Главная · Здоровье · Политические и экономические цели нацистов. Методы борьбы с современным нацизмом

Политические и экономические цели нацистов. Методы борьбы с современным нацизмом

Откуда берутся корни фашизма?

Чтобы понять, откуда берётся фашизм, необходимо сначала понять, что такое этот фашизм. Фашизм (итальянский fascismo от fascio – пучок, связка, объединение) оформился в 1919 году в Италии. Всё, что знает обычный человек сегодня об этом фашизме – это Муссолини, он же дуче, и чернорубашечники. Более просвещённый знает об агрессии в Абиссинии и на Балканах; возможно, добавит с вынужденным одобрением, что Муссолини придавил и почти уничтожил мафию. Знают, что была жёсткая однопартийная система, диктатура, - уже реже знают, что в программе не было геноцида. Насилие, жестокость, единомыслие, нетерпимость: знаем. Единство народа, счастье и процветание для него же, верность историческим традициям славного прошлого: как бы не знаем. И вообще нам меньше есть дела до фашистской Италии, у нас перед глазами встаёт гитлеровская Германия.

Национал-социалистическая рабочая партия Германии себя фашистской не считала и не называла. Основой программы было создание достойной жизни для всех трудящихся немцев. Что объявлялось невозможным без борьбы против повсеместного засилья еврейского капитала. Однопартийность, диктатура, репрессирование инакомыслящих. Декларировались чистота нравов, здоровая мораль, укрепление семьи, благо отечества превыше всего – т. е. патриотизм. Превосходство арийской расы: расизм и национализм. Объединение германского народа, возврат заселённых немцами территорий, отторгнутых в результате Первой Мировой войны. Геноцид, захватнические войны.

Для обычного человека фашизм выглядит так: черепа на чёрной форме эсесовцев, сожжение книг, факельные шествия штурмовиков, погромы, пикирующие бомбардировщики, танковые колонны, фанатизм, беспощадность, истребление евреев, концлагеря, комплекс национального превосходства, дисциплина, организованность, нетерпимость, мракобесие, идеологизация всех сторон жизни, тотальная милитаризация, претензия на мировое владычество. Борьба с безработицей и коррупцией, равенство перед эффективно действующим законом, разрыв унизительных и грабительских международных договоров и прочие возможные плюсы в расхожее понимание фашизма не включаются.

То есть: оперируя термином «фашизм», мы имеем дело не с реальным явлением во всём его объёме, а скорее с символом. Сугубо отрицательным. Если вы не фашист, конечно.

Как только явление сводится к символу, этот символ начинает получать расширенное толкование. Жестокость, диктатура, нетерпимость к инакомыслию, силовое решение проблем в самых разных масштабах, от мельчайших до мировых – всё это иногда называется фашизмом. От повешения малолетними хулиганами кошки – до очередного военного переворота в Латинской Америке.

Фашизм стал символом мирового злодейства вообще. Для советских детей, скажем, и Бармалей был фашистом. Проповедь расовой нетерпимости – фашизм. Уничтожение демократических свобод – фашизм. И т. д.

Но обычного убийцу-уголовника мы фашистом не называем. Может, он маньяк, садист, пьяный дурак. Для фашизма необходимо подбивать идеологическую базу и стремиться к масштабу: т. е. жестокость (с гуманной точки зрения неоправданная) должна рационально обосновываться и стремиться к приятию обществом, к узакониванию. Требовать смертной казни за мелкое воровство, например, - это уже вполне может быть названо фашизмом.

Ныне очень многие полагают, что немецкий фашизм и советский коммунизм – один чёрт, тоталитарной жестокости не меньше. И в родоначальники фашизма возводят Ленина – это лысый и картавый первым обосновал и ввёл массовые кровопролития и прочие прелести.

Мы наблюдаем стремление посадить символ на реальную и исторически близкую базу. Нам так понятнее.

Почему не Хаммурапи? Он жил раньше – 18 век до нашей эры. Жестокий. Завоеватель. Проливатель крови. Организация. Жестокие законы. Единство. Насилие. Уж всяко круче какого-нибудь парагвайского генерала.

Символ превращается в табличку-знак, типа, «Осторожно! Мины!» или «Не влезай – убьёт!» - и череп с костями. Правда, монтёр и сапёр лезут. У них работа такая.

Табличка – удобная вещь. Навесил – и всё ясно. Простейший способ понимания и оценки явлений: сводим то, что нужно понять, к уже понятному и известному, уже оценённому: по принципу подобия, по аналогии. Но:

Захваты заложников практиковались «всю дорогу» - от фараонов до Наполеона.

Древние китайцы устраивали такие массовые казни пленных, что куда там новому времени.

Святая инквизиция пытала и жгла людишек, как могла, а могла немелко.

Гильотина французской революции стригла головы «подозрительным» - только корзины оттаскивай.

Славный город Тир не сдался просвещённому ученику Аристотеля Александру – и был вырезан.

Разве не христианский священник запустил перед штурмом чудную фразу: «Убивайте всех подряд – Господь на том свете отсортирует своих»?

Тактику «выжженной земли» придумали фашисты?

Цезарь Борджиа был членом НСДАП?

Варфоломеевскую ночь организовало гестапо?

Чингиз-хан носил чёрный мундир?

Настольная книга Бен Ладена – «Майн кампф»?

Еврейские погромы в древних Александрии и Киеве устроили штурмовики Рема?

Про них тоже, про всех деятелей эпох прошедших, могут вдумчиво так сказать: «Да ведь это были те же фашисты!» И всё понятно. Фашизм – явление однозначно скомпрометированное, отрицательное, недопустимое, осуждённое всеми «достойными» людьми. Вот такие гадости и зверства ходят у нас после Второй Мировой войны под символом «фашизм».

Беда здесь только в одном. Всё, что ни делалось фашистами, может быть объявлено недопустимым на основании одного того, что оно делалось фашистами. Значит – фашизм. Это неважно, что ничего принципиально нового в сфере поступков фашисты не изобрели. Есть символ? Значит, общественное мнение застолбило за фашистами приоритет. И тем самым вывело поступок из сферы обращения приличных людей.

Лет восемь назад несколько чеченских «активистов» захватили в турецких водах теплоходик с российскими, в основном, гражданами. Объявили их заложниками и выставили требования. Турки почувствовали себя задетыми и отреагировали быстро. В сорок восемь часов вычислили и арестовали всех родственников этих террористов: или, господа террористы, сдаётесь без всяких условий – или взятые нами заложники ответят за все ваши действия. Результат – на удивление: курс к берегу и по трапу с руками за головой. Ай-яй-яй-яй-яй, так действовали фашисты! Но население сильно одобряло. Однако?..

В данном случае я ни к чему не призываю. Да вы с ума сошли, мы все – отъявленные гуманисты! Я просто констатирую. Что экстремальные средства бывают самыми эффективными в экстремальной обстановке. И приносят наилучший результат. И даже не это констатирую. А то, что население такие средства сильно одобряет. А их запрет – не сильно одобряет.

И не надо обвинять народ в фашизме. Надо, как бы это помягче, лояльнее относиться к некоторым способам добиваться справедливости в экстремальных условиях. И не отдавать «эксклюзивно» фашизму права на все подобные вопросы. Не то мы будем видеть фашизм там, где им и не пахнет. И любого благородного голливудского мстителя объявим фашистом.

Не надо безмерно раздвигать понятие символа «фашизм».

Но есть у фашизма основания и более серьёзные – на уровне общественном, политическом, социальном. О них и подавно стараются не говорить, отделываясь осуждающими заклинаниями. То есть обычная история: явление есть, а оснований для него нет, разве что глупость и порочность некоторых отдельных индивидуумов.

Что понимается под фашизмом? Расизм, тоталитаризм, жестокость, нетерпимость, при этом – равенство для своих, эдакий «внутренний социализм», с программным стремлением установить его для «всех расово чистых», всего народа, страны или даже за её пределы.

А что мы имеем сегодня в «цивилизованных странах первого мира»? Интернационализм, открытость общества, демократия, терпимость, гуманизм. Хорошо, хорошо, это очень хорошо. А что мы имеем из этого хорошо? Великое переселение народов из Азии и Африки в Европу и США. При всеобщем снижении уровня рождаемости европейских народов несколько ниже уровня простого воспроизводства – при рождаемости иммигрантов гораздо выше уровня воспроизводства – при продолжении иммиграции – мы имеем замещение европейского этноса азиатскими и африканскими. Тенденция ясна и однозначна, европейцы скоро будут в меньшинстве в родных странах. Количество смешанных браков продолжает расти, это естественно, а поскольку растворяется меньшее в большем, а не наоборот – «белые люди» сегодня на верном пути к «самоисчезновению». Это – первое.

Второе. Общество свободного предпринимательства во главу угла своей повседневной деятельности ставит прибыль. А для этого надо снижать себестоимость. А для этого нужны дешёвые рабочие руки. А для этого нужны иммигранты. А ещё для этого нужно переносить производство в дешёвые страны. Что мы и имеем. Оставляя без работы своих.

А поскольку мы долго угнетали расово меньших, а теперь мы за равенство, то при прочих равных всё лучшее, ту же работу, надо предоставить представителю меньшинства (это пока ещё меньшинства) – и он своё право на это знает и оберегает, не дай – заклеймит тебя «расистом» так, что не отмоешься, общественное мнение и суд будут на его стороне.

Гомосексуалисты и лесбиянки ничем не хуже гетеросексуалов. Более того, они – сексуальное меньшинство, а права меньшинства мы, демократы, должны оберегать в первую очередь: их ведь мало, бедненьких, они и так страдают. Детей не рожают? Это их право. Других вовлекают? Если те взрослые – это их право. Скажешь слово против – ты сексшовинист, плохой человек, позор тебе. Тебе, мужчине, физически неприятен педераст? Ах ты мразь, тебе руки не подадут, ты не должен так думать. То есть: норма и патология не просто уравнены в правах, но у патологии ещё и моральное преимущество.

