Главная · Здоровье · Роль и место политической культуры в политическом процессе. Функции и структура политической культуры. идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определение приемлемых для себя способов участи

Роль и место политической культуры в политическом процессе. Функции и структура политической культуры. идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определение приемлемых для себя способов участи

-- [ Страница 5 ] --

Рассматривая самобытность российской культуры, оказывающей решающее влияние на избирательный процесс, следует учесть особенности проявления рационального и иррационального в массовом сознании, что связано с особенностями российской жизни и хозяйственной деятельности. Многочисленные войны и набеги, поборы центральной и местной власти, налоги и низкая цена труда держали личное хозяйство на грани разорения. К этому добавлялась недостаточная правовая защита личности и массовые репрессии. В таких условиях неопределенности и неустойчивости бытия снижалась ценность рационального действия и поступка, формировалась привычка действовать, полагаясь на случай или везение.

Как отметил в своем докладе «Русская политическая культура. Взгляд из утопии» В.Сурков: «В нашей мыслительной и культурной практике синтез преобладает над анализом, идеализм над прагматизмом, образность над логикой, интуиция над рассудком, общее над частным»52. То, к чему Европа приходила в течение нескольких веков, что тщательно проверялось на практике и менялось в соответствии с ней, мы попытались применить, несколько переиначив на российский манер, в скоростном режиме, чтобы не потерять своих позиций на мировой арене. Между тем ни огромное народонаселение России, ни наша политическая элита, которая является плотью от плоти россиян, оказались не готовы к демократическим методам организации общественной жизни. Как говорил Мераб Мамардашвили: «К свободе нельзя подготовиться», - то есть нельзя готовиться, а потом придти и жить свободно. Тем более что времени на подготовку не было дано вовсе. Та же участь постигла и применение на практике в России демократического института выборов. Здесь необходимо сделать акцент именно на демократическом, свободном характере избирательного процесса, т.к. безальтернативные выборы, принятые в СССР, не были реальным волеизъявлением населения.

Рассматривая культурно-исторические особенности формирования института политических выборов в России и странах Европы, породившие различия в функционировании политической системы и избирательного процесса, в частности, следует отметить и некоторые общие черты в современном политическом пространстве, как европейского, американского, так и российского общества. Речь идет о политической идентичности, основы которой меняются, как в поле политического пространства России, так и европейского и американского обществ. Политическая идентичность проявляется в ощущении принадлежности в какой-либо группе - партии, идеологическому течению или как отождествление группой себя с какой - либо политической позицией и признание этого со стороны других субъектов политического процесса. Поскольку политическая идентичность является продуктом объективных факторов, к числу которых относятся структура политического пространства и его динамика, изменение основ и сущности политики приводит к коренной трансформации и основ политической идентичности, которая, в свою очередь оказывает значительное влияние на формирование политического сознания и политического поведения.



По объективным причинам в современной России отсутствует система устойчивой политической идентичности у всех возрастных групп населения. В российских условиях осознание принадлежности себя к определенной партии отмечают менее 0,5% респондентов зрелого возраста, а в среде молодежи этот процент вообще незначительный (менее 0,01%).53 Как видим, партийная идентичность является далеко не главным и определяющим фактором влияния на результат выборов и развитие политических процессов в современной России. Тенденция уменьшения или «размывания партийной идентичности» прослеживается не только в России, но и во многих европейских странах, имеющих богатый политический опыт и устоявшиеся партийные структуры. Например, во Франции в настоящее время к политическим организациям принадлежат не более 1% граждан старше 18 лет54. В 2000 г. свыше половины французов (53%) не собирались оказывать какую-либо поддержку партиям, предпочитаемым ими в политическом плане. Участились случаи, когда избиратель, декларируя свою приверженность одной партии, голосовал за другую. В 1964 г. так происходило лишь в 8% случаев, в 1992 г. - в 17%. Возросла неустойчивость электорального поведения. Если в 1981 г. возможность изменения своего решения о том, за кого голосовать, за месяц до выборов признавали 26% французских избирателей, а за неделю - 15%, то в 1997 г. таковых уже было 37% и 26%. Опросы группы французской молодежи показали, что в период с 1986 по 1995 гг. только 15% респондентов на всех выборах голосовали за одну и ту же партию. В Великобритании, где с 1952 по 1997 г. численность ведущих политических партий существенно сократилась (лейбористской - в 2,5 раза, консервативной - в 7 раз), уменьшилось и число граждан с выраженной партийной идентификацией: если в 1966 г. 44% англичан соотносили себя с определенной партией, то в 1997 г. - только 16% 55.

Таким образом, культурно-историческая обусловленность различий в избирательном процессе России и других демократических странах несколько нивелируется под влиянием глобализационных процессов современного общества.

В параграфе 2.2. «Виртуализация политических выборов в ходе избирательной кампании в современной России» автор обращается к исследованию виртуальной сущности политических выборов, которая в российских условиях имеет свою специфику.

М.Е. Кошелюк отмечает, что «политика – это действительно иная реальность. Она находится вне повседневности, она смотрит на повседневность с «высоты птичьего полета»»56, проникая в мир будущего, прогнозируя развитие и ход общественно-политической жизни. Политика – это та сфера, которая в наибольшей степени проектирует и конструирует будущее, т.е. реальность политики можно определить, как реальность будущего, моделирование будущего, хождение между настоящим и будущим, которое достаточно вариативно, в зависимости от того или иного политического решения, политических выборов, личности политика и т.пр. В этом, видимо, и притягательность политики как игры, в которую вступают многие в надежде на победу. Называя политический процесс в России в целом и проведение избирательных кампаний в частности «большой манипулятивной игрой», А. Цуладзе следующим образом определяет ее особенность: «…она моделирует некую условную реальность, в которой граждане и осуществляют свой политический выбор»57. Именно в процессе избирательной кампании наиболее ярко проявляется виртуальный характер политики, так как в ходе политической кампании происходит формирование некоего воображаемого мира, который при определенных обстоятельствах (победе конкретного кандидата, партии) может обрести черты реальности и воплотиться в жизнь. Особенностью избирательной кампании в современном российском государстве является то, что виртуальность стала синонимом российской политики, когда в предвыборные обещания и легитимность политических выборов не верит большинство населения современной России. Этот факт свидетельствует о виртуализации всей политической сферы российского общества и иллюзорности его демократического будущего.

В наиболее общем виде виртуальная реальность представляет собой созданную любыми средствами модель реальности, которая позволяет действовать с воображаемыми объектами. При этом создается иллюзия, воспринимаемая и ощущаемая (переживаемая) как абсолютно достоверная. Виртуальная реальность формируется из физической реальности, проходящей через призму сознания, подсознания и фантазии. «Информационная революция, - пишет С. Переслегин, - с неизбежностью будет сопровождаться насыщением обыденной жизни виртуальными конструктами, и рано или поздно это приведет к созданию мира высокой виртуальности»58.

Под виртуализацией выборов следует понимать представление образов кандидатов и их избирательных программ при помощи средств массовой информации и другой информационной технологии в виде симулякров – образов – копий того, что не существует в реальности. «Каждый политик, - пишет А.Арон, – задается вопросом об «образе», в котором его партия или он сам мог бы с помощью маленьких экранов предстать взорам далеких миллионам телезрителей»59.

