Главная · Спорт и Фитнес · История российско-японских отношений. Русско-японские отношения

История российско-японских отношений. Русско-японские отношения

Российско-японские отношения в современных условиях

Введение

Будучи странами-соседями отношения между Россией и Японией не могли не завязаться с давних лет. Начинаются они еще при российских государях, когда Россия значилась как империя.

На современном этапе распространено мнение, что отношения между Россией и Японией находятся в весьма напряженном состоянии, что не оправдано. Естественно Курильский конфликт дает о себе знать, но сотрудничество между странами, особенно в сфере атомной промышленности, только набирает обороты. Были конфликты, войны, но были и позитивные моменты. В области торгово-экономических отношений, например, несмотря на небольшие объемы торговли, Япония всегда входила в пятерку развитых стран - торговых партнеров СССР. Стабильно развивались дипломатические отношения, культурные, научные и другие гуманитарные связи.

Из истории Российско-Японских отношений

японский сотрудничество курильский атомный

Русско-японские отношения берут свое начало с 27 декабря 1991 г., когда правительство Японии признало Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя СССР.

В Московской декларации, подписанной в ноябре 1998 года, поставлена задача строительства между двумя странами долгосрочного созидательного партнерства. Поддерживается регулярный и доверительный диалог на высшем уровне.

В 2003 г. по итогам переговоров Президента Российской Федерации В.В. Путина и Премьер-министра Дз. Коидзуми был принят «Российско-Японский план действий» - обширный политический документ, в котором намечены основные направления дальнейшей работы по развитию двусторонних отношений. В нем, в частности, предусматривается развитие политического диалога, продолжение переговоров по мирному договору, сотрудничество на международной арене, торгово-экономическое взаимодействие, развитие связей в правоохранительной и оборонной областях, углубление культурных и гуманитарных обменов. Положения Плана в целом успешно реализуются по всем направлениям. Японская сторона также выражает удовлетворение ходом его реализации, за исключением переговоров по мирному договору.

ноября 2008 г. в Лиме в рамках саммита АТЭС и 18 февраля 2009 г. в Южно-Сахалинске были проведены отдельные беседы Президента России Д.А. Медведева с Премьер-министром Японии Т. Асо, в ходе которых были достигнуты договоренности об осуществлении визита Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в Японию в мае 2009 г. и проведении отдельной беседы лидеров в ходе саммита «Группы восьми» в Италии в июле 2009 г.

В июле и ноябре 2007 г., а также в декабре 2008 г. состоялись визиты в Японию делегации во главе с С.Е. Нарышкиным для участия в церемониях открытия и закрытия «Фестиваля российской культуры в Японии - 2007».

На регулярной основе осуществляются контакты между министрами иностранных дел двух стран (14-15 апреля 2008 г. Москву с рабочим визитом посетил Министр иностранных дел Японии М. Комура, 4-5 ноября 2008 г. состоялся визит С.В. Лаврова в Японию).

С 2007 г. действует механизм российско-японского стратегического диалога на уровне первых заместителей министров иностранных дел (обсуждение ключевых международных проблем, прежде всего связанных с глобальной и региональной безопасностью) под углом взаимодействия в решении международных проблем. Очередное пятое заседание в данном формате состоялось в октябре 2008 г.

В январе 2009 г. Японию с визитом посетил Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронов.

В последнее время наблюдается заметная активизация двусторонних торгово-экономических связей. В 2006 г. объем российско-японского товарооборота составил 12,5 млрд. долл. США, а в 2007 г. - 20,1 млрд. долл. США, что является рекордным показателем за всю историю двусторонних отношений. В 2008 г. объем торговли, может достигнуть 30 млрд. долл. США. Знаковым событием в двусторонних торгово-экономических связях стало строительство под Санкт-Петербургом автосборочных предприятий концернов «Тойота», «Ниссан» и «Судзуки». В декабре 2007 г. состоялась церемония пуска завода «Тойота», на которой присутствовали В.В. Путин и бывший Премьер-министр Японии Ё. Мори. В июле 2008 г. состоялась церемония начала строительства завода компании «Комацу» в Ярославле.

С 1994 г. действует Российско-Японская межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам (сопредседатели - Министр промышленности и торговли России В.Б. Христенко и министр иностранных дел Х. Накасонэ). Восьмое заседание Комиссии состоялось 21 октября с.г. в Токио.

В 2005 г. начала свою деятельность Российско-Японская организация по содействию торговле и инвестициям, цель которой - формирование условий для расширения масштабов делового взаимодействия между Россией и Японией.

Регулярно проводятся Российско-Японские Форумы (глава российской делегации - заместитель Председателя Совета Федерации Д.Ф. Мезенцев) по линии Центра стратегических разработок и Японского фонда международных обменов (с нынешнего года российским организатором станет Институт современного развития). Налажены межпартийные связи между «Единой Россией» и ЛДП Японии, «Справедливой Россией» и членом японской правящей коалиции - центристской партией «Комэйто».

Продвигается взаимодействие в других практических сферах отношений, в том числе и ранее «закрытых»: развиваются контакты по военной линии, между пограничными и правоохранительными ведомствами России и Японии.

Углубляются культурные, гуманитарные, молодежные обмены, связи по линии парламентов и общественности. В 2003-2004 гг. в России прошел «Фестиваль японской культуры - 2003». С 2006 г. в Японии ежегодно проходят фестивали российской культуры, мероприятия которых пользуются неизменным успехом у японских зрителей. Очередной фестиваль прошел в июле - декабре 2008 г.

В апреле 2007 г. в Москве прошло очередное заседание Российско-Японской комиссии по молодежным обменам.

Развиваются контакты в научно-образовательной сфере. В феврале 2006 г. в Токио состоялась 9-я сессия межправительственной Российско-Японской комиссии по научно-техническому сотрудничеству. Утверждена Программа сотрудничества на 2006-2007 гг., включающая 106 совместных научных проектов.

В последние годы заметно активизировалось сотрудничество России и Японии на международной арене (урегулирование ситуации на Корейском полуострове, антитеррор, вопросы стратегической стабильности, взаимодействие в ООН и др.).

Вместе с тем, на характере и динамике российско-японских отношений сказывается наличие у Японии военно-политического союза с США и связанное с ним следование Токио линии Вашингтона, в т.ч. - в вопросах связей с Россией. Так, под давлением американцев в связи с событиями на Кавказе в августе 2008 г. японское председательство отменило или перенесло ряд мероприятий в рамках «восьмерки», где планировалось участие России (данные мероприятия были). При этом, однако, Токио не пошел на ограничение или свертывание отношений с Россией на двусторонних треках.

Особенностью отношений с Токио является существование в них проблемы заключения мирного договора, который включал бы решение вопроса о пограничном размежевании. Между Россией и Японией ведутся соответствующие переговоры.

Основной проблемой на пути к достижению договоренности является выдвижение Японией необоснованных территориальных претензий на южные Курильские острова (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда). По данному вопросу стороны занимают противоположные позиции.

В то же время, сдерживающее воздействие нерешенности т.н. территориальной проблемы на развитие российско-японских отношений значительно уменьшилось. Это связано, прежде всего, с укреплением международных позиций России и пониманием в Токио необходимости развития российско-японских отношений, включая торгово-экономическое сотрудничество, на фоне поступательного роста экономики России и повышения инвестиционной привлекательности российского рынка.

Атомное сотрудничество

Открытая дверь в атомное будущее

Соглашение о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии позволит России и Японии заключать контракты, касающиеся ядерного топливного цикла, разведки и обогащения урана, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на пресс-конференции по итогам встречи с японским коллегой Таро Асо.

