Главная · Здоровье · Магазин запчастей по франшизе: актуальность бизнеса, преимущества и этапы открытия. Выбираем ассортимент и считаем конкретные цифры. Один из выходов - франшиза

Магазин запчастей по франшизе: актуальность бизнеса, преимущества и этапы открытия. Выбираем ассортимент и считаем конкретные цифры. Один из выходов - франшиза

* В расчетах используются средние данные по России

Бизнес по продаже автозапчастей может быть выгоден при текущей конъюнктуре рынка. В условиях кризиса происходит стремительное падение спроса на новые автомобили, а общее устаревание парка приводит к росту продаж автозапчастей. Наиболее бюджетный вариант для начала своего дела – открытие интернет-магазина. Объем стартового капитала при сотрудничестве на условиях франчайзинга будет составлять от 50 до 300 тыс. рублей.

В связи с кризисом новые автомобили покупаются все реже, а автовладельцы предпочитают вкладывать средства в поддержание машины в рабочем состоянии. Для этого им требуются запчасти: представить себе автомобиль, которому ни разу не понадобился бы ремонт или обновление расходников, трудно. Из-за девальвации рубля цены на оригинальные запчасти подскочили. Больше всего чек вырос на оригинальные запчасти у официальных дилеров, поставщиками которых являются автопроизводители. Гораздо меньше ситуация в экономике затронула автомагазины независимых импортеров. Одной из точек роста считаются качественные аналоги автозапчастей – оригинал все больше становится не по карману автовладельцам. Сейчас ФАС и Минпромторг спорят о том, стоит ли легализовать так называемый параллельный импорт и разрешить независимым импортерам ввозить на российский рынок оригинальные запчасти без разрешения правообладателя. Ожидается, что мера позволит увеличить количество новых игроков, подстегнуть конкуренцию и нормализовать цены, так как официальные дилеры будут вынуждены существенно снизить стоимость деталей из-за присутствия дешевого товара того же качества.

Какой бы не была ситуация в экономике, но такой факт, как увеличение общего количества автомобилей говорит в пользу роста рынка автозапчастей. По данным «Автостат Инфо» на 1 января 2015 года, емкость парка легковых автомобилей в стране составила 40,85 млн. единиц. Это значит, что на каждую тысячу россиян приходится 284 автомобиля. По сравнению с данными на начало 2014 года количество автомобилей увеличилось на 3,9%, если сравнивать с годом ранее – то примерно на 9,7%, а с началом 2012 года – на 14,8%. Чтобы обеспечивать такое количество авто требуются новые автосервисы и магазины запчастей.

Наибольшие темпы роста демонстрирует сегмент продаж автозапчастей через интернет. По исследованиям аналитиков, автозапчасти в последние годы занимают самые высокие строчки по объемам интернет-продаж, следуя за электроникой, бытовой техникой, компьютерами и одеждой. По данным компании InSales, объем интернет-рынка автозапчастей в России вырос в 2014 году на 44% и составил 38 млрд. долларов.

Особенности интернет-торговли автозапчастями

Принцип работы интернет-магазина довольно прост – это оформление заказа, оплата и доставка. Оплата может производиться с помощью банковской карты, банковского перевода, электронных денег, наличного расчета, наложенного платежа или электронных касс. Интернет-магазины автозапчастей могут быть двух типов. Это магазины, которые занимаются своей деятельностью только через сеть, не имея фактического адреса и магазины, которые имеют как оффлайн, так и онлайн продажи. Крупнейшим игроком на рынке интернет-торговли автозапчастями является Exist.ru, оборот которого по данным на 2013 год составлял 1,3 млрд. рублей. Второе место удерживает интернет-магазин Emex.ru с показателями в 835 млн. рублей в месяц. Также сетевой рынок автозапчастей насыщен множеством точечных магазинов. Аналитики журнала «Биржевой лидер» попытались выяснить, какие интернет-магазины автозапчастей пользуются наибольшей популярностью у россиян. При составлении рейтинга была использована оценка частотности слов для «Яндекс.Директа», рассчитанная с помощью сервиса wordstat.yandex.ru, а также частота упоминаний в сервисе «Яндекс.Новости». В тройку лидеров помимо упомянутых компаний вошел интернет-магазин Autodoc.

Рейтинг популярности интернет-магазинов автозапчастей*

Интернет-магазины автозапчастей

Оценка частотности слов для «Яндекс.Директа»

Количество

упоминаний в «Яндекс.Новости»

