Главная · Здоровье · Плохая разборчивость речи со слуховым аппаратом. Фонемическая регрессия. Нарушение разборчивого восприятия речи. Полноценного спуха можно достичь только совместными усилиями

Плохая разборчивость речи со слуховым аппаратом. Фонемическая регрессия. Нарушение разборчивого восприятия речи. Полноценного спуха можно достичь только совместными усилиями

2786 0

Исследованию слуха звуками речи отводится в клинико-аудиологической практике значительное место. Тем не менее возможности данного исследования, особенно применительно к старческой тугоухости, раскрыты далеко не полностью. Это касается как установления возрастных норм для речевого слуха, так и уточнения некоторых аспектов патогенеза и топики пресбиакузических сдвигов. Уже в работах по исследованию старческой тугоухости с помощью метода живой речи было отмечено значительное нарушение восприятия последней, особенно шёпотной (И. М. Соболь, А. Г. Лисс, 1962; С. К. Агзамов, 1966; А. Г. Ганиев, 1969). В старости более выраженно нарушается разборчивость согласных звуков. Ю. С. Кривицкая, Ш., А. Максумова (1968) отмечают, что у пожилых людей разборчивость цифр и слов страдает меньше, чем разборчивость фраз.

Значительные нарушения речевого слуха при старческой тугоухости были подтверждены аудиометрическими исследованиями (А. И. Лопотко, 1971; 1975, 1979; С. И. Алексеев, И. М. Гончарова, 1972; G. Pestalozza, 1. Shore, 1955; P. Mounier-Kuhn et al., 1965; W. Hallerman, P. Piath, 1971). По данным P. М. Фельдмана и С. H. Реджера (R. М. Feldman, S. N. Reger, 1967), такие нарушения начинали проявляться в пожилом и особенно старческом возрасте. Отмечено, что снижение разборчивости речи не всегда компенсируется усилением ее интенсивности. Нарушению разборчивости речи в старческом возрасте дают разные объяснения. С одной стороны, его связывают с возрастными изменениями периферических, а с другой — центральных структур слуховой системы.

Нарушение речевого слуха периферического генеза обусловливается повышением тональных порогов (тональным дефицитом), а также проявлением неравномерного нарастания громкости для различных частот речевого диапазона. Нарушения же разборчивости, не зависящие от потери слуха на речевые частоты, определяемые синдромом фонемической регрессии, связывают с поражением центральных отделов слухового анализатора. Основным аргументом в пользу существования указанного синдрома является диссоциация тонального и речевого слуха при старческой тугоухости (А. Д. Ганиев, 1969; С. И. Алексеев, И. М. Гончарова, 1972; R. Carhart, 1951 и др.) Данные по сопоставлению порогов тонального и речевого слуха значительно варьируют у разных авторов.

Анализ этих исследований позволил высказать предположение, что причина этого лежит, с одной стороны, в неоднородности используемого фонетического материала, а с другой - разном подходе к критерию потери слуха для тонов. Это побуждало и побуждает многих исследователей неоднократно возвращаться к изучению вопроса о тонально-речевой диссоциации при пресбиакузисе (С. И. Алексеев, И. М. Гончаров, 1972; G. Pestalozza, I. Shore, 1955; Е. Konig, 1957; J. Sataloff, N. Menduke, 1957).

Генез указанного нарушения Д. Калви и А. Финзи (J Calvi, A. Finzi, 1957), а также Е. Бокка (Е. Восса, 1958) связывают с дисфункцией прежде всего центральных структур слухового анализатора, с ослаблением в старческом возрасте их интегральной деятельности, В. Д. Михайлова-Лукашева (1968) снижение речевого слуха объясняет неспособностью старых людей дифференцировать звуки и шум, а также нарушением подвижности и взаимоотношения основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Г. X. Гэт (G. Н. Gaeth, 1948) синдром фонемической регрессии связывает с уменьшением в старости интеллектуального уровня и способности высотного различения звуков. В дальнейшем синдром был количественно исследован Г. Песталозза и И. Шором (G. Pestalozza, I. Shore, 1955). Сравнивая характер разборчивости при пресбиакузисе с разборчивостью при нейросенсорных формах тугоухости у молодых людей со схожим тональным рельефом, авторы отметили более выраженное нарушение речевого слуха у первой группы обследуемых.

В настоящее время дискутируется вопрос, в какой мере разборчивость речи зависит от ФУНГ, нередко сопутствующего звуковоспринимающей тугоухости. Одни авторы отмечают возможность достижения максимальной разборчивости при наличии упомянутого феномена (J. A. Reyntjes, 1951). Другие считают, что при ФУНГ разборчивость значительно падает (Н. Huizing, J. A. Reyntjes, 1952; J. Hirsch et al., 1954). Мы полагаем, что нарушение разборчивости определяется не столько ФУНГ вообще, сколько неравномерным нарастанием громкости для различных частот речевого диапазона в частности (А. И. Лопотко, 1967, 1975).

