Главная · Сон · Храм христа спасителя построен месте. Основные размеры храма христа спасителя. Храм Христа Спасителя: кратко самое основное

Храм христа спасителя построен месте. Основные размеры храма христа спасителя. Храм Христа Спасителя: кратко самое основное

Храм Христа Спасителя в Москве - кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение - осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.

Оригинал был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».


Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён - 26 мая 1883 года.


5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1999 году.


Храм Христа Спасителя в Москве - крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10.000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м?, из которых около 9000 м? позолочены.


В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:
- "верхний храм" - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола – главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года.
- "нижний храм" - Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный - в честь Преображения Господня и два малых придела - в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.

Идея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.


25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах:
”Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний.
В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время.
Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков”
- Александр I


После победы над Наполеоном в 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.


В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, Кваренги, Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.

Проект А. Витберга


###Страница 2

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали 20000 подмосковных крепостных), но вскоре темпы резко снизились. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда (позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей).


По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку (где в частности познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и думах»); всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии Витберг участвовал в постройке православных соборов в Перми и Тифлисе.


Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.


Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт.

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения - в августе 1837 года. Однако, активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств.

Аналогичные храмы соорудили в Новочеркасске, Баку и ряде других городов. В бывшей казачьей столице Новочеркасске он стоит по сей день.


26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя в Москве , совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того.


Архитектурно-художественное достоинство Храма Христа Спасителя ставилось под сомнение многими деятелями русской культуры; в частности известен отрицательный отзыв И. Э. Грабаря.


Деятельность в храме очень скоро стала заметным явлением в общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий и просветительской деятельности.

###Страница 3

За год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном. В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были знаменитые композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения другого крупного церковного композитора А. Д. Кастальского, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова.


В Храме Христа Спасителя торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма - Рождество Христово - до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.


Последним ключарём храма был священномученик Александр Хотовицкий (август 1917-1922).


С 1922 года храм оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода - вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем Храма Христа Спасителя в Москве в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.

5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы был уничтожен взрывом. 2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.

В этот день 130 лет назад произошло освящение Храма Христа Спасителя только вошедшим на престол Императором Александром III. В честь такого юбилея мы решили познакомиться поближе с историей Храма.

А началось все 25 декабря 1812 года , когда последний солдат армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал «Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двунадесяти язык ».

Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших.
Уже в 1813 году был объявлен официальный конкурс на проект храма-памятника, в котором приняли участие выдающиеся архитекторы того времени. К декабрю 1815 года на конкурс поступило около 20 проектов.
Большинству из проектов была присуща высокая степень однородности. Мысль и воображение архитекторов того времени работали в рамках строго определенных понятий, обусловленных идеями архитектуры ампира. Участники конкурса на проект храма Христа Спасителя в основном вдохновлялись собором Святого Петра в Риме и Пантеоном.

Проект, разработанный Джакомо Кваренги, схож с Пантеоном, особенно его главный фасад с восьмиколонным портиком коринфского ордера и торжественной лестницей перед ним.

Проект Воронихина тяготеет к собору Святого Петра в Риме.

Воронихин использовал также формы, ассоциирующиеся с готикой, - стрельчатые проёмы и характерные для западноевропейского средневековья декоративные элементы.

Но Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом, который сумел вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать событие национальной истории, основываясь на системе общечеловеческих ценностей христианства.

Представления Витберга о храме сводятся к трем основным положениям: «1-е, чтобы он колоссальностью соответствовал величию России; 2-е, чтобы свободно от рабского подражания имел в характере нечто самобытное, стиль строгой оригинальной архитектуры; 3-е, чтобы все части храма составляли не произвольные только формы архитектурной потребности, не мертвую массу камней, но выражали бы духовную идею живого храма - человека по телу, душе и духу ».
Витберг предложил соорудить храм между Смоленской и Калужской дорогами, на Воробьевых горах, которые Александр I поэтично называл «короною Москвы».

Доводами для выбора места было и желание Императора соорудить храм за городом, поскольку в Москве «нет достаточно места, потребного для изящного здания ». Этому соответствовало и удачное географическое расположение (расстилающееся у подножия Воробьевых гор Девичье поле позволило бы видеть храм издалека целиком), и то, что Воробьевы горы расположены между путями неприятеля, вошедшего в Москву по Смоленской дороге и отступившего по Калужской.

По мысли Витберга, храм должен был стать тройственным, т.е. «храм тела, храм души и храм духа, - но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности, должен быть един ». Таким образом, идея тройственного храма становится центральной в проекте Витберга.
Он работает, стремясь, «чтобы все наружные формы храма были отпечатком внутренней идеи ». Идея тройственного храма и то, что Витберг сумел вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать событие национальной истории, основываясь на системе общечеловеческих ценностей христианства, помогает ему выиграть конкурс.

Витберг проектирует храм Христа Спасителя трехчастным и по вертикали. Друг над другом расположены:
- подземный храм во имя Рождества Христова, имеющий в плане параллелепипед, напоминающий гроб (здесь должны были непрерывно совершаться панихиды);
- крестообразный наземный - во имя Преображения Господня, символизирующий смешение света и тьмы в душе человека, а также сочетание добра и зла в человеческой жизни. Средний храм предполагалось украсить множеством статуй;
- круглый верхний - во имя Воскресения Христова.

Высокий берег Воробьевых гор трактуется архитектором как естественное подножие грандиозного сооружения. Подземный храм предполагалось соорудить в толще берегового склона, оформив проходы в виде торжественных, обрамленных колоннадами лестниц.

