Главная · Сон · Цари Древнего Рима: кем они были? Семь царей

Цари Древнего Рима: кем они были? Семь царей

II. РИМ ВО ВРЕМЕНА ЦАРЕЙ. (По обыкновенной хронологии 753 – 509 годы до Р. X.)

(если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочитайте главу "Рим эпохи царей " из Учебной книги Древней истории Н. И. Кареева)

1. Сказание о первых четырех царях.

Ромул (753-716 до Р. Х.) и основание Рима

Капитолийская волчица, кормящая младенцев Ромула и Рема

Римская легендарная история рассказывает о происхождении Рима так: царь Альбалонги Нумитор, потомок Энея и его сына Юла (II, 97), был свергнут с престола братом, Амулием; дочь Нумитора Илия или Рея Сильвия была сделана весталкою для того, чтобы не могла она выйти замуж и иметь детей. Но однажды, пошедши за водой, девственная жрица Весты была застигнута в священной пещере Марсом, который был у италийских народов богом не только войны, но и оплодотворения; когда она при разных знамениях и чудесах родила близнецов Ромула и Рема, Амулий велел утопить ее в Тибре. (Рея Сильвия значит «обвиненная» или «посвященная Богу» девушка, или женщина из царской фамилии Сильвиев). Бог реки Тибра принял ее с любовью, и она сделалась его женою. Близнецы тоже были брошены в реку; но Тибр, бывший тогда в разливе, принес к подошве Палатинского холма колыбель, в которой они были пущены на воду; колыбель остановилась у берега под руминальской смоковницей близ священной пещеры Луперка. Там волчица бога Марса кормила малюток своим молоком, пока нашел их Фавстул, смотритель царских стад; он отдал их своей жене Акке Ларенции, и та выкормила их. Близнецы росли пастухами и выросли такие прекрасные и сильные, что все товарищи слушались их. По случаю ссоры между пастухами Амулия и Нумитора было узнано, кто они; услышав о своем происхождении, они возвратили своему деду Нумитору царскую власть в Альбалонге и решили основать новый город на одном из семи холмов у Тибра в той местности, где были спасены и выросли между пастухами. Их прежние товарищи, пастухи соседней местности, присоединились к ним. Но по вопросу о том, на каком холме основать город и чьим именем назвать его, произошел спор между братьями; Рем хотел основать город на Авентинском холме, а Ромул – на Палатинском. Наконец они согласились предоставить решение богам, вопросить их наблюдением полета птиц. Они пошли каждый на свой холм и,совершив священные обряды, молча ждали с товарищами своими небесных знамений всю ночь. Когда солнце уже восходило на краю неба, Рем увидел шесть коршунов, и тотчас же вслед за тем. Ромул увидел двенадцать коршунов; товарищи Ромула провозгласили, что дело решено богами в его пользу, и за ним было признано право основать город и дать ему имя. Он основал у левого берега Тибра город на Палатинском холме, где издавна имели жилища латинские пастухи и где совершали они сельские праздники в честь своих богов, дававших земле плодородие (стр. 19). По своему имени Ромул назвал новый город Roma. Он провел борозду, обозначавшую границы города, сама борозда показывала место, где будет ров, а возвышение, образуемое землею из борозды, показывало место, где будет вал; провел и границу померия, священной полосы, которая по древнему обычаю, должна была оставаться между строениями города и его стеною; освятил померий. Рем, раздраженный против брата, перепрыгнул в насмешку над ним через стену города, которая на первый раз была построена очень невысокая; за это Ромул убил, его и воскликнул: «так пусть будет со всяким, кто отважится перейти чрез эти стены». Чтобы примирить с собою тень убитого брата, Ромул установил праздник Лемурий в честь усопших.

Легенды о происхождении Рима имеют тесную связь с праздниками и богослужением» римской старины: так например, днем основания Рима считалось 21 апреля, день праздника Палилий, совершавшегося в честь Палесы, богини-покровительницы городского округа Рима. Другая легенда говорит, что Ромул сделал новооснованный город убежищем для изгнанников и что это привлекло в Рим новых поселенцев, людей, бежавших, или изгнанных из родины; это сказание возникло из того, что между двумя рощами, находившимися на Тарпейском холме, существовало убежище (азиль). В Риме был праздник луперкалий (волчий праздник); его совершали у подошвы Палатинского холма; он имел сельский характер патриархальной простоты и грубой шутливости; без сомнения, он был остатком тех времен, когда пастухи, разбойники, дикие звери и волны Тибра боролись между собою у колыбели будущего великого города.

Похищение сабинянок

Рим был основан одними только мужчинами, продолжает легенда; соседние племена не хотели отдавать девушек за этих беглецов и с насмешкой отвергали их свадебные предложения; Ромул вздумал обманом и насилием добыть своим сподвижникам жен, которых не давали им по доброму согласию. Он устроил праздник Консуалий (стр. 30) и пригласил на него соседей. Они сошлись с женами и детьми; но в то время, как они беззаботно смотрели на военные игры, римляне по данному Ромулом знаку бросились на них и похитили девушек. Отцы и матери убежали, воссылая богам жалобы на нарушение законов гостеприимства; сердились сначала и девушки, но ласки мужей мало помалу смягчили их гнев. Оскорбленные племена решили отмстить римлянам. Жители трех латинских городов, Ценины, Крустумерия и Антемн, пошли на Рим, не дожидаясь сабинян. Римляне разбили их порознь. Ромул убил ценинского царя Акрона, повесил его доспехи в храме Юпитера Феретрия и отпраздновал первый триумф в предзнаменование того, что Рим будет побеждать всех врагов своих. После того пошли на Рим сабиняне под предводительством куресского царя Тита Тация. Посредством хитрости они овладели крепостью Капитолийского холма: Тарпея, дочь начальника крепости, обольстилась золотыми уборами сабинян и отворила им ворота, условившись с ними о награде. Условие было такое: они дадут ей «то, что носят на левой руке»; она понимала под этими словами золотые браслеты сабинян; но они вместе с этими уборами стали бросать на нее свои щиты, под тяжестью которых она умерла; так она получила смерть за измену. С той поры утес, образующий западную сторону Капитолийского холма, стал называться Тарпейскою скалою; впоследствии с этой скалы были низвергаемы преступники. Сабиняне и римляне долго сражались с переменным счастием на болотистой низменности между Капитолийским и Палатинским холмами, где впоследствии был римский форум. Наконец римляне были побеждены, обратились в бегство, но Ромул дал обет построить храм Юпитеру Останавливателю (Jupiter Stator), и бегущие римляне остановились. Битва на низменности закипела вновь, и победа колебалась, когда вдруг отворились ворота Рима; похищенные сабинянки с распущенными волосами и в разорванных одеждах бросились между сражающимися, умоляя их прекратить битву. Они заключили мир и вечный союз, постановили, что римляне и сабиняне соединяются в одно государство, что сабинский царь Тит Таций будет править государством и начальствовать войском вместе с Ромулом, что все храмы обоих народов будут общие для них и что римляне присоединят к своему имени название квиритов (по мнению римлян позднейших времен слово «квириты» происходило от имени города Курес). Таким образом женщины спасли Рим. В воспоминание об этом подвиге их, о том, что они примирили враждующие народы, Ромул установил праздник Матроналий и дал женщинам много почетных прав.

Похищение сабинянок. Картина Николя Пуссена, 1634–1635

Курии, на который делились римские полноправные граждане, были названы именами похищенных сабинянок, возведенных таким образом в сан родоначальниц римско‑сабинских патрициев; жены были освобождены от всякой домашней службы, кроме прядения шерсти и тканья; Ромул сверх того постановил, что при встрече с матроной мужчина должен уступать ей дорогу; что оскорбивший женщину, делом или неприличными словами подвергается наказанию; что если гражданин отсылает от себя жену, невиновную ни в нарушении верности, ни в намерении отравить его, ни в воровстве, то половина его имущества отдается жене, а другая храму Цереры. – Как в других эпизодах легенды об основании Рима, так и в рассказе о похищении сабинянок древние религиозные обычаи похищения невест и бракосочетания были соединены в одно целое с теми историческими фактами, что на Квиринальском и Капитолийском холмах существовало сабинское поселение, а на Палатинском холме было поселение, называвшееся Римом, и что эти два поселения слились в одно. Рассказ о похищении сабинянок проще всего объясняется, по замечанию Ине, обрядами римской свадьбы: «жених как будто силой уводил невесту из дома её родных; ее провожали в новое жилище трое юношей; жених переносил се через порог; когда причесывали волоса её, то делали пробор острием копья. Римская девушка выходила замуж как будто по принуждению и делала вид, что она огорчена».

