ЛФК при заболеваниях нервной системы. Особенности ЛФК при заболеваниях нервной системы
Физические силовые упражнения повышают функциональную перестройку всех ключевых элементов нервной системы , оказывая стимулирующее воздействие, как на эфферентные, так и на афферентные системы. Базовой основой механизма воздействия силовых физических упражнений является процесс упражнения, поэтому динамическая перестройка нервной системы затрагивает и клетки коры головного мозга , и периферические нервные волокна. При выполнении физических упражнений повышаются всевозможные рефлекторные связи (кортико-мышечные, кортико-висцеральные, а также мышечно-кортикальные), что содействует более согласованному и гармоничному функционированию основных функциональных систем организма.
Активное привлечение пациента в процесс осознанного и четко дозированного упражнения является мощным стимулятором формирования субординационных влияний. Пластичность ЦНС позволяет путем систематических комплексов занятий ЛФК выработать динамический стереотип, определяющий точность, координацию и внушительную экономизацию реакций.
Занятия ЛФК при заболеваниях нервной системы оказывает нормализующее влияние на нарушения баланса торможения и возбуждения. Важную роль в нейрогуморальной регуляции при силовых упражнениях несет вегетативная нервная система, которая иннервирует ткани мышечных волокон, регулирует в них процесс обмена веществ, приспосабливает ее к функциональной деятельности. Стимулируется также функция ССС, дыхательной и прочих систем организма, что улучшает питание работающих мышц, ликвидирует застойные явления, ускоряет рассасывание очагов воспаления. Положительные эмоции при выполнении физических упражнений развиваются у больного на фоне безусловных и условных связей. Они способствуют мобилизации разнообразных физиологических механизмов и отвлекают пациента от болезненных переживаний.
Инсульт.
В реабилитации больных, перенесших инсульт, выделяют 3 этапа: ранний (3 месяца), поздний (до 1 года) и этап компенсации остаточных нарушений двигательной функции. Лечебная физкультура при инсультах направлена на снижение патологического тонуса, уменьшение степени пареза (увеличение мышечной силы), устранение синкинезий, воссоздание и формирование важнейших двигательных навыков. Лечебную гимнастику и массаж назначают при стабилизации состояния больного (отсутствие нарастания симптоматики нарушения сердечной деятельности и дыхания). Лечение положением начинают с первого дня болезни, пассивно поворачивая больного через каждые 1,5-2 ч днем и 2,5-3 ч ночью со здорового бока на спину и на пораженную сторону. При постановки пациента в горизонтальную позицию (лежа) следует следить, чтобы кисть пораженной руки всегда была в среднефизиологической фазе, и при этом нога ни во что не упиралась. Верхнюю конечность отводят на 90", разгибают во всех суставах и ротируют кнаружи. При увеличении тонуса мышц кистевых сгибателей на кисть с разогнутыми и разведенными пальцами требуется наложить лонгету. Воздействие давлением поверхности кисти и подошвы приводит к повышению тонуса мышц и формированию порочных установок. Допускается чуть приподнятое положение больного (не более 30°) изголовье (при легком и средней тяжести ишемическом инсульте) на 15-30 мин 3 раза в день уже в 1-ые сутки заболевания.
Необходимо стараться к максимально ранней активизации больного - переведению его в сидячее положение. Больной может быть усажен на койке со спущенными ногами на 3-5-е сутки от начала лечения. Перевод в положение сидя производится пассивно, больному обеспечивается достаточная опора. Длительность нахождения в сидячем положении - от 15 мин до 30-60 мин и более при хорошей переносимости. Вопрос о периоде расширения двигательного режима при геморрагическом инсульте решается индивидуально.
Двигательная реабилитация при инсультах включает ряд последовательных этапов. Предпочтение отдается упражнениям функционального характера.
- Восстановление некоторых компонентов двигательного акта - приемы активного расслабления мышц, обучение дозированным и дифференцированным напряжениям мышечных групп, дифференцировка амплитуды движений, обучение минимальному и изолированному мышечному напряжению, тренировка и овладение оптимальной скоростью движений, увеличение мускулатурной силы.
- Повышение проприоцепции - преодоление дозированного сопротивления совершаемому движению, использование рефлекторных механизмов движения (рефлекторные упражнения).
- Восстановление простых содружественных движений - тренировка различных вариантов межсуставного взаимодействия с визуальным и кинематическим контролированием.
- Возрождение двигательных навыков - восстановление отдельных звеньев двигательного акта (навыка), обучение переходам (связям) от одного двигательного элемента к другому, возрождение двигательного акта целиком, автоматизация восстановленного двигательного акта.
Восстановление нарушенных двигательных функций при центральных парезах происходит в определенной последовательности: вначале восстанавливаются рефлекторные движения и мышечный тонус, а затем появляются содружественные и произвольные движения, которые восстанавливаются от проксимальных отделов к дистальным (от центра к периферии); восстановление двигательной функции сгибателей опережает восстановление движений в разгибателях; движения руки появляются позже, чем ноги, особенно медленно восстанавливаются специализированные движения кисти (тонкая моторика). В процессе занятий ЛГ с больным поэтапно отрабатывают навыки двигательной активности в положении лежа (подъем головы, таза и корпуса, движения в конечностях, повороты) и самостоятельный переход в положение сидя. При соблюдении статического и динамического баланса (равновесия) сидя, пациент обучается переходу в позицию стоя (в среднем на 7-е сутки при неосложненном ишемическом инсульте). Обучение самостоятельной ходьбе требует от больного способности самостоятельно вставать и садиться, поддерживать позу стоя, переносить вес тела и правильно ставить опорную ногу. Обучение начинают с ходьбы с поддержкой, однако длительное использование вспомогательных средств при ходьбе тормозит защитные реакции и развивает у больного страх перед падением. Тренировка ходьбы включает отработку направления движения (вперед, назад, в стороны и т. д.), длину шага, ритм и скорость ходьбы, а также ходьбу по лестнице. Активные и пассивные движения не должны вызывать повышения мышечного тонуса и болевых ощущений.
Занятия ЛГ с больными инсультом проводят индивидуально в связи со значительной вариабельностью двигательных и сенсорных нарушений. Длительность процедуры ЛГ - 20-25 мин при постельном режиме и 30-40 мин - при свободном. В комплекс ЛФК при инсультах необходимо включать кроме специальных упражнений дыхательную гимнастику (статическую и динамическую), общеукрепляющие упражнения, упражнения с предметами, занятия на тренажерах, малоподвижные и подвижные игры. Как правило, проводят дополнительное малогрупповое или групповое занятие продолжительностью 15-20 мин.