При подведении итогов конкурса Государь с благосклонностью сказал Витбергу: «Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей мысли об этом Храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни ».
Церемония закладки - исключительно красивая и торжественная - состоялась 12 октября 1817 года , через пять лет после выступления французов из Москвы, и сопровождалась небывалым духовным подъемом.


А. Афанасьев - Историческое изображение торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя


«Г-нъ Академикъ Александръ Лавретьевичъ Витбергъ, сочинитель плана и фасада храма сего поднес Государю Императору вызолоченную мѣдную крестообразную доску, с приличною надписью, которую Его Императорское Величество изволилъ положиь в углубленiе камня; за симъ Г-нъ Архитекторъ подалъ на двухъ приуготовленныхъ для сего серебрянныхъ, вызолоченныхъ блюдахъ - мраморный камень, серебряной вызолоченный молотокъ, таковую же лопатку и растворенную известь. Послѣ положенiя перваго камня, поданы были на серебрянныхъ же блюдах камни, приличный серебряный инструментъ и известь всей Царской фамилiи и присутствовавшему при семъ торжествѣ Прусскому Принцу Вильгельму ».
После закладки храма в 1817 году работа над проектом не закончилась, и окончательный вариант 1825 года представляет квадратный в плане однокупольный храм с величественными двенадцатиколонными портиками под треугольными фронтонами.

Во время строительства у Витберга возникли проблемы с доставкой камня и грунтом, что привело к проволочкам в строительстве.
Со смертью Александра I Витберг лишился своего главного покровителя. Новый самодержец России - Николай I - приказал приостановить все работы. Для выяснения вопроса о возможности осуществления проекта Витберга Николай I 4 мая 1826 года создает специальный «Искусственный Комитет».
В результате исследований и сделанных на их основе чертежей плана и разрезов Воробьевых гор, московские специалисты пришли к выводу, который признали все: «Построение великого храма на покатости Воробьевых гор принадлежит к числу невозможностей, как то доказывается произведенными испытаниями грунта; но на вершине оных находится пространная площадка, на которой можно построить огромнейшее здание ».
Это решило судьбу Витберга и его проекта. Строительство, задуманное с огромным размахом, закончилось для зодчего трагично. Витберга обвинили в растрате казенных сумм, начался процесс, который закончился в 1835 году обвинительным приговором и ссылкой архитектора в Вятку.
В феврале 1830 года устраивается новый конкурс, причем было предложено разметить храм на вершине Воробьевых гор или в другом месте.
Проект А.С. Кутепова представляет пятиглавую соборного типа церковь, созданную по подобию древнерусских храмов. Зодчий спроектировал и окружение будущего храма, расположив его в центре обширной прямоугольной площади, застроенной по периметру петербургскими по облику домами.


А.С. Кутепов - Проект Храма Христа Спасителя,г лавный фасад и прилегающая к нему площадь на верхней площадке Воробьевых гор , 1831 г.

В проекте архитекторского помощника Е.Г. Малютина храм Христа Спасителя предлагалось построить в самом центре Москвы, в непосредственной близости от Кремля, но на противоположной от Москвы-реки стороне - на громадной площади, простиравшейся от Воздвиженки до Знаменки и от Александровского сада до Арбатских ворот.

В проекте привлекал внимание оригинальный, редкий в архитектуре классицизма, четырехлепестковый план. Одним из двух вариантов проекта предусматривалась прямая связь площади храма Христа Спасителя с помощью переброшенного через Александровский сад моста с Кремлем.

Проект А.И. Мельникова был типичен для классицизма - пятиглавый величественный храм, круглый в плане, окруженный колоннадой, с четырьмя 8-колонными портиками.


А.И. Мельников - Проект Храма Христа Спасителя на верхней площадке Воробьевых гор, западный фасад, 1831 г.

И.Т. Таманский предложил разместить храм Христа Спасителя в непосредственной близости к Кремлю - на противоположной стороне Москвы-реки на Царицыном лугу.

Главная ось ансамбля, ориентированная на Соборную площадь Кремля, подчеркнута расположенной на берегу реки пристанью. Перед храмом Таманский предлагал воздвигнуть конный памятник Императору Александру I, в центре округлостей каждой из сторон овала - триумфальные ворота, символизирующие "две крайние точки великого дела - взятие Парижа и Москва, обновленная в славе и величии своего Отечества". Обелиски или пирамиды, стоящие внутри колоссальной овальной площади, Таманский предлагал украсить барельефами с надписями.


И.Т. Таманский - Генеральный план и проект храма Христа Спасителя на Царицыном лугу, 1829 г.



И.И. Шарлемань - Проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, 1831 г.


10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Работая над проектом храма, Тон представил Николаю I на выбор три варианта размещения храма Христа Спасителя: за Воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой (вариант, родственный предложенному Бове), на Тверской улице на месте Страстного монастыря (сегодня Пушкинская площадь; разновидность варианта, предложенного Шестаковым) и у Большого Каменного моста недалеко от Кремля, между Москвой-рекой и Волхонкой, на месте Алексеевского женского монастыря. Император лично выбрал последнее.

Судьба Алексеевского монастыря и до этих времен была непростой. Он был основан в 1358 году и являлся самым древним девичьем монастырем. В XVI веке, после страшного пожара 1547 года, на месте сгоревшего монастыря был основан Федором Ивановичем и Ириной - Зачатьевский монастырь.
Восстановлением Алексеевского монастыря в XVII веке уже на новом месте - в Белом Городе, в Чертолье - занялся царь Михаил Федорович. Особенно много для монастыря сделал царь Алексей Михайлович, нареченный в честь Алексия, Человека Божия.

В XIX веке, после Отечественной войны Алексеевский монастырь был восстановлен, но, как уже было сказано выше, его судьбу решил проект постройки на его месте Храм Христа Спасителя. Монастырь же перевели в 1837 году на место, где стояла приходская церковь Воздвижения Креста Господня в Красном селе.


