Главная · Спорт и Фитнес · Географические границы и природные условия древней Индии. Природные условия и ресурсы индии

Географические границы и природные условия древней Индии. Природные условия и ресурсы индии

Богатство индийской природы в ее разнообразии. 3/4 территории страны занимают равнины и плоскогорья. Индия напоминает огромный треугольник, направленный своей вершиной в . Вдоль основания индийского треугольника протянулись горные системы Каракорум, Гин-дукуша и Гималаев.

К югу от Гималаев лежит обширная плодородная Индо-Гангская равнина. Западнее Индо-Гангской равнины протянулась бесплодная пустыня Тар.

Дальше на юг расположено Деканское плоскогорье, которое занимает большую часть центральной и южной . С двух сторон плоскогорье ограничивают горы Восточных и Западных Гат, их предгорья занимают тропические леса.

Климат Индии на большей ее территории субэкваториальный, муссонный. На севере и северо-западе — тропический, где выпадает осадков около 100 мм/год. На наветренных склонах Гималаев выпадает 5000-6000 мм осадков в год, а в центре полуострова — 300-500 мм. В летний период выпадает до 80% всех осадков.

Крупнейшие реки Индии — Ганг, Инд, Брахмапутра берут начало в горах и имеют снегово-ледниковое и дождевое питание. Реки плато Декан имеют дождевое питание. Во время зимнего муссона реки плато пересыхают.

На севере страны преобладают коричнево-красные и красно-бурые почвы саванн, в центре — черные и серые тропические и красноземные латеринтные. На юге — желтоземные и красноземные, развившиеся на лавовых покровах. Прибрежные низменности и долины рек покрыты богатыми аллювиальными почвами.

Естественная растительность Индии очень сильно изменена человеком. Муссонных лесов сохранилось только 10-15% от изначальной площади. Ежегодно площадь лесов в Индии сокращается на 1,5 млн. га. В саваннах растут акации, пальмы. В субтропических лесах — сандал, тик, бамбук, кокосовые пальмы. В горах четко выражена высотная поясность.

В Индии богат и разнообразен животный мир: олени, антилопы, слоны, тигры, гималайские медведи, носороги, пантеры, обезьяны, кабаны, много змей, птиц, рыб.

Мировое значение имеют рекреационные ресурсы Индии: прибрежные, историко-культурные, архитектурные и др.

Индия имеет значительные запасы . Месторождения марганца сосредоточены в центральной и восточной Индии. Недра Индии богаты хромитами, ураном, торием, медью, бокситами, золотом, магнезитами, слюдой, алмазами, драгоценными и полудрагоценными камнями.

Запасы угля в стране составляют 120 млрд. тонн (штат Бихар и Западный Бенгал). Нефть и газ Индии сосредоточены в долине Асаму и на равнинах Гуджарату, а также на шельфе Аравийского моря в районе Бомбея.

Неблагоприятными природными явлениями Индии являются засухи, землетрясения, наводнения (8 млн. га), пожары, сход снежных в горах, эрозия почв (6 млрд. т теряет страна), опустынивание на западе Индии, сведение лесов.

Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк, отделенный от окружающего мира двумя океанами и величайшим на земле горным хребтом - Гималаями. Немногие горные проходы, ущелья и долины рек, как, например, долина Кабула, соединяют Индию с соседними странами.

Центральная часть Индии, так называемый Декан, считается самой древней частью полуострова. Геологи предполагают, что здесь находился южный материк, который тянулся от Австралии к Южной Африке и охватывал ряд стран, остатками которых ныне являются Цейлон и Малайский полуостров. Плоскогорье Декана включает горные и степные области, джунгли и саванны, местами мало приспособленные для жизни человека, особенно в районах с сухим климатом.

Наиболее благоприятными и удобными для расселения людей и для раннего развития культуры оказались обширные области Северной Индии, большие аллювиальные равнины Инда и Ганга и их притоков. Однако распределение осадков здесь очень неравномерно и порой недостаточно для развития земледельческого хозяйства. В Северной Индии количество осадков увеличивается по направлению к востоку, а в Декане - к западу. В тех местностях, где выпадало мало дождей, население уже в древности прибегало к искусственному орошению, в особенности в Северной Индии, где протекают большие и полноводные реки Инд, Ганг и их притоки.

Плодородная почва и мягкий климат способствовали появлению земледелия в некоторых областях Северной Индии, а также в ряде других районов. Береговая полоса Индии сравнительно мало изрезана. Дельта Инда илиста и неудобна для судоходства. Морские берега Индии во многих местах слишком высоки и круты, либо, наоборот, слишком пологи и низки.

Юго-западный Малабарский берег, хорошо защищенный горами, с его богатой тропической растительностью и чудесным климатом был как бы самой природой создан для жизни человека. На западном побережье встречаются лагуны, удобные для судоходства. Здесь в древности возникли первые торговые поселения, отсюда открывались первые морские пути, ведшие в далекий западный мир.

Индия – огромная страна южной части Азии, расположенная на полуострове Индостан между верховьями рек системы Инда в Пенджабе на Западе и речной системой Ганга на Востоке. Она граничит с Пакистаном на северо-западе, Китаем, Непалом и Бутаном на севере и Бангладеш и Мьянмой на востоке. С юга Индию омывает Индийский океан, а у северного побережья Индии находится остров Шри-Ланка.