Достигнутые функциональные возможности должны быть применены в действиях по самообслуживанию. Тренируются манипуляции с бытовыми предметами, одеждой, навыки приема пищи, личной гигиены, ведения домашнего хозяйства, поведения в городе. Для развития навыков повседневной активности должны также проводиться отдельные дополнительные тренировки с эрготерапевтом продолжительностью 30-40 мин.
Выбор упражнений и планирование индивидуальных комплексов зависят от тяжести и степени нарушений движений, наличия сопутствующих симптомов (спастика, синкинезии, афазия) и заболеваний, поведения больного, его общего развития и переносимости физических нагрузок.
Массаж проводится дифференцированно: на мышцах, тонус которых повышен, используются только нежные способы поглаживания и потирания, а на растянутых (ослабленных) мышцах допускаются все массажные приемы. Длительность массажа - 20-25 мин, 30-40 сеансов на курс, с перерывами между курсами 2 недели.
Противопоказаниями для активизации больных являются признаки отека мозга, угнетение сознания; темп расширения интенсивности занятий может быть ограничен у больных с сердечно-легочными проблемами (недостаточностью) и мерцательной аритмией.
Травмы и заболевания спинного мозга.
Главная задача ЛФК при поражениях спинного мозга состоит в нормализации двигательной активности пациента или выработке приспособительных возможностей. В комплекс лечебных мероприятий включают упражнения, стимулирующие произвольные движения, упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, ослабление повышенного тонуса мышц, обучение навыкам самостоятельного передвижения и самообслуживания. При травмах и заболеваниях спинного мозга характер двигательных нарушений зависит от локализации поражения. Спастические парезы и параличи сопровождаются повышенным мышечным тонусом и гиперрефлексией. Для вялых парезов и параличей характерны гипотония и атрофия мышц, гипо- или арефлексия. В связи с этим при различных формах нарушения движений комплексы физических упражнений существенно различаются. Основная задача ЛГ при вялых параличах - укрепление мышц, а при спастических - отработка навыков управления ими.
Занятия ЛФК начинают со 2-3-го дня спустя поступления в стационар, до этого проводят только лечение положением. Стартовое положение пациента - лежа на спине. ЛГ прово
дят 2-3 раза в день от 6-8 мин до 15-20 мин. Формы и средства ЛФК подбираются с учетом двигательных режимов и в зависимости от задач лечения, используются как укрепляющие, так и специальные методики ЛГ.
- Выработка произвольных движений в сегментах, увеличение силы мышц - активные движения для пораженных конечностей с облегчением (на подвесах, в горизонтальной плоскости, в воде, после сопротивления антагонистов), упражнения с преодолением сопротивления, изометрические упражнения с малой экспозицией, рефлекторные упражнения с использованием естественных синкинезий, специальные методики ЛГ (метод проприоцептивного облегчения, метод нейромоторйого переобучения и др.). При невозможности произвести активные движения используют идеомоторные упражнения и изометрические упражнения для здоровых конечностей.
- Предупреждение и лечение мышечных атрофий, контрактур, деформаций - обучение приемам активного расслабления мышц, пассивные движения в суставах с вовлечением паретичной мускулатуры, противосодружественные и идеомоторные тренинги, коррекция положением паретичных конечностей, ортопедическая профилактика.
- Воссоздание и компенсация координации движений – комплексная вестибулярная гимнастика, серия упражнений на точность и меткость движений, тренинг и обучение тонкой дифференцировке и дозировке усилий, скорости и амплитуде движений, упражнения на сохранение равновесие в разнообразных исходных положениях, сочетание изолированных движений в нескольких суставах.
- Восстановление и компенсация навыков передвижения - выработка опороспособности нижних конечностей, специальные упражнения на укрепление связочно-мышечного аппарата стоп, восстановление рессорной функции стоп; упражнения, восстанавливающие направленность движений в пространстве; поэтапное восстановление кинематики ходьбы, динамическая координаторная гимнастика; упражнения в разнообразных исходных положениях (лежа, с колен, на четвереньках, стоя), обучение самостоятельной ходьбе с опорой и без нее.
- Улучшение деятельности дыхательной и ССС - статические дыхательные тренинги с дозированным сопротивлением, динамические дыхательные упражнения, пассивные упражнения для конечностей, вращения и повороты туловища (пассивно и активно), упражнения ориентированные для сохранных мышечных групп.
- Выработка навыков самообслуживания - восстановление навыков личной гигиены, питания, одевания, перемещения и ведения домашнего хозяйства, рукописного и машинописного письма, занятия в кабинетах эго- терапии, тренировка навыков поведения в городе.
- Обучение трудовым навыкам - занятия в кабинетах трудотерапии и мастерских.
- Все перечисленные методы ЛФК тесно взаимосвязаны между собой и используются в разных сочетаниях в зависимости от индивидуального плана лечения пациента.
При спастических параличах противопоказаны движения, ведущие к сближению точек прикрепления спастических мышц или связанные с силовым напряжением, а также приемы массажа, повышающие тонус мускулатуры. При вялых параличах не стоит использовать упражнения, связанные с растяжением паретичных мышц.
Поражения периферической нервной системы.
Задачами ЛФК при поражении периферической нервной системы принято считать: улучшение кровообращения и трофических процессов в пораженной конечности, укрепление паретичных мышечных групп и связочного аппарата, предупреждение развития контрактур и тугоподвижности суставов, содействие регенерации поврежденного нерва, развитие и совершенствование заместительных движений и координации движений, общеукрепляющее действие на организм больного.
Методика применения ЛФК определяется объемом двигательных расстройств (парез, паралич), их локализацией степенью и стадией заболевания. Используют лечение положением, массаж, ЛГ. Лечение положением показано для предупреждения перерастяжения уже ослабленных мышц при помощи шин, укладок, корригирующих позиций за исключением времени занятий гимнастикой. В ЛГ используются активные движения в суставах здоровой конечности, пассивные и идеомоторные движения пораженной конечности (при параличах), содружественные активные упражнения, активные упражнения для ослабленных мышц. Тренировка мышц проводится в облегченных условиях их функционирования (опора на гладкую поверхность, использование блоков, лямок), а также в теплой воде. Во время занятий необходимо следить за возникновением произвольных движений, подбирая оптимальные начальные положения, и стараться поддерживать развитие активных движений. При удовлетворительной функции мышц применяются активные упражнения с дополнительной нагрузкой (сопротивление движению, отягощение конечности), направленные на восстановление силы мышц, упражнения с гимнастическими предметами и снарядами, спортивно-прикладные упражнения, механотерапию. ЛГ проводится по 10-20 мин дробными нагрузками в течение дня в связи с быстрым истощением поврежденного нервно-мышечного аппарата. Профилактика и лечение контрактур включает выполнение физических упражнений, способствующих повышению объема двигательной активности в суставах и уравновешиванию тонуса мышц-сгибателей и разгибателей.
