Главная · Сбалансированное питание · Данте алигьери. Данте: биография, коротко о жизни и творчестве: данте

Данте алигьери. Данте: биография, коротко о жизни и творчестве: данте

Данте Алигьери – крупнейший итальянский поэт, литературовед, мыслитель, богослов, политический деятель, автор прославленной «Божественной комедии». Достоверных сведений о жизни этого человека сохранилось крайне мало; основным их источником является написанная им же самим художественная автобиография, в которой описан лишь определенный период.

Появился на свет Данте Алигьери во Флоренции, в 1265 г., 26 мая, в родовитой и обеспеченной семье. Неизвестно, где будущий поэт учился, но сам он считал полученное образование недостаточным, поэтому уделял много времени самостоятельному просвещению, в частности, изучению иностранных языков, творчества античных поэтов, среди которых особое предпочтение отдавал Вергилию , считая его своим учителем и «вождем».

Когда Данте было всего 9 лет, в 1274 г., произошло событие, ставшее знаковым в его судьбе, в том числе творческой. На празднике его внимание привлекла сверстница, соседская дочка - Беатриче Портинари. Десять лет спустя, будучи замужней дамой, она стала для Данте той прекрасной Беатриче, чей образ освещал всю его жизнь и поэзию. Книга под названием «Новая жизнь» (1292), в которой он стихотворными и прозаическими строками рассказал о любви к этой молодой женщине, безвременно скончавшейся в 1290 г., считается первой автобиографией в мировой литературе. Книга прославила автора, хотя это был не первый его литературный опыт, он начинал писать еще в 80-ых.

Смерть любимой женщины заставила его с головой уйти в науку, он изучал философию, астрономию, богословие, превратился в одного из образованнейших людей своего времени, хотя при этом багаж знаний не выходил за рамки средневековой традиции, опиравшейся на богословие.

В 1295-1296 гг. Данте Алигьери заявил о себе и как общественный, политический деятель, участвовал в работе городского совета. В 1300-ом его избирали членом коллегии шести приоров, которая управляла Флоренцией. В 1298 г. он вступил в брак с Джеммой Донати, которая являлась его супругой до самой смерти, но эта женщина всегда играла скромную роль в его судьбе.

Активная политическая деятельность стала причиной изгнания Данте Алигьери из Флоренции. Раскол партии гвельфов, в которой он состоял, привел к тому, что так называемые белые, в чьих рядах был и поэт, подверглись репрессиям. Против Данте было выдвинуто обвинение во взяточничестве, после чего он вынужден был, оставив жену и детей, покинуть родной город с тем, чтобы не вернуться в него уже никогда. Случилось это в 1302 году.

С этого времени Данте постоянно скитался по городам, ездил в другие страны. Так, известно, что в 1308-1309 гг. он побывал в Париже, где участвовал в устраиваемых университетом открытых диспутах. Имя Алигьери два раза вносили в списки лиц, подлежащих амнистии, но оба раза оттуда вычеркивали. В 1316 г. ему разрешили вернуться в родную Флоренцию, но при условии, что он публично признается в неправоте своих взглядов и покается, но гордый поэт не стал этого делать.

С 1316 г. он обосновался в Равенне, куда его пригласил Гвидо да Полента, правитель города. Здесь в обществе его сыновей, дочери возлюбленной Беатриче, поклонников, друзей проходили последние годы поэта. Именно в период изгнания Данте написал произведение, прославившее его в веках, - «Комедию», к названию которой спустя несколько веков, в 1555 г., в венецианском издании добавят слово «Божественная». Начало работы над поэмой относится примерно к 1307 г., а последнюю из трех («Ад», «Чистилище» и «Рай») частей Данте написал незадолго до смерти.

Он мечтал с помощью «Комедии» прославиться и возвратиться домой с почестями, но его надеждам не суждено было сбыться. Заболев малярией, возвращаясь из поездки в Венецию с дипломатической миссией, поэт 14 сентября 1321 г. скончался. «Божественная комедия» была вершиной его литературной деятельности, однако только ею его богатое и разностороннее творческое наследие не исчерпывается и включает в себя, в частности, философские трактаты, публицистику, лирику.

Данте Алигьери – крупнейший итальянский поэт, литературовед, мыслитель, богослов, политический деятель, автор прославленной «Божественной комедии». Достоверных сведений о жизни этого человека сохранилось крайне мало; основным их источником является написанная им же самим художественная автобиография, в которой описан лишь определенный период.

Появился на свет Данте Алигьери во Флоренции, в 1265 г., 26 мая, в родовитой и обеспеченной семье.

Смерть любимой женщины заставила его с головой уйти в науку, он изучал философию, астрономию, богословие, превратился в одного из образованнейших людей своего времени, хотя при этом багаж знаний не выходил за рамки средневековой традиции, опиравшейся на богословие.

В 1295-1296 гг. Данте Алигьери заявил о себе и как общественный, политический деятель, участвовал в работе городского совета. В 1300-ом его избирали членом коллегии шести приоров, которая управляла Флоренцией. В 1298 г. он вступил в брак с Джеммой Донати, которая являлась его супругой до самой смерти, но эта женщина всегда играла скромную роль в его судьбе.