Садиста-убийцу казнить нельзя. Надо содержать его в тюрьме, хорошо кормить, водить гулять, предоставлять ему возможности заниматься спортом и смотреть телевизор. А вы, честные люди, в том числе родственники убитых, должны содержать его на свои деньги: платить налоги – это святое.

Торговца наркотиками (того же убийцу) казнить тоже нельзя: мы гуманисты, а он человек, его право на жизнь священно. Поить! Кормить! Гулять!

Дети вне брака – нормально, брак без детей – нормально, сожительство вне брака – нормально, семь браков – нормально, однополые браки – нормально.

Все знают бандита и убийцу, но свидетелей его дружки пристрелили, адвокат получил кучу бабок и суд не сумел доказать его вину – нормально, убийца торжествует, он объявлен честным. А если ты пристрелил его сам – будешь сидеть, если только его подельники тебя в тюрьме не прирежут, а их всё равно не казнят.

И если капиталист сумел пролоббировать закон и сунуть взятки всем чиновникам, и после этого заставляет других ишачить за гроши, - это нормально, это уважаемый член общества. Россия за последние пятнадцать лет полной грудью нюхнула капитализма и перестала видеть его в белых одеждах и с раздаваемым хлебцем под мышкой.

Есть это всё и многое другое? А куда денешься.

Ну так фашизм – форма реакции на всё это.

Экстремистская форма реакции на негативные процессы в современных цивилизованных обществах.

Капиталисты богатеют, а народ голодает? Гадов повесить, добро раздать! (Потому и «красно-коричневые», что коммунисты и фашисты здесь исключительно слиты, в одном лице.)

Азеры захватили рынки? Отметелить и выгнать в Азербайджан, пусть наших не прижимают! (Увы, не встаёт вопрос, почему азеры захватили рынки, а русские не сделали этого в собственном доме.)

Убийц – расстреливать! Наркоторговцев – вешать! За воровство – рубить руку! (Не подумайте обо мне ничего плохого, но в странах шариата это очень помогает.)

Инородцы всё больше мест захватывают? Долой, вон отсюда инородцев.

Святость семейного очага! Прижучить гомосеков! Больше детей!

Всё больше больных, задохликов, очкариков, астматиков? Культ здоровья, силы, спорта, кулака!

Через демократию имеем те гадости, что имеем? Долой такую демократию! А, они телевидение захватили, к власти присосались, народ оболванили? Так силой их сметём, раз иначе не понимают!

Вот примерно такие мотивы протеста.

Фашизм как крайняя агрессивная форма социального протеста на негативные явления в демократическом обществе, где гуманизм там и сям перерастает во вседозволенность, попустительство и раздолбайство.

(Не забудем, что германский национал-социализм возник как реакция на обнищание, угнетение и унижение народа в свободном, цивилизованном, демократическом государстве.)

Грустно, граждане.

Почему именно фашизм?

Общество находится в духовном кризисе. В идеологическом кризисе. Годами тщетно пытается родить национальную идею. Чтоб, значит, единой идеей сплотить народ и ввести в светлое завтра. Где народ, где завтра? Не получается.

А фашизм – вполне готовая идея. Объединятся, бороться, искоренять недостатки прямейшим и кратчайшим способом.

Когда всё в порядке с национальной идеей? Когда есть общие для всех трудности и общие для всех дела, которые не решить поодиночке. Создание своего государства. Борьба за его независимость. Отражение агрессии. Собственная экспансия. Борьба с силами природы в период подъёма становления и подъёма страны.

То есть: когда есть с кем-чем бороться и за что бороться, и это невозможно поодиночке, а можно только сообща. Есть враг: будь то природа, захватчики или национальная раздробленность.

Что ныне? Все люди – братья, границы – незыблемы (интересно, они действительно полагают, что бывают вечные границы?), природу – беречь, научно-техническая оснащённость – выше уровня несовершенной морали тех, кто этой мощью владеет, безработного – подкормим, больного – подлечим, хочешь богатеть – имеешь свободу богатеть. В налаженном процветающем обществе осталось тебе, братец, только добиваться личного благосостояния и собственной карьеры. Твои права личности превыше всего. В таких условиях национальная идея растворяется, как утренний туман. Других твой счёт в банке и твоя карьера не волнуют: позавидовать могут, кусок у тебя перехватить могут, а вот никакого одухотворённого подъёма получить ну никак не могут.

И возникают наркомания, сексуальная раскрепощённость и пофигизм: не трогайте меня - и подите к чёрту.

Фашизм как идея наведения порядка, установления справедливости за всё хорошее привлекателен для своих приверженцев за неимением лучшей внятной и мощной идеи.

Образ врага. Человеку нужен враг.

Группа идентифицирует себя через противопоставление себя же другой группе – будь то биологической, этнической, территориальной, социальной или половой. Я гетеросексуал означает – я не гомосексуал. Я русский – не немец, не татарин, не грузин. Я рабочий – не предприниматель, не инженер, не бухгалтер, не артист.

Для возникновения в группе сильного корпоративного духа и корпоративной идеи противопоставление должно быть сильным - должно наличествовать противопоставление с противоположной стороны. Должна быть угроза группе. Угроза объединяет. Угроза указывает и проясняет цель – собраться плотнее, объёдинить усилия, противостоять, выжить, победить. Если угрозы нет – она может быть выдумана.

Поскольку человек – существо системное, системообразующее, образ врага в его сознании запрограммирован. Должны быть «мы» и «они». «Мы» осознаём свою общность через противопоставление «им». И мы хоть в чём-то, но лучше, правее, достойнее, имеем основание гордится «собой» по сравнению с «ними». Негры, евреи, неверные, туземцы, гомики, коммунисты, капиталисты, пацаны из другого двора, соседи по квартире.

А если тебе с младенчества вбивают, что все равны, ты немного теряешься. Ты бедный, ты дурак, или неудачник, или безвестен, и никто тебе не виноват. Да? Зато вместе мы – сила, понял? Сила? А против кого? Против кого дружить? Сейчас найдём.

Фашизм решает проблему с гениальной простотой. Во всем виноваты евреи. Все неарийцы – ниже нас. Евреев истребить, неарийцев подчинить и поставить ниже себя. Всё лучшее – нам. И тогда всё будет хорошо. Потому что мы достойны. Аргументы? Фигня, щас найдём.

Фашизм удовлетворяет потребности иметь врага. Заведомо менее достойного, чем ты. Виноватого в твоих бедах. А главное – объединяющего твою группу в силу, придающего смысл её агрессивным действиям.

1.Фашизм даёт простой и категорический идеал.

2.Фашизм даёт надличностную цель/ценность. (Сходно с предыдущим)

3.Пока система здорова, пока она растёт, пока она на подъёме – она стремится расширить пространство своего наличия. Фашизм всегда экспансивен. Психологии индивидуума это льстит.

4.Высокий энергетизм. В системе фашизма индивидуумы могут натворить такого, что в иной системе им и не предвидится. Сажал цветочки, преподавал в школе музыку – форма! марш! оружие! война! груды руин – отбой. Что, всего пять лет прошло?! Мир содрогнулся и перевернулся! И снова до восьмидесяти лет цветочки сажать и Баха слушать.

5.А человек, повторяем как всегда, стремится к максимальным ощущениям и максимальным действиям.

Замечание на полях.

Но поскольку фашизм скомпрометировал себя до крайности, и многие реальные идейные искатели и борцы его чураются, как дурной болезни и обвинения в людоедстве – существует масса разновидностей реального фашизма, отмежёвывающихся от его символики и терминологии. Таковы практически все формы сегодняшних экстремистских движений. Они называются движениями левокоммунистическими, радикально-социалистическими, радикально-исламистскими или просто национально-осводительными. Расширяя понятия фашизма как символа – всё это один чёрт.

Активная и последовательная борьба Коминтерна, коммунистических партий против фашизма, за свободу и национальную независимость народов явилась важнейшим фактором, который обусловил возникновение и развитие массового антифашистского движения Сопротивления народов оккупированной Европы.

В странах фашистского блока движение Сопротивления являлось продолжением боев сил демократии с реакцией, которые развернулись еще до начала второй мировой войны.

Антифашистское движение Сопротивления носило общенациональный характер, являлось борьбой за независимость и суверенитет, а в некоторых странах - за само существование нации. Как борьба национально-освободительная, движение Сопротивления уходило корнями в глубь истории народов Европы, опираясь на традиции гуситского движения в Чехословакии, гарибальдийского - в Италии, гайдуцкого - на Балканах, партизанской борьбы 1870 - 1871 гг. - во Франции и т. д.

Движение Сопротивления представляло собой борьбу против фашистского тоталитаризма за восстановление и возрождение демократических прав и свобод, за свержение как самих фашистских режимов, так и марионеточных военных диктатур и «правительств». Являясь последовательно антифашистским, движение Сопротивления приобретало тем самым антиимпериалистический характер, ибо бескомпромиссная борьба против фашизма означала борьбу против тех социальных сил, которые его породили. А это придавало антифашистскому движению не только демократический, но и революционно-демократический характер.

Движение Сопротивления было интернациональным. Борьба против фашизма, угрожавшего Европе и всему миру порабощением, явилась общим делом всех свободолюбивых народов. Каждый национальный отряд Сопротивления представлял собой неотъемлемую часть интернационального фронта борьбы против фашизма. Интернациональным был и состав его участников в каждой стране. Иностранные бойцы - интернационалисты, оказавшиеся волей судьбы за пределами своей родины, справедливо считали, что они борются против общего врага, «за вашу и нашу свободу». Движение Сопротивления явилось воплощением органического единства и взаимосвязи интернационализма и патриотизма, оно развивало традиции дружбы и сотрудничества народов.