«Стало возможным заключение ряда контрактов», - сказал российский премьер.

По его словам, речь идет «о топливно-ядерном цикле, разведке и обогащении урана, а также об энергетическом машиностроении».

В свою очередь генеральный директор «Росатома» Сергей Кириенко в преддверии подписания документа сообщил журналистам, что соглашение о «мирном атоме» открывает путь ряду проектов на миллиарды долларов.

По его словам, соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атома включает в себя режим нераспространения со всеми странами.

«Мы придерживаемся режима нераспространения со всеми странами, с которыми работаем», - сказал Кириенко. По его словам, все решения построены на том, что в России есть центр по обогащению урана под гарантии МАГАТЭ, который включен в список.

Российские и японские атомщики ожидали подписания соглашения для реализации совместных масштабных проектов. Между двумя крупнейшими мировыми атомными холдингами - ОАО «Атомэнергопром» и Toshiba - еще в марте 2008 года было подписано генеральное рамочное соглашение о сотрудничестве.

Спустя год, в марте 2009 года «Атомэнергопром» сообщил, что договорился с японской компанией уже о совместных действиях на рынке товаров и услуг ядерно-топливного цикла Японии и других государств азиатского региона (на неэксклюзивной основе). В тоже время партнеры заявили, что проекты можно будет реализовать только после соглашения о «мирном атоме».

По словам заместителя руководителя Института безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) Рафаэля Арутюняна, данное соглашение «открывает большие перспективы в выгодном для России сотрудничестве с Японией в атомной сфере».

«Соглашение подписано, и оно создает много возможностей для двух стран в развитии взаимодействия по всему спектру услуг ядерно-топливного цикла. Перспективы очень большие. Япония - страна с развитой атомной энергетикой, для нее, как и для РФ, это соглашение много значит», - сказал РИА Новости эксперт.

Очередь урановых проектов

Соглашение предполагает, что на территории Японии будет создан гарантийный склад низкообогащенного урана. Кириенко сообщил, что для этого ОАО «Техснабэкспорт» и Toshiba намерены подписать соглашение о создании совместного предприятия по проработке возможностей формирования склада и стороны договариваются, «чтобы СП было открыто для японских потребителей».

Ранее сообщалось, что «Атомэнергопром» и Toshiba договорились начать детальное изучение возможности совместного строительства на территории Японии или другого государства завода по обогащению урана, базирующегося на высокоэффективной российской газоцентрифужной технологии.

Согласно тексту соглашения, РФ и Япония намерены обмениваться информацией, в том числе, относящейся к ядерной безопасности, сотрудничать в разведке и разработке урановых месторождений, проектировании, строительстве и эксплуатации легководных реакторов, переработке и обращении с радиоактивными отходами, ядерной безопасности, включая радиационную защиту и контроль за состоянием окружающей среды, вместе работать при исследованиях и применении радиоизотопов и излучения.

Соглашение заключено сроком на 25 лет. Однако если ни одна из сторон не прекратит действие соглашения, оно будет иметь бессрочный характер.

Русско-японское атомное сотрудничество

Сегодня Россия и Япония взаимодействуют в обеспечении безопасной эксплуатации АЭС, в сфере услуг ядерно-топливного цикла, в реализации проекта строительства ИТЭР, в стажировке специалистов и обмене опытом.

С 1999 года российская компания «Техснабэкспорт» (100-процентное дочернее предприятие «Атомэнергопром») поставляет в Японию российский низкообогащенный уран. С тех пор доля российских услуг по обогащению урана для нужд японской атомной энергетики постоянно растет и сегодня составляет около 15% от общих потребностей этой страны. Идет планомерный рост поставок, которые к 2014 году составят до 25% японского рынка.

С рядом японских компаний, в том числе, Mitsui и Marubeni, госкорпорация «Росатом» обсуждает возможность совместного участия в освоении урановых месторождений на территории как России, так и третьих стран. Успешная реализация этих и других проектов позволит взаимовыгодно работать над обеспечением необходимым стратегическим сырьем и российской, и японской атомной энергетики.

Кроме того, в рамках программы «Глобальное партнерство» Япония финансирует работы по утилизации российских атомных подводных лодок, выведенных из эксплуатации. В течение 2004-2009 годов была проведена утилизация лодки класса «Виктор-1», трех лодок класса «Виктор-III» и лодки класса «Чарли-1». В течение 2009 года были утилизированы еще две лодки класса «Виктор-III». Общая стоимость работ по этому направлению составила около 50 миллионов долларов.

Все отходы «Фукусима-1» будут захоронены в России?

Еще никто не вспоминал о том, что 12 мая 2009 года в Токио генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Кириенко и министр иностранных дел Японии Хирофуми Накасонэ подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии.

Документ был подписан в рамках рабочего визита в Японию премьер-министра России Владимира Путина». Среди всего прочего в этом договоре есть пункт по которому Россия принимает обязательства по утилизации и переработке ОЯТ (отработанного ядерного топлива). Буквально на днях Сергея Кириенко вызвали в вашингтонский обком где велся разговор о возможностях Росатома по приему и захоронению на территории России радиоактивных материалов с места аварии в Фукусиме (а это буквально все, будет сниматься даже верхний слой почвы).

Транспортировка будет осуществляться через порт Восточный (рядом с Находкой). По железной дороге. Вероятно, что ввиду срочности и большого количества эшелонов будут загружен и Транссиб и БАМ. На территории России для транспортировки ОЯТ применяется несколько типов вагонов:

Так что, как только такой порожняк в большом количестве погонят через амурские станции на восток, значит процесс пошел! Обратно пойдут груженными японскими посылками.

Основная проблема сотрудничества

Основной проблемой по общепризнанному мнению является территориальный вопрос в отношении островов, вызывающих много споров и конфликтов. Разберемся поподробнее, почему так важна эта территория для России и Японии.

Принадлежность островов и судоходство

Нередко заявляется, что между островами пролегают единственные российские незамерзающие проливы Екатерины и Фриза из Японского моря в Тихий океан, и, таким образом, в случае передачи островов Японии тихоокеанский флот России в зимние месяцы будет испытывать трудности по выходу в акваторию Тихого океана:

Начальник Федерального главного управления «МАП Сахалина» министерства транспорта РФ Егоров М.И. в ходе доклада особо предупредил, что в случае уступки территориальным требованиям Японии, Россия потеряет незамерзающие пролив Фриза и пролив Екатерины. Тем самым Россия потеряет свободный выход в Тихий Океан. Япония обязательно сделает проход через проливы платным или ограниченным.

Однако ограничение российского судоходства - кроме боевых кораблей при конфликте - в этих проливах, а тем более введение платы противоречило бы некоторым положениям общепризнанного в международном праве (в том числе признанному в Конвенции ООН по морскому праву, которую Япония подписала и ратифицировала) права мирного прохода, тем более что Япония не имеет архипелажных вод.

Если иностранное торговое судно выполняет указанные требования, прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу через территориальные воды и обязано принять все необходимые меры для безопасного осуществления мирного прохода - объявлять, в частности, для общего сведения о всех известных ему опасностях для судоходства. Иностранные суда не должны облагаться какими-либо сборами за проход, за исключением сборов и платы за фактически оказанные услуги, которые должны взиматься без какой-либо дискриминации.

Кратчайший морской путь из Владивостока в Петропавловск-Камчатский проходит не через южные курильские проливы, судоходство идёт через Четвёртый Курильский пролив (к югу от острова Парамушир).

