Главная · Вредные привычки · Лечение аффективно респираторных приступов. Аффективно-респираторный приступ: признаки задержки дыхания у детей. Типы АРП и их симптомы

Лечение аффективно респираторных приступов. Аффективно-респираторный приступ: признаки задержки дыхания у детей. Типы АРП и их симптомы

Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей должны рассматриваться с момента рождения. Профилактика является лучшим способом избежать многих заболеваний в более зрелом возрасте.

Аффективно-респираторные приступы у детей только на первый взгляд являются заурядной проблемой, на которую чем меньше обращаешь внимания, тем быстрее она проходит. Не стоит так думать. На самом деле важно знать, что нервные расстройства с течением времени только усугубляются. Опасные последствия могут проявляться в виде плохой успеваемости в школе, отставания в психическом и физическом развитии. Могут возникать и соматические нарушения, например, повышенная агрегация эритроцитов, снижение активности альвеол в легочной ткани, гипоксия структур головного мозга и т.д.

Аффективно-респираторные приступы следует по мере возможности предупреждать. При развитии следует своевременно и в полной мере оказывать первую медицинскую помощь малышу. На видео в конце этой странице приведено мнение авторитетного специалиста. Он дает убедительные обсон6ования причин внезапной остановки дыхания ку ребенка на фоне неврологического поражения. А в статье рассмотрены этиология, патогенез и клинические симптомы истерических припадков, способы их профилактики. Рассказано о том, что делать родителям, если они видят, что у ребенка развивается аффективно-респираторный приступ или судороги. Пока не наступило апноэ, важно попытаться успокоить малыша.

Что это такое? Механизм развития АРП

Понимание того, что такое breath-holding spells или аффективно-респираторный приступ у ребенка, помогает справиться с этой распространённой проблемой. Ситуация заключается в следующем. В просторечии это состояние называется «закатывание». Грубо говоря, малыш на фоне сильного нервного перевозбуждения теряет контроль над своей вегетативной нервной системой. Развивается полноценный истерический припадок со всеми сопутствующими признаками. Особенно опасны аффективно-респираторные приступы у грудничка или новорожденного младенца, поскольку в первые недели и месяцы жизни нет четкого контроля над работой всех структур центральной и вегетативной нервной системы.

Истерика начинается с воздействия триггера. В качестве раздражителя могут выступать негативные эмоции, такие как страх, возмущение, фрустрация, раздражение, нервозность, боль и т.д. В тот момент, когда малыш испытывает сильные негативные эмоции, у него возникает эффект первичной судорожной реакции. Причем она затрагивает в основном межрёберные мышцы и диафрагму. Возникает ощущение, что он не может вдохнуть воздух. Это вызывает сильный испуг, который на фоне гиперкапнии формирует предпосылки для остановки дыхания.

Предшествовать развитию приступа аффективной задержки дыхания могут агрессия или истерика: ребенок начинает топать ногами, кричать, что-то требовать, пытаться ударить родителя или окружающих и т.д. Это так называемая первичная истерическая реакция, которая впоследствии запускает механизм блокировки дыхательной мускулатуры. Стоит понять, что дети действительно не могут вдохнуть и выдохнуть воздух по вполне физиологическим причинам. И им требуется помощь.

Пароксизмы могут возникать при разных ситуациях. Это отличает аффективно-респираторный синдром у детей от истинной эпилепсии, обладающей всегда схожими клиническими проявлениями.

Что еще важно знать родителям?

Самое главное, что еще стоит знать современным радетелям ребенка, склонного к аффективно-респираторным задержкам дыхания и судорожному синдрому, это варианты и способы предотвращения подобных пароксизмов.

Начнем разбираться с определения АПР как проявления недостаточного развития вегетативной нервной системы ребенка. По своей патологической природе аффективно-респираторный приступ у детей представляет собой остановку дыхательных движений грудной клетки на фоне отсутствия иннервации (парализации) межреберных мышц и диафрагмы. Перевозбуждение нервной системы может отключить и сознание ребенка. Это необходимо для быстрого восстановления резерва центральной нервной системы. Отсутствие поступления кислорода к структурам головного мозга заставляет малыша на врем забыть о том эмоциональном фоне, который привел его в подобное состояние. Таким образом, можно рассматривать аффективно-респираторный синдром как защитную реакция структур головного мозга.

После приступа ребенок испытывает сильную сонливость, расслабленность мышечного каркаса тела. Лучше всего дать ем поспать. После пробуждения от истерического пароксизма не останется и следа.

По клиническим проявления аффективно-респираторные приступы подразделяются на белые и синие. В первом случае присутствует кратковременная потеря сознания и сильная бледность кожных покровов. При синем АРП присутствует остановка дыхания длительностью до 1 минуты, потеря мышечного тонуса и посинение носогубного треугольника.

Причины аффективно-респираторного приступа у детей

Многими педиатрами до сих пор признается лишь одна причина аффективно-респираторного приступа у детей, и это типичная истерия. Однако на самом деле все обстоит гораздо сложнее. Существуют множественные или комплексные причины аффективно-респираторного приступа, и среди них действительно присутствует избыточная или истерическая реакция вегетативной и центральной нервной системы на воздействие негативного травмирующего фактора. Но это далеко не единственный фактор, который провоцирует АРП.

Итак, к патогенетическим факторам влияния относят:

  • слабость вегетативной нервной системы, такие дети в будущем страдают от вегетососудистой дистонии;
  • последствия тяжелой родовой травмы (гипоксия головного мозга, низкая оценка состояния неврождённого по шкале Апгар);
  • нарушение режима дня и регулярное недосыпание (часто встречается у детом, посещающих детский сад и поздно укладываемых спать родителями);
  • недостаточное количество витаминов группы B и некоторых важных аминокислот в рационе питания;
  • присутствие серьезных хронических патологий соматического характера;
  • повышенная судорожная готовность;
  • повышенный мышечный тонус;
  • нарушение развития церебральных кровеносных сосудов шеи;
  • заболевания щитовидной железы;
  • аденоидит, тонзиллит и другие хронические патологии верхних дыхательных путей, затрудняющие процесс физиологического дыхания.

