Главная · Вредные привычки · Крупные машиностроительные заводы россии. Машиностроение российской федерации

Крупные машиностроительные заводы россии. Машиностроение российской федерации

Основные металлургические базы России

Черная и цветная металлургия.

Металлургический комплекс включает в свой состав черную и цветную металлургию. Черная металлургия является одной из основных отраслей промышленности, так как металл остается основным конструкционным материалом и находит широкое применение во многих отраслях экономики.

1.Уральская база - дает примерно половину всего российского металла. Крупнейшие предприятия находятся в Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Челябинске, Новотроицке. На Урале есть также множество предприятий значительно меньших размеров, специализирующихся на выпуске качественных сталей.

2. Центральная металлургическая база - старейший район развития черной метал- лургии в России. Новолипецкий, Новотульский, Старооскольский комбинаты.

3. Сибирская - черная металлургия начала здесь развиваться в 30-х годах 20 века со строительством Урало-Кузнецкого комбината. Основой формирования этой базы являются угли Кузбасса и железные руды Сибири (Горная Шория, Хакасия, Ангаро-Илимский бассейн). Сейчас здесь работают два крупных комбината - Кузнецкий и Западно-Сибирский в городе Новокузнецке, они дают около 10% всего металла страны.

Россия является вторым после Японии экспортером стального проката. Отрасль является экологически очень грязной.

Цветная металлургия - это производство алюминия, цинка, меди, никеля, титана и других металлов. В России производится свыше 70 разнообразных металлов и элементов. Во многом отрасль работает на экспорт, поэтому падения производства не испытала.

Алюминиевая промышленность .

Центры выплавки алюминия - Волгоград, Новокузнецк, Братск, Красноярск, Надвоицы, Кандалакша.

Россия обладает двумя главными конкурентными преимуществами: наличием крупных производств (таких гигантов как Братск и Красноярск нет ни в одной стране мира) и огромным количеством самой дешевой в мире электроэнергии ГЭС. Строится алюминиевый завод в г. Тайшет Иркутской области.

Медная промышленность в основном сконцентрирована на Урале - Ревда, Красноуральск, Медногорск. Наиболее крупными являются медно-никелевые комбинаты в Норильске и Мончегорске.

Свинцово-цинковая промышленность развита в районах распространения полиметаллических руд - Владикавказ, Челябинск, Дальнегорск.

Таким образом, наибольшее развитие цветная металлургия получила в Красноярском крае, Челябинской и Мурманской областях.

Продукция машиностроения - машины, оборудование, приборы, инструменты, транспортные средства - обеспечивают техническое перевооружения всех остальных отраслей производства, комплексную механизацию и автоматизацию производства. Поэтому машиностроение играет роль ускорителя НТП в различных отраслях экономики. Низкий удельный вес машиностроения связан с высокой долей добывающих отраслей в структуре промышленности России и низкой конкурентоспособностью продукции машиностроения на мировых рынках.



Машиностроение имеет очень разветвленную отраслевую структуру. По особенностям размещения выделяется несколько групп отраслей.

1. Тяжелое машиностроение - производство горного и металлургического оборудования, оборудование для энергетической, химической, строительной индустрии. Факторами размещения тяжелого машиностроения являются потребительский и сырьевой. Наиболее крупные заводы тяжелого машиностроения размещены в металлургических районах России - на Урале, в Кузбассе. Екатеринбург, Орск, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск.

Энергетическое машиностроение – производство турбин, генераторов, электродвигателей - ориентируется кроме металла на высококвалифицированные кадры и размещено в крупных городах: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Волгодонске.

2. Общее машиностроение.

Сельскохозяйственное машиностроение - ориентируется явно на районы потребления, в строгом соответствии с профилем сельского хозяйства района. В России практически выпускается весь перечень с/х машин, в которых нуждается сельское хозяйство. Не производятся только узкоспециальные, например свекло- и виноградоуборочные комбайны.

Зерновые комбайны выпускают на Северном Кавказе - Ростов, Таганрог, Красноярск, Орел, Биробиджан. Льноуборочные комбайны производят в Бежецке Тверской области, картофелеуборочные в Рязани. Очень крупные центры по выпуску разнообразной сельскохозяйственной техники находятся в Воронеже (зерноочистительная), Грязях Липецкой области (противоэрозионная техника), Люберцах, Рязани.

3. Среднее машиностроение.

Тракторостроение. Крупные гусеничные тракторы сельскохозяйственного назначения выпускают в Волгограде, Рубцовске (Алтайский). Колесные тракторы - в районах возделывания пропашных культур – в Липецке, во Владимире -тракторы малой мощности.

Трелевочные тракторы - Петрозаводске, Санкт-Петербурге. Крупные промышленные тракторы – в Санкт-Петербурге, Чебоксарах. Челябинске

Петербургский тракторный – мощные «кировцы»

Доля российских тракторов составляет на рынке не более ¼.

Автомобилестроение – для этой отрасли характерен высокий уровень кооперирования, поэтому оно ориентируется на районы развитого машиностроения.

Основные центрами производства легковых автомобилей являются:

Тольятти –здесь расположен Волжский автозавод, самый крупный в России, производящий легковые машины «Жигули» . В городе Набережные Челны выпускают наиболее популярные грузовые машины «КАМАЗы». Крупные автомобильные заводы расположены в Ульяновске, Нижнем Новгороде (ГАЗ). Ижевск – «Иж-авто».

