Главная · Личностный рост · Историографический обзор проблемы происхождения киргизов. Кыргызы – самая древняя нация в Центральной Азии

Историографический обзор проблемы происхождения киргизов. Кыргызы – самая древняя нация в Центральной Азии

Иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 20 марта 2019 года .

История киргизов - это история киргизского народа от его появления до заселения территории современной Киргизии . Первое упоминание этнонима «киргиз» встречается в летописи «Ши цзи », написанной китайским историографом Сыма Цянем о завоеваниях предводителя племён хунну шаньюя Маодуня или Модэ . Описывая события 201 г. до н. э., Сыма Цянь пишет: Здесь в форме гэгунь мы, безусловно, встречаем китайскую передачу этнонима «киргиз» . До сих пор нет единого мнения о локализации гэгуней, по некоторым данным (В. В. Бартольд, Л. Р. Кызласов и др.) они кочевали в районе Котловины Больших Озёр на западе современной Монголии , там и ныне находится озеро Хяргяс-Нур. Другая версия (Л. Р. Боровкова, Ю. С. Худяков) предполагает, что гэгуни проживали в землях севернее хребта Боро-Хоро (Восточный Тянь-Шань) и западнее пустыни Дзосотын-Элисун в Джунгарии на западе современного Китая. Так или иначе к - VI векам древние киргизы уже заселили земли Минусинской котловины . В одной из тюркских легенд говорится о том, что один из их предков по имени Цигу (гэгунь, киргиз) заселил земли между реками Абакан и Енисей , то есть Минусинскую котловину. Дальнейшие бурные события Великой степи , когда там возникали, прекращали своё существование, потом возрождались государственные образования, связанные с кочевыми племенами тюрков, приводили к тому, что енисейские кыргызы оказывались под властью этих каганатов , временами становясь независимыми, что зафиксировано отправкой в Китай своих послов.

На рубеже - XVI веков по причине ослабления Моголистана и необходимости налаживания связей, контроля над земледельческими территориями, алтайские киргизы, возможно, в составе ойратских племен, проникают в Восточный Туркестан и Тянь-Шань. С этого времени начинается оформляться заключительная фаза этногенеза тех кочевых племен алтайских киргизов, которые впоследствии образовали киргизский народ. На новых землях формируется киргизский этнос, который в XVI веке встал перед необходимостью военной консолидации и упорядочения пользования новыми землями-пастбищами и образует характерную для всех кочевников родоплеменную систему - крылья «он» (правое) и «сол» (левое).

Кыргызы - корни которых уходят в глубокую древность, теряясь в тьме тысячелетий, таят в себе не мало тайн и загадок. Конец III в. до н. э. это лишь первое упоминание кыргызов, которое, отнюдь вовсе не означает, что они произошли именно тогда.

Кто знает, какой путь исторического развития прошли древние кыргызы до их первого появления в письменных источниках.
Неизвестно ни время, ни место их происхождения, и кто были они вообще?

Однако, со всей очевидностью можно полагать, что древние кыргызы, являлись древнейшим западно-тюркским племенем, исконной территорией происхождения которого могла быть Великая степь, Восточный Казахстан.

Вместе с тем, нельзя исключать и районы Горного Алтая.

Древние кыргызы принадлежали к наиболее чистым тюркским племенам (антропологический тип, материальная и духовная культура, образ жизни, территория обитания, язык), что и сохранили до сих пор.

Уже к периоду Раннего Средневековья существовало две ветви древних кыргызов, обитавшие на различных территориях. «Западная» обитала в районах Восточного Притяньшанья, а другая - «Восточная», поселилась в междуречье Абакана и Енисея, в Минусинской котловине и, поработив местное «динлинское» население, создало здесь «Кыргызский» бийлик (владение).