Н. Бенуа - Общий вид выемки земли для фундаментов Храма Христа Спасителя, фасад храма и бывшего Алексеевского монастыря


Новый собор, как и храм Витберга, был обращен к Москве-реке и стоял на излучине высокого берега.

Принимая во внимание, что символика храма Христа Спасителя в целом была ориентирована на выявление связи с соборами Московского Кремля, большим достоинством окончательно выбранного места стал великолепный, открывающийся от храма Христа Спасителя вид на Кремль с соборами, башнями и колокольней Ивана Великого.

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года.


Генеральный план места строительства Храма Христа Спасителя по проекту К.А. Тона. 10 апреля 1832 г.


План местности у Храма Христа Спасителя, 1870-е гг.


На строительство согласно общему уговору скидывался весь народ. Вклад каждого изначально ограничивался определенными социальными рамками, чтоб самые бедные могли внести посильную для себя лепту, а у состоятельных не появилось искушения покичиться своей щедростью.

Разные предметы, относящиеся к закладке Храма Христа Спасителя, 10 сентября 1839 г.

В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии.


В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. Со смотровой площадки собора открывался незабываемый вид на малоэтажную Москву.

С 1878 по 1881 год велись работы по отделке площади-террасы вокруг Храма.
Весной 1880 года к подножию Храма Христа Спасителя, сверкающего золотом куполов и крестов, принесли носилки с восьмидесятилетним стариком. Он хотел подняться, чтобы взойти по ступеням в храм, но не собрался с силами. Так и лежал он с глазами, полными слез.
Остается лишь догадываться о тех чувствах, что испытывал выдающийся зодчий при виде своего главного творения.

Он умер, не дожив совсем немного до освящения своего детища, до того дня, когда под мощными сводами храма Христа Спасителя была провозглашена Вечная Память совершившим ратный подвиг во имя Отчизны, до того дня, когда и его, К.А. Тона, имя с благодарностью было произнесено простыми людьми, преклонившими колена в молитве пред алтарем...

К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а та кже установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.

Напротив главного входа, в восточной ветви креста проектируется уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной бронзовым шатром. Необычность иконостаса, не имевшего аналогов и предшественников в древнерусской и послепетровской архитектуре и оставшегося единственным в своем роде, заключалась в том, что он имел вид шатрового храма, тип которого был распространен на Руси в XVI - первой половине XVII веков.


Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство - на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России.


Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

26 мая 1883 года , в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма - во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения.

С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в Храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова. Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III - произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году).

15 августа 1917 года , в тревожное для России время, в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха - им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской Православной Церковью к лику Святых.

В 1918 году, после революции, в сквере возле Храма Христа Спасителя был демонтирован памятник Императору Александру III.

1931 год - роковой для Храма Христа Спасителя. В соответствии со сталинским Генеральным планом реконструкции Москвы архитектурной доминантой этого района должен был стать Дворец Советов. 18 августа 1931 года , ровно через месяц после публикации в "Известиях" постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте Храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором.

Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. На скульптуры накидывали буксировочные тросы и за шею выволакивали наружу. Ангелов - так, что у них отлетали головы и ломались крылья - сбрасывали с высоты на землю, в грязь. Мраморные горельефы раскалывали, порфировые колонны дробили отбойными молотками.

5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен. И это было делом непростым: оказалось, что ни ломом, ни зубилами стены Храма не взять, потому что они были сложены из крупных плит песчаника, которые при кладке вместо цемента заливали расплавленным свинцом.

Тогда и решили - нужно взрывать. После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки.
В несколько часов все было кончено. Вот что писал об этом варварстве литературовед Л.В. Гартунг: «Мы с Б.Л. (прим. Б.Л. Пастернаком) смотрели из окна, как готовится взрыв Храма, и после того, как здание рухнуло, печальные, отошли от окна, подавленные и молча... »

Все более или менее ценные вещи приспосабливали под "нужды народного хозяйства". Золото с куполов (а его на одном только главном было более четырехсот килограммов) смывали химическим путем на заводе им. В. Менжинского, колокола переплавили.

В целости сохранился лишь один колокол с башенных часов потому, что через семь лет он был пристроен на верхней площадке Северного речного вокзала. Для решения вопросов с интерьерами была создана специальная Комиссия по изъятию художественных ценностей. Эта комиссия велела сохранить по одной работе художников В. Сурикова и Г. Семирадского ("Тайная вечеря").


Несколько горельефов, выполненные скульпторами А. Логановским и Н. Рамадановым, были вмурованы в крепостную стену Донского монастыря. "Городские легенды" говорят о том, что многие части Храма, основательно переделанные, можно встретить и в метро, и в парках, и в вестибюлях административных зданий...

Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, однако к 1941 году был уложен только железобетонный фундамент глубиной более 20 метров и возведен металлический каркас примерно до высоты шестого этажа.

Дворец советов проект

В 1941 году грянула Великая Отечественная война, и балки из стали "ДС" особой прочности пришлось пустить на изготовление противотанковых ежей, а затем и разобрать часть каркаса для восстановления поврежденных железнодорожных мостов. После войны от грандиозной стройки остался лишь заброшенный котлован, углубления в котором стали заполняться водой. В начале 1950-х годов в котлованных озерках завелись караси...
В 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" по проекту архитетора Д. Чечулина появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма".

