Главная · Здоровье · Уйти из ветакадемии в медицину. Почему врачи уходят из государственной медицины. Научная и исследовательская деятельность

Уйти из ветакадемии в медицину. Почему врачи уходят из государственной медицины. Научная и исследовательская деятельность

Хотела написать этот пост позже. А пока забыться и насладиться отпуском. Но обстоятельства складываются иначе. Слухи, домыслы… Я не смогу спокойно отдыхать, наблюдая со стороны как без меня меня женили.

Итак. Почему я решила уйти из государственной медицины.

Небольшое вступление. Как я стала врачом.
Я не из семьи медиков. Не перевязывала в детстве кукол и не ставила им уколы. Но, сколько себя помню, а именно с 3-х лет, я хотела быть врачом. И руководило мною желание помогать другим.
Далее я никем, кроме врача, себя даже не представляла. Менялись только специальности, то представляла себя окулистом, то неврологом.

Многие учителя и знакомые говорили, что поступить в медицинский сложно, предлагали рассмотреть и другие профессии. К одиннадцатому классу присоединилась к ним и моя мама. Но осуществлению мечты не мешала. И даже оплачивала мне подготовительны е курсы сразу в двух медицинских вузах. За что я до сих пор маме очень благодарна!

Я не рассчитывала поступить сразу же, и решила, что буду поступать пока не поступлю, даже если на это уйдет несколько лет. А упорства мне не занимать.
Первый же экзамен на лечебный факультет Второго меда я провалила — химию письменно. Но мне повезло, в этот год открылся Московский факультет, — экзамены были устными, и я прошла.

Московский факультет готовил терапевтов для поликлиники. И к 5-му курсу я поняла, что это судьба. Именно участковым терапевтом я и хочу быть. Мне было интересно всё, не хотелось заниматься какой-то одной специальностью. Хотелось вести пациента от и до, корректировать лечение, видеть динамику и результат.

С момента окончания интернатуры на данный момент прошло 13 лет. И не было ни одного момента в моей жизни, когда я пожалела о выборе профессии. Не жалею я и сейчас. Участковый врач, семейный врач (назовите как хотите) — это моё. И это не только моё мнение. Это и мнение коллег, пациентов. Во всяком случае большинства из них. Никто не скажет, что я плохо веду амбулаторные карты, или невнимательна к пациентам. И недавняя награда, как одному из 10 лучших участковых терапевтов Москвы 2017 г. на Активном гражданине, — тому подтверждение. За что я очень благодарна своим пациентам. Значит мой труд в качестве участкового врача не был напрасным.

Так почему же несмотря на всё это я ухожу из государственной медицины? Я иду на повышение? Нет. На новой работе будет больше зарплата? Нет. Меньше.

Но я не могу остаться. Я полгода шла к этому решению. И не могу сказать, что оно далось мне легко. Я привыкла к своим пациентам, моей любимой участковой медицинской сестре, к своему участку, к коллегам, даже к дурацкому ЕМИАС и своим картам. Многие из пациентов и коллег за эти годы стали мне практически родными.

Однако у всего есть определенный предел. И есть объективные причины, по которым я более не могу работать в государственной поликлинике. И это отнюдь не низкая зарплата (зарплата у врачей общей практики сейчас достойная), или неудобный для меня график работы. А в роли стационарного врача — я себя просто не вижу. Это совсем другая работа, не предусматривающ ая динамического наблюдения пациента.

Назову причины, как они есть, в порядке значимости:

1. В условиях 15-минутного приема без медсестры (Московский стандарт поликлиники, внедренный в 2015г вывел медсестер за пределы приема, теперь медсестры по сути выполняют функции администраторов), совмещая в себе сразу несколько специалистов (в результате «оптимизации» 2014-2015гг многие специалисты были сокращены), заполняя в большинстве случаев в одиночку тонну документации, как электронной, так и бумажной, обосновывая в карте, и нося на подпись заведующей, каждый чих (от биохимии крови и до УЗИ) — невозможно качественно работать так, чтобы это было не в ущерб собственному здоровью и семье. А семья для женщины не может стоять на последнем месте.

Я устала работать по 10 — 11 часов в день, и делать уроки с ребенком в 5 утра.

Многие организаторы здравоохранения скажут, что у врача общей практики во многих странах всего 10 минут на пациента, и ничего. Но это лукавство. Львиную долю работы там берут на себя медицинские сестры. Это частично и осмотр, и назначение анализов, и рекомендации по образу жизни и питанию. Обзвон и запись ведет во многих странах секретарь. У нас теперь врач делает все сам, и осматривает, и заполняет всю документацию, включая бланки анализов, и записывает на все исследования врач, теряя драгоценные минуты времени.

Также у врачей в других странах есть время на документы. Отсутствие же в распорядке рабочего дня наших врачей времени на прочую работу провоцирует переработки. Оформление многих документов выполняется вне приема в свое личное время. Т.к. физически это невозможно сделать во время 15-минутного приема. Оформление посыльного листа на инвалидность занимает порядка 40 минут. МРТ — 20 минут. Направления и выписки в др. ЛПУ — 15 минут. А никто не отменял еще диспансеризации, паспорта участка и пр.

Пациенты зачастую приходят с несколькими проблемами и решить все нужно за 1 прием — опять никак не уложиться в 15 минут.