АвтоСити

Деталь-Авто

Автосфера

Престиж-Авто

Лексус-центр

Е-запчасти

Автобарахолка

Автозеркало

Авто-Склад

АвтоПрайд

Автотема

autoparts.kiev.ua

Автосвит

Автопазл

Олимпия-Авто

Интертрейд-Авто

Автослет

*по данным журнала «Биржевой лидер» на октябрь 2015 года

Какие особенности можно выделить в интернет-торговле автозапчастями? Во-первых, для организации интернет-магазина не требуется затрат на торговое помещение и оформление, а иногда и наличия склада, так как доставка может осуществляться со склада поставщика. По сути, для старта может хватить лишь компьютера, подключенного к интернету, человека, который будет принимать и обрабатывать заказы, и курьера. Все основные процессы по обработке заказа сейчас максимально автоматизируются. Зачастую интернет-ресурс синхронизирован с основной рабочей платформой, куда переносятся запросы и где фиксируются все денежные движения. Работа по заказу у поставщиков выполняется автоматически, а приходы забиваются в программу одной кнопкой. Все это помогает сократить издержки на рабочей силе и избежать необходимости выплачивать зарплату. Основной плюс - в увеличении скорости обработки и доставки заказа, ведь именно на долгую процедуру доставки в адрес интернет-магазинов поступает огромное число жалоб.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Утверждать, что автовладельцы при покупке целиком ориентируются на бренд самого магазина, не стоит. В большинстве случаев их интересует непосредственно заказ – сама деталь, ее цена, качество, а также скорость доставки. Владельцы автомобилей делятся на два лагеря. Тех, кто предпочитает брать только оригинальные заводские запчасти и тех, кто отдает предпочтение прочим производителям, которых они признают и считают качественными. Для того чтобы облегчить процедуру поиска, в сети существуют специальные порталы, объединяющие сотни автомагазинов и бесплатно подбирающие варианты заказов с помощью семантического поиска или по VIN-коду. Другой способ – зайти на один или несколько популярных порталов, которые имеют объемные каталоги и хорошие отзывы клиентов, и сделать запросы у них. Автолюбители стараются доверять более разрекламированным сервисам. Делать заказ удаленно и передавать деньги курьерам многие боятся, опасаясь, что деталь может прийти бракованная или просто не подойти. Естественно, совершать заказ через интернет, да и еще у неизвестного магазина, пусть даже и по более низкой цене, многие откажутся.

Один из плюсов франчайзинга состоит как раз в том, что компании, продающие франшизу, имеют успешную маркетинговую стратегию, активно работают над SEO-продвижением сайта, используют методы контекстной рекламы в поисковиках. Оформляя франчайзинговый договор, партнер становится представителем магазина в своем регионе. Сайт может быть разработан с нуля, либо же предоставляется общий ресурс, посетители которого из разных точек страны видят разные контактные данные. Франчайзи получает возможность обрабатывать заказы клиентов магазина из своего региона, общаться с клиентом и получать прибыль от выполнения заказов. Иными словами, партнеру передается трафик запросов по его городу.

В отличие от самостоятельного старта новичку не нужно будет думать над тем, какое программное обеспечение использовать в работе, как найти поставщиков, с какими из них стоит сотрудничать, а с какими не стоит, где взять автомобильные каталоги и как ими пользоваться, как представлять информацию на сайте и т.д. Одна из сложностей в работе интернет-магазина, например, состоит в том, что ассортимент товаров может исчисляться тысячами моделей и модификаций, которые постоянно меняются, а значит, информацию ресурса нужно регулярно обновлять. Чтобы облегчить процесс, многие магазины ориентируются лишь на собственный ассортимент, нередко ограничивая его несколькими товарными группами. Так в наличии могут иметься наиболее «ходовые» товарные позиции, например, свечи зажигания, аккумуляторные батареи, кузовные детали и т.п., другие товары могут присутствовать в каталогах лишь под заказ. Запчасти массового спроса для упрощения обычно отображаются в отдельных блоках. Также многие магазины, формируя ассортимент, стараются закупать такие детали, которые могут подходить для нескольких моделей. Недостаток запчастей может быть компенсирован на взаимозаменяемые детали схожих моделей или моделей прототипов (например, «Лада Ларгус» является копией «Дачии Логан»). Все эти тонкости без должного уровня знаний учесть сложно, поэтому франчайзер может послужить тем источником практических знаний, которые могут позволить избежать подводных камней. Таких подводных камней у интернет-магазинов хватает – это и проблемы логистики, и трудности с возвратами товаров и так называемые холостые запросы, когда клиент запрашивает информацию, но ничего не покупает. Хотя франчайзеры и утверждают, что открыть бизнес можно и без опыта в сфере, но владение темой, безусловно, будут приветствовать. Также крупная сеть – это возможность получать товар от поставщиков по корпоративной скидке, а значит больше зарабатывать на наценке.

Предложения и расценки

По сравнению с общим количеством интернет-магазинов автозапчастей пестрым число предложений по франчайзингу не назовешь. Тем не менее, имеющиеся франшизы можно разделить на две категории. Одни франчайзеры предлагают организовать по франшизе интернет-магазин для розничных или оптовых продаж, другие - стать частью интернет-ресурсов по подбору запчастей в своем регионе.

Схемы бизнес-моделей и нишевая специализация у интернет-магазинов могут сильно различаться, равно как и размер инвестиций. К примеру, франчайзи федеральной сети «Автореальность» могут торговать только оригинальными запчастями иномарок. Выбрав по своему желанию одну из 11 марок, они бронируют бренд в своем городе. В зависимости от пакета услуг и входящего в него стартового набора ходовых товаров потенциальные франчайзи могут приобрести франшизу стоимостью от 98 до 250 тыс. рублей, либо открыть стационарный магазин, вложив в открытие от 1,2 млн. рублей. Carex Parts (входит в группу компаний «Акрос-Трейд») занимается оптово-розничной продажей автозапчастей, обслуживая как мелкие СТО, так и федеральные интернет-магазины. На сайте объединены предложения с 2 тыс. складов с ассортиментом более 35 млн. позиций. Для открытия интернет магазина под этим брендом понадобиться 49 тыс. рублей в качестве вступительного взноса. Другой интернет-магазин, «Кузовные детали», предлагает франчайзи организовать в своем регионе онлайн-торговлю кузовными запчастями: фарами, бамперами, крыльями, капотами, стеклами, решетками радиаторов и зеркалами. Отгрузка будет вестись из ближайшего склада, коих у компании насчитывается 9 по России. На запуск интернет-магазина понадобиться от 200 тыс. рублей. На момент написания статьи актуальные предложения по франшизам также имелись у интернет-магазинов «Сто деталей», Amx24.ru, «ДостАвто» и др. Инвестиции в открытие интернет-магазина варьируются от 50 до 300 тыс. рублей. Сложность выбора франшизы заключается в том, что предсказать успех или неуспех сотрудничества в каждом конкретном случае довольно сложно. Интернет-магазины могут ввести потенциальных франчайзи в заблуждение своими масштабами и обещаниями сверхприбыли. Лучше всего, если желающему открыть интернет-магазин предоставят возможность вживую пообщаться с действующими франчайзи, у которых можно расспросить обо всех нюансах франшизы.