Бассейн "Москва"


Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: "Сперва был Храм, потом - хлам, а теперь - срам". Подогретая в бассейне вода была соответствующим образом хлорирована, в результате чего каждую зиму сильные испарения с поверхности были причиной коррозии окружающих зданий, и даже представляли угрозу для мировых шедевров, хранящихся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя. Проект нового Храма выполнили архитекторы М.М. Посохин, А.М. Денисов и другие. Бассейн демонтировали, а на его месте возвели огромный стилобат, который ныне вмещает в себя зал Соборов Русской православной церкви, музей памяти павших в Отечественной войне 1812 года, а также множество административно-хозяйственных помещений. На полученной платформе был возведен монолитный железобетонный каркас с наружной обкладкой кирпичом и последующей облицовкой мрамором. На нем по той же технологии соорудили главы.По одному из сохранившихся оригинальных колоколов был установлен сплав, и после изучения материалов в виброакустической лаборатории на АМО-ЗИЛ был отлит нынешний набор колоколов. К новому оформлению собора был привлечен З. Церетели. 19 августа 1996 года , в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спасо-Преображенского храма и первую литургию в нём. 19 августа 2000 года состоялось великое освящение Храма собором архиереев.Использованная литература:
1. xxc.ru
2. Москва - исторический путеводитель
3. Н.П. Ямской - Московские бульвары

Христа Спасителя был заново воссоздан в 90-х годах. Первое сооружение собора датируется XIX веком, его построили в память о воинах русской царской армии, погибших в заграничных походах и Отечественной войне 1812 года. Далее мы подробно рассмотрим время работы храма Христа Спасителя», а пока окунемся немного в его историю, чтобы понять, какие исторические события происходили вокруг этой обители.

Строительство

Проектировал оригинал храма архитектор К. А. Тона. Первый камень был заложен в конце сентября 1839 года. Храм строился 44 года. Освятили его в конце мая 1883-го. В самом начале 30-х, когда началась сталинская реконструкция города, храм был взорван. Заново его отстроили за 3 года (с 1994-го по 1997-й).

Теперь он стоит во всем своем великолепии и является Патриаршим подворьем. Этот храм - самый крупный в России, он может вмещать в себя до 10 000 людей. Собор имеет форму равностороннего креста шириной 80 м. Высота с куполом составляет 103 метра. Ему определили быть построенным в В нем расположены три предела. Храм был освящен 6 августа 1996 года.

Задумка

Любой прихожанин может свободно посетить храм Христа Спасителя. Время работы этого собора будет удобным для всех. Надо отметить, что задумка заключалась в воссоздании старинной традиции обетных храмов, которые создавались в знак благодарения и вечного поминовения погибших.

Император Александр I, когда были изгнаны наполеоновские солдаты, подписал указ от 25 декабря 1812 года о том, чтобы в разрушенной Москве в первую очередь была построена церковь. В 1814 году в проекте были поставлены сроки, чтобы в течение 10-12 лет построить храм во имя Христа Спасителя. Проект составил 28-летний Карл Витберг - не архитектор, а художник, масон и лютеранин. Он получился уж очень красивым. Чтобы иметь возможность заниматься этим проектом, Витберг стал православным. Место подготовили на Воробьевых горах, где раньше располагалась загородная царская резиденция - Воробьевский дворец. На строительство решено было потратить 16 млн рублей. В середине октября 1817 года в честь победы над французами (к пятилетию) и был заложен первый храм на Воробьевых горах.

Результат

В постройке участвовали 20 000 крепостных. Сначала темпы строительства были высокими, но потом из-за доверчивости Витберга, не имевшего опыта руководителя, строительство стало задерживаться, деньги начали уходить неизвестно куда, а растраты вылились в сумму приблизительно в один миллион рублей.

Когда в 1825 году пришел на трон царь Николай I, строительство было приостановлено якобы из-за неустойчивости почвы, а руководители пошли под суд за растраты и были оштрафованы на 1 млн рублей. Витберга выслали, конфисковав все его имущество. Некоторые историки, однако, считают Витберга человеком честным, он был виноват лишь в своей неосмотрительности. В ссылке он пробыл недолго, впоследствии его проекты использовались при постройке православных соборов в Тифлисе и Перми.

Новый проект

Тем временем Николай I в 1831 году назначает архитектором К. Тона. Новым местом была выбрана Волхонка (Чертолье). На этом месте тогда стоял Алексеевский женский монастырь, который перевели в Ходила потом молва, что недовольная игуменья обители предсказала: «Сему месту быть пусту».

В мае 1883 года храм освятил митрополит Московский Иоанникий в присутствии царя Александра III. Прошли годы, и в 1922 году новая власть отдала храм обновленцам. В 1931 году было заседание ЦИК СССР, где было решено и на его месте выстроить Дворец Советов. Прошло еще несколько десятилетий, и отношение государства к церкви смягчилось. К 1000-летию Руси было решено отстроить новый собор. И он в самые кротчайшие сроки был возведен. II на праздник Преображения 6 августа 1996 года освятил храм и провел в нем первую литургию. Теперь мы можем любоваться этим гениальным шедевром.

время работы

Сегодня много туристов, верующих и неверующих, едут в собор, потому что его масштабы и история действительно впечатляют. Многих интересует время работы храма Христа Спасителя. Он работает без выходных, и богослужения здесь проходят с учетом праздников и назначенных торжеств.

  • Время работы храма Христа Спасителя для богослужений - с 9-00 до 19-00.
  • Литургия в обычные дни начинается в 8-00, а вечерняя - в 17-00.
  • В субботу утренняя служба - в 9-00; всенощное бдение - в 17-00.
  • Воскресная утренняя - в 10-00; всенощное бдение - 17-00.

Чтобы точно ознакомиться со временем работы храма Христа Спасителя, необходимо зайти на его официальный сайт. В церкви много святынь, среди которых есть частицы ризы Иисуса Христа и Богородицы, частица мощей Андрея Первозванного, глава Иоанна Златоуста.