Историческое значение легенды об основании Рима

В легендарных сказаниях об основании Рима, которые развивались в течение веков прежде, чем были записаны, прикрыт поэзиею тот исторический факт, что латинское поселение, находившееся на Палатинском холме, вступило в союз, а потом соединилось в одну общину с сабинским поселением, находившемся на Квиринальском и Капитолийском холмах, что латины и сабиняне соединились в одно государство на равных правах. Об этом факте свидетельствует и предание, что Ромул разделил народ на три трибы, т. е. на три племени; имена триб были: Рамны, Тиции, Луцеры. Рамны, без сомнения, были латины Палатинского поселения, тиции – сабиняне Тита Тация; но о том, кто были луцеры, ученые думают неодинаково; по мнению одних, это были этруски , имевшие поселение на Целийском холме и соединившееся с латинами и сабинянами на равных правах позже соединения этих двух племен между собою; другие полагают, что на Целийском холме поселились латины из Альбалонги, так что луцеры были латины. Моммзен думает, что в древнейшем разделении народа на три трибы сохранился след происхождения Рима из слияния трех поселений, прежде бывших, вероятно, независимыми; жители этих поселений рамны, тиции, луцеры имели прежде каждые свой особый округ; таким образом Рим произошел подобно тому, как возникли в Аттике Афины: жители разных округов соединились в один город. Основной элемент составляли, по мнению Моммзена, сабиняне; к ним, вероятно, присоединились переселенцы из других сабелльских племен; население города на Палатинском холме было сабинское; впоследствии с «городом семи холмов» соединилось поселение римлян, бывшее на Квиринале. Но остается темно, по мнению Моммзена, кто были луцеры; достоверным кажется то, что община, жившая на Целийском холме, первоначально находилась в менее тесных отношениях к римлянам и сабинянам, чем находились они друг к другу; быть может, она была сначала подчинена им и только уже впоследствии получила политическую равноправность. Племена, из которых составилась римская община, имели одинаковые государственные учреждения, одинаковые обычаи, религиозные понятия и обряды; они привыкли быть в соседских отношениях между собою; вероятно заключали между собою договоры, что граждане одного поселения могут приобретать в другом собственность; вероятно брачные союзы между ними были равноправные; конечно между ними был союз гостеприимства; все это должно было содействовать тому, что они довольно скоро соединились в одну общину. Слияние разных племен в одно неразрывное целое легенда характеризует рассказом о символическом обряде: переселенцы, основывавшие Рим, принесли с собою куски земли и первые плоды из родных мест, выкопали яму и бросили их туда в знак того, что каждый будет иметь теперь в новом городе свою родную землю и переносить на него все те чувства привязанности, какие имел к родине. Яма эта называлась mundus. Новейшие ученые считают ошибочным то мнение, что первоначально были две независимые общины: римская на Палатинском холме и квиритская в Куресе и что, когда куресская община вошла в состав римской, то имя её жителей «квириты» вытеснило из богослужебного и юридического языка имя римлян, принадлежавшее Палатинской общине. Теперь полагают, что название «квириты» значит «копьеносцы» и что оно было почетным именем военного сословия в отличие от всего состава римского населения.

Смерть Ромула

Время правления двух царей было непродолжительно. Тит Таций, человек жестокий, был, на народном празднике в Лавинии, убит жителями Лаврента, которых обидел тем, что не позволил им мстить за кровь его родственникам, виновным в убийстве. Его похоронили в лавровой роще Авентинского холма. Ромул остался царем один, и правил, как говорит легенда, справедливо и кротко; уважал мнения сената, чтил богов и знамения воли их, устроил войско, составил отряд всадников, смирил Фидены и победил могущественный город Вейи, дал Риму благоустройство, сделал его сильным государством. Он царствовал со славою тридцать семь лет и внезапно исчез из среды людей. Во время смотра на Марсовом поле поднялась гроза; при грохоте грома и блеске молнии он был вознесен на колеснице Марсом на небо вести вечную блаженную жизнь с бессмертными богами. Народ, т. е. община римских копьеносцев (квиритов), стала чтить его, как бога, под именем Квирина, по полученному от него самого повелению. Таким образом служение Марсу стало основою единства двух племен, слившихся в римскую общину.

Междуцарствие и Нума Помпилий (714-672 до Р. Х.)

Упрочить основанное на военной силе государство гражданским и религиозным благоустройством было, говорит легенда, главною заботою второго царя, Нумы Помпилия , мудрого и благочестивого сабинянина, уроженца Куреса, избранного народом после довольно долгого междуцарствия. Чтобы приучить народ к мирному, законному порядку и к почитанию богов, он избегал войны, так что храм Януса, стоявший при входе на площадь народных собраний, оставался заперт во все продолжение его царствования (стр. 28); такое счастье Рим испытал до самого правления Августа только один раз, в годы по окончании первой Пунической войны. Пользуясь мирным временем, Нума установил обряды богослужения и учредил коллегию жрецов, чтобы смягчить духовной дисциплиной грубых людей, которых до той поры удерживала в порядке только военная дисциплина, и облагородить их нравы. Он соединил латинских и сабинских богов в одну религиозную систему, построил им храмы и жертвенники, укрепил религиозной связью государственный союз разных племен, установил те религиозные обряды, молитвы и заповеди, которые приобрели такое важное значение в государственной жизни Рима, организовал жреческое сословие, распределив его на разряды, учредил коллегии авгуров и религиозные братства.

Обряды богослужения, установленные Нумою, были просты сообразно простоте народного быта; но он хотел подчинить все стороны жизни строгим религиозным правилам. Он заповедал молиться богам при начатии всякого дела; малейшая ошибка в исполнении предписанных обрядов богослужения требовала новых обрядов для покрытия этой вины перед богами. Мы уже говорили о тех божествах, служение которым было учреждено Нумою; это были: Веста, на очаге которой поддерживался священный огонь чистыми руками служивших ей девушек весталок; вечный огонь на очаге Весты был символом невидимого пламени жизни государства; двулицый Янус, бог всякого начала; боги земледелия и поземельной собственности; сабинский бог войны и весны Марс и окружавшие его божества. Мы уже говорили и о жреческих коллегиях, совершавших богослужение и наблюдавших за исполнением обрядов подчиненными им священнослужителями (стр. 34 след.).

Законодательная деятельность Нумы не ограничивалась религиозными делами; он заботился также о введении благоустройства в гражданскую жизнь, в хозяйственный быт народа. Он роздал бедным гражданам завоеванные Ромулом земли и, чтобы пробудить чувство законности, упрочить порядок имущественных отношений, разграничил поземельные владения бороздами и межевыми камнями. Он старался о развитии торговли и ремесл, соединил ремесленников в корпорации, учредил собрания, жертвоприношения, праздники каждой корпорации, установил правила торговли на рынке. Чтобы поднять уважение к праву собственности, приучить народ к честности в торговых и всяких других делах, он ввел служение богу межей, Термину, и богине верности, Фидес (Fides), построил храмы и установил праздники им.

Нимфа Эгерия

Руководительницею Нумы в этой благотворной законодательной деятельности была нимфа Эгерия, которая беседовала с ним по ночам в своей священной роще, открывала ему волю богов, и научила его смягчать громовержца Юпитера бескровными жертвами. Прежде Юпитеру приносили в жертву людей; теперь он стал довольствоваться жертвами, который были символами человеческих жертвоприношений: вместо людей стали приносить ему луковицы, волоса и сарделей. Простота богослужения, установленного Нумою, видна особенно из того, что почти все жертвы были бескровные.

Значение легенды о Ромуле и Нуме

Правление миролюбивого царя Нумы продолжалось сорок три года; народное сказание прославляет это время ненарушимого спокойствия, благоустройства, тихого счастия, как второй золотой век; справедливость, богобоязненность и радость владычествовали тогда в государстве. Когда скончался тихою смертью благочестивый царь, бывший примером всех добродетелей, народ печалился, как будто каждый лишился отца. В таком сиянии передала легенда черты второго царя Рима потомству. Нума и Ромул – олицетворения тех деятельностей, которыми положено было прочное основание будущему Риму: в Ромуле олицетворено мужество, в Нуме – уважение к богам; эти два качества считались в древности двумя коренными гражданскими добродетелями; они были необходимы для Рима, из них развилось могущество этого города, самое имя которого значит «сила» (Roma). Потому легенда и поставила в начале истории Рима военного царя Ромула и мирного царя, установителя богобоязненности, Нуму, сделала основателями государства представителей коренных сил его; она говорит, что Нума был учеником Пифагора; она не обращает внимания на хронологическую невозможность этого и тем сама показывает, что Нуму следует считать не действительным лицом, а только олицетворением религиозных и нравственных учреждений.

