Главная · Сон · Последние преобразования в государственной военной службе. Основные направления реформирования вооруженных сил россии

Последние преобразования в государственной военной службе. Основные направления реформирования вооруженных сил россии

С каждым годом модернизация Вооруженных Сил России набирает обороты. Утверждаются новые образцы вооружения, улучшается инфраструктура армии, существенно растет профессиональное мастерство военнослужащих. Так что на сегодняшний день вопрос реформы перевооружения ВС РФ 2018 все еще остается открытым.

В определенных кругах возникают сомнения в том, что военная реформационная программа 2008-2020 годов будет выполнена в свой срок. В виду экономического кризиса и быстро меняющихся условий в стране, очень сложно спрогнозировать исход реформы.

Проблема необходимости подобной реформы была озвучена незадолго до 2008 года и подавалась лишь как одно из возможных направлений будущей реформации. Комплекс мероприятий, разделенных на несколько этапов, призван изменить и усовершенствовать структуру, численность и состав стратегически важной для страны военной организации – Вооруженные Силы Российской Федерации.

Этапы перевооружения:

  • I этап – прошел в период с 2008 года по 2011 год включительно.
  • II этап – начался в 2012 году и завершился в 2015 году.
  • III этап – запланирован на период с 2016 года по 2020 год включительно.

Организационно-штатные маневры

На первом этапе проводились организационные и штатные мероприятия, направленные на совершенствование управления, оптимизацию численности и проведение реформы военного образования.

Одним из главных направлений первого этапа реформации был переход от системы, состоящей из четырех звеньев (то есть «военный округ – армия – дивизия – полк») к системе, включающей в себя лишь три звена: «военный округ – оперативное командование – бригада».

Прошло сокращение число военных округов, в каждом из которых было учреждено свое командование резерва. В ходе проведения реформы перевооружения было сокращено и количество воинских частей.

Степень сокращения:

  • Сухопутные войска – на 90%;
  • Военно-морской флот – на 49%;
  • Военно-воздушные силы – на 48%;
  • Ракетные войска стратегического назначения – на 33%;
  • Воздушно-десантные войска – на 17%;
  • Космические войска – на 15%.

Значительной частью перевооружения стало уменьшение количества военнослужащих. Больше всего под реформацию «попали» офицеры: с примерно 300 тысяч человек численность офицерского состава сократилась почти в два раза.

Нужно сказать, что оптимизация численности была определена как неудачная. Действия военного ведомства привели к сложным проблемам: профессиональная часть младшего состава командования армии была полностью уничтожена. Специалисты, к слову, признали программу создания замены прапорщиков сержантами провальной.

Ожидается, что прапорщики вернутся в части причем в необходимом составе. Уже к началу 2018 года в планах военного ведомства увеличить численность российской армии. Итак, общее число офицеров составит 220 тысяч человек, прапорщиков и мичманов – примерно 50 тысяч человек, военных-контрактников – 425 тысяч человек, срочников – 300 тысяч человек. Значительное количество военнослужащих-срочников свидетельствует о .

Реформа военного образования подразумевает сокращение некоторых военных институтов и университетов, а вместо них под предводительством Министерства обороны были сформированы научные центры.

Оптимизация социального обеспечения военнослужащих

Второй этап реформации, включающий в себя решение вопросов социального характера, был направлен на такие мероприятия: обеспечение жильем, увеличение материального довольствия, повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

На данный момент количество военнослужащих, не обеспеченных жильем, существенно снизилось, по сравнению с 2009 годом. К сожалению, не все шло гладко. В первые годы второго этапа данный вопрос успешно решался, однако с 2012 года численность не обеспеченных своей квартирой неумолимо росла.

Ликвидация очереди на жилье, согласно плану Министерства обороны, должна была осуществиться к 2013 году. Однако данный процесс не был претворен в жизнь по ряду серьезных причин. В таких условиях ведомство приняло единственно верное решение вместо жилья выдавать очередникам единовременную денежную выплату.

Повышение материального довольствия военнослужащих пришлось на 2012 год. Оклады были увеличены практически в 3 раза, также возросли военные пенсии. Все действующие до реформации надбавки и дополнительные выплаты были отменены, а вместо них ввели абсолютно новые дополнительные выплаты.

Все военнослужащие контрактной службы, согласно реформе профессионально переподготовки, обязаны были пройти специальные «курсы выживания», направленные на повышение квалификации. Переподготовка офицеров проводится при назначении военнослужащего на должность.

Реформа перевооружения в настоящее время

В настоящее время проходит уже третий этап реформы перевооружения ВС России. По состоянию на 2016 год общая доля новых вооружений в Военных силах РФ составила 47%, в то время как, согласно плану, этот показатель должен был находиться лишь на уровне 30%. Для армии это означает получение дополнительного количества современных , танков, стрелкового оружия и других видов вооружения.

Конечной целью реформы является доведение количества современного оружия до 70% до 2020 года. Таким образом, модернизация армии Российской Федерации должна быть завершена в свои сроки и в полном объеме.

Помимо технического усовершенствования, реформа перевооружения способствовала повышению уровня боевой подготовки военнослужащих, проведению крупномасштабных учений, формированию новых военных учреждений и частей, оптимизации структуры Военных сил и т.д.

Наилучшей оценкой текущему состоянию дел может стать мнение наших заклятых «друзей» с Запада, которые подчеркивают все возрастающую военную мощь нашей страны.


