Главная · Вредные привычки · Иван крылов сообщение о жизни писателя. Интересные факты из жизни крылова ивана андреевича

Иван крылов сообщение о жизни писателя. Интересные факты из жизни крылова ивана андреевича

Иван Андреевич родился 2 февраля 1769 года в Москве в семье военного, которая не отличалась высокими доходами. Когда Ивану исполнилось 6 лет, его отца Андрея Прохоровича переводят по службе в Тверь, где семья в бедности продолжает свое существование, а вскоре теряет кормильца.

В связи с переездом и малым уровнем доходов Иван Андреевич не смог окончить начатое в Москве образование. Однако это не помешало ему получить немалые знания и стать одним из наиболее просвещенных людей своего времени. Это стало возможным благодаря сильному стремлению юноши к чтению, языкам и наукам, которые будущий публицист и поэт освоил путем самообразования.

Ранее творчество. Драматургия

Еще одной «жизненной школой» Ивана Крылова, биография которого весьма многогранна, стал простой народ. Будущий писатель с удовольствием посещал различные народные гулянья и развлечения, сам нередко принимал участие в уличных боях. Именно там, втолпе простого люда, черпал Иван Андреевич перлы народной мудрости иискрометного мужицкого юмора, емкие просторечные выражения, которые со временем лягут в основу его известных басен.

В 1782 году семья в поисках лучшей жизни переезжает в Петербург. В столице Крылов Иван Андреевич приступил к казенной службе. Однако такая деятельность не удовлетворяла амбиций юноши. Увлекшись модными тогда театральными веяниями, в частности под влиянием пьесы «Мельник» А.О. Аблесимова, Крылов проявляет себя в написании драматических произведений: трагедий, комедий, оперных либретто.

Современные автору критики, хотя и не выказали высокой оценки, но все же одобрили его попытки и поощрили к дальнейшему творчеству. По словам друга и биографа Крылова М.Е. Лобанова, сам И.А. Дмитриевский – знаменитый актер того времени – видел в Крылове талант драматурга. С написанием сатирической комедии «Проказники», даже краткое содержание которой дает понять, что в пьесе был высмеян Я.Б. Княжнин, считавшийся ведущим драматургом того времени, автор ссорится не только с самим «мэтром», но и оказывается в поле обид и критики театральной дирекции.

Издательская деятельность

Неудачи на поприще драматургии не остудили, а наоборот, усилили сатирические нотки в таланте будущего баснописца Крылова. Он берется за издательство ежемесячного сатирического журнала «Почта духов». По истечении восьми месяцев журнал, однако, прекращает свое существование. Выйдя в отставку в 1792 году, публицист и поэт приобретает типографию, где начинает выпускать журнал «Зритель», который стал пользоваться большим успехом, нежели «Почта духов».

Но после произведенного обыска он был закрыт, а сам издатель посвятил несколько лет путешествиям.

Последние годы

В краткой биографии Крылова стоит упомянуть о периоде, связанном с С.Ф. Голицыным. В 1797 году Крылов поступил на службу к князю в роли домашнего учителя и личного секретаря. В этот период автор не перестает создавать драматические и поэтические произведения. А в 1805 году отправляет на рассмотрение сборник басен известному критику И.И. Дмитриеву. Последний по достоинству оценил творчество автора и сказал, что это его истинное призвание. Так, в историю русской литературы вошел блестящий баснописец, который последние годы жизни посвятил написанию и изданию произведений этого жанра, работая библиотекарем. Его перу принадлежат более двухсот басен для детей, изучаемых в разных классах, а также оригинальные и переводные сатирические произведения для взрослых.

Мы высоко ценим людей, добившихся выдающихся результатов в той или иной области. В деле написания басен непревзойдённый мастер – Иван Андреевич Крылов.

Появился будущий знаменитый баснописец на свет 2 февраля 1768 года. Детские годы маленького Вани были далеко не радужными. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, был бедным армейским офицером, по долгу службы вынужденный часто менять место своего пребывания.

Вскоре после рождения сына, в самый разгар Пугачёвского бунта он получил распоряжение отправиться в город Оренбург. Вскоре туда прибыла и его супруга, Мария Алексеевна вместе с сыном Ваней.

При защите Яицкой крепости от Пугачева, отец Крылова проявил лучшие свои качества, а после окончания военных операций перешёл на гражданскую службу. Его новое рабочее место – председатель губернского магистрата. Заниматься сыном ему было некогда, и все заботы о маленьком Ване легли на мать, Марию Алексеевну. Желая дать сыну хорошее образование, она договорилась с богатым помещиком Львовым, и Ваня начал посещать уроки учителя-француза вместе с барскими детьми. Однако учеба с иностранным учителем шла туго.