Антифашистское движение Сопротивления проявлялось в самых разнообразных формах - мирных и немирных, легальных и нелегальных, пассивных и активных, индивидуальных и массовых, стихийных и организованных. Применение тех или иных форм борьбы определялось конкретной обстановкой в стране, степенью организованности и политической зрелости участников движения, положением на фронтах.

На первых порах, когда население многих стран было потрясено быстрыми победами вооруженных сил фашистских государств, поражениями своих армий и предательством коллаборационистов, сопротивление оккупантам носило пассивный характер и выражалось, например, в игнорировании распоряжений властей, отказе от сотрудничества с ними. Затем стали применяться другие, более действенные методы борьбы: снижение интенсивности и производительности труда, увеличение брака в работе, порча машин и оборудования, проведение забастовок - в городах; отказ сдавать сельскохозяйственные продукты, противодействие реквизициям, сокрытие, а подчас и порча продуктов - в деревнях. Нашла широкое применение и такая форма сопротивления, как помощь бежавшим из плена или преследуемым и разыскиваемым оккупантами патриотам.

Большое значение для укрепления морального духа порабощенных народов и мобилизации их на борьбу против оккупантов имела нелегальная антифашистская пресса (газеты, журналы, листовки и брошюры), которая содержала правдивую информацию о международном положении, ходе мировой войны и движении Сопротивления. Борьба против фашизма выражалась и в противодействии его шовинистической политике, в защите национальной культуры, науки и образования. Патриоты укрывали от фашистских грабителей культурные ценности национальных музеев, библиотек и архивов. Участники движения Сопротивления организовывали подпольные школы и курсы для подготовки молодежи к борьбе с оккупантами.

Уже в первый период войны стали развиваться различные формы народной вооруженной борьбы с оккупантами.

Ее яркими проявлениями были участие добровольных рабочих батальонов в обороне Варшавы, борьба бежавших из тюрем греческих коммунистов против агрессии итало-фашистских войск, индивидуальные вооруженные нападения на врага, создание первых подпольных вооруженных организаций во Франции, Югославии и других странах.

В движении Сопротивления участвовали различные классы и социальные группы - рабочие и крестьяне, являвшиеся главной движущей силой антифашистской борьбы, прогрессивная интеллигенция, мелкая и отчасти средняя буржуазия. Это были люди разных политических и религиозных взглядов - коммунисты и социалисты, либералы и консерваторы, республиканцы и даже иногда монархисты, верующие и атеисты. Самая активная, руководящая роль в антифашистской борьбе принадлежала рабочему классу и его авангарду - коммунистическим и рабочим партиям. Созданные ими организации Сопротивления внесли наибольший вклад в борьбу против фашизма, за свободу и независимость народов. Их главенствующая роль объяснялась тем, что они были единственными партиями, политически и организационно подготовленными к борьбе с фашизмом. Буржуазные и социал-демократические партии либо распались, либо пошли на сотрудничество с фашистскими оккупантами. Социалистический интернационал (Социнтерн), по признанию его руководства, окончательно стал недееспособной организацией и весной 1940 г. исчез с политической арены {595} .

Что касается буржуазных организаций Сопротивления, то они в течение длительного времени не проявляли заметной активности. В этих организациях было немало честных бойцов-антифашистов, но их лидеры боялись развития всенародной вооруженной борьбы против оккупантов и поэтому всячески тормозили ее, призывая народ «к спокойствию» и выжиданию решающих событий на фронтах войны (призыв «держать ружья у ноги» и т. п.). Некоторые буржуазные организации лишь номинально входили в состав движения Сопротивления («Народове силы збройне» в Польше, «Хриси андистаси» в Греции, «Балли комбетар» в Албании, четники Д. Михайловича в Югославии и другие). Они создавались не столько для борьбы с фашистскими оккупантами, сколько для того, чтобы стоять на страже классовых интересов капиталистов и помещиков своих стран. Поэтому нередко они вступали даже в вооруженные столкновения с демократическими силами и порой являлись союзниками оккупантов.

Часть буржуазии оккупированных фашистами стран примкнула в той или иной форме к движению Сопротивления. Другая же часть господствующего класса - это были, как правило, крупные монополисты и помещики - предала национальные интересы своих народов и пошла на прямой сговор с фашистскими оккупантами. Она следовала своеобразной политике «двойных гарантий», рассчитанной на сохранение классового господства буржуазии при любом исходе войны. Движение Сопротивления развивалось в ожесточенной борьбе с коллаборационистами - прямыми пособниками фашистских оккупантов.

Первый период войны был наиболее сложным для движения Сопротивления: приходилось вести борьбу как против агрессора, так и против его пособников - капитулянтов. Легкие военные победы фашистских армий в Европе порождали у населения смятение и пассивность, тормозившие развертывание антифашистской борьбы. И тем не менее постепенно, по мере того как с расширением агрессии все новые и новые народы оказывались втянутыми в орбиту «нового порядка», а его человеконенавистническая сущность все более раскрывалась, движение Сопротивления росло и ширилось, в него включались новые социальные силы, оно становилось все более активным и массовым.

В числе первых на путь сопротивления фашистским оккупантам встали народы расчлененной Чехословакии и Польши. Борьба чехословацкого народа вначале носила преимущественно стихийный характер и проявлялась большей частью в форме индивидуального, скрытого и пассивного сопротивления. Но уже осенью 1939 г. и в 1940 г. в ряде промышленных центров Чехии (Острава, Кладно, Прага) рабочие провели забастовки, которые свидетельствовали, что движение приобретает более организованный и массовый характер. В это же время усилилась антифашистская борьба во многих районах Словакии.

Однако реакционная буржуазия тормозила освободительную борьбу. Она призывала к выжиданию решающих событий на фронтах, заявляя, что «народу дома не следует приносить никаких жертв», а нужно лишь спокойно «перезимовать» {596} . Как это видно из директивы Э. Бенеша, направленной в декабре 1939 г. буржуазным подпольным организациям, чехословацкая буржуазия боялась победы пролетарской революции после падения фашистского режима {597} .

В Польше в труднейших условиях начавшейся оккупации возникали подпольные организации - только на землях, присоединенных к рейху, их действовало в 1939 - 1942 гг. свыше 50 {598} . Главными формами борьбы в это время были саботаж и диверсии на производстве и транспорте, издание и распространение подпольных газет различных направлений и т. д. Из остатков разбитой польской армии создавались первые партизанские отряды, среди них особенно прославился отряд майора X. Добжаньского, боровшийся с оккупантами в 1940 г. в Келецком воеводстве {599} .

Постепенно в польском движении Сопротивления консолидировались два основных направления - правое и левое. Правое направление было представлено организациями, действовавшими под руководством эмигрантского правительства и его представительства в Польше - так называемой делегатуры. Для него были характерны антикоммунизм и антисоветизм; свою главную задачу оно видело в том, чтобы восстановить в будущей освобожденной Польше довоенный режим, то есть власть помещиков и капиталистов.

Левое направление, представленное коммунистами и другими прогрессивными силами, развивалось в особо трудных условиях, поскольку до 1942 г. в Польше не существовало организационно оформленной революционной партии рабочего класса. В 1939 - 1941 гг. левые организации польского подполья не имели единого руководящего центра и действовали разрозненно. Борясь против оккупантов, они стремились не допустить в будущей освобожденной Польше реставрации старых реакционных порядков.

Польское движение Сопротивления развивалось в борьбе правого и левого направлений, достигавшей подчас чрезвычайной остроты.

В сложной обстановке зарождалось антифашистское Сопротивление в странах Западной и Северной Европы, оказавшихся под пятой гитлеровских оккупантов весной и летом 1940 г. В Дании капитуляция правительства Стаунинга, одобренная парламентом и всеми буржуазными партиями, а также демагогия германских фашистов, заявлявших, что они пришли в страну как друзья, чтобы защитить ее от угрозы вторжения западных держав, затормозили развитие массового Сопротивления. Это движение здесь развивалось медленно и проявлялось в основном в форме пассивного протеста против политики коллаборационизма и тягот оккупационного режима. Наиболее активную роль в его организации сыграла Коммунистическая партия Дании. В то время как все буржуазные партии поддерживали политику коллаборационизма, датские коммунисты поднимали народные массы на борьбу против оккупантов, вели антифашистскую пропаганду, стремились установить сотрудничество с представителями других политических партий.

В Норвегии сопротивление народа оккупантам также возглавили коммунисты. ЦК Коммунистической партии Норвегии 10 августа 1940 г. обратился к рабочему классу с призывом развернуть борьбу за будущую свободную Норвегию. Осенью 1940 г. в Бергене, Тронхейме, Сарпсборге и других городах состоялись антинацистские демонстрации, участились случаи саботажа и диверсий. Весной 1941 г. гитлеровцы за систематические повреждения немецких линий связи наложили штраф в 500 тыс, крон на города Осло, Ставангер, Хаугесунн и на область Ругаланн {600} .

В Бельгии антифашистская борьба началась вскоре после оккупации. Под руководством коммунистов летом 1940 г. осуществлялось подпольное издание газет и листовок, возникли нелегальные профсоюзы и первые партизанские группы (в Арденнах) {601} . Голодная забастовка в Льеже и другие выступления трудящихся осенью 1940 г. показали, что сопротивление бельгийского народа оккупантам нарастает. Летом 1941 г. был создан «Валлонский фронт», ставший зародышем будущего широкого фронта независимости. Однако и в Бельгии, как и в других странах, серьезным тормозом для развития движения Сопротивления явилась пассивная позиция буржуазных организаций, уклонявшихся от координации своих действий с левым крылом антифашистского движения.

