Главная · Личностный рост · Фильтры для объективов как выбрать. Какие фильтры лучше и насколько они ухудшают фото. Материалы оправы фильтров

Фильтры для объективов как выбрать. Какие фильтры лучше и насколько они ухудшают фото. Материалы оправы фильтров

Это бесцветные фильтры, которые не помешают купить в пару к любому цифровому фотоаппарату и установить сразу же в магазине.

Нейтральный светофильтр защитит объектив от пыли, грязи, отпечатков пальцев. С ним не страшны брызги воды на пляже и мелкие повреждения в походе. Даже, если такой фильтр пострадает, заменить его будет гораздо дешевле, чем объектив или всю камеру. В свою очередь нейтральные светофильтры имеют несколько подвидов:

  • ND - нейтрально-серый. Он позволяет сильнее открыть диафрагму и удлинить выдержку. При этом фильтр контролирует количество света, поэтому его используют при чрезмерном освещении: в горах, в солнечный день, у моря.
  • UV - ультрафиолетовый. Еще один фильтр, который помогает справиться с обилием солнечного света. Без него изображение может иметь легкую дымку или голубой оттенок за счет воздействия лучей ультрафиолета. Если снимать с ним черно-белые фото, то белый цвет будет более ярким.
  • SKY - этот фильтр «убирает» холодный оттенок, придавая фотографиям некоторую «розоватость». В целом, это не портит цветовой баланс, а делает его мягче. Хорош такой фильтр в пасмурную погоду и для портретов.

Поляризационный фильтр - избавление от бликов

Этот фильтр считается вторым по популярности. В его устройство входит 2 линзы: статическая и вращающаяся. Такая конструкция обеспечивает его главное достоинство - отсутствие бликов при фотографировании стекла, воды. На пейзажных фото он слегка притемняет небо, не меняя цветовой баланс. Самыми «ходовыми» являются такие подвиды поляризационного фильтра:

  • Circular Polarizer - используется при дневном освещении на улице. С ним цвета становятся насыщеннее, облака выглядят контрастнее на фоне голубого неба.
  • Warm Polarizer - этот фильтр подходит для сюжетной съемки и портретов. С ним цветовая гамма получается теплее, а изображение - мягче.

Конверсионный и цветоусиливающий фильтры - идеальный цвет

Второе название конверсионного фильтра - цветокоррекционный. С его помощью можно получить лучшую цветопередачу даже при плохом освещении

Совет. С применением такого фильтра у объектива сдвигается цветовая температура, чтобы подстроить ее, может понадобиться специальная таблица или прибор - колориметр.

Проще обстоит дело с цветоусиливающим фильтром, который предназначен для выделения одного цвета. Это может быть красный, синий, зеленый и др. Интересно, что тональность изображения при этом не меняется.

Смягчающий фильтр - омоложение любого портрета

Также их называют «Soft-фильтры». Изображения, полученные с помощью такого фильтра, четкие, но со смягченными мелкими деталями. Их хорошо использовать для портретных съемок, ведь они могут сгладить мелкие морщинки и другие дефекты кожи. Виды смягчающих фильтров:

  • Spot - используется с широкоугольной оптикой, дает резкость в центре и мягкость по краям.
  • Soft-spot - края кадра получаются мягкими и слегка размытыми, центр - четкий.
  • Warm Soft - уравновешивает контраст и дает «тепло» изображению. Хорош для группового фото.
  • Silky soft - сглаживает резкость, идеален для портретов, съемки цветов, насекомых.
  • Foggilizer - рассеивает изображение, часто используют для утренней съемки.

Фильтры для специальных эффектов

Эти светофильтры придутся по душе творческим натурам, которые тяготеют к экспериментам. С их помощью можно получить действительно необычные фотографии.

  • Star - создают на фото точечный источник света в форме звезды с 4-12 концами.
  • Dr-oreol - дифракционный ореол. С его помощью на изображении можно создать радужный кружок вокруг яркого источника света, при условии, что фон - темный.
  • Triangle - трехгранная призма, может быть вертикальной и параллельной, иметь несколько секций. Создает на фото эффект тройного изображения.
  • Odd out - убирает центр изображения, сдвигая боковые его части. Выглядит необычно и, вместе с тем, очень органично.
  • Filt - макрополулинза. С ее помощью можно сфокусироваться на дальнем объекте, при этом передать резко объект, размещенный на переднем плане.
  • Close-up - предназначен для макросъемки, выполненной с помощью зуммирования.