Во II пол. VI века или в нач. VII века н. э. «Западные» кыргызы переместились на Алтай, к западу от своих «Восточных» соплеменников и, соединившись с ними образовали древне-кыргызское государство, упоминающееся в китайских источниках того времени, как «Хагяс» («Кыргыз»),

Первое появление племен древних кыргызов в Средней Азии следует отнести к VIII в. н. э., когда часть «Западных» кыргызов-кочевников, вместе с родственными им племенами карлуков проникли в Среднюю Азию и обосновались в долине Таласа и в районах Западного Тянь-Шаня. Здесь ими были оставлены известные таласские древне-тюркские рунические надписи, расположенные в долине Таласа. Во II пол. VIII-I пол. IX вв. здесь существовал бийлик (владение), возглавляемый и управляемый династией Кара-Чоров, выходцев из «Таласских» кыргызов. «Таласский» или «Тюркский» бийлик, после известных событий перерос в «Тюркский» каганат (государство Караханидов).

Сер. IX - нач. X вв. было временем безраздельного господства на просторах Центральной Азии Великого каганата «Кыргыз». Этот период в истории именуется «Кыргызским ве- ликодержавием». В Монголии, и в других районах Центральной Азии, в то время владыками были древние кыргызы государства «Хагяс» («Кыргыз»), сокрушившие в 840 году государство древних уйгуров, которое до этого господствовало в Центральной Азии. Именно тогда другая часть «Западных» кыргызов-кочевников проникла в районы Центрального Тянь-Шаня и обосновалась там, войдя в состав Караханидских тюрков.

«Таласские» и «Тянь-шаньские» кыргызы играли важную роль в образовании Караханидского каганата. Династия Караханидов происходила из потомков Кара-Чоров, выходцев из «Талас¬ских» кыргызов.

Во II пол. X века границы государства «Хагяс» («Кыргыз») сузились, тяготея к Иртышу, Алтаю и Южной Сибири. «Западных» кыргызов-кочевников в этом государстве оставалось мало, а «Восточные» кыргызы, ведшие полуоседлый и оседлый образ жизни тяготели к родным берегам Енисея, в благодатную Минусинскую котловину и не были пригодны для обитания в степях Центральной Азии, и тем более заниматься кочевым скотоводством.

Противостояние двух общин, малочисленной «Западной» - кочевой и более многочисленной «Восточной» - оседло-земледельческой создавало противоречия и нарушения единства в древне-кыргызском государстве, приводило к возрастанию прений между населением, а в конечном счете к утрате единства и ослаблению всего государства.


Тем временем, уже в I пол. X века хозяевами Монголии и других районов Центральной Азии стали кочевники кара-китаи. На западе усилились многочисленные кимако-кыпчакские племена, которые постоянно совершали набеги на малочисленных «Прииртышских» кыргызов-кочевников, впрочем и на «Восточных» кыргызов тоже. В результате, кыргызы были вытеснены к востоку и к югу от Прииртышья и Алтая. «Восточные» кыргызы были оттеснены в районы Среднего Енисея, а «Прииртышские» кыргызы-кочевники на север Джунгарии, где и были покорены кимако-кыпчаками. Они составляли область Кыркар(а) хан, и с тех пор, за ними закрепилось еще название - Кыркаринские кыпчаки.

В нач. XII века «Прииртышские» кыргызы, под давлением кймако-кыпчаков и кара-китаев передвинулись на юго-запад, к Тянь-Шаню и обосновались в бассейне р. Или.

Примерно в 1127 году произошло воссоединение Караханидских кыргызов (Кара-кыргыз) с «Прииртышскими» кыргызами в одну этническую общность, которая представляла собой объединение племен правого - «Онг» и левого - «Сол» крыла.

Примерно в 1128 году в пределы Восточно-Караханидского каганата вторглись кара-китаи, которые были разбиты киргизами, во главе которых стоял великий каган Ахмед, глава Восточных Караханидов. После чего кара-китаи убрались восвояси. Однако там, им удалось собрать большую силу. Местопребывание они утвердили в Бейжине (Бейтин-Бешбалык).

Примерно между 1128-1130 или 1130-1133 годами киргизы, во главе с верховным каганом Восточных Караханидов совершили далекий поход на Бейжин (Бейтин-Бешбалык), против кара-китаев, и нанесли им поражение. Это событие легло в основу «Великого похода» в эпосе «Манас».

Разбитые части кара-китаев бежали в долину р. Эмиль. Здесь к ним присоединились их собратья и другие племена, переселившиеся сюда еще до этого, а также местные многочисленные тюрки.