В официальных письмах на вопрос о 15 минутах приема ДЗМ отвечает, что врач может тратить на прием столько, сколько того требует ситуация у данного пациента. Однако на практике за время ожидания в коридоре пациентов более 20 минут — накладываются штрафы.

Как можно тратить более 15 минут на пациента, но чтобы при этом не ждали другие в коридоре, при полной записи на каждые 15 минут? Если же запись не полная — штраф за невыполнение плана.

Учитывая вышесказанное есть два варианта развития событий:
— Если остаться — ухудшать качество работы (создавая видимость медицины для бедных, а именно это похоже и нужно нынешним организаторам здравоохранения),
— Подолжать работать качественно и ежедневно перерабатывать по 2-3 часа.

Ни один из этих вариантов меня не устраивает.

В результате постоянных переработок, эмоциональной перегрузки и дефицита отдыха у меня уже наступило душевное опустошение. Ничего не радует, дома нет ни сил, ни желания что-либо делать, на работу каждый день в течение последних нескольких месяцев я шла с отвращением и ждала с нетерпением окончания рабочего дня. Ещё немного — и настанет точка невозврата. Когда единственным выходом будет уход из профессии.

А я этого не хочу. Это моя профессия. Любимая профессия.

2. Нет возможности расти профессионально в условиях 15 минутного приема:
— уже имеющиеся знания не вмещаются в имеющиеся условия,
— переработки не оставляют времени на самообучение.

Прошу не путать в данном случае профессиональны й рост с карьерным. Это не одно и тоже. Карьерный рост в медицине — это административна я работа. А меня интересует врачебная.

3. Возможно, не хорошо так говорить, но я устала выполнять работу за некоторых коллег. Кто-то ходит курить по 20 раз за прием, а в картах — пустота, и результат приема — ноль. А ко мне запись была заполнена на 2 недели вперед, и весь 9-часовой прием протекал без единого перерыва. И далее — ещё заполнение документации. Почти каждый пациент с чужого участка — чистый лист. Необходимо собирать анамнез, расписывать основное заболевание, фон, сопутствующие, разбираться в обследованиях, лечении, давать рекомендации по образу жизни и питанию, лечению. И это несмотря на то, что пациент уже был в этом году неоднократно у своего участкового или нескольких врачей.

4. Внесли некоторый вклад в мое решение уйти и пациенты. Два года запись к врачам общей практики работала в режиме «все ко всем» — т.е. пациенты могли выбрать к кому ходить и записываться к любому врачу.

Итогом этого стала потеря участкового принципа и неравномерная загруженность врачей. Пациенты с моего участка не могли ко мне попасть, т.к. половину приема составляли пациенты с других участков. В какой-то момент пациентов стало столько, что я не могла вспомнить даже их лиц, не то что диагнозов и лечения. А я привыкла всё это помнить. Именно тогда протезом моей памяти стали мои протоколы осмотров в электронной карте. И именно поэтому я начала максимально тщательно заполнять карты. Ибо только по ним я могла вспомнить информацию о пациентах.

Когда в этом году меня приходили поздравить 8-го марта, а я не могла вспомнить кто это вообще — я поняла, что всё, это конец.

Недавно вернули запись по участковому принципу. Но пациенты с чужих участков продолжали записываться, уговаривая или обманывая администраторов, писали письма в ДЗМ, что их не хотят прикреплять ко мне. Да, по 323 ФЗ пациент имеет право на выбор врача. Но с согласия врача. Я могу понять пациентов. Но они никак не могли понять, что не может 1 врач работать за троих. Тем самым подливая масла в огонь моего выгорания.

5. Я устала от лицемерия. Руководства. ДЗМ. Некоторых коллег. Ухода от ответов в сторону. Отсутствия ответов в ответах. Игнорирования проблем и подмены решения проблем картиной липовой стабильности и благополучия.

Я могу понять. Многое могу понять. Ибо объяснение этому есть.

Но принять — нет, извините, не могу. И не верю, что нельзя иначе.

Я думаю сказанного достаточно, чтобы понять принятое мною решение.

Спасибо всем, кто был со мной и поддерживал! Это не конец. Это начало. Начало нового витка развития. Я верю, что именно так и будет!

Выпускники медицинских вузов Петербурга сдали госэкзамены и готовятся к трехэтапной первичной аккредитации. Те, кто успешно ее пройдет, получат свидетельство об аккредитации - документ, с которым можно уже с 1 августа устроиться работать участковым терапевтом или педиатром в поликлинику.

– У выпускников есть два варианта: кому-то удастся поступить в ординатуру, это порядка 40-45% от общего числа студентов 6-го курса, остальные пойдут работать к нам в первичное звено, – сообщал на заседании правительства Петербурга председатель комитета по здравоохранению Валерий Колабутин. По его словам, благодаря нововведению от Минздрава в поликлиниках ожидается двукратный прирост молодых специалистов.

Напомним, в разгар государственных экзаменов Минздрав издал приказ №212н «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования». Выпускники расценили его как препятствие для поступления в ординатуру. С одной стороны, они слышали, что в этом году будут изменения, но какие – узнали только сейчас. В соответствии с приказом, в большей степени их судьбу определит единый тест в рамках аккредитации. Но кроме тестирования, в расчет будут приниматься достижения за все предыдущие годы учебы, каждое из которых оценивается в баллах. Самое большое количество баллов вчерашний студент получает за медицинский стаж, приобретенный во время или после обучения. Тому, кто не доберет нужного количества баллов, но получит аккредитацию, прямая дорога - в участковые терапевты или педиатры. Тем более, что количество «свободных» бюджетных мест в вузах резко сокращено: предполагается, что за государственный счет будут учиться в основном «целевики», поскольку в регионах - дефицит врачей «узкой» специализации. В крупных городах, на селе, наоборот, в дефиците - терапевты.