При этом кратчайший путь из Владивостока в Тихий океан лежит через незамерзающий пролив Цугару между островами Хоккайдо и Хонсю. Этот пролив не перекрывается территориальными водами Японии, хотя может быть включён в состав территориальных вод в одностороннем порядке в любой момент.

Позиции третьих стран

Мао Цзэдун в 1964 году выражал поддержку позиции Японии на встрече с японскими социалистами, но позднее в том же году отзывался о своих высказываниях как о «холостом выстреле».

По состоянию на 2010 год, США считают, что суверенитетом над спорными островами обладает Япония, при этом отмечая, что статья 5 американо-японского договора о безопасности (о том, что атака на любую из сторон на территории, управляемой Японией, считается угрозой обеим сторонам) не относится к данным островам, как не управляемым Японией. Аналогичной была и позиция администрации Буша-младшего. О том, была ли ранее позиция США иной, в академической литературе существует спор. В 2011 году в пресс-службе Посольства США в Российской Федерации отметили, что данная позиция США существует давно и отдельные политики лишь подтверждают её.

Обострение в 2010 году

1 ноября 2010 года президент России Дмитрий Медведев посетил острова Курильской гряды, что вызвало резкую критику со стороны японского правительства.

Медведев стал первым российским президентом, посетившим один из Курильских островов. Премьер-министр Японии Наото Кан выразил недовольство по поводу визита Медведева. Руководитель секретариата кабинета министров Японии Йосито Сэнгоку заявил, что Япония будет внимательно наблюдать за действиями и комментариями российской стороны в связи с этим нежелательным визитом. Он сказал, что Японии важно точно знать, какого рода комментарии допускаются российской стороной, и после этого решить, как вести себя в этой ситуации.

В то же время, министр иностранных дел России Сергей Лавров подверг резкой критике реакцию японской стороны на визит президента Медведева, назвав её недопустимой. Сергей Лавров также подчеркнул, что эти острова являются территорией России.

Президент России Дмитрий Медведев посетил острова Курильской гряды, спор о принадлежности которых идет между Японией и Россией. Это вызвало резкую критику со стороны японского правительства.

Медведев стал первым российским президентом, посетившим один из Курильских островов, являющихся объектом территориального спора. Россия и Япония заявляют свои права на четыре острова, которые в России называют Южными Курилами, а в Японии - «северными территориями». Советский Союз захватил эти острова, объявив войну Японии в конце Второй мировой войны, после чего с островов были выселены более 15 000 проживавших там японцев. Этот территориальный спор не позволял двум странам заключить официальное мирное соглашение.

По словам президента Медведева, он побывал на этих островах, поскольку хотел увидеть, как живут люди на самом южном острове, Кунашире. Он сказал, что хотел убедиться в том, что уровень жизни на островах соответствует общероссийским стандартам, и что важно обеспечить наличие врачей и других специалистов в этих районах.

Премьер-министр Японии Наото Кан выразил недовольство по поводу визита Медведева. По словам Кана, Япония никогда не меняла своей позиции в отношении четырех северных островов, которые она считает своей территорией. Он считает то, что российский президент решил посетить эти острова, достойным сожаления.

Руководитель секретариата кабинета министров Японии Йосито Сэнгоку заявил, что Япония будет внимательно наблюдать за действиями и комментариями российской стороны в связи с этим нежелательным визитом. Он сказал, что Японии важно точно знать, какого рода комментарии допускаются российской стороной, и после этого решить, как вести себя в этой ситуации.

Тем временем, министр иностранных дел России Сергей Лавров подверг резкой критике реакцию японской стороны на визит президента Медведева. Глава российского внешнеполитического ведомства заявил, что реакция японской стороны на визит президента Медведева на Курильские острова была недопустимой. Сергей Лавров заявил, что эти острова являются территорией России.

Министр иностранных дел Японии Сейдзи Маехара сообщил во вторник 2 ноября, что глава японской миссии в России «временно» вернется в Токио для получения дальнейшей информации о посещении Курил российским президентом. Тем не менее, по словам пресс-секретаря японского правительства Йосито Сенгоку, запланированная встреча Дмитрия Медведева и премьер-министра Японии Наото Кана на саммите Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который пройдет 13 и 14 ноября в Японии, должна состояться.

Японский премьер уже испытывает падение популярности в своей стране: многие японцы недовольны его действиями в ходе аналогичного спора с Китаем из-за группы островов.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что президент Дмитрий Медведев совершит повторный визит на Курильские острова. По словам главы российского МИДа, который в настоящее время находится в Осло, во вторник 2 ноября президент Медведев сообщил ему о своих планах посетить другие острова архипелага.

Правительство Японии выразило решительный протест против состоявшегося визита российского министра обороны, посетившего южные Курильские острова, которые и Япония, и Россия считают своими.

Четыре острова, которые называются Южными Курилами, и которые японцы называют Северными территориями, отошли к Советскому Союзу после Второй мировой войны. Территориальный спор вокруг этих островов до сих пор, через 65 лет после окончания военных действий, не дает двум странам заключить мирное соглашение.

Премьер-министр Японии Наото Кан назвал посещение двух из этих островов министром обороны России Анатолием Сердюковым «в высшей степени достойным сожаления». Эта поездка состоялась лишь за неделю до запланированного визита в Москву министра иностранных дел Японии Сейджи Маехары.

Симотомаи Набуо по поводу Курильского вопроса

Мы не хотим воевать из-за Курил

Профессор юридического факультета университета Хосэй (Токио) Нобуо Симотомаи рассказал газете «Взгляд» о том, как внутри японского общества смотрят на спор с Россией из-за Курильских островов. Эксперт признал, что японское общество относится к этой теме болезненно, но готово на компромиссы. «Спор о Курильских островах результат холодной войны. Заключить нам мир с Москвой в свое время помешали США», - сказал г-н Симотомаи.

Господин Симотомаи, можно ли сказать, что мечта о возвращении северных территорий остается для массового японского сознания очень важной и даже носит болезненный оттенок?

В принципе, да. Японцы считают, что острова принадлежат им. Это преобладающая внутренняя точка зрения… Но так как сейчас на островах проживают более 17 тыс. россиян, мы признаем, что нужен компромиссный вариант.

Чем Курильские острова так важны для Японии с точки зрения экономики, политики?

Это касается больше истории. Эти острова - символ престижа Японии. Мирные отношения между странами прекратились после Первой мировой войны и Октябрьской революции в России. Во время Великой Отечественной войны наши отношения были нейтральны, а затем до 1960-х годов был застой. Даже после этого всегда оставалась какая-то нервозность в отношениях.

Хотя в период горбачевской перестройки были положительные периоды. Тем не менее полнокровные отношения пока не складываются. Мы надеемся, что заключение мирного договора поможет преодолеть период застоя, чьим символом всегда был территориальный спор.

Как в стране пропагандируется официальная позиция по Курилам в детсадах, в школе, по ТВ?

В японских СМИ, особенно 7 февраля, в День северных территорий, излагается эта точка зрения. В 1875 году все Курильские острова отошли Японии, и это считается официальной позицией. На этот раз премьер-министр очень дерзко высказал свое мнение. Да, он сделал это заявление для «внутреннего потребления». Возникает очень нервная реакция со стороны общественного мнения. В Японии сейчас этот вопрос очень важен, как и для Москвы. Ваш президент тоже ведь из-за начала политического сезона посетил остров Кунашир.

До какой степени Япония готова давить на Россию, чтобы вернуть острова? Возможно вооруженное столкновение?

