Главная · Сбалансированное питание · Организация социальной реабилитации детей инвалидов. Психосоциальная реабилитация инвалидов. Что такое абилитация и реабилитация

Организация социальной реабилитации детей инвалидов. Психосоциальная реабилитация инвалидов. Что такое абилитация и реабилитация

Психосоциальная реабилитация: современный подход
Т.А. Солохина

Определение понятия «психосоциальная реабилитация»,
ее цели и задачи

В докладе Всемирной Организации Здравоохранения, посвященном состоянию психического здоровья (2001 г.), сказано: «Психосоциальная реабилитация - это процесс, который дает возможность людям с ослабленным здоровьем или инвалидам в результате психических расстройств достичь своего оптимального уровня независимого функционирования в обществе.

К этому определению добавим, что это постоянный, непрерывный процесс, который включает комплекс медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических и профессиональных мер.

Мероприятия по психосоциальной реабилитации меняются в зависимости от потребностей пациентов, места, где проводятся реабилитационные вмешательства (больница или общество), а также от культурных и социально-экономических условий страны, в которой живут психически больные люди. Но основу этих мероприятий, как правило, составляют:

· трудовая реабилитация;
· трудоустройство;
· профессиональная подготовка и переподготовка;
· социальная поддержка;
· обеспечение достойных жилищных условий;
· образование;
· психиатрическое просвещение, в том числе обучение тому, как управлять болезненными симптомами;
· приобретение и восстановление навыков общения;
· приобретение навыков независимой жизни;
· реализация увлечений и досуга, духовных потребностей.

Таким образом, даже из неполного перечня перечисленных мероприятий видно, что психосоциальная реабилитация психически больных - это всеобъемлющий процесс, направленный на восстановление и развитие разных сфер жизни человека.

В последнее время интерес ученых, практических работников, самих пациентов и членов их семей к психосоциальной реабилитации возрос. В настоящее время существует большое число моделей психосоциальной реабилитации и взглядов на методы ее проведения. Однако все ученые и практики сходятся во мнении, что результатом реабилитационных мер должна быть реинтеграция (возврат) психически больных в общество. При этом сами пациенты должны ощущать себя не менее полноправными гражданами, чем другие группы населения. С учетом сказанного, цель реабилитации можно определить и так: это улучшение качества жизни и социального функционирования людей с психическими расстройствами посредством преодоления их социальной отчужденности, а также повышение их активной жизненной и гражданской позиции.

В «Заявлении о психосоциальной реабилитации», разработанном Всемирной Организацией Здравоохранения совместно с Всемирной ассоциацией психосоциальной реабилитации в 1996 г., перечислены следующие задачи реабилитации:

· уменьшение выраженности психопатологических симптомов с помощью триады - лекарственных препаратов, психотерапевтических методов лечения и психосоциальных вмешательств;
· повышение социальной компетентности психически больных людей путем развития навыков общения, умения преодолевать стрессы, а также трудовой деятельности;
· уменьшение дискриминации и стигмы;
· поддержка семей, в которых кто-либо страдает психическим заболеванием;
· создание и сохранение долгосрочной социальной поддержки, удовлетворение по меньшей мере базовых потребностей психически больных людей, к каковым относятся обеспечение жильем, трудоустройство, организация досуга, создание социальной сети (круга общения);
· повышение автономии (независимости) психически больных, улучшение их самодостаточности и самозащиты.

Б. Сарачено - руководитель отдела психического здоровья Всемирной Организации Здравоохранения, прокомментировал значение психосоциальной реабилитации следующим образом: «Если мы надеемся на будущее психосоциальной реабилитации, то это должна быть психиатрическая помощь по месту проживания пациентов - доступная, полная, позволяющая психически больным лечиться и получать серьезную поддержку. При такой помощи не нужны больницы, а медицинский подход следует использовать лишь в незначительной степени. Другими словами, психиатр должен быть ценным консультантом в этой службе, но не обязательно ее хозяином или правителем».

Краткая историческая справка

В истории реабилитации психически больных можно выделить ряд важных моментов, сыгравших существенную роль в ее развитии.

1. Эра моральной терапии (moral therapy). Этот реабилитационный подход, получивший развитие в конце XVIII - начале XIX столетия, заключался в обеспечении психически больных более гуманной помощью. Основные принципы этого психосоциального воздействия сохраняют значение и по сей день.

2. Внедрение трудовой (профессиональной) реабилитации. В России этот подход в лечении психически больных стал внедряться в первой трети XIX века и связан с деятельностью В.Ф. Саблера, С.С. Корсакова и других прогрессивных психиатров. Например, как отмечал Ю.В. Каннабих, к числу важных преобразований, проведенных В.Ф. Саблером в 1828 г. в Преображенской больнице в Москве, относятся «…устройство огородных и рукодельных работ ».

Трудовой терапии как направлению современной отечественной психиатрии начали уделять особое внимание, начиная с 50-х годов прошлого столетия. Существовала сеть лечебно-трудовых мастерских и специальных цехов, где могли трудиться психически больные люди, находящиеся на стационарном и амбулаторном лечении. С началом социально-экономических реформ в 90-е годы прошедшего столетия около 60% учреждений, занимавшихся трудовой реабилитацией (лечебно-производственные мастерские, специализированные цеха при промышленных предприятиях и др.), были вынуждены прекратить свою деятельность. Однако и в настоящее время трудоустройство и трудотерапия являются важнейшими составляющими в программах психосоциальной реабилитации.

3. Развитие внебольничной психиатрии. Перенесение акцента в оказании психиатрической помощи на внебольничную службу и осознание того факта, что пациент может лечиться недалеко от семьи и от места работы, имело огромное значение для восстановления больного человека.

В 30-е годы прошлого столетия в нашей стране начали открываться психоневрологические диспансеры и создаваться полустационарные формы помощи, что имело огромное реабилитационное значение.

В 50-60-х годах широкое развитие получили психиатрические кабинеты в поликлиниках, центральных районных больницах и иных учреждениях общемедицинской сети, на промышленных предприятиях, в учебных заведениях, дневные и ночные полустационары, а также другие формы помощи, направленные на удовлетворение потребностей психически больных.

В зарубежных странах (Великобритания, Япония, Канада и др.) в этот период начали активно создаваться организации потребителей помощи и группы поддержки.

Развитие внебольничной психиатрии предусматривает также активное выявление лиц, нуждающихся в психиатрической помощи, для раннего начала лечения и борьбы с последствиями в виде инвалидности, социальной недостаточности.

4. Появление центров психосоциальной реабилитации. Начало их открытия приходится на 80-е годы ХХ века. Первые центры (клубы) были созданы самими пациентами (например, Клубный дом в США), и их деятельность направлена на то, чтобы помогать пациентам справляться с проблемами повседневной жизни, развивать способность к деятельности даже при наличии инвалидности. Поэтому вначале в таких центрах делался акцент на мероприятия, которые помогали бы больным справляться с жизненными трудностями, не поддаваться им, а также на укрепление здоровья, а не на избавление от симптомов психического заболевания. Центры психосоциальной реабилитации сыграли огромную роль в развитии такой области знаний, как реабилитация инвалидов вследствие психических заболеваний. В настоящее время эта форма помощи широко используется в США, Швеции, Канаде, количество реабилитационных программ в них значительно колеблется (от 18 до 148).