Рельеф Индии очень разнообразен – от равнин на Юге Индии, до ледников на Севере, в Гималаях, и от пустынных районов Запада, до тропических лесов на Востоке. Протяженность Индии с севера на юг составляет около 3220 км, а с востока на запад – 2930 км. Сухопутная граница Индии равна 15200 км, а морская – 6083 км. Высота над уровнем моря варьируется от 0 до 8598 метров. Высшая точка – гора Капчспюпга. Индия занимает территорию площадью 3287263 кв. км, хотя эта цифра является не совсем точной, т.к. некоторые участки границы оспариваются Китаем и Пакистаном. Индия седьмая по площади страна мира.

На территории Индии различаются семь природных районов: Северный горный массив, (состоящий из Гималаев и Каракорума), Индо-Гангская равнина, Великая Индийская пустыня, Южное плато (Деканское плоскогорье), Восточное побережье, Западное побережье и Адаманские, Никобарские и Лакшадвипские острова.

В Индии возвышаются семь крупных горных цепей: Гималаи, Паткаи (Восточное нагорье), Аравали, Виндхья, Сатпура, Западные Гхаты, Восточные Гхаты.

Гималаи протянулись с востока на запад (от р. Брахмапутра до р. Инд) на 2500 км при ширине от 150 до 400 км. Гималаи состоят из трех основных горных хребтов: горы Сивалик на юге (высоты 800-1200 м), далее Малые Гималаи (2500-3000 м) и Больших Гималаев (5500-6000 м). В Гималаях находятся истоки трех самых больших рек Индии: Ганг (2510 км), Инд (2879 км) и Брахмапутра впадают в Бенгальский залив (Маханади, Годавари, Кришна, Пеннару, Кавери). Несколько рек впадает в Камбейский залив (Тапти, Нарбад, Махи и Сабармати). Кроме Ганга, Инда и Брахмапутры, все остальные реки Индии не являются судоходными. Во время летнего сезона дождей, сопровождаемого таянием снегов в Гималаях, наводнения в Северной Индии стали обычным явлением. Раз в пять-десять лет практически вся Джамно-Гангская равнина оказывается под водой. Тогда от Дели до Патны (столицы ш. Бихар), т.е. на расстояние более 1000 км можно проехать на лодке. В Индии считают, что легенда о всемирном потопе родилась именно здесь.

Статистические показатели Индии
(по состоянию на 2012 год)

Внутренние воды Индии представлены многочисленными реками, которые в зависимости от характера питания делятся на «гималайские», полноводные в течение всего года, со смешанным снегово-ледниковым и дождевым питанием, и «деканские», преимущественно с дождевым, муссонным питанием, большими колебаниями стока, паводком с июня по октябрь. На всех крупных реках летом наблюдается резкий подъём уровня, часто сопровождающийся наводнениями. Река Инд, давшая название стране, после раздела Британской Индии, оказалась большей частью в Пакистане.

Значительных озёр в Индии нет. Чаще всего встречаются озёра-старицы в долинах крупных рек; есть также и ледниково-тектонические озёра в Гималаях. Самое крупное озеро Самбхар, расположенное в засушливом Раджастхане, используется для выпарки соли. Население Индии составляет свыше 1,21 млрд человек, что являет собой одну шестую населения Земли. Индия - самая населённая страна на Земле после Китая. Индия - многонациональная страна.

Крупнейшие народы: хиндустанцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, каннара, пенджабцы. Около 80% населения является приверженцами индуизма. Мусульмане составляют 14% населения, христиане - 2,4%, сикхи - 2%, буддисты - 0,7%. Большинство индийцев - сельские жители. Средняя продолжительность жизни: около 55 лет.

Рельеф Индии

По территории Индии Гималаи протягиваются дугой с севера на северо-восток страны, являясь естественной границей с Китаем на трёх участках, прерываемых Непалом и Бутаном, между которыми, в штате Сикким, расположена высочайшая вершина Индии гора Канченджунга. Каракорум расположен на крайнем севере Индии в штате Джамму и Кашмир, в основном в той части Кашмира, которую удерживает Пакистан. В северо-восточном аппендиксе Индии расположены средневысотные Ассамо-Бирманские горы и плато Шиллонг.

Основные центры оледенения сосредоточены в Каракоруме и на южных склонах хребта Заскар в Гималаях. Питание ледников осуществляется за счёт снегопадов во время летних муссонов и метелевого переноса снега со склонов. Средняя высота снеговой линии понижается с 5300 м на западе до 4500 м на востоке. Вследствие глобального потепления ледники отступают.

Гидрология Индии

Внутренние воды Индии представлены многочисленными реками, которые в зависимости от характера питания делятся на «гималайские», полноводные в течение всего года, со смешанным снегово-ледниковым и дождевым питанием, и «деканские», преимущественно с дождевым, муссонным питанием, большими колебаниями стока, паводком с июня по октябрь. На всех крупных реках летом наблюдается резкий подъём уровня, часто сопровождающийся наводнениями. Река Инд, давшая название стране, после раздела Британской Индии, оказалась бо́льшей частью в Пакистане.

Самые крупные реки, берущие своё начало в Гималаях и большей своей частью протекающие по территории Индии, это Ганга и Брахмапутра; обе они впадают в Бенгальский залив. Главные притоки Ганги это Ямуна и Коши. Их низкие берега каждый год становятся причиной катастрофических наводнений. Другие важные реки Индостана, это Годавари, Маханади, Кавери и Кришна, также впадающие в Бенгальский залив, и Нармада и Тапти впадающие в Арабское море - крутой берег этих рек не даёт их водам разливаться. Многие из них имеют важное значение как источники орошения.

