Природа играет огромную роль в жизни человека. Значение природы в жизни людей
РОЛЬ ПРИРОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Человек - продукт природы и существует во взаимосвязях со всеми природными объектами, однако для того, чтоб лучше разобраться в вопросе: каково же значение всей окружающей человека природы в его жизни мы прибегнем к тому, что разъединим их. Сразу же после этого нам станет ясно, что человек сам по себе без остальной природы существовать не сможет, т. к. природа - это прежде всего среда жизни человека . Это первая и важнейшая роль природы.
Из этой роли вытекает санитарно-гигиеническая и оздоровительная. В природе устроено так, что в случае потери здоровья человек может его восстановить, пользуясь благами природы (растениями, минеральными источниками, воздухом и пр.). Природа, кроме того, имеет всё необходимое для поддержания санитарно - гигиенических условий на должном уровне (вода для мытья жилища и умывания, фитонциды и антибиотики растений - для борьбы с возбудителями заболеваний и т. д.).
Природа имеет также хозяйственное значение. Именно из природы человек черпает все необходимые ресурсы для развития своей хозяйственной деятельности; для наращивания материальных благ. Любые потребляемые человеком продукты в конечном счёте создаются путём использования природных ресурсов. В современных условиях в хозяйственный оборот вовлечена масса различных природных веществ, причём запасы некоторых из них малы, а используются они очень интенсивно (медь, ртуть). В этом и заключается производственное и экономическое значения природы для человека.
Научное значение природы вытекает из того, что она - источник всех знаний. Наблюдая и изучая природу, человек открывает объективные законы, руководствуясь которыми использует в своих целях естественные силы и процессы.
Воспитательное значение природы заключается в том, что общение с ней благотворно влияет на человека в любом возрасте, разносторонне развивает мировоззрение у детей. Особенно важно для воспитания гуманности общение с животными; отношение к ним формирует и отношение к людям.
Эстетическое значение природы огромно. Природа всегда была вдохновителем искусства, занимая, например, центральное место в творчестве художников - пейзажистов и анималистов. Красота природы привлекает людей и благотворно влияет на их настроение.
И, подводя итог всему сказанному выше, следует отметить, что природа постоянно выступает как фактор развития и совершенствования человека .
АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИРОДЫ. ФОРМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ
В результате хозяйственной деятельности человека или непосредственного общения людей с окружающей природной средой в природе постоянно отмечаются какие-то изменения. Эти изменения носят название антропогенные, т.е. вызванные деятельностью человека. Воздействие человека на природу необходимое условие его существования. В результате этого воздействия возможно непрерывное обеспечение людей жизненными благами и воспроизводство человеческого общества.
Воздействие человека сказывается, по существу, на всех ресурсах и компонентах биосферы. В последние годы воздействие человека на окружающую среду становится соизмеримым с воздействием геологических сил и неизбежно влечёт за собой изменения в экологических системах, ландшафтах, природных комплексах.
Причинами тому являются прежде всего:
рост народонаселения;
рост масштабов производства;
рост интенсивности воздействия каждого нового поколения.
Можно выделить четыре главных направления воздействия человека на биосферу:
1. Изменения структуры земной поверхности: распашка целинных земель, вырубка лесов, осушение болот, создание искусственных водоёмов и другие изменения поверхностных вод и т.д.
2. Изменения состава биосферы, круговорота и баланса входящих в неё веществ - добыча ископаемых, создание отвалов выработанных пород, выбросы различных веществ в атмосферу и гидросферу, изменения влагооборота.
3. Изменение энергетического и, в частности, теплового баланса отдельных регионов и планеты в целом.
4. Изменения, вносимые в биоту - совокупность живых организмов; истребление некоторых организмов, создание новых пород животных и растений, перемещение организмов (акклиматизация) в новые места.
Все эти изменения, происходящие в природе под влияние деятельности человека, осуществляются чаще всего по причине действия следующих антропогенных факторов: НТР, демографический “взрыв”, накапливающийся характер некоторых процессов.
Человек сокращает территории, занимаемые естественными экосистемами. 9-12 % поверхности суши распахано, 22-25 % составляют полностью или частично окультуренные пастбища. 458 экваторов - такова протяженность дорог на планете; 24 км на каждые 100 кв. км - такова густота дорог.
Современное человечество расходует потенциальную энергию биосферы почти в 10 раз быстрее, чем происходит её накопление деятельностью организмов, связывающих энергию на Земле.
Все антропогенные изменения в природе можно разделить на две категории: преднамеренные и попутные. Примером преднамеренных преобразований можно назвать освоение земель под с/х культуры или многолетние насаждения, сооружение водохранилищ, строительство городов, промышленных предприятий и населённых пунктов, осушение болот, изменение направления течения рек и пр. Попутные изменения - это изменения газового состава атмосферы, загрязнения окружающей среды, развитие эрозионных процессов, обеднение видового состава животного мира, образование фотохимических туманов (смога), ускорение коррозии металлов и др.
Что же касается форм воздействия людей на природу, то существуют разные классификации воздействий. Мы здесь выделим только некоторые группы:
1. Прямое и косвенное воздействие. Прямое заключается, прежде всего, в использовании человеком природы для удовлетворения свих потребностей, преимущественно в пище, воде, одежде, сырье. Сюда относится охота, рыбная ловля, сбор плодов и пр. Чтобы предоставить себе косвенное воздействие достаточно вспомнить последствия осушения болот в Прибалтике; создание каскада водохранилищ на реках Волга, Днепр и других; освоение целинных земель в Казахстане; последствия ядерных испытаний и пр.
Преднамеренное и непреднамеренное.
Индивидуальное и производственное.
Вследствие нерационального природопользования в настоящее время отмечается снижение продуктивности природных экосистем, истощение минерально-сырьевых ресурсов, прогрессирующее загрязнение среды.
Однако не следует думать, что подобная ситуация существовала на протяжении всей истории развития человечества и природы Земли в целом. В историческом плане можно выделить несколько периодов взаимоотношений человеческого общества с природой. Они чётко отличаются характером этих отношений и объёмом нанесённого окружающей среде вреда.