В Москве находятся два крупных завода – «ЗИЛ». Автобусы выпускают в Ликино-Дулево (Московская область), Павлово и Кургане. В Энгельсе находится крупнейший в Европе и единственный в нашей стране троллейбусный завод.

Грузовые автомобили выпускают 4 предприятия: Зил, Газ, Камаз и Урал (Миасс).

В последние годы появились заводы по сборке иномарок (Калининград, Санкт-Петербург и др.)

4. Точное машиностроение и приборостроение - выпускает приборы, инструменты, средства автоматизации, теле- и радиоаппаратуру, вычислительную технику.

Поэтому, именно эта отрасль играет роль ускорителя НТП. В своем размещении предприятия точного машиностроения ориентируется на районы с высокой технической культурой производства, размещаются в наиболее крупных городах и развитых центрах машиностроения: Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Воронеже.

Литература:

1. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. - М., 2006.

2. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России – М., -2004.

3. Экономическая география России (под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова).- М., 2005.

4. Экономическая география России (под ред. Т.Г. Морозовой).- М., 2004.

И очень важной составляющей экономики страны. Большинство самых крупных предприятий этой отрасли были построены в советский период. По имеющимся официальным данным, на данный момент в России действую порядка двух тысяч средних и крупных предприятий машиностроения, к которым относятся в том числе и предприятия металлообработки.

Центры машиностроения в России

Одним из наиболее значимых сегментов машиностроительной промышленности страны является оборонно-промышленный комплекс, ежегодный объем выручки которого превышает шестнадцать миллиардов долларов.

Однако важность этого сектора экономики связана не только с объемом годовой выручки, но и с тем количеством политических и научных связей, которые создаются благодаря военно-техническому сотрудничеству. Сегодня у России имеются договоренности о сотрудничестве с более, чем восьмьюдесятью странами. Самыми крупными партнерами являются Китай, Индия, Аргентина, Венесуэла, Индонезия и Вьетнам.

Крупнейшие центры машиностроения в России, которые задействованы в производстве военной техники, - Нижний Тагил, где расположен "Уралвагонзавод"; на котором производят известные автоматы Калашникова; Нижегородский машиностроительный завод, на котором производят различные виды боеприпасов.

Тяжелое машиностроение России

К тяжелому машиностроению относят также и судостроительную отрасль, которая считается одной из самых технологичных и наукоемких. На более чем тысяче предприятий, задействованных в производстве судов, обеспечивается полный производственный цикл от разработки прототипов до внедрения самых современных систем электроники и радиоразведки.

Если немного расширить круг предприятий, задействованных в той или иной степени в производстве продукции для судостроения, то их число вырастет до четырех тысяч. Такое увеличение числа происходит за счет включения конструкторских бюро, занимающихся разработкой высокотехнологичных комплектующих и сложной электроники двойного назначения.

Крупнейшими центрами тяжелого машиностроения России являются такие морские города, как Санкт-Петербург, Северодвинск и Калининград. Кроме того, важные для отрасли предприятия находятся в Нижегородской области.

Автомобильная промышленность

Но машиностроение в стране имеет не только военное назначение, важное место занимает также и гражданское автомобилестроение, которое представлено тремя крупнейшими предприятиями отрасли: АвтоВАЗом, КАМАЗом и крупным машиностроительным концерном ГАЗ, к которому относятся двенадцать предприятий, с одной из самых широких географий машиностроения в России.

Однако большинство из предприятий, относящихся к названным корпорациям, переживают продолжительный кризис последние десять лет, вызванный падением спроса на их продукцию. В свою очередь, падение спроса на продукцию отечественного автомобилестроения вызвано усилившейся конкуренцией на этом рынке.

В период с 2000 по 2010 год в стране были построены многочисленные заводы, выпускающие продукцию под такими брендами, как Nissan, Opel, Kia, Volvo Truc и Ford.

Однако иностранные производители приходят на российский рынок не только через строительство собственных заводов, но и через инвестиции в уже имеющиеся предприятия и покупку акционных долей. Например, крупным акционером КАМАЗа является компания Daimler.

Авиационная промышленность России

Отрасли машиностроения в России представлены в том числе и авиационной промышленность, которая, как и кораблестроение, требует серьезных научных, человеческих ресурсов и сильной производственной традиции.

Все мощности авиастроительной промышленности страны разделены между двумя государственными корпорациями: Объединенной авиастроительной корпорацией и Оборонпромом.

В первой сосредоточены ресурсы и предприятия, задействованные в производстве самолетов, в том числе и всех необходимых комплектующих, а также авионики. В состав этого акционерного общества входят двадцать предприятий, производящих как военную и гражданскую продукцию, так и продукцию двойного назначения, а ее крупнейшим предприятием является "Компания "Сухой"".

В состав Оборонпрома входят предприятия, на которых разрабатываются и производятся вертолеты и комплектующие. Главный офис находится в Москве, но учитывая то, что ей принадлежит корпорация "Вертолеты России", то можно смело говорить об общероссийском значении компании.

Ракетостроение и космическая отрасль

В современном мире сложно представить какую-либо экономику, обходящуюся без таких средств связи, как скоростной интернет и стабильная сотовая связь. Многие процессы в мировой экономике основаны на быстром обмене данными между хозяйственными субъектами, находящимися на огромном удалении друг от друга.