Страница 4 из 4
Неврозы - это функциональные заболевания нервной системы, развивающиеся под влиянием длительного перенапряжения нервной системы, хронической интоксикации, тяжелой травмы, долгой болезни, постоянного употребления алкоголя, курения и др. Определенное значение имеют также предрасположение к этому недугу и особенности нервной системы. Основные формы неврозов: неврастения, психастения и истерия.
Неврастения - это, по определению И. П. Павлова, ослабление процессов внутреннего торможения, что проявляется сочетанием симптомов повышенной возбудимости и истощения нервной системы. Для неврастении характерны быстрая утомляемость, раздражительность, возбудимость, плохой сон, снижение памяти и внимания, головные боли, головокружения, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы, частая смена настроения без видимых причин.
Психастения встречается преимущественно у людей мыслительного типа (по И. П. Павлову) и характеризуется развитием процессов застойного возбуждения (очаги патологической застойности, так называемые больные пункты). Человека одолевают тягостные мысли, всевозможные страхи (закрыл ли квартиру, выключил ли газ, ожидание неприятности, боязнь темноты и т.д.). При психастении отмечаются частая нервозность, угнетенность, малоподвижность, вегетативные расстройства, излишняя рассудочность, плаксивость и т. п.
Истерия - форма функционального расстройства нервной системы, сопровождающаяся разладом психических механизмов и как следствие нарушением нормальных взаимоотношений между первой и второй сигнальными системами с преобладанием первой. Для истерии характерны повышенная эмоциональная возбудимость, манерность, приступы судорожного плача, судорожные припадки, желание обратить на себя внимание, расстройства речи и походки, истерические «параличи».
Лечение неврозов комплексное: создание благоприятных условий, медикаментозное физиолечение и психотерапия, лечебная физкультура.
Лечебная физкультура особенно показана при неврозах, так как она повышает силу нервных процессов, способствует их выравниванию, координирует функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем.
Упражнения выбирают в зависимости от формы невроза.
При неврастении, например, лечебная физкультура направлена на повышение тонуса центральной нервной системы, нормализацию вегетативных функций и вовлечение больного в сознательную борьбу со своим недугом.
Задачи лечебной физкультуры при психастении: повысить эмоциональный тонус и возбудить автоматические и эмоциональные реакции; при истерии - усилить процессы торможения в коре больших полушарий.
При всех формах неврозов важно отвлечься от тяжелых мыслей, выработать настойчивость, активность, вызывать у себя положительные эмоции.
Из-за повышенной обидчивости и эмоциональности человека в состоянии невроза в начале занятий не следует фиксировать внимание на ошибках и недостатках в выполнении упражнений.
В первом периоде занятий их целесообразно проводить индивидуально. Применяют простые общеразвивающие упражнения для больших мышечных групп, не требующие напряженного внимания; выполняют их в медленном и среднем темпе. В дальнейшем в занятия можно включать упражнения с более сложной координацией движений. Занятия должны быть достаточно эмоциональными. Больным неврастенией и истерией упражнения нужно больше объяснять, больным психастенией - показывать.
При лечении истерических «параличей» применяют отвлекающие задания (например, просят поменять исходное положение). Так, при «параличе» руки используют упражнения с одним или несколькими мячами. При невольном включении «парализованной» руки в работу надо обязательно обращать на это внимание больного.
По мере овладения упражнениями с несложной координацией в занятия включают упражнения на сохранение равновесия (на скамейке, бревне), а также лазанье, на гимнастической стенке, различные прыжки, плавание. Ходьба, прогулки пешком, рыбная ловля также способствуют разгрузке нервной системы, снимают раздражение, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Продолжительность занятий в первом периоде вначале 10-15 мин, а по мере адаптации - 35-45 мин. Если нагрузка переносится хорошо, то во втором периоде в занятия вводят упражнения, развивающие внимание, точность движений, координацию, ловкость, быстроту реакции. Для тренировки вестибулярного аппарата выполняют упражнения с закрытыми глазами, круговые движения головой, наклоны туловища, упражнения с внезапной перестройкой движений во время ходьбы, бега. Широко применяют подвижные игры, пешеходные прогулки, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, волейбол, теннис.
Неврастения
При неврастении лечебная гимнастика «тренирует» процесс активного торможения, восстанавливает и упорядочивает возбудительный процесс. Занятия лечебной физкультурой, помимо обязательной утренней гимнастики, следует проводить утром в течение 15-20 мин. Исходное положение - сидя. В первую неделю занятий общеразвивающие упражнения выполняют по 4-6 раз подряд, а дыхательные - по 3 раза. По мере освоения упражнений количество повторений увеличивается до 10 раз, а продолжительность занятий - до 30-40 мин.
Во время выполнения упражнений могут возникнуть болезненные ощущения (сердцебиение, головокружение, одышка) - это надо учитывать и регулировать нагрузку так, чтобы не уставать. Для этого надо прекратить занятие и немного отдохнуть. Упражнения должны быть разнообразными - тогда они не наскучат и вы не потеряете интерес к физкультуре.
Занятия лучше проводить под музыку. Рекомендуются мелодии успокаивающие, умеренного и медленного темпа, сочетающие мажорное и минорное звучание. Такая музыка может использоваться и как лечебный фактор.
Психастения
Психастения характеризуется тревожной мнительностью, малоподвижностью, сосредоточением внимания на своей личности, на переживаниях. Лечебная физкультура помогает вывести больного из угнетенного морально-психического состояния, отвлечь от тягостных мыслей, облегчить общение с людьми.
Рекомендуются упражнения эмоциональные, быстрые по темпу. Музыка, сопровождающая занятия, должна быть жизнерадостной, темп ее - умеренный, переходящий к быстрому. Необходимо широко использовать игры, эстафеты, элементы соревнований, танцы.
В дальнейшем для преодоления чувства собственной неполноценности, пониженной самооценки, застенчивости советуют включать в занятия упражнения на преодоление препятствий, на сохранение равновесия, силовые упражнения.