Готовые идеи для вашего бизнеса

При сотрудничестве по франшизе стоит также учитывать такую статью расходов как роялти – ежемесячные платежи владельцу бренда. Они могут представлять собой фиксированную сумму либо определенный процент от оборота. В приведенных компаниях роялти составляют: 5% по франшизе сети «Автореальность» (для интернет-магазина), 10 тыс. руб. со второго месяца работы по франшизе Carex Parts и 20 тыс. с 4 месяца работы по франшизе «Кузовные детали». Зачастую интернет-магазины не называют роялти платой за бренд, как это принято в других областях франчайзинга. Наиболее «добросовестные» франчайзеры стараются предоставлять за ежемесячные платежи какую-то реальную помощь, например, SEO-продвижение. Однако маркетинговые сборы могут «прилагаться» и отдельно от роялти. Также на размер роялти могут влиять и другие факторы. К примеру, интернет-магазин «Пятая передача.рф» повышает платежи со второго года работы партнера и делает поблажки для регионов с более трудными условиями работы. Роялти у этой компании устанавливается либо в виде фиксированной суммы от 1 до 5 тыс. руб., либо в виде 10% от наценки, либо 1,5% от оборота.

Еще одна ниша в области автозапчастей, которая развивается по франшизе, – это сервисы подбора автозапчастей. Подобные сайты не ставят перед собой цель продавать, они помогают клиентам находить интересующие их детали и сравнивать предложения магазинов и автосервисов. Схема довольно проста. Зайдя на сайт, клиент оставляет заявку, которая автоматически рассылается автомагазинам, которые подключены к сервису. Автосервисы отвечают на заявку с указанием цены и наличия нужной детали, а автовладельцу остается выбрать самый удобный вариант. Для клиентов процедура поиска бесплатна, зарабатывать франчайзи предлагается на платных услугах для автосервисов, которые работают в регионе партнера и подключены к системе. Офис для такого дела нужен не обязательно – достаточно приобрести компьютер и подключить интернет. В партнерах подобные сайты приветствуют знание рынка автозапчастей и опыт продаж и управления. Прибыль такие компании обещают в районе 50-120 тыс. рублей.

Каков будет порог входа в бизнес? По оценкам франчайзеров для старта понадобиться от 60-80 тыс. рублей. Портал ISITPART, работающий с 1120 магазинами, обозначает объем вложений от 60 тыс. рублей. Паушальный взнос по франшизе не предусмотрен, однако присутствует 10% роялти. Сервис подбора автозапчастей ZZCar (объединяет 1191 магазинов) продает франшизу стоимостью от 45 тыс. рублей. Помимо взноса от франчайзи потребуется от 35 тыс. рублей стартового капитала, а также ежемесячные выплаты роялти в размере 10%.

35 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 9647 раз.

По российским дорогам сегодня ездят десятки миллионов автомобилей. При этом большая часть из них - не только что сошедшие с заводского конвейера новенькие машинки, а авто со стажем. По данным «Автостата», треть всего автопарка приходится на автомобили возрастом старше 15 лет. Все эти ветераны дорожного движения требуют бережного ухода и регулярного ремонта, им никак не обойтись без запчастей.

Стоит отметить одну интересную особенность российского рынка запчастей : покупать их предпочитают не в СТО или у официального дилера, как в западных странах, а у продавцов-посредников. Поэтому многим идея открыть магазин автозапчастей с нуля кажется весьма привлекательной - спрос на такой бизнес точно будет.

Но так ли радужны перспективы бизнеса на автозапчастях на самом деле? К каким сложностям стоит подготовиться тем, кто решил зайти на этот рынок? И есть ли смысл покупать франшизу магазина автозапчастей?

Рынок автозапчастей

Рынок автозапчастей в значительной мере зависит от автомобильного рынка в целом. В первой половине 2015 года, по данным аналитического агентства «Автостат», в России насчитывалось 41 млн легковых автомобилей . Порядка 58% из них - иномарки различного производства: японские, немецкие, корейские, американские и французские автомобили.

Большая доля иномарок и среди новых автомобилей - в январе-сентябре 2015 на них пришлось более 80% всех продаж . В общей сложности к началу декабря было продано 1,4 млн автомобилей.

По сравнению с 2014 годом объем продаж новых автомобилей снизился на 34,5%

При этом авто премиальных марок от снижения спроса практически не пострадали, а продажи некоторых марок (например, Porshe и Lexus) даже выросли. В массовом сегменте, на который и приходится львиная доля рынка, снижение показали все бренды. Сильнее всего спрос упал на SsangYong, Honda, Opel и Peugeot.

Соответственно, определённые перемены произошли и на рынке производства и продажи автозапчастей . Стоит отметить, что рынок автозапчастей принято делить на первичный и вторичный. В первом случае речь идёт об автокомпонентах для производства новых автомобилей, во втором - об запчастях для ремонта уже готовых и побывавших в эксплуатации авто.

По оценке аналитического агентства «Автостат», общий объем вторичного рынка автомобильных компонентов и запчастей в России в 2014 году составил около 940 млн единиц различных деталей . Если продажи автомобилей в России в этот год только снижались, то рынок запчастей в количественном выражении вырос на 3,8%. Всё дело в том, что многие граждане из-за ухудшения экономической ситуации отложили покупку нового авто, решив отремонтировать старое.

Что же касается стоимостного выражения, то рынок автокомпонентов потерял 0,8% . Причиной тому, по сообщению ведущего аналитика «Автостата» Азата Тимерханова, стало снижение курса рубля: агентство посчитало объёмы продаж в рублях, а после перевело их в доллары.