– Когда вышел приказ, все нервничали и переживали, он вызвал резонанс в студенческом обществе, – говорят выпускники Первого меда. – Сейчас все успокаиваются, ищут пути выхода из ситуации. Конечно, в ординатуру в основном идут на коммерцию. Но и там мало мест. Остальные вынуждены либо менять выбранную специальность, либо становиться терапевтами, либо уходить из медицины. И многие, наверное, 25-30% склонны выбрать последний вариант.

Вернуть долг

Система, предложенная Министерством здравоохранения РФ, в этом году будет опробована впервые. Это попытка восполнить дефицит врачей в первичном звене. Долгое время для решения этой проблемы министерство просили вернуть распределение выпускников медвузов.

– К распределению из советской системы медицинской высшей школы в чистом виде вернуться мы бы не могли – это было бы незаконно. Хотя в нем была логика – если ты обучаешься за государственный счет, будь добр вернуть государству долг, а дальше делай, что хочешь. Та же логика работает и в нынешней ситуации, когда из выпускников решили сделать терапевтов, – говорит проректор по учебной работе Первого Санкт-Петербургского медицинского университета Андрей Яременко.

Конечно, Минздрав не насильно загоняет выпускников в поликлиники. Но на фоне сокращения бюджетных мест в ординатуру и изменения правил приема в нее, выбор для многих становится очевиден. Студентка 6-го курса лечебного факультета ПСПбГМУ им. Павлова Елена Артемьева хотела продолжить обучение в ординатуре и стать оториноларингологом. По новым правилам приема в ординатуру она имеет все преимущества для поступления - красный диплом, участие в научной и общественной деятельности, опыт работы в медицинской организации. Однако бюджетных мест по ее специальности по общему конкурсу в Первом меде просто нет. Все они распределены между целевиками и «платниками». Целевое направление девушке получить не удалось, несмотря на обращения в медицинские учреждения и органы власти:

– Судьба тех, кто не готов платить за ординатуру, определилась - пойдем работать в участковую терапию, – говорит Елена Артемьева, она уже примирилась с будущей работой в поликлинике.

В том, что государство с каждым годом сокращает возможности для получения врачами узкой специализации, Андрей Яременко не видит ничего необычного:

– Каждый человек хочет быть уникальным и получать много денег. Но государству нужны врачи минимальной квалификации в максимальном количестве и с минимальной зарплатой. Это вечный конфликт между человеком и государством, и не только в России. Например, если вы хотите стать пластическим хирургом в США, вам необходимо пройти огромный и тяжелый путь, вкладывать в свое образование большие деньги. Если вы готовы быть general practitioner (врач общей практики), то просто пишите заявление и вас сразу же отправляют работать куда-нибудь в Оклахому, – отмечает проректор.

Будущих врачей больше всего пугают пациенты

Беда в том, что многие школьники, когда выбирают профессию, идут не в медицину, а в престижный вуз. Они прекрасно учатся, как правило, получают дипломы с высокими баллами и уходят в отрасль. Дальше происходит встреча с пациентом и оказывается, что папы который может «решить вопросы» рядом нет, а есть пациент, который остался недоволен качеством лечения и имеет претензии. Столкновение с пациентом в лоб лоб бывает очень драматично. К сожалению, не все к нему готовы, как не всегда готовы к начальным маленьким зарплатам. Такие почти сразу уходят из здравоохранения.

Поэтому у главного терапевта Петербурга Вадима Мазурова допуск выпускников к работе в поликлиниках вызывает много вопросов.

– Им придется сразу же окунуться в реальную жизнь и работу. Пока непонятно, насколько они к этому готовы, – говорит Вадим Мазуров. – Хватит ли выпускнику уровня подготовки, чтобы назначить инструментальные и лабораторные обследования? Сможет ли он вести документацию, заниматься профилактикой, диспансеризацией? Сможет назначить пациенту медикаментозную терапию, выбрать между оригинальным препаратом и дженериком, оценить возможные побочные эффекты? Конечно, у нас есть клинические рекомендации, подготовленные ведущими специалистами, которые врач-терапевт использует в работе. Но когда к нему в течение часа приходят пациенты с ОРВИ, ишемической болезнью сердца, синдромом раздраженного кишечника… Тут же нужно на столе иметь целую библиотеку, чтобы использовать возможности клинических рекомендаций. Такая работа - это огромная нагрузка, требующая серьезной подготовки. Я переживаю за этих детей.

По словам Вадима Мазурова, с настолько молодыми и неопытными специалистами администрации учреждений пока не сталкивались, поэтому от них в этом году тоже потребуется особенное внимание и терпение. Ведь даже после обучения в ординатуре в поликлиники приходили работать единицы молодых специалистов, а кадровый дефицит решался в основном за счет врачей из других регионов страны, которые уже имели опыт работы. По его словам, чтобы выпускник чувствовал себя хотя бы относительно комфортно в новой должности, понадобится минимум два года работы. «Этим ребятам нужно будет помогать, определить наставников и подготовить все условия для работы», – говорит Вадим Мазуров.