Больные психастенией отличаются непластичной моторикой, неуклюжестью движений, неловкостью. Они, как правило, не умеют танцевать, поэтому избегают и не любят танцы. При навязчивых состояниях большое значение имеет соответствующая психотерапевтическая подготовка. Важно понять, что упражнения помогут преодолеть чувство необоснованного страха.
Для повышения эмоционального тонуса применяют упражнения в парах, с преодолением сопротивления, игры; для подавления чувства нерешительности, неуверенности в себе - упражнения на снарядах, на сохранение равновесия, прыжки.
Чтобы возбудить автоматические реакции и поднять эмоциональный тонус, надо ускорить темп движений: от 60 движений в 1 мин (это свойственный психастеникам медленный темп) до 120, затем от 70 до 130 и в последующем от 80 до 140. В заключительную часть занятий включают упражнения, способствующие некоторому снижению эмоционального тонуса. После занятий лечебной гимнастикой должно возникать хорошее настроение.
Примерный комплекс упражнений при психастении
Перед занятием надо подсчитать пульс.
1. Ходьба по кругу поочередно в одну и другую сторону, с ускорением - 1-2 мин.
2. Ходьба по кругу на носках поочередно в одну и другую сторону, с ускорением - 1 мин.
3. Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища. Расслабить все мышцы.
4. Исходное положение - то же. Попеременно поднимать руки вверх (начиная с правой), ускоряя движения, - от 60 до 120 раз в 1 мин.
5. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в «замок». На счет 1-2 поднять руки над головой - вдох; на счет 3-4 опустить через стороны - выдох. Повторить 3-4 раза.
6. Исходное положение - руки вытянуты перед грудью. Сжимать и разжимать пальцы с ускорением - от 60 до 120 раз в 1 мин. Выполнять 20-30 с
7. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в «замок». На счет 1 поднять руки над головой - вдох; на счет 2 резко опустить вниз между ногами, громко выдохнув. Повторить 3-4 раза.
8. Исходное положение - ноги вместе, руки на поясе. На счет 1-2 присесть - выдох; на счет 3-4 встать - вдох. Повторить 2-3 раза.
9. Исходное положение - стоя на носках. На счет 1 опуститься на пятки - выдох; на счет 2 подняться на носки - вдох. Повторить 5-6 раз.
10. Упражнения в парах на преодоление сопротивления:
а) исходное положение - стоя лицом друг к другу взявшись за руки, согнутые в локтях. Поочередно каждый оказывает сопротивление одной рукой, а другую выпрямляет. Повторить 3-4 раза;
б) исходное положение - стоя лицом друг к другу взявшись за руки. Упираясь друг в друга коленями, присесть, (руки прямые), затем вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза;
в) исходное положение - то же. Поднять руки вверх - вдох, опустить - выдох. Повторить 3-4 раза;
г) и, п. - то же. Поставить правую ногу на пятку, затем на носок и сделать три притопа ногами (танцевальный темп), затем разъединить руки и 3 раза хлопнуть в ладони. То же левой ногой. Повторить 3-4 раза каждой ногой.
11. Исходное положение - стоя лицом к стене в 3 м от нее, в руках мяч. Бросить мяч обеими руками, чтобы он ударился о стенку, и поймать. Повторить 5-6 раз.
12. Исходное положение - стоя перед мячом. Перепрыгнуть через мяч, повернуться кругом. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
13. Упражнения на снарядах:
а) пройти по скамейке (бревну, доске), сохраняя равновесие. Повторить 2-3 раза;
б) прыжки с гимнастической скамейки. Повторить 2-3 раза;
в) исходное положение - стоя у гимнастической стенки держась руками, вытянутыми вперед на уровне плеч, за концы рейки. Согнуть руки в локтях, прижаться грудью к гимнастической стенке, затем вернутся в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
14. Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища. На счет 1 - 2 подняться на носки - вдох; на счет 3-4 вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.
15. Исходное положение - то же. Попеременно расслабить мышцы рук, туловища, ног.
После занятия снова подсчитать пульс.
Истерия
Истерия, как уже говорилось, характеризуется повышенной раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, частой и быстрой сменой настроения, плаксивостью и крикливостью.
Лечебная физкультура при истерии помогает избавиться от эмоциональной неустойчивости и «взрывов» раздражительности, повышает активность, усиливает сознательно-волевую деятельность, создает устойчивое спокойное настроение.
В занятия следует включать упражнения на внимание, точность исполнения, координацию и равновесие (на разной площади опоры), танцевальные шаги под приятную мелодичную музыку, затем переходить к плавным танцам (вальс, медленный фокстрот). Темп замедленный. Необходимо спокойно, но точно выполнять все движения.
Первые занятия начинают со свойственного этой группе больных ускоренного темпа - 140 движений в 1 мин и снижают его до 80, в последующем - со 130 движений до 70, затем со 120 до 60.
Так называемое дифференцированное торможение вырабатывается с помощью одновременно выполняемых, но различных движений для левой и правой руки, левой и правой ноги. Также включают силовые упражнения на снарядах в медленном темпе с нагрузкой на большие мышечные группы.
Одним из ведущих направлений в терапии вегетативно-сосудистых нарушений является ЛФК. Ее терапевтический эффект при заболеваниях вегетативной нервной системы (ВНС) обеспечивается благодаря тому, что проприоцептивные импульсы в сочетании с кожной рецепцией образуют комплексную диферентацию, подавляющую патологические интерорецептивные импульсы, тем самым нормализуя функции вегетативной нервной системы.
Цель и задачи физкультуры
Цель и задачи ЛФК при заболеваниях ВНС заключаются в улучшении адаптации, повышении работоспособности, улучшении кровообращения, функции дыхания, обмена веществ, нормализации тонуса сосудистой стенки, расслаблении мышц и улучшении координации движений.При составлении комплекса упражнений у больных с вегето-эмоциональными нарушениями необходимо определить состояние вегетативного тонуса (симпатикотония, ваготония, смешанный).
Больным с центральными нарушениями перманентного характера назначают следующие виды упражнений:
1. Дыхательные
2. На расслабление (при симпатикотонии).
3. Силовые — упражнения с мышечным усилением, отягощающими снарядами, на сопротивление (при ваготонии).
4. Скоростно-силовые — бег, прыжки, подскоки и т.д.
