический цветок, поэтому он рос медленно и привыкал лениться. Его попытки что-то делать самому постоянно пресекались. Единственное время, когда Обломов был свободен и мог делать, что ему было угодно, было время всеобщего сна. В это время Обломов бегал по двору, лазил на голубятню и галерею, наблюдал за разными явлениями и изучал их, исследовал окружающий мир. Если бы эта начальная деятельность стала развиваться, то, может быть, Обломов стал бы деятельным человеком. Но запреты родителей что-либо делать самому привели к тому, что позже обломов стал ленивым и апатичным, он не мог съездить в Обломовку, сменить квартиру, жил в запыленной, не мытой комнате и полностью зависел от слуги Захара.

В Обломовке няня рассказывала Илье Ильичу сказки, в которые он верил на протяжении всей жизни. Сказки сформировали поэтический характер русского человека. Этот характер проявился во взаимоотношениях с Ольгой. Он на некоторое время смог заглушить обломовскую лень и апатию, вернуть Обломова к деятельной жизни. Но через некоторое время из-за житейских мелочей поэтический дух снова стал ослабевать и уступил место обломовской лени.

Обломовы не любили книг и считали, что чтение это не необходимость, а роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не любили. И поэтому Илья Ильич посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие отговорки, чтобы не водить Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с учителем Штольцем. Его сын Андрей Штольц подружился с Обломовым, ставшим его другом на всю жизнь. В школе Андрей помогал Обломову делать уроки, но этим развивал в Обломове лень. Впоследствии с этой ленью Штольц боролся долго и упорно, но безуспешно.

Я считаю, что роль этого эпизода, показать, как формируется у Обломова русский поэтический характер, причины появления обломовской лени и апатии, среду в которой воспитывался Илья Ильич, появление многостороннего образа Обломова. Обломова не могли «поднять с дивана» потому что деньги и благополучие у Обломова были с рождения и деятельность Штольца ему была не нужна. Обломову нужен был поэтический идеал, который на некоторое время дала ему Ольга Ильинская. Но после того как Обломов порвал с ней отношения вернулся к своей обычной апатии и лень. С которыми через несколько лет умер.

Дата 26.10.2016 г.

Класс 10 Б

Урок литературы

Тема урока: «Сон Обломова»

Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия); работа над развитием связной речи учащихся, выразительным чтением, воспитание в детях активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.

Цель учеников:

Оборудование : портрет И.А.Гончарова, презентация Microsoft PowerPoint, фрагмент фильма «Сон Обломова», выставка книг И.А.Гончарова

I. Вводный этап:

Слово учителя: Здравствуйте! Садитесь! Мы продолжаем изучать произведение Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Какие цели вы должны достигнуть, по-вашему мнению, сегодня на уроке? (ответ учеников). Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича .

II. Анализ произведения:

Учитель: Вспомним, о чём говорит название произведения?

Ученик: Имя главного героя, вынесенное в название, подчёркивает особенность его места в поэтическом мире произведения, подчёркивается тот интерес, который представляет именно его жизненная позиция для автора.

Учитель: Где эта позиция, суть отношения героя к миру выявлены наиболее полно?

Ученик: В главе «Сон Обломова».

Учитель: Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

Ученик: у А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - сон Татьяны; у А.С.Пушкина «Капитанская дочка» - сон Петруши Гринева; в «Балладах» В. Жуковского.

Учитель: А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

Ученики: 1. Сон - как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон - как идиллия, мечта.

3. Сон - как предвидение будущего.

Учитель: Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

Ученики: 1. Сон - выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон - символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.

2. Сон - показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.

I. Анализ произведения:

Слово учителя: А теперь перейдем к рассмотрению «Сна». Сейчас мы с вами услышим описание Обломовки, которым открывается «Сон». Давайте попробуем в нем найти значимые слова, эпитеты (определения, придающие выражению образность и эмоциональность), которыми автор передает свое отношение к этому месту.

Художественное чтение отрывка учеником:

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

(Учащиеся выделяют эпитеты и значимые слова: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно).

Учитель: Сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова.

Ученики: Это идеальное место, рай для Обломова.

Слово учителя: А сейчас обратимся с вами к реальной жизни в Обломовке. И посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании.

Для того чтобы вспомнить ключевые аспекты жизни обломовцев, мы посмотрим фрагменты из фильма Н. Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова». В процессе просмотра необходимо будет найти положительные и негативные моменты в обломовской жизни. Чтобы легче было выполнить данное задание, я предлагаю вам обратить внимание на следующие аспекты:

    Картина мира.