На поддержку рассчитывают и сами выпускники:

– Конечно все студенты переживают, справятся ли они с работой. Возможно, первое время мы будем находиться в одном кабинете с более опытным врачом, – говорит студентка Елена Артемьева. – Но навыки все же у нас есть – последняя практика после пятого курса у всех проходила в поликлинике, новый образовательный стандарт готовил нас к работе участкового терапевта. А для глубины знаний всегда есть справочное руководство – пользоваться им не запрещено.

В ПСПбГМУ им. Павлова отмечают, что готовы помочь своим студентам - для этого есть Центр взаимодействия с выпускниками и возможность телемедицинских консультаций:

– У них всегда есть возможность переговорить с представителем вуза, если возникают какие-то проблемы. Ведь что самое страшное? Когда к тебе пришел больной, а ты не понимаешь, что с ним, – говорит Андрей Яременко и просит относиться к выпускникам с доверием. – Каждый год во время эпидемии гриппа отправляем студентов 6-го курса на работу в поликлиники. И получаем много благодарных отзывов, они - и внимательные, и толковые, и выслушают, и помогут.

При этом Андрей Яременко признает, что выпускника все же сложно назвать полноценным врачом, который может осуществлять весь объем диагностических и лечебных мероприятий.

– Мне кажется, что должна быть какая-то промежуточная должность между выходом будущего врача из вуза и началом его широкой профессиональной деятельности. Когда в Германии человек получает водительские права, он в течение какого-то времени должен ездить в присутствии более опытного водителя. Что-то похожее должно быть и здесь. В свое время была замечательная должность - врач-стажер. Она была создана для врачей, у которых был перерыв в работе более 5 лет. Они получали зарплату, но работали с наставником. Только после этого они выходили на полную ставку. За рубежом тоже есть некая стажировка: у молодого специалиста есть наставник, он работает в коллективе, впитывает медицинские традиции, так и происходит его становление как врача, – говорит Андрей Яременко.

Прогноз: Останутся пришедшие в медицину «по любви»

Чтобы найти себе место в районной поликлинике, выпускники Первого меда могут воспользоваться специально созданной базой вакансий. Количество предложений, по словам Андрея Яременко, в ней достаточное для всех желающих. Но проблема в том, что многим из выпускников не нужны эти рабочие места - они просто не хотят идти работать участковыми терапевтами.

– У каждого есть мечта. Допустим, студент мечтал стать директором клиники авиационной медицины. Первая цель на пути к его мечте - попасть в клиническую ординатуру по экстремальной медицине. А сейчас ему поставили серьезный барьер в виде работы в поликлинике. И если он не хочет работать участковым терапевтом, он не будет этого делать, – отмечает Андрей Яременко.

По словам Вадима Мазурова, даже те студенты, которые отправятся работать в поликлиники, но «не по любви», а из-за безысходности, вряд ли останутся в первичном звене надолго. Это грозит поликлиникам текучкой кадров - молодые врачи будут отрабатывать какой-то срок и вновь пытаться попасть в ординатуру по любимой специальности.

Это еще одна возможная проблема для руководителей учреждения - они подготовили молодого специалиста, создали комфортные условия для его работы. А через пару лет человек благодарит их и прощается. Но, с другой стороны, другого выхода из нынешней ситуации с дефицитом врачей в поликлиниках пока нет. Может, и не все в итоге убегут. Когда я, проводя аттестацию, вижу молодого терапевта, то обычно спрашиваю, почему он работает в первичном звене. Многие отвечают, что им здесь просто понравилось и захотелось остаться, – говорит Вадим Мазуров.

При этом главный терапевт Петербурга просит пациентов не бояться юных врачей:

Я думаю, это все же не коснется уровня обследования и лечения пациентов. В конце концов, он зависит не только от терапевта. В лечении будут принимать участие и узкие специалисты. Но здесь тоже есть загвоздка - главное, чтобы выпускник медвуза не стал диспетчером, перенаправляющим своих пациентов к другим врачам для подстраховки. При таком подходе мы не подготовим хорошего специалиста.