Первый, древний, период включает палеолит, мезолит и неолит. В палеолите жили сборщики и первые охотники. В мезолите к ним добавляются рыбаки. В это же время появляются более совершенные орудия труда и приспособления для охоты из костей, камня, рога, дерева (лодки, крючки, топоры, сети, глиняная посуда). Для неолита характерно появления земледелия, скотоводства, бурения, шлифования первых домов, святилищ.
Первый период характеризуется накоплением знаний о природе, приспособлением человека к природе и значительным влиянием человека на природу. Основным источником энергии в этот период была мышечная энергия человека. Уничтожение большого количества крупных животных - основного источника питания древнего человека - привело к возникновению первого глобального экологического кризиса во всех регионах расселения людей.
Второй период - рабовладельческий строй и феодализм. В этот период интенсивно развивается земледелие, скотоводство, возникают ремёсла, расширяется строительство поселений, городов, крепостей. Своей деятельностью человек начинает наносить ощутимые удары по природе. Особенно это стало хорошо заметно после возникновения и развития химии и получения первых кислот, пороха, красок, медного купороса. Численность населения в ХV - XVII вв. уже превышала 500 млн. Этот период можно назвать периодом активного использования человеком природных ресурсов, взаимодействия с природой.
Следует отметить, что в первые два периода одним из важнейших факторов воздействия человека на природу был огонь - использование искусственных пожаров для охоты на диких животных, расширения пастбищ и пр. Выжигание растительности на значительных территориях привело к возникновению первых локальных и региональных кризисов - значительные территории Ближнего Востока, Северной и Центральной Африки превратились в каменистые и песчаные пустыни.
Третий период (XVIII в. - первая половина XX в.) - время бурного развития физики, техники, изобретён паровой двигатель, электрический мотор, получена атомная энергия, стремительно растёт численность населения (около 3,5 млрд.). Это период развития локальных и региональных кризисов, противостояния природы и человеческого общества, страшных по своим экологическим последствиям мировых войн, хищнической эксплуатации всех природных ресурсов. Основными принципами развития общества в этот период были борьба с природой, её подчинение, господство над ней и уверенность в том, что природные ресурсы неисчерпаемы.
Четвёртый период (последние 40 - 50 лет) характеризуется развитием второго глобального экологического кризиса, возникновением и усилением парникового эффекта, появлением озоновых дыр и кислотных дождей, супериндустриализацией, супермилитаризацией, суперхимизацией, супериспользыванием и суперзагрязнением всех геосфер. Численность людей в 1995 г. достигла более 5,6 млрд. человек. Особенностями этого периода является также возникновение и расширение общественного природоохранного движения во всех странах, активное международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Так как экологический кризис экосферы планеты в этот период развивался неодинаково, то в зависимости от размеров антропогенного воздействия этот период можно разбить на три этапа.
Первый этап (1945 - 1970 гг.) характеризуется наращиванием гонки вооружений всеми развитыми странами мира, хищническим уничтожением природных ресурсов во всём мире, развитием кризисных экологических ситуаций в Северной Америке, Европе, отдельных регионах бывшего СССР.
Второй этап (1970 - 1980 гг.) отмечен бурным развитием экологического кризиса в мире (Япония, бывший СССР, Южная Америка, Азия, Африка), интенсивный рост степени загрязнения вод Мирового океана и космического пространства. Это период очень мощной химизации, максимального мирового производства пластмасс, развития глобального милитаризма, реальной угрозы глобальной катастрофы (вследствие ядерной войны) и возникновения мощного международного государственного (правительственного) и общественного движения за спасение жизни на планете.
Третий этап (с 1980 г. по настоящее время) характеризуется сменой отношения человека на планете к природе, всесторонним развитием экологического образования во всех странах, широким общественным движением за охрану окружающей среды, появлением и развитием альтернативных источников энергии, развитием дехимизации и ресурсосберегающих технологий, принятием новых национальных и международных законодательных актов, направленных на охрану природы. На этом этапе также началась демилитаризация во многих развитых странах.
Большую роль в разрешении проблем, связанных с устранением или смягчением негативных последствий антропогенного воздействия, призвано сыграть учение о взаимоотношении человека и природы. Его задачи: изучение воздействия человека на природу и среды на человека и общество; конструирование идеальной схемы гармоничного развития биогеоценотического покрова; конструирование идеальной схемы гармоничного развития природы и экономики единых географических систем; разработка генеральной схемы оптимального развития экономики региона, сопровождающегося оптимизацией биогеоценотического покрова.
Природа - это все то, что окружает человека и сделано не его руками, а именно атмосфера, ландшафт, деревья, животные, вода и т.д.
Природа - мать человека, она его создала и она влияет на его жизнь самым непосредственным образом. Так, природа дает здоровье человеку, воздух, которым он дышит, землю по которой он ходит, полезные ископаемые и еду.
Природа сделала человека биосоциальным существом, что означает наличие у человека как биологических потребностей, так и социальных. К биологическим (природным) потребностям относят нужду в еде, питье, безопасности, воспроизводстве рода. А к социальным (приобретенным) относят потребность в знаниях, общении, престиже, самореализации и т.д.
Еще с древних времен люди выбирали место своего жительства исходя из природных условий и окружающего их ландшафта. Так, древние славяне селились вдоль русла рек, чтобы был постоянный источник воды и добычи рыбы. Современный мир трудно представить без борьбы за полезные ископаемые, что также свидетельствует о зависимости человека от природы. Однако, стоит отметить что не только человек зависит от природы. Взаимоотношения человека и природы основаны на взаимосвязи и взаимозависимости. Эта зависимость может проявляться в следующих связях: природа может влиять на общество (как позитивно, так и негативно), общество может влиять на природу (как конструктивно, так и неконструктивно).
Природа дает обществу высокий урожай - это пример позитивного влияния природы на человека. Стихийное бедствие в виде урагана, наводнения, извержения вулкана, землетрясения - негативное влияние природы на общество.
Человек засаживает пустырь деревьями, охраняет редкие виды животных и растений - пример конструктивного влияния человека на природу. Общество загрязняет окружающую среду, убивает животных, вырубает леса и т.д. - некоструктивное взаимодействие.
