Главная · Вредные привычки · История становления и развития социальной медицины. Становление медицины как науки Ранние годы. Образование

История становления и развития социальной медицины. Становление медицины как науки Ранние годы. Образование

План: 1. Развитие врачевания в Древней Руси. Становление государственной медицины в России (IX-XVI вв.). 2. Реформы в области медицинского образования и науки в конце XVIII – XIX вв. 3. Развитие педиатрии в XVIII – XIX вв. в России. 4. Развитие теоретической и клинической медицины в конце XVIII-XIX вв.

Три направления врачевания в Древней Руси: 1. Народная медицина (с языческих времен). 2. Монастырская медицина (с принятием Православия). 3. Светская (мирская) медицина (формировалась параллельно монастырской, в миру).

Врачевателя на Руси называли: ü Льчец ü Целебник ü Льчец-резальник ü Врач «мудрый» , «хитрок» , «филозов»

Киево-Печерская лавра Первая на Руси больница, была устроена Феодосием ПЕЧЕРСКИМ в середине 1070 -х гг. при Киево-Печерской лавре. «Калика-перехожий»

ДРЕВНЕРУССКИЕ ВРАЧЕВАТЕЛИ АНТОНИЙ (XI в.) – первый организовал уход за больными в монастыре. АЛИМПИЙ (XI в.) – был известным иконописцем и одновременно лечил прокаженных АГАПИТ (ум. в 1095) безмездный врач, прославился лечением Владимира Мономаха.

Медицинские произведения XVXVI вв. «ГАЛИНОВО НА ИПОКРАТА» - небольшой переводной трактаткомментарий, в котором кратко излагались теории медицины античных авторов.

Медицинские произведения XV -XVI вв. «ВРАТА АРИСТОТЕЛЕВЫ» или «ТАЙНАЯ ТАЙНЫХ» Обрисован этический облик врача. Высказаны принципы построения медицинской помощи в государстве. Изложены способы исследования глаз, уха, неба, кожи, груди, конечностей.

«ВЕРТОГРАД ЗДОРОВЬЯ» 1534 г. Прописи для лечения всех известных тогда болезней. Содержал главы «Учения» , «Рассуждения о пульсе» , «О лихорадке» . Правила «вхожьдения бальнаго» . Советы, как вести себя здоровому при моровых поветриях.

ПЕРВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ВРАЧИ Юрий ДРОГОБЫЧСКИЙ Получил образование в Польше (Кракове), долгое время работал за границей. Франциск Георгий СКОРИНА Получил образование в Польше (Кракове) и в Падуе. Иван АЛМАНЗЕНОВ - изучал медицину в Кембридже

Петр Васильевич ПОСНИКОВ В 1692 г. поехал учиться за границу В 1701 г. вернулся с дипломом Падуанского университета в звании доктора философии и врачебной науки.

1. СТРОИТЕЛЬСТВО АПТЕК 1672 г. – вторая аптека на Руси. 1581 г. – первая Царева аптека

2. СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНОЙ 1620 г. - АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ РЕОРГАНИЗАЦИЯ: 1716 г. - АПТЕКАРСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ 1721 г. - МЕДИЦИНСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ 1763 г. - МЕДИЦИНСКАЯ КОЛЛЕГИЯ 1803 г. – МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

3. ОГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БОЛЬНИЦ И ГОСПИТАЛЕЙ 1682 г. – БОЛЬНИЦЫБОГАДЕЛЬНИ («шпитальные дома») 1707 - первый ВОЕННЫЙ ГОСПИТАЛЬ. 1670 г. - Приказ СТРОЕНИЯ БОГАДЕЛЕН 1712 г. – Указ о строительстве «ШПИТАЛЕТ» для самых увечных 1715 г. – Указ об обязательном строительстве ГОСПИТАЛЕЙ

4. СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЕДИЦИНА – деятельность медицинских работников, направленная на улучшение медикосанитарного обслуживания населения, осуществляемая в дополнение или вопреки соответствующей работе государственных учреждений. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ газеты, журналы ОБЩЕСТВА РУССКИХ ВРАЧЕЙ 15 июня 1861 г. БЕСПЛАТНЫЕ ЛЕЧЕБНИЦЫ 25 марта 1861 г.

5. ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМЫ ЗЕМСКОЙ МЕДИЦИНЫ ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА – форма медицинского обслуживания сельского населения, возникшая в России во 2 -й половине XIX в. (1864 г.) Земский врач – общественный деятель Общественное служение народу Опыт земской медицины был перенесен в советское здравоохранение, а в 1934 г. рекомендован Лигой Наций для всех стран. Основными принципами как и в земской стали: 1. Участковость. 2. Общедоступность. 3. Бесплатность.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ НАЗВАНИЯ БОЛЕЗНЕЙ в XVIII-XIX вв. üПовышение температуры - ГОРЯЧКА üЖар и озноб – ЛИХОРАДКА üЭпилепсия – ПАДУЧАЯ üИнфаркт миокарда – РАЗРЫВ СЕРДЦА üТиф – ГНИЛАЯ ГОРЯЧКА üГепатит – ЖЕЛЧНАЯ ГОРЯЧКА üИнсульт – АПОПЛЕКСИЧЕСКИЙ УДАР üа в случае смерти – КОНДРАШКА üТуберкулез легких – ЧАХОТКА üСкарлатина – КРАСНУХА üДифтерия и круп – ГЛОТОШНАЯ üГангрена – АНТОНОВ ОГОНЬ üАнгина – ГРУДНАЯ ЖАБА

Второй вопрос РЕФОРМЫ в ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ в конце XVIII – XIX вв.

ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ до XIX в. 1654 г. – первая ШКОЛА РУССКИХ ЛЕКАРЕЙ. Н. Л. Бидлоо 1707 г. - при первом военном госпитале в Москве была открыта ГОСПИТАЛЬНАЯ ШКОЛА.

МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ 1727 г. При Большом морском и сухопутном госпитале было устроено МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ. С 1786 г. все госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические училища.

ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК 1724 г. Ломоносов считал медицину наукой «полезнейшей роду человеческому, которая через познание свойства тела. . . достигает причины» . Тесно связывал медицину с естествознанием, в частности с физикой и химией.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 25 января 1755 г. был утвержден проект университета. С 1758 г. предполагалось разделение студентов по трем факультетам (философский, юридический и медицинский). Медицинский факультет начал свою деятельность в 1764 г. 1755 г.

МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКАЯ 1798 г. АКАДЕМИЯ В 1798 г. медикохирургические училища были реорганизованы в Медико-хирургическую Академию С 1881 г. МХА стала называться ИМПЕРАТОРСКАЯ ВОЕННОХИРУРГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. физиолог И. М. СЕЧЕНОВ, терапевт С. П. БОТКИН, хирург Л. А. БЕККЕРС, офтальмолог Э. А. ЮНГЕ, химик А. П. БОРОДИН, психиатр И. Н. БАЛИНСКИЙ и др.

ТОМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1888 г. Основан в 1878 г. , открыт в 1888 г. в составе единственного факультета - медицинского, который впоследствии был преобразован в медицинский институт (в настоящее время – Сибирский государственный медицинский университет). Томский государственный университет Сибирский государственный медицинский университет

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ПЕДИАТРИИ в XVIII веке 1727 г. – вышел указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалования» . С 1775 г. начали создаваться «ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ» .

Михайло Васильевич ЛОМОНОСОВ Подробно рассмотрел причины заболеваемости и смертности новорожденных. Предложил составить и издать руководство об акушерстве и о лечении детских болезней. Предложил учредить воспитательные дома, которые стали прообразами детских больниц. 1711 -1765 «О СОХРАНЕНИИ И РАЗМНОЖЕНИИ РОССИЙСКОГО НАРОДА» (1761 г.)

ПЕРВЫЕ ДЕТСКИЕ БОЛЬНИЦЫ В ЕВРОПЕ В Германии – в 30 -40 -е гг. XVIII в. в Берлинской больнице Шарите были созданы детские отделения и первая кафедра детских болезней. Во Франции - в 1802 г. в Париже была открыта 1 -ая детская больница. В РОССИИ В 1834 г. в Санкт. Петербурге (2 -ая в Европе). В 1842 г. – в Москве. В 1844 г. - в Санкт -Петербурге основана клиническая больница для малолетних детей.