В Голландии ушедшая в подполье коммунистическая партия наладила осенью 1940 г. издание нелегальных газет, а в феврале 1941 г. организовала 300-тысячную забастовку рабочих и служащих Амстердама и его предместий в знак протеста против насильственной отправки голландских рабочих в Германию {602} .

Не склонил голову перед оккупантами народ Франции. Своей борьбой он полностью подтвердил гордое заявление французских коммунистов о том, что великая французская нация никогда не будет нацией рабов. Движение Сопротивления в этой стране развивалось как в борьбе с немецкими захватчиками, так и с их вишистскими пособниками. Трудящиеся, следуя призыву коммунистов, прибегали ко все более активным формам освободительной борьбы. Но на руководство движением Сопротивления претендовала и французская буржуазия. Генерал де Голль, лидер буржуазного крыла движения, заочно приговоренный вишистским судом к смерти, дважды выступил по лондонскому радио в июне 1940 г. с призывом объединиться вокруг созданного им комитета «Свободная Франция». Однако он, по существу, ориентировал французский народ на ожидание своего освобождения извне. Следуя такой установке, буржуазные организации французского Сопротивления придерживались пассивных форм борьбы.

Трудящиеся Франции с помощью коммунистов находили эффективные формы и методы освободительной борьбы. Народные комитеты, созданные на заводах, в жилых кварталах и деревнях, а также женские комитеты вели борьбу за удовлетворение непосредственных нужд трудящихся, добивались профсоюзного единства, руководили забастовками. В декабре 1940 г. была организована крупная акция саботажа на заводах Рено, в результате которой сотни мотоциклов пошли на слом. Большим событием стала 100-тысячная забастовка шахтеров в департаментах Нор и Па-де-Кале в конце мая - начале июня 1941 г. Ее значение заключалось не только в том, что оккупанты получили почти на миллион тонн угля меньше, - стачка подняла боевой дух трудящихся, показав на деле, что и в условиях оккупации борьба возможна. Вслед за рабочими против гитлеровцев поднимались крестьяне, интеллигенция, студенты.

15 мая 1941 г. ЦК ФКП выступил с заявлением о готовности партии к созданию Национального фронта для борьбы за независимость Франции. Вскоре этот фронт был провозглашен и начал действовать {603} .

В последние месяцы 1940 г. Французская коммунистическая партия, начав подготовку к вооруженной борьбе, создала так называемую Специальную организацию, представлявшую собой «зародыш военной организации, приспособленной к условиям подпольной борьбы и фашистского террора» {604} . Ее боевые группы организовывали охрану собраний и манифестаций, собирали оружие, совершали отдельные акты диверсий. По их примеру создавались «молодежные батальоны», первым руководителем которых стал молодой рабочий коммунист Пьер Жорж, впоследствии знаменитый полковник Фабьен. Действия ФКП направляло находившееся в глубоком подполье Исполнительное руководство партии в составе секретарей ЦК М. Тореза, Ж. Дюкло и генерального секретаря Всеобщей конфедерации труда Б. Фрашона.

С развитием фашистской агрессии на юго-востоке Европы образовался фронт движения Сопротивления на Балканах.

Уже в первые месяцы оккупации коммунисты Греции создали в разных районах страны подпольные организации («Национальная солидарность», «Свобода», «Священные роты» и др.), которые поднимали широкие массы народа на борьбу с захватчиками. 31 мая 1941 г. молодой коммунист Манолис Глезос и его друг Апостолос Сантас сорвали фашистский флаг со свастикой с афинского Акрополя, призвав своим подвигом народ к сопротивлению фашистам. В этот же день ЦК Коммунистической партии Греции в манифесте, обращенном ко всему народу, призвал к созданию мощного народного фронта и выдвинул лозунг национально-освободительной войны {605} .

Организатором массовой освободительной борьбы югославского народа, как и греческого, была коммунистическая партия. Еще во время апрельской катастрофы она стремилась всеми мерами укрепить боеспособность армии и народа. Тысячи коммунистов добровольно явились в войсковые части, чтобы пополнить ряды армии, но встретили отказ. Компартия требовала оружия для антифашистов, но не получила его под предлогом «бессмысленности борьбы» {606} .

10 апреля 1941 г. ЦК КПЮ принял решение приступить к организационной и политической подготовке вооруженной борьбы против захватчиков. Ее возглавил Военный комитет под руководством Иосипа Броз Тито. В мае - июне военные комитеты создаются по всей стране, начинается сбор оружия и боеприпасов, формируются ударные группы в городах и сельской местности. В Боснии и Герцеговине развернулись первые бои с оккупантами.

Коммунистическая партия вела курс на создание единого фронта широких народных масс. Ее ряды непрерывно росли. За май - июнь 1941 г. число коммунистов увеличилось с 8 до 12 тыс., а количество комсомольцев достигло 30 тыс. человек {607} .

В Югославии движение Сопротивления с самого начала приняло форму вооруженной борьбы. Югославские патриоты боролись не только против оккупантов и многочисленных югославских квислингов (Павелича в Хорватии, Недича в Сербии и др.), но и против консервативных сил, рассчитывавших после освобождения страны на реставрацию старых буржуазно-помещичьих порядков. Королевское правительство Югославии, находившееся в эмиграции, считало вооруженную борьбу преждевременной, авантюристичной и противоречащей интересам народа. В обращении к народу 22 июня 1941 г., переданном по лондонскому радио, оно призывало спокойно ждать будущей победы союзников, которые «принесут свободу» Югославии {608} . Такой, по сути дела, была и политическая линия четников Михайловича, который неизменно отвергал все предложения югославских партизан установить с ним контакт, а затем пошел на прямые вооруженные конфликты с ними. Но погасить пожар партизанской войны в Югославии было уже невозможно, он разгорался все сильнее.

Движение Сопротивления в самих странах фашистского блока было направлено против существовавших в них режимов и тех социальных сил, на которые они опирались, за восстановление демократических прав и свобод. В первый период войны антифашистскую борьбу вели здесь лишь небольшие группы людей, убежденные революционеры, коммунисты, подлинные демократы. Нелегально прибывшие в Германию инструкторы ЦК КПГ Р. Хальмейер, Г. Шмеер, И. Мюллер, Г. Ханке и другие товарищи вели работу по созданию нового центрального партийного руководства. Несмотря на то что с началом войны в Германии усилились репрессии и стала шире проводиться пропаганда расизма, шовинизма и милитаризма, борьба против фашизма не прекращалась. В стране действовали подпольные антифашистские группы: «Внутренний фронт» в районе Берлина {609} , группа В. Кнёхеля в Рейнско-Вестфальской области {610} , группы Р. Уриха, X. Шульце-Бойзена и А. Харнака, X. Гюнтера, Евы и Фрица Шульце и другие {611} . Эти группы вели антифашистскую пропаганду, издавали в небольших количествах листовки и газеты, совершали акты саботажа и диверсий. О размахе пропагандистской деятельности антифашистского подполья в Германии свидетельствуют архивы гестапо, согласно которым в январе 1941 г. было зафиксировано 228 антифашистских изданий, а в мае - 519 {612} .

Под руководством коммунистических партий антифашистская борьба развертывалась в Италии, Болгарии, Румынии, Венгрии и Финляндии.

Особую страницу в европейском движении Сопротивления составляет борьба заключенных в многочисленных гитлеровских концентрационных лагерях. И здесь под руководством коммунистов, деятелей рабочего движения создавались подпольные организации, которые боролись против невыносимых условий жизни, устраивали побеги.

Чем больше расширялись масштабы войны, тем больше людей осознавало, что несет народам фашистская агрессия, тем ярче разгоралась антифашистская освободительная борьба, повышалась роль трудящихся масс в борьбе с поработителями. Объективно складывались условия, в которых судьба войны против стран фашистского блока все более определялась борьбой широких народных масс, в авангарде которых шли коммунистические и рабочие партии.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Виталий Грабар

4 июня в Общественной палате прошел круглый стол, посвященный одной из важнейших проблем современного мира. На мероприятии обсуждались вопросы, связанные с угрозами нацизма в современном мире.

На круглом столе под названием «Современный нацизм. Региональные и глобальные угрозы» участники мероприятия обсуждали правоприменительную практику закона об ответственности за действия по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников. Эта тема актуальна для всего мира на протяжении большого отрезка истории, но в последнее время ее значение лишь усиливается. Естественно, ярким примером для всех собравшихся служили события на Украине, позиция Европы, современная политика США. Один из важнейших вопросов дискуссии - почему для современного поколения зачастую так привлекателен нацизм?

Модератором мероприятия выступил член Общественной палаты РФ, президент Центра социальных и политических исследований («Аспект») Георгий Федоров , который является заместителем начальника Координационного штаба ОП РФ помощи населению Украины. Помимо этого создан Комитет в защиту прав личности на Украине. Параллельно Георгий Федоров открыл приемные в Брянске и Белгороде для того, чтобы отслеживать и собирать точную информацию. На круглом столе он отметил, что в ближайшее время откроется приемная и в Ростовской области.

Совместно с Георгием Федоровым инициатором мероприятия стал режиссер, сценарист, публицист, политтехнолог Роман Газенко , который считает, что «нацизм - это расизм, положенный в основу государственной идеологии ». Эксперт отметил важность мероприятия, которое, по его мнению, обязательно должно иметь практический вывод.