Затем следует усиление кара-китаев, их захват Баласагуна (в Чуйской долине), Кашгара и Хотана, за которыми последовали походы против кыргызов, которые и явились причиной вынужденного их ухода из Средней Азии, на северо-восток, к Иртышу и Алтаю.
Тама, вновь столкновения, но уже с самым сильным народом Западной Монголии того времени - найманами. В результате «Среднеазиатские» кыргызы уходят еще дальше, на северо-запад Алтая.

В Монгольский период «Среднеазиатские» и «Восточные» кыргызы жили рядом, и вместе составляли страну или область «Кыргыз», которая охватывала территорию от Обь-Иртышского междуречья, на западе, до районов Среднего Енисея на востоке.

Во время военных столкновений с монголами, часть правого крыла «Среднеазиатских» кыргызов ушла на юго-запад, в Притяньшанье и была в составе государства Могулистан. Впоследствии, когда «Среднеазиатские» кыргызы вновь возвратились в Среднюю Азию, они вошли в состав правого крыла кыргызского народа ввиде родоплеменного подразделения «монолдор».

Во II пол. XV века, в результате военных столкновений с калмаками «Среднеазиатские» кыргызы вновь возвратились в Среднюю Азию.

Все это, в непростой и неоднозначной форме отражено в эпосе «Манас», который является своеобразным зеркалом истории кыргызов.

КИРГИЗЫ - тюркский народ. Являются основным населением Киргизии, где их численность составляет 3,8 миллиона человек. Проживают также в других государствах Средней Азии и сопредельных с ними странах. Киргизское население имеется в Узбекистане (около 250 тысяч), Китае (160 тысяч), России (100 тысяч), Таджикистане, Казахстане, Турции, Украине.

Общее количество киргизов в мире может составлять до 4,5 миллионов. При этом цифра носит приблизительный характер, так как не всегда хватает точных данных, по некоторым странам имеются лишь приблизительные оценки. Киргизский язык входит в алтайскую языковую семью, тюркская группа. Для письма пользуются русским алфавитом. По религиозным взглядам большинство киргизов являются мусульманами суннитской ветви.

Предки киргизов происходят из двух регионов. Во-первых, это жители Центральной Азии и Южной Сибири. Во-вторых, среднеазиаты. Формирование киргизского этноса заняло примерно пятьсот лет. Оно началось на границе 1 и 2 тысячелетия нашей эры, закончилось в 15-16 веке. Немалую роль в этом процессе сыграли енисейские киргизы. Они переселились в тянь-шаньский регион в 9-10 веках.

Считается, что историческая прародина киргизов - северо-запад Монголии. В 9 веке енисейские киргизы покорили многие племена региона, распространив свою власть вплоть до Маньчжурии и Туркестана. Они занимались преследованиями уйгурского народа, что и привело киргизов в Тянь-Шань.

Позже ситуация изменилась. Многие захваченные земли были потеряны в результате столкновений с киданями. Были образованы два киргизских княжества, но они не просуществовали долго. Близился период монгольских завоеваний. Под напором Чингисхана эти государства утратили независимость в 1209 году. Много позднее, в 16 веке, русские впервые достигли Енисея и встретились с киргизами, которые к тому времени стали немногочисленной группой.

Тем временем в Притяньшанье возникла киргизская народность в ее современном виде. Под ее началом были объединены многие племена тюрков, монголов, казахов. Окончательно формирование народа завершилось в 18 веке. В следующем столетии упрочились отношения между киргизами и русскими. Первые начали принимать российское подданство, пока к 1870-м годам Киргизия не вошла в состав Российской империи. После Октябрьской революции была создана Киргизская ССР. Распад СССР в 1991 году привел к возникновению независимого государства - Республики Кыргызстан.

Традиционным занятием киргизов было скотоводство. Часть народа проводила в кочевьях почти всю жизнь, другие - лишь отдельные периоды годичного цикла, а в остальное время жили оседло. Изначально главными животными были лошади и верблюды. После присоединения к Российской империи произошел рост овцеводства, стало больше и крупного рогатого скота.