Итоги продаж в 2015 году агентство пока не подвело, но по прогнозам количество продаж автозапчастей подрастёт ещё на 2% из-за роста автопарка, который влечет за собой и увеличение потребности в компонентах. А вот в стоимостном выражении картина окажется более мрачной: рынок сократится на 3,5% .

Ключевым фактором, влияющим на данный рынок, станет заметное в этом году снижение курса рубля . Это обусловлено как тем, что большая часть продаж приходится на запчасти для иномарок, которые зачастую ввозятся из-за рубежа, так и влиянием снижения стоимости нацвалюты на экономическую ситуацию в общем.

Стоит отметить, что основными клиентами на вторичном рынке запчастей сегодня являются физические лица, а не СТО. Последние предпочитают работать не с магазинами-посредниками, а с поставщиками нужных деталей напрямую. Что же касается частных лиц, по данным того же «Автостата», на своих «железных» конях в 2015 году начали экономить 48% россиян . Естественно, люди стали отказываться в основном от того, что они не считают необходимым - мойка, парковка, мелкий ремонт.

Не могло такое стремление сэкономить не отразиться и на рынке автозапчастей. Даже в пиковые сезоны потребители стали менее охотно тратиться на запчасти, если, конечно, их замена не вызвана жёсткой необходимостью.

Главным критерием при выборе деталей стала их дешевизна

Одним из наиболее популярных способов снизить траты стала покупка неоригинальных запчастей и обслуживание своих авто в неофициальных сервисных центрах или гаражах. В официальных СТО стоимость обслуживания за минувший год выросла на 10-15%, поэтому многие автолюбители стали отказываться от их услуг после окончания гарантийного срока.

На фоне желания сберечь деньги выросли продажи автозапчастей, уже успевших побывать в употреблении. Часто после аварии восстановить разбитый автомобиль оказывается слишком дорого, поэтому многие просто продают свои авто на запчасти. Для других это неплохая возможность купить оригинальную деталь по сниженной цене.

«Зачем автовладельцу платить за ту же дверь 15-20 тыс. рублей, если он может такую же б/у деталь купить в два раза дешевле?» - рассуждает владелец франшизы « » , специализирующейся на продаже б/у запчастей, . О том, насколько развит этот сегмент, можно судить по тому, что порядка 50% автомобилей, подлежащих утилизации, попадают не в официальные пункты приема старых авто, а в руки «разборщиков».

Тем же, кто занимается традиционной продажей оригинальных запчастей, пришлось избрать своей основной стратегией выживания демпинг. Наценка на запчасти в рознице снизилась в целом до 15%, рассказывает владелец интернет-гипермаркета запчастей 16-AUTO.RU Руслан Шакиров . С такой цифрой не согласен руководитель отдела развития компании Денис Штучкин : «Маржинальность данного сегмента составляет 35-40%».

Так или иначе, сегодня даже крупные розничные сети, специализирующиеся на продаже деталей, оказались на грани выживания . Мелким единичным предприятиям ещё сложнее: многие из них вынуждены были закрыться. В 2014-2015 гг. ситуация на рынке автозапчастей сложилась достаточно сложная, и в грядущем 2016 году, по мнению некоторых участников рынка, перемен к лучшему ждать не стоит.

Магазин автозапчастей как бизнес


Тем, кто несмотря на кризис в отрасли, всё же решился начать свой бизнес в автозапчастях, стоит подробнее узнать о том, как он устроен. Прежде всего, бизнес по продаже автозапчастей начинается с такой важной части, как работа с поставщиками .

Выйти на контакт с ними - задача не из самых сложных. Большинство из поставщиков автокомпонентов охотно работают с розничными магазинами и предлагают практически один и тот же набор наиболее востребованных деталей. При этом продавцам запчастей в первую очередь интересно сотрудничество с крупными поставщиками, которые работают в нескольких регионах и имеют собственные склады с большим ассортиментом продукции в наличии. Это позволяет в короткий срок поставить нужные детали конечным потребителям.

Сложность в том, что максимальные скидки крупные поставщики готовы предоставить только магазинам с большими объёмами закупок . Но новичку, выходящему на рынок и не обладающему обширной клиентской базой, таких объёмов взять негде, поэтому и закупаться приходится по высоким ценам. А это уже способно на корню загубить молодой бизнес.

Многие поставщики, выходя в регионы, где они ещё не представлены, предоставляют максимальные скидки всем , чтобы закрепиться на рынке. Спустя несколько месяцев такой работы сотрудничество с теми продавцами запчастей, которые не набирают необходимого объёма закупок, прекращается.

Более привлекательным как в плане начальных инвестиций, так и в плане сроков окупаемости вариантом является открытие собственного интернет-магазина по продаже запчастей . По разным оценкам, запуск онлайн-магазина может обойтись как в несколько десятков, так и в несколько сотен тысяч рублей в зависимости от наполнения и функционала.

При этом за счёт небольших текущих расходов на бизнес окупаемость такого предприятия редко превышает полгода. Доходность, правда, тоже не самая большая - порядка 50-60 тыс. рублей в месяц. Всё дело в том, что в сегменте онлайн-торговли автозапчастями уже есть лидер, конкурировать с которым весьма сложно.


Речь идёт об интернет-ритейлере Exist.ru , который по объемам своей выручки (по данным исследовательского агентства Data Insight - 35,4 млрд рублей за полгода) обошёл даже таких гигантов, как Юлмарт и Ozon.ru. Правда, сделать это удалось за счёт большой доли продаж оптовым покупателям.

Тем не менее, конкурировать с таким сильным игроком на локальном уровне вполне возможно. Конечно, не за счёт цен, а, например, за счёт более удобного интерфейса , сервиса или ассортиментного наполнения своего магазина.

