Главная · Личностный рост · Народы сибири. Коренные народы Западной и Восточной Сибири, культура, традиции обычаи народов Сибири

Народы сибири. Коренные народы Западной и Восточной Сибири, культура, традиции обычаи народов Сибири

Языкова Ирина Леонидовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 179
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: презентация
Тема: Народы Сибири и нашего края в XVII - XVIII вв.
Дата публикации: 01.11.2016
Раздел: среднее образование

Народы Сибири

и нашего края
Языкова Ирина Леонидовна, учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 179 г. Новосибирск

План изучения нового материала:
1. Этносы Сибири, территория их расселения. Этнонимы. 2. О чем могут рассказать географические названия нашего края. 3. Особенности материальной культуры народов Западной Сибири и ее тесная связь с природно-климатическими условиями. 4. Духовная культура: верования, шаманы, сказки. 5. Народы нашего края: барабинские татары, чаты, телеуты, южные ханты. Их хозяйственные занятия, общественные отношения и религиозные верования. 6. Археологические памятники культуры народов на территории нашего края.

Этнос
(от греческого слова ethnos – народ) – исторически сложившаяся общность людей с общей культурой, языком и самосознанием.
Этно́

нимы
(от греч. έθνος - племя, народ и όνυμα - имя, название) - названия наций, народов, народностей, племён, племенных союзов.

Народы Сибири

Этносы Сибири,

территория их расселения
На громадных пространствах от Енисея до Тихого океана жили
эвенки (тунгусы),
занимавшиеся охотой и рыболовством.
Чукчи, коряки и ительмены (камчадалы)
населяли северо-восточные районы Сибири с Камчатским полуостровом. Эти племена жили тогда родовым строем, они еще не знали употребления железа.
Народы Сибири 17 века, не составляли там более или мене сплоченных обществ, а напротив они были рассеяны по лесам и тундрам небольшими группами, состоявшими из одного или нескольких родов и не имевших почти никакой зависимости друг от друга. В каждом роде был старейшина, или как называли их пришедшие русские, князцы, которые и управляли всеми немногосложными делами своего народа.

История народонаселения

в Сибири
Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени. К концу XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть. К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены (коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

Заполните таблицу

Народ

Район обитания

Занятия

Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары. Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом. Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом. Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом. Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня, либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту. Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня, либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.
самадийцы

самадийцы

манси

манси

тюрские

племена

тюрские

племена

буряты

буряты

эскимосы

эскимосы

тунгусские

племена

тунгусские

племена
НАРОДЫ СИБИРИ НАРОДЫ СИБИРИ

Нганасаны - самодийский
народ
в
Сибири
, населяющий восточную часть

Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.
Суровые климатические условия не способствовали быстрому социально- экономическому развитию этих народов. Большинство их жило в первобытно- родовом обществе, занимаясь главным образом охотой, рыболовством, полукочевым скотоводством.

О чем могут рассказать географические

названия нашего края

БАРНАУЛКА
- левый приток р. Обь. Из кетских слов: "боруан" - волк, "уль" - река, т.е. волчья река. Конечное "ка" появилось на русской почве
ИНЯ
- правый приток р. Обь. Распространенной этимологией является объяснение этого топонима через татарское "ина" - мать, однако это не может удовлетворить ни с грамматической, ни со смысловой точек зрения. Встречающиеся в Европе топонимы "Инн" - приток Дуная и Ина - озеро и приток реки Припяти - ученые объясняют через кельтские и индоевропейские слова со значением "вода". Для Западной Сибири более приемлема этимология А..П. Дульзона, объясняющего "ин" из имбатского диалекта кетского языка, где "иен" означает "долгий".

ОБЬ
-наиболее приемлемой является этимология В. Штейница и А. П. Дульэона, связывающих это название с коми-зырянским словом "обва" - "снежная вода". Русские узнали Обь в ее нижнем течении, и ее название получили от коми проводников.
БАГАН
- река в Новосибирской области. Надежной этимологии нет. Пока возможны два объяснения: из тюркского "баган" - столб и из индоевропейского "багно" - низкое топкое место. Баган действительно протекает по болотам, частью прерывается ими

КАРАСУК
- река в Новосибирской области. Из тюркского "кара" - черный, прозрачный и "сук" - вода, река
КОЛПАШЕВО
- город в Томской области. Основание относится к XVII веку. Верояным основателем мог быть казак Первуша Колпашник, который предлагал Нарымский и Кетский остроги перенести на Обь, к Keцкому устью. В начале XVII века в Hapымском уезде были дворы Якова Колпашниква, Андрея Колпашникова, возможно, потомков Первуши Колпашника. Позднее деревня Колпашникова стала селом Колпашевым и городом Колпашевым.

ЧУЛЫ́

М
(тюрк. «бегущий снег») - река в Сибири, правый приток Оби.
КИ́

Я
- река в Сибири, левый приток Чулыма. Берёт начало в Кемеровской области, течёт в верховьях главным образом на северо-запад в пределах восточных склонов Кузнецкого Алатау, низовье в Томской области. Питание снеговое и дождевое. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле. В 50- 80 годах XX века вокруг Кии образовались несколько стариц: Тырышкина, Новая, Елдашкина и другие, общей протяжённостью более 30 км. Одна из трактовок гидронима возводит его к селькупскому слову «кы», что означает «река». Согласно другой версии, слово «кия» имеет тюркское происхождение и обозначает «каменистый склон, обрыв».

КАРАСУК
- река в Новосибирской области. Из тюркского
кара
- «черный, прозрачный» и
сук
- «вода, река».
КИТАТ
- лев. пр. р. Яя. Имеется две этимологии: из кетского
ки
- «новый» П. Дульзон), из селькупского
кы
- «река» (Э.Г. Беккер). Думается, что более вероятной является гипотеза о кетском происхождении топонима, где обе части раскрываются из кетского языка:
ки
- «новый» и
тат
- «река».

Особенности материальной культуры народов

Западной Сибири и ее тесная связь с природно-

климатическими условиями

Духовная культура: верования,

шаманы, сказки
Музыкальные инструменты народов Сибири

Народы нашего края: барабинские татары, чаты,

телеуты, южные ханты. Их хозяйственные занятия,

общественные отношения и религиозные верования
Барабинские татары и телеуты после включения в состав России были обложены натуральной податью, которая вносилась пушниной. Они оказались в наиболее тяжелом положении. Чаты в основном вошли в разряд служилых татар - привилегированную группу коренного населения, помогавшую царской администрации охранять границы, отражать натиск внешних врагов и держать в повиновении эксплуатируемую массу населения.
Этническое положение и соотношение население Западной Сибири на период XVI - XVII в.в. от Урала до р.Хатанги - ненцы, энцы, нганасаны (общее название самоеды. Численностью около 8 тыс.человек). Южнее их, в таежной тайге проживали вогулы и остяки (финно-угорские племена хантов и манси. Численность 15-18 тыс. человек). Остяками также именовали южных самодийцев-селькупов (около 3 тыс. человек), обитавших на средней р.Оби и ее притоках, и кетоязычные племена аринов, коттов, ястынцев на среднем Енисее. По югу Западной Сибири - в лесостепи и степи кочевали тюркские племена; на среднем Иртыше и его притокам Ишиму и Тоболу - сибирские татары, численностью 15-20 тыс.человек; в верховьях Енисея - енисейские киргизы; на Алтае и в верховьях Оби и Енисея - танские, чулымские и кузнецкие татары. Почти по всей Восточной Сибири, от Енисея до Охотского моря и от тундры до Монголии и Амура, расселялись тунгусские племена (около 30 тыс. человек). В Забайкалье, по рекам Оному и Селенге, и в Прибайкалье, по реке Ангаре и в верховьях Лены - жили кочевые монголоязычные племена, в последствии составившие этническую основу бурят: эхириты, булагаты, икинаты, хоритуматы, табунуты, хонгодоры (25 тыс. чел.). На верхнем и среднем Амуре проживали оседлые племена монголоязычных дауров и тунгусоязычных дгочеров, в низовьях Амура и Приморье - татки, гиляки (нивхи) и предки нанайцев, ульчей, удэге, а по рекам Лене, Вилюю, Яне - тюркоязычные якуты (30-40 тыс. чел.). Северо-восток Сибири от низовьев Лены до Анадыря занимали кагиры. На севере Камчатки и прилежащим к ней побережье Берингова и Охотского морей жизни коряки, на Чукотском полуострове и в низовьях Колымы - чукчи (при покорении Сибири эта этнические группа оказывала самое жестокое сопротивление русским). Чукчи, которые оседло проживали на морском побережье вошли как особый этнос - эскимосы, также в него входили и ительмены, и шлики Амура. Эти народы принадлежали к полеоазиатам – самым древнейшим обитателям Северной Азии. Они были остатками племен, некогда населявших всю Сибирь и оттесненных "на край света" пришельцами с юга - тюрками, монголами, тунгусами, самодийцами. Единственным народом Сибири, имевшим государственное устройство, были татары. Их государство - сибирское ханство, возникло в результате распада империи Чингис-хана. До конца XV в. в нем правили шейбаннды (потомки Чингиса), а потом Тайбугинны (династия Бок Мамет Тайбула).


