Главная · Здоровье · Откровение: что такое и его значение. Божий мир и божественное откровение

Откровение: что такое и его значение. Божий мир и божественное откровение

Под термином «откровение» в богословии принято понимать те действия, посредством которых Бог открывает людям Себя Самого и Свою волю. При этом откровения могут ниспосылаться как самим Господом, так и исходить от каких-либо посредников или через священные тексты. Большинство людей в современном мире исповедует три основные религии - христианство, ислам и иудаизм, в основе которых лежит Божественное Откровение.

Что такое сверхъестественное откровение?

Во всех основных мировых религиях принято разделять такие понятия, как сверхъестественное откровение и естественное богопознание, которое также нередко называют откровением. Под сверхъестественной формой понимается широкий спектр Божественных действий, направленных на передачу людям знаний, необходимых для их спасения. В связи с этим среди теологов (богословов) бытуют два различных понятия - общее и индивидуальное Откровение.

Что такое общая его форма, понятно из самого названия - это Божественное послание, адресованное значительному числу людей, может быть, даже отдельному народу или человечеству в целом. Таким общим Откровением являются Священное Писание и Священное Придание Нового Завета, а также высказывания пророков и апостолов, явившиеся результатом воздействия на них Святого Духа.

В них даруются Откровения людям, созданным по образу и подобию Божьему, но в результате первородного греха утратившим единение со своим Творцом, и, как следствие, обречённым на вечную смерть. Именно для спасения всего человечества, явился в наш мир Иисус Христос, принеся с Собой величайшее учение равного которому не знала прежде история. К этой же категории относятся Откровения ангелов и прочих бесплотных сил, например, благовестие Архангела Гавриила Деве Марии.

Евангельское Откровение

В общем Откровении, явленном через святых евангелистов Матфея, Марка, Луку и Иоанна, а также в людям были преподаны основы нового вероучения, в которых открылась истина о Божественной Троице, о Боговоплощении Иисуса Христа, о Его распятии, и последующем воскресении. Там же сообщалось о втором, грядущем пришествии Спасителя, о всеобщем воскресении и Страшном Суде. Это были уже не ветхозаветные заповеди, а Откровения людям Нового Завета.

Пророчества и их исполнения

О сверхъестественной природе христианских Откровений неоспоримо свидетельствуют исполнения содержащихся в них пророчеств, которые по своей сути не могли быть сделаны на основе каких-либо расчётов или исторического анализа. Они простираются вдаль на многие века и даже тысячелетия.

Достаточно вспомнить евангельские слова Иисуса Христа о том, что со временем Евангелие будет проповедано всем народам и по всей вселенной. Произнёс Он их узкому кругу Своих последователей, а между тем, пройдя через все гонения, христианство сегодня вошло в число основных религий мира.

Невероятными могли показаться и слова Девы Марии о том, что прославлять (ублажать) Её будут все роды, а между тем вот уже почти 2 тыс. лет весь христианский мир воздаёт ей почести. А как можно естественным образом объяснить сбывшееся через сорок лет предсказание Иисуса о разрушении Иерусалима? Таким образом, вся последующая история неоспоримо доказала, что евангельские пророчества - не что иное, как Откровения нового века, наступившего на земле с пришествием Сына Божьего. Они не могли стать плодом деятельности никакого, даже самого мощного человеческого разума.

Индивидуальное Откровение

Что такое Откровения, дарованные отдельным лицам (чаще всего святым), можно уяснить, читая святоотеческую литературу - книги, написанные отцами церкви, канонизированными после завершения ими земного пути. В них, как правило, не сообщаются новые, неизвестные ранее истины, а лишь создаются предпосылки для более глубокого познания того, что было открыто в общих Откровениях.

Характерная особенность индивидуальных откровений заключается в том, что, по свидетельству апостола Павла, изложенному в его Втором послании к коринфянам, дословно их «нельзя пересказать» другим людям. Поэтому из святоотеческих писаний и житийной литературы (жития святых) можно узнать лишь внешнюю сторону происшедшего чуда. В них, как правило, говорится о состоянии людей в момент дарованного им Откровения, их переживаниях и чувствах.

Опасность самовольного вторжения в духовный мир

Касаясь вопроса об индивидуальных Откровениях, Христианская церковь обращает внимание своих последователей на недопустимость попыток самовольного проникновения в духовный мир. В данном случае, любопытство, соединённое с легкомыслием и мечтательностью, может привести к самым губительным последствиям.

Именно поэтому православие крайне негативно относится к спиритизму. Известно немало случаев, когда попытки общения с духами умерших людей заканчивались тяжёлыми психическими расстройствами и даже самоубийствами. Отцы церкви объясняют причину этого тем, что в большинстве случаев на контакт со спиритами выходят не те, к кому они обращаются, а демоны - мрачные духи преисподней, несущие с собой безумие и смерть.

Фальсификации Божественных Откровений

Самовольное проникновение в духовный мир не только опасно, но и чревато порождением ложных откровений. Ярким тому примером может послужить деятельность таких глубоко чуждых истинному православию организаций, как «Богородичный центр» и «Белые братья». Крайний произвол, допускаемый ими в интерпретации христианского учения, часто приводит людей, подпавших под их влияние, к тяжёлым душевным и физическим травмам. Особое внимание следует обратить на тот факт, что свои измышления они пытаются выдавать за Божественное Откровение.

Что такое естественное богопознание?

Кроме вышеназванных форм богопознания, в традиции христианской церкви существует также понятие естественного, или повсеместного Откровения. В данном случае, имеется в виду та возможность познания Бога, которую Он дарует людям через сотворённый им мир, природу и самого человека. Характерная особенность естественного Откровения заключается в том, что оно обходится без вмешательства сверхъестественных сил, и для его постижения необходимы лишь разум человека и голос его совести.

С тех давних пор, когда человек осознал себя частью окружающего его мира, он не перестаёт воспевать его красоту и гармонию. Бесконечное множество примеров этому можно найти в религиозной и в светской литературе, в древнейших памятниках ушедших цивилизаций, и в современном искусстве.