В период холодной войны острова могли представлять опасность для возникновения конфликта. Но сейчас нет никаких идеологических и ядерных угроз. Визит вашего министра обороны Сердюкова был символичным. Это не представляет японцам большой угрозы, мы не хотим воевать. У нас мирный путь, который исключает военный конфликт. Это наш приоритет. Насколько я понимаю, Россия символично хочет показать свою мощность, но тоже не намерена воевать.

Почему сейчас Япония не идет на компромисс по модели 1956 года? Тогда Москва предлагала Токио заключить мирный договор с передачей Японии двух островов: Шикотан и Хабомаи?

Эти острова составляют меньшую часть северных территорий. Остальные два - большие острова Кунашир и Итуруп - никогда не были российской землей, о чем молчат российские СМИ. Все Курильские острова отошли Японии согласно договору от 1875 года. Это был первый мирный договор между двумя странами. Этот договор, как я понимаю, нарушил Сталин.

Кстати, не только японцы считают Курилы своими. Китай тоже поддерживал это мнение. В свое время Мао Цзэдун называл Курилы японской территорией. Правда, надо признать, что сейчас официальная позиция Китая заключается в том, что Курилы - российская территория. После встречи Ху Цзиньтао с вашим президентом Китай официально подтверждает этот принцип.

Правда ли, что заключить мир с Москвой в 1950-60-е годы вам помешало давление США? Американцы грозили не вернуть Японии острова Окинава, если Токио откажется от своих претензий на Итуруп и Кунашир?

Да, на самом деле этот спор - результат холодной войны. Насколько я понимаю, самым большим препятствием в хрущевский период была позиция США и Великобритании. Там не хотели, чтобы японское правительство заключало мирный договор с СССР. Они считали это опасным для англо-американского миропорядка. Им было выгодно, чтобы даже в период мирного существования не появилось договора между Москвой и Токио.

11 февраля должны состояться переговоры глав внешнеполитических ведомств наших стран. В такой нервной атмосфере не было ли лучше вообще отложить визит?

Мы хотим продолжать экономическое развитие, которое идет неплохо. Сейчас азиатское пространство переживает экономический подъем, поэтому Россия тоже хочет включиться в этот процесс - в первую очередь ради развития Дальнего Востока и Восточной Сибири.

Оценка ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения)

Недавний визит президента России Дмитрия Медведева на остров Кунашир вновь поднял традиционный, если не сказать фундаментальный для российско-японских отношений Курильский вопрос. Каковы перспективы решения этого территориального спора в ближайшем будущем.

Отдать нельзя оставить. Проблема, где поставить запятую в этом предложении, перед большинством россиян не стоит: по результатам опроса ВЦИОМ, 89% жителей страны выступают против идеи передать Японии четыре южных острова Большой и Малой Курильских гряд. 79% респондентов считают, что нужно окончательно оставить острова за Россией и вообще перестать обсуждать эту территориальную проблему.

Граждане Японии, однако, столь же искренне убеждены в том, что острова Кунашир, Итуруп, гряда мелких островов и скал Хабомаи и остров Шикотан (Северные территории) принадлежат именно их стране. Более того, каждый год 7 февраля японцы отмечают День Северных территорий - в этот день в 1855 году в японском городе Симода был подписан Трактат о торговле и границах между Россией и Японией, закрепивший за Японией остров Итуруп и прочие Курильские острова к югу. Специальным днем в календаре Япония не ограничилась: в июле 2009 года парламент страны одобрил поправки к закону «О специальных мерах по содействию решения вопроса Северных территорий и подобных ему», в которых четко говорится о том, что четыре Южно-Курильских острова принадлежат Японии.

Немалую роль в нагнетании ажиотажа вокруг территориальной проблемы играют местные СМИ, которые позволяют себе довольно эмоциональные формулировки. Так, Киоко Ямагучииз авторитетной газеты The Yomiuri Shimbun отметила, что Дмитрий Медведев стал первым российским руководителем, посетившим Северные территории «после того, как СССР незаконно оккупировал острова в 1945 году». О факте подписания Японией в том же году Акта о безоговорочной капитуляции, а в 1951-м - Сан-Францисского мирного договора (предусматривавшего, помимо прочего, незаконность претензий побежденной Японии на Курильские острова), журналистка деликатно умолчала. Не менее авторитетная и популярная у японцев The Mainichi Shimbun Сан-Францисский договор упомянула - но только для того, чтобы подчеркнуть, что СССР его не подписал и проблема северной границы Японии с Россией никакого официального решения не имеет. Сам визит Медведева на Кунашир в газете назвали «подрывом доверия» и возмутительным игнорированием «предупреждений» с японской стороны, а правительству Японии, «пассивно позволяющему России осуществлять контроль над Северными территориями», посоветовали занять более жесткую позицию в территориальном споре.

Стоит отметить, что Сан-Францисский мирный договор создал неоднозначную с правовой точки зрения ситуацию. Неподписание его СССР лишило Россию как правопреемницу права ссылаться на единственный договор, по которому Япония отказалась от всех прав и претензий на Курильские острова, и это несколько ослабляет позицию российской стороны в территориальном споре. Но помимо этого в самом договоре вообще никак не определяется статус островов, их принадлежность конкретному государству. Хироши Кимура, профессор политологии Университета Такусеку, считает, что «архитектор» Сан-Францисского договора, полномочный представитель США на Сан-Францисской конференции Джон Даллес намеренно использовал тактику половинчатых решений, в соответствии с которой на конференции (а затем и в самом договоре) подтвердился лишь отказ Японии от прав на Курильские острова, но сохранилась неопределенность в отношении принадлежности островов после отказа от них Японии. Таким образом, получилось, что Курилы перестали принадлежать Японии, однако не попали под суверенитет СССР.

В настоящее время позиция Японии сводится к тому, что Южно-Курильские острова - Северные территории - не входят в понятие Курильских островов, от которых страна отказалась по Сан-Францисскому мирному договору, зато в соответствии с Симодским трактатом являются «исконной» территорией Японии. Однако многие юристы, в частности профессор международного права Университета Киото Таканэ Сугихара, считают попытки исключить острова Итуруп, Кунашир, Хабомаи и Шикотан из понятия Курильских островов юридически необоснованными. В 1946 году Японии была направлена директива главнокомандующего союзных держав №677, ясно указавшая, что «все Курильские острова, включая Хабомаи и Шикотан», исключаются из-под японской юрисдикции.

Урегулировать все разногласия по территориальной проблеме мог бы мирный договор между Россией и Японией. На сайте МИД России сказано, что переговоры о заключении такого договора ведутся с 1955 года. Однако в реальности до 1991 года ровным счетом ничего не происходило, а после принимало лишь форму договоренностей и деклараций, где фиксировалась готовность «приложить максимальные усилия», «активизировать процесс переговоров», «продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора», etc. Максимально приблизиться к мирному договору сторонам удалось лишь в 1956 году, когда была подписана Совместная декларация СССР и Японии. Документ фиксировал прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений между двумя государствами, согласие продолжить переговоры о заключении мирного договора, а также (в статье 9) передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения этого мирного договора. Продолжения, тем не менее, не последовало, а после подписания в 1960 году Договора о взаимодействии и безопасности между США и Японией (ставшего правовой базой для пребывания американских военных сил на японской территории) и отказа СССР от обязательств по статье 9 Совместной декларации начался длительный период застоя. По большому счету в 2010 году территориальная проблема в отношении Курильских островов остается столь же далекой от решения, как и полвека назад. (15.11.2010)

Заключение

За все время существования российско-японские отношения претерпели много изменений: время войн и мирного взаимодействия, споров и сотрудничества. В своей работе я постаралась отразить все аспекты отношений сторон.

