Главная · Здоровье · Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики

Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики

Особенности артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией

Особенности артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией.

выявляются следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате.

Паретичность (вялость) мышц органов артикуляции: у таких детей лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т. к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за слабости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность (напряженность) мышц органов артикуляции проявляется в следующем. Лицо детей амимичное. Мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т. е. вытянуть губы вперед и др.

Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, то есть тремора языка и голосовых складок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании удержать широкий язык на нижней губе под счет 5—10, язык не может сохранить состояние покоя и появляется дрожание и легкий цианоз (т. е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не удерживает язык вне полости рта.

Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апракси и при стертой дизартрии проявляется в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции, т. е. апраксия присутствует на всех моторных уровнях. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении одного движения на другое. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация, т. е. отклонения языка от средней линии, проявляются также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носо-губной складки.

Гиперсаливация, т. е. повышенное слюноотделение определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у некоторых детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т. е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения, например, могут надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т. д. При анализе же качества выполнения этих движений отмечается: смазанность, нечеткость артикуляций, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Звукопроизношение. При первоначальном знакомстве с ребенком нарушение звукопроизношения напоминает сложную дислалию. При обследовании звукопроизношения выявляются смешения, искажения звуков, замена и отсутствие звуков, т. е. те же варианты, что и при дислалии. В отличие от дислалии речь при стертой дизартрии еще имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Звуки, которые логопед поставил не автоматизируются, не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки в речи, изолированно эти звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии специалист ставит теми же способами, что и при дислалии, но процесс автоматизации поставленных звуков затягивается. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих звуков. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

Достаточно часто отмечаются межзубное и боковое искажение звуков. Дети испытывают трудность при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская согласные звуки при стечении согласных.

Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр голоса, иногда появляется назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонная, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей в процессе речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию имитировать голоса животных то высоким, то низким голосом).

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не выявляется, т. к. они произносят слова скандированно, т. е. по слогам.

Общее речевое развитие. Детей со стертой дизартрией условно можно распределить на три группы.

Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на детей с дислалией (ФН). Часто логопеды занимаются с ними как с детьми с дислалией и только в процессе логопедической работы, когда нет положительной динамики при автоматизации звуков, становится очевидным, что это стертая дизартрия. Чаще всего это подтверждается при глубоком обследовании и после консультации у невролога. Как правило, эти дети имеют хороший уровень речевого развития. Но многие из них испытывают трудности в усвоении, различении и воспроизведении предлогов. Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарный запас, но могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, сковорода, скатерть, пуговица, снеговик и т. п.). Кроме этого, многие дети испытывают трудности в пространственной ориентации (схема тела, «внизу-вверху» и т. д.).

Вторая группа. Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха (ФФН). В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошибки. Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками. Допускают ошибки в ответ на просьбу показать нужную картинку (мышка-мишка, удочка-уточка, коса-коза и т. д.).

Таким образом, у некоторых детей можно констатировать несформированность слуховых и произносительных дифференцировок звуков. Словарь отстает от возрастной нормы. Многие дети испытывают трудности при словообразовании, допускают ошибки в согласовании имени существительного с числительным и др.

Дефекты звукопроизношения являются стойкими и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения. Эта группа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и стертой дизартрией должна направляться логопедом поликлиники на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), в специализированный детский сад (в группу ФФН).

Третья группа. Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. В результате при обследовании отмечается бедный словарь, выраженные ошибки грамматического строя, невозможность связного высказывания, значительные трудности возникают при усвоении слов различной слоговой структуры.

Все дети этой группы со стертой дизартрией демонстрируют несформированность слуховых и произносительных дифференцировок. Показательным является игнорирование в речи предлогов. Эти дети со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи должны направляться на ПМПК (в специализированные группы детского сада) в группы ОНР.

Таким образом, дети со стертой дизартрией - это неоднородная группа. В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы:

С фонетическими нарушениями;

С фонетико-фонематическим недоразвитием;

С общим недоразвитием речи.

Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления.

Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

Психолого-педагогический аспект, осуществляемый дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлен на:

Развитие сенсорных функций;

Уточнение пространственных представлении;

Формирование конструктивного праксиса;

Развитие высших корковых функций - стереогноза;

Формирование тонких дифференцированных движений в руках;

Формирование познавательной деятельности;

Психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный логопедический массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является развитие мелкой моторики рук.

Последовательность отработки звуков определяется подготовленностью артикуляционной базы. Особое внимание уделяется подбору лексического и грамматического материала при автоматизации и дифференциации звуков. Одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у ребенка самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков.

Коррекция стертой дизартрии у детей дошкольного возраста предупреждает дисграфию у школьников.

Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата относится к дизартрии. Ведущим в структуре речевого дефекта при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи.

Минимально выраженные мозговые нарушения могут привести к возникновению стертой дизартрии, которую следует рассматривать как степень проявления данного речевого дефекта (дизартрии).

Неяркие, стертые нарушения со стороны черепно-мозговых нервов могут быть установлены в процессе длительного динамического наблюдения, при выполнении усложняющихся двигательных заданий. Многие авторы описывают встречавшиеся при углубленном обследовании случаи легких остаточных расстройств иннервации, которые лежат в основе нарушений полноценных артикуляций, что приводит к неточности произношения.

Стертая дизартрия может наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму, имеющих в анамнезе заключение - ПЭП (постнатальная энцефалопатия) и другие нерезко выраженные неблагоприятные воздействия во время внутриутробного развития или в период родов, а также после рождения. В этих случаях легкая (стертая дизартрия сочетается с другими признаками минимальной мозговой дисфункции. (Е.М. Мастюкова).

Мозг ребенка раннего возраста обладает значительной пластичностью и высокими компенсаторными резервами. Ребенок с ранним церебральным (ПЭП) поражением к 4-5 годам теряет большую часть симптоматики, но может оставаться стойкое нарушение звукопроизношения и просодики.

У детей со стертой дизартрией в связи с нарушением ЦНС и нарушением иннервации мышц речевого аппарата не формируются необходимые кинестезии, вследствие чего спонтанно не совершенствуется произносительная сторона речи.

Существующие методы коррекции стертой дизартрии у дошкольников не решают проблемы в полном объеме, и дальнейшая разработка методических аспектов устранения дизартрии является актуальной. Изучение дошкольников со стертой дизартрией показало, что наряду с нарушениями функции и тонуса артикуляционного аппарата характерным для данной группы детей является отклонение в состоянии общей и мелкой ручной моторики.

Во многих работах подчеркивается необходимость включать в коррекционную работу при стертой дизартрии развитие мелкой моторики рук.

Близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц пальцев рук, а так же нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности рук для стимуляции речевого развития обуславливают такой подход к коррекционной работе.

В трудах Л.В. Лопатиной, Э.Я. Сизовой, Н.В. Серебряковой были освещены проблемы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах с дошкольниками со стертой дизартрией.

Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова и другие отмечают, что для детей со стертой дизартрией характерны:

Фонетические нарушения.

Фонематические нарушения.

Нарушение просодики.

Нарушение лексико-грамматического компонента языка.

Расстройство общей моторики.

Расстройство мелкой моторики пальцев рук.

Расстройство артикуляционной моторики.

Нарушение слоговой структуры слова.

Вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова и др. Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, нормализации мышечного тонуса, мелкой моторики пальцев рук, а так же проведение пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.

Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.

1 этап - подготовительный

Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть управлений:

Нормализация мышечного тонуса,

Нормализация моторики артикуляционного аппарата,

Нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,

Нормализация просодики.

Нормализация мелкой моторики рук.

2 этап - выработка новых произносительных умении и навыков

Направления:

Выработка основных артикуляционных укладов,

Определение последовательности работы над звуками,

Развитие фонематического слуха,

Постановка звука,

Автоматизация,

Дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3 этап - выработка коммуникативных умений и навыков

Направления:

Выработка самоконтроля,

Тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

4 этап - преодоление или предупреждение вторичных нарушений

5 этап - подготовка к обучению в школе

Направления:

Формирование графомоторных навыков,

Развитие связной речи,

Развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Проблема выявления и коррекции стертой дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые по симптоматике напоминают дислалию, но имеют более длительную и сложную динамику устранения.

Изучение стертой дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.