Особую роль в проведении избирательной кампании и вообще в политической жизни играет система Интернет. Ведь именно развитие телекоммуникаций выступает определяющим фактором информационного общества. То, сколько времени занимает, и какое значение начинает приобретать использование сети для среднестатистического европейца, позволяет утверждать, что Интернет становится одним из главных источников получения информации в наше время. Многие политические партии и движения имеют свои сайты, на которых размещают свои уставы, требования, рассказывают о своей деятельности. Через Интернет можно рассылать различного рода брошюры и листовки, проводить политическую агитацию. Возможно, в недалеком будущем через Интернет будут проводиться выборы. Справедливо замечание Д.В. Иванова, отмечающего, что «виртуализация, – пишет Д.В.Иванов, – допускает и провоцирует превращение глобальной компьютерной сети Интернет в средство/среду политической деятельности»60.

Важнейшим методом проведения избирательной кампании и ее виртуализации является манипуляция общественным сознанием. Конечной целью манипулирования сознанием, по мнению Г. Шиллера, является формирование такого качества у индивида, как пассивность, при этом содержание и форма средств массовой информации - мифы и средства их передачи - полностью опираются на манипуляцию. При успешном применении они неизбежно приводят к пассивности индивида, к состоянию инертности, которое предотвращает действие, чего и стремятся добиться средства массовой информации и вся система в целом, так как пассивность гарантирует сохранение статус-кво61.

В России, в которой до сих пор не прижились демократические нормы, существует устойчивое оправдание необходимости политических манипуляций. Более того, некоторыми исследователями высказывается мнение, что в России политического манипулирования недостаточно, и на самом деле России нужно просто мечтать о хорошем манипуляторе62. Цель политической манипуляции - получение, реализация и сохранение власти. На нынешнем этапе жизни российского общества эти цели достигаются путем выборов. Успех на выборах невозможен без значительной общественной поддержки (если не брать случаи прямой фальсификации избирательных бюллетеней). Следовательно, цели манипуляторов сводятся к формированию у избирателей определенного мнения и побуждению поддержать на выборах данную социальную группу или конкретного кандидата. Таким образом, в узком понимании политическое манипулирование - это теория и практика предвыборных технологий и методика проведения избирательных кампаний. При этом основные манипуляции на выборах заключаются в создании образа кандидата, его поведении, написании определенных агитационных и контрагитационных материалов. Стратегия получения власти требует решения таких тактических задач, как привлечение и удержание внимания, а также формирование благоприятного имиджа, которые решить без манипулятивных приемов невозможно.

Важным выводом является положение о том, что демократические традиции проведения избирательных кампаний в нашей стране еще не сложились, зато процесс виртуализации избирательной кампании, политических выборов и политики в целом фиксируется достаточно четко, и эта проблема очень серьезно влияет на характер развития социально-политических отношений в стране и установление истинно демократического политического режима.

Глава 3 «Повышение политической культуры избирательного процесса в России» посвящается анализу факторов, способствующих оптимизации избирательной кампании в России в контексте повышения уровня политической культуры общества. Важным фактором, влияющим на повышение политической культуры общества, является политическая коммуникация, которая и стала предметом исследования параграфа 3.1 «Политическая коммуникация в избирательной кампании как фактор влияния на ее эффективность».

В современном обществе произошли серьезные изменения в системе взаимодействия и общения, связанные с развитием новых информационных и коммуникационных технологий. Общение и социальное взаимодействие в целом виртуализируются, за счет чего многое из того, что приносит прямое, непосредственное общение, остается скрытым, нераскрытым и заменяется вымышленным, неестественным. Между тем, процесс коммуникации является одним из важнейших в избирательной кампании, так как именно он позволяет установить и наладить, а также направить в нужном направлении связь с электоратом, который оценивает, воспринимает либо не воспринимает полученную информацию от кандидата, о кандидате и его предвыборной программе. Кроме того, политическая коммуникация необходима для установления диалога между различными политическими структурами и силами для более эффективного взаимодействия.

Политическая коммуникация – это совокупность процессов информационного обмена, передачи политической информации в пределах определенной политической системы, в рамках общества, а также между данной системой и обществом в целом для ее использования в политической деятельности. Цель всех этих процессов заключается в формировании общественного мнения, влияющего на конкретные политические решения.

В западной литературе выделяется три основных способа политической коммуникации: 1. коммуникация через средства массовой информации, включающая в себя печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение и т.д.); 2. коммуникация через организации, когда политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми; 3. коммуникация через неформальные каналы – слухи, граффити, политический юмор63.

Результаты современной политической коммуникации лучше всего рассмотреть, анализируя избирательные кампании как наиболее современный путь политической коммуникации - общение между избирателями и политиками. Некоторые исследователи даже выделяют особый вид политической коммуникации – электоральную коммуникацию как «процесс передачи идей, предложений, «посланий» кандидата избирателям посредством тех или иных каналов или средств в течение законодательно установленного периода избирательной кампании. Однако электоральная коммуникация - это не только одностороннее информирование и воздействие на избирателей, но и общение политического деятеля с населением на основе обратной связи»64. Обстоятельства таковы, что в современном обществе граждане весьма скупы на оказание поддержки политикам. Во всех демократических государствах наблюдается снижение интереса и поддержки тем или иным политическим движениям, партиям и другим политическим субъектам. Это проявляется, в частности, в снижении количества лиц, участвующих в голосовании во время выборов. В частности в современной России низкая электоральная активность обусловлена непопулярностью проводимых в стране реформ и их результатов. Так, социологические опросы 2004-2005гг. показывают, что 72% респондентов пожилого и зрелого возрастов оценивают реформы в стране негативно, среди молодежи - негативные оценки у 55%65.

Интерес избирателей, во многом, определяется обстановкой в стране, политическими событиями, решениями, их эффективностью. Эксперты «Среднерусского консалтингового Центра» исследовали степень интереса россиян к политике и получили следующие результаты: почти треть респондентов (32%) внимательно следят за информацией о политических событиях, а каждый пятый (19%) обсуждает политические события с друзьями», и только от 2 до 4% респондентов имеют опыт участия в организации предвыборных кампаний, в политических митингах и демонстрациях66.

Политическая система тратит на коммуникацию с общественностью все большие средства, т.к. единственным средством для политиков заручиться поддержкой граждан, ресурсом легитимности - это добиваться их расположения за счет коммуникации. Сложность осуществления полноценной, эффективной коммуникации заключается в том, что современное общество весьма фрагментарно, сегментировано в зависимости от индивидуальных и групповых интересов, этнической и идеологической принадлежности и т.д. Поэтому, в данных условиях средства массовой коммуникации выполняют очень важную функцию – обеспечивают необходимую интеграцию современного общества, которое все более индивидуализируется, расщепляется. СМИ поставляют обществу многочисленные факты и темы для обсуждения. Приобщаясь к общим интересам, люди ощущают себя членами того же сообщества, которое в данные момент смотрит ту же программу, и реагирует на информацию.