Только подписание мирного договора между странами поможет решить основной вопрос - территориальный, источник всех конфликтов и недомолвок. Какими бы ни были сложными отношения на разных этапах, чем скорее он будет решен, тем будет лучше для обеих стран, учитывая что ни Москва, ни Токио не собираются уступать друг другу четыре внушительных по своим размерам острова.

Развитие партнерства между двумя странами чрезвычайно необходимо. Строительство отношений в рамках сотрудничества является приоритетной задачей для обеих стран и не оставляет надежды, что отношения между Россией и Японией в будущем будут носить более динамичный характер. Сумеют ли реализовать эту возможность нынешние политики? Покажет время. Только в этом случае России и Японии удастся прийти к взаимовыгодному сотрудничеству во всех отношениях.

Список литературы

1.РИА Новости. #"justify">2.Журнал «Полис», №6 за 2008 г. #"justify">3.Газета «Взгляд», февраль, 2011 г. #"justify">4.Всероссийский центр изучения общественного мнения (политические исследования) #"justify">5.Википедия. Проблема принадлежности Курильских островов #"justify">.Сестанович С. «Россия в цифрах»


Отношения между Советским Союзом (1922–1991) и Японией всегда были напряженными.

Страница: 1/4

Во-первых, обе страны были в противоположных лагерях во время холодной войны. Во-вторых, отношения были напряженными из-за территориальных конфликтов, касательно и Курильских островов, и Южного Сахалина. Эти две причины, а также ряд других небольших разногласий не давали обеим странам заключить мирный договор после Второй мировой войны, и даже сейчас ряд вопросов, в частности, касательно всё тех же т.н. «северных территорий» остаётся нерешенными.

Напряженность в японо-советских отношениях имеет глубокие исторические корни, которые появились ещё во времена гонки японской и российской империй за господство над северо-восточной Азией.

В 1993 году, около 50 лет спустя после конца Второй мировой войны, военное положение межу Японией и Россией всё ещё технически существовало из-за того, что правительство Москвы отказывалось все прошедшие годы подписать мирный договор 1951 года. Большим камнем преткновения во всех последующих попытках Японии установить двусторонние отношения на так называемой «подлинно стабильной основе» был территориальный спор в отношении Курил, которые также известны в Японии как «северные территории».

1922-1925 годы: признание Советского Союза

Плохие отношения между Советским Союзом и Японией, начиная с 1920-х и до конца 1940-х годов, возможно, были следствием победы японской стороны над императорской Россией, государством-предшественником Советского Союза, в Русско-японской войне 1904-1905 годов.

Кроме того, во время гражданской революции в России (1918-1921 годы) Япония (в качестве члена войск интервентов) заняла Владивосток и не покидала его вплоть до 1922 года, когда был основан Советский Союз.

В 1925 году, после нескольких лет переговоров между Японией и Советским Союзом, обе страны согласились, что Портсмутский договор (был заключён между Российской империей и императорской Японией и стал официальным концом Русско-японской войны) остается в силе до тех пор, пока ни будут пересмотрены другие соглашения и договоры между этими странами. Таким соглашением Япония формально признала Советский Союз.

1932-1946 годы: ухудшение отношений и война

После оккупации Манчжурии в 1922 году, Япония повернула свои военные интересы к советским территориям. Советско-японские отношения резко ухудшились в 1936 году. Это произошло из-за заключения Антикоминтерновского пакта между Японией и Германией в ноябре 1935 года, который был разработан в качестве обороны против международного коммунизма. Советский Союз отреагировал на это заключением Советско-монгольского соглашения о взаимопомощи в марте 1936 года.

Первый крупный советско-японский пограничный инцидент, так называемая битва у озера Хасан (1938 год), произошел в Приморье, недалеко от Владивостока. Часто происходили конфликты между Японией и Советским Союзом на границе с Манчжурией, далее они перешли в непровозглашенную войну, которая завершилась боем на реке Хальхин-Гол (1939 год) на границе Монголии и Манчжурии. Советский Союз решительно выиграл сражение и удержал Японию от дальнейших агрессивных действий в отношении себя во время Второй мировой войны.

В 1941 году, два года спустя после пограничной войны, Япония и Советский Союз подписали Пакт о нейтралитете. Позже в том же году Япония обдумывала расторжение пакта, когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз, проводя операцию «Барбаросса» в начале Великой отечественной войны. Но она не стала этого делать в основном из-за поражения в сражении на Хальхин-Голе, даже несмотря на то, что вместе с Германией была участницей Тройственного пакта.

В апреле 1945 года, перед победой над нацистской Германией, Советский Союз аннулировал Пакт о нейтралитете, а после победы – объявил войну Японии в поддержку своих союзников во Второй мировой войне и начал операцию Августовский шторм. Вторжение началось 8-го августа 1945 года, ровно три месяца спустя после того, как Германия сдалась 8-го мая. Примечательно, что «Августовский шторм» начался между сбросом атомных бомб на Хиросиму (6-е августа) и Нагасаки (9-е августа). Решение Японии сдаться было принято перед серией масштабных советских атак в Манчжурии, на Сахалине и Курильских островах, но война продолжалась, и Советские войска запланировали вторгнуться на Хоккайдо задолго до другого вторжения союзников на Кюсю.

На фоне этих вторжений 56 островов Курильской цепи, включая южную половину Сахалина (т.е. «северные территории»), в 1946 году были включены в состав Советского Союза указом Президиума Верховного совета СССР. Этот декрет создал Южно-Сахалинскую область в Хабаровском крае Советского Союза. Эта аннексия никогда не была признана Японией и расторгла соглашение советско-японского мирного договора времён Второй Мировой войны и сделала невозможным появление более близких отношений между этими двумя государствами. Советский Союз отказался возвращать эти территории из-за страха перед тем, что такое действие могло воодушевить Китай предъявить свои территориальные требования СССР. Также Советский Союз использовал эти острова как часть противолодочной военной системы, защищая выход в Охотское море.

Следующая страница (2/4)

Переход к странице: [ 1 |

"Золотой век" русско-японских отношений

Глава II. Русско-японские отношения (1905-1916)

2.1 Послевоенные мирные договоры и их роль в урегулировании отношений

Портсмутский договор оставил неурегулированными целый ряд вопросов, наметив лишь весьма общие рамки будущих решений. Предстояло заключить новый торговый трактат, конвенцию о рыболовстве, соглашение о соединении русских и японских дорог в Манчжурии, а так же произвести расчет за содержание военнопленных. Стремясь к восстановлению нормальных и по возможности доверчивых отношений с Японией, Россия должна была выполнить взятые на себя по договору обязательства. Вместе с тем, русская дипломатия, естественно стремилась сделать это с наименьшим ущербом для достоинства и жизненных интересов страны на Дальнем Востоке.

Япония, нуждавшаяся в передышке для закрепления на захваченных позициях, в свою очередь, хотела упорядочить отношения с Россией. В то же время Японская дипломатия норовила использовать благоприятное для Токио соотношение сил, чтобы "подправить" Портсмутский трактат в свою пользу.

Переговоры начались весной и летом 1906 г., т. е. после обмена посланниками и завершения первого этапа вывода войск из Манчжурии. Обе стороны провели к ним тщательную подготовку. Так, в России переговорам о заключении торгового трактата предшествовали особые межведомственные совещания под председательством министров иностранных дел и торговли и промышленности. Ряд комиссий и совещаний с участием специалистов предпринимателей-рыбопромышленников подготовили соображения о новой рыболовной конвенции. Так же был подписаны трактаты о торговле и мореплавании.