В силу климатических особенностей (жаркий и засушливый климат) земледелие играло у киргизов меньшую роль. Также киргизы издревле славились как хорошие охотники. Ремесленники народа изготавливали ковры, войлок, ткани, циновки, обрабатывали дерево и кожу, занимались производством ювелирных изделий, кузнечным делом. В районе Памира была распространена добыча золота и горного хрусталя. Продавали уголь.

В СССР наметился переход киргизов к оседлому образу жизни. Была осуществлена механизация сельского хозяйства, оседлости также способствовал промышленный рост. Сформировался класс интеллигенции. В настоящее время киргизы сочетают высокий уровень развития с преданностью традиционной культуре. Популярны спортивные состязания - скачки и борьба верхом, называемая энищ. Сохранился фольклор - песни, музыка, героическое эпическое произведение «Манас», импровизационная поэзия акынов.

В последнее время мы очень часто говорим о распространении положительного имиджа Кыргызстана в мировом сообществе, однако при этом часто забываем, что наша древнейшая история - это и есть положительный имидж.

Из приведенных в данной статье исторических документов западных исследователей и ученых (хотел бы особо подчеркнуть, что не кыргызских) наглядно видно, что кыргызы имели свою государственность еще в I-IX веках н.э. в Урало-Алтайском регионе. К примеру, монголы появились в VIII веке н.э., Киевская Русь образовалась в IX веке. Это значит, что мы, кыргызы, самая древняя нация в Центральной Азии с древнейшей историей, культурой, обычаями и традициями.

После обретения суверенитета и независимости в 1991 году многие республики бывшего Союза, а ныне независимые государства кинулись изучать и восстанавливать историческую справедливость своих народов, поскольку во времена коммунизма этого нельзя было сделать, так как все архивы были засекречены, а мы все были одной исторической общностью под названием советский народ. Не явился исключением и кыргызский народ, который хотел знать свою историю и правду, а также родословную, поскольку, как говорил один известный философ, «у народа, который не знает своей истории, нет будущего». Кроме того, история как наука является одним из важнейших предметов в мире, и ее изучение, в особенности исторических ошибок в прошлом, помогает народам избежать их в будущем. Ведь не зря говорят, что на ошибках учатся.

Я не являюсь профессиональным историком, и занимаюсь по долгу службы больше дипломатией, но меня очень заинтересовала история моего народа после посещения Монголии в декабре прошлого года. Когда я работал консулом Кыргызстана в Южной Корее, посол Монголии в Южной Корее пригласил меня в город Улан-Батор на празднование 800-летия Чингизхана. В программе пребывания были запланированы конференции, приемы, поездки в монгольскую степь. Однако кроме официальной программы мне самому удалось посетить исторический музей Монголии, который находится вблизи площади Сухэ-Батора, и открыть для себя сенсационные факты из истории кыргызского народа.

Империя гуннов III в. до н.э. - I в.н.э.

Хотел бы особо подчеркнуть, что Монголия не была в составе СССР и имела возможности, в отличие от Кыргызстана, как суверенное государство беспристрастно изучать историю своего народа и собирать исторические документы. Войдя в исторический музей Монголии, уже с начала экспозиций я был шокирован историческими картами, датированными I-V веками нашей эры, на которых наглядно было видно, что наши предки, кыргызы, уже тогда проживали в Урало-Алтайском регионе на территории низовьев Енисея.

Далее меня уже поражали рунические надписи и стенды музея, на которых было упоминание о кыргызах. Я не знаю, знают ли наши историки-аксакалы о существовании этого музея в Монголии и исторических материалах, находящихся в нем. Но как мне видится, это одна из реальных версий истории кыргызского народа, причем написанная не самими кыргызами, а независимыми западными и китайскими учеными и подтвержденная русскими путешественниками. Кыргызы - один из древнейших народов в мире. Подтверждением этого являются исторические карты и рунические надписи на камнях, с которыми могут ознакомиться наши читатели и историки.

