Контроль конических зубчатых колес. Приборы для измерения зубчатых колес. Измерение зубчатых колёс
Измерять зубомером зуб шестерни, наряду с , наиболее частые . На определённой высоте, зуб шестерни должен быть определённого размера.
Как измерять зуб шестерни зубомером.
- Выставляем высоту.
- На этой высоте меряем зуб.
Что надо знать что бы правильно измерять зубомером.
- Прежде всего губки зубомера должны лежать не очень плотно, то есть чуть «ходить». Зубомер должен быть точно на высоте. Если всё будет предельно плотно, то есть вероятность что зубомер не на нужной высоте. соответственно измерение неправильное! Губки должны «ходить» чуть — чуть! Это всё трудно описать, лучше смотрите видео которое я для вас сделал. В видео я измеряю зуб шестерни большого модуля, маленького модуля, прямозубой и косозубой шестерни.
- Размер по зубомеру привязан к диаметру шестерни. Соответственно если диаметр не правильный, требуется изменить измерительную высоту. К примеру диаметр шестерни меньше на 0,5 мм. Соответственно высоту необходимо уменьшить на 0,25 мм. Всё это рекомендую (необходимо) согласовать с технологами.
Для обеспечения работы зубчатой передачи с нормальными условиями смазки и без заклинивания для каждого из видов сопряжения принят гарантированный зазор между зубьями, который в передаче можно контролировать непосредственно щупом или индикатором. Контроль отдельно взятого зубчатого колеса осуществляют по длине общей нормали.или толщине зуба.
Контроль по длине общей
нормали показан на рис. 96. Общая
нормаль к
двум профилям зубчатого колеса касательва к
основной окружности й
ь
и проходит через точки 1
и 2,
нахо
дящиеся на делительной окружности d
и принадлежащие разноименным профилям зубьев. Контроль длины общей нормали не требует применения промежуточной базы и производится измерительными средствами, имеющими плоскопараллельные губки, например зубомерными микрометрами (рис. 97), норма-ламерами (рис 98) и др.
По длине общей нормали зубчатых колес определяют боковой зазор в передаче. Длина общей нормали с допуском в тело зуба указывается «а чертеже зубчатого колеса. В общем случае длина общей нормали определяется по формуле
W - /ге-cos а-[л-(г п - 0,5) +2x-iga + z-invtft],
Где z„ - округленное до ближайшего целого числа значение числа зубьев в длине общей нормали; г - число зубьев измеряемого колеса; х - коэффициент смещения исходного контура; а - угол зацепления; а -угол профиля косозубого колеса, вычисляемый по формуле а/ = tg a/cos р, где J3 - угол наклона зуба.
На практике для угла зацепления a = 20° длина общей нормали определяется с использованием таблиц. По табл. 134 определяют длину общей нормали зубчатых колес с модулем 1 мм. Для других значений модулей табличные величины следует умножать на значение модуля измеряемого зубчатого колеса. Длина общей нормали у косозубых
Ъ
Где b - ширина венца зубчатого колеса; р - угол наклона зуба.
В этом случае определение табличного значения длины общей нормали производится по "приведенному числу зубьев: г" = г-Л", где К -коэффициент, зависящий от угла наклона зубьев и определяемый по табл. 135. Величина К для промежуточных значений угла наклона определяется интерполированием: например, для р = 29°48"
/(= 1,462 + 0,042.- = 1,496.
