Главная · Сбалансированное питание · Описание Церкви Бориса и Глеба в с. Кидекша. Где находится храм святых Бориса и Глеба в Зюзино: точный адрес и расписание богослужений

Описание Церкви Бориса и Глеба в с. Кидекша. Где находится храм святых Бориса и Глеба в Зюзино: точный адрес и расписание богослужений

Вконтакте

Часовня возведена в память о стоявшем на Арбатской площади , известном с 1483 года.

Каменная церковь на этом месте была выстроена по повелению великого князя Василия Ивановича. В XVI веке храм имел особое значение, и по предположениям, даже считался собором; Иван Грозный отправлялся в него на моление крестным ходом из Кремля перед началом военных походов.

В XVIII веке храм был полностью снесен и перестроен в 1763–68 годах по проекту К. И. Бланка. Познее он поновлялся, к нему были добавлены приделы.

В 1930 году, несмотря на протесты верующих и архитекторов-реставраторов, отмечавших, что храм является «памятником XVIII века выдающегося историко-архитектурного значения», здание было снесено, однако архитектор-реставратор Б. Н. Засыпкин и студенты Московского университета успели провести обмеры разрушаемого памятника.

В 1997 году, по инициативе Фонда единства православных народов, в память о Борисоглебском храме был возведен памятный храм-часовня Бориса и Глеба. Его архитектура частично повторяет формы утраченного здания.

Другие города , Copyright

Храм-часовня возведен не на месте разрушенной церкви, а несколько в стороне, на месте церкви Тихона Амафунтского, также снесенной в 1930-х годах. В память о ней в храме-часовне устроен придел во имя Тихона Амафунтского. На самом же месте Борисоглебской церкви установлен памятный знак с ее барельефным изображением.

Приписан к храму Большого Вознесения.

Фотогалерея


Полезная информация

Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба патриаршего подворья на Арбатской площади города Москвы

Престолы

Освящена в честь: свв. мчч. Бориса и Глеба, свт. Тихона Амафунтского

Год постройки

1997
Архитектор: Вылегжанин Ю.С.

Адрес

Москва, Арбатская площадь, 4
Проезд: м. «Арбатская»

Храм открыт

Ежедневно: 9:00–19:00

Расписание богослужений

По средам

  • водосвятный молебен и панихида по усопшим - 12:30

В воскресные дни

  • Божественная Литургия - 9:00
  • Водосвятный молебен и панихида по усопшим - 14:30

Огласительные беседы

В храме святых благоверных князей Бориса и Глеба огласительные (предварительные) беседы со взрослыми, желающими креститься, а также с родителями и восприемниками младенцев, проводятся дежурными священниками по воскресеньям в 11:00

Известная московская церковь свв. Бориса и Глеба стояла на Поварской улице близ одноименного Борисоглебского переулка. В советское время он носил имя А.Ф.Писемского, потому что писатель жил в одном из местных домов до самой кончины, последовавшей в 1881 году.

Святые Борис и Глеб были самыми первыми русскими святыми и самыми чтимыми на Руси - храмов им строилось великое множество и в Москве и в других русских городах. Оба брата были сыновьями св. равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь в христианство в 988 году. После кончины их отца престол в Киеве захватил князь Святополк, которого в народе за великие и бесчисленные злодеяния потом прозвали "Окаянным". Князя Бориса в то время не было в стольном граде - он только возвращался домой после битвы с печенегами, на которую его послал отец. И Святополк тайно отправил к нему своих людей, чтобы они убили законного наследника престола. Святой князь Борис, узнав уже от своих приближенных о трагических событиях в Киеве, не захотел участвовать в тяжбе за власть и сеять в Отечестве раздор и смуту. Ожидая неминуемой скорой смерти, он горячо молился в своем походном шатре перед иконой Спасителя. Ворвавшиеся люди Святополка убили его мечами. Мученика похоронили при Васильевской церкви в Вышгороде.