Таким образом, в современном мире, стали больше внимания уделять глобальным проблемам экологии, так как невооруженным взглядом видно, что если человечество не пересмотрит свое потребительское отношение к природе, то от природы скоро ничего не останется, человек уничтожит свой дом. Поэтому сейчас набирают популярность такие общественные организации и движения как "Гринписс", "Дружины в области охраны природы", "Всемирный фонд дикой природы", Программа ООН "ЮНЕП" и др.
Естественная среда обитания удовлетворяет первоочередные потребности человека, предоставляя ему возможность жить. Благодаря насыщенной кислородом атмосфере он дышит. За счет растительных и животных ресурсов, а также наличия воды - питается и утоляет жажду.
За годы своего существования, помимо пользования естественными благами, люди научились оборачивать их в свою пользу для удовлетворения собственных потребностей в комфорте. Большинство продуктов питания растительного происхождения человечество научилось выращивать самостоятельно, нередко создавая искусственные условия для получения лучшего урожая. С этой же целью селекционерами выводятся новые сорта растений. Многие дикие животные были одомашнены, для получения продуктов питания высшего качества.
Полезные ископаемые человечество также использует для собственных благ. Добываемые ресурсы перерабатываются и отправляются в дальнейшее производство, позволяя развиваться таким отраслям как машиностроение, строительство, легкая и пищевая промышленность и т.д.
Влияние природы на человека
Несмотря на промышленный и технический прогресс человек над природой не властен. На биологическом уровне она влияет путем изменения атмосферного давления, магнитных бурь и т.д.
Естественные процессы в земной коре и атмосфере, провоцирующие землетрясения и цунами, тайфуны и разрушительной силы ураганы, наносят существенный урон возведенным городам и поселениям, полям, садам и т.д.
Загрязненная химической и тяжелой промышленностью, а также токсичными отходами земля, растения и атмосфера также влияют на население планеты, провоцируя развитие недугов, снижая иммунитет и ухудшая качество жизни, в целом.
Влияние человека на природу
Несмотря на развитие технического и научного прогресса человечество обязано считаться с природой. При неграмотном пользовании ресурсами, урон будет нанесен вначале ей и уже после отразится на людях.
Яркой иллюстрацией подобного обращения является глобальное потепление. Значительные выбросы в атмосферу углекислого газа и появление озоновых дыр спровоцировали постепенное повышение температуры и, как следствие, таяние ледников, рост уровня воды в мировом океане. Возросло число ураганов и погодных катаклизмов, которые наносят материальный урон и приводят к большим человеческим жертвам.
Еще одним губительным фактором является вырубка лесов, провоцирующая загрязнение атмосферы и перекос баланса кислород /углекислый газ в сторону последнего. Истребление растений и животных малочисленных популяций приводит к их полному исчезновению.
Чтобы подобных дисбалансов, приводящих к губительным последствиям, не было, разбирающимися в вопросах грамотного природопользования специалистами создаются организации, призывающие человечество к разумному пользованию естественными ресурсами.
Для этого правительствами государств и социально активными гражданами создаются заповедные зоны и заказники, высаживаются новые леса и сады. Перед добычей ископаемых проводится тщательный анализ месторождений с прогнозом влияния их на окружающую среду при условии разработки.
На сегодняшний день подобная практика актуальна лишь для развитых государств. Так называемые, страны третьего мира, где большая часть населения пребывает за чертой бедности, продолжают истреблять природные ресурсы, попутно загрязняя землю и воды токсинами, и невзирая на нерациональность такого подхода.
1. Кратко ответь на вопросы.
1) Какова роль природы в жизни человека и общества?
Природа в жизни человека играет как материальное, так и духовное значение. Материальное, так как собственно природа дает нам пищу, жилье, одежду. И, казалось бы, эта мысль очень проста, поэтому, придерживаясь этого взгляда, человек должен быть признателен природе. Если нет такого чувства, то, по крайней мере, нужно понимать простую вещь: не вспахивая, не удобряя поле, нечего надеяться, что в следующем году у тебя будет хлеб на столе. Духовное значение природы в жизни человека, по моему мнению, начало теряться давно, когда человек стал больше уделять внимания себе, своему внутреннему миру, а не своим отношениям с внешним миром.
Природа ― источник материальных и культурных благ человека. Богатые запасы природы ― основа развития народного хозяйства, создания материальных благ социалистического общества.
Природа целебна. Она играет большую роль в оздоровлении человека: зеленые растения поглощают углекислый газ из воздуха и выделяют в него кислород. Установлено, что воздух лесов в 200 раз чище воздуха крупных промышленных городов.
2) Что такое экология?
Экология - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
3) Почему проблема экологии особенно обострилась в наши дни?
Потому что сейчас много заводов, машин и т д. Производство расширяется и попутно увеличиваются отходы. Все это способствует накоплению токсичных отходов, загрязнению воздуха, воды и ухудшению экологической обстановки.
4) Почему нужно беречь неисчерпаемые ресурсы?
Неисчерпаемые природные ресурсы - ресурсы, количество которых не ограничено, но не абсолютно, а относительно наших потребностей и сроков существования (воды мирового океана, атмосферный воздух, солнечная радиация). Однако если количество неисчерпаемых природных ресурсов относительно не ограничено, то их качество может ограничить возможность их использования человеком (например, количество воды не ограничено, но ограничено количество питьевой воды).
5) Как загрязнение природы связано со здоровьем человека?
Загрязнённые воздух, вода, суррогатная пища, отравленная пестицидами, морепродукты с примесью нефти.
Иммунитет ослабляется, организм быстро зашлаковывается. Увеличивается количество аллергических заболеваний, сердечно-сосудистых, гипертония, рак.
Крупные частицы загрязняющих веществ могут отрицательно воздействовать на верхние дыхательные пути, тогда как частицы меньшего размера могут проникать в мелкие дыхательные пути и альвеолы легких.
Люди, подверженные воздействию загрязнителей воздуха, могут испытывать как краткосрочные, так и отдаленные последствия в зависимости от действующих факторов. Загрязнение окружающей среды в городах влияет на повышение числа обращений по скорой помощи и госпитализаций с заболеваниями легких, сердца и инсультами.