    Философия жизни.

    Воспитание ребенка.

Ответить на вопрос: «Действительно ли мы можем назвать Обломовку раем и почему?»

Просмотр эпизодов из фильма: Любопытство Илюши. Бесхозяйственность обломовцев.

Физкультминутка

Учитель: Какова композиция этой главы? Из скольких частей она состоит (условно)? Как вы это определили?

Ученики: «Сон Обломова» состоит из 4-х частей:

    «Благословенный уголок земли» (экспозиция).

    Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.

    Чудесная страна. Сказки няни.

    Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь).

1.В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? 2.Зачитайте описание утра, приснившегося Обломову? 3.Каков полдень, вечер Обломова? 4.С какой целью автор использует пейзаж? 5. Каким предстает перед нами мальчик Илюша? 6. Какими предстают Обломовка и ее жители? 7. С какими героями знакомит нас автор?

Учитель: Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?

Ученики: Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя: показать истоки характера героя; как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя. Перед тем как перейдем к аспектам произведения, прослушаем выступление Гисматуллина Рамазана о распорядке дня обломовцев.

Учитель: Назовите, пожалуйста, «Девиз» обломовцев?

Ученики: «День прошёл и слава богу».

Учитель: А теперь перейдем к аспектам произведения, к положительным и отрицательным сторонам обломовской жизни:

Положительные моменты обломовской жизни

Отрицательные моменты обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа человекоподобна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

3. Воспитание Обломова «по-обломовски»

    Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь.

Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

Николай Александрович Добролюбов : «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

Александр Васильевич Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственных болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Учитель: В чём разгадка характера героя, предложенная автором? Черты человека формируются в детстве. Чистая, нежная душа Обломова, его «голубиная» кротость берут истоки в Обломовке. Но лень и беспомощность – тоже оттуда. Вот почему так важна для нас эта ключевая глава романа.

Рефлексия. Что вы узнали нового на этом уроке? Какие выводы можете сделать для себя?

IV . Домашнее задание. Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)

Учитель: Благодарю всех за активную работу, сегодня все получают «5». Урок закончен. До свидания!

Цель учеников: 1. Развивать умение аналитической работы с текстом художественного произведения.

2. Научиться анализировать образ литературного героя.

3. Воспитывать сочувственное понимание сильных и слабых сторон личности.

