Главная · Сбалансированное питание · Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования. Развитие бывает экстенсивным, проявление и увеличение уже имеющегося, или интенсивным, т. возникновением качественно новых форм. Развитие бывает экзогенным, т. ненастоящи

Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования. Развитие бывает экстенсивным, проявление и увеличение уже имеющегося, или интенсивным, т. возникновением качественно новых форм. Развитие бывает экзогенным, т. ненастоящи

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

(заочная форма обучения)

Составитель:

, к. э.н., доцент

Екатеринбург

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Конечной целью социально-экономического развития любого муниципального образования является повышение уровня и качества жизни населения. Для достижения этой цели требуется грамотное выполнение всего спектра задач, стоящих перед муниципальными органами власти и входящих в круг их полномочий. К сожалению, на практике местный уровень власти сталкивается со значительными ограничениями ресурсов, прежде всего, финансовых. Соответственно, повышаются требования к профессионализму и компетенции муниципальных служащих, поскольку ошибки в управлении приводят к нерациональному использованию средств местного бюджета . Дисциплина «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования» призвана предоставить студентам, обучающимся по направлению «Государственное и муниципальное управления», комплекс знаний и умений, необходимых для решения проблем социально-экономического развития на местном уровне.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса – формирование у студентов современных глубоких знаний о процессах социально-экономического развития муниципального образования и современных инструментах управления этими процессами..

Задачи дисциплины:

Выделить актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами на местном уровне;

Изучить структуру муниципальной экономики;

Рассмотреть особенности социального развития муниципального образования.

Изучить основные показатели социально-экономического развития муниципального образования;

Рассмотреть систему инструментов управления социально-экономическим развитием на местном уровне.

1.3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3) основной образовательной программы .

Предшествующие дисциплины:

«Экономическая теория», «Региональная экономика и управление».

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования» направлен на формирование следующих компетенций:

1. общекультурные компетенции:

способность к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10);

владение навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);

2. профессиональными компетенциями (ПК):

2.1. организационно-управленческая деятельность:

умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения по вопросам социально-экономического развития муниципального образования (ПК-3);

способность применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения в сфере управления социально-экономическим развитием на местном уровне (ПК-5);

умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов при управлении социально-экономическим развитием муниципального образования (ПК-7);

2.2. информационно-методическая деятельность:

умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции при анализе развития муниципального образования (ПК-16);

способность анализировать состояние систем и процессов социально-экономического развития муниципального образования при сопоставлении с передовым опытом в России и за рубежом (ПК-20);

знание и умение адаптировать зарубежный опыт управления социально-экономическим развитием муниципального образования к своей профессиональной деятельности (ПК-21);

умение применять количественные и качественные методы анализа при оценке социально-экономического развития муниципального образования (ПК-24);

способностью использовать современные методы управления проектом в сфере социально-экономического развития муниципального образования, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков и управление бюджетом (ПК-40);

наличием навыков разработки планово-проектной документации муниципального развития (ПК-43);

способностью оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления программ социально-экономического развития муниципального образования (ПК-44);

В результате изучения дисциплины «Управление социально-экономическим развитием муниципального образования» обучающийся должен:

знать:

1. закономерности управления развитием социально-экономической системы территории

2. структуру экономики муниципального образования

3. основные показатели социально-экономического развития муниципального образования

4. основные методы управления социально-экономическими процессами на местном уровне

уметь:

1. оценивать уровень социально-экономического развития муниципального образования

2. разрабатывать управленческие решения по вопросам социально-экономического развития муниципального образования

3. оценивать эффективность деятельности органов муниципальной власти по управлению социально-экономическим развитием

владеть :

1. навыками анализа муниципальных программ социально-экономического развития

2. навыками самостоятельной работы по поиску и обработке информации при подготовке управленческих решений по вопросам социально-экономического развития муниципальных образований

2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.

Форма итоговой аттестации – экзамен в устной форме.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Самостоят. работа

Всего часов по теме

Практич. занятия

(семинар-беседа)

Планирование социально-экономического развития

(творческое задание)

Частно - государственное партнерство как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципального образования

(круглый стол)

Итого по дисциплине:

№ п/п

Наименование раздела/темы дисциплины

Основные элементы системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Понятие социально-экономического развития. Показатели социально-экономического развития. Субъект и объект управления социально-экономическим развитием на местном уровне. Деятельность органов местного самоуправления . Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

Экономическое развитие муниципального образования

Общие нормативно-правовые рамки управления социально-экономическим развитиям на местном уровне. Территориальная организация местного самоуправления. Финансовое обеспечение местного самоуправления. Управление муниципальной собственностью . Межмуниципальное хозяйственное сотрудничество. Вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Социальная сфера как объект муниципального управления

Подходы к изучению социального развития. Круг вопросов социального развития. Методы оценки и индикаторы социального развития. Индекс развития человеческого потенциала. Качество жизни как показатель социального развития. Проблемы социального развития муниципальных образований в современной России.

Планирование социально-экономического развития муниципального образования

Планирование социально-экономического развития как часть управленческой деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в сфере планирования социально-экономического развития . Виды планирования социально-экономического развития. Основные этапы социально-экономического планирования. Оценка результатов реализации планов социально-экономического развития.

Муниципальные программы социально-экономического развития

Понятие программы социально-экономического развития. Программно-целевой метод. Виды программ социально-экономического развития. Структура программ. Требования к содержанию программ. Мониторинг и оценка муниципальных программ.

Муниципальная инвестиционная политика

Понятие инвестиций. Роль инвестиционной деятельности в социально-экономическом развитии муниципального образования. Виды инвестиций. Роль органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности. Муниципальная инвестиционная политика. Реализация муниципальной инвестиционной политики

Частно-государственное партнерство как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Понятие частно-государственного партнерства. Направления реализации частно-государственного партнерства и местном уровне. Институты развития территорий в рамках частно-государственного партнерства. Практика реализации инструментов частно-государственного партнерства в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований в России.

Проблемы социальной сферы и их решение на местном уровне

Регулирования рынка труда и безработицы . Развитие образования и здравоохранения. Управление развитием системы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования. Демографические проблемы. Проблемы уровня и качества жизни.

3.3. План практических занятий

Семинар 1. Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования (семинар-беседа )

Семинарское занятие проходит в форме беседы в ходе которой на основе теоретического материала и современных проблем развития муниципальных образований студенты и преподаватель обсуждают следующие вопросы:

1. Понятие социально-экономического развития. Показатели социально-экономического развития.