Впервые вопрос о нетипичных нарушениях произношения, для коррекции которых необходимы длительные занятия, был поставлен Г. Гуцманом во второй половине девятнадцатого века, который отметил общие признаки таких расстройств, проявлявшихся в «смытости, стертости артикуляции» Г.В. Гуровец, СИ. Маевская).

В 1879 году А. Куссмаулем был детально описан ряд форм расстройств речи, среди которых он изучил особый род нарушений звукопроизношения у детей и назвал их «дизартрия». Им были выделены различные проявления дизартрии: как расстройства артикуляции и расстройства дикции. Первые из них назвали дизартрия, а последние дисфазия.

В дальнейшем различными отечественными и зарубежными авторами было отмечено, что существует группа детей с нарушениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствует ни дислалии, ни дизартрии.

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая также характеризует проявления «стертой дизартрии»: как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью их преодоления. По мнению автора, обычно эти дети большинство звуков изолированно могут произносить правильно, но в речевом потоке их слабо автоматизируют и недостаточно дифференцируют. Было отмечено, что артикуляционные движения у этих детей могут нарушаться своеобразно: ограничения движений языка и губ, наблюдается неточность движений и недостаточность их силы. Вялость и приблизительность движений характерны для одних случаев, а в других - неточность движений объясняется гиперкинезами языка.

Позднее, М.П. Давыдовой было предложено несколько измененное определение стертой дизартрии: нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигателъного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры , можно отнести к легкой стертой псевдобульбарной дизартрии.

Автором отмечено, что в практике школьных логопедических пунктов преобладает легкая, так называемая стертая дизартрия. Недостатки произношения носят самый разнообразный характер, и все же основной признак этого нарушения - смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, который особенно резко обнаруживается в потоке речи.

Для диагностики данного нарушения необходимо обращать внимание на наличие неврологической симптоматики, а также необходимо проводить динамическое наблюдение в процессе коррекционной работы: если в ходе амбулаторного обследования психоневролог сразу обнаруживает органическую неврологическую симптоматику, то такие формы правомерно отнести к дизартрии. Часто встречаются дети, у которых при однократном обследовании каких-либо симптомов не отмечается. Когда же логопед начинает с ними систематическую работу, то в динамике ее открывается ряд особенностей, а именно: различное положение языка в полости рта в положении покоя, ограниченность, вялость, неточность и слабость его движения (М.П. Давыдова).

Иное определение подобного нарушения речи предложено А.Н. Корневым. Автор определяет эти нарушения как избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными нарушениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов. При них нет тотальных полиморфных нарушений звукопроизношения. Как при дизартрии у детей с ДЦП, нет выраженных нарушений тонуса и сократительной способности артикуляционных мышц.

Автор считает, что эта категория детей с нарушениями произносительной стороны речи занимает промежуточное положение между дислалией и дизартрией, что терминологическое обозначение данного речевого нарушения не отражает клиническую и нозологическую самостоятельность данной группы. По мнению автора, выбор термина остается дискуссионным. Для подобного типа нарушения речи А.Н. Корневым предложен термин вербальная диспраксия.

В зарубежной литературе (Б.Ж. Монделаерс), для подобных нарушений используется понятие речевая или артикуляционная диспраксия развития (Developmental apraxia of speech - DAS). Определяют DAS, как нарушение контроля за речевыми движениями.

Монделаерс пользуется таким определением изучаемого речевого нарушения: Диспраксия - это расстройство речи нейрогенного происхождения, но в отличие от дизартрии это расстройство связанно не только с двигательными нарушениями.

В отечественной логопедии термин артикуляционная диспраксия развития используется мало, его обычно применяют для определения механизмов некоторых форм речевого недоразвития, в том числе и стертой дизартрии. Для описания указанных нарушений и их обозначения предлагают различные термины: артикуляторная диспраксия (М. Морлей); центральная органическая или осложненная дислалия (М. Зееман, Л.В. Мелехова), апраксическая дизартрия (Е.Н. Винарская).

И.Б. Карелиной введена новая терминология, где стертая дизартрия трактуется как минимальные дизартрические расстройства - МДР.