Сибирские просторы с самых древних времен были местом обитания различных племен и народов. Это неудивительно: огромные пространства, обильные реки и леса создавали идеальные условия для жизни кочевников или племен, ищущих свою новую Родину. Благодаря этим факторам на территории современной Новосибирской области расположено множество интересных археологических объектов.  Чертово городище  Умревинский острог  Комплекс памятников у села Быстровка  Сопка-2  Скелет мамонта  Стоянка палеолита "Волчья грива"  Погребение в Черном мысе  Чичабург

Археологические памятники культуры

народов на территории нашего края

Чертово городище
Расположен этот археологический памятник на Садовой горке в Новосибирске (Октябрьский район). Садовая горка является самой высокой точкой в центральной части города. А «Чертово городище» - археологический парк, посвященный истории сибирских татар. Такое необычное название место приобрело еще в советские годы. Поводом послужило юртовое поселение племен Чатов, которое, к сожалению исчезло, с приходом на территорию современного Новосибирска мостостроителей.

Скелет мамонта
В небольшом селе Вахрушево в 50 километрах от Новосибирска началась история Матильды. Не удивляйтесь, Матильда – это имя мамонта (точнее его скелета), найденного в этих местах. Этот экспонат поистине уникальный – это единственный полный скелет древнего животного. Обнаружилась такая находка еще в 40-е годы.

Комплекс памятников у села Быстровка
Одно из сел Искитимского района Новосибирской области, а именно Быстровка, уже давно привлекает к себе археологов и туристов. Именно здесь расположен один из комплексов археологических памятников, рассказывающий и даже показывающий современному человеку жизнь его предков. На правом берегу Атаманихи расположился своеобразный музей под открытым небом, где собраны различные предметы быта бронзового века. Это и украшения, и различные керамические предметы, и бронзовые ножи, а также другие орудия и предметы из кости и камня. Все эти предметы относятся к Ирменской культуре, названной так по протекающей здесь реке Ирмень и проживающей на территории современных Новосибирской, Кемеровской, Томской областях и Алтайского края. Ирменская культура оставила после себя богатое наследие – археологами обнаружены каменные городища, в которых селились люди. Найденные землянки, земляные и деревянные укрепления могут многое рассказать о быте тех народов. Здесь же – в археологическом памятнике в Быстровке – обнаружены останки и железного века. Среди этих находок, в первую очередь, примечательны найденные культовые погребения. Захороненные здесь жрицы и жрецы в соответствующих одеждах и со всей сопутствующей атрибутикой.

Чичабург
Это археологический памятник, расположенный на берегу озера Большая Чича, в двенадцати километрах от поселка Здвинск. На геофизических снимках из космоса этого района, полученных учеными в 1999 году довольно четко проступали очертания улиц и домов. Во время раскопок было обнаружено не только большое количество бытовых предметов, но и произведения искусства. Ученые предполагают, что жители в спешке покинули свои дома, и самая вероятная причина тому – нападение врагов. Это гипотезу подтверждает большое количество найденных наконечников стрел, доспехов и других предметов, указывающих на то, что жители жили в постоянном ожидании набегов. Площадь Чичабурга составляет более 240 тысяч квадратных метров, а количество населения предположительно с оставляло от четырехсот до двух тысяч жителей.

Стоянка палеолита «Волчья грива»
Объект расположен в верховьях реки Баган, в 62 километрах южнее от Каргата и представляет собой возвышенность протяженностью восемь километров и высотой десять-одиннадцать метров. На «Волчьей гриве» в 1957 году впервые были найдены ископаемые останки древних животных (преимущественно мамонтов, бизонов и лошадей). А несколько лет спустя, в 1969 году ученые обнаружили, что это вовсе не естественное кладбище мамонтов, а уникальнейшее явление – стоянка людей каменного века, которые никогда не использовали камень, так как в этих землях просто нет камня, пригодного для использования в хозяйстве. И вместо камня люди применяли кость. Жилища строились из бивней и бедренных костей, шкуры использовали для крыши, из ребер мамонтов получались острые и прочные копья. Ранее ничего подобного не встречалось не только в этом, но и в других районах Северного полушария. Большую часть коллекции ископаемых можно найти в Институте археологии и этнографии СО АН в Академгородке. «Волчья грива» была объявлена памятником природы областного значения в 2007 году.

Народы Сибири в 17 веке
1.
На каком уровне развития находились, в основном, народы Сибири до

вхождения в состав Российского государства:
а) первобытный; б) феодальный; в) капиталистический. 2.
Кто из русских землепроходцев открыл пролив, отделяющий Азию
от Америки: а) Поярков; б) Дежнев; в) Хабаров. 3.
Как назывался налог, который платили народы Сибири в царскую

казну:
а) ясак; б) оброк; в) пошлина. 4.
Последствия освоения Сибири:
а) расширилась территория Сибири; б) сделаны географические открытия; в) Россия получила выход к Тихому океану; г) верны все ответы.
Как возникали сибирские города? Объясните
Домашнее задание:
1. Записи в тетради 2. Подготовка к контрольной работе п. 10 - 14

I

Разрушительные годы Смутного времени оставили Русь слабой и растерянной. Чтобы восстановить жизнедеятельность московских административных органов и веру русских в себя, от правительства царя Михаила потребуются максимальные усилия.

Поскольку государственные доходы сократились катастрофически, проблема пополнения государственной казны, среди массы неотложных дел, являлась одной из наиболее насущных и болезненных. При решении этой главной проблемы, как и других, русское государство спасло разнообразие и обширность ее геополитической основы – евразийский масштаб Московской империи.

Уступив Польше и Швеции свои западные провинции и понеся на западе тяжелейшие потери, Россия обратилась за новыми силами: к своим восточным владениям – Уралу, Башкирии и Сибири.

Как говорилось в Главе 1, богатые купцы и промышленники Строгановы, которые к середине XVI века создали процветающее дело в Сольвычегодске на севере Руси, скоро обратили свое внимание на Урал и приняли активное участие в освоении Сибири.

В Смутное время Строгановы поддерживали правительство царя Василия Шуйского, а затем национальную армию Минина и Пожарского, и за заслуги царь Василий пожаловал их в именитые люди (чин выдающихся граждан) . Строгановым удалось сохранить основную часть своих владений и ресурсов, и к моменту избрания на трон Михаила Романова они являлись самыми богатыми купцами и промышленниками Московии. Земский Собор решил обратиться к ним за финансовой поддержкой, как советовал царь Михаил еще до своего венчания на царство.

24 мая 1613 г. царь написал Строгановым письмо, в котором описал отчаянное положение страны: казна пуста, царь не в состоянии обеспечивать стрельцов и казаков деньгами, обмундированием и провиантом, и это в то время, когда царству угрожает новое нападение Польши. Царь просил Строгановых выделить государственной казне большую ссуду (деньги, продукты, одежда и другие товары). Епископы от имени Земского Собора также обратились к Строгановым с посланием, в котором упоминали о положении армии и призывали их спасти Отечество.

Строгановы просьбу не отклонили, и это стало началом их значительной помощи правительству царя Михаила.

Естественным результатом завоевания Казани явилось русское продвижение в Башкирию. В 1586 г. русские возвели в сердце Башкирии крепость Уфу. Это обеспечило их контроль над большинством местных племен. Главой русской администрации в Башкирии был воевода (военный управляющий), обычно имевший чин стольника (полковника). Дьяк (секретарь) и несколько подьячих (чиновников) вели дела в административном здании (приказной избе) в Уфе. К ведомству воеводы были прикреплены одиннадцать переводчиков.

