Главная · Сон · Способы формирования государственной власти. Легитимность власти. Форум студентов мти - показать сообщение отдельно - политология

Способы формирования государственной власти. Легитимность власти. Форум студентов мти - показать сообщение отдельно - политология

Легитимная власть характеризуется обычно как пра­вомерная и справедливая. Легитимность связана с верой по­давляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.

Сам термин «легитимность» переводят с французско­го как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отражается термином «легальность». «Легитимность» и «легальность» - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более оценочный, этический характер, а вто­рое - юридический.

Известный немецкий социолог М. Вебер выделил три способа достижения легитимности, отражающих особенно­сти мотивов подчинения.

1. Традиционная легитимность. Она возникает благо­даря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непо­колебимость и священность издавна существующих поряд­ков. Традиционное господство присуще монархиям. Подав­ляющая тяжесть традиции приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. По своей мотивации тради­ционная легитимность во многом схожа с отношениями в па­триархальной семье, основанными на беспрекословном по­виновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений. Власть традиции такова, что когда лиде­ры нарушают ее, они могут потерять легитимность в глазах масс. В этом смысле власть элиты жестко ограничена той же традицией, которая придает ей легитимность. Традицион­ная легитимность отличается прочностью. Поэтому, как считал М. Вебер, для стабильности демократии полезно сохра­нение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2. Легальная или рационально-правовая легитим­ность. Она основывается на добровольном признании ус­тановленных юридических норм, направленных на регу­лирование отношений управления и подчинения. Наибо­лее развитой формой этого типа власти является консти­туционное государство, в котором беспристрастные нор­мы четко обозначают правила его функционирования. С другой стороны, эти нормы открыты изменениям, для че­го имеются установленные законом процедуры. В систе­мах подобного вида власть политической элиты легити­мируется «царством закона». Для обоснования своей вла­сти элита обращается к действующему законодательству (Конституции).

3. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества руководителя, которы­ми он наделен Богом, т. е. вера в его харизму. Поэтому он иногда даже обожествляется, создается культ его лично­сти. Харизматическая власть является относительно не­стабильной по сравнению с традиционной и легальной. Харизма тесно связана с качествами личности, в то вре­мя как традиция и закон являются фактами обществен­ной жизни. Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опе­реться на авторитет традиций или же демократически выраженную волю большинства. В этом случае созна­тельно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способ­ствует их признанию и принятию населением. Харизма­тическая легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие, например, идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправда­нии власти с помощью идеологии, вносимой в массовое со­знание. Идеология обосновывает право на управление соответствием власти интересам народа, нации или класса. Иде­ологическая легитимность основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убежде­ния и внушения. Но в отличие от рационально-правовой ле­гитимности, апеллирующей к сознанию, разуму, идеологи­ческая - однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, активного участия граждан в выработке идеологии.

Во второй половине XX в. многие молодые государст­ва в попытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленной националистической легитимнос­ти. Этот вид легитимности в большей или меньшей степени присущ многим современным государствам.

Следует иметь в виду, что типы власти связаны с кон­кретной политической действительностью. Реально суще­ствующие политические системы представляют собой пе­реплетение всех трех типов при преобладании одного из них. Поэтому не следует смешивать типы власти, выделяе­мые в качестве теоретической концепции, с конкретной ре­альностью политических систем, где они проявляются лишь частично и в сочетании друг с другом. В то же время без вы­деления этих идеальных типов осмысление реальных поли­тических систем было бы невозможно.

Исследователи выделяют несколько источников ле­гитимности.

1. Участие граждан в управлении, что создает общую причастность людей к политике, проводимой властью, поз­воляет гражданам чувствовать себя в определенной мере ее субъектом.

2. Технократическая легитимность, т. е. легитим­ность посредством экономической, военной, образователь­ной и т. п. деятельности власти.

В этом случае легитимность находится в прямой зави­симости от успехов такой деятельности, Неудачи ослабляют легитимность власти, а успехи укрепляют (например, Япо­ния, Южная Корея, Сингапур и др.).

3. Легитимность через принуждение. Все направлено на принуждение, но формы различны. Они проявляются в ограничении прав и свобод граждан. Чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности. Сила - это послед­ний аргумент власти, с помощью которого она стремится по­высить свою легитимность.

Важное место в функционировании власти занимают проблемы делегитимизации, обострение которой может вы­звать кризис и даже крах политического режима.