2. Субъект и объект управления социально-экономическим развитием на местном уровне.

3. Полномочия органов местного самоуправления.

Литература.

2. Управление развитием муниципальных образований (Стратегическое планирование. Территориальное планирование). Под общ. ред. М: АНХ, 2007.

3. Черная хозяйство. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

4. Бабун муниципального управления. СПб: Питер, 2012.

Семинар 2. Муниципальные программы социально-экономического развития (творческое задание)

1. Понятие программы социально-экономического развития. Программно-целевой метод.

2. Виды программ социально-экономического развития.

3. Структура программ. Требования к содержанию программ.

4. Мониторинг и оценка муниципальных программ.

Кроме изучения теоретического материала при подготовке к занятию студенты должны разделиться на группы по 5-7 человек. Каждая группа должна ознакомиться с текстом любой целевой программы муниципального уровня, действующей в настоящее время и принести текст на занятие. Во время занятия группе будет предложено творческое задание по анализу программного документа.

Литература.

1. Ильин экономика и основы регулирования территориального развития. Уфа: УГАТУ, 2012.

2. Серватинский инновационных технологий управления муниципалитетом: теория и методология. Красноярск: Сибирский гос. технологический ун-т, 2012.

3. Создание целостной системы управления развитием территории. Под общ. ред. М.: ИПУ РАН, 2011.

4. Щербина управление и территориальное планирование . М.: МГСУ, 2011.

Семинар 3. Частно-государственное партнерство как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципального образования (круглый стол)

1. Понятие частно-государственного партнерства. Подходы к определению. Мнения отечественных и зарубежных авторов.

2. Направления реализации частно-государственного партнерства и местном уровне. Основные сферы.

3. Практика реализации инструментов частно-государственного партнерства в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований в России.

Во время занятия каждому из студентов будет предложено высказаться по обсуждаемым вопросам. В конце занятия студенты с помощью преподавателя постараются выявить основные проблемы ЧГП и сформулировать перспективы его применения в России.

Литература.

1. Муниципальное управление: энциклопедический словарь. Под общ. ред. , . М.: Изд-во РАГС, 2008.

2. Парахина управление. М.: КноРус, 2010.

4. Ильин экономика и основы регулирования территориального развития. Уфа: УГАТУ, 2012.

5. Торгашев развития города. М.: Спутник+ , 2012.

Семинар 4. Решение социальных проблем на местном уровне (круглый стол)

Вопросы для обсуждения на круглом столе:

1. Регулирования рынка труда и безработицы.

2. Развитие образования и здравоохранения.

3. Управление развитием системы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.

4. Демографические проблемы.

5. Проблемы повышения уровня и качества жизни.

Во время занятия каждому из студентов будет предложено высказаться по обсуждаемым вопросам. В конце занятия студенты с помощью преподавателя постараются выявить основные социальные проблемы развития муниципальных образований и сформулировать возможные перспективы их решения.

Литература.

1. Василенко и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012.

2. Государственная и муниципальная социальная политика. Под общ. ред. . М.: Кнорус, 2011.

3. Дурнев социально-экономических и политических процессов. М.: Изд. дом МЭИ, 2012.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

4.1. Контрольные работы и задания на межсессионный период

Выполнение студентом контрольной работы предполагает раскрытие набора предложенных тематических заданий варианта, с четким определением экономических терминов, с логико-аналитической и графической аргументацией.

Объем контрольной работы – 10-15 печатных листов. Ответ на вопрос дается после приведения его полной формулировки. На первом (титульном) листе указываются: название института, кафедры, изучаемый предмет, курс и группа студента, номер варианта. В конце работы прилагается список использованной литературы, ставятся личная подпись студента и дата написания.

Следует учесть, что использование статистического материала в контрольной работе в виде отдельных цифр, таблиц, графиков, диаграмм предполагает обязательное оформление библиографических ссылок на первоисточники.

Решение задач должно быть подробным, с приведением всех промежуточных расчетов, формул и пояснений к ним.

В конце решения задачи необходимо сделать выводы, раскрывающие экономическое содержание и значение исчисленных показателей. Задачи, представленные без расчетов и пояснений, считаются нерешенными.

Распределение вариантов по первой букве фамилии:

1 вариант: А – Д

2 вариант: Е – К

3 вариант: Л – О

4 вариант: П – Я

Задания для контрольных работ

Вариант 1.

Задание 1. Перечислите вопросы местного значения, относящиеся к управлению социально-экономическим развитием муниципального образования

Задание 2. Перечислите виды объектов муниципальной собственности и укажите для каждого вида критерии эффективности их использования.

Задание 3.

Задание 4. Охарактеризуйте инвестиционную политику любого муниципального образования.

Вариант 2.

Задание 1. Составьте схему муниципальных органов, ответственных за социально-экономическое развитие территории, охарактеризуйте компетенцию каждого органа и приведите пример.

Задание 2. Раскройте содержание термина «устойчивое развитие территории». Из каких составляющих складывается устойчивое развитие? В чем отличие терминов «устойчивое развитие» и «комплексное социально-экономическое развитие»?

Задание 3. Рассчитайте индекс развития человеческого потенциала для любого муниципального образования. Если при расчетах вы столкнетесь с отсутствием необходимой стат. информации, то можно взять значение показателя по региону или вашу оценку данного показателя (с соответствующим обоснованием такой оценки). Исходные данные должны приводиться со ссылкой на источник информации.

Все промежуточные расчеты должны быть приведены и прокомментированы. О чем свидетельствует полученное вами значение индекса?

Задание 4. Приведите примеры частно-государственного партнёрства для любого муниципального образования. Оцените эффективность применения данного инструмента.

Вариант 3.

Задание 1. Приведите классификацию показателей социально-экономического развития муниципального образования.

Задание 2. Перечислите направления межмуниципального хозяйственного сотрудничества. Перечислите инструменты регулирования такого сотрудничества со стороны местных органов власти. Какие критерии эффективности применения этих инструментов вы можете предложить?

Задание 3. Рассчитайте индекс развития человеческого потенциала для любого муниципального образования. Если при расчетах вы столкнетесь с отсутствием необходимой стат. информации, то можно взять значение показателя по региону или вашу оценку данного показателя (с соответствующим обоснованием такой оценки). Исходные данные должны приводиться со ссылкой на источник информации.

Все промежуточные расчеты должны быть приведены и прокомментированы. О чем свидетельствует полученное вами значение индекса?