Среди причин, вызывающих стертую дизартрию, различными авторами были выделены следующие:

Нарушения иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается недостаточность отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы (Л.В. Мелехова, О.В. Правдина, К.А. Семенова О.В. Токарева, М.Б. Эйдинова и Е.Н. Правдина-Винарская.

Двигательные расстройства: трудность нахождения определенных положений губ, языка, необходимых для произношения звуков. (Р.А. Белова-Давид, Б.Ж. Монделаерс и др.).

Оральная апраксия.

В работах Б.Ж. Монделаерс обращено внимание на специфику проявления нерезких форм диспраксии детского возраста, которые могут быть обусловлены трудностями начального этапа речевого развития.

Минимальная мозговая дисфункция.

Легкая степень дизартрии, которая может наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму, или имевших в анамнезе влияния других нерезко выраженных неблагоприятных воздействий в период внутриутробного развития или родов. В этих случаях лёгкие, «стёртые» формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции, т. е. рассматриваются как один из симптомов ММД. (Е.М. Мастюкова).

Впервые попытка классификации стёртых дизартрии была сделана Е.Н. Винарской и A.M. Пулатовым на основе классификации дизартрии, предложенной О.А. Токаревой. Авторами выделена лёгкая псевдобульбарная дизартрия и отмечено, что пирамидный спастический паралич у большинства детей сочетается с разнообразными гиперкинезами, обостряющимися в процессе речи. На слух такая речь звучит невнятно, монотонно и невыразительно, нередко она характеризуется повышенной громкостью, замедленностью и напряженностью.

В данной классификации на первый план выступает лишь степень нарушения, но не учитываются механизмы и нозология.

В исследованиях Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольской впервые отмечено, что недостатки звуковой стороны речи у детей со стёртой дизартрией проявлялись не только на фоне неврологической симптоматики, но и на фоне нарушения двигательной стороны процесса звукопроизношения.

Авторами чётко определена типология детей в зависимости не только от неврологической симптоматики, двигательных нарушений, но и фонематического и общего речевого развития при различных формах дизартрии лёгкой степени.

В зависимости от проявлений нарушений двигательной стороны процесса произношения и, учитывая локализацию паретических явлений органов артикуляционного аппарата, авторы выявили четыре группы детей и выделили, таким образом, следующие виды стёртой дизартрии:

Нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата (I группа);

Слабость, вялость артикуляционной мускулатуры в одних группах мышц и повышение тонуса в других (чаще в мышцах языка) (II группа).

Эти две группы относятся к стёртой псевдобульбарной дизартрии.

Клинические особенности нарушений звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных актов (III группа), авторы относят к корковой дизартрии.

Дефекты звуковой стороны речи, имеющиеся у детей с различными формами моторной недостаточности (IV группа), отнесены авторами к смешанным формам дизартрии. (Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская).

Попытка классифицировать стёртую дизартрию с позиции нейролингвистического и онтонейропсихологического подходов была сделана А.Н. Корневым. В качестве теоретической основы данной классификации была использована теория Н.А. Бернштейна об уровневой организации движений и их развитии в онтогенезе.

Н.А. Бернштейн разработал теорию организации движений, включающую субкортикальные и кортикальные уровни, и отнёс речь к высшему уровню организации движений - кортикальному речедвигательному уровню.

Им было показано, что, поскольку человек совершает движения, различающиеся по степени произвольности, по участию в двигательном акте речи, то и степень управления этими движениями различна.

Н.А. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения. На начальном первом этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включённым в данную ситуацию.

На втором этапе намечается двигательная задача или образ того, что должно быть. Уяснение будущего движения служит основанием для оформления задачи и программирования её решения в моторном плане.

На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи.

На четвёртом этапе осуществляется фактическое выполнение движения: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений, т. к. именно она является центральном звеном движения. Нарушение одного из компонентов координации ведёт к нарушению движения, например, несоразмерность движения вызывает дизметрии, нарушение плавности движения - атаксии.

Координация движений развивается постепенно на основе опыта и упражнений, поскольку это сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного потока и кончающийся адекватным, центральным ответом.