Русский гарнизон Уфы был невелик. Около 1625 г. он состоял из двадцати пяти боярских детей, 220 стрельцов и четырех артиллеристов. Через десять лет русские военные силы укрепили. В Мензелинске и Бирске разместили еще два дополнительных небольших гарнизона, а в 1655 г., когда Смоленск сдался московитам (см. Глава 5), некоторых из смоленских дворян перевели в Уфу.

Каждый боярский сын, служивший в русском гарнизоне в Башкирии, получил маленькое поместье. Это довольно незначительное количество земли положило начало сельскохозяйственного освоения Башкирии.

Русская администрация не вмешивалась в племенную организацию и дела башкирских родов, а также в их традиции и привычки, но требовала регулярной выплаты ясака (дани, выплачиваемой мехами). Это составляло главный источник дохода русских в Башкирии. Ясак являлся также финансовой основой русской администрации Сибири.

К 1605 г. русские установили твердый контроль над Сибирью. Главной крепостью и административной столицей Сибири стал город Тобольск в низовьях реки Иртыш. На севере в важный центр пушной торговли быстро превратилась Мангазея на реке Таз {впадающей в Обскую губу). На юго‑востоке Западной Сибири передовым постом русских на границе монголо‑калмыцкого мира служила крепость Томск на притоке средней Оби.

Свидетельством устойчивости правления русских в Сибири является тот факт, что на деятельность административных органов московские смуты не оказали особого воздействия. В 1606‑1608 гг., правда, были волнения самоедов (ненцев), остяков, селькупов (нарымских остяков) и енисейских киргизов, непосредственной причиной которых послужил случай вопиющего нарушения принципов русского правления в Сибири – позорные злоупотребления и вымогательства по отношению к коренным жителям со стороны двух московских голов (капитанов), присланных в Томск царем Василием Шуйским в 1606 г. Следует отметить, что эти два военачальника вели себя немногим лучше и по отношению к русским служащим. Они присваивали деньги и продукты, предназначенные для выплаты жалованья томским стрельцам и казакам. Те жаловались сначала томскому воеводе, а затем царю, и в 1608 г. воевода отослал этих двух капитанов обратно в Москву.

Попытки мятежников штурмовать Тобольск и некоторые другие крепости русских провалились, и волнение подавили с помощью сибирских татар, некоторые из которых подвергались нападениям восставшими. В течение 1609 и 1610 гг. остяки продолжали выступать против русского правления, однако их мятежный дух постепенно ослабел.

Все это происходило именно тогда, когда новая и более серьезная угроза владениям русских в Сибири появилась из степей центральной Азии. К 1606 г. калмыки приблизились к русским поселениям Западной Сибири в бассейнах рек Тобол, Ишим и Иртыш. Сыновья татарского хана Кучума, свергнутого русскими после завоевания Сибири, попросили калмыков помочь им отвоевать владения отца.

Силы калмыков доходили до четырнадцати сан (отрядов), то есть до ста сорока тысяч конников. В сравнении с ними русские гарнизоны в Сибири были ничтожны. Однако русские имели преимущество в огнестрельном оружии, поскольку калмыки вряд ли вообще его имели. Кроме того, русских поддерживали сибирские татары, большинство которых присягнули на верность царю.

Калмыки исповедывали буддизм (ламаизм), их общественная организация представляла собой свободный союз князей (называемых тайши, единственное число – тайша), чьи действия часто противоречили друг другу, и время от времени между двумя или более группами тайши происходили столкновения.

Централизованная форма управления в армейской администрации русских помогла им отразить калмыцкую угрозу, использовав противоречия среди тайши, а также конфликты между калмыками и соседними народами, такими как восточные монголы, казахи и ногайцы.

Другим фактором в предотвращении в тот момент войны между русскими и калмыками явилась их общая заинтересованность в торговле. Калмыки вывозили лошадей и крупный рогатый скот, продавая или обменивая на ткани и утварь. Они также желали получать от русских меха, металл и порох, которые те не хотели им продавать.

В конце 1607 г. из Тары в Москву отправилось первое калмыцкое посольство. 14 февраля 1608 г. его принял царь Василий Шуйский. Московское правительство неправильно поняло намерения калмыцких тайши: оно ожидало, что те станут подданными царя, тогда как калмыки желали лишь установить с русскими мир и добрососедские отношения. Переговоры были продолжены, хотя и не без возникновения спорных моментов.

Для того чтобы пресечь притязания потомков Кучума и выказать уважение всем сибирским татарам, царь Михаил назначил старшего из внуков Кучума Арслана (сына старшего сына Кучума) царем Касимова.7 августа 1614 г. новый царь Касимова получил торжественную аудиенцию у царя Москвы.

В 1617 г. царь Михаил принял под свое покровительство врагов калмыков – монгольского правителя районов Уренгоя, носившего титул Алтан‑хан (или Алтан‑каган), «Золотой император». Русские называли его Алтын‑хан или царь Алтын. В 1618 г. один из самых могущественных калмыцких тайши, Далай‑Батыр, отправил в Москву своих послов и получил царскую грамоту о защите. Два года спустя его соперник Урлюк (из племени Торгут) тоже выразил готовность стать царским вассалом и получил царскую грамоту.

Таким образом царь стал покровителем трех ханов, одного монгольского и двух калмыцких, находившихся во враждебных взаимоотношениях. Предполагалось, что царь будет судьей, но никто из его номинальных вассалов не шел на уступки двум другим, а царь не располагал достаточным войском, чтобы силой установить мир между ними.

К 1630 г. значительное количество калмыков стало продвигаться на запад. Некоторые из них напали на Башкирию, другие проникли в бассейн нижней Волги. В 1640 г. все калмыцкие тайши и некоторые восточные монгольские ханы провели в Джунгарии встречу, на которой пытались создать калмьцко‑монгольский союз. Был одобрен свод законов (Tsaadjin‑bichig), имеющий силу для всех ойрато‑калмыцких племен. На встрече также обсуждались планы дальнейшего калмыцкого наступления.

После этого продвижение на запад тургутов и близких к ним калмыцких родов возобновилось с новой силой. В результате этого, давление калмыков на Сибирь ослабело. Могущественный калмыцкий тайша Урлюк возглавлял западный поход калмыков, и в феврале 1643 г. один из его внуков пытался захватить Астрахань, но потерпел поражение. В декабре того же года Урлюк, направляясь на запад, пересек низовья Волги и вступил в степи северного Кавказа. Калмыки напали и на русскую крепость Терский Городок, и на землю кабардинских князей, которые тоже являлись царскими подданными. Русские стрельцы и терские казаки отразили нападение калмыков на Терский Городок. Кабардинцы и их союзники Малые ногайцы нанесли калмыцкой армии сокрушительное поражение. Сам Урлюк в этом сражении погиб.

Когда Смутное время наконец закончилось, русские промысловики и казаки пересекли Енисей и возобновили свое продвижение на восток. За ними шли представители царской администрации. В 1619 г. был построен форт Енисейск. При продвижении русские воспользовались развитой сетью речных путей, используя волоки между восточными притоками Енисея и западными притоками Лены.

Русских в Сибири влекла жажда приключений и страсть к исследованию новых земель. Им всегда хотелось узнать, что же находится за горизонтом. Доклады первопроходческих групп русских предпринимателей и казаков полны ценной географической и этнографической информацией. Взятое в целом, продвижение русских по Сибири составило важную главу в истории географических открытий, а также в географической науке.

С практической точки зрения русскими руководило то, что можно назвать пушной лихорадкой, которая вела их дальше и дальше в поисках новых охотничьих угодий.

Сибирские народы охотились на пушных зверей до прихода русских с луком и стрелами. При таком способе охоты ежегодная добыча не бывала столь значительной и не могла привести к сокращению животных. Русские использовали силки и капканы, которые были много эффективней, и такой способ в конце концов привел к бедствию, поскольку популяции соболей и других пушных зверей стали быстро исчезать. Особенно вредными, хотя и высоко продуктивными для промысловиков, являлись силки, называвшиеся кулёмой.

Сокращение количества пушных зверей в Западной Сибири заставило русских продвигаться в Восточную Сибирь, где животных было больше.

Промысловики (промышленники) двигались небольшими вооруженными группами, называвшимися ватагами. Руководителя называли передовщик. Каждая ватага представляла собой нечто вроде совместного предприятия. Каждый член имел свою долю в добыче. Между компаниями промышленников и отрядами казаков особой разницы не было. Каждая группа казаков тоже была ватагой, так как они занимались и торговлей.