Двигательные режимы — общий, а в санаторно-курортных условиях — щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий. В общем и щадящем режимах основное внимание направлено на изучение психологических особенностей пациента, нормализацию дыхательной и двигательной функции с постепенным повышением нагрузки под контролем вегетативных показателей (вегетативного тонуса, вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения деятельности). Больные должны избегать резких движений, поворотов, наклонов. Используются упражнения дыхательные, на расслабление, равновесие, координацию, затем присоединяются силовые и скоростно-силовые.
При ваготонии больные нуждаются в регулярной, дозированной физической нагрузке на протяжении всей жизни. Из гимнастических упражнений, помимо свободных движений для рук, ног и корпуса, рекомендуется использовать упражнения для крупных мышечных групп: упражнения с преодолением тяжести тела (приседания, смешанные висы, мягкие выпады), упражнения с отягощением (гантели, «медицин-бол»), сопротивлением и волевым напряжением (динамические и изометрические с задержкой дыхания не более 2—3 с).
Перечисленные упражнения вызывают повышение АД и предъявляют повышенные требования к сердечной деятельности, поэтому их применение должно осуществляться в рамках строгой дозированности в чередовании с дыхательными упражнениями. Рекомендуется индивидуальный и групповой метод проведения занятий. Занятия лечебной гимнастикой целесообразно сочетать с прогулками, терренкуром, плаванием, туризм лыжным спортом и массажем головы, воротниковой зоны, верхних и нижних конечностей и рефлекторными видами массажа (сегментарный, точечный, шиацу и др.
При симпатикотонии ЛФК применяется в следующих формах: утренняя гимнастика, лечебная гимнастика, терренкур, плавание, ближний туризм, подвижные игры (волейбол, городки, бадминтон), физические упражнения в воде, упражнения на тренажерах, массаж воротниковой зоны, головы, лица, надплечий.
Основной формой ЛФК является лечебная гимнастика, которая проводится ежедневно 20—30 мин, ритмично, в спокойном темпе, с большой амплитудой движений. Рекомендуется сочетание с дыхательными движениями статического и динамического характера, а также специальными видами дыхательных упражнений.
К специальным при симпатикотонии относятся упражнения на расслабление различных мышечных групп, на улучшение координации. Целесообразно применение линейного и точечного массажа.
В комплексе ЛГ в общем режиме должны быть упражнения общеукрепляющего характера в сочетании со всеми видами дыхательных упражнений.
Приводим примерный перечень специальных упражнений, которые могут быть включены в комплекс ЛФК при перманентных проявлениях вегетососудистой дисфункции.
Силовые упражнения
1. И.п. — лежа на спине: поднимание прямых ног.2. И.п. — то же: "велосипед".
3. И.п. — то же: движения прямыми ногами в вертикальной и горизонтальной плоскости ("ножницы").
4. И.п: — сидя или стоя. Руки с гантелями опущены: сгибание рук в локтевых суставах.
5. И.п. — стоя, руки на поясе: приседание с выпрямлением рук вперед.
6. И.п. - лежа на животе, руки в упоре перед грудью: отжимания.
7. И.п. — стоя лицом к партнеру или к стенке, одна нога впереди, упор ладонями в ладони партнера: поочередное сгибание и разгибание рук с сопротивлением.
8. И.п. — стоя лицом к партнеру, руки на плечах партнера: наклоны туловища в сторону с сопротивлением руками.
9. И.п. — стоя, руки с гантелями опущены, наклоны туловища вперед с разведением рук в стороны.
Количество повторений каждого упражнения определяется состоянием больного.
Скоростно-силовые упражнения
1. И.п. — стоя, руки в стороны: энергичные вращения в плечевых суставах с малой амплитудой в быстром темпе.2. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, туловище немного наклонено кпереди, руки согнуты в локтевых суставах, локти прижаты к туловищу: движения, имитирующие работу рук при беге, в быстром темпе.
3. И.п. стоя, руки на поясе: подскоки на одной или двух ногах.
4. И.п. — стоя, ноги врозь, руки опущены, взяты в «замок»: «дровосек», в быстром темпе (противопоказано при остеохондрозе позвоночника).
5. И.п. — стоя, руки согнуты в локтевых суставах: движения, имитирующие бокс, в быстром темпе.
6. И.п. — то же: бег на месте или в движении.
Упражнения на расслабление
1. И.п. — лежа на спине: поднять руки вверх и пассивно их опустить.2. И.п. — сидя, туловище несколько наклонено вперед: свободное размахивание опущенными вниз расслабленными руками.
3. И.п. — стоя: то же.
4. И.п. — то же: поднять руки вверх и расслабленно опустить их к плечам, на талию, вниз.
Примерное сочетание точек для массажа при ваготонии:
1-й сеанс: бай-хуэй (У20), хэ-гу (014) симметрично, цзу-сан-ли (ЕЗ) слева; гао-хуан (У43) симметрично — 10 мин на точку, метод тонизации.2-й сеанс: вай-гуань (ТК5) и синь-шу (У15) справа, лин-ци слева.
3-й сеанс: лао-гун (УС8) и шянь-вай-шу (Ю14) симметрично.
4- й сеанс: нэй-гуань (TK61) и цин-ли. Вечером больной проводит самомассаж хэ-гу (Ol4) и сань-инь-цзяо (НРб) симметрично по 5 мин.
Примерное сочетание точек для массажа при симпатикотонии
1- й сеанс: бай-хуэй (У020), хэ-гу (014) слева, фэн-чи (Р20), шу-сан-ли (ЕЗб) справа — методом успокоения.2- й сеанс: шень-мень (С7).
3- й сеанс: сильное раздражение в течение 10 мин точки шень-мень (С7) — симметрично, умеренное раздражение бай-ху-эй (У020) в течение 1 мин, хэ-гу (014) симметрично или инь-тан (ВМ), шу-сан-ли (ЕЗб) слева.
4- й сеанс: массаж точек сань-инь-цзяо (КРб), дв-лин (КР7), шэнь-мэнь (С7).
При кризовом течении вегетативно-сосудистой дисфункции в межприступном периоде уместно проведение лечебно-гимнастических мероприятий, изложенных выше, в зависимости от симпатического или парасимпатического преобладания. В дальнейшем лечебные мероприятия должны быть направлены на предупреждение вегетативных пароксизмов.
Основной задачей этого периода является нормализация нервной регуляции, за счет совершенствования моторно-висцеральных рефлексов. В общий режим ЛГ включаются упражнения для крупных мышечных групп, последние способствуют активации тканевых оксидаз, улучшают утилизацию тканями кислорода. Специальными для выполнения поставленных задач должны быть дыхательные упражнения как статического, так и динамического характера. Широко используются упражнения эмоционального характера с использованием вспомогательных предметов, игр на свежем воздухе.