В общем, пришло мне время ВУЗ выбирать. Ну я подумал и на врача решил, на хирурга. Мамка ругается, какой хирург? Ты, мол, сначала огурцы на салат поруби и не порежься, потом уже людей кромсай. Батя наоборот, хвалит и улыбается так. Ждет, видать, как ему медицинский спирт таскать буду.
Ну и, пошел я на врача. Одногруппник клятву Гиппократа принимает, каждые выходные и пятницу. Он чего только не принимает. Я один учусь! Шло время, вот мне доверили одному пузо зашить. Доктор посмотрел на мои труды и констатирует:
- Сычев, с такими навыками тебе не раны, а носки зашивать! Тоже мне, рукодельница.
Первый блин комом, с кем не бывает? Я, значит, времени не теряю и все прошусь на операцию. Доверили, ура! Прооперировал. Ну как сказать. Больной, обрадую, жив остался. Вот только у меня кличка появилась - Бефстроганов.
- Сычев, ты человека лечишь или люля-кебаб готовишь? Хирургия - не твое.
- Ну ладно. Давайте пойду туда, где ответственность за жизнь пациента минимальная.
Так я стал патологоанатомом. Стремно, конечно, сначала было, а потом привык. Даже лучше. Мертвый справку не попросит, в кабинете не натопчет, главврачу не пойдет жаловаться. Но только и здесь неудача постигла. Мое самое первое вскрытие показало, что больной был парализован. Ну не уследил, с кем не бывает?
- Первый блин комом, а первый мертвец живым, да, Сычев?
- Ну Файзулай Файзулаевич...
- Из тебя патологоанатом никудышный! Твою девушку тоже от мертвой не отличить, когда ты ее приходуешь? К Хрящеву пойдешь в ученики, один тебе путь!
Хрящев Сергей Викторович. Говорят, после смерти он сам себя вскроет и констатирует отравление. Короче, он такой патологоанатом, что рядом с ним другие патологоанатомы - педиаторы. Или бабки в регистратуре. Самый крутой трупорез, но и самый суровый.
Прихожу к нему в первый день, а он глазами так делает: морг-морг. Мол, чтоб сразу понятно, с кем дело имеешь. Он и одежду зашивает только хирургической нитью, вместо зубочистки скальпелем в зубах ковыряет, пьет исключительно медицинский спирт. Словом, медик до мозга костей. Да и как учитель он хороший. Но с приветом чутка. Первый раз заходим с ним в морг, и он так рявкнул:
- Рота, подъем! Чего лежим, живо встать! Я потом узнал, что он бывший военный, и привычка осталась. А тогда показалось странным. Еще он со своими "пациентами" любит разговаривать.
- О, Марья Петровна, умерла полчаса назад. Как говорится, с пылу с жару. Так, что тут в животе? Ага, супчик, еще теплый. Не то что мой. Славка, отнеси-ка борщ в микроволновку.
Или:
- Артур Борисович, а что у нас причина смерти? Вот вскрою черепную коробку, вместе пораскинем мозгами! Тем не менее, мои навыки росли, учил он стабильно и любил говорить:
- Выучишься, Славка, пойдешь хирургом работать, будешь мне в морг клиентскую базу набирать! Короче, веселый мужик.
Как-то раз к нам негра заносят.
- Сергей Викторович, он черный, как ваш юмор!
- Тссс, Славка. Слышишь эту тишину? Не потому что они мертвые, а потому что шутишь ты так же, как оперируешь! Да не обижайся, пошли загорелого резать...
И тут негр как отрыгнет! Я чуть не поседел. А Хрящеву хоть бы что.
- Сычев, о посмертной отрыжке не слышал? Воняет жутко. Ладненько, что тут у нас.
Ладно, хрен с отрыжкой. Опасливо подхожу к афроамериканцу, а руки дрожат! Не у меня, у покойника. Второй раз я чуть не поседел.
- Спокойствие, Сычев. Посмертные судороги.
И тут негр медленно открывает глаза. Смотрит на меня, потом на Хрящева. И мы с негром хором:

Аааааааааааааа!
- Сергей Викторович, что это?!
Хрящев стоит озадаченный:
- О господи. Я помню, живых привозили, а они мертвыми оказались. Но чтоб наоборот... Тише, сникерс, не ори.
- Вы говорьите на руски?
- Охо, Славка, а он нас понимает.
- Я... я есть ничего не помнить... расель...
- А, тебя Рассел зовут? Я Сергей Викторович, а это Славка. Хеллоу, май блэк френд!
Бедный негр что-то бормочет, руками за голову схватился.
- Аай, ни хюя не помнить! А, есть... Одна фраза я есть запомнить, главное!
- Ну-ка, что у тебя?
- Утро... Утро по мель...
- Ага, утром по мели.
- Утро по мели... Випь, випь!
- Ну, выпь. Птица вроде цапли.
- Утро по мель, выпь расель!
- Так. Утром по мели выпь, Рассел? Хм. Славка, иди сюда. Пока негр очухивается, Хрящев меня в сторонку отводит.
- Сергей Викторович, и что же это?
- Утром по мели выпь, Рассел? Вроде бред, но с другой стороны... У нас в армии и не так шифровали! Это кодовая фраза, видимо, а негра кто-то хотел ликвидировать. Надо в этом разобраться. Где черного нашли?
- Возле мусорки подобрали, он был, кхм. В русском народном костюме.
- Ага, реквизит. Ну точно агент. Еще и с амнезией.
Решил, значит, Хрящев к тому месту съездить и глянуть, может, что интересного. Негра за неимением другого в форму врача одели - чистый интерн. Выходим из больницы, все оглядываются.
- Сергей Викторович, а это по обмену у вас?
- Нэээээ, ты пыздыыыышь!
- Тише, Рассел! Не привлекай внимание!
Сели в волгу Хрящева и поехали. До места недалеко, вот и мусорки. Бомжи сидят, ничего вроде интересного.
- О, уголек, здарова! Ну ты и зажег вчера!
- Нээээ, ты пыздыыышь!
- Рассел, отстань от бомжей. Сычев, ищи улики.
И тут вижу - идут серьезные господа. В костюмах. Обеспокоенные, шарят везде глазами. Вдруг нашего негра увидели и заторопились.
- Сергей Викторович, это не по нашу честь идут? Руками машут, кричат что-то.
- Славка, Рассел, живо в машину!
Как в боевике. Запрыгнули, Хрящев педаль упер и вперед. Я оглянулся - они все машут, потом тоже в машину садятся. А машина серьезная, мне на такую полгорода прооперировать надо. Догоняют. Рассел сидит, мычит, за голову держится. И тут такой:
- Вспомнить! Вспомнить! Утром по мель...
Обгоняют и прижимают нас. Сигналят. Хрящев побледнел:
- Ну все, Славка. Доигрались.
- Утром по мель...
Эти в костюмах дверь волги распахнули:
- Идиоты, вы нахрена нашего негра забрали?!
- Вспомниль! Утром будет похмель, випей рассоль!
Короче, рассказали все. Посол Зимбабве, первый день в городе, решили в кабак сводить. Он с непривычки водки напился и убежал по городу шастать. Потом с бомжами боярышником догнался и вырубился. Там его и приняли за мертвого. Нас, конечно, отблагодарили за спасения посла и денежный подарок дали. Хрящев по такому поводу отпуск взял, а я решил из медицины уйти. Ну его, не мое. Устроился в ресторанчик поваром. И знаете что? Никто лучше меня бефстроганов не готовит! У меня, кстати, здесь кличка Хирург. Фаршированную курицу зашиваю только хирургической нитью. И мясо нарезаю скальпелем. По старой привычке.