Одним из наглядных доказательств нашей древнейшей истории является кыргызский эпос «Манас», самая длинная поэма в стихах в мире, 1000-летие которого Кыргызстан и мировое сообщество отмечало в 1996 году. Несмотря на все перипетии истории - войны, победы и поражения, взлеты и падения, мы, кыргызы, смогли донести нашу государственность до сегодняшних дней, и наш национальный флаг реется перед зданием Организации Объединенных наций в Нью-Йорке. А ведь многие народности в историческом прошлом, такие как усуни, тюргеши, карлуки, найманы, просто растворились как нации. Даже уйгуры, татары, калмыки не смогли сохранить свои независимые государства, мы, кыргызы, смогли. Значит, можем, если сильно захотим.

Некоторые могут задаться логичным вопросом: «А почему нас так мало и на маленькой территории?». Ответ простой: это участь всех древних наций. Например, посмотрите на сегодняшнюю Грецию и греков, или сегодняшний Рим, или тех же монголов, которые завоевывали половину мира. И я не удивлюсь, если, согласно гипотезе и исследованиям наших историков, Чингисхан окажется кыргызских кровей. Поскольку мы близки с монголами - потомками чингизидов - не только исторически, но и генетически. Ведь у каждого кыргызского и монгольского новорожденного дитя на копчике имеется синее пятнышко, которое называется в народе «монгольским пятном или седлом». И ни одна наука и медицина до сегодняшних дней не может объяснить этот феномен, объединяющий наши народы.

В современных условиях нашим идеологам и государству необходима национальная идея, которая помогала бы реформировать наше современное общество, поднять дух нации, объединить наши регионы и политические партии. Древнейшая история кыргызского народа могла бы стать ею, а также быть опорой для дальнейшего экономического и культурного развития. Кроме того, древнейшая история кыргызов могла бы стать национальным брендом Кыргызстана для мирового сообщества. Ведь золотовалютные запасы государства, также как и нефтедоллары, сегодня могут быть, а завтра их нет, но история народа будет всегда.

Нашу историю необходимо распространять через средства массовой информации, телевидение, и это должно стать приоритетом государственной политики в сфере идеологии. Нужна правительственная концепция и программа развития духовной жизни нашего общества. Ведь для этого у нас есть все необходимое, и самое главное - наша древнейшая история, которую, к большому сожалению, мы сами, кыргызы, не очень знаем и почитаем. У нас в Кыргызстане должны издаваться современные книги и учебники о нашей древнейшей истории и культуре. Мы должны ее знать, изучать и распространять как свое наследие. Наша молодежь и дети должны гордиться, что они родились и живут в Кыргызстане и являются гражданами своей страны, даже несмотря на временные экономические проблемы, которые, я уверен, мы сможем решить и уже решаем. Ведь народ с такой древней историей и духом достоин лучшего будущего.

В заключение я хотел бы представить вашему вниманию один из исторических стендов из государственного исторического музея Монголии - «Тюркский период 6-9 век н.э.» и его перевод с монгольского и английского языков, а также приложить исторические карты из данного музея с упоминанием о кыргызах, из которых читатели поймут, что кыргызы - самая древняя нация в Центральной Азии.

Тюркский период (VI-IX в.н.э.)

Алфавит кок-тюрков и его расшифровка

Культурные окрестности Кок-Тюрк были обнаружены западными учеными и исследователями, проводимыми с XVII века. В то же время в период исследований Енисейских памятников, обусловленных теми же целями, Николай Михайлович Ядринцев, направленный в Монголию Российским географическим обществом в 1898 году, обнаружил памятники Кол-Тигин и Билге-Каган, находящиеся в 400 км от Улан-Батора и в 60 км от развалин Каракорума и Балгасума, расположенных около озера Кочо-Цайдам.

Георг фон дер Гобелент (1840-1893) сделал перевод с китайского языка Кол-Тигинских надписей, а Габриэль Деверия (1844-1899) перевел с китайского языка текст Билге-Каганских надписей.

После опубликования в Финско-российском атласе каменных надписей, найденных в Орхоне, и перевода данных находок было получено подтверждение, что эти памятники относятся к Тюрскому Кагану и Тигинам. Началось состязание ученых в этой области по расшифровке данного алфавита. Это состязание было выиграно датским лингвистом Вильгельмом Людвигом Петером Томсэном (1842-1927).