Поскольку на вопрос о том, кто является творцом этого мира, верующие люди дают однозначный ответ - Бог, то и заслугу в создании всего окружающего их великолепия они приписывают именно Ему. Далее несложно провести параллель между тем, как, созерцая произведение художника, мы получаем ясное представление о глубине и особенностях его таланта, и тем, как при виде разнообразия, величия и гармонии, форм мира мы делаем заключение о премудрости, благости и всемогуществе его Творца.

Евангелие, запечатленное в мире

Видимая природа является своего рода книгой, в которой языком, доступным для всех людей мира красноречиво повествуется о деяниях Божьих. Об этом многократно свидетельствовали не только служители церкви, но и люди науки. Хорошо известно, например, высказывание Михаила Васильевича Ломоносова, в котором он именует природу Евангелием, неумолчно благовествующим о творческой силе Бога. Учёный добавляет при этом, что видимый мир является истинным проповедником премудрости, всемогущества и величия Творца.

Однако при всём этом следует учитывать, что естественное Откровение, как и любое другое, не может дать представления обо всей полноте Божественного бытия, и человеческий разум бессилен в его постижении. Именно по этой причине, раскрывая Себя, Бог Сам нисходит к человеку. Святые отцы учат, что невозможно познать Творца без Его воли, проявляемой в разного рода Откровениях, даруемых людям.

Современные свидетельства Божьего волеизъявления

Неисчислимое множество посланий, адресованных людям из Горнего мира, говорит о том, что часто встречающееся в литературе понятие "последнее откровение" можно воспринимать лишь в его порядковом значении, но не как завершающее процесс общения Бога с человеком, начавшийся с сотворения мира. Начиная со времён, когда устами ветхозаветных пророков Господь говорил с избранным Им народом, и в течение всех последующих веков, неизменно появлялись свидетельства Его волеизъявлений.

Поэтому и в наши дни, ожидая обетованного второго пришествия Господня, христиане внимательно следят за всем, в чём так или иначе может содержаться Откровение Божье. В данном случае речь идёт главным образом о старинных текстах, получивших в устах современных богословов новые толкования, и новое осмысление.

Кроме того, следует упомянуть о крайне редких, но имеющих место и в наши дни случаях, когда Господь в той или иной форме изъявляет Свою волю через служителей церкви, избранных Им для этой высокой миссии. В связи с этим можно упомянуть так называемые Откровения людям Нового года, то есть проявления Божественного волеизъявления на рубеже, когда старый год уступает место новому.

Откровенный разговор

В завершение отметим, что само слово «откровение», кроме сугубо религиозного значения, в котором оно рассматривалось выше, имеет и своё светское толкование. В большинстве словарей, оно определяется, как объяснение чего-то, скрытого тайной, и недоступного широкому кругу лиц. Обычно это бывают признания каких-либо фактов, ранее не подлежавших огласке.

Бог, хотя и непостижимый, не оставил Свое творение без знания о Себе и Своих делах. Святым Духом Он открыл Свою волю праведным людям с чистыми сердцами. Они называются пророками и апостолами. По словам святителя Иоанна Златоуста, нужно было бы, чтобы всякий человек стал слышать Слово Божие, но, так как мы погрязли в грехах и плотоугодии, Бог, по милости Своей, оставил нам Откровение, переданное через людей.

Различают естественное и сверхъестественное Откровение. Преподобный Антоний Великий так отвечал философам, удивлявшимся его мудрости: – Я читаю две книги – Природы и Писания, – и через них узнаю́ Бога Творца.

Первая из этих книг ясно учит созерцать могущество, мудрость, искусность Господа и Его заботу о мире, а Писание, сверхъестественное Откровение, раскрывает и Его свойства, и Его замыслы о мире и человеке. Даже не знающие Писания язычники не остаются без знания о Боге, которое вложено в их сердца, передано им по Преданию от предков и черпается от созерцания природы. Потому они и будут безответны в день Суда, «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1, 20).

Но без сверхъестественного Откровения Бог остался бы для нас некоей далекой Силой, могучей, но непонятной. И лишь прямое вмешательство Бога открывает нам Его Самого. Как же происходило это Откровение? Святитель Василий Великий так описывает состояние пророчества: «Каким образом пророчествовали чистые и просветленные души? Сделавшись как бы зеркалом Божия действования, они показывали в себе ясное, неслитное, не потемненное плотскими страстями изображение. Ибо Дух Святой пребывает во всех, но собственную Свою силу обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души (то есть ум – прим. авт.) омрачено греховными нечистотами… когда душа, посвятив себя всякому подвигу добродетели, сильной любовью к Богу постоянно сохраняет в себе напечатленное в ней памятование о Боге и таким образом соделывает Бога как бы живущим в себе, тогда, от сильного стремления и неизреченной любви к Богу став богодухновенной, соделывается она достойной пророческого дара, потому что Бог дает Божественную силу и отверзает душевные очи для уразумения видений, какие Ему угодно сообщить…»

«Некоторые говорят, что они пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмеваем был Духом. Но противно обетованию наития Божия богодухновенного делать изумленным (вышедшим из ума – прим. авт.), так чтобы он, когда исполняется Божественных наставлений, выходил из свойственного ему разума и, когда приносит пользу другим, сам не получал никакой пользы от собственных своих слов. И вообще, сообразно ли сколько-нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал человека подобным лишенному ума и Дух ве́дения уничтожал в нем разумность? Но свет не производит слепоты, а, напротив того, возбуждает данную от природы силу зрения. И Дух не производит в душах омрачения, а, напротив того, возбуждает ум, очищенный от греховных скверн, к созерцанию мысленного». Так получается нами непогрешимое и безошибочное знание о Боге, мире и человеке. Но, будучи по сути единым, распространяется оно силой Святого Духа двумя способами – Писанием и Преданием.

Священное Предание

Древнейшей формой передачи Божественного Откровения является Священное Предание, а устный способ был единственным до времен пророка Моисея (XVI век до Р.Х.). Преданием называется передача верующими людьми под руководством Господним полученных от Бога учений, законов и правил жизни. От пророков и апостолов истинная жизнь передавалась следующим поколениям верующих, а источником ее является вечный Дух, благодаря Которому Откровение не искажалось, проходя сквозь века, и не возникал принцип «испорченного телефона». Так, верным хранилищем Предания является, по мысли апостола Павла, «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим. 3, 15).