В России подобные центры (учреждения) начали создаваться с середины 90-х годов ХХ века, однако пока их явно недостаточно. Как правило, это неправительственные учреждения. Примером может служить Клубный дом в Москве, просуществовавший до 2001 г. В настоящее время действующие в нашей стране реабилитационные центры специализируются на конкретном направлении - арттерапия, коррекционные вмешательства, досуг, психотерапия и др.

5. Выработка навыков, необходимых для преодоления жизненных трудностей. Появление этого направления обусловлено тем, что для эффективного решения возникающих проблем людям, страдающим серьезными психическими расстройствами, необходимы определенные знания, умения, навыки. В основе развития навыков и умений лежат методы, разработанные с учетом принципов социального научения. При этом используются методы активно-директивного научения - бихевиоральные упражнения и ролевые игры, последовательное формирование элементов поведения, наставничество, подсказывания, а также осуществляется обобщение приобретенных навыков. Доказано, что выработка навыков и умений развивает у людей с тяжелыми психическими расстройствами способности к независимой жизни.

Современные подходы к психосоциальной реабилитации в России

Накопление научных данных о реабилитации психически больных, практического опыта способствовало тому, что в настоящее время в нашей стране наряду с комплексным лечением, включающим медикаментозную и трудовую терапию, физиотерапию, культурно-просветительные и досуговые мероприятия, в рамках психосоциальной реабилитации получили развитие следующие виды психосоциальных вмешательств:

· образовательные программы по психиатрии для пациентов;
· образовательные программы по психиатрии для родственников больных;
· тренинги по выработке навыков ежедневной независимой жизни -обучение приготовлению пищи, посещению магазинов, составлению семейного бюджета, ведению домашнего хозяйства, пользованию транспортом и др.;
· тренинги по развитию социальных навыков - социально приемлемого и уверенного поведения, общения, решения повседневных проблем и т.п.;
· тренинги по развитию навыков управления психическим состоянием;
· группы само- и взаимопомощи пациентов и их родственников, общественные организации потребителей психиатрической помощи;
· когнитивно-поведенческая терапия, направленная на улучшение памяти, внимания, речи, поведения;
· семейная терапия, другие виды индивидуальной и групповой психотерапии.

Комплексные программы психосоциальной реабилитации проводятся во многих региональных психиатрических службах как на базе психиатрических учреждений, так и непосредственно в соообществе. Приведем лишь несколько примеров.

В Твери на базе областного психоневрологического диспансера открыт пищевой цех, где работают психически больные и продукция реализуется через обычную торговую сеть. Кроме этого, в том же диспансере имеются керамический цех и мастерская по росписи тканей, где успешно трудятся люди, страдающие психическим заболеваниями. Вся продукция этих предприятий пользуется спросом у населения.

В Тамбовской областной психиатрической больнице отдел психосоциальной реабилитации проводит следующие программы: образовательные в области психиатрии, арттерапевтические, досуговые, терапию праздниками, в том числе личными (дни рождения больных и др.). При больнице открыт «Дом с поддержкой», где пациенты, длительное время находящиеся на госпитализации, после выписки из нее получают навыки независимой жизни и только после этого возвращаются домой. В сообществе при участии профессионалов открыт театр «Мы», в котором играют пациенты, их родственники, студенты театрального училища.

Важная реабилитационная работа проводится во многих психиатрических больницах Москвы. Например, в больницах № 1, 10 и 14 открыты изостудии для пациентов, применяется трудотерапия, реализуются образовательные программы по психиатрии для больных и их родственников, организованы тренинги по развитию социальных навыков и навыков независимой жизни.

В Свердловской области созданы бригады межведомственного взаимодействия, в состав которых входят сотрудники медицинских, образовательных, профессиональных учреждений, органов по трудоустройству и учреждений социальной защиты, что позволяет комплексно решать проблемы психически больных, обеспечивает многосторонний подход к их реабилитации.

Вопросы о реабилитации,
которые чаще всего задают родственники пациентов

Очень часто родственники психически больных людей спрашивают нас: когда можно начинать реабилитационные мероприятия? Реабилитацию у пациентов с психическими расстройствами, как и при соматических заболеваниях, рекомендуется начинать при стабилизации состояния и ослаблении патологических проявлений. Например, к реабилитации больного шизофренией следует приступать при уменьшении выраженности таких симптомов, как бредовые идеи, галлюцинации, расстройства мышления и пр. Но даже если симптомы болезни остаются, реабилитацию можно проводить в пределах возможности пациентов поддаваться обучению, реагировать на психосоциальные вмешательства. Все это необходимо для повышения функционального потенциала (функциональных возможностей) и снижения уровня социальной недостаточности.

Другой вопрос: что подразумевается под социальной недостаточностью и снижением функциональных возможностей пациента? Признаком социальной недостаточности является, например, отсутствие работы. У психически больных уровень безработицы достигает 70% и выше. Это связано со снижением их функциональных возможностей по причине наличия психопатологической симптоматики и нарушений когнитивных (познавательных) функций. Признаками снижения функциональных возможностей являются низкие физическая выносливость и переносимость работы, затруднения в соблюдении инструкций и работе с другими людьми, трудности в сосредоточении внимания, решении проблем, а также неумение адекватно реагировать на замечания, обращаться за помощью.

К социальной недостаточности психически больных относится и феномен бездомности.

К сожалению, наше общество еще не в состоянии полностью решить проблемы трудоустройства, жилья у больных с тяжелыми психическими расстройствами и тем самым снизить их социальную недостаточность. В то же время программы психосоциальной реабилитации позволяют повысить компетентность пациента, дают ему возможность приобрести навыки преодоления стресса в психотравмирующих ситуациях и при трудностях повседневной жизни, навыки решения личных проблем, самообслуживания, профессиональные навыки, что в конечном итоге способствует повышению функционального потенциала и снижению социальной недостаточности.

Какие специалисты занимаются психосоциальной реабилитацией? Пациентам и их родственникам следует знать, что психосоциальной реабилитацией занимаются психиатры, психологи, социальные работники, специалисты по трудоустройству, трудотерапевты, медицинские сестры, а также родственники и друзья психически больных людей.

Существуют ли какие-то особые принципы, методы, подходы в работе специалистов, которые занимаются психосоциальной реабилитацией лиц с тяжелыми психическими расстройствами?

Все занимающиеся реабилитацией пациентов с психическими расстройствами специалисты проходят обучение, которое включает освоение специальных методов и методик. Работа реабилитолога сложная, длительная, творческая. В ее основе лежат следующие принципы:

· оптимизм в отношении достижения результата;
· уверенность в том, что даже незначительное улучшение может привести к положительным изменениям и повысить качество жизни пациента;
· убежденность в том, что мотивация к изменению своего положения может возникать не только благодаря специальным реабилитационным мероприятиям по отношению к больному, но и за счет его собственных усилий.

Что еще, кроме развития полезных навыков, способно помочь пациенту в восстановлении функциональных возможностей?

В начале лекции мы говорили о комплексном подходе к реабилитации. Еще раз перечислим аспекты, которые важны для человека, страдающего тяжелым психическим заболеванием:

· улучшение семейных взаимоотношений;
· трудовая деятельность, в том числе переходное (промежуточное) трудоустройство;
· расширение возможностей общения, что достигается участием в клубной деятельности и других специальных программах;
· социально-экономическая поддержка;
· достойное жилье, в том числе его защищенные формы.