Основными причинами делегитимизации являются следующие:

а) противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интереса­ми властвующей элиты;

б) противоречие между идеей демократии и социаль­но-политической практикой. Это проявляется в попытке ре­шить проблемы силовым путем, нажимом на средства мас­совой информации;

в) отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс;

г) нарастание бюрократизации и коррумпированности;

д) национализм, этнический сепаратизм в многонаци­ональных государствах, проявляющиеся в отвержении фе­деральной власти;

е) потеря правящей элитой веры в правомерность сво­ей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.

Таковы наиболее важные проблемы легитимности власти, которая в современных условиях приобретает чрез­вычайно важное значение.

Список литературы

1) Власть: очерки политической философии Запада // Под ред. Мшениверадзе М. М. М., 1995.

2) Ильин И. Аксиомы власти. 1994. Краснов Б. И.

3) Разуваев В. В. Власть в России: бюрократическое измерение 1995.

4) Шестопал В. Б. Образ власти в России: желания и реальность 1995.

Любые нормативно-правовые акты, в том числе и законы, регулируют общественные отношения, делая их разрешенными или переводя в категорию правонарушений. Определить для них подобные полномочия может лишь орган, прошедший процесс легитимации власти. В этой статье будет рассказано о том, что подразумевает под собой данное явление и для чего оно, собственно, необходимо, да и необходимо ли вообще.

Что подразумевает под собой данное понятие?

Как объяснить понятие «легитимация власти»? Профессиональным языком это явление фиксирует правомерность возникновения какого-либо формирования или действий. Легализация обеспечивается главным законом страны - Конституцией. Именно этот нормативно-правовой акт является базисом для формирования общественного и государственного строя. Он определяет структуру органов, а также методы, относительно которых строится их деятельность. Конституция содействует тому, что происходит легитимация политической власти. То есть и сам государственный орган, и его деятельность имеют правомерную основу.

Помимо Конституции, существует ряд других нормативно-правовых актов, делающих политическую власть и её полномочия легализованными. К ним можно отнести следующие официальные письменные документы:

  • законы, которые могут регулировать работу президента, парламента, судебных и других органов;
  • указы президента;
  • постановления правительства;
  • решения судов.

В чем заключается сущность данного явления?

Легитимация власти не только как практический процесс, но и как теоретическое понятие очень часто встречается в современных политических научных трудах. Она является предметом споров и обсуждений в различных кругах. В целом, большинство дают ей следующую характеристику: формальная законность, имеющая юридическое подкрепление в виде специального нормативно-правового акта. Но подобным образом легитимация политической власти определяется в политическом и юридическом смыслах.

Однако это явление достаточно двойственно. Оно имеет также психологический подтекст. В сознании людей заключен такой принцип, который считает все то, что закреплено властными структурами, непременно положительным. То есть человек согласен с правомерностью поведения государственных органов вне зависимости от того, является оно таковым или нет. Именно поэтому население чувствует силу и превосходство правительственных структур и готово фактически добровольно подчиняться любому приказу. Таким образом, подобная связь, которая установилась между жителями государства и его правителями, определяется психологией как легализация и легитимация государственной власти. Люди на подсознательном уровне признают любые направления деятельности власти как справедливые и правомерные. Так, в каком-то смысле легитимность обозначает уважительное отношение и авторитет правительства среди граждан государства. Это говорит о том, что признать власть юридически недостаточно, важно еще установить контакт с народом путем соответствия ценностным понятиям и ориентирам.

Как легитимность отражена на положении в обществе?

Считается, что легитимность и легитимация власти способствуют стабилизации общества. У людей происходит переоценка приоритетов. Именно эти понятия гарантируют дальнейшее развитие и прогресс внутри государства. Они являются настолько сильными в своем действии и влиянии на народные настроения, что комплексная реабилитация экономического и политического сектора просто не может конкурировать.

Легитимность и легитимация политической власти определяют и фиксируют достаточно обширный ряд источников возникновения и образующихся форм. В настоящий момент политическая наука выделяет три субъекта, относительно которых осуществляются данные процессы. К ним относятся:

  • гражданское общество;
  • властные структуры;
  • внешнеполитические силы.

Именно настроения первого субъекта определяют роль правительства в жизни общества. Благодаря одобрительному взгляду большей части жителей государства можно говорить о процветании и устойчивой ситуации как в стране, так и в самом руководящем аппарате. Чтобы сформировать положительный облик правящей элиты, ей необходимо положительно проявить себя в решении каких-либо общественных проблем. Только внимание и интерес к жизни простого люда могут вызвать поддержку со стороны граждан. Признание правомочности правительства объясняется различными факторами. К ним можно отнести отношения между различными слоями населения, идеологические и политические взгляды, менталитет, исторически сложившиеся традиции и моральные ценности. Правильное комплексное воздействие на общественный механизм может обеспечить авторитет руководящего аппарата в народных массах.