Этим больным показано санаторно-курортное лечение с назначением примерно следующих комплексов лечебной гимнастики:
Для больных с симпато-адреналовыми пароксизмами
Щадящий режим1. И.п. — сидя, руки на коленях: руки вверх — вдох, опустить — выдох. Повторить 4—6 раз. Дыхание ритмичное.
2. И.п. — сидя, ноги вытянуты: вращение стоп и кистей в обе стороны Повторить 15—20 раз. Дыхание произвольное.
3. И.п. — сидя: руки вверх — вдох, подтянуть колено к животу — выдох. Повторить 4-6 раз. Дыхание с акцентом на выдохе.
4. И.п. — сидя, руки свободно опущены, кистями достать плечи. Круговые движения локтями в обе стороны. Повторить 4—6 раз. Дыхание произвольное.
5. И.п. — сидя, руки перед грудью: повороты туловища с разведением рук в стороны — вдох, возвращение в и.п. — выдох. Повторить 3—4 раза.
6. И.п. — стоя или лежа: попеременное сгибание ног — выдох, вернуться в и.п. — вдох. Повторить 3—4 раза.
7. И.п. — сидя, руки в стороны — вдох, скрестить руки перед грудью, наклониться — выдох. Повторить 4-6 раз.
8. И.п. — сидя или стоя: разведение рук в стороны и их фиксация с напряжением, вернуться в и.п., максимально расслабить мышцы. Повторить 4-6 раз. Дыхание с акцентом на выдохе.
9. Ходьба с постепенным замедлением темпа в течение 1,5—2 мин.
10. Повторить упражнение 1.
Щадяще-тренирующий режим
1. И.п. — стоя, ноги врозь, руки опущены: поднять руки через стороны вверх — вдох, опустить — выдох. Повторить 4—6 раз. Соотношения вдох—выдох 1:2, 1:3.2. И.п. — стоя, руки к плечам: круговые вращения локтей в обе стороны. Повторить 6-8 раз. Дыхание произвольное.
3. И.п. — стоя, руки перед грудью: повороты туловища с разведением рук в стороны — вдох, вернуться в и.п. — выдох. Повторить 6-8 раз.
4. И.п. — стоя, ноги врозь, руки опущены: приседания на полной ступне — выдох, вернуться в и.п. — вдох. Повторить 6—8 раз. Дыхание с акцентом на выдохе.
5. И.п. — стоя, руки вдоль туловища: руки вверх — вдох, руки опустить — выдох. Повторить 3—4 раза.
6. И.п. — стоя, руки на поясе: ногу согнуть в коленном и тазобедренном суставах, подтянуть к животу — вдох, вернуться в и.п. — выдох. Повторить 4-6 раз.
7. И.п. — стоя, в руках гантели (1,5 кг): руки вперед, фиксация их с последующим расслаблением. Выполнять в течение 30 с. Дыхание на выдохе не задерживать.
8. И.п.— стоя: спокойная ходьба в течение 2 мин. Дыхание равномерное.
9. И.п. — стоя, руки опираются в стену на уровне груди: максимально нажать на стену, затем расслабить мышцы рук и туловища. Выполнять в течение 5 с. Дыхание не задерживать.
10. И.п. - стоя: повторить упражнение 1.
11. И.п. — стоя, в руках набивной мяч. подбросить мяч вверх, повернуться на 90" и поймать его. Выполнять в течение 1,5 мин.
Е.А. Микусев, В.Ф. Бахтиозин
Функциональные заболевания нервной системы, или неврозы (неврастения, истерия, психастения), представляют собой различного рода расстройства нервной деятельности, при которых отсутствуют видимые органические изменения в нервной системе или внутренних органах.
Кроме функционального перенапряжения нервной системы (переутомление, перетренированность, отрицательные эмоции, недоедание, недосыпание, половые излишества) развитию неврозов могут способствовать различные причины, ослабляющие нервную систему, - инфекционные заболевания, хронические интоксикации (алкоголь, свинец, мышьяк), аутоинтоксикации (при запорах, нарушениях обмена веществ), авитаминозы (особенно группы В) и травмы головного и спинного мозга.
Лечебное действие физических упражнений проявляется прежде всего в их общеукрепляющем влиянии на организм. Физические упражнения способствуют развитию инициативы, уверенности в своих силах, смелости, помогают бороться с неустойчивостью нервно-психической сферы и эмоциональных проявлений. Наиболее целесообразны здесь групповые занятия.
Методика лечебной физической культуры выбирается с учетом состояния больного (что является преобладающим - возбуждение или торможение), его возраста и состояния внутренних органов.
Для налаживания контакта с такого рода больными первые занятия целесообразно проводить индивидуально. Используют простые и общеразвивающие упражнения для больших мышечных групп, выполняемые в медленном и среднем темпе. Постепенно вводят упражнения на внимание, быстроту и точность реакции и упражнения в равновесии.
При занятиях с больными неврастенией и истерией тон инструктора должен быть спокойным, больше используется метод рассказа. На фоне общеукрепляющих упражнений даются задания на внимание. При лечении истерических параличей следует применять отвлекающие задания в измененных условиях (в другом исходном положении), например при «параличе» руки - упражнения с мячом или несколькими мячами. Когда включается в работу «парализованная» рука, надо обязательно фиксировать на этом внимание больного.
При занятиях с больными психастенией эмоциональный уровень занятий должен быть высоким, тон инструктора бодрым, музыка мажорной, простые упражнения должны выполняться живо, с постепенным ускорением. Занятия следует проводить методом показа. Желательно использовать игры и элементы соревнований.
От инструктора, занимающегося с больными неврозами, требуется тонкий педагогический подход, большая чуткость.
В условиях стационара применяются лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика и ходьба в комплексе с лекарственной терапией и физиотерапией. В санаторно-курортных условиях широко используются все формы лечебной физической культуры и естественные факторы природы.
Рубрика:Функциональные заболевания нервной системы, или неврозы, представляют собой различного рода расстройства нервной деятельности, при которых отсутствуют видимые органические изменения в нервной системе или внутренних органах.
И. П. Павлов характеризовал неврозы следующим образом: «Под неврозами мы понимаем хронические (продолжающиеся неделю, месяцы и даже годы) отклонения высшей нервной деятельности от нормы».