Фильтры для Ч/Б съемки

Сделать качественную черно-белую фотографию не так просто, как может показаться. Здесь важный цвет, свет и тени. Поэтому и специальный фильтр лишним не будет. Они высветляют светлые объекты, а темные делают еще насыщеннее. Поэтому изображение получается четкое и красивое.

Критерии подбора

Определиться с тем, какой светофильтр нужен - это еще не все. Теперь следует учесть основные критерия при выборе, какой фирме-производителю и модификации отдать предпочтение.

  • Крепление. Чаще всего светофильтры изготавливают со специальной резьбой, которая и накручивается на объектив. Обычно шаг резьбы соответствует стандарту 0,75 мм, но есть модели, где он меньше - 0,5 мм. При этом каждый объектив имеет свой диаметр, соответственно, по размеру нужно подбирать и светофильтр.

Совет. Сегодня на рынке существуют желатиновые фильтры, которые не зависят от резьбы и диаметра. Чтобы их изготовить, нужно растворить в желатине специальный краситель и нанести эту смесь на полированное стекло. Когда пленка высохнет, ее снимают со стекла и обрезают до нужного размера. Это очень качественные фильтра, но хрупкие, они бояться тепла, сырости, касания пальцев.

  • Цена. Тут все очень просто. Чем выше цена, тем большая вероятность, что светофильтр качественный. От дешевых моделей лучше сразу отказаться. Велика вероятность, что они будут просто неэффективны.
  • Производитель. Конечно, неплохо было бы покупать «родные» фильтры к таким популярным фотоаппаратам как Canon и Nikon. Но, цены на них непомерно завышены. Такое же качество за приемлемую цену можно получить от моделей Hoya, Marumi Promaster, Sunpack, Tiffen, B+W, Kenko.

Приобрести хороший светофильтр - полдела. За ним нужно правильно ухаживать. Нельзя очищать его народными способами - подышав и протерев рукавом. Лучше купить специальный набор для чистки. А сами фильтры хранить в мягких чехлах. Тогда они прослужат долго и подарят своему обладателю тысячи ярких и качественных снимков.

Применение светофильтров: видео

Все, что изменяет картинку, задерживает определенный тип лучей, подаваемых на матрицу фотоаппарата, можно назвать фильтром. Большинство фотографов пренебрегают их использованием, полагаясь полностью на графические редакторы.

По своей сути, светофильтр – это пленка, которая помещается перед объективом, с целью защитить стекло или изменить картину. В связи с этим, есть полностью прозрачные варианты (для защиты), а есть цветные, оснащенные дифракционным покрытием, либо с определенной поверхностью.

Использование светофильтров позволяет фотографу значительно расширить функциональные возможности камеры, добавить интересные эффекты, снизить степень воздействия яркого света и так далее. Существуют несколько простых правил применения светофильтров:

  • Применять модели только высокого качества, так как это сильно влияет на готовый снимок;

    Использовать только 1 светофильтр одновременно, чтобы избежать искажений;

    Бережно относится к фильтрам и правильно их хранить, чтобы избежать повреждений и микроцарапин на поверхности;

    Подбирать варианты крепления, которые подходят для вашей камеры;

    Тестировать каждый фильтр до работы, чтобы знать все нюансы и применять эффекты по назначению.

Для того чтобы определить, какой фильтр нужно приобрести, следует узнать, какие вообще бывают варианты. Начинающему фотографу можно разобраться в тонкостях, поэтому можно приобрести один, попробовать его, затем другой и так далее.

Какие бывают светофильтры?

Если делить светофильтры по назначению, то можно назвать 14 основных групп: защищающие стекло объектива от механических воздействий, нейтральные, задерживающие ультрафиолет, поляризационные и отдельной категорией выделяют фильтры, которые изменяют цветовую гамму, или делают акцент на каком-то эффекте.

  • Защитные светофильтры чаще всего выпускаются из абсолютно прозрачного, так называемого clear стекла. Их главная функция – это защита объектива от пыли, грязи, влаги и ударов. Их пропускная способность стремится к 100%, что позволяет говорить об отсутствии влияния на изображение. Они навинчиваются на резьбу и подбираются, исходя из модели объектива. Отличный вариант для съемки на улице, на свадьбах и банкетах, в экстремальных условиях.