6) Почему различные государства заинтересованы в охране природы не только на своих территориях, но и в других районах мира?
Потому, что государства разные, а планета одна на всех и страны в которых экономика развита и стабильна проявляют беспокойство об экологическом балансе в масштабе всей планеты.
7) Что значит выражение «ответственно относиться к природе»?
Надо понимать, что природа, ее запасы не безграничны. Если идет, например, добыча полезных ископаемых, то делать это надо так, чтоб эти ископаемые добывать без ущерба для природы, не образовывать большие пустоты, вести добычу экологически эффективными способами. Если мы собираем лекарственные травы, то сбор надо производить, отрезая эти травы ножом, а не выкорчевывая их с корнем. То же самое можно сказать про сбор грибов и ягод. Вылавливая рыбу, надо позаботиться не только о том, как бы побольше ее выловить, но и о том, как сохранить ее количество и преумножить. Можно разводить мальков и потом выпускать их в водную среду. Запуская новое производство, установить средства очистки сливных вод и максимально уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу.
Даже просто отдыхая "на природе" можно бережно к ней относиться: разводить костры в строго разрешенных местах, убирать после себя мусор, не оставлять осколки от бутылок.
Природа молчит, когда мы делаем ей больно. Но она может ответить нам землетрясениями, пустынями и палящим солнцем. Не надо забывать об этом
8) Может ли государство, союз государств решить проблему охраны природы без привлечения к охранной деятельности рядовых граждан? Почему?
Может, мало того - обязано, раз уж оно берет на себя функции регулирования природопользования. Однако помощь рядовых граждан тоже понадобится, потому что начинать бережно заботиться о природе нужно с себя.
2. Закончи предложения.
Человеку, как и всем животным, свойственны врождённые формы поведения - инстинкты. Но целый ряд человеческих качеств вырабатывается в течение жизни. От животных человека отличает, например, способность осознавать свои действия, а у животных почти все действия заложены в крови. Эта способность особенно важна во взаимодействии с другими людьми и в отношении к природе. Безответственно относясь к природе, человек причиняет не всегда поправимое зло окружающим людям, потому что жизнь людей тесно взаимосвязано с природой. Следовательно, охраняя природу, ты приносишь пользу обществу.
3. На уроках ты узнал об удивительном человеке - Альберте Швейцере, отдавшем свою жизнь служению обществу. Какие факты его биографии заслуживают уважения?
26 марта 1913 Альберт Швейцер вместе с женой, окончившей курсы медицинских сестёр, отправился в Африку. В небольшом селении Ламбарене (провинция Габон французской колонии Французская Экваториальная Африка, позднее - Республика Габон) на собственные скромные средства он основал больницу.
Познакомься с небольшим фрагментом размышлений А. Швейцера об отношениях человека и природы и выполни задания.
«Поистине нравственен человек только тогда, когда внутреннее убеждение помогать любой жизни, которой он может помочь, удерживает его от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Он не спрашивает, насколько та или иная жизнь заслуживает его усилий, он не спрашивает также, может ли она и в какой степени ощутить его доброту. Для него священна жизнь, как таковая. Он не сорвёт листочка с дерева, не сломает; ни одного цветка и не раздавит ни одного насекомого...
Этика благоговения перед жизнью... признаёт добром только то, что служит сохранению и развитию жизни. Всякое уничтожение жизни или нанесение ей вреда независимо от того, при каких условиях это произошло, она характеризует как зло. Она не признаёт никакой практической взаимной компенсации этики и необходимости».
1) Найди и выпиши основную идею текста.
Этика есть безграничная ответственность за всё, что живёт.
2) Объясни самостоятельно или пользуясь словарём значения слова «благоговение» и словосочетания «благоговение перед жизнью».
Благоговение – Глубочайшее почтение, нравственное чувство, выражающее любовно почтительное отношение к превосходящему человеческую субъективность.
Благоговение перед жизнью – принцип этического учения Альберта Швейцера, немецкого философа-гуманиста, лауреата Нобелевской премии мира. Суть данного принципа - «выказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой». Принцип благоговения перед жизнью, по мысли автора, передает сущность этического точнее, чем сострадание или даже любовь, так как соединяет самосовершенствование с самоотречением и утверждает беспокойство постоянной ответственности.
3) Объясни, чем теория А. Швейцера отличается от общепринятых норм.
Отличается этикой милосердия и служения людям личным примером. Швейцер дал миру формулу этического абсолюта: уважение к жизни. Под общепринятыми нормами в данном случае подразумевается господство материального над духовным, общественного над индивидуальным.
4. Американский учёный Б. Коммонер сформулировал четыре правила, которые люди должны учитывать в своей деятельности.
Объясни смысл каждого из принципов.
Всё связано со всем. Этот закон отражает существование колоссальной сети связей в биосфере между живыми организмами и природным окружением. Любое изменение качества природной среды по существующим связям передается как внутри биогеоценозов, так и между ними, влияет на их развитие.
Природа знает лучше. Иначе говоря, человеку нужно поддерживать порядок, существующий в природе, а не соревноваться с нею, считая свои решения наилучшими.
Всё должно куда-то деться. Ничто не исчезает бесследно, то или иное вещество просто перемещается с места на место, переходит из одной молекулярной формы в другую, влияя при этом на жизненные процессы живых организмов. Действие этого закона - одна из главных причин кризиса окружающей среды. Огромные количества вещества, например, нефти и руды извлечены из земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде.
За всё надо платить. (Ничто не даётся даром.) Если мы не хотим вкладывать средства в охрану природы, то придется платить здоровьем, как своим, так и потомков. Этот закон базируется на результатах возникновения и развития жизни на земле, на естественном отборе в процессе эволюции жизни. Так, для любого органического вещества, вырабатываемого организмами, в природе существует фермент, способный это вещество разложить. В природе ни одно органическое вещество не будет синтезировано, если нет средств для его разложения.