Значительных озёр в Индии нет. Чаще всего встречаются озёра-старицы в долинах крупных рек; есть также и ледниково-тектонические озёра в Гималаях. Самое крупное озеро Самбхар, расположенное в засушливом Раджастхане, используется для выпарки соли.

Побережье Индии

Длина береговой линии составляет 7,517 км, из которых, 5,423 км принадлежат континентальной Индии, и 2,094 км - Андаманским, Никобарским, и Лаккадивским островам. Побережье континентальной Индии имеет следующий характер: 43 % - песчаные пляжи, 11 % каменистый и скалистый берег, и 46 % ватты или болотистый берег. Слабо расчленённые, низкие, песчаные берега почти не имеют удобных естественных гаваней, поэтому крупные порты расположены либо в устьях рек (Калькутта), либо устроены искусственно (Ченнай). Юг западного побережья Индостана называется Малабарским берегом, юг восточного побережья - Коромандельским берегом.

Наиболее замечательные прибрежные регионы Индии это Большой Качский Ранн в Западной Индии и Сундарбан - заболоченные низовья дельты Ганги и Брахмапутры в Индии и Бангладеш. Частью Индии являются два архипелага: коралловые атоллы Лакшадвип к западу от Малабарского берега; и Андаманские и Никобарские острова, - цепь вулканических островов в Андаманском море.

Природные ресурсы и полезные ископаемые Индии

Полезные ископаемые Индии разнообразны и запасы их значительны. Основные залежи расположены на северо-востоке страны. На границе штатов Ориса и Бихар находятся железорудные бассейны, относящиеся к важнейшим в мире (крупнейший - Сингбхум на плато Чхота-Нагпур). Железные руды обладают высоким качеством. Обще­геологические запасы составляют свыше 19 млрд.т. Индия располагает также значительными запасами марганцевых руд.

Несколько севернее железорудных находятся главные каменно­угольные бассейны (в штатах Бихар, Западный Бенгал), но эти угли имеют невысокое качество. Разведанные запасы каменного угля в стране составляют около 23 млрд.т (общие запасы угля в Индии, по различным данным, оцениваются в 140 млрд.т). На северо-востоке страны наблюдается особенно благоприятная для развития отраслей тяжелой промышленности концентрация полезных ископаемых. Штат Бихар - самый богатый полезными ископаемыми район Индии.

Разнообразны полезные ископаемые Южной Индии. Это бокситы, хромиты, магнезиты, бурый уголь, графит, слюда, алмазы, золото, монацитовые пески. В Центральной Индии (восточная часть штата Мадьхья-Прадеш) также имеются значительные месторождения черных металлов и каменного угля.

Важным источником энергии может стать радиоактивный торий, содержащийся в моноцитовых песках. В штате Раджастхан обнаружены урановые руды.

Климат Индии

На климат Индии оказывают сильное влияние Гималаи и пустыня Тар, вызывая муссоны. Гималаи служат преградой холодным центрально-азиатским ветрам, таким образом делая климат на большей части Индостана более тёплым, чем на тех же широтах в других регионах планеты. Пустыня Тар играет ключевую роль в привлечении влажных юго-западных ветров летнего муссона, которые в период с июня по октябрь обеспечивают большую часть Индии дождём. В Индии преобладают четыре основные климата: влажный тропический, сухой тропический, субтропический муссоный и высокогорный.

На большей части территории Индии выделяются три сезона: жаркий и влажный с господством юго-западного муссона (июнь - октябрь); относительно прохладный и сухой с преобладанием северо-восточного пассата (ноябрь - февраль); очень жаркий и сухой переходный (март - май). В течение влажного сезона выпадает свыше 80 % годовой суммы осадков.

Наиболее увлажнены наветренные склоны Западных Гат и Гималаев (до 6000 мм в год), а на склонах плато Шиллонг находится самое дождливое место на Земле - Черрапунджи (около 12000 мм). Наиболее сухие районы - западная часть Индо-Гангской равнины (менее 100 мм в пустыне Тар, сухой период 9-10 месяцев) и центральная часть Индостана (300-500 мм, сухой период 8-9 месяцев). Количество осадков сильно колеблется в разные годы. На равнинах средняя температура января возрастает с севера на юг от 15 до 27 °C, в мае повсеместно 28-35 °С, иногда доходя до 45-48 °С. Во влажный период на большей части страны температуры равны 28 °C. В горах на высоте 1500 м в январе -1 °C, в июле 23 °C, на высоте 3500 м соответственно -8 °C и 18 °C.