г | v7 | г | ||
6 | 2 | 4,5122 | 61 | 8 |
7 | 2 | 4,5263 | 62 | 8 |
8 | 2 | 4,5403 | 63 | 8 |
9 | 2 | 4,5543 | 64 | 8 |
10 | 2 | 4,5683 | 65 | 8 |
11 | 2 | 4,5823 | С6 | 8 |
12 | 2 | 4,5963 | 67 | 8 |
13 | 2 | 4,6103 | 68 | 8 |
14 | 2 | 4,6243 | 69 | 8 |
15 | 2 | 4,6383 | 70 | 9 |
16 | 2 | 4,6523 | 71 | 9 |
17 | 3 | 7,6184 | 72 | 9 |
18 | 3 | 7,6324 | 73 | 9 |
19 | 3 | 7,6464 | 74 | 9 |
20 | 3 | 7,6605 | 75 | 9 |
21 | 3 | 7,6745 | 76 | 9 |
22 | 3 | 7,6885 | 77 | 9 |
23 | 3 | 7,7025 | 78 | 10 |
24 | 3 | 7,7185 | 79 | 10 |
25 | 3 | 7,7305 | 80 | 10 |
26 | 4 | 10,6966 | 81 | Ю |
27 | 4 | 10,7106 | 82 | Ю |
28 | 4 | 10.7246 | 83 | to |
29 | 4 | 10.7386 | 84 | 10 |
30 | 4 | 10,7526 | 85 | 10 |
31 | 4 | 10.7666 | 86 | 10 |
32 | 4 | 10.7806 | 87 | 11 |
33 | 4 | 10,7946 | 88 | 11 |
34 | 4 | 10,8086 | 89 | 11 |
35 | о | 13.7748 | 90 | 11 |
36 | 5 | 13,7888 | 91 | 11 |
37 | 5 | 13,8028 | 92 | 11 |
38 | 5 | 13,8168 | 93 | 11 |
39 | 5 | 33,8308 | 94 | 11 |
40 | 5 | 13,8448 | 95 | 11 |
41 | 5 | 13,8588 | 96 | 12 |
42 | 5 | 13.8728 | 97 | 12 |
43 | 5 | 13,8868 | 98 | 12 |
44 | 6 | 16.8530 | 99 | 12 |
45 | 6 | 16,8669 | 100 | 12 |
46 | 6 | 16.8810 | 101 | 12 |
47 | 6 | 16,8950 | 102 | 12 |
48 | 6 | 16,9090 | 103 | 12 |
49 | 6 | 16,9230 | 104 | 13 |
50 | 6 | 16,9370 | 105 | 13 |
51 | 7 | 16.9510 | 106 | 13 |
52 | 7 | 19,9171 | 107 | 13 |
53 | 7 | 19,9311 | 108 | 13 |
54 | 7 | 19,9451 | 109 | 13 |
55 | 7 | 19,9592 | ПО | 13 |
56 | 7 | 19,9732 | 111 | 13 |
57 | 7 | 19.9872 | 112 | 13 |
58 | 7 | 20,0012 | 113 | 14 |
59 | 7 | 20,0152 | 114 | 14 |
60 | 7 | 20,0292 | 115 | 14 |
W
22,9953 23,0093 23,0233 23,0373 23,0513 23,0654 23,0794 23,0934 23,1074 26,0735 26,0875 26,1015 26,1155 26,1295 26,4435 26.1575 26,1715 29,1377 29,1517 29,1657 29,1797 29,4937 29,2077 29,2217 29,2357 29,2490 32,2159 32,2299 32.2439 32,2579 32,2719 32,2859 32,2999 32,3139 32,3279 35,2940 35,3080 35,3220 35,3361 35,3501 35,3641 35,3781 35,392! 38,3582 38,3722 38,3862 38,4002 38,4143 38,4283 38,4423 38,4563 38,4703 41,4364 41,4504 41,4644
г | w |
|
116 | 14 | 41,4784 |
117 | 14 | 41,4924 |
118 | 14 | 41,5064 |
119 | 14 | 41,5204 |
120 | 14 | 41,5344 |
121 | 14 | 41,5485 |
122 | 15 | 44,5146 |
123 | 15 | 44,5286 |
124 | 15 | 44,5426 |
125 | 15 | 44,5566 |
126 | 15 | 44,5706 |
127 | 15 | 44,5846 |
128 | 15 | 44,5986 |
129 | 15 | 44,6126 |
130 | 16 | 47,5788 |
131 | 16 | 47,5928 |
132 | 16 | 47,6068 |
133 | 16 | 47,6208 |