  • Нейтральные серые используют для снижения интенсивности светового потока, который направлен на объектив, что позволяет избежать пересвеченых снимков без потери во всех спектрах. Обозначаются они буквами ND и могут быть разной кратности, тогда эффект затемнения будет усилен. Высокий показатель может применяться для выделения на фотографии неподвижных и размытия движущихся объектов. Таким образом еще можно снимать фонтаны и водопады и другие пейзажи, чтобы не получалось неприятное ощущение неестественной воды. Существуют градиентные нейтральные серые светофильтры, когда одна половина окрашена, а вторая нет (бесцветная). Оттененные фильтры имеют постепенный переход между темным и светлым участками, а полуфильтры – резкие границы. Обычно их используют для снижения яркости неба без искажения остального пейзажа.

  • Ультрафиолетовые (UV) . Такие светофильтры снижает пропускание ультрафиолета на линзу, тем самым убирается сильный голубой оттенок. Современная фототехника уже снабжается такими фильтрами, поэтому их использование дополнительно не всегда целесообразно. Одним из побочных эффектов можно считать повышение контрастности.

    Поляризационные светофильтры – самые популярные среди фотографов. Они значительно улучшают качество снимка, снижая интенсивность отраженного света. Это приводит к повышению контрастности и снижению яркости бликов от воды. Такие фильтры отлично подходят для съемки в солнечный день, когда есть вероятность получить пересвеченный снимок. Существуют модели с разной степенью поляризации. Маркируются они буквами PL и C-PL, обычный и циркуляционный поляризационный фильтр, соответственно. Светофильтры с поляризацией позволяют усилить насыщенность цвета, но снижают количество света, попадаемого на матрицу, что чревато нечеткими снимками при недостаточном освещении. При съемке с PL-фильтром на природе нужно следить за положением света, относительно объектива. Максимальный эффект достигается при 90 градусах между прямыми лучами и осью объектива, то есть солнце находится сбоку от фотографа. А если нужно снимать без бликов и отражений, то угол должен быть 30-45 градусов.

  • Скайлайт (Skylight) имеет слабый розовый оттенок и предназначен для снижения цветовой температуры неба. Эффект получается следующий: снижается голубизна снимка, и изображение получается теплее. Маркировка на этих фильтрах – 1А и 1В, они имеют очень низкую оптическую плотность.

    Цветовые фильтры окрашены в разные цвета, что позволяет выделить на снимке одни оттенки и приглушить другие. Есть одноцветные, градиентные (переход от цвета к прозрачному), двухцветные, трехцветные и так далее. Такие светофильтры используются гораздо реже других, потому что они узконаправленные и имеют только 1 эффект.

    Туманные светофильтры сглаживают детали, придают снимкам эффект тумана. Это достигается нанесением точек на поверхность фильтра, они рассеивают свет и получается эффект мглы. Не подходит для портретной съемки.

  • Для черно-белой фотографии , их еще называют фильтры для правильной передачи тонов. Зеленый и желто-зеленый светофильтр для черно-белой фотографии позволит усилить четкость некоторых цветов, за счет увеличения или уменьшения чувствительности матрицы к синему и зеленому спектрам. Сюда еще можно отнести фильтры для управления контрастов, которые позволяют выделить каждый цвет на черно-белой фотографии. Иногда бывает так, что разные цвета передаются одинаковым серым, что на снимке выглядит, как сплошное пятно.

    Лучевые, variocross и дифракционные – принцип этих фильтров похож, меняется только методика нанесения линий. За счет микроскопической сетки попадающий свет разделяется на звездочки.

Лучевые имеют 2 группы линий, вытравленных параллельно, таким образом получается 4 луча. С 3-мя группами линий – источник света имеет 6 лучей, с 4-мя – 8 лучей, соответственно. Variocross имеет такой же принцип, но пленки 2,они могут перемещаться относительно друг друга, точка имеет 4 луча, но можно менять углы между ними.

  • Дифракционный фильтр тоже имеет вытравленные линии, но расположены они очень часто, тем самым разбивая попадающий свет, а на изображении каждый источник дополняется радугой.