Томсэн догадывался, что это был Тюркский текст. Он пытался определить количество знаков, которые не повторяются в этих двух памятниках. Он обнаружил 38 разных знаков. После этого он определил, что строки написаны сверху вниз, а столбцы справа налево, подобно китайскому письму. В 1893 году Томсэн расшифровал систему алфавита Кок-Тюрк. Томсэн письменно проинформировал Рэдлоффа о прочтении данных надписей. После этого он направил ему экземпляр своего отчета. Рэдлофф тоже начал публиковать информацию, собранную по этим двум памятникам. В то же время известный археолог, историк и этнолог Дмитрий Александрович Клементс (1848-1914) обнаружил Тонюкукские надписи в районе Баин-Цокто, находящиеся в 66 км от Улан-Батора.

В период с 1894 по 1899 гг. Рэдлофф первым прочитал и перевел 40 Енисейских, 10 Хайту-Тамирских и 6 Монгольских (Кол-Тигинских, Билге-Каганских, Тонюкукских и т.д.) надписей - всего 56, и завершил составление словарей и грамматики этих языков и оценил находку в различных аспектах.

Государство кок-тюрков (V-VII века)

Государство Кок-Тюрк появилось на исторической сцене в первой половине 5-го столетия н.э. Это государство было основано в 552 году н.э. во времена правления Бумин Хана, а его брат Истеми Хан был назначен Он-Окским правителем на западе.

Государство сяньби I-III в.н.э.



После смерти Бумин Хана это государство переживало одно из своих сильных периодов во времена правления Мо-Хан Хана (552-572 гг.). Под предводительством Мо-Хан Хана процветали отношения с его южным соседом Китаем, и впервые в истории были установлены отношения с Византийской империей, являющейся далеким и не имеющим общих границ государством. Ввиду своей слабости последующие правители были вынуждены признать суверенитет Китая примерно в 630 году.

После 50-летнего рабства Кутлуг Тигин, являющийся членом имеющей глубокие корни и уважаемой тюркской семьи Берулер, вновь объединил тюрков и обеспечил им процветание. Кутлуг Тигин получил титул «Иттерис Хана», что означает «тот, кто объединяет провинции». Его министр Тонюкук сыграл важную роль в достижениях Иттерис Хана. После смерти Иттерис Хана в 691 году на трон взошел его брат Капган, т.к. его дети были слишком молоды. Период правления Капган Хана был золотым веком Кок-Тюрков. В этот период границы Кок-Тюркского государства простирались до Китайского моря на востоке, до Кавказа на западе, до Тибета на юге и до Сибири на севере. Ему удалось объединить тюрков, проживающих в этих границах, под единым флагом.

В 716 году Билге Хан возглавил государство Кок-Тюрк и правил им в мире и благополучии вместе со своим братом Кол-Тигином и знаменитым государственным деятелем Тонюкуком. После смерти Тонюкука и Кол-Тигина в государстве начался хаос. В 734 году, когда умер Билге Хан, последующим правителям уже не удалось вновь добиться стабильности, что привело к исчезновению Кок-Тюрков с исторической сцены.

Уйгурское государство (741-840 гг.)

Государство Кок-Тюрк пало в результате сражений с китайцами, с одной стороны, и тюркскими племенами внутри страны, такими как Догуз Огузлар, Карлук и Басмилс, с другой стороны. Уйгурские тюрки, представлявшие местные племена и проживающие в Орхунской и Селегинской долинах, основали третье великое Тюркское государство. Уйгуры представляли одну и ту же этническую группу, как и Кок-Тюрки. Таким образом, тюрки, которые в свое время объединились под знаменем Кок-Тюрков, расселились среди уйгуров и других племен. Уйгурское государство уделяло внимание торговле и продолжало поддерживать обычаи и традиции Кок-Тюрков. Торговля развивалась и Маникеанские храмы со временем превратились в подобие храмов из-за влияния официальной религии Маникенизма.

Со временем военные аспекты уйгурского государства постепенно отходили на второй план, в то время как культура и торговля развивались. Кыргызские тюрки, проживающие на северо-западе, воспользовались данной ситуацией и предприняли внезапное нападение на столицу уйгурского государства, которое закончилось войной и падением уйгурского государства. Благодаря уйгурам сельскохозяйственный бассейн стал известен как Туркестан. В 1229 году монголы положили конец уйгурскому суверенитету и стали их культурными и политическими менторами.