Я уже давно снимаю Москву, а в главном православном храме страны все так и не фотографировал. В мечети « » снимал, в мечети « » в Астане снимал. Даже в Караганде, и то я снимал в мечети. А в самом большом соборе Русской Православной Церкви - нет. Решено было исправить эту оплошность, и благодаря содействию Фонда Храма Христа Спасителя, я получил доступ в такие точки, куда ни один фотограф еще не забирался.

1. История Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя необыкновенная - трагическая и торжественная. Первый Храм Христа Спасителя был построен на берегу Москва-реки в конце 19 века в память о победе русской армии в войне 1812 года по проекту архитектора Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 10 сентября 1839, освящён - 26 мая 1883 года. Однако, после освящения, храм простоял недолго. 5 декабря 1931 он был взорван по указу советского правительства, чтобы на его месте возвести Вавилонскую башню – Дворец Советов. Храм, который мы можем видеть сегодня, был восстановлен в 1990-е годы.

2. По замыслу Тона, Храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как архитектурные традиции Византии, так и черты русского зодчества.

3. Высота храма с куполом и крестом составляет 103 метра, что на 150 сантиметров выше, чем Исаакиевский собор. Храм возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.

4. С четырех смотровых площадок, находящихся между колокольнями Храма Христа Спасителя, на высоте 40 метров, открывается замечательная панорама Москвы, вид на старый центр города, Кремль, Москва-реку и «Золотую милю». Кстати, попасть сюда относительно несложно. На смотровые можно подняться с экскурсионной группой. Позволю себе выложить несколько видовых фотографий, прежде, чем отправиться на экскурсию по храму.

5. Во время посещения смотровых площадок можно рассмотреть вблизи купол Храма Христа Спасителя, кресты на звонницах и колокола. Вес самого большого колокола составляет 30 тонн.

6. Площадь Пречистенские Ворота.

7. Патриарший мост и Золотой остров. Тут солнышко светит...

8. А тут снегопад.

9. Памятник Петру I.

10. Красный Октябрь.

11. Кремль летом.

12. Кремль зимой.

13. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят два храма и стилобатная часть:

«Верхний храм» - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола - главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный).

«Нижний храм» - это Преображенская церковь, сооружённая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре.

В стилобатной части размещаются технические и служебные помещения, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, Трапезные палаты. В обходной галерее Преображенской церкви находится Патриарший музей церковного искусства, среди экспонатов которого находятся памятники церковного искусства V-ХХ веков, переданные в дар Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу.

14. Особое место в экспозиции музея занимает триптих Васнецова «Богоматерь с младенцем», «Вседержитель» и «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга» (1899 г.)

15. В трапезных палатах, которые рассчитаны на полторы тысячи мест, проходят трапезы участников Поместных и Архиерейских Соборов, различные праздничные приемы духовенства.

16. В обычные дни здесь проводятся разнообразные тематические выставки и всевозможные светские мероприятия.

17. «Нижний храм» имеет три алтаря: главный - в честь Преображения Господня и два малых придела - в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.

18. Внутреннее убранство Преображенской церкви Храма Христа Спасителя ориентировано на древнерусские традиции.

20. «Верхний храм» намного больше и просторнее. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной, и вмещает в себя до 10000 человек.

22. В воссоздании росписей храма принимали участие более 400 художников, а общая площадь росписей составила около 22000 м 2 . Это примерно как площадь двух футбольных полей.

23. Все работы по воссозданию художественного убранства в ходе восстановления Храма Христа Спасителя выполнялись Российской Академией Художеств.

26. Вид с хоров. Съемка проводилась во время Патриаршего богослужения 1й недели Великого поста. Особую торжественность службе придал тот факт, что она проходила на 40-ю годовщину Архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

27. Отметить юбилей посвящения в сан в Москву прибыли сотни священнослужителей со всей России.

40. Весь Комплекс Храма Христа Спасителя - уникальное по своей сложности инженерное сооружение. По качеству смонтированного инженерного оборудования Комплекс соответствует лучшим мировым образцам.

47. В центре кадра я, снимающий панораму.

48. Сама панорама.

С праздником Пасхи, дорогие друзья!

Выражаю благодарность Фонду Храма Христа Спасителя за содействие в организации съемки! Подписи к фотографиям взяты из

Ровно 80 лет назад — 5 декабря 1931 года — в Москве прогремел взрыв, уничтоживший одно из самых знаковых и красивых сооружений столицы — Храм Христа Спасителя. В этот день столица более чем на шесть десятков лет лишилась одной из своих главных достопримечательностей, которая наряду с Кремлем, Собором Василия Блаженного и Александровским садом, занимала совершенно особое место в истории Москвы.


Шалаев Алексей. Храм Христа Спасителя. 2005

Храм Христа Спасителя — сооружение, история которого поистине уникальна, наполнена драматическими событиями и является важной и значимой страницей летописи самой столицы.

В целом историю главного православного храма России можно разделить на три этапа: строительство (середина 19 века), разрушение (с 1931 по 1994 годы) и восстановление (с 1994 года).

Возведение Храма

Идея о строительстве крупного храма на территории Москвы возникла у императора Александра Первого сразу после того, как последний солдат французской армии Наполеона Бонапарта покинул Россию в 1812 году.

Отмечать победу в войне возведением церквей и соборов, было принято в нашей стране всегда. Например, Ярослав Мудрый построил Софию Киевскую сразу после победы над печенегами, множество соборов было построено после победы над полчищами Мамая на Куликовском поле, собор Покрова на рву (сейчас известный, как храм Василия Блаженного) был возведен Иваном Грозным в честь победы над Казанским ханством, а собор во имя Казанской иконы Божией Матери напоминает об изгнании польско-литовских захватчиков из Москвы в 17 веке.