Растительный и животный мир Индии

Из-за особенностей расположения Индии и разнообразных климатических условий в этой стране произрастает все. Или почти все: от засухоустойчивых колючих кустарников до растений тропических дождевых вечнозеленых лесов. Встречаются такие растения и деревья, как пальмы (более 20 видов), фикусы, деревья-исполины – батангор (высотой до 40 м), сал (около 37м), хлопковое дерево (35м). Индийский баньян поражает своим необычным видом – дерево с сотнями воздушных корней. Согласно данным Ботанической службы всего в Индии насчитывается около 45 тыс. различных видов растений, из которых более 5 тыс. встречающихся только в Индии. На территории Индии расположены влажно-тропические вечнозеленые леса, муссонные (листопадные) леса, саванны, редколесья и кустарники, полупустыни и пустыни. В Гималаях отчетливо проявляется вертикальная поясность растительного покрова – от тропических и субтропических лесов к альпийским лугам. В результате длительного воздействия человека естественный растительный покров Индии сильно изменен, а во многих районах почти уничтожен. Некогда покрытая густыми лесами, Индия сейчас один из наименее лесных районов мира. Леса сохранились преимущественно в Гималаях и в наиболее высоких горных массивах полуострова. Хвойные леса Гималаев состоят из гималайского кедра, пихты, ели и сосны. Поскольку они располагаются в труднодоступных районах, их хозяйственное значение ограничено.

В Индии обитают более 350 видов млекопитающих. Основными представителями фауны здесь являются: слоны, носороги, львы, тигры, леопарды, пантеры, огромное количество различных видов оленей, зубров, антилоп, бизонов и полосатые гиены, медведи, дикие свиньи, шакалы, обезьяны и дикие индийские собаки. Только в Индии обитает олень барасинга – его насчитывается всего около 4 тыс. особей. Среди рептилий здесь распространены королевские кобры, питоны, крокодилы, большие пресноводные черепахи и ящерицы. Мир диких птиц Индии тоже разнообразен. Он насчитывает около 1200 видов и 2100 подвидов птиц: от птиц-носорогов и орлов до символа нации – павлина.

В дельте Ганги есть речные дельфины. В морях, омывающих Индию, живет дюгонь – одно из редчайших животных мира, представитель немногочисленного отряда сиреновых, или морских коров.

В рамках спецпрограмм правительства по охране диких животных в стране создана сеть национальных парков и заповедников, крупнейшие и наиболее известные из которых – Канха в Мадхья-Прадеш, Казиранга в Ассаме, Корбетт в Уттар-Прадеш и Перияр в Керале. На данный момент существует всего 350 национальных парков и заповедников.

Древнеиндийская цивилизация является одной из наиболее древних и самобытных цивилизаций Востока. История этой страны исчисляется тысячелетиями.

Исторические данные сообщают, что Индия была заселена в глубокой древности в долине реки Инд. Древний народ, положивший начало великой цивилизации, назывался индцы. С раннего времени в Индии развивались науки и культура, возникла письменность. Древние индцы достигли высокого уровня сельского хозяйства, что обусловило быстрое развитие общества. Они выращивали сахарный тростник, ткали тончайшие ткани, занимались торговлей.

Верования индцев были такими же многообразными, как и их культура. Они почитали различных богов и Веды, обожествляли животных и поклонялись брахманам – хранителям сакральных знаний, которых приравнивали к живым божествам.

Благодаря своим многочисленным достижениям Индия имела огромное историческое значение даже в древности.

Географическое расположение и природа

Индия расположена на юге Азии. В древности она занимала огромную территорию, граничащую на севере с Гималаями – высочайшей горами в мире. Индия разделена на южную и северную части, сильно отличающиеся своим развитием. Такое разделение обусловлено природными условиями этих районов, отделенных горной цепью.

Южная Индия занимает плодородные земли полуострова, богата равнинными ландшафтами и реками. Центральная территория полуострова характеризуется засушливым климатом, так как горы сдерживают влажные ветра с океанических просторов.

Северная Индия расположена на материке и включает в себя пустыни и полупустынные земли. На западе Северной Индии протекает река Инд и впадающие в нее крупные реки. Это позволило развить здесь земледелие и с помощью каналов орошать засушливые территории.

На востоке протекает река Ганг и множество ее притоков. Климат этой местности влажный. Благодаря большому количеству осадков на этих территориях удобно было выращивать рис и тростник. В древности эти места представляли собой густые леса, заселенные дикими животными, что создавало много трудностей для первых земледельцев.

Географические условия Индии совершенно разные – заснеженные горы и зеленые равнины, непроходимые влажные джунгли и жаркие пустыни. Животный и растительный миры тоже очень разнообразны и насчитывают множество уникальных видов. Именно эти особенности климата и территориального расположения существенно повлияли на дальнейшее развитие Древней Индии в одних районах, и практически полное замедление прогресса в других, труднодоступных областях.

Возникновение государства

Ученым мало что известно о существовании и устройстве древнего государства индцев, так как письменные источники того периода так и не были расшифрованы. Точно установлено лишь местоположение центров древней цивилизации – крупных городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Это могли быть столицы первых древнейших государственных образований. Археологами найдены скульптуры, остатки строений и культовые сооружения, что дает представление о высоком уровне развития общества того времени.

В середине II тысячелетия до н. э. на территорию Древней Индии пришли племена ариев. Индийская цивилизация начала исчезать под натиском вторгшихся завоевателей. Была утеряна письменность, а сформированный общественный строй распался.

Арии распространили на индийцев свое общественное деление и применили сословный строй – варны. Наивысшее положение занимали брахманы или жрецы. Сословие кшатрии составляли знатные воины, а вайшьи – крестьяне и торговцы. Шудры занимали достаточно низкое положение. Название этой варны означало «слуга» – сюда входили все не арии. Самая трудная работа доставалась тем, кто не входил ни в одно из сословий.

Уже позже начало формироваться деление на касты в зависимости от рода деятельности. Кастовая принадлежность определялась при рождении и обусловливала нормы поведения каждого члена общества.