Для осуществления профилактики приступов с задержкой дыхания важно по возможности исключать все вероятные причины этого патологического состояния. Родителям важно помнить о том, что аффективно-респираторный синдром может стать причиной внезапной смерти. А в будущем это состояние может привести к серьезным неврологическим расстройствам вплоть до эпилепсии.

Классификация приступов в зависимости от клинических проявлений

Современная классификация приступов аффективно-респираторной остановки дыхания с судорожным синдромом подразумевает под собой подразделите на 4 выраженных типа.

В зависимости от клинических проявлений патологического спазма дыхательной мускулатуры, выделяются следующие типы приступов:

  • синий АРП начинается с истерики, на фоне которой следует резкий глубокий вдох и затем наступает асфиксия (отсутствие дыхания), гиперемия кожных покровов быстро сменяется синюшностью, ребенок теряет тонус мышц и обмякает, может потерять сознание;
  • белый АРП протекает сложнее, с обязательной потерей сознаний и быстро наступающей характерной бледностью кожных покровов лица, шеи и груди;
  • простой вид АРП протекает без гиперкапнии и гипоксии, задержка дыхания кратковременная и не превышает 20 секунд;
  • осложнённый тип АРП возникает при выраженной гипоксии головного мозга (если дыхание отсутствует дольше 60 секунд), сопровождается непроизвольным мочеиспусканием и судорогами в нижних и верхних конечностях.

При всех 4-х типах дыхательная деятельность полностью восстанавливается самостоятельно. Неотложная медицинская помощь может потребоваться лишь при осложнённом варианте развития АРП. Но частые приступы всегда приводят к нарушению социальной адаптации. Они могут спровоцировать задержку развития умственного и психического развития ребенка. Поэтому важно своевременно проводить психокоррекцию и делать все необходимое для профилактики аффективно-респираторных приступов у детей.

Симптомы и клиническая картина

Важно понимать, что клиническая картина АРП может напоминать приступ эпилепсию. Поэтому важно проводить полноценное обследование с целью исключения эпилепсии. Симптомы могут проявляться в следующем виде:

  • нарастание истерической реакции на внешнее негативное воздействие происходит в течение 2-4 минут;
  • при постепенном углублении истерики у ребенка наступает перевозбуждение коры головного мозга;
  • теряется контроль над мышцами – в этот момент можно увидеть остановку дыхание и потерю тонуса всего тела;
  • малыш как бы обмякает, перестает дышать и медленно сползает на пол;
  • начинается изменение цвета кожных покровов лица, шеи и груди – сначала они резко краснеют, затем, в зависимости от вида приступа, белеют или синеют;
  • может возникнуть кратковременная потеря сознания;
  • спустя несколько секунд ребенок приходит в себя, резко прекращает плакать и начинает полноценного дышать.

При осложненном типе клиническая картина дополняется клоническими судорогами. Они выглядят со стороны ка легкие подергивания рук и ног у малыша, находящегося в бессознательном состоянии. Картина очень тяжелая для восприятия родителями пострадавшего ребёнка. Обычно в таких ситуациях у родителей начинается паника. И от этого все становится только хуже. Почему? Расскажем дальше.

Диагностика и отличия от эпилепсии

Важно понимать, что аффективно-респираторные судороги только внешне похожи на проявление эпилепсии. Однако для исключения подобного состояния мало знать основные отличия. Диагностика в обязательно порядке включает в себя проведение ЭЭГ (электроэнцефалограмма головного мозга). Это обследование показывает отсутствие очага возбуждения в коре и структурах головного мозга при АРП и его наличие при эпилепсии. Поэтому данное обследование стоит обязательно пройти. Хотя бы для того что бы успокоиться самому. И более корректно обращаться с малышом.

Также важно исключать истерию. В её основе лежит приступ агрессии, однако она не провоцирует остановку дыхания и потерю сознания. При истерическом припадке у ребенка следует сохранят собственное спокойствие и не показывать малышу, что вас это поведение сильно расстраивает. Ни в коем случае нельзя позволять ребенку подобными истерическим приступами достигать своих целей. В противном случае подобный стиль поведения закрепится на рефлекторном уровне. Вы будете получать регулярные аффективно-респираторные приступы при малейших поводах для негативного восприятия реальности ребенком.

Отличительные черты эпилептических припадков и аффективно-респираторных приступов следующие:

  • к АРП приводят разные обстоятельства, а эпилепсия проявляется без внешних причин;
  • АРП всегда развивается по-разному, а эпилептические судороги всегда одинаковы;
  • У детей в возрасте до 4-х лет эпилептические припадки составляют не более 2% от всего числа подобных расстройств;
  • у детей в возрасте старше 5-ти лет приступы аффективно-респираторного расстройства диагностируются только в 1% от всего количества случаев;
  • при АРП помогает валериана, пустырник и лечение ноотропами;
  • при истинном эпилептическом припадке давать седативные препараты бесполезно;
  • существенные патологические изменения на ЭЭГ есть только при эпилепсии.

Если у малыша случился приступ, то необходимо показать его врачу в течение ближайших 1,5 часов. Данные проявления могут быть следствием очень опасных заболеваний. Только в условиях медицинского учреждения можно сделать ЭКГ сердца и УЗИ внутренних органов с целью исключения пороков сердца, эмболии легочной вены и других опасных состояний, также может потребоваться спирография, рентгенографический снимок легких, обследование трахеи на предмет наличия в ней медалях инородных тела.