5. Учёные проводили опрос жителей нескольких регионов России: «Как бы вы оценили экологическую ситуацию в своём регионе?». Результаты представлены в виде диаграммы. Изучи их и ответь на вопросы.
1) Какова позиция большинства опрошенных?
Большинство опрошенных считают, что их регион находится в удовлетворительном экологическом состоянии.
2) Предположи, почему некоторые не смогли оценить экологическую ситуацию в своём регионе.
Возможно, потому что не знают всех источников загрязнения своего региона или не осведомлены об их наличии.
3) Правомерно ли сказать, что хорошая оценка экологической ситуации позволяет не предпринимать активных действий по охране природы? Свой ответ поясни.
Нет, конечно. Человек очень сильно подпортил экосистему своей деятельностью, и разбираться с этим придется еще не одному поколению. Так что этим нужно активно заниматься и вводить в прививку, валяется-убери, и все будет чистенько.
6. Общественные организации, регулярно проводящие экологические акции, получили следующую информацию о готовности граждан участвовать в экологических акциях. Она представлена в виде диаграммы.
Какие выводы можно сделать на основе данных диаграммы?
Больше половины граждан готовы участвовать в акциях. Это говорит о том, что населению не безразлично состояние окружающей среды. Люди, принимающие участие в таких мероприятиях, понимают всю величину проблемы.
Объясни, почему важно участие простых граждан в природоохранной деятельности.
Если все граждане буду участвовать в природоохранных мероприятиях это спасет природу и поспособствует профилактике культуры чистоты.
ТЕМА 2 ПРИРОДНЫЕ ОСНОВЫ БЫТИЯ ОБЩЕСТВА
Основная идея темы: Природа - это вечное и естественное условие существования человека и общества
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...» Ф.И.Тютчев
ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
2. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА, ХАРАКТЕР ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.
ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА || И ОБЩЕСТВА
В социальной философии под природой принято понимать непосредственно окружающий нас материальный мир, взятый в единстве и бесконечном многообразии своих форм проявлений и выступающий в качестве естественного условия существования человека и общества. Природа - это не-общество, нечто несоциальное, к чему еще не притронулась рука деятельного человека. Вышедший когда-то из природного ("дикого") мира, человек своей судьбой оказался быть обреченным на присутствие и существование в нем. И.Гете так писал об этом: «"Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски, и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее". Все люди, подчеркивал немецкий мыслитель, находятся внутри ее, а она пребывает в каждом из нас.
Природный мир представляет собой тесное единство живого ("текучего") и неживого ("застывшего"), органического и неорганического. В социальной философии к понятию природы непосредственно примыкает понятие биосферы. Под ней понимают "мир живого", который является тонкой, хотя и предельно насыщенной и многообразной оболочкой нашей планеты. Биосфера зародилась примерно 3-4 миллиарда лет назад и представляет собой процессы, связанные с существованием белковых тел, носителей жизни как уникального явления Космоса. Жизнь - это специфический способ бытия материального мира, существование органических тел на Земле. Для всего живого характерны обмен веществ с окружающей средой, рост и размножение, наследственность, борьба организмов между собой и естественный отбор наиболее приспособленных к существованию, способность создавать порядок из хаоса. Большой вклада изучение биосферы внесли Ж.Ламарк и Ч.Дарвин, А.И.Опарин, В.И.Вернадский и другие ученые. Жизнь - это постоянное обновление мира посредством неизбежной смерти, ухода в небытие. Дело в том, что смерть в природе уступает дорогу для новой жизни, и тем самым как бы "оправдывает" себя, свое "право" на существование.
Для характеристики природной среды как сложной динамической системы, с которой человек непосредственно соприкасается и взаимодействует, в науках применяются и другие понятия. Так, под географической средой понимается та часть природы, которая оказалась вовлеченной в хозяйственную деятельность человека и активно используется им в своих целях. Наука выделяет и исследует также литосферу (почвы), гидросферу (воды) и атмосферу (воздух) как основные компоненты биосферы.
В ходе своей трудовой деятельности человек сумел создать весьма разветвленную "вторую природу", т.е. мир вещей и процессов, которые нигде в природной среде в готовом виде не встречаются. Это уже есть "очеловеченная" природа, которая существует по социальным законам. Одним из важнейших элементов "второй природы" является техносфера. Она включает в себя многочисленные и весьма разнообразные орудия труда, технику и машины, здания, коммуникации и другие искусственные сооружения. Технический мир - это одно из самых ярких и впечатляющих проявлений уникальности человека как существа разумного, творческого.
В XX веке в научный оборот вошло понятие "ноосфера" (Э.Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский}. Под ней понимается тончайшая разумная оболочка Земли, ее "мыслящий пласт". Ноосфера --. это качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда. Она явилась закономерной ступенью в развитии биосферы, величайшим событием в истории нашей планеты. Ноосфера, названная Вернадским концентрацией энергии человеческой культуры, стала в наше время не только мощной геологической, но и космической силой, фактором глобальных изменений на Земле. Она постепенно превращает окружающий человека Космос в объект управляемого развития, и это открывает новые перспективы для существования человечества. Ноосфера являет собой убедительное подтверждение уникальности и величия человека, его колоссальных сил и возможностей. Мы хотим подчеркнуть, что ноосфера есть одновременно и антропосфера, т.е. это - очеловеченный мир, среда его повседневного существования.
В последние годы очень популярным в нашем лексиконе стало слово "экология". Но, к сожалению, в него нередко вкладывают совершенно неприемлемый смысл: "экология духа", "плохая экология", "борьба за экологию" и т.п. Между тем, в строгом смысле слова экология - это наука, которая изучает сложные взаимоотношения живых организмов (включая и человека) со средой своего обитания (греческое слово "ойкос" означает "дом"). Организмы - это все живое на нашей планете, а среда обитания есть то, что их непосредственно окружает и с чем они взаимодействуют, обмениваются веществами и энергией. Что же касается социальной экологии, то она исследует отношения в системе "общество-природа" и в настоящее время становится все более актуальным и перспективным направлением научного познания.