Тулл Гостилий (671-640 до Р. Х.)

После междуцарствия третьим царем Рима стал храбрый латинский воин Тулл Гостилий , пошедший путем Ромула и потому называемый в легенде родственником его. Латинские поселяне делали набеги на римскую землю, римляне на латинскую; из этого возникли неудовольствия, потом началась и война между Римом и Альбалонгою. Войска встретились в пяти милях от Рима и готовились вступить в битву, но вместо того согласились, чтобы спор был решен поединком трех братьев Горациев с тремя братьями Куриациями. Храбростью и военной хитростью одного из Горациев победа была доставлена Риму, и Альбалонга покорилась римлянам.

Легенда о бое Горациев с Куриациями

Войска стояли в боевом порядке, готовые к сражению, говорит легенда, но, желая избежать излишнего кровопролития, согласились, чтобы спор был решен поединком: которая сторона победит на поединке, та будет господствовать над другой. И в том и в другом войске находилось по три брата, которые были все три близнецы; она были родственниками между собою, были равны летами и силой Они были избраны решить поединком судьбу Альбалонги и Рима. Войска стояли зрителями поединка. Когда избранные воины сошлись, говорит Ливий, и заблистали мечи, все вздрогнули; а пока не видно было, на какую сторону склонится победа, все стояла молча, затаив дыхание. Начался рукопашный бой, показалась кровь; двое из римлян, один после другого, упали мертвые, а все три альбанца были ранены. Римлянин, который оставался жив один, не был ранен и употребил хитрость. Чтобы разделить своих противников, он обратился в бегство, рассчитывая, что они будут бежать за ним не с равной быстротой, потому что раны их были неодинаково тяжелы. Так это и вышло. Оглянувшись через несколько времени, он увидал, что они бегут за ним на больших расстояниях друг от друга, и что один уж недалеко от него. Он бросился на этого переднего очень быстро и убил его, прежде чем другие подоспели; убив первого, он бросился на второго, победил и его; тогда уже почти не осталось сомнения в том, чем кончится бой. Третий, который от слабости едва мог держать щит, не устоял против ободренного победой римлянина, был убит, и смерть его решила, что Альбалонга должна покориться Риму. Радостно пошло домой римское войско. Впереди шел Гораций, неся оружие побежденных противников. Когда он подходил к Риму, встретила его у Капенских ворот сестра, девушка, бывшая невестой одного из Куриациев. Увидев на плече брата пеструю военную одежду жениха, которую ткала для него сама, она стала рвать на себе волосы, произнося с воплями имя своего жениха. Брат вспыхнул досадой на то, что сестра плачет о его победе, печалится при великой всеобщей радости; он выхватил меч и пронзил сестру со словами: «иди к твоему жениху, забывшая отечество! так да погибнет каждая римлянка, которая будет печалиться о смерти врага!» Сенаторов и граждан привело в ужас это дело, но убивший сестру оказал великую услугу родине. Впрочем все‑таки его предали суду. Но закону следовало его наказать смертью. Но старик отец со слезами просил не сделать совершении бездетным его, который еще так недавно был богат прекрасными детьми; сжалившись над отцом, народ, к которому Гораций обратился с просьбой о пощаде, избавил его от смерти, но в наказание за убийство осудил его пройти с закрытой головой под ярмо, – так называлось положенное на два стоячие копья третье копье.

Клятва Горациев. Картина Ж.-Л. Давида, 1784

Поединок Горациев с Куриациями был одним из любимых преданий римлян. Старинные памятники в самом городе и за городом служили подтверждением этому сказанию. В Риме было ярмо сестры (Sororium tigillum), памятник древнейшего случая наказания за убийство по суду народа; был столб Горация (pila Horatia), на котором победитель повесил оружие побежденных; у Капенских ворот был надгробный памятник убитой сестры, – груда камней; на поле, где происходил поединок, были гробницы трех Куриациев и двух убитых Горациев: был ров, называвшийся Клуилиевым и считавшийся рвом, который был проведен кругом альбанского стана.

Разрушение Альбалонги

По договору, заключенному перед поединком, Альбалонга должна была теперь повиноваться Риму, и граждане её должны были ходить на войну вместе с римлянами под начальством римского царя. Но им, гражданам старейшего знаменитого города, тяжело было находиться в подчинении Риму, городу новому; их царь Меттий Фуфеций хотел коварством избавить Альбалонгу от обидного подчинения Риму. Он внушил гражданам Фиден и Вей идти войной на Рим. Тулл Гостилий пошел против них; вместе с римлянами шли и альбанцы под начальством своего царя. Когда началось сражение, Меттий Фуфеций отошел с своим войском на холм и смотрел, на чью сторону будет склоняться победа. Тулл Гостилий не смутился и закричал римлянам, что Меттий пошел в сторону по его приказанию, чтобы напасть сбоку на неприятеля. Благодаря этой находчивости царя, римляне не оробели и одержали победу. Неприятель обратился в бегство и потерпел большой урон. Тулл Гостилий совершил строгий суд над неверными союзниками. Он велел привязать Меттия Фуфеция к лошадям и разорвать по полам, погнав их в разные стороны, за то, что сердце его было предательски разделено между союзниками и врагами. Альбанцам он велел покинуть родной город и переселиться в Рим. При звуке труб, римляне разрушили Альбалонгу, оставив только храмы. На том месте, где стоял древний знаменитый город, остались теперь только храмы и груды развалин.

Легенда говорит, что альбанцы были поселены на Целийском холме, и что от переселения их число граждан Рима удвоилось, что поэтому Тулл Гостилий увеличил вдвое число всадников: прежде было три центурии, т. е. 300 человек всадников, теперь стало 600 человек. Многие знатные альбанские фамилии были приняты в число римских патрициев, как например: Юлии, Эмилии, Квинкции, Цецилии, Клелии; число сенаторов увеличилось и, сообразно тому, Тулл Гостилий построил для сената новое здание, Гостилиеву Курию.

Рим становится главой Латинского союза

Тулл потребовал, чтобы латины, признававшие Альбалонгу главою своего союза, признали теперь Рим получившим её права. Латины не согласились признать Рим главою своего союза, и Тулл начал войну с ними; она длилась много лет и кончилась тем, что был заключен договор, по которому Рим и латинские города вступили между собою в союз; обе стороны должны были иметь равные права; римляне могли свободно селиться в латинских городах, латины в Риме, браки между ними признавались полноправными. В пользу Рима кончилась и война с сабинянами, возникшая из-за того, что на празднике и ярмарке в роще сабинской богини Феронии были ограблены римские купцы. Но от продолжительных войн нравы римлян огрубели, религиозные постановления Нумы пришли в упадок; боги прогневались, царь для смягчения их стал совершать обряд, но не по должному порядку, и вместе с своим домом был сожжен молниею. Царствование его длилось 32 года.

Там упоминалась такая информация, что по иронии судьбы, русское слово « царь» произошло от латинского«цезарь» , «кесарь» . А по иронии потому, что первый кесарь, давший своим именем титул всем последующим римским императорам, был Гай Юлий Цезарь, который царем (в латинском значении rex ) как раз быть не хотел! Дело в том, что цари в Риме за 500 лет до правления Цезаря были свергнуты, и само это имя их было ненавистно римлянам.

Про Цезаря и дальнейших правителей все более менее знают, а вот давайте сейчас окунемся в эпоху последних царей РИМА …

Древнеримским царством именуется период с 753 года до н.э. – даты, принятой за основание Рима, – до свержения последнего царя Тарквиния Гордого и установления республики в 509 году до н.э., именуемый также «эпохой семи царей». В истории многих государств имеется так называемый «мифологический период», о котором известно слишком мало из-за древности событий, пересказанных много столетий спустя. Об эпохе семи царей мы можем судить лишь по источникам, созданным в годы Римской республики и даже куда более поздней империи. Однако, как нельзя представить себе античную Элладу без героического эпоса Гомера, рассказывающего нам о древнейших временах, так и царский период Древнего Рима является неотъемлемой частью его истории: неожиданное изменение общественно-политического устройства с монархии на республику стало сакральной легендой, объединяющей народ Рима все последующие столетия.