  • Специальные насадки. Придают мягкий фокус за счет скрадывания излишних деталей. Снимок получается более теплым и нерезким. Такая функция имеется у дорогих портретных объективов, которые накладывают два изображения друг на друга – резкое и нерезкое. И за счет разницы получается такой эффект. В сочетании с игрой теней при активном свете могут получаться настоящие шедевры. Если переборщить со светом или с настройками, то можно увидеть на выходе нерезкий расплывчатый контур, смазанные детали. Поэтому такой светофильтр требует опыта и подробного изучения.

  • Коррекционные фильтры меняют цветовую температуру (теплые и холодные), а также баланс белого. Они изменяют настроение кадра, снижают яркость одних цветов, усиливают другие. Они широко применяются фотографами в любых жанрах съемки. Бывают желто-розовые, розово-коричневые, синие, янтарные и отличаются не только цветом, но и плотностью.

Инфракрасные настроены на излучения от 700 нм, что позволяет получать более четкие и контрастные снимки в необычных цветовых сочетаниях – голубое становится черным, зеленый цвет – белый.

  • Эффектные фильтры. Это soft-spot, central-spot, misty-spot и color-spot. В основе их действия лежит разность плотности центрального участка и периферии стекла. В центре имеется круглый плоскопараллельный участок прозрачного стекла, или отверстие. Cetral-spot – выводит края изображения из резкости, делая акцент на центральной части. Soft-spot имеет эффект тумана по краям, оставляя центральную часть неизменной. Misty-spot искажают периферию, путем изменения или размытия. Например, модель Windmill «скручивает» края снимка по спирали. Color-spot окрашивает часть снимка, в центре находится отверстие или прозрачный участок.

    Полулинза. Как видно из названия, она имеет крепление, в которой вращается половина линзы, изменяя часть изображения. Можно получать весьма интересные художественные эффекты, играя на резкости и контрасте объектов, особенно в пейзажной съемке.


Материал для изготовления светофильтров

Для создания светофильтров для объективов применяют материал высокого качества, так как от этого зависит вся работа камеры. Основные материалы – оптическое стекло, специальные полимерные материалы, или пластмассы и желатиновую пленку. По качеству и оптическим свойствам лидируют стеклянные, они служат дольше, достаточно простые в уходе и хранении, но они и самые дорогие. Пластиковые более хрупкие, их поверхность более нежная, портятся они гораздо чаще и быстрее, но значительно дешевле стеклянных моделей.

Крепление светофильтров

Способов крепления всего 2 – навинчивание круглых фильтров на объектив и установка прямоугольных моделей в специальный держатель – компедиум. Первые нужно подбирать под модель объектива и его резьбу, бывают 46, 49, 52, 55 и так далее, до 77 мм. А вот компедиум – более универсальный вариант, в него можно поставить до 3 фильтров одновременно.

Хранение и уход за светофильтрами

Есть несколько важных правила, которые помогут вам использовать свои светофильтры долгие годы:

  • Они боятся долгого воздействия солнечного света, поэтому их нужно доставать непосредственно перед съемкой и сразу после нее убирать в защитный чехол;

    Брать фильтры можно только за крепление, пальцы повреждать поверхность и могут оставить отпечатки, что сильно скажется на качестве снимка;

    Уход за стеклянными моделями нужно осуществлять специальными приспособлениями – грушей для сдувания пыли, мягкой кисточкой, жидкости для ухода за оптикой, пластиковые портятся от механических воздействий и плохо реагируют на протирания;

    Нужно иметь специальные устройства для хранения – коробочки или футляры, это неудобно и занимает много места, но бережно сохраняет фильтры.


Как выбрать светофильтр?

Когда фотограф начинает собирать свой походный чемоданчик, встает вопрос, какие светофильтры необходимы, а без каких можно первое время обойтись. По большому счету, обойтись можно и вообще без них, но для качества получаемых изображений следует запастись базовым набором:

  • Обязательно нужно иметь защитный светофильтр , обычно он имеет и защиту от ультрафиолетовых лучей;

    Поляризационный фильтр незаменим при съемках на улице, где яркий свет может «убить» любую композицию;

  • Нейтральный серый нужен для съемок в движении, на природе, для портретов при ярком свете и так далее. Незаменимый аксессуар для любого фотографа;

    Остальные фильтры – по желанию, достигать определенных эффектов можно и другими способами и на первое время хватит работы с первыми 3 видами, а потом уже можно постепенно подкупать и специализированные.