Ассортимент

Что касается ассортимента, здесь, как для онлайн-ритейлера, так и для обычного магазина, можно выбрать несколько сценариев. Первый из их - широкий ассортимент деталей для иномарок и автомобилей отечественного производства. «Работа с широким ассортиментом даёт преимущество, поскольку автопарк в России постоянно меняется. В таких условиях важно иметь возможность предложить клиенту то, что ему нужно» - поясняет руководитель франчайзинга сети YULSUN Салават Юлаев . Ограничивая работу узким сегментом, игроки ограничивают себя и в прибыли. В таких магазинах зачастую представлены наиболее популярные автокомпоненты, а конкуренция оказывается наиболее высокой.

Куда проще конкурировать только в определенном узком сегменте рынка . Например, можно сосредоточиться на продаже запчастей только для корейских, китайских или немецких авто. «Специализация позволяет обеспечить наличие разнообразных запчастей, в том числе и тех, которые невозможно найти в других автомагазинах» - считают в группе компаний «Авто Моё», развивающей сразу несколько узкоспециализированных сетей « » , «Авто-Европеец» и других. Но в этом случае бизнес оказывается более уязвимым перед изменениями спроса. Если сегодня большая часть автопарка приходится, к примеру, на «корейцев», но объём их продаж начал сильно снижаться, через 2-3 года такой узкоспециализированный магазин рискует столкнуться со значительным оттоком клиентов.

Можно также сориентироваться на последние рыночные тренды. Один из них - рост спроса на б/у автозапчасти . «В связи с экономической ситуацией автовладельцы сегодня покупают новые детали всё реже. При этом китайским аналогам они всё-таки предпочитают оригинальные запчасти, поэтому выходом становится покупка б/у деталей» - рассказывает руководитель сети «Главразбор» Артур Даллакян. Однако, тренд может и измениться с выходом рынка из кризиса. Но свой покупатель на б/у найдётся всегда, так же как и на дубликаты оригинальных запчастей .

Такие детали зачастую стоят значительно дешевле оригиналов и отнюдь не всегда уступают им по качеству. Поэтому данный сегмент в условиях сложившейся экономической ситуации также переживает рост. «Мы предлагаем огромный выбор дубликатов, поэтому клиент может подобрать себе деталь из самых различных ценовых сегментов» - сообщает руководитель отдела развития компании Carex Денис Штучкин.

Стоит отметить, что любой из указанных форматов имеет как плюсы, так и минусы. Наиболее адекватным способом определить какой же из них выбрать является сбор статистики. Определите, каких автомобилей больше всего в вашем регионе, какие марки наиболее востребованы, и завозите в свои магазины детали именно для них.

В независимости от того, какую форму торговли автозапчастями вы решите выбрать, нужно помнить, что основными критериями выбора магазина для клиентов являются низкая цена и возможность получить нужную деталь в очень короткие сроки. Обеспечить конкурентоспособность по этим параметрам можно купив франшизу магазина автозапчастей.

Франшиза магазина автозапчастей


Как правило, приходя в сферу торговли автозапчастями, молодой предприниматель сталкивается с тремя основными трудностями : высокие закупочные цены у оптовых поставщиков, трудности с привлечением клиентов и отсутствие умения подбирать нужные запчасти. Большая часть франшиз автозапчастей так или иначе нацелена на то, чтобы уберечь франчайзи от этих сложностей.

При взаимодействии с оптовыми поставщиками работа в рамках белее-менее крупной сети позволяет получить достаточно большую скидку даже при скромных объёмах продаж самого начинающего бизнесмена. Это, несомненно даёт фору по закупочной цене деталей в сравнении с самостоятельным открытием.

Если вы решили открыть свое дело и при этом разбираетесь в автомобилях, то подумайте о продаже запчастей для машин. Причем не обязательно начинать все с нуля - можно приобрести франшизу магазина автозапчастей и работать по проверенной, налаженной схеме. Рассмотрим, какие виды франшиз действуют в России и как правильно начать свое дело, чтобы не прогореть и выйти на прибыль в ближайшие месяцы.

Введение

Согласно статистике, автомобиль есть у каждого второго россиянина: на 140 миллионов населения приходится почти 65 миллионов легковых и грузовых машин. Примерно 85% автомобилей из этого количества старше трех лет, то есть им необходим ремонт и обслуживание минимум раз в год. Это значит, что почти 60 миллионов россиян хотя бы раз в год покупают запчасти для ремонта. Практика показывает, что легковой автомобиль по запчастям и расходным материалам обходится примерно в 15–20 тысяч в год, что открывает широкие возможности для заработка - это огромный рынок, который никогда не иссякнет.

Традиционные магазины запчастей уходят в небытие

Хочется отметить, что еще 10 лет назад расходники к машинам продавали исключительно в обычных магазинах. Чтобы их купить, нужно было приехать в физический магазин, сообщить продавцу марку и год выпуска машины, и он подбирал вам по каталогу нужный товар. Сегодня подобная практика потихоньку отходит в прошлое - почти 20% россиян приобретают запчасти через интернет, и с каждым годом их количество растет. Это открывает перед бизнесменом новые возможности: не нужно строить новый магазин или арендовать помещение, не надо оплачивать логистику и коммуналку, содержать штат продавцов и грузчиков. Вы просто создаете свой сайт, занимаетесь его продвижением, а затем работаете по франшизе, продавая запчасти от производителя/регионального дистрибьютора конечным пользователям.

Достоинства интернет-магазина

Рассмотрим, какими плюсами обладает подобное решение:

  1. Минимальный уровень инвестиций. Если для открытия классического магазина вам понадобится больше миллиона рублей, то создать интернет-магазин и продвинуть его в сети обойдется в пару сотен тысяч рублей с учетом обязательного паушального взноса.
  2. Можно работать даже без склада, направляя товары напрямую от поставщика потребителю. Но лучше все же организовать свой небольшой склад - точку выдачи, чтобы клиенты были уверены в том, что покупают оригинальные товары в обычном магазине. Для этого достаточно совсем небольшого помещения площадью в 10–15 м2.
  3. Быстрая окупаемость. При правильном подходе сделанные вложения полностью окупятся за три-пять месяцев, тогда как классический магазин окупается примерно год.