Эти дискуссионные представления нашли отражение и при анализе старческой тугоухости. Д. Ваал (J. Waal, 1962) описал крутые артикуляционные кривые с достижением максимального уровня разборчивости во многих случаях пресбиакузиса при отсутствии ФУНГ. В то же время Г. Песталозза и И. Шор (G. Pestalozza, I. Shore, 1955) при аналогичных условиях отметили низкую разборчивость. В отношении генеза и топики возрастных нарушений речевого слуха высказываются и другие точки зрения. Е. Кониг (Е. Konig, 1966, 1969) предполагает, что причиной этих нарушений могут явиться инволюционные изменения на всех уровнях слухового неврального пути - от улитки до коры головного мозга.

И. Мелроз и соавт. (1. Melroze et al., 1963), а также М. Бергман (М. Bergman, 1971) считают, что синдром фонемической регрессии - не обязательный спутник старости. X. Н. Эвертсен н Б. Нильсон (Н. N. Ewertsen, В. Nielsen, 1971) не нашли существенной разницы в характере речевого слуха у лиц 20, 50 и 70 лет. И. Кирике и соавт. (I. Kirikae et al., 1964), не обнаружили также существенных возрастных различий и в характере различения речи. Еще более категоричными были В. Халлерман и П. Плат (W Hallerman; P. Plath, 1971), которые постулировали, что значительное нарушение различения речи, некомпенсируемое усилением ее интенсивности, несовместимо с синдромом физиологического пресбиакузиса.

В отношении возрастных слуховых норм для речи много еще неопределенного.

С учетом изложенного А. И. Лопотко (1971, 1979), были выполнены специальные аудиологические исследования. При этом особое внимание было уделено сопоставлению возрастных изменений слуха для тональных и речевых сигналов. Исследования осуществляли с учетом общеизвестных принципов речевой аудиометрии на приборе АР-03. В работе использовали русские фонетически сбалансированные таблицы слов, адаптированные для клинической аудиометрии (Г. И. Гринберг и соавт., 1957), наговоренные звонкой речью. При этом устанавливали пороги восприятия недифференцированной речи (HP), уровни 10-20, 50, 70-80 и 90-100% разборчивости, а также разборчивость (%) при максимальном на аудиометре усилении (110 дБ). Параллельно с речевой аудиометрией проводили тональную по общепринятой методике в диапазоне 125-8000 Гц и оценку функции громкости. Исследовано 330 отологически здоровых людей в возрасте от 18 до 93 лет. Среднегрупповые данные рассчитывали с установлением величин доверительных интервалов.

О характере фонемических расстройств фонемической регрессии (G. Н. Gaeth, 1948) судили по диапазону разборчивости (перепаду интенсивности от порога восприятия недифференцированной речи до уровня 90-100% разборчивости, если таковой достигался), по уровню максимальной разборчивости, отчасти по разборчивости речи при максимальном на аудиометре усилении, а также по сопоставлению реальной и расчетной разборчивости, которой отводили особое место. В основе ее лежало сопоставление данных тональной и речевой аудиометрии. Однако это сопоставление проводили не по методикам, распространенным в аудиометрии, а по схеме, принятой в теории связи.

Дело в том, что в настоящее время используются две группы методик, по которым речевой слух рассчитывают по тональному. Первая группа методик, обычно используемых в аудиометрии, хорошо прогнозирует общую степень тугоухости - потерю восприятия звуков речи (С. Г. Кристостурьян, 1960; Е. М. Харшак, 1964, 1966; J. Hirsh et al.T 1952). Вторая группа методик, редко используемая в аудиометрии, позволяет прогнозировать реальную разборчивость на высоких ее уровнях (Б. В. Богданов, 1955; Н. Б. Покровский, 1962).

Прогнозирование общей степени тугоухости к речи, широко практикуемое в аудиологической практике, может быть осуществлено непосредственно по тональной аудиограмме (А. И. Коломийченко, Н. С. Шейман, 1962; А. И. Лопотко, 1966; J. Harris et al., 1956 и др). Основой же аналитического расчета слоговой, словесной и фразовой разборчивости может служить только разборчивость формант, под которыми понимается область концентрации энергии в спектре звуков речи (М. А. Сапожков, 1963).

Учитывая изложенное, уровень ощущения формант (Е") определялся нами в каждой из 20 равноразборчивых полос речи, на которые разбивался речевой спектр:

Е" = Вр+К-(b0 + b),

где Вр - средний уровень ощущения речи; К - логарифмическая ширина критической полосы речи; b - затухание аудиометрического тракта в целом; b0 - порог слышимости тона от уровня 2.10 в -5 степени Па в пределах 250-8000 Гц.

Зная уровень ощущения формант, рассчитывалась суммарная разборчивость формант (А) во всем речевом диапазоне. Наконец, по разборчивости формант устанавливали разборчивость для словесной звонкой речи (W, %).

Основой для наших расчетов словесной разборчивости служили усредненные тональные аудиограммы в диапазоне 250-8000 Гц воздушной проводимости (А. И. Лопотко, 1973), установленные для 6 возрастных групп (16-19 лет, 20-29, 30-39, 40-59, 60-69, 70 лет и старше). В расчетах учитывали неравномерность частотной характеристики аудиометрического тракта.

Результаты исследований показали следующее. С возрастом отмечается пропорциональное падение слуха для звонкой речи. Вместе с тем следует отметить, что для возрастных групп 40-49 и 50-59 лет, а также 70-79 и 80 лет и старше нами не установлено достоверных различий. В связи с этим мы посчитали целесообразным объединить эти группы в две - 40-59 и 70 лет и старше.