Какое же значение для человека и общества имеет природа? Во-первых, природа - это наша мать ("рождающее начало"). Уже в древней мифологии и философии выделялись те природные стихии (вода, земля, воздух, огонь и эфир), из которых якобы произошел и состоит мир. Породив человеческий род в ходе своей эволюции, природа присутствует в каждом из нас в качестве биологической составляющей наших сущностных сил. Вот почему разрыв с природой всегда означает для человека смерть, ибо мы можем существовать лишь внутри природы, в ее лоне. Подчеркивая это, К.Маркс писал: "Природа есть неорганическое тело человека, а именно - природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть". Человек - органическая часть природы, и этот тезис является "альфой" и "омегой" современной философии и науки.
Во-вторых, природа является источником всех потребительских благ, "питающим началом". Пища, одежда и жилье, энергия (водная, воздушная, атомная), полезные ископаемые-все это в итоге получено человеком из природы. В этом смысле она представляет собой гигантскую мастерскую, пространство хозяйственной деятельности человека. Природа является также и важнейшим источником физического здоровья для людей (солнце, свежий воздух, лес, вода и т.д.), что особенно важно в наше время. Истощение природных ресурсов будет означать великую проблему и трагическую ситуацию для человеческого рода, лишение возможности существования для грядущих поколений людей. Очевидно, что природа оказывает существенное влияние на образ жизни людей, размещение ими своих производительных сил и разделение общественного труда, перемещение народов, темпы развития орудий труда.
В-третьих, природа выступает также и как объект эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения ("прекрасное начало"). Природа - это гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице. Неудивительно, что образ природы неизменно присутствует в художественной литературе, в живописи и других видах искусства. Ее изображали на своих полотнах знаменитые художники И.К.Айвазовский и И.И.Левитан. Ею восторгались русские поэты А.С.Пушкин и С.А.Есенин. О ней размышляли Ч.Айтматов, С.П.Залыгин и другие писатели. Общение с природой облагораживает человека, развивает в нем лучшие качества - чувство красоты, нежность и милосердие, фантазию, трудолюбие, заботливость.
Обобщая, можно сказать, что природа -это исток человечества, естественное и необходимое условие его существования и развития, базисное основание общества как социокультурного организма. Она является общим Дамам для человеческого рода, величайшей и непреходящей ценностью материального и духовного порядка.
Раскрывая историю взаимоотношений между обществом и природой, подчеркнем, что эти отношения (взаимодействия) в рамках той или иной цивилизации имеют собственную специфику, особенности. Покажем это на следующих исторических иллюстрациях и примерах.
Собирателъская (присваивающая) цивилизация была самым ран-ним периодом в истории человека, когда он не столько изменял природу, сколько приспосабливался к ней, к ее стихиям и капризам. Следы его деятельности в то время были практически незаметны и носили локальный (ограниченный по масштабу) характер. Тем не менее, уже в эту эпоху человек смог обрести первую власть над силами природы. Он сумел создать простейшие орудия труда (каменный топор, лук, копье и др.), научился пользоваться огнем. Однако природа все еще воспринималась им как огромная таинственная сила, часто враждебная человеку, и поэтому она была предметом обожествления и ритуального поклонения в мифологии и религии.
В рамках аграрной (земледельческой) цивилизации природа еще во многом представлялась человеку как внешняя и слепая сила. Кос-моцентризм, как мировоззрение Древнего мира, требовал от человека жить "по Логосу"*, т.е. в согласии и гармонии с природой. Считалось, что в этом и должна состоять подлинная мудрость человека. Однако в это время масштабы практической деятельности человека значительно расширились. Появились земледелие и скотоводство, торговля и ремесло как специальные виды занятий. Формировавшиеся научные знания увеличивали силу и уверенность человека, противопоставляли его окружающей природе как якобы чему-то низшему, объекту практической деятельности. В средние века христианство уже провозгласило человека "царем" и "владыкой" на планете. Ему поручалось господствовать над всеми рыбами и птицами, пресмыкающимися и прочими животными, которые населяют планету.
Промышленная (индустриальная) цивилизация в основном завершила процесс выхода человека из-под диктата Космоса, противопоставила его окружающей природе и обострила противоречия между ними. Этому способствовал дух антропоцентризма эпохи Возрождения с его идеей титанизма как якобы всесилия человека. В это время все больше утверждалась претензия человека, как "венца" природы, на осо-бость в мире и на его власть над природной средой. Титанизм развивал в человеке эгоизм и высокомерие, способствовал появлению амбициозных устремлений и проектов (в том числе и социального характера). Природа постепенно стала рассматриваться, прежде всего, как гигантская мастерская, а человек в ней представлял себя исключительно как умелого работника. Полагалось, что от природы якобы не следует ожидать милостей, и поэтому ее надлежит подвергать настойчивому штурму. Тем самым формировалась своеобразная психология покорения природы, а на последнюю стали смотреть лишь как на источник прибыли и практической пользы. В этой психологии проявил себя капитализм как новый способ хозяйственной деятельности человека, основанный на стремлении к получению выгоды, нередко - любым путем. В итоге сложился "системно-преобразовательный" тип природопользования, основанный на идеологии и психологии покорения природной среды.
К середине XX столетия человек фактически противопоставил себя окружающей природе. Он оказался как бы вне и над ней, превратив ее в объект насильственного и безграничного произвола и своекорыстного расчета. К такой ситуации привело бесконтрольное и хаотичное развитие хозяйственной деятельности, безудержная погоня за прибылью и комфортом существования, а также и сама психология "пользования" природой. Позабыв о Боге, человек уверовал в то, что ему, говоря словами Ф.М.Достоевского, якобы "все дозволено". Между Человеком и Природой возникло отчуждение, т.е. недоверие, вражда и пропасть. Природа же, со своей стороны, "отомстила" человеку, который преступил рамки разумной меры. В итоге на планете разразился глобальный (всемирный) экологический кризис. С началом постиндустриальной цивилизации этот кризис стал, наряду с гонкой ядерных и иных вооружений, самой большой опасностью и для Природы, и для самого Человека, источником тревог и мрачных умонастроений в общественном сознании, включая и философию.