Активная политическая деятельность стала причиной изгнания Данте Алигьери из Флоренции.

Против Данте было выдвинуто обвинение во взяточничестве, после чего он вынужден был, оставив жену и детей, покинуть родной город с тем, чтобы не вернуться в него уже никогда. Случилось это в 1302 году.

С этого времени Данте постоянно скитался по городам, ездил в другие страны.

В 1316 г. ему разрешили вернуться в родную Флоренцию, но при условии, что он публично признается в неправоте своих взглядов и покается, но гордый поэт не стал этого делать.

С 1316 г. он обосновался в Равенне, куда его пригласил Гвидо да Полента, правитель города. Здесь в обществе его сыновей, дочери возлюбленной Беатриче, поклонников, друзей проходили последние годы поэта.

Именно в период изгнания Данте написал произведение, прославившее его в веках, - «Комедию», к названию которой спустя несколько веков, в 1555 г., в венецианском издании добавят слово «Божественная».

Начало работы над поэмой относится примерно к 1307 г., а последнюю из трех («Ад», «Чистилище» и «Рай») частей Данте написал незадолго до смерти.

Он мечтал с помощью «Комедии» прославиться и возвратиться домой с почестями, но его надеждам не суждено было сбыться. Заболев малярией, возвращаясь из поездки в Венецию с дипломатической миссией, поэт 14 сентября 1321 г. скончался.

«Божественная комедия» была вершиной его литературной деятельности, однако только ею его богатое и разностороннее творческое наследие не исчерпывается и включает в себя, в частности, философские трактаты, публицистику, лирику. 1

История и время создания «Божественной комедии»

«Божественная Комедия» писалась почти четырнадцать лет.

Само название «Комедия» восходит к чисто средневековым смыслам: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом, а не драматургическая специфика жанра с установкой на смеховое восприятие.

Для Данте же это была «комедия» (понимаемая вне связи с драматическим каноном - как соединение возвышенного с обыденным и тривиальным), а кроме того, «роеtа sacra» - священная поэма, трактующая об откровениях неземного бытия. Эпитет же «Божественная» впервые употребил Боккаччо, подчеркивая ее поэтического совершенства, а вовсе не религиозного содержания. Именно под этим названием, которое утвердилось за поэмой в 16 веке, вскоре после смерти Данте, мы и знакомимся с великим произведением поэта.

Комментаторы немало потрудились, чтобы определить твердые даты написания трех кантик «Комедии». Они все еще спорны. Есть только общие соображения, подсказываемые содержанием как «Ада», так и «Чистилища».

Когда писался «Ад», Данте был целиком под впечатлением событий, связанных с изгнанием. Даже Беатриче, мимолетно названная в начале поэмы и затем упомянутая еще 2-3 раза в связи с разными эпизодами странствования по подземному миру, как бы отошла на задний план. В ту пору Данте интересовала политика, расцениваемая под углом зрения итальянской коммуны. «Ад» провожал прошлое поэта, его флорентийское счастье, его флорентийскую борьбу, его флорентийскую катастрофу. Поэтому как-то особенно настойчиво хочется искать дату написания «Ада» в период, когда Данте вложил в ножны меч, поднятый против родного города, порвал и с эмигрантами и углубился в обдумывание пережитого в последние два года флорентийской жизни и в первое пятилетнее изгнание. «Ад» должен был быть задуман примерно в 1307 году и занять 2 или 3 года работы.

Между «Адом» и «Чистилищем» легла большая полоса научных занятий, по-другому раскрывших для Данте мир науки и философии. При работе над «Чистилищем» раскрылась личность императора Генриха VII. Однако невозможно было оттягивать вплетение в сюжетную линию Беатриче. Ведь поэма была задумана как прославление ее памяти. Именно в «Чистилище» Беатриче должны была появиться, принося с собой весь груз сложной богословской символики, чтобы заступить на место Вергилия, язычника, которому заказаны пути в рай. Эти три темы: политическая, научно-философская и связанная с Беатриче богословско-символическая - определяют, опять-таки примерно, годы возникновения второй кантики. Она должна была быть начата не позднее 1313 и не раньше 1311 года и закончена до 1317 года.

Опубликованы были первые две кантики тогда, когда «Рай» еще не был окончен. Он был доведен до конца незадолго до смерти поэта, но опубликован в момент его смерти еще не был. Появление списков всех трех частей поэмы в составе 100 песен относится к годам, ближайшим после смерти поэта. 2

Данте Алигьери (итал. Dante Alighieri), полное имя Дуранте дельи Алигьери (вторая половина мая 1265, крещен 26 марта 1266 - 13 или 14 сентября 1321). Величайший итальянский поэт, богослов, политический деятель, один из основоположников литературного итальянского языка. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.

Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. Каччагвида, прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе Конрада III (1147-1149), был посвящён им в рыцари и погиб в бою с мусульманами. Каччагвида был женат на даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери»; так был назван один из сыновей Каччагвиды. Сын этого Алигьери, Беллинчоне, дед Данте, изгонявшийся из Флоренции во время борьбы гвельфов и гибеллинов, вернулся в родной город в 1266 году, после поражения Манфреда Сицилийского при Беневенто. Алигьери II, отец Данте, видимо, не принимал участия в политической борьбе и оставался во Флоренции.