Собор Василия Блаженного

Поэтому, подписывая манифест 25 декабря 1812 года, в котором было сказано: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в свое время», — Александр Первый продолжал древние традиции российских самодержцев.

Впрочем, до того момента, как идея императора стала явью, прошло еще немало лет и достраивать Храм пришлось брату Александра Первого — Николаю Первому, затем его сыну Александру Второму, а освящение собора состоялось лишь при внуке победителя Наполеона — Александре Третьем.

Первоначальный проект возведения Храма был утвержден в 1814 году, а первый камень собора заложен в 1817 году. Интересно, что в первом конкурсе на проект собора принимали участие такие известные архитекторы той эпохи, как Д. Кваренги, А. Мельников, А. Воронихин, А. Витберг, В. Стасов. А государь из более чем 20 вариантов выбрал проект никому неизвестного, 28-летнего Карла Магнуса Витберга, который даже не был архитектором, а работал художником, был масоном и притом лютеранином. Ради победы в конкурсе Витберг принял православие, а его оригинальный проект значительно отличался от окончательного варианта строительства.

Молодой художник спроектировал масштабнейшее сооружение, тройственность которого должна была символизировать единство Отца, Сына и Святого духа.

Предполагалось, что Храм будет иметь подземную часть в виде параллелепипеда, наземную крестообразную часть и круглую верхнюю. Предполагалось также увековечить имена всех солдат, погибших в Отечественную Войну 1812 года, установить две триумфальные колоны, материалом для создания которых должны были стать переплавленные пушки французской армии. Храм должен был стать самым высоким зданием в мире на тот момент — высота собора согласно проекту Витберга должна была составить 237 метров, наземную часть планировалось окружить колоннадами, длина каждой из которых должна была составить 604 метра.

Кстати, в качестве места сооружения были выбраны Воробьевы горы, по словам Александра Первого — «корона Москвы», единственное место, где могло быть размещено, по идее Витберга, столь колоссальное сооружение.

Императору чрезвычайно понравился проект художника, на строительство было выделено более 16 миллионов рублей из государственной казны, кроме того, огромные средства были собраны в виде пожертвований.

Возведение Храма на Воробьевых горах началось 12 октября 1817 года, в пятую годовщину ухода французской армии из Москвы. Церемония закладки первого камня была проведена в присутствии царя, в обстановке очень торжественной и завершилась крестным ходом. Первые несколько лет строительство шло быстрыми темпами, на строительной площадке работали до 20 тысяч крепостных одновременно.

Однако Александр Первый все же совершил ошибку, доверив Карлу Магнусу Витбергу руководить строительством — художник был человеком честным, но слишком неопытным и доверчивым и выделенные из казны средства начали просто разворовываться подрядчиками.

В течение 7 лет не удалось завершить даже первую часть строительства, начались проблемы с оседанием почвы — Воробьевы горы оказались местом, хотя и красивым, но слишком ненадежным. В итоге после смерти Александра Первого, его брат, новый император Николай Второй был вынужден и вовсе остановить строительство, а Витберг был отдан под суд за растрату казенных средств.

Специально созданная Николаем Первым комиссия, в которую входили известные московские инженеры и специалисты по земляным работам, признала, что строительство Храма Христа Спасителя по проекту Витберга на склонах Воробьевых гор завершить невозможно. Инженеры предупреждали о том, что многочисленные ключи и песчаные почвы могут привести к осадкам фундамента и столь масштабное здание может в итоге разрушится.



Вид на Воробьевы горы с Лужнецкой набережной

Государь прислушался к единодушному мнению специалистов и был объявлен второй конкурс на новый проект Храма, а местом его нового строительства был выбран Алексеевский монастырь. Во втором конкурсе проектов возведения собора принимали участие архитекторы К. Тон, А. Татищев, Ф. Шестаков, А. Кутепов, И. Таманский. Победителем стал Константин Тон.

Нельзя не упомянуть, что проект Храма Христа Спасителя для Карла Магнуса Витберга стал и главным триумфом в жизни и главной трагедией — суд признал его виновным в растрате и выслал в Вятку, под надзор полиции. Вернувшись в Петербург в 1840 году, архитектор узнал, что его проект окончательно отвергнут и начато строительство собора по новому плану и на другом месте. После такого разочарования Витберг еще строил православные храмы в Тифлисе и Перми, однако умер в безвестности и нищете.

Интересно, что согласно проекту Витберга, в Храме должны были быть увековечены имена всех воинов, погибших в войне 1812 года, а в проекте Тона предусматривалось упоминание лишь имен офицеров, отличившихся в военных действиях.

Кстати, место для нового строительства Храма Христа Спасителя выбрал лично император Николай Первый — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля. В 1837 году государь учредил особую Комиссию по вопросам построения нового Храма. Находившиеся на выбранном императором месте Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, были разрушены, а сам монастырь переведен в Сокольники.

С разрушением Алексеевского монастыря, памятника 17 века, связана довольно мрачная легенда: одна из монахинь предсказала, что новый Храм, возведенный на руинах монастыря, не простоит и 50 лет. Забегая наперед, можно отметить, что пророчество сбылось — через 48 лет после освящения Храм был взорван.



Репродукция картины «Алексеевский монастырь у Пречистенских ворот» неизвестного художника

Торжественная закладка первого камня новой стройки состоялась в августе 1839 года, в годовщину Бородинского сражения, камень для закладки был перевезен с Воробьевых гор, на нем была установлена позолоченная табличка с именами всех членов комиссии, на церемонии присутствовали митрополит Филарет и император с великими князьями. Активное строительство началось 10 сентября 1839 года, в этот раз практически все средства выделялись лишь из казны, суммы пожертвований были совсем не так велики, как при начале первой стройки.