Что такое традиционная легитимность?

Впервые понятие «легитимация государственной власти» выделил и сформулировал Макс Вебер. Именно этот немецкий социолог выдвинул мысль о том, что причины этого явления не всегда подобны. Это позволяет сделать вывод о неоднородности данного процесса. Вебер также выделил (согласно ряду классификационных признаков) три типа явления узаконивания. Основной причиной такого разделения является мотивация подчинения. Данное выделение видов является актуальным на сегодняшний день и признается в политической науке.

Первый тип носит название традиционная легитимация власти. Это классический вариант узаконивания действий государственного аппарата, так как обуславливается действие необходимостью подчинения народа власти. В результате устоявшихся обычаев у людей возникает привычка, нужда в подчинении политическим институтам.

Данный тип легитимации присущ державам с наследственным типом правления, то есть там, где во главе стоит монарх. Это обусловлено выработанными в процессе исторических событий ценностями. Личность в лице правителя обладает неуклонным и неоспоримым авторитетом. Образ монарха определяет все его действия как правомерные и справедливые. Плюсом такого типа государственности является высокий уровень стабильности и устойчивости общества. На данном этапе подобного типа легитимации в чистом виде практически не осталось. Он выступает, как правило, комбинированным. Традиционный поход подкреплен современными социальными институтами, аппаратами и «канцелярским господством».

Что такое рациональная легитимность?

Также легитимация власти может иметь более разумную основу. В этом случае определяющими факторами являются не эмоции и верования, а здравый смысл. Рациональная легитимность, или по-другому - демократическая, образуется посредством признания народными массами правильности решений, принятых государственным аппаратом. Только, в отличие от предыдущего типа, людьми руководят не слепые убеждения, направленные в пользу своего руководителя, а реальное понимание дел. Властными структурами организовывается система, состоящая из общепринятых правил поведения. Принцип её действия заключается в реализации целей правительства за счет выполнения народом этих правил.

Основой всех основ в таком государстве является право. Легитимация власти подобного типа характерна для общества с более сложным структурным формированием. Именно согласно праву осуществляется власть на законных началах. Это обуславливает народную признательность и авторитет не конкретно выделенной персоны, сосредоточившей в своих руках власть, а всего устройства государственного аппарата.

Чем обусловлена легитимность, основанная на вере в лидера?

Харизматический способ узаконения (легитимация власти) - это когда признание любых действий правящей структуры обусловлено личными качествами лидера. Выдающиеся личности всегда могли устанавливать контакт с народными массами. Общий образ правителя переносится на всю действующую систему власти. Чаще всего в данном случае люди безоговорочно верят словам и действиям своего идейного вдохновителя. Сильный характер человека формирует эмоциональный подъем среди населения. Лидер может одним лишь словом подавить волнения в обществе или, наоборот, вызвать активные движения.

Если заглянуть в историю, то можно увидеть, что по способу легитимации власти выделяют лидерство как основной способ манипуляции народом в период революционных настроений. В это время влиять на граждан можно достаточно легко, так как эмоциональный всплеск обуславливает нестойкость психологии общества. Люди, как правило, не доверяют прошлому политическому укладу. Меняются принципы, идеология, нормы и ценности. Подобный период является очень благодатной почвой для политических игр. Появление нового харизматичного лидера непременно вселяет в людей веру в светлое будущее, что поднимает его авторитет в глазах народа.

Подобными лидерами были насыщенны различные периоды истории. Среди них огромное множество исторических личностей, вождей, героев и пророков. Но чаще всего подобный образ создается искусственно. В основном основой его создания является активная работа средств массовой информации. Людям попросту навязывают лидера. Это удается очень легко, так как опереться народу практически не на что. Сложенные в процессе истории ценности преданы и сломлены, существующих результатов пока еще нет. Нововведения не дают плодов, а только заставляют еще туже затянуть пояса. Но вокруг все только и внушают веру в перемены, которые обеспечит новый правитель.

По мнению самого Вебера, именно этот тип определяется как абсолютная легитимность. Он объяснял это тем, что личные качества лидера делают из него сверхчеловека. Подобное явление может быть допущено в демократичных государствах. Но в классическом варианте это процесс, присущий тоталитарному и авторитарному режиму.

Какие еще существуют представления легитимности?