Если бы не было Предания, тогда сама Библия стала бы совершенно недоступной как способ передачи Откровения Бога. Разве мертвая буква может точно описать живое слово Творца, если и в обычной речи огромную роль играют интонации, мимика? Так и в Церкви Писание истолковывается через святых людей Тем же Духом, Который и дал Его. Да и само Писание показывает, что без толкования правильное его понимание затруднено или даже невозможно. Евнух на вопрос Филиппа: «Разумеешь ли, что читаешь?» – отвечал: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деян. 8, 30–31).

Преподобный Викентий Лиринский так определяет принципы отличия истинного Предания от простых обычаев, существующих между христианами, но не являющихся Откровением Бога: «…когда мы последуем всеобщности, древности, согласию; а всеобщности последуем мы тогда, когда признаем истинною ту только веру, которую исповедует вся по земному шару Церковь; а древности – тогда, когда никак не отступим от тех мыслей, которые, несомненно, одобрены святыми предками и отцами нашими; а согласию – тогда, когда в самой древности последуем определениям и мыслям всех или, по крайней мере, большинства священников и вместе учителей».

Священное Писание

Самой важной частью Предания является Священное Писание, благодаря которому сохраняется большая точность передачи Откровения. Писанием называются книги, написанные Святым Духом через пророков и апостолов, а собрание этих книг называется Библией (в переводе с греческого – «книги»).

Библия состоит из двух частей – Ветхого и Нового Завета. Слово «Завет» означает – союз между Богом и людьми.

Ветхий Завет

Написан до Пришествия Христова, и главной его вестью было обещание Пришествия Спасителя и подготовка к нему людей.

Книги Священного Писания Ветхого Завета:

Законоположительные книги – пять книг, написанных святым боговидцем и пророком Моисеем:

1. Бытие (сокращение при цитировании – Быт.).
2. Исход (Исх.).
3. Левит (Лев.).
4. Числа (Чис.).
5. Второзаконие (Втор.).

Исторические книги:

6. Иисуса Навина (Нав.).
7. Судей Израилевых (Суд.).
8. Руфи (последние две книги традиционно приписываются святому пророку Самуилу) (Руфь).
9. Первая книга Царств (1 Цар.)
10. Вторая книга Царств (2 Цар.)
11. Третья книга Царств (3 Цар.)
12. Четвертая книга Царств (4 Цар.).
13. Первая книга Паралипоменон (1 Пар.)
14. Вторая книга Паралипоменон (2 Пар.) (Хроники. Основаны на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит святому Ездре).
15. Первая книга Ездры (1 Езд.).
16. Неемии (в канонических правилах часто называется Второй книгой Ездры) (Неем.).
17. Есфири (Есф.).

Учительные книги:

18. Иова (древнейшая книга Библии, написанная еще святым Иовом, но отредактированная святым Соломоном) (Иов).
19. Псалтирь святого царя Давида (Пс.).
20. Притчи Соломона (Притчи).
21. Екклесиаст Соломона (Еккл.).
22. Песнь песней Соломона (Песн.).

Пророческие книги:

23. Исаии (Ис.).
24. Иеремии (Иер.).
25. Плач Иеремии (Плач).
26. Иезекииля (Иез.).
27. Даниила (Дан.).
28. Осии (Ос.).
29. Иоиля (Иоиль).
30. Амоса (Амос).
31. Авдия (Авд.).
32. Ионы (Иона).
33. Михея (Мих.).
34. Наума (Наум).
35. Аввакума (Авв.).
36. Софонии (Соф.).
37. Аггея (Агг.).
38. Захарии (Зах.).
39. Малахии (Мал.).

Кроме этих книг, называемых каноническими (образцовыми), в Писание входят неканонические книги:

1. Пророка Варуха (Вар.).
2. Послание Иеремии (Посл. Иер.).
3. Премудрости Соломона (Прем.).
4. Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах.).
5. Иудифи (Иудифь).
6. Товита (Тов.).
7. Вторая книга Ездры (2 Езд.).
8. Третья книга Ездры (3 Езд.).
9. Первая книга Маккавейская (1 Мак.).
10. Вторая книга Маккавейская (2 Мак.).
11. Третья книга Маккавейская (3 Мак.).

Новый Завет

Говорит о том, что обещанный Спаситель пришел и искупил нас от греха, проклятия и смерти. В состав Нового Завета входят только канонические книги.

Законоположительные:

1. Евангелие от Матфея (Мф.).
2. Евангелие от Марка (Мк.).
3. Евангелие от Луки (Лк.).
4. Евангелие от Иоанна (Ин.).

Исторические:

5. Деяния апостолов (Деян.).

Учительные книги – это Послания апостолов.

Соборные, обращенные ко всем Церквам:

6. Иакова (Иак.).
7. Первое послание Петра (1 Петр.).
8. Второе послание Петра (2 Петр.).
9. Первое послание Иоанна (1 Ин.).
10. Второе послание Иоанна (2 Ин.).
11. Третье послание Иоанна (3 Ин.).
12. Иуды (Иуд.)

Послания апостола Павла:

13. К Римлянам (Рим.).
14. Первое к Коринфянам (1 Кор.).
15. Второе к Коринфянам (2 Кор.).
16. К Галатам (Гал.).
17. К Ефесянам (Еф.).
18. К Филиппийцам (Фил.).
19. К Колоссянам (Кол.).
20. Первое к Фессалоникийцам (1 Фес.).
21. Второе к Фессалоникийцам (2 Фес.).
22. Первое к Тимофею (1 Тим.).
23. Второе к Тимофею (2 Тим.).
24. К Титу (Тит.).
25. К Филимону (Филим.).
26. К Евреям (Евр.).

И наконец, пророческая книга

27. Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова (Откр.).
В этих книгах содержится то, что необходимо для спасения. Читая их с молитвой и понимая в согласии с Церковью, мы можем узнать волю Бога.
_____________________________________

В данном разделе представлен текст из книги «Закон Божий: введение в Православное христианство» иерея Даниила Сысоева.

Божественное откровение

Творец Вселенной и наш Создатель явил Себя человечеству в Священном Писании, Библии.

Бог написал человеку три книги: книгу природы, книгу нашей совести и книгу Откровения, Слово Писаное, подтвердив достоверность всего этого Словом Живым, Воплощенным Сыном Божиим. "И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины"… (Иоан. 1-я глава).