Корнев, таким образом, выделяет:

Дисфонетическую диспраксию, обусловленную дисфункцией I уровня организации праксиса;

Дисфонологическую диспраксию, обусловленную неполноценностью созревания II уровня;

Вербальную диспраксию, обусловленную неполноценностью высшего, III уровня организации праксиса речи.

В предлагаемом пособии рассматривается логопедический массаж при дизартрии как средство нормализации тонуса мышц, участвующих в артикуляции звуков.

«Дитятко – что тесто:
как замесил, так и выросло.»

(Народная мудрость.)

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

  • Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
  • Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Именно это и послужило мотивацией к разработке данной программы.

Цели программы:

  1. Выработка качественных, полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные (что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка).
  2. Профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения.

Данные цели привели к постановке следующих задач :

  1. Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц.
  2. Вырабатывать чёткие артикуляционные позиции губ и языка.
  3. Совершенствовать пластику движений. Улучшать координацию движений пальцев рук.
  4. Развивать нравственные качества личности ребёнка посредством работы со сказочными героями.
  5. Вырабатывать правильное речевое дыхание.
  6. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Реализацию данных целей я буду осуществлять посредством артикуляционной гимнастики предметом и объектом которой являются:

Предмет: программа работы с детьми.

Объект: дети дошкольного возраста.

Настоящая программа основывается на следующих нормативно-правовых документах:

  1. Закон Российской Федерации об образовании.
  2. Конвенция ООН о правах ребенка.
  3. Положение о ДОУ присмотра и оздоровления.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы: одготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка.

Чтобы все нас понимали, что говорим мы разбирали,
есть один у нас совет: арт. гимнастике – привет!
Мы гимнастику начнём, ротик быстро разовьём,
язычок мы укрепим и тогда заговорим
очень чисто, очень внятно, чтобы всем было понятно!
(Неуймина Т.Б.)

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Свои занятия с дошкольниками МДОУ я простраиваю следующим образом.

В этих комплексах органично сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Помимо развития подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки чётких артикуляционных позиций губ и языка, такая структура позволяет решить ряд других задач, а именно:

  • улучшить координацию движений пальцев рук;
  • выработать правильное речевое дыхание;
  • развить интонационную выразительность голоса;
  • научить выражать свои чувства и эмоции;
  • совершенствовать пластику движений.

Способствуют выработке нужных артикуляционных укладов и развивают переключаемость движений органов артикуляционного аппарата задания с участием сказочных персонажей.

При работе придерживаемся следующих аспектов:

  • В нашем детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закрепились и становились более прочными. 2 раза в неделю занятия проводит логопед и 3 – воспитатели.
  • Продолжительность видов деятельности на занятии:
    • 2 минуты – развитие мелкой моторики;
    • 2 минуты – самомассаж;
    • 6 минут – арт. гимнастика.
  • Артикуляционная гимнастика проводится в группе сидя перед индивидуальным зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Артикуляционная гимнастика, для сохранения интереса и поддержания мотивации ребёнка к занятиям включает в себя 9 комплексов. Каждый месяц (с сентября по май) к детям приходит новый сказочный персонаж. А также используется язычок в форме варежки, которая надевается на ведущую руку взрослого; при этом рука и язык выполняют синхронные движения. То есть рука (варежка) помогает движению языка и проведению комплексов артикуляционной гимнастики. А комплекс самомассаж меняется раз в квартал (по временам года).

Календарно-тематический план.

Средняя группа
№ п/п Месяц
1. «Сказки о Язычке» Сентябрь
2. «Весёлый Язычок» Октябрь
3. «Зоологическая сказка», «Микки Маус» (стат. и динам. упр.) Ноябрь
4. «Бельчонок Музик» Декабрь
5. «Котята» Январь
6. «Утёнок» Февраль
7. «Зайчонок» Март
8. «Галчонок» Апрель
9. «Лягушки» Май
Старшая группа
№ п/п Название артикуляционных гимнастик Месяц
1. «Сказки с Буратино», «Леопольд и мыши» Сентябрь
2. «Лунтик» (биоэнергопластика) Октябрь
3. «Коты» Ноябрь
4. «Карлсон» Декабрь
5. «Смешарики» Январь
6. «Заморская лиса» Февраль
7. «Обезьянка – иностранка» Март
8. «Дракоша» Апрель
9. «Игрушки» Май

Оценка эффективности программы

Арт. гимнастике – привет,
лучшее её в мире нет!
Что укрепит лучше рот
и поможет речи?
Арт. гимнастике – почёт,
вы уж мне поверьте!
(Неуймина Т.Б.)