Что может сделать семья для психосоциальной реабилитации больного?

В настоящее время доказана важная роль семьи в психосоциальной реабилитации пациента с тяжелым психическим заболеванием. Это предполагает выполнение ею разных функций. Прежде всего, следует сказать, что родственников пациентов необходимо рассматривать как союзников в лечении. Они не только должны многому научиться, но и сами зачастую владеют большим объемом знаний и опыта - это вносит значимый вклад в процесс реабилитации. Для врача родственники могут быть ценным источником информации о состоянии больного, порой они больше, чем специалисты, осведомлены о некоторых аспектах его заболевания. Часто семья выполняет роль связующего звена между больным и системой оказания психиатрической помощи. Родственники помогают другим семьям, в жизнь которых вторглось психическое заболевание, советом, делятся собственным опытом решения проблем. Все это позволяет говорить о том, что родственники больных являются и учителями, и просветителями для других семей и даже профессионалов.

Важнейшей функцией близких является уход за больным человеком. Родственникам следует учитывать, что лучше всего больные шизофренией чувствуют себя, если в доме существует определенный порядок, правила и постоянные обязанности для каждого члена семьи. Нужно постараться установить режим, соответствующий возможностям больного. Родственники могут помогать больным в привитии навыков личной гигиены, аккуратного одевания, регулярного и аккуратного приема пищи, а также в правильном приеме лекарственных препаратов, контроле побочных эффектов медикаментов. Со временем можно поручать больному какие-то работы по дому (мытье посуды, уборка квартиры, уход за цветами, за домашними животными и др.) и вне дома (покупки в магазине, посещение прачечной, химчистки и др.).

Участие семьи в программах психиатрического просвещения - еще один ее важный вклад в психосоциальную реабилитацию больного родственника. О важности семейного психиатрического просвещения уже говорилось в предыдущих лекциях. Напомним еще раз, что знание основ психиатрии и психофармакологии, умение разбираться в симптомах болезни, освоение навыков общения с больным человеком в семье дают реальную возможность снизить частоту обострений заболевания и повторных госпитализаций.

Защита прав пациента. Члены семей могут внести существенную лепту в борьбу со стигмой и дискриминацией, а также в совершенствование законодательства в отношении психически больных людей и членов их семей. Однако для этого родственники должны действовать совместно, организованно: создавать группы поддержки и организации потребителей помощи. В таком случае они не только обретут поддержку людей, столкнувшихся с аналогичными проблемами, но и станут силой, с которой будут считаться и профессионалы, и властные структуры, ответственные за предоставление качественной психиатрической и социальной помощи.

Кроме того, работая в команде, родственники больных сами могут проводить программы психосоциальной реабилитации - досуговые, терапию праздниками, просветительские для населения с целью снижения стигматизации и дискриминации больных, а объединившись с профессионалами, - реализовывать образовательные программы в области психиатрии, профессионально-обучающие, по развитию социальных навыков и многие другие.

Почти в половине регионов России пациенты, родственники больных и профессионалы создали группы поддержки, общественные организации, которые проводят активную работу по психосоциальной реабилитации непосредственно в сообществе, опираясь на его ресурсы, вне стен больниц или диспансеров. Следующий раздел лекции посвящен вкладу общественных форм помощи в психосоциальную реабилитацию пациентов и членов их семей.

Общественные формы помощи

Цели и задачи общественных организаций

Потребители психиатрической помощи - пациенты и члены их семей длительное время воспринимались как пассивные участники процесса оказания помощи. В каких видах помощи больной нуждается, определяли профессионалы, не признавая в лечении потребностей и собственных желаний самих пациентов и их родственников. В последние десятилетия положение изменилось, что связано с развитием движения потребителей медицинской и в том числе психиатрической помощи, созданием ими общественных организаций.

На протяжении уже длительного времени во многих странах значимость вклада общественного движения в развитие психиатрической службы, в проведение программ психосоциальной реабилитации не вызывает сомнений.

Примечателен факт, что общественное движение в психиатрии за рубежом было инициировано одним из ее потребителей - Клиффордом Бирнсом (США), который сам долгое время являлся пациентом психиатрической больницы. Вокруг этого человека, еще в начале прошлого столетия объединились известные американские врачи, представители общественности, чтобы добиваться для психически больных лучших условий лечения и ухода. В результате такой совместной деятельности в 1909 г. был образован Национальный комитет психической гигиены.

В Канаде, США, Англии, Японии, Австралии, Индии и многих других странах пациенты и их родственники удовлетворяют часть своих потребностей через многочисленные неправительственные - общественные организации потребителей помощи, в том числе национальные. Значительных успехов в объединении пациентов и их семей добилось, например, Всемирное товарищество по поддержке лиц, страдающих шизофренией (World Fellowship for Schizophrenia and Allied Disorders).

В России до 1917 г. существовали общественные формы попечительства душевнобольных, к основным задачам которых относились привлечение населения к оказанию благотворительной помощи, обеспечение психиатрических учреждений средствами от пожертвований и др. Наибольшая активность развития таких форм помощи пришлась на период земской медицины, когда создавались ночные и дневные приюты, ночлежные дома, открывались бесплатные столовые для обездоленных, организовывались патронажные формы обслуживания душевнобольных.

В современной России деятельность общественных организаций потребителей психиатрической помощи активизировалась лишь в последние 10-15 лет, но уже к концу 90-х годов прошедшего столетия насчитывалось несколько десятков организаций, работающих в сфере психического здоровья. В 2001 г. была создана общероссийская общественная организация инвалидов по причине психических расстройств и их родственников «Новые возможности», основной целью которой является оказание практической помощи таким инвалидам, улучшение их положения в обществе. На сегодняшний день в рамках этой организации функционирует более 50 региональных отделений, членами которых являются, главным образом, пациенты и их родственники.

Анализ деятельности разных региональных общественных организаций, работающих в сфере психического здоровья, показал, что цели многих из них схожи - это интеграция в общество лиц с нарушениями психического здоровья посредством их социально-психологической и трудовой реабилитации, защита их прав и интересов, изменение образа психически больного человека в обществе, взаимная поддержка психически больных и их семей, помощь в кризисных ситуациях, предупреждение инвалидизации вследствие психического заболевания. Иными словами, деятельность общественных организаций направлена на то, чтобы повысить качество жизни психически больных и их родственников.

Общественные организации обеспечивают также возможность общения, обмена опытом, развития чувства сопричастности: родственники больных видят, что они не одиноки, что таких семей очень много.

Функциями общественных объединений являются:

· создание групп само- и взаимоподдержки;
· проведение групповой развивающей работы с пациентами разного возраста, досуговых программ;
· организация мастерских живописи, декоративно-прикладного искусства, театральных студий, летних лагерей отдыха;
· проведение обучающих семинаров для родственников, а также для специалистов, работающих с психически больными.

Во многих организациях разработаны интереснейшие методики, накоплен богатый опыт работы.

Зарубежный опыт показывает, что в ряде стран движение потребителей значительно повлияло на политику в области психического здоровья. В частности, возросла занятость людей с расстройствами психического здоровья в традиционной системе психиатрической помощи, а также в других социальных службах. Например, в Министерстве здравоохранения провинции Британская Колумбия (Канада) на должность директора по альтернативному лечению был назначен человек с психическим расстройством, который теперь может оказывать значительное влияние на политику в области психического здоровья и соответствующие службы .