4. Обогащать словарный запас и совершенствовать навыки культуры речи

В 1.850 году И. А. Гончаров закончил работать над первой частью романа «Обломов». Эпизод «Сон Обломова» был напечатан еще в марте 1849 года в «Литературном сборнике с иллюстрациями», изданном редакцией журнала «Современник». В конце 1850-х годов были дописаны вторая и третья части романа. Таким образом, «Сон Обломова» играет важную роль в структуре произведения, являясь в нем как бы отдельной частью, независимым вставным сюжетом. В одной из статей сам автор назвал этот эпизод «увертюрой всего романа». Что же нового для понимания романа открывает нам «Сон Обломова» ? Почему автор счел целесообразным поместить его в начале произведения, а не в конце? Попробуем разобраться (вызывает сомнение такая формулировка цели анализа. Цель анализа - установить подтекстовый смысл главы, ее связь с идеей произведения, а не только выявить особенности композиции романа).
В композиции романа заложены идейные установки автора, те проблемы, которые он стремился раскрыть в своем произведении (неудачная фраза - идейные установки и проблемы не могут быть заложены в композиции). В первой части романа в жизни героя совершенно отсутствует динамика, активная деятельность, и именно в эту часть автор поместил «Сон Обломова», который является «ключом» к раскрытию своего замысла (неправильное употребление притяжательного местоимения) и сути нового понятия, введенного Гончаровым, - «обломовщины». Описав в первой главе обычный день Обломова, Гончаров мастерски отразил всю жизнь героя, наполненную лишь постоянным желанием последнего отдохнуть на любимом диване. Со слезами на глазах Обломов спрашивает самого себя: «Отчего же это я такой?» Действительно, что же погубило героя - эту поэтическую натуру с «голубиной душой»? Ответ на этот вопрос кроется именно в «Сне Об- ломова» (фраза стилистически не выдержана).
Итак, сон главного героя переносит нас в «благословенный уголок земли» - деревню Обломовку - место, где Обломов провел детство и юность. Об этом уголке говорится, что там «нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого», то есть нет моря, гор, скал, пропастей и дремучих лесов. Все это могло бы причинить какие-то неприятности, неудобства обитателям края.
В этом райском уголке все пропитано любовью, нежностью, заботой. И. А. Гончаров утверждает, что, если бы, например, там было море, спокойствие было бы невозможно, не то что в Обломовке. Там (тавтология) тишина, спокойствие, нет никаких душевных терзаний, которые могли бы возникнуть из-за присутствия какой-либо стихии (стихия не может присутствовать). Все безмолвствует, как будто замерло во времени, в своем развитии. Все создано для удобства человека, для того, чтобы он себя ничем не утруждал. Природа там как бы составила себе расписание и строго следует ему.
В Обломовке «все идет обычным, предписанным природой общим порядком»: «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг...». И природа, и нравы деревенских жителей находятся в полной гармонии, слиты воедино («Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках!..»; «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю...»). Отсутствие в жизни обломовцев (неудачное словотворчество, лучше: обитателей Обломовки) страстей, волнений, глобальных событий, борьбы, полноценного движения формирует сознание этих людей, целиком погруженных в быт: «Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими...»; « Они знали, ...что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уж начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами...; там следовал мрак...». Таким образом, Обломовка предстает для ее обитателей своеобразным «центром мироздания», пространство вокруг которого носит не совсем определенный характер.
Наглядным примером этого является случай с мужиком в канаве, которому жители Обломовки отказались помочь только потому, что он был нездешний. Виден контраст между тем, как относятся люди друг к другу в этой деревне, с какой нежностью и участием они заботятся друг о друге, и тем, как они равнодушны к людям, которые живут вне их мира. Принцип, по которому они поступают, звучит примерно так - чрезмерная изолированность и боязнь всего нового.
Это в определенной степени сформировало позицию Обломова: «Жизнь достает». Он считает, что жизнь его везде «трогает», не дает спокойно существовать в своем маленьком мирке, герой не может понять, почему так происходит, ведь в Обломовке все по-другому. Эта привычка (неоправданное использование указательного местоимения; эта - какая?), состоящая в том, что жизнь возможна в изолированном от внешнего мира состоянии, сохраняется у него с детства на всю жизнь. Он (кто?) на протяжении всего своего существования пытается отгородиться от внешнего мира, от каких-либо его проявлений.
Не зря И. А. Гончаров описывает своего главного героя таким образом, что создается впечатление, что внешней жизни для Обломова не существует, как будто физически он уже умер: «Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было следов человеческого присутствия». Было очевидно, что Обломов старался создать такую же атмосферу, как в Обломовке, так как мебель в комнате стояла исключительно для того, чтобы «соблюсти видимость неизбежных приличий», а остальное все было создано для удобства.
Таким образом, самой характерной чертой всех обломовцев (и Ильи Ильича - в частности) становится неосознанный страх перед жизнью. Ярким подтверждением этого можно считать случай с письмом, которое родители Обломова получают от давнего знакомого.
Обитатели дома несколько дней не решались открыть его, пытаясь преодолеть чувство страха. Люди боялись, что нарушатся их спокойствие и безмятежность, ведь новости бывают не только хорошими, а главное, что внешний мир ворвется в их налаженную жизнь.
С малых лет Илюшу Обломова окружала атмосфера бездействия, и всяческое стремление ребенка к какой-либо деятельности постоянно подавлялось родителями и няней. Обло- мовцы «сносили труд как наказание... и где был случай, всегда от него избавлялись».
Какой же характер сформируется у ребенка, если в его родном краю забота о пище - «первая и главная жизненная ценность», да и послеобеденный сон приобретает характер не традиции, но культа?
Родителей Обломова автор описывает с иронией: «Сам Об- ломов-старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе»; «И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку...».
Не утруждаясь чтением, Обломовы большого значения не придавали и учебе сына, считая, что учиться ему нужно только для того, чтобы по окончании учебного заведения получить аттестат, «в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства». Обломовы мечтали о «шитом мундире» для сына, мать воображала Илюшу даже губернатором, но всего этого хотелось достичь, не прикладывая особых усилий.
На основе сказок и преданий, которые «не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняют свою власть», у мальчика сформировалось радужное представление о будущей жизни: служба «представлялась ему в виде какого-то семейного занятия». Увы, результатом полученного в Обломовке воспитания стали разочарование в жизни, неспособность к труду, гордость барского существования (пышное, но невнятное определение). В Обломове постепенно угасают духовные потребности, порывы, в нем развилась лишь мечтательность, объекты которой (нарушена лексическая соче-