В I тысячелетии до н. э. на территории Индии возникают правители – цари или раджи. Формируются первые сильные державы, что позитивно повлияло на развитие экономики, торговых связей, развитию государственности и культуры. Уже к концу IV в. до н. э. сформировалась сильная империя, которая стала привлекать не только торговцев, но и армии завоевателей во главе с Александром Македонским. Македонскому не удалось захватить индийские земли, но длительное соприкосновение разных культур благоприятно повлияло ход их развития.

Индия становится одним из крупнейших и могущественных государств Востока, а сформировавшаяся в то время культура, претерпев некоторые видоизменения, дошла до нашего времени.

Хозяйственная жизнь и занятия индийцев

Поселившись на плодородных землях близ реки Инд, древние индцы сразу же освоили земледелие и выращивали множество хозяйственных культур зерновых, занимались садоводством. Индийцы научились приручать животных, в том числе котов и собак, занимались разведением кур, овец, коз и коров.


Были широко распространены различные ремесла. Древние мастера занимались ткачеством, ювелирной работой, резьбой по слоновой кости и камням. Железо еще не было открыто индийцами, но как материал для орудий труда они использовали бронзу и медь.

Крупные города были оживленными торговыми центрами, причем торговля велась как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Археологические находки позволяют утверждать, что уже в древности были налажены морские пути, а на территории Индии существовали порты для связей с Месопотамией и другими восточными странами.

С приходом ариев, которые были кочевниками и отставали в развитии от индской цивилизации, начинается период упадка. Лишь в II–I тысячелетий до н. э. Индия постепенно начала возрождаться, вернувшись к земледельческой деятельности.

В долине рек индийцы начинают развивать рисоводство, выращивают бобовые и злаковые культуры. Важную роль в развитии хозяйства сыграло появление лошадей, которые до прихода ариев не были известны местным жителям. В обработке и расчистке земель под посадку стали применять слонов. Это сильно облегчило задачу борьбы с непролазными джунглями, которые на то время занимали практически все пригодные для земледелия.

Начинают возрождаться забытые ремесла – ткачество и гончарство. Научившись добывать железо, большой толчок получила металлургическая отрасль хозяйства. Однако торговля все еще не достигла нужного уровня и ограничивалась обменом с близлежащими населенными пунктами.

Древняя письменность

Индская цивилизация была настолько развита, что имела свой особый язык. Возраст найденных табличек с образцами письменности исчисляется тысячелетиями, но до сих пор ученые не сумели расшифровать эти древние знаки.

Языковая система древнего индского народа очень сложная и многообразная. Она насчитывает около 400 иероглифов и знаков – прямоугольных фигур, волн, квадратов. Первые образцы письменности дошли до наших дней в виде глиняных табличек. Также археологами обнаружены надписи на камнях, сделанные с помощью острых каменных предметов. Но содержание этих древних записей, за которыми стоит существовавший в древности язык, не удается расшифровать даже с применением компьютерной техники.


Язык древних индийцев, наоборот, хорошо изучен специалистами в данной области. Они использовали санскрит, который дал основу для развития многих индийских языков. Хранителями языка на земле считались брахманы. Привилегия изучения санскрита распространялась лишь на ариев. Те, кто входил в низшие сословия общества, не имел права учиться письму.

Литературное наследие

Древние индцы оставили после себя лишь немногие разрозненные образцы письменности, не поддающиеся анализу и расшифровке. Индийцы, наоборот, создали бессмертные письменные шедевры. Наиболее весомыми литературными произведениями считаются Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также дошедшие до нашего времени мифологические сказания и легенды. Многие тексты, написанные на санскрите, значительно повлияли на формирование идей и форм более поздних произведений.

Веды считаются древнейшим литературным источником и религиозной книгой. В ней изложены основные знания и мудрость древних индийцев, воспевание и прославление богов, описание ритуалов и обрядовые песни. Влияние Вед на духовную жизнь и культуру было настолько сильным, что целый тысячелетний период в истории получил название Ведийской культуры.

Наряду с Ведами развивается и философская литература, задачей которой было объяснение явлений природы, появление Вселенной и человека с мистической точки зрения. Такие произведения назывались упанишады. Под видом загадок или диалогов описывались важнейшие идеи духовной жизни людей. Также существовали тексты, носившие обучающий характер. Они были посвящены грамматике, астрологическим знаниям и этимологии.


Позже возникают произведения литературы эпического характера. Поэма «Махабхарата» написана на санскрите и повествует о борьбе за царский трон правителя, а также описывается жизнь индийцев, их традиции, путешествия и войны того времени. Произведение «Рамаяна» считается более поздним эпосом и описывает жизненный путь царевича Рамы. Эта книга иллюстрирует многие моменты жизни, верования и представления древнего индийского народа. Оба этих произведения представляют большой литературный интерес. Под общим сюжетом повествования поэмы объединили в себе множество мифов, басен, волшебных сказаний и гимнов. Они оказали существенное влияние на формирование религиозных представлений древних индийцев, а также имели большое значение в зарождении индуизма.

Религиозные верования индийцев

Ученые располагают немногими данными о религиозных представлениях древних индцев. Они почитали богиню-мать, считали священным животным быка и поклонялись богу скотоводства. Индцы верили в потусторонние миры, переселение душ и обожествляли силы природы. На раскопках древних городов найдены остатки бассейнов, что дает возможность предположить о поклонении воде.