Также может потребоваться консультация пульмонолога, невролога и аллерголога. После сбора всей необходимой информации врач сможет поставить точный диагноз и назначить адекватное лечение.

Оказание первой помощи ребенку при АРП

Нужно знать, что стоит делать при появлении подобных симптомов, а от чего стоит оказаться категорически. Оказание первой помощи ребенку при появлении симптомов АРП нужно начинать с освобождение дыхательных путей. Можно вынести малыша на свежий воздух. Нужно расстегнуть верхние пуговицы и устранить давление на шею.

Важно не растеряться и не впасть в панику. Постарайтесь сохранить самообладание и улыбаться. Это поможет малышу быстрее прийти в себя. Попробуйте его похлопать по щечкам или слегка пощекотать. Если есть под рукой нашатырный спирт, то дайте его понюхать. Только не подносите слишком близко к лицу ребенка.

При потере сознания важно создать условия для профилактики западания языка. Для этого нужно положить ребенка на ровную поверхность и повернуть голову на бок. И тут следует вызвать бригаду скорой помощи.

Лечение аффективно-респираторных приступов у детей

Терапия начинается с коррекции поведения и психологической работы с родителями. Подобные состояния чаще всего встречаются у малышей, воспитывающихся в семьях, где родители не соблюдают правил общения с ними.

Лечение аффективно-респираторных приступов начинается с консультации невролога. Специалист может дать направление к психологу для коррекции психического состояния как малыша, так и его родителей. Затем может назначаться медикаментозная терапия. Но она, как правило особых результатов не дает. Гораздо важнее сделать следующие шаги:

  • нормализовать режим дня ребенка:
  • разработать специальный рацион питания, ботовый всеми витаминами, минералами и аминокислотами;
  • исключать по возможности психотравмирующие факторы;
  • научить малыша слушать родителей и идти с ними на компромисс.

Эффективное лечение аффективно-респираторных приступов у детей может включать в себя посещение мануального терапевта. Иглоукалывание и рефлексотерапия, массаж и лечебная гимнастика помогут восстановить работоспособность вегетативной центральной нервной системы.

При гипервозбудимости нервной системы имеет смысл провести курсовое лечение ноотропными препаратами, седативными лекарственными средствами. Но делать это можно только по рекомендации врача с обязательным строгим соблюдением рекомендованной дозировки.

Посмотрите, почему развиваются аффективно-респираторные приступы у детей – на видео представлено мнение специалиста по детской неврологии:


Категории: / / от

(синонимы: аффективно-респираторные приступы, закатывания в плаче, приступы задержки дыхания, приступы апноэ) — это спровоцированные сильными эмоциями эпизодические появления апноэ у детей, иногда сопровождающееся потерей сознания и судорогами.

Выглядит аффективно-респираторный приступ так.

В ответ на болевое воздействие , чаще при падении, гнев, страх, испуг возникает плач ребенка, с последующей остановкой дыхания на вдохе . Такие сильные отрицательные эмоции называют «аффект». Далее идет апноэ , когда ребенок не может выдохнуть, не дышит; при этом мышцы его гортани спазмированы. Иногда в ответ на аффект ребенок даже не успевает заплакать, и спазм гортани возникает сразу.

Цвет кожных покровов часто становятся ярко-красными или цианотичными (синюшными). Апноэ может быть коротким от нескольких секунд до 5-7 минут , но в среднем продолжается 30-60 секунд . Хотя родителям или другим окружающим кажется, что не дышит ребенок все 10-20 минут. Если период апноэ удлинен, то может последовать утрата сознания, «обмякание» — это атонический неэпилептический приступ. Приступ внешне похож на атонический приступ при эпилепсии, но возникает АРП вследствие острой кислородной недостаточности головного мозга. В ответ на гипоксию возникает торможение, как защитная реакция мозга. Известно, что в период утраты сознания мозг потребляет меньшее количество кислорода, нежели находясь в сознании. Далее этот аноксический приступ переходит в тонический неэпилептический приступ . У ребенка возникает напряжение всего тела, вытягивание или выгибание. Если процесс гипоксии не прервался, то далее следует фаза клонических судорог (подергивание конечностей и всего туловища ребенка). В ответ на возникшую задержку дыхания в организме накапливается углекислый газ. Такое биохимическое состояние называют гиперкапнией. Гиперкапния вызывает рефлекторное снятие спазма мышц гортани, и ребенок делает вдох, а далее начинает дышать . Затем пациент приходит в сознание. После такого продолжительного приступа с тоническими или клоническими судорогами часто наступает глубокий сон на 1-2 часа.

Чаще всего закатывания в плаче прерывается после апноэ , или после следующего затем короткого «обмякания» на 5-10 секунд. Далее спазм гортани рефлекторно снимается, следует резкий вдох или выдох, чаще с плачем. После дыхание самостоятельно восстанавливается. До приступов с тоническими или клоническими судорогами доходит редко.

По статистике аффективно-респираторный синдром

встречается у 5% детей , одинаково у мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 18 месяцев , но может быть и до 5 лет . В 25% у таких пациентов отягощен анамнез, то есть у одного из родителей в детстве тоже были закатывания в плаче .

Считают, что аффективно-респираторные приступы — это вариант детской истерии и, как правило, возникают на невротической почве, может быть вследствие гиперопеки, хронических стрессовых ситуаций в семье.

У части пациентов с аффективно-респираторными приступами имеется сопутствующая кардиоваскулярная патология.

Отличительные особенности аффективно-респираторных приступов на фоне кардиоваскулярной патологии:

1. Протекают с меньшим возбуждением.

2. Но более выраженным цианозом («синюшностью» или выраженной бледностью).

3. Более выражен гипергидроз (повышенная потливость).