Но даже её пришлось бросить на одиннадцатом году жизни мальчика. Мария Алексеевна овдовела, и семья осталась без средств к существованию. Мать Крылова вынуждена была устроить сына на работу, подканцеляристом в суд, а в 12 лет мальчик был переведён на должность канцеляриста в тверской магистрат.

Свободного времени у юного Крылова оставалось по-прежнему много, и он любил проводить его на улицах и площадях города, среди простого народа. Его чуткое ухо улавливало остроты и шутки, он проявлял интерес к простонародным рассказам, прислушивался к говору обычных людей. Именно эти впечатления детства, простые русские лукавинки, прибаутки, услышанные в народе, навсегда запали в душу будущего литератора.

Воспитанием и образованием сына продолжала заниматься мать. Дальнейшему развитию юного Крылова помогали и книги, оставшиеся после отца. С усердием и интересом мальчик прочитывал всё подряд, не выбирая особо тематику. Иван Андреевич и сам решил попробовать себя на литературном поприще; и на пятнадцатом году жизни из-под его пера выходит комическая опера «Кофейница», созданная по образу и подобию тогдашних модных вещиц.

А между тем средств к существованию в семье по-прежнему катастрофически не хватало, и Мария Алексеевна принимает решение ехать в Петербург, в надежде выхлопотать себе пенсию и удачно пристроить сына.

Двадцать пять рублей в месяц – новое жалованье будущего поэта, получаемое им в казённой палате в Петербурге, куда он прибыл вместе с Марией Алексеевной в 1783 году. Денег немного, и приходилось на всём экономить.

Но это было ничто по сравнению со смертью матери, которой Крылов лишился в 1788 году. Для него это был большой удар. О матери, с большой сердечностью Иван Андреевич вспоминал до конца своих дней.

Написанная Крыловым «Кофейница» «не давала ему покоя» и он решил обратиться к владельцу типографии Брейткопфу с просьбой купить его произведение. Брейткопф заинтересовался и предложил плату за труд – шестьдесят рублей ассигнациями. Но сочинитель денег не взял, на всю сумму он решил набрать книг. Он предпочёл выбрать Расина, Мольера и Буало. Мольер и Буало стали впоследствии его учителями в плане изучения сатирических начал, а благодаря Расину Крылов проявил интерес к героям Греции и Рима.

Находясь под влиянием книг, а также посещения театральных спектаклей, Иван Андреевич выдаёт новое произведение – трагедию «Клеопатра». Эта вещь – подобие французским трагедиям. Судьба у пьесы осталась незавидной, её в пух и прах раскритиковал знаменитый актёр Дмитревский, к которому обратился Крылов за отзывом. Но, выслушивая критику актёра, Крылов одновременно получил и первые уроки словесности, которые пригодились ему в дальнейшем.

Детские и юношеские годы Крылова были непростыми. Но так, как сложились обстоятельства его жизни, именно они способствовали появлению того оригинального отпечатка, который в дальнейшем и определил характерную особенность басен Крылова.

Но до написания первой басни было ещё далеко. Лишь в 1806 году, в Москве, Крылов случайно знакомится с Иваном Ивановичем Дмитриевым, которому показывает две свои басни «Дуб и трость» и «Разборчивую невесту» (перевод из Лафонтена). Дмитриев сразу разглядел оригинальность бесенных произведений Крылова, всячески нахвалил начинающего баснописца и уговорил его не покидать этот род литературы.

Едва ли можно отыскать в русской литературе другую фигуру, столь сильно любимую и народом, и писательской братией. Иван Андреевич Крылов. Каждому из нас с детства знакомо творчество великого русского баснописца, басни Крылова давно уже разошлись на афоризмы и зачастую их воспринимают, как народное творчество.

Крылова уже при жизни стали называть «дедушкой русской литературы», его обожали Пушкин, Гоголь, Белинский. На портретах мы видим успешного вельможу, которым, отчасти, Крылов и являлся. Тем не менее, его жизнь была отнюдь не легка: Иван Андреевич пережил много трудностей, опалу со стороны власть предержащих.

К закату жизни Крылов являлся академиком Петербургской академии наук, статским советником. В начале пути занимался издательским делом, выпускал знаменитый журнал «Почта духов».

Перу Крылова принадлежат многочисленные драматические произведения для театра, но народную любовь и общероссийскую славу Ивану Андреевичу принесли басни. Великий русский писатель Н. Гоголь считал, что творчество Крылова проникнуто народным духом настолько, что стало неотделимо от него. Крылов в своих баснях обличал людские пороки, критиковал общество и власти.