Защита прав психически больных является важной задачей многих общественных организаций и в нашей стране. Известно, что в Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» предусмотрена специальная статья - № 46 «Контроль общественных объединений за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи». В самой этой статье закона и в комментарии к ней отмечена важность деятельности общественных объединений и для больных, и для психиатрических учреждений, определена обязанность администрации этих учреждений оказывать содействие представителям общественных организаций, предоставлять им необходимую информацию, отмечено право общественных организаций на обжалование в суде действий лиц, нарушивших права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи. Введено право представителей общественных объединений быть включенными в состав различных советов, комиссий психиатрических учреждений, органов здравоохранения, создаваемых для контроля за качеством помощи психически больным, условиями их содержания, совершенствования форм работы психиатрических служб. Отмечена важность совместной деятельности общественных организаций и государственных психиатрических учреждений по привлечению внимания средств массовой информации, органов здравоохранения, правительственных кругов и общества в целом к современным проблемам психиатрии, изменению негативного образа психически больных и психиатрических учреждений.

По мере активизации движения потребителей помощи правозащитная функция должна получить развитие в плане лоббирования интересов психически больных и членов их семей среди законодателей, политиков, общественных деятелей, и работа с ними должна быть постоянной.

Другой аспект правозащитной деятельности общественных организаций потребителей помощи может быть связан с защитой самих психиатрических учреждений, когда им, например, грозит сокращение финансирования.

Роль профессионалов

Мы видим ее в инициировании родственников и самих пациентов для создания общественных организаций или групп поддержки. Именно профессионалы могут сыграть важнейшую роль на этапе становления таких организаций.

В последующем профессионалы должны оказывать организации помощь в развитии деятельности - постоянно консультировать лидеров ее или групп поддержки по вопросам образования в области психиатрии, в том числе правовым аспектам.

Профессионалы могут также помочь в составлении стратегических планов организации. Крайне полезной помощью профессионалов общественным организациям потребителей может быть выпуск газет, буклетов, пособий для семей психически больных.

Таким образом, развитие общественного движения потребителей психиатрической помощи становится важным звеном в современной системе психиатрической помощи, способным удовлетворить многие потребности психически больных, их положение в обществе, снизить бремя болезни, улучшить качество жизни пациентов и членов их семей.

Деятельность общественной организации
«Семья и психическое здоровье»

Все авторы настоящего пособия являются членами общественной организации Центр социально-психологической и информационной поддержки «Семья и психическое здоровье», которая получила юридический статус 6 июня 2002 г. Инициаторами ее создания являются сотрудники отдела организации психиатрических служб Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук и родители пациентов, страдающих психическими расстройствами.

В 1996 г. была открыта, фактически первая в Москве, социально-психологическая школа для поддержки семей психически больных, которая составила основу нашей будущей организации. Таким образом, официальной регистрации предшествовал шестилетний период деятельности, за который накоплен большой опыт работы в области психосоциальной реабилитации людей с психическими расстройствами и их родственников.

В настоящее время членами нашей организации являются не только профессионалы в области психического здоровья, но и люди, имеющие проблемы с психическим здоровьем, их родственники и друзья.

Общественное движение обращает внимание властей на наиболее актуальные проблемы, заставляет искать способы их решения. Участие в работе общественной организации способствует формированию активной гражданской позиции у пациентов с психическими заболеваниями и членов их семей, стимулирует к поиску путей улучшения своего положения в обществе.

Почему мы назвали свою организацию «Семья и психическое здоровье»?
В этом названии отражены две основополагающие ценности нашей жизни - семья и психическое здоровье.

Психическое здоровье имеет большое значение для благополучия отдельных людей, обществ и стран. Оно неразделимо с физическим здоровьем и оказывает огромное влияние на культурный, интеллектуальный, творческий, производственный и обороноспособный потенциал любой нации. Роль семьи в жизни человека, страдающего психическим расстройством, огромна. Семья раньше врача сталкивается с психической болезнью - в самой ранней стадии, и может способствовать или противодействовать ее раннему распознаванию и эффективному лечению.

Семья обеспечивает больному человеку уход и эмоциональную поддержку, чего зачастую не могут дать профессионалы.

Хорошие отношения между членами семьи - залог благоприятных условий для выздоровления, реабилитации и выполнения медицинских рекомендаций.

В семье каждый ее член подвержен влиянию со стороны других и сам в свою очередь влияет на них. Если в семье что-то не ладится, это может препятствовать ее нормальному функционированию. Поэтому одна из основных задач, которые мы ставим перед собой, - это социально-психологическая и информационная поддержка семьи, а также гармонизация семейных взаимоотношений.

Мы воспринимаем свою организацию как большую и дружную семью, каждый член которой готов заботиться о других и прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Поэтому членами нашей организации могут стать не только люди, у которых есть проблемы с психическим здоровьем, но и их семьи, друзья, а также врачи, педагоги и психологи, музыканты и художники. Наше понимание семьи не ограничивается ближайшим окружением больного - оно включает и тех, кому небезразлична судьба людей с проблемами психического здоровья.

Цель нашей организаци и - повышение качества жизни семей с проблемами психического здоровья посредством преодоления их социальной отчужденности, вовлечения в жизнь общества, формирования активной гражданской и жизненной позиции.

Основные направления деятельности организации

1. Социально-психологическая и информационная поддержка.
2. Психиатрическое просвещение.
3. Психосоциальная реабилитация.
4. Проведение программ по уменьшению социальной стигматизации и дискриминации людей с психическими расстройствами и членов их семей.
5. Участие в развитии общественного движения в психиатрии.
6. Выпуск научно-популярной литературы по проблемам психиатрии и психического здоровья.
7. Проведение конференций и семинаров по проблемам психического здоровья для профессионалов и потребителей психиатрической помощи.

В нашей организации проводятся следующие программы.

1. Для пациентов с проблемами психического здоровья:

· тренинги по развитию навыков общения. Цель - развитие и совершенствование навыков общения и уверенного поведения в повседневной жизни;

· образовательная программа по психиатрии. Цель - предоставление знаний в области психиатрии, обучение своевременному распознаванию болезненных проявлений и контролю за ними, осознание необходимости раннего обращения за помощью;

· тренинги социально-бытовых навыков. Цель - развитие навыков независимой жизни в обществе, в том числе самообслуживания, домоводства, навыков повседневной жизни;

· арт-терапия . Цель - развитие личности, активизация фантазии и творчества;

· групп-аналитическая психотерапия. Цель - развитие уверенности в себе, овладение навыками гармоничной жизни с другими людьми, повышение устойчивости к стрессу.

В Центре «Семья и психическое здоровье» работают изостудия, мастерская декоративно-прикладного искусства, музыкальная студия. Осуществляется лечебно-консультативная помощь с целью коррекции лечения.

Результаты комплексной работы с пациентами свидетельствуют о развитии личности, выработке адекватной стратегии совладания с болезнью, формировании ответственности за свое социальное поведение, восстановлении нарушенных социальных контактов и повышении социальной компетентности.