С чего всё начиналось

Апеннинский полуостров, расположенный в самом центре Средиземного моря, испокон веков привлекал людей своим удобным расположением и мягким климатом. Согласно греческим легендам, знаменитый Геракл посещал италийские земли, а историки говорят о микенской колонизации полуострова ещё в XIII веке до н.э. Считается, что первое государство на полуострове основала цивилизация этрусков, активно перенимавшая культуру соседей – греков и финикийцев. В конце концов, господствующую позицию в регионе заняли племена италийцев, в том числе латины.

Согласно римской мифологии, после событий знаменитой Троянской войны к побережью Апеннин пристали корабли бежавших троянцев во главе с героем Энеем. Отсюда берёт своё начало одна из легенд об основании Рима – уставшие от длительных скитаний троянцы обосновались в италийских землях по соседству с латинами, а один из местных царей даже выдал за Энея свою дочь. В результате столь выгодного марьяжа Эней становится следующим царём латинов, а равно и новых переселенцев. Его сын Асканий-Юл перенёс столицу объединённого государства в новый город Альба-Лонга (руины которого и по сей день можно увидеть к юго-востоку от Рима) и сплотил вокруг него Латинский союз.

Марс и Рея Сильвия. Художник Питер Пауль Рубенс, ок. 1616 г.

В те далёкие времена война была делом самым обычным, практически бытовым, тем более – война за престол. Совершенно не удивительно, что четырнадцатый по счёту царь Альба-Лонги, Нумитор, был свергнут своим же младшим братом Амулием. Новоиспечённый правитель, желая обезопасить свою власть, убил племянника, а племянницу Рею Сильвию сделал жрицей богини Весты. С точки зрения политики это был очень мудрый ход, поскольку весталки с одной стороны пользовались огромным уважением и обладали неприкосновенностью, а с другой – обязывались хранить девственную чистоту в течение тридцати лет. Нарушение обета целомудрия каралось весьма строго, вплоть до погребения заживо.

Далее, в полном соответствии с традициями античных мифов, юную Сильвию посетил бог Марс, меж ними вспыхнула бурная страсть, а спустя положенный срок у весталки родились близнецы – Ромул и Рем. В целом, в этой истории нет ничего необычного, поскольку боги Олимпа многократно спускались на Землю и вступали в связь со смертными женщинами. Но в данном случае следует помнить, что сам факт беременности весталки для древнего общества – ужасный скандал, а божественное отцовство ещё следовало доказать: не пригласишь же лично Марса на жреческий суд для дачи показаний?!

Впрочем, имелось и более существенное осложнение. Как мы помним, Рея Сильвия стала весталкой не по собственной воле, а по приказу своего дяди-узурпатора, дабы не оставить потомства, способного однажды свергнуть царя. Разгневанный Амулий приказал бросить близнецов в Тибр, рассчитывая таким образом покончить с потенциальными претендентами на престол. Последующее развитие этой истории может быть известно уважаемому читателю ещё со времён школьной программы: близнецы выжили, были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом Фастулом. Когда братья выросли, они поквитались с Амулием и вернули трон Альба-Лонги своему деду Нумитору. Старый царь отправил их основать новую колонию, в результате спора о наиболее подходящем для поселения месте Ромул убил Рема на Палатинском холме, построил там город Рим и стал первый его царём.

Как обычно и бывает при основании новых колоний (вспомним историю освоения европейцами Америки!), изначально население Рима составляли преступники и изгнанники из соседних италийских и греческих государств. Действительно, зачем человеку, имеющему доходное хозяйство на берегу тёплого моря, бросать прадедовскую ферму и отправляться на поиски счастья в новопостроенный город? Как мы уже говорили, война в те времена была делом самым обыденным, а потому разномастные и маргинальные обитатели юного Рима начали активно расширять свою сферу влияния за счёт соседей: сабинян, латинов и этрусков. Даже бывшая метрополия Альба-Лонга был захвачена и уничтожена молодым государством.

Рим многое перенял от своих соседей, в том числе и традицию царской власти. Однако в Риме полномочия монарха исходно были ограничены, трон изначально не передавался по наследству, а царя избирали. Такой полуреспубликанский уклад привёл впоследствии к возникновению бесконечных интриг, заговоров и свар, повлиявших в итоге на появление Римской республики.

Ромул

Ромул, внук Нумитора, царя Альба-Лонги, сын весталки Сильвии и самого бога Марса, вскормленный волчицей и убивший собственного брата – богатая родословная и сомнительная биография, что, впрочем, не помешало Ромулу стать не только основателем великого Рима, но и самым известным его царём. Согласно римским легендам, он правил с 753 по 716 гг. до н.э. Во времена Ромула к Риму присоединились некоторые этруски и сабиняне; считается, что именно он создал Сенат из «ста отцов» и разделил население Рима на три основные части – трибы, возглавляемые выборными трибунами: латиняне, сабиняне и этруски. Каждая из триб, в свою очередь, делилась ещё на десять курий, курии же выбирали на государственные должности самых достойных и бесстрашных мужей.

Ромул, победитель Акрона, приносит богатые дары в храм Юпитера. Художник Жан Огюст Энгр, 1812 г. Акрон был правителем сабинян во время войны из-за похищенных римлянами женщин-сабинянок

Знатных римлян, прославленных доблестью и богатством, называли «отцами» (а их потомков – «патрициями»), безвестных и бедных – плебеями. Патриции занимали политические, жреческие и судейские должности, тогда как плебеям оставались земледелие и ремесла. Такое социальное расслоение сохранилось на многие века, хотя во времена поздней Республики границы между сословиями стали скорее формальностью.

О смерти Ромула существует несколько легенд, вплоть до его божественного вознесения на Олимп. Однако античные историки куда более прозаичны. Дадим слово Плутарху:

«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином».

Плутарх не говорит ничего прямо, обходясь намёками, которые, впрочем, вполне ясны – высшая аристократия была недовольна Ромулом, и, скорее всего, сын Марса стал жертвой заговора. Красивая легенда об отправке Ромула напрямую на Олимп, вероятно, появилась позднее, чтобы отвести подозрения от патрициев.

Время правления двух царей было непродолжительно. Тит Таций, человек жестокий, был, на народном празднике в Лавинии, убит жителями Лаврента, которых обидел тем, что не позволил им мстить за кровь его родственникам, виновным в убийстве. Его похоронили в лавровой роще Авентинского холма. Ромул остался царем один, и правил, как говорит легенда, справедливо и кротко; уважал мнения сената, чтил богов и знамения воли их, устроил войско, составил отряд всадников, смирил Фидены и победил могущественный город Вейи, дал Риму благоустройство, сделал его сильным государством. Он царствовал со славою тридцать семь лет и внезапно исчез из среды людей. Во время смотра на Марсовом поле поднялась гроза; при грохоте грома и блеске молнии он был вознесен на колеснице Марсом на небо вести вечную блаженную жизнь с бессмертными богами. Народ, т. е. община римских копьеносцев (квиритов), стала чтить его, как бога, под именем Квирина, по полученному от него самого повелению. Таким образом служение Марсу стало основою единства двух племен, слившихся в римскую общину.

Нума Помпилий

Упрочить основанное на военной силе государство гражданским и религиозным благоустройством было, говорит легенда, главною заботою второго царя, Нумы Помпилия , мудрого и благочестивого сабинянина, уроженца Куреса, избранного народом после довольно долгого междуцарствия. Чтобы приучить народ к мирному, законному порядку и к почитанию богов, он избегал войны, так что храм Януса, стоявший при входе на площадь народных собраний, оставался заперт во все продолжение его царствования (стр. 28); такое счастье Рим испытал до самого правления Августа только один раз, в годы по окончании первой Пунической войны. Пользуясь мирным временем, Нума установил обряды богослужения и учредил коллегию жрецов, чтобы смягчить духовной дисциплиной грубых людей, которых до той поры удерживала в порядке только военная дисциплина, и облагородить их нравы. Он соединил латинских и сабинских богов в одну религиозную систему, построил им храмы и жертвенники, укрепил религиозной связью государственный союз разных племен, установил те религиозные обряды, молитвы и заповеди, которые приобрели такое важное значение в государственной жизни Рима, организовал жреческое сословие, распределив его на разряды, учредил коллегии авгуров и религиозные братства.