ПЕРВЫЕ СОЧИНЕНИЯ О БОЛЕЗНЯХ ДЕТЕЙ Нестор Максимович АМБОДИК МАКСИМОВИЧ Семен Герасимович ЗЫБЕЛИН (1735 -1802) (1744 -1812) Одним из первых попытался выделить болезни детей из общей внутренней медицины. Описал вопросы ухода за ребенком и заболевания детей раннего возраста. Дал классификацию ряда детских заболеваний. «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле»

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ПЕДИАТРИИ в XIX веке Степан Фомич ХОТОВИЦКИЙ (1796 -1885) В 1836 г. начал читать самостоятельный курс детских болезней с включением анатомо-физиологических особенностей детского организма, заболеваний детей всех возрастов, острых детских инфекций. В 1847 г. написал первое руководство по педиатрии «ПЕДИЯТРИКА» Он определил цели и задачи педиатрии как самостоятельного раздела медицины, разработал первую учебную программу по детским болезням.

Нил Федорович ФИЛАТОВ (1847 -1902) ОПИСАЛ: скарлатинную краснуху (болезнь Филатова-Дьюкса). инфекционный мононуклеоз (болезнь Филатова). «Семиотика и диагностика ранний признак кори (пятна детских болезней» , Бельского-Филатова-Коплика). «Краткий учебник детских болезней»

СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ПЕДИАТРИИ В РОССИИ 1865 г. – выделен Николай отдельный курс детских Иванович болезней при кафедре акушерства и гинекологии БЫСТРОВ в МХА, а затем и кафедра (1841 -1906) детских болезней (Василий Маркович Разработал первую программу ФЛОРИНСКИЙ) 1870 г. – создана самостоятельная кафедра детских болезней в МХА преподавания педиатрии. Под его руководством в 1885 г. создано первое научное общество детских врачей в Санкт-Петербурге.

ГУНДОБИН Николай Петрович (1860 -1908) Занимался изучением анатомо-физиологических особенностей детского возраста (возрастная анатомия). Поднимал вопросы воспитания детей и школьной гигиены. Боролся с детской смертностью. «Общая и частная терапия детского возраста» (1896) Основоположник русской «Особенности детского научной педиатрии возраста» (1906)

Карл Николай Алексеевич Андреевич ТОЛЬСКИЙ РАУХФУС (1832 -1891) Основатель научной школы педиатрии в России. По его инициативе создана первая детская клиника при Московском университете (1866). (1835 -1915) Организатор больничного дела. В 1864 г. создал детскую больницу в Санкт-Петербурге (ныне им. Раухфуса). В 1872 г. – в Москве (ныне им. И. В. Русакова).

КОНГРЕССЫ и СЪЕЗДЫ ПЕДИАТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ 1902 г. - передовые педиатры различных стран Европы объединились в Лигу по борьбе с детской смертностью. 1911 г. - Первый Международный конгресс по охране младенчества. ВСЕРОСИЙСКИЕ 1911 г. - Первый Всероссийский съезд детских врачей.

Георгий Несторович СПЕРАНСКИЙ (1873 -1969) Российский и советский педиатр. В 1908 г. по его инициативе в Москве была открыта первая консультация для детей грудного возраста. В 1910 г. – первая лечебница для грудных детей. Был одним из организаторов Государственного научного института охраны материнства и младенчества. «Учебник болезней раннего детского возраста» .

АНАТОМИЯ (от греч. anatomе рассечение, расчленение) Петр Андреевич ЗАГОРСКИЙ (1764 -1846) Основатель первой анатомической школы в России. Создатель учения о связи формы органов с функцией. «Сокращённая анатомия или руководство к дознанию строения человеческого тела в пользу обучающихся врачебной науке» , 1802.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ Николай Иванович ПИРОГОВ Петр Францевич ЛЕСГАФТ (1810 -1881) (1837 -1909) Основоположник топографической анатомии. Создал первый в России институт практической анатомии (1846) Широко применял эксперимент, а также призывал к изучению анатомии живого человека. Одним из первых использовал в анатомии рентгеновские лучи.

ХИРУРГИЯ (от лат. chirurgia ручная работа, или «рукодействие» ; от грсч. cheir рука + ergon действие) Иван Федорович БУШ (1771 -1843) Первый преподаватель хирургии в ИМХА. Федор Иванович ИНОЗЕМЦЕВ (1802 -1869) Одновременно с Пироговым произвел операцию под наркозом

Николай Иванович ПИРОГОВ (1810 -1881) Основоположник военно-полевой хирургии. Ввел неподвижную гипсовую повязку. Вместе с Ф. И. ИНОЗЕМЦЕВЫМ первым произвел операцию под эфирным наркозом на поле боя (1847). Совместно с А. М. ФИЛОМАФИТСКИМ разработал метод внутривенного наркоза. Предложил ряд хирургических операций, вошедших в мировые анналы.

Николай Васильевич СКЛИФОСОВСКИЙ Один из основоположников отечественной клинической хирургии, полостной хирургии. (1836 -1904) Активно способствовал внедрению в отечественную хирургию принципов антисептики. Один из основоположников военно -полевой хирургии.

ТЕРАПИЯ (от греч. therapia лечение) Матвей Яковлевич МУДРОВ (1776 -1831) Настаивал на старательном заполнении историй болезни. Сергей Петрович БОТКИН (1832 -1889) Основоположник военнополевой терапии

Виднейшие терапевты XIX в. Григорий Антонович ЗАХАРЬИН (1829 -1898) Большое значение в диагностике придавал анамнезу. Алексей Александрович ОСТРОУМОВ (1844 -1908) Основные труды по физиологии и патологии кровообращения.

ФИЗИОЛОГИЯ (от греч. physis природа + logos учение) Иван Михайлович СЕЧЕНОВ (1829 -1905) Изучал функции головного мозга. Открыл центральное торможение («сеченовское торможение»). Обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности. Установил неразрывную связь физиологических и психологических процессов. Главный труд «Рефлексы головного мозга» .

Иван Петрович ПАВЛОВ (1849 -1936) Изучал физиологию сердечнососудистой и пищеварительной систем. Создал учение о высшей нервной деятельности. Обосновал метод условных рефлексов. В 1904 г. был удостоен Нобелевской премии.

ИММУНОЛОГИЯ (от лат. immunitas освобождение, избавление + logos учение) Илья Ильич МЕЧНИКОВ (1845 -1916) В 1887 г. сформулировал фагоцитарную теорию иммунитета. Работал над проблемами долголетия. В 1908 г. удостоен Нобелевской премии.

УДК 93/94 (093) (515)

ЖАБОН Юмжaнa Жaлcaнoвнa - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6;[email protected])

ВАННИКОВА Цымжит Пypбyeвнa - главный научный сотрудник Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; [email protected])

К ИСТОРИИ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЁЕНИЯ

Аннотация. В статье на основании ранее неизвестных сведений тибетских медицинских сочинений рассматриваются этапы становления и развития тибетской медицины (VII-XVII вв.). Основное внимание уделяется характеристике истории раннего периода. Принципиально новым является деление истории тибетской медицины на мифологический период, периоды раннего, развитого, позднего Средневековья. Авторы приходят к выводу, что каждый из этих периодов имеет свои характерные черты в развитии медицинских знаний Тибета.

Ключевые слова: история медицины, тибетская медицина, периодизация, Тибет, источники.

Вопрос о проникновении медицинских знаний в Тибет впервые начал привлекать серьезный научный интерес с 1970-х гг. В это время стали появляться работы, в которых затрагивались различные аспекты истории тибетской медицины . Подобное внимание исследователей к данной теме связывают с эмиграцией тибетцев в Индию и Непал в 1959 г., позволившей исследователям получить широкий доступ к тибетским медицинским источникам, установить непосредственный личный контакт с носителями тибетской культуры в целом и с тибетскими врачами в частности.

В последние десятилетия проблемы изучения древней истории тибетской медицинской науки сова рикпа (gso ba rig pa), ее современное состояние, проблемы ее интеграции в европейскую медицину все больше привлекают внимание современных исследователей . Однако специальные работы, посвященные проблемам периодизации истории тибетской медицины, все еще остаются весьма немногочисленными.

В формировании тибетской медицины сами тибетские ученые выделяют следующие основные этапы:

1) добуддийская история медицины (народная медицина, bod kyi gdod ma"i gso dpyad, около 500 г. до н.э. - 618 г. н.э.);

2) традиция религии бон (bonpo"igso dpyad);

3) развитие медицины царями Ярлунгской династии (spu rgyal btsan po"i rgyal rabs kyi skab su bod kyi gso rig, около I в. до н.э. до 842 г.);

4) становление медицины в период распада Тибета на несколько независимых царств (bod sil bu"i dus rabs su bod kyi gso rig, IX-XVII);

5) медицина периода теократического государства (dga" ldanpho brangskabs kyi gso rig, XVII-XX).