Внимание: франшиза интернет-магазина автозапчастей,как правило, недорогая - она в 2–5 раз дешевле “физической” франшизы. Вы сэкономите несколько сотен тысяч рублей, организовав бизнес в сети.

Почему именно франшиза?

Далее рассмотрим, почему выгоднее всего покупать именно франшизу, а не работать самостоятельно. Многие считают, что лучше всего работать самостоятельно — это открывает более широкие возможности и вас никто не будет контролировать. В принципе, это действительно так, но если у вас нет серьезного опыта предпринимательства и вы не до конца понимаете, с чем вам придется столкнуться, то лучше все же трудиться по франшизе. Вот основные преимущества подобного решения:

  1. Компания-франчайзер за паушальный взнос оказывает весьма серьезную помощь и поддержку своему партнеру. Она разработает для вас бизнес-план, поможет в продвижении магазина, предоставит программу для работы, поможет настроить платежи и пр.
  2. Работая с опытным партнером, вы избежите классических ошибок, которые совершают все начинающие предприниматели. Статистика неумолима - 90% предпринимателей, работающих самостоятельно, закрываются в первые 3 года после открытия. При этом количество ИП, работающих по франшизе, и закрывшихся в первые три года - около 25%.
  3. Франчайзер часто перенаправляет поток заказов на своих региональных партнеров, чтобы облегчить логистику и избежать отказов от покупок. Это автоматически даст сильный толчок вашему бизнесу.
  4. Цены в интернет-магазине, работающем по франшизе, зачастую ниже, чем в обычном. Это объясняется строгой ценовой политикой, минимилизацией рисков и готовым планом развития. Да, вы получаете меньше с каждой сделки, но при этом количество сделок выше, поэтому товары не задерживаются на складе.
  5. Поскольку цена запчастей ниже, то вы ориентируетесь на низкий-средний ценовой диапазон. В кризис большинство людей испытывает определенный недостаток в деньгах, поэтому экономит на запчастях и ездит на машине до последнего. Ваша целевая аудитория весьма расширяется.

Для работы интернет-магазина достаточно небольшого склада с популярными товарами

Примечательно, что франшиза по продаже автозапчастей выгодна и тем, что позволяет работать через интернет. То есть вам не придется открывать свой магазин, заниматься его ремонтом и закупкой товара. Вы будете работать напрямую с франчайзи, обеспечивая только выдачу товаров, ну или собрав небольшой запас популярных расходников, чтобы клиенты не ждали доставки несколько дней.

  1. Большинство франчайзи ограничивает продажи товаров - вы сможете продавать только их запчасти, без выставления товаров конкурентов. В принципе в этом нет ничего страшного — ассортимент у всех франчайзи примерно один и тот же.
  2. Ограничение цены. По сути, вам нужно будет выставлять товар по рекомендованной цене - опускать или поднимать ее считается нарушением. Это накладывает определенные неудобства - у вас может появиться “двойник”, торгующий всем немного дешевле либо же вы, наоборот, будете ограничены в прибыли на выгодных позициях.
  3. Необходимость регулярных платежей и выплаты первого паушального взноса. Вы платите за обслуживание, поддержку, консультации и юридическую защиту, что, в общем-то, неплохое решение.

Известные франшизы

Рассмотрим несколько крупных франшиз, работающих в России, имеющих хорошую репутацию:

  1. Honest Service. Известная и старая компания, хорошо известная в России. Широкий выбор запчастей, гарантия качества, грамотные консультанты и выгодные условия для партнеров. Партнерам не нужно оплачивать роялти - только паушальный взнос. Взамен компания обязывает работать только с их деталями.
  2. P.S. Auto. Достаточно крупная компания, которая предлагает оригинальные запчасти по выгодным ценам. Для начала работы необходимо подписать договор и оплатить паушальный взнос. При этом можно получить скидку на него в 3%. Размер роялти - 1%, что значительно меньше, чем у других компаний.
  3. Пятая передача. Хорош тем, что позволяет создавать интернет-магазин на собственной платформе, то есть вам не придется тратиться на разработку и особую раскрутку своего портала. Подобное решение позволяет максимально упростить и автоматизировать всю процедуру работы. Более того, данный портал позволяет создавать мобильные приложения, благодаря чему клиенты смогут заказывать детали прямо с телефона. Консультанты дают детальные инструкции и всячески помогают как с созданием, так и с продвижением новой торговой точки.
  4. А-деталь. Данный магазин реализует запасные части для иномарок. Развивающаяся компания, которая ищет представителей по всей территории РФ, поэтому вы имеете отличную возможность стать партнером или торговым представителем. Все что нужно - это склад от 15 м2, на котором вы сможете разместить нужные товары.
  5. Автореальность. Занимается продажей запчастей для иномарок. Оптимальный вариант для новичков — они помогают с созданием интернет-магазина, с настройкой рекламы, объясняют все тонкости ведения бизнеса. Работать можно даже без складов: достаточно просто стать представителем и подписать договор о сотрудничестве.