Обряды богослужения, установленные Нумою, были просты сообразно простоте народного быта; но он хотел подчинить все стороны жизни строгим религиозным правилам. Он заповедал молиться богам при начатии всякого дела; малейшая ошибка в исполнении предписанных обрядов богослужения требовала новых обрядов для покрытия этой вины перед богами. Мы уже говорили о тех божествах, служение которым было учреждено Нумою; это были: Веста, на очаге которой поддерживался священный огонь чистыми руками служивших ей девушек весталок; вечный огонь на очаге Весты был символом невидимого пламени жизни государства; двулицый Янус, бог всякого начала; боги земледелия и поземельной собственности; сабинский бог войны и весны Марс и окружавшие его божества.

Законодательная деятельность Нумы не ограничивалась религиозными делами; он заботился также о введении благоустройства в гражданскую жизнь, в хозяйственный быт народа. Он роздал бедным гражданам завоеванные Ромулом земли и, чтобы пробудить чувство законности, упрочить порядок имущественных отношений, разграничил поземельные владения бороздами и межевыми камнями. Он старался о развитии торговли и ремесл, соединил ремесленников в корпорации, учредил собрания, жертвоприношения, праздники каждой корпорации, установил правила торговли на рынке. Чтобы поднять уважение к праву собственности, приучить народ к честности в торговых и всяких других делах, он ввел служение богу межей, Термину, и богине верности, Фидес (Fides), построил храмы и установил праздники им.

Схема расселения италийских племён в эпоху семи царей

Успехи второго римского царя сложно переоценить: именно он «навёл порядок» в молодом государстве, стараясь приучить римлян не только к постоянным битвам, но и к мирной жизни. При Нуме Помпилии было создано описание всех земель, принадлежащих Риму, учреждены ремесленные цеха и календарь на 355 дней. Он же запретил человеческие жертвоприношения (к которым римляне всё равно прибегали в тяжкие времена, например во время второй Пунической войны), а в годы его правления Рим вообще не вёл завоевательных кампаний. Нума Помпилий скончался в возрасте 80 лет, был кремирован, а прах захоронен на Яникульском холме.

Тулл Гостилий

Третий царь Рима, Тулл Гостилий, выбранный патрициями, как и его предшественник, правил с 673 по 641 гг. до н.э. До своего избрания Тулл занимался земледелием, но со вступлением на престол в нём проснулись честолюбие и, возможно, «зов крови», поскольку он был внуком храбрейшего римского воина Гостия Гостилия. В результате войны с соседями Тулл Гостилий смог окончательно покорить Альба-Лонгу и победить сабинян, расширив территорию Рима и удвоив его население. Впоследствии Альба-Лонга была разрушена до основания. Однако если разрушение Альба-Лонги признаётся исторически достоверным фактом, то смерть Тулла Гостилия мифологизирована: увлёкшись войнами и забыв про служение богам, он прогневал Юпитера и был убит молнией.

Анк Марций

Четвёртый царь, Анк Марций, правивший в 640–616 гг. до н.э., приходился внуком Нуме Помпилию. Мудростью и миролюбием он во многом походил на своего деда, в годы правления покровительствовал ремеслам, торговле и земледелию, но, в отличие от деда, ему пришлось ввязаться в войну с соседями. Восставшие против Рима племена латинов, сабинян, этрусков и вольсков были разгромлены в сражении при Медуллии, войско Марция завладело городами Политорий, Теллен и Фиканы.

Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний

Луций Тарквиний Приск, более известный как Тарквиний Древний, пятый царь Древнего Рима, правил с 616 по 579 гг. до н.э. По происхождению он был грек, его родиной был этрусский город Тарквиния. Позже он переселился в Рим и благодаря своему богатству и мудрости стал одним из самых влиятельных людей города.

Этот Тарквиний, которого римляне называют Старшим (собственно старым, priscus), был энергический государь. Латины, нарушив договор, заключенный с Анком Марцием, вторглись в римские владения. Тарквиний пошел на них, победил их в нескольких сражениях и завоевал много городов или восставших против Рима, или не бывших прежде подвластными ему: Корникул, Апиолы, Камерию, Крустумерий, Медуллию, Номент, Коллацию, несколько других. Еще большею опасностью грозила Риму война с сабинянами: эти храбрые горцы, перешедши Анион, неожиданно подступили к воротам Рима. Первое сражение с ними осталось нерешительным; но потом Тарквиний, пустив по реке зажженные плоты, зажег мост через нее; сабиняне смутились, видя, что путь отступления отрезан, были разбиты, принуждены просить мира и признать над собою власть Рима. Счастливо воевал Тарквиний и с этрусками; одержав над ними решительную победу при Эрете, он принудил этрусскую федерацию признать его своим главою и дать ему атрибуты этрусского царя. Таким образом, но римской легенде, Рим при Тарквинии Старшем был владыкою латинского союза, сабинского народа и этрусского союза. Очень деятельно Тарквиний Старший заботился и о внутреннем благоустройстве государства. Он установил справедливые отношения между старыми и новыми гражданами. Авгур Атт Навий не допустил его удвоить, как он хотел, число триб; но он удвоил число родов и всадников, из которых состояли трибы и центурии. Более всего проявил он свое царственное величие возведением громадных сооружений.

Чтоб осушить болотистые низменности города, он построил подземные каналы для стока воды (клоаки); эти галереи – изумительная постройка необыкновенной прочности. В осушенной таким образом долине между первоначальным Римом Палатинского холма и Капитолийским холмом он отделил большой участок земли для площади народных собраний и рынка (Forum и Comitium), построил кругом его колоннады, роздал места желавшим построить лавки. Осушенный луг между Палатином и Авентином он выровнял и устроил на нем цирк: по окружности пространства, назначенного для игр, он для каждой курии определил место, на котором её сенаторы и всадники сделали себе подмостки смотреть на игры. После того каждый год в сентябрьские иды происходили в этом цирке «римские игры», великий праздник города Рима»; сначала этот праздник занимал только один день, потом стал длиться четыре дня. Главную часть его составлял бег колесниц; кроме того на нем давались простонародные спектакли комического содержания, были разные другие развлечения для народа, музыка, танцы. Последним великим сооружением, которое предпринял Тарквиний, было построение храма Юпитера Капитолийского; но он успел возвести только фундамент. Сыновья Анка Марция, досадовавшие на него за то, что он отнял у них престол, подослали убийц, переодетых пастухами, и Тарквиний был убит ударом секиры.

Сервий Туллий

Однако сыновья Анка Марция с детства затаили злобу на выбранного царя, поскольку считали, что трон должен был достаться им. По примеру Ромула и Рема, свергнувших незаконного царя, они сообща убили Тарквиния, вызвав возмущение как аристократии, так и плебеев. Сыновья Марция были изгнаны из Рима, а престол занял приёмный сын убитого царя – Сервий Туллий, ставший шестым царём Рима, правившим в 578–535 гг. до н.э. Сервий родился в Корникуле, разрушенном римскими войсками Тарквиния Древнего, его отец погиб в бою, а мать попала в плен к захватчикам и стала приближённой жены римского царя. Сервий был рабом в царском доме, но получил хорошее греческого образование, участвовал в военных походах Рима, и Тарквиний выдал за него свою вторую дочь. Тут надо обязательно заметить, что в столь древние времена институт рабства выглядел совершенно иначе, чем при поздней Римской республике или империи – личная зависимость не являлась чем-то позорным, рабы являлись скорее младшими членами семьи, а не «говорящими инструментами».

Этрусские воины. Современная иллюстрация

Начало своего царствования новый правитель отметил очередной победой над этрусками и постройкой храма Дианы на Авентинском холме. Город усилился настолько, что соседи не торопились воевать с Римом, а у нового царя было достаточно времени для проведения реформ. Сервий Туллий ввёл представителей плебеев в состав римской общины, разделил население на пять классов по имущественному цензу и заменил родовые трибы на территориальные: четыре городские и семнадцать сельских. Новый царь выкупал бедняков из рабства и всячески способствовал росту благосостояния народа Рима, за что его особенно чтили плебеи, но недолюбливали патриции и Сенат.

Остатки стен Сервия Туллия в Риме. Рисунок конца XIX века

Луций Тарквиний

Седьмой и последний царь Рима Луций Тарквиний, получивший прозвище «Гордый», был сыном царя Тарквиния Древнего. Когда его отца убили, он был ещё младенцем. Сервий Туллий, чтобы не повторить судьбу своего предшественника, всячески старался расположить Луция и его брата Аруна к себе и выдал за потомков Тарквиния своих дочерей. Однако Луций, в сговоре с Сенатом, сначала убил своего брата и его жену, а потом расправился с Сервием, объявив себя царём Рима.