Вместе с тем некоторые западные исследователи в развитии тибетской медицины выделяют 3 этапа: мифологический, аюрведический и заключительный, который, по их мнению, охватывает период развития медицины в Тибете с VII в. до настоящего времени . Однако последний вариант периодизации, на наш взгляд, не совсем верно отражает действительную хронологию событий в истории тибетской медицины. Здесь можно согласиться с тем, что 1-й этап является мифологическим, или легендарным, но нельзя согласиться с выделением 2-го этапа как аюрведического, поскольку эти два этапа развития медицинских знаний в Тибете, к примеру у Деси Сангье Гьяцо (1653-1705), описаны по древнеиндийским мифам и легендам [Деси Сангье Гьяцо 2013]. Мифология, к слову сказать, составляла основу не только тибетской медицинской историографической традиции, а всей ранней истории Тибета. Отчасти это объясняется той ключевой ролью, которую индийский буддизм играл в истории развития тибетской культуры.

Анализ сведений тибетских источников о так называемом заключительном этапе показывает, что по времени он совпадает с эпохой Средних веков европейской истории, по аналогии с которой и в тибетской медицинской историографии четко прослеживаются периоды раннего (V-X вв.), развитого (XI-XV вв.) и позднего Средневековья (XV-XVII вв.).

Ранний период истории тибетской медицины (V-X вв.) представляется хронологически самым спорным. В целом ранний период характеризуется приглашением в Тибет врачей из прилегающих стран, первыми переводами текстов в области медицины. К сожалению, до наших дней дошли лишь названия этих сочинений. За этот период не были созданы оригинальные тибетские медицинские тексты, или, по крайней мере, они не сохранились. Так, согласно тибетской историографии, первые ростки аюрведических знаний стали проникать в Тибет начиная с правления тибетских царей династии Ярлунг - предположительно при царе Лха Тотори Ньенцене (V в.) или Намри Сонцене, отце Сонцена Гампо (гг. пр. 617-650) - основателя тибетской империи [Деси Сангье Гьяцо 2015]. Следует заметить, что среди исследователей древней истории Тибета нет единого мнения о дате жизни всех царей Ярлунгской династии [Кычанов, Мельниченко 2005: 22-28]. Однако начало письменно зафиксированной истории медицины ряд ученых связывают с конкретными историческими фактами: появлением письменности во времена правления Сонцена Гампо и приездом в 641 г. китайской принцессы Вен Ченг, ставшей супругой этого тибетского царя.

О первоначальном процессе ознакомления древних тибетцев с медицинскими традициями других стран свидетельствует, например, приглашение ко двору Сонцена Гампо трех врачей: индийского Бхарадхваджа, китайского Хенгвен Хангде, персидского Галено. Каждый из них перевел на тибетский язык сочинения своих медицинских традиций. По всей видимости, Сонцен Гампо, не удовлетворившись этим, издал распоряжение, согласно которому названные три врача написали новое семитомное сочинение под названием «Неустрашимое оружие» и преподнесли царю. Сочинение не сохранилось, однако в традиции считается, что именно данный коллективный труд, сочетающий в себе медицинские традиции трех стран, послужил базой для дальнейшего развития и распространения медицинских знаний в Тибете.

Существует также мнение, что приглашенные Сонценом Гампо врачи в действительности не являлись историческими персонажами, а их имена отождествляются с медицинскими традициями, которые они представляли. Имя Галено в данной интерпретации ассоциируется с именем известного греческого врача II в. Галена, что говорит об отголосках греческого медицинского влияния,

достигших Тибета во времена царских династий УП-К вв. через арабские завоевания Персии [Веск№И;Ь 1979].

Активная переводческая деятельность с приглашением иностранных врачей продолжилась и во времена последующих царей Ярлунгской династии. Наибольшим подъемом культурной и политической жизни Тибета характеризуется время правления царя Трисонга Децена (гг. пр. 755-797). Он, являясь приверженцем буддизма, активно способствовал его распространению и потому, наряду с врачами, приглашал знаменитых учителей из сопредельных стран. По решению Трисонга Децена началось строительство буддийского монастыря Самъе (775-779). Открытие этого монастыря принимается тибетской историографией за первоначальное официальное признание буддизма в качестве государственной религии. В это же время, согласно тибетским источникам, был установлен титул ламена (Ыа £шаи), носителей которого, наряду с предоставлением земель и унаследованием прав потомственных врачей, освобождали от воинских обязанностей. Тогда же был издан «указ из тринадцати пунктов» о почитании врачей, отражающий историческую действительность этого периода, и указывающий на отношение Трисонга Децена к медицине. Данный эдикт служит свидетельством возрастания социальной роли врачей, признания их государственной властью Тибета в VIII в.

После падения династии царей Ярлунг в IX в. патронат над медицинским обучением взяли на себя развивающиеся буддийские монастырские центры. По общепринятой в тибетской историографии традиции история буддизма в Тибете делится на два периода - ранний период распространения (VII в.) и поздний период распространения (X в.). В их основе лежат такие «события, как первоначальное распространение буддизма и его подавление царем Ландармой (гг. пр. 838-841), а также новое возрождение буддизма после гонений» [Пубаев 1981: 186]. Тибетские историки медицины считают, что сочинения и переводы, относящиеся к раннему периоду распространения, трактуются как старая медицинская школа, или школа ранних переводов, а произведения, созданные в поздний период распространения, рассматриваются как новая медицинская школа, или школа поздних переводов.

Но вместе с тем тибетские авторы считают традиционную периодизацию истории буддизма неприменимой к истории медицины. Деси Сангье Гьяцо приводит следующий довод: «Поскольку царь Ландарма разрушил основной фундамент буддийского учения - монашескую дисциплину пратимокши, то возник такой термин как "раннее и позднее распространение буддизма". Что же касается медицины, то начиная с царя Сонцена Гампо и до настоящего времени она развивалась, не переживая никакого периода упадка. Потому представляется, что в употреблении термина "раннее и позднее распространение" нет необходимости [с точки зрения медицинской традиции]» [Деси Сангье Гьяцо 2015: 54]. Велманг Кончок Гьялцен (1764-1853), как бы поясняя это утверждение Деси Сангье Гьяцо, пишет еще более конкретно: «Ландарма, при подавлении Дхармы, не стал разрушать лечебное дело, поскольку оно было необходимо ему самому» [МЫшап§ КопсИок Оуа^еп 1991: 240].

Если выше мы касались вопросов истории тибетской медицины раннего Средневековья (У-Х вв.), относящихся к раннему периоду распространения буддизма, отмечаемому историками как период единого централизованного феодального государства Тибета, то начало следующего периода, или позднего периода распространения буддизма, характеризуется распадом Тибета на ряд княжеств, или царств.

В период развитого Средневековья (Ш-ХГУ вв.) в условиях феодальной раздробленности ключевое место в истории новой медицинской школы заняли

представители Западного Тибета. Выдающимся представителем тибетских ученых на поприще медицинской науки данного периода был великий переводчик - лоцава Ринчен Санпо (957-1055). Именно он выполнил перевод «Аштанга-хридая-самхиты» Вагбхаты (IV в.), включенной в буддийский канон «Тенгьюр». Данный аюрведический текст сыграл очень важную роль в развитии медицины в Тибете. Современные исследователи отмечают большое влияние «Аштанга-хридая-самхиты на тибетский медицинский канон «Чжуд-ши», появившийся в течение следующего столетия. Многие исследователи признают, что именно к XII в. «Чжуд-ши», кодифицированный Ютокпой Йонтеном Гонпо Младшим (1126-1202) и его учениками, превратился в основной «коренной текст» медицинской традиции Тибета .

Тибетские буддийские деятели получали монастырское образование по так называемым пяти большим наукам: религиозно-философской системе буддизма, грамматике, логике, технологии искусств и медицине, а также по пяти малым наукам: поэзии, просодии, лексикологии, драме и астрологии. Создавая свои оригинальные труды, тибетские ученые не обходили вниманием и медицинскую науку: Сакья Дракпа Гьялцен (1147-1216), третий иерарх тибетской буддийской школы Сакья, написал «Сокровищницу царя» - о методах лечения, его племянник знаменитый Сакья-пандита (1182-1251) - «Важные аспекты восьми разделов медицины», а перу Ранджунг Дордже (1284-1339), третьего иерарха тибетской буддийской школы Карма Кагью, принадлежат «Собрание сути восьми разделов медицины» и «Океан названий лекарственных средств». И не удивительно, что в больших монастырях центрального и юго-западного Тибета начали создаваться специальные школы для медицинского обучения, такие как Шалу (XI в.), Сакья-мендонг (XII в.), а позднее - Цурпу (XIV в.) . За этот же период сформировались прославленные тибетские медицинские школы Ютокпа и Дранти.