Святополк же, замыслив убить и второго брата, князя Глеба, послал и к нему гонцов с ложной вестью о том, что его отец якобы находится при смерти и зовет сына проститься. Узнав о том, Глеб поспешил к родителю, но когда в пути переправлялся в лодке на другой берег реки, люди Святополка напали на него и убили. Тело его было брошено на пустыре, и все годы там совершались чудесные знамения - прохожие люди то видели горящую свечу, то слышали неземное пение. Так со временем было найдено нетленное тело св. Глеба и похоронено тогда рядом с братом в Вышгороде. С тех пор чудесные знамения совершались над могилами мучеников, и люди со страхом Божиим стали поклоняться им.

Однажды, когда на то святое место пришли иноземцы, прибывшие на Русь с посольством, и один из них наступил на могилу - поднялся огненный столб и опалил ноги нечестивца.

А потом один слепой человек пришел в церковь святого Георгия Победоносца молиться о прозрении. И было ему чудесное видение - св. Георгий явился ему ночью и велел молиться святым Борису и Глебу, молвив: "Ибо им дана Благодать от Бога в стране Российской прощать и исцелять всякие муки и недуги".

С тех пор почитание святых Бориса и Глеба на Руси крепло. В тяжелые для России времена не раз совершались чудесные видения этих святых покровителей Отечества и не раз они оказывали воинам помощь. В 1240 году накануне Невской битвы воевода князя Александра Ярославича на рассвете вдруг увидел плывущий по реке челн, в котором стояли святые Борис и Глеб. Пораженный воевода слышал, как один молвил: "Брат Глеб, пойдем скорее поможем сроднику нашему, князю Александру, против неистовых врагов".

А в 1380 году в ночь перед Куликовской битвой стражник, стоявший в ночном дозоре, увидел светлых юношей - в руках они держали свечи и обнаженные мечи. "Кто вам велел истреблять отечество наше, от Господа нам дарованное?" - молвили они монголо-татарским военачальникам на глазах у стражника и обрушили на них мечи. В тот день воинство Дмитрия Донского одержало победу над Мамаем.

В Москве чтимым святым Борису и Глебу строили много храмов и освящали во имя святых множество церковных приделов. Одна из таких церквей стояла на Поварской улице.

В старину эта местность от Белого Города до Земляного вала была продолжением района Большой Никитской и Кислошки, где размещались царские слободы и дворцовые хозяйства. Здесь жили царские повара и обслуживающие государев стол работники - хлебники, скатертники, и пр. Память о них сохранилась в местной топонимике, в названии Поварской улицы и переулков Хлебного, Скатертного, Ножового, Столового.

По легенде, Борисоглебская церковь была построена здесь еще Борисом Годуновым, освященная по Дню Ангела царя. Достоверно известно, что в начале XVII века она уже точно существовала и серьезно пострадала во время Смуты и польско-литовской интервенции. До самого конца того "бунташного" столетия церковь была деревянной. Лишь в 1691 году ее выстроили каменной, а здание, дожившее до времен Октябрьского переворота, было возведено на пожертвования прихожанина только в 1802 году, на месте прежнего храма. Там находился образ Спаса Нерукотворного письма Симона Ушакова 1685 года.

Именно эта скромная московская церковь была связана со многими выдающимися деятелями русской истории и культуры, бывшими ее прихожанами. В 1830 году в ней венчались друг Пушкина, статский советник С.Д.Киселев, живший в приходе на Поварской, и Елизавета Ушакова, за младшей сестрой которой, Екатериной, ухаживал сам поэт. Пушкин был свидетелем, или как тогда говорили, "поручителем" жениха на этой свадьбе. Однако родственных отношений между ними не сложилось - сватовство Пушкина к Екатерине Ушаковой так и не состоялось. По собственному признанию поэта, он в последнее время ежедневно ездил к Ушаковой, лишь для того, чтобы дважды в день проезжать мимо окон дома Натальи Гончаровой, жившей поблизости на Большой Никитской.

В той же первой половине XIX столетия у Борисоглебской церкви на Поварской был еще один знаменитый прихожанин - К.П.Победоносцев, одна из самый загадочных и противоречивых личностей в русской истории. Внук священника, он родился в Москве в 1827 году и провел свои ранние годы в этих арбатских краях. "Благочестивые родители с детства приучили меня к церкви", - вспоминал позднее обер-прокурор Синода в одном из писем к императору Александру III. Он посещал богослужения именно в Борисоглебской церкви и часто читал в ней "Апостола".