Нарушение речевого слуха по аудиометрическим данным выражалось в ухудшении восприятия речи, графически проявлявшееся сдвигом кривых нарастания разборчивости вправо по горизонтали. В меньшей степени нарушалось различение речи (разборчивость, некомпенсирующаяся усилением интенсивности). Нарушение восприятия недифференцированной речи (HP) и порога 10%-ной разборчивости шло пропорционально нарушению слуха к тонам в диапазоне 1000-2000 Гц при условии установления порогов для обоих видов сигналов в дБ относительно данных первой возрастной группы.

Небольшие нарушения восприятия начинали проявляться в 30-40 лет. Однако достаточно заметными они были у людей старше 60 лет (рис. 1). Сдвиг кривых разборчивости у людей старше 70 лет по отношению к кривым у людей 16-19 лет составлял на уровне HP 24,6 дБ. Нарушение различения речи у людей старческого возраста, отражающее явление фонемической регрессии, проявлялось в виде незначительного увеличения диапазона разборчивости (ДР). Если у людей первой возрастной группы ДР составлял 27,9 дБ, то старше 69 лет -32,2 дБ. Следует отметить, что у людей старческого возраста ДР рассчитывали лишь для случаев, где устанавливался уровень 90-100% разборчивости.

Рис. 1. Кривые нарастания разборчивости звонкой (разговорной) речи у людей различных возрастных групп:

а - построенные по экспериментальным данным. Пунктир - уровни разборчивости, устанавливающиеся не во всех случаях; справа по оси ординат - разборчивость речи при максимальном (110 дБ) усилении аудиометра;

б - кривые, построенные по расчетным данным; в - усредненные тональные аудиограммы (внизу значения ДПС для людей старше 70 лет). На аудиограммах порядковые номера возрастных групп: 1 - 16-19; 2 - 20-29; 3 - 30-39; 4 - 40-59; 5 - 60-69; 6 - 70 лет и старше.

По оси ординат речевых аудиограмм - разборчивость слов (W) в процентах: по оси абсцисс - интенсивность речи в дБ: (1) - при отсчете от уровня восприятия недифференцированной речи у людей 16-19 лет; Р - от уровня 2х10-5 Па.

Более наглядным показателем фонемической регрессии у стариков явилось частное неустановленне высоких уровней разборчивости. У людей старших возрастных групп нередко отмечался феномен «парадоксальноного падения разборчивости» речи при максимальном для аудиометра усилении (110 дБ). Это приводило к тому, что средний уровень разборчивости при указанном усилении составлял у людей 60-69 лет 83%, а старше 70 лет - 64%.

С возрастом увеличиваются не только средние значения речевых порогов, но и их разброс.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о возрастном прогрессирующем ухудшении речевого слуха, проявляющемся прежде всего в нарушении восприятия речи. Этот вид нарушений компенсировался усилением интенсивности речевого сигнала и графически проявлялся сдвигом артикуляционной кривой вправо по горизонтали. Фонемические слуховые расстройства, вопреки ожиданиям, нарастали с возрастом незначительно. Этот вид нарушений проявлялся в неустановлении высоких уровней разборчивости, в некотором увеличении ее динамического диапазона, умеренном несоответствии экспериментальной и расчетной разборчивости (см. рис. 1). В частности, измеренная разборчивость на уровне 70-80% у людей 60-69 лет устанавливалась при интенсивности на 3-5 дБ выше, чем расчетная.

Кроме того, у людей пожилого и особенно старческое возраста редко определялись высокие (85-100%) уровни разборчивости. По расчетным же данным, эти уровни, хотя и асимптотически, но устанавливались.

Лопотко А.И., Плужников М.С., Атамурадов М.А.

Старческая тугоухость (пресбиакузис)

Если при разговоре вы глотаете бо́льшую часть слов или же окружающие с трудом понимают, что вы говорите, то можете попытаться улучшить ясность своей речи. Ниже представлено несколько способов, с помощью которых вы сможете говорить более четко, независимо от того, нужно ли вам произнести речь, или ваша профессия требует публичных выступлений или, возможно, вы просто хотите улучшить свою манеру общения.

Шаги

Не спешите во время разговора

    Контролируйте свое дыхание. Послушайте и понаблюдайте за певцом на сцене, и вы увидите, как много внимания он уделяет своему дыханию. Если бы Мик Джаггер не знал, как правильно дышать, он бы не смог бегать по сцене, распевая свою песню «You Can’t Always Get What You Want». То же самое происходит и во время разговора, так что правильное дыхание может значительно улучшить ясность вашей речи.

    Не торопитесь при разговоре. Разговаривайте неторопливо, но не нужно быть настолько медленным, чтобы казаться со стороны роботом.

    • Зачастую публичные выступления заставляют людей нервничать. Если вы осознаете, что нервничаете и спешите, постарайтесь напомнить себе, что все в порядке и нужно снизить скорость. Дышите правильно, чтобы оставаться спокойным и анализировать свои слова.
    • Также следует помнить о том, что люди хотят услышать то, что вы говорите. Ваши слова имеют значение, так что дайте шанс услышать их и разобрать.
    • Человеческое ухо способно очень быстро улавливать слова, но при условии, что вы полностью проговариваете каждое свое слово прежде, чем начинаете произносить следующее, ведь таким образом между словами вы оставляете достаточные паузы, с тем чтобы все могли вас правильно понять.
  1. Проглатывайте лишнюю слюну во рту. Слюна, оставшаяся в полости рта, зачастую приводит к проглатыванию слов и искажению произношения таких согласных как «С» и «К».