Ракетное машиностроение России обеспечивает ей лидирующие позиции на международном космическом рынке и позволяет ежегодно выводить на орбиту десятки спутников для международных заказчиков.

Крупнейшими предприятиями отрасли являются "РКК "Энергия"" и ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, занимающиеся разработкой и производством ракет-носителей, с помощью которых обеспечивается бесперебойное снабжение МКС и доставка к ней космонавтов.

Сельскохозяйственное машиностроение

Тяжелое машиностроение России представлено также и производством без которой невозможно представить эффективного использования огромных земельных и климатических ресурсов страны.

Одним из лидеров не только российского, но и мирового сельскохозяйственного машиностроения считается предприятие "Ростсельмаш", расположенное в Ростове-на-Дону.

Кроме того, машиностроения России расположены в Челябинске и Чебоксарах. Другое важное предприятие, занимающееся производством оборудования для хранения, очистки и сортировки зерна, находится в Воронеже и называется "Воронежсельмаш".

90-летний юбилей отметит в июле этого года некогда флагман отечественного машиностроения — Сталинградский тракторный завод. Хороший повод поговорить о том, что происходит сегодня с россий-ским машиностроением.

Прошлое. В 1944 году сталинградцы с энтузиазмом взялись за восстановление своего тракторного завода Фото ИТАР-ТАСС

ПОЛЕ БИТВЫ ОСТАЕТСЯ ИНОСТРАНЦАМ

К началу перестройки советское машиностроение и его российская часть занимали ведущее место в мире и по объемам продукции, и по ее достаточно высокому качеству, даже если не учитывать достиже­ний оборонной промышленности, которая лидировала на междуна­родном рынке оружия и космиче­ских услуг, принося в казну до 20 миллиардов долларов валютной выручки.

В целом же продукция маши­ностроителей составляла около 40 процентов валового внутреннего продукта, в отрасли было занято примерно 30 процентов трудоспо­собного населения с удельной про­изводительностью труда в 70 про­центов от уровня США, а доля в экс­порте составляла 32-37 процентов.

За считаные годы начиная с 1991-го передовой машинострои­тельный комплекс был фактически разрушен. Государство отказалось от обязательств по управлению и планированию производства, про­ведя приватизацию, в результате которой были сохранены в сильно урезанном виде только те пред­приятия (не считая оборонных), которые были ориентированы на поддержание экспортных и стра­тегических отраслей экономики: топливно-сырьевой, горнодобы­вающей, транспорта, сельского хозяйства. Остальные были либо скуплены и обанкрочены запад­ными конкурентами, либо пере­ориентированы совсем на дру­гие задачи, выведены из городов (как фактически все предприятия черной металлургии, радиопро­мышленности и станкостроения из Москвы, Петербурга и других крупных городов), а высвободив­шиеся площади отданы под спеку­лятивное жилищное строительство. В той или иной степени контроль за предприятиями гражданского ма­шиностроения и части оборонной промышленности перешел к международным корпорациям с европей­скими и американскими корнями, а значимые позиции в электронном машиностроении и радиоприборо­строении заняли южнокорейские и японские фирмы, упростив до сбо­рочных некогда сложные и много­целевые производственные линии.

По сравнению с 2013 годом годовой объем станкостроительной продукции на новых производственных мощностях возрос с нуля до трех миллиардов 600 миллионов рублей в ценах 2010 года»

МАШИНОСТРОЕНИЕ ЕДВА ВИДНО

Что осталось после катастрофиче­ских либеральных реформ 90-х от советского машиностроения? Из 18 отраслей, которыми при СССР руко­водили соответствующие министер­ства, поддерживали в сколь-нибудь удовлетворительном состоянии хо­зяйственную деятельность заводы и фабрики едва ли семидесяти на­правлений. К 2000 году практически перестали выпускать продукцию предприятия сельхозмашинострое­ния, электронной промышленности, тяжелого машиностроения, турбин и авиационных двигателей, на 50 и более процентов свернули деятель­ность энергомашиностроители, стан­костроители, производители станков и оборудования для легкой и пище­вой промышлености, двигателей внутреннего сгорания и так далее.

Удивительно ли, что в экономи­ке сформировался так называемый сырьевой курс развития, беспер­спективный для индустриальной державы? По мнению ведущих ми­ровых экспертов, подтвержденному многолетней статистикой и расче­тами, если на машиностроение при­ходится менее 25 процентов всей произведенной промышленной про­дукции, то невозможно обеспечить сбалансированное развитие эконо­мики в целом. Это и произошло в течение 2000-х годов как следствие провала в предыдущем десятилетии. Если в 2000 году в машиностроении было создано около 13 процентов валового внутреннего продукта, то в 2005-м - 8,2, а в 2010-м - 7,8 про­цента ВВП! А в общем объёме обра­батывающих отраслей машинострое­ние едва ли достигало 20 процентов, причем в промышленности в целом - всего 12,8 процента. Сравните с 45 процентами промышленного про­изводства, которое приходилось натопливно-энергетический комплекс! Такое соотношение свидетельству­ет о том, что машиностроители не обеспечивали поставки продукции на отечественные высокотехноло­гичные заводы и фабрики. Особенно наглядно кризис проявился в станко­строении - ключевой отрасли маши­ностроения, без которой невозможно развитие промышленности в целом. Премьер Дмитрий Медведев в 2013 году констатировал, что россий­ский рынок по станкам на 90 процен­тов зависит от импорта. По объемам производства металлообрабатываю­щего оборудования Россия занимает 27-е место в мире, а удельный вес станкостроения в валовом внутрен­нем продукте России составляет око­ло 0,03 процента, что характерно для отсталых аграрных стран. В Китае этот показатель равен одному про­центу, чуть меньше одного процента в Японии и Германии.