Если у вас есть высшее или среднее профессиональное медицинское образование, и по каким-то причинам вы не желаете более работать в сфере здравоохранения, то эта статья для вас. Ниже мы рассмотрим варианты развития профессиональной деятельности медицинских работников, которые решили уйти из медицины в другую профессию.

Ценность профессионального опыта медицинского специалиста очень высока для других отраслей экономики. Не секрет, что получить медицинское образование может не каждый. Для этого нужна колоссальная выдержка, сила воли, интеллектуальные способности. Уже поэтому обладатели диплома о медицинском образовании стоят на ступень выше по своим морально-волевым и интеллектуальным качествам.

Причины, по которым медработники уходят из медицины

Почему врачи и средний медицинский персонал бросают медицину? Их достаточно много: объективные и субъективные.

Перечислим самые распространённые:

    Профессиональное выгорание – это объективный фактор. В условиях высокой нагрузки выгорание происходит быстрее. На фоне проводимых реформ в сфере здравоохранения ощущения неудовлетворённости профессиональной деятельностью отмечается чаще. Сегодня это НМО, замена сертификации на аккредитацию. Другим фактором, который обостряет выгорание – это негативные публикации в СМИ, которые очень часто неверно отражают тот или иной конкретный случай. Такие публикации в СМИ генерируют негативный общественный импульс в отношении всего медицинского сообщества.

    Профессиональные показания . Во-первых, это связано с вредными и опасными условиями труда: инфекции, негативные физические факторы. Например, для рентгенологов, рентген-лаборантов имеются свои ограничения. Медицинские работники имеют возможность уйти раньше на пенсию. Но если силы позволяют поработать, то встаёт вопрос о выборе новой профессии.

    Финансово-экономическая необходимость . Из-за невысоких зарплат специалист вынужден искать дополнительные источники дохода. Первый вариант: подрабатывать по профессии в других медицинских организациях. Второй вариант: внутреннее совмещение, дополнительная нагрузка на месте работы. Третий вариант: искать заработки в других сферах. Многие после того, как попробовали себя в других профессиях, в итоге уходят именно туда.

Другие профессии для медицинских специалистов

Научная и исследовательская деятельность

Средний и высший медицинский персонал могут участвовать в научных и лабораторных исследованиях. Данный вид работы не всегда, но часто, оплачивается в достаточной мере и позволяет сохранить профессию.

Медицинские знания и опыт позволят быстро освоить сферу научных исследований в фармацевтическом производстве, деятельности лабораторий и НИИ. То же касается участия в деятельности по биолого-химическим специальностям. Например, в пищевой промышленности.

Чтобы работать в этой сфере в принципе не требуется какого-то отдельного дополнительного образования. Если эта работа сопряжена с преподаванием, то тут потребуется пройти переподготовку.

Фармацевтический представитель

Работа медицинским представителем предполагает карьерный рост и достаточно высокие заработки. При этом здесь имеет место ненормированный рабочий день, постоянные разъезды и коммуникации с большим количеством людей ежедневно.

Многие медицинские работники выбирают данную сферу и строят эффективную карьеру. Для работы в этой сфере достаточно пройти спецкурсы или тренинги «Эффективное общение», «Технологии продаж».

Эстетическая косметология, СПА

Индустрия красоты и отдыха всегда держит открытыми двери для специалистов с медицинским образованием. Работать можно в салонах красоты и косметических кабинетах. Заработок можно формировать самостоятельно, чтобы получать приличный доход, предполагается самостоятельное продвижение услуг и наработка клиентской базы. Навыки и медицинские знания в этой сфере найдут прямое применение. При этом салон красоты или СПА, в котором работает специалист с медицинским образованием, будет более конкурентоспособным.

Чтобы полностью адаптироваться в этой профессиональной области, нужно пройти небольшие по объему практические спецкурсы. Обычно они заточены под каждую организацию. Например, «Технологии консультирования клиентов».

Работа в фитнес-клубе, бассейне, йога-студии

Данная должность подходит для врачей с высокой квалификацией. В зависимости от объемов работы и формы собственности, заработная плата может быть внушительной. Вариантом работы в таких центрах может быть несколько. Можно вести консультации клиентов в качестве спортивного врача или спортивного диетолога (нутрициолога). Для этого, конечно нужно пройти профессиональную переподготовку по таким программам, как « », « », «Нутрициология». Первые две программы предполагают медицинскую специализацию, а « » - немедицинская специализация. Обладатель медицинского диплома может с успехом работать консультантом по похуданию и коррекции веса. Другой вариант, можно получить дополнительное образование . Здесь также достаточно пройти переподготовку.