4. Медленнее восстанавливается цвет кожных покровов после цианоза.

5. Вне закатывания в плаче, при физических нагрузках также бывают эпизоды бледности и гипергидроза.

6. Такие дети плохо переносят транспорт и душные помещения.

7. Родители отмечают повышенную утомляемость у таких детей.

Если есть основания заподозрить наличие у ребенка кардиоваскулярной патологии, тогда обследование проводит и детский кардиолог , при необходимости — с использованием холтеровского мониторирования .

Аффективные приступы при эпилепсии отличаются от закатывания в плаче :

1. При эпилепсии аффективные приступы непровоцируемые (спонтанные), а при аффективно-респираторном синдроме пароксизмы возникают в ответ на эмоциональное возбуждение.

2. АРП учащаются при утомлении; при эпилепсии — могут быть в любом состоянии.

3. При эпилепсии приступы стереотипные (одинаковые), а при АРП — более вариабельны и зависят от тяжести провокации, от силы болевого воздействия.

4. При эпилепсии возраст может быть любой, при АРП — от 6 до 18 месяцев, и не старше 5 лет.

5. При эпилепсии не помогает лечение седативными средствами, а эффект возникает только от использования противоэпилептических средств, при АРП — хороший эффект от успокоительных и ноотропов.

6. При эпилепсии чаще есть эпилептиформная активность на ЭЭГ, особенно при проведении видео ЭЭГ — мониторинга в период приступа, при АРП — как правило, нет эпиактивности на ЭЭГ.

Детей с наличием относят к группе риска по развитию эпилепсии. Это не значит, что все дети с закатыванием в плаче заболеют эпилепсией. Но у больных с эпилепсией в анамнезе аффективно-респираторный синдром встречается в 5 раз чаще, чем у пациентов без эпилепсии. Объясняется это понятием «пароксизмальный мозг» — врожденная особенность головного мозга в виде повышенного реагирования на внешние и внутренние действующие факторы.

Что делать родителям для предотвращения аффективно-респираторного приступа?
Аффективно-респираторного приступа можно избежать. Если предполагаете, что ребенок негативно воспримет определенные условия, то планируйте ситуацию, не провоцируйте аффект , особенно в период утомления, голода, течения соматического заболевания, проведения манипуляций.

Самое разумное – отвлечь внимание , используя мягкие интонации голоса.

Будьте спокойны и уверены в своих действиях.

Что нужно делать окружающим ребенка во время эпизода закатывания в плаче?

1. Не паниковать , постараться держаться спокойнее, взять ребенка на руки. Знайте, что это лишь короткий эпизод апноэ, через несколько секунд дыхание восстановится, выраженного вреда здоровью ребенка не случится.

2. Требуется восстановить дыхание ребенка - в ответ на несильный внешний раздражитель ребенок сделает вздох. Резко подуйте на область носа, брызните немного холодной воды на лицо, похлопайте или пощипайте его по щекам, потрите ушные раковины, погладьте по спине.

3. Иногда поможет детей бывает лучше оставить в покое , это поможет успокоиться.

5. После приступа попытайтесь отвлечь ребенка.

Очень важно выбрать правильную тактику в воспитании ребенка с аффективно-респираторным синдромом.

Не старайтесь оберегать ребенка от любых негативных эмоций, опекать и изолировать его. Если потакать всем его прихотям, то ребенок становится капризнее и ярче реагирует на любые воздействия. Надо научить ребенка правильно реагировать на огорчения, быть устойчивее, контролировать эмоции.

Если у ребенка есть аффективно-респираторный синдром требуется обратиться к неврологу.

После опроса, обследования, выявления сопутствующих отклонений, необходимо назначить специальное медикаментозное лечение. Лечение и рекомендации родителям врач назначает всегда индивидуально. Необходима также консультация кардиолога и детского психолога.

Лечение аффективно-респираторного синдрома .

Учитывая, невротический характер эпизодов закатывания в плаче, в рекомендациях уделяем большое внимание необходимости психотерапии. На занятиях психолога проводится коррекция семейных отношений, прививание ребенку самостоятельности и устойчивости к негативным факторам.

Большое значение в лечении аффективно-респираторного синдрома имеет здоровый образ жизни:

  1. Соблюдение режима дня : рационально распределение сна и отдыха в течение дня и недели.
  2. Достаточные физические нагрузки .
  3. Элементы закаливания, в том числе плавание в бассейне, прогулки на свежем воздухе;
  4. Рациональное питание .
  5. Ограничение просмотра телепередач и игр на компьютере. Вас удивит, что компьютерные игры используют даже у детей до 1 года, причём, не соблюдая никаких норм?

В лечении аффективно-респираторного синдрома используются препараты , укрепляющие нервную систему (нейропротекторы), седативные и витамины группы В . Среди ноотропов предпочтение отдают пантотеновой кислоте (пантогаму, пантокальцину и другим), глютаминовой кислоте, глицину, фенибуту. Назначаем курс лечения на 1-2 месяца в средневозрастных терапевтических дозах. Так, ребенку 3 лет рекомендуем, например, пантогам 0,25 по ½ части или по 1 таблетке в два приема (утром и вечером) в течение 1-2 месяцев. Из седативных могут быть рекомендованы фитотерапия (настои успокоительных трав, готовые экстракты пустырника, корня пиона и другие). Расчет дозы седативных экстрактов: капля на год жизни. Например, ребенку 4 лет по 4 капли 3 раза в день (в обед, вечером и на ночь) в течение 2 недель -1 месяца. При труднокупирующемся рецидивирующем аффективно-респираторном синдроме могут быть использованы транквилизаторы , такие препараты, как атаракс, грандаксин, тералиджен.

Для комплексного подхода в терапии могут быть рекомендованы методы бальнеолечения , когда используют природные вещества. Такими методами может быть хвойно-морские ванны в домашних условиях.