    • Сглатывая слюну, вы сможете не только прочистить горло, но и сделать паузу и отдышаться, чтобы продолжить свою речь.
    • Выбирайте момент для проглатывания слюны, когда вы уже закончили предложение или мысль, но никак не в середине предложения. Это также даст вам время, чтобы подготовиться произнести следующее предложение.
  2. Репетируйте. Если вам нужно публично выступить или представить какого-либо рода презентацию, вероятно, вам стоит подготовиться и как минимум набросать содержание в общих чертах. Попрактикуйтесь в произношении речи во время прогулки.

    • Некоторые актеры используют эту методику, чтобы заучить свои роли, так как подъем и движение помогают запомнить то, что нужно сказать. Тренируйте свою речь и на каждом шагу произносите по одному слову.
    • Возможно, это покажется трудным и медленным, но произнося на каждом шагу по одному слову, вы научитесь замедлять свою речь. Вам не нужно говорить так же медленно в своей речи или обычном разговоре, но ощущение комфорта при использовании более медленного темпа улучшит ясность вашей речи и позволит вам в дальнейшем не торопиться.
  3. Повторяйте те слова, которые трудно произнести. Когда трудно произносить определенные слова, мы часто начинаем торопиться, и спотыкаемся на этих словах, что приводит к нечеткой запутанной речи. Практикуйтесь в произношении этих слов, произнося их вслух снова и снова до тех пор, пока у вас не выработается мышечная память на их правильное звучание.

    • Например, к сложным для произношения словам в русском языке можно отнести «записывавшегося», «предшествовавшими», «участвовавшими», «покровительствовавшие» и так далее.
    • Чтобы научиться правильно произносить трудные слова, попробуйте проговаривать эти слова вслух.
    • Как только вы поймете, что у вас нет трудностей со сложными словами, вы сможете говорить уверенно и не торопиться.

    Как улучшить свою дикцию

    1. Тренируйтесь на скороговорках. Скороговорки являются отличным способом улучшить ясность своей речи, а овладев ими, вы сможете научиться сохранять свою речь четкой и уверенной. Многие актеры и ораторы перед выходом на сцену тренируются на скороговорках, чтобы разогреть свой голос.

      Читайте вслух. Когда вы читаете книгу или даже просто утреннюю газету, упражняйтесь, читая её вслух. Это поможет вам более детально ознакомиться с тем, как звучит ваш голос. Очень часто, когда мы разговариваем с другими, мы слышим себя совсем не так, как звучит наш голос по-настоящему. Читая вслух в уютной обстановке, сидя у себя дома, вам будет легче прислушиваться к себе и уделять внимание тем моментам, когда ваша речь становится нечеткой.

      • Также вы можете записывать свой голос и прослушивать его, попутно отмечая, где вы мямлите или говорите неясно.
    2. Тренируйтесь, разговаривая с пробкой во рту. Многие артисты и актеры озвучивания выполняют это упражнение для улучшения ясности речи и дикции, особенно если нужно читать что-то подобное произведениям Шекспира. Поместите пробку между зубами и начинайте говорить - вы заметите, что произносить слова стало труднее, ровно как и произносить каждый слог; кроме того, пробка во рту не позволит вам спотыкаться на определенных словах.

      • Это упражнение может утомить мышцы вашей челюсти, что поможет вам научиться их расслаблять, однако не нужно тренироваться таким образом слишком долго, иначе у вас заболит челюсть.
      • Если во время этого упражнения у вас вырабатывается много слюны, используйте салфетку.
    3. Уделяйте внимание интонации. Тон голоса также играет большую роль в ясности речи и дикции, так как он влияет на то, как вы произносите определенные слова.

      • Вы произносите речь, которая должна взволновать людей? Вероятно, они с трудом вас поймут, если вы произносите ее монотонным или невыразительным голосом.
      • Ваша интонация, будь вы взволнованы, разговариваете поучительным или обычным тоном, заставит людей обратить внимание на вашу речь, а также может улучшить ее четкость.
      • Интонация при разговоре целиком зависит от высоты звука вашего голоса. Обратите внимание на то, как высоко или низко звучит ваш голос.
    4. Не используйте восходящие интонации в разговоре. Эта скверная привычка говорить с восходящей интонацией заставляет звучать ваш голос так, будто вы задаете вопрос.

    Тренируйте мышцы

      Тренируйте мышцы челюсти, чтобы улучшить четкость своей речи. Чтобы ваша речь стала гораздо четче, расслабляйте челюсть с помощью нескольких упражнений.

      • Делайте широкие жевательные движения, одновременно с этим что-нибудь напевая себе под нос.
      • Растягивайте каждую мышцу своей челюсти и лица. Откройте рот как можно шире (как будто вы собираетесь зевнуть), в то же время описывая своей нижней челюстью круг и двигая ею из стороны в сторону.
      • Откройте рот широко, как и в предыдущем упражнении, и закройте его. Повторите так 5 раз.
      • С помощью губ, сомкнутых вместе, попробуйте издать жужжащий звук, но только не сжимайте челюсти.
    1. Следите за осанкой. Как и дыхание, ваша осанка играет важную роль в ясности вашей речи, и это именно то, о чем мы часто забываем и не принимаем во внимание.