Храм Христа Спасителя строился 44 года и стоил государству свыше 15 миллионов рублей. Возведение свода большого купола было завершено в 1849 году, а строительные леса вокруг здания убраны только в 1860 году. Еще более 20 лет продолжались работы по внутренней отделке Храма: над росписью работали такие известные художники, как В. И. Суриков, В. П. Верещагин, И. Н. Крамской и другие художники из Императорской академии художеств. Украшение внешних стен храма горельефными изваяниями святых было доверено таким известным скульпторам как А. А. Иванов, А. В. Логановский и Н. А. Ромазанов.

В 1880 году храм получил официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор, был составлен штат духовенства и причта, а также утверждена смета на содержание собора, которая составила 66850 рублей ежегодно. К 1881 году были полностью завершены работы по устройству набережной и площади вокруг Храма, окончена установка наружных фонарей.


Храм Христа Спасителя в 1881 году

26 мая, в День Вознесения Господня, в 1883 году прошла торжественная церемония освящения Храма, на которой присутствовал император Александр Третий с семьей. Освящение проводил митрополит Московский Иоанникий, присутствовал весь цвет российского духовенства, состоялось торжественное шествие и праздничный салют. Кстати, в этот же день, в Кремле, состоялась и коронация на Всероссийский Престол Императора Александра Третьего.


Внутреннее убранство Храма, конец 19 века

12 июня того же года состоялась церемония освящения придела во имя святого Николая Чудотворца, а 8 июля 1883 года был освящен и второй придел собора — во имя святого Александра Невского. С этого времени в Храме Христа Спасителя начались регулярные Богослужения.

Храм сразу стал важным центром религиозной и культурной жизни всей страны: именно в этом соборе впервые прозвучала «Увертюра 1812 года» Чайковского, которая была написана композитором в ознаменование победы России в Отечественной войне с Наполеоном, хор Храма, организованный в 1901 году, считался лучшим в стране, в нем звучали голоса Константина Розова и Федора Шаляпина.

В соборе была собрана богатейшая библиотека, регулярно проводились экскурсии и состоялись такие значимые для страны события, как 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года, в 1913 году прошло празднование 300-летие Дома Романовых, состоялось открытие памятников Александру Третьему и Николаю Васильевичу Гоголю.

А главный престольный праздник собора — Рождество Христово — до революции 1917 года отмечался православной Москвой как важнейший праздник Победы в войне 1812 года.



Храм Христа Спасителя, 1909 год

Именно в Храме, в тревожном 1917 году состоялось Поместное собрание, на котором впервые за последние 200 лет был избран Патриарх России — Святейший Патриарх Тихон, который ныне причислен Русской Православной Церковью к лику Святых.


Интерьер собора, 1902 год

С 1902 года в Храме действовали общеобразовательные курсы для рабочих, во время Первой мировой войны в соборе шел сбор пожертвований для российских воинов, беженцам и раненным.

В 1918 году полностью прекратилась государственная поддержка Храма, и в дальнейшем он существовал лишь на средства прихожан, решением патриарха Тихона было создано Братство Храма Христа Спасителя, которое ставило своей целью сохранение православной святыни.

Разрушение

Братству не удалось отстоять Храм — в 1931 году, 13 июля, на заседании ВЦИК СССР, председателем которого был М. И. Калинин, было принято решение снести собор. Поводом для такого решения стало строительство колоссального памятника новой, советской России — Дворца Советов: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в городе Москва со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

План реконструкции Москвы был принят еще 2 июня 1931 года, так что на заседании состоялось лишь официальное утверждение решения, которое являлось вполне логичным продолжением антирелигиозной политики советского государства. В самом деле, массовое разрушение церквей, которое шло в те годы по всей стране, не могло не затронуть главный православный символ столицы — Храм Христа Спасителя.

Взрыв, разрушивший собор, прогремел 5 декабря 1931 года. Стены Храма, толщиной практически 3,2 метра, устояли после первого взрыва, так что подрывникам пришлось повторить свою работу.



5 декабря 1931 года, взрыв Храма

Взрывы были слышны за несколько кварталов от собора и по-настоящему потрясли москвичей, не только православных, но и просто считавших Храм важной частью истории белокаменной.

Поэт Николай Арнольд написал стих, который стал выражением мнения общественности по поводу разрушения Храма:

Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
…Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор.

Только разборка обломков собора заняла практически полтора года. После того, как место было расчищено, начались работы по возведению Дворца Съездов, который должен был стать настоящим шедевром советской архитектуры.



Проект Дворца Съездов

Венчать гигантскую башню Дворца должна была, конечно же, статуя Ленина. Такое решение — строительство коммунистического «храма» на месте православного, было весьма символично, проект нового дворца утверждался лично Сталиным. Согласно проекту Б. М. Иофана, победившего в объявленном советским правительством конкурсе, здание высотой 420 метров должно было стать самым высоким в мире, главным административным сооружением СССР, центром так называемой «Новой Москвы».



Сравнение размеров взорванного Храма и запланированного Дворца Советов

Строительство Дворца Съездов было начато в 1937 году, рабочие успели вырыть огромный котлован, началось возведение фундамента, которое осложнялось сложным грунтом и плывунами. До 1941 года строительство фундамента было завершено, за проведение работ отвечал конструктор Николай Никитин, сделавший все необходимые расчеты.

Великая Отечественная Война помешала планам строительства Дворца Съездов, однако многие историки считают, что главной причиной заморозки проекта было решение Сталина отказаться от возведения новых символов власти и сохранить более традиционные ориентиры. Доказательством тому служит история Дома Советов в Ленинграде, построенном на Московском проспекте. В итоге в здании был открыт военный институт, а органы центральной власти остались в Смольном институте и Мариинском дворце.