ПОДДЕРЖКА ДЛЯ ЛУЧШИХ

Рискну предположить, что в выс­ших эшелонах власти начали осоз­навать жизненную необходимость и важнейшую государственную обязанность в возрождении отече­ственного машиностроения сразу после того, как в августе 2008 года российские войска отразили гру­зинскую агрессию против Южной Осетии. Тогда вскрылась, в частно­сти, неготовность отечественного машиностроения, той же оборонки в полной степени обеспечить сво­евременное обновление и ремонт боевой техники, выбывающей в хо­де вооруженного конфликта. Была принята, к примеру, федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» - первый за двадцать постсоветских лет доку­мент такого уровня, посвященный отечественному машиностроению! А в 2013 году Правительство прове­ло совещание о мерах по развитию отечественного машиностроения в целях модернизации военно-про­мышленного комплекса. Это сове­щание стало первым звеном в цепи ключевых решений, целью которых стало возрождение отечественного машиностроения, но не всех его от­раслей.

Стратегия, как можно сделать вывод из политики Правительства, избрана следующая: начать модер­низацию и развитие оборонной про­мышленности, как наименее постра­давшей в ходе либеральных реформ, отказавшись от попыток реанимиро­вать с госпомощью те отрасли (на­пример, гражданскую электронную промышленность или оборудование для легкой промышленности), в ко­торых мы безнадежно отстали. Для этого было выделено несколько трил­лионов рублей, в том числе 1 трил­лион 670 миллиардов должны быть превращены в новые производства и технику в ближайшие три года. А оборонка, в свою очередь, должна стать тем самым инновационным ядром, которое позволит развить и смежные отрасли гражданского ма­шиностроения.

929 объектов будет построено для развития оборонной промыш­ленности, доля инновационной про­дукции в общем объеме возрастет до 40 процентов, при этом будет разработано не меньше 1,3 тысячи новых технологий, призванных вы­вести на принципиально иной уро­вень военное производство.

Параллельно намечено разви­вать и отечественное станкострое­ние, ориентируясь прежде всего на запросы ОПК. Для этого бюджетные ресурсы, на которые раньше заку­пали станки за границей, решено расходовать, чтобы создавать про­изводство аналогичных изделий. При этом соответствующими нор­мативными актами запрещено импортировать широкую, в сотни наименований, гамму машиностро­ительной продукции, что, кстати, вызвало неудовольствие США и их союзников в рамках Всемирной торговой организации.

Такое косвенное инвестирование в станкостроительную промышлен­ность может составить примерно 180 миллиардов рублей в год. Сегод­ня в рамках реализации нескольких десятков инвестиционных проектов создаются мощности по производ­ству современнейших высокотех­нологических металлообрабатыва­ющих центров повышенной дина­мической жесткости в Перми, высо­коточных прецизионных станков с ЧПУ в Рязани, станкостроительное производство по воспроизводимой зарубежной технологии в Азове, производственная линия по выпу­ску сложнорежущего инструмента с целью полностью заместить им­портные аналоги в Свердловской об­ласти и десятки других промышлен­ных объектов. Всего по сравнению с 2013 годом годовой объем станко­строительной продукции на новых производственных мощностях воз­рос с нуля до трех миллиардов 600 миллионов рублей в ценах 2010 года.

Еще две стратегические отрасли машиностроения получили повы­шенное государственное внимание и финансовую опеку. Во-первых, это почти прекратившее существо­вание к середине 2000-х годов сель­скохозяйственное машиностроение, которое призвано обеспечить к 2020 году развитие агропромышленного комплекса до уровня, полностью исключающего зависимость страны от импорта продовольствия. На эти цели бюджет выделяет около трех триллионов рублей. Село должно по­лучить около 13 тысяч новых трак­торов и около 7 тысяч зерноубороч­ных и кормоуборочных комбайнов, все - отечественного производства.

Другой объект господдержки -транспортное машиностроение. Программа по этому направлению в кризисном 2016 году предусматри­вает дополнительные ассигнования в размере минимум 10 миллиардов рублей; продолжится сооружение мощностей на Брянском локомотивостроительном заводе по выпуску тепловозов нового типа; операто­рам будут возмещены затраты в 7 миллиардов рублей на приобрете­ние новых вагонов; 60 миллиардов рублей пошли на приобретение но­вых локомотивов для ОАО «РЖД». Транспортное машиностроение - одна из немногих высокотехноло­гичных отраслей, которая экспорти­рует свою продукцию, в частности, в Египет, Венгрию, Казахстан, Иран, Латвию, Азербайджан. На Тверском вагоностроительном заводе начали выпускать новые инновационные вагоны, а в Энгельсе Саратовской области успешно реализован про­ект в рамках частно-государствен­ного партнерства стоимостью 8 миллиардов рублей: с нуля постро­ены новые цеха, которые будут выпускать новейший двухсистемный электровоз повышенной тяги. Транспортное машиностроение с 200 000 работников стало, пожалуй, единственной отраслью, которая со­хранила независимость от импорт­ных поставок, обеспечив устойчи­вое функционирование отечествен­ных железных дорог. Современные вагоны, локомотивы, оборудование для путевого хозяйства - всего на 180-200 миллиардов рублей в год - ее вклад в создание современного логистическо-транспортного ком­плекса страны, который позволит комплексно и пропорционально развиваться всем регионам России.