Если говорить о наличии ОТКРОВЕНИЯ Божественной Истины, то надо сказать, что откровение это можно усмотреть только в Библии и нигде в другом месте. Ни одна книга в мире, кроме Библии, ни по своей общей согласованности идей, законов и принципов, ни по своим историческим основам, не может претендовать на обладание полнотой Божественного Откровения.

Возьмем, для примера, одни только повествования Библии и вникнем в то их чудодейственное влияние, которое эти повествования оказали на жизнь всех тех людей, которые близко соприкоснулись с ними. Содержание Библии заключает в себе такую внутренне ясную, неопровержимую и неотразимую вероятность, что мы просто не можем уйти от такого умиротворяющего душу озарения, которое посещает нас в минуты благоговейного чтения. В такие блаженные моменты, кто из нас не говорил самому себе: "Да! подобные слова могут быть словами, исходящими только из уст Божиих; они не могут быть продуктом человеческого гения или измышлением человеческого ума"…

Библия поражает каждого вдумчивого читателя двумя вещами: своим удивительным разнообразием и своим исключительным единством. Ее разнообразие в языках, на которых она была написана, разнообразие тех мест, где она была написана, разнообразие авторов, которыми она была написана, разнообразие литературных тем и форм и т. п. И при всем этом поразительном разнообразии, Библия свидетельствует о величайшей ее связи, гармонии и единстве: единство в ее строении, единство историческое, единство пророческое, единство доктральное, единство духовное… Библия была написана, или вернее продиктована писавшим, Духом Божиим и только в этом же Духе может быть познана и истолкована.

Библия изумляет нас своей единой целью. Содержа в себе многоразличные произведения, написанные 40 писателями, на протяжении 1500 лет, Библия является последовательным изложением прогрессивного Божьего Плана Спасения падшего человечества, плана несравненно более величественного и точного, чем все имеющиеся в мире произведения эпоса и драмы.

Манускрипты Библии были до сих пор самыми полными и самыми близкими к тем историческим событиям, которые в них описаны. Ни один автор древнегреческой литературы не может похвалиться этим. Манускрипты Библии всегда рассматривались учеными, и доныне остаются в их глазах, документальным уникумом, граничащим с явным чудом.

В мире нет иного Бога, кроме Бога Истинного, Единого, Живого. Нет в мире и другой Истины, кроме той, о которой сказано: "Я есмь Истина!" И, наконец, нет в мире другого Божественного Откровения, кроме Библии.

Библия единственная книга в мире, о которой можно сказать, что она Богодухновенна. "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности". (2 Тим. 3:16). Поэтому, "никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым". (2 Пет. 1-я глава). Сама Библия служит самым лучшим доказательством своей Богодухновенности. В наше время, Всеобщая История является историей исполнившихся пророчеств Библии.

Пророчества Библии относятся не только к Израильскому народу, но ко всем древним народам и главенствовавшим империям, к воплощению, служению, страданию, смерти и воскресению Единородного Сына Божьего, Иисуса Христа, к основанию Церкви, повсеместной проповеди Евангелия, к последним векам, завершению земной истории человечества, к нашей эпохе и ко Второму пришествию Христа.

Лучшие политики мира, игнорирующие Библейские пророчества, бродят во тьме, на ощупь, не зная, "что день грядущий им готовит", тогда как люди верующие, "будучи сынами света," "имеют вернейшее пророческое слово", которое "как светильник сияет, в темном месте" и дает им нужную мудрость для того, чтобы разбираться в значении и назначении современных событий.

Бог открывался людям, пользуясь не только пророчествами, но и чудесами. Да и как иначе Бог мог открываться ограниченному существу, будучи Сам существом сверхъестественным во всех отношениях. Поэтому, все что связано с Богом, логически должно быть связано и с чудом.

Библия содержит в себе научные истины, которые Бог открыл Своим рабам за. многие тысячелетия до того, как они стали известны современным ученым. Библия Богодухновенна и нет никакого основания бояться за то, что какие-то новые научные открытия могут опровергнуть научные утверждения Библии.

Геологи говорят, что внутри земного шара находится раскаленная лава. Иов знал об этом раньше всех ученых. Иов говорит: "Земля, на которой выростает хлеб, внутри изрыта, как бы огнем"… (28-я глава).

В отдаленные эпохи Иова и Моисея были разные "научные теории" по вопросу: на чем стоит и держится Земля? Можете ли представить себе, что стало бы с Библией, если бы Иов написал в своей книге, что Земля стоит на громадной черепахе или на четырех белых слонах? Но, Иов этого не сделал; ибо он получил от Бога особое по этому вопросу откровение, которое и выразил одной фразой: "Бог повесил Землю ни на чем". (26-я глава). Откуда Иов знал закон тяготения, который был открыт учеными только в прошлом столетии?

О том, что земля круглая ученые узнали только в начале 16-го столетия. Магеллан и Колумб подтвердили эту научную истину, открыв новые океаны, проливы и материки. Откуда же узнал эту истину пророк Исаия, который за 700 лет до Р. X. сказал: "Бог есть Тот, Который восседает над кругом Земли" (над земным шаром, – сказано в оригинале). (Ис. 40-я глава).

Ученые открыли, что Земля вращается вокруг своей оси, но об этом сказано еще в первой главе Библии: "И был вечер и было утро день первый"… На одной стороне Земли вечер, а на другой утро. Если бы не было вращения Земли, мы не имели бы дня и ночи. Эту же истину Христос имел в виду, когда сказал о моменте восхищения Вселенской Церкви: "Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; двое будут молоть вместе: один возьмется, а другой оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится"… (Лук. 17-я глава). Из этих слов Христа видно, что когда Он явится за Своею Церковью, на одной части Земли люди будут спать, а другая сторона будет занята своим дневным трудом.

Ученые астрономы говорят, что звезды в своем движении производят вибрацию эфира и таким образом издают свой определенный звук, который не уловим нашим человеческим слухом. Библия упоминает об этих разнообразных звездных звуках, как об их музыкальном восторге, говоря: Господь утверждал основания Земли "при общем ликовании утренних звезд"… (38-я глава Иова).