В период позднего Средневековья (XV-XVII вв.) тибетская медицина практически полностью сложилась как медицинская система. Среди различных тибетских медицинских школ наиболее ярко выделились две школы: Джанг и Сур, которые оформились к XV в. в результате разветвления комментаторской традиции «Чжуд-ши». Их возникновение было обусловлено закономерной эволюцией тибетской медицины и вместе с тем ознаменовало принципиально новый этап развития медицинской науки, подготовленной предшествующими поколениями тибетских врачей.

Первой появилась линия преемственности врачей медицинской школы Джанг, которая стала ведущей в Джанг Нгамринге, древней столице Тибета (XV в.). Здесь были установлены правила по проведению устных медицинских экзаменов, а также разработаны принципы мнемотехники для запоминания «Чжуд-ши». Примерно на полстолетия позже в местности Латок Суркар сформировалась школа Сур - вторая из двух главных линий преемственности тибетской медицинской традиции. Школа Джанг получила свое название от имени основателя школы - Джанпа Намгьял Драксана (1395-1475), а зарождение школы Сур связывают с именем Суркарва Ньямни Дордже (1439-1475). Несмотря на «разницу в возрасте» и длительность их «раздельного» существования, сведения тибетских источников позволяют нам говорить об общем характере их развития. В школах не было явного стремления к утверждению превосходства какой-либо из них, не было особых доктринальных дискуссий между ними, представители этих школ обучались друг у друга.

В период между XVI-XVII вв. постепенно формируется стойкая тенденция к сближению двух школ. Если судить по характеру медицинских наставлений, то для школы Джанг типичен метод наставлений устной традиции ньенгью

(snyan brgyud), передаваемых лишь одному ученику или очень ограниченному кругу, а для школы Сур - медицинский цикл учений Юток-ньинтик. Но уже начиная с Суркарва Лодро Гьялпо (1509-1579?) с получением им наставлений школы Джанг практика подобного обмена опытом, вероятно, утвердилась. Она привела к заметной нивелировке традиций передачи медицинских знаний.

К началу XVII в., в период правления Далай-ламы V (1617-1682), работали несколько ключевых медицинских центров в районе Лхасы, в монастыре Дрепунг, Шика Самдуп Це и Лхаванг Чок. Здесь были установлены регулярные правила для медицинских экзаменов, были вырезаны ксилографы основных медицинских трактатов, в т.ч. и «Чжуд-ши». А уже к концу XVII в., с основания в 1696 г. медицинского центра Чакпори, Деси Сангье Гьяцо, в то время регент, единовластно управлявший Тибетом, без труда объединил эти школы и начал унификацию всех тибетских медицинских традиций. Следует отметить, что центр Чакпори функционировал в Лхасе в качестве медицинской академии до середины XX в. - вплоть до китайского вторжения в 1959 г.

В монастырских центрах продолжали появляться и другие медицинские школы. Под руководством крупного ученого Ситу Чойкьи Джунне в восточном Тибете были основаны школы в Дерге (конец XVII в.), Пелпунге (XVIII в.) и т.д. Появились школы в монастырях Каток, Кумбум и Лабран. Некоторые из них разработали свои учебные программы, несколько отличавшиеся от принятой в Чакпори, что вызывало дебаты и дискуссии между врачами.

Медицинская практика в Тибете не ограничивалась только представленными здесь школами, монастырскими учебными центрами. Врачебной деятельностью занимались также и буддийские йогины, мастера, практикующие тантру, медиумы, оракулы и представители добуддийской традиции бон.

В заключение отметим, что ранний этап развития тибетской медицины был по преимуществу периодом накопления медицинских знаний путем активного ознакомления и взаимодействия с разными традициями врачевания, особенно аюрведической, где особую роль сыграло распространение буддизма в Тибете. В последующие два периода совокупность полученных знаний и практически усвоенных навыков послужила основой для создания уникальной, собственно тибетской буддийской системы медицинских знаний, которая сохранилась до наших дней и широко практикуется.

Список литературы

Деси Сангье Гьяцо 2013. Кокбук: история медицинской науки Древней Индии (пер. с тиб. предисл., примеч., указатели, глоссарии Ю.Ж. Жабон). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. Ч. I. 238 с.

Деси Сангье Гьяцо 2015. Кокбук: история медицинской науки Тибета (пер. с тиб., предисл., примеч., указ., глос. Ю.Ж. Жабон). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. Ч. II. 398 с.

Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. 2005. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М.: Восточная литература. 351 с.

Пубаев Р.Е. 1981. Пагсам-чжонсан - памятник тибетской историографии XVIIIвека. Новосибирск: Наука. 307 с.

Beckwith C.I. 1979. The Introduction of Greek Medicine into Tibet in the Seventh and Eighth Century. - Journal of the American Oriental Society. No. 99. P. 297-313.

Dummer T. 1988. Tibetan Medicine and Other Holistic Health-Care Systems. London; New York: Routledge. 307 p.

Finckh E. 1975. Grundlagen tibetischer Heilkunde. Uelzen: Medizinisch Literarische Verlagsgemeinschaft. 107 p.

Gyatso J. 2004. The Authority of Empiricism and the Empiricism of Authority: Tibetan Medicine and Religion on the Eve of Modernity. - Comparative Studies of South Asia, Africa, and the Middle East. Vol. 24. Iss. 2. P. 83-96.

Kloos S. 2008. The History and Development of Tibetan Medicine in Exile. - The Tibet Journal. Vol. 33. No. 3. Autumn P. 15-49.

Rechung Rinpoche 1973. Tibetan Medicine. Berkeley: University of California Press. 340 p.

Tibetan Literature: Studies in Genre (ed. by J.I. Cabezon, R.R. Jackson). 1996. Ithaka, New York: Snow Lion Publication. 552 p.

Toru Tsenam 2009. Khro ru tshe rnam gyi gsung rtsom thor buphyogs bsgrigs. Bod ljongs mi dmang dpe skrun khang. 305 p.

Welmang Konchok Gyaltsen. 1991. Blab rang bkra shis "khyilgyi gdan rabs lha"i rnga chen. Kan su"u mi rigs dpe skrun khang. 577 p.

ZHABON Yumzhana Zhaltsanovna, Cand.Sci. (Hist.), Senior Research Fellow at the Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences (6 Sakhjanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; [email protected]);

VANCHIKOVA Tsymzhit Purbuevna, Dr.Sci. (Hist.), Professor, Principal Researcher at the Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences (6 Sakhjanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; [email protected])

TO THE HISTORY OF TIBETAN MEDICINE: MAIN STAGES OF ITS FORMATION AND DEVELOPMENT

Abstract. The article, basing on former unknown information from Tibetan medical works, analyzes the main stages of the history of formation and development of Tibetan medicine (7th-17th centuries). The main attention is given to the characteristics of the history of the early period. Fundamentally new is the division of the history of Tibetan medicine into the mythological period, the periods of early, developed and late Middle Ages. The authors conclude that each of these periods has its own characteristic features in the development of medical knowledge in Tibet. Keywords: history of medicine, Tibetan medicine, periodization, Tibet, sources

Термин «медицина» с латинского переводится буквально как «врачебный», «исцеляющий». Это наука о человеческом организме в его здоровом и патологическом состоянии, а также о методах диагностики, лечения, предупреждения различных заболеваний. Таким образом, нельзя утверждать, что это исключительно система научных знаний, поскольку важной составляющей является практическая деятельность.

История медицины началась с историей человечества - при появлении болезни люди всегда стремились найти способ ее устранения. Однако в настоящее время сложно судить о том, какими навыками владели лекари в эпоху палеолита и неолита, а также в более поздние времена - вплоть до тех пор, пока не появилась письменность. Поэтому исторические выводы можно делать только на основе трактатов, найденных археологами. В частности большую ценность представляет собой свод законов Хаммурапи, в котором упоминаются правила работы врачей, а также наблюдения Геродота, описывающего медицинскую деятельность в Вавилонии.

Первоначально лекарями были жрецы, так что врачевание считалось частью религии. Патологические процессы, необъяснимые имевшимися на тот момент знаниями, ассоциировались с карой богов, поэтому нередко болезни лечились лишь изгнанием демонов и подобными ритуалами. Но уже в Древней Греции были предприняты попытки изучения человеческого организма, например, большой вклад в медицинскую науку внес Гиппократ, кроме того, именно там были открыты первые учебные заведения для врачей.

В период Средневековья ученые продолжали античную традицию, однако также был внесен существенный вклад в развитие медицины. Так, труды Авиценны, Разеса и других медиков стали фундаментом современной науки. Позже авторитеты древности были поставлены под сомнение, например, экспериментами Френсиса Бэкона. Это стало толчком для развития такой дисциплины, как анатомия, физиология. Более точное изучение организма и его работы позволило лучше понять причины и механизмы многих заболеваний. Большинство знаний было получено с помощью вскрытия трупов и изучения особенностей строения внутренних органов.