Таемость: объекты мечтательности) удается воплощать в реальность не ему самому, а его другу - Штольцу.
Не случайно «Сон» помещен не в конце романа, а в его I части. Это помогает нам понять суть обломовщины - мировоззрения, становящегося образом жизни, и, следя за поступками и поведением героя в последующих главах, наблюдать за «падениями» и «взлетами» его жизненных стремлений. Таким образом, во «Сне Обломова» автор с потрясающей убедительностью показал все условия, приведшие главного героя к духовному краху, и «переложил» часть вины Обломова на общество, в котором живет (лучше: сформировался) герой.
Рецензия. В работе достаточно глубоко проанализирован «Сон Обломова», отражена попытка связать текст главы с основной идеей произведения. На наш взгляд, автор слишком большое внимание уделяет вопросу о месте «Сна» в композиции романа. Вывод поэтому получился неполный, в нем не отражены все положения, изложенные в самой работе. Не получили в сочинении дальнейшего развития прозвучавшие во вступлении мысли об относительной самостоятельности главы. В целом работа оставляет хорошее впечатление: автор показал умение мыслить и подтверждать свои рассуждения цитатным материалом.

«Сон Обломова». Своеобразие эпизода и его роль в романе»

«Сон Обломова» - это особая глава романа. «Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух деревень, которыми владеют Обломовы. Люди в этих деревнях жили так же, как жили их прадеды. Они старались жить замкнуто, изолировать себя от всего мира, боялись людей из других деревень. Люди Обломовки верили в сказки, предания и приметы. В Обломовке не было воров, не было разрушений и бурь все было сонно и тихо. Вся жизнь этих людей была однообразна. Обломовци считали, что иначе жить грех. Так же жили и помещики Обломовы.

Отец Обломова был ленив и апатичен, он весь день сидел у окна или прогуливался по дому.

Мать Обломова была деятельнее мужа, она наблюдала за слугами, гуляла по саду со своей свитой, задавала разные работы дворне. Все это отразилось в характере Ильи Ильича. С самого детства его растили, как экзотический цветок, поэтому он рос медленно и привыкал лениться. Его попытки что-то делать самому постоянно пресекались. Единственное время, когда Обломов был свободен и мог делать, что ему было угодно, было время всеобщего сна. В это время Обломов бегал по двору, лазил на голубятню и галерею, наблюдал за разными явлениями и изучал их, исследовал окружающий мир. Если бы эта начальная деятельность стала развиваться, то, может быть, Обломов стал бы деятельным человеком. Но запреты родителей что-либо делать самому привели к тому, что позже обломов стал ленивым и апатичным, он не мог съездить в Обломовку, сменить квартиру, жил в запыленной, не мытой комнате и полностью зависел от слуги Захара.

В Обломовке няня рассказывала Илье Ильичу сказки, в которые он верил на протяжении всей жизни. Сказки сформировали поэтический характер русского человека. Этот характер проявился во взаимоотношениях с Ольгой. Он на некоторое время смог заглушить обломовскую лень и апатию, вернуть Обломова к деятельной жизни. Но через некоторое время из-за житейских мелочей поэтический дух снова стал ослабевать и уступил место обломовской лени.

Обломовы не любили книг и считали, что чтение это не необходимость, а роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не любили. И поэтому Илья Ильич посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие отговорки, чтобы не водить Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с учителем Штольцем. Его сын Андрей Штольц подружился с Обломовым, ставшим его другом на всю жизнь. В школе Андрей помогал Обломову делать уроки, но этим развивал в Обломове лень. Впоследствии с этой ленью Штольц боролся долго и упорно, но безуспешно.

Я считаю, что роль этого эпизода, показать, как формируется у Обломова русский поэтический характер, причины появления обломовской лени и апатии, среду в которой воспитывался Илья Ильич, появление многостороннего образа Обломова. Обломова не могли «поднять с дивана» потому что деньги и благополучие у Обломова были с рождения и деятельность Штольца ему была не нужна. Обломову нужен был поэтический идеал, который на некоторое время дала ему Ольга Ильинская. Но после того как Обломов порвал с ней отношения вернулся к своей обычной апатии и лень. С которыми через несколько лет умер.