По ходу возникновения новых политических процессов в истории образовывались и способы легитимации власти, которые имели совершенно другой характер, чем определенный Вебером. Вновь возникшие концепции говорили о том, что данное понятие может иметь более широкий смысл. То есть объектом легитимности становилась не только сама власть как субстанция, но и совокупность политических институтов.

Новое определение данному явлению пытался сформировать американский представитель политической науки С. Липсет. Он охарактеризовал легитимность власти как веру народных масс в то, что государственный аппарат действует справедливо, правомерно и в интересах общества. Однако под самим государственным аппаратом понимались политические институты. Другой его коллега Д. Истон дал определение «легитимности» с позиции морально-нравственных ценностей. То есть само правительство должно действовать таким образом, чтобы это давало результаты, соответствующие представлению самого народа о честности, правильности и справедливости. В этом случае политолог подразумевает следующие способы легитимации власти: идеология, политический режим и политическое лидерство. Относительно данных источников можно выделить и определенный классификационный признак. По способу легитимации власти различают:

  • идеологическую;
  • структурную;
  • персональную.

Как классифицирует легитимность Д. Истон?

Типы легитимации власти представлены тремя категориями. Первая носит название идеологической. Правильность решений, принимаемых государственным аппаратом, обусловлена верой в устойчивый набор ценностей. Сила легитимности в этом случае определяется поддержкой народных масс. То есть чем больше граждан разделяют идеологию и курс правительства, тем более правомерной и законной считается власть.

Вторым типом является структурная легитимность. Она имеет схожесть с рациональной легитимностью Вебера. Тут также людьми руководят не чувства и верования, а разум. Народ понимает и одобряет правильность распределения обязанностей в структуре правительства. Уклад, по которому живет общество, подчиняется системе, которая базируется на юридических нормах.

Подобным образом можно провести аналогию между другими видами. Например, такие типы лидерства по способу легитимации власти, как харизматичная и персональная, имеют общую суть. И та, и другая основывается на беспрекословной вере в авторитет лидера. Уровень правомерности его действий определен индивидуальными способностями и возможностью правителя наилучшим образом распорядиться своими личными качествами. Разница между концепциями Вебера и Истона в том, что, по мнению первого, лидером может быть действительно харизматичная личность. Даже если её качества слишком преувеличены средствами массовой информации, то они в любом случае присутствуют. Невозможно достичь такого уровня, ничем подобным не обладая. По теории Истона, все совершенно наоборот - правителем может быть человек, не обладающий никакими специфическими способностями. Достаточно много примеров в истории, когда ничем не выдающиеся личности получают активную поддержку широких слоев населения.

В чем заключается теория Д. Бетхэма?

Определенные типы легитимации власти выделял и Д. Бетхэм. Его концепция как бы подытоживает сказанное как Д. Истоном, так и М. Вебером. Но, по его мнению, данный процесс осуществляется на трех стадиях:

  1. Первый уровень представляет собой формирование свода правил, согласно которым личность может получить и отправить власть.
  2. Второй уровень состоит из убеждения или принуждения как государственного аппарата, так и народных масс. Основным направлением, относительно которого выстраиваются дальнейшие манипуляции, являются принципы функционирования политической системы.
  3. На третьем этапе убежденные в правомерности и справедливости властвующих структур граждане активно соглашаются с действиями правительства.

Д. Бетхэм считал, что абсолютность этого процесса может быть выражена в установившемся взаимодействии между смыслом политической игры, положительными отзывами её содержания и сформировавшейся политической системой. Последняя выражает добровольное желание её сохранения.

Что означает делегитимация?

Противоположным, но не менее важным, является понятие делегитимизации. Действие, обозначаемое данным термином, является окончательным этапом в жизненном цикле власти и обозначает утрату доверия и лишение влияния на общество.

Возникает этот процесс по совершенно разным причинам. Ему может предшествовать как одно событие, так и их совокупность. Проблемы с верой в правительство возникают и при разладе в самом государственном аппарате. Как говорится, рыба гниет с головы, и если власть не может разделить сферу интересов, то легитимности также в скором времени придет конец. Причиной возникших трудностей может стать противоречие между демократическими способами воздействия на общество и силовыми методами. Попытка агрессивного воздействия на средства массовой информации может обернуться утратой поддержки народных масс. Также волнения среди населения легко возникают в отсутствии защитных механизмов. Высокий уровень коррумпированности и бюрократизации может оказать дополнительное воздействие на возникновение процесса делегитимизации. Такие явления, как национализм, сепаратизм и расовые распри, являются факторами, обеспечивающими пошатывание позиций властвующих структур.