2. Для родственников пациентов:

· программа психиатрического просвещения. Цель - информационная поддержка, формирование партнерских отношений с медицинским персоналом. Предоставляются знания о психических заболеваниях и их лечении, проводится обсуждение особенностей общения с психически больным членом семьи, а также ознакомление с современной системой психиатрической, социальной и правовой помощи;
· групп-аналитическая психотерапия. Цель - развитие навыков решения семейных проблем, снижение стресса, связанного с наличием у члена семьи психического заболевания, выявление собственных потребностей, повышение удовлетворенности жизнью. Занятия проводятся опытными психотерапевтами и психологами;

· психологическое консультирование (индивидуальное и семейное). Цель - улучшение психологического состояния родственников, оказание им эмоциональной поддержки.

3. Для семьи в целом:

· досуговая программа. Цель - улучшение досуга, гармонизация семейных взаимоотношений. Регулярно проводятся праздничные концерты, тематические музыкальные вечера, которые по традиции заканчиваются семейным чаепитием. В подготовке и проведении программы активное участие принимают все члены организации.
· просветительская программа «Москвоведение по субботам». Цель - развитие личности, улучшение досуга и отдыха. В программу входит посещение музеев, выставочных залов, проведение экскурсий по Москве.

Завершая лекцию, посвященную вопросам психосоциальной реабилитации, следует еще раз подчеркнуть неоценимый вклад этого направления в восстановление психически больных людей, активизацию их гражданской и жизненной позиции, а также в улучшение качества жизни членов их семей.

Цит. «Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда»: доклад о состоянии здравоохранения в мире. ВОЗ, 2001.

Реабилитация детей-инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Различают следующие виды реабилитации детей-инвалидов:

  • - медицинская,
  • - психологическая,
  • - педагогическая,
  • - социально-экономическая,
  • - профессиональная,
  • - трудовая,
  • - бытовая,
  • - спортивная.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания.

Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо ребенок-инвалид прежде всего нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения ребенка-инвалида и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к активной деятельности, однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания.

Медицинские меры реабилитации детей-инвалидов включают определение медико-физиологического состояния детей, реабилитационного потенциала, восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, заключение о профессиональной пригодности, а также медико-социальную экспертизу. Для комплексной оценки состояния здоровья, как правило, проводится комплексное клиникофункциональное обследование ребенка с использованием клинических, инструментальных, функциональных и физиологических методов исследования, с выявлением компенсаторных возможностей организма, толерантности ребенка к физическим и нервно-психическим нагрузкам, психологического статуса.

Все другие формы реабилитации детей-инвалидов - психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая - проводятся наряду с медицинской.

Психологическая реабилитация - это воздействие на психическую сферу ребенка-инвалида. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий. Прежде всего социальный педагог должен знать и учитывать психологию ребенка- инвалида, понимать, что он как бы обособлен от общества и остается один на один со своими собственными проблемами. Замкнутое пространство, ограниченность общения приводят к возникновению у инвалидов нервных расстройств, что вносит дополнительные трудности в социально-педагогическую работу.

Психологическая реабилитация детей-инвалидов включает как одно из направлений психологическую коррекцию отклонении в развитии при различных вариантах ограничения возможностей ребенка. При исследовании личностной и интеллектуальной сфер психики ребенка в центре внимания стоит вопрос о психических причинах отклонений, степени их выраженности. Однако в отношении детского возраста психология и педагогическая оценка нарушений развития не могут быть полными, если они не учитывают также и отклонений от нормы возрастного развития, на котором находится ребенок, особенностей его онтогенеза, вызванного болезненными процессами либо их последствиями.

Следует также учитывать, что психологические проблемы испытывают не только дети-инвалиды, но и их родители, близкие, другие родственники. Следовательно, и им необходима психологическая помощь и поддержка.

Педагогическая реабилитация - это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Социальным педагогом проводятся мероприятия, предусматривающие подготовку к различным доступным им видам деятельности, создающие уверенность в том, что приобретенные знания в том или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

Социально-экономическая реабилитация включает в себя комплекс мероприятий: обеспечение инвалида необходимым и удобным для него жилищем; поддержание уверенности ребенка-инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение инвалида и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т.п.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение детей-инвалидов доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление прежнего рабочего места инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

Трудовая реабилитация - заключается в том, что в реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу человека. Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Трудовая терапия как метод восстановительного лечения имеет важное значение для постепенного возвращения детей-инвалидов к обычному жизненному ритму. Большую роль трудовая терапия играет при заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата. Особое значение трудовая терапия приобретает при лечении психических болезней, которые часто являются причиной длительной изоляции ребенка- инвалида от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают ребенка-инвалида от его болезненных переживаний.

Бытовая реабилитация - это предоставление ребенку-инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски, автомашины с приспособленным управлением и др.).

В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет относительно здоровым детям преодолевать страх перед больным ребенком, формировать культуру отношения к слабому, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.

При разработке и проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз ребенка-инвалида, так и особенности личности в социальной среде. Реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального педагога, специалиста по социальной работе, психолога и врача, с одной стороны, и ребенка-инвалида и его окружением (в первую очередь семейного) - с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка- инвалида к социальной среде. Лечение в данной ситуации - это процесс, воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и устремлена в будущее.

И, наконец, отметим, что в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» различают федеральную базовую программу реабилитации инвалидов (это гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета) и индивидуальную программу реабилитации инвалида (разработанный на основе решения Государственной службы медикосоциальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности).

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

ГОСТ Р 58264-2018

Группа Т50

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Реабилитация инвалидов

УСЛУГИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Rehabilitation of disabled persons. Services of rehabilitation centers for children and adolescents with limited opportunities

ОКС 03.080.30

ОКПД2 85, 86, 87

Дата введения 2019-07-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им.Г.А.Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2018 г. N 883-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 г.) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 29 июля 2017 г.)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации " . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе " Национальные стандарты " , а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе " Национальные стандарты " . В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя " Национальные стандарты " . Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www . gost . ru )

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на услуги, предоставляемые реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Настоящий стандарт устанавливает основное содержание услуг, предоставляемых реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Настоящий стандарт может быть использован:

Федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

Организациями, предприятиями и учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, оказывающих реабилитационные услуги детям и подросткам с ограниченными возможностями;

Общественными организациями, объединениями инвалидов, участвующих в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;

Семьями, имеющими детей и подростков с ограниченными возможностями.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52888 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям

ГОСТ Р 53872 Реабилитация инвалидов. Услуги по психологической реабилитации инвалидов

ГОСТ Р 53873 Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов

ГОСТ Р 53874 Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных услуг

ГОСТ Р 54738 Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по и , а также по ГОСТ Р 53874 , ГОСТ Р 53872 , ГОСТ Р 54738 , ГОСТ Р 52888 .

4 Общие положения

4.1 Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями (далее - Центр) являются государственными учреждениями социального обслуживания населения, осуществляющими медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию и абилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов в возрасте от рождения и не старше 16 лет (17 лет), а также оказывающими помощь семьям, в которых они воспитываются.

4.2 Комплекс услуг, предоставляемых детям и подросткам с ограниченными возможностями, детям-инвалидам на базе Центра, направлен на устранение или более полную компенсацию ограничений их жизнедеятельности в целях социальной адаптации и интеграции в общество.

4.3 При определении содержания услуг для конкретного ребенка/подростка с ограниченными возможностями, ребенка-инвалида следует учитывать, что эти услуги должны быть направлены на восстановление (компенсацию) и формирование отсутствовавших у детей и подростков с ограниченными возможностями способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. В связи с этим особое внимание должно быть уделено абилитации детей.