Таким образом, история взаимоотношений между человеком и природой свидетельствует о наличии отчетливой тенденции -нарастающей экспансии (вторжении) человека в природную среду. В этом состоит одно из проявлений "богоборчества"" - стремления человека к неуклонному расширению масштабов своей деятельности и обретению тотальной (всеобъемлющей) власти над природой.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА, ХАРАКТЕР И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Под экологическим кризисом принято понимать негативные и даже необратимые изменения структуры и качества природной среды, равновесия в ней, что ставит под вопрос само существование сложившихся на нашей планете форм жизни, включая и самого человека. Кратко говоря, экологический кризис - это деградация и упадок биосферы, что связано с вытеснением естественного искусственным. К сожалению, именно это явление и характеризует, в первую очередь, особенность взаимоотношений между обществом и природой во второй половине XX и накануне XXI вв. Назовем и проиллюстрируем важнейшие проявления этого негативного процесса, который уже обрел в наше время глобальный (планетарный) характер.
Прежде всего, происходит интенсивное загрязнение окружающей среды - воздуха, водных ресурсов, почвы. За последние 100 лет значительно возросла концентрация углекислого газа в атмосфере. В одном лишь 1993 г. его было выброшено около 23 млрд, тонн. Ежегодно в атмосферу выбрасывается также около 120 млн. тонн золы*. Каждый второй россиянин в наше время пьет загрязненную воду. На наших глазах исчезают огромные массивы водных ресурсов (например, Аральское море). Погибает символ русского народа - река Волга, под угрозой находится уникальное озеро Байкал.
Из-за неправильной обработки и иных причин разрушается почва. этот тончайший плодородный слой. В результате она смывается в реки, и они мелеют, появляются пыльные бури и иные негативные последствия. Около 30 % территории нашей планеты уже являются пустыней, и ежегодно к этому добавляется еще около 6 миллионов гектаров площадей. Между тем, на каждого планетянина приходится всего лишь 2,5 гектара суши, но и этот показатель в наше время неуклонно снижается.
Стремительно происходит истребление лесов, этого основного источника атмосферного кислорода ("зеленые легкие"). Ежегодно исчезает около 11 млн. гектаров леса, что равно территории четырех таких стран, как Бельгия. Наша планета все больше "лысеет", меняет свой ландшафт (внешний облик) под воздействием деятельности человека.
В результате интенсивного развития промышленности происходит потепление климата на Земле. Возрастает радиационный фон. что весьма опасно для жизни. В атмосфере возникли и вызывают большую тревогу "озоновые дыры" в стратосфере. Человеком истребляются различные виды редких животных - киты, моржи, крокодилы и другие. По подсчетам международной экологической организации "Гринпис", в начале XXI в. с лица планеты навсегда могут исчезнуть около 25 тысяч видов животных и растений. Отрицательное воздействие на природную среду оказывает военная деятельность государств. Реальностью нашего времени стали техногенные катастрофы - аварии на АЭС, в промышленности и на транспорте, взрывы трубопроводов. Все это очень негативно отражается на "самочувствии" природной среды и самих людях.
Основной причиной современного экологического кризиса является резкое возрастание антропогенной нагрузки на природную среду. Эта нагрузка связана с развитием человеком техники, промышленности и городов. В ходе расширяющейся хозяйственной деятельности природа уже не выдерживает ту нагрузку, которая падает на ее плечи (например, количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ и иных продуктов деятельности человека). В итоге естественные процессы в природе и ее формы жизни начинают погибать. Так происходит, в частности, с лесами, болотами и реками, озерами. Из биосферной цепочки выпадают целые звенья - виды растений и животных, реки, озера. Суть экологического кризиса состоит в том, что антропо-генная нагрузка на природу превосходит возможности ее сопротивляемости, и поэтому она начинает умирать. В итоге возникает парадоксальная ситуация: стремясь к прогрессу и добиваясь на этом пути впечатляющих результатов, человечество одновременно сводит на нет объективные возможности своего дальнейшего существования. Некоторые ученые полагают, что порог устойчивости континентальной части биосферы уже превзойден в 5 - 7 раз, и в 2020 - 2040 гг. наступит мировая экологическая катастрофа с гибельными для цивилизации последствиями.
Итак, социальная философия считает основной причиной современного экологического кризиса широкомасштабную экспансию (вторжение) человека в природную среду. В итоге это может привести к гибели биосферы, включая и самого человека. Возможно ли преодоление этого губительного процесса? Что нужно сделать на практике для спасения природной среды?
Во-первых, необходимо отказаться от "психологии покорения", т.е. преодолеть крайности антропоцентризма как мировоззрения, которое несет в себе завышенную самооценку человека, эгоизм и устремленность к власти над природой. Человек должен осознавать, что всякие его дальнейшие "победы" над природой на деле будут неизбежно порождать негативные последствия для него самого. Учитывая остроту глобального экологического кризиса в наше время, требуется осваивать принцип коэволюции,т.е. совместного (партнерского) существования человека и природы, равенства всех форм жизни на планете и равновесия в системе "общество-природа". Этот принцип означает также, что человек, как существо разумное и деятельное, берет на себя ответственность за сохранение биосферы на планете, и это станет его основной функцией и миссией в мире. Коэволюция на деле есть, следовательно, биоцентризм, т.е. сознательная установка человека на сохранение и воспроизводство всех форм и проявлений жизни на Земле. Биоцентризм предполагает ответственность человеческого рода за порядок в Космосе как в своем Доме. Эту идею ранее высказывали В. С. Соловьев в своем учении о всеединстве, Н.Ф.Федоров в идее общего дела людей, 77. Теияр де Шарден и В.И Вернадский разрабатывали учение о биосферно-ноос-ферной функции человечества. Принцип коэволюции все более активно осмысливается и в современной социальной философии. Тенденция усиления роли знаний в существовании современного общества позволяет надеяться на то, что благородная миссия спасения жизни будет сполна реализована мыслящим и ответственным человечеством.