«Мы понимаем, что хирургия - это брак терапии. И здесь многие говорят о том, что надо заниматься практическими делами, просветительскими, чтобы каждое мероприятие было не формальным ритуальным танцем брачующегося глухаря, а имело конкретный практический вывод », - заявил Роман Газенко .

Интересную точку зрения представил известный психолог Виктор Пономаренко , который открыл свое выступление характеристикой современного нацизма.

« Сейчас происходит некий разнообразный ренессанс нацистского чувства, переживания. Мы видим, что есть нации, которые готовы взять на себя лидерство не только в экономическом плане, поскольку это лидерство уже определено, а больше в пространстве морально-идеологическом. Они готовы экспортировать свою идеологию процветания, как они считают, на свой лад, на недоразвитые территории. Возникает чувство и установка - деформатизм - низкий, порочный, Есть недоразвитые нации, а есть нации - учителя. Они полагают, что не только можно, но и должно вмешиваться в историю, в самосознание окружающих людей и наций », - заявил психолог.

Эксперт также отметил, что на сегодняшний день нарастает волна реваншизма для тех наций, которые считают себя ущемленными, но готовыми выступить в роли лидеров. По его мнению, в России нет законодательной базы, которая помогла бы бороться с этим явлением. Следовательно, все разговоры о нацизме, по мнению психолога, ведутся в общих чертах.

Виктор Пономаренко также выделил три главных источника неонацизма. Это диффаматизм , конкуренция - борьба сильных со слабыми, где сильные чаще всего становятся производителями, а слабые - потребителями, и корпоративность , выраженная определенной борьбой своей группы за свои идеалы и ценности.

По его словам, нам есть, что противопоставить этим трем источникам, но необходимо плотно разрабатывать теорию антинацизма. Диффаматизму мы можем противопоставить интернационализм , конкуренции - сотрудничество , а корпоративности - коллективизм . По убежденному мнению психолога, нацизм нельзя победить только политтехнологиями.

Работу по помощи украинскому населению ведут многие общественные организации. Заместитель директора Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом Михаил Владимир рассказал о работе своего фонда, а Общественная палата предложила ему объединить усилия. Эксперт рассказал о том, что Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом следит за постоянным нарушением прав человека на Украине и старается оказывать юридическую помощь. Он также отметил, что на территории Украины работают 5 центров защиты прав соотечественников, которые будут развиваться и дополняться новыми центрами. По его мнению, нарушение прав человека, личности в стране братского народа носит уже системный характер. Михаил Владимир также проанализировал понятие военного преступления по международным законам, отметив, что ситуация на Юго-востоке Украины полностью подходит под описания понятия «военное преступление». Самые важные критерии определения: длительность и интенсивность применения силы, задействование авиации, высокий уровень организации ополченцев.

Участники дискуссии отмечали, что с проблемой современного нацизма связана и с политикой двойных стандартов. По мнению некоторых экспертов, сегодня многие страны говорят о демократии и правах человека, которые на деле оказываются весьма условными. Двойные стандарты нацелены на создания напряжения, на то, чтобы страны - сотрудники России не могли консолидироваться. Этот конфликт создан сознательно, полагают собравшиеся эксперты. Огромную роль, на их взгляд, играют и ресурсы, которыми богата Россия и за которые борются западные страны

Марина Демидовец , общественный деятель, автор многих проектов, затронула важнейшие понятия, с которыми связан нацизм, - манипуляция, изоляция.

«Американская сторона вкладывает деньги в манипуляцию, чтобы изолировать некоторые регионы. Невозможно бороться с этим открыто, бороться можно только разъяснением, объясняя людям, что потом им же будет хуже. В Европе в ужасе, что может сделать политика манипуляция с сознанием людей.

Очень важно делать программы для детей, которые будут объяснять им, что мы сейчас в наше время не можем допускать изоляции, потому что ни одно общество не может выжить в изоляции.

Мы живем на одной планете, мы все хотим будущего. Американцы переходят границы дозволенного. Они просто воруют у детей будущее. Это нарушение права детей жить в нормальном мире. Ощущение общности - это очень важно.

Америка в принципе сильно перегнула палку. Все население Европы увидело эту манипуляцию. Европейское сообщество уже отстранилось. Может это не так сильно проявляется в высказывании политиков на людях, но это есть », - заявила эксперт.

Член президиума Политического совета партии "Родина" Фёдор Бирюков отметил, что говорить об угрозе нацизма поздно, он уже есть.

«Сегодня мы понимаем, что фашизм и нацизм - это не угроза, это реальность. Мы должны трактовать явление фашизма как политическую практику и технологию западного мира, свойственному на протяжении веков.

Фашизм - это не такое простое явление, как мы хотим представить. Когда мы говорим о том, что мы должны объяснить людям, что фашизм это плохо, и они тогда они все поймут, мне кажется это очень хорошей идеей, но не совсем реальной. Это объяснялось на протяжении веков. Они понимают, что это плохо, но это их. Так они колонизовали Америку, так они борются с нами », - полагает эксперт.

По его мнению, для России фашизм совершенно неестественен, поэтому в нашей стране его нет.

«Я бы хотел предложить включить в наш понятийный аппарат, что фашизм является хроническим заболеванием западного мира и типичной для него технологией политического управления. Тогда нам будет проще и понятнее бороться с ним », - добавил Федор Бирюков .

Один из самых сложных вопросов, связанных с привлекательностью нацистской идеологии среди молодежи, затронула заместитель генерального директора информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства Юлия Якушева .

«Работая с государствами ближнего зарубежья, мы замечаем очень негативный эффект, связанный с темой нашего обсуждения. Нацизм, ультранационализм становятся одним из главных инструментов политической борьбы по выталкиванию России из ее политических интересов.

В республиках центральной Азии в канун дня победы поднимается вопрос о георгиевских ленточках как о символе порабощения, колонизацией народов Российской империи. Это маргинальные точки зрения, они не пользуются популярностью, но они ежегодно нарастают.

Эти настроения оценены в молодежной среде. Проблема, на мой взгляд, заключается в отсутствии внятной идеологической модели, внятной ценностных ориентиров стан постсоветского пространства. Идеологический вакуум быстро заполняется разрушительными идеями. Этот феномен нуждается в серьезном научном исследовании. Проблема современного нацизма еще не получила достаточного объяснения в науке.

Мы хотели бы предложить на базе наших возможностей сформировать некую группу, которая изучала бы современный нацизм с научной точки зрения. Ведь важно понять, почему идея нацизма так привлекательна молодежи. Утрата истории? Необходимо понять сущность этого явления, и тогда мы сможем сформировать наиболее эффективные инструменты борьбы с этой проблемой », - заявила эксперт.

По мнению общественного деятеля и блогера Александра Ильина , огромную роль на сегодняшний день играет именно информационная война.

«Сейчас война идет у нас в информационном поле. Кто выигрывает в информационном противостоянии - тот и победитель. Юридические документы - это только подкрепление информационных фактов. Мы пытаемся бороться с последствиями, потому что возможности манипуляции существует благодаря историческому нигилизму. Если бы народ Украины и России помнил бы свою историю, то тогда бы бандера не становился героем. В России тоже существует большой пробел в знании истории. Когда он существует, то пространство можно заполнять его чем угодно », - сказал участник дискуссии.

В завершении круглого стола член ОП РФ Георгий Федоров подвел небольшой итог, отметив, что у нас в стране необходимо решать и стратегические задачи - борьба с коррупцией, национализацией элит. Это тоже немаловажные понятия, которые косвенно взаимосвязаны с нацизмом. Георгий Федоров поблагодарил всех участников за конструктивное обсуждение.

«Подводя итоги, хочу всех поблагодарить и сказать, что все то, что здесь было сказано - было сказано конструктивно. Надеюсь, что все-таки карательная операция рано или поздно должна закончиться. Мы должны, конечно, активно влиять на то, чтобы мирное население не было уничтожено. А также добиться, чтобы военные преступники были наказаны и индивидуально. Знаете, слово хунта, коллективный Гитлер уводит от ответственности многих конкретных исполнителей, конкретных преступников, которые отдают приказы, уничтожают людей и проводят эту операции. Я думаю, в этом отношении нам надо учиться у Израиля и у тех структур, которые есть в нашей стране, потому что у нас был такой опыт, когда преступники были наказаны », - завершил круглый стол член ОП РФ.