Своё правление он начал с репрессий против сторонников Сервия. Сенат сократился вдвое, многие патриции были изгнаны в результате козней и доносов, да и оставшихся членов совета новый царь не спешил собирать, предпочитая решать все вопросы самостоятельно или с помощью своих приближённых.

В сфере внешней политики Тарквиний Гордый наломал немало дров, предпочитая метод кнута и совершенно позабыв о пряниках – латинские города оставались в сфере влияния Рима, но подавление любых попыток сабинян и этрусков проявить минимальную самостоятельность привело к росту недовольства. Жестокое правление, нежелание считаться с Сенатом и аристократическими семьями, злоупотребления властью и откровенное самодурство настроили против Тарквиния все слои общества. Последней каплей, переполнившей чашу терпения римлян, стало то, что младший сын царя Тарквиний Секст воспылал страстью к Лукреции – жене патриция Тарквиния Коллатина и дочери консула Спурия Лукреция Триципитина, и, угрожая, совершил над ней насилие. Лукреция рассказала об этом мужу и заколола себя. Родственники Лукреции, Луций Юний Брут и Публий Валерий Публикола вынесли её тело на Форум и убедили граждан изгнать жестокого царя.

Лукреция и Тарквиний. Художник Питер Пауль Рубенс, ок. 1609–1611 гг.

Тарквиния Гордого вместе с сыновьями выставили из Рима, и им пришлось бежать в Этрурию. Изгнанный царь заручился поддержкой латинян и поднял восстание против Рима, но проиграл в битве при озере Регил в 496 году, где погибли все его сыновья. Сам Тарквиний укрылся в греческих землях, где и умер в безвестности год спустя.

В Риме установилась республика, на ранних этапах принёсшая государству невиданное прежде процветание и формально существовавшая с 509 по 27 годы до н.э. Любопытно, что два избираемых на год консула обладали поистине царскими полномочиями, но срок их правления был жёстко ограничен, а в римские законы была добавлена статья, гласящая, что любой человек, возжелавший cтать царём Рима, должен быть убит без суда…

История римских царей, кончающаяся изгнанием Тарквиния, страдает непримиримыми внутренними противоречиями и в содержании своем, и в хронологии; это неоспоримо. Римские цари должны быть признаны мифическими лицами, представителями главных фазисов развития римского государства в первые времена его существования; они – лишь олицетворения главных фактов первоначальной римской истории тех времен, когда соединились в один город разные поселения на холмах римской местности. Совершенно невероятно то, что семь царей, которые вступали на престол уже возмужавшими людьми и из которых только два умерли естественною смертью, царствовали все по нескольку десятков лет, так что сумма их царствований составляла 240 лет, или 244 года. Сколько времени длился период правления царей, кто были они, в каком порядке шли факты, мы не можем определить с достоверностью. Мы должны довольствоваться общими понятиями об устройстве римского государства, какие можно извлечь из преданий о временах царей, или какие мы можем составить себе по событиям позднейшей эпохи. В следующем отделе мы дадим очерк этих сведений на основании трудов Нибура и новейших ученых. Кто были лица, давшие Риму его учреждения, мы не может определить. Имена царей, передаваемые нам легендою, служат в ней только рамками, которыми объединяются факты известного разряда: в этих именах так же мало достоверности, как и в поэтических рассказах, которыми вымысел позднейшего времени украсил события, нанизанные на эти имена. Блеск времен римских царей, и в особенности Тарквиниев, похож на отблеск зари, в котором сливаются очертания предметов на краю горизонта.

История царей, говорит один из новейших исследователей, Ине, не основана ни на документах, ни даже на народном предании; она составлена во времена сравнительно поздние и составлена посредством, сознательных вымыслов искусственным образом. Она – ряд опытов дать историческое объяснение тому, как возникли политические учреждения, религиозные и общественные обычаи, объяснить имена местностей, построение храмов или других зданий и придать определительность туманным мыслям народа о старине. В те чуждые критике времена, не колеблясь, относили к эпохе царей все, что казалось принадлежащим старине, и легковерие помогало вымыслу. Ине доказывает, что «изгнание Тарквиниев не было только переменою формы правления, превращением монархии в республику; оно обозначает собою восстание латино‑сабинского народа против этрусков, которые несколько времени владычествовали над Лациумом».

ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=76820

Несколько десятков укрепленных центров латинян были объединены в союз, во главе которого стоял город Альба Лонга. Ежегодно представители латинских общин сходились на вершине Альбанской горы, чтобы справить общие так называемые Латинские празднества. Общим для всех латинян был также культ богини Дианы, святилище которой находилось на озере Неми. В Х в. до н. э, как показывают археологические раскопки, небольшая группа латинян поселилась на Тибре, с западной стороны Палатинского холма, откуда можно было легко заметить приближавшегося неприятеля. Так возникло прямоугольное селение, обнесенное валом и палисадником, - упоминаемый римскими историками «квадратный Рим». Это было за два столетия до того, как, согласно Марку Теренцию Варрону (I в. до н. э.), в 753 г. до н. э. был основан город Рим.

Люди, жившие на Палатине, сжигали своих мертвых; их погребальный обряд во многом сходен с тем, который был распространен в Альбе Лонге, что говорит в пользу гипотезы об альбанском происхождении первых обитателей Рима. Несколько десятков лет спустя они заселили частично также соседние холмы Целий и Эсквилин. На рубеже VII–VI. вв. до н. э. сложился «город четырех кварталов», занимавший уже 285 гектаров и охвативший помимо уже названных холмов Квиринал и Виминал. Пространство между этими холмами и Палатином стало центром города: здесь возник Форум Романум, ставший на долгие столетия средоточием государственной жизни Рима. Кроме латинян, сжигавших тела умерших, в нарождавшемся городе жили сабиняне, хоронившие покойников в земле. В возникновении из слабо связанных между собой поселков «города четырех кварталов» велика была роль этрусков, которые, возможно, и дали ему название «Рома», Рим. Этруском считали позднейшие римские историки и одного из первых правителей Рима, царя Сервия Туллия - при нем город еще расширился, включив в себя также холмы Капитолий и Авентин, и был обнесен крепкими стенами. Отныне Рим был не только самым крупным, но и могущественнейшим из латинских городов. Не удивительно, что уже вскоре он отобрал у Альбы Лонги главенство над всей областью Латий.

Основой раннеримского общества был род, члены которого имели общую собственность и совместно совершали религиозные обряды. Следы - этого давнего родового устройства видны в римских именах, состоявших, как известно, из трех частей: собственно имени, имени родового и прозвища, позднее также переходившего по наследству. Со временем родовые связи ослабли, зато усилились связи семейные, охватывавшие не только членов семьи в привычном для нас смысле слова, но и домашних рабов, которых в Риме эпохи царей было еще мало. Во главе такой патриархальной семьи стоял «патер фамилиас» с неограниченной властью над жизныо и смертью всех членов семьи. Лишь впоследствии римские женщины добились для себя значительно более независимого положения, чем женщины в Греции.

Полноправные граждане Рима, «популюс романус», подразделялись тогда на три трибы, представлявшие три этнических элемента в городе: латинский, сабинский и этрусский. Триба включала в себя 10 курий, а курия - 10 родов. Таким образом, согласно сообщениям римских историков, свободное население Вечного города насчитывало первоначально 300 родов, и только члены этих родов были полноправными гражданами. По призыву царя они являлись на куриальные собрания - комиции, дабы путем голосования по куриям принимать решения, касавшиеся судеб всей общины, войны, мира, религиозного культа.

Во главе общины в Риме, как и в других латинских городах, стоял царь, избиравшийся на собрании; 12 ликторов носили впереди него символы его власти - пучки розог с воткнутыми в них топориками. Наряду с царем правил совет старейшин - сенат, состоявший, по-видимому, первоначально из 100, позднее из 300 членов. Сенат утверждал все решения, принятые комициями. В случае смерти царя, до избрания нового, сенат на каждые пять дней назначал из своей среды временного правителя, называемого «интеррекс»; обычай этот сохранился ив более позднее время - к нему прибегали, когда умирал консул, высшее должностное лицо в Римской республике. Царь был верховным военачальником, жрецом и судьей, опиравшимся при необходимости на нескольких помощников - квесторов, осуществлявших суд по делам об убийствах. Хотя царь не был неограниченным правителем, власть его в период этрусского господства была очень сильна и напоминала власть «патер фамилиас» в римской семье. Римские историки называют, по традиции, семерых царей в истории города: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Безусловно, историческими фигурами можно считать по крайней мере трех последних, которые были этрусского происхождения.