4.4 Комплекс реабилитационных/абилитационных услуг должен содержать психосоциальные, педагогические и биологические методы воздействия на ребенка/подростка с ограниченными возможностями, направленные на организм, личность ребенка и его окружение с учетом возраста ребенка, вида и степени выраженности нарушенных функций его организма, выраженности ограничений жизнедеятельности.

4.5 Реабилитационные/абилитационные услуги предоставляют комплексно, что подразумевает проведение реабилитационных/абилитационных мероприятий специалистами разного профиля.

4.6 Реабилитационные/абилитационные услуги предоставляют последовательно и непрерывно. Содержание и длительность процесса оказания реабилитационных/абилитационных услуг определены индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА) или рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) по оказанию психолого-медико-педагогической помощи детям/подросткам с ограниченными возможностями, а также спецификой каждого конкретного случая. Реабилитация/абилитация считается завершенной, когда ребенок/подросток с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид достиг в социальном отношении уровня, максимально возможного и приближенного к уровню, соответствующему возрастным нормам с учетом степени выраженности нарушенных функций его организма.

4.7 Каждый этап предоставления и вид реабилитационных/абилитационных услуг должны быть ориентированы на конкретную реально возможную цель, о которой ребенок/подросток с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид и его родители (законные представители) должны знать и к достижению которой они должны стремиться вместе со специалистами.

4.8 Технология выбора и предоставления реабилитационных/абилитационных услуг включает следующие этапы:

Проведение реабилитационно-экспертной диагностики для определения и оценки реабилитационного потенциала, реабилитационного прогноза и социального статуса ребенка/подростка с ограниченными возможностями и его семьи для выявления необходимости конкретных реабилитационных мероприятий индивидуально для каждого ребенка/подростка с ограниченными возможностями по всем направлениям реабилитации или абилитации с учетом рекомендации ИПРА;

Составление плана реабилитационных/абилитационных мероприятий исходя из результатов диагностики и рекомендаций, содержащихся в ИПРА или рекомендаций ПМПК по оказанию психолого-медико-педагогической помощи;

Реализация плана мероприятий;

Мониторинг (наблюдение) хода предоставления реабилитационных/абилитационных услуг;

Оценка эффективности реабилитационных/абилитационных воздействий.

4.9 Потребность детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов в реабилитационных/абилитационных услугах и сроках их предоставления определяют федеральные учреждения медико-социальной экспертизы в ИПРА конкретного ребенка-инвалида или ПММК* в рекомендациях в отношении детей/подростков с ограниченными возможностями.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

4.10 Детям/подросткам предоставляется комплекс оптимальных реабилитационных/абилитационных услуг, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, педагогических, психологических, социальных, профессиональных, спортивно-оздоровительных, культурно-массовых и других реабилитационных/абилитационных мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, формирование способностей к эффективной социальной адаптации, а также других мер поддержки, определенных федеральным и региональным законодательством.

4.11 Для детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, детей с генетическими нарушениями, а также детей группы риска в возрасте не старше трех лет предоставляются услуги ранней помощи.

4.12 Объем реабилитационных/абилитационных услуг для ребенка-инвалида не может быть менее установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ребенку-инвалиду.

4.13 Ребенок - инвалид (его законный представитель) вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных/абилитационных услуг, установленных для него в ИПРА, а также от реализации программы в целом.

4.14 Предоставление реабилитационных/абилитационных услуг детям/подросткам с ограниченными возможностями осуществляется при выполнении следующих условий, в значительной степени определяющих качество предоставляемых услуг и способствующих повышению эффективности работы Центра:

Наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует Центр (далее - документы), в том числе лицензии на медицинскую и образовательную деятельность;

Условия размещения Центра;

Укомплектованность Центра специалистами и соответствующий уровень их квалификации, наличие у специалистов сертификатов по соответствующим специальностям;

Специальное и табельное техническое оснащение Центра (оборудование, приборы, аппаратура, технические средства реабилитации), применяемое в процессе реабилитации;

Состояние информации о Центре, порядке и правилах предоставления реабилитационных услуг детям и подросткам с ограниченными возможностями, законным или уполномоченным представителям - получателям услуг;

Беспрепятственный доступ к реабилитационным/абилитационным услугам, доступность как реабилитационных объектов, так и реабилитационных услуг;

Наличие собственной и внешней систем (служб) контроля качества предоставляемых услуг.

4.15 Настоящий стандарт включает услуги по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, по ранней помощи, по физкультурно-оздоровительным мероприятиям, занятиям спортом. Перечень услуг в Центре определен наличием финансовых и материальных условий, а также надлежащими документами.

4.16 Документы

В состав документов входят:

Устав и Положение о Центре, в котором должны быть изложены порядок формирования, деятельности, реформирования и ликвидации Центра, его юридический статус, ведомственная принадлежность, штатное расписание, порядок принятия (зачисления) получателей услуг (детей и подростков с ограниченными возможностями) на обслуживание и снятия с него, основные задачи деятельности центра и его структурных подразделений, объем и порядок предоставления реабилитационных/абилитационных услуг;

[email protected]

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

После оформления инвалидности гражданин или его представитель получает на руки индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА). Этот документ разрабатывают эксперты бюро медико-социальной экспертизы.

Абилитация и реабилитация инвалидов направлены на компенсацию нарушенных функций организма и возвращение человека в социум. Не все лица с хроническими заболеваниями знают, обязательно ли следовать рекомендациям, указанным в программе, какие виды помощи можно получить бесплатно, кто отвечает за исполнение программы.

Что такое абилитация и реабилитация

В федеральном законе (ФЗ) № 181 от 1995 года под названием «О социальной защите инвалидов…» даны понятия абилитации и реабилитации. Реабилитация для инвалидов – деятельность, направленная на полное или частичное восстановление способности к всевозможным видам деятельности (здоровье, быт, профессиональная сфера). Абилитация – процесс формирования ранее отсутствующих навыков в различных сферах.

К основным направлениям этой деятельности относят:

  • меры медицинской реабилитации;
  • профессиональную помощь инвалидам;
  • социальные меры реабилитации;
  • физкультурно-оздоровительные меры.

Реабилитацию осуществляют различные подразделения: медицинские учреждения, центры занятости, филиалы социальной защиты, школы, техникумы.

Правильный подход к восстановительным мероприятиям включает оснащение инвалидов нужными техническими средствами реабилитации, создание возможности беспрепятственного доступа к различным объектам инфраструктуры, транспорту, предоставление полной и актуальной информации по интересующим вопросам.

Своевременная реабилитация помогает восстановить функции организма

Инвалиды и члены их семей должны знать о своих правах, иметь возможность добраться до учреждений, где оказывают помощь, и без лишних усилий встраиваться в социум. Для более полного изучения вопроса восстановления инвалидов российские специалисты изучают опыт зарубежных коллег из стран, создавших комплексные программы реабилитации (Германия, Швеция, Польша).

Что надо знать лицу, получившему индивидуальную программу

Карта ИПРА разрабатывается на тот срок, на который человеку определяют инвалидность: от 1 или 2 лет, детям – до 14 или 18 лет. Если лицу установлена группа без переосвидетельствования, то ИПРА оформляется на неопределенный срок. При необходимости инвалид может быть повторно направлен на медико-социальную экспертизу (МСЭ) для ее коррекции. Этот вопрос решает лечащий врач по месту жительства.