Если рассматривать всю систему СМК, задействованную в процессе избирательной кампании, то обычно выделяются три общих для всех СМК функций: информационная – канал информации избирателей, агитационная – проведение предвыборной агитационной работы среди населения и контрольная – инструмент гражданского контроля. Придание избирательному процессу более высокого уровня соответствия требованиям политической культуры, понимание того, что СМК являются не только технологиями информирования населения, но и феноменом культуры, по нашему мнению, требует дополнения трех выше обозначенных функций СМК еще одним элементом – социокультурной функцией. Именно социокультурная функция СМК не только количественно расширяет «поле» функционирования СМК, но и качественно преобразует, обогащает, придает культурную направленность всем остальным функциям. Информируя избирателей о функционирующих в процессе избирательной кампании культурных ценностях, вырабатывая у них культурную ориентацию, обеспечивая ознакомление избирателей с мировыми культурными ценностями, воздействуя не только на разум, но и на чувства людей, СМК в процессе выборов формирует общую и политическую культуру избирателей.

Политика имеет дело с все меньшим количеством политически подготовленных, грамотных людей, поэтому она должна все больше упрощаться для того, чтобы стать доступной для большинства населения. Есть, конечно, альтернатива – повышать политическую грамотность и культуру населения в целом, транслируя по телевидению качественные и познавательные политические передачи, повышая уровень преподавания политических дисциплин в школе и вузах и т.д. В противном случае, мы получаем в результате и низкое качество избирательных кампаний.

VI . Домашнее задание: Закрепите материал, устно ответить на вопросы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы и самопроверки:

1.Избирательное право – важнейшее из политических прав граждан в демократическом государстве. Как, по-вашему, несут ли граждане ответственность за свой выбор? В случае если да, то в чем она состоит?

2.Как можно бороться с правонарушениями в избирательном процессе?

3.Следует ли устанавливать обязательное участие граждан в выборах и определять наказание за отказ от волеизъявления?

4.Вы знаете, что в разных странах используются различные избирательные системы. Какими преимуществами и недостатками обладают эти системы?

5.Какова роль политической культуры в избирательном процессе?

6.Как, по вашему, при каких условиях выборы могут способствовать повышению эффективности государственной власти и местного самоуправления?

Практикум по теме: Основы избирательного права.

Ответ: Является. Правда, доля участия одного человека в формировании властных структур в странах с многочисленным населœением мала. При этом порою случаются такие ситуации, ког­да победа того или иного кандидата на выборах обеспечивается очень небольшим перевесом голосов «за» - 20, 50, 90 голосов. Тогда-то и становится очевидным большой смысл участия в вы­борах именно каждого гражданина.

2. Один избиратель рассказал: «Я не знал, за какую партию голосовать. Проголосовал за ту, которая прямо противоположна партии, которой я не симпатизирую. Пусть последней будет хуже». Второй в ответ поведал: «А я тоже не знал, за кого голосовать. И ни за кого не стал опускать бюллетень». Поведение какого из этих избирателœей кажется Вам политически более грамотным, зрелым?

Ответ: Более политически грамотным представляется поведение второго избирателя, который, не зная, за кого голосовать, отказался от участия в выборах.

3. Почему правом избирать и тем более быть избранными в органы власти обладают граждане по достижении определœенного возраста?

4. В соответствии с Федеральным законом «Об базовых гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» граждане РФ имеют: активное избирательное право , т. е. право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления и пассивное избирательное право , ᴛ.ᴇ. право быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Следовательно, ИЗБИРАТЕЛЬ - это гражданин РФ, обладающий __________ каким?_____________правом.

5. Как вы думаете, почему у нас право избирать и быть избранными имеют граждане Российской Федерации, а иностранцы (граждане иностранных государств) таким правом не обладают? Можно ли в данном случае говорить о дискриминации (преднамеренном ущемлении прав)?

6. В статье 32 Конституции РФ и в статье 4 Федерального закона «Об базовых гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» указывается на два условия , при которых гражданин, достигший крайне важного возраста͵ тем не менее не имеет права голосовать. Найдите эти два условия среди приводимых ниже:

а) двойное гражданство;

б) признание по суду недееспособным;

в) долгое пребывание за границей;

г) служба в вооруженных силах;

д) наличие супруга, не имеющего российского гражданства;

е) нахождение в местах лишения свободы по решению суда;

ж) статус священнослужителя;

з) наличие судимости;

и) неграмотность;

к) бедность.

7. При реализации пассивного избирательного права требования к возрасту более «строгие». Так, кандидат на должность Президента РФ должен быть не моложе___ лет, кандидат в депутаты Государственной Думы - не моложе ____года; минимальный возраст кандидата не может превышать: ___ года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, ___ лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта РФ и ____ года при выборах главы местного самоуправления.

Заполните соответствующие пропуски, руководствуясь содержанием статей 32 и 97 Конституции РФ и статьей 4 Федерального закона «Об базовых гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

8. Избирательное право в Российской Федерации является:

всœеобщим -

Поместите в соответствующих местах следующие определœения данных выше характеристик : избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно; никто из голосующих не получает каких-либо преимуществ, каждый имеет и отдает только один голос; избирать имеют право всœе, кроме категорий граждан, специально оговоренных в законе; какой-либо контроль за волеизъявлением избирателœей исключается.

9. Существуют пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. При пропорциональной голосование происходит по партийным спискам. Избиратели голосуют за одну из партий (или против всœех партий). При подсчете голосов партии получают в парламенте (у нас - в Государственной Думе) количество мест, пропорциональное количеству поданных за эти партии голосов (если прошли определœенный процентный барьер - 3 - 5% и т. д.). Для определœения количества мандатов той или иной партии определяется так называемый избирательный метр - наименьшее количество голосов, необходимых для избрания одного депутата.

В списке Партии любителœей шоколадных конфет 12 человек. За эту партию во всœех избирательных округах проголосовало 250 000 избирателœей. «Избирательный метр» - 50 000 голосов.

Сколько членов этой партии получат мандаты в парламент по пропорциональной системе выборов, если пройдут процентный барьер?

10. При мажоритарной системе выборов в парламент проходит тот кандидат, который набрал в одномандатном округе большинство голосов. Избиратели в данном случае голосуют не за партию или блок, а за конкретного человека, которого они, как правило, знают.

Сопоставьте две избирательные системы - пропорциональную и мажоритарную. Какая представляется вам справедливее? Почему?

11. Почему на избирательных участках закон предусматривает специальные помещения для тайного голосования (кабины)?

12. Гитлер, Чингисхан, Юлий Цезарь, Наполеон и многие другие приходили к власти через процедуру выборов. Свидетельствует ли это о том, что институт и процедура выборов антидемократичны? Поясните свое мнение.

«Избранность народом еще не гарантия непогрешимости. Не стоит преувеличивать значимость происшедших на вершинœе власти перестановок. На смену... структурам, штат которых назначался «сверху», пришли структуры, в которых политики избраны народом. Разница лишь в источнике получения власти, а не в ее природе» (В. Борисов, политолог). Согласны ли вы с этим? Приведите примеры победы на выборах не слишком почтенных деятелœей.


  • - VI. Амортизация, амортизационные отчисления капитальных вложений, срок окупаемости и сравнительной эффективности капитальных вложений.