    2. Разогревайте голосовые связки. Если вы разогреете свои голосовые связки , это вас расслабит и подготовит к тому, что ваша речь будет звучать ясно и эффективно.

      • Даже если вы не занимаетесь пением, вы можете пропеть несколько нот или просто помурлыкать себе под нос. Также попробуйте напевать скороговорки.
      • Произнесите несколько раз: «Ууууу…», повышая и понижая интонацию. Представьте себе, будто ваш голос как колесо обозрения восходит вверх и опускается вниз по кругу.
      • Издайте жужжащий звук и похлопайте по своей груди. Так вы сможете избавиться от мокроты и прочистить горло.
    3. Не разговаривайте со стиснутыми зубами.

      • Стискивая зубы, мы сильно напрягаемся, что служит признаком стресса. Разговаривая со стиснутыми зубами, мы не открываем рот достаточно широко, что делает нашу речь неясной и нечеткой.
      • Скажите «А» (как в слове «Арканзас» - опустите челюсть вниз).
      • Произнесите следующие звуки, сильно их выделяя:
        Аа ее оо еи о
        Каа кее коо кей ко
        Саа ши соо сэй со
        Таа чии цу тэй то
        Наа нии ноо нэй но
        Хаа хии хоо хэй хо
        Маа ми моо мэй мо
        Яаа еее ёоо яэй йо
        Раа рии роо рэй ро
        Ваа ви воо вэй вое.
      • Другое упражнение состоит в том, что нужно написать несколько предложений на листе бумаги, затем подчеркнуть последнюю букву в каждом слове. Когда вы будете читать лист, преувеличивайте звучание последних букв, затем делайте паузу на несколько секунд. Также вы можете поставить запятые между большим количеством слов, чтобы замедлиться в этом месте.
      • Демосфен, греческий мыслитель, чтобы отучить себя от заикания, тренировался, набрав в рот гальку. Стоит попробовать и такое с чем-нибудь чистым, безопасным и съедобным, например, с печеньем или кубиками льда. Только будьте осторожны и не подавитесь.
      • Тренируйтесь, произнося гласные звуки и добавляя к ним согласные, например, «паа пау по поо пэй пии пай, соу со суу сэй сии сай...»
      • Выбросьте все мысли из головы и думайте о том, что вы собираетесь сказать, чтобы забыть о тревожных мыслях. Это помогает при публичных выступлениях.
      • Старайтесь понять, что вы говорите! Чувствуйте силу голоса - так выступать перед большим количеством людей будет проще.

      Предупреждения

      • Работая с челюстью и ртом, не переусердствуйте, иначе получите травму. Если вы ощущаете боль, нужно немного расслабить мышцы лица.

Нарушение разборчивости человеческой речи, особенно в присутствии фонового шума — одна из основных проблем пользователей слуховых аппаратов. Разработчики и производители современных слуховых аппаратов хорошо знают об этом и прикладывают максимум усилий для решения этой непростой задачи. Почти все современные цифровые слуховые аппараты снабжены специальными системами, так называемыми «системами шумоподавления », позволяющими уменьшить воздействие посторонних звуков на речевой сигнал. Однако, к сожалению, большинство таких систем основано на уменьшении усиления в слуховом аппарате для тех или иных частотных областей. Другими словами, вместе с подавлением шума, аппарат частично подавляет и речь. В итоге, разборчивость речи остается неудовлетворительной.

Аудиологи компании Видекс (Widex), в очередной раз, предлагают нестандартное решение данной проблемы. Я говорю об уникальной системе «Усилитель Речи », которой снабжены современные аппараты Widex серий Mind, Inteo, Passion. Эта система использует сложный полностью автоматический алгоритм, основанный на анализе данных о нарушении слуха пользователя, о характере речи собеседника, и об особенностях фонового шума. Благодаря этому, слуховой аппарат оптимизирует работу всех своих систем таким образом, чтобы в любой звуковой обстановке, даже самой шумной, усиление для речи всегда значительно превышало усиление для шумового сигнала. Таким образом Widex обеспечивает максимально возможную разборчивость речи для каждой акустической ситуации.

Еще одной уникальной разработкой компании Widex является система, основанная на использовании, так называемой, линейной частотной транспозиции. Эта система называется «Расширителем Диапазона Слышимости ». Дело в том, что иногда использование даже самого совершенного и мощного слухового аппарата не позволяет полностью компенсировать нарушение слуха пользователя. Речь идет о случаях выраженного нарушения слуха в области высоких частот. Несколько лет назад таким пациентам мы бы сказали: «К сожалению, вы не сможете слышать высокочастотные звуки ». Когда мы говорим о высокочастотных звуках, мы имеем ввиду не только пение птиц, звонок будильника или мелодию флейты. Мы также думаем о высокочастотных звуках входящих в состав человеческой речи. Без этих звуков невозможно достижение адекватной разборчивости речи , а также, что особенно важно, невозможно правильное и полноценное развитие речи ребенка.