Специалист страховой компании

Расследование и установление страховых случаев. Оплата часто сдельная, а базовая заработная плата невысокая. Если в этой сфере есть талант, то можно зарабатывать хорошие деньги и рассчитывать на карьерный рост.

Педагог и репетитор

Возможно работать в частных и государственных компаниях и/или оформить индивидуальное предпринимательство. Если специалист решил работать на себя самого, то с введением закона «О самозанятости», упрощается адаптация в этой сфере. Доход и карьерный рост зависят от педагогической и профессиональной подготовки и сферы деятельности.

Первый вариант, пройти переподготовку до 1000 ак. часов на педагогическую специальность. Программа с объёмом 1000 часов позволяет получить диплом о переподготовке с присвоением квалификации «учитель», «педагог». Диплома о переподготовке достаточно, чтобы работать в образовательных учреждениях всех форм собственности.

  • «учитель биологии и химии»,
  • «учитель физической культуры»,
  • «учитель ОБЖ»,
  • «педагог-психолог»,
  • «учитель-дефектолог»,
  • «логопед»,
  • «социальный работник».

Если вы заинтересованы в продолжении медицинской карьеры, можно обратить внимание на работу за рубежом. Для этого необходимо знать язык страны и иметь отличную подготовку.

Выбор новой профессии в принципе не ограничен. Согласно закону "Об образовании" можно пройти переподготовку практически по любой профессии. Выбор новой профессии зависит от желания, некоторых способностей и т.д. Полный перечень специальностей и направлений представлен .

Стоит отметить, что всегда можно пройти очные и дистанционные курсы профессиональной переподготовки на базе Современной научно-технологической академии (СНТА) и начать карьеру в новой профессии.

Вы никогда не задавались вопросом почему получив достойную профессию человек вдруг ее меняет? Одни уходят сами, другие - в силу обстоятельств...

Доктор, который ремонтирует холодильники

С Олегом Ковалевым нас познакомил общий друг. Представил, как хорошего мастера по ремонту холодильников. Передо мной стоял мужчина лет 30 с короткой стрижкой и крепким телосложением. Почему-то сразу в голове возникла мысль: «Похож на врача». Интуиция меня не подвела. Оказалось, Олег действительно по
образованию врач, закончил Луганский медицинский университет, специализация - терапия. Проработав год участковым врачом-терапевтом и не выдержав нищенского существования врача он переквалифицировался в мастера по ремонту холодильников. Неужели так быстро разочаровался, кто будет нас лечить через
пять лет и есть ли выход из того тупика, в котором находится украинское здравоохранение? Давайте попытаемся посмотреть на медицину изнутри: глазами, которыми на нее смотрит врач.

Олег, шесть лет учебы в институте и полная переквалификация в мастера по ремонту холодильников. Высшее образование - «коту под хвост». Не жалко?

Нет, не жалко. Высшее образование обеспечивает определенный уровень мышления. Может, благодаря ему я и решился на такие кардинальные перемены в жизни.

- Почему же все таки вы оставили медицину?

После института я проработал в поликлинике ЦГБ всего один год. С такой заработной платой и таким отношением к врачу со стороны «богатеньких» пациентов, которым порой все равно, как считает врач, на большее время меня не хватило. Хотя, конечно, решающее значение имела именно зарплата. Я понял, что в таких условиях работы недолго и невроз заработать или начать снимать
сресс алкоголем. Каждый человек хочет найти лучшее приложение для собственных сил и получать достойную отдачу.

Говорят, что медицина - это призвание и остаются в медицине сегодня только настоящие врачи, те, кто без нее действительно не может жить. Значит, у вас этого нет?

Медицина мне нравится и сейчас. Говорить о призвании не могу, но в институте учился на бюджете и неплохо. Есть, конечно, категория врачей, которые действительно не могут жить без медицины, а она пуста без них, но таких единицы. Большая же часть врачей «сидят» на копейках, потому что боятся резких перемен и предстоящего периода неопределенности.

- Но ведь сколько примеров, когда врачи имеют имеют неплохой доход и в медицине. Конечно, не официальный...

Сколько их таких «благополучных» врачей? И сколько нужно лет жить в нищете, нарабатывая тот опыт, который потом, может быть, вернется сторицей, а может быть, и нет. Иной раз говорят, врачи сплошь и рядом берут взятки. Берут. Но их не так часто носят, чтобы обеспечить достойную жизнь врачу. Это только так кажется, что явление это массовое.

Кто виноват в том, что врачи получают зарплату в 4-5 раз меньше, чем нужно бы? Можете ли предложить реальный выход из сложившейся ситуации?

Винить государство нет смысла. Заставить правительство напечатать деньги и добиться повышения уровня зарплат, гарантированно получив рост цен, - это не выход. Помочь здравоохранению на сегодняшний день может только население. К примеру, когда я работал участковым врачом, на моем участке было 2350 человек взрослого населения. Если бы каждый из них перечислил по 1 грн. в некий благотворительный фонд на имя своего врача, то этих денег бы хватило и на достойную зарплату, и на покупку оборудования, и на новую медицинскую
литературу для повышения квалификации. Взятки уже бы были ни к чему, а врач боялся бы потерять рабочее место. Ведь медицина давно перестала быть бесплатной. А таким образом - и расходы минимальные (что сегодня 1 грн.?), и достойный уровень медицинского обслуживания.

- Что вы можете посоветовать тем молодым людям, которые хотят поступать в медицинский вуз?