Ранние годы

В суровый зимний день 13 февраля 1769 года в одном из столичных домов в семье офицера Андрея Прохоровича Крылова родился мальчик. Новорожденного назвали Иваном в честь одного из предков. Отец будущего баснописца прошел тяжелый жизненный путь – свою армейскую службу он начинал в солдатских рядах. Детство Андрей Прохорович провел в оренбургской глубинке, в крепости Яик. Впоследствии эта крепость подверглась нападению казацко-крестьянских полчищ Емельяна Пугачева.

С Оренбуржья Крыловы перебрались в Тверское наместничество: здесь Андрей Прохорович получил должность по уголовному ведомству. Семья жила очень скромно, а когда Крылов-старший скончался, и вовсе скатилась в бедность. Глава богатого семейства Львовых, приближенного к губернатору, из милости позволил Ване Крылову учиться языкам и естественным наукам со своими детьми.

Чтобы помочь своим родным, Иван устроился на службу в земской суд Калязина, впоследствии перевелся в магистрат г. Твери. В 1782 году Львовы отправились в Петербург и взяли Крылова с собой. На протяжении года Иван много читал, изучал науки самостоятельно, зарабатывая на хлеб в Петербургской Казенной палате. Не имея постоянных учителей, будущий поэт овладел французским, немецким и итальянским языками, выучился играть на скрипке и стал отличным математиком.

В доме Львовых Крылов познакомился с известным писателем Я. Княжниным, который ввел его в круг литературной богемы. Новым знакомым Крылова стал и великий русский поэт Г. Державин, впоследствии оказывавший молодому человеку протекцию. В целом, жизнь Крылова раннего периода является загадкой и документов об этом периоде сохранилось немного.

Первые литературные и издательские опыты

Свою работу на ниве литературы Крылов начал с драматургических произведений. В этот период им были написаны комедии «Большая семья», «Кофейница» и «Сочинитель в прихожей». Отдал Иван Андреевич свою дань и жанру трагедии, сочинив драмы «Клеопатра» и «Филомена». В те времена было не принято писать комедии на местном материале, и произведения Крылова выбивались из общего ряда.

В комедии «Бешеная семья» автор высмеял неистовство в любви. Если учесть слухи, ходившие про императрицу Екатерину Вторую, тему Крылов выбрал отнюдь не безопасную. В «Сочинителе» рассказывается о литераторе, вынужденном пресмыкаться перед власть имущими для того, чтобы заработать на кусок хлеба.

Пытаясь поставить пьесы на экране, Крылов познакомился и подружился с известными петербургскими актерами. В 80-х годах Иван Андреевич написал комедию «Проказники», которая сильно ему навредила. В комедии Крылов посмеялся над драматургом Я. Княжниным, обвинив его в плагиате. Княжнин подал жалобу губернатору, и Крылову закрыли доступ к театру. В 1788 году Иван Андреевич оставил должность в Горной экспедиции и вплотную занялся журналистикой.

Крылов решил продолжить дело просветителя Новикова на ниве журналистки. Первым журналом Ивана Андреевича стал «Почта духов». Идея издания была весьма нетривиальной – в «Почте духов» публиковалась переписка эльфов, обличающих нравы екатерининского общества.

Правительство, напуганное Французской революцией 1789 года, не могло не обратить внимание на смелый журнал: весной 1790 года из печати вышел номер, которому суждено было стать последним. Крылов с друзьями начал выпускать другой журнал «Зритель», а затем – «Петербургский Меркурий». Сатира в крыловских журналах стала более мягкой, морализаторской, тем не менее, цензура не оставила шанса и этим изданиям.

В опале

Точно не известно, что стало причиной опалы Ивана Крылова. Большинство специалистов считают, что власти не простили ему «Почту духов». Поэт перебрался в Москву в 1794 году. Через год его попросили покинуть вторую столицу империи: в Петербурге Крылову также запретили появляться. Имя поэта полностью исчезло из газет и журналов.

В 1797 году Крылов стал секретарем генерала С. Голицына, который через некоторое время впал в немилость. Генерал добровольно отправился в ссылку, Крылов поехал с ним. Иван Андреевич учил генеральских детей, всячески помогал Голицыным.

После того, как к власти пришел Александр Первый, Голицын был прощен и назначен на должность генерал-губернатора Лифляндии. Крылов стал главой губернаторской канцелярии. В это время писатель переживает сильнейший духовный перелом: он перестает верить в то, что литература способна изменить человека к лучшему. В ссылке Крылов написал лишь несколько стихотворений и небольших рассказов.

Возвращение в Москву

В начале нового века Крылов перебрался в Москву. Духовный кризис преодолен, и Иван Андреевич снова приступает к сочинительству. В это время им написана комедия «Подщипа, или Триумф», пародирующая «штиль» высокой трагедии. Триумф олицетворяет западные ценности, Подщипа – патриархальную Россию. Крылову не близок ни один из этих укладов жизни. Цензура пьесу запретила, но в списках «Подщипа» разошлась по всей стране.