Обладая мощными современными телескопами, астрономы обнаружили, что вся Вселенная усеяна звездами с меньшим или большим их скоплением в разных местах и, что только север является исключением из общего правила. В этом отношении север был, как бы, пустым местом. Ученые были крайне заинтригованы этим фактом, но ни чем не могли объяснить этого феномена. За полторы тысячи лет до Р. X., когда о телескопах люди не имели никакого понятия, а невооруженный человеческий глаз не мог видеть множества планет и туманностей, Иов, по вдохновению Божию, записал: "Бог распростер север над пустотою". (Иов 25-я глава). Кстати, некоторые богословы связывают этот факт пустоты над севером с грехопадением сатаны, который "говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, НА КРАЮ СЕВЕРА; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему"… (Ис. 14-я глава).

Библия говорит о том, что Бог создал не один только мир, который мы видим, как многие думали, но и другие миры, которые недоступны нашему зрению; ибо сказано: Бог "говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и Веки (миры) сотворил"… "Верою познаем, что Веки (миры) устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое"… (Евр. 1-я и 11-я главы).

Библия содержит в себе некоторые непонятные для нас места, но это не значит, что все то, чего мы не понимаем, неверно. Часто вещи непонятные для одного поколения, понятны другому.

Еще не так давно ученые безбожники издевались над тем, что Моисей "взял тельца золотого, которого сыны Израилевы сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым". (Исх. 32-я глава). Позже, ученые установили, что превращение золота в порошок практиковалось в Египте. Моисей "наученный всей мудрости египетской", обладал этим искусством, которое достигло и до наших дней. Превращение золота в порошок производится при высокой температуре нагревания, толчения и растирания этого металла. Золотая пыль высыпанная в воду, придает воде цвет алой розы.

Почему Моисей "дал пить" этот напиток "сынам Израилевым?" Это случилось во время ропота израильтян и их решения возвратиться обратно в Египет, где золотой напиток применялся, как средство наказания. Смесь золотого порошка с водою вызывает у выпивших его самое тошнотворное действие. Эта же смесь применяется в нужных дозах и в современной медицине.

Приведенный случай не исключительный и не единственный. Не было, кажется, такого времени, когда бы Библия не подвергалась нападкам и насмешкам людей, называвших себя "учеными" и претендовавших на то, что они "обнаружили" в Библии тот или иной факт, не соответствующий данным науки; то или иное событие – не историческим. Но, последующие исследования и раскопки только подтверждали подлинность Библейских записей.

Пусть люди "больно умные" продолжают спорить о достоверности Библейских истин и событий, Всемирная история давно уже решила этот вопрос. История неоднократно подтвердила, что не может быть "сказкой" то, что ниспровергало идольские капища и заставляло народы земли падать ниц пред Богом и Голгофской жертвой Христа. Не может быть "басней" то, что всегда сеяло и все еще продолжает сеять среди всех народов земли Истину, Свободу, Правосудие и Любовь. Не может быть "поповскими выдумками" то, что разрушает "дела тьмы" и приносит людям "слова жизни и света". Не может быть "опиумом" то, что даровало бесчисленному множеству погибших грешников, избавление от жутких пороков, приносило их душе мир, радость и вечное спасение; опечаленным – утешение; отчаявшимся – новую надежду; умирающим – мужество и упование. Не может быть "одурманиванием трудящихся" то, что без всякой гражданской власти, военной мощи, внешних угроз и насилия царствовало и всегда будет царствовать в людских сердцах. Светская и церковная истории, целые народы и отдельные лица, семья и общество, молодые и старые все единодушно свидетельствуют о том, что Библия все еще имеет оздоровляющую и возрождающую силу и обладает бесчисленными духовными благами и благословениями для тех, кто решил идти путем Христовым.

Библия – это духовный водопад, никогда не иссекаемый, который утолял духовную жажду миллионов душ, живших до нас и не перестанет удовлетворять нужды человечества до конца веков.

Библия – книга всемирная, единственная какую читают народы, расы, племена… Она перешагнула все границы: национальные, классовые, церковные… Библию читают принцы и нищие, рабочие и фабриканты. Ее читают люди всех культурных уровней развития: профессора и ученики, ученые и простолюдины.

В мире, в котором мы "живем, движемся и существуем", нет ничего непоколебимого, прочного, устойчивого: все меняется, рушится, проходит, а о Библии сказано: "небо и земля прейдут, а слова Мои не прейдут". Библию никто и никогда не может уничтожить. "На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах; Истина Твоя в род и род"… (Пс. 118-й).

В Библии мы видим Перст Божий, ярко проявленный Им в судьбах отдельных народов и всего человечества. Исполнение многочисленных пророчеств подтверждает факт неоднократного Божьего вмешательства в деле спасения или наказания народов. Пророчества о Вавилоне, Акроне, Эскалоне, Тире, Сидоне, Египте, Израиле и о других, в точности исполнялись. "Ибо Я – Бог, и нет иного Бога подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: мой совет состоится, и все, что Мне угодно сделаю"… (Ис. 46-я глава). "Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле" (Пс. 134-й). "Для чего тебе состязаться с Богом? Он не дает отчета ни в каких делах Своих"… (Иов. 33-я глава).

Библия – книга Истины, не только символ Истины, но ее сокровищница, "столп и утверждение"… Полагая руку свою на Библию свидетели на суде обещают говорить "истину и только истину"; цари и президенты, правители и разные другие представители власти кладут свою руку на Библию и дают присягу на верность государству при выполнении их высоких обязанностей.

Библия – книга исключительная, особая, единственная во всех отношениях. Ни одно произведение мировой литературы не изображает Творца Вселенной таким святым и, вместе с тем, доступным, таким справедливым и любвеобильным. Нигде в другой книге, кроме Библии, человек не представлен нам с такими правдивыми характерными для него чертами былого величия и актуального ничтожества, его силы и бессилия, его мудрости и безумия.

От начала создания мира и до настоящего дня, Библия никогда не меняла своего взгляда на Бога и человека, на грех и святость, на жизнь земную и на. жизнь загробную. Истины, выраженные в Библии, – неизменны и непреложны. За всю многовековую историю человечества взгляды Библии по вопросам происхождения Вселенной, света, жизни, энергии, движения, пространства, земли и человека не изменились ни на одну йоту, тогда как истины, которые были объявлены наукой, как вполне ею доказанные, позже изменялись, отрицались и отменялись. С каждым новым таким "открытием" науки, учебники естествознания, геологии, археологии и др. должны были заменяться другими, Библия же всегда принимала новые открытия, как подтверждение ее правоты.