По свидетельству Бокаччо, Данте родился в мае 1264 года. Сам Данте сообщает о себе (Комедия, Рай, 22), что родился под знаком Близнецов. Также известно, что Данте был крещён 26 мая 1265 года (в первую страстную субботу после своего рождения) под именем Дуранте.

Первым наставником Данте был известный в то время поэт и учёный Брунетто Латини. Место, где учился Данте, неизвестно, но он получил широкие познания в античной и средневековой литературе, в естественных науках и был знаком с еретическими учениями того времени.

В 1274 году девятилетний мальчик залюбовался на майском празднике девочкой восьми лет, дочерью соседа, Беатриче Портинари - это его первое биографическое воспоминание. Он и прежде видел её, но впечатление от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя (в 1283 году) он увидел её снова уже замужней женщиной и на этот раз увлёкся ею. Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе, когда Беатриче уже умерла (в 1290 году), а сам он вступил в один из тех деловых браков, по политическому расчёту, какие в то время были приняты.

Семья Данте Алигьери держала сторону флорентийской партии Черки (итал. Cerchi), враждовавшей с партией Донати (Donati). Однако, Данте Алигьери женился на Джемме Донати, дочери Манетто Донати. Точная дата его женитьбы неизвестна, единственно, есть информация, что в 1301 году у него уже было трое детей (Pietro, Jacopo and Antonia). Когда Данте Алигьери был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с детьми, сохраняя остатки отцовского достояния.

В дальнейшем, когда Данте Алигьери слагал свою «Комедию» в прославление Беатриче, Джемма в ней не была упомянута ни единым словом. В последние годы он жил в Равенне; вокруг него собрались его сыновья, Якопо и Пьетро, поэты, будущие его комментаторы, и дочь Антония; только Джемма жила вдали от всей семьи. Боккаччо, один из первых биографов Данте Алигьери, обобщил всё это: будто Данте Алигьери женился по принуждению и уговорам поэтому в долгие годы изгнания ни разу не подумал вызвать к себе жену. Беатриче определила тон его чувства, опыт изгнания - его общественные и политические взгляды и их архаизм.

Первые произведения Данте датируются 1280-ми годами, а в 1292 году была написана «Новая жизнь», которую ученые назвали первой в истории мировой литературы автобиографией.

Первое актовое упоминание о Данте Алигьери как общественном деятеле относится к 1296 и 1297 годам, уже в 1300 или 1301 году был избран приором. В 1302 году он был изгнан вместе со своей партией белых гвельфов и никогда более не увидел Флоренции, умерев в изгнании.

Данте Алигьери, мыслитель и поэт, постоянно ищущий принципиального основания всему, что происходило в нём самом и вокруг него, именно эта вдумчивость, жажда общих начал, определённости, внутренней цельности, страстность души и безграничное воображение определили качества его поэзии, стиля, образности и абстрактности.

Любовь к флорентианке Беатриче получала для него таинственный смысл; он наполнял ею каждый момент существования. Её идеализированный образ занимает значительное место в поэзии Данте. В 1292 году он начал творческий путь с повести о своей молодой, обновившей его любви: «Новая жизнь» («La Vita Nuova»), составленной из сонетов, канцон и прозаического рассказа-комментария о любви к Беатриче.

Смелые и грациозные, порой сознательно грубые образы-фантазии складываются в его Комедии в определённый, строго рассчитанный рисунок. Позже Данте очутился в водовороте партий, был даже завзятым муниципалистом; но у него была потребность уяснить для себя основные принципы политической деятельности, поэтому он пишет свой латинский трактат «О монархии» («De Monarchia»). Данное произведение - своеобразный апофеоз гуманитарного императора, рядом с которым он желал бы поставить столь же идеальное папство.

Годы изгнания были для Данте годами скитальчества. Уже в ту пору он был лирическим поэтом среди тосканских поэтов «нового стиля» - Чино из Пистойи, Гвидо Кавальканти и др. Его «La Vita Nuova» уже была написана; изгнание сделало его более серьёзным и строгим. Он затевает свой «Пир» («Convivio»), аллегорически-схоластический комментарий к четырнадцати канцонам. Но «Convivio» так и не закончен: написано было лишь введение и толкование к трём канцонам. Не окончен, обрываясь на 14-й главе второй книги, и латинский трактат о народном языке, или красноречии («De vulgari eloquentia»).

В годы изгнания создались постепенно и при тех же условиях работы три кантики Божественной Комедии. Время написания каждой из них может быть определено лишь приблизительно. Рай дописывался в Равенне, и нет ничего невероятного в рассказе Боккаччо, что после смерти Данте Алигьери его сыновья долгое время не могли доискаться тринадцати последних песен, пока, согласно легенде, Данте не приснился своему сыну Якопо и не подсказал, где они лежат.