Первый из них состоял из самого договора, "отдельных статей", протокола, регулировавшего порядок торговли с Ляодунской территорией, и дополнительных нот, уточнявших, что "отдельные статьи" не ставят контрагента в худшее положение, чем другие державы. Япония обещала, что воспользуется выговоренными преимуществами в Отношении Кореи и стран Восточной Азии только после 1911 г. Предусматривалось открытие японских консульств во Владивостоке и Николаеве, а Русских - в японских портах Цуруга и Отару.

Если экономическое значение нового договора было не велико в силу малых оборотов русско-японской торговли, то его политическая важность представлялась несомненной. Регулируемое "отдельными статьями2 "особое положение России и Японии в отношении некоторых стран служило своеобразным разграничением сфер их экономического влияния и в этой части дополняло собой политическую конвенцию. В поздней (1908 г.) инструкции русскому послу в Токио подчеркивалось значение взаимных уступок, "по которым Россия поставлена в привилегированное положение к сопредельным с ней азиатским странам, а Япония к Корее и к странам на Востоке от Малаккского пролива". "Благодаря этим взаимным уступкам, - говорилось там, - Россия сохранила за собой право входить в известные сепаратные соглашения с Китаем, а Японии развязаны руки в Корее и в соседних с ней тропических широтах, где русские интересы не имеют развития"

Рыболовная конвенция включала основные условия и протокол, формулировавший ограничения японских прав отдельных местностях, с подробным картографическим приложением. По конвенции японским поданы было предоставлено право ловли рыбы, водорослей и морских млекопитающих, за исключением морских бобров и котиков. Лов и обработка продуктов моря могли производиться, на особо выделенных ля этой цели рыболовных участка, сдаваемых в аренду с торгов. Японцы, арендовавшие рыболовные участки, получили право пользоваться береговым пространством в переделах этих участков для обработки и хранения продуктов лова, починки судов, снастей и т. п. Русские рыбопромышленники на Дальнем Востоке, в свою очередь, получали право беспошлинного вывоза рыбы в Японию Срок действия конвенции устанавливался в 12 лет.

Русской дипломатии удалось исключить из сферы деятельности соглашения устья рек, места поселения туземных племен или русских поселенцев, а так же 34 бухты. Япония получила право с некоторыми ограничениями заниматься рыболовным промыслом и в Амурском лимане, причем на последнем этапе переговоров, эти ограничения были несколько ослаблены.

Этот торговый договор и рыболовная конвенция получили положительную оценку. Руководство царского МИД не отрицало серьезности сделанных экономических уступок, но подчеркивало политическое значение обоих соглашений в плане ликвидации обязательств по Портсмутскому миру, стабилизации положения на Дальнем Востоке и создания условий для новых соглашений двух империй. Руководители дипломатического ведомства полагали также, что удалось отстоять наиболее важные экономические позиции - не позволять Японии осуществить мирный экономических захват русского Дальнего Востока, защитить интересы русской колонизации края, его туземного населения и сохранить возможности для развития русского рыболовного промысла.

Оценки царского МИД не чужды были саморекламы. Русская печать и некоторые деятели того времени, не принадлежавшие к правительственным кругам, подходили к русско-японскому урегулированию более критично. Витте например считал, что торговым трактатом и рыболовной конвенцией "были даны Японии большие права и выгоды, нежели это непосредственно вытекало из договора.

Газеты почти единодушно приветствовали конвенцию 17 июля и политический аспект соглашений по торговым, рыболовным и железнодорожным Вопросам.

Объективно взвесить значение русско-японских соглашений позволяют так же зарубежные отклики. В правительственных кругах Японии эти соглашения рассматривались, как большой дипломатический успех. Пресса единодушно приветствовала новый фазис отношений с Россией. По стране были организованы массовые празднества.

Во Франции и Англии русско-японское урегулирование приветствовалось как фактор, кладущий конец дальневосточным "увлечением" царизма, сближающий Россию с англо-франко-японской группировкой и облегчающие англо-русское соглашение. Газеты старались преуменьшить значение уступок, сделанные русской стороной, и представить даже условия рыболовной конвенции достаточно выгодными России.

Противоположной по понятным причинам оказалась реакция Германии. Ещё в ходе русско-японских переговоров, 2 июня 1907 г., В Шеен вручил Извольскому меморандум, в котором указывал, что его сторона готова с понимание отнестись к разрешению Россией своих спорных вопросов с Японией и Англией, но будет протестовать против любых действий, направленных на участие в её антигерманском союзе с Японией, Англией и Францией. В ответ Извольский заверил посла, что речь идет лишь о соглашениях по конкретным вопросам в пределах ограниченной территории.

Извещая другие страны о подписании политической конвенции с Японией, Извольский старался подчеркнуть её мирные цели и региональный характер. Ему не удалось, однако, успокоить Берлин. Германский посланник в Пекине Рекс утверждал, что договоры Франции и России с Японией, заключенные с ведома и согласия Англии, в конце изменили политическую ситуацию на Дальнем Востоке как неожиданное и неблагоприятное для Германии, акцентировала невыгодность условий урегулирования для России и успех Японии.

Историки правомерно считают, что в ходе урегулирования 1907 г. Япония сумела использовать выгодную ситуацию, для развития некоторых важных положений Портсмутского договора в свою пользу. Условия рыболовной конвенции и некоторые статьи трактата о торговле и мореплавания создали японскому капиталу благоприятные условия для экспансии на русском Дальнем Востоке. В этом проявилась неспособность царизма, опасавшегося в случае конфликта с Японией новых внутренних осложнений, твердо отстаивать национальные интересы страны. В то же время русско-японские соглашения привели к урегулированию ряда спорных вопросов и к сближению двух государств в борьбе с конкурентами в Китае, прежде всего Соединёнными Штатами. Урегулирование на Дальнем Востоке позволило царизму перенести внимание на другие регионы, способствовало англо-русскому соглашению и в перспективе - вхождению России в Антанту.

Договоры июля 1907 г. Послужили импульсом к дальнейшему развитию русско-японских отношений. В сентябре 1907 г. Стороны договорились о повышении ранга взаимных представительств до посольств, что равносильно было официальное признание царской Россией Японии великой державой. В октябре-ноябре последовало удовлетворение финансовых претензий Токио.

2 и 3 сентября 2016 года в рамках Международного Экономического Форума (МЭФ), проходившего во Владивостоке, состоялась встреча лидеров России и Японии. В ходе переговоров между президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ были достигнуты договорённости по вопросам сотрудничества двух стран. Данная встреча явилась важным этапом, открывающим перспективы сотрудничества России и Японии в экономической и оборонной сферах, а также в решении внешнеполитических вопросов.

Одним из ключевых вопросов в отношениях России и Японии является принадлежность четырех Курильских островов: Хабомаи, Шикотана, Итурупа и Кунашира. Российская сторона непреклонна в своей позиции о сохранении этих островов, однако Япония пытается найти новые подходы для получения «Северных территорий». Несмотря на кажущуюся невозможность компромиссов по данному вопросу, переговоры продолжаются. Япония настаивает на заключении Мирного Договора, которое подразумевает передачу островов японской стороне.