Во время самого закатывания в плаче медикаментозное лечение не показано . Попытка влить лекарство в период апноэ в рот ребенка опасно аспирацией (попаданием в дыхательные пути).

В очень редких (исключительных) случаях, в случае, если наложились несколько отягощающих провоцирующих факторов, приступ апноэ может затянуться. В этой ситуации требуется оказание неотложных мер в виде проведения сердечно-легочной реанимации (искусственное дыхание и непрямой массаж сердца).

В случае наличия аффективных приступов при эпилепсии назначают только противоэпилептические препараты , следуя основным принципам лечения эпилепсии.

Любая терапия при аффективно-респираторном синдроме назначается только врачом неврологом, часто с подбором доз препаратов. Самолечение может быть опасно.

Итак, из этой статьи стало известно, что аффективно-респираторные приступы встречаются часто у 5% детей в возрасте до 5 лет (чаще 6-18 месяцев). Закатывания в плаче пугают родителей, но эти состояния не так опасны; дети из них выходят самостоятельно. Паниковать не надо, возьмите себя в руки. Помочь быстрее выйти из приступа апноэ помогут простые меры: подуть, брызнуть водой. Приступов апноэ можно избежать, не провоцируя гнев, страх и другие негативные эмоции у ребенка; а главное — воспитывая в нём устойчивость. Индивидуальное лечение назначит Вашему ребенку врач невролог, после того, как разберется, исключит более тяжелую патологию, как эпилепсия и кардиоваскулярная патология. Проконсультируйтесь с врачом.

Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog.
Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...

Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия  или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Необходимая информация для родителей из первых рук, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

АЗБУКА ЭПИЛЕПСИИ (ЧАСТЬ 4)

Аффективно-респираторные приступы Medicamente non medicamentis


Одна из самых «обожаемых» тем для беседы в кабинете детского невролога. Бывают случаи, когда замечательный и послушный малыш в связи с неисполнением своего желания, гневом или недовольством, вдруг начинает горько плакать, кричать, рыдая и закатываясь. Во время сильного плача, на высоте сильнейших отрицательных эмоций (аффекта), дыхание его неожиданно замирает в момент вдоха, ребенок «выключает звук», хотя рот открыт, становится как «тряпочка», обмякает, бледнеет, или даже синеет. Естественно, любящая мама «обмякает» и почти теряет сознание вслед за ним. А если еще при этом ребенок выгибается дугой и появляется «каменное» напряжение мышц тела, рук, ног или подергивания (тонические или клонические судороги), нарушение сознания, непроизвольное мочеиспускание – даже суровые мужчины, папы и дедушки, впадают в легкую панику !
Повторюсь, зрелище нередко пугающее, не для слабонервных. Обычно, это состояние длится недолго, чаще уже через несколько секунд восстанавливается дыхание, ребенок приходит в себя. Но поверьте - эти секунды маме кажутся вечностью! Иногда может казаться, что такие «закатывания» с остановкой дыхания ребенок совершает сознательно, но это, скорей всего, не так. Главную роль здесь играет рефлекторный механизм, остановка дыхания возникает в момент практически полного выдыхания воздуха из легких в начале предполагаемого вдоха.
Аффективно-респираторные приступы по разным данным регистрируются примерно в 10-15% всех судорог у детей от 6-12 месяцев до 3-4 лет, преимущественно у малышей умных и хитрых, гипервозбудимых и капризных . Большинство специалистов считает, что аффективно-респираторные приступы относятся к выражению истерических симптомов или "невротических" обмороков раннего детского возраста. В переводе на нормальный человеческий язык аффективно-респираторные приступы звучат как внезапные остановки дыхания, иногда с нарушением сознания, на фоне мощной, неконтролируемой эмоции.
Например, если желание любимого годовасика остается без
моментального исполнения, перед «основным представлением» возмущенный малыш может падать на пол, яростно лупить руками-ногами о пол, вопить, рыдать, пытаясь достичь нужного результата – такой ураган протестов довольно похож на типичную истерику деток более старшего возраста.
По старинке, приступы с изменением цвета лица голубовато-сине фиолетовых оттенков иногда относят - "синим" обморокам. Это как раз самый частый вариант механизма истерических проявлений.
"Бледные" обмороки бывают гораздо реже, в основном связаны с эмоционально-вегетативной реакцией на боль, при этом могут наблюдаться нарушения сердечного ритма, даже кратковременная остановка, и выраженные сосудистые расстройства. Данный вид приступов по механизму действия похож на самые известные тривиальные обмороки у взрослых.
Чаще всего, прогноз аффективно-респираторных судорог совершенно благоприятный. Однако, в дальнейшем, именно неправильные действия «любящих» родителей играют главную роль в развитии у ребенка невротических расстройств. «Только не плачь и не закатывайся! Будет все, как ты захочешь!»: эти действия - лучшее питание для будущей детской невропатии.
Как и в других областях детской неврологии, в нашей стране, до сих пор, существуют огромный спектр прямо противоположных мнений и методов коррекции данных состояний. Одни специалисты авторитетно заявляют: «Это полная ерунда, само пройдет, необходимо оставить ребенка в покое, и не нужно никому морочить голову». Другие усиленно пугают родителей злокозненными последствиями таких припадков и назначают серьезное медикаментозное лечение. Истина, как обычно, посередине... где-то рядом. Вне всякого сомнения, не обойтись без психолога. Иногда нужен невролог, реже – психиатр.

Что делать родителям до и после приступа?