В политической науке определено даже такое понятие, как «кризис легитимности». Оно подразумевает под собой период времени, на протяжении которого общество утрачивает веру в честность, справедливость и правомерность действий, совершенных государственными органами в пределах своих полномочий. Политическая система просто не воспринимается народом. Если надежды, возложенные на государственный аппарат гражданами страны, со временем ничем не оправдываются, то и поддержки от них также ждать не следует.

Чтобы преодолеть кризисные явления, правительству необходимо иметь постоянно налаженный контакт с населением. Причем стоит учитывать мнение всех слоев общества. Для этого нужно проводить своевременное информирование о целях и направлениях деятельности власти. Необходимо демонстрировать людям, что любые вопросы можно решить правомерным путем, без насилия. Должны быть организованы и сами государственные структуры. Политическая игра должна вестись без ущемления прав каких-либо ее участников. В обществе нужно проводить постоянную пропаганду демократических ценностей.

Типология лидерства.

Многоаспектность понятия политического лидерства привела к появлению разнообразной типологии (классификации) его. Немецкий социолог Макс Вебер проводит типологию лидерства в зависимости от способа легитимации власти: а)

При этом действительные индивидуальные качества иногда играют незначительную роль по сравнению со сформировавшимся обликом (имиджем) или просто эмоциями толпы. С харизмой связано понятие культа личности, который представляет максимально завышенную оценку роли политического лидера в истории (лидер – пророк). Культ личности выступает закономерной предпосылкой и в то же время следствием тоталитарного строя.

Типология политических лидеров
Способ утверждения лидерства в группах и организациях Формальные; неформальные
Способ легитимации власти лидера в обществе Традиционные; авторитет основан на обычаях, традициях; вожди племен, монархи. рационально-легальные; (избранные демократическим путем, их авторитет основан на разуме); харизматические- складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи, народ.
Стиль руководства Авторитарные; либеральные; демократические
Имидж и ролевое назначение Лидер-знаменосец; лидер-служитель; лидер-торговец; лидер-пожарный
Тактика достижения поставленных целей Консерваторы; реформаторы; революционеры

Способ утверждения лидерства в группах

Формальным лидером называют руководителя, назначенного сверху и управляющего людьми согласно действующим положениям и инструкциям.

Неформальное лидерство – то, которое сложилось естественным путем в процессе личных взаимоотношений людей.

Многие исследования лидерства опираются на типологию легитимного господства, разработанную М. Вебером. Она базируется на определении корней лидерства, основания, которое позволяет той или иной личности стать политическим лидером.

Традиционное лидерство основывается на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению. Этот тип лидерства характерен для доиндустриального общества. К данному типу относятся вожди племен, монархи и другие лидеры, чья власть и авторитет основаны на обычаях и традициях.

Рационально-легальное лидерство (бюрократическое) – лидерство, осуществляемое на основе и в рамках законов, принятых современным демократическим обществом.

Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога». Этот тип лидерства вызывает наибольший интерес у исследователей. Примерами таких лидеров могут служить: Магомет, Цезарь, Наполеон и др., из лидеров
ХХ в. – В. Ленин (Россия), Ф. Кастро (Куба), Д. Неру (Индия),
М. Горбачев (СССР), Б. Ельцин (Россия).



38. Проблемы формирования политической культуры в России

Можно сказать, что политическая культура - это широко распространенные представления о политике, управлении и правительстве, образцы ориентации по отношению к политическим объектам. Внутри политической культуры выделяются как когнитивные ориентации (знания о политике), так и аффективные ориентации (чувства и эмоции по поводу политики).

В своем реальном движении политическая культура, существует в двух основных деятельных формах:

а) в духовной (духовно-практической), включающей политический опыт, традиции, ориентации, установки и символы, проявление чувств в политике;

б) в предметно-функциональной (определенные способы, формы, образцы организации политических институтов, средств политической деятельности, материализующей достижения политологической мысли, характер политического процесса). Обе формы тесно взаимосвязаны, воплощены или воплощаются в политических процессах и политической жизни общества.

Таким образом, формирование политической культуры России имеет ряд особенностей.

В целом политической культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской или общинной морали; идеологизированность в политических и иных вопросах; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; политическая лояльность и подданническое отношение к власти; правовой нигилизм и невысокий уровень правового сознания; предрасположенность к политическому конформизму (приспособление к конкретному политическому режиму); определенная политическая доверчивость; недостаток политических знаний и опыта.

В целом российская политическая культура на пороге XXI в. является переходной от авторитарно-этатистской, «подданническо-партисипаторной» к демократической, гражданской культуре.