Россия также заинтересована в решении этой проблемы, но с другой точки зрения. Перед встречей с Синдзо Абэ президент Путин заявил, что необходимо решение проблемы на взаимовыгодных условия, и какое-либо продвижение в вопросе «Северных территорий» возможно только при выстраивании близких, доверительных отношений. В качестве примера президент России привёл случай Китая. Территориальные споры между Россией и Китаем были урегулированы в результате тесного сотрудничества в различных сферах. Таким образом, в данной ситуации дальнейшее рассмотрение территориальных споров между Россией и Японией может явиться толчком для углубления сотрудничества.

Премьер-министр Абэ начал предпринимать решительные шаги в этом направлении. Ещё во время майского визита в Сочи он предложил план по сотрудничеству двух стран в восьми сферах: энергетики, промышленности, сельского хозяйства, городской среды, кооперации предприятий малого и среднего бизнеса, высоких технологии, гуманитарных обменов. Данные действия со стороны Японии направлены на возможный прогресс в подписании мирного договора и передаче островов. Не следует также обделять вниманием личные амбиции премьера Абэ, всеми силами пытающегося принять это историческое соглашение в срок своего правления. Также Абэ Синдзо предпринимает попытки по сохранению своего авторитета среди правящей элиты и населения. Согласно опросам газеты Майнити, около 60% опрошенных выразили уверенность в решении вопроса Северных территорий. Более того, не только у японской политической элиты, но и у японских инвесторов есть сугубо экономический интерес на российском рынке. Ряд крупномасштабных проектов по развитию Дальнего Востока выгоден для обеих сторон. Например, президент Абэ предложил совместно развивать Владивосток как открытый порт, сделав его воротами из Тихого океана в Евразию.

Ещё одним фактором, создающим необходимость выстраивания более тесных взаимоотношений с Россией, является претензия Китая на региональное доминирование. Япония пытается сместить в свою сторону поток ресурсов, ослабив Китай. Она может предложить более безопасное сотрудничество, так как со стороны Японии не существует опасности заселения приграничных территорий. Поэтому Япония ищет в России защитника на случай агрессии со стороны Китая. Также Япония пытается освободиться от американского влияния, выстраивая более доверительные отношения с Россией. Для этого ключевым является сотрудничество в оборонной сфере. Хотя Япония ещё не готова полностью отказаться от опеки США, Правительство постепенно предпринимает законодательные шаги для создания боеспособной армии. Например, в 2016 году был принят закон, дающий право Японским Силам Самообороны вести боевые действия за пределами территории Японии. Нынешним министром обороны Японии является Томоми Инада, который не раз высказывался за разработку ядерного оружия.

Для России выгоды, получаемые от сотрудничества с Японией, также выходят за рамки экономики. Япония может стать очень важным геополитическим партнёром России по двум причинам. Во-первых, Япония является одной из самых экономически высокоразвитых стран мира. Более того, Япония обладает достаточно мощной и боеспособной армией. В рейтинге вооружённых сил стран мира, опубликованном на сайте globalfirepower.com, Япония занимает седьмое место. И хотя Япония не обладает ядерным вооружением, высокие технологии, в первую очередь в атомной энергетике, и развитая инфраструктура позволят при необходимости создать ядерное вооружение в течение нескольких месяцев. Во-вторых, дипломатическое смещение в сторону Евразии ослабит главного геополитического соперника России - США.

Япония находится в положении младшего партнёра по отношению к США, что ослабляет Японию на международной арене. Для страны с таким военным и экономическим потенциалом полузависимое положение не просто невыгодно, но ещё и унизительно. Помимо того, США уже не может обеспечить безопасность Японии в Тихоокеанском регионе. Оставшись в одиночестве перед угрозой усиливающегося Китая, который претендует на первенство в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Япония вынуждена искать новые способы обеспечения своей безопасности. Помимо этого Япония и сама не отказывается от своих амбиций ведущего игрока в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В отличие от США Россия может предложить такие партнёрские отношения, в которых и Япония, и Россия будут находиться на одном уровне. Однако пока речи о передаче островов быть не может, так как одним из факторов, затрудняющих решение Курильской проблемы, является нынешнее положение Японии в отношение к США. Передача островов Японии означает де факто передачу островов США.

Что касается результатов переговоров на МЭФ, то в первую очередь был достигнут прогресс в реализации плана Абэ по сотрудничеству в восьми направлениях. Результаты же переговоров касательно мирного договора и островов противоречивы. Противоположные заявления министра иностранных дел России Лаврова и официального представителя МИД Японии Ясухисы Кавамуры свидетельствует о том, что взаимопонимание по проблеме ещё не достигнуто. Министр иностранных дел России заявил о договорённости между двумя сторонами касательно совместной хозяйственной деятельности на четырех островах Курильской гряды. Однако офпред японского МИД опроверг эту информацию.

Сейчас самое время для начала самостоятельного пути Японии на международной арене. Пока США заняты выборами, Япония и Россия могут выстроить доверительные и союзнические отношения. Действовать необходимо прямо сейчас. У Абэ Синдзо есть 2 года, чтобы претворить свой план в жизни и создать прочную основу для дальнейшего развития сотрудничества двух стран. Я считаю, что в культурном плане Япония ближе к России, чем к США. Основоположник германской школы геополитики Карл Хаусхофер, предлагавший в ХХ веке создание Евразийского Континентального блока «Берлин - Москва - Токио» для противостояние Атлантистскому блоку Британии и США, утверждал, что, несмотря на островное расположение, Япония является континентальной державой с точки зрения ценностей и культуры.

Для создания столь мощного союза также следует принять во внимание возможные внутренние и внешние угрозы. Против сближения с Россией могут выступать различные ультраправые националистические организации и сторонники Запада. Однако Абэ Синдзо на сегодняшний момент в силах справиться с внутренним давлением, так как он стал одним из самых влиятельных премьер-министров за последнее время, о чем свидетельствует его долгое нахождение у власти. Кроме того, сам Абэ относится к националистической организации Ниппон Кайги . Возможность угрозы с Запада зависит от исхода предстоящих выборов в США. Но несмотря на это, сближение идёт форсированными темпами, об этом могут свидетельствовать договорённости между российским и японским лидерами о двух встречах: в ноябре на саммите АТЭС в Перу и 15 декабря в японской префектуре Ямагути, что имеет особое значение, так как это место рождения Синдзо Абэ. К этому времени будет виден прогресс по решению совместных задач в различных областях сотрудничества двух стран.

Никита Бондаренко


Введение

Традиционным стереотипом при определении советско-японских и российско-японских отношений является мнение, что они находятся в состоянии застоя. Действительно, отношения СССР и России с Японией отличались и отличаются от отношений с другими странами. Между нашими государствами до сих пор не подписан мирный договор. В истории отношений двух стран случалось разное. Были конфликты, войны, но были и позитивные моменты. В области торгово-экономических отношений, например, несмотря на небольшие объемы торговли, Япония всегда входила в пятерку развитых стран - торговых партнеров СССР. Стабильно развивались дипломатические отношения, культурные, научные и другие гуманитарные связи.

Специфический характер отношениям СССР, а теперь России с Японией придает территориальная проблема. Этот вопрос служит серьезным препятствием для заключения мирного договора, а также и то, что до 1991 года ни один из советских руководителей не хотел посещать Японию. Это было нарушением неписанных дипломатических норм, ведь японские руководители четырежды побывали в СССР. Советская сторона рано или поздно должна была побывать в Японии, это случилось только в 1991 году. Чем был обусловлен этот важный шаг: сменой ориентации внешней политики с Запада на Восток, или желанием стать полноправным членом сообщества государств - членов Азиатско-Тихоокеанского региона? Как бы там не было, но первый визит президента СССР в Японию был важным шагом в отношениях между двумя странами, с него, по сути дела, берет начало новая полоса во взаимоотношениях двух стран.