В 2000 году в машиностроении было создано около 13 процентов валового внутреннего продукта, в 2005-м - 8,2, а в 2010-м - 7,8 процента ВВП»

РЕФОРМЫ БЕСПЛАТНЫМИ НЕ БЫВАЮТ

Разумеется, современное россий­ское машиностроение не исчерпы­вается названными тремя отрас­лями. Сохранили благополучие и успешно развивались машиностро­ители, продукция которых была востребована экспортно-ориенти­рованными отраслями. Однако при­шло понимание, что в современном мире надо по возможности сохра­нять базовые машиностроительные производства, а те направления, на­пример, в легкой промышленности или производстве товаров народ­ного потребления, развивать, ори­ентируясь на стратегических пар­тнеров в Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС или ЕАЭС в рамках рыночной конкуренции. Средств федерального бюджета, увы, не хватит, чтобы достичь пол­ного самообеспечения машиностро­ительной продукции. Но известно и другое: для того чтобы перейти к новому технологическому укла­ду, на пороге которого стоят США, Китай, Япония и другие развитые страны, надо менять финансово-управленческую модель эконо­мики. Речь не только о том, что в Минпромторге всего три департа­мента курируют все направления машиностроения (в СССР, напомню, было 18 профильных министерств; в современном Китае, уверен, не меньше), но и об осмысленной кре­дитной политике, за которую от­вечает Центробанк России. Без до­ступных инвестиций, на энтузиазме современную промышленность не создашь, что подтверждает опыт, например, сельхозмашиностроения. Предоставили дешевые кредиты - и сразу взрывной рост, до 40 процен­тов! А ведь на рубль вложений в аграрный сектор приходится от­дача продуктами на полтора, а по отдельным видам и на три рубля, которые связывают инфляционный спрос на потребительском рынке! Появились продукты - снизилась инфляция.

Аналогично и в других отраслях: развитие транспортного машино­строения удешевляет перевозки и оптимизирует цены на стоимость, допустим, разрабатываемого в гор­норудной промышленности сырья, что тоже приводит к уменьшению инфляции в конечном итоге. Эти известные любому экономисту на Западе и Востоке истины почему-то игнорируют и в Центробанке, и в Минфине, подчиняя промышлен­ную политику политике финансо­вой и предпочитая получать доход в валюте, а не в единицах реальной продукции. Если хотя бы половину финансовых резервов страны через вновь сформированные центры раз­вития вложить в машиностроение, страна вернет себе позиции миро­вого лидера. Пока же эти ресурсы работают на экономику США.

929 объектов будет построено для развития оборонной промышленности, доля инновационной продукции в общем объеме возрастет до 40 процентов»

Настоящее. А вот во что превратили Волгоградский тракторный завод их потомки…
Фото информационного портала Волгограда «V1.ru»

Машиностроение как отрасль экономики существует уже несколько столетий. В истории страны сохранилось имя первого русского механика и разработчика токарного станка Андрея Константиновича Нартова, жившего в XVIII в. Но расцвет машиностроения наступил после начала широкого применения электрической энергии в производстве. Это позволило строить заводы в самых разных уголках страны, а не только вблизи рек, которые были главными источниками энергии для промышленности.

Сегодня в России существует около 48 тыс. заводов этой отрасли. На российских предприятиях производят в основном отдельные детали и узлы машин и механизмов, которые поступают на головные заводы, где из них собирают уже готовые изделия. На многих машиностроительных заводах изготавливают запасные части или узлы для ремонта уже работающих машин, поломка которых совсем не редкость.

Весь процесс производства машин и механизмов можно условно разделить на три стадии.

На первой - делают заготовки будущих деталей из самых разнообразных материалов: чугуна, стали, цветных металлов, пластмасс, стекла, резины и др.

На второй - обрабатывают заготовки; в результате получаются детали для сборки машин и механизмов. Для этого применяют токарные, сверлильные, фрезерные, строгальные, долбёжные, шлифовальные станки.

На третьей, завершающей стадии производства готовые детали поступают на сборку. Существует два вида сборки - конвейерная и стендовая.

Если производят массовую, стандартную и относительно лёгкую продукцию (автомобили, телевизоры, часы), то её собирают на движущемся конвейере. Сложную в изготовлении или тяжёлую (атомный реактор, морское судно) - собирают на стенде (станке), куда по мере необходимости подвозят детали и узлы.

Готовую продукцию испытывают, и только после этого её продают заказчику. Многие виды уникальны и настолько сложны в изготовлении, что завод берёт на себя обязательство обслуживать эту машину до момента полного износа и поставлять для ремонта все необходимые запчасти.

На современных машиностроительных заводах широко используют такие формы организации производства, как специализация и кооперация. Каждое предприятие специализируется на изготовлении определённого вида и количества деталей и узлов. Затем они поступают на головной завод, где их собирают в готовые машины и механизмы (кооперация). Это освобождает от необходимости изготавливать на головном заводе абсолютно все детали и узлы, которые нужны для производства готовой продукции.