Количество покупателей в интернет-магазинах постоянно растет

  1. Пятая передача требует паушальный взнос в размере 10 тысяч. Первые 3 месяца роялти не платится, с 4-го месяца платится 1–3 тысячи рублей в зависимости от оборота, с 13 месяца платится 3–5 тысяч рублей в месяц или полтора процента от оборота. Полная окупаемость бизнеса составляет 5 месяцев, первоначальные инвестиции - около 800 тысяч рублей.
  2. Компания А-деталь требует 50 тысяч рублей в качестве первоначального взноса. Роялти у этой компании нет, поэтому платить вам ничего не нужно. Окупаемость наступает через 3–4 месяца, размер первоначальных вложений оценивается в 150 тысяч рублей.
  3. Компания Автореальность затребует у вас 95 тысяч рублей в качестве первоначального взноса. При этом первые два месяца роялти не берется, а с 3 месяца придется платить 5% от объема продаж. Также если вы хотите, чтобы рекламные кампании проводили вам их специалисты, то понадобится порядка 7 тысяч рублей в месяц. При этом компания гарантирует завод на сайт целевого трафика и не менее 30 успешных продаж в месяц. Суммарные вложения составляют порядка 150 тысяч рублей, окупаемость происходит за 4–5 месяцев.

Как видите, франшиза автозапчастей для иномарок вполне доступна как по цене, так и по общим условиям. Начать бизнес можно с 200 тысячами рублей, и уже за несколько месяцев полностью окупить сделанные вложения и выйти на хорошую прибыль. Более того, количество людей, покупающих запчасти через интернет, постоянно растет, поэтому вы гарантировано сможете хорошо заработать, если правильно и взвешенно подойдете к своему бизнесу. Главное - выслушать все рекомендации франчайзи, заказать профессиональный сайт и правильно его продвинуть, чтобы вы были на первых местах в поисковых системах.

Вконтакте

Почему именно бизнес на запчастях, да еще и с использованием франчайзинговых схем наиболее выгодно сейчас в России.

Тому есть несколько объективных причин.

  1. Во-первых, падение автомобильного рынка России, начавшееся с 2012- 2013 гг. постепенно близится к своему завершению и уже имеются первые признаки того, что нисходящий тренд закончился и начался рост продаж по всему спектру автомобильного рынка, включая и запчасти.
  2. Во-вторых, четко прослеживается тенденция роста общего срока эксплуатации автомобилей с 4.5 до 6-7 лет и более. Это говорит о том, что владельцы подержанных авто уже не так спешат расстаться со своим помощником и будут всячески поддерживать покупку для него запчастей.
  3. В-третьих, общий тренд на российском рынке автомобилей все более склоняется к приобретению менее статусных и дорогих авто, к более массовым моделям, требующих расходов на обслуживание. Все это также стимулирует автовладельцев к тому, чтобы использовать запчасти с тем, чтобы как можно дольше продлить срок эксплуатации.



Таким образом, можно сделать следующий вывод - рынок запчастей России в ближайшие несколько лет будет по темпам роста обгонять рынок продажи новых и даже поддержанных авто. Причем это связано не только с общей нестабильной экономической ситуацией в стране, падением уровня доходов (только в 2018 году средний доход россиянина снизился на 11% по данным официальной статистики Росстата), но и переключением внимания автовладельцев на недорогие модели. Все эти факторы в конечном итоге будут определять и повышенный спрос на запчасти к автомобилям разных марок и типов.

Естественно, что на таком довольно устойчивом к различным кризисным экономическим явлениям рынке, можно зарабатывать даже человеку далекому от автомобильной тематики и с относительно небольшим капиталом. Но здесь следует понимать одну простую вещь - такой рынок привлекает все больше и больше игроков и новичку придется конкурировать и с торговыми сетями, и с известными брендами, и с интернет-магазинами.

Т.е. нужна такая схема бизнеса, которая помогла бы войти на рынок автозапчастей новичку с небольшим капиталом, имеющего мало практического опыта ведения предпринимательства. Одним из таких вариантов является использование франшизы.


Говоря простым языком, франчайзинг - это метод ведения бизнеса под маркой или брендом известной на рынке компании, оплачивая за эту помощь фиксированное вознаграждение в виде паушального сбора или роялти (плата за торговую марку и есть франшиза). Что это дает для предпринимателя:

  • можно, имея минимальный капитал, получить сразу же доступ к системе поставок и логистике компании франчайзера (т.е. того, кто дает право работать под своей маркой). Уже не нужно тратить ни сил, ни времени на поиск поставщиков, отрабатывать цепь поставок, ездить и искать контрагентов, заключать с ними контракты.
  • предприниматель получает сразу же мощную маркетинговую поддержку, так как работа под уже известным брендом избавляет от необходимости завоевывать годами лояльность покупателя, тратить деньги на рекламу. Все это уже есть - и автотовары качественные, и преданные клиенты.
  • можно получать от старшего партнера по бизнесу определенные знания и технологии ведения бизнеса, включая обучение и подготовку персонала, подключение к общей информационной сети компании, к ее платежным системам. Это сэкономит массу денег, особенно если предприниматель станет самостоятельно внедрять системы электронного учета, складских программ типа 1С и т.п.
  • также при определенных ситуациях франчайзи может получить от своего партнера не только техническую или даже финансовую помощь, но и юридическую поддержку при организации и ведении бизнеса на конкретной территории.

Как видно, плюсы использования франшизы намного перевесят те риски, с которыми может столкнуться начинающий бизнесмен при самостоятельном выходе даже на такой относительно несложный рынок, как автомобильные запчасти.

Какие существуют виды франшизы и какие из них оптимальны для рынка автозапчастей

В деловой практике используется несколько стандартов франчайзинговых договоров. Но, как правило, франчайзеры, работающие на рынке не один год, используют несколько таких форм одновременно. Приведем самые распространенные форматы франшиз.


Кроме представленных наиболее часто встречающихся типов франшиз, на российском рынке автозапчастей, также используют и такие форматы, как аренда франшизы интернет-магазина автозапчастей, корпоративная франшиза и т.п.