Приступ легче предотвратить! Планируйте свои действия, прогнозируйте реакции малыша , уклоняйтесь от ситуаций с возможной провокацией взрыва эмоций - практически всегда можно понять: ребенок голоден, устал, его что-то беспокоит или болит…
Чем раньше Вы среагируете на развитие ситуации, те больше эффект действий. Активно используйте простейшие «бабушкины» приемы переключения внимания, отвлечение или удивления малыша, включите свои актерские таланты! Гораздо быстрее ребенок среагирует на вашу яркую игровую просьбу что-то сделать или куда-то посмотреть, чем на строгий приказ «прекратить рыдания и успокоиться».
Посоветуйтесь с детским психологом, почитайте соответствующую литературу, включите поиск. Иногда даже интернет приносит пользу.
Как правило, нет никакой необходимости идти у дитя на поводу только из-за вашего необоснованного страха перед повторным приступом.
При необходимости, проконсультируйте ребенка у детского невролога. К сожалению, не так уж редки случаи, когда под маской аффективно-респираторных приступов прячутся гораздо более серьезные неприятности. Тогда врач назначает дополнительные исследования.

Что делать родителям во время приступа?

Не паниковать! Не впадать в ступор! Не суетиться! Не заниматься самодеятельной неумелой "реанимацией"! Данный вид приступа не опасен для жизни и быстро заканчивается

АФФЕКТИВНО-РЕСПИРАТОРНЫЕ ПРИСТУПЫ. Аффективно-респираторные приступы, или пароксизмы, припадки (АРП), breath-holding spells, (в просторечии – закатывания) представляют собой внезапные кратковременные остановки дыхания на высоте вдоха с невозможностью выдоха, возникающие при плаче у детей грудного или младшего возраста. Ребенок при этом в той или иной степени синеет или бледнеет. Один из часто встречающихся вопросов по неотложной помощи в практике педиатра и детского невролога, это состояние очень пугает родителей, поэтому расскажу о нем подробнее.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» - это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30-60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

В это время родители начинают паниковать, хотя для ребенка это, согласитесь, не лучшая помощь. Поэтому приведу все материалы, которые мне удалось собрать по этому вопросу.

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа - \"синий\" и \"бледный\".

\"Бледные\" аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа - он на несколько секунд исчезает. \"Бледные\" аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу \"синих\". Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом - спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса - ребенок весь \"обмякает\" на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

АРП сопровождаются ростом тонуса блуждающего нерва. При бледных пароксизмах иногда наблюдаются задержки сердцебиения (асистолия), при обоих типах пароксизмов часто встречаются электроэнцефалографические (ЭЭГ) патологические изменения. Приступы наблюдаются в возрастном диапазоне от новорожденности до 5-6 лет, хотя наиболее часто наблюдаются в возрасте до 2-3-х лет.

Приступы могут быть как редкими (раз в несколько месяцев), так и частыми, много раз в день. Длительность задержки дыхания может колебаться от 1-2 секунд до десятков секунд. По данным некоторых авторов, приступ АРП может перерасти в эпилептический припадок.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость (знакомая картинка, да?). В этой \"двигательной буре\" протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение \"ужасных двухлеток\" в \"ужасных двенадцатилеток\".

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами.

Предупреждение приступов. Приступы раздражения являются вполне нормальными для любых детей, да и вообще - для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости. Думаю, многие с этим уже познакомились на практике, да?

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов (приступов) определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства - все ему разрешают и выполняют все его требования - только бы ребенок не расстроился - то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы. Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку - чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек. Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже - когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка, и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды \"стоп\" к команде \"вперед\". Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды \"вперед\", чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. дети не любят слово «нет» и «нельзя». Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние. Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: \"Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного\". Затем дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: \"Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине\". Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий. При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: \"Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату\".

Судороги при респираторно-аффективных приступах.

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими - отмечается напряжение мышц - тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги - в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется. При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания.

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда (вы же способны задержать дыхание на какое-то время без ущерба для здоровья?).

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами - положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторону, чтобы он не задохнулся в случае рвоты.

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.

Обследование.

Тщательное описание эпизода – неотъемлемая часть в лечении. В частности повышенное внимание должно быть уделено обстоятельствам и последовательности событий во время приступа. Эта информация может послужить важным диагностическим ключом. Например большинству АРП предшествует ажиатация (нарушение двигательных функцйий) и плач, что контрастирует с эпилептическими приступами, кардиальными нарушениями, и ортостатическими синкопами, которые часто происходят безо всяких эмоциональных провокаций.

У детей старшего возраста с АРП, дополнительными диагностическими ключами могут быть эпизоды недержания мочи, которые часто сопровождают некоторые типы эпилептических приступов. Также информативны сообщения о возникновении АРП на фоне сна или полного спокойствия.

Практическим врачам необходимо выявлять информацию о том, связан ли дистресс с едой, или другой физической активностью, или ощущениями боли в груди, или другими физикальными симптомами. Такие находки наводят на мысль о каких-то других нарушениях, таких как кардиопульмональные (сердечные и легочные) проблемы.

Генеалогический анамнез – это еще один важный критерий оценки пациента. Предшествующие обзоры свидетельствуют, что от 20% до 30% детей с детскими АРП имеют членов семей у которых наблюдались аналогичные аффективные расстройства.

Если данные истории болезни или физикального осмотра свидетельствуют об эпилептических приступах, или других расстройствах ЦНС, рекомендуется проведение видео ЭЭГ мониторинга (желательно с фиксацией данных состояний), и консультация с детским неврологом. Если подразумевает кардиоваскулярная проблема, представляется уместным провести холтеровское мониторирование и проконсультироваться с детским кардиологом.

ЛЕЧЕНИЕ

При лечении аффективно-респираторных приступов необходимо учитывать, что они представляют собой первое проявление детской истерии и обычно возникают на невропатической почве. Поэтому лечение должно проводиться в двух направлениях.

Во-первых, необходима семейная психотерапия, направленная на коррекцию воспитания, устранение потворствующей гиперопеки, нормализацию семейных отношений и др. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения, где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки.