Задание 4. Охарактеризуйте управления развитием жилищно-коммунального хозяйства для любого муниципального образования.

Вариант 4.

Задание 1. Выделите параметры социально-экономического развития муниципального образования

А) определяемые внутренними факторами (в т. ч. результатами деятельности органов местного самоуправления)

Б) определяемые внешними факторами (укажите какими)

Задание 2. Перечислите приоритетные направления экономического развития муниципального образования. Оцените каждое из них на примере любого муниципального образования.

Задание 3. Рассчитайте индекс развития человеческого потенциала для любого муниципального образования. Если при расчетах вы столкнетесь с отсутствием необходимой стат. информации, то можно взять значение показателя по региону или вашу оценку данного показателя (с соответствующим обоснованием такой оценки). Исходные данные должны приводиться со ссылкой на источник информации.

Все промежуточные расчеты должны быть приведены и прокомментированы. О чем свидетельствует полученное вами значение индекса?

Задание 4. Охарактеризуйте основные проблемы развития образования и здравоохранения для любого муниципального образования. Какие меры со стороны местной власти могли бы улучшить ситуацию?

4.2. Темы для самостоятельного изучения и контрольные мероприятия.

На самостоятельное изучение выносятся следующие темы:

1. Экономическое развитие муниципального образования

2. Муниципальная инвестиционная политика

3. Частно-государственное партнерство как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципального образования

4. Проблемы социальной сферы и их решение на местном уровне

Форма контроля самостоятельной работы – тестирование.

2. Составить краткий конспект прочитанного, максимально используя графические элементы и схемы.

3. Ответить на вопросы в конце соответствующей главы учебника.

4. Если при ответах на вопросы возникли затруднения – обратиться к соответствующему материалу для повторения.

5. СИСТЕМА ОЦЕНКИ

Контрольная работа, выполняемая в межсеместровый период, оценивается по шкале «зачет» / «не зачет». Для получения оценки «зачет» необходимо успешно выполнить три из четырех заданий контрольной работы. Студенты, получившие за контрольную работу «не зачет» до экзамена не допускаются.

Практическая работа на семинарских занятиях служит для более глубокого усвоения учебного материала и отдельно не оценивается.

Итоговая форма контроля – экзамен в устной форме.

6. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Виды планирования социально-экономического развития.

2. Виды программ социально-экономического развития. Структура программ. Требования к содержанию программ.

3. Вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

5. Качество жизни как показатель социального развития.

6. Межмуниципальное хозяйственное сотрудничество.

7. Методы оценки и индикаторы социального развития.

8. Мониторинг и оценка муниципальных программ.

9. Муниципальная инвестиционная политика.

10. Нормативно-правовые рамки управления социально-экономическим развитиям на местном уровне.

11. Основные этапы социально-экономического планирования.

12. Оценка результатов реализации планов социально-экономического развития.

13. Планирование социально-экономического развития как часть управленческой деятельности.

14. Подходы к изучению социального развития.

15. Показатели социально-экономического развития муниципального образования.

16. Полномочия органов местного самоуправления в сфере планирования социально-экономического развития.

17. Понятие программы социально-экономического развития. Программно-целевой метод.

18. Понятие социально-экономического развития муниципального образования.

19. Понятие частно-государственного партнерства. Направления реализации частно-государственного партнерства и местном уровне.

20. Практика реализации инструментов частно-государственного партнерства в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований в России.

21. Проблемы социального развития муниципальных образований в современной России.

22. Проблемы уровня и качества жизни населения в муниципальном образовании и способы их решения на местном уровне.

23. Развитие образования и здравоохранения в муниципальном образовании.

24. Регулирования рынка труда и безработицы на местном уровне.

25. Роль инвестиционной деятельности в социально-экономическом развитии муниципального образования.

26. Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

27. Субъект и объект управления социально-экономическим развитием на местном уровне.

28. Управление муниципальной собственностью.

29. Управление развитием системы жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.

30. Финансовое обеспечение местного самоуправления.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Бабун муниципального управления. СПб: Питер, 2012.

2. Василенко и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012.

3. Государственная и муниципальная социальная политика. Под общ. ред. . М.: Кнорус, 2011.

4. Дурнев социально-экономических и политических процессов. М.: Изд. дом МЭИ, 2012.

5. Ильин экономика и основы регулирования территориального развития. Уфа: УГАТУ, 2012.

6. Мирзалиева и муниципальное управление. Государственное и муниципальное управление в социальной сфере. Система муниципального управления. Экономика муниципального хозяйства. М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2012.

7. Муниципальное управление: энциклопедический словарь. Под общ. ред. , . М.: Изд-во РАГС, 2008.

8. Парахина управление. М.: КноРус, 2010.

9. Серватинский инновационных технологий управления муниципалитетом: теория и методология. Красноярск: Сибирский гос. технологический ун-т, 2012.

10. Создание целостной системы управления развитием территории. Под общ. ред. М.: ИПУ РАН, 2011.

11. Торгашев развития города. М.: Спутник+ , 2012.

12. Управление развитием муниципальных образований (Стратегическое планирование. Территориальное планирование). Под общ. ред. М: АНХ, 2007.

13. Черная хозяйство. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

14. Щербина управление и территориальное планирование. М.: МГСУ, 2011.

б) дополнительная литература:

1. , Власова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2006.

2. Воронин хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Гневко и муниципальное управление. Менеджмент территорий и отраслей. СПб.: Изд-во ИУЭ, 2001.

4. Государственное и муниципальное управление. М.: Магистр, 1997.

5. , Макашева управление. М.: ЮНИТИ, 2003.

6. Кокорин финансово-экономических основ местного самоуправления. Шадринск: Исеть, 2000.

7. Планирование в городском самоуправлении. Сборник статей. Обнинск: Библиотека муниципалитета, 1997.

8. кономика города. М.: Инфра-М, 2002.

9. Уткин и муниципальное управление. М.: ЭКМОС, 2003.

10. Фалмер нциклопедия современного управления. Т. 1: Основы управления. Планирование как функция управления. М.: ВИПКэнерго, 1992.

11. Чиркин и муниципальное управление. М.: Юристъ, 2004.

12. Шумянкова управление. М.: Экзамен, 2004.

8. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

1. Управление экономическим развитием муниципального образования (на примере …)

2. Стратегическое управление городским социально-экономическим развитием (на примере …)

3. Управление социальным развитием муниципального образования (на примере …)

4. Программно-целевое управление развитием муниципального образования (на примере …)

5. Оценка эффективности управления муниципальной собственностью (на примере …)

6. Управление конкурентоспособностью муниципального образования (на примере …)

7. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования (на примере …)

8. Особенности управления социально-экономическим развитием северных городов

9. Особенности управления социально-экономическим развитием моноспециализированного города

10. Частно-государственное партнерство как инструмент городского развития

11. Реализация муниципальной инвестиционной политики (на примере …)

В каждом муниципальном образовании управление может быть организовано по-разному (в зависимости от имеющихся ресурсов и сложности решаемых задач). Но в самом общем виде - это управление социально-экономическим развитием муниципального образования (города).

Трактовка понятия «развитие муниципального образования» связана с пониманием масштабов и глубины социально-экономического развития.

Понятие «развитие» в отношении муниципального образования вызывает много дискуссий, особенно в последнее время. Существо расхождений по этому вопросу сводится к выражению своего отношения к трем принципиальным вопросам.

Вопрос первый связан с принципиальным подходом к развитию как некоторой функции по отношению к городу. Одни утверждают, что вопрос о развитии города как целостного социально-экономического образования вообще и ставить не надо . По мнению сторонников такого подхода, муниципальное образование и так само найдет свой путь - ему не надо мешать. Надо только развивать инфраструктуру, решать возникающие проблемы, а остальное само собой разовьется и разовьется как раз то, что ограничено для данного муниципального образования.

Противники такого взгляда на развитие муниципального образования утверждают, что без постановки целей (даже в самом общем виде) развития не будет, а будет «топтание на месте», «залатывание дыр», «тушение пожаров» и т.п. . Сторонники такого взгляда на развитие как на проявление определенной воли субъекта, считают, что для того, чтобы муниципальное образование развивалось, необходимо в обязательном порядке определить цели развития. Цели должны быть отобраны из множества различных вариантов и экономически обоснованны. Критерием выбора целей развития при прочих равных условиях становится максимально возможный социальный эффект, то есть необходимость наилучшим образом удовлетворить социальные потребности населения города по возможно более высоким социальным нормативам и стандартам. Сторонники этого подхода аргументируют это тем, что только целенаправленное движение наилучшим образом дает возможность распорядиться ресурсами и достичь минимальных затрат при максимальном положительном эффекте.

Позиция третья заключается в том, что муниципальное образование понимается как целостное социально-экономическое явление, которое имеет свои внутренние законы развития. И если гражданам (жителям поселения) законом предоставлено право ставить и решать вопросы развития муниципального образования, то термин «социально-экономическое развитие муниципального образования» должен относиться не к отдельным сферам жизнедеятельности муниципального образования, а ко всему, включая наряду с традиционно муниципальными сферами жизнедеятельности (такими, как коммунальное хозяйство) и иные сферы, в том числе, взаимодействие с экономическими структурами различных форм собственности .

На основании рассмотренных выше точек зрения можно дать следующее определение: под социально-экономическим развитием понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, имеющий своей целью достижение определенного уровня развития духовной и экономической сфер на территории города, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения .

Так как самоуправление - это один из видов управления, то необходимо выделить основные элементы, реализующие функции местного самоуправления, то есть субъекты и объекты управления развитием муниципального образования. С учетом такой трактовки понятия определим, что является объектом и субъектом социально-экономического развития города.

Субъектом социально-экономического развития выступают муниципальные структуры управления, которые действуют по поручению городского сообщества, привлекают к процессу развития представителей города и взаимодействуют с административными структурами более высокого уровня. К ним относятся:

муниципалитет, в состав которого входят: глава местного самоуправления (мэр города), городской совет, мэрия.

территориальное общественное самоуправление, под которым понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

К объектам социально-экономического развития относятся:

население;

социальная инфраструктура;

экономическая база;

территория.

В условиях местного самоуправления трудно провести грань между субъектом и объектом управления. При анализе по этим основаниям важно выделить самоуправляемую целостность . Назовем ее условно самоуправляемой системой и будем понимать целостность, включающую три составляющие:

население (жители) + территория проживания + коллективные потребности (интересы) жителей = самоуправляемая территориальная социально-экономическая система.

Только полноценное присутствие всех трех составляющих - необходимое условие осуществления самоуправления.

Первые две составляющие, очевидно, и не требуют особых комментариев, однако важно подчеркнуть, что они локализованы и в подавляющем большинстве случаев зафиксированы в пространстве и продолжительны по времени. Не столь очевидно наличие третьей составляющей. Когда мы говорим о потребностях, то подразумеваем одновременно и связанные с ним действия, обнаруживающие эту потребность. Сигналами о возникновении потребности могут быть, например, жалобы жителей на что-либо. Назовем эти действия жителей проявлением воли по удовлетворению потребности. Таким образом, потребность обнаруживает себя проявлением воли. Следовательно, источник информации о возникновении потребности - проявленная воля жителей по удовлетворению потребности.

В случае если жители без чьей-либо помощи (каждый индивидуально) способны решить все свои проблемы, то в самоуправлении нет необходимости. Однако мы понимаем, что это не так, что потребность в совместном решении общих проблем реально существует и экономически выгодно для общества удовлетворять эти потребности не индивидуально, а сообща. В этой связи к самоуправлению необходимо относиться как к одному из эффективных инструментов удовлетворения потребностей населения, реализации их коллективного интереса в этом.

Таким образом, интерес (потребности) жителей - движущая сила самоуправления, поэтому является чрезвычайно важным компонентом в вопросах организации местного самоуправления.

В ведении муниципальных образований находятся 30 вопросов местного значения (статья 6, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), которые можно классифицировать в несколько групп:

вопросы муниципальной собственности (владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; содержание и использование жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; контроль за использованием земель на территории муниципального образования);

финансовые вопросы (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов);

социально-экономические вопросы (комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; обеспечение населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, услугами связи, муниципальным транспортом; снабжение населения и муниципальных учреждений топливом; организация деятельности средств массовой информации, организация ритуальных услуг, зрелищных мероприятий);

вопросы экологии (участие в охране окружающей среды, благоустройство и озеленение территории; организация утилизации и переработки бытовых отходов);

вопросы строительства (регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; создание условий для жилищного строительства; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог);

прочие вопросы местного значения (принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; охрана общественного порядка, содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация и содержание муниципальных архивов, муниципальной информационной службы; обеспечение противопожарной безопасности).

Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Так как, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» «комплексное социально-экономическое развитие» отнесено к вопросам местного значения, то муниципальные образования получили право разрабатывать и реализовывать собственные проекты и планы развития. Это предъявляет особые требования к органам местного самоуправления, потому что на них ложиться очень высокая ответственность за судьбы поселений (муниципальных образований).

Согласно законодательству, местные органы власти разрабатывают различные планы и программы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, которые являются необходимыми составляющими в управлении развитием муниципального образования.

Инструменты управления социально-экономическим развитием города.

Одним из инструментов управления, ориентированным на долгосрочную перспективу (до 10-ти лет), является генеральный план, который является основным градостроительным документом, определяющим территориальную и градостроительную концепцию развития города. Генеральный план, характеризует планировку и застройку территории муниципального образования, разрабатывается проектными организациями и имеет целью обеспечить определенные социальные стандарты, которые входят в строительные нормы и правила.

План социально-экономического развития, который также является одним из инструментов управления развитием, представляет собой прогностический документ, соответствующий социально-экономической реальности и рассчитан на среднесрочную/долгосрочную перспективу. Такой План имеет официальный статус, однако он не является жестким директивным документом, регламентирующим в деталях выполнение каждого предлагаемого мероприятия. Определяя общие направления работы, План социально-экономического развития предполагает их конкретизацию и необходимую коррекцию в ежегодных программах, в которых содержится информация о мероприятиях, их бюджете, сроках и ответственных, то есть план может меняться и уточняться в соответствии с изменениями социально-экономической ситуации, взглядов городского сообщества на развитие города.

Одним из основных документов, который готовится в ходе работы над Планом развития города, является концепция социально-экономического развития города. Она представляет собой наиболее общий документ, в котором на основе проанализированных ранее условий развития муниципального образования (анализ среды развития, в которой предстоит развиваться городу; оценка ресурсов города и т.п.), необходимо изложить его перспективное «видение» и определить конкретные направления развития . Концепция должна быть своеобразной «конституцией» социально-экономического развития города, поэтому ее формулировки должны быть четкими и не сводиться к количественным плановым показателям, жестко привязанным к определенному сроку. На основе сочетания условий и ресурсов развития, специфических для каждого города, в концепции определяется их приоритетность, очередность выполнения и срок реализации.

С целью реализации политики, направленной на обеспечение устойчивой работы городского хозяйства, сохранение объемов и качества услуг, оказываемых жителям города, разрабатываются целевые программы. Цели социально-экономического развития города могут быть стандартными для многих российских городов (например, для городов определенной масштабной группы). Их сходство определяется наличием аналогичных проблем, а также ресурсов, которые могут быть использованы для достижения этих целей. К ним, например, относятся привлечение инвестиций, оптимизация городских финансов, повышение эффективности городского хозяйства. Кроме того, цели могут быть специфическими для каждого из городов, обусловленными особыми условиями развития. Для каждой из определенных целей должна быть сформулирована целевая программа с ее краткой характеристикой, примерным перечнем задач, по возможности - с приблизительной оценкой ожидаемых затрат и эффекта от их выполнения. Разработка каждой программы производится специализированным подразделением городской администрации или внешними организациями, привлекаемыми на договорных условиях, а также обеспечивается финансовыми, информационными, кадровыми и прочими ресурсами. Важным элементом разработки целевых программ является уточнение тех практических мероприятий, реализация которых обеспечивает выполнение поставленных целей. По завершении разработки целевые программы объединяются в единый блок, который должен стать системным документом.

Подготовленные ранее концепция социально-экономического развития города и блок целевых прграмм объединяются в План социально-экономического развития.

Важным инструментом в осуществлении социальных и экономических задач имеет бюджет муниципального образования. Экономическая сущность местного бюджета проявляется в его назначении. Он выполняет следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельность предприятий, организаций и учреждений, подведомственным органам местного самоуправления. Местные бюджеты являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Кроме того, из бюджета финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Разработка программ развития - первый шаг на пути стратегического управления развитием. Следующий этап - разработка на основании имеющегося опыта стратегии развития, а стратегический подход к управлению городом позволит определить приоритеты его развития на долгосрочную перспективу.

Важную роль в привлечении предприятий, организаций к решению вопросов социально-экономического развития муниципального образования играет муниципальный заказ. Согласно статье 33 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств».

Муниципальный заказ - это договор органа местного самоуправления с хозяйствующим субъектом на выполнение определенного вида работ, финансируемых из местного бюджета или муниципальных внебюджетных фондов.

Каким бы непрерывным ни казался процесс развития и управления им, общая принципиальная особенность процесса управления развитием муниципального образования - его цикличность. Главными факторами цикличности процесса управления являются:

Бюджетный процесс;

Период полномочий органов местного самоуправления;

Крупные инвестиционные проекты;

Местные традиционные особенности (культурно-исторические, религиозные и др.).

Если цикл управления развитием имеет достаточно четкие границы, то есть начало управления развитием и его конец. В этом случае полный цикл управления социально-экономическим развитием условно можно разбить на период разработки программы социально-экономического развития и период реализации этой программы. Такая стратегия достаточно удобна, так как позволяет наладить эффективное управление и контроль за результатами. Его преимущество состоит в том, что относительно просто и наглядно можно представить результаты управления. Такой подход можно рекомендовать для относительно небольших муниципальных образований, а также при разработке программ по отдельным направлениям жизнедеятельности муниципального образования.

В крупных муниципальных образованиях такая программа комплексного социально-экономического развития может быть настолько сложной, что возникнет необходимость рассматривать весь процесс управления как совокупность двух относительно самостоятельных процессов управления: разработки программы и ее реализации. Очевидно, что эти два процесса, развиваясь относительно самостоятельно, должны быть жестко согласованы по срокам.

Эти два процесса могут развиваться параллельно, то есть одновременно могут существовать две программы развития: программа комплексного социально-экономического развития, рассчитанная на ближайший бюджетный период, и программа развития муниципального образования на более дальнюю перспективу. Эта перспективная программа развития постоянно дорабатывается и в определенные периоды времени, связанные с циклом бюджетного процесса в муниципальном образовании, готовые к этому моменту фрагменты программы развития передаются на рассмотрение для формирования комплексной социально-экономической программы развития муниципального образования на определенный период. Таким образом, процесс управления развитием в последнем случае существенно сложнее, требует более высокого уровня управления и прежде всего применения современных средств работы с информацией.