Дальнешие открытия в области диагностики, лечения, профилактики заболеваний были связаны с общим научно-техническим прогрессом. В том числе, в XIX веке благодаря изобретению микроскопа стало возможным изучение клеток и их патологий. Революционную роль сыграло появление такой науки, как генетика.

На сегодняшних день в арсенале врачей не только тысячелетний опыт и новейшие разработки, но и современное оборудование, эффективные препараты, без которых нельзя представить ни точную диагностику, ни результативную терапию. Однако, несмотря на такой прогресс, многие вопросы до сих пор остались открытими, ученым еще предстоит ответить на них.

2. Значение изучения темы.

Учебное значение изучаемой темы: Показать особенности возникновения и становления советской медицины.

Профессиональное значение изучаемой темы: подготовка специалиста соответствующего квалификационным требованиям.

Личностное значение изучаемой темы: Сформировать уважительное отношение к основоположникам медицинской науки.

3. Цель изучения темы: узнать об особенностях, важных датах и учёных занимавшихся развитием медицины СССР.

Для достижения данной цели необходимо: Определить важнейшие черты медицины СССР.

Знать: даты важных открытий и событий в области медицины.

Уметь: Сделать сообщение, доклад по теме занятия.

Иметь представление: о научной и общественной деятельности представителей советской медицины.

Иметь навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами.

4. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

5. Основные понятия и положения темы

В советской исторической литературе началом новейшего времени считается Октябрь 1917 г. В большинстве зарубежных публикаций начало новейшего времени связывается с 1918 г.- временем окончания первой мировой войны. В ряде изданий новейшее время определяется как современная история (англ. - contemporary history) или как история XX века.

В связи с неравномерностью исторического развития человечества новейшее время, как и другие периоды истории, характеризуется пестротой общественно-экономических отношений в различных странах земного шара.

Новейшее время - самый короткий период в истории человечества; его продолжительность исчисляется лишь десятилетиями. Однако достижения этого периода во всех сферах общественной деятельности (в том числе и в области медицины) во многом превосходят созданное человеческим разумом в течение многих предшествующих столетий. Краткий курс истории медицины, который читается студентам второго года обучения, позволяет изучить лишь основные направления и тенденции развития медицины в период новейшей истории. Более того, студенты второго курса еще не обладают достаточными специальными знаниями для профессионального восприятия материала по истории клинических дисциплин. Вот почему история развития отдельных медицинских специальностей в новейший период изучается на соответствующих медико-биологических и клинических кафедрах (в процессе профессионального становления будущего врача); не случайно в учебниках и учебных пособиях по каждой дисциплине ее истории посвящена специальная глава.

В данном учебнике история медицины новейшего времени представлена тремя главами: 1) становление здравоохранения и медицины в СССР (первые годы советской власти), 2) нобелевские премии в области физиологии и медицины и смежных с ними наук, 3) становление международного сотрудничества в области здравоохранения. Содержание этих глав, с одной стороны, отражает основные достижения медицины в этот период, а с другой- позволяет осознать развитие медицины в современном мире как единый всемирно-исторический процесс.

В первые годы советской власти в России свирепствовали эпидемии сыпного тифа, холеры, брюшного тифа и других инфекционных заболеваний. Медицинское дело было рассредоточено по ведомствам, не имело достаточного финансирования и обеспечивалось главном образом за счет бюджетов земств и самоотверженной работы передовых земских врачей. Повсеместно крайне недоставало квалифицированных медицинских кадров, лечебных учреждении, медикаментов. Гражданская война и военные операции на всей территории страны усиливали, разруху в промышленности и сельском хозяйстве. Население страны голодало. Не хватало топлива. Транспорт, системы водоснабжения и очистки городов и деревень находились в весьма запущенном состоянии, что создавало опасную эпидемиологическую ситуацию.

«Основное впечатление от положения в России - это картина колоссального непоправимого краха, - писал Герберт Уэллс, посетивший нашу страну в сентябре-октябре 1920 г. - Громадная монархия, которую я видел в 1914 году, с ее административной, социальной, финансовой и экономической системами, рухнула и разбилась вдребезги под тяжким бременем шести лет непрерывных войн. История не знала еще такой грандиозной катастрофы. На наш взгляд, этот крах затмевает даже саму Революцию... Большевистская статистика, с которой я познакомился, совершенно откровенна и честна... Смертность в Петрограде -свыше 81 человека на тысячу; раньше она составляла 22 человека на тысячу, но и это было выше, чем в любом. европейском городе Рождаемость среди недоедающего и глубоко удрученного населения - 15 человек на тысячу; прежде она была почти вдвое больше»

В создавшейся чрезвычайной ситуации усилия правительства Советской России были направлены прежде всего на установление мира, столь необходимого для решения всех внутренних проблем. Декрет о мире от 26 октября (8 ноября) 1917 г. стал одним из первых декретов советской власти. Он создавал условия и для осуществления задач по сохранению жизни и здоровья трудящихся, провозглашенных правительством в числе первоочередных. «В стране, которая разорена,-- говорил В. И. Ленин в 1919 г.,- первая задача - спасти трудящегося. Первая производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся. Если он выживет, мы все спасем и восстановим»

Борьба с грязью, эпидемиями и болезнями в масштабах страны требовала организационного единства здравоохранения, ликвидации ведомственной раздробленности, создания государственной сети больниц и аптек, преодоления нехватки медицинских кадров. Осуществление этих задач в масштабах огромной страны в условиях войны, голода и разрухи было возможно только при наличии государственной системы здравоохранения, которая организационно оформилась в 1918 г.

Создание Народного комиссариата здравоохранения

26 октября (8 ноября) 1917 г. при Военно-революционном комитете Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов был образован Медико-санитарный отдел (во главе с М. И. Барсуковым); отделу поручалось реорганизовать медико-санитарное дело в стране.

Реализуя задачи, поставленные еще в 1903 г. в первой программе РСДРП, Совет Народных Комиссаров издал декреты: о 8-часовом рабочем дне - от 29 октября (11 ноября) 1917 г., о помощи пострадавшим от несчастных случаев на предприятиях - от 9 (22) ноября 1917 г., о бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений предприятий - от 14 (27) ноября 1917 г., о страховании на случай болезни - от 22 декабря 1917 г. (4 января 1918 г.) и др.

Для осуществления этих постановлений и оказания медицинской помощи населению на местах с ноября 1917 г. в различных районах страны стали создаваться Медико-санитарные отделы (при местных Советах) и Врачебные коллегии (при некоторых Народных комиссариатах),.

2 (14) декабря 1917 г. Врачебные коллегии Народных комиссариатов Внутренних дел, Путей сообщения и Государственного" призрения обратились к населению Советской России с совместным воззванием «О борьбе с заболеваемостью, смертностью и антисанитарными условиями жизни широких масс населения». Это обращение явилось первым программным документом Советского государства в области медицинского дела. В обращении говорилось:

Война, экономический развал и вызванные ими недоедание и истощение населения ставят перед рабочим и крестьянским правительством вопрос о борьбе в государственном масштабе с заболеваемостью, смертностью и антисанитарными условиями жизни широких масс населения.

Необходимо исчерпывающее санитарное законодательство по водоснабжению, рацио-1 калькой канализации и санитарному надзору, за торгово-промышленными заведениями, жилыми помещениями, по организации выборной от населения санитарной инспекции, по борьбе с заболеваемостью и смертностью и, в частности, с детской смертностью, туберкулезом, сифилисом, по борьбе с заразными болезнями, по обеспечению населения народными санаториями, целебными местами и т. п.

Общность задач, стоявших перед Врачебными коллегиями, привела к их объединению. 24 января (6 февраля) 1918 г. декретом Совета Народных Комиссаров был образован Совет Врачебных коллегий, на который возлагались функции «высшего медицинского органа Рабочего и Крестьянского правительства». Его председателем был назначен А. Н. Винокуров, заместителями председателя - В. М. Бонч-Бруевнч (Величкина) и М. И. Барсуков.

15 мая 1918 г. вышел в свет первый номер официального печатного органа Совета Врачебных коллегий при Совете Народных Комиссаров РСФСР - «Известия советской медицины», первой советской медицинской газеты-журнала.

Перед Советом Врачебных - коллегий (как писал впоследствии М. И. Барсуков) стояли тогда три основные задачи:"

«1. Продолжить организацию на местах медико-санитарных отделов при Советах рабочих и солдатских депутатов.

2. Закрепить начатую реорганизацию военной медицины...