– идеология всевластия государственной машины, военной экспансии, расового неравенства, подчинения личности нации, презрения к демократии, политическому и культурному либерализму, к интеллигенции и науке, считающая желание вождя единственным источником вдохновения людей и нации. Автором наименования этой идеологии является Бенито Муссолини, который образовал его от латинского слова fasces, означающего связку прутьев березы и топор – символ власти древнеримских ликторов приводить в исполнение наказания. В наиболее концентрированном виде эта идеология выражена в книге Адольфа Гитлера «Mein Kampf» («Моя Борьба»), написанной в 1925 –1927 годах. Практика фашизма – это диктатура с применением крайних форм насилия, шовинизма, расизма, с широким использованием государственно-монополистических методов регулирования экономики, максимального контроля над всеми проявлениями общественной и личной жизни граждан, силовое установление мирового господства. Точное определение фашизму дают его главные характеристики: 1. Непримиримая борьба с политическим и культурным либерализмом, объясняемая утверждением, что либерализм поощряет моральный релятивизм, безбожие, эгоистичный индивидуализм и таким образом подрывает мораль. 2. Культ насилия, нетерпимость, репрессии, направленные на инакомыслие, на все «чужое», объясняемые необходимостью защищаться против сил несущих нравственный и культурный «упадок». Для фашистов, «упадок» означает: гуманизм, демократию, либерализм, парламентаризм, рационализм, скептицизмом, плюрализм, общечеловеческую культуру. Фашисты всегда указывают в качестве источника и образца «упадка», выбранный ими этнос или группу этносов, объединение людей со своей идеологией или религиозными воззрениями, которых они выставляют источником всех зол, используя для этого все силы пропагандистской машины. Противоположностью «упадка» является «духовностью», которая производит самодисциплину, мужество, желание умереть за нацию, «обожествление» вождя и созданной им иерархии. 3. Расизм, геноцид, чрезвычайный национализм, национальная идентичность, рассматриваемая основой индивидуальной идентичности, нация «защищается» от «развращения» иностранными влияниями, космополитизмом, международным сотрудничеством, общечеловеческой культурой. 4. Вождь с неограниченной властью. 5. Тоталитарная власть фашистской партии: полное подчинение законодательной, исполнительной, судебной власти, полное подчинение управления силовыми структурами, финансами, экономикой, средствами массовой информации, культурой, наукой, образованием, религиозными объединениями, спортом, отношением полов, семейными отношениями, членам семьи вменяется в патриотическую обязанность сообщить об антифашистских настроениях среди членов семьи, поощряется доносительство детей на родителей и родителей на детей. 6. Милитаризация общества, культ повиновения власти, дисциплины, физической силы, приспособление атрибутов военных организаций для гражданских (униформа, приветствия и т.д.), постоянная готовность к войне. 7. Стремление к мировому господству силовыми методами. 8. Воспитание «нового человека» – «зрелого» существа, физически сильного и «нравственного», презирающего все «слабое» и «мягкое», «до смерти» преданного вождю и нации. 9. Образование, внушающее слепое повиновение власти, препятствующее критическим и независимым взглядам. 10. Прославление иррациональных источников народной души. 11. Противостояние христианскому учению, при внешнем изображении из себя защитников христианской церкви, низложение христианских идеалов любви, смиренности и покаяния на том основании, что они подавляют сильные инстинкты, необходимые чтобы доминировать над «низшими» расами, стремление незаметно подменить христианство культом воина завоевателя. 12. Дискриминация по полу. 13. Консервативность экономических программ, государственно-монополистические методы регулирования экономики, проблема занятости решается развитием военно-промышленного комплекса и увеличением призыва в силовые структуры. 14. Корпоративизм. Корпоративные учреждения призваны заменить все независимые организации рабочих и предпринимателей, а корпоративистский парламент – традиционные представительские и законодательные органы для создания гармоничного сотрудничества рабочих и предпринимателей для пользы нации в целом, уничтожения политического инакомыслия. Первые фашистские организации появились в Италии и Германии в 1919 году. В Италии фашисты организовали полувоенные дружины из националистически настроенных бывших фронтовиков первой мировой войны. В октябре 1922 года итальянские фашисты инсценировали вооружённый «поход на Рим», в результате которого 31 октября 1922 премьер-министром Италии стал глава итальянских фашистов («дуче») Бенито Муссолини. В течение последующих четырёх лет фашистское руководство постепенно ликвидировало демократические свободы, установило всевластие фашистской олигархии. В 1927 году фашисты в «Хартии труда» провозгласили основные положения фашистского корпоративного государства, выражающего «единство нации». Корпоративное государство – «корпорация», является совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию», в корпоративном государстве преодолевается классовый антагонизм и ликвидируются классы, осуществляется сотрудничество труда и капитала. В 1934 году были созданы «добровольные» корпорации по отдельным отраслям экономики во главе с центральным корпоративным советом под председательством Б. Муссолини. В 1939 году парламент Италии был заменен «палатой фаший и корпораций», состоявшей из членов Центрального корпоративного совета, руководства фашистских партии и министров. В 1935 году фашистская Италия развязала войну против Эфиопии, после захвата которой (1936) приняла участие в интервенции против республиканской Испании (1936–1939), в 1939 году захватила Албанию, в октябре 1940 года напала на Грецию, а ещё раньше, в июне того же года, объявила войну Франции, вступив тем самым во вторую мировую войну 1939–45 годов. В ходе этой войны фашистский режим в Италии потерпел крушение в 1943 году. Муссолини был повешен. В Германии организации с фашистской идеологией также как в Италии появились в 1919 году. В 1919 году в Мюнхене была организована фашистская Национал-социалистская рабочая партия Германии (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei – NSDAP). Сокращение первого слова названия партии «наци» породило термины «нацисты», «нацизм» равные терминам «фашисты», «фашизм». В 1919 году Гитлер был один из организаторов NSDAP, с 1920 года ее глава (фюрер). Настоящая фамилия Адольфа Гитлера (Hitler) – Шикльгрубер (Schicklgruber), родился он 20.4.1889 года в Браунау, Австрия, покончил жизнь самоубийством 30.4.1945 года в Берлине. 8 – 9 ноября 1923 года Гитлер вместе с генералом Э. Людендорфом предпринял в Мюнхене попытку фашистского переворота, но она окончилась провалом. Впоследствии, разжигая шовинизм, расизм, антисемитизм, распространяя миф о превосходстве немцев над другими народами, нацистам удалось привлечь на свою сторону подавляющую часть населения Германии. Поражение в первой мировой войне, разочарование, обнищание народа проложили путь к успеху пропаганды фашистов. Негодование немцев по поводу капитуляции Германии в первой мировой войне дало отправную точку пропаганде фашистам. Широко было распространено мнение, что поражение Германии было организовано дипломатами в Версале, где немецкие представители согласились прекратить военные действия и безоговорочно сдались 11 ноября 1918. Фашисты начали свою пропагандистскую компанию с призывов к реваншу за этот «изменнический» акт безоговорочной капитуляции. Их призыв к перевооружению имел успех среди военных, которые расценивали мир только как временную задержку в завоевательных планах Германии. Ситуация усугублялась инфляцией немецкой валюты в 1923, которая «съела» сбережения многих немцев. Фашисты усилили в своей пропаганде пангерманские стремления почти мистическим фанатизмом веры в миссию немецкой расы. Изображая из себя защиту против коммунизма, фашисты эксплуатировали страх, пробужденный в Германии и во всем мире большевистской революцией в России. Таким образом, фашизм был способен обеспечить поддержку многих немцев, которые неправильно истолковали тоталитарный характер фашистского движения. Самым важным вкладом Гитлера в теорию и практику фашизма было его глубокое понимание массовой психологии и массовой пропаганды. Он утверждал, что вся пропаганда должна иметь интеллектуальный уровень наименее интеллектуальных из тех, на кого она направлена, ее правдивость намного менее важна, чем ее успех. Согласно Гитлеру, гений вождя должен указать народу самого главного врага, враг должен быть один, потому что признание различных врагов слишком легко приводит к сомнению в их враждебности. Гитлер указал главного врага – евреев, которых он идентифицировал и с большевизмом и с космическим злом. Он призывал предвзято относиться к евреям не согласно их религии, а согласно их расе. Отклоняя рационализм, либерализм, демократию, правление закона, прав человека, и всех движений международного сотрудничества и мира, фашизм насаждал власть инстинкта, подчинение индивидуума к государству, и потребность слепого и непоколебимого повиновения вождям. Фашизм подчеркивал превосходство арийской расы и мужчин этой расы перед женщинами, право сильных управлять слабыми. 30 января 1933 года президент Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером. В декабре 1933 года был принят закон «об обеспечении единства партии и государства», провозгласивший Национал-социалистическую партию «носительницей идеи государства». После смерти Гинденбурга Гитлер сосредоточил в своих руках всю законодательную и исполнительную власть, объединив посты президента и рейхсканцлера в августе 1934 года. Немецкие фашисты в течение нескольких месяцев полностью «унифицировали» страну, обрушив кровавый террор на все демократические и либеральные течения, бросая в тюрьмы и физически уничтожая всех действительных и потенциальных противников нацистского режима. Вслед за Коммунистической партией были запрещены Социал-демократическая и все традиционные партии. Были распущены все общественные организации и, прежде всего профсоюзы, лишён своих прерогатив парламент, отменены все формы общественного контроля за государственной администрацией. Созданный национал-социализмом механизм диктатуры включал в себя отличавшийся крайней жестокостью террористический аппарат (СА, СС, Гестапо, а также «Народный трибунал» и другие органы фашистской юстиции), аппарат организационного воздействия на население (Национал-социалистская партия, Национал-социалистский женский союз, Гитлеровская молодёжь, Немецкий рабочий фронт, организация «Сила через радость» и т. д.), контролировавший все формы общественной деятельности, а также аппарат по пропагандистской обработке масс, возглавлялся министерством пропаганды. Между 1934 и 1939 фашисты установили полный контроль жизни в Германии. Многие немцы, утомленные экономической и политической неустойчивостью, слабостью власти, которая характеризовала годы Веймарской республики (1919–33), приняли Гитлера и его движение. Народу нравилось сильное и решительное правительство нацистов, нравилось, что бесконечные ряды безработных быстро таяли, поскольку появлялось много рабочих мест в обширных проектах общественных работ и в быстро умножающихся предприятиях военно-промышленного комплекса, нравилось восстановление достоинства Германии на европейской сцене. Несмотря на экономический и политический успех, национал-социализм поддержал власть силовыми мерами и массовой манипуляцией. Нацистский режим создал мощный институт пропаганды, пропаганде была подчинена вся культура, средства массовой информации, массовые нацистские мероприятия, форма нацистов, знаки отличия. Пропаганда создавала с одной стороны ауру всемогущества, с другой – ужаса, который внушала вездесущая тайная полиция и концентрационные лагеря. Пропаганда раздувала немецкий антисемитизм, делала из евреев символ всего, что ненавидел и боялся обыватель, изображала евреев врагом всех классов общества. Оппозиция режиму была разрушена прямыми репрессиями и страхом перед возможными репрессиями. Противники режима были заклеймены как враги государства и людей, была создана система тотального доносительства. Правосудие больше не было целью, оно было полностью подчинено интересам нацистской партии. В концентрационных лагерях господствовало система садистского зверства. Нацисты ставили задачу господства над всем миром. В тесном союзе с генералитетом гитлеровское правительство проводило форсированную милитаризацию Германии. Незамедлительно был взят курс на милитаризацию экономики, сопровождавшийся осуществлением различных форм государственно-монополистического регулирования (государственные капиталовложения, главным образом на военные цели, налоговая политика, политика кредитов и запланированной инфляции, административный контроль над хозяйственным развитием, принудительное синдицирование или картелирование промышленности, создание новых объединений монополистов и др.). Были разорваны международные соглашения, ограничивавшие вооружение Германии, и проведён ряд агрессивных актов, рассчитанных на укрепление военно-стратегических позиций Германии в ее борьбе за мировое господство. В 1936–39 годах Германия совместно с Италией участвовала в интервенции против республиканской Испании. В 1938 году было совершено насильственное присоединение (аншлюс) Австрии, в 1938–39 годах захвачена и расчленена Чехословакия. Нападением на Польшу в сентябре 1939 года фашистская Германия развязала вторую мировую войну. Оказавшись у власти в Италии и Германии, фашисты поставили под свою эгиду многочисленные фашистские и профашистские организации за рубежом. В некоторых странах эти организации стали представлять серьёзную опасность для демократических режимов. В 1945 году фашистская Германия была разгромлена. Гитлер покончил жизнь самоубийством. В период между двумя мировыми войнами были установлены режимы фашистского типа в Венгрии (режим Хорти), Австрии, Польше («санационный режим»), Румынии, прибалтийских государствах. Под влиянием Италии и Германии развивалось фашистское движение в Испании, где после кровопролитной гражданской войны 1936–39 при военной и политической поддержке Италии и Германии была установлена в марте 1939 фашистская диктатура Франко. Ещё раньше в Португалии утвердилась фашистская диктатура Салазара. К середине 30-х гг. фашизм вырос в смертельную угрозу не только для демократического движения отдельных стран, но и для всего человечества, поставив под вопрос существование многих народов. После второй мировой войны фашизм смягчил свои пропагандистские лозунги, поэтому его называют неофашизмом, но на практике неофашизм выявляет свою глубокою идейно-политическую идентичность с классическим фашизмом. Важнейшие отличительные черты всех неофашистских политических течений и организаций – крайний национализм, расизм, открытый или более или менее прикрытый, применение насильственных, террористических методов политической борьбы. Неофашисты защищают авторитарные ценности, выступают против либерального индивидуализма, прославляют насилие и военный героизм, поддерживают популистские экономические программы. Защищая расизм и ксенофобию, неофашисты изображают себя защитниками традиционной национальной культуры и религии. Используя адаптированные к складывающейся политической обстановке методы социальной и националистической пропаганды, неофашисты пытаются охватить своим влиянием большую часть населения. Степень влияния неофашистского движения и неофашистской идеологии зависит от расстановки политических сил в правящем лагере, остроты социально-политического кризиса в той или иной стране, эффективности и целеустремленности, противостоящих неофашистам политических сил. Неофашистские организации и группы, даже когда пользуются ограниченным влиянием, представляют серьезную опасность. В обстановке социальных и политических потрясений они могут стать важной составной частью объединения антидемократических, антилиберальных сил. Основная цель неофашизма в том, чтобы создать у политически неустойчивой части общественности впечатление полной неспособности парламентских правительств обеспечить общественный порядок и тем самым толкнуть группы умеренно консервативных избирателей в лагерь «легальных» неофашистов.