Ни одна книга никогда не проникала в тайники человеческой души, как Библия. Ни одна книга не может так обеспокоить грешника и вновь утешить его, как Библия. Библия умиляет сердца наши до слез, смиряет и уничижает нас до праха. Человека равнодушного к духовным вопросам, она зажигает священным энтузиазмом, наполняет его сердце готовностью повиноваться во всем воле Божией, располагает сердце его к святости, к чистоте мыслей, слов, поступков и всего характера. Она просвещает мрак души человеческой, окрыляет ее надеждой. Она взвешивает наши чувства и наши суждения, отдает приказания нашему сердцу, выносит безапелляционный приговор, который решает вечную судьбу нашей души.

Вот почему безбожники и нечестивцы не любят читать Библию. Они знают, что читая Библию, они подвергают себя серьезному риску. Библия может начать читать их сердца, может пробудить их уснувшую порочную совесть и посадить их на скамью подсудимых пред Всемогущим и Справедливым Судией.

Без Библии наша душа не была бы способна испытать ни глубины духовной скорби, ни вершин духовного восторга, ни трепетного благоговения, ни блаженного умиления, ни мощных взлетов дерзновенной веры, ни изумительной Божьей любви и ласки к нам, чему, к сожалению, нельзя посвятить здесь должной речи.

Разве не поразительно то, что самое сложное и тонкое построение человеческой мысли и самое глубокое проникновение людской мудрости никогда еще не были способны проникнуть за те грани Божественного Откровения, которые так просто, доступно и ясно открыты нам Библией.

Да и какая другая книга в мире, кроме Библии, предлагает человечеству единственно верные решения всех недоуменных вопросов и открывает единственный, вернейший, в веках испытанный Путь Спасения?

Несмотря на глумления невежд и насмешки глупцов, невзирая на сомнения скептиков и открытое неверие безбожников, Священное Писание пребывает истинным и верным, чистым и святым, глубоким и чудотворным.

Всякий, кто хоть сколько-нибудь испытал на себе благотворное влияние Библии, без запинки и с глубоким доверием принимает все то, что Бог говорит о загробной жизни, "на обветшалых страницах" этой чудеснейшей книги.

Библия признает два начала: материальное и духовное, видимое и невидимое: "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух"…

Библия говорит, что Сам "Бог есть дух" и "Отец духов," для Которого "нет мертвых" людей, – "для Него все живы"… Если все люди, когда-либо жившие на земле, все еще духовно живы, – значит есть загробная жизнь.

Из Библии мы узнаем, что вера в загробную жизнь была светлой надеждой самых лучших людей, живших во все века человеческой истории. Некто правильно заметил, что идея бессмертия и загробной жизни – основная идея человечества, из нее все другие идеи вытекают.

Патриарх Авраам "верил, что Бог силен и из мертвых воскресить" сына его Исаака. (Евр. 11-я глава).

Многострадальный Иов так свидетельствует о своей вере в загробную жизнь: "О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, – на вечное время на камне вырезаны были! А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его" (Иова 19-я глава).

Продолжать перечень мужей и жен Божиих, живших верою в загробную жизнь, означало бы переписывать Библию в эту книгу, – настолько они многочисленны.

Мы видим, что на вопрос: "Существует ли загробная жизнь?" Священное Писание дает исчерпывающий ответ Божий. За каждым текстом Писания, стоит Сам Бог. Перед каждой фразой Писания, утверждающей истинность загробной жизни можно поставить: "Истинно, истинно говорю вам!", а в конце ее: "Так говорит Господь!"

К сожалению, для ученых материалистов, и вообще безбожников, вовсе неважно, что сказал Бог. Для них важнее то, что думают и говорят они.

Большой знаток русской души, Ф. М. Достоевский писал: "Легко сделаться атеистом русскому человеку, легче чем всем остальным во всем мире! И русские не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в НОВУЮ веру, никак того не замечая, что уверовали в НУЛЬ"…

К счастью, нельзя сказать этого о людях уверовавших в Божественное откровение, в Слово Божие, Библию.

Библия отвечает на каждый вопрос души. Она – источник, воды которого всегда чисты и обильны. Она – солнце, которое никогда не заходит и светит для всех. Она согревает сердца, застывшие в людском эгоизме. Она пробуждает совесть, спящих во грехе. Она возвышает и облагораживает послушных ее истинам. Юность ли обращается к ней – она руководит. Старость ли нуждается в посохе – она поддерживает. Голодная ли душа ищет пищи – она насыщает. Немощь ли взывает к ней – она облекает в силу. Библия приводит ко Христу и возрождает к вечной жизни. Века уходят, поколения меняются – она остается неизменной. Империи… династии восстают и падают – она пребывает. Агностики и глупцы цинично высмеивают ее – она неуязвима. Невежество и ложная наука отрекаются от нее – она незаменима. С веками, ценность ее не уменьшается, а увеличивается. Она является откровением Божиим для всех народов. Она содержит в себе сокровища вечной мудрости, Она стоит выше всех людских наслоений. Она снимает маску с самого ловкого лицемера. Она направляет взор самого грешного человека к небу. Читай Библию и будешь мудр! Исполняй ее заповеди и будешь свят! Доверься ее свидетельству и будешь спасен!

"И что это за книга, Библия! – величественная и обширная как мир, укоренившаяся в глубинах Вселенной и восходящая до таинственной лазури небес!.. Воистину, – это Слово Божие, тогда как все другие книги мира выражают только свое человеческое искусство" – сказал Генрих Гейне.

"Пусть мир прогрессирует и развивается сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не сможет заменить Библию; она – основа всякого образования и всякого развития!" – сказал И. Ф. Гете.

Главное Свое откровение Бог сообщает людям особым, необычным способом, или, как мы говорим, сверхъестественным образом - это когда Бог открывает о Себе непосредственно Сам или через ангелов. Такое откровение и называется сверхъестественным Божественным откровением.

Так как не все люди могут сами принимать откровение от Самого Бога, по своей нечистоте греховной и немощи духа и тела, то Господь избирает особенных, праведных людей, которые могут принять это откровение.