В незаконченной пьесе «Лентяй» Крылов заявил о своем нежелании принимать участие в общественной жизни государства.

В 1802 в Петербурге была поставлена пьеса Крылова «Пирог», в 1807-ом – комедия «Модная лавка». Постановки пользовались большим успехом и долгое время не выходили из театрального репертуара.

Басни

В 1805 году Крылов передал другу-журналисту басни и . Произведения были опубликованы. К этому времени Крылов перебрался из Москвы в Петербург, где познакомился со своим будущим покровителем Олениным. Оленин, трудившийся в должности директора Публичной библиотеки, назначил Крылова библиотекарем: пост подразумевал получение служебного жилья.

1809-ой год стал знаковым для Ивана Андреевича: публике был представлен первый сборник басен.

Образы Крылов часто черпал у своих знаменитых предшественников, но делал их более реалистичными. Специалисты считают Ивана Андреевича реформатором жанра и оригинальным художником. В баснях Крылова читатель не найдет простого морализаторства, автор заставляет его размышлять, находить ответы на поставленные вопросы. Использование баснописцем народного языка сделало возможным переход афоризмов из его произведений в живую речь. Большинство афоризмов Крылова стали неотъемлемой частью русского языка - поговорками.

Иван Андреевич уделял большое внимание общественно-политическим событиям, происходящим в стране. На неудачи Государственного Совета баснописец откликнулся баснями и , вошедшими в золотой фонд мировой литературы. Событиям войны 12-го года Крылов посвятил целую серию басен, в том числе, . В 1815 году была создана басня , посвященная разногласиям в антинаполеоновской коалиции.

Декабрист Бестужев заявил, что идеи Крылова во многом оказались схожими с идеями революционного движения. Пушкин и Жуковский отмечали оригинальность басен Ивана Андреевича и их народную природу. Великий критик Белинский считал Крылова острым сатириком.

В 1809 году журнал "Вестник Европы" разместил на своих страницах большую статью поэта В. Жуковского, в которой он подробно разобрал творчество Крылова. Жуковский посетовал на то, что баснописец использует в своем творчестве грубые народные выражения. Пушкин в ответ заявил, что именно «простецкий» язык делает басни Крылова уникальными. По мнению великого русского поэта, Крылов реформировал отечественную поэзию.

Произведения Ивана Андреевича быстро ушли в народ и стали известны за границей. В Париже был издан двухтомник басен Крылова, затем книги появились и в переводе на итальянский язык. Сейчас басни читают жители всех стран мира.

Дедушка русской словесности

Постепенно Крылова стали воспринимать, как литературного корифея, «дедушку» отечественной поэзии. Писатель не участвовал в общественной жизни страны, рассказывал в прессе о своей лени и увлечении карточной игрой. В 1820-е про Крылова начали рассказывать анекдоты – он стал персонажем сродни Кутузову.

Иван Андреевич неустанно совершенствовал свое образование, на пороге глубокой старости он изучил древнегреческий язык. Именно Крылов стал последним человеком, простившимся с А. С. Пушкиным после роковой дуэли. Для баснописца уход Пушкина стал жестоким ударом.

Царский двор признал Крылова еще в 1812 году. Баснописцу назначили пенсию, наградили правительственным орденом. Чин статского советника поэт получил вопреки действовавшему запрету на присвоение государственных должностей лицам, не закончившим университет.

В 1838 году страна широко отметила 70-летний юбилей великого баснописца. 21 ноября 1844 года в доме своей приемной дочери в Петербурге «дедушка» русской литературы скончался. В 1855 году в Северной Пальмире на собранные народом деньги Крылову поставили памятник работы К. Клода.

Иван Андреевич Крылов. Родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве - умер 9 (21) ноября 1844 года в Санкт-Петербурге. Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов.

Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 гг.). Сюжеты ряда басен Крылова восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у , и Бабрия), хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

Отец, Андрей Прохорович Крылов (1736-1778), умел читать и писать, но «наукам не учился», служил в драгунском полку, в 1772 году отличился при защите Яицкого городка от пугачёвцев, затем был председателем магистрата в Твери. Умер в капитанском звании в бедности. Мать, Мария Алексеевна (1750-1788) после смерти мужа осталась вдовой.

Иван Крылов первые годы детства провёл в разъездах с семьёй. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг); французским языком занимался в семействе состоятельных соседей. В 1777 г. он был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем Тверского магистрата. Эта служба была, по-видимому, только номинальной и Крылов считался, вероятно, в отпуске до окончания ученья.