В основном, на принятие окончательного решения в выборе профессии влияют родители. У меня бабушка - санитарка, мама - санитарка. Конечно, они хотели, чтобы я стал врачом. Так не должно быть. Нужно, чтобы молодой человек, сделав предварительный выбор будущей профессии, имел возможность посмотреть на нее изнутри. Поработал бы, например, тем же санитаром в больнице. Узнал,
сколько получает начинающий врач, сопоставил с необходимым уровнем доходов. Если бы так когда-то поступил я, то медицина стала бы для меня закрытой темой. А поскольку 18 лет - период «розовых очков», то родители должны дать ребенку реальное представление о профессии. Может быть, кто-то уже тогда поймет, что
медицина - его призвание, а кто-то решит изменить свой выбор.

У вас растут два сына. Будете ли вы влиять на их выбор профессии?

Старшему моему сыну пять лет, младшему - два. Поэтому думать о выборе профессии еще рано. Но я знаю точно одно: в школе вместо классиков нужно давать детям читать книгу Наполеона Хилла «Думай и богатей. 16 законов успеха». Я бы рекомендовал прочитать эту книгу не только детям, но и родителям. Хотя, чем раньше она попадет в руки, тем лучше.

Олег, у вас есть мечта?

Было время, когда можно было с гордостью сказать: «Я всего добился сам». Теперь время, когда родители должны обеспечить детям надежную опору под ногами. Поэтому я не врач, а мастер по ремонту холодильников. Теперь у меня, как ни странно, есть перспектива роста, материальное благополучие в семье, появились реальные очертания будущего моих детей. Хочется дать детям приличное образование. Например, в Харьковской юридической академии. Чтобы
диплом было не стыдно повесить на стене в рамке. Хочется, чтобы у детей гарантированно была отдельная жилплощадь и средство передвижения. Ведь все это по-большому счету нужно не в 50 лет, когда ты все это заработаешь, а у тебя уже не будет сил радоваться, а в 20, когда жизнь так прекрасна!

Много раз приходилось слышать от наших врачей, что через пять-десять лет некому будет лечить людей. Как возродить престиж профессии?

А престиж профессии врача никуда и не исчезал. По-прежнему обучение в медицинских вузах стоит больших денег, а значит, есть спрос на образование. Важно реформировать здравоохранение на этом этапе, когда врачами по-прежнему хотят быть.

мнение

Пьянство врачей. Нет оправдания, есть причины

Большой общественный резонанс у врачей и у жителей города вызвали публикации в городских газетах о трагической гибели 80-летней женщины в результате ДТП. Три часа оперативного лечения и интенсивной реанимации не увенчались тогда успехом: больная погибла. Некоторые газеты тогда обвинили
врача-травматолога, который был в легкой степени алкогольного опьянения. Нет оправдания пьянству врачей, но есть причины. Вот что по этому поводу думает лор-врач с 27 летним стажем работы Александр Минаев:

Зная этого доктора еще по совместному обучению в медуниверситете, могу ему только посочувствовать в данной ситуации. Владимир Яловега - трудоголик, профессионал, но он уволен по статье. Ни я, ни вы не хотим повторения подобных
ситуаций, но пока общество повернуто к медицине не лицом, а другим местом, такие случаи будут повторяться.

Скорая помощь, травматология, хирургия, гинекология, кардиология - передний фланг нашей медицины. Это постоянные стрессы, человеческая боль, страдания, смерть. Временами ты уже не в силах повлиять на ход событий, и тогда ты с болью в сердце прогоняешь через себя последние часы жизни твоего пациента, анализируешь: что я еще не сделал, чтобы этот человек был жив. Берешь в руки книгу, в сотый раз ее читаешь… Зачем мне такая участь? Зачем я вообще стал
доктором?

Обычно это состояние длится до того, как поступит следующий тяжелый пациент, или уже выздоровевший придет тебя отблагодарить бутылкой поддельного коньяка и коробкой конфет. Что делать доктору: накормить коньяком детей или выпить самому и сдать бутылки? Да, на работе пить нельзя, но ведь в этом виноваты вы сами, наши пациенты. Многие из моих коллег предпочли бы сумму, потраченную вами на подарок, в виде наличных денег. Кстати, деньги эти ведь в большинстве случаев идут не в карман доктору, а на приобретение оборудования в кабинет или инструментов для операций. С нашими зарплатами (средняя зарплата в медицине составляет 84,5% от прожиточного минимума) и финансированием здравоохранения (44,5% от потребности) мы рады
каждой копейке. А ведь нам тоже не приятно довольствоваться подачками…

Итак, первое - необходимо признать, что подобное финансирование не может обеспечить выполнение положений Конституции о гарантируемом бесплатном медицинском обслуживании. Второе - не побояться открыто сказать людям, что недостающими средствами медицину должны обеспечить они сами. Третье - разрешить медицинским учреждениям и самим врачам зарабатывать деньги. Для этого нужно четко разделить понятия «медпомощь» и «медуслуга». Я не сторонник повального введения платной медицины, но считаю, что бесплатной медицина должна быть только для тех, кто в ней действительно нуждается. Четвертое, и самое главное, - изменить мышление врача. Чтобы при появлении в кабинете
больного первой мыслью было не «что с вас взять», а «как вам помочь». Для этого нужно повысить заработную плату врача и поставить ее в зависимость от качества труда. Неужели врачей можно только наказывать, не задумываясь о причинах их проступков?