Смотреть значение Фашизм (нацизм) в других словарях

Фашизм — фашизма, мн. нет, м. (ит. fascismo от латин. fascis - пучок прутьев, в древнем Риме служивший символом власти) (нов. полит.). Одна из форм открытой буржуазной диктатуры в нек-рых капиталистических........
Толковый словарь Ушакова

Нацизм М. — 1. Германский фашизм.
Толковый словарь Ефремовой

Фашизм М. — 1. Идеология крайне воинствующего шовинизма и расизма и практика порабощения (с частичным уничтожением порабощенных народов, с превращением в рабов народом-победителем........
Толковый словарь Ефремовой

Нацизм — -а; м. Германский фашизм. Борьба с нацизмом. Не допустить возрождения нацизма.
◁ Нацистский (см.).
Толковый словарь Кузнецова

Социал-фашизм — социал-фашизма, мн. нет, м. (полит.). Политика и тактика поддержки буржуазии своей страны социал-демократическими партиями II Интернационала, способствующая победе фашизма.
Толковый словарь Ушакова

Нацизм — (от названия Национал-социалистской партии Германии) - название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933-1945 гг.
Суть Н. составляют тоталитарные........
Экономический словарь

Социал-фашизм — } -а; м. Совокупность политических взглядов, основанных на сочетании фашистской идеологии и социалистических идей; общественное течение с таким уклоном.
Толковый словарь Кузнецова

Фашизм — (ит. fascismo, от fascio - пучок,
связка,
объединение) - социально-политические движения, идеологии и государственные режимы правототалитарного типа. В точном
смысле........
Экономический словарь

Фашизм — -а; м. [итал. fascismo] Политическое течение, в основе которого лежит идеология культа сильной личности, вождизма, агрессивного шовинизма и расизма. Бороться с фашизмом. Идеология........
Толковый словарь Кузнецова

Нацизм — (от названия Национал-социалистской партии Германии) - название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933-1945 гг. Суть Н. составляют тоталитарные террористические........
Юридический словарь

Нацизм (от Назв. Национал-социалистской Партии Германии) — - название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933-1945 гг. Сутью Н. являются тоталитарные террористические методы власти, а также официальная градация........
Юридический словарь

Фашизм — (ит. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение) - социально-политические движения, идеологии и государственные режимы правототалитарного типа. В точном смысле Ф. - феномен........
Юридический словарь

Нацизм — (от названия фашистской Национал-социалистской партии Германии(нацистской) - одно из названий германского фашизма.

Фашизм — (итал. fascismo - от fascio - пучок, связка, объединение),социально-политические движения, идеологии и государственные режимытоталитарного типа. В узком смысле фашизм - феномен........
Большой энциклопедический словарь

Итальянский Фашизм — - возник, как реакция на неудавшуюся итальянскую рабочую революцию в сентябре 1920 года. После того как буржуазия была спасена от социального переворота, благодаря предательской........
Исторический словарь

Нацизм — - идеология и практика германского фашизма, в основе которой антинаучная теория о расовом превосходстве арийской расы над всеми другими народами.
Исторический словарь

Нацизм (национал-социализм) — - одно из названий германского фашизма, произошедшее от названия Национал-социалистической партии Германии (1919-1945), установившей фашистский режим в стране с 1933 г. После........
Исторический словарь

Фашизм — (итал. fascismo, от fascio - пучок, связка, объединение) - политич. течение, возникшее в капиталистич. странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее........
Советская историческая энциклопедия

Фашизм — - идеология и политическое течение, возникшее после 1-й мировой войны, первоначально в Италии. Является неприкрытой диктатурой, проводящей жесточайший террор против........
Исторический словарь

Нацизм — (Nazism) - см. Национал-социализм.
Социологический словарь

Национал-социализм (нацизм) — - англ. national-socialism; нем. National-Sozialismus. Идеология, полит, движение и система власти, основанные на использовании лозунгов национализма и социализма; немецкая........
Социологический словарь

Национал-социализм Или Нацизм — (National Socialism or Nazism) - доктрины и политические движения, связанные с Национал-социалистической рабочей партией Германии. Национальный социализм начинался в виде движения........
Социологический словарь

Фашизм — (от итал. fascismo от - пучок, связка, объединение) - англ. fascism; нем. Faschismus. Форма движений и политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую........
Социологический словарь

Фашизм (fascism) — Система политических идей, или реальная политическая система, основанная на представлениях о превосходстве одних рас над другими.
Социологический словарь

Фашизм, Национал-социализм — (лат. fasio; итал. fascismo, fascio - пучок, связка, объединение) - 1) Тип общественного и государственного устройства, противоположный конституционно-плюралистической демократии.........
Социологический словарь

Национал-социализм, Или Нацизм — - форма общественного устройства, соединяющая социализм с ярко выраженным национализмом (расизмом). Н.-с. называется также идеология, обосновывающая такого рода социальный........
Философский словарь

Фашизм — - социально-политическое движение, получившее преимущественное развитие в странах второго эшелона, вступивших на путь либеральной цивилизации. Ф. характеризуется:........
Философский словарь

Фашизм, Национал-социализм — (лат. fasio; итал. fascismo, fascio- пучок, связка, объединение) - (1) - тип общественного и государственного устройства, противоположный конституционно-плюралистической демократии.........
Философский словарь

НАЦИЗМ — НАЦИЗМ, -а, м. Германский фашизм. || прил. нацистский, -ая, -ое.
Толковый словарь Ожегова

ФАШИЗМ — ФАШИЗМ, -а, м. Идеология воинствующего расизма, антисемитизма и шовинизма, опирающиеся на нее политические течения, а также открытая террористическая диктатура одной........
Толковый словарь Ожегова