Государство жужаней 402-552 года н.э.



Мирбек Эшалиев - экс-консул Кыргызстана в Южной Корее, профессиональный дипломат. Работал в системе МИД Кыргызской Республики, Посольстве Кыргызстана в Малайзии, в международном отделе Администрации Президента Кыргызской Республики. Является автором монографии «Дипломатический протокол Кыргызской Республики».

Ни для кого не секрет, что киргизы и казахи – народы родственные, у них схожие обычаи, языки и традиционная одежда. Даже приготовление блюд национальной кухни и свадебные обряды во многом совпадают. В различных документах Российской империи казахи часто назывались киргизами.
И все же, это два разных народа. Они отличаются друг от друга не только тем, что одни живут на бескрайних просторах Центральной Азии, другие – в горах Тянь-Шаня, Северного Памира и по берегам легендарного озера Иссык-Куль. В чем же на самом деле заключается различие между казахами и киргизами?

Древний народ

Согласно историческим данным, киргизы – народ очень древний. Эти тюркоязычные кочевники-скотоводы испокон веков обитали в верховьях Енисея и на территории Южной Сибири, затем они перебрались в восточный Тянь-Шань. Еще в III веке до н.э. китайский летописец Сым Цянь упомянул в своем произведении «Ши цзи» о государстве киргизов.

История этого народа знает много побед и поражений, владения кочевников-скотоводов то разрастались до огромных размеров, то уменьшались под давлением не менее воинственных соседей. Так, в IX веке Кыргызский каганат захватил уйгурское государство, распространив свое влияние на Монголию и Тыву. Но во времена походов Чингисхана киргизы, как и многие другие народы, были поглощены завоевателями. После распада Золотой и Белой Орды, основанных монголами, большинство киргизов мигрировали на Тянь-Шань и север Памира, где живут и сейчас.

Длительная история народа отразилась в устном творчестве. Киргизы создали самый объемный поэтический эпос в мире, повествующий о жизни богатыря Манаса, который объединил свой народ, согласно легенде. Эпос передавали из уст в уста. Одна из версий «Манаса», записанная в исполнении известного народного сказителя Джусупа Мамая, была опубликована в 18-ти томах, выходивших в г. Урумчи с 1984 по 1995 годы.

Молодой народ

Казахи – очень молодой народ, а по сравнению с киргизами – просто новорожденный. Первые исторические упоминания казахов датируются серединой XV века. Керей и Жанибек – два султана из династии Чингизидов – были недовольны властью хана Абул-Хайра, который возглавлял Узбекский улус (это государство возникло после распада Золотой Орды). Недовольные султаны увели свои племена в степи, расположенные на юго-востоке современного Казахстана.

Поскольку тюркское слово «казак» использовалось многими людьми для обозначения свободного, вольного человека, отказавшегося жить, подчиняясь властям, то племена Жанибека и Кирея стали называть себя именно так. Ведь они самовольно покинули Узбекский улус ради свободной жизни.

Официальные структуры Российской империи, в XVIII веке продвинувшей свои границы далеко на восток и активно заселявшей Урал и Южную Сибирь, столкнулись с проблемой. Нужно было как-то различать казаков, живущих на Дону и Кубани, от тюркоязычных кочевников-скотоводов, называвших себя тем же словом. Поэтому появился этноним «киргиз-кайсак». О народе киргизов русские хорошо знали, а «кайсак» – это исковерканное слово «казак».

Впоследствии дополнение «кайсак» исчезло из составного этнонима, и казахов в Российской империи стали именовать просто киргизами, не утруждаясь излишними разбирательствами. Самоназвание народа «казак» было утверждено уже при советской власти, а в 1936 году руководство СССР решило ввести этноним «казах» – опять, чтобы избежать путаницы с казаками. Так и повелось.

Матриархат

Изначально у тюркоязычных кочевников-скотоводов был матриархат. Отдельные историки отмечают, что женское правление племенами Центральной и Средней Азии закончилось примерно в V веке н.э. Хотя процесс утверждения патриархата шел неравномерно, и имеются свидетельства путешественников об отдельных женщинах-правительницах, которые даже участвовали в военных походах наравне с мужчинами, вплоть до XIII века.