О судьбе Данте Алигьери очень мало фактических сведений, след его на протяжении лет теряется. На первых порах он нашёл приют у властителя Вероны, Бартоломео делла Скала; поражение в 1304 г. его партии, пытавшейся силой добиться водворения во Флоренцию, обрекло его на долгое странствование по Италии. Позднее он прибыл в Болонью, в Луниджьяне и Казентино, в 1308-1309 гг. очутился в Париже, где выступал с честью на публичных диспутах, обычных в университетах того времени. Именно в Париже Данте застала весть, что император Генрих VII собирается в Италию. Идеальные грёзы его «Монархии» воскресли в нём с новой силой; он вернулся в Италию (вероятно, в 1310-м либо в начале 1311 года), чая ей обновления, себе - возвращения гражданских прав. Его «послание к народам и правителям Италии» полно этих надежд и восторженной уверенности, однако, император-идеалист внезапно скончался (1313), а 6 ноября 1315 г. Раньери ди Заккария из Орвьетто, наместник короля Роберта во Флоренции, подтвердил декрет изгнания в отношении Данте Алигьери, его сыновей и многих других, осудив их на казнь, в случае, если они попадутся в руки флорентийцев.

С 1316-1317 г. он поселился в Равенне, куда его вызвал на покой синьор города, Гвидо да Полента. Здесь, в кругу детей, среди друзей и поклонников, создавались песни Рая. Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. По дороге назад Данте заболел малярией и умер в Равенне в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.

Данте был похоронен в Равенне; великолепный мавзолей, который готовил ему Гвидо да Полента, не был воздвигнут. Современная гробница (также называемая «мавзолеем») построена в 1780 г.

Всем знакомый портрет Данте Алигьери лишён достоверности: Боккаччо изображает его бородатым вместо легендарного гладко выбритого, однако, в общем его изображение отвечает нашему традиционному представлению: продолговатое лицо с орлиным носом, большими глазами, широкими скулами и выдающейся нижней губой; вечно грустный и сосредоточенно-задумчивый. В трактате «О монархии» сказался Данте Алигьери-политик; для понимания поэта и человека важнее всего знакомство с его трилогией «La Vita Nuova», «Convivio» и «Divina Commedia».

ДАНТЕ Алигьери (Dante Alighieri ) (1265-1321), итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В юности примкнул к школе "дольче стиль нуово" (сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть "Новая жизнь", 1292-93, издание 1576); философские и политические трактаты ("Пир", не закончен; "О народной речи", 1304-07, издание 1529), "Послания" (1304-16). Вершина творчества Данте - поэма "Божественная комедия" (1307-21, издание 1472) в 3 частях ("Ад", "Чистилище", "Рай") и 100 песнях, поэтическая энциклопедия средних веков. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.

ДАНТЕ Алигьери (май или июнь 1265, Флоренция - 14 сентября 1321, Равенна), итальянский поэт, один из величайших гениев мировой литературы.

Биография

Семья Данте принадлежала к городскому дворянству Флоренции. Родовое имя Алигьери (в другой огласовке Алагьери) первым носил дед поэта. Данте получил образование в муниципальном училище, затем, предположительно, учился в Болонском университете (по еще менее достоверным сведениям, в период изгнания посещал также Парижский университет). Принимал активное участие в политической жизни Флоренции; с 15 июня по 15 августа 1300 входил в правительство (был выбран на должность приора), пытался, исполняя должность, воспрепятствовать обострению борьбы между партиями Белых и Черных гвельфов (см. гвельфы и гибеллины). После вооруженного переворота во Флоренции и прихода к власти Черных гвельфов был 27 января 1302 приговорен к изгнанию и лишен гражданских прав; 10 марта его, как не уплатившего денежную пеню, приговорили к смертной казни. Первые годы изгнания Данте - среди вождей Белых гвельфов, принимает участие в вооруженной и дипломатической борьбе с победившей партией. Последний эпизод в его политической биографии связан с итальянским походом императора Генриха VII (1310-13), усилиям которого по установлению в Италии гражданского мира он дал идеологическую поддержку в ряде публичных посланий и в трактате "Монархия". Во Флоренцию Данте больше не вернулся, несколько лет провел в Вероне при дворе Кан Гранде делла Скала, последние годы жизни пользовался гостеприимством правителя Равенны Гвидо да Полента. Умер от малярии.

Лирика

Основная часть лирических стихотворений Данте создана в 80-90-е гг. 13 в.; с началом нового столетия малые стихотворные формы из его творчества постепенно уходят. Начинал Данте с подражания самому влиятельному в то время лирическому поэту Италии Гвиттоне д"Ареццо, но вскоре сменил поэтику и вместе со своим старшим другом Гвидо Кавальканти стал основоположником особой поэтической школы, самим Данте названной школой "сладостного нового стиля" ("Дольче стиль нуово"). Ее главный отличительный признак - предельное одухотворение любовного чувства. Стихи, посвященные своей возлюбленной Беатриче Портинари, Данте, снабдив биографическим и стиховедческим комментарием, собрал в книгу под названием "Новая жизнь" (ок. 1293-95). Собственно биографическая канва предельно скупа: две встречи, первая в детстве, вторая в юности, обозначающая начало любви, смерть отца Беатриче, смерть самой Беатриче, искушение новой любовью и преодоление его. Жизнеописание предстает как ряд душевных состояний, ведущий ко все более полному овладению смыслом постигшего героя чувства: в итоге любовное чувство приобретает черты и признаки религиозного поклонения.