Для того чтобы яснее себе представить механизм лечебного действия физических упражнений при неврозах, коротко ознакомимся со строением и деятельностью нервной системы человека. Нервная система осуществляет ведущую роль в регуляции деятельности внутренних органов и обеспечивает человеку неразрывную связь с внешней средой.
Нервную систему разделяют на центральную и периферическую.
Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, а периферическая - из многочисленных нервов, отходящих от спинного и головного мозга, и целого ряда скоплений нервных клеток, находящихся в различных органах и тканях вне центральной нервной системы.
Периферические нервы делятся на центростремительные и центробежные. Центростремительные нервы передают возбуждение от различных частей тела в центральную нервную систему, а центробежные - от центральной нервной системы к мышцам, железам и другим внутреним органам, вызывая и регулируя их деятельность.
Различного рода воздействия, оказываемые на организм внешней и внутренней средой, воспринимаются органами - анализаторами. Анализаторы воспринимают действия различных раздражителей из внешней среды - световых, звуковых, механических, температурных, химических и других.
Есть анализаторы, воспринимающие изменения при сокращении или расслаблении мышц, при химическом составе крови, давлении в сосудах.
Возбуждение от анализатора проходит в центральную нервную систему по нервным клеткам и их отросткам. Конечным звеном анализатора являются нервные клетки больших полушарий головного мозга.
Раздражения, действующие на анализаторы, вызывают различные реакции организма. Ответные реакции называются рефлексами.
Все рефлексы делятся на безусловные и условные.
Безусловными называются рефлексы врожденные, унаследованные от родителей и выработанные в течение длительного эволюционного развития человека.
Примерами безусловных рефлексов могут служить выделение слюны при введении в рот пищи, отдергивание руки при уколе, настораживание при необычном звуке и т. д. Хотя безусловные рефлексы имеют большое значение в жизни человека, однако их все же недостаточно для приспособления организма к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. И вот эту важнейшую функцию (приспособления) выполняют условные рефлексы.
Условными называются рефлексы, приобретаемые человеком или животным в течение всей его жизни в процессе накопления индивидуального опыта. Например, в ответ на красный сигнал светофора, являющегося условным раздражителем, шофер выполняет серию движений, приводящих к остановке машины. В зависимости от определенных условий, при обязательном участии коры больших полушарий, рефлексы возникают, совершенствуются, сохраняются или угасают.
Важнейшей особенностью формирования условных рефлексов у человека является то, что они могут быть образованы при подкреплении словесными раздражителями (словесные инструкции, команды и т. д.).
Изучая закономерности возникновения, протекания и угасания условно-рефлекторных реакций, И. П. Павлов и его ученики детально исследовали процессы возбуждения и торможения, развивающиеся в коре больших полушарий, являющиеся основными в деятельности центральной нервной системы.
Возбуждение соответствует деятельному состоянию, торможение - относительному покою.
Необходимо также остановиться еще на одной особенности высшей нервной деятельности. В большинстве случаев в известные периоды времени жизнь людей укладывается в определенные рамки, протекает стандартно, стереотипно, например, в школе, в вузе, в учреждении, на заводе, в доме отдыха, в санатории и т. п. И весь этот привычный уклад, однообразно повторяющийся внешний распорядок, внешняя система действий, приемов и поступков отражается и формируется в коре больших полушарий, как определенная, слаженная внутренняя система нервных процессов. Это есть так называемый динамический стереотип, то есть система закрепленных, взаимосвязанных и последовательно действующих условных рефлексов.
Процесс образования или выработки динамического стереотипа представляет собой работу нервной системы, напряженность которой зависит от сложности стереотипа и от индивидуальных особенностей организма.
Советские физиологи доказали, что нервной системе, даже в трудных обстоятельствах, легче повторить одно и то же, чем изменить привычный стереотип, приспособиться к новым раздражителям, хотя бы и слабым.
Важное значение для сохранения активной функции центральной нервной системы имеют процессы переключения. Суть их заключается в том, что при изменении формы, характера и интенсивности деятельности перестраиваются нервные процессы, что обеспечивает отдых утомленных предшествующей работой нервных центров.
В зависимости от силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов возбуждения и торможения выделены четыре типа нервной системы.
Первый - сильный, неуравновешенный, или «безудержный», тип (холерик). (Классификация древнегреческого врача Гиппократа.)
Второй - сильный, уравновешенный, живой (сангвиник).
Третий - сильный, уравновешенный, медлительный (флегматик).
Четвертый - слабый (меланхолик).
Наиболее часто страдают неврозами холерики и меланхолики.
Тип нервной системы не есть нечто застывшее и раз навсегда установленное. Под влиянием воспитания и тренировки можно добиться усиления возбудительного или тормозного процессов и лучшего их уравновешивания. Известно немало случаев, когда люди вспыльчивые и люди вялые, нерешительные развивают в себе не достающие им качества.
Каков же механизм возникновения функционального заболевания нервной системы - невроза?
Неврозы могут возникать под влиянием чрезвычайно острых нервных переживаний, ведущих к так называемому срыву высшей нервной деятельности, то есть к такому перенапряжению нервных процессов, когда ситуация кажется или действительно является безвыходной и поиски выхода могут привести к совершенно неоправданным поступкам и действиям. Такой срыв может привести к длительному функциональному заболеванию нервной системы - неврозу. Всякого рода хронические инфекции (туберкулез, малярия) и отравления (алкоголь, никотин, свинец), истощающие организм, способствуют образованию невроза.
Между прочим, существующее у многих людей мнение, что неврозами болеют только работники умственного труда,- совершенно необоснованно, так как срывы в высшей нервной деятельности могут наступить у любого человека, независимо от его профессии, в результате каких-либо травмирующих факторов (нарушение режима, конфликты, чрезмерное напряжение и пр.).
Лечить неврозы можно лекарственными средствами и упорядочением режима труда и быта (в том числе отдыхом, тренировкой и закаливанием). Надо признать действенными оба метода в их сочетании, но совершенно неправильно, когда больной уповает на какое-то магическое действие только «хороших» лекарств, принимаемых внутрь, или на физиотерапевтические процедуры, совершенно упуская отличающиеся простотой и доступностью физические упражнения, естественные факторы природы, рациональный режим, способствующие восстановлению нормальной работоспособности за счет повышения тренированности всего организма, и в частности его нервной системы.
Физическая культура нормализует деятельность внутренних органов, отвлекает больного от мыслей о болезнях и вовлекает его в активное и сознательное участие в борьбе со своим недугом.