(fascism) Крайне правые националистические идеология и движение с тоталитарной и иерархической структурой, диаметрально противоположные демократии и либерализму. Термин берет свое начало в Древнем Риме, в котором власть государства символизировалась фасциями – связанных вместе пучками прутьев, (что означало единение народа) с выступающим из связки топориком (означавшим руководство). Этот символ послужил Муссолини эмблемой для движения, которое он привел к власти в Италии в 1922 г. Позднее, однако, это название стало общим для целого ряда движений, возникших в Европе в период между двумя мировыми войнами. К этим движениям относятся: национал-социалисты в Германии, "Аксьон франсез" (Action Francaise) во Франции, "стреловидный крест" в Венгрии и фалангисты в Испании. В послевоенный период термин применялся часто с приставкой "нео" по отношению к тем, кого считают последователями вышеупомянутых движений. К ним, в частности, относятся Итальянское социальное движение (переименованное в 1994 г. в Национальный альянс), Республиканская партия в Германии, Национальный фронт во Франции и Фаланга в Испании, а также перонизм (Peronism) и, в последнее время, движения, возникшие в посткоммунистических странах, типа "Памяти" в России. Так можно ли при таком разнообразии движений говорить об одном значении этого термина? Классифицировать сугубо фашистские идеологии можно следующим образом. С точки зрения структуры, среди них выделяются монистические, основанные на идее безусловных фундаментальных и наиболее существенных истин о человечестве и окружающей среде; упрощенческие, приписывающие возникновение сложных явлений единым причинам и предлагающие единые решения; фундаменталистские, связанные с делением мира на "плохое" и "хорошее" без каких-либо промежуточных форм, и заговорщические, исходящие из того, что существует тайный широкомасштабный заговор неких враждебных сил, которые намерены манипулировать массами для достижения и/или сохранения своего господства. С точки зрения содержания фашистские идеологии различаются по пяти главным позициям: 1) крайний национализм (nationalism), вера в то, что существует чистая нация, имеющая собственные, отличительные от других наций черты, культуру и интересы и превосходящая все остальные нации; 2) подобный вывод обычно сопровождается утверждением, что эта нация переживает период упадка, но когда-то, в мифическом прошлом, она была великой, с гармоничными общественно-политическими отношениями, и сама господствовала над другими, но позднее потеряла внутреннее единство, распалась и попала в зависимость от других, менее значительных наций; 3) процесс национального упадка зачастую связывают с снижением уровня расовой чистоты нации. Для некоторых движений характерен подход к нации как к чему-то такому, что совпадает во времени и пространстве с расой (nation race), другие признают иерархию рас, внутри которых находятся нации (race nation). Практически во всех случаях считается, что утрата чистоты ослабляет расу и в конечном счете является причиной ее нынешнего трудного положения; 4) вину за упадок нации и/или за смешанные браки возлагают на заговор иных наций или рас, которые, как считается, ведут отчаянную борьбу за господство; 5) в этой борьбе как капитализм, так и его политическая оболочка – либеральная демократия – рассматриваются всего лишь как хитроумные средства раскола нации и ее дальнейшего подчинения мировому порядку. Что касается основных требований этих идеологий, то главным среди них является воссоздание нации как объективной реальности посредством восстановления ее чистоты. Второе требование – восстановление господствующего положения нации через перестройку государственного устройства, экономики и общества. К средствам достижения этих целей в разных случаях относят: 1) построение авторитарного, антилиберального государства, господствующую роль в котором играет одна партия; 2) полный контроль этой партии над политической организацией, информацией и национализацией; 3) государственное управление трудовыми ресурсами и сферой потребления с целью построения продуктивной и самодостаточной экономики; 4) наличие харизматического лидера, который был бы способен облечь в плоть и кровь "реальные" интересы нации и мобилизовать массы. В случае достижения этих важнейших целей нация сможет вернуть себе утраченное господство даже, если потребуется, военным путем. Подобные цели в период между двумя мировыми войнами были характерны для фашистских движений, которые с особым рвением занимались расовой и этнической чистками, установили тоталитарные политические системы и диктатуры, построили продуктивную экономику и, конечно же, развязывали войны с целью завоевания мирового господства. Однако такие партии ныне уже не могут открыто пропагандировать столь экстремистские идеи. Произошла ревизия позиций. Борьба за чистоту нации и расы теперь выливается в противостояние непрекращающейся миграции и в требования репатриации чужестранцев; на смену требованию тоталитаризма и диктатуры пришли менее жесткие предложения о существенном усилении государственной власти якобы в рамках демократии; прерогатива производства товаров заменена вмешательством государства в экономическую сферу, а о воинской доблести говорить почти совсем перестали. Послевоенные движения с подобными идеологиями обычно называют неофашистскими.

В узком смысле фашизм - идейно-политическое течение в Италии 1920–40-х гг. Основатель итальянского фашизма - исключенный за пропаганду войны в 1914 г. из Социалистической партии журналист Бенито Муссолини. В марте 1919 г. он объединяет своих сторонников, среди которых немало фронтовиков, разочарованных в действующей власти, в «Союз борьбы» - «фашио ди комбаттименто».

В становление фашизма как идеологии значительный вклад внесли представители футуризма - специфического направления в искусстве и литературе начала XX в., напрочь отрицающего культурные достижения прошлого, воспевающего войну и разрушение как средство омоложения одряхлевшего мира (Ф. Т. Маринетти и др.).

Одним из предшественников Муссолини был писатель Габриель д’Аннунцио. Смысл идеологии фашизма заключается в признании права итальянской нации первенствовать в Европе и мире в силу того, что жители Апеннинского п-ва происходят от потомков римлян, и Итальянское королевство является правопреемником Римской империи.

Фашизм исходит из понятия нации как вечной и высшей реальности, основанной на общности крови. В единении с нацией, согласно фашистской доктрине, индивид путем самоотрицания, жертвы частными интересами осуществляет «чисто духовное бытие». По Муссолини, «для фашиста ничто человеческое или духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен».

Итальянское государство стало тоталитарным (термин самого «дуче» - ит. «герцога», «вождя», как официально именовался диктатор), когда Б. Муссолини пришел к власти. В 1922 г. со своими многочисленными сторонниками-«чернорубашечниками», построенными в многотысячные колонны, он осуществил знаменитый поход на Рим. Большинством голосов парламент передал ему власть в стране. Но переход к тоталитарному государству, где все сферы общества контролируются властью, Муссолини сумел осуществить лишь спустя 4 года. Он запретил все партии, кроме фашистской, высшим законодательным органом страны объявил Большой фашистский совет, отменил демократические свободы, прекратил деятельность профсоюзов.

В отношениях с внешним миром Муссолини проводил агрессивную политику. Еще в 1923 г. его правительство после бомбардировки захватило о-в Корфу. Когда к власти в Германии пришел единомышленник дуче А. Гитлер, Муссолини, ощутив поддержку, осуществил агрессию в отношении африканского государства Эфиопия.

Итальянские военные формирования приняли участие и в войне франкистов против республиканской Испании и в боевых действиях на территории СССР в составе немецко-фашистской армии. После вторжения американских и английских войск на Сицилию, а затем и в материковую Италию, в 1943 г. правительство короля Виктора-Эммануила III капитулировало, Большой фашистский совет голосует против Муссолини, а король приказывает арестовать его. Гитлер, направив своих десантников, освободил находящегося под арестом дуче и вернул его на пост главы «Итальянской социальной республики» («Республики Сало») - части Северной Италии, оккупированной немцами.

Именно в это время в формировании, руководимом Муссолини, развернулись репрессии против евреев, хотя до массовых антисемитских акций не дошло, в отличие от Германии и других государств фашистского блока (Румынии, Венгрии, Хорватии), а также оккупированных нацистами территорий Польши и Советского Союза. 27 апреля 1945 г. Бенито Муссолини с любовницей был захвачен участниками итальянского Сопротивления и на следующий день расстрелян.

Идеология фашизма оказалась нежизнеспособной еще при жизни ее создателя. Мечта Муссолини воссоздать «Римскую империю» столкнулась с неспособностью итальянского народа к государственному строительству. Идеи корпоративного государства были реализованы в других странах.

Во многих постулатах фашизм близок немецкому национал-социализму, вследствие чего обе доктрины часто отождествляются. Обычно все ужасы фашизма связывают с политикой геноцида, проводимой А. Гитлером.

На оккупированных территориях немецкими фашистами с помощью концлагерей и массовых зверских убийств по различным оценкам было уничтожено более 20 млн чел. (преимущественно русских, белорусов, украинцев, евреев, цыган, поляков и др.).

Фашизм как идеология осужден международным трибуналом на Нюрнбергском процессе, и до сих пор законодательство многих стран предполагает уголовную ответственность за пропаганду фашизма.

Термин «фашистский» применялся также в отношении режима Салазара в Португалии, диктатуры Франко в Испании.

Фашизм опирается на тоталитарную политическую партию («мощную организацию активного меньшинства»), которая после прихода к власти (как правило насильственного) становится государственно-монопольной организацией, а также на непререкаемый авторитет вождя (дуче, фюрера). Фашистские режимы и движения широко используют демагогию, популизм, лозунги социализма, имперской державности, апологетику войны.

Фашизм находит поддержку в условиях общенациональных кризисов. Многие черты фашизма присущи различным социальным и национальным движениям правого и левого толка, а также некоторым современным государственным режимам, основывающим идеологию и государственную политику на принципе национальной нетерпимости (современные Эстония, Грузия, Латвия, Украина и пр.).

Так, около 200 тыс. русскоязычных жителей Эстонии лишены гражданских прав, дискриминируются по национальному признаку и прозябают на положении людей второго сорта. В стране идет активная антирусская пропаганда, направленная на воспитание в этнических эстонцах ненависти к русским, а также масштабная кампания по реабилитации нацистских преступников.

По ряду признаков (вождизм, тоталитаризм, национальная, классовая, расовая нетерпимость) к фашистским можно отнести и некоторые российские политические движения, в т. ч. НБП (см. Нацболы), РНЕ, движение скинхедов.

Отличное определение

Неполное определение ↓