Современная политическая культура России может быть определена как фрагментарная, характеризующаяся различными ценностными ориентациями; противоречиями между элитарной и массовой культурой; расхождением между субкультурами городского и сельского населения, столичного и провинциального электората.

Легитимность. Термин появился в 19 веке во Франции и означал законно установленную власть, в отличие от насильственно захваченной. Этот термин не юридический. Это поддержка оправдания власти населением. Это достижение согласия между властными структурами и населением. Это скорее психологическое понятие. Ориентироваться нужно на большинство, иначе править сложно.

Проблему легитимности исследовал М. Вебер. Он выделил 3 типа легитимности:

1. Традиционная легитимность. Люди повинуются, потому что так говорит традиция, так было всегда (власть старейшин – геронтократия, власть вождя, власть монарха);

2. Харизматическая легитимность. Харизма (греч.особый дар, сверхчеловек). Она основана на личных качествах. Обладали харизмой такие личности, как Иисус Христос, Соломон, Магомет, Будда, Гитлер, Сталин, Ленин. В реальности харизмой обладают далеко не все политические деятели. Харизма в основном создается искусственно при помощи СМИ. Сама власть создает харизму. Харизмой обладают и институты власти, например институт президентства в США, харизматичный институт Папы Римского, Ватикана. Но не обязательно, что у человека есть эти качества. По Веберу она присуща пророкам, политическим вождям. Деятель должен всегда удовлетворять потребности масс, поддерживать свою харизму. Харизму трудно удерживать в условиях стабильности, нужны потрясения. Затруднен процесс смены власти, люди не видят других вождей. Рейгана избрали в Президенты в 69 лет и в 77 лет перестал бытьПрезидентом.

3. Легальная (рационально-легальная) легитимность. Она основана на силе закона. Люди доверяют не столько личностям, сколько правилам, праву. Главный фактор не человек, а закон. В данном случае легальность и легитимность совпадают. Характерна для рыночной экономики и для правового государства. Она появилась с появлением политики, как профессиональной деятельности. Возникают специально обученные чиновники – бюрократы. Бюрократия по Веберу является чистым видом легитимного господства.

Принято выделять 3 уровня легитимности власти:

1. Идеологический . Проявляется в мере доверия граждан законам, которые принимает элита. Власть что обещает, то и выполняет.

2. Структурная . граждан доверие к институтам, к системе, а,следовательно, и к руководителям.

3. Персонализированная . Доверие к лицам, у которых власть. Близка к харизматическому типу.

4. Этническая . Возникает там, где государственные органы избираются из людей определенного этноса. Прибалтика – эстонцы, латыши.

Легальность . Это юридическое обоснование власти, это ее юридическая правомочность, соответствие юридическим нормам. Одной легальности недостаточно, нужна социальная поддержка граждан.

Ученые выделяют и другие виды легитимности:«согласие под угрозой насилия»;основана на апатии населения;прагматическая (в обмен на обещания благ);идеологическая (пропаганда определенных представлений о власти и социальной действительности);патриотический (гордость человека за свою страну и ее политику);технократическая (политика рассматривается как ремесло, требующее технических знаний и опыта).

Средства:

В литературе выделяются следующие средства легитимации власти: политические, идеологические, правовые, этические(справедливость, достижение общего блага), психологические(апелляция к традициям).

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. М ВЕБЕР «ПОЛИТИКА КАК ПРОФЕССИЯ И КАК ПРИЗВАНИЕ».

Политические отношения – отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений.

Субъекты политики – участники политических отношений – носители действий.

Объекты политики – участники политических отношений – политические проблемы, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие субъектов политики.

Среди субъектов политических отношений выделяют следующие:

– отдельные индивиды – рядовые граждане, лидеры политических партий и общественных движений;

– социальные группы – классы, социальные слои, этнические группы, конфессии (религиозные общности), производственные, корпоративные группы;

– правящие элиты, бюрократия, лобби. Показательно, что зарождение и утверждение современного государства на Западе М. Вебер связывал с формированием бюрократического аппарата. Зависимость государства от бюрократии увеличивается по мере его разрастания. Государство, бюрократия и капитализм развивались в тесной зависимости друг от друга. Именно с помощью бюрократического аппарата, как считал Вебер, были преодолены негативные последствия сословного порядка и передачи феодальной власти по наследству. Один из атрибутов бюрократического аппарата - класс чиновников, оплачиваемый из государственной казны. Штаб управления, представляющий во внешнем проявлении предприятие политического господства, как и всякое другое предприятие, прикован к властелину, конечно, не одним лишь представлением о легитимности, о котором только что шла речь. Его подчинение вызвано двумя средствами, апеллирующими к личному интересу: материальным вознаграждением и социальным почетом.