Оценка эффективности программы строится на основе использования для интерпретации качественного анализа данных Речевого профиля группы (Рабочий журнал логопеда дошкольного образовательного учреждения. Автор-составитель О.А. Степанова) адаптированного на контингент детей МДОУ присмотра и оздоровления.

Оценка звукопроизношения осуществляется 2 раза в год: в сентябре первичная, а в мае – повторная с подведением итогов работы за учебный год.

Задачи:

  1. Изучить динамику изменения звукопроизношения.
  2. Выявить детей, подлежащих зачислению на логопункт.

Библиография.

  1. Т.В. Верясова. «Система упражнений по развитию ручного праксиса».
  2. А. В. Ястребова. «Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности (биоэнергопластика; рука, движение и речь).
  3. И.Л. Лебедева. «Колдовская разминка на Ш».
  4. З.А. Репина. «Игра – рассказ о язычке».
  5. «Динамические и статические упражнения» (автор стихов не известен).
  6. Т.А. Куликовская. «Арт. гимнастика «Весёлый язычок».
  7. В.Н. Чернякова. «Сказки о язычке».
  8. Комплекс упражнений на звук «Р», «С-Ш».
  9. М.А. Поваляева. «Дидактический материал по логопедии».
  10. Е.А Пожиленко. «Артикуляционная гимнастика»
  11. Рабочий журнал логопеда дошкольного образовательного учреждения. Автор-составитель О.А. Степанова


«Весёлый язычок»

Развитие артикуляционной моторики

Правильное произнесение звуков обеспечивается бла­годаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мяг­кое нёбо. Точность, сила и дифференцированность дви­жений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.

Работа по развитию подвижности органов артику­ляционного аппарата проходит по следующим направ­лениям:

· проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;

· проведение работы по борьбе с солевацией;

· проведение артикуляционной гимнастики .

Артикуляционная гимнастика

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артику­ляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и опреде­ленных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки за­креплялись.

При отборе упражнений для артикуляционной гим­настики надо соблюдать определенную последователь­ность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для по­вторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать пра­вильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим руч­ным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контроли­рует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнасти­ку, должен следить за качеством выполняемых ребен­ком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движе­ния к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрич­но по отношению к правой и левой стороне лица. В про­тивном случае артикуляционная гимнастика не дости­гает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражне­ние неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), под­бодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений на­блюдается саливация, то перед артикуляционной гим­настикой рекомендуется проведение следующих уп­ражнений:

1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3.Вызывая пассивно и активно жевательные движе­ния, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слю­ну; можно подкрепить просьбой.

4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твер­дую пищу (можно печенье), это стимулирует движе­ния жевательной мускулатуры и приводит к необ­ходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизволь­ные движения переходят в произвольные).

5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-ак­тивных движений нижних челюстей. Сначала пас­сивно: одна рука логопеда — под подбородком ре­бенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.

Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ

Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:

· рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);

· намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);

· поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гим­настике. На первых порах движения будут выполнять­ся не в полном, не в точном объеме, затем закрепляют­ся в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хо­боток», чередование их).

Далее вводятся следующие упражнения:

1.« Непослушные губки». Покусывание и почесыва­ние сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2.«Улыбка -трубочка». Вытянуть вперед губы тру­бочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.« Хоботок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4.« Рыбка »:

· хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);

· сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя паль­цами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз;

· щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «по­целуя».

5.« Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все осталь­ные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как мож­но сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

6 .«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воз­духа легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук,похожийна фырканье лошади.

7. «Львенок сердится». Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы.Опускатьнижнюю губу, обнажая нижниезубы.

8.« Губки спрятались». Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

9.« Воздушный шарик» (если губы совсем слабые). Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

10.«Сильные губки»:

· удерживать губами карандаш, пластмассовую тру­бочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат);

· удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Артикуляционная гимнастика для губ и щек

1.« Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.« Толстушка». Надуть обе щеки, потом наду­вать щеки поочередно.