Верования древних индийцев сформировались в эпоху ведической культуры в две величественные религии – индуизм и буддизм. Веды считались священными и оставались кладезем сакральных знаний. Наравне с Ведами чтили брахманов, которые были воплощением богов на земле.

Индуизм вышел из ведийских верований и со временем подвергся существенным изменениям. На первый план выходит поклонение трем главнейшим богам – Вишну, Брахме и Шиве. Эти божества считались создателями всех земных законов. Сформировавшиеся верования вобрали в себя и доарийские представления о богах. Описания шестирукого бога Шивы включали в себя верования древних индцев в бога-скотовода, который изображался трехликим. Такая ассимиляция верований характерна для иудаизма.


Уже в начале нашей эры в индуизме появился важнейший литературный источник, считавшийся священным – «Бхагавад-Гита», что в переводе означает «Божественная песня». Опираясь на кастовое деление общества, религия стала национальной для Индии. Она не только описывает божественные законы, но и призвана сформировать образ жизни и этические ценности своих последователей.

Значительно позднее возник и сформировался как отдельная религия буддизм. Название происходит от имени ее основателя и значит «просветленный». Нет достоверных данных о жизнеописании Будды, но историчность его личности как основателя религии не оспаривается.

Буддизм не предполагает поклонение пантеону богов или единому богу, не признает божеств как создателей мира. Единственным святым считается Будда, то есть тот, кто достиг просветления и «освободился». Поначалу буддисты не строили храмы и не придавали большого значения обрядностям.

Последователи верили, что достичь вечного блаженства можно лишь живя правильной жизнью. Буддизм предполагал равенство всех людей по рождению независимо от каст, а нравственные основы поведения во многом определяли жизненный путь последователей. Литературные источники буддизма писались на санскрите. Они объясняли законы философской системы своего учения, значение человека и пути его развития.

Зародившись на просторах Индии, очень скоро буддизм был вытеснен иудаизмом, но смог распространиться и прочно укорениться в соседних странах Востока.

Конспект урока истории (Вигасина А.А.)

5 класс

Тема: Природа и люди Древней Индии.

Цель: познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии.

Задачи:

Образовательные: формирование навыка работы с исторической картой и историческими источника.

Воспитательные: воспитывать уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям.

Развивающие: развитие кругозора учащихся, развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: контурные карты, документ «Природные богатства Индии» (Диодор сицилийский), отрывок из поэмы «Махабхарата», атлас по истории Древнего мира, запись индийской музыки, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Структура урока:

    Организационный момент

    Изучение нового материала

    Закрепление изученного материала

    Домашнее задание

Ожидаемые результаты: учащиеся должны знать особенности и отличия формирования государств у народов Юго-Восточной Азии, уметь назвать основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о природе, религии и городах Древней Индии.

Ход урока

Основные этапы урока

Методы

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Примечания

Приветствие учащихся, отмечает отсутствующих.

Приветствие учителя.

Объяснение, беседа

Ребята, мы познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали, что здесь много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Например, египетские пирамиды или Библия, которую написали древние евреи. А как жили древние люди на юге Азии? Какие цивилизации там находились? Прослушав музыку и посмотрев слайды, определите, что за страну мы сегодня будем изучать (Музыкальная презентация).

Итак, какую страну мы будем изучать?

Правильно. И тема сегодняшнего урока «Природа и люди Древней Индии».

Сегодня мы познакомимся с новой для нас цивилизацией, во время урока мы узнаем, где и как образовалось индийское государство, чем отличается природа Индии, чем занимались жители этого государства, в чем особенности религии этого государства (слайд 1).

Постановка логического задания:

В течение всего урока, подумайте над таким заданием: «Почему греки считали Индию «волшебной сказочной страной?»

Географическое положение Индии

Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии (слайд 2). Но для того, чтобы не заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты. В ходе моего объяснения мы будем заполнять контурные карты, которые лежат перед вами (слайд 3).

Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк (слайд 4) . Огромный полуостров Индостан – родина многих древних цивилизаций. Он отделен от всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим в мире горным хребтом – Гималаями (слайд 5) . Вершины их сплошь покрыты льдами и снегом (слово «Гималаи» означает «жилище снега»). Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили хорошей защитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая на земле вершина – Джомолунгма, ее высота 8848м. Слово «Джомолунгма» означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитали боги. В областях, расположенных близ Гималайских гор, порой бывает так же холодно, как и в Северной Европе. В южных областях Индии большую часть года стоит сильная жара. Центральную часть Индии занимает плоскогорье Декан. Оно является родиной древних цивилизаций. Здесь возвышаются холмы, здесь раскинулись степи, саванны. По земле Индии текут две великие реки – Ганг и Инд .

Начало они берут в Гималаях. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии и сейчас считают священными. Климат полуострова очень жаркий и влажный. Долины крупнейших рек Индии сходны по своим природным условиям с речными долинами Междуречья и Египта: здесь также жарко, ежегодно Ганг и Инд широко разливаются и несут вместе с водой плодоносный ил (слайд 6). Учитель указывает на различие в природных условиях долин Инда и Ганга: в первой редко выпадают дожди, во второй с июня по сентябрь идут ливни.

- Ребята, давайте откроем контурные карты и выполним следующие задания (слайд 7):

1. Напишите названия двух главных рек Индии.

2. Обозначьте и надпишите Гималайские горы.

3. Надпишите название полуострова, на котором находится Индия.