Итак, основная особенность управления процесса комплексного социально-экономического развития муниципального образования заключается в том, что периоды планирования и корректировки планов должны быть согласованы с характерными временными циклами жизни муниципального образования, такими, как разработка и принятие бюджета, срок полномочий органов местного самоуправления и др.

Разумно спланированный бюджетный процесс, увязанные с бюджетным процессом сроки проведения избирательной компании в органы местного самоуправления и сроки полномочия этих органов могут в значительной степени снизить число вероятных конфликтов в отношении выбора и корректировки путей развития муниципального образования и тем самым повысить эффективность его социально-экономического развития.

Таким образом, под управлением социально-экономическим развитием муниципального образования (города) понимается управление взаимно согласованными программами развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, согласованных по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.

Управление социально-экономическим развитием России регулируется Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В законе содержатся положения о необходимости проведения на федеральном и региональном уровнях работ прогнозно-аналитического характера, формирования концепций и программ развития.

Политика социально-экономического развития государства должна быть основана на взаимосвязи и взаимообусловленности развития страны в целом, отдельных регионов и муниципальных образований. Особенно важна взаимосвязь задач регионального и муниципального развития. Действительно, все объекты социальной и экономической деятельности региона дислоцируются на территории какого-то конкретного муниципального образования.

ФЗ 2003 г. относит к полномочиям органов местного самоуправления принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. К вопросам местного значения муниципальных образований разных типов закон относит планирование застройки территорий, установление правил землепользования и застройки, территориальное зонирование земель, контроль за использованием земель, экологический контроль и другие функции, необходимые для реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития.

Базовый документ для разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований - указ Президента РФ «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» (1996 г.).

В этом документе указано, что основной задачей органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения постижение тем самым политической и соц.стабильности в регионе посредством взаимосогласованных действий органов государственной власти субъектов РФ и органов МСУ.



Отмечено, что только действительно самостоятельные, независимые в организационном, финансовом, правовом отношении органы МСУ способны успешно осуществлять региональную политику, учитывающую потребности населения.

Механизмом реализации задач соц.-экономического развития всей страны и отдельных территорий служат федеральные, региональные и муниципальные целевые программы. Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятии, обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, экологического, социального, культурного и иного развития территорий.

Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и входят составными частями в соответствующие планы. Основная цель муниципальной целевой программы социально-экономического развития - решение ключевых социально-экономических проблем территории в рамках текущего или перспективного плана.

Муниципальная целевая программа соц.-экономического развития в общем случае должна включать следующие разделы:

Соц.-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществления данной программы;

Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы;

Система программных мероприятий;

Механизм реализации программы;

Ресурсное обеспечение программы;

Оценка эффективности программы;

Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.

Важнейшей составляющей механизма реализации программы является определение возможных источников и способов финансирования мероприятий.

При реализации муниципальных целевых программ могут использоваться:

· средства вышестоящих бюджетов;

· средства местного бюджета;

собственные источники финансирования заявителя проекта (нераспределенная прибыль амортизационные отчисления, акционерный капитал, работы, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта и т. п.);

средства российского Банка развития, российских и иностранных кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а также под гарантий бюджета субъекта РФ и местного бюджета.

Схема распределения обязанностей внутри местной администрации, может быть следующей. Экономическая служба вносит предложения по перечню целевых программ, предлагаемых к финансированию из местного бюджета на очередной финансовый год, по определению приоритетности программ, контролирует исполнение федеральных, региональных и муниципальных целевых программ на территории муниципального образования.

Отраслевые структурные подразделения осуществляют планирование разработки, разработку, текущее управление отраслевыми целевыми программами, составляют бюджетные заявки на финансирование из средств местного бюджета, а также из региональных и федеральных программ.

Ответственный заместитель главы администрации определяет формы и методы управления программой, вносит при необходимости коррективы в распределение средств между мероприятиями в течение финансового года, отвечает за целевое использование бюджетных средств. Финансовая служба отвечает за финансирование муниципальных программ, контроль за ходом финансирования федеральных и региональных программ.

Коллегия администрации одобряет целевые программы и изменения к ним по представлениям руководителей программ. Одобренные коллегией целевые программы вносятся главой администрации на утверждение представительного органа муниципального образования. Представительный орган рассматривает и утверждает целевые программы, а также санкционирует в случае необходимости гарантии местного бюджета по кредитам коммерческих банков для предприятий и организаций, участвующих в реализации целевых программ.

Особую роль в соц.-экономическом развитии государства и регионов играет стимулирование развития городов, располагающих крупным экономическим и научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики соответствующих субъектов РФ.

Система планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования включает в себя три взаимосвязанных элемента: прогнозирование, текущее планирование перспективное (стратегическое) планирование.

В прогнозе важно сформулировать основные цели и задачи муниципального образования на планируемый период и пути их достижения, разработка прогноза развития и бюджета муниципального образования на очередной год должны вестись совместно.

Для большинства муниципальных образований, особенно имеющих моноструктурный характер экономики, в основу прогноза должны быть положены прогнозы и планы развития градообразующих предприятий.

Прогнозные показатели развития градообразующих предприятий и формы их участия в развитии территории должны быть предметом совместного детального рассмотрения и согласования между администрацией муниципального образования и руководителями предприятий.

Текущее планирование и прогнозирование в муниципальном образовании осуществляется на очередной год с разбивкой по кварталам. На основании прогноза социально-экономического развития территории и вытекающих из него бюджетных проектировок администрация разрабатывает комплексный годовой план социально-экономического развития территории. В нем устанавливаются конкретные задачи и показатели для всех сфер муниципальной деятельности, жкх, транспорта, связи, охраны общественного порядка, здравоохранения…

Комплексный план социально-экономического развития территории и

целевые программы к нему вносятся главой администрации на рассмотрение представительного органа местного самоуправления вместе с бюджетом и должны утверждаться совместно, во взаимной увязке. Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций. Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию.

Кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного проекта инвестиции обеспечивают занятость населения и пополнение местного бюджета. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

К объективным предпосылкам относятся реальные экономико-географические и иные факторы, связанные с расположением территории. Они составляют инвестиционный потенциал данной территории и могут представлять интерес для инвесторов. К субъективным факторам такого рода относится деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала и привлечению инвестиций на свою территорию. Основным способом привлечения финансовых ресурсов для инвестирования подобных программных мероприятий являются муниципальные займы.

Федеральный закон 2003 г. предоставляет муниципальным образованиям право на привлечение заемных средств, в т. ч. за счет выпуска ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.