Машиностроение выпускает самую разнообразную продукцию: и шагающий экскаватор весом в тысячи тонн, и почти невесомые, по сравнению с ним, ручные часы. Объём производства готовых изделий тоже разный: легковых автомобилей, например, выпускают сотни тысяч, а баллистических ракет - всего несколько штук в год.

В современном машиностроении существует около сорока подотраслей. Каждая из них по-своему интересна и необходима, у каждой своя география размещения и особенности производства. Например, в состав автостроения входят подотрасли по производству грузовых автомобилей, легковых автомобилей, автобусов, прицепов, мотоциклов и мопедов, велосипедов, автотракторного электрооборудования, а также двигателей.

Всё машиностроение с экономической точки зрения можно разделить на металлоёмкое, потребляющее очень много металла, и трудоёмкое, в котором главную роль играет труд человека, чаще всего - высококвалифицированных специалистов. При размещении производства металлоёмкое машиностроение должно ориентироваться на поставщиков металла, а трудоёмкое - на трудовые ресурсы.

Каждая страна с развитым машиностроением имеет свою специфическую структуру этой отрасли. Российское машиностроение подразделяется на энергетическое, авиационное, транспортное, сельскохозяйственное.

Энергетическое машиностроение

Энергетическое машиностроение производит различное оборудование для электростанций, а также двигатели для морских и речных судов и др. Паровой котёл на тепловых электростанциях, предназначенный для сжигания угля, весит тысячи тонн и достигает высоты десятиэтажного дома. Такие гигантские и сложные изделия выпускают Белгородский, Таганрогский и Бийский котельные заводы.

Изготовление турбин и генераторов требует как труда высококвалифицированных рабочих и инженеров, так и уникального оборудования, которое производят известные машиностроительные центры в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске.

Заводы по изготовлению реакторов для АЭС находятся в Санкт-Петербурге и Волгодонске.

Россия производит высококлассное современное энергетическое оборудование, способное конкурировать на мировых рынках.

Авиационное машиностроение

Российская авиационная промышленность выпускает технику самого высокого класса.

Современный самолёт и вертолёт - плод усилий работников многих предприятий совершенно разного профиля. Для изготовления фюзеляжа необходимы сплавы лёгких цветных металлов - алюминия с магнием и титаном. Лопасти вертолёта делают из углеродных волокон и стеклопластика.

Авиационная техника оснащена различными приборами, имеет электронные устройства, которые помогают лётчику управлять машиной, ориентироваться в пространстве, использовать систему вооружения.

Авиационная промышленность России опережает другие страны в разработке многих типов самолётов и вертолётов, особенно военных, но уступает в производстве особо мощных двигателей и некоторых авиационных приборов. В мире широко известны российские фирмы "Сухой", МИГ, "Бериев", "Туполев", "Камов", "Миль", "Ильюшин". Многие страны мира закупают самолёты и вертолёты российского производства. Так, в 1996 г. Россия продала в другие страны авиационной техники более чем на 1,5 млрд долларов.

Московский регион - один из самых крупных в мире производителей авиационной техники. В столице и её ближайшем окружении располагаются НИИ, КБ, опытные заводы и заводы по серийному производству летательных аппаратов. В нашей стране центры самолётостроения находятся в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Таганроге. Моторы для самолётов и вертолётов делают в Москве, Рыбинске, Перми, Омске, Казани, Ульяновске, Уфе. А заводы в Ростове-на-Дону, Арсеньеве, Казани, Кумертау специализируются на производстве вертолётов.

Транспортное машиностроение

Транспортное машиностроение имеет для нашей страны стратегическое значение. Так исторически сложилось, что долгие годы активно развивалось железнодорожное машиностроение, которое обеспечивало грузовые перевозки и перевозку пассажиров. Производство индивидуальных транспортных средств развито слабее, поэтому Россия отстаёт от многих стран мира по качеству легковых машин, мотоциклов, мопедов, велосипедов.

Производство автомобилей в отечественном транспортном машиностроении занимает первое место. Для изготовления автомобиля нужны стальной лист, чугунное, стальное и цветное литьё, разнообразные изделия из резины, лаки и краски, искусственная кожа и многое другое. Недаром автомобильную промышленность считают одним из локомотивов современной экономики, так как вместе с ней развивается производство смежных отраслей.

В нашей стране традиционно существуют так называемые головные заводы, которые сами производят часть деталей и узлов, а частично получают их от других заводов и затем собирают легковые и грузовые автомобили.

Ведущее место в производстве автомобилей принадлежит двум экономическим районам - Центральному и Поволжскому. В Центральном - "сердце машиностроения" расположено в Москве. В столице разместились два завода - ЗИЛ и "Москвич". ЗИЛ совместно с Мытищинским машиностроительным заводом выпускает самосвалы, с Брянским автомобильным заводом - тяжёлые грузовики, с Ликинским и Курганским заводами - автобусы.

В Поволжье находятся такие известные автомобильные заводы-гиганты, как Волжский (в Тольятти), Ульяновский (в Ульяновске), Камский (в Набережных Челнах). Камский - самый крупный в мире завод, производящий грузовые автомобили.

В Волго-Вятском районе автомобили производит знаменитый Горьков-ский автомобильный завод. С этим гигантом сотрудничают в производстве автобусов промышленное предприятие в Павлове (на Оке), вездеходов - в Заволжье и Арзамасе, самосвалов - в Саранске.