134 | 16 | 47,6348 |
135 | 16 | 47,6488 |
136 | 16 | 47,6628 |
137 | 16 | 47,6768 |
138 | 16 | 47,6908 |
139 | 17 | 50,6569 |
140 | 17 | 50,6709 |
141 | 17 | 50,6849 |
142 | 17 | 50,6989 |
143 | 17 | 50,7129 |
144 | 17 | 50,7270 |
145 | 17 | 50,7410 |
146 | 17 | 50,7550 |
147 | 17 | 50,7690 |
148 | 18 | 53,7351 |
149 | 18 | 53,7491 |
150 | 18 | 53,7631 |
151 | 18 | 53,7771 |
152 | 18 | 53,7911 |
153 | 18 | 53.8051 |
154 | 18 | 53.8192 |
155 | 18 | 53,8332 |
156 | 19 | - 56,7993 |
157 | 19 | 56,8133 |
158 | 19 | 55,827." |
159 | 19 | 56.8413 |
160 | 19 | 56,8553 |
161 | 19 | 56,8693 |
162 | 19 | 56 8833 |
163 | 19 | 56.8973 |
164 | 19 | 56.9113 |
165 | 20 | 59.8775 |
166 | 20 | 59,8915 |
167 | 20 | 59,9055 |
168 | 20 | 59,9195 |
169 | 20 | 59.9335 |
170 | 20 | 59,9475 |
Разность
Разность
1,000 1,002 1,004 1,007 1,011 1,016 1.022 1,028 1,036 1.045 1,054 1,065 1,077 1,090 1,104 1,119 1,136 1,154 1,173 1,194 0,002 0,002 0,003 0,004 0,005 0,006 0,006 0,008 0,009 0,009 0,011 0,012 0,013 0.014 0,015 0,017 0,018 0,019 0,021 0,022
21 | 1,216 | 0,024 | 41 | 2,207 | 0,096 |
22 | 1,240 | 0,026 | 42 | 2,303 | 0,105 |
23 | 1,266 | 0,027 | 43 | 2,408 | 0,112 |
24 | 1,293 | 0,030 | 44 | 2,520 | 0,121 |
25 | 1,323 | 0,031 | 45 | 2,641 | 0,132 |
26 | 1,354 | 0,034 | 46 | 2,773 | 0,143 |
27 | 1,388 | 0 036 | 47 | 2,916 | 0,155 |
28 | 1,424 | 0,038 | 48 | 3.071 | 0,168 |
29 | 1,462 | 0,042 | 49 | 3,239 | 0,184 |
30 | 1,504 | 0,044 | 50 | 3,423 | 0.200 |
31 | 1,548 | 0,047 | 51 | 3,623 | 0,220 |
32 | 1,595 | 0,051 | 52 | 3,843 | 0,240 |
33 | 1,646 | 0,054 | 53 | 4,083 | 0.264 |
34 | 1,700 | 0,058 | 54 | 4,347 | 0,291 |
35 | 1,758 | 0,062 | 55 | 4,638 | 0,320 |
36 | 1,820 | 0,067 | 56 | 4,958 | 0,354 |
37 | 1,887 | 0,072 | 57 | 5,312 | 0,391 |
38 | 1,959 | 0,077 | 58 | 5,703 | 0,435 |
39 | 2.039 | 0,083 | 59 | 6,138 | 0,485 |
40 | 2,119 | 0,088 | 60 | 6,623 |
В случае, когда приведенное число зубьев не является целым числом, доба* вочное значение длины общей нормали W находится по табл. 136.
Пример определения длины общей нормали
Параметры зубчатого колеса: модуль m - 4 мм, число зубьев z = 23, угол в"-щепления а = 20°, угол наклона зубьев р = 29 0 48", коэффициент смещения х =0,2.
Значение К находим по табл. 135: К = 1,486 для Р = 29°48". Приведенное число зубьев: z" = г-К = 23-1,496 = 34,41. Значение W = 10,8086 для г = 34 (по табл. 134). Значение W ■= 0,0057 для г = 0,41 (по табл. 136).