В действительности и стрельцы и другие служилые люди тоже, где возможно, входили в пушные предприятия, несмотря на правительственные запрещения. Сами воеводы часто имели доли в ватагах. Поскольку это было незаконно, они действовали через подставных лиц.

К 1631 г. одна казацкая ватага дошла до озера Байкал, а две других – до реки Лены. В 1632 г. основали город Якутск. В 1636 г. группа казаков, отплыв из устья реки Оленек, вышла в Северный Ледовитый океан и прошла на восток вдоль побережья. По стопам этой и других экспедиций казак Семен Дежнев проплыл вокруг северо‑восточной оконечности Азии. Начав свой путь в устье реки Колымы, попал затем в Северный Ледовитый океан и высадился в устье реки Анадырь в Беринговом море (1648‑1649 гг.).

За десять лет до арктического путешествия Дежнева казацкой экспедиции из Якутска удалось выйти в Охотское море по реке Алдан. В 1640‑х и 1650‑х гг. были исследованы земли вокруг озера Байкал. В 1652г. основали Иркутск. На востоке Поярков спустился по низовьям реки Амур и из его устья проплыл на север вдоль побережья Охотского моря (1644‑1645 гг.). В 1649‑1650 гг. Ерофей Хабаров открыл русским путь на средний Амур.

Таким образом, к середине семнадцатого века русские установили свой контроль над всей Сибирью кроме полуострова Камчатка, который аннексировали в конце столетия (1697‑1698 гг.).

Что касается этнического состава вновь присоединенных районов, то большую часть огромной территории между Енисеем и Охотским морем населяли тунгусские племена. Тунгусы, лингвистически родственные маньчжурам, занимались охотой и оленеводством. Их насчитывалось около тридцать тысяч.

Вокруг озера Байкал находилось несколько поселений бурятов (ветвь восточных монголов) с населением не менее двадцати шести тысяч человек. Буряты в основном были скотоводами и охотниками, некоторые из них занимались земледелием.

В бассейне Средней Лены жили якуты. Они лингвистически принадлежали к тюркской семье народов. Их было примерно двадцать пять тысяч – в основном скотоводы, охотники и рыболовы.

В северо‑восточном треугольнике Сибири, между Северным Ледовитым океаном и северной частью Тихого океана, обитали различные палео‑азиатские племена, около двадцати пяти тысяч оленеводов и рыболовов.

Коренные народы были значительно многочисленнее русских пришельцев, но они были разобщены и не имели огнестрельного оружия. Родовые и племенные старшины часто конфликтовали между собой. Большая их часть оказалась готова признать царя своим сувереном и платить ему ясак.

Однако, когда русские казаки или представители администрации требовали дополнительной дани или бессмысленно разоряли жителей, что они иногда себе позволяли, те стойко сопротивлялись. В 1642 г. якуты подняли мятеж, потому что воевода Якутска приказал произвести перепись их скота, но восстание было подавлено жестокими мерами.) В 1644 г. казацкий атаман Василий Колесников начал собирать дополнительный ясак с бурят верхней Ангары, которые уже выплатили дань правительственному приказу на Верхней Лене. Под предлогом сбора ясака казаки занимались грабежом, захватывали и насиловали женщин. Это привело к яростному выступлению бурят, которое удалось остановить только кровавой расправой с ними.

Подобные бунты вызывали не основные принципы московского правления, установленные при Борисе Годунове, а вопиющие нарушения этих принципов со стороны казаков и правительственных чиновников.

Окончание войн со Швецией и Польшей (1617‑1618 гг.) позволило московскому правительству полностью посвятить себя реорганизации и укреплению русской финансовой и административной систем. Сибири, в связи с ее важностью для пополнения государственных доходов, уделялось большое внимание.

В царствование Бориса Годунова делами Сибири управлял Казанский Дворец, или Приказ. В начале правления Михаила внутри Казанского приказа образовали специальный Сибирский отдел, а в 1637 г. он превратился в самостоятельный Сибирский Приказ.

После возвращения митрополита Филарета из польского плена и избрания его патриархом, он должен был стать фактическим главой не только Церкви Московии, но правительства и органов исполнительной власти. В Сибири он занимался исключительно церковными делами. В период Смутного времени среди сибирское духовенство погрязло в распущенности и пренебрежении к своему долгу;

государственные чиновники допускали много злоупотреблений, нарушающих интересы церкви. Поэтому было решено создать в Тобольске митрополичью кафедру и назначить главой церковной администрации Сибири всеми уважаемого прелата. Для этого выбрали архимандрита Хутынского монастыря в Новгороде Киприана, и он стал первым архиепископом Тобольска, куда прибыл в 1621 г.

Попытки Киприана реформировать церковную и монастырскую жизнь в Сибири, внести порядок в церковную администрацию встретили серьезное противодействие со стороны местного духовенства. Несмотря на все это, несмотря и на краткий срок своей деятельности в Сибири, Киприану удалось до определенной степени поднять моральный и материальный уровень сибирского архиепископства. Он также собрал материал по истории Сибири. В 1624 г. его призвали в Москву и назначили митрополитом Крутицким. Позже он стал митрополитом Новгородским и оставался на этом посту до своей смерти в 1635 г. В Сибири преемники Киприана, из которых Нектарий (1636‑1640 гг.) был особенно одаренным администратором, продолжили его дело.

Государственная администрация в этот период находилась в руках князя Юрия Яншеевича Сулешева (потомка известного крымского татарского рода), который в Москве поступил на царскую службу и был назначен управляющим Тобольска в январе 1623 г. Суле‑шев был деятельным и энергичным руководителем. Среди других дел он уделил большое внимание дорогам и средствам связи, возродив систему ямской службы. Он установил новые правила сбора ясака, что привело к значительному увеличению государственного дохода. Он также запретил государственным служащим участвовать в торговле пушниной.

Сулешев прослужил в Сибири два года, что являлось обычным сроком для сибирского воеводы. В 1625 г. его сменил известный боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой (один из членов триумвирата 1611‑1612 гг.). Это назначение показывает, какое большое значение московское правительство делами Сибири. Трубецкой умер в том же году. Его преемником назначили князя АА Хованского.

В 1625г. в Сибири было четырнадцать городов и острогов (крепостей), куда назначались воеводы. Это были Тобольск, Верхотурье, Тюмень, Туринск, Тара, Томск, Березов, Мангазея, Пелым, Сургут, Кетс‑кий Острог, Кузнецк, Нарым и Енисейск. В каждый город обычно назначали двух воевод, один из которых являлся старшим; в каждый острог – одного. С дальнейшим продвижением на восток количество городов и острогов, а следовательно, и воевод возрастало.

Каждый воевода руководил военными и гражданскими делами своего района. Он подчинялся непосредственно Москве, однако тобольский воевода имел определенную власть над всеми другими, позволявшую ему координировать действия сибирских вооруженных сил и органов управления. Старший воевода Тобольска имел также ограниченное право поддерживать (под контролем Москвы) отношения с соседними народами, такими как калмыки и восточные монголы.

Положение воеводы в Московии, и еще больше того в Сибири, предоставляло массу возможностей обогащения, однако отдаленность, трудности проезда и небезопасные условия жизни в пограничных районах отпугивали московскую придворную аристократию. Чтобы привлечь известных бояр на службу в Сибири, московское правительство предоставило сибирским воеводам статус, который имели воеводы в действующей армии, что означало лучшее жалованье и особые привилегии. На время срока службы в Сибири владения воеводы в Московии освобождались от налогов. Его крепостные крестьяне и холопы не подлежали преследованию по суду, кроме случаев грабежа. Все судебные дела против них откладывались до возвращения хозяина. Каждому воеводе предоставлялись все необходимые средства для проезда в Сибирь и обратно.

Русские вооруженные силы в Сибири состояли из боярских детей; иностранцев, таких как военнопленные, переселенцы и наемники, высланные в Сибирь в наказание (их всех называли «дитва», поскольку большую часть из них составляли литовцы и западные русские); стрельцов и казаков. Кроме них были местные вспомогательные войска (в Западной Сибири в основном татарские). Согласно расчетам Ланцева в 1625г. в Сибири находилось менее трех тысяч московских военнослужащих, менее тысячи казаков и примерно одна тысяча местных. Десять лет спустя соответствующие цифры были следующими – пять тысяч, две тысячи и около двух тысяч. Параллельно росту вооруженных сил в Сибири происходило постепенное расширение сельскохозяйственной деятельности. Как уже отмечалось раньше, правительство набирало будущих сибирских крестьян либо по контракту (по прибору), либо в приказном порядке (по указу). Крестьяне в основном переселялись из Пермской области и русского Севера (Поморья). Правительство использовало на сельскохозяйственных работах значительное количество преступников и ссыльных военнопленных. Подсчитано, что к 1645 г. в Западной Сибири поселили не менее восьми тысяч крестьянских семей. Кроме того, с 1614 по 1624 гг. там было размещено более пяти сотен ссыльных.