Рекомендации в реабилитационной карте разрабатываются индивидуально. Однако объем и виды мероприятий, указанные в конкретной программе не могут быть меньше того федерального перечня, который гарантирован всем инвалидам. Восстановлением лиц с хроническими заболеваниями занимаются только профессионалы с опытом работы и соответствующим образованием.

По приказу Минздрава РФ № 1705н от 2012 г лица и организации обязаны отвечать квалификационным требованиям и постоянно подтверждать свою пригодность к труду. Гражданин уполномочен самостоятельно решать, какими именно средствами, видами помощи, консультаций из предложенных экспертами он будет пользоваться.

Инвалид может применять самостоятельно приобретенные устройства (велотренажеры, кресла, слуховые аппараты) и в ряде случаев получать компенсацию за потраченные деньги. Также он может прибегать к услугам проката, если то или иное устройство необходимо на непродолжительное время.

В ИПРА указывают не только план реабилитационных мероприятий и технические средства, которые инвалид получит бесплатно, но и те, которые можно приобрести за деньги или заказать в организациях любой формы собственности. Например, пациенту рекомендовано эндопротезирование сустава. Операция возможна не только по квоте за счет ОМС, но и за полную стоимость в любой выбранной клинике.

Однако инвалиду не следует рассчитывать на проведение бесплатного лечения в другой стране (Германии, Израиле), если он может получить подобную помощь на территории РФ. Если больному полагается тот вид помощи или услуги, который предоставляют бесплатно, он приобретет ее за полную стоимость и сможет подать документы на возмещение затрат. Порядок выплаты компенсации, сумма определяется индивидуально


Образец заявления о предоставлении компенсации

Получить консультацию о возможности приобретения тех или иных видов технических средств, медицинской помощи, получения услуг можно в местном фонде социального страхования (ФСС). Выполнение реабилитационных мероприятий является обязательным для указанных в программе местных и федеральных организаций, независимо от их формы собственности. Контроль за этим возложен на ФСС.

Перечисленные в ИПРА средства, методы и условия лечения, а также другие виды помощи имеют вид рекомендаций. Если инвалид откажется от предложенных методов, то учреждения, отвечающие за исполнение, освобождаются от своих обязанностей. Пенсионер может заполнить отказ в письменной форме в самом бюро МСЭ или просто проигнорировать назначения.

В случае невыполнения инвалидом рекомендаций по восстановлению здоровья, при очередном переосвидетельствовании эксперты могут отказать в установлении группы без дальнейшего переосвидетельствования. Причина этого кроется в невозможности оценить эффективность реабилитационных мероприятий.

Медицинские меры

Медицинская реабилитация инвалидов включает в себя получение медикаментозной терапии, физиолечения, обеспечение необходимой частоты плановых госпитализаций в стационары, назначение и выполнение различных операций, направление в профильные санатории. Этот вид помощи граждане получают в соответствии с программой государственных гарантий субъектов РФ, источником финансирования чаще является федеральный бюджет.

При невозможности обеспечения каким-либо видом медицинской реабилитации по ОМС следует обратиться в фонд социального страхования и узнать о возможной компенсации расходов. Получение лекарственных средств, санаторно-курортного лечения бесплатно возможно при сохранении за инвалидом право на так называемый набор социальных услуг или соцпакет. При необходимости больные, их родственники могут уточнить информацию о санаториях для проведения выездной реабилитации в сети Интернет.

Так на сайте Департамента труда и социальной защиты (ДСЗН) города Москвы есть актуальные для 2019 года сведения об услугах с указанием названий центров, их коечной мощности.

Хронический больной выписывает поддерживающую терапию в поликлинике (диспансере) по месту жительства. Лечащий врач отслеживает его состояние и направляет на плановое лечение в условиях дневного или круглосуточного стационара. Там больному назначают не только лекарственные препараты, но и могут порекомендовать и выполнить:

  • массаж;
  • физиотерапию;
  • лечебную физкультуру;
  • бальнеолечение.

В некоторых организациях во время стационарного лечения на основании ИПРА разрабатывают маршрутный лист инвалида и указывают в нем выполненные и рекомендуемые мероприятия. После выписки инвалид получает на руки эпикриз из отделения с указанием срока, объема терапии, наличия или отсутствия эффекта от применяемых методов. Врач по месту жительства изучает выписки и корректирует план реабилитации.

При необходимости пациенту выписывают комиссионное направление на получение высокотехнологичного лечения в условиях медицинских центров федерального значения. Так, лиц с заболеваниями нервной системы, соединительной ткани, опорно-двигательного аппарата направляют в Новокуйбышевский оздоровительный центр.

Инвалиды по слуху могут рассчитывать на установку имплатнов улитки в клиниках Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска. Эта возможность особенно важна для детей с нейросенсорным типом тугоухости. Своевременная дорогостоящая операция помогает такому ребенку расти без отставания в психическом развитии и впоследствии стать полноценным гражданином социума.


Лица с хроническими тяжелыми болезнями почек и нарастающей недостаточностью проходят гемодиализ, позволяющий сохранить жизнь

Если больному оформлена группа инвалидности на 1 или 2 года, за 2 месяца до очередного переосвидетельствования медицинская организация, в которой он получает основную помощь, готовит отчет для ФСС. В нем указывают его паспортные данные, объем и условия (стационар, поликлиника) выполнения реабилитационных мероприятий. После оформления отчеты с печатями организации централизованно отправляют в фонд социального страхования.

Для лиц с бессрочной инвалидностью такие документы готовят и отсылают сразу после установления нетрудоспособности.

При очередном переосвидетельствовании МСЭ получает информацию:

  • об объеме лекарственной помощи в течение установленного периода;
  • о количестве плановых и экстренных госпитализаций;
  • о выполненных реконструктивных операциях;
  • о полученном санаторно-курортном лечении.

Также врач, оформляющий документы в МСЭ, указывает подробную информацию об отказе больного от госпитализаций, приема терапии, нарушениях режима. Это помогает более полно оценить эффективность реабилитации инвалида и решить вопрос о назначении других методов лечения.

Технические средства

Перечень необходимых для обеспечения инвалидов технических средств реабилитации указан в Приказе Минтруда № 998н от 09 декабря 2014 года. В этом же документе можно ознакомиться с показаниями и противопоказаниями к их использованию в каждом отдельном случае. Согласно Приказу 998, к техническим средствам реабилитации (ТСР) относят различные устройства и приспособления, помогающие компенсировать утраченные или нарушенные жизненные функции инвалида.

Обеспечение этим видом помощи осуществляет ФСС за счет федерального бюджета. При необходимости возможно привлечение финансирования из других источников.

Следует знать, что технические средства передают инвалидам для безвозмездного и бессрочного использования. При выходе из строя следует обратиться к врачу по месту жительства для направления на МСЭ и выдачи нового ТСР или провести ремонт. Списание пришедшего в негодность приспособления происходит при участии лица из ФСС с заполнением акта.

Для лиц с заболеваниями опорно-двигательной, нервной системы с нарушением функции передвижения полагаются различные виды кресел-колясок, каталок, трости, ходунки, опоры, поручни, устройства, помогающие в одевании и захвате предметов. Для компенсации функции утраченных конечностей в ИПРА включают протезы (кроме зубных), ортезы. Этой же группе пациентов могут порекомендовать: специальную обувь, реабилитационные костюмы и одежду для инвалидов.