Поправка на коэффициент смещения: 2-sin р
х -
2-0,342-0,2 = 0Л368. Поправка в
случае изменения числа зубьев ,в
обхвате равна 2,9521 (г
п
-
4 при
z
- 34, z
n
=5 при z
= 35),
136, Длина общей нормали для дробного значения приведенного числа
зубьев (z")
0,00
0,0000 0,0014 0,0028 0,0042 0,0056 0,0070 0,0084 0,0098 0,0112 0,0126 0,0001 0,0015 0,0029 0,0043 0,0057 0,0071 0,0085 0,0099 0,0114 0,0127 0,0003 0,0017 0,0031 0,0045 0,0059 0,0073 0,0087 0,0101 0,0115 0,0129 0,0004 0,0018 0,0032 0,0046 0,0060 0,0074 0,0088 0,0102 0,0116 0,0130 0,0006 0,0020 0,0034 0,0048 0,0061 0,0076 0,0089 0,0104 0,0118 0,0132 0,0007 0,0021 0,0035 0,0049 0,0063 0,0077 0,0091 0,0105 0,0119 0,0133 0,0008 0,0022 0,0036 0,0051 0,0064 0,0079 0,0092 0,0106 0,0120 0,0135 0,0010 0,0024 0,0038 0,0052 0,0066 0,0080 0,0094 0,0108 0,0122 0,0136
ООП 0025 0039 0053 0067 0081 0095 0109 0123 0137 0,0013 0,0027 0.004Г 0,0055 0,0069 0,0083 0 0097 0.0Ш 0,0124 0,0139
Для зубчатого колеса т=1 мм =55,613 мм.
Контроль толщины зуба постоянной хорде S c (рис. 99), являющейся отрезком прямой, соединяющей две точки разноименных боковых поверхностей зуба, принадлежащие одной цилиндрической соосной поверхности и коргмалям, проведенным к ним из одной точки делительной окружности диаметра й. Величина постоянной хорды S c в общем случае определяется по формуле
S c = ^- -ccs2 а + х- sin 2ocj-m,
А высота h c до постоянной хорды по формуле /i c = 0,5(d-S c -tga).
Для цилиндрических зубчатых колес с углом зацепления a=20° S c = = 1,38705-m; ft c =0,74758-m.
Толщину зуба измеряют кромочным штангензубомером (рис. 99) с отсчетом по шкалам линейки, штангензубомером с микрометрическими головками (рис. 100) или тангенциальным зубомером (рис. 101). Последние более удобны в работе, так как номинальные размеры толщины зуба и положение линии измерения устанавливают микрометрическими винтами, а отклонение толщины зуба определяют по индикатору.
7
=13,9032; для m=4 мм
W=
13,9032-4= в большинстве случаев осуществляют по
§ 68. Контроль шероховатости поверхности зубьев
Шероховатость поверхности зубьев колес и витков червяков зависит от способа их изготовления, а требования к шероховатости определяются условиями эксплуатации передачи. Контроль шероховатости поверхности зубьев может быть осуществлен двойным микроскопом, профилометром, (волномером, а также по образцам сравнения.
В табл. 137 приведены рекомендуемые значения параметров шероховатости поверхности зубьев в зависимости от степени точности передачи.
137. Рекомендуемые значения шероховатости поверхности зубьев (ОСТ 2 Н84-1-77)
Цилиндрические колеса | Конические колеса | Червячные колеса | Витки червяков |
|||||
Степень точности | Шероховатость поверхности по ГОСТ 2789-73 |
|||||||
колеса | Класс | Параметр Ra | Класс | Параметр Ra | Класс | Параметр Ra | Класс | Параметр Ra |
3 4 6 7 8 9 | 86 76 66 66 | 0,40 | 76 | 0,80 0,80 1,6 3,2 6,3 | 96 86 76 76 66 66 | 0,20 1
,6 | 76 | 0,80 |
ГЛАВА XII. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Короткий путь http://bibt.ru
12.6. Контроль размеров зубьев и бокового зазора зубчатых колес.
Контроль размеров зубьев производится с целью обеспечения работы зубчатой передачи с нормальными условиями для смазки и без возможного заклинивания при разогреве.