Учился Крылов мало, но читал довольно много. По словам современника, он «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, с жадностью прислушиваясь к речам простолюдинов». С 1780 года начал служить подканцеляристом за копейки. В 1782 г. Крылов ещё числился подканцеляристом, но «у оного Крылова на руках никаких дел не имелось».

В это время он увлёкся уличными боями, стенка на стенку. А так как он был физически очень крепким, то выходил зачастую победителем над взрослыми мужиками.

В конце 1782 г. Крылов поехал в Санкт-Петербург с матерью, намеревавшейся хлопотать о пенсии и о лучшем устройстве судьбы сына. Крыловы остались в Санкт-Петербурге до августа 1783 г. По возвращении, несмотря долговременное незаконное отсутствие, Крылов уволился из магистрата с награждением чином канцеляриста и поступил на службу в петербургскую казённую палату.

В это время большой славой пользовался «Мельник» Аблесимова, под влиянием которого Крылов написал, в 1784 г., оперное либретто «Кофейница»; сюжет он взял из «Живописца» Новикова, но значительно изменил его и закончил счастливой развязкой. Крылов отнёс свою книгу Брейткопфу, который дал за неё автору книги на 60 рублей (Расина, Мольера и Буало), но не напечатал. «Кофейница» увидела свет только в 1868 г. (в юбилейном издании) и считается произведением крайне юным и несовершенным. При сличении автографа Крылова с печатным изданием оказывается, однако, что последнее не вполне исправно; по удалении многих недосмотров издателя и явных описок юного поэта, который в дошедшей до нас рукописи ещё не совсем отделал своё либретто, стихи «Кофейницы» едва ли могут назваться неуклюжими, а попытка показать, что новомодность (предмет сатиры Крылова - не столько продажная кофейница, сколько барыня Новомодова) и «свободные» воззрения на брак и нравственность, сильно напоминающие советницу в «Бригадире», не исключают жестокости, свойственной Скотининым, равно как и множество прекрасно подобранных народных поговорок, делают либретто 16 летнего поэта, несмотря на невыдержанность характеров, явлением для того времени замечательным. «Кофейница» задумана, вероятно, ещё в провинции, близко к тому быту, который она изображает.

В 1785 г. Крылов написал трагедию «Клеопатра» (не сохранилась) и отнёс её на просмотр знаменитому актёру Дмитревскому; Дмитревский поощрил молодого автора к дальнейшим трудам, но пьесы в этом виде не одобрил. В 1786 г. Крылов написал трагедию «Филомела», которая ничем, кроме изобилия ужасов и воплей и недостатка действия, не отличается от других «классических» тогдашних трагедий. Немногим лучше написанные Крыловым в то же время либретто комической оперы «Бешеная семья» и комедия «Сочинитель в прихожей», о последней Лобанов, друг и биограф Крылова, говорит: «Я долго искал этой комедии и сожалею, что, наконец, её нашёл». Действительно, в ней, как и в «Бешеной семье», кроме живости диалога и нескольких народных «словечек», нет никаких достоинств. Любопытна только плодовитость молодого драматурга, который вошёл в близкие сношения с театральным комитетом, получил даровой билет, поручение перевести с либретто французской оперы «L’Infante de Zamora» и надежду, что «Бешеная семья» пойдёт на театре, так как к ней уже была заказана музыка.

В казённой палате Крылов получал тогда 80-90 рублей в год, но положением своим не был доволен и перешёл в Кабинет Её Величества. В 1788 г. Крылов лишился матери, и на руках его остался малолетний брат Лев, о котором он всю жизнь заботился как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно «тятенькой»). В 1787-1788 гг. Крылов написал комедию «Проказники», где вывел на сцену и жестоко осмеял первого драматурга того времени Я. Б. Княжнина (Рифмокрад) и жену его, дочь Сумарокова (Таратора); по свидетельству Греча, педант Тянислов списан с плохого стихотворца П. М. Карабанова. Хотя и в «Проказниках», вместо истинного комизма, мы находим карикатуру, но эта карикатура смела, жива и остроумна, а сцены благодушного простака Азбукина с Тянисловом и Рифмокрадом для того времени могли считаться очень забавными. «Проказники» не только поссорили Крылова с Княжниным, но и навлекли на него неудовольствие театральной дирекции.

В 1789 г., в типографии И. Г. Рахманинова, образованного и преданного литературному делу человека, Крылов печатает ежемесячный сатирический журнал «Почта духов». Изображение недостатков современного русского общества облечено здесь в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Сатира «Почты духов» и по идеям, и по степени глубины и рельефности служит прямым продолжением журналов начала 70-х годов (только хлёсткие нападки Крылова на Рифмокрада и Таратору и на дирекцию театров вносят новый личный элемент), но в отношении искусства изображения замечается крупный шаг вперёд. По словам Я. К. Грота, «Козицкий, Новиков, Эмин были только умными наблюдателями; Крылов является уже возникающим художником».