При сложностях в перемещении по квартире инвалидам выписывают кресла с туалетным оснащением. Для лиц с нарушением зрения полагаются тактильные трости, глюкометры, тонометры, термометры, смартфоны, телефоны, персональные компьютеры с речевым выходом, устройства для чтения незрячими инвалидами «говорящих» книг.


Также к ТСР относят специально обученных собак-поводырей с компенсацией на содержание и оплату ветеринарных услуг до 17000 рублей в год

Инвалиды с тугоухостью или глухотой получают слуховые аппараты с вкладышами, сигнализаторы звука со световым или вибрационным оповещением, телевизоры с функцией телетекста. При необходимости этой группе лиц предоставляют услуги сурдопереводчика. Для лежачих больных выписывают противопролежневые и ортопедические матрацы, подушки. Лицам с недержанием бесплатно выдают гигиенические средства – адсорбирующее белье и подгузники.

При наличии стомы инвалид получает моче- и калоприемники. При оформлении ИПРА на инвалида 1 группы или ребенка-инвалида в месяц полагается до 90 единиц гигиенических средств. В зависимости от индивидуальной потребности для больного с нарушением контроля мочеиспускания и дефекации можно выбрать оптимальное соотношение подгузников и пеленок, например 30 и 60, 45 и 45 (рекомендуемые значения должны быть кратны 5, по количеству средств в упаковке).

Для лежачего пациента МСЭ предлагает от 30 единиц адсорбирующего белья. Инвалид и его семья могут самостоятельно приобретать товары для облегчения ухода и жизнедеятельности по рекомендации специалиста. Инвалиду полагается компенсация на изготовление и ремонт ТСР. В 2019 г планируется увеличение финансирования и расширение списка ТСР.

Важно! С 2015 года эндопротезы исключены из списков ТСР: их относят к медицинским средствам реабилитации. Поэтому при нуждаемости в них лица, признанного инвалидом бессрочно до декабря 2014 года, требуется оформление новой индивидуальной программы реабилитации.

Профессиональная реабилитация инвалидов

Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов считают их социализацию. Даже лица с хроническими заболеваниями могут проходить обучение и трудоустраиваться. Профессиональная реабилитация – это:

  • получение специальности;
  • помощь в трудоустройстве;
  • адаптация в производственных условиях.

Первичное получение профессии инвалидами с детства происходит в различных условиях. Для лиц с заболеваниями органов слуха, зрения, психическими расстройствами рекомендуют специализированные школы. В старших классах подростки получают начальное профессиональное образование в соответствии со своими возможностями. Затем они могут трудоустраиваться или продолжать обучение вместе со здоровыми людьми или в училищах для инвалидов.

Рекомендации по направлению на ту или иную профессию выдает реабилитолог МСЭ после прохождения медицинской психолого-педагогической комиссии (ПМПК). Эти сведения также указывают в ИПРА. Они служат основанием для поступления в учебное заведение.


Порой родители особенных детей негативно относятся к направлению на ПМПК. Важно представлять себе, что прохождение комиссии может открыть двери к получению образования и трудовой занятости

Лицам, ставшим инвалидами в трудоспособном возрасте, также выдают профессиональные рекомендации. По направлению МСЭ их определяют на бесплатное обучение новым специальностям. При необходимости инвалиды могут повторно пройти профессиональные курсы и получить новую квалификацию.

Последующее трудоустройство возможностями возможно благодаря совместной деятельности социальной защиты, центров занятости населения, организаций разных форм собственности. Так, некоторые негосударственные компании берут на работу инвалидов и получают за это материальную компенсацию. Рабочие места оснащают специальной мебелью и оборудованием.

Возвращение к труду не всегда происходит гладко. Инвалид переживает, как его могут принять в коллективе, испытывает сложности с началом деятельности после длительного перерыва, не всегда может справляться с режимом и выполнением плана. Это требует работы с психологом для получения мотивации и поддержки.

Социальная реабилитация

Помощь в возвращении в общество и разработка методов обучения навыкам самообслуживания возможны благодаря социальной реабилитации инвалидов. В нее входят:

  • социально-бытовая реабилитация;
  • социокультурная реабилитация;
  • социально-психологическая реабилитация;
  • социально-педагогическая реабилитация.

Некоторым инвалидам требуется специальное обучение навыкам самообслуживания и помощь по обустройству квартиры в соответствии с имеющимися ограничениями здоровья. При необходимости обучения лиц навыкам гигиены, применению технических средств говорят о социально-бытовой реабилитации. Она будет необходима для людей с ограничениями в передвижении, инвалидов по психическому заболеванию.

Социокультурная реабилитация включает комплекс мероприятий, направленных на создание правильного досуга инвалида, обеспечение его общения с окружающими. Она заключается в организации групповых занятий, просмотров фильмов, спектаклей, поездок на экскурсии, посещения выставок, музеев, обеспечение инвалидов аудиозаписями, книгами со шрифтом Брайля.

В ряде случаев этот вид деятельности осуществляют некоммерческие общественные организации. Они изыскивают возможности бесплатного посещения мероприятий в определенные дни или занимаются поиском спонсоров для приобретения материалов и поездок.К методам социально-психологической реабилитации относят работу с психологом или психотерапевтом.

Она помогает пациентам:

  • выявить «слабые места» и реабилитационный ресурс инвалида;
  • перестать относиться к себе как к бесполезным калекам;
  • снизить риск пассивного поведения при стрессах;

Глава I

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.

виды реабилитации 5

1.2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными

возможностями здоровья 22

1.3 Особенности социальной реабилитации детей-инвалидов, проживающих вне семьи 33

Глава II

Современные подходы к проблемам детей-инвалидов.

2.1 Трудности социально-психологической реабилитации

детей-инвалидов 41

2.2 Развитие способностей преодоления трудностей социальной реабилитации 45

2.3 Практическое решение проблем детской инвалидности 50

Заключение 77

Список использованной литературы 87

Приложение 90


Введение.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.

В 1995 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. - 2-3% детской популяции

Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от "нормального" детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, заметим - не жить, а именно выживать.

Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно - иждивенческих жизненных ориентаций.

Стремясь изменить эту негативную традицию, мы используем понятие "человек с ограниченными возможностями", которое стало все чаще использоваться в российском обществе.

Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Такая мысль в корне меняет подход к триаде "ребенок - общество - государство". Суть этого изменения состоит в следующем:

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.

Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей;

Ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве;

Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих снивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

Цель данной работы – охарактеризовать социальную реабилитацию детей-инвалидов, ее значение и современные направления. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Описать сущность понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитации;

Рассмотреть современные направления и основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов


Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.) инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей.

В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

В 1989 г. ООН приняла текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по

возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие.

В 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц, в которой утверждались необходимость максимальной степени осуществимости прав таких инвалидов, их права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет им развивать свои способности и возможности. Особо оговорено право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей, с чем связано право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень.

Особое значение для детей-инвалидов имеет норма, утверждающая, что при наличии возможностей умственно отсталый человек должен жить в своей семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ООН (ст. 12) зафиксировано право каждого инвалида (как взрослого, так и несовершеннолетнего) на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются принятые ООН Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.