У отдельно взятого цилиндрического зубчатого колеса контролируют смещение исходного контура (Е Hr) с помощью зубомеров смещения, отклонение толщины зуба (Е cr) с помощью штангензубомеров и хордовых зубомеров, а также отклонение длины общей нормали (Е Wr) с помощью микрометров зубомерных и нормалемеров.
Контроль длины общей нормали не требует промежуточной базы и производится приборами, имеющими плоскопараллельные губки, касающиеся непосредственно профиля зубьев (рис. 12.5). Номинальная (расчетная) длина общей нормали W, соответствующая номинальному положению исходного контура, на практике определяется по таблицам и указывается на чертеже зубчатого колеса.
Рис. 12.5. Контроль длины общей нормали зубомерным микрометром
Рис. 12.6. Контроль толщины зуба штангензубомером
Наименьшее отклонение длины общей нормали (-E WS) и допуск на ее длину (-I W) задается с минусом, т. е. в тело зуба.
В таблицах приводится длина общей нормали для цилиндрических прямозубых колес модулем m=1 мм и углом профиля α=20°. Для других значений модулей найденную по таблице величину длины общей нормали умножают на значение модуля измеряемого колеса.
Для косозубых колес длина общей нормали может быть измерена, если выполнено условие W
Контроль толщины зуба осуществляется по постоянной хорде (рис. 12.6), являющейся отрезком прямой, соединяющей две точки разноименных боковых поверхностей зуба, принадлежащих одной цилиндрической соосной поверхности и нормалям, проведенным к ним из одной точки делительной окружности диаметра d. Величина постоянной хорды в общем случае определяется по формуле =(πcos 2 α/2+x sin2α)m, а высота h c до постоянной хорды по формуле h c =0,5(d a - d - . tgα). Для цилиндрических зубчатых колес с углом профиля α = 20° постоянная хорда равна = 1,38705m, а высота до нее h c = 0,74758m.
Толщину зуба измеряют кромочным штангензубомером (рис. 12.6) с отсчетом по шкалам вертикальной 1 и горизонтальной 2 линеек или кромочным зубомером с микрометрическими винтами и индикаторной головкой.
Рис. 78. Принципиальная схема работы эвольвентомеры
со сменными дисками обката
8.7. Контроль прямолинейности и направления контактной линии
Контроль норм полноты контакта заключается в том, что проверяемое зубчатое колесо сопрягается с измерительным, боковые поверхности зубьев которого покрывают тонким слоем краски (свинцовый сурик, турнбулевая синь, берлинская лазурь). При взаимной однопрофильной обкатке колес на боковых поверхностях проверяемого колеса, в местах сопряжения профилей, останутся следы краски. По этим отпечаткам судят о качестве контактной линии зубьев зубчатых колес и направлении зуба.
Контроль прямолинейности и направление контактной линии производится контактомером. Прилегание боковых поверхностей зубьев сопрягаемых колес должно быть проверено как по высоте зубьев, так и вдоль их длины.
Качество контакта сопрягаемых зубьев вдоль их длины у цилиндрических прямозубых колес устанавливается при контроле прямолинейности и параллельности направления образующих зубьев к оси колеса. У косозубых колес прилегание сопрягаемых поверхностей зубьев по длине их характеризуется погрешностью винтовой линии (отклонением направления зуба от требуемого угла наклона).
Для контроля прямолинейности и направления контактной линии косозубых цилиндрических колес служат контактомеры БВ-1060 (ГОСТ 5368-58) (рис. 79). Эти приборы разделяются на накладные, предназначенные для контроля только прямолинейности контактной линии без проверки направления зуба и универсальные контактомеры, предназначенные для измерения контактной линии от прямолинейности и заданного направления.
|
|
|
|
|
Рис. 79. Схема контроля прямолинейности
контактной линии
Базой измерения прибора является зубчатый венец проверяемого колеса 5, по впадинам которого устанавливается прикрепленная к корпусу прибора опорная призма 3, имеющая форму зуба прямобочной рейки с углом профиля 40°. Измерительный наконечник прибора 2 с прямолинейной измерительной поверхностью связан с салазками 4 через пружинный параллелограмм. При измерении прямолинейности зуба салазки прибора перемещают посредством реечной передачи вдоль контролируемого зуба, параллельно опорной призме, при этом непараллельность контактной линии вызывает смещения наконечника, фиксируемые индикатором 1.
|
|
|
|
Рис. 80. Схема проверки контактной линии
При перемещении каретки с измерительным наконечником вдоль боковой поверхности зуба погрешности направления контактной линии и отклонения от прямолинейности вызовут колебания наконечника в направлении, перпендикулярном к направлению перемещения каретки. Эти колебания фиксируются индикатором или датчиком, связанным с самописцем.