*Клирики, грамматики, придворная знать, патрициат(джентри), юристы.

– политические институты – государство, политические партии, общественные движения;

– международные организации, транснациональные корпорации (ТНК) – Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Североатлантический военный блок (НАТО), Всемирная торговая организация (ВТО), Совет Европы, Европарламент, Европейский Суд по правам человека и т. д.

Объектами политических отношений могут быть:

– политическая власть, ее сущность, структура и субъекты;

– политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены;

– правовое государство и гражданское общество;

– формы правления и территориального устройства;

– типы избирательных систем, выборный процесс;

– политические конфликты и способы их разрешения;

– современные политические технологии;

– международные политические отношения, формирование единого европейского пространства.

Пропорциональная ИС

Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов, норм, приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты .

Существует 3 вида ИС:

· мажоритарная

· пропорциональная

· смешанная

Пропорциональная избирательная система. Она применяется только в отношении политических партий. Избранными в данном случае могут быть несколько политических партий, число мест которых в представительном органе (Парламенте) будет зависеть (являться пропорциональным) от количества поданных за них голосов избирателей. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов.

Чем больше избирательный порог, тем меньше будет партий в Парламенте. Порогом можно регулировать их количество.

Достоинства:

Ø учитывает различные интересы избирателей;

Ø отражает реальную расстановку сил;

Ø повышает политическую культуру избирателей;

Ø стимулирует интерес населения к деятельности партий.

Пропорциональная избирательная система сегодня введена примерно в 60 странах мира, включая Россию, Израиль, Данию, Туркменистан.

Недостатки:

Ø при множестве партий может наступить несогласованность;

Ø способствует росту числа партий, которые, как правило, нестабильны (его можно регулировать через избирательный порог);

Ø возрастает роль мелких партий;

Ø партии начинают перерождаться;

Ø не оцениваются личные качества кандидатов.

Политический результат – появление и развитие мелких партий. Эта система стимулирует многопартийность

· Закрытый партийных список. У избирателей есть право голосовать только за партию. Избиратели не могут его менять;

· Открытый список. Избиратели могут изменить преференцию (нумерацию) кандидатов;

· Полужесткий список. Первое место всегда отдается лидеру партии, а остальные места назначаются народом (Нидерланды, Дания, Австрия);

· Панаширование. Блокирование кандидатов от разных партий (Швейцария, Люксембург). У избирателей несколько голосов (например, 5).

36. Структура, способы легитимации и функции политической элиты

Пол. элита – относит-но немногочисленный слой людей, занимающих руководящие посты в органах гос. власти, пол. партиях, обществ. организациях, и влияющих на разработку и реализацию гос. курса страны.

Политическая элита - это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе. Это относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство народа и в демократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам и относительно открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные - лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные - непосредственные обладатели власти и функциональные - профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Элиты типологизируются по ряду оснований:

По отношению к власти выделяют: правящую элиту; неправящую, или контрэлиту.

По уровню компетенции: высшая (общенациональная - высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства); средняя (региональная); местная.

По результатам деятельности (эффективности): элита; псевдоэлита; антиэлита.

Кроме того, выделяют:

"Элиту крови", или аристократию; элиту богатства, или плутократию; элиту знаний, или меритократию.

Деспотические, тоталитарные, либеральные и демократические элиты.

Закрытые и открытые.

В. Парето выделял два главных типа элит: "львы" и "лисы". Для "львов характерен консерватизм, грубые силовые методы управления. Общество, где преобладает элита "львов", обычно застойно. "Лисы" - мастера обмана, политических комбинаций. Элита "лис" динамична, она обеспечивает преобразования в обществе.

Функции прав полит элиты:

1) разработка гос курса (завоев власть и разр-ся новый гос курс).

2) организация реализации гос курса (управленцы, бюрократия)

3) интеграция (обеспеч доступ к власти)

4) ф-ия пол социализации (готовит новое поколение в политике)

5) постоянный мониторинг (способность прав элиты взимать ресурсы, регулирование)

Каналы (механизмы рекрутирования в политическую элиту)

1. Идея представительства, т.е. выборов в органы власти.

2. Родственные связи

3. Профессионализм

4. Территориальность

37. Социальные и институциональные механизмы рекрутирования правящей элиты. Теневые структуры власти и особенности их функционирования

Основные каналы рекрутирования пол элиты:

1) институт полит выборов

2) полит партии - выращивание полит лидеров

3) через познание

6) церковь – хоть и отсоединена от власти, но имеет влияние на внешн полит процессы

38.Социологические методики анализа политических элит.