«Почта духов» выходила только с января по август, так как имела всего 80 подписчиков; в 1802 г. она вышла вторым изданием.

Его журнальное дело вызвало неудовольствие властей, и императрица предложила Крылову на пять лет за счёт правительства уехать попутешествовать за границу, однако тот отказался.

В 1791-96 гг. Крылов жил в доме И. И. Бецкого на Миллионной улице, 1. В 1790 г. он написал и напечатал оду на заключение мира со Швецией, произведение слабое, но всё же показывающее в авторе развитого человека и будущего художника слова. 7 декабря того же года Крылов вышел в отставку; в следующем году он стал владельцем типографии и с января 1792 г. начинает печатать в ней журнал «Зритель», с очень широкой программой, но всё же с явной наклонностью к сатире, в особенности в статьях редактора. Наиболее крупные пьесы Крылова в «Зрителе» - «Каиб, восточная повесть», сказка «Ночи», сатирико-публицистические эссе и памфлеты («Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Мысли философа по моде»).

По этим статьям (в особенности по первой и третьей) видно, как расширяется миросозерцание Крылова и как зреет его художественный талант. В это время он уже составляет центр литературного кружка, который вступал в полемику с «Московским журналом» Карамзина. Главным сотрудником Крылова был А. И. Клушин. «Зритель», имея уже 170 подписчиков, в 1793 г. превратился в «Санкт-Петербургский Меркурий», издаваемый Крыловым и А. И. Клушиным. Так как в это время «Московский журнал» Карамзина прекратил своё существование, редакторы «Меркурия» мечтали распространить его повсеместно и придали своему изданию возможно более литературный и художественный характер.

В «Меркурии» помещены всего две сатирические пьесы Крылова - «Похвальная речь науке убивать время» и «Похвальная речь Ермолафиду, говоренная в собрании молодых писателей»; последняя, осмеивая новое направление в литературе (под Ермолафидом, то есть человеком, который несёт ермолафию, или чепуху, подразумевается, как заметил Я. К. Грот, преимущественно Карамзин) служит выражением тогдашних литературных взглядов Крылова. Этот самородок сурово упрекает карамзинистов за недостаточную подготовку, за презрение к правилам и за стремление к простонародности (к лаптям, зипунам и шапкам с заломом): очевидно, годы его журнальной деятельности были для него учебными годами, и эта поздняя наука внесла разлад в его вкусы, послуживший, вероятно, причиной временного прекращения его литературной деятельности. Чаще всего Крылов фигурирует в «Меркурии», как лирик и подражатель более простых и игривых стихотворений Державина, причём он выказывает более ума и трезвости мысли, нежели вдохновения и чувства (особенно в этом отношении характерно «Письмо о пользе желаний», оставшееся впрочем, не напечатанным). «Меркурий» просуществовал всего один год и не имел особого успеха.

В конце 1793 г. Крылов уехал из Петербурга; чем он был занят в 1794-1796 гг., известно мало. В 1797 году он встретился в Москве с князем С. Ф. Голицыным и уехал к нему в имение Зубриловка, в качестве учителя детей, секретаря и т. п., во всяком случае не в роли дармоеда-приживальщика. В это время Крылов обладал уже широким и разносторонним образованием (он хорошо играл на скрипке, знал по-итальянски и т. д.), и хотя по-прежнему был слаб в орфографии, оказался способным и полезным преподавателем языка и словесности (см. «Воспоминания» Ф. Ф. Вигеля). Для домашнего спектакля в доме Голицына он написал шуто-трагедию «Трумф» или «Подщипа» (напечатанную сперва за границей в 1859 году, потом в «Русской старине», 1871 г., кн. III), грубоватую, но не лишённую соли и жизненности пародию на классическую драму, и через неё навсегда покончил с собственным стремлением извлекать слёзы зрителей. Меланхолия от сельской жизни была такой, что однажды приезжие дамы его застали у пруда совершенно голым, заросшим бородой и с нестриженными ногтями.

В 1801 году князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов определился к нему секретарём. В том же или в следующем году он написал пьесу «Пирог» (напеч. в VI т. «Сбор. Акд. Наук»; представлена в 1 раз в Петербурге в 1802 г.), лёгкую комедию интриги, в которой, в лице Ужимы, мимоходом задевает антипатичный ему сентиментализм. Несмотря на дружеские отношения со своим начальником, Крылов 26 сентября 1803 г. вновь вышел в отставку. Что делал он следующие 2 года, мы не знаем; рассказывают, что он вёл большую игру в карты, выиграл один раз очень крупную сумму, разъезжал по ярмаркам и пр. За игру в карты ему одно время было запрещено появляться в обеих столицах.