Во-вторых, необходимо проводить лечение невропатии с применением ряда средств, укрепляющих нервную систему, и седативных препаратов. Наиболее благоприятно применение кальция (кальция глюконат, кальция лактат по 0,25-0,5 г на прием), валерианы в виде настойки по стольку капель на прием, сколько ребенку лет, либо настоя валерианы 3-5 г, поливитаминов. В более тяжелых случаях применяют липоцеребрин, фосфрен, глутаминовую кислоту, аминалон по 2-3 раза в день. При очень частых (ежедневно, несколько раз в день) припадках (что может указывать на повышенную возбудимость мозга) необходимо применение небольших доз противоэпилептических средств (фенобарбитал, гексамидин на ночь). Применение этих препаратов рекомендуется и при обнаружении на ЭЭГ-исследований пароксизмальной активности. Как уже указывалось, у некоторых детей с аффективно-респираторными приступами в дальнейшем наблюдаются эпилептические пароксизмы. Во время припадка аффективно-респираторных судорог оказания помощи ребенку обычно не требуется. Только при затянувшемся пароксизме следует какими-либо воздействиями (обрызгивание водой, похлопывание по щекам и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Чем старше становится ребенок, тем большее значение в лечении различных пароксизмов невротического происхождения имеет психотерапия. К семейной психотерапии присоединяются и другие ее виды - групповая и коллективная, а также индивидуальная, направленная на коррекцию истероидных черт личности.

При наличии у больного ребенка соматической астенизации необходимы проведение общеукрепляющей терапии, санация очагов хронической инфекции. Рекомендуется проведение седативной терапии, причем, кроме препаратов кальция, валерианы, бромидов, нередко приходится применять транквилизаторы - триоксазин, элениум, седуксен (в возрастных дозировках). Полезны водные процедуры - хвойные ванны, обтирания и проч. Во время самого истерического приступа помощи больному ребенку не требуется.

* Чрезмерно опекать и потакать не стоит, но и совсем оставлять детей без внимания не надо. Стараться предотвратить и предупредить наступление приступа. Родители уже обычно представляют себе ситуации и состояние ребенка, которые грозят вылиться в приступ.

* физ.упражнения и прочее без ограничений. Но стараться, чтобы ребенок не перевозбуждался. Телевизоры и компьютеры – под запретом.

* приступы учащаются весной-осенью, - надо пить витамины и делать успокаивающие ванны, пить чаи и заниматься зарядкой.

* есть закономерности: Чем больше промежуток между приступами, тем больше вероятность того, что следующий приступ наступит позже и наоборот. Т.е. если приступа не было 2-3 мес., то его вероятность уменьшается. А если был приступ, через неделю ещё один, то следующий может наступить хоть сегодня.

И конечно: особенно внимательно в этот период относиться к желаниям ребенка.

* Во время приступа надо не паниковать, а обратить внимание на ребенка: в какую сторону наклонена голова, под каким углом, трясёт ли он головой, обмякает ли он или наоборот тело у него становится жестким, когда это происходит, закатаны ли у него глаза и пр. Это надо, чтобы врач могла диагноз ТОЧНО поставить!!!

* Эти приступы могут быть симптомом эпилепсии. Но до 5-7 лет эпилепсию не ставят (до тех пор, пока нельзя провести томографию мозга и пр.обследования. К тому времени подавляющее большинство детей \"вырастают\" из этого состояния. Но регулярный контроль невропатолога пока им необходим.

Оценить материал:

0

Родители очень переживают, если болеют их дети, особенно когда не понимают, что происходит с их малышом. К таким ситуациям относят аффективно-респираторные приступы. У детей они развиваются на фоне особого состояния, связанного с возбуждением нервной и дыхательной систем во время отрицательной психоэмоциональной реакции. Это характерно для малышей в возрасте 1-3 лет, так как во время истерики они не контролируют свои эмоции. Даже если задержка дыхания выглядит преднамеренной, процесс никак не зависит от воли ребенка.

Что такое аффективно-респираторные приступы

Аббревиатура АРП расшифровывается, как аффективно-респираторные приступы. Таким термином в медицине называется состояние, которое проявляется внезапной остановкой дыхания, длящейся более 20 секунд. Еще эту патологию именуют «апноэ». Многие родители отмечали, что их малыш может непроизвольно задерживать дыхание, когда он сильно плачет и кричит. Апноэ происходит на фоне каких-либо ярких эмоций, включая страх, пережитую истерику, резкий испуг. Аффективно-респираторные приступы у детей-грудничков сопровождаются:

  • снижением тонуса мышц;
  • брадикардией;
  • бледностью кожи;
  • вялостью.

Иногда задержка дыхания отмечается при сильном ударе, например, во время падения. Особенно опасным является апноэ во сне. Дыхание новорожденного задерживается на 10-20 секунд. Апноэ чаще наблюдается у детей в возрасте 1-3 лет. Когда малыш перерастает порог в 3 года, такие приступы проходят самостоятельно ввиду возрастных изменений, которые протекают с большой скоростью.

Причины

Общей причиной АРП выступает психологическая и эмоциональная перегрузка ребенка, который испытывает сугубо отрицательные и негативные чувства. Результатом становится спазм гортани, что проявляется резким обрывом крика. Далее дыхание ребенка задерживается. Опасность в том, что внешне это выглядит, будто ребенок притворяется. В реальности это просто рефлекс, при котором не получается держать деятельность гортани под контролем.