Будучи древним народом, киргизы сохранили многие традиции матриархата, что заметно даже сейчас. У этих людей настоящий культ женщины-матери, а слово хозяйки домашнего очага для ее детей – это закон. И даже влияние ислама, который киргизы приняли вместе с другими народами Средней Азии, мало отразилось на отношениях между людьми в семье.

Жителям Российской империи было известно о матриархате, бытовавшем у киргизов. Не случайно ода «Фелица» известного поэта Гавриила Державина (1743-1816 гг.), посвященная Екатерине II, начинается так: «Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды! Которой мудрость несравненна…» Далее из текста ясно, что именно эта «царевна» мудро и добродетельно управляет всем государством, к чему автор призывает и российскую императрицу.

В эпосе «Манас» также есть упоминания традиций, свойственных матриархату. Так, после гибели главного героя его сын Семетей воспитывается в семье своего дяди Исмаила (старшего брата матери, которую звали Каныкей). То есть, ответственность за ребенка возлагается на его родственников по материнской линии, ведь и сам малыш считается продолжателем этой династии.

У казахов, которые как народ сформировались гораздо позже, когда патриархат уже прочно засел в головах людей, в том числе и под влиянием религии, женщины играют не меньшую роль в семье, но делают вид, что все решают мужчины. Все-таки традиции кочевой жизни, когда главное слово было за матерью, хранительницей очага, все еще крепки в народном сознании.

Головные уборы

Национальная одежда двух народов во многом похожа, но есть и некоторые отличия. Например, киргизский мужчина носит ак колпак – головной убор конусообразной формы с полями, который шьется из четырех клиньев белого войлока, расширяющихся книзу. Ак колпак традиционно украшается этнической вышивкой.

А национальный головной убор казаха – айыр калпак представляет собой шляпу с полями, загнутыми кверху. Она изготавливается из тонкого войлока, а снаружи отделывается бархатом или атласом, расшитым золотыми нитями у богатых людей.

Киргизские женщины носили элечек – сложный и объемный головной убор, стоящий из нижнего платка, шапочки, тюрбана и верхнего платка. На изготовление тюрбана состоятельных женщин уходило до 30 метров белой ткани, такой элечек украшали подвесками из драгоценных металлов.

Казахский традиционный женский головной убор называется кимешек. Он проще и состоит всего из двух частей: белого платка и тюрбана, который наматывается сверху. И ткани на изготовление кимешека тратилось гораздо меньше.

Как отмечают этнографы, различия в головных уборах двух народов обусловлены тем, что киргизы жили в горах. Ак колпак прекрасно спасал мужчин от летнего зноя и злых зимних ветров, а ткань элечека использовалась для перевязки раненных, ведь во время кочевок по горным ущельям травмы случались довольно часто.

Язык и произношение

Отличить представителей двух народов проще всего по произношению. Хотя киргизский и казахский языки похожи друг на друга больше, чем русский и белорусский, ученые все же относят их к разным подгруппам.

Изначально киргизский язык, на котором говорили жители верховий Енисея и Южной Сибири в III веке до н.э., относился к хакасско-алтайской группе восточной ветви тюркских языков. Но постепенно под влиянием соседних племен он изменился и теперь относится к киргизско-кыпчакской подгруппе, в которую также входят южноалтайский и ферганско-кыпчакский языки.

Казахский ученые-лингвисты распределили в кыпчакско-ногайскую подгруппу вместе с ногайским, карагашским и каракалпакским языками.

То есть, этнически казахам ближе ногайцы, а киргизам – алтайцы.

По утверждениям лингвистов, произношение казахов ближе к русскому, а киргизы говорят значительно жестче и тверже. Кроме того, большинство фраз они произносят на выдохе. Если в слове есть слоги «чэ» или «чы», то киргиз так и скажет, тогда как в устах казаха это будут «че» и «чи» (заметно мягче).

А сдвоенные гласные киргизы произносят на одном выдохе, как в случае названия горного хребта Ала-Тоо. В отличие от них казах сделает чуть более длинную паузу между двумя звуками «о», чтобы отделить их друг от друга.