Структура бизнес-плана для работы по франшизе

Для того чтобы стать партнером крупной торговой сети автозапчастями, одного желания и даже денег будет мало. Для этого нужно, как минимум, иметь определенный бизнес-план создания подобного проекта, который включает в себя следующие обязательные пункты:

  1. Определяется потенциальный рынок автозапчастей в городе, районе, с учетом всех рисков и конкуренции. Также исследуется — какие запчасти более всего востребованы, с какой периодичностью. Это критически важно для того, чтобы правильно выбрать себе партнера по франшизе. Так, например, для поставки деталей на иномарки требуется одна система логистики и это определенная группа клиентов, а для работы с грузовыми автомобилями - используется другая цепь поставок, набор поставщиков, схема дистрибьюции.
  2. Открытие юридического лица. Можно для начала ограничиться и открытием ИП, но не следует забывать и о такой стороне вопроса, как НДС. При формате бизнеса ИП придется этот налог списывать на свои затраты, если же иметь формат компании ООО, то можно перекладывать НДС (перевыставлять счета фактуры) на дальнейшую цепь клиентов, покупателей юридических лиц. Общая стоимость чтобы открыть магазин, составит максимум 15-20 тыс. рублей.
  3. Помещение. Для среднего формата магазина автозапчастей потребуется помещение порядка 100 кв. м. Стоимость аренды, покупки, ремонта определяется во многом местными условиями. Но многие франчайзеры ставят одним из основных условий наличие уже готового, отремонтированного помещения под магазин, с полным юридическим оформлением. Т.е. как минимум нужно предусмотреть еще 2—3 млн. руб. в бюджете.
  4. Персонал. От того, как будет работать персонал, во многом зависит не только лояльность клиентов, но и оборот товара, и соответственно прибыль. Сотрудники должны быть компетентными и уметь пользоваться всеми современными программами учета и логистики, используемые франчайзером у себя в бизнесе. Расходы на персонал в месяц составят не менее 150 —200 тыс. руб.
  5. Оборудование для магазина. Стеллажи, офисная мебель, а также компьютерная и прочая техника необходимы. Это все можно купить у того же франчайзера по минимальной цене. Это лучше, чем покупать оборудование самостоятельно. Расходы на такое оборудование составит не менее 200-300 тысяч.

Таким образом, для того чтобы открыть магазин по продаже запчастей по франшизе, необходимо в среднем 3 млн. руб. При этом с учетом стоимости самой франшизы минимальная сумма первоначальных инвестиций может достигать и 3-4 млн. руб.

Но опять же — все зависит от конкретных условий рынка и типа договорных отношений между предпринимателем и франчайзером. Скажем, для небольшого интернет-магазина по продаже автомобильных аксессуаров такие вложения составят максимум 15 тыс. руб. ежемесячной оплаты роялти или паушальной оплаты.

Однако, несмотря на то, что для входа на рынок даже по франшизе требуются все-таки существенные деньги, надо учитывать тот факт, что и окупаемость таких инвестиций происходит намного быстрее, чем при самостоятельном открытии и ведении дела. Средний срок окупаемости, франшизы автозапчастей обычно составляет не более 4-6 месяцев, так как предприниматель использует уже готовые наработанные бизнес-схемы, клиентскую базу своего старшего партнера-франчайзера.

Все больше автомобилей ежегодно приобретается нашими соотечественниками. Десятки миллионов авто, легковушек, грузовиков и самой разной спецтехники ездят по нашим дорогам.

Интересно! Во времена кризиса число автомашин растет не слишком быстро – уже сегодня авторынок переживает немалые трудности, а это, в свою очередь, неизбежно приводит к росту потребностей в запчастях. Потому франчайзинговая система в этой сфере перспективна, как нигде.

А по данным Автостата более половины их – иномарки японского, немецкого, корейского, американского и французского производства или отечественной сборки. При этом далеко не все они только что с конвейера. Чаще всего это машины со стажем. А значит, требуют к себе особо бережного отношения и никак не обойдутся без запчастей.

Российский рынок запчастей особенный. Почему-то их приобретают все больше у посредников, нежели в СТО или у официального дилера. Потому и магазинов автозапчастей у нас великое множество.

Кризис, неопределенные перспективы заставляют многих россиян задуматься о собственном деле. И бизнес на запчастях представляется весьма привлекательным.

Остается главным вопрос: открыть автомагазин с нуля или купить франшизу? ? Насколько радужны перспективы в одном и другом случае? Каких сложностей ожидать от каждого из них?

Будем разбираться, настолько ли франшиза магазина автозапчастей – прибыльной дело, как представляется.

Все дело в сравнении

Реально ли открыть, к примеру, совсем небольшой интернет-магазин контрактных и новых запчастей за «свои кровные» и раскрутить его с нуля?

Что потребуется и сколько?

Складское помещение арендовать не придется, дополнительный персонал не понадобится, коммунальные платежи – по минимуму – это несомненные плюсы.

А на что надо потратиться:

  • , услуги веб-дизайнера;
  • рекламная компания.

Не говоря уже о продвижении сайта. Искать клиентов придется самому. Можно, конечно, нанять для этого специально людей, но это еще одна затратная статья.

А если говорить о стационарной торговой точке, затраты возрастут многократно. Придется немало потрудиться, чтобы для начала окупить вложения. И одним годом вы не обойдетесь. Кроме того, статистика на этот счет довольно беспощадна – редкое предприятие доживает до двух лет.

Важно! Вариант франшизы куда привлекательнее. Ведь франшизная система позволит начинающему предпринимателю при открытии бизнеса обойтись без этих трудностей.

Актуальность рынка и плюсы франшизы

Сегодняшние показатели продаж – безусловная гарантия спроса на запчасти на перспективу. Тем более что приобретаются автомобили и новые, и с пробегом. Все это говорит в пользу актуальности магазина автозапчастей для иномарок или автомобилей российского производителя.