Первыми провозвестниками откровения Божия были: Адам, Мой, Моисей и другие пророки и праведные люди. Все они приняли от Бога и проповедали начатки откровения Божия.

В полноте же и совершенстве Божие откровение принес на землю Сам воплотившийся Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и распространил его по всей земле через Своих апостолов и учеников.

Это Божественное откровение и теперь распространяется между людьми и сохраняется в истинной, святой православной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания.

Первоначальный способ распространения откровения Божия есть Священное Предание. От начала мира до Моисея не было священных книг, а учение о вере Божией передавалось устно, преданием , то есть словом и примером, от одного другому и от предков потомкам.

Сам Иисус Христос Свое божественное учение и установления передал ученикам Своим словом (проповедью) и примером Своей жизни, а не книгою (писанием).

Таким же способом вначале и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову.

Священное Предание всегда предшествовало Священному Писанию. Это вполне понятно, потому что книгами могут пользоваться не все люди, а предание доступно для всех без исключения.

В дальнейшем, чтобы Божественное откровение сохранилось вполне точно, по внушению Господа, некоторые святые люди записали самое главное в книги. Сам Бог Дух Святый невидимо помогал им, чтобы все что в этих книгах написано, было правильно и истинно. Все эти книги, написанные Духом Божиим, через освященных на то от Бога людей (пророков, апостолов и друг.) называются Священным Писанием, или Библией.

Слово "Библия" - греческое и означает - "книги". Этим названием указывается, что Священные книги, как происшедшие от Самого Бога, превосходят все другие книги.

Книги Священного Писания написаны разными людьми и в разное время, но все они делятся на две части: на книги Ветхого Завета и книги Нового Завета.

Книги Ветхого Завета написаны до Рождества Христова. Книги Нового Завета написаны после Рождества Христова. Все эти священные книги называются библейским словом "завет", потому что слово это означает завещание , так как в них содержится Божественное учение, завещанное Богом людям. Слово "Завет" еще означает союз или договор (союз, договор Бога с людьми).

I. Книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета, следующие:

1. Книга Бытия .

2. Исход .

3. Левит .

4. Книга Чисел .

5. Второзаконие .

Эти пять книг написаны через пророка Моисея. В них говорится о сотворении мира и человека, о грехопадении, об обетовании Богом Спасителя мира, о жизни людей в первоначальные времена. Они содержат в себе преимущественно изложение закона, данного Богом через Моисея. Сам Иисус Христос называет их законом Моисеевым (Лук. 24 , 14).

II. Книги исторические , которые содержат в себе преимущественно историю религии и жизни еврейского народа, сохранявшего веру в истинного Бога, следующие:

6. Книга Иисуса Навина .

7. Книга Судей , и вместе с нею, как бы ее прибавление, книга Руфь .

8. Первая и вторая книга Царств , как две части одной книги.

9. Третья и четвертая книги Царств .

10. Первая и вторая книги Паралипоменон (дополнений).

11. Первая и вторая книги Ездры и книга Неемии.

12. Книга Есфирь.

III. Книги учительные , которые содержат в себе преимущественно учение о вере, следующие:

13. Книга Иова .

14. Псалтирь , содержит в себе 150 псалмов или священных песней, написанных по вдохновению Духа Святого. Большая часть псалмов написана царем Давидом. Псалтирь употребляется почти при каждом православном Богослужении.

15. Притчи Соломона .

16. Екклесиаст (т. е. церковный проповедник).

17. Песнь песней (т. е. превосходнейшая песнь).

VI. Книги пророческие , которые содержат в себе пророчества или предсказания о будущем, и главным образом о Спасителе, Иисусе Христе, следующие:

18. Книга пророка Исаии .

19. Иеремии .

20. Иезекииля .

21. Даниила .

22. Книги двенадцати пророков , называемых малыми: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Софонии, Аввакума, Захарии и Малахии.

Все перечисленные священные книги Ветхого Завета называются каноническими , то есть несомненно истинными как по происхождению, так и по содержанию. Слово "канонический" - греческое и означает "образцовый, истинный, правильный".

Кроме канонических книг в состав Ветхозаветных книг входят еще "неканонические". Это те книги, которые иудеи утратили и которых нет в современном еврейском тексте Ветхого Завета. Они взяты с греческого перевода ветхозаветных книг, сделанного 70-ю толковниками (учеными людьми), за три столетия до Рождества Христова (в 271 году до Р. Хр.), и с древности помещаются в Библии. Этот перевод пользуется особенным уважением в Православной Церкви. С него сделан наш славянский перевод Библии.

К неканоническим книгам Ветхого Завета относятся:

1. Книга Товита .

2. Книга Иудифь .

3. Книга Премудрости Соломона .

4. Книга Иисуса, сына Сирахова .

5. Послание Иеремии .

7. Три книги Маккавейские .

8. Третья книга Ездры .

Священных книг Нового Завета двадцать семь, и все они канонические. По содержанию они так же, как и ветхозаветные, могут быть разделены на: законоположительные, исторические, учительные и пророческие.

I. Книги законоположительные , то есть, преимущественно составляющие основание Нового Завета:

1. Евангелие от Матфея .

2. Евангелие от Марка .

3. Евангелие от Луки .

4. Евангелие от Иоанна .

"Евангелие" - слово греческое, что значит "благовествование", т. е. благая или добрая весть о приходе в мир обещанного Богом Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, повествующая о Его земной жизни, крестной смерти, воскресении из мертвых и вознесении на небо, а также излагающая Его божественное учение и чудеса. Евангелия написаны святыми апостолами, учениками Иисуса Христа.

II. Книги исторические :

5. Книга Деяний Святых Апостолов , написана Евангелистом Лукою. В ней рассказывается о сошествии Святого Духа на Апостолов и о распространении через них Церкви Христовой.

III. Книги учительные :

6-12. Семь соборных посланий (письма ко всем христианам): одно апостола Иакова, два апостола Петра, три апостола евангелиста Иоанна и одно апостола Иуды (Иаковлева).

13-26. Четырнадцать посланий апостола Павла : к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, два к Солунянам, два к Тимофею, епископу Ефесскому, к Титу, епископу Критскому, к Филимону, и к Евреям.