Апноэ происходит не у всех детей. Все зависит от индивидуальных особенностей организма. Риск высок при наличии проблем с обменом веществ и дефицитом кальция. То же касается малышей с повышенной нервной возбудимостью. Основной же причиной выступает само поведение ребенка – негативное эмоциональное состояние. Факторами риска являются:

  • поведение родителей;
  • пережитый испуг;
  • мелкие капризы;
  • проблемный характер малыша;
  • неустойчивое психологическое состояние ребенка;
  • истерика;
  • механическое воздействие, такое как ушиб или удар, которые принесли резкую боль.

Одной из главных причин истерики детей является поведение родителей. Когда малыш плачет в общественном месте, мама или папа оставляют его одного, начинают бить или ласково уговаривать и исполнять все просьбы. Чтобы не усилить истерику, необходимо придерживаться золотой середины. Нельзя поддаваться манипуляциям ребенка, но и оставлять его одного или причинять физическую боль тоже недопустимо.

Типы

Классификация аффективно-респираторных приступов у ребенка разделяет эту патологию на несколько видов по разным критериям. Основным выступает цвет лица малыша во время приступа. В зависимости от оттенка кожи апноэ бывает:

  1. Бледным. Чаще наблюдается при ушибе, ударе или уколе. Малыш становится белым, у него уменьшается пульс. Неврологи считают это естественной индивидуальной реакцией на причиненную боль.
  2. Синим. Более распространенный вариант, который отмечается при недовольстве малыша чем-либо. В состояние АРП может ввести даже самый мелкий каприз. Апноэ развивается при сильном плаче или крике.

Оба вида АРП имеют один уровень опасности, но с возрастом они проходят практически у всех. Врачи все же советуют не пренебрегать их рекомендациями при наличии таких приступов в раннем возрасте. Другая классификация аффективно-респираторных приступов у ребенка разделяет их на виды по степени тяжести:

  1. Простой вариант. Представляет собой задержку дыхания в конце выдоха. Наблюдается после травмы или при истерике. Кровь не прекращает насыщаться кислородом, а дыхание восстанавливается самостоятельно.
  2. Осложненный вариант. Сопровождается пароксизмами, которые напоминают приступ эпилепсии и могут переходить в тонические и клонические судороги. Иногда может наблюдаться недержание мочи. Опасность состояния заключается в острой кислородной недостаточности (гипоксии) головного мозга.

Симптомы аффективно-респираторного приступа у ребёнка

Чаще АРП проявляются на втором году жизни. Они случаются ежемесячно или еженедельно. При надрывном плаче ребенок в какой-то момент перестает дышать. Он замирает, открыв рот, губы синеют. Малыш становится вялым и постепенно сползает на пол. Состояние сохраняется на протяжении 30-60 секунд. В зависимости от типа приступа у ребенка отмечаются следующие признаки:

  1. При синем АРП. В этом случае кожные покровы окрашиваются в синюшный цвет. Малыш сильно плачет, громко кричит, падает на пол. Ребенок делает все, чтобы добиться своего. Из-за гнева происходит закатывания глаз, спазм гортани, который перекрывает поступление кислорода. Дыхание становится глубоким и прерывистым. Мышцы грудной клетки сокращаются. Ребенок выгибается дугой или, наоборот, ослабевает и даже может потерять сознание.
  2. При бледном АРП. Все начинается с громкого плача или крика, хотя некоторые маленькие пациенты практически не плачут. У малыша замедляется пульс, задерживается вдох воздуха. Если малыш не успокаивается, то психоэмоциональное состояние только ухудшается. Около 20% случаев заканчиваются нехваткой воздуха, предобморочным состоянием или потерей сознания.

Осложнения при аффективно-респираторных приступах

Если маленький пациент длительно страдает от периодической задержки дыхания, то он попадает в группу риска развития серьезных заболеваний ЦНС. Чтобы предотвратить развитие осложнений, необходимо своевременно реагировать на поведенческие отклонения у малыша. Список возможных осложнений после аффективно-респираторных приступов включает:

  1. Нервные тики. Постоянные стрессы разрушают нервную систему, вызывая непроизвольное подергивание ног, глаз, века, руки или прочие движения.
  2. Эпилептические припадки. Самое опасное осложнение, которое наблюдается у малышей, чьи родители не занимаются их психологическим здоровьем.
  3. Судороги мышц. После истерики маленький пациент падает на землю, его руки и ноги выкручиваются, спина выгибается. Судорожный приступ продолжается несколько минут.

Лечение аффективно-респираторных приступов у ребёнка

В большинстве случаев лечение аффективно-респираторных приступов у детей проводится без использования медикаментов. Терапия заключается в беседах с маленьким пациентом и родителями, правильном поведении последних и общении с психологом. Если лекарства необходимы, то используют аминокислоты, нейропротекторы, успокоительные и ноотропные препараты, транквилизаторы и витамины. Список используемых медикаментов включает:

  • Атаракс;
  • Глицин;
  • Пантогам;
  • Тералиджен;
  • Грандаксин;
  • Пантокальцин;
  • Фенибут;
  • глютаминовая кислота.
  1. Стимулировать малыша к действиям. Вместо того, чтобы просить его прекратить плач, родитель должен спокойным и уверенным тоном сказать, чтобы ребенок встал и подошел к матери или отцу.
  2. Избегать конфликтов. Кричать на малыша и указывать на дальнейшие действия не стоит, если тот начинает выходить из себя. Позиция должна быть нейтральной, чтобы детки имели возможность высказать свои пожелания. Если они не выходят за рамки, то стоит дать малышу совет и определенную свободу действий.
  3. Правда о будущем. Малыши с детства должны знать, что все поступки ведут к определенным последствиям. Если ребенок часто будет плакать, то у него не появятся друзья, ухудшится здоровье, а родители станут часто расстраиваться. Это нужно объяснить малышу.
  4. Обучение эмоциям. Детки еще не имеют знаний, которые помогали бы им разделять эмоции на плохие и хорошие. Объяснять это необходимо при положительном настрое малыша.