В своей работе я постараюсь раскрыть развитие политических, экономических, научных, культурных отношений между двумя странами, а также территориальную проблему, без решения которой, на мой взгляд, невозможно и дальнейшее улучшение отношений.

В первой главе речь пойдет об отношениях между двумя странами до развала СССР (1985 - 1991 гг.). Этот период знаменует важные перемены в отношениях между двумя странами, в это время состоялся первый визит советского руководства в страну восходящего солнца. После развала СССР изменилась карта мира, появились новые государства участники международных отношений. Если раньше стране приходилось ориентировать свою политику на запад, то теперь настали другие времена, возросла роль Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вторая глава посвящена российско-японским отношениям в 90-е годы. Это важный период в отношениях между двумя странами, ведь именно в этот период была подписана Токийская декларация, состоялся визит Ельцина в Японию. В этот период налаживаются новые связи молодой России со страной Восходящего солнца, появляются надежды на улучшение отношений. Для Японии это прежде всего возможность разрешить территориальную проблему в свою пользу.

В третьей главе будет рассмотрена территориальная проблема в отношениях между двумя странами, ведь это является главным тупиковым моментом в дальнейшем развитии отношений. На мой взгляд, между такими крупными странами как Россия и Япония не должно быть никаких претензий друг к другу, тем более территориальных, между ними должна существовать тесная экономическая связь, так как расположены они в одном регионе.

Наконец в последней главе я расскажу об экономическом и культурном и сотрудничестве между двумя странами, о том, какие совместные проекты были созданы для улучшения экономического партнерства между двумя странами.

В своей работе я пользовался литературой отечественных и зарубежных авторов. Среди книг отечественных авторов я бы хотел отметить монографию В.В. Кожевникова «Российско-японские отношения на современном этапе» (Владивосток, 1997). В этой работе предпринята попытка рассмотреть переговорный процесс между СССР и Японией во второй половине 80-х годов, и России и Японии в первой половине 90-х годов. Анализируются основные этапы межгосударственных отношений.

Я также пользовался статьями из журналов “Международная жизнь” и “Международные отношения и мировая экономика.” Особо хотелось бы отметить статью японского автора Такэхиро Того “Япония и Россия в XXI веке” и Галузина М. “Наши дела с Японией”. На мой взгляд, в этих статьях хорошо раскрыт период в отношениях между двумя странами, который я и рассматривал. Можно также выделить статьи таких авторов как А. Иванов, Р. Абазов, С. Чугров. Эти авторы рассматривают российско-японские отношения как составляющие отношений России с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Я считаю тему российско-японских отношений актуальной потому, что развитие отношений для двух стран необходимо в наших общих национальных интересах. Азиатско-Тихоокеанский регион играет немаловажную роль в мировой политике и поддержание хороших связей важно, особенно для России, которая, на мой взгляд, является все- таки больше восточной страной, нежели западной.


Глава I

Российско-японские отношенияв период 1985 - 1991 годы.

В марте 1985 года скончался Генеральный секретарь ЦК КПСС К. Черненко. На его похороны прибыл премьер - министр Японии Я. Накасонэ. Все специалисты международники обратили внимание на тот факт, что он был принят М. Горбачевым, который становился приемником К. Черненко. Действия Горбачева были прямо противоположны действия всех предыдущих руководителей страны, ведь никто раньше не удостаивал своим вниманием премьер-министров Японии. Это свидетельствовало о повороте в отношениях между двумя странами. На встрече с Накасонэ будущий советский руководитель заявил японскому премьеру: “СССР готов развивать взаимовыгодные связи с Японией в различных областях и выступает за придание отношениям между обеими странами добрососедского характера ” .

В Японии положительно отнеслись к смене министра иностранных дел СССР. А. Громыко традиционно воспринимался как “мистер нет”, за его жестокое неприятие территориального вопроса в двусторонних отношениях. Вот почему на Э. Шеварнадзе возлагались большие надежды. Эти перемены рассматривались как признание Советским Союзом возрастания значения Японии в советской внешнеполитической стратегии.

Первым пробным камнем для оценки такой стратегии должен был стать визит министра иностранных дел в Японию. Японская сторона во главу на переговорах ставила территориальный вопрос и проблему посещения японцами могил своих родственников на территории СССР. Советская делегация ехала с более широкими планами: обсудить проблемы безопасности в регионе, изучить реакцию Японии на идею создания системы коллективной безопасности в Азии, также целью было разрушить устоявшееся неприязненное представление о Советском государстве. Ведь в Японии СССР считали страшной страной. Большое влияние на формирование такого отношения японцев к СССР оказала экспансия Российской империи на Восток, борьба за влияние в Китае и Корее. Кроме того, из памяти японцев до сих пор не изгладилось вступление СССР в войну против Японии в 1945 г.

Визит Э. Шеварнадзе в Японию состоялся 15-16 января 1986 года . В ходе этого визита были подписаны соглашение о товарообороте и платежах на 1986-1990 годы и межправительственная конвенция об избежании двойного налогообложения. Обе стороны согласились продлить срок действия обменных писем по культурным связям между двумя странами.

Итог переговоров был оценен обеими сторонами очень высоко. Советский министр подчеркнул, что ”мы не стремились к постановке максимальных задач и не драматизировали расхождения, а терпеливо и благожелательно выявляли возможности для сближения позиций. В итоге были выработаны неплохие соглашения, сделан заметный шаг вперед” .

Внимание наблюдателей привлекло еще и то обстоятельство, что советская сторона с большим вниманием выслушала японскую сторону по поводу территориального вопроса. В отличие от А. Громыко, который заявлял, что нет проблемы и нечего обсуждать, Э. Шеварнадзе беседовал с министром иностранных дел С. Абэ на эту тему в течение 4 часов.

На удивление быстро осуществился ответный визит министра иностранных дел Японии С. Абэ в СССР - уже в мае. В Москве снова продолжились переговоры “по проблемам мирного договора, включая вопросы, которые могли бы составить его содержание” . Стороны договорились продолжить их в Токио. Была достигнута договоренность о вознобновлении прерванной в 1978 году работы советско-японской и японо-советской межправительственных комиссий по научно-техническому сотрудничеству. На переговорах были подтверждены приглашения японского правительства М. Горбачеву посетить Японию, а советского правительства Я. Накасонэ посетить СССР.

В Москве были продолжены переговоры о посещении японцами мест захоронений их родственников на советской территории. В июне было достигнуто соглашение об упрощенной, на основе взаимности, процедуре посещения японскими гражданами мест захоронения их родственников. Для Японии это был важный вопрос, так как из-за обострения отношений в 1976 году советская сторона запретила посещения Курильских островов. Сейчас СССР разрешил посещать пока острова Шикотан и Хабомаи. В целом, на январских и майских переговорах было подписано пять соглашений, что явилось неплохим началом после восьмилетнего перерыва, однако, очень скоро советско-японские отношения вновь покрылись густой облачностью.

11 сентября 1986 года МИД СССР, сделал послу Японии заявление в связи с тем, что японское правительство сообщило о решении вступить в переговоры с администрацией США об участии Японии в американской программе стратегической оборонной инициативы (СОИ). Советская сторона заявляла, что решение, принятое японским правительством, идет в разрез с заявлениями о готовности действовать в целях укрепления мира и снижения международной напряженности, способствовать прогрессу в советско-американских переговорах по ядерным и космическим вооружениям. В СССР эта программа воспринималась болезненно.