3. «Худышка». Втянуть щеки.

4.« Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по наду­тым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Артикуляционная гимнастика для мышц языка

Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнас­тики рекомендуются следующие упражнения:

· помещение кончика языка к внутренней поверхнос­ти нижних резцов;

· вытягивание языка вперед и убирание его назад;

· стимуляция мышц корня языка. Сначала произволь­но, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движе­ния закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

Далее проводится выполнение тонких, дифференци­рованных движений языка. С этой целью целенаправ­ленно подбираются движения, направленные на выра­ботку нужного артикуляционного уклада, с учетом нор­мальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ре­бенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:

1.« Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спо­койном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.

2. «Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, поло­жить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боко­вые края языка касаются углов рта. В спокойном, рас­слабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].

3. «Накажем язычок». Губы в улыбке, легко поку­сывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.

4. «Иголочка». Рот открыт, губы в улыбке, высу­нуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигае­мому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти былинеподвижны.

5. «Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы че­люсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.

6. «Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного угол­ка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до угол­ков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

7.« Почистим зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобычелюсть и губы не двигались.

8.« Почистим зубки-2». Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же по­вторять с открытым ртом.

9.Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести язы­ком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пе­ресчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.

10.Рот закрыт. Напряженный кончик языка упира­ется то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.

11.« Почистим зубки-3». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

12.« Фасолька». При паретичном, вялом языке пе­ремещать во рту фасоль, горох и т. п.

13.« Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

14.« Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

15.« Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугор­ки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

16.« Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык вы­сунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кон­чика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

17. «Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Бо­ковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кон­чиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыст­ряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двига­лась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхае­мая струя воздуха.

18. «Дождик». То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17, работает только язык. Для контро­ля можно поднести ко рту полоску бумаги. При пра­вильном выполнении она будет отклоняться.

19.« Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы по­глаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляет­ся звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняячелюстьне двигается.

20. «Лошадка-1». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.

21 .«Лошадка-2». То же, но беззвучно.

22. «Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Ши­рокий кончик языка упирается в нижнюю десну, спин­ка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттяги­вался назад, челюсть и губы были неподвижны.

23.« Приклей конфетку-1». Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при сомкнутых челюстях, а за­тем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфе­ту — ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфету.

24.« Приклей конфетку-2». Рот открыт, губы в улыб­ке. Широкий язык присосать к твердому нёбу, удержи­вать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Сле­дить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, бо­ковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.

25.« Гармошка». Присосать спинку языка всей плос­костью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закры­вать и открывать рот, растягивая подъязычную уздеч­ку. При повторении упражнения надо стараться откры­вать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сто­рон языка.

26 .«Дразнилка». Кончик языка высовывается на­ружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряже­ние в уздечке языка. При включении голоса получаетсязвук, похожийна детское«поддразнивание».

27. «Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Поло­жить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

Необходимым условием четкой речи является уме­ние правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти:

1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и зак­рывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух паль­цев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высо­вывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — че­люсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомк­нуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. «Верблюд». Имитация жевания с закрытым и от­крытым ртом.

4. «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с макси­мальным вытягиванием языка к подбородку.

5. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с мак­симальным вытягиванием языка к подбородку и мыс­ленным произнесением звуков [а] или [э] на твердой ата­ке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

6. «Силач-1». Рот открыт. Представить, что на под­бородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. «Силач-2». Поставить руки на стол, сложить ла­дони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони.Расслабиться.

8. «Силач-3». Опустить челюсть вниз с преодолени­ем сопротивления (взрослый держит руку под челюс­тью ребенка).

9. «Силач-4». Открывать рот с откидыванием голо­вы назад с преодолением сопротивления руки взросло­го, лежащей на затылке ребенка.

10. «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить па-па-па.

Артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого нёба

1.« Спатьхочется»:

· позевывать с открытым и закрытым ртом;

· позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2 .«Горлышкоболит»:

· произвольнопокашливать;

· хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;

· покашливать с высунутым языком;

· имитировать полоскание горла с запрокинутой го­ловой;

· полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, со­ком с мякотью, кефиром);

· глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков);

· глотать капли воды, сока.