3. Всемерно укреплять санитарное дело, наладить борьбу с эпидемическими заболеваниями и всеми силами помочь советской власти в устранении санитарной разрухи».

В то же время основной задачей Совета Врачебных коллегий оставалось объединение усилий в области здравоохранения в масштабах всей страны. В связи с этим велась работа по подготовке Всероссийского съезда представителей Медико-санитарных отделов, которому предстояло решить вопрос об образовании Народного комиссариата здравоохранения РСФСР.

Всероссийский съезд Медико-санитарных отделов Советов состоялся в Москве 16-19 июня 1918 г. Наряду с основным вопросом «Задачи и организация Народного комиссариата здравоохранения» (доклад 3. П. Соловьева и В. М. Бонч-Бруевич), съезд обсудил важнейшие для того периода проблемы здравоохранения: «Об организации и задачах советской медицины на местах» (доклад Н. А. Семашко), «Об организации борьбы с эпидемиями в условиях Советской республики» (доклад А. Н. Сысина), «О страховой медицине» (доклады И. В. Русакова и Г. В. Линдова).

В постановлении съезда отмечалось: «Исходя из положенного в основу строения Советской республики единства государственной власти, следует признать необходимым создание единого центрального органа - Комиссариата здравоохранения, ведающего всем медико-санитарным делом».

26 июня 1918 г. Совет Врачебных коллегий направил в Совет Народных Комиссаров докладную записку и проект декрета о создании Народного комиссариата здравоохранения (Наркомздрав) РСФСР. 9 июля 1918 г. они были опубликованы в «Известиях ВЦИК» для широкого ознакомления.

11 июля 1918 г. после многократного и обстоятельного обсуждения Совет Народных Комиссаров принял декрет «Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения» - первого высшего государственного органа, объединившего под своим руководством все отрасли медико-санитарного дела страны.

В состав первой Коллегии Народного комиссариата здравоохранения РСФСР вошли: В. М. Бонч-Бруевич (Величкина), А. П. Голубков, П. Г. Да-уге, Е. П. Первухин, Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев. Первым народным комиссаром здравоохранения РСФСР был назначен " Н. А. Семашко (рис. 153), его заместителем - 3. П. Соловьев.

Николай Александрович Семашко (1874-1949)-возглавлял Наркомздрав до 1930 г. - в годы гражданской войны, иностранной военной интервенции и послевоенного периода, когда создавалась государственная система здравоохранения, велась борьба с эпидемиями, разрабатывалась программа охраны материнства и детства, развивалось санаторно-курортное дело, расширялась сеть научно-исследовательских институтов, реорганизовывалась система высшего медицинского образования.

В 1922 г. Н. А. Семашко возглавил первую в стране кафедру социальной гигиены на медицинском факультете Московского университета (с 1930 г.- Московский медицинский институт, с 1990 г. - Медицинская академия им. И. М. Сеченова) и руководил ею в течение 27 лет.

Н. А. Семашко был инициатором и главным редактором первого издания Большой медицинской энциклопедии (1927-1936).

В течение десяти лет (1926-1936) ой возглавлял детскую комиссию Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК).

После Великой Отечественной войны (1941-1945) по инициативе Н. А. Семашко, началось изучение санитарных последствий войны. Он участвовал в создании Академии медицинских наук СССР (1944), стал одним из первых ее академиков и вошел в состав первого Президиума АМН СССР. В 1945-1949 гг. он был директором Института школьной гигиены Академии педагогических наук, а с 1945 г. - академиком Академии педагогических наук РСФСР. Под его руководством создавался Институт организации здравоохранения и истории медицины АМН СССР (ныне - Всесоюзный научно-исследовательский институт социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко РАМН), директором которого он был в 1947-1949 гг. Он был и первым председателем Высшего совета по делам физической культуры и спорта и возглавлял Правление Всесоюзного гигиенического общества (1940--1949). Научное наследие Н. А. Семашко - более 250 работ по организационным и теоретическим вопросам здравоохранения. Среди них «Очерки по теории организации советского здравоохранения» (1947).

Первым заместителем народного комиссара здравоохранения РСФСР был назначен Зиновий Петрович Соловьев (1876-1928). Наряду с этим с 1918 г. он был заведующим медицинской частью и членом коллегии Народного комиссариата Внутренних дел, а также членом Совета Врачебных коллегий.

В 1919 г. 3. П. Соловьев был избран председателем Исполкома Российского общества Красного Креста, а в январе 1920 г. возглавил Главное военно-санитарное управление Рабоче-крестьянской красной армии (которое с августа 1918 г. входило в Народный комиссариат здравоохранения РСФСР).

В 1923 г. 3. П. Соловьев организовал и возглавил вторую в стране кафедру социальной гигиены на.медицинском факультете 2-го Московского государственного университета (ныне Российский государственный медицинский университет). По его инициативе в 1925 г. на берегу Черного моря был создан Всесоюзный пионерский лагерь «Артек».

В его трудах «Пути и перепутья современной медицины», «Профилактические задачи лечебной помощи», «Каких врачей должна готовить высшая медицинская школа», «Научные основы военно-санитарной службы» разрабатывались вопросы организации медицинского дела и медицинского образования в стране.

В июле 1936 г. Постановлением ЦИК и Совета Народных Комиссаров СССР был создан Народный комиссариат здравоохранения СССР.

Первым народным комиссаром здравоохранения СССР был назначен Григорий Наумович Каминский (1895-1938, рис. 154). До этого назначения, в 1934-1936 гг. он занимал пост народного комиссара здравоохранения РСФСР, был Главным государственным санитарным инспектором СССР (Всесоюзная государственная санитарная инспекция была создана в 1935 г. по инициативе Г. Н. Каминского). На XIV-XVII партийных съездах он избирался кандидатом в члены ЦКВКП(б).

25 июня 1937 г., после выступления на Пленуме ЦК ВКП(б) с осуждением политики репрессий, Г. Н. Каминский был арестован и в феврале 1938 г. расстрелян. Вместе с Г. Н. Каминским были арестованы его заместители по Наркомздравам РСФСР и СССР и другие сотрудники-соратники.

В настоящее время все они реабилитированы (посмертно).

Несмотря на краткий срок работы в качестве наркома здравоохранения РСФСР и СССР, Г. Н. Каминский успел оставить глубокий след в истории отечественного здравоохранения.

XVI Всероссийский съезд Советов (1935) принял по его докладу развернутую программу мероприятий по улучшению медицинского обеспечения городского и сельского населения. По его инициативе Всесоюзное объединение химико-фармацевтической промышленности было передано из ведения Наркомата тяжелой. промышленности в. Наркомздрав РСФСР. Особую заботу Г. Н. Каминский проявлял об ученых, о развитии научно-исследовательских институтов, высшего и среднего медицинского образования. При его непосредственном участии проходило становление и строительство Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ) в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Г. Н. Каминский внес свой вклад и в установление международного научного сотрудничества: при его активном участии в нашей стране были организованы и успешно проведены первые международные, конгрессы - IV Международный конгресс по борьбе с ревматизмом (1934) и XV Международный конгресс физиологов (1935). Деятельность Г. Н. Каминского вызывала глубокое уважение коллег-врачей и ученых-медиков.

Развитие заложенных в них идей началось задолго до 1917 г. Достаточно вспомнить Иоганна Петера Франка, который впервые четко сформулировал идею государственного, здравоохранения и разработал ее в своей 6-томной «Системе всеобщей медицинской полиции», или обратиться к наследию великих мыслителей различных эпох, которые предвещали- будущее медицине -предупредительной (Гиппократ, Ибн Сина, Н. И. Пирогов и многие другие). Тем не менее возведение этих принципов в ранг государственной политики было осуществлено только в России в первые годы советской власти.

1. Государственный характер - основной принцип здравоохранения в СССР в период его становления. Его основным содержанием являются: централизация управления, государственное финансирование и государственное планирование программ здравоохранения. Государственное здравоохранение предусматривает бесплатную и общедоступную медицинскую помощь всему населению страны.

Создание государственной системы управления здравоохранением в РСФСР завершилось учреждением Народного комиссариата здравоохранения в 1918 г. (см. с. 322). Понятно, что в те годы вновь образованный высший орган по охране здоровья народа сосредоточил свое внимание прежде всего на самой насущной проблеме момента- борьбе с эпидемиями. 18 июля 1918 г. Совет Народных Комиссаров утвердил «Положение о Народном комиссариате здравоохранения», которым определялся круг стоящих перед ним государственных задач:

а) разработка и подготовка законодательных норм в области медико-санитарного дела,

б) наблюдение и контроль за применением этих норм и принятие мер к неуклонному

их выполнению,

в) издание общеобязательных для всехучреждений и граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики распоряжений и постановлений в области медико-санитарного дела,

г) содействие всем учреждениям Советской республики в осуществлении медико-санитарных задач,

д) организация и заведование центральными медико-санитарными учреждениями научного и практического характера,

е) финансовый контроль и финансовое содействие в области медико-санитарной деятельности центральных и местных медико-санитарных учреждений,

ж) объединение и согласование медико-санитарной деятельности местных Советов депутатов.