8.8. Контроль отклонения направления зуба
Погрешность направление зуба F b цилиндрических прямозубых колес может быть проверено с помощью любого контрольного приспособления, в котором предусмотрена возможность перемещать измерительный узел параллельно оси центров.
Проверяемое колесо устанавливают торцом на плоскость плиты 2 (рис. 81) с упором впадины зуба в наконечник 5, закрепленный на ползуне 4. Ползун 4 перемещается по пазу кронштейна 3. Измерительный наконечник 9, входящий в ту же впадину зуба, соединен с поворотным рычагом 7 посредством двух пластинчатых пружин 8. Пружины создают жесткость системы наконечник-рычаг в тангенциальном направлении и обеспечивают возможность некоторого перемещения наконечника 9 относительно рычага в осевой плоскости, что уменьшает погрешность измерения. Рычаг 7 размещен на оси 1 в подвижной втулке 10, обеспечивающей регулировку положения рычага по высоте. Индикатор часового типа закреплен в державке 6 на втулке 10 и настраивается на нуль по эталонному колесу.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 82. Приспособление с самописцем для контроля направления зуба цилиндрических шестерен
8.9. Контроль отклонений от параллельности и перекоса осей валов
Отклонения от параллельности и перекоса осей валов определяются в линейных единицах на длине, равной рабочей ширине винца зубчатого колеса при проектировании рабочих осей зубчатых колес на плоскость x (непараллельность осей fx ) и на плоскость y (перекос осей fy ), проходящую через одну из осей и перпендикулярную плоскости, в которой лежит эта ось.
8.10. Контроль норм бокового зазора
Боковой зазор определяют в сечении, перпендикулярном к направлению зубьев, в плоскости касательной к основным цилиндрам.
Стандартом установлен наименьший гарантированный зазор jn min, величина которого не зависит от степени точности колеса, а определяется условиями работы передачи: скоростью, нагревом, смазкой.
Гарантированный боковой зазор в передаче обеспечивается при изготовлении зубчатых колес путем дополнительного смещения зуборезного инструмента к центру нарезаемого колеса на величину EHS (рис. 84 а)
8.11. Контроль смещения исходного контура
Для определения смещения исходного контура зубчатого венца цилиндрических прямозубых и косозубых колес применяются тангенциальные зубомеры. Принцип измерения этого параметра с помощью зубомеров основан на свойствах зацепления зубчатого колеса с рейкой исходного контура. В связи с этим измерительные плоскости тангенциального зубомера выполнены в виде опорной призмы с углом 2a, то есть 40°, образованной губками 1 и 3 (рис. 83).
Рис. 83. Схема измерения смещения исходного
контура тангенциальным зубомером
Базой измерения для тангенциальных зубомеров обычно служит окружность выступов проверяемого колеса, относительно которой определяется положение исходного контура.
Для определения величины радиального смещения исходного контура тангенциальный зубомер снабжается индикатором 2, ось стержня которого является биссектрисой угла призмы. Так как боковые поверхности тангенциального зубомера представляют собой профиль зубчатой рейки, то при наложении зубомера (после предварительной установки по образцу) на зуб проверяемого колеса точки контакта будут располагаться на линиях зацепления точно так же, как при беззазорном зацеплении рейки с колесом (рис. 84, а, б).