Во время обороны Москвы металлические конструкции будущего Дворца Советов были переплавлены на противотанковые ежи и какие-либо работы по возведению здания были прекращены.

Официально власти заявили об отказе от строительства Дворца только в конце 1950-х годов, в 1957-1959 годах проводился конкурс проектов нового административного здания, местом для возведения которого были выбраны все те же Воробьевы горы. А на месте котлована, вырытого еще в 1937 году, в 1960 году появился бассейн «Москва», строительство которого проекту архитектора Дмитрия Чечулина началось в 1958 году.



Бассейн «Москва»

Православные жители столицы неоднократно высказывали недовольство строительством на месте святыни открытого бассейн, появилась даже поговорка: «Был храм, потом — хлам, а теперь — срам».



Бассейн «Москва» незадолго до сноса

Восстановление

Общественное движение за восстановление Храма Христа Спасителя начало действовать еще в конце 1980-х годов, после начала перестройки.

В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил восстановление святыни, а в годовщину разрушения Храма, 5 декабря 1990 года на месте будущей строительной площадки был установлен гранитный «Закладной» камень. Фонд, собиравший средства на сооружение собора был основан в 1992 году, согласно указу президента Бориса Ельцина «О создании фонда возрождения Москвы», в список объектов которого был внесен и Храм Христа Спасителя.

Уже в 1994 году было начато восстановление Храма. Интересно, что при строительстве был использован фундамент Дворца Советов, возведение которого стало формальным поводом для сноса собора. Главой Общественного наблюдательного Совета по воссозданию Храма Христа Спасителя был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

Первоначальный проект восстановления главного храма Москвы был составлен реставратором Алексеем Денисовым, однако, как это часто бывает в нашей стране и уже однажды происходило при возведении Храма в 19 веке, стройка была окружена слухами, обвинениями властей в коррупции, растрате пожертвованных на строительство средств и скандалами.

В итоге Денисов покинул проект и за руководство восстановлением Храма взялся известный скульптор Зураб Церетелли, который отступил от проекта, утвержденного московскими властями. В частности, были установлены не мраморные, а бронзовые горельефные композиции (оригиналы, оставшиеся от разрушенного Храма, сохранились в Донском монастыре), вместо золоченой кровли было установлено покрытие на основе нитрида титана.



Один из фрагментов разрушенного Храма, хранящихся в Донском монастыре

Появились в Храме Христа Спасителя и такие современные атрибуты, как подземная двухуровневая парковка, рассчитанная на 305 машиномест и автомойка.



Современный вид Храма Христа Спасителя

7 января 1996 года состоялась торжественная закладка последних кирпичей в стену главного входа собора, на которой присутствовали Патриарх Алексий Второй, Борис Ельцин и Юрий Лужков.

19 августа 1996 года, в большой православный праздник — день Преображения, Патриарх Алексий Второй совершил освящение нижнего Спас-Преображенского храма, его главного престола и состоялась первая литургия. После этого начались регулярные богослужения в Храме, внутренняя отделка которого была еще не завершена, службы проводились каждое воскресенье и по праздникам.

7 сентября 1997 году, во время празднования 850-летия Москвы Храм Христа Спасителя стал центром проведения торжественных мероприятий, на площади перед собор прошел молебен, после чего патриарх освятил стены Храма.

В 1999 году завершилось возведение верхней части собора, и уже 19 августа того же года именно в Храме прошла канонизация царской семьи, расстрелянной большевиками в 1918 году. В свое время, в прежнем соборе Николай Второй вместе с семьей торжественно праздновал 300-летие Дома Романовых и именно в восстановленном Храме последний российский император был причислен к лику святых.

Художники под руководством Зураба Церетелли начали роспись собора в апреле 1999 года, и уже в декабре внутренняя отделка Храма была полностью завершена.



Интерьер Храма, 2009 год

С 31 декабря 1999 года Храм Христа Спасителя открыт для всех верующих и желающих воочию увидеть самый большой православный храм Русской церкви, способный вместить одновременно до 10 тысяч человек.

Только в 2010 году состоялась замена временно установленных перед освящением собора пластиковых медальонов в тимпанах кокошников на бронзовые. Протодиакон храма Александр Агейкин заметил, что в современных условиях, при нынешней экологии столицы белокаменные медальоны, в 19 веке созданные из особого, редкого мрамора, не смогут служить долго, так что принято решение установить бронзовые, что станет главным отличием восстановленного Храма от разрушенного предшественника.

Такие медальоны из бронзы и бронзовые же горельефы вместо мраморных полностью противоречат историческому проекту Константина Тона. Специалисты говорят о том, что восстановленный Храм стал не точной, а условной внешней копией разрушенного в 1931 году собора.



Бронзовые скульптуры Храма

В восстановленном Храме проводятся самые масштабные богослужения в стране, именно здесь отпевали Патриарха Алексия Второго, президента Бориса Ельцина, певицу Людмилу Зыкину, виолончелиста и дирижера Мстислава Ростроповича, балетмейстера Игоря Моисеева, актера Вячеслава Тихонова, советского и русского писателя Сергея Михалкова. В Храме Христа Спасителя был избран новый Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.


Пасхальное богослужение, 2011 год

В настоящее время Храм Христа Спасителя является собственностью Москвы, правительство города получает доход от эксплуатации отдельных коммерческих компонентов комплекса и распоряжается зданием. В 2004 году было объявлено о передаче собора в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви, также был создан Совет попечителей Храма Христа Спасителя.

Кроме того, собор имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси, в нем действует Музей, который принадлежит Музею истории города Москвы.

Анна Седых, рмнт.ру