    Для экономического возмещения физического и морального износа стоимость основных фондов в виде амортизационных отчислений включается в затраты на производство продукции. Таким образом, амортизация это постепенный перенос стоимости основных средств на производимую... [читать подробенее]


  • - IV. Стеноз a. pulmonalis

    III. Атрезия трехстворчатого клапана А. Встречаемость: 2-5% больных с синими пороками сердца. Б. Анатомия. 1. Присутствуют четыре основные аномалии: 1) атрезин трехстворчатого клапана, 2) ДМПП, 3) гипоплазия ПЖ, 4) ДМЖП. Кровь обычно поступает в ПЖ через ДМЖП. 2. У 30% больных... [читать подробенее]


  • - IV. Дефекты межжелудочковой перегородки (ДМЖП)

    III. Полный (открытый) предсердно-желудочковый канал А. Эмбриология: выраженные дефекты развития эндокардиальных валиков. Б. Патология. 1. Значительный атриовентрикулярный дефект, включающий как меж-предсердную, так и межжелудочковую перегородку. 2. Патология... [читать подробенее]


  • - IV – малонебезпечні (бензин, фенол).

    Що шкідливіша речовина, то складніше здійснити захист атмосферного повітря і то нижчий його ГДК. Для кожної речовини встановлюються два нормативи: максимальна разова і середньодобова. Максимальна разова ГДК встановлюється для попередження рефлекторних реакцій у...

  • Роль политической культуры

    Липсет C.М.

    Сеймур Мартин Липсет (Seymour Martin Lipset) является профессором социальной политики в университете Джорджа Мейсона и старшим сотрудником Института Гувера при Стэнфордском университете. Его перу принадлежит много книг, в том числе "Политик", "Первая новая нация", "Революция и контрреволюция", "Консенсус и конфликт", "Континентальный раздел: ценности и институты США и Канады".

    Хуан Линц (Juan Linz) и Дональд Горовиц (Donald Horowitz) достойны похвалы за то, что они вернули к жизни дискуссию о взаимоотношении между конституционными системами - президентской и парламентской - и условиях, способствующих стабильной демократии. Линц, основываясь большей частью на опыте Латинской Америки, отмечает, что большинство президентских систем неоднократно заканчивались неудачей. Горовиц, исследующий Азию и Африку, подчеркивает, что большинство парламентских систем, особенно те, попытки создания которых предпринимались почти во всех африканских странах и некоторых новых государствах послевоенной Азии, также закончились неудачей. Он также мог бы указать на крах демократического парламентаризма в период между двумя войнами в Испании, Португалии, Греции, Италии, Австрии, Германии и большей части Восточной Европы. И наоборот, в дополнение к преуспевающим парламентским режимам Северной Европы и индустриально развитых частей Британского Содружества наций, можно отметить такие примеры стабильного и демократического президентского правления, как Франция (в период Пятой Республики), Чили (до Альенде), Коста-Рика и Уругвай (в течение большей части этого столетия).

    Разумеется, наличие тесной связи между конституционными вариациями типов исполнительной власти и демократическим либо авторитарным результатом - не очевидно. Как подчеркивает Линц, парламентское правление (особенно в тех случаях, когда ни одна из нескольких партий не имеет четко выраженного большинства) предоставляет отдельным избирательным округам больший доступ к процессу принятия решений, чем они имели бы при президентском правлении, и как бы помогает привязать эти округа к государству. При президентском правлении группы, выступающие против президентской партии, могут посчитать себя маргинализованными и попытаться подорвать легитимность президентской власти. Поскольку президентское правление предусматривает передачу властных полномочий и окончательной ответственности одному лицу, некоторые ученые считают эту систему правления внутренне нестабильной; ее неудачи могут привести к отторжению символа власти. Власть представляется более многообразной при парламентских режимах.

    Однако реальность - вещь очень сложная. Учитывая разделение властей между президентом и законодательным собранием, премьер-министры и их кабинеты более сильны и могут уделять меньше внимания запросам особых групп населения. Премьер-министр, за которым стоит большинство в парламенте, располагает гораздо большей властью, чем американский президент. Такие парламенты в основном голосуют в поддержку бюджетов, законопроектов и политических решений, предлагаемых правительством. Члены правящей партии должны голосовать таким образом, иначе кабинет падет и будут назначены новые выборы. В отличие от них, парламентарии от оппозиции, несмотря на свободу дискутировать, критиковать или голосовать против политики исполнительной власти, редко могут на нее повлиять.

    При президентском правлении ситуация совершенно иная. Сроки полномочий президента и кабинета министров не зависят от голосования в законодательном собрании. В результате этого партийная дисциплина, скажем, в американском конгрессе гораздо слабее, чем в британском парламенте. В США и других президентских системах наличие различных интересов и групп внутри партий приводит к созданию межпартийных альянсов по тем или иным вопросам. Местные интересы лучше представлены в конгрессе, поскольку члену палаты представителей для переизбрания необходима поддержка своего избирательного округа и он может голосовать против своего президента или партии. В то же время член британского парламента обязан поддерживать своего премьер-министра и партию, даже если этими действиями он лишит себя поддержки своего избирательного округа. Тот факт, что наличие президентского правления способствует слабости партий и исполнительной власти, в то время как парламентское правление имеет противоположную тенденцию, разумеется, влияет на природу и, возможно, условия осуществления демократии. Однако в большинстве исследований ошибочно высказывается прямо противоположное суждение: что президент внутренне более силен и сосредоточивает в своих руках большую власть, чем премьер-министр. Я бы подчеркнул, что условием силы кабинета министров является необходимость проведения новых выборов при поражении кабинета в ходе парламентского голосования. Там, где парламент продолжает функционировать, а новый кабинет министров формируется из коалиции партий, ни одна из которых не располагает большинством, парламентские кабинеты министров могут быть слабыми, как это было в Веймарской Республике, Третьей и Четвертой Французских Республиках, современных Израиле и Индии.

    В своей последней книге "Континентальный раздел", где я сравниваю государственные институты и ценности США и Канады, я отмечаю, что отличие между президентской и парламентской системами в этих двух сопоставимых по размерам федеральных государствах приводит к наличию двух слабых партий в США и многочисленных сильных партий в Канаде. Система США представляется более стабильной; с 1921 года Канада была свидетелем подъема и падения более чем полудесятка значительных "третьих партий". Американский принцип избрания одного человека на пост президента или губернатора заставляет "различные группы... идентифицировать себя с одним из двух основных избирательных альянсов, исходя из того принципа, который представляется им наиболее существенным для раздела. Каждый крупный альянс или коалиционная партия содержит в себе различные группы интересов, которые добиваются победы друг над другом в ходе первичных выборов".

    В отношении Канады я делаю вывод о том, что "изменения в ее избирательной системе, очевидно, явились результатом не острой нестабильности или напряженности", а, скорее, самой ее политической системы. В действительности необходимость существования дисциплинированных парламентских партий "способствует трансформированию политических протестов, общественных движений, недовольства политикой основной партии в том или ином регионе или иными аспектами жизни в третьи, четвертые или пятые партии". Не связанные жесткой дисциплиной партии, характерные для президентской системы США, гораздо легче амортизируют волны протеста в рамках традиционных механизмов, чем это способны сделать канадские парламентские партии.