«Расширитель Диапазона Слышимости » переносит часть наиболее значимых звуковых сигналов из высокочастотной части в нижележащую область. Именно в ту область, в которой сохранена звуковая чувствительность. Таким образом, человек даже с полным отсутствием слуха в области высоких частот, вновь начинает слышать эти звуки. Конечно, звучание этих звуков отличается от исходного. Однако они остаются похожими на первоначальный оригинальный сигнал. Система прошла длительные клинические испытания с участием детей и взрослых на базе многих аудиологических лабораторий, в том числе, США и Австралии, результаты которых свидетельствуют о её высокой эффективности.

Однако следует помнить, что в каждом случае использования «Расширителя Диапазона Слышимости » следует использовать индивидуальный подход к конкретному нарушению слуха пациента, а также необходим продолжительный период адаптации пользователя (в некоторых случаях 2-3 месяца). До недавнего времени такая система была представлена в аппаратах Widex серии Inteo. Мы рады сообщить, что теперь, с выходом новых серий слуховых аппаратов, а именно Mind-440 и Mind-330, система стала более доступной для пользователей наших слуховых аппаратов.

Аудиолог российского представительства Widex
Бронякин Станислав Юрьевич

УДК 534.773

И.В. ПРАСОЛ, канд. техн. наук, ХНУРЭ (г. Харьков),

А.С. НЕЧИПОРЕНКО, ХНУРЭ (г. Харьков)

СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РАЗБОРЧИВОСТИ РЕЧИ У БОЛЬНЫХ

НЕЙРОСЕНСОРНОЙ ТУГОУХОСТЬЮ

Запропоновано новий спосіб підвищення розбірливості мови у хворих на нейросенсорну тугоухість, який базується на фільтрації мовного сигналу. В результаті фільтрації відбувається відокремлення найбільш значущих областей мовного спектру, що впливають на сприйняття мови хворим. Даний спосіб дозволяє поліпшити сприйняття мови у хворих з втратою чутності у діапазоні частот вище 1 кГц.

A new method to improve phrase intelligibility of people sick neurosurgery sensory hearing loss is suggested. It is based on the filtering voice. As a result of the filtering the most significant areas of speech spectrum which affect on speech perception patients are detected. This method helps improve the perception of speech of patients with hearing loss in the range above 1 kHz.

Постановка проблемы. В настоящее время всё большее число людей страдают нарушениями слуха. Причины снижения слуха могут быть разными, это и длительное воздействие чрезмерного шума, и общее ухудшение экологии, и осложнения после перенесенных болезней, травмы, генетические нарушения. Среди патологий слуховой системы лидирует нейросенсорная тугоухость, - ослабление слуха с сохранившимся восприятием речи, обусловленное поражением звуковоспринимающего аппарата или центрального отдела слухового анализатора. Она может быть следствием поражения как нейросенсорных эпителиальных клеток спирального органа, так и подкорковых, и корковых слуховых центров . Однако чаще всего нейросенсорная тугоухость обусловлена патологией рецептора и корешка преддверно-улиткового нерва. Данное заболевание не излечимо хирургическим путем, поэтому больному назначают слухопротезирование. Слуховой аппарат должен скорректировать индивидуальные особенности слуха, характерные для данного вида патологии . Для этих целей существует ряд алгоритмов обработки звука, реализованных в аналоговых слуховых аппаратах. Это алгоритмы частотно зависимого усиления, амплитудной компрессии, фильтрации помех. Однако реализация сложных алгоритмов обработки речевых сигналов, адаптируемых к индивидуальному характеру потерь слуха у пациентов, возможна только в цифровых слуховых аппаратах . Цифровая обработка сигналов позволяет применять высокоэффективные адаптивные алгоритмы с возможностью индивидуальной настройки параметров при неизменном аппаратном ядре.

Анализ литературы. Проведен анализ методов цифровой обработки сигналов . Изучены особенности восприятия речевого сигнала, существующие методы выделения формант из его спектра , а также методы

обработки речевого сигнала, позволяющие повысить разборчивость сигнала как для пациентов с нормальным слухом, так и для слабослышащих пациентов с диагнозом нейросенсорная тугоухость . Однако существующие методы повышения разборчивости речи не учитывают такую особенность нейросенсорной патологии как потеря слышимости в диапазоне свыше 1 кГц. Формантный анализ не использовался для создания адаптивных алгоритмов повышения словесной разборчивости.

Цель данной статьи - разработать способ повышения разборчивости речи у больных нейросенсорной тугоухостью.

Разборчивость речи у больных нейросенсорной тугоухостью.

Известно, что нейросенсорная тугоухость характеризуется повышением порогов слышимости, а также ухудшением слышимости в диапазоне свыше 1 кГц, что, в свою очередь, приводит к потере восприятия у таких больных высокочастотных компонент речи. Следствием такого ограниченного восприятия является значительное ухудшение разборчивости речи. Причина этого кроется в особенности локализации звуков речевого сигнала, а именно: согласные звуки в большинстве своём находятся в области частот выше 1 кГц, а гласные - в низкочастотном диапазоне. Поскольку на разборчивость речи преимущественно влияет восприятие согласных, то оставшийся речевой спектр из-за превалирования в нём гласных звуков становится нечётким и трудным для понимания. Исходя из вышесказанного, предлагается улучшить разборчивость речевого сигнала путём увеличения чёткости за счёт удаления частей спектра.