Специфика муниципальных займов состоит в том, что их цель - решение местных проблем. Основные держатели муниципальных облигаций и жилищных сертификатов (жители муниципального образования, а также расположенные на его территории предприятия и учреждения) заинтересованы именно в решении проблем, ради которых выпускаются займы, а не в получении дивидендов по займу. Они должны быть готовы получить всю или часть своей выгоды иным, не денежным способом, а, например, квартирами или объектами муниципальной инфраструктуры, которыми они в дальнейшем будут пользоваться.

  • Владимиров Игорь Александрович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Садыкова Тансулпан Дамировна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • СТРАТЕГИЯ
  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  • КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
  • СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Местная администрация должна активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые для улучшения социального развития. В данной статье перечислены все возможные методы воздействия местной администрации на ход экономического развития.

  • Пределы госконтроля в сфере муниципального управления
  • Профилактика правонарушений и борьба с преступностью на территории муниципального района
  • Развитие стратегии малого предприятия (на примере ООО «Геркон»)

Современные методы управления социальным развитием муниципального образования осуществляются путём:

  1. разнообразного спектра стратегий;
  2. программ;
  3. одноразовых управленческих решений;
  4. конкретных действий.

Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.

Социальное развитие, хотя и обладает относительной самостоятельностью, в значительной мере определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни местного сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который в конечном счете всегда определяет успех той или иной социально-экономической политики .

Местная администрация должна активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые для улучшения социального развития.

Все возможные методы воздействия местной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:

  • создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности (рыночная инфраструктура, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и др).
  • регулирование деловой активности (администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований) .
  • прямая кооперация администрации региона и бизнеса (выделение соответствующих зон использования земли для жилищного строительства, для торговли и бизнес- центров, для промышленного использования оказывает влияние на частных инвесторов, планирующих развитие своей деловой активности. При планировании и осуществлении того или иного строительства можно изменять обычные правила застройки, тем самым предоставляя конкретные льготы или высвобождая средства под те или иные программы).

Местное самоуправление имеет большое значение для поиска новых моделей управления обществом, формирования новой российской государственности, где пирамида формирования и удовлетворения потребностей принципиально перевернута: не государство определяет то, что нужно местному сообществу и в каком объеме, а само население посылает импульсы-требования к местной власти, а она, в свою очередь, - государству.

Суть в том, что полномочия по определенным предметам ведения должны исполняться на максимально приближенном к населению уровне власти, где может быть достигнута относительная замкнутость цикла оказания услуг. Поэтому именно местное самоуправление, являясь властью местного сообщества, может реализовать эту идею, в силу знания местных условий, интересов совместного проживания и хозяйствования, а также подконтрольности его органов власти населению. Являясь властью специфической, производной от государственной, местное самоуправление имеет два вида полномочий: собственные и переданные государством. В то же время содержание управленческой деятельности органов местного самоуправления имеет двойственную природу. Она включает в себя как вопросы общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами разных форм собственности, действующими на территории муниципального образования, так и регулирование хозяйственных отношений для муниципальных предприятий, учреждений и организаций. В основе управленческой деятельности органов местного самоуправления лежит удовлетворение или реализация общественных (коллективных) интересов и потребностей местного сообщества. Поэтому основным видом деятельности органов местного самоуправления является подчинение деятельности предприятий, организаций и учреждений муниципальной и иных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных (всеобщих) интересов граждан. Чем богаче и благополучнее будут эти хозяйствующие субъекты, тем полнее будет местный бюджет, а отсюда - наиболее полно будут удовлетворяться нужды местного населения. При этом целью органов местного самоуправления является не только координация (регламентация) хозяйственной деятельности этих субъектов, но и создание благоприятных условий, в которых она протекает .

Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” отнесено к полномочиям местного самоуправления. Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства. В данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т.д.

Под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, согласованными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития .

К основным направлениям муниципальной социальной политики, фактически реализуемым органами местного самоуправления относятся:

  • содействие занятости населения и обеспечению благоприятных условий труда на предприятиях, расположенных на территории муниципального образования;
  • содействие обеспечению граждан жильем через создание условий для жилищного строительства и прямое обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий:
  • участие в обеспечении социальной поддержки отдельных групп населения;
  • организация муниципальной системы здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
  • организация предоставления образовательных услуг, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
  • создание условий для деятельности учреждений культуры и досуга в муниципальном образовании, содержание муниципальных учреждений культуры и мест массового отдыха, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
  • создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании, содержание муниципальных физкультурно-спортивных сооружений;
  • реализация муниципальной молодежной политики

Разработка конкретной системы мероприятии в рамках муниципальной социальной политики должна учитывать тип данного муниципального образования и специфику местного сообщества. Такая разработка осуществляется и реализуется органами местного самоуправления с привлечением широких слоев общественности. В представительном органе муниципального образования, как правило, создаются комитеты и комиссии по социальной политике. В структуре местной администрации обычно есть заместитель главы по социальным вопросам и структурные подразделения, курирующие то или иное направление социальной политики (образование, здравоохранение, культура, социальная защита и т.д.). Данные структурные подразделения координируют свою деятельность с соответствующими государственными органами субъекта РФ .

Муниципальная социальная политика в сельской местности должна быть ориентирована на достижение следующих целей:

  • развитие социальной сферы сельских поселений, сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы;
  • создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности, содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
  • расширение труда в сельской местности путем создания условий для развития сельской экономики и роста доходов сельских жителей;
  • создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов самоуправления.

Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:

  • стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
  • улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;
  • повышение роли физической культуры и спорта для предупреждения заболеваний поддержания высокой работоспособности населения, профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
  • повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;
  • активизация культурной деятельности на селе;
  • повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, основные пути решения поставленных задач могут быть следующими:

  • приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы сельских поселений на федеральном и региональном уровнях;
  • разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы села на уровне нормативных требований;
  • повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий нового типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
  • создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также других внебюджетных источников, содействие организации и функционирования в сфере социального обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;
  • формирование правового и методического обеспечения социального развития села.

Таким образом, муниципальная политика на сегодня является делом государственным, и от успеха преобразований в системе муниципального управления будут складываться и определяться успехи поселений, их населения, региона, страны в целом. В поселениях, где имеются низкие социальные показатели (по здравоохранению, образованию, услугам и т.д.) снижаются и экономические показатели (по инвестициям, строительству, промышленности). От степени взаимодействия социальных и экономических показателей зависит уровень социально - экономического развития населения и территорий, на которых это население проживает.