    Культурный фактор

    Остается вопрос: почему в большинстве латиноамериканских государств положение дел обстояло не так, как в политической системе США? Ответ заключается в экономических и культурных факторах. Сравнение политических систем показывает, как я отмечал еще в 1960 году в своей книге "Политик", что большинство стабильных демократий находится среди более богатых и более протестантских стран. Если не принимать во внимание страны "четвертого" мира, самые неразвитые, то мы увидим, что менее стабильные демократические режимы характерны для католических и более бедных стран. За последнее время, разумеется, ситуация несколько изменилась. В непротестантских южноевропейских государствах (Греция, Италия, Португалия и Испания) были созданы парламентские демократии, в то время как в большинстве католических латиноамериканских стран установились избирательные системы, построенные на соперничестве кандидатов и президентском правлении.

    Я не намерен возвращаться к своему прежнему описанию различных социальных условий для развития демократии, лишь отмечу, что соотнесенность демократии, протестантства и наличия прошлых связей с Британией подчеркивает значение культурных факторов. В этой связи можно отметить, что в канадской "латинской" (франкоязычной и католической) провинции Квебек, по всей видимости, отсутствовали условия для плюралистической партийной системы и демократических прав до шестидесятых годов двадцатого века, в то время как англоязычная и протестантская часть страны располагала стабильной многопартийной системой с демократическими гарантиями уже почти целое столетие. В 1958 году политолог Пьер Трюдо (Pierre Trudeau) (который впоследствии в течение шестнадцати лет находился на посту премьер-министра Канады), пытаясь объяснить, почему "франко-канадцы фактически не верили в возможность достижения демократии для себя" и не имели функционирующей системы соперничающих между собой партий, писал: "франко-канадцы - католики, а католические народы не всегда были яростными сторонниками демократии. В духовных вопросах они автократичны и... часто не желают искать разрешения светских проблем посредством простого подсчета голосов" (1).

    Трюдо, разумеется, упомянул и другие факторы, особенно те, которые внутренне присущи положению его франкоязычных соотечественников как меньшинства, страдающего от экономического спада, однако, как он отметил, основная проблема состоит в том, что Канада имеет две отличающиеся друг от друга культуры и политические системы в рамках одного набора правительственных и конституционных установлений. Квебек, как большинство стран Южной Америки, может быть охарактеризован как одновременно латинский и американский, и его политическая жизнь в период до 1960 года в большей степени напоминала другие латинские государства, чем англоязычные страны, будь то парламентские или президентские. Квебек, разумеется, сильно переменился за время, прошедшее с начала шестидесятых годов, и теперь здесь имеется стабильная двухпартийная система. Однако эти политические перемены сопровождались крупными изменениями в ориентации и поведении католической церкви, в содержании образовательной системы, экономическом развитии и мобильности населения, особенно франкоязычного. Единственное, что осталось неизменным,- официальная политическая система.

    Мусульманские страны также могут рассматриваться как отдельная группа. Почти все они были авторитарными, с монархическими или президентскими системами правления. Было бы нелегко приписать слабость демократии в этих государствах типу существующих здесь политических институтов. Некоторые исследователи утверждают, что ислам делает достижение политической демократии западного образца исключительно трудным, поскольку он не признает разделения духовной и светской власти. Таким утверждениям не следует быть чересчур категоричными, поскольку, как и в христианстве, с течением времени учения и практическая деятельность могут меняться.

    Майрон Винер (Myron Wiener) подтверждает значение культурных факторов следующим замечанием: почти все послевоенные "новые государства", для которых характерны стабильные демократические режимы, являются бывшими британскими колониями, как и некоторые другие страны (Нигерия, Пакистан), где в течение более непродолжительного времени также существовали выборные институты, основанные на соперничестве между кандидатами. Почти ни в одной из бывших колоний Бельгии, Голландии, Франции, Португалии или Испании этого не было. В сравнительно-статистическом анализе факторов, сопутствующих демократическому процессу в странах третьего мира, который я провожу, одним из наиболее мощных факторов, благоприятствующих становлению демократии, выступает практическое знакомство с британским правлением в прошлом.

    Культурными факторами, связанными с особенностями предшествующего исторического развития, исключительно трудно манипулировать. Политические институты - в том числе избирательные системы и конституционное устройство - меняются с большей легкостью. Поэтому те, кто озабочен укреплением возможности перехода к стабильному демократическому управлению, сосредотачивают свое внимание на них. Если, однако, не принимать во внимание Пятую Французскую Республику и ограничения на парламентское представительство малых партий, существующие в Западной Германии, есть немного свидетельств того, что усилия в этом направлении привели к значительным результататам, к тому же второй пример также довольно сомнителен.

    Список литературы

    1. Пьер Эллиот Трюдо (Pierre Elliot Trudeau), Федерализм и франко-канадцы (New York, St.Martin"s Press, 1968), стр 108.

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/fedor/01.php

    Похожие работы:

    • Реферат >>

      Собственной роли политической культуры в этой системе". По версии ученых, политическая культура включает в себя политические ... к глобальной политической культуре и не выполняет конкретных политических ролей . Данный тип политической культуры характерен для...

    • Реферат >>

      Колесо истории вспять. Политическая культура как бы выполняет роль иммунной системы общества против... в переменах (например, правящей бюрократией). Преобразующая роль политической культуры и идеологии особенно актуальна для переходного...