Особенности восприятия речевого сигнала. Любой речевой сигнал состоит из простейших звуков речи, называемых фонемами . Известно, что каждой фонеме соответствует своя форма голосового тракта человека, которая варьируется в соответствии с изменением положения языка, губ, зубов, в зависимости от этого меняются и частоты голосового тракта, в том числе и резонансные. Области спектральных максимумов речевого сигнала, соответствующие резонансным частотам голосового тракта, называются формантами. Форманта характеризуется частотой, шириной и амплитудой . Распознавание фонем базируется на восприятии формант как наиболее информативных признаков речевого сигнала. Также следует отметить, что распознавание каждой фонемы происходит в основном по положению первых двух формант. Учитывая данные факторы, а также такую особенность больных нейросенсорной тугоухостью как снижение частотной селективности, предлагается удалить из речевого спектра области, граничащие с формантными полосами.

Фильтрация речевого сигнала. В ходе эксперимента обрабатывалось несколько различных сигналов разных дикторов. Речевой сигнал преобразовывался в цифровой код и обрабатывался на ЭВМ. Для

идентификации формантных пиков гласных был использован программный пакет «Cool Edit Pro» , который позволяет проводить спектральный анализ речевого сигнала. Для получения спектральной характеристики аналогового сигнала, представленного в дискретной форме было использовано быстрое преобразование Фурье (БПФ), результатом которого является представление сигнала в виде набора из n частот

F = {F1,F2,...,Fn }. (1)

Влияние шумовых источников на речевой сигнал может привести к образованию пиков моментального спектра, не являющихся частью речевого сигнала. Такие пики называются ложными .

Определим пик как максимум интенсивности энергии сигнала в определенном интервале d на оси частот и выразим функцию P(Fk, d) проверки максимума в интервале d следующим образом:

Г1, при A, > max Л, k Ф j,

I к к-d

P(Fk, d) = \ j (2)

10, при Ak < ІШХ Aj , k ф j.

^ k-d

Тогда нахождение всех пиков сведется к нахождению частот разложения F є F, для которых выполняется условие P(F, d) = 1. Данный способ нахождения пиков называют последовательным проходом.

Поскольку наибольшее влияние на распознавание речевого сигнала оказывают первые две форманты, осуществляем фильтрацию формантных областей первых двух пиков. На рис. 1 изображен моментальный спектр

сигнала (одна выделенная форманта) до фильтрации. На рис. 2 изображен

моментальный спектр после фильтрации. Фильтрация производилась по формулам:

Fa = Fk - mx2 1 , (3)

F = F + _2--------maxL (4)

A b i max 1 2 ’ ^"

где Fa, F1, Fb, F2 - границы формантных областей подлежащих удалению; Fmax - пиковая частота форманты.

F = F + F 2 F max (4)

В результате фильтрации происходит выделение наиболее значимых областей речевого спектра, а также уменьшение маскировки нижних граничных частот последующих полос, оставшихся формантными полосами.

Для создания необходимых фильтров был проведен частотный анализ гласных и согласных звуков. Спектральная огибающая содержит большое число пиков отдельных частот, однако большая их часть неинформативна и находится в области выше 1 500 Гц. Основную речевую информацию несут в

себе пики с относительно большой амплитудой в диапазоне 70 Гц - 900 Гц . На рис. 3 представлен спектр звука "Е", где отчётливо различимы формантные пики в данном диапазоне.

Рис. 2. Формантная линия после фильтрации

Рис. 3. Спектр звука "Е" до фильтрации 163

Рис. 4. Спектр звука "Е" после фильтрации

Удаление частотных полос осуществлялось с помощью фильтров, которые создавались в опции меню РБТ-фильтр, согласно расчётным данным. В результате получена спектральная характеристика сигнала, представленная на рис. 4, откуда можно сделать вывод о сужении формантных областей, а также об увеличении амплитуды сигнала в области первых двух формантных пиков.

На рис. 5 - 8 представлены спектральные характеристики звуков Ж, Б до и после фильтрации.

Рис. 5. Спектр звука "Ж" до фильтрации 164

Таким образом проводилась обработка каждого звука всей речевой последовательности. Поскольку падение кривой слышимости у больных нейросенсорной тугоухостью начинается с 1кГц, на спектр также накладывался фильтр, отсекающий частоты выше 1кГц.

Рис. 6. Спектр звука "Ж" после фильтрации

Рис. 7. Спектр звука "Б" до фильтрации

Рис. 8. Спектр звука "Б" после фильтрации

Оценка влияния предлагаемого способа обработки на восприятие

речи. Для оценки влияния предлагаемого способа обработки на восприятие речевого сигнала группе больных нейросенсорной тугоухостью из 20 человек было предложено прослушать и сравнить два сигнала: исходный и прошедший предварительную обработку. Все больные имели опыт пользования слуховыми аппаратами в течение ряда лет. Следует отметить, что больные обладали невысокой исходной разборчивостью речи (менее 51%). Для оценки разборчивости были использованы речевые таблицы многосложных слов Гринберга, учитывающие фонетические особенности, характерные для русской речи . Выходной сигнал не подвергался никаким дополнительным преобразованиям, кроме регулировки громкости для комфортного восприятия конкретным пациентом. Результаты исследования для 6 человек приведены в таблице.