* меритократический метод (ценностный); самые лучшие являются элитой;

* альтиметрический (позиционный); элита – те, кто занимают высшие посты по законодательству, по конституции (но есть еще теневые фигуры);

* метод репутационного анализа (экспертных оценок); эксперты определяют значимость той или иной фигуры в пол. процессе;

* метод сравнительного анализа пол. элит разных стран;

* контент-анализ (исследование СМИ)

* анализ биографий и фокусированные (глубинные) интервью. Изучение кратких биографий избранных в 1999 г. депутатов Государственной Думы [Власть. 2000. №3. С. 22-44], показывает, что среди них преобладают люди среднего возраста (45-55 лет), начинавшие свой трудовой путь в должности инженеров, научных сотрудников и служащих государственного аппарата.

39. Особенности рекрутирования политической элиты в современной России

Если в Ельцинский период преобладала бизнес элита (то есть крупные бизнесмены и менеджеры участвовали непосредственно в принятии наиболее важных политических решений), то в период правления Путина эта тенденция изменилась. На смену бизнесменам пришел ближний круг Путина (однокашники по школе, по институту и ФСБ). Ближний круг стал по-тихонечку прибирать к рукам все то, что принадлежало бизнесменам. То есть постепенно увеличивать тем самым сферу своего влияния (Политическая элита стала проникать в бизнес).

Бизнес элита должна была быть спонсорами государственных проектов (То есть для того, чтобы все заработанное не перешло в руки власти, то есть некий сдерживающий фактор).

Изменение норм и правил властных взаимодействий во многом произрастает из процесса реконверсии элиты (т.е. перевода капитала из одной формы в другую). Решающим элементом этого процесса стала «капитализация» элитных групп. Она проявилась, прежде всего, в двух явлениях. Во-первых, часть политической элиты конвертировала свое политическое влияние в экономический капитал. Представители политической номенклатуры сами вошли в новую бизнес-элиту или протежировали в хозяйственной сфере близких родственников. Во-вторых, «капитализация» коснулась самой политической элиты - через расширение коррупции. Коррупция существовала всегда, но именно в современной России она стала как никогда масштабной и открытой.

В результате политика стала ассоциироваться с самым прибыльным бизнесом. С одной стороны, крупные предприниматели ищут протекции государства и стараются получить от государства собственность и привилегии. С другой стороны, политики уже не удовлетворяются привычными атрибутами власти и известности. Их статусные позиции должны подкрепляться поступлениями на частные банковские счета. В результате крупные бизнесмены становятся политически влиятельными персонами, а политики превращаются в весьма обеспеченных людей.

Административная реформа, начатая в 2004 г. и призванная сократить численность чиновничества, лишь только переструктурировала ведомства и значительно увеличила зарплату госслужащих. В 2000-х гг. возрастает не вертикальная, а горизонтальная мобильность в элите. Так, бывшие губернаторы становятся членами Совета Федерации, бывшие министры – депутатами, бывшие чиновники президентской администрации уходят в государственный бизнес.

Основным принципом рекрутирования являются личные связи с президентом.

Каналы (те пути по которым происходит попадание в элиту сейчас):

Политические партии (Единая Россия)

Бюрократический аппарат

Принципы (критерии в соответствии с которыми люди могут проникнуть в элиту) :

Личные связи в основном

Партийной принадлежности (Партия Единая Россия)

По профессионализму и компетентности

По принципу лояльности


... ”. Всё в поле политики – позиции, агенты, институты, программные заявления, комментарии – может быть понято исключительно через соотношение, сравнение и противопоставление. Таким образом, социология политики Пьера Бурдье как специальная социологическая теория имеет свой объект исследования – поле политики, предмет – механизм формирование политических представлений и мнений, распределеие власти, ...

Общечеловеческих интересах. Социология - наиболее политическая из всех наук об обществе, не случайно в системе социологии выделяются такие субдисциплины, как социология политики, социология государства, социология власти, социология политических отношений. Тесно связана политология и с психологией. Анализируя деятельность человека в политической сфере, политолог пользуется разрабатываемыми...

Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества. 2. Общество как система Согласно общей теории систем, все во Вселенной организовано в системы, состоящие из взаимосвязанных элементов, которые являются...

Формах, причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все более разнообразными. Деятельность и предстает в качестве второго элемента общества как системы. Наконец, третий элемент социальной системы - общественные отношения, складывающиеся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности. Именно деятельность как способ существования социального объединяет...