Оценки личности Победоносцева и его роли в русской истории были и остаются противоположными до крайностей - мало кто еще вызвал вокруг себя такие споры и современников, и потомков. И если Андрей Белый в гениальном романе "Петербург" изобразил Победоносцева в страшном персонаже сенатора Аблеухова, то монахиня Мария оставила о нем самые добрые и теплые воспоминания, в которых называла его Другом своего детства. А в наше время некоторые историки даже считают Победоносцева "белым революционером", так оценивая его попытки спасти положение в России и ее государственность в канун ХХ века.

Как известно, политическая деятельность Победоносцева имела очень широкий спектр - от утверждения истинности и законности монархического строя и предостережений от введения в России Конституции и парламента до борьбы с учением Льва Толстого. Он пережил только первую русскую революцию, в октябре 1905 года вышел в отставку и умер два года спустя, 23 марта 1907 года, в Петербурге.

А незадолго до Октябрьского переворота, в 1914 году, в изогнутом Борисоглебском переулке поселилась Марина Цветаева. Покинув любимый дом своего детства в Трехпрудном, поэтесса долго искала в Москве новое жилище, которое напоминало бы ее московскую родину. Таким домом оказался небольшой двухэтажный особняк в Борисоглебском, 6.

Два дерева: в пылу заката
Под дождем - еще под снегом -
Всегда, всегда: одно к другому,
Таков закон: одно к другому,
Закон один: одно к другому.

Церковь Бориса и Глеба в Зюзино является выдающимся памятником архитектуры федерального значения. Начата постройка в 1688 году.Окончилось строительство в 1704 году. Церкви более трехсот лет.

Храм является усадебным . Его построил на собственные сбережения сподвижник Петра Первого князь Борис Иванович Прозоровский. До него усадьба принадлежала знаменитой боярыне Морозовой.

История

Но после известных событий старообрядческого раскола, эти земли были конфискованы. В дальнейшем Петр Первый за труды пожаловал их Прозоровскому. Выстроен по проекту знаменитого архитектора Якова Бухвостова. С этого храма начался в Москве архитектурный стиль — московское барокко. Церковь Бориса и Глеба в Зюзино является прототипом многих московских церквей.

У него имеется одна особенность, на которую обращают внимание. Церковь в Зюзино алтарной абсидой развернута на север.Так пожелал Прозоровский.Он хотел, чтобы его усадьба была обращена к центру Москвы. Церковь двухэтажная. Верхний храм, в честь Бориса и Глеба, был раньше летний. Есть еще нижний, зимний. В честь великого князя Владимира.

В 1938 году был закрыт . Он разделил судьбу многих храмов страны. Перед закрытием настоятелем был отец Александр Харьюзов. Его арестовали и расстреляли в 1937 году. На смену ему пришел его брат Леонид. Который вскоре был тоже казнен. До 1989 года храм эксплуатировался не по назначению. Здесь был овощной склад. В годы войны использовался как наблюдательная вышка. Затем его переоборудовали в филиал завода драгоценных металлов. И, конечно, получил огромные повреждения. В алтаре нижнего храма была гальваническая ванна.

Первое богослужение состоялось 15 мая 1989 года в память святых мучеников Бориса и Глеба. Но не в храме, туда не пускали. Там была еще другая организация. Молебен прошел на улице, напротив здания.

А вот первая литургия 28 июля того же года, совершилась в нижнем храме. Интерьер был восстановлен полностью заново . Иконостас выполнен по старым эскизам. Воссоздан один к одному. Роспись новая, в византийском стиле. До 19 века храм, вообще, не был расписан.

Изначально архитектор Бухвостов допустил ошибку в проектировке и стены промокали. Иконами и святынями делились настоятели московских храмов. Например, из храма Петра и Павла в Лефортово была передана . Ее собирались отдать на реставрацию, но она само очистилась. Стала как новая. Из храма Покрова на Землянке подарен Голгофский крест. Прихожане приносили свои иконы.