Результаты исследования

Испытуемые с диагнозом нейросенсорная тугоухость Разборчивость исходного речевого сигнала (%) Разборчивость обработанного речевого сигнала (%)

Степень тугоухости Возраст испытуемого

Выводы. Анализируя полученные данные можно сделать вывод о повышении разборчивости речи у больных в пределах 5 - 18 %. Результаты исследования для остальных пациентов аналогичны, значения разборчивости находятся в пределах вышеуказанного диапазона. Следовательно, в результате фильтрации частотных полос спектра, граничащих с формантами, увеличивается чёткость речевого сигнала. Выделение наиболее информативных областей спектра способствует улучшению восприятия речевой последовательности, речь становится более внятной и понимаемой. Использование предлагаемого способа обработки речевого сигнала позволяет достоверно повысить разборчивость речевого сигнала у больных нейросенсорной тугоухостью. Таким образом, это открывает возможность создания адаптивного алгоритма повышения словесной разборчивости.

Список литературы: 1. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. - "Владос", 2001. - 224 с. 2. Прасол И.В., Кобылинский А.В. Методика оптимизации цифровых схем биомедицинских устройств // Прикладная радиоэлектроника. - 2007. -Т. 6. - № 1. - С. 51-55. 3. Прасол И.В., Кобылинский А.В. Алгоритмы проектирования адаптивных цифровых слуховых аппаратов / 7-я научно-техническая конференция "Медикотехнические технологии на страже здоровья". Сборник научных трудов. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - С. 54-56. 4. Рабинер Л., Гоулд Б. Теория и применение цифровой обработки сигналов. - М.: Мир, 1978. - 848 с. 5. Гельфанд С.А. Слух: Введение в психологическую и физиологическую акустику. - М.: Медицина, 1984. 6. Петров С.М. Полосовая фильтрация речевого сигнала - восприятие речи в норме и при нейросенсорной тугоухости // Вестник оториноларингологии. - 2000. - N° 3. - С. 55-56. 7. Рабинер Л.Р., Шафер Р.В. Цифровая обработка речевых сигналов. - М.: Радио и связь, 1981. - 496 с. 8. ttp://www.adobe.com/special/ products/audition/syntrillium.html. 9. Сердюков В.Д. Опознавание речевых сигналов на фоне мешающих факторов. - Тбилиси: Наука, 1987. - 142 с. 10. Чистович Л.А., Венцов А.В., ГранстремМ.П. Физиология речи. Восприятие речи человеком. - Л.: Наука, 1976. - 388 с. 11. Джеймс Л. Фланаган Анализ, синтез и восприятие речи. - М.: Связь, 1968. - 396 с.

Жилинская Екатерина Викторовна

Актуальность темы исследования

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к настоящему времени в мире насчитывается около 360 млн. людей с нарушениями слуха, а среди лиц старше 65 лет приблизительно треть страдает от инвалидизирующей тугоухости (ВОЗ, 2017).
Одна из основных проблем пациентов со снижением слуха, существенно ухудшающая их качество жизни, - нарушение разборчивости речи, ведущее к социальной изоляции больных. Принято считать, что подавляющее большинство случаев снижения разборчивости речи обусловлено периферическими расстройствами (на уровне улитки), однако все больше исследований доказывают высокую распространенность нарушений разборчивости речи, вызванных патологией центральных отделов слуховой системы, при этом пороги слуха пациентов по результатам тональной пороговой аудиометрии могут быть даже в пределах нормы. Особенно высока частота встречаемости центральных слуховых расстройств у лиц пожилого и старческого возраста: они имеют место у 74% лиц старше 55 лет (Golding M. et al., 2004).
На настоящий момент не разработано эффективного медикаментозного лечения дисфункций центральной нервной системы, приводящих к нарушению разборчивости речи (Chermak G.D., Musiek F.E., 2014), поэтому даже при хорошо настроенном слуховом аппарате проблемы пациентов в общении зачастую остаются нерешенными. Это вызывает необходимость поиска новых подходов к диагностике и коррекции нарушений разборчивости речи у пациентов с хронической сенсоневральной тугоухостью.
Степень разработанности темы исследования. Исследование нарушений разборчивости речи занимает существенное место в сурдологии и неврологии; отмечен прогресс в направлении создания новых методов диагностики и коррекции данных расстройств. Накапливающиеся научные и клинические данные улучшают наше понимание причин нарушений разборчивости речи, в том числе центрального генеза, механизмов их возникновении, возможностей компенсации дефицита. Число исследований и публикаций, посвященных центральным слуховым расстройствам, включающим нарушение разборчивости речи, в последние годы значительно увеличилось, что показывает растущий интерес к этой теме, критериям постановки диагноза и способам реабилитации (Musiek F.E., Chermak G.D., 2014). Однако большинство исследований и публикаций проводятся в зарубежных странах, и преобладающее количество методов диагностики и коррекции разработано для англоязычных пациентов, в России же на данный момент этой теме не уделяется достаточного внимания, существует немного доступных апробированных тестов и методик реабилитации.
Поиск более точных методик диагностики нарушений разборчивости речи, способов коррекции дефицита приведет к увеличению эффективности реабилитации.

Цель исследования – повышение эффективности топической диагностики и реабилитации при нарушениях речевой разборчивости у пациентов с хронической сенсоневральной тугоухостью (ХСНТ).