4. Надпишите море и залив, которые омывают Индию.

Климатические и природные условия Индии

Климат полуострова очень жаркий и влажный. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями. Джунгли не похожи на леса нашей Родины: поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда темно и душно, стволы деревьев терялись в высоте. Гигантскими гирляндами свешивались лианы, создавшие сплошную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора (слайд 8) .

Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут огромные слоны, страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Люди особенно боялись змей, которые заползали в их жилища. Чтобы умилостивить их, они даже оставляли им еду – комочки риса, молоко (слайд 9).

Жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Специально обученные слоны участвовали в сражениях. На их спинах находились воины, которые поражали врагов стрелами. Боевые слоны затаптывали противников. Жители Индии почитали слонов как животных, наделенных божественной силой. Они даже изображали бога мудрости с головой слона (показывает рисунок Ганеша).

Давайте прочтем отрывок, посвященный природе Индии, из поэмы «Махабхарата» (показывает картинки из поэмы) , который лежит перед вами. Следите внимательно и подумайте, какова природа и животные в Индии? ( слайд 11).

Вы заметили, что Деваки была одета в одежду из древесной коры. Чуть позже у индийцев появилась их национальная одежда – сари (показывает рисунок) .

Мы продолжаем читать отрывок из индийской поэмы «Махабхарата» (слайд 12).

Ребята, а что описано в этом отрывке? Вы обратили внимание на картинку? Что за цветок изображен на ней?

Лотос в Индии считается священным цветком.

Физ. минутка (слайд 13)

Змея по земле растянулась,

На хвост не спеша оглянулась.

Не видно, довольно вздохнула,

Легла и спокойно уснула.

Не видно, еще раз взглянула,

Легла и спокойно уснула.

Червяк по земле растянулся,

А хвост у него перед носом

Стать длинным задался вопросом.

Хвостом по земле он вдруг хлопнул,

Вздохнул, потянулся и лопнул.

Занятия жителей Древней Индии

(работа с историческим документом)

Опережающее задание: каковы же были занятия населения Древней Индии? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Природные богатства Индии», который вы прочитали дома (слайд 14).

Ребята, какой вывод мы можем сделать? Чем занимались древние индийцы? (слайд 15).

Основным занятием древних индийцев было оседлое земледелие. В Древней Индии люди обычно селились вдоль рек, но нередко их деревни строились на краю джунглей. Жители деревень выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Там, где было много воды, возделывали рис. Буйвол в условиях жаркого влажного климата незаменим. Он обладает силой и выносливостью, поедает болотные травы и водяные растения, которые не едят другие домашние животные. Болота и леса в долине Ганга трудно было бы освоить без буйволов. Их применяли для вспашки топких участков земли, непроходимых для обычных быков. Еще большей силой обладают слоны, которых использовали и в хозяйстве и на войне (слайд 16).

- Ребята, а к нам пожаловали гости (разыгрывается небольшое представление.Действующие лица: ведущий, путешественник, друг путешественника).

Ведущий: Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

Путешественник: Индия удивительная страна. Там на кустах растет белая шерсть…

Друг путешественника: Этого не может быты, ты лжешь!

Путешественник: Нисколько…индийцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее ткани…А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, чем пчелиный мед.

Друг путешественника: Вранье! На свете нет ничего слаще меда.

О чем же рассказывал путешественник?

Индийцы научились выращивать хлопчатник. Из него выделывалась пряжа, из которой производились легкие, удобные в жарком климате ткани.

Из сахарного тростника получали сладкий порошок – сахар. Это был самый древний сахар в мире. Разные растения и цветы использовались для получения пряностей и благовоний, каких не было больше нигде. Не случайно в Индию устремлялись торговцы из разных стран, чтобы заполучить эти удивительные вещества, стоившие очень дорого (слайд 17).

В древней индийской поэме «Махабхарата» сказано: «Корова, коза, человек, овца, лошадь, осел и мул – эти семь считаются домашними животными». Какие выводы можно сделать из этих слов?

Рабами в Индии, как и повсюду на древнем Востоке, становились военнопленные, неоплатные должники, преступники, дети рабынь, а также дети, проданные в рабство своими родителями.

Рабовладелец мог подарить своего раба, продать, проиграть в кости или даже убить.

Цивилизация Древней Индии

Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э., когда в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством – Мохенджо-Даро и Хараппа. В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины этих городов. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.

Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10м. вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колесах. В центре Мохенджо-Даро возвышалось здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн (слайд 18).

На контурной карте отметьте:

1. места древнейших городов Индии.

2. закрасим территорию крупнейшего государства в Индии в III в. до н.э.

На доске высвечивается текст «Реши задачу», который озвучивает учитель.

Археологи рассказали в своих отчетах о том, что древнейшие индийские города были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но кроме, двух-, трехэтажных домов со множеством комнат и небольших помещений (возможно для слуг), а также домов средних размеров, где находились многие инструменты и остатки мастерских, в других районах городов располагались жалкие лачуги, канализации там не было. Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (слайд 19).

Многое о культуре Древней Индии могли бы рассказать древние книги. Они делались из пальмовых листьев. Пластины из листьев через специальные отверстия скреплялись веревочкой. На пальмовых листьях писали чернилами из сажи, разведенной в подслащенной воде. В Древней Индии были изобретены цифры, которыми мы сейчас пользуемся и называем арабскими. Однако сами арабы заимствовали их у индийцев. Очень важным математическим открытием индийцев было изобретение нуля – знака для обозначения пустоты. Без этого знака современная математика не может обойтись (слайд 20,21).