3. «Шарик». Надувать щеки с зажатым носом.

4.Медленно произносить звуки [к], [г], [т], [д].

5.Подражать:

· стону;

· мычанию;

· свисту.

6. «Силач»:

· запрокидывать голову с преодолением сопротивле­ния. Взрослый держит руку на затылке ребенка;

· опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка;

· запрокидывать и опускать голову при сильном на­жатии подбородком на кулаки обеих рук;

Игры на развитие артикуляционного аппарата и речи. Выполнила: Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «64» г. Перми Соснина Татьяна Павловна


  • - это упражнения, направленные на развитие артикуляционных, мимических, глотательных, жевательных и других мышц, участвующих в процессе речи, на совершенствование силы, подвижности и координированности движений речевых органов: губ, мягкого неба, нижней челюсти и особенно языка.

  • формирование правильных движений и нужных для произношения положений речевых органов, тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного звука.

  • Ребенку предлагается бросить кубик, и выполнить артикуляционное упражнение.




  • Ребенку предлагается собрать картинку, и выполнить артикуляционное упражнение.

Игра «Гол»

  • Сделайте на столе арку (ворота) .

Положите перед ребенком ватные шарики, предложите «задуть» их в ворота. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата.


  • Попросите ребенка побыть ветром и подуть на них. «Сильный ветер! Ветер затих. Слабенький ветерок. А теперь ураган!». Игра способствует развитию воздушной струи.

  • Положите на ладонь ребенку кусочек ваты, попросите малыша представить, что это снежинка, попросите ее сдуть. Усложняя задачу, кладите несколько кусочков ваты, обрывки бумаги, небольшую пуговицу и т.п. Игра способствует развитию артикуляционного аппарата, воображения.

Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей, необходимо развивать артикуляционный аппарат.

Артикуляционный аппарат состоит из 3–х основных разделов: ротового, носового и голосообразующего. Все они являются частями дыхательной системы. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, находящиеся в ротовом отделе артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Большое значение в развити органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика.

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Вашим детям артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу, выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Взрослый, который занимается с ребёнком, должен самостоятельно ознакомиться и усвоить комплекс универсальных упражнений для губ и языка: «Лягушка» («Забочик»), «Трубочка» («Хоботок»), «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Чистим зубки», «Маляр», «Грибок». При выполнении упражнений можно использовать игрушки, для которых язычёк показывает упражнения и различные сказки о язычке.

Для формирования правильного произношения необходимо также развитие дыхания. Существует речевое дыхание, которое формируется в процессе речи человека. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнить 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выхода и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Важно соблюдать параметры речевого дыхания:

v выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

v выдох происходит плавно, а не толчками;

v во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

v во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

v выдыхать следует, пока не закончится воздух;

v во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным можно предложить ему подуть на вертушку, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики , дуть на разноцветные ленточки, на ватные шарики. На бумажные кораблики, плавающие по воде, сдувать листочки и снежинки с ладошки.

Но главное, не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Без голоса нет звука. Необходимо развивать голосовой аппарат ребёнка. Хорошим помощником в этом вопросе может стать фонетическая ритмика – сочетание дыхания, звука и движения. Например, можно проделать такое упражнение: Исходное положение – произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперёд. Глубоко вдохнём и на выдохе громко и протяжно произнесём звук «а-а-а…». Тянем как можно дольше. Руки при этом «рисуют» круг вокруг талии. Произнесение звука «а» стимулирует работу лёгких, трахеи и гортани.

Произнесение звука «и» очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы. Произнесение звука «о» стимулирует работу, способствует профилактике вегетативно – сосудистой дистонии, а также заболеваний центрального происхождения, связанных с головокружениями и нарушениями походки. Произнесение звука «у» усиливает функцию дыхательных и речевых центров мозга, способствует профилактике мышечной слабости и заболеваний органов слуха. Произнесение звука «ы» положительно влияет на общий тонус организма: снимает усталость, повышает работоспособность.

Ежедневные упражнения на развитие артикуляционного аппарата помогут сформировать у ребёнка правильное, чёткое произношение. Терпения Вам и успехов в увлекательных занятиях с ребёнком!