Для чего их используют?

Подводя итоги статьи, можно вынести важные моменты при использовании светофильтров. Фотографы используют их для получения эффектов, которых невозможно достичь только возможностями камеры и графических редакторов. Сочетания и комбинации эффектов создают бесконечное множество вариаций изображений одного и того же объекта. Поэтому опыт работы со светофильтрами – это показатель профессионализма фотографа. Благодаря большому выбору светофильтров. снимать стало возможно практически в любых условиях, при ярком солнце и неестественных цветах, в движении и так далее.

Использование нейтрального серого, поляризационного и ультрафиолетового фильтров не прихоть, а в некоторых случаях необходимость для получения снимков высокого качества. А защитное стекло сохранит ваш объектив в экстремальных условиях.

Нужно сразу сказать, что светофильтры для объективов не являются обязательными для применения. Так для чего нужны светофильтры на объективах, какие их типы и как применять светофильтры в фотографии.

Одна из выполняемых задач такими фильтрами – это защита линз объектива , при попадании постороннего предмета на линзы удар примет на себя фильтр.

Другой задачей для светофильтров является управление световым потоком , они способны задержать нужные волны света и так можно достигнуть определенных художественных целей.

Поляризационные фильтры

Поляризационный светофильтр используется для уменьшения отражений и бликов от поверхностей, например, отражения на воде. Поляризационный светофильтр уменьшает светосилу объектива, из-за этого нужно вносить коррекцию в экспозицию. Но зато такой фильтр усиливает цвета. Небо, трава и другие цветные объекты становятся сочнее. Хорошо подходят для съемки пейзажей, ландшафтов.

Есть линейные "PL" и круговые "C-PL" поляризационные фильтры. Состоят они из двух пластин и перед съемкой их нужно настраивать путем вращения пластин друг относительно друга. Вращение происходит в пределах от 0 до 90 градусов.

При покупке таких фильтров внимательно выбирайте нужную систему, ведь линейные фильтры часто блокирую систему автофокуса. А круговые поляризаторы стоят дороже, но они в основном позволяют нормально работать системе автофокуса и экспозамера. Еще обратите внимание на крепление к объективу, веди светофильтр придется вращать и нужно при этом не сбить настройку первой линзы объектива, если ее тоже приходиться настраивать.

Цена поляризационных светофильтров от 20 $ и до 150 $.





Примеры использования поляризационного светофильтра

Нейтральные ND – фильтры

Если возникает необходимость изменения экспозиции, но уменьшать выдержку нельзя, то уменьшают количество света, попадающего на матрицу. В такой ситуации применяют нейтральный ND фильтр. Они отличаются плотностью, а значит количеством пропускаемого света. Такие фильтры могут понадобиться при съемке в солнечный день, если нужно увеличить выдержку (съемка воды на солнце). Или нужно увеличивать диафрагму для меньшей глубины резкости.

Нейтральные светофильтры для фотоаппаратов не влияют на цвета, контрастность, блики, отражения.

Могут стоить от 10 $ до 200 $.

Градиентные ND-фильтры

Такие светофильтры для объективов используются только для уменьшения светового потока, но их плотность меняется на всей площади фильтра. Есть плавный градиент, когда переход между разными участками плотности происходит плавно. Есть фильтры с более четкой границей между разными участками. И есть такие фильтры, где градиент наложен по кругу, в центре фильтр более плотный, а к краям идет просветление.

Такие фильтры имеют аббревиатуру "GND". Используются они, когда в кадр попадают объекты с разной освещенностью. Например, яркое небо и земля с четкой границей горизонта. Применяя градиентный светофильтр вы сможете получить снимок с нормальной экспозицией по всей площади кадра.

Обычно та часть фильтра, которая больше света пропускает делается прозрачной. Тогда в маркировке светофильтра указывается разница в передаче света на разных концах фильтра, то есть на сколько ступеней задерживает свет темная часть. Например, "0,6 ND" означает разницу в 2 f ступени (1,4).