В 1805 г. Крылов был в Москве и показал И. И. Дмитриеву свой перевод (с французского языка) двух басен Лафонтена: «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». По словам Лобанова, Дмитриев, прочитав их, сказал Крылову: «это истинный ваш род; наконец, вы нашли его». Крылов всегда любил Лафонтена (или Фонтена, как он называл его) и, по преданию, уже в ранней юности испытывал свои силы в переводах басен, а позднее, может быть, и в переделках их; басни и «пословицы» были в то время в моде. Прекрасный знаток и художник простого языка, всегда любивший облекать свою мысль в пластическую форму аполога, к тому же сильно склонный к насмешке и пессимизму, Крылов, действительно, был как бы создан для басни, но всё же не сразу остановился он на этой форме творчества: в 1806 г. он напечатал только 3 басни, а в 1807 г. появляются три его пьесы, из которых две, соответствующие сатирическому направлению таланта Крылова, имели большой успех и на сцене: это «Модная лавка» (окончательно обработана ещё в 1806 г. и в первый раз представлена в Петербурге 27 июля) и «Урок дочкам» (сюжет последней свободно заимствован из «Précieuses ridicules» Мольера; представлена в первый раз в Петербурге 18 июня 1807 года). Объект сатиры в обеих один и тот же, в 1807 г. вполне современный - страсть нашего общества ко всему французскому; в первой комедии французомания связана с распутством, во второй доведена до геркулесовых столпов глупости; по живости и силе диалога обе комедии представляют значительный шаг вперёд, но характеров нет по-прежнему.

Третья пьеса Крылова: «Илья Богатырь, волшебная опера» написана по заказу А. Л. Нарышкина, директора театров (поставлена в первый раз 31 декабря 1806 г.); несмотря на массу чепухи, свойственной феериям, она представляет несколько сильных сатирических черт и любопытна как дань юному романтизму, принесённая таким крайне неромантическим умом.

Неизвестно, к какому времени относится неоконченная (в ней всего полтора действия, и герой ещё не появлялся на сцену) комедия Крылова в стихах: «Лентяй» (напеч. в VI т. «Сборника Акад. Наук»); но она любопытна, как попытка создать комедию характера и в то же время слить её с комедией нравов, так как недостаток, изображаемый в ней с крайней резкостью, имел свои основы в условиях жизни русского дворянства той и позднейшей эпохи.

Высокого положения в литературе Крылов достиг не сразу; Жуковский, в своей статье «О басне и баснях Крылова», написанной по поводу изд. 1809 г., ещё сравнивает его с И. И. Дмитриевым, не всегда к его выгоде, указывает в его языке «погрешности», «выражения противные вкусу, грубые» и с явным колебанием «позволяет себе» поднимать его кое-где до Лафонтена, как «искусного переводчика» царя баснописцев. Крылов и не мог быть в особой претензии на этот приговор, так как из 27 басен, написанных им до тех пор, в 17 он., действительно, «занял у Лафонтена и вымысел, и рассказ»; на этих переводах Крылова, так сказать, набивал себе руку, оттачивал оружие для своей сатиры. Уже в 1811 г. он выступает с длинным рядом совершенно самостоятельных (из 18 басен 1811 г. документально заимствованных только 3) и часто поразительно смелых пьес, каковы «Гуси». «Листы и Корни», «Квартет», «Совет мышей» и пр. Вся лучшая часть читающей публики тогда же признала в Крылове огромный и вполне самостоятельный талант; собрание его «Новых басен» стало во многих домах любимой книгой, и злостные нападки Каченовского («Вестн. Европы» 1812 г., № 4) гораздо более повредили критику, чем поэту. В год Отечественной войны 1812 года Крылов становится политическим писателем, именно того направления, которого держалось большинство русского общества. Также ясно политическая идея видна и в баснях двух последующих годов, напр. «Щука и Кот» (1813) и «Лебедь, Щука и Рак» (1814; она имеет в виду не Венский конгресс, за полгода до открытия которого она написана, а выражает недовольство русского общества действиями союзников ). В 1814 году Крылов написал 24 басни, все до одной оригинальные, и неоднократно читал их при дворе, в кружке императрицы Марии Феодоровны. По вычислению Галахова, на последние 25 лет деятельности Крылова падает только 68 басен, тогда как на первые двенадцать - 140.