Таким образом, Постановление закрепляло жесткую централизацию управления здравоохранением страны. В условиях первых лет советской власти эта система, с одной стороны, обеспечивала необходимые для того времени потребности в оказании медицинской помощи населению. В те годы бесплатность и льготы здравоохранения сделали сеть больниц и амбулаторий (ныне - поликлиники) доступными широким народным массам. Именно в те годы для десятков миллионов людей обращение к врачу, фельдшеру или в государственное медицинское учреждение стало обычной формой поведения в случае болезни. С другой стороны, централизация управления здравоохранением, возведенная в абсолютный принцип, вместе с уже вступавшим тогда в силу остаточным финансированием здравоохранения, закладывали элементы несбалансированного развития системы здравоохранения. Однако в годы коллективизации и индустриализации они не были еще столь очевидны. В наши дни при сохранении принципа государственного здравоохранения в дополнение к нему разрабатываются новые формы оказания медицинской и социальной помощи населению.

2. Профилактическое направление- принцип здравоохранения, который последовательно реализуется в СССР с первых лет советской власти. Об этом свидетельствуют первые декреты: о мероприятиях по борьбе с сыпным тифом (28 января 1919г.), о мерах борьбы с эпидемиями (10 апреля 1919 г.), об обязательном оспопрививании (10 апреля 1919 г.), о снабжении бактериологических институтов и лабораторий необходимыми для их работы материалами и инвентарем (10 апреля 1919г.),о санитарной охране жилищ (18 июня 1919 г.), о борьбе с сыпным тифом на Восточном и Туркестанском фронтах (5 ноября 1919 г.), об обеспечении Красной Армии и гражданского населения мылом (30 декабря 1919 г.), о санитарно-пропускных пунктах на вокзалах г. Москвы (13 мая 1920 г.), об обеспечении населения Республики банями (30 сентября 1920 г.) и многие другие.

Задачи государства в этой области были определены в специальном разделе второй программы РКП (б), принятой в марте 1919 г. на VIII съезде партии:

В основу своей деятельности в области охраны народного здоровья РКП полагает прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний...

В наши дни, когда над человечеством сгущаются тучи экологической катастрофы, обращает на себя внимание тот факт, что в первые годы советской власти (в условиях гражданской войны, интервенции и сопровождавших их разрухи, блокады, голода и нищеты) в числе первых государственных задач в области охраны здоровья народа было и «оздоровление населенных мест (охрана почвы, воды и воздуха)».

Долгое время профилактика и борьба с эпидемиями в нашей стране оставались в числе первоочередных государственных задач. В 1919 г., выступая на VII Всероссийском съезде Советов, В. И. Ленин выделил три ключевые проблемы того времени - война, голод, эпидемии. Его слова: «Товарищи, все внимание этому вопросу. Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!»,- не были преувеличением. За пять лет (с 1918 по 1922 г.) сыпным тифом переболело 20 млн человек. Неудовлетворительное питание, отсутствие необходимых медикаментов, недостаточная сеть лечебных учреждений приводили к высокой смертности. Немало жизней уносили и другие заболевания: возвратный тиф, брюшной тиф, паратифы, малярия и др.

Более 100 декретов Совета Народных Комиссаров были направлены на борьбу с эпидемиями и профилактику заболеваний. Особое место среди них занимает декрет «О санитарных органах Республики» (15 сентября 1922 г.). Он определил круг задач и права санитарно-эпидемиологической службы как государственного санитарно-контрольного органа.

В те годы в понятие «санитарное дело» входили не только санитарные и противоэпидемические мероприятия, - сюда относились также охрана материнства и младенчества, борьба с туберкулезом, охрана детей и подростков, физическая культура и санитарное просвещение. Поэтому декрет «О санитарных органах Республики» предусматривал не только дальнейшее развитие и укрепление санитарной организации (санитарная охрана воды, воздуха, почвы, пищевых продуктов, общественного питания, жилищ, мест общественного пользования), но и определял меры по предупреждению инфекционных заболеваний и борьбе с ними, по охране здоровья детей и подростков, по санитарному просвещению к физической культуре, санитарной охране труда и-санитарной статистике.

В этом декрете окончательно сформулированы права санитарных органов в области предупредительного санитарного надзора. Этим же декретом устанавливались категории санитарных врачей, их права и обязанности, подчеркивалась необходимость развития специализации санитарных врачей, увеличения числа эпидемиологов, жилищно-санитарных врачей и других специалистов.

Санитарным врачам предоставлялось право входа с целью санитарных осмотров во все без исключения общественные и частные помещения, право ставить перед советскими исполнительными органами вопросы о наложении взысканий в административном порядке за нарушение санитарных требований. Они также имели право возбуждать дела в местных народных судах, привлекать ВИНОВНЫХ К ответственности за нарушение санитарных требований и выступать в качестве официальных обвинителей или экспертов.

В 1921 г., когда уже ощущались первые результаты борьбы с эпидемиями, по инициативе заведующего Московским отделом здравоохранения В.А. Обуха (1870-1934) был выдвинут лозунг «От борьбы с эпидемиями к оздоровлению труда». Под «оздоровлением труда» понималось тогда не только улучшение условий самого производства, но и изменение быта трудящихся: совершенствование и оздоровление жилищных условий, увеличение заработной платы, рациональное распределение времени труда и отдыха, улучшение питания и т. п. Именно в те годы были разработаны основные теоретические положения диспансеризации; созданы новые виды лечебно-профилактических учреждений - специализированные диспансеры (туберкулезные, психоневрологические, наркологические, венерологические), ночные и дневные санатории, профилактории, диетические столовые; введено диспансерное обслуживание рабочих крупных промышленных предприятий; начато диспансерное наблюдение матери и ребенка. На базе диспансеров стали проводиться научные исследования по изучению здоровья трудящихся.

Изменение задач в области профилактики привело к укреплению санитарно-эпидемиологической службы страны. В 1935 г. (как уже упоминалось) была создана Всесоюзная Государственная санитарная инспекция. В чрезвычайно короткий срок в стране были ликвидированы особо опасные инфекции: холера (1923), оспа и чума (1936). Повсеместно расширялась сеть санитарно-эпидемиологических станций- кордон эпидемиологического благополучия. Эта система исторически оправдала себя: в стране не было массовых эпидемий не только в годы мирного развития, но и во время Великой Отечественной войны (1941-1945)-небывалый факт в истории войн.

В послевоенный период были ликвидированы тифы (брюшной, сыпной возвратный), значительно снизилась заболеваемость желудочно-кишечным: инфекциями и трахомой. К I960 г практически была ликвидирована малярия. Структура заболеваемости существенно изменилась: инфекционные болезни отступили и на первый план вышли сердечно-сосудистые и злокачественные заболевания. В этих условиях вновь был выдвинут вопрос о необходимости широкой диспансеризации населения.

Такова краткая история становления в СССР профилактического направления здравоохранения - принцип; организации медицинского дела, который принят сегодня в той или иной степени во всех странах мира. В каждой конкретной стране успехи его peaлизации определяются: социально-экономическим развитием общества, уровнем развития науки и совершенством системы организационных мероприятий.

3) Участие населения в здравоохранении- принцип здравоохранения, зародившийся в сложнейших условиям первых лет советской власти, когда борьба с эпидемиями, болезнями и голодом велась при острой нехватке медицинских кадров. В те годы значительная часть врачей не разделяла революционных идей. Многие из них.эмигрировали за границу, другие заняли выжидательную позицию. Много медицинских работников погибло на фронтах во время военных действий или в тылу от голода и болезней. Многие гибли в борьбе с эпидемиями.

Как уже отмечалось, в те годы задача сохранения жизни и здоровья трудящихся была провозглашена в числе важнейших в государственной политике страны, однако в условиях тотального дефицита медицинских кадров ее можно было осуществить, только привлекая к медико-санитарной работе широкие массы трудящихся (рабочих, крестьян, интеллигенцию).

После гражданской войны появились новые, порожденные временем формы медико-санитарной работы: комиссии по оздоровлению труда и.быта; санитарные суды; массовые инсценировки и спортивные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и чистоту; выпуск специальных плакатов и окон Российского телеграфного агентства (окна РОСТа), в оформлении которых принимал участие и поэт В. В. Маяковский, сочинявший специально для них краткие, легко запоминающиеся стихи о здоровом образе жизни.