С самого начала продвижения русских в Сибирь правительство столкнулось с проблемой недостатка зерна, так как до прихода русских сельскохозяйственное производство коренных народов в западной Сибири соответствовало только их собственным нуждам. Чтобы удовлетворить потребности военных гарнизонов и русских служащих и, зерно приходилось привозить из Руси.

При постройке в Сибири каждого нового города вся пригодная для пашни земля вокруг него исследовалась и лучшие участки отводились под государеву пашню. Другая часть предоставлялась служащим и духовенству. Остатки могли занимать крестьяне. Сначала пользователи этой земли освобождались от специальных повинностей в пользу государства, но во время пребывания на посту воеводы Тобольска Сулешев распорядился, чтобы каждый десятый сноп из урожая в поместьях, отведенных служилым людям, передавался в государственное хранилище этого города. Этот законодательный акт применялся на территории всей Сибири и сохранял силу до конца XVII века. Такой порядок был сходен с институтом десятинной пашни (десятая часть обрабатываемого поля) в южных приграничных районах Московии. Благодаря подобным усилиям, к 1656 г. появилось изобилие зерна в Верхотурье и, возможно, в некоторых других районах Западной Сибири. В Северной Сибири и Восточной Сибири русские вынуждены были зависеть от ввоза зерна из западной ее части.

Русские были заинтересованы не только в развитии земледелия Сибири, но и в разведке там месторождений полезных ископаемых. Вскоре после строительства в 1618 г. города Кузнецка местные власти узнали от коренных жителей о существовании в этом районе залежей железной руды. Четыре года спустя томский воевода отправил кузнеца Федора Еремеева искать железную руду между Томском и Кузнецком. Еремеев обнаружил месторождение в трех милях от Томска и привез образцы руды в Томск, где выплавил металл, качество которого оказалось хорошим. Воевода послал Еремеева с образцами руды и железа в Москву, где эксперимент был успешно повторен. «И железо получилось хорошее, и из него можно было делать сталь». Царь наградил Еремеева и отослал его обратно в Томск (1623 г.).

Затем в Томск из Устюжны отправили двух опытных кузнецов для руководства новой литейной для производства ружей. Литейная была небольшой, производительностью только один пуд металла в неделю. Тем не менее, некоторое время она служила своей цели.

В 1628 г. месторождения железной руды разведали в районе Верхотурья, там открыли несколько литейных, общая производительная мощность которых была больше и стоимость продукции ниже, чем в томской. Литейную в Томске закрыли, и Верхотурье превратилось в главный русский металлургический центр Сибири того периода. Кроме оружия там производились сельскохозяйственные и горнодобывающие орудия.

В 1654 г. железорудные месторождения были обнаружены на берегу Енисея в пяти верстах от Красноярска. Искали в Сибири также медь, олово, свинец, серебро и золото, однако результаты появились в конце XVII века.

Несмотря на развитие сельского хозяйства и горного дела, пушнина оставалась для русской казны и для отдельных предпринимателей в XVII веке главным источником дохода.

Все меха, собранные в качестве ясака, шли государству. Кроме того, государство занимало привилегированное положение в торговле, на основе чего казна наложила десятину (десятинную пошлину) в мехах на промысловиков и торговцев. Государство также при потребности покупало меха у частных торговцев.

Ясак собирали двумя способами. В большинстве случаев в Запад‑вой Сибири местные жители сами доставляли свои шкурки русским официальным лицам в ближайший город или острог. В таких районах, как Восточная Сибирь, где люди жили в большой удаленности от города или острога, воевода этого города посылал своих сборщиков в местные родовые общины.

Все собранные шкурки отправлялись в Москву. Уплата ясака регистрировалась в специальных книгах (ясачных книгах). Более семнадцати сотен таких книг еще хранится в Москве в Центральном государственном архиве древних актов.

Сбор десятинной пошлины осуществляли в каждом районе таможенные чиновники (головы) и их помощники (целовальники). Этих чиновников обычно избирали из посадских в Северной Руси. Посадская община выберет кандидата, а Сибирский Приказ утвердит его в должности. В некоторых случаях их выбирали из сибирских купцов. Целовальников избирали из сибирских промышленников и торговцев.

Объем ежегодного дохода Московского государства от пушнины и его рост в первой половине XVII века невозможно установить с абсолютной точностью. Согласно расчетам Раймонда Фишера годовой доход от мехов равнялся 45000 рублей в 1624 г. и вырос до 60000 к 1634 г.

Доход от пушнины в 1635 г., как это вычислил Милюков на основе официальных записей, составил 63518 рублей. К 1644 г. он вырос до 102021 рубля, а к 1655 г. – до 125000 рублей.

Следует отметить, что покупательная способность русского рубля в XVII веке равнялась примерно семнадцати золотым рублям 1913 г. Таким образом, 125000 рублей XVII века можно считать равными 2125000 рублей 1913 г.

Как бы ни были впечатляющи эти цифры, существуют свидетельства, что в действительности цена собранных мехов превышала эти расчеты. Вот, например, объем годового дохода от пушнины за 1635г. Милюков оценивает в немногим более 63000 рублей. Однако цена мехов, доставленных в Москву из одной только Мангазеи составила судя по всему, не менее 30000 рублей (35000 в 1638 г.).

Оценить пропорциональный вклад сибирских мехов в увеличение русского национального дохода в XVII веке было бы еще труднее, поскольку надежного расчета национального дохода Руси на тот период не произведено. Тем не менее, представляется очевидным, что меха составляли существенный фактор роста русского дохода после Смутного времени, поскольку отдельные лица, как и государство, получали огромное количество соболей и других мехов, самостоятельно добывая животных или покупая шкурки у коренных народов. Перед отправкой шкурок на Русь, они должны были уплатить десятинную пошлину натурой. Объемы этих платежей фиксировались таможенными чиновниками в районах, где шкурки были получены.

Хотя общих подсчетов подобных записей пока не сделано, доступные нам частичные вычисления показывают, что частная торговля сибирскими мехами была исключительно интенсивной. Например, из записей о сборе десятинных соболей в Мангазее в период с 1625 г. по 1642 г. известно, что годовой сбор между 1625 г. и 1634 г. составлял примерно 10000 рублей, кроме 1630 – 1631 г., когда в Мангазее происходили волнения, и он снизился до 5000 рублей. С 1635 г. до 1642 г. в Мангазее ежегодно собирали от 12000 до 13000 рублей десятинной пошлины. Десятинная пошлина мехами, собранная в Якутске в 1641 г., составила 9700 рублей.

Сбор 10000 рублей в качестве десятинной пошлины означает, что общая цена мехов, заявленная в соответствующих таможнях, составляла 100000 рублей. На основе данных по Мангазее и Якутску можно видеть, что оборот мехов в частной торговле значительно превышал оборот мехов, осуществляемый государственной казной. Фишер считает, что в середине XVII века частные предприятия ежегодно вывозили из Сибири мехов на сумму 337000 рублей. С моей точки зрения, цифра Фишера явно занижена, и фактический годовой оборот частной торговли сибирскими мехами был, вне всякого сомнения, значительнее, не менее 350000 рублей в год, что равняется почти 6000000 золотых рублей 1913 г.

Урок по истории России в 7 классе подготовила и провела Кротко Л.Г.

Цели и задачи:
образовательные: раскрыть особенности развития народов Сибири в XVII веке; рассказать о проникновении русских в Сибирь и присоединении новых территорий; углубить знания, полученные на уроках географии, способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету;

развивающие: способствовать развитию умения оперировать историческими знаниями, применять их, а так же развитию логического мышления и речи учащихся;
воспитательные: стараться вызвать уважительное отношение к историческому прошлому нашей Родины, способствовать формированию чувства гордости за народы России, участвовавшие в бурных исторических событиях прошлых лет.

Проблема: Какова роль русского народа в освоении Северо-Восточной Азии? (прогресс или регресс – доказать в конце урока).