Кроме "Новой жизни" до нас дошло еще около полусотни стихотворений Данте: стихи в манере "сладостного нового стиля" (но не всегда адресованные Беатриче); любовный цикл, известный под названием "каменного" (по значению имени адресата, донны Пьетры) и отличающийся избытком чувственности; комическая поэзия (стихотворная перебранка с Форезе Донати и поэма "Цветок", атрибуция которой остается сомнительной); группа доктринальных стихотворений (посвященных темам благородства, щедрости, справедливости и др.).

Трактаты

Стихотворения философского содержания стали предметом комментария в неоконченном трактате "Пир" (ок. 1304-07), который представляет собой один из первых в Италии опытов по созданию научной прозы на народном языке и одновременно обоснование этой попытки - своего рода просветительскую программу вместе с защитой народного языка. В неоконченном латинском трактате "О народном красноречии", писавшемся в те же годы, апология итальянского языка сопровождается теорией и историей литературы на нем - и то, и другое относится к абсолютным новациям. В латинском трактате "Монархия" (ок. 1312-13) Данте (также впервые) провозглашает принцип разделения духовной и светской власти и настаивает на полном суверенитете последней.

"Божественная Комедия"

Над поэмой "Божественная Комедия" Данте начал работать в годы изгнания и закончил ее незадолго до смерти. Написанная терцинами, содержащая 14 233 стиха, она делится на три части (или кантики) и сто песней (в каждой кантике по тридцать три песни и еще одна является вступительной ко всей поэме). Комедией она названа автором, который исходил из выработанной средневековой поэтикой классификации жанров. Определение "божественная" присвоили ей потомки. В поэме рассказывается о путешествии Данте по царству мертвых: право увидеть при жизни загробный мир - это особая милость, избавляющая его от философских и нравственных заблуждений и возлагающая на него некую высокую миссию. Данте, заблудившемуся в "сумрачном лесу" (который символизирует конкретный, хотя и не названный прямо грех самого автора, и вместе с тем - грехи всего человечества, переживающего критический момент своей истории), приходит на помощь римский поэт Вергилий (который символизирует человеческий разум, незнакомый с божественным откровением) и ведет его по двум первым загробным царствам - царству возмездия и царству искупления. Ад представляет собой воронкообразный провал, заканчивающийся в центре земли, он разделен на девять кругов, в каждом из которых совершается казнь над особой категорией грешников (только обитатели первого круга - души некрещеных младенцев и праведных язычников - избавлены от мук). Среди душ, встреченных Данте и вступивших с ним в беседу, есть знакомые лично ему и есть известные всем - персонажи античной истории и мифов или герои современности. В "Божественной комедии" они не превращены в прямые и плоские иллюстрации своих грехов; зло, за которое они осуждены, сложно сочетается с их человеческой сущностью, порой не лишенной благородства и величия духа (среди наиболее прославленных эпизодов такого рода - встречи с Паоло и Франческой в круге сладострастников, с Фаринатой дельи Уберти в круге еретиков, с Брунетто Латини в круге насильников, с Улиссом в круге обманщиков, с Уголино в круге предателей). Чистилище - это огромная гора в центре необитаемого, занятого океаном южного полушария, уступами она разделена на семь кругов, где души умерших искупают грехи гордыни, зависти, гнева, уныния, скупости и расточительности, чревоугодия, сладострастия. По прошествии каждого из кругов со лба Данте (и любой из душ чистилища) стирается один из семи знаков греха, начертанных ангелом-привратником - в этой части "Комедии" острее, чем в других, чувствуется, что путь Данте для него самого не только ознакомительный, но и искупительный. На вершине горы, в земном раю, Данте встречается с Беатриче (символизирующей божественное откровение) и расстается с Вергилием; здесь же Данте полностью осознает свою личную вину и до конца от нее очищается. Вместе с Беатриче он возносится в рай, в каждом из восьми окружающих землю небес (в семи планетных и в восьмом звездном) он знакомится с определенной категорией блаженных душ и укрепляется в вере и знании. В девятом, небе Перводвигателя, и в Эмпирее, где Беатриче в качестве водителя по раю сменяет св. Бернард, он удостаивается посвящения в тайны триединства и боговоплощения. Окончательно смыкаются оба плана поэмы, в одном из которых представлен путь человека к истине и добру через бездны греха, отчаяния и сомнений, в другом - путь истории, подошедшей к последнему рубежу и открывающейся навстречу новой эре. И сама "Божественная комедия", будучи своего рода синтезом средневековой культуры, оказывается для нее произведением итоговым.

(1265-1321) великий итальянский поэт эпохи Предвозрождения

Город Флоренция, в котором родился будущий великий поэт, был первым итальянским городом-республикой, имевшим конституцию. Данте страстно любил и бурную, сносившую в половодье мосты реку Арно, и холмы, раскинувшиеся за городской стеной, и островерхие башни, обрамленные зубцами, и узкие улочки, и простых горожан и ремесленников. Звуками колокола на площадь Синьории созывалось народное собрание, которое решало важнейшие дела коммуны. Город рос стремительно и скоро стал одним из крупнейших городов Европы. Развивались ремесла, торговля и ростовщичество. Скоро богатая верхушка Флоренции забрала власть в свои руки, и править начали консулы и Совет ста.