Градиентные ND-фильтры

Инфракрасный

Инфракрасные светофильтры на объективе служат для фильтрации практически всего видимого спектра светового потока, на матрицу пропускается только инфракрасное излучение. Так как видимое излучение блокируется, то наводку на объект (фокусировка, замер экспозиции) нужно делать до использования инфракрасного светофильтра. В результате на снимке вы получите темное небо, белые деревья и все объекты сильно изменят свой цвет.

Примерная цена инфракрасных светофильтров от 50 $ и до 100 $.









Примеры использования инфракрасного светофильтра

Защитный фильтр

Используется для защиты линз объектива. Можно приобретать сразу с покупкой объектива, особенно если фотоаппарат будет использоваться на природе. Защищает объектив от отпечатков пальцев, пыли, грязи, песка, царапин. На сегодня в качестве защитных в основном используются ультрафиолетовые светофильтры.

Ультрафиолетовые фильтры

Имеют в обозначении буквы "UV", часто используются в качестве защитных фильтров. Были широко распространены для пленочных фотоаппаратов, цифровая матрицы намного меньше восприимчива к ультрафиолету. Но все же можно заметить на снимках разницу с UV фильтром и без. Применение фильтра может сделать снимок немного контрастнее, влияет на отображение голубого цвета. Особенно заметно его применение в горах или на море. Но все же сегодня основная его роль в цифровых фотоаппаратах - это защита передней линзы объектива. Цена от 5 $ и до 50 $.



Изменния при ультрафиолетовом фильтре

Заключение

Основными производителями светофильтров для объективов являются компании: Marumi, Hoya, Kenko, Matin, Meike. При выборе фильтра обратите внимание на размер в миллиметрах, что бы он совпадал с вашим объективом. Так же фильтры могут быть или на резьбе или накладные. При резьбовом соединении большая защита и не страшно сдвинуть фильтр во время съемки. Но для навинчивающихся светофильтров нужно внимательно смотреть на совместимость с вашим объективом.

Светофильтр для объектива – это специальное стекло,которое устанавливается на объективом с помощью резьбового соединения. Назначение светофильтров может быть разным, в зависимости от потребностей фотографа: от простой защиту объектива до спецэффектов. Используя светофильтры для объективов можно достичь необходимых кадров без специальных графических редакторов(таких как Photoshop).

  • Вы можете дальше дочитать статью до конца или Подобрать фильтр для Вашего объектива используя наш .

Посадочный диаметр светофильтра.

Для того, чтобы подобрать фильтр на объектив, необходимо знать диаметр резьбы на объективе вашего фотоаппарата или видеокамеры. Обычно диаметр написан на самом объективе. Также данную информацию можно узнать в инструкции к фотоаппарату или объективу, либо просто померить диаметр обычной линейкой. Все диаметры стандартизированы производителями и вы вряд ли ошибетесь.

На сегодняшний день используются основные диаметры резьбы на объективах: 30мм, 37мм, 40,5мм, 41,5мм, 43мм, 46мм, 49мм, 52мм, 55мм, 58мм, 62мм, 67мм, 72мм, 77мм, 82мм, 86мм, 95мм, 105мм, 107мм, 127мм.

Типы светофильтров для объективов.

В зависимости от того, какое стекло установлено в оправу светофильтра и соответственно получаемого оптического эффекта светофильтры разделяются на следующие типы.

Защитные светофильтры - используются в основном для защиты линзы объектива от пали, грязи, царапин. Данный тип фильтров можно использовать для постоянного использования, они не влияют характеристики светового потока.

Ультрафиолетовые светофильтры (UV Filter) - уменьшают воздействие ультрафиолета на матрицу фотоаппарата, предохраняя тем самым пиксели от выгорания. Данный тип фильтров рекомендуется использовать также в качестве защитных.


Поляризационные светофильтры (CPL Filter) - убирают блики, которые образуются при отражении света от металлических и стеклянных поверхностей, блики от воды, а также снижают контраст между небом и землей при ярком солнечном свете.

Существует 2 разновидности поляризационных светофильтров: линейные(PL) и циркулярные(C-PL).

Линейные поляризационные светофильтры (в отличии от циркулярных) не могут быть использованы с TTL-экспозамером, который применяется практически во всех современных фотоаппаратах. Поэтому основное применение сейчас имеют циркулярные поляризационные светофильтры(CPL).