    • Главная > Учебное пособие

      7. Политическая культура и избирательные кампании

      Политическая культура общества проявляется во многих политических процессах и одновременно в существенной мере предопределяет их результат. К числу таких процессов несомненно относятся избирательные кампании. Выборные кампании, будучи самым массовым и важным институтом политического участия, позволяют с достаточной степенью достоверности выявлять содержание, элементы и основ-ные тенденции изменений политической культуры общества. С другой стороны, организация любых выборов требует учета уровня политической культуры избирателей. И этот фактор безусловно является одной из составляющих успеха той или иной политической силы на выборах. Воспользуемся для примера итогами избирательных кампа-ний, прошедших в России в последние годы. Опыт их проведения показал, что политическая культура различных социальных групп российского общества имеет существенные различия. Это выражается в неодинаковой степени включенности в выборные процессы, в различной степени избирательной активности как социально-профессиональных, так и возрастных групп населения города и села. Это находит свое выражение и в различных политических позициях тех, кто участвует в выборах. В принципе, данное положение является нормальным с точки зрения избирательного процесса в любой стране при достаточно высоком уровне развития политической культуры избирателя. Высокий уровень определяется совокупностью факторов, которые обусловливают его выбор. Важнейшими из этих факторов являются уровень осознания общественных потребностей (в условиях России речь идет о понимании характера и необ-ходимости общественных перемен) и зависимость политического выбора от уровня ознакомления избирателя с программами, биографиями и личностными качествами кандидатов. С этой точки зрения политическая культура российского электората также неоднородна. Наличие большого количества избирателей с низкой политической культурой, делающих свой выбор на основе иррациональных критериев (эмоциональность, идеологическая, духовная, национальная нетерпимость, незнание основных программных положений кандидатов), представляет собой опасность, так как российское общество в определенном смысле становится политически непредсказуемым. А это, в свою очередь, предопределяет кризисный характер его развития. Вместе с тем прошедшие в России свободные, демократи-ческие (начиная, пожалуй, с 1989 года) выборы и референдумы показали, что в России сформировался слой избирателей, уровень политической культуры которых позволяет им компетентно сде-лать свой выбор. Для этого слоя людей характерно достаточно отчетливое осознание характера социально-экономических реформ, определяющих в основе политические программы канди-датов. Такие избиратели оценивают позиции того или иного кандидата по основным общественным проблемам и сравнивают их со своими собственными взглядами. Если точка зрения изби-рателя совпадает или близка к программным положениям канди-дата, то выбор в пользу такого кандидата и его программы по указанному критерию вполне компетентен. В основе подобного выбора лежит способность избирателя разобраться в политической ситуации. Это относительно широкий слой, и очень важно, что его электоральное поведение предсказуемо, стабильно. В этом один из признаков высокого уровня политической культуры. Прошедшие выборы показали также, что политическая культура российского электората формируется и повышается от выборов к выборам в том смысле, что постепенно выкристалли-зовываются политические ориентации избирателей. Избирательная кампания 1989 гола характеризовалась тем, что экономическая и политическая ситуации в стране не позво-ляли избирателю проявить свой политико-культурный потенциал компетентности даже при его наличии. Основная часть электората была заинтересована тогда в решении насущных жизненных проблем: обеспечение продовольствием, товарами первой необхо-димости, решение жилищных проблем, улучшение экологической ситуации, обеспечение порядка в обществе и т.п. На это делался упор и в программах кандидатов. Программы практически ничем не отличались друг от друга. Политические пристрастия канди-датов и избирателей не имели в то время существенного значения (если этому вообще придавалось какое-либо значение). Поэтому выбор избирателя зависел больше от оценки личности кандидата, его политического имиджа, нежели от его программы. В то же время избиратели по-разному относились к аналогичным личностным качествам кандидатов, если они имели различный политический статус. Тот, кто уже находился у власти, был в наименее выгодном положении. Ему предъявлялись претензии избирателей, обсуждалось, все ли возможное он сделал, пребывая во властных структурах. Таким образом, россияне в 1989 году голосовали прежде всего за открытых, искренних, смелых людей. С их деятельностью в высших эшелонах власти связывались надежды на выход из кризиса, в который страна еще только вступала, надежды на реформирование политической системы. Выборы 1990 года выявили наличие прогрессивных тенден-ций в развитии политической культуры российских избирателей. Большинство избирателей сделали свой выбор в пользу тех канди-датов, которые знали нужды избирателей и отразили их в своих программах. Но самое главное: многие избиратели связывали свой выбор с принадлежностью кандидата к тому или иному полити-ческому блоку (напомним, что основными политическими силами тогда были КПСС и "Демократическая Россия"). Именно в тот период политического развития России и определились основные политические ориентации электората (западники, левые и правые популисты, государственники, коммунисты, экологисты, национал-патриоты и т.д.). Выборы 1993 года показали, что указанная тенденция в развитии политической культуры усилилась. Этому способствовала и сама избирательная система, в соответствии с которой часть депутатов нижней палаты парламента избиралась по пропор-циональной системе, то есть по партийным спискам. Однако итоги выборов 1993 года, в соответствии с которыми в парламенте оказались кандидаты с крайними популистскими, националистическими, демагогическими лозунгами, свидетельст-вуют и о наличии негативных аспектов в политической культуре российского общества. Главная проблема заключается в том, что основные слои и группы общества еще не осознали своих особых политических интересов. Процесс определения политических интересов в России протекает вяло, что находит свое выражение в аморфности, рыхлости политических партий. Партии должны быть способны не только отразить интересы отдельных групп населения, но и определить место и значение этих интересов в" системе общественных потребностей, а исходя из этого -обосновать цели и перспективы общественного развития, пути решения насущных проблем. Партия, участвующая в выборах, не может в своей предвыборной программе ориентироваться на некие абстрактные формулы (даже если они и очень научны). Изби-ратель должен почувствовать, что именно эта партия защищает его интересы. В этом случае он вряд ли будет голосовать за демагога, обещающего все и вся, для того чтобы выразить протест против своей политической незащищенности. Только так можно пред-определить цивилизованные формы участия избирателей в выборах и высокий уровень их политической культуры.

      8. Современные концепции политической культуры

      Трактовка политической культуры отличается чрезвычайно широким спектром мнений, формулировок, разного рода определений. В рамках данного параграфа приведены различные подходы западных и отечественных политологов к определению политической культуры. Психологический подход (школа Г. Алмонда): политическая культура рассматривается как набор психологических ориентации на социально-политические объекты и процессы. Комплексный, обобщающий подход (Д. Мервик, Р. Такер, Л.Диттмер): политической культуре приписывается все происхо-дящее в политике. Она либо идентифицируется с политической системой, как у Д. Мервика, либо сводится к политическим отношениям, как у Р. Такера, а в конечном счете не имеет специфи-ческого содержания. Объективистская (нормативная) трактовка (Л. Пай, Д. Пол). Политическая культура определяется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения. Эвристическая концепция (С. Хантингтон): политическая культура понимается как гипотетическая нормативная модель желательного поведения. Социопсихологический подход (Р. Карр, Д. Гарднер, Ю. Тихо-миров): политическая культура определяется как установочная поведенческая матрица, в пределах которой расположена и функ-ционирует политическая система. В подобных концепциях акцент делается на объективных социальных факторах, определяющих сущность политической культуры. Аксиологическая трактовка: политическая культура предста-вляется как совокупность ценностей определенного порядка. "Бинарный" вариант данной трактовки включает в политическую культуру как положительные, так и отрицательные ценности. "Прогрессистский" вариант характеризует политическую культуру только как совокупность положительных политических ценностей.

      Понятия и категории, используемые в данной главе

      Политическая культура

      Политический опыт

      Политическое сознание

      Идеологический компонент политического сознания

      Эмоционально-психологи-ческий компонент полити-ческого сознания

      Политическое поведение

      Политические традиции

      Политические знания

      Политические убеждения

      Политические ценности

      Политические ориентации и установки

      Политические субкультуры

      Культура высокой граждан-ственности

      Элитарная политическая культура

      Архаическая политическая культура

      Интегрированная политическая культура

      Фрагментарная полити-ческая культура

      Подданническая полити-ческая культура

      Гражданственная политическая культура

      Смешанная политическая культура

      Политическое участие

      Политическая культура избирателя

      Познавательная функция политической культуры

      Интегративная функция политической культуры

      Коммуникативная функция политической культуры

      Нормативно-регулятивная функция политической культуры

      Воспитательная функция политической культуры

      Политическая социализация

      Вопросы и учебные задания

      1. Какое место в политической системе общества занимает политическая культура? 2. В каком соотношении находятся понятия "культура" и "политическая культура"? "" 3. Какое влияние на политическую культуру оказывают так называемые "внешние факторы", и прежде всего экономи-ческие? 4. Как происходит формирование политической культуры? 5. Что собой представляет сущностная структура политической культуры? Какие основные элементы она в себя включает? 6. Что является основой развития политической культуры? 7. В каких формах фиксируется политический опыт? Какие из них наиболее значимы? 8. Что такое политическое сознание? Какова его структура? 9. В каком смысле существующие политические организационные и процедурные институты политической системы являются элементами политической культуры общества? 10. Почему политическое поведение является важнейшей характеристикой политической культуры? 11. Чем определяется политическое поведение участников политического процесса? 12. Каковы функции политической культуры, подчеркивающие ее значение в политической системе общества? 13. Что такое политическая субкультура? 14. Какие типы политической культуры являются наиболее значимыми? 15. Каковы основные пути формирования политической культуры? 16. Чем определяется уровень политической культуры избирателя? 17. Постройте основные типологические модели политической, культуры. 18. Приведите примеры влияния политической культуры общества на ход предвыборной кампании и результаты выборов.