Основные понятия: острог, ясак.

Даты:
1643 – 1646 гг. – экспедиция В.Пояркова на Амур;
1648 г. - морской поход С.Дежнева;
1649 – 1653 гг. – поход Е.Хабарова на Амур.

Оборудование: карта, значки с названиями народов, названиями городов.

Оформить выставку книг.
Ход урока:

Эпиграф: «Из века в век, из века в век
Шёл крепкий русский человек
На дальний Север и Восток
Неудержимо, как поток».
(Из сибирской старинной песни)
План:

3. Освоение Сибири.

1. Коренные народы Сибири. Продвижение русских в Сибирь.
Слово «Сибирь» так и не расшифровано, точное этимологическое значение его не найдено. Со всем тем, что существует в ней хорошего и плохого, открытого и неоткрытого, свершившегося и несвершённого, обнадеживающего и недоступного, Сибирь – это Сибирь, которая имеет своё имя, лежит на своём месте, и выработала свой, ни на что другое не похожий характер.
Сибирь, находясь на одном материке с Европой, отгороженная от неё лишь Уральским Каменным поясом, который вполне можно считать доступным, была, тем не менее, открыта для цивилизованного человечества почти на 100 лет позже, чем Америка.
Конечно, смутные слухи о Сибири бродили по миру издревле и, конечно, русский человек – тот же неутомимый новгородец – и торговал, и промышлял в её владениях, проникая туда и по суше, и по северным морям, но, считая это дело обычным, отчётов о своих самоотверженных проникновениях никому не давал, а опыт передавал сыновьям.
Новгородцы знали Юргу (так назывались северные земли к востоку от Уральских гор) ещё в XI столетии, а может и раньше. Впервые же слово «Сибирь» появилось в русских летописях в начале XV века в связи с кончиной хана Тохтамыша, который уже после Куликовской битвы, в княжение Дмитрия Донского, спалил Москву, но продержался у власти недолго, и, в результате междоусобных распрей, был убит в «сибирской земле».
Что до слухов о Сибири, время от времени возникавших в древности в Западной Европе, то столько в них было небылиц и сказок, что одних они отпугивали, у других уже и тогда вызывали усмешку. Со слухов же Геродот записывает в своей «Истории», имея в виду, очевидно, Урал: «У подошвы высоких гор обитают люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками». А дальше не может не усомниться: «Плешивцы рассказывают, чему я впрочем не верю, будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними другие, которые спят шесть месяцев в году».
Так какие же народы в XVII веке обитали на громадной территории Сибири – от Уральских гор до Тихого океана? (Показать на карте).
Здесь проживали разные народы, но численность их была невелика – всего около 200 тысяч человек.
Сравнительно небольшими объединениями родов в племя (от 100 до 1000 человек) жили малые народности, говорящие на разных языках. По-разному они добывали себе пищу и общались друг с другом обычно только для обмена продуктами. Оленеводы и охотники вели кочевой образ жизни. Из оленьих шкур они делали себе жилища – юрты. Религия у них была языческая. Своими покровителями оно считали духов воздуха, земли, а также предков, с которыми можно было общаться через шаманов. Коренное население Сибири было исключительно выносливым, трудолюбивым, прекрасно знало природу. Низкорослые, одетые в меховую одежду, внешне они, казалось, были похожи друг на друга, но каждая, даже самая малочисленная народность имела особенности, традиции, таланты.
А теперь заслушаем сообщения о некоторых народах Сибири: о бурятах; о якутах;
об эвенках; о чукчах. (Опережающее задание учащимся было дано заранее)
Учитель значками на карте обозначает районы обитания этих народов Заслушав сообщения учащихся, учитель рекомендует с выставки энциклопедию «Народы мира», где можно найти и прочитать материал о других народах Сибири.
А дома вы составите таблицу «Народы Сибири», используя материал ещё и из учебника, ведь мы слушали сообщения лишь о четырёх народах Сибири.

Таблица «Народы Сибири»:

Народ Район обитания Занятия

Итак, из сообщений мы видим, что суровые климатические условия не способствовали быстрому социально-экономическому развитию этих народов. Большинство их жило в первобытно-родовом обществе, занимаясь главным образом охотой, рыболовством, полукочевым скотоводством.

2. Русские географические открытия в Сибири.
Покорителем Сибири в 16 веке стал – кто?
– Правильно, Ермак Тимофеевич. Ермак и его дружина были из казаков. В покорении и освоении Сибири казаки сыграли роль исключительную, почти сверхъестественную. Только особое сословие людей дерзких и отчаянных, не сломленных тяжёлой русской государственностью, чудесным образом сумело сделать то, что удалось им. Первый основательный шаг за Уралом сделал Ермак, другие пошли за ним. Эти другие вершили подвиг не менее удивительный. Дежнев, Поярков, Хабаров и другие первопроходцы.

«Шёл тропою он землепроходской
В дни слепые и зрячие ночи.
С Колымы вкруг земли чукотской
Он провёл пытливые кочи.

Сколько рек на веку он выверил,
Сколько стран исходил незнаемых,
Сколько дел порешил и вырешил –
Дел неслыханных и незнаемых.»
С. Наровчатов «Дежнев».

Слово ученику, который расскажет о С.И.Дежневе и его открытиях (опережающее задание). (Путь его прослеживаем по карте).
Другим первопроходцем был Ерофей Павлович Хабаров. «Одиссеей» Ерофея Хабарова почла бы за честь хвалиться любая столица, будь он из неё родом. Слово ученику, который расскажет о Е.П.Хабарове (опережающее задание). (Путь проследим по карте).
А Владимир Владимирович Атласов, покоритель Камчатки! Пушкин назвал Атласова «Камчатским Ермаком». (Слово ученику о В.В..Атласове) (опережающее задание).
А Василий Данилович Поярков, приискавший огромные территории Северо-Восточной Сибири! (Слово ученику о В.Д.Пояркове) (опережающее задание).

Работаем с картой и записываем даты и открытия.

3. Освоение Сибири.
На протяжении каких-то 50-60-ти лет сибирские земли были присоединены к России. Но русской и осёдлой сделали Сибирь не воины, не служивые, промысловые и торговые люди, а хлеборобы. Пашенный человек, пришедший на эту пустовавшую землю вслед за казаком, распахивал степь или корчевал под пашню тайгу и год от года сеял и собирал хлеб, растил детей, умножал семью и делал теперь уже свой многотрудный край жилым и доступным. К концу XVII века русское население Сибири достигло уже 150 тысяч человек. Во многих районах русские составили большинство жителей. С приходом русских в этих краях возникает земледелие. Постепенно развиваясь, оно смогло обеспечить всю Сибирь хлебом, который прежде приходилось завозить сюда из европейской части России.
Продвигаясь на восток, русские создавали опорные пункты: Томский острог (1604г.), Енисейский острог (1619г.); Красноярский острог (1628г.); Якутский острог (1632г). Нерченский острог (1658г.), Селенгинский острог (1665г.) и другие (отмечаем значками на карте).
Народы Сибири, подчиняясь русскому царю, платили натуральную подать – ясак (новое понятие записать в тетрадь). Им обычно облагались нерусские народы, занимавшиеся охотничьим промыслом. Особенно ценились собольи шкурки.
Как свидетельствуют предания сибирских народов, дорусская Сибирь являла собой арену почти бесконечных войн. Они были длительными, жестокими и кровопролитными. Включение народов в состав России упразднило эти отрицательные явления, способствовало установлению мира в крае.
За Уралом получило развитие ремесло, возникают первые мануфактуры. В товарооборот втягивались местные продукты. Выдвигаются крупные рыночные центры: Тобольск, Тара, всероссийское значение начинает приобретать Ирбитская ярмарка.
Одну сторону проблемы мы с вами рассмотрели. Однозначно, что вхождение сибирских земель в состав Российского государства имело для России огромное положительное значение. Мы до сих пор не оценили по-настоящему всё богатство и прелести этого обширного края.
А вот другая сторона проблемы – для коренных народов Сибири и Дальнего Востока – какое значение имело это вхождение. Подумайте немного и постарайтесь решить её. Тогда мы сможем ответить на наш вопрос, поставленный в начале урока: прогрессивную или регрессивную роль сыграл русский народ в изучении и освоении Северо-Восточной Азии.