Борьба города за независимость обострялась непримиримой враждой двух партий - гвельфов и гибеллинов, которая втягивала в свой круговорот все население города. Гвельфов поддерживал народ. Схватки взрывали покой прекрасной Флоренции, и попеременно сторонники то одной партии, то другой оказывались изгнанными, а дома и имущество - разграбленными или конфискованными. Месть победителей была жестокой, и на стенах дворца Барджелло вешали бунтовщиков или их изображения с петлей на шее. Отчий дом Данте находился недалеко от зловещего дворца, в юго-восточной части города. Семья принадлежала к гвельфам, отец был, по-видимому, юристом. К гибеллинам, как правило, принадлежали крупные феодалы и городские патриции. Когда в городе победили гвельфы, в самой их среде начались раздоры, перешедшие в кровавые распри.

По обычаям того времени, 12-летний Данте Алигьери был обручен с 6-летней Джеммой Донати. Свадьба должна была совершиться по достижении женихом 20-летнего возраста. После школы Данте изучает высшие науки в университете в городе Болонье. Он приехал туда после страшной 40-дневной резни, учиненной победившими гвельфами. В городе наступил относительный мир. Когда будущий поэт покидал Болонью, в городе распространился слух об убийстве в соседнем городе Римини ревнивцем мужем прекрасной Франчески и ее возлюбленного Паоло. Таковы были жестокие нравы сурового Средневековья. Возможно, обязательства перед невестой или семейные проблемы заставили Данте вернуться в родной город, не закончив курса наук. Он принимает самое деятельное участие в защите интересов города-коммуны, участвует в нескольких сражениях. В 1290 г. Данте Алигьери переживает страшную утрату: совсем молодой умирает его возлюбленная, прекрасная Беатриче Портинари, в замужестве деи Барди.

Беатриче он увидел девятилетним мальчиком, а через 9 лет встретил ее на улице и был поражен ее обликом. Прекрасной даме была посвящена первая книга Алигьери «Новая жизнь» (1292) - поэзия и проза о любви и обожании, написанная в «дольче стиль нуово» («сладостном новом стиле»). Маленькая книжечка предвосхитила рождение искусства Возрождения, идущего на смену аскетической поэзии Средневековья. Любовь показана как высший дар человека. На реальных эпизодах жизни Данте раскрывает психологию живого чувства юноши к целомудренной флорентийке. Словно Мадонна, она вызывает скорее преклонение и обожание, нежели любовь. Смерть Беатриче изображена как космическая катастрофа, утрата для всего человечества. «Новая жизнь» заканчивается молитвой поэта о даровании ему сил воздвигнуть возлюбленной бессмертный памятник. От горя и тоски Данте спасают усиленные занятия литературой и философией, чтение Аристотеля, Вергилия, Цицерона, медицинских трактатов и участие в философских и богословско-этических спорах.

В 1292 г. Данте Алигьери женится на Джемме Донати.

Продолжается его активная политическая деятельность. Она длится 7 лет. Данте избирается в Совет ста после участия в битве при Ареццо, потом становится одним из семи приоров города, т.е. членом правительства. Данте направляется послом от белых гвельфов для объединения сил против папы Бонифация VIII, но возвращается во Флоренцию тайно, так как в его отсутствие городом завладели черные гвельфы, сторонники папы.

В 1302 г. ему выносят приговор, поставив в вину организацию сопротивления папе и Карлу Валуа и внесение разлада в партию гвельфов. Церковь приговаривает его к сожжению и конфискации имущества.

К счастью, Данте Алигьери находился в это время в Риме, и приговор был вынесен заочно, но поэту пришлось навсегда стать изгнанником и скитальцем. Когда же спустя почти 15 лет Флоренция объявила амнистию изгнанникам, при условии выплаты штрафа и публичного покаяния, Данте не принял унизительного возвращения на родину и остаток жизни провел в Вероне и Равенне. За это его во второй раз приговорили к смерти, и приговор этот был отменен лишь в 1966 году. До конца жизни поэт не простит Флоренции своего изгнания. В стихотворении русского поэта Дм. Кедрина «Суровый Дант» герой произнесет слова:

Мне мачехой Флоренция была -

Я пожелал покоиться в Равенне.

Не говори, прохожий, об измене.

Пусть даже смерть клеймит ее дела.

Вначале изгнанник будет скитаться по замкам своих временных покровителей, принимая участие в разных политических делах и составляя страстные воззвания. Побываете Париже, слушая лекции в Сорбонне, почтит дом флорентийского изгнанника поэта Ф. Петрарки в Пизе и, наконец, уединится в горном монастыре бенедиктинцев Санта Кроне. И здесь, вдали от суеты и волнений, начнет писать главное произведение своей жизни - поэму «Божественная комедия».

Потом, поселившись в Равенне у покровителя искусств и поэзии Гвидо да Полента, Данте отправится в Венецию послом с миротворческой миссией и на обратном пути, заболев лихорадкой, подхваченной в болотах, уйдет из жизни в возрасте 56 лет, не дожив до определенного им самим срока в 70 лет.

Его тело положат в каменный античный саркофаг, на голову возложат лавровый венок. Позже будет сделано надгробие в виде поясного скульптурного портрета и написана эпитафия. Вот ее последние слова:

Здесь покоится Данте, из милого изгнанный края.