      Литература для более глубокого изучения темы я отдельных ее вопросов

      Баталов Э. Политическая культура как социальный феномен// Вестник МГУ. Сер. 12. М., 1995. № 5. Баталов Э. Политическая культура современного американского общества М., 1990. Баталов Э. Советская политическая культура (к исследованию распадающейся парадигмы)//0бщественные науки и современ-ность. 1994. № б. Бирюков Н., Сергеев В. Парламентская деятельность и политиче-ская культура//Общественные науки и современность. 1995. № 1. Владикова Ю. Культура и политическая культура. Философия в современном мире. М., 1989. Гаджиев К. Политическая культура: концептуальный аспект// Полис. 1991. №6. Городецкая И. Массовое политическое сознание и "третьи" партии в Великобритании. Рабочий класс и социальный прогресс: Ежегодник. М.. 1990. Гудименко Д. Политическая культура России: преемственность эпоху/Полис. 1994. № 2. Гудименко Д., Родионов А. Конфликт и консенсус в политической культуре ФРГ//МЭ и МО. 1993. № 7. Денисов А. Политическая культура//Международная жизнь. 1990. №10. Джунусов А. Политическая культура: концептуальные аспекты//Социально-политический журнал. 1944. № 11-12. Комолое М. Демократическая политическая культура: американский опыт//Вестник МГУ. Сер. 12.1991. № 5. Каменская Г. Политическая культура США//МЭ и МО. 1993. № 6. Кейзеров Н. Общественные интересы и политическая культура. Государство и общество: Ежегодник. 1984. М., 1985. Кейзеров Н. О соотношении гражданской и политической культуру/Социально-политические науки. 1991. № 7. Козьмихин И. Традиции, идеология и право в политической культуре//Вестник Ленингр. ун-та. Сер. 6. 1989. Вып.4. Марченко Г. Формирование этнополитических идей//Социально-политический журнал. 1994. №9-10. Маслова А., Маслова О. От социального конформизма к полити-ческому участию//Вестник МГУ. Сер. 12. М., 1982. Мельвиль А., Никитин А. Ростки новой гражданской культуры?// Полис. 1991. №2. Осипова Е. Социология английской политической культуры// Социс. 1992. № 9. Пивоваров Ю. Две политические субкультуры пореформенной России: проблемы взаимодействия. Ретроспективная и сравни-тельная политология. Публикации и исследования. М., 1991. Вып.1. Политическое просвещение россиян нельзя откладывать/Полис. 1992. № 3. Рябов А., Чистяков В. Политическая культура//Вестник МГУ. Сер. 12. М., 1994. №1. Сиверцев М. Российская политическая культура и перспективы многопартийности//США: экономика, политика, идеология. 1993. №1. Старостина Е. Политическая культура Испании//МЭ и МО. 1994. №2. Такер С. Роберт. Политическая культура и лидерство в Советской России. От Ленина до Горбачева (главы из книги)//США: экономика, политика, идеология. 1990. № 1-6. Тотьмянин Н. Основные аспекты политической культуры и социализации американцев//США: экономика, политика, идеоло-гия. 1995. №1. Фадеев Д. Демократизация и политическая культура (опыт послевоенной Германии)//Вестник МГУ. Сер. 12.1993. № 2. Фарукшин М. Политическая культура общества//Социально-политические науки. 1991. № 4.

      ГЛАВА XII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

      В результате изучения материалов данной главы вы сможете: Назвать основные поли-тические предпосылки, необходимые для проведения крупномасштабных эконо-мических реформ Объяснить, почему в экономической практике зарубежных государств успешно используются рекомендации теоретиче-ских школ, стоящих на разных позициях Показать роль экономи-ческого обеспечения политических программ Назвать основные обстоя-тельства, делающие госу-дарственное вмешатель-ство в экономику объективно необходимым Дать развернутое опреде-ление понятия "экономи-ческая политика " Раскрыть содержание основных направлений экономической политики, обеспечивающих ее реализацию Дать определение понятия "экономическая власть " Показать роль экономиче-ских программ, выдвигае-мых политической властью, в ее легитимации Рассказать о специфике взаимодействия экономи-ческой и политической систем в Российской Федерации Назвать основные направ-ления экономической политики, проводимой современными развитыми странами Данная тема является заключительной главным образом потому, что раскрываемые в ней вопросы требуют знания материа-лов, изложенных в предыдущих главах. Несомненным является тот факт, что уровень и характер экономической системы любого государства во многом зависят и предопределяются политической средой: формой политического правления и политическим режи-мом, характером политической власти и степенью ее легитимности, уровнем развития гражданского общества, личностью полити-ческого лидера страны, составом политической элиты, степенью развитости партийной системы и многим другим. В свою очередь, несомненно и то, что политическая система общества не может нормально функционировать, не имея соответствующего эконо-мического обеспечения практически для всех политических про-цессов. Поэтому взаимосвязь и взаимозависимость политической и экономической систем общества - универсальное явление, характерное для всех государств в любые времена их истории. Данную главу отличают следующие два обстоятельства. Во-первых, в ней рассматривается взаимосвязь названных систем, а не экономики и политики. (В первой главе данного пособия было показано, что понятие "взаимодействие экономики и политики" более узкое, нежели понятие "взаимодействие экономической и политической систем".) Такой подход дает более широкое представление о характере и нормах взаимосвязи экономических и политических общественных процессов. Во-вторых, взаимосвязь экономической и политической систем рассматривается применительно к условиям свободной рыночной экономики, а также к условиям переходного к ней периода.

      1. Экономическая сфера как основа обеспечения жизнедеятельности политической системы