Дети «должны» назвать больше плюсов, чем минусов.
Положительное:
- прекратились междоусобицы;
- переходят на более высокий уровень развития;
- научились ремеслу, новым методам охоты, земледелию, изготавливать орудия труда (металлы);
- началось хозяйственное освоение этих огромных пространств;
- от язычества, идолопоклонничества переходят к христианству;
- более высокий уровень развития быта, культуры.

Отрицательное:
- униженное, неравноправное положение коренных народов Сибири по сравнению с русским народом (ясак).

Чтобы закрепить изученный материал выполняется небольшой тест:
«Народы Сибири в 17 веке»
1. На каком уровне развития находились, в основном, народы Сибири до вхождения в состав Российского государства:
а) первобытный; б) феодальный; в) капиталистический.

2. Кто из русских землепроходцев открыл пролив, отделяющий Азию от Америки:
а) Поярков; б) Дежнев; в) Хабаров.

3.Почему присоединение сибирских земель к России проходило в основном бескровно?
а) трудные климатические условия
б)местному населению платили серебром
в) отсутствие на территории Сибири государственных объединений

3. Как назывался «пушной» налог, который платили народы Сибири в царскую казну:
а) ясак; б) оброк; в) пошлина.

4. Последствия освоения Сибири:
а) расширилась территория России;
б) сделаны географические открытия;
в) Россия получила выход к Тихому океану;
г) получены первые научные знания об этих краях;
д) верны все ответы.

Знакомство с книгами книжной выставки.

Домашнее задание: параграф 9, стр. 73-74, параграф 10, стр. 78, ответить на вопросы в конце параграфа, составить таблицу, знать определения: ясак, острог.

На обширных просторах сибирской тундры и тайги, лесостепи и черноземных просторах расселилось население, едва ли превышавшее 200 тыс. человек ко времени прихода русских. В районах Приамурья и Приморья к середине XVI в. обитало около 30 тыс. человек. Этнический и языковой состав населения Сибири был очень разнообразен. Очень тяжелые условия жизни в тундре и тайге и исключительная разобщенность населения обусловили крайне медленное развитие производительных сил у народов Сибири. Большая их часть ко времени прихода русских еще находилась на тех или иных стадиях патриархально-родового строя. Лишь сибирские татары находились на стадии формирования феодальных отношений.
В хозяйстве северных народов Сибири ведущее место принадлежало охоте и рыболовству. Вспомогательную роль играло собирание дикорастущих съедобных растений. Манси и ханты так же, как буряты и кузнецкие татары, добывали железо. Более же отсталые народы еще пользовались каменными орудиями. Большая семья (юрт) состояла из 2 - 3 мужчин и более. Иногда в многочисленных юртах жило несколько больших семей. В условиях Севера такие юрты представляли собой самостоятельные поселки - сельские общины.
Пор. Оби жили остяки (ханты). Главным их занятием была рыбная ловля. Рыбу употребляли в пищу, из рыбной кожи выделывали одежду. На лесистых склонах Урала жили вогулы, которые занимались преимущественно охотой. У остяков и вогулов существовали княжества, возглавлявшиеся родовой знатью. Князья владели рыбными ловлями, местами охоты, и им сверх того еще приносили «подарки» их соплеменники. Между княжествами нередко вспыхивали войны. Захваченных пленных обращали в рабов. В северной тундре жили ненцы, занимавшиеся оленеводством. Со стадами оленей они постоянно передвигались от пастбища к пастбищу. Олени давали ненцам пищу, одежду и жилище, которое делалось из оленьих шкур. Распространенным занятием была рыбная ловля и охота на песцов и диких оленей. Жили ненцы родами во главе с князьями. Далее, к востоку от Енисея, жили эвенки (тунгусы). Их основным занятием была охота на пушного зверя, а также рыбная ловля. В поисках добычи эвенки перемещались с места на место. У них также господствовал родовой строй. На юге Сибири, в верхнем течении Енисея, жили хакасы-скотоводы. УАнгары и Байкала обитали буряты. Их главным занятием было скотоводство. Буряты находились уже на пути становления классового общества. В Приамурье жили племена дауров и дючеров более развитые в хозяйственном отношении.
Якуты занимали территорию, образуемую Леной, Алданом и Амгою. Отдельные группы размещались на р. Яне, вустье Вилюя и района Жиганска. Всего по русским документам якутов в это время насчитывалось около 25 - 26 тыс. человек. Якуты ко времени появления русских были единым народом с единым языком, общей территорией и общей культурой. Якуты находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Основными крупными общественными группами были племена и роды. В хозяйстве якутов широкое развитие получила обработка железа, из которого выделывалось оружие, кузнечные принадлежности и другие орудия труда. Кузнец пользовался у якутов большим почетом (больше, чем шаман). Основное богатство якутов составлял скот. Якуты вели полуоседлую жизнь. Летом они выезжали на зимники, имели также летние, весенние и осенние пастбища. В хозяйстве якутов большое внимание уделялось охоте и рыболовству. Якуты жили в юртах-балаганах, утепленных дерном и землей в зимнее время, а летом - в берестяных жилищах (урса) и в легких шалашах. Большая власть принадлежала родоначальнику-тойону. Он имел от 300 до 900 голов скота. Тойонов окружала челядь-чахардар - из рабов и домашних слуг. Но рабов у якутов было немного, и способа производства они не определяли. Бедные родовичи не были еще объектом зарождения феодальной эксплуатации. Частной собственности на промысловые и охотничьи угодья также не было, но сенокосные угодья распределялись между отдельными семьями.

Сибирское ханство

В начале XV в. в процессе распада Золотой Орды образовалось Сибирское ханство, центром которого первоначально была Чимга-Тура (Тюмень). Ханство объединило многие тюрко-язычные народы, сплотившиеся в его рамках в народность сибирских татар. В конце XV в. после длительных междоусобиц власть захватил Мамед, который объединил татарские улусы по Тоболу и среднему Иртышу и расположил свою ставку в старинном укреплении на берегу Иртыша - «Сибирь», или «Кашлык».
Сибирское ханство состояло из мелких улусов, во главе которых стояли беки и мурзы, составлявшие господствующий класс. Они распределяли кочевья и промысловые угодья и превращали в частную собственность лучшие пастбища и источники воды. Среди знати распространялся ислам, ставший официальной религией Сибирского ханства. Основное трудовое население состояло из «черных» улусных людей. Они платили мурзе, или беку, ежегодные «дары» из продуктов своего хозяйства и дань-ясак хану, несли военную службу в отрядах улусного бека. В ханстве эксплуатировался труд рабов - «ясырей» и бедных, зависимых общинников. Сибирское ханство управлялось ханом с помощью советников и карачи (визиря), а также ясаулов, посылавшихся ханом в улусы. Улусные беки и мурзы были вассалами хана, который не вмешивался во внутренний распорядок жизни улуса. Политическая история Сибирского ханства была полна внутренними междоусобицами. Сибирские ханы, ведя завоевательную политику, захватили земли части башкирских племен и владения угров и тюркоязычных жителей Прииртышья и бассейна р. Оми.
Сибирское ханство к середине XVI в. располагалось на обширном пространстве лесостепи Западной Сибири от бассейна р. Туры на западе и до Барабы на востоке. В 1503 г. внук Ибака Кучум овладел властью в Сибирском ханстве с помощью узбекских и ногайских феодалов. Сибирское ханство при Кучуме, состоявшее из отдельных, экономически почти не связанных между собой улусов, было политически очень непрочным, и при любом военном поражении, нанесенном Кучуму, это государство сибирских татар было осуждено на прекращение своего существования.