Легковые автомобили производят также в Ижевске, а грузовые - в Ми-ассе и Кургане. В 90-х гг. началась сборка автомобилей иностранных фирм в Елабуге, Таганроге, Ростове-на-Дону и Калининграде.

Для автомобильной промышленности России большое значение имеет сотрудничество с Белоруссией, особенно в производстве большегрузных, сверхмощных автомобилей. Российские заводы поставляют в Белоруссию дизельные моторы и топливную технику, а взамен получают знаменитые БелАЗы для работы в карьерах.

Известно, что основную массу пассажиров и грузов перевозит железнодорожный транспорт. Магистральные электровозы и тепловозы произво-. дятся в Коломне и Новочеркасске. Грузовые вагоны изготавливают в Нижнем Тагиле, Брянске, Абакане, Но-воалтайске, пассажирские - в Твери, Торжке, Санкт-Петербурге.

После того как распался СССР, Россия лишилась многих морских портов, большого числа судов и центров морского и речного судостроения. Поэтому сейчас приходится заново создавать всё это.

Крупнейшим центром морского судостроения России по праву считается Санкт-Петербург. Заводы северной столицы располагают передовыми технологиями; здесь строят самые сложные морские суда (атомные ледоколы). Среди других центров морского судостроения выделяются Выборг, Северодвинск, Комсомольск-на-Аму-ре, Астрахань. В Выборге построен первый в мире плавучий космодром для запуска ракет. В Северодвинске находится верфь, где строят атомные подводные ракетоносцы.

Морские и речные суда производят заводы в Рыбинске, Зеленодоль-ске, Волгограде, Навашине, Городце.

Таким образом, Россия не только имеет все виды транспортного машиностроения, но и может обеспечивать себя транспортными средствами.

Сельскохозяйственное машиностроение

Сельскохозяйственное машиностроение ориентировано на производство техники для больших коллективных хозяйств (колхозов). В конце XX в. сельскохозяйственное машиностроение испытывает большие трудности: во-первых, у крестьян нет денег на закупку машин и механизмов в прежних масштабах, а во-вторых, на российском рынке появилась импортная сельхозтехника высокого качества. В особенно тяжёлом положении находится производство техники для фермерских хозяйств, которым нужны небольшие дешёвые машины. В России много тракторных заводов, которые производят почти все известные типы тракторов. Самые мощные колёсные тракторы "Киро-вец" изготавливают на Кировском заводе в Санкт-Петербурге, а самые маленькие - во Владимире. Существуют и другие центры тракторного машиностроения. Они расположены в Волгограде, Липецке, Рубцовске.

Зерноуборочные комбайны производят заводы в Ростове-на-Дону, Таганроге, Красноярске и Туле, картофелеуборочные машины - в Рязани, кормоуборочные - в Люберцах, льноуборочные - в Бежецке.

Машиностроительные заводы расположены практически во всех районах России. Самыми крупными центрами машиностроения являются Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Казань, Екатеринбург, Пермь, Новосибирск.

Конкуренция на мировом рынке продукции машиностроительной индустрии крайне жёсткая, так как эта продукция высоко прибыльная, наукоёмкая и быстро обновляется. В современном мире не так много стран, способных самостоятельно производить высококачественную продукцию в области машиностроения. Так что у России есть шанс занять свою нишу на мировом рынке, хотя к концу XX в. ей это сделать пока не удалось.

Наша страна производит машиностроительную продукцию, которая пока ещё сохраняет свою конкурентоспособность на мировых рынках. Это самолёты, отдельные виды вооружений, станков, приборов.

Машиностроение и металлообработка включают такие крупные подотрасли, как энергетическое, электротехническое, автомобильное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроительную и инструментальную промышленность и др. Отрасль определяет состояние производственного потенциала Российской Федерации, обеспечивает функционирование ведущих отраслей экономики – , транспорта и связи, агропромышленного комплекса, оборонных отраслей, строительства, а также наполнение потребительского рынка.

Машиностроение – основа технического оснащения всех отраслей промышленности и показатель развития экономики страны. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и др.), производительность труда, технический прогресс, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства, материальное благосостояние народа.

В СССР машиностроение занимало 1-е место в промышленности по объёму выпускаемой продукции, стоимости основных производственных фондов и численности рабочих, занятых на предприятиях.

С 1991 г. начался период общего спада производства, в т. ч. и в . Медленное формирование новой законодательной базы, переход к свободным рыночным ценам, отказ от действующей в СССР системы заказов, разрыв кооперационных связей между бывшими республиками СССР и социалистическими странами, входившими ранее в Совет экономической взаимопомощи, сдерживали развитие машиностроения. Но уже в 1995–2000 гг. выпуск продукции отрасли увеличился в сопоставимых ценах на 14,7%.

Позитивные изменения, проявившиеся после кризиса 1998 г, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и внутренняя социально-экономическая стабильность обусловили положительную динамику развития отрасли. Постепенный подъём производства в отрасли связан, в первую очередь, с увеличением спроса на отечественную продукцию.
Произошли изменения и в структуре производства. Уменьшилась доля , что связано со снижением темпов роста (103,3%) по отношению к среднеотраслевым (120%), возросла доля тяжёлого, энергетического, транспортного, химического, нефтяного машиностроения, электротехнической промышленности и приборостроения.

Прекратился спад производства в станкостроительной и инструментальной промышленности в основном за счёт увеличения поставок оборудования на экспорт, расширение номенклатуры и освоения новых видов высокопроизводительного конкурентноспособного оборудования и инструментов, пользующихся спросом.