Рис. 84. Тангенциальный зубомер ГОСТ 4446-59:
а) схема измерения; б) общий вид; в) схема настройки
Тангенциальный зубомер (рис. 84, в) состоит из корпуса 4, к которому прикреплена цанга 5 для установки индикатора 6 с удлиненным наконечником 8. Измерительные губки 1 и 2 прибора приводятся в движение общим винтом 3 с правой и левой резьбой. Это дает возможность передвигать обе губки в противоположные стороны одновременно. Передвижение губок производится поворотом головки винта. В нужном положении губки фиксируются стопорами.
Тангенциальный зубомер является относительным измерительным прибором. Предварительная установка тангенциального зубомера производится по установочному образцу 7, в качестве которого обычно применяются калиброванные ролики определенного диаметра.
При установке тангенциального зубомера по ролику нужный для этого диаметр dp ролика определяется по формуле
, мм,
где kp – коэффициент, зависящий от .
Для = 20° k = 1,2037. В этом случае dp = 1,2037m .
Диаметр установочного ролика зависит лишь от модуля и угла исходного контура, но не зависит от числа зубьев проверяемого колеса.
8.12. Контроль толщины зуба
Контроль отклонений толщины зуба по постоянной хорде Sc и высоты зуба до постоянной хорды hc осуществляется тангенциальным зубомером (рис. 84, б). В этом случае губки тангенциального зубомера настраиваются на номинальный размер толщины зуба по постоянной хорде, и регистрирующее устройство устанавливается на нулевую отметку.
Смещение стрелки индикатора в процессе измерения зуба от нуля вправо (в плюс) указывает на уменьшение толщины S проверяемого зуба на D S (рис. 85, а) и, наоборот, смещение стрелки индикатора от нуля влево (в минус) указывает на увеличение толщины зуба (рис. 85, б). При установке стрелки индикатора на нулевое деление проверяемая толщина зуба равна номинальной величине (рис. 85, в).
При измерении корригированных зубчатых колес тангенциальным зубомером можно определить коэффициент смещения исходного контура:
где D h – отклонение высоты зуба от постоянной хорды;
m – модуль.
При измерении корригированных зубчатых колес с угловой коррекцией тангенциальным зубомером настройка его производится по установочным образцам (роликам или измерительным колесам), предназначенным для измерения некоррегированных зубчатых колес, но показания зубомера следует вводить поправку (величина уменьшения радиуса окружности выступов зубчатого колеса), на которую показания зубомера необходимо уменьшать.
При измерении колес с высотной коррекцией поправка не вводится, так как у колес с высотной коррекцией радиус окружности выступов изменяется на величину равную сдвигу исходного контура режущего инструмента, так как .
|
|
|
Рис. 85. Показания тангенциального зубомера:
а – при измерении утоненных зубьев;
б – при измерении утолщенных зубьев;
в – при измерении нормальных теоретически точных зубьев
8.13. Контроль параметров конических зубчатых колес
Кинематическая погрешность конических зубчатых колес может быть установлена с помощью однопрофильных приборов, принцип работы которых такой же, как и у однопрофильных приборов для проверки этого показателя у цилиндрических зубчатых колес. В данном случае мгновенные передаточные отношения и перемещения ведомого звена зубчатой пары непрерывно сравниваются с таковыми у передачи с точными фрикционными конусами. Недостатком приборов, работающих по такой схеме, является необходимость иметь точные конуса для каждой пары контролируемых колес в соответствии с их передаточным отношением.
8.14. Контроль накопленной погрешности окружного шага
конических колес
Накопленная погрешность окружного шага конических колес – это есть разность окружных шагов и предельные отклонения этого параметра могут быть определены с помощью специального приспособления (рис. 86).
Проверяемое зубчатое колесо 1 устанавливается на опорное кольцо 2 и центрируется на нем. Для легкости вращения на верхней части опорного кольца устанавливается сепаратор с шариками. В процессе измерения наконечники 3 и 5 настраиваются так, чтобы они не касались одноименных боковых сторон двух смежных зубьев колеса 1 примерно в средней части по длине зуба. Равномерность окружного шага устанавливается при поворачивании зубчатого колеса последовательно с одной пары зубьев на другую, осуществляемого кулачком 4. разность любых окружных шагов равна разности показания индикатора, связанного с подвижным наконечником 5.