Фото: euromag.ru

Темы дня

    С начала военной реформы Сердюкова-Макарова прошло семь лет: в этом году завершается второй этап преобразований. Впереди еще пять лет. Санкт-Петербург.ру рассказывает о том, что уже сделано для реформирования Вооруженных сил, что еще только предстоит сделать и какая же она, армия будущего.

    Если коротко: суть реформы

    Россия пережила немало военных реформ. Наибольшее значение для нас сегодня имеют те, что были приняты при Петре Первом и после него: собственно Петровская, Потемкинская, Милютинская, Фрунзенская и другие. Текущие преобразования в военной сфере называют «реформой Анатолия Сердюкова», бывшего министром обороны страны с 2007 по 2012 годы, однако изменения, уже свершившиеся и грядущие, связаны не только с его именем. Авторству Сердюкова действительно принадлежат идеи о новом взгляде на военные расходы, о гуманизации военной службы, о выведении бытового обслуживания военнослужащих на аутсорсинг. Однако перемены в структуре Вооруженных сил инициировали экс-начальники Генерального штаба ВС РФ: Николай Макаров и Юрий Балуевский. Проще говоря, если социально-экономической стороной дела занимался Сердюков, то «военный» раздел реформы разрабатывал Макаров, а до него — Балуевский.


    Николай Макаров (слева) сменил Юрия Балуевского в Генштабе
    фото: svoboda.org

    О начале новой военной реформы Сердюков объявил 14 октября 2008 года на заседании коллегии своего ведомства. На выполнение новой Государственной программы вооружения было предусмотрено 19,2 трлн рублей. Реформа затрагивает все функциональные основы Вооруженных сил РФ: численность состава, систему подготовки офицеров, структуру центрального управления, а также предусматривает поэтапное оснащение армии современной военной техникой. Условно реформа была поделена на три этапа. В первом (2008-2011) были заявлены оптимизация численности личного и управляющего составов, а также реформа военного образования. Во втором (2012—2015) — повышение денежного довольствия, обеспечение жильем, профессиональная переподготовка и повышение квалификации военнослужащих. В третьем (2016—2020), самом затратном, — перевооружение.

    Концептуальная основа реформы — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на активное развитие которых было направлено около 2 трлн рублей. Фундаментальная цель реформы состоит в том, чтобы перейти от советской системы к более современному устройству Вооруженных сил. То есть на смену армии массовой и мобилизационной, адаптированной под мирового масштаба войну (к примеру, с НАТО) должна прийти более компактная, адекватная нынешним экономическим, социальным и территориальным возможностям страны и адаптированная под локальные региональные конфликты армия постоянной готовности.

    Разумеется, научными исследованиями дело не ограничится. Не менее приоритетной областью стало совершенствование стратегических ядерных вооружений. В частности, развитие наземной ракетной группировки и модернизация стратегической авиации — Ту-95 и Ту-160 (на эти цели направлено столько же средств, сколько и на научные исследования, — 2 трлн рублей) и внедрение тяжелой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты для замены устаревших МБР РС-18 и РС-20 и перспективного авиационного комплекса дальней авиации.

    «Первые ласточки»

    План первого этапа (2008—2011), озвученный Сердюковым в октябре 2008 года, подразумевал сокращение численности Вооруженных сил РФ до одного млн военнослужащих к 2012 году. При этом офицерский состав должен быть оптимизирован до 150 тыс. человек, что влекло за собой значительное сокращение: в 2008 году он составлял 355 тыс. офицерских должностей. В военно-воздушных силах РФ с 2009 по 2012 год планировалось ликвидировать все авиационные дивизии и полки, сформировав на их основе 55 авиабаз, а также сократить свыше 50 тыс. офицерских должностей. Количество частей военно-морского флота России должно было сократиться с 240 до 123. Офицерский состав флота планировалось сократить в 2-2,5 раза. И, наконец, реорганизация системы военного образования предполагала создание 10 системообразующих вузов — трех военных учебно-научных центра, шесть академий и один университет — на базе уже существовавших 65 военных учебных заведений. Что же из намеченного удалось воплотить и насколько качественными оказались перемены?

    Ввод оперативно-стратегических командований

    До Сердюкова и Макарова, о чем шла речь выше, основы для реформы уже были заложены Балуевским. Так, ему принадлежит идея создания оперативно-стратегических командований. ОСК полезны тем, что объединяют силовые группировки на той или иной территории (исключение составляют Стратегические ядерные силы) и позволяют создать единую систему управления войсками, одинаковую в условиях и мира, и войны. Иными словами, если начнутся боевые действия, время на переустройство системы тратить не придется: она уже будет готова к работе.

    В 1970-80-х годах ОСК бытовали и в СССР: тогда они были сформированы для управления войсками на зарубежных театрах военных действий и были ликвидированы после распада организации Варшавского договора и развала СССР. С того момента войсками на территории РФ начали управлять через систему военных округов, заложенную еще Дмитрием Милютиным, министром обороны Российской Империи в 1861-1881 годах. Генерал Балуевский начал введение ОСК, Макаров продолжил его дело и ликвидировал систему округов. Сегодня существует четыре ОСК: «Запад» (генштаб в Санкт-Петербурге), «Восток» (Хабаровск), «Центр» (Екатеринбург) и «Юг» (