Любой поляризационный светофильтр требует предварительной настройки перед фотографированием. Т.к. состоит из 2-х частей, то используя вращение одного из его колец, можно получить желаемый результат.(рекомендуется применять на объективах, имеющих внутреннюю фокусировку - это когда внешняя линза не вращается в процессе фокусировки).

Градиентные светофильтры (GND Filter) - обычно одна половина фильтра прозрачная, а другая окрашена в какой либо цвет(серый, оранжевый, голубой, зеленый или др.) часть стекла.

Данные фильтры необходимы для уменьшения динамического диапазона сцены(например ситуация на закате: небо слишком светлое, земля очень темная.)

Лучевые(звездные) светофильтры(Star Filter)

Данный эффект достигается сеткой из перекрестных линий, нанесенных на поверхность стекла. Данные светофильтры могут быть четырех, шести или восьми лучевые.

Макрофильтры (Macro-Filter) - применяются при фотографировании макрообъектов(например насекомые, ювелирные изделия, монеты. В настоящее время широкое применение нашли в стомотологии).

С помощью данных макролинз можно уменьшить минимальное расстояние фокусировки, тем самым отобразив все мельчайшие детали. Макрофильтры различаются по диоптирям: Clouse UP +1, Clouse UP +2, Clouse UP +3, Clouse UP +4, Clouse UP +10

Нейтрально-серые светофильтры (ND) - позволяют уменьшить яркость светового потока. Данные фильтры выполнены из затемненного стекла и отличаются количеством пропускаемого света.

Этот тип фильтров имеет следующую маркировку: ND2, ND4, ND8, ND16, ND32, ND64, ND400, соответственно увеличение плотности в 2 раза увеличивает экспозицию на 1 ступень.

Также существуют регулируемые нейтрально серые светофильтры (Variable Density ND Filter) в которых при вращении оправы уменьшается световой поток, поступающий на матрицу от 1 до 8 ступеней (ND2-ND400).

Скайлайт светофильтры (Skylight) - позволяют сделать холодный тон в кадре более "теплым". Данный эффект достигается использованием стекла с небольшим розовым оттенком.

Смягчающие светофильтры (Soft) - в основном используются при портретной съемке, позволяя смягчить тон кожи.

Warming светофильтр(Warming Filter)

Флюрисцентные светофильтры (FLD Filter)

Диффузионные светофильтры (Diffusion Filter) -предназначены для размытия границ фотографируемого объекта, при этом не изменив цветопередачи. Основное применение данные светофильтры нашли в портретной и пейзажной съемке.

Степень просветления светофильтров.

Данный параметр определяет какую часть света будет задерживать фильтр. Чем больше степень просветления светофильтра, тем меньше потери света и меньше посторонних бликов. Просветление фильтра достигают за счет нанесения на его поверхность специальных тонких слоев напыления. Данных слоев может быть несколько, и каждый последующий слой увеличивает степень просветления светофильтра и предотвращает отражение лучей света.

Наличие слоев просветления на светофильтрах имеют свое обозначение:

- светофильтры без просветления (до 92% света) - указывается просто диаметр и производитель фильтра.

- светофильтры с однослойным просветлением (до 95% света) - в названии добавляется обозначение SC, C (single coated, coated).

- светофильтры с трехслойным просветлением (до 99% света) - в названии добавляется обозначение MC (multi-coated). Например UV-MC, MC-CPL и т.д.

- светофильтры с шестислойным просветлением (до 99,7% света) - в названии добавляется обозначение SMC, HMC, MRC (super multi-cjated).

Дополнительные свойства светофильтров.

Производители светофильтров постоянно работают над улучшением своей продукции и стараются максимально удовлетворить возникающие потребности любителей и профессионалов.

Так например некоторые производители добавляют влагозащищенное напыление WPC (Waterprof-coated) на поверхности фильтра, которое отталкивает грязь и капли воды от поверхности.

Специально для широкоугольных объективов были разработаны светофильтры в тонкой оправе(slim) , которые имеет более тонкую окантовку фильтра, тем самым исключая эффект виньетирования, который может возникнуть при использовании обычного фильтра.

Для экстремальных фотосъемок существуют супер-прочные светофильтры серии HD, стекло которых в несколько раз тверже обычного фильтра.

Производители светофильтров.

В настоящее время существует достаточно много фирм,которые занимаются изготовлением фотоаксессуаров. Наибольшую популярность приобрели японские Marumi, Hoya и Kenko, немецкие B+W Schneider, американские Tiffen.