Список литературы

  1. Новая парадигма собственности теоретико-правовые основы Ханнанов Р.А. Право и политика. 2011. № 4. с. 694-708.
  2. Устойчивость сельскохозяйственного производства: теоретико правовое обеспечение Ханнанов Р.А. Право и политика. 2011. № 11. с. 1828-1854.
  3. Развитие учения о юридических фактах в гражданском праве Ханнанов Р.А. Уфа, 2006.
  4. Развитие человеческого потенциала как стратегическое направление современной государственной политики россии Гарифуллина А.Ф., Ханнанова Т.Р.Право и политика. 2012. № 9. с. 1565-1571.
  5. Кластеризация экономики и государственная кластерная политика: теоретические основы и социально-экономические предпосылки Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р.Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). с. 129-135.
  6. Объективные основы формирования и реализации государственной аграрной политики Ханнанова Т.Р. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. вопросы теории и практики. 2013. № 6-2 (32). с. 184-190.
  7. К вопросу об участии пчеловодов в государственных закупках Галиева Г.А., Гималтдинова А.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. с. 44-46.
  8. Сравнительный анализ регионального законодательства при определении понятия пчеловодства Шапошникова Р.Р. Аграрное и земельное право. 2014. № 8 (116). с. 21-23.
  9. Проблемы реализации прав граждан на экологически значимую информацию Гарифуллина А.Ф. В сборнике: научное обеспечение инновационного развития апк материалы всероссийской научно практической конференции в рамках xx юбилейной специализированной выставки "агрокомплекс-2010". 2010. с. 220-222.
  10. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти (на примере Республики Башкортостан) Гарифуллина А.Ф. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / башкирский государственный университет. уфа, 2011
  11. Анализ устойчивости производства зерна Рафикова Н.Т., Матинова Ф.В., Валишина Н.Р. В сборнике: актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры "статистики и информационных систем в экономике". МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011. с. 24-35.

В новом гражданском законодательстве муниципальные образования приравнены (за некоторыми исключениями) к субъектам рыночных отношений. Это означает, что к органам местного самоуправления предъявляются достаточно высокие требования по управлению хозяйственной деятельностью, развитию города в целом.

В условиях, когда местные органы управления являлись составной частью государственного управления и экономика всей страны управлялась административными методами, не было необходимости в методологии управления проектами. Сейчас достижения этого направления управленческой науки находят практическое применение во многих сферах жизни.

Таким образом, под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управление взаимно согласованными, скоординированными по ресурсам и срокам программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования. Такое управление проводится в соответствии с признанными приоритетами населения, а также с федеральными и региональными программами развития, принятыми к исполнению на основе договоров или по закону. 5

В каждом муниципальном образовании управление развитием может быть организовано по-разному (в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач), но имеются некоторые общие для всех особенности этого процесса. В частности, каким бы непрерывным ни казалось развитие и соответственно управление им, общая принципиальная особенность процесса управления развитием муниципальных образований ¾ его цикличность. Главными факторами цикличности указанного процесса являются:

§ бюджетный процесс ;

§ период полномочий органов местного самоуправления;

§ крупные инвестиционные проекты ;

§ местные традиционные особенности (культурно-исторические, религиозные и др.).

В вопросе управления развитием муниципального образования следует рассмотреть два подхода.

1. Если цикл управления развитием имеет достаточно четкие границы, т. е. начало цикла и его конец, то полный цикл управления комплексным социально-экономическим развитием условно можно разбить на период разработки программы комплексного социально-экономического развития и период реализации этой программы. Этот подход достаточно удобен, так как позволяет наладить эффективное управление и контроль над результатами. Его преимущество состоит в том, что можно относительно просто и наглядно представить результаты управления. Такой подход можно рекомендовать для относительно небольших муниципальных образований, для решения отдельных проблем, а также при разработке программ по отдельным направлениям жизнедеятельности муниципального образования.



2. В крупных муниципальных образованиях программа комплексного социально-экономического развития может быть настолько сложной, что возникнет необходимость рассматривать весь процесс управления развитием как совокупность двух относительно самостоятельных процессов управления: разработки программы и ее реализации. Очевидно, что оба процесса при относительно самостоятельном их развитии должны быть жестко согласованы по срокам. Указанные процессы могут течь параллельно, т. е. одновременно могут существовать две программы развития: программа комплексного социально-экономического развития, рассчитанная на реализацию в ближайший бюджетный период, и программа развития муниципального образования на более дальнюю перспективу (например, на срок полномочий или более длительный). Вторая, перспективная программа постоянно дорабатывается, и в определенные моменты, связанные с циклом бюджетного процесса в муниципальном образовании, готовые к этому времени фрагменты программы развития передаются на рассмотрение для формирования комплексной социально-экономической программы развития муниципального образования на определенный период (например, на год). Таким образом, в последнем случае процесс управления развитием существенно сложнее, требует более высокого уровня управления, и прежде всего применения современных средств работы с информацией.

Однако каким бы сложным ни был процесс управления, он всегда может быть разбит на отдельные конкретные небольшие по срокам проекты, в управлении которыми выделяются как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования:

§ в период разработки программы развития:

1) сбор и обработка информации,

2) целеопределение (постановка целей),

3) выработка стратегических установок и критериев развития,

4) оценка потенциала и ресурса развития,

5) формулирование концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования,

6) разработка и принятие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

§ в период реализации программы развития:

1) разработка и принятие бюджета развития,

2) исполнение бюджета развития в соответствии с программой комплексного социально-экономического развития,

3) контроль, сбор и обработка информации, выработка предложений по корректировке бюджета (программы, концепции).

Итак, основная особенность в планировании и распределении по этапам процесса комплексного социально-экономического развития муниципального образования заключается в том, что периоды планирования и корректировки планов должны быть согласованы со специфическими временными циклами жизни муниципального образования ¾ разработкой и принятием бюджета, сроком полномочий органов местного самоуправления и др.

Разумно спланированный бюджетный процесс (предусматривающий в том числе и корректировку), увязанные с ним сроки проведения избирательной кампании в органы местного самоуправления и сроки полномочия этих органов, а также высокая степень преемственности органов местного самоуправления могут оказаться факторами, в значительной степени снижающими число вероятных конфликтов в области выбора и корректировки путей развития муниципального образования и тем самым повышающими эффективность такого развития.