Пожилая прихожанка принесла икону Знамение Пресвятой Богородицы , которую успела унести при закрытии и разграблении храма в 1938 году. Когда сверили образ по фотографии, то подтвердилось, что это действительно старая икона этой церкви. И это единственная икона, чудом сохранившаяся. Женщина очень радовалась, со слезами на глазах благодарила Бога, что сохранила святыню, дожила до открытия и вернула ее на место.

Многие лики заказывались по просьбе прихожан Москвы:

  • св.Николая Угодника;
  • Тихвинская;
  • Всех Скорбящих Радости;
  • Неупиваемая чаша.

Богослужение совершается каждый день. Утром и вечером. В воскресенье совершается Святителю Николаю. Имеется его икона с частицами мощей.

Нижний храм используется как требный . Там проводят исповеди. Это очень удобно. Нижний и верхний храм совмещаются винтовой лестницей. Есть возможность одновременно исповедовать и проводить богослужение. Нижний храм оформлен в ярославском стиле. Там низкие своды, иной иконостас. Другой интерьер. Там находятся две фрески. Одна посвященная князю Владимиру и Крещению Руси. Другая фреска, в притворе, посвящена мученикам России. Даже тем, которые были канонизированы позднее. В том числе царской семье.

При церкви работает воскресная школа . Обучаются более 100 детей. Проводятся занятия, работают кружки:

В школу принимаются дети с 7 лет. Имеются группы взрослых слушателей. Учения проводят как сами служители, так и выпускники духовных семинарий, квалифицированные иконописцы.

Принимается участие в фестивалях, концертах. Совершаются поездки по святым местам Московской области.Ведется развернутая социальная работа. Духовенством организованы поездки и помощь детским больницам. Развито паломничество. Дети и родители церковной школы посещают святыни России.

Расписание

Двери открыты каждый день , с утра до позднего вечера. Любой человек может зайти, поставить свечу, помолиться за себя и своих близких.

Есть официальный сайт в интернете.

Адрес

Добраться можно от станции метро Севастопольская. Дальше три остановки троллейбусом No 60 или No 72. Адрес: улица Перекопская, дом 7.

Борисоглебская церковь имеется также в Новокосино.

Храм Бориса и Глеба в Дегунино, как и церкви во многих других местах России, посвящены детям великого князя Владимира. Знамениты они в первую очередь тем, что стали первыми русскими святыми. Канонизированы Борис и Глеб были и Русской, и Константинопольскими церквями.

Первые русские святые

Почему они мученики-страстотерпцы? Потому что были коварно убиты своим родным братом Святополком, прозванным народом из-за этого «Окаянным». Братья приняли смерть добровольно, зная о ней заранее. Борис и Глеб не подняли руки на старшего брата. Неотъемлемая часть христианской веры - непротивление злу насилием - была в диковинку для языческой Руси, которая только-только приняла православие. Братоубийца Святополк бежал в Польшу от войск Ярослава Мудрого, но, подобно Каину, нигде не мог найти себе места. По преданию, даже от его могилы исходил смрад. А Борис и Глеб после канонизации стали покровителями и хранителями Руси. Чтить их стали сразу после смерти.

«Намоленная» церковь

Храм Бориса и Глеба в Дегунино впервые упоминается как уничтоженный польско-ливонскими войсками. Произошло это в 1585 году. Само же село упоминается впервые в 1336 году в грамоте Ивана Калиты. Допустить мысль о том, что в селе не было храма, невозможно, тем более что в 1394 году населенный пункт на 400 лет отходит к церкви. Подмосковное село, при основании известное как Дегунинское, прекратило свое существование в 1960 году. Оно вошло в состав Москвы, постоянно расширяющей свои границы. Храм Бориса и Глеба в Дегунино известен тем, что разрушался неоднократно, подвергаясь огню. Но каждый раз на месте разрушенного храма вновь возводится культовое сооружение из дерева. Происходило это, может быть, из-за недостатка средств на строительство каменного здания. Например, в 1633 году церковь возводилась на деньги местного священника.