Огромная масса сигналов, поступающих в кору головного мозга во время занятий гимнастикой, играми, плаванием, греблей, лыжами и т. д., повышает тонус центральной нервной системы и содействует ликвидации невроза. При всех основных видах неврозов - неврастении, истерии и психастении - наши рекомендации сохраняют свою силу, а индивидуализация их возможна после консультации у врача.
Больные, страдающие неврозами, объясняют быструю утомляемость при занятиях физической культурой, «слабостью» сердца и неоправданно прекращают занятия.
Но и физическая культура и естественные факторы природы проявляют свое целебное действие в полной мере лишь тогда, когда сочетаются с соблюдением режима.
Правильно организованный режим не только укрепляет организм, предохраняя его от заболеваний (особенно нервных), но воспитывает волю и повышает работоспособность.
Элементы режима следующие:
1. Правильное сочетание умственной и физической работы.
2. Нормальный сон в гигиенических условиях.
3. Утренняя гимнастика.
4. Утренние водные процедуры.
5. Регулярный прием пищи.
6. Прогулки (ежедневные).
7. Активный отдых в рабочий день (физкультпауза), в выходной и во время отпуска.
8. Систематические занятия спортом.
При постоянном выполнении режима развивается определенная последовательность в ходе нервных процессов (динамический стереотип), приводящая к более экономному расходованию нервной и физической энергии.
При лечении неврозов применяются следующие формы лечебной физической культуры:
1. Гимнастика.
2. Подвижные и спортивные игры (волейбол, теннис и др.).
3. Прогулки.
4. Туризм.
5. Элементы легкой атлетики.
6. Лыжи и коньки.
7. Плавание,
8. Гребля.
Разумеется, что при тренировке следует соблюдать строгую постепенность и занятия физическими упражнениями (любой формы) надо заканчивать с чувством бодрости, с ощущением желания продолжать тренировку.
Особую ценность представляют формы физических упражнений, выполняемые на лоне природы в смысле их положительного влияния на нервно-психическую сферу.
1-й КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ (с меньшей нагрузкой)
1. ИП - ноги врозь, руки внизу, пальцы переплетены. Поднять руки вверх, потянуться - вдох. 4-6 раз. ТМ.
2. ИП - ноги врозь. Наклон вперед, коснуться пальцами пола - выдох. 4-б раз. ТМ.
3. ИП - основная стойка. Наклон туловища влево (и вправо), не задерживаясь в исходном положении, руки скользят вдоль туловища. Дыхание произвольное. 3-4 раза в каждую сторону. ТМ.
4. ИП - руки на пояс. Приседание, руки вперед - выдох. 6-8 раз. ТМ.
5. ИП - ноги врозь, правая рука вперед, левая согнута, кисти в кулак. Смена положения рук («бокс»). 10- 15-20 раз. ТБ. Дыхание произвольное.
6. ИП - ноги врозь, руки на пояс. Локти вперед. 3-4 раза. ТМ
7. ИП -ноги врозь, руки на пояс. Поворот туловища налево, руки в стороны. 4-5 раз в каждую сторону. ТМ
8. ИП - сидя на стуле, ноги врозь и согнуты в коленях, руки на пояс. Подтянуть руками к груди согнутую левую (правую) ногу. 4-6 раз каждой ногой. ТМ.
9. ИП - руки на пояс. Поскоки - ноги врозь, руки в стороны. 10-30 раз. Дыхание произвольное.
10. Ходьба 1-1,5 мин.
11. ИП - ноги врозь, правая рука на груди, левая на жицоте. Выпячивая грудь и живот-вдох. 3-4 раза. ТМ
2-й КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ (большей трудности)
1. ИП - основная стойка - руки вверх, правую (левую) ногу назад на носок. 6-8 раз. ТС
2. ИП - ноги врозь, руки в стороны. Наклон вперед влево, коснуться правой кистью левого носка. 3-4 раза в каждую сторону. ТС.
3. ИП -ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены. Наклоны туловища вправо и влево, не задерживаясь в исходном положении. Дыхание произвольное. 3-4 раза в каждую сторону. ТС
4. ИП А -упор лежа. Б. Согнуть руки в локтях - выдох ИП - вдох. В-вариант исполнения. Одновременно со сгибанием рук отвести ногу назад. 6-8-10 раз. ТС.
5. ИП - лежа на спине, левая ладонь на груди, правая на живота Полное (диафрагмально-грудное) дыхание. 3-4 раза. ТМ.
6. ИП - лежа на спине, руки вдоль тела. Сесть, наклониться вперед и коснуться ки стями носков - 5 раз. ТМ
7. ИП - ноги врозь, руки в стороны - вверх. Дугами вперед руки назад, глубокое приседание на полной ступне, 6- 10 раз. ТС.
8. ИП - ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены. Вращение туловища по 3-4 раза в каждую сторону. Дыхание произвольное. ТМ
9. ИП - ноги врозь. Подняться на носки и подтянуть кисти к подмышечным впадинам. 4-5 раз. ТМ.
Выше мы приводим примерные комплексы гимнастических упражнений, которые можно выполнять во время утренней гимнастики или в течение дня.
Приведенные комплексы гимнастических упражнений, естественно, не исчерпывают всего многообразия гимнастики. Мы постараемся на отдельных примерах показать, как можно усложнять выполнение некоторых упражнений, повышая тем самым физическую нагрузку.
Наклоны туловища в сторону становятся более трудными при перемещении рук вверх (руки на пояс, руки за голову, руки вверх). Нагрузку можно повысить также за счет увеличения количества повторений упражнений и ускорения темпа их выполнения.
Если страдающий неврозом имеет еще какие-либо сопутствующие заболевания, рекомендуем обратиться к соответствующим главам данной книги для того, чтобы выбрать упражнения для индивидуальных занятий. Гимнастические упражнения зачастую способствуют исчезновению головной боли у больного неврастенией.
При лечении головных болей движением следует избегать изменения положения головы, толчковых движений (поскоки, удары руками и т. п.) и упражнений, связанных с большим натуживанием.
Лучшим исходным положением является горизонтальное- лежа на спине с несколько приподнятым изголовьем. Рекомендуем движения в голеностопных, лучезапястных, коленных, локтевых, тазобедренных и плечевых суставах, например:
1. Вращение стопами и кистями.
2. Сгибание ноги в коленном и тазобедренном суставах.
3. Сгибание рук в локтевых суставах.
4. Отведение прямых рук в стороны и т. п.