Сон Обломова переносит нас в край, где он вырос, в деревню Обломовку. В Обломовку человеку живется уютно и он чувствует себя защищенным. Ничего там не будоражит человеческое сознание, во всем царит гармония.

Непременно, на широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала большое влияние природа того благословенного уголка земли, того чудного края - Обломовки.
То небо, которое “кажется ближе жмется к земле, чтоб уберечь избранный уголок от всяких невзгод ”; то солнце, которое “ярко и жарко светит там около полугода и потом медленно, точно нехотя, удаляется оттуда ”; те мягкие очертания отлогих холмов, “с которых приятно кататься, резвясь, на спине или сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце ”; то медленное неторопливое течение равнинных рек, которые “то разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть-чуть ползут по камушкам, будто задумавшись ”.
Природа здесь, как ласковая мать, заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека. И с нею заодно особый “лад” крестьянской жизни с ритмичной чередой будней и праздников. И даже грозы не страшны, а благотворны там: они “бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе” . Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю. Печать неторопливой сдержанности лежит и на характерах людей, взращенных русской матерью-природой.
Именно эта чудная русская природа способствовала развитию в Илюше таких качеств, как человечность, доброта, отзывчивость.
На формирование личности Обломова также сильно повлияло его воспитание. Ту безграничную любовь и ласку, которыми он с детства был окружен и взлелеян, подарила Илюше его мать. Она “осыпала его страстными поцелуями ”, смотрела “жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, не болит что-нибудь, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару”.
Мать возьмет голову Илюши, положит к себе на колени и медленно расчесывает ему волосы, любуясь мягкостью их и заставляя любоваться и других, разговаривает с ними о будущности сына, ставит его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи ”.
Вероятно, эта чрезмерная любовь матери пагубно повлияла на Обломова. Но именно она воспитала в герое основные черты национального характера. Хотя в жизни Илюши фигурировала и няня, которая также сыграла огромную роль в становлении его личности. Она часто рассказывала ему сказки, различные предания, былины, выдуманные истории. Няня нашептывала ему о какой-то неведомой стороне, “где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока и где никто круглый год ничего не делает ”.
Но эти рассказы и сказки впоследствии пагубно сказались на Илюше. С самого детства воображение мальчика населялось странными призраками, боязнь и тоска засели надолго, может быть, навсегда в душу. Когда же он стал взрослым, и теперь еще, “оставшись в темной комнате или увидев покойника, он трепещет от зловещей, в детстве зароненной в душу тоски ”. И все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей и где не нужно ничего делать...
Труд был главным врагом обитателей Обломовки. Они “сносили его как наказание, наложенное еще на праотцев наших, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным ”. Такое отношение к труду воспитывалось и в Илюше. Стремление к самостоятельности, молодая энергия останавливались дружными криками родителей:
А слуги на что ?”. Вскоре герой и сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее.
Он был окружен чрезмерными заботами матери, следящей за тем, чтобы ребенок хорошо поел и не перетрудился на обучении у И. Б. Штольца. Она считала, что образование - не такая уж важная вещь, ради которой нужно худеть, терять румянец и пропускать праздники. Конечно, родители Обломова понимали важность и необходимость образования, однако видели в нем только средство продвижения по службе.
Вот в каких условиях сложилась апатичная, ленивая и трудная на подъем натура Ильи Ильича Обломова. Он боялся любых трудностей, ему лень было приложить даже малейшие усилия к решению не великих, а самых насущных проблем. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности людей, которым поручалось дело. Он не допускал и мысли о возможности обмана: элементарная осмотрительность, не говоря уже о практичности, совершенно отсутствовали в натуре Обломова.
Примечание


· В Обломовке живут люди с патриархальным сознанием. « Норма жизни была готовой преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки... Как что делалось при отцах и дедах, так делалось и при отце Ильи Ильича, так, может быть, делается и теперь в Обломовке ». Оттого всякое проявление личной воли и интересов, даже самое простое, вроде письма, наполняет ужасом души обломовцев. Сон Обломова имеет большое значение в тексте. Нам раскрываются истоки души Обломова, мы узнаем о том, как шло становлении личности О. Так мы видим этапы развития неполноценной личности, что является одним из примеров, как неблагоприятная среда губит лучшие человеческие качества в самом их расцвете. И чтобы понять это, нужно обратиться к истокам формирования личности: к детству, воспитанию, окружению и, наконец, к полученному образованию.