Во-вторых, для решения экологической проблемы от человечества требуется решительно изменить модель (тип, способы, приемы) своей хозяйственной деятельности. Говоря об этом, уместно заметить, что летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию человечества. На ней вопрос был поставлен радикальным образом: или согласованными действиями будет спасена природа, или же погибнет вся цивилизация. Конференция подчеркнула, что характер современного производства и потребления в промышленных странах мира подрывает основы жизни на нашей планете. До сих пор использование природных ресурсов происходит в стихийных, неуправляемых формах, недальновидно и безответственно. Этому активно способствует и частная собственность, которая порождает установку на получение прибыли любой ценой, и безудержный эгоизм собственника. Следует добавить и то, что в мире происходит взрывоопасный рост населения (ежедневно примерно на 250 тыс. человек, в основном -в слаборазвитых в экономическом отношении странах "третьего мира"), и это тоже увеличивает антропо-генную нагрузку на природную среду.
Конференция пришла к выводу, что требуется устойчивое развитие человечества, т.е. управляемый характер его деятельности. Очевидно, что прав был А". Маркс, писавший еще в 1868 г.: "...Культура-если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню..." Вот почему основным делом современного человека должна стать упомянутая выше биосферная функция. Дальнейший прогресс - только через сохранение жизни на планете, - так кратко может быть сформулирована основная идея концепции устойчивого развития человечества. Нынешние поколения людей обязаны сохранить все необходимые и достаточные предпосылки и условия для существования своих потомков.
В-третьих, очевидна острая потребность в новой экологической политике на всех уровнях ее проявления (регион - страна - человечество). В современной России этот вопрос не менее злободневен, чем в иных странах мира. Распад Советского Союза как единого государства, межнациональные конфликты, разрушение прежнего экономического пространства, политическая нестабильность и слабость власти, - все это усложняет и обостряет экологическую ситуацию в нашей стране. В настоящее время настоятельно требуются жесткое экологическое законодательство, совершенствование деятельности органов государственного контроля за состоянием природной среды и соблюдением экологических стандартов субъектами хозяйственной деятельности. Очень нужны целевые государственные программы по созданию заповедных зон, поощрение безотходных и закрытие грязных производств, ограничение военной деятельности, подготовка специалистов в области экологии и многое другое. Более активную роль в решении экологических проблем могла бы сыграть и общественность в лице "зеленого движения".
Русский философ В.С.Соловьев писал однажды, что "возможно троякое отношение к природе: страдательное подчинение ей в том виде, как она существует, затем деятельная борьба с ней, покорение ее и пользование ею как безразличным орудием и, наконец, утверждение ее идеального состояния - того, чем она должна стать через человека". Очевидно, что у современного человечества альтернативы уже нет: ему остается избрать лишь третий вариант отношения к природе, иначе не выжить.
В-четвертых, для преодоления глобального экологического кризиса необходима экологическая этика, т.е. высоконравственное отношение к природе, своеобразный экологический кодекс человека и гражданина. В основе такой этики должна лежать, по словам А.Швейцера, безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живому. Нужен экологический императив как обязательное для всех правило, которое может быть сформулировано следующим образом:
"Относись к природе так, как желаешь, чтобы относились к тебе". Или, кратко говоря: "Не навреди!" Современному человеку требуется осваивать новую экологическую культуру, т.е. иметь прочные знания о природе, проявлять гуманное отношение к ней, соблюдать разумную меру в хозяйственной деятельности. Экологический императив призван стать стержнем этой культуры, ориентируя человека на ненасилие по отношению к природе, на поиск гармонии в отношениях с ней. Впрочем, будем смотреть на все это значительно шире: речь идет об освоении культуры выживания человечества. По-видимому, прав был Ф.Бэкон, изрекая внешне парадоксальную (и на первый взгляд неприемлемую для европейского человека мысль): "Природа побеждается только подчинением ей".
Формирование экологической культуры следует начинать с самого раннего возраста человека. Неоценимую услугу в этом благородном деле могут и должны оказать семья и школа. Большой нравственный потенциал содержит в себе искусство, особенно художественная литература. Произведения наших соотечественников Ф.А.Абрамова и С.П.Залыгина, А.П.Платонова и Л.М.Леонова, В.Г.Распутина, напоминают нам о бессмысленности и недальновидности уничтожения природы во имя некоего "светлого будущего", предупреждают об опасности утраты человеком человечности в ходе этого и неизбежности расплаты за разрушение своих естественных корней и среды своего обитания. Человек должен преодолеть привычку смотреть на природу глазами господина - высокомерно и самоуверенно. Куда лучше было бы брать пример с русского поэта С.А.Есенина, который, говоря его словами, "...зверье, как братьев наших меньших, /Никогда не бил по голове". Нельзя не согласиться и с призывом Е.А.Евтушенко:
"Берегите всех зверей внутри природы, /Убивайте всех зверей внутри себя". В отношениях человека с природой рано или поздно должен взять верх принцип биофилии - любви к жизни и благоговения перед ней.
Итак, общество находится в естественной и органической взаимосвязи с природой. Все, что имеет человек, - взято им, в конечном счете, из природы. Природа пребывает и внутри каждого из нас в виде наших биологических задатков и физических сил. Связь человека с природой является естественной и вечной, и ее нельзя разрушать, если человек имеет желание жить и творить в этом мире.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ
1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. - М., 1975 - 77.
2. Гор Э. Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух. - М 1993.
3. Горелов А. А. Человек-гармония-природа.-М., 1990.
4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1993.
5. Гранин Ю. Власть и экологическое сознание/УСвободная мысль. 1994 №2-3.
6. Живая этика: Избранное. - М., 1992.
7. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы:
коэволюционная стратегия. - М., 1995.
8. Кутырев В. А. Экологический кризис, постмодернизм и культура// Вопросы философии. 1996. №11.
9. Маркович Д.Ж. Социальная экология. -М., 1991.
10. Мильдон В.И. Природа и культура (опыт философии безнадежности)//Вопросы философии. 1996. № 12.
11. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1990.
12. Песня о Земле и Хлебе: Стихи русских и советских поэтов. - М„ 1986.
13. Платонов Г.В. Диалектика взаимодействия общества и природы. - М„ 1989.
14. Хесле В. Философия и экология. - М., 1994.
15. Черноушек М. Психология жизненной среды. - М., 1989.
16. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.