Так поступила с певцом Флоренция, родина злая .

Равенна стала местом паломничества почитателей великого поэта. Флоренция не раз будет просить возвратить ей прах Данте, но безуспешно.

В годы скитаний поэт был одержим страстью указать человечеству справедливый путь. Он, изгнанник, ощущает свою духовную связь со всей Италией и называет себя «гражданином мира». Философский трактат «Пир» утверждал идею гармонического человека в обществе, «где каждый человек каждому другому человеку от природы друг». «Пир» написан не на латыни, а на итальянском языке и заканчивается славой народному языку как языку национальной литературы. В политическом трактате «Монархия» Данте выразил мечту об общенародном единстве Италии, свободной от папской власти, что вызвало гнев церкви.

«Монархия» - первая великая утопия, созданная на заре Ренессанса, где идея единения народов противостоит распаду Италии на малые монархии, где поэт призвал народы к миру как высшему блаженству на земле.

Но все, что написано Данте Алигьери до его 35-летия, было лишь подготовкой к делу его жизни - поэме, в которой отразились «и небо и земля».

В предгорьях Апеннин, в бенедиктинском монастыре Санта Кроче, свободный от всех зависимостей, Данте начал свой великий труд - «Божественную комедию»: «Земную жизнь пройдя до половины...» - грустно звучит вступление, отражая всю горечь разочарования и крушение надежд великого отшельника. Но из уединения монастырской кельи он следит за событиями на родине. Гордый мечтатель и яростный обличитель, он пишет гневное письмо совещанию итальянских кардиналов, обвиняет их в чинимых беззакониях и в потворстве французской церковной партии (1314). А когда узнает о разгроме гвельфов и новых кровавых битвах, едет в Лукку, а затем в Верону.

В основе «Комедии» лежит традиционный для средневековой литературы жанр «видений» - хождений человека по мукам загробного мира. Целью «видений» было осудить мирскую суету и устремить читателя к загробной жизни, приготовить к уходу в другой мир. Данте же судит греховную жизнь с целью ее исправления, очищения человека. По словам автора, поэма должна была указать путь к спасению через искупление грехов. Человек должен познать себя, чтобы покинуть путь заблуждения. Познать себя через знание всего человечества.

Во вводной песне Данте рисует чащу сумрачного леса. Он стремится подняться на холм, где царство гармонии, но путь ему преграждают три зверя: пантера, лев и волчица, символы разных пороков - лжи, предательства, сладострастия, гордости и насилия, алчности и себялюбия. Помогает Данте выбраться из дебрей его любимый поэт Вергилий, воплощение мудрости и разума. Как ученик за учителем, следует Данте за Вергилием через ворота в подземное царство, чтобы пройти долгий и трудный путь, очиститься и вознестись на небеса, где Данте ждет Беатриче. Данте убежден, что во имя законности и справедливости нужна карающая десница. И вот он слышит крики и жалобы на разных наречиях. Это в преддверии Ада находятся те, кто занял позицию невмешательства в борьбе. Их не принимает ни Ад, ни Чистилище, ни Рай.

Затем Данте Алигьери видит Харона, загоняющего души грешников в ладью, чтобы отправить их в преисподнюю. От страшной картины он лишается чувств и просыпается уже на другом берегу Ахерона. В высоком небе подземного царства в замке Лимба Данте поместил души всех нехристиан, кто прославил в древние времена человечество: Аристотеля, Платона, Сократа, Цицерона и других. В Лимбе нет мук, но здесь души скорбят о недоступном им рае. Здесь же Гомер, Овидий, Гораций.

И вот в картинах страшных мук грешников, помещенных в круги ада, перед читателями разворачиваются истории преступлений, показываются жертвы пагубных страстей. На фоне бушующих огненных рек и ревущего моря, грозных скал и топи болот, бесконечного мрака слышатся стоны грешников. И словно скульптуры, возникают фигуры современников Данте. Они вступают в беседу с поэтом, спорят с ним, и он бранит и уличает их. А бесы крюками сталкивают грешников в кипящую смолу, чтобы они не вылезали наверх. Здесь в Аду, как и на земле, бушуют политические страсти. Здесь многие враги Данте, политические его противники.

Грешников поэт судит не по церковным канонам. Ко многим он относится с состраданием. Во многих видит сильных и страстных личностей. Так, его восхищает сильное чувство Франчески да Римини и Паоло. Франческа была обманом выдана за урода Джанчотто Малатесту, который из ревности убил ее и своего брата Паоло. Рассказ Франчески настолько потрясает Данте своим трагизмом, что он лишается чувств. Нераскаянность Франчески говорит о том, что любовь выше страха греха. Прекрасный образ, созданный Данте, вдохновил Ференц Листа, Петр Ильич Чайковского и других композиторов на создание музыкальных памятников нераскаявшимся грешникам. Церковников же эти страницы поэмы Данте приводили в неистовство.