В 1810 г. он вступает помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку, под начальство своего прежнего начальника и покровителя А. Н. Оленина; тогда же ему назначается пенсия в 1500 рублей в год, которая впоследствии (28 марта 1820 г.), «во уважение отличных дарований в российской словесности», удваивается, а ещё позднее (26 февраля 1834 г.) увеличивается вчетверо, при чём он возвышается в чинах и в должности (с 23 марта 1816 г. он назначен библиотекарем); при выходе в отставку (1 марта 1841 г.) ему, «не в пример другим», назначается в пенсию полное его содержание по библиотеке, так что всего он получает 11700 руб. асс. в год.

Уважаемым членом «Беседы любителей русской словесности» Крылов является с самого её основания. 16 декабря 1811 года он избран членом Российской Академии, 14 января 1823 года получил от неё золотую медаль за литературные заслуги, а при преобразовании Российской Академии в отделение русского языка и словесности академии наук (1841) был утверждён ординарным академиком (по преданию, император Николай I согласился на преобразования с условием, «чтобы Крылов был первым академиком»). 2 февраля 1838 года в Петербурге праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности с такою торжественностью и вместе с тем с такою теплотой и задушевностью, что подобного литературного торжества нельзя указать раньше так называемого Пушкинского праздника в Москве.

Скончался Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года. Похоронен 13 ноября 1844 года на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В день похорон друзья и знакомые И. А. Крылова вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен, на заглавном листе которых под траурною каймою было напечатано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

Знакома многим из детства. Большинство его знает, прежде всего, как талантливого баснописца, но кроме того, он был замечательным писателем, который создавал также трагедии и комедии. При этом он был еще и переводчиком, журналистом, и статским советником при Императорской АН.

Крылов Иван Андреевич: биография для детей самое главное

Краткая биография Крылова, которую изучают в 3 классе, начинается с рождения писателя. Случилось это в 1769 году. Его отцом был военный офицер, мать хоть и была необразованной, но от природы была наделена умом, поэтому следила за образованием сына. Семья жила не богато.

Детство и юность

Все юные годы будущий писатель проводит в постоянных переездах и после того, как отец ушел в отставку, поселяется в Твери.

Если говорить об образовании, то оно было у Крылова скудное, но это не помешало Ивану стать одним из самых просвещенных людей в своего времени. Благодаря природным способностям, любви к чтению, упорству и настойчивости, будущий писатель занимается самостоятельно и в этом ему помогает большая домашняя библиотека отца. Многие науки Крылов изучает с детьми писателя Львова, которому позже Иван покажет свои стихотворения. Тот в свою очередь даст им высокую оценку, вдохновляя писателя на творчество. Так вот, благодаря самообразованию, Крылов изучает итальянский и немецкий, арифметику, грамоту и другие науки. При этом ему очень нравится посещать народные гуляния, где он учился разговорному языку. Его автор и будет использовать в своем творчестве.

В возрасте девяти лет мальчик лишается отца. Мать в это время пытается добиться пенсии, а будущему писателю приходится подрабатывать писцом, чтобы заработать копейку.
Так как в Твери мать пенсии не добилась, семья переезжает в Петербург, где пытается добиться пенсии там, но также безуспешно. Однако здесь Ивану удается получить место в Казенной палате. С этого момента он работает на должности канцеляриста.

Литературное творчество

Как раз в Санкт-Петербурге Крылов и стал увлекаться литературой и театром. Здесь же впервые он написал либретто. Ему тогда было 16 лет. Позже он напишет первые трагедии и комедии. Теперь имя писателя на слуху.

В 23 года Иван — владелец типографии, где издает журнал Зритель. Там пишет свои работы. Через год, из-за давления властей, журнал закроется.

С 1805 года Крылов переводит басни Лафонтена, после чего Крылов пробует написать свои басни и тут писатель понимает, что именно жанр басни ему больше всего по душе. С этого момента он начинает увлекаться написанием басен, став . В работах он высмеивает все пороки и недостатки людей.

В 1809 году выходит первая книга басен, которая принесла автору славу и известность. Вообще за свою жизнь писатель напишет более двухсот басен.

С 1810 года и до выхода в 1841 году Крылов работает в Публичной Императорской библиотеке.

В 1844 году прерывается биография Крылова, ведь баснописца настигает смерть. Умирает он от воспаления легких.

Если говорить об интересных фактах из жизни Крылова, то хочется сказать, что басни нравилось писать Ивану Крылову больше всего, что он и делал, издав девять сборников.
Говоря о личной жизни, то она не удалась у писателя. Он так и не создал семьи, не имел детей. Хотя, говорят, у писателя был роман с кухаркой, была и внебрачная дочь. Как свидетельство этому был факт принятия в свою семью девочки после того, как кухарка умерла. А позже писатель оставляет все свое состояние и право на издание своих произведений мужу этой самой Александры.