Многие фирмы производители фототехники, такие как Canon, Nikon, Sony, Panasonic, Olympus, Pentax, Samsung также выпускают светофильтры под своими брендами, но как показывает практика цены на их продукцию намного выше, при таком же уровне качестве.

При выборе производителя светофильтра следует учитывать тот факт,что многие из них располагают производство в странах Азии. Поэтому стоит обратить внимание на менее раскрученные бренд, такие как Fujimi, Flama, Polaroid. Качество продукции данных производителей может не уступать более известному бренду, при этом цена будет значительно ниже.

Для того,чтобы ваши светофильтры прослужили вам долго и не утратили своих свойств используйте кейсы для хранения светофильтров. Периодически производите чистку ваших фильров от пыли и загрязнений,используя специальные наборы для чистки оптики или карандаши для чистки объективов и фильтров(например Lenspen LP-1). Одевайте защитную крышку для объектива на ваш светофильтр при транспортировке фотоаппарата.

Ничто в нашей жизни не вечно, нужно стараться сохранить те вещи, которые нам дороги и необходимы. Чтобы сохранить объектив в целостности и сохранности вам обязательно нужен защитный фильтр.

Пыль, грязь, вода – всё это очень быстро разрушает объектив. Уберечь любой ценой объектив – вот самая главная задача защитного фильтра! Иногда даже ценой своей жизни:

Вот так заканчивается неудачное попадание в объектив шарика от страйкбола. Если бы не фильтр плакала бы моя Токина и я вместе с ней:)

Чтобы узнать какой фильтр нужен для вашего объектива достаточно знать всего один параметр – диаметр, он обязательно пишется на объективе и на внутренней стороне крышки от объектива. Здесь есть одна логичная закономерность, чем больше диаметр фильтра тем дороже фильтр. И если на 52мм фильтр вы потратите 10-15$, то на 77мм уйдёт не меньше 30-40$.

Купить фильтр не составит никакого труда, в любом фотомагазине вам предоставят широкий ассортимент, но в этом то и проблема! Он настолько широкий, что покупатель зачастую теряется и не знает что купить. Продавец в свою очередь толком не может объяснить чем отличается один фильтр от другого, а когда задаешь вопрос: фильтр какого производителя купить, они совсем уходят в ступор, потому что они сами этого не знают, им главное продать и желательно подороже.

Чтобы вы не терялись я вам объясню что к чему. Существует три основных вида защитных фильтров: ультрафиолетовый (UV обозначение на фильтре), скайлайт/skylight (SKY), и нейтральный (N), некоторые производители указывают как Normal.

Самые распространенные ультрафиолетовые защитные фильтры (UV), они якобы защищают матрицу от ультрафиолетовых волн, но на деле вы этого проверить не сможете, поэтому оставим громкие слова про их колоссальную защиту для продавцов.

Фильтры скайлайт (SKY) имеют светло-розовое оттенок, за счет этого у вас фотографии уйдут в теплые тона, я не вижу в этом смысла, т.к.

это далеко не всегда нужно и далеко не всем по душе. Имеют две маркировки 1А и 1B, второй ещё более “теплый”.

Нейтральные защитные фильтры (N) – это фильтры без всяких наворотов, обычное прозрачное осветленное стекло.

Я советую покупать либо ультрафиолетовые либо нейтральные защитные фильтры. Цена у них примерно одна и та же. Они не портят вам фотографии разными оттенками и делают свою основную задачу – защищают линзу от капель воды, грязи и разных механических повреждений.

Если у вас широкоугольник, на подобии или , есть смысл купить защитный фильтр с тонкой оправой, в противном случае получите небольшое виньетирование на широком угле. Вот собственно разница в толщине между ними:

Ещё вы можете встретить обозначение water proof coat (WPC – водозащитное покрытие), опять же, у меня были и такие фильтры и обычные, но разницы между ними, когда я фотографировал в непогоду, никакой не ощущал. Для себя я решил что не буду переплачивать за то что не приносит пользы.

Что касается брендов, то здесь особо неважно какой бренд вы купите, фильтр это расходный материал, как батарейка , и много тратить денег и платить за название я не вижу смысла.

Спасибо за прочтение, предохраняйтесь!