Полноправных граждан, членов родов, принимавших участие в куриальных собраниях, именовали патрициями, ибо их отцы, «патрес», заседали в сенате. Кроме них, в Риме существовали две другие категории свободного населения: зависимые от патрициев клиенты и еще более многочисленные плебеи. Происхождение обеих этих групп не совсем ясно историкам. Возможно, плебеи были выходцами из соседних с Римом общин и потому не входили в состав римских родов и курий. Сохраняя личную свободу, они не имели ни политических прав, ни права вступать в брак с представителями патрицианских родов. Занятиями их были сельское хозяйство, ремесло и торговля. Некоторые из плебеев отдавали себя под покровительство патрициев, становясь клиентами. Покровитель, «патронус», защищал клиента в суде и вообще опекал его, клиент же обязан был хранить ему верность и оказывать различные услуги. Следует добавить, что отдельные влиятельные роды из покоренных Римом соседних латинских общин допускались даже в состав патрициата, а их главы - в сенат. Так, например, вошел в число римских старинных родов род Юлиев из Альбы Лонга.

Между патрициями и плебеями с самого начала были острые трения. Смягчить их призвана была политическая реформа, которую римские историки приписывают царю Сервию Туллию. Подобно реформе Солона в Афинах, реформа Сервия Туллия подорвала основы родового устройства, введя деление римского свободного населения по имущественному признаку. Помимо патрициев в состав «римского народа», «популюс романус», были включены и плебеи, и вся эта совокупность граждан, наделенных политическими правами, была на основании переписи поделена на шесть имущественных разрядов в зависимости от количества обрабатываемой земли, находившейся в собственности того или иного человека. С появлением в Риме в IV в. до н. э. монеты размеры землевладения получили денежное выражение, и теперь к I разряду относили тех граждан, чье имущество оценивалось дороже 100 тыс. ассов. По имущественному признаку распределялось прежде всего бремя воинской повинности: I разряд, или класс, выставлял 80 центурий тяжеловооруженной пехоты и 18 центурий конницы;

остальные классы все вместе обязаны были выставить 95 центурий легкой пехоты и вспомогательных отрядов. Всего возникло, следовательно, 193 центурии, собиравшихся на центуриальные комиции, к которым перешли такие важнейшие полномочия комиций куриальных, как принятие законов, избрание должностных лиц, объявление войны и заключение мира. Итак, если первоначально реформа Сервия Туллия имела целью упорядочить военную организацию общины, привлечь к воинской службе все свободное население города, то осуществление реформы привело к серьезным изменениям во всем общественно-политическом строе раннего Рима. При этом реальная власть сохранилась в руках старых патрицианских родов, обладавших наибольшим количеством земли, входивших в I класс и составлявших большинство на центуриальных собраниях (98 против 95).

Древнейшее римское общество было, несомненно, обществом земледельцев и пастухов. Очевидно, благодаря этрускам римляне усвоили улучшенные методы обработки земли, стали культивировать виноградники. Этрускам они были обязаны и постройкой огромного подземного канала - Большой клоаки вокруг Форума, и распространением особого типа жилища с центральным залом, имеющим отверстие в кровле, - атрия. Ко времени правления в Риме этрусских царей относятся также появление там местных ремесел и оживление торговых связей. Археологические раскопки свидетельствуют о возникновении в VI в. до н. э, собственной римской керамики, образцом для которой служили изделия греческих и этрусских гончаров, и о наличии мастерских по изготовлению предметов из бронзы. Для развития торговли удачным оказалось географическое положение нового города: на перекрестке важных дорог, на крупной судоходной реке. Несколько столетий римляне в торговых сношениях обходились без денег, средством обмена был скот, «пекус» (отсюда латинское слово «пекуниа» - деньги). Поначалу Рим обменивался товарами главным образом с греческими городами Южной Италии, а с конца эпохи царей - также с Аттикой, о чем говорят многочисленные находки аттических ваз на территории Вечного города, и с Карфагеном, с которым был тогда заключен первый торговый договор. Ремеслом и торговлей занимались в первую очередь плебеи. Очень велика была здесь роль этрусков, населявших «викус Тускус» - этрусский квартал в Риме, между Капитолием и Палатином.

Первоначальная римская религия была в отличие от религии древних греков анимистической, причем, как и у греков, в ней сохранялись в немалой мере пережитки тотемизма. На это указывает хотя бы легенда о волчице, выкормившей Ромула и Рема, братьев - основателей города. Для римлянина эпохи царей мир был полон добрых и злых духов, которых следовало задобрить путем молитв, магических заклинаний и жертвоприношений. Занимаясь главным образом сельским хозяйством, римляне населили в своем воображении мир многочисленными божествами, опекавшими все без малейшего исключения явления природы и все виды работ земледельца и пастуха. Целых три божества - Вервактор, Редаратор и Обаратор - оказывали людям помощь при вспашке целины. При унавоживании поля молились и приносили жертвы Стеркулинию, при севе - Сатурну и Семене; когда покажутся из земли первые ростки, земледельцы обращались к богине Сее, а когда хлеба взойдут - к богине Сегетии. От сорняков защищал посевы Рунсинатор, от хлебной ржавчины - Робиг. Созревание колосьев считалось-делом бога Лактурна, а цветение - богини Флоры, жатвой ведал бог Мессис.

Столь же многочисленным божествам вверял римлянин безопасность и благополучие своего дома и семьи. Лары и Пенаты опекали жилище, двери охранял Янус, домашний очаг - богиня Веста. Наконец, каждый человек имел собственного духа-покровителя - гения, в котором проявлялась жизненная сила отдельной личности. Различались «гениус фамилиэ» - покровитель семьи, и «гениус лоци» - покровитель места. Духами, манами, становились и души умерших; маны считались добрыми духами, но если семьи усопших пренебрегали совершением положенных обрядов для успокоения их душ, они являлись смертным как грозные и мстительные лемуры. Всех этих божеств и духов римляне не представляли в человеческом облике, не ставили им статуй, не строили храмов. Однако они выделяли среди них главных богов: Юпитера - общеиталийское божество неба; Марса - первоначально духа - покровителя растений, позднее бога войны; Квирина - близкое к Марсу божество сабинского происхождения.

Решающий шаг к антропоморфизму римских культов был сделан в период правления этрусской династии, ведь у этрусков боги выступали в человеческом облике, как и у греков. Под влиянием этрусков на Капитолии возник первый храм, где находились статуи трех высших этрусских божеств: Тина, Уни и Мнервы, которых латиняне отождествили со своими богами Юпитером, Юноной и Минервой. При царе Тарквинии Древнем Рим вступил в тесные связи с городом Кумы в Кампании, откуда, вероятно, и попали в Рим так называемые «сивиллины книги», принадлежавшие, по преданию, знаменитой прорицательнице - Кумской сивилле. В критические для Вечного города моменты особая коллегия римских жрецов обращалась к этим книгам, как к оракулу, ища там совета. Обычно они находили совет сивиллы ввести в городе культ еще какого-либо греческого божества, поэтому наряду со старыми местными божествами в Риме появились новые боги, заимствованные у других народов и весьма популярные, особенно у плебеев. Греческая Деметра была отождествлена с безликим италийским божеством Церерой, под защитой которой, как считали римляне, произрастали хлебные злаки. Афродиту римляне отождествляли с италийской покровительницей овощей Венерой, Посейдона с италийским Нептуном, который поначалу не имел никакого отношения к морю. Под влиянием греческой религии древние безличные латинские и общеиталийские божества приобрели в Риме антропоморфические черты и их стали изображать, как в Элладе, в виде прекрасных мужчин и женщин. Рим украсился святилищами и статуями.