Возрождался из пепла всегда, как феникс

Вновь возведенный храм по документам (1676 год) значится как церковь Святых и Благонравных Бориса и Глеба с приделом евангелиста и апостола. При Петре I, в первые годы его правления, а именно в 1700 г., указом тогдашнего Патриарха Андриана село и церковь Бориса и Глеба в Дегунине передаются Алексеевскому монастырю, основанному в 1360 году митрополитом Алексием. До наших дней легендарный Стародевичий монастырь не сохранился, на его месте сейчас находится Храм Христа Спасителя. Во времена нашествия наполеоновских войск, когда горела вся Бориса и Глеба в Дегунино уцелел. Наверное, потому что в те времена село считалось отдаленным Подмосковьем. Надо отметить, что каменная в этом селе открыла свои двери для прихожан лишь в 1866 году.

Опять деревянная

А в 1762 году совсем старую ветхую церковь перестраивают. Однако новый храм возводят опять из дерева. Через два года Дегунино, что стоит на было выведено из церковного владения и передано в гражданское ведение, то есть секуляризировано. С 1843 по 1851 год в России осуществляется строительство железной дороги, соединившей Москву с Петербургом. Ветка прошла по землям, принадлежащим селу, за что общине была выплачена довольно крупная сумма компенсации за отчужденные земли. Это и подтолкнуло дегунинцев к мысли о новом каменном храме. Обращение прихожан и настоятеля храма священника Симеона Флоровича Страхова к митрополиту Филарету, Владыке Московскому, было отправлено в 1863 году. В соседнем селе Верхние Лихоборы был каменный завод, и его владелец, купец I-й гильдии Прорехов В. А., обеспечил необходимым количеством кирпича в количестве 360 000 штук будущее строительство. То был самый большой вклад в это благое дело.

Красавец из камня

Каменный храм свв. Бориса и Глеба в Дегунине вырос рядом со старой деревянной церковью, разобранной в 1884 году. Выполнен он был в псевдорусском или русско-византийском стиле. Трехпрестольный массивный храм получился красивым. Возведен он в форме параллелепипеда с единым внутренним пространством. Есть трапезная и колокольня с двумя большими колоколами. Украшает храм высокая полукруглая апсида, примыкающая к основному полукруглая, пониженная часть здания. Как правило, это алтарный выступ. В момент открытия стены и своды церкви были очень красиво расписаны, иконостас был богатым. 1887 год стал годом обновления трех иконостасов храма в Дегунино.

Храм-мученик

Дальнейшая судьба церкви традиционная. Наступила эра атеизма, но храм благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине действовал до 1930 года, когда службы прекратились из-за отсутствия священников. Официально церковь закрыли в 1941 году, а до этого времени Дегунинский приход как бы существовал. И надо отметить, что в 20-30 годы церковная жизнь в селе продолжалась. Так, община испрашивала разрешения на осуществление Крестных ходов по домам верующих. А в 1925 году был зарегистрирован Устав Борисоглебской православной общины. После официального закрытия церковь приспособили под нужды амбулатории. Артель инвалидов «Родина» вселилась в стены бывшего храма в 60-е годы прошлого века. Чтобы перестроить здание под необходимый для артели производственный цех, были снесены верхние ярусы колокольни, здание облепили пристройки и окружил железобетонный забор. Фабрика находилась здесь до 1985 года. Дальше - хуже. В церкви разместили гараж межотраслевого научно-технологического комплекса «Микрохирургия глаза».

Новая жизнь Борисоглебской церкви

Оживать храм стал после новой регистрации общины и передачи ей здания церкви в 1990 году. Первая божественная литургия совершена в церкви в 1991 году 14 июля. И началось постепенное восстановление Борисоглебского культового сооружения. С 1994 по 2005 год были два раза расписаны стены, восстановлены шатры колокольни и здания храма, обновлены кровля и внешний вид, восстановлен иконостас. Этот храм тоже можно назвать страстотерпцем, как тех святых, в честь которых он был первоначально возведен, Благонравных Бориса и Глеба. Находится эта по адресу: ул. Дегунинская, 18а.