Проверка на этом приспособлении конической вал-шестерни осуществляется при закреплении в центрах.
Рис. 86. Приспособление для измерения окружного шара конических
зубчатых колес
Контроль погрешности окружного шага у конических колес заменяет по существу контроль основного шага зацепления, который не может быть у этих колес проверен из-за того, что боковая поверхность зуба конических колес не является эвольвентой.
8.15. Контроль осевого перемещения конических зубчатых колес
Осевое перемещение конических зубчатых колес в плотном зацеплении может быть выявлена с помощью двухпрофильных приборов (рис. 87).
Контролируемое колесо в этом случае сопрягается с измерительным, у которого толщина зуба должна быть увеличена на величину среднего утонения, предусмотренного для проверяемого колеса, при этом необходимо строгое совпадение вершин начальных конусов, так как при этом зубья будут соприкасаться по всей своей длине, то есть будет обеспечен их полный продольный контакт.
Рис. 87. Проверка осевого перемещения конических
зубчатых колес в плотном двухпрофильном
зацеплении на межцентромере
Для возможности контроля конических колес на двухпрофильных приборах (рис. 87) к ним прилагается специальный кронштейн 5, укрепляемый на установочной каретке прибора 6. Кронштейн имеет вертикальную каретку 2 с горизонтальной оправкой 1. Перемещение каретки 2 производится маховичком 3. Добившись передвижением измерительной каретки 8 плотного совмещения колес, определяют колебание этой каретки при вращении колес за оборот колеса и при повороте измеряемого колеса на один зуб. Осевое перемещение одного из сопрягаемых колес в плотном зацеплении связано с колебанием измерительного межосевого угла следующей зависимостью:
,
где – угол делительного конуса шестерни или колеса (см. рис. 63).
8.16. Контроль радиального биения зубчатого
венца конического колеса
Контроль радиального биения зубчатого винца конического колеса осуществляется биениемерами (рис. 88). Прибор состоит из основания 6, на котором шарнирно крепится плита 8. в основании прибора закрепляется оправка 4, на которой закреплено проверяемое коническое колесо. Во впадины между зубьями по среднему диаметру конического колеса (то есть по середине ширины зуба) вводится наконечник 3, связанный с регистрирующим устройством 5. Положение наконечника 3 можно отрегулировать расположением плиты и реечной передачи расположенной в направляющей 2 (имеющей форму ласточкиного хвоста).
В качестве измерительного наконечника, для контроля биения, применяются конусные и шариковые наконечники, аналогичные тем, которые применяются для контроля цилиндрических зубчатых колес.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 88. Биениемер для конических зубчатых колес
Для контроля радиального биения зубчатого венца конических колес используется специальное приспособление (рис. 89).
Приспособление состоит из корпуса 1, выполненного в виде прямоугольной планки с пазом и базирующей призмы. На прямоугольную планку корпуса устанавливается подвижная рамка 3, в которой закрепляется сухарь 2, входящий в паз корпуса 1. Индикатор часового типа, закрепляется в держаДержатель 6 закрепляется на оси сухаря 2, так чтобы была возможность производить установку держателя на требуемый угол наклона D. Положение сухаря фиксируется винтом 4.
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 89. Приспособление для контроля радиального
биения зубчатого венца конических колес
Приспособление снабжается комплектом сменных наконечников 7, размеры которого рассчитываются в зависимости от модуля колеса. При контроле биения приспособление базируется по диаметру и опорному торцу проверяемого колеса, а измерительный наконечник поочередно вводится во впадины зубьев. Коническое зубчатое колесо закрепляется на оправке и устанавливается в центрах.
8.17. Контроль измерительного бокового зазора конических колес
Контроль измерительного бокового зазора конических колес производится на контрольно-обкатных станках при сопряжении контролируемого колеса 2 с измерительным 1.
Измерительный боковой зазор определяется с помощью индикатора часового типа 3, укрепленного на корпусе станка. При неподвижном ведущем колесе в обе стороны поворачивают ведомое колесо, определяя по индикатору, при этом, предельное отклонение (рис. 90).
|
|