Римская религиозность состояла прежде всего в самом тщательном и скрупулезном соблюдении всех обрядовых формальностей, ибо даже малейшее отклонение, ошибка или пропуск какого-либо ритуального действия или формулы могли обидеть божество и вызвать его гнев. При таком количестве культов необходимо было создать многочисленное жречество, хорошо знавшее всю обрядность, имена и функции всех божеств. Жрецы составляли «индигетамента» - официально утвержденные собрания молитвенных формул с указаниями, к каким богам и в какие дни надлежит обращаться с молитвами, совершать жертвоприношения и т. д. Жрецы ввели также календарь, отмечая в нем дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров и совершения иных официальных действий, а также дни «несчастливые», когда нельзя было ничего предпринимать. Существовала и специальная коллегия жрецов-гадателей - авгуров, умевших увидеть знамение в том, как летят птицы. Были и гаруспики, занимавшиеся «этрусской наукой», т. е. гадавшие по внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламины обслуживали культ какого-либо определенного божества - Юпитера, Марса или Квирина, а жрецы-фециалы ведали обрядами, связанными с внешними сношениями государства. О формализме, ритуализме римской религиозности говорят хотя бы запреты, которым обязан был следовать, например, жрец-фламин Юпитера: ему не разрешалось смотреть на вооруженное войско, он не мог носить ни перстня, ни пояса. Не удивительно, что на закате республиканского строя в Риме, когда традиционная религиозность уже ослабла, становилось все труднее отыскать кандидата на эту высокую должность, несмотря на то что фламину Юпитера полагались курульное кресло и ликтор. Огромное множество запретов и предписаний регулировали и жизнь весталок - жриц, присматривавших за очагом в храмах богини Весты.

Как в Греции, жрецы в Риме не образовывали особой касты, но были выборными должностными лицами. Помимо жреческих коллегий существовали также религиозные братства, такие, как братство салиев, «плясунов», которые в сверкающем вооружении, со священными щитами в руке, исполняли два раза в год ритуальные пляски в честь бога Марса. Пережитком древней традиции тотемизма было, очевидно, братство луперков, служителей италийского бога Луперка (ср. «лупус» - волк). Упомянем еще «арвальских братьев»: в праздник сельской богини Деа Диа они обходили с песнями город, взывая к помощи Ларов, чтобы обеспечить обильные урожаи.

" из Всеобщей истории Г. Вебера)

228. Предание о начале Рима

Если у римлян и была когда‑либо поэзия, воспевавшая подвиги героев, то до нас она не дошла, и с преданиями римлян о начале их государства мы знакомы лишь в позднейшей обработке, какой эти предания подверглись у римских и греческих писателей (историков и поэтов). Влияние греческой литературы на римскую относится к очень позднему времени, и, конечно, лишь к этому времени может относиться попытка связать начало римской истории с троянскою войною. Родоначальником римлян возникшее тогда сказание сделало троянца Энея, который будто бы после гибели родного города бежал в Италию и пристал к берегу Лациума. Его потомство царствовало в Альбе‑Лонге, где и родились будущие основатели Рима, братья‑близнецы Ромул и Рем. Они считались сыновьями бога войны Марса и весталки Реи Сильвии, дочери царя (Нумитора), сверженного с престола родным братом (Амулием). Царь приказал бросить младенцев в Тибр, но они чудесно спаслись, будучи выкормлены волчицей и воспитаны пастухами. Выросши, Ромул и Рем возвратили престол своему деду, а сами с разными бродягами основали город Рим. (Это событие римляне относили к 753 г. до Р. Х., и от него вели свое летосчисление). Братья заспорили, чьим именем назвать новый город, и в возникшей отсюда ссоре Ромул убил Рема. Город был назван Roma по имени старшего брата, который и был его первым царем. Чтобы достать себе жен, первые жители города устроили праздник, на который пришли сабины с женами и дочерьми, но римляне похитили сабинянок, а их мужей и отцов прогнали. Между обоими народами произошла было война, но похищенные женщины примирили враждующих. Сабины соединились тогда с латинами в одно государство , и Ромул стал делить власть с сабинским царем Титом Тацием. Когда последний умер, Ромул правил один, но после него цари из латинов и сабинов должны были чередоваться. Сам Ромул чудесно был взят на небо и сделался богом под именем Квирина. По его имени и римский народ стал называться квиритами.

Капитолийская волчица, кормящая младенцев Ромула и Рема

229. Царский период римской истории

Первые два с половиной века римской истории (753–510) приходятся на так называемый царский период, когда Римом управляли цари. Предание их насчитывало вместе с Ромулом семь, но почти все, что о них рассказывалось, относится к области легенд, а не достоверной истории. Не название города на самом деле произошло от имени основателя, а наоборот, имя основателя от названия города. Отдельным царям римляне приписывали вообще происхождение своих учреждений. Ромул основал государство и дал ему определенное устройство. Следующий царь из сабинов (Нума Помпилий ) казался римлянам родоначальником их культа, установившим обряды и учредившим жреческие коллегии понтификов, авгуров и весталок. Трем следующим царям (Туллу Гостилию , Анку Марцию и Тарквинию Приску) приписывались завоевание Альбы‑Лонги и других латинских городов, а также возведение первых больших построек в Риме и т. п. Третий царь был латин, четвертый – сабин, и оба являются как бы новыми повторениями двух первых, тогда как пятый считается этруском . Два последние царя назывались Сервий Туллий и Тарквиний Гордый . Хотя и с их именами соединены разные легенды, но в предании о них есть уже и более достоверные известия.

230. Город Рим

Рим, конечно, был основан не так, как о том повествует предание. Местность, где возник Рим, представляла много выгодных особенностей для того, чтобы здесь могло сосредоточиться окрестное население. Невдалеке и от культурной Этрурии, и от морского берега, на реке, доступной судоходству, по холмам, на которых потом расположился позднейший город, очень рано должны были образоваться поселки, которые потом и слились в одно целое. Местность была выгодной и в торговом и в военном отношении. Судоходная река и близость моря делали из этих поселков удобный пункт для торговли всего Лациума, а некоторая отдаленность от морского берега, где всегда можно было ожидать нападения пиратов, и холмы, на которых легко было построить убежище для защиты, представляли собою и чисто военные удобства. Важность местоположения Рима в торговом отношении доказывается между прочим тем, что из всех городов у италиков Рим первый завел свою собственную монету и очень рано стал заключать торговые договоры с Карфагеном и греческими колониями. Эти выгодные условия привлекали жителей на притибрские холмы, несмотря даже на то, что в других отношениях местность Рима была неудобная. Низменные места между холмами были болотисты , и это сделало всю окрестность очень нездоровою. Для осушки низин пришлось предпринять очень тяжелые и дорого стоившие работы. Именно, болотистая долина, лежавшая между Капитолийским и Палатинским холмами, была осушена подземным каналом, который получил название большой клоаки (cloaca maxima). Её сооружение приписывалось Тарквинию Приску, и существует она до сих пор. Первыми поселениями, из которых образовался Рим, были латинское на Палатинском холме и сабинское на холме Квиринальском, а потом заняты были и остальные пять холмов (Капитолий, Авентин, Виминал, Эсквилин и Целий). Капитолийский холм сделался главным укреплением и религиозным центром города, потому что тут построены были храмы Юпитера, Юноны и Минервы. Площадь, образовавшаяся из осушенной долины, была превращена в форум, т. е. рынок и место народных собраний. Римляне приписывали Ромулу первую городскую стену, окружавшую поселение на Палатинском холме (Roma quadrata), а Сервию Туллию – другую стену, которая включала в себя уже все семь холмов (хотя на самом деле она была построена позднее).

1. В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:

царский период - 753 - 510гг. дон. э.;

период республики - 509 - 27 гг. до н. э.;

период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Во время начального, так называемого царского, периода Римом пос­ледовательно правили семь царей:

Нума Помпилий;

Тулл Гостилий;

Анк Марций;

Тарквиний Приск;

Сервий Туллий;

Тарквиний Гордый.

2. Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процесса-ми разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было Сельское хозяйство.

Все полноправное население Рима - римский народ, рори1us romanus - делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спор­ных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной каз­ни и т. д.

Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената вхо­дило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительствен­ной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участво­вать в которых могли только патриции, члены старейших римских ро­дов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:

    правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (буду­чи, таким образом, участником общей земельной собственности);

    правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;

    правом на получение от рода помощи и защиты;

    правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д.

Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называ­лась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структу­ра общины- В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или при­шлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в пра­вах, находились под покровительством патронов из патрициев, получа­ли от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средни­ми землевладельцами, а также ремесленниками. С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратил­ся в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрици­ату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

3. Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) ре­форму общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав рорulus romanus (римского народа). Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.

Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом входили в» первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан -всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой раз­ряд.

Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центу­рий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созывать­ся народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформы - деление свободного населения по тер­риториальному принципу.

В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Три­ба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос.

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.