Присоединение Сибири к России

Природное богатство Сибири - пушнина - издавна привлекало к себе внимание. Уже в конце XV в. предприимчивые люди проникали за «каменный пояс» (Урал). С образованием Российского государства его правители и торговые люди увидели в Сибири возможность большого обогащения, тем более что предпринимавшиеся с конца XV в. поиски руд драгоценных металлов пока не давали успеха.
В известной мере проникновение России в Сибирь можно поставить в один ряд с происходившим в то время проникновением некоторых европейских держав в заморские страны с целью выкачивания из них драгоценностей. Однако были и существенные отличия.
Инициатива в развитии связей шла не только от Российского государства, но и от Сибирского ханства, которое в 1555 г., после ликвидации Казанского ханства, стало соседом Российского государства и обратилось с просьбой о покровительстве в борьбе со среднеазиатскими правителями. Сибирь вступила в вассальную зависимость от Москвы и платила ей дань пушниной. Но в 70-х годах в связи с ослаблением Российского государства сибирские ханы начали нападения на русские владения. На их пути встали укрепления купцов Строгановых, которые уже начинали посылать свои экспедиции в Западную Сибирь для скупки пушнины, а в 1574г. получили царскую грамоту с правом строить крепости на Иртыше и владеть землями по Тоболу для обеспечения торгового пути в Бухару. Хотя этот план и не был выполнен, Строгановым удалось организовать поход казачьей дружины Ермака Тимофеевича, который вышел на Иртыш и к концу 1582 г. после жестокого боя взял столицу Сибирского ханства Кашлык и изгнал хана Кучума. Многие вассалы Кучума из числа подвластных хану сибирских народов перешли на сторону Ермака. После нескольких лет борьбы, продолжавшейся с переменным успехом (Ермак погиб в 1584г.), Сибирское ханство было окончательно уничтожено.
В 1586 г. была поставлена крепость Тюмень, а в 1587 г. - Тобольск, ставший русским центром Сибири.
В Сибирь устремился поток торговых и служилых людей. Но помимо них, туда двинулись крестьяне, казаки, посадские люди, бежавшие от крепостнического гнета.

Цели и задачи: 1. Раскрыть особенности развития народов Сибири в XVII веке, доказать прогрессивную роль русского народа в освоении Северо - Восточной Азии.

2. Способствовать развитию навыков работы с источниками, дополнительной литературой, исторической картой, умений обобщать материал, активно воспринимать информацию.

3. Воспитывать чувство уважения и гордости за русских землепроходцев открывших суровый и прекрасный край.

План урока: 1. Организационный момент. Постановка целей и задач.

2. Народы Сибири в XVII веке. Различия в условиях жизни.

3. Продвижение русских людей в Сибирь:

а) цели освоения Сибири. Новые города.

б) землепроходцы и мореходы в XVII веке.

4. Историческое значение присоединения Сибири.

Попытайтесь в форме путевого дневника изложить эпизод какого-либо путешествия казака в Сибирь XVII века.

Основные понятия: острог, ясак, землепроходцы, кочи, отписки.

Важнейшие даты: 1648 г. – морской поход С. Дежнёва;

1643- 1646 гг. – экспедиция В. Пояркова на Амур;

1649 – 1653 гг. – поход Е. Хабарова на Амур;

XVII – XVIII вв. – издание книги С.У. Ремезова “ Чертёжная карта Сибири”

Выдающиеся личности: первопроходцы С.И.Дежнёв, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, В. В.Атласов.

Оборудование урока:

1. Учебная карта “ Россия в XVII веке”.

2. Учебник “ История Отечества 6–7 класс” А.А.Преображенский,

Б.А.Рыбаков. М.: Просвещение, 2001.

3. Видео отрывок из х/ф “Ермак”.

4. Фонограммы: шума моря, шум леса.

5. Литературная выставка:

а) Энциклопедический словарь юного краеведа. М. Педагогика, 1981 г.

б) Н.В.Северин “Отечественные путешественники и исследователи”. М.1956 г.

в) “Арктика - мой север. Полярная энциклопедия Севера в биографиях

знаменитых людей”. М. 2000 г.

г) И.Магидович “Очерки по истории географических открытий”

д) Леонтьева Г.А. “Землепроходец Е.П.Хабаров”. М. Просвещение, 1991 г.

е) “Россия XV – XVII в.в. глазами иностранцев”. Лениздат, 1986 г.

6. Маршруты землепроходцев.

7. Эпиграф: “Из века в век, из века в век

Шел крепкий русский человек

На Дальний Север и Восток

Неудержимо как поток” (из старинной сибирской песни).

На прошлом уроке мы говорили с вами о культуре русского народа в XVII веке. Но эту тему невозможно представить себе без великих открытий, совершенных землепроходцами Российского государства. Эти люди не только открывали новые земли, но и несли народам Северо- Восточной Азии достижения русского народа, русской культуры, сохраняя при этом культурные и этнографические особенности этих народов. На сегодняшнем уроке вы узнаете о смелых и отважных людях, открывших суровый и прекрасный край. Мы гордимся тем, что именно россияне первыми побывали в этих краях. Этих людей объединяет стойкость и мужество, беззаветная любовь к Родине.

XVII век – это время великих географических открытий.

/звучит шум моря /

К XVII веку в Западной Европе уже многие знали об Африке и Америке, устанавливали торговые связи с Индией и Китаем.

1606г. - была открыта Австралия, плавание к островам Океании;

1610г. – состоялось путешествие Гудзона в Северную Америку;

1616г. – произошло плавание Баффина в Северных морях;

1634г. – путешествие Ж.Николе по Северной Америке, открытие озера Мичиган.

/прикрепляю “корабли” к глобусу /

Но вот северо-восток Азии был покрыт для европейцев тайной, хотя и привлекал своими неизведанными богатствами.

“Ребята, давайте с вами вспомним, чем так была богата Сибирь?”

Англичане пытались добраться в Сибирь морем, но эти попытки окончились неудачно. Дальше, чем до устья Оки, никто из мореходов добраться не мог. Поэтому не случайно возникали слухи о чудесах жизни на “краю земли”, так они называли Сибирь.

Сейчас мы с вами услышим как европейцы, побывавшие в Сибири и слышавшие о ней, описывают этот край.

Звучит фонограмма с отрывками из сочинений Сигизмунда Герберштейна, Вильяма Уоркера.

“Что же в действительности представляли собой народы Сибири в XVII веке?”

На площади 13 млн. км - жило редкое малочисленное население, менее 300 тысяч человек. Можно было проехать на оленьей упряжке тысячи километров и не встретить ни одного селения. Сравнительно небольшими объединениями родов в племя жили малые народы Сибири, говорящие на разных языках. По-разному добывали они себе пищу. Ханты и манси – были охотниками и скотоводами. Эвенки, ненцы, энцы – были оленеводами. Оленеводы и охотники вели кочевой образ жизни. Они ставили себе юрты из оленьих шкур. Религия у них была языческая.

“Ребята, вспомните кто такие язычники?”

Своими покровителями они считали духов воздуха, земли, а так же предков, с которыми можно было общаться через шаманов – умных и хитрых людей, которые хорошо знали психологию людей и пользовались страхами перед силами природы, верой в чудеса, надеждами на помощь духов.

Местное население Сибири было выносливым, трудолюбивым, прекрасно знало природу. Люди были отзывчивы и честны. Низкорослые, одетые в меховую одежду они казались похожими друг на друга, но каждая, даже самая малочисленная народность имела свои особенности, традиции и таланты.

Уровень народов, населявших Сибирь в XVII веке, был различен, так как народы жившие в зоне вечной мерзлоты, в тундре находились на низшей ступени первобытнообщинного строя. А на берегах Амура жило осёдлое земледельческое население. Но все малочисленные народы, населявшие Сибирь, в своем развитии сильно отличались от русского народа.

Ещё в X-XII веках новгородцы ходили за “камень”, то есть Уральские горы, и выменивали там топоры, ножи и другие железные орудия на меха соболей, песцов, куниц …

“Давайте вспомним, во время, какого царя произошло присоединение Западной Сибири?”

“Что произошло в 1581 – 1585 годах?”

/просмотр видео отрывка из х/ф “Ермак”/

Каковы же цели освоения Сибири?

Работа со схемами

С начала XVII века из зимовий, острогов первопроходцев возникают города:

Мангазея;

Томск (1604);

Енисейск (1619);

Красноярск (1628);

Турухан;

Якутск (1632);

/прикрепляю таблички с названиями на карту/

В XVII веке было построено около 140 городов.

Русские люди при освоении новых земель совершали немало географических открытий.

Сейчас вы прослушаете устный журнал “Землепроходцы XVII века”.

/звучит шум леса/

Его готовят четыре ученика. Они подготавливают маршрут и рассказ.

1. С.И.Дежнев

2. В.Д.Поярков

3. Е.П.Хабаров

4. В.В.Атласов.

А теперь мы с вами прочитаем п.3 параграфа 33 “Историческое значение присоединения Сибири” и ответим на вопросы:

“Какое значение имело присоединение Сибири для России, для местных народов?”

“Как повлияло на жизнь местных народов вхождение в состав России?”

Подводим итого урока. Цитата Ломоносова М.В. “ Богатство России прирастать будет Сибирью”.

Помощь в выполнении д/з окажут книги, представленные на литературной выставке.