Одновременно разворачивалась работа по подготовке квалифицированных кадров врачей в медицинских вузах, число которых постоянно увеличивалось. К 1922 г. в дополнение к уже существовавшим 13 медицинским факультетам было открыто 16 новых.

Развитие высшего и среднего медицинского образования в нашей стране, подготовка достаточного количества профессиональных медицинских работников возвращали медицину в русло профессионализма, и со временем актуальность этого принципа, столь важного для первых лет советской власти, постепенно снижалась. В наши дни санитарное просвещение и санитарная культура становятся неотъемлемой составной частью общей системы воспитания и национальной культуры в целом.

4. Единство медицинской науки и практики здравоохранения -- принцип здравоохранения, непосредственно связанный с его государственным характером.

В период гражданской войны и интервенции российская наука развивалась в чрезвычайно сложных условиях.

«Наша блокада,- писал Герберт Уэллс в 1920 г., - отрезала русских ученых от иностранной научной литературы. У них нет новой аппаратуры, не хватает писчей бумаги, лаборатории не отапливаются. Удивительно, что они вообще что-то делают. И все же они успешно работают: Павлов проводит поразительные по своему размаху и виртуозности исследования высшей нервной деятельности животных; Манухин, говорят, разработал эффективный метод лечения туберкулеза, даже в последней стадии. ...Все они страстно желают получить научную литературу; знания им дороже хлеба» .

Многие выдающиеся ученые России PL Н. Бурденко, Н. Ф. Гамалея, В. М. Бехтерев, Д. К. Заболотный, А. А. Кисель, М. П. Кончаловский, Т. П. Краснобаев, В. М. Левицкий, Е. Н; Павловский, С. И. Спасокукоцкий, А. Н. Сысин, Л. А. Тарасевич и другие с первых лет советской власти приняли участие в восстановлении и развитии отечественной науки.

В августе 1918 г. при Народном комиссариате здравоохранения РСФСР был создан Ученый медицинский совет (председатель - Л. А, Тарасевич), в состав которого вошли представители различных отраслей медицины. В круг его задач входила разработка направлений научной, научно-практической и учебной деятельности в области медицины и санитарии. Ученый медицинский совет сплотил вокруг себя сотни ученых, которые приняли участие в реализации государственных программ по наиболее актуальным для того времени проблемам практического здравоохранения.

В 1920 г. по инициативе Наркомздрава РСФСР был создан Государственный институт народного здравоохранения (ГИНЗ). В его состав вошли восемь научно-исследовательских институтов: Институт контроля вакцин и сывороток (директор -Л. А. Тарасевич), Санитарно-гигиенический институт (директор-П. Н. Диатроптов), Тропический институт, или институт протозойных болезней и химиотерапии (директор -Е. И. Марциновский), Микробиологический институт (директор- В. А. Барыкин); а позднее - институты: питания (директор - Н. М. Шатерников), биохимии -(директор - А. Н. Бах), туберкулезный (директор В. А. Воробьев) и экспериментальной биологии. В 30-е годы входившие в ГИНЗ институты стали самостоятельными научными учреждениями.

За первые 10 лет советской власти в стране было организовано 40 научно-1 исследовательских институтов. Среди них: Институт микробиологии и эпидемиологии в Саратове (1918), Бактериологический институт в Тифлисе (1918), Институт инфекционных болезней им. И. И. Мечникова (1919), Государственный венерологический институт (1921), Институт охраны материнства и младенчества (1922), Институт профессиональных заболеваний (1923), Институт переливания крови (1926), Институт мозга (1927) в Москве и др.

Понятно, что в условиях тех лет принцип единства медицинской науки и практики здравоохранения наиболее ярко проявился в борьбе с эпидемиями и массовыми заболеваниями. Научные разработки исследовательских институтов использовались в практике здравоохранения. И наоборот, успешная борьба с эпидемиями позволяла проверять на практике и закреплять научные выводы, выдвигать новые научные задачи.

Таким образом, несмотря на экономические трудности первых лет советской власти, государство находило силы и средства для развития приоритетных научных направлений, жизненно важных для всей страны.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) - великий русский физиолог, академик (1907), создатель ряда новых направлений в физиологии, лауреат Нобелевской премии (1904).

И.П. Павлов занимался многими проблемами физиологии и медицины. Особое место в его деятельности имеет физиология сердечно-сосудистой и пищеварительной системы и высших отделов Ц.Н.С., которые по праву считаются классическими.

И.П. Павлов ввёл в практику физиологических исследований метод хронического эксперимента. До вершины успеха был доведен им принцип нервизма, в соответствии с которым все его исследования были пронизаны идеей о решающей роли нервной системы в регуляции функционального состояния и деятельности всех органов и систем. В области изучения физиологии сердечно-сосудистой системы И.П. Павловым был заложен фундамент теории о трофической иннервации тканей, получившей дальнейшее развитие в исследованиях Л.А. Орбели и А.Д. Сперанского. Предложил целую серию остроумных и тонких хирургических операций на собаках - перерезку пищевода в сочетании с фистулой желудка, наложение оригинальных фистул протоков слюнных желез и др.

В 1897г. И.П. Павлов опубликовал научный труд "Лекции о работе главных пищеварительных желез" за который ему была присуждена Нобелевская премия. Приобретенные рефлексы им были названы условными, а прирожденные - безусловными.

Создал материалистическое учение о высшей нервной деятельности, в соответствии с которым высшая нервная деятельность осуществляется высшими отделами Ц.Н.С. и регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой.

Павлов выделил опосредованную сигнализацию - речь и назвал её второй сигнальной системой, считая её продуктом социальной жизни и трудовой деятельности человека.

Он выявил принципиально новую роль процесса торможения в деятельности коры головного мозга - роль охранительного, восстановительного и целебного фактора для её нервных элементов (обосновал сон, гипноз). Продолжатели и ученики И.П. Павлова: К.К. Быков, А.Д. Сперанский, И.П. Разёнков, П.С. Купалов, П.К. Анохин и др.

И.П. Павлов всецело и до конца дней был предан науке. Это ему могут принадлежать слова Сократа "Познай самого себя". Когда ему в 1927 г. в возрасте 70 лет делали операцию по удалению камней желчного пузыря, то он практически сам участвовал в опыте. Умирая в 1936 году, он говорил, что чувствует.

Медицина – это одна из важнейших сторон социальной жизни общества. Медицина как наука существует ровно столько, сколько существует человечество. Уровень развития медицинских знаний всегда напрямую зависел от уровня социально-экономического развития.

Сведения о начальных этапах становления медицины мы можем почерпнуть из древних рисунков и древних лечебных принадлежностей, которые были найдены археологами. Также информацию о медицине прошлых времён мы узнаём из письменных источников: произведений мыслителей Древней Греции и Древнего Рима, в летописях, былинах и думах.

На первых этапах становления медицины использовались в основном методы наблюдения. Первые диагнозы ставились после осмотра внешних проявлений болезни, в отличие, например, от современных стоматологов, которые могут поставить диагноз на основании ваших ощущений, если вы знаете всё о своей улыбке.

В разных точках мира медицина развивалась обособленно. В Китае уже в 770 году до н.э. существовала книга по медицине. Не смотря на то, что все методы и советы по лечению в этой книге в основном основывались на легендах и мифах, там всё же имелась подлинная информация о человеческом здоровье. Доподлинно известно, что в 5 веке до н.э. в Китае проводились даже хирургические операции с использованием первых форм современных методов хирургии.

В 618 году до н.э. врачи Древнего Китая впервые заявили о существовании инфекционных заболеваний, а в 1000 году до н.э. Китайцы проводили даже прививки от оспы.

В другой стране Азии, Японии, медицина развивалась не так успешно. Основные знания Японцы черпали из опыта китайской медицины.

Самый настоящий прорыв в медицине произошёл в Древней Греции. Здесь появились первые школы врачей, которые сделали доступным медицинское образование светским людям.

Именно благодаря деятельности одной из таких школ Гиппократ получил все свои знания о медицине. Роль этого мыслителя в становлении медицины нелегко переоценить. В его трудах объединяются все разрозненные накопленные сведения о лечении людей. Гиппократ выделил причины болезней. Основной причиной, по его мнению, являлось изменение соотношения жидкостей в организме человека.

Выводы Гиппократа стали основой современной практической медицины, а его описание хирургии приводит в удивление даже современных врачей. Гиппократ описал методы лечения, которая широко используются даже в наше время.

Разумеется, немало известных учёных внесли свой вклад в развитие медицины и после Гиппократа. Благодаря их труду, современная медицина достигла небывалых высот. Кроме того, для подготовки врачей используются современные технологии.