      Практика показывает, что воздействие экономической системы на политическую проявляется во многом. Назовем основ-ные аспекты такого влияния. Во-первых, уже сам приход к власти того или иного политика или партии (политического блока) во многом предопределен программой экономических мероприятий, которые они обязуются реализовать в случае обретения власти. Масштабные, обещающие экономический подъем страны и повышение благосостояния народа программы склоняют избирателей голосовать за тех, кто их выдвигает. При этом нельзя не заметить, что в современных демократических странах пришедшие к власти лидеры (полити-ческие партии) обязаны выполнять и, как правило, выполняют экономические программы, выдвинутые в ходе предвыборной борьбы. Поэтому избиратели относятся к предвыборным обеща-ниям кандидатов как к реальным программам. Таким образом, уже с самого начала в своем становлении политическая власть активно опирается на возможности экономи-ческой системы. И коль скоро речь идет о становлении политиче-ской власти, следует упомянуть о тех огромных финансовых сред-ствах, которые требуются для проведения избирательных кампаний. Например, десятки миллионов долларов расходуются на выборы президента в США: частично из государственного бюдже-та (деньги налогоплательщиков) и частично - пожертвования частных лиц и организаций. Во-вторых, политическую власть важно завоевать, но не менее важно ее удержать и реализовать при этом те цели, которые ставились утвердившейся у власти политической силой. Здесь также роль экономической системы трудно переоценить. Речь идет о легитимации политической власти, признании ее народом, поддержке населением страны. В этом отношении многое зависит от проводимой политической властью экономической политики, политического курса. Народ, несомненно, будет поддерживать политическую власть, обеспечившую экономическую стабиль-ность, рост благосостояния, оптимальную среду для предпринима-тельской деятельности, социальную защищенность граждан. В случае же, если государство оказывается бессильным выполнить то, что от него ждет народ, политическая власть рискует утратить легитимность. Поэтому не случайно уже многие десятилетия (особенно после глубочайшего в истории мировой экономики кризиса 1929-1933 гг.) правительства уделяют самое серьезное внимание разра-ботке программ экономического развития своих стран. Здесь уместно подчеркнуть, что на экономическую сферу приходится наибольшая часть активности властных структур. Это проявляется в форме разработки и реализации экономической политики. В-третьих, важная роль экономической системы в развитии политических процессов проявляется в том, что все крупно-масштабные политические решения (проведение реформ, осуществление проектов структурной перестройки хозяйства, реализа-ция мероприятий по ускорению темпов развития хозяйства страны и др.) требуют надежного и обоснованного экономического обеспечения. Например, широкомасштабная программа построе-ния в СССР коммунистического общества (каждому по потребно-стям!) к 1980 г., провозглашенная в начале 60-х годов политиче-ским руководством страны, по ряду причин была обречена. Главная причина - отсутствие соответствующих экономических ресурсов для достижения поставленной цели. По этой же причине обречена на неуспех была и другая программа - догнать США по производству ряда важных продуктов питания. И связи с этими историческими фактами следует упомянуть обстоятельство, о котором в бывшем СССР предпочитали не говорить. Названные программы были восприняты в США как "вызов русских". Слова russian challenge наводнили американские средства массовой информации. Ответом на данный "вызов" были многочисленные проведенные в США мероприятия по стимулированию дальней-шего экономического роста, что способствовало радикальному экономическому подъему в стране. В-четвертых, влияние экономической системы на полити-ческую проявляется в том, что уровень и состояние развития экономики инициируют и стимулируют также политические процессы и мероприятия: реформы, перестройки, нэпы. Низкий экономический уровень развития страны, а тем более кризисное состояние экономики с неизбежностью рождают государственно-политические мероприятия, направленные на подъем экономики, выход из кризисного состояния. Высокий экономический уровень развития страны также не оставляет политику безучастной. В этих условиях важной проблемой политической власти становится обеспечение экономической и политической стабильности. К политической стабильности стремятся не только сами властные структуры и политическая элита. В ней заинтересована вся экономическая система общества с рыночной экономикой: отечественные предприниматели, иностранные инвесторы, акцио-нерные общества, средний и малый бизнес, банки. Это объяснимо и ясно даже на уровне обыденного сознания. Политические потрясения, кризисы власти, политические перевороты с неизбеж-ностью ведут к непредсказуемым ситуациям в экономической сфере: резким изменениям в курсах иностранных валют, усилению инфляционных процессов, падению объемов производства, кризи-сам платежей. Все эти явления объединяются понятием "дестаби-лизирующий фактор". Обеспечение стабильности - сложный, многофакторный процесс. Одним из важнейших его слагаемых является всемерное развитие "среднего класса" в экономически высокоразвитых странах. По мере увеличения в обществе людей, которым есть что терять, усиливается поддержка гражданами мероприятий прави-тельства, направленных на обеспечение стабильности. Поэтому в современных условиях практически все правительства проводят политику содействия развитию малого и среднего бизнеса и увеличения числа лиц, являющихся собственниками недвижимо-сти. Известно, например, что до вступления в должность премьер-министра Великобритании М. Тэтчер в стране лишь 35% семей имели собственные дома. К моменту ее ухода с поста премьер-министра в Великобритании это число возросло - до 65%. Таким образом, зависимость политической системы от экономической носит объективно необходимый характер. В свою очередь, развитие экономической системы не может обойтись без государственного "присутствия", без воздействия политической системы. Данный процесс, как это мы увидим в следующем параграфе, также носит объективно необходимый характер.
      Читайте также:
      1. Assigning Pin Location Constraints (назначение ограничений на размещение выводов).
      2. Cхема электрическая принципиальная блока ТУ-16. Назначение, принцип действия.
      3. For имя переменной цикла from начальное значение переменной цикла by шаг приращения значения переменной цикла to конечное значение переменной цикла
      4. II. Организация и проведение учебно-ознакомительной практики
      5. II. Примеры, подтверждающие милость, явленную в Пророке, да благословит его Аллах и да приветствует.
      6. III. ПРОГРАМА НАВЧАЛЬНОЇ ТА ВИРОБНИЧОЇ ПРАКТИКИ В ОРГАНАХ ДЕРЖАВНОЇ ВИКОНАВЧОЇ СЛУЖБИ УКРАЇНИ
      7. IV. Методические указания по прохождению производственной практики

      Пол культ. и избирательные кампании

      Выборные кампании, будучи самым массовым и важным институтом политического участия, позволяют с достаточной степенью достоверности выявлять содержание, элементы и основные тенденции изменений политической культуры общества. С другой стороны, организация любых выборов требует учета уровня политической культуры избирателей. Для примера - итоги избирательных кампаний, прошедших в России в последние годы. Политическая культура различных социальных групп российского общества имеет существенные различия. Высокий уровень п. К. определяется совокупностью факторов, которые обусловливают его выбор. Важнейшими из этих факторов явл. уровень осознания общественных потребностей (в условиях России речь идет о понимании характера и необходимости общественных перемен) и зависимость политического выбора от уровня ознакомления избирателя с программами, биографиями и личностными качествами кандидатов. В РФ - наличие большого количества избирателей с низкой политической культурой, делающих свой выбор на основе иррациональных критериев (эмоциональность, идеологическая, духовная, национальная нетерпимость, незнание основных программных положений кандидатов), представляет собой опасность, так как российское общество в определенном смысле становится политически непредсказуемым. кризисный характер его развития. В России сформировался слой избирателей, уровень политической культуры которых позволяет им компетентно сделать свой выбор Пол культ российского электората формируется и повышается от выборов к выборам: постепенно выкристаллизовываются политические ориентации избирателей. Избирательная кампания 1989 года характеризовалась тем, что экономическая и политическая ситуации в стране не позволяли избирателю проявить свой политико-культурный потенциал компетентности далее при его наличии. (выбор избирателя зависел больше от оценки личности кандидата, его политического имиджа, нежели от его программы). Выборы 1990 года выявили наличие прогрессивных тенденций в развитии пол к. Большинство избирателей сделали свой выбор в пользу тех кандидатов, которые знали нужды избирателей и отразили их в своих программах. Но самое главное: многие избиратели связывали свои выбор с принадлежностью кандидата к тому или иному политическому блоку (напомним, что основными политическими силами тогда были КПСС и "Демократическая Россия"). Выборы в Государственную думу 1993 и 1995 годов и президентские выборы 1996 года свидетельствовали, что указанная

      тенденция развития политической культуры усилилась.


      | | | | | | | | | | |