Основными факторами, обусловившими рост производства в отрасли, явились:

  • существенный рост инвестиционного спроса;
  • продолжение процессов импортозамещения;
  • проведение работ по оптимизации мощностей;
  • реструктуризация активов предприятий;
  • начало модернизации и перевооружения производственного аппарата в промышленности и самом машиностроении;
  • освоение новых видов техники;
  • возросшие объёмы поставок на экспорт многих видов машиностроительной продукции;
  • возрастание конкурентных преимуществ отечественной продукции, в основном по параметрам цена - качество.

Предприятия электротехнической промышленности производят энергетическое оборудование, электромоторы, разнообразные кабели и провода, электротермическое оборудование и др. – всего свыше 35 тыс. видов продукции. Этим оборудованием комплектуется большая часть выпускаемых в стране машин и механизмов, промышленных предприятий разных отраслей экономики.

Производство энергетического оборудования - одна из наиболее активно действующих подотраслей машиностроения. Предприятия оснащены уникальным оборудованием и могут производить практически любые современные виды генерирующего оборудования для электростанций разного типа. Они имеют экспортные заказы и производят оборудование для потребителей внутри страны.

Для транспортного машиностроения характерен большой тираж производства готовой продукции, ориентация на потребительский рынок, а также влияние на обороноспособность страны, уровень развития сельского хозяйства и т. п.

В 1990-е гг. география российского автомобилестроения заметно трансформировалась: появились заводы по выпуску легковых автомашин в Ростовской, Ленинградской и Калининградской областях, изменилась структура производства автомашин в других регионах. В то же время, по-прежнему, ключевым для отрасли регионом, где выпускается почти 3/4 легковых автомобилей, остается Самарская область.

Размещение самых первых крупных предприятий российской автомобильной промышленности было приурочено к развитым машиностроительным центрам. В 1924 г. заработал завод в Москве (АМО ЗИЛ), а в 1929 - 1932 гг. было построено предприятие в (ГАЗ). До сих пор на ГАЗ приходится больше половины выпуска грузовых автомашин в России. На том же заводе производятся «Волги», вследствие чего Нижегородская область стабильно находится на втором месте по выпуску легковых автомашин.
Заметный сдвиг в географии российской автомобильной промышленности произошел в годы Великой Отечественной войны, когда оборудование с московского завода было эвакуировано на Урал и , где теперь действуют УралАЗ (город Миасс, область) и УАЗ (город Ульяновск). После войны появились и новые заводы легковых автомобилей - в столице создан Московский завод малолитражных автомобилей (позднее АЗЛК, выпускавший до своего банкротства автомобили «Москвич»), затем «Ижмаш» в Ижевске, СеАЗ в Серпухове (автомобили особо малого класса «Ока») и др.

Больше 2/3 выпуска автобусов приходится на Нижегородскую область, где наряду с малогабаритными автобусами предприятия, расположенного в Павлово, выпускаются микроавтобусы «ГАЗель» на Горьковском автозаводе.

На Нижегородскую область приходится и значительная доля производства грузовиков (около 60%). Около 15% производства грузовиков приходится на Республику Татарстан («КАМАЗ»).

Морское судостроение сконцентрировано преимущественно в прибрежной зоне. Основные мощности отрасли сосредоточены на Балтике.Важнейший центр морского – город , где находятся несколько судостроительных заводов и предприятия по производству судовых двигателей, навигационного и другого оборудования. Санкт-Петербург - также важнейший центр по подготовке кадров моряков. Заводы морского судостроения есть в Выборге и . В Азово – Черноморском бассейне судоремонтные заводы действуют в Туапсе и Новороссийске. Во внутренних районах Европейской части России морское судостроение представлено в Ярославле, Зеленодольске, в бассейне - в Астрахани и . На Дальнем Востоке главный центр морского судостроения - Комсомольск-на-Амуре, менее крупные - Николаевск-на-Амуре и . Судоремонтные заводы имеются в Советской Гавани, Находке, Петропавловске-Камчатском, Большом Камне и других портах. В Северном бассейне важнейший центр морского судостроения - Северодвинск; судостроительные заводы работают в Североморске и Архангельске, судоремонтные - в Кандалакше, Новодвинске, Мурманске.

Речное судостроение рассредоточено по бассейнам основных судоходных рек.

Важнейшие подотрасли сельскохозяйственного машиностроения - тракторостроение и комбайностроение.

Предприятия приборостроения и электроники, входящие в оборонно-промышленный комплекс, способны производить малыми сериями уникальную по качеству и возможностям элементную базу, на основе которой собирают системы управления ракетами, управляющие комплексы для вооруженных сил и др.

Инновационная деятельность предприятий машиностроения в последнее время была направлена на расширение ассортимента продукции, улучшение качества продукции и услуг, сохранение традиционных рынков сбыта. Более высокая инновационная активность проявляется на крупных предприятиях (с численностью персонала от 1000 до 5000 чел.).
С 2000 г. в машиностроении начался прирост численности работающих, которая возросла практически во всех отраслях машиностроения.

Главная цель развития отрасли - трансформация в совокупность хозяйствующих субъектов, гибко реагирующих на изменения конъюнктуры рынка, способных производить конкурентную технику и на этой основе обеспечивать процессы модернизации технической базы производства и роста его объёма опережающими, по сравнению с другими отраслями промышленности, темпами.