Поэма насыщена многочисленными аллегориями, которые были ясны для современников. С героями своего времени поэт объединяет героев древности. Это подчеркивает безмерность мук грешников. Перед судом вечности стираются времена и границы. Эти сюжеты говорят о прекрасном знании автором истории и мифологии. Так, знаменитый Улисс объят пламенем за то, что обманом ввел в Трою деревянного коня, что привело к гибели города. И все же Улисса, Данте рисует как личность героическую. Его вела бесконечная жажда знаний неведомого. Он близок Данте смелостью, отвагой, дерзостью, жаждой открытий новых земель.

В нижней бездне Ада испытывает мучения папа Бонифаций VIII, пожелавший подчинить себе Тоскану и Романью с помощью французов. Здесь же и другой изменник, помещенный Данте в Ад еще до его смерти, - Карло деи Пацци, который, как изменник и предатель своей партии, сдал черным гвельфам замок Пьянтравинье вместе со всем гарнизоном, который состоял из изгнанников - белых гвельфов. Расправа над защитниками крепости была страшной.

В самых глубоких безднах Ада, Данте замечает вмерзшую в лед человеческую голову. Это голова предателя Флоренции, изменника Бокка дельи Абати. Он во время битвы флорентийцев с войском короля Манфреда отрубил руку знаменосца коммуны Якопо деи Пацци. Увидев упавшее знамя, флорентийские гвельфы дрогнули и побежали.

Нижний город Ада озарен пламенем. Бесы пытаются заманить Данте одного, без учителя. Страшная картина - фурии, гидры, змеи, Медуза Горгона, которая обращает всякого взглянувшего на нее в камень, - даже Вергилия повергает в смятение. Эта аллегория изображает состояние Флоренции и Италии во времена Данте. Вместе с тем это и те преграды, которые предстоит человечеству побороть, чтобы очиститься от грехов.

Наконец повествователь попадает в самый узкий круг, где находится владыка преисподней Люцифер, вмерзший вместе с другими грешниками в лед. Это предатели, Иуды разных времен. Гордыня восставшего против божеского мирозданья ангела Люцифера была первопричиной зла, нарушила мировую гармонию. От него все беды.

Прошло 24 часа страшных адских видений, и теперь Вергилий поднимает Данте на гору Чистилища.

Вторую часть поэмы поэт пишет уже в Вероне, куда пригласил его правитель города, любитель и знаток поэзии.

После душераздирающих картин Ада перед читателем возникает живописная гора, озаренная солнцем, с ангелами в белых и огненных одеждах. Отсюда видна вершина с цветущими лугами. Там Рай - край негасимого света.

Хранителем Чистилища Данте сделал Катона, доблестного мужа римского государства, не пожелавшего подчиниться тирании. Здесь не такие страшные грешники, как в Аду. В первом круге очищаются гордецы (сюда намерен попасть и сам Данте после смерти), во втором - завистники, в третьем - гневные, дальше - скупцы и расточители, потом чревоугодники, сладострастники.

Здесь Данте Алигьери встречает участников бесконечных распрей современной ему Италии из тех, кто смог искупить при жизни свой грех. Так, красавец король Сицилии Манфред, мужественно принявший смерть в битве с Карлом Анжуйским под Беневентом, был проклят епископом Козенцы, и останки его были выброшены из могилы. При жизни он был эпикурейцем, не заботился о Боге, был врагом церкви. Сам Данте тоже был врагом папы и Святой церкви, и потому он спас Манфреда от Ада, приписав ему предсмертное обращение к Богу с молитвой о прощении. В последующие века на образе Манфреда, как борца за независимость страны от власти папы и чужеземцев, была создана целая литература.

Путь к Раю лежит через стену огня. Со страхом, «побледнев, как мертвец», Данте входит в пламя, чтобы там, за стеной огня, увидеть Беатриче. Вергилию, как язычнику, не дозволено лицезреть Бога, и на смену ему появляется Беатриче. Данте чувствует страшное раскаяние за неверные свои шаги после смерти возлюбленной. Это она, чтобы спасти его от грешного пути, показала ему страшное зрелище погибших навсегда и помогла освободиться от пагубного груза грехов и заблуждений. Она возносит его с одной сферы на другую, увлекая его силой своей уже не земной, а божественной любви. Но и там, в звездных высях, в мире гармонии, его не покидают мысли о судьбе его несчастной родины.

Сам Данте Алигьери назвал свою поэму «комедией». Так в Средневековье называлось произведение с грустным началом и счастливым концом. Божественной же ее назвал поэт Боккаччо, автор знаменитого «Декамерона», выразив так восхищение читателей мощным творением Данте. Следовательно, ничего сугубо религиозного в этом определении не заключено.

Написана поэма на итальянском языке, в основу которого Данте положил тосканский диалект, тем самым демократизировав язык литературы.

Поэма поражает строгой гармоничной композицией. Она состоит из 100 песен, разделенных на три части по 33 песни в каждой. Одна песня - пролог. В основе композиции троичное членение, воплощающее божественную троицу. Написана поэма терцинами - трехстрочными строфами, связанными своеобразной рифмовкой.

Появление поэмы ознаменовало начало новой эпохи в литературном развитии всей Европы, когда предметом литературы стал земной человек.

В России первые полные переводы «Божественной комедии» Данте относятся к середине XVIII века. В XIX веке лучшие переводы принадлежат Д. Минаеву и М. Лозинскому.