IV. Книги пророческие :

27. Апокалипсис, или откровение Иоанна Богослова , написана апостолом евангелистом Иоанном Богословом. В этой книге содержится таинственное изображение жизни и будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира.

Священные книги Нового Завета были написаны первоначально на греческом языке, который в то время был наиболее употребительным. Только Евангелие от Матфея и послание ап. Павла к Евреям сначала были написаны на еврейском языке. Но Евангелие от Матфея в первом же веке было переведено на греческий язык, как предполагают, самим же апостолом Матфеем.

Книги Священного Писания, как Нового Завета, так и Ветхого Завета, являясь Божественным откровением, написанные по внушению Духа Святого, называются богодухновенными. Апостол Павел говорит: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности " (2 Тим. 3 , 16).

В истине Божественного происхождения Священных Книг убеждают высота и чистота христианского учения в этих книгах, пророчества и чудеса. Особенным признаком богодухновенности священных книг является могущественнее действие слова Божия на человека. Всюду, где только раздавалась проповедь апостолов, она покоряла Христову учению сердца людей. Против христиан вооружались иудейский и языческий миры со всею силою человеческой злобы, христиане мученически умирали тысячами, а возвещенное слово Божие росло и утверждалось. Бывали примеры, что люди брались за Библию, с желанием опровергнуть содержащееся в ней учение, а кончали тем, что делались искренними ее почитателями и верующими людьми. Каждый из нас, внимательно читая Священное Писание, может испытать на себе Его могущественную силу, и убедиться при этом, что оно есть откровение Самого Бога.

Все Божественное Откровение: книги Священного Писания (т. е. Библия) и Священное Предание, т. е. то, что не было первоначально записано в эти книги, а передано устно, и уже потом записано святыми людьми в ранние века христианства (IV, и V вв.) и, следовательно, имеет глубокую древность и достоверность - все это сохраняется в Церкви Святой . Церковь основал Сам Спаситель, Господь наш Иисус Христос, и поставил ее хранительницею Своего Божественного Откровения. Бог Дух Святый невидимо охраняет ее.

Святая Православная Церковь, после кончины апостолов, руководится Священным Писанием и Священным Преданием . Мы читаем там слова пророков и апостолов так, как если бы мы с ними жили и сами их слышали.

В особенных же, случаях, для обличения лжеучителей, или для разрешения различных недоразумений, на основании заповеди Самого Спасителя (Матф. 18 , 17) и по примеру Св. Апостостолов (Апостольский Собор в 51 году - Деян. 15 , 1-35), собираются Соборы . Они бывают Вселенские , на которые собираются пастыри и учители Церкви, по возможности, со всей вселенной, и поместные , когда собираются пастыри и учители одной какой-либо области.

Вселенский Собор есть высшая на земле власть св. Церкви Христовой , осуществляемая водительством Святого Духа , как и сказано было впервые в постановлении Апостольского Собора: "изволися Духу Святому и нам " (Деян. 15 , 28).

Вселенских соборов было семь . На этих соборах, на первом и втором из них, составлен наш Православный Символ Веры .

В ответ на человеческое желание познать своего Создателя.

Человек есть часть мира. Мир создан без участия человека. Человек ограничен временем своего рождения и смерти и пространством своего пребывания. Как часть не может познать целого, так и человек не может познать всего. Он не может сам, собственными силами ума постичь ни первопричины всего существующего, ни смысла своей и мировой жизни, ни цели вселенной. Эти вопросы, которые встают и требуют разрешения в сознании каждого человека, неразрешимы человеческим умом. Единственный возможный способ разрешения этих и многих других насущнейших духовных запросов заключается в откровении. Если Бог захочет открыть людям эти непознаваемые истины, тогда и только тогда человек сможет познать их.

Откровение совершалось постепенно. Господь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сначала Он дал, через чудесные явления природы и ее законов, так называемое естественное откровение. Затем дал сверхъестественные откровения через духоносных пророков и через чудесные явления в человеческой истории. И наконец, дал полное благовестное откровение в Сыне, Богочеловеке Иисусе Христе .

Христос есть полнота богооткровенной истины. Его устами говорил Сам Бог, каждое слово Его было абсолютная чистая истина. Ибо Сам Он, Спаситель мира, есть Сын Божий, истинный Бог.

Виды Откровения

Необходимо отличать сверхъестественное Откровение от т. н. естественного богопознания , часто также называемого откровением.

Под сверхъестественным Откровением подразумевается такое действие Божие, которое дает человеку знания, необходимые для спасения . В связи с этим Откровение разделяется на общее и индивидуальное.

Общее Откровение дается через особо избранных людей - пророков и апостолов - для возвещения истин веры и жизни широкому кругу лиц (отдельному народу, всему человечеству). Таковым, во-первых, по значимости является Священное Писание и Священное Предание Нового Завета, во-вторых, "закон и пророки" (Мф. 7:12), - Ветхозаветная Библия .

Индивидуальное откровение дается человеку с целью его назидания (и, иногда, ближайших к нему лиц). Многие из таких откровений, особенно даруемых святым, "нельзя пересказать" (2 Кор. 12, 4) другому человеку. Поэтому в святоотеческих писаниях и в житийной литературе, хотя и рассказывается о различных переживаниях, видениях и состояниях святых, однако передается исключительно их внешняя сторона. В индивидуальных откровениях не сообщается каких-либо принципиально новых истин, а дается лишь более глубокое познание того, что уже есть в Откровении общем.

Естественным откровением , или естественным богопознанием , обычно называются те представления о Боге, человеке и бытии в целом, которые возникают у человека естественным путем на основании познания им самого себя и окружающего мира. Апостол Павел писал об этом: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы" (Рим. 1, 20). Этот процесс естественного богоискания и богопознания всегда имел место в истории, он присущ человеку. И поныне многие приходят к вере в Бога и во Христа, фактически, ничего не зная о религии, о христианстве, не прочитав даже Евангелия.

Церковь - хранительница Откровения

Раскрываясь человеку, Бог сообщает ему знание о Себе сверхъестественным образом. "Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит . – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью". Сверхъестественное знание о Боге сообщается человеческой душе Божественной благодатью , исходящей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посредством Божественной благодати Святого Духа человек усваивает истины Божественного Откровения. Апостол Павел утверждает, что: "…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12, 3). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.

Божественная благодать пребывает в Церкви , подается в