Памятники культуры Древней Индии – Тадж Махал (слайд 22).

Искусству мудро править людьми должна была учить игра, придуманная древними индийцами и предназначенная для царей и военачальников. Эта игра называлась «чатуранга», а по-русски «шахматы». В Древней Индии была создана особая система духовного и физического совершенствования человека – йога.

Религия древних индийцев. Особенности индуизма

Как видно из священных книг индийцев, они обожествляли животных и поклонялись многим богам. Их древняя религия – индуизм – сохранилась до наших дней. Большинство населения Индии и сегодня верят в своих древних богов. Больше 4 тысячелетий тому назад из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство (слайд 23).

Ученики рассказывают о трех богах Индии (сообщение было задано на дом) (слайд 24).

Единого бога в Древней Индии не было.

Сначала индийцы обожествляли животных – слонов, коров, а затем их сменили боги, с головами животных (слайд 25).

- Как вы думаете, почему с особой любовью и почтением индийцы относились и относятся к корове?

Абсолютно верно. И поэтому ее называют божественной кормилицей, матерью. Мясо коровы в Индии в пищу не употребляют. Индийцы поклонялись и другим животным.

Древние индийцы верили, что не только человек, но и животные, и растения имеют душу. Душа каждого существа вечна. Она может переселяться после его смерти в другое тело. Что будет с душой человека после смерти, зависит от его поведения при жизни. Так, душа кровожадного и жестокого воина может переселиться в тело тигра. Легкомысленный человек может перевоплотиться в стрекозу или другое насекомое. Обманщик и кривляка в следующей жизни может стать обезьяной.

По представлениям древних индийцев, все в мире, в том числе и человек, подчиняется карме. Карма означает «дело», «действие», которое рождает определенный результат. За все дурные поступки человек будет наказан в следующих жизнях. Так действует закон кармы – закон возмездия. Только правильно проведенная жизнь может избавить человека от вечного переселения его души (слайд 26).

Слушают объяснение, смотрят музыкальную презентацию и отвечают на вопросы учителя.

Записывают тему урока.

Слушают объяснение учителя, наблюдают, делают записи в тетради.

Выполняют задания в контурных картах.

Работа с историческим документом.

Читают отрывок и отвечают на поставленный вопрос.

Делают записи.

Примерные ответы учеников:

На рисунке изображен лотос.

Делают записи в тетрадь.

Проговаривают считалочку вместе с учителем.

Примерные ответы учеников:

Земледелием.

Слушают рассказ учителя.

Смотрят представление.

Примерные ответы учеников: хлопок, сахар.

Слушают рассказ учителя.

Работа с историческим документом

Примерные ответы учеников: в Древней Индии разводили много домашних животных, возможно, существовало рабство.

Слушают объяснение учителя.

Работают с контурными картами.

Слушают отрывок.

Примерные ответы учеников:

Люди в Древней Индии строили города по специальным планам, следовательно, обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь говорит о развитии торговли. Разные жилищные условия – о неравенстве между людьми.

Слушают объяснение учителя и наблюдают.

Рассказывают о богах Индии.

Бог Брахма творец и правитель мира. Он создал вселенную, людей и дал им законы. Обычно его изображают с четырьмя лицами, обращенными к четырем сторонам света.

Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Вишну очень добрый бог, он всегда помогает людям и всем живым существам на Земле. Так, к примеру, индусы считают, что именно Вишну в образе Рамы победил злого Равана. Обычно Вишну изображают человеком с синей кожей, одетым в яркую оранжевую одежду.

Бог Шива грозный носитель сил космоса, который и создает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Обычно Шиву изображают танцующим многоруким и многоглазым. Его священный танец символизирует вечное вращение вселенной.

Примерные ответы учеников:

Она дает молоко и масло.

Закрепление изученного.

Беседа

Игра-викторина «Проверь себя»

Один ученик вызывается к доске, отвечает на оценку, остальные самостоятельно выполняют задания (слайд 27).

Правила игры: если утверждение верное ставим Х, если неверное, то О.

Задания:

1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан (Х).

2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи (Х).

3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана (О).

4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан (О).

5. Джунгли – это густой, труднопроходимый лес (Х).

6. Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию, скотоводству, ремеслу и торговле (Х).

7. Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными (Х).

Решение поставленного вначале урока логического задания

В начале урока вам было дано задание: "Почему греки называли Индию "волшебной, сказочной страной"?"

Выслушиваются ответы учащихся, а затем формируется вывод.

Чудеса Индии (слайд 28):

    благоприятные природные и климатические условия;

    плодородные земли;

    полноводные реки;

    защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);

    памятники культуры.

Ребята, давайте запишем новые понятия, которые мы узнали на уроке (слайд 29).

Итак, сегодня на уроке мы начали разговор о Древней Индии. Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и ее жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:

"Да не будет ненависти

У брата к брату, а у сестры к сестре!

Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,

Говорите доброе слово!"

На следующем уроке вы расширите свои знания об Индии.

Рефлексия

Играют в игру.

Отвечают на вопрос учителя.

Записывают понятия в тетрадь.

§20, пересказ "Сказания о Раме" (слайд 30).

Презентация современной Индии.

Записывают домашнее задание. Смотрят презентацию.