Главная · Сон · Одаренный ребенок в современной школе. Кто такие одаренные дети? Виды одаренности и ее диагностика

Одаренный ребенок в современной школе. Кто такие одаренные дети? Виды одаренности и ее диагностика

В силу своих индивидуальных особенностей одаренные дети намного сложнее адаптируются в окружающем мире. Если в семье есть такой ребенок, – это не только повод для гордости, но и величайшая ответственность. И родители, и педагоги должны учитывать особенности обучения и воспитания одаренных детей, чтобы не допустить ситуации, когда малыш со своими уникальными способностями оказывается «за бортом» детского коллектива, как правило, негативно относящегося к «белым воронам в серой стае».

Типы одаренности детей и их особенности

Психологи и педагоги выделяют несколько типов одаренности у детей:

  • интеллектуальную;
  • творческую;
  • лидерскую;
  • художественную;
  • практическую;
  • академическую;
  • психомоторную.

Ребенок с интеллектуальной одаренностью наблюдателен, легко учится, умеет применять свои знания на практике, быстро запоминает, отлично решает те или иные виды задач.

Одаренные дети с типом творческих способностей могут подолгу заниматься одним и тем же делом, ищут необычные подходы, имеет склонность к изобретательской деятельности.

Ребенок с лидерской одаренностью способен принимать на себя ответственность, не соответствующую его возрасту. Легко общается как со своими сверстниками, так и с взрослыми.

Ребенок, имеющий художественную одаренность, обладает хорошей зрительной памятью, много времени проводит за рисованием и лепкой или страстно увлекается музыкой. Особенности развития таких одаренных детей – осознанное построение композиции. Часто работы детей с художественной одаренностью отличаются индивидуальностью и оригинальностью.

Ребенок, обладающий практической одаренностью, учится средне, но у него есть способность привлекать и организовывать людей на то, чего он сам не может делать или делает плохо.

Ребенок, имеющий академическую одаренность, более избирателен. Он может прекрасно ориентироваться в одних предметах, но плохо знать другие. С таким ребенком часто бывают проблемы, потому что он не может учиться одинаково хорошо по всем предметам.

Ребенок с психомоторной одаренностью проявляет интерес к тем видам деятельности, которые требуют точной скоординированной моторики. Такой ребенок физически более развит, чем его сверстники.

Действительно ли дети с тем либо иным видом одаренности обладают перечисленными чертами или им свойственно что-то еще? Одно известно точно: личность одаренного ребенка под единый стандарт подогнать невозможно, да и не нужно.

Примеры известных одаренных детей

Если ребенок одаренный, это еще не значит, что у него все в порядке с учебой. Об особенностях образования одаренных детей известно не понаслышке. Д. И. Менделеев, например, не очень «дружил» с химией, а А. Эйнштейн - с физикой. Учителя Н. В. Гоголя вообще определяли его так: «В обучении туп, в прилежании слаб, в поведении резв».

Жизнь, психическое здоровье и развитие личности одаренного ребенка подвергается постоянному риску. Природа, щедро одарив их интеллектом, нередко забывает дать таким детям способность сохранять равновесие между напряженной умственной деятельностью и отсутствием навыков приспособляемости к миру реальному. В случае явного нарушения этого равновесия одаренный, тонко чувствующий человек заболевает. Продолжительность жизни художников, писателей, музыкантов, артистов в среднем на 10-15 лет меньше, чем обычных людей. Чем выше одаренность, тем выше риск.

Чем объясняются такие психологические особенности одаренных детей, несоответствие между талантами в сфере умственной, интеллектуальной деятельности с одной стороны, и полной неприспособленностью к обыденной жизни с другой?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что высокая одаренность, гениальность - это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. Она выпадет примерно одному из 1000, формируется в нужной степени у одного из миллиона, а действительно гением становится один из 10 млн человек. Случаи раннего проявления одаренности доказывают роль наследственности в существовании каких-либо способностей человека. Примеров одаренных детей предостаточно: к примеру, А. С. Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, сочинял блестящие стихи, музыку, знал много языков.

Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. К вундеркиндам творческого типа можно причислить Михаила Лермонтова, Константина Батюшкова и Андрея Вознесенского. Ещё несколько фактов из биографии известных одаренных детей: Федор Тютчев поступил в университет в 15 лет и закончил его за 2 года, Робертино Лоретти, итальянский певец, стал знаменитым на весь мир в 14 лет.

Так называемая нормальная одаренность - это наиболее благоприятный вариант, при котором ребенок наделен всем необходимым: и высокими академическими способностями, и хорошей приспособляемостью к окружающей среде, и коммуникабельностью, и физическим здоровьем, и разумными родителями, способными дать ребенку адекватное воспитание.

Индивидуальные особенности развития личности одаренных детей

Особенности личности одаренного ребенка привлекает становятся предметом пристального изучения многих психологов и педагогов. К настоящему времени наука располагает глубоким и точным описанием этого феномена. Исследуются как отдельные черты детской одаренности, так и структура, динамика развития детской одаренности в целом.

Этапы эмоционального развития, которые ребенок проходит в течение первых лет жизни, отражают последовательность формирования основных механизмов организации его реакции на окружающий мир, свидетельствуют о благополучии его аффективного развития. Задержка развития того или иного из этих механизмов, трудность включения его в налаживающуюся систему эмоциональной регуляции поведения, остановка на стадиях использования их преимущественно в целях самораздражения без дальнейшей трансформации в необходимый способ приспособления приводят к неизбежным нарушениям эмоционального развития разной степени тяжести.

Для ученых не секрет, что выдающиеся способности в определенных областях (как правило, либо в искусстве, либо в точных науках) нередко сопровождаются проблемами развития одаренных детей, отклонениями от общепринятых норм. Так, согласно данным статистики, процент гениев (т. е. людей, способности которых существенно выше средних) среди людей с расстройствами аффективного развития составляет не менее 20%. «Если мой ребенок гений, значит, он будет лучше всех в школе», - так думают если не все, то значительная часть родителей одаренных детей. Это не совсем верно, особенности в обучении одаренных детей прослеживаются очень ярко.

Ребенок с высоким уровнем интеллекта, конечно, будет опережать своих сверстников в учебе, здесь у него проблем не возникнет. Но одаренных детей ждут психологические проблемы, связанные с возрастным развитием. Повышенный интерес к получению знаний может вызвать тревогу среди учителей. Ребенок читает, решает, конструирует… На взгляд обыкновенного человека - это слишком. Чему учить ребенка, который знает больше учителя? Естественно, что в обычной средней школе такому ребенку делать нечего. Конечно, и в простых школах встречаются одаренные дети. Одлнако при обучении одаренных детей возникают проблемы, и от этого никуда не деться.

Проблема работы одаренными детьми: особенности образования и развития

Одаренный ребенок выполняет все задания быстрее своих одноклассников, а это значит, что учителю нужно найти ему занятие повышенной сложности. Не все учителя готовы пойти навстречу такому ребенку. Она из проблем при обучении одаренных детей – использование обязательного индивидуального подхода, а у педагогов просто нет на это времени. Ведь в классе не меньше 20 человек, которым нужно дать знания.

Некоторые учителя, конечно, вводят на своих уроках усложненные элементы. Это может быть интересно ребенку, но только некоторое время, потому что не решает проблемы в целом. Оценивать таких детей тоже сложно.

Одаренному ребенку трудно учиться в обычной школе. Он будет понимать, что та школьная программа, по которой он занимается, не подходит для него, она слишком простая. Постепенно начнут возникать сложности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками. В лучшем случае одаренный ребенок будет вызывать недоумение и непонимание, в худшем - насмешки со стороны одноклассников. Поэтому родителям одаренного ребенка необходимо помнить, что отдавая его в обычную школу, преследуя цель «там он будет лучше всех», нужно быть готовыми к тому, что этот шаг принесет множество проблем, прежде всего ребенку. В такой ситуации единственный выход - отдать ребенка в школу, где есть хотя бы профильные классы. Для старшего подросткового возраста характерным проявлением одаренности является самовыражение в поэтическом и литературном творчестве. В подростковом возрасте также обнаруживается детская одаренность в специальных научных областях.

Одной из основных специфических проблем при воспитании одаренных детей, одной из черт развития эмоциональной сферы такого ребенка большинство исследователей считают повышенную уязвимость. Ее причиной является сверхчувствительность, продиктованная особенностями интеллектуального развития одаренных детей. Эта уязвимость особенно выражена в подростковом возрасте. Способность к анализу и синтезу, сочетающаяся с интенсивной силой восприятия окружающих явлений и событий, вызывает особенно глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети видят и чувствуют в иных масштабах, они способны наблюдать за несколькими явлениями сразу, чутко подмечая их сходство и различие. Способность замечать не увиденное другими, совмещаясь со свойственным одаренным детям эгоцентризмом, обусловливает тот факт, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне обыденные замечания, реплики или поступки могут оказать сильное негативное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его нормальные сверстники не обратят на них никакого внимания. Такая реакция одаренного ребенка может привести когда-нибудь к психологической травме или даже психиатрическому заболеванию. Учитывая эту особенность одаренных детей, при воспитании таких малышей к ним нужно относить очень бережно.

Для одаренных детей характерна сильная концентрация внимания, которая выражается высокой степенью погруженности в задачу. Повышенная эмоциональная чувствительность обусловлена более высоким уровнем развития исследовательских способностей. Она создает определенные проблемы при работе с одаренными детьми. Но в контексте личностного роста одаренных детей гораздо более важной является другая особенность - талант наслаждаться самим творческим процессом.

Одной из особенностей работы с одаренными детьми в школе психологи называют сложности в поведении и деятельности таких учеников вследствие нарушений функциональной организации психических процессов. Это проявляется отставанием в учебе, а также проблемами в коммуникативном процессе. Нередко дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей или ускоренное интеллектуальное развитие, плохо адаптируются к школьному коллективу, эмоционально неустойчивы и инфантильны. Это может свидетельствовать о нарушениях аффективного развития и в определенных обстоятельствах привести к психическому заболеванию. При этом одаренные дети практически не переносят физической и интеллектуальной нагрузки. Это говорит о проблеме одаренных детей в саморегуляции, так как они способны заниматься только единственным родом деятельности, которая и составляет сущность их одаренности. Эти дети обладают великолепной памятью и с легкостью усваивают практически любой материал, но только в определенной области знаний. Это может быть математика, биология, физика, химия и прочие науки.

Статья прочитана 4 741 раз(a).

Одаренные дети в начальной школе

Глобальные изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени, поставив перед системой образования проблему организации эффективного обучения детей с повышенными интеллектуальными способностями. В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Это, конечно, не случайно: век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Для образовательного учреждения работа с одаренными детьми – одно из условий формирования образовательного имиджа школы, а также один из показателей результативности работы.
Одарённые дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников познавательной активностью и способностью к творчеству, требуют особого подхода. Создание условий для раскрытия потенциала учащихся, воспитания творческой личности и реализации одарённости во взрослой жизни становится неотложной задачей общеобразовательных учреждений.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка, а это невозможно без активизации познавательной деятельности учащихся и формирования творческого потенциала каждого ученика. Работая много лет учителем начальных классов, я убедилась в этом. Проблема не нова, но актуальна, так как современному обществу требуются высокопрофессиональные, творчески мыслящие специалисты, способные незамедлительно реагировать на происходящие изменения. Поэтому в своей педагогической деятельности я делаю акцент на создание оптимальных условий для развития познавательных способностей учащихся, высокого уровня творческой деятельности младших школьников. В своей работе я создаю условия для развития познавательного интереса учащихся через: - использование различных методов, форм и средств работы; - внедрение новых педагогических технологий в преподавании; - введение в урок разноуровневого обучения, нестандартных и проблемных ситуаций.

На каждом уроке стараюсь раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.

Обобщая и конкретизируя исследования педагогов и психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Г. В. Репиной и др.), анализируя практический опыт учителей начальных классов, я для себя определила основные принципы организации творческой деятельности учащихся:

1.Внимательное отношение ко всем проявлениям творческой активности каждого моего ученика.

2.Предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы выражения чувств и переживаний, принятия самостоятельного решения.

3.Повышение и укрепление самооценки. Я считаю, что важно учитывать индивидуальные результаты каждого, чтобы ребенок испытал радость собственного открытия.

4.Творческая позиция педагога.

Обозначенные психолого-педагогические принципы образуют целостную систему, которая способствует достижению поставленной цели.

Считаю, что важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие учащихся, является творческий подход к преподаванию самого учителя. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают учащиеся.

Фактор творчества присутствует почти в любой деятельности. Я всегда поощряю интерес ребенка к экспериментированию, к самостоятельным действиям, к нестандартным решениям проблемных ситуаций. Творим и экспериментируем с детьми всюду - на прогулке, на уроках, во внеурочное время. Создавая ребенку условия для творчества, я помогаю ему не только отлично справляться с предложенными заданиями, но и находить новое применение своим знаниям.

Я считаю, что большое влияние на активизацию познавательной деятельности школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Всегда стараюсь четко определять познавательные задачи урока, использую в учебном процессе разнообразные самостоятельные работы, творческие задания – все это является мощным средством развития познавательного интереса моих учащихся. При такой организации учебного процесса ребята переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету, саморазвитию, самообразованию, творчеству.

Часто провожу уроки математики в форме интеллектуальных игр, уроки литературного чтения - творческих мастерских, а контрольные работы в виде олимпиад. Для обобщения материала по темам готовлю тесты, кроссворды, ребусы. Большую помощь в работе оказывает применение ИКТ на уроках математики, русского языка, окружающего мира на этапе проверки знаний, обобщения материала по темам, создание презентаций, тестирование. На уроках изобразительного искусства использую Интернет-ресурсы для просмотра картин, иллюстраций, портретов художников, помогают в работе мультимедийные материалы. Все это позволяет выполнить больший объем работы, создает ситуацию заинтересованности, формирует положительную мотивацию, способствует развитию мышления, воображения учащихся, развивает творческий потенциал каждого ученика.

Для меня очень важно подготовить ребёнка, умеющего читать и читающего. Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность. Каждый мой ученик может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, художника-иллюстратора, чтеца, актера. Мои дети умеют работать с текстом, извлекать нужную информацию, готовить сообщения, используя дополнительную литературу, словари, энциклопедии, электронные ресурсы. На уроках я практикую выборочное чтение, краткий и подробный пересказ, чтение по ролям, словесное рисование, составление планов. Дети сами сочиняют стихи, рассказы, сказки. Анализируя произведения поэтов о родном крае, предлагаю продолжить фразу: «Я люблю родной край за то, что…». Дети думают, рассуждают, творят. На уроках обобщения выполняем мини-проекты, например, «Устное народное творчество родного края», «Пословица всем делам помощница» и др. Устраиваем литературные викторины, путешествия в «Книжное царство», в Страну Читай-ка, конкурсы на лучшего чтеца, конкурсы рисунков по темам «Поэтическая тетрадь», инсценируем отрывки из произведений. Ребята активно участвуют в литературных творческих конкурсах. За участие моих учеников во Всероссийских литературных творческих конкурсах наша школа получила «Серебряный сертификат соответствия» (г.Москва). Применение разнообразных форм работы на уроках литературного чтения, участие в литературных творческих конкурсах способствует развитию творческого потенциала учащихся, активизирует познавательную деятельность, позволяет освоить программный материал в интересной форме, добиться высокого качества обучения.

Наблюдения за учащимися показали мне, что дети отдают предпочтение творческим видам работы на уроке, вот почему у меня преобладают творческие способы организации познавательной деятельности. Используя частично-поисковый метод, обучаю детей решению проблемных вопросов и заданий. На экскурсиях ребята проводят небольшую исследовательскую работу.

Использование заданий творческого характера способствует раскрытию личностной позиции каждого моего ребенка. Работая со словарными словами, использую различные виды диктантов, особенно детям нравятся творческие диктанты: называю начало поэтической строки, учащиеся должны самостоятельно ее закончить; прошу продолжить предложение, используя словарные слова, написать мини-сочинение. Такие задания развивают познавательный интерес учащихся, они лучше усваивают материал и стремятся узнать еще больше нового.

К активным методам и формам изучения и развития индивидуальных способностей каждого ребенка я отношу дидактическую игру, нестандартные и проблемные ситуации, групповую работу, парную и коллективную работу. Индивидуальная работа позволяет активизировать личный опыт каждого учащегося, развить умение самостоятельно выделять конкретную задачу для решения. Групповая форма работы развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска. Коллективная форма работы расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность каждому моему ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи. Данные формы работы способствуют формированию положительной мотивации обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся.

При изучении нового материала использую на уроках схемы-опоры, таблицы, для закрепления материала - сигнальные карточки, раздаточный материал и другие средства обучения. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа. Я считаю, что важным средством активизации познавательной деятельности учащихся является диалог. Между мной и учениками происходит сотрудничество, в котором я не только учу, но и сама опираюсь на опыт ребят. Это необходимо для формирования учебных потребностей и мотивов обучения.

Прекрасным средством развития познавательной самостоятельности является игра, которая служит как бы переходным мостиком к учебе, той средой, в которой легче и интереснее проходит познавательная деятельность. Технология игрового обучения позволяет мне, как индивидуализировать работу, так и активизировать познавательную деятельность учащихся. Я подбираю игры с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие образовательные и воспитательные цели решают.

На уроках и во внеурочной деятельности я применяю технологию проектирования. В 4 классе на уроке «Основы православной культуры» ребята делают проекты по выбранной теме: «Христианское искусство», «Праздник Пасха» (повышенный уровень), а ребята с базовым уровнем рассказывают, как в их семьях отмечают этот праздник. На занятиях кружка «Путешествия в века» мы приготовили проектную работу «Устройство храма». На празднике «День Здоровья» мои ученики защитили проект «Правильное питание». Работа над проектами развивает коммуникативные компетенции моих учеников, повышает интерес к обучению, формирует готовность к решению проблем, развивает творческую деятельность учащихся, а все это вместе активизирует познавательную деятельность учащихся моих классов. Два года подряд мои ребята в районном конкурсе творческих исследовательских работ занимали 2-е место.

Для повышения познавательной активности учащихся на уроке я создаю проблемные ситуации. В начале обучения дети решают несложные проблемные задачи, проводят небольшие исследования. С каждым годом задания усложняются. Использование мной на практике проблемных ситуаций позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, зачастую креативно их решать.

На уроках я использую нестандартные ситуации. Они способствуют развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, повышает интерес к учению.

Создавая условия для активной познавательной деятельности учащихся, поощряю стремление каждого моего ученика к поиску своих траекторий и способов решения задач, создаю “ситуации успеха ”, развиваю самоконтроль и взаимоконтроль. На каждом уроке создаю благоприятный морально-психологический климат, воспитываю интерес через включение в содержание урока интересных сведений, ярких фактов; поощряю каждого ребенка; вижу в каждом ребенке личность; исключаю из средств воздействия на учащихся принуждение. Все это дает большой педагогический эффект для формирования положительных мотивов учения.

Использование мной в работе современных методик и технологий, систематическая работа с каждым учащимся, направленная на формирование творческих способностей, развитие логического мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, позволяют добиться высоких и стабильных результатов обучения. Ребята успешно продолжают обучение в основной школе.

Проектная деятельность позволяет школьникам понять красоту математических вычислений и связать их с жизненной практикой. Проектов в течение учебного года по математике выполняется относительно немного и каждый из них должен стать событием, по-новому освещающим работу над программным материалом. Главное при создании проекта – суметь связать их с изученным материалом, чтобы не превысить возрастных возможностей учащихся и не отбить у детей желание постигать роль математических знаний в окружающем мире.

За многие годы педагогической деятельности я сформулировала для себя несколько правил: стараться заинтересовать каждого ученика в работе класса; стимулировать каждого учащегося к высказываниям без боязни ошибиться; оценивать деятельность каждого ученика в процессе обучения, а не только по конечному результату; использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт каждого учащегося. А также для себя я сделала вывод: бездарных детей нет, каждый ребенок одарен по-своему и мы, педагоги, должны найти, раскрыть и развить этот дар.

Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано. Ощущение неудовлетворенности собой связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к своим достижениям, часто неудовлетворенны отсюда - ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

Они часто предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают в физическом развитии.

Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими.

В силу природной любознательности и стремления к познанию такие дети нередко монополизируют вниманием учителей, родителей и других взрослых.

Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, отстающим от них в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение и нетерпимость.

Такие дети гораздо чаще размышляют о смерти, загробной жизни, религиозных верованиях.

Им нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Неприязнь к школе часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей появляется потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Влияние воспитания на одаренных детей.

Одаренные дети бывают самые разные. Случается особая, уникальная, единственная в своем роде одаренность: одна на тысячу, а то и на миллион детей. Это истинные вундеркинды – дети особые, даже на взгляд неспециалиста: они иногда с большими трудностями по-другому общаются и живут, нередко только интеллектуальными или творческими интересами.

Но есть и другие одаренные дети: так называемая великолепная норма. Все у такого ребенка с самого начала сложилось хорошо: мама нормально родила (и до родов у нее было все в порядке), у него умные родители, обеспечившие полноценное воспитание, он попал в школу к хорошим учителям. В таких случаях непременно вырастают одаренные дети – своего рода сверхполноценная норма. При этом они, как правило, и красивее, и здоровее (чего, кстати, не скажешь о суперодаренных детях) обычных детей.

С этой точки зрения, действительно, любой ребенок может при благоприятных обстоятельствах стать таким нормально одаренным. Но вся беда как раз в том, что столь благоприятные условия выпадают на долю далеко не всех.

Есть вещи, которые не очень-то зависят от родителей и учителей, даже самых лучших. Например, сейчас трудно обеспечить будущей маме, а потом и ребенку экологически чистое и полноценное питание, нормальное медицинское обслуживание и т.д. но даже и в том, что зависит от самих родителей (и только от родителей!), многие делают все возможное, чтобы создать ребенку ненормальные условия, в которых деформируется его психика – в частности, подавляется, коверкается драгоценная познавательная потребность.

Шансы ребенка, которому не хватает любви, вырасти полноценным, нормальным, а значит, одаренным человеком, существенно уменьшаются.

Ребенка рано начинают наказывать – чаще всего за сломанную игрушку: сначала журить, потом ругать, а потом могут предпринять что-нибудь более чувствительное или пригрозить полным отлучением от всяких игр. Это – своего рода родительское преступление. Так как ребенок любую вещь пробует разобрать, узнать, как она устроена, или хотя бы потрясти, подергать (это крайне ему необходимо) родители должны посочувствовать ему, если увидят у него в руках игрушку не в первоначальном ее виде, и подбодрить, если ребенок расстроится.

Недостаток внимания, принуждение к чтению, к мысленной работе, которая с самого начала рассматривается родителями как повинность, не дают желаемых результатов. «Запомни, - говорят ребенку, - Учиться – это твой долг!» дл малыша это непонятно, а значит неприятно и непосильно, и он предвидит за этим попреки и наказания.

Так, из мелочей выстраивается общая система семейного воспитания, которую можно назвать репрессивно-анархической. Именно она, эта система, раз и навсегда избавляет ребенка от познавательной потребности. В такой «педагогике» ребенку запрещается чуть ли не все. И вместе с тем почти ничего не запрещается… Все зависит от настроения папы или мамы.

Большинству родителей понятно, что определенные волевые навыки необходимо развивать у ребенка чуть ли не с года, с полутора лет, например, приучить ребенка самому убирать свои игрушки. Но и здесь все зависит от настроения родителей – то они требуют порядка, а то вдруг мама делает поблажку: «Иди, сыночек, посмотри мультик, сама уберу».

Ребенок живет в мире, где за любое действие могут наказать, а могут и не наказать – как выйдет. Постоянно стращают наказаниями - а наказывают чаще всего «не по делу», несправедливо, нелепо. В таком мире непоследовательности и неопределенности разрушается детская психика, и прежде всего познавательная потребность ребенка, формируется личность, рассчитывающая на «авось», на «как-нибудь», на кривую, которая куда-нибудь да выведет. Из-за того, что родители «напирают» на чувство долга, когда ребенок только начал учиться в школе, у него будут связаны с учением не радость, не тяга к познанию, которая только и развивает способности, необходимость.

Многое из того, что называется у нас в обиходе «воспитание», на самом деле – разрушение детской любознательности, познавательной активности и способностей. Посредственность мы воспитываем сами.

Обучение в школе.

Разные чувства рождаются у ребенка, которому предстоит переступить порог школы. Смешанные чувства ожидания и тревоги – так вернее всего можно оценить настроение большинства будущих первоклассников.

Не то с одаренными детьми. Для такого ребенка школа всегда нечто удивительно интересное, притягивающее. Именно туда его отсылали взрослые, когда он приставал со своими бесконечными вопросами: «Вот пойдешь в школу, там и узнаешь!».

Психологи называют жажду знаний у одаренного ребенка сильной познавательной потребностью; именно в ней видят один из главных «показателей» одаренности.

Потребность эта ненасыщаема. Одаренный дошкольника часто интересуется сложными, глобальными проблемами. Он склонен к глубокомысленным рассуждениям, может вести долгие интеллектуальные беседы со взрослыми и детьми старше его по возрасту. Такой малыш впитывает новые знания, как губка.

Одаренный ребенок начинает, как правило, читать в 2,5 – 4 года, а немного постарше – легко справляется с арифметическими задачами.

Но дело не в одних лишь знаниях… Одаренный дошкольник может час и более сосредоточенно и целеустремленно заниматься. Умение управлять собственной деятельностью, ставить для нее промежуточные и конечные цели – все это свидетельствует о сложившемся умении учиться.

Творческий потенциал есть у каждого ребенка, однако у одаренного ребенка он значительно выше. Иногда его замыслы столь оригинальны, что практически невозможно подобрать необходимый материал для их реализации – приходится ограничиться рисунками, рассказом родителям о задуманном.

Цветы в руках, ранец за спиной, первый звонок – настоящий праздник. Манящая школа стала действительностью …

Но что это? Первые слезы, недовольство собой, растерянность, беспомощность: «У меня никогда не получатся эти буквы!». Наиболее частые причины таких огорчений вызваны недостаточным развитием тонкой моторики руки, моторной координации. Сложности могут быть и на физкультуре. Обусловлено это еще и тем, что написание букв, и физические упражнения не так интересны для одаренного ребенка, как чтение или другое умственное занятие.

С первых школьных дней самое важное – не обмануть ожидания ребенка. Не все гладко будет в начале, однако многие трудности можно предугадать и заранее принять необходимые меры. Но, увы, если в школе царит скука, зубрежка и крик в качестве главной воспитательной меры – трудно ждать от любого ребенка, что это ему понравится.

Типы «нестандартно» одаренных детей.

Дети с непроявленной, «другой» одаренность все очень разные. В.Юркевич разделяет их (конечно, довольно условно) на шесть основных типов.

Фанатики. Это увлеченные своим делом дети, у которых ярко проявляемые склонности не имеют ничего общего со школой. Школа для них – своего рода «принудработы», а настоящая жизнь начинается только после уроков.

В последнее время появилось много компьютерных фанатиков – дети сутками сидят за компьютером. Фанатично увлеченные компьютером дети практически всегда обладают целым рядом бесспорных интеллектуальных достоинств, если они не просто играют в «стрелялки» и «леталки», а осваивают сложные программы. Они тоже воспринимают школу лишь как досадную помеху.

Одаренные лентяи. Речь идет о таких детях, которые с невероятной жадностью впитывают любую информацию, но категорически не желают делать что-либо еще.

Людям такого типа не нужна никакая специальность, никакие серьезные, сколько-нибудь напрягающие волю, занятия. Разве что они в будущем могут стать так называемой ходячей энциклопедией, что и вызывает у кого-то восхищение, тем не менее, профессией быть не может.

Третий тип – скромники. Эти дети с заведомо сниженной самооценкой. Скромники стесняются показать себя лучше других – они категорически хотят быть, как все, и всячески стараются не демонстрировать свои способности. По настоящему одаренными их никто не считает.

Еще один тип одаренного ребенка – невротик , или даже психопат.

Дети, относящиеся к этому типу, напротив, не могут, а иногда и не хотят быть такими, как все.

Их одаренность в значительно большей степени замечается взрослыми; и все-таки тяжелые конфликты с окружающими создают огромные препятствия для проявления этой одаренности в обычной школьной среде.

Среди одаренных детей есть и очень спокойные, мягкие дети, которые ни с кем не хотят конфликтовать, но и в ногу со всеми идти тоже не хотят. Не хотят быть такими, как все. Часто их считают чудаками.

Последний, шестой тип – черепахи , т.е. медлительные дети, чьи возможности часто расцениваются невысоко, тогда как среди них подлинная, особенно творческая одаренность встречается ничуть ни реже, чем среди всех остальных. Медлительные дети в буквальном смысле – изгои школы. Их ситуация в школе сплошь и рядом оказывается еще конфликтнее, чем. Во всех вышеприведенных случаях. Иногда их зачисляют, чуть ли не в умственно отсталые.

Материал подготовила: Вакина М.А.

Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.

С чем связана одаренность ребенка?

Вообще-то все родители поощряют и желали бы развивать в своем ребенке познавательные потребности и различные способности. Но только делают они это, естественно, по-разному.

1. Родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие игры, дела, интересы: сделаем то-то, поиграем в эту игру, почитаем эту книгу, сходим в этот музей... При определенной настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты. Но нередко у ребенка возникает внутренний протест, даже при внешней покорности. Иногда это выражается в повышенной утомляемости ребенка от любых интеллектуальных занятий.

2. Родители препоручают определение способностей и развитие их в ребенке специально подготовленным людям. Услуг такого рода предлагается сейчас очень много. Это и группы развития для дошкольников, и группы подготовки к школе, и всевозможные специализированные классы в школах. Разумеется, при хорошем уровне таких услуг польза для ребенка несомненная. Но при условии, что родители не собираются полностью переложить заботы о его развитии на плечи специалистов.

3. Родители не стремятся тотально контролировать развитие способностей ребенка, зато предоставляют ему возможности для выбора и стараются подобрать хорошую школу. Самое главное в таких семьях - атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, стараются посетить новую выставку, не навязывая все это ребенку, но предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие. Как оказалось, такая стратегия саморазвития - самая эффективная.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Рано или поздно одаренное чадо пойдет в школу. Далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности.

Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность, умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т. д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и так себе по другому.

Особый вид одаренности - творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность - это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками - всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К "интеллектуалам" в школах относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей "профессиональной" среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы помещать их в особые школы для одаренных.

Не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям ("О чем с ними говорить?") или к своим учителям ("Чему они меня могут научить?"). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Как распознать одаренность ребенка?

У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).
Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую. Известный исследователь в области творческих способностей Э. Торренс говорил, что если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов интеллекта, то мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих из них.

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Об этом можно судить по наблюдениям или результатам специальных тестов. Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей.

«Большой талант требует большого трудолюбия».
П.И.Чайковский

Одно из приоритетных направлений работы современной школы - создать условия для оптимального развития одаренных детей.

Цель данного направления: необходимость выявлять, поддерживать и развивать талантливых детей.

Задачи:

  • содействовать самореализации одаренных детей,
  • сохранять психологическое и физическое здоровье,
  • содействовать формированию позитивной Я-концепции (самоуважения, самопринятия, самоотношения),
  • развивать эмоциональную устойчивость, формировать навыки саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (участие в конкурсах, олимпиадах, публичных выступлениях),
  • содействовать социализации, формировать коммуникативные навыки.

«Одаренные дети», какие они? Как их выявить в большом коллективе детей?

«Одаренный ребенок» - это обычный ребенок, но чем, же он отличается от своих сверстников? Произнося его, мы предполагаем возможность существования особой группы детей.

Эти дети отличаются от своих сверстников. Чем же?

Обычно у таких детей отличная память, гибкое мышление, они способны классифицировать информацию, имеют большой словарный запас и грамотную речь, умеют пользоваться накопленными знаниями, много читают и задают на уроках интересные вопросы, часто забегая вперед при изучении какой-либо темы. У некоторых детей преобладают математические способности, у других - творческие, как правило, эти дети активны (хотя приходится преодолевать и стеснительность, и неуверенность, различные «страхи», особенно при публичных выступлениях), иногда занимают себя делами, которые не всегда относятся к уроку. Но зато такие дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им «не по зубам», у них сильно развито чувство справедливости.

Следует отметить, что «одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Одарённость - это явление не только педагогическое и психологическое, но и социальное, поскольку речь идёт об успехах в социально значимой сфере деятельности человека. Чем шире круг знаний учащихся, чем богаче их предшествующий практический опыт, тем более высокий уровень самостоятельности они могут проявить в решении сложных творческих заданий, достигая тем самым более высокого уровня самоутверждения в образовательной деятельности.

Как выявить одаренного ребенка среди его многочисленных сверстников? Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками. К методам выявления одаренных детей относятся:
наблюдение; общение с родителями; работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа; олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Выделяют следующие виды одаренности:

  • Художественная одаренность.
  • Общая интеллектуальная одаренность.
  • Творческая одаренность.
  • Лидерская одаренность.

Для работы с одаренными и мотивированными на достижения детьми педагогу необходимо иметь определенные знания, умения, навыки, способствующие развитию детской одаренности. Педагог должен обладать такими личностными качествами, как чуткость, теплота, расположенность к детям, чувство юмора, высокий интеллект, уверенность в себе и др.

Также нельзя забывать, что одаренные дети нуждаются в обратной связи, как и все остальные. Им важно, чтобы педагог проявил к ним доброжелательность при оценке их деятельности, но при этом нельзя перехваливать таких детей за их прекрасные индивидуальные успехи, очень полезно поощрять совместные занятия с другими детьми. Педагогу не стоит возводить ребенка на пьедестал перед другими детьми, успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание исключительности может вызвать раздражение, ревность и отторжение других детей.

Вывод: одаренные дети приходят в школу, как и любые другие школьники, чтобы учиться. И результат зависит от учителя, который, сможет разглядеть в каждом ребенке его высшие потенциальные возможности. Ранее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Литература

  1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
  2. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. - 402 с.
  3. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: «Начальная школа» №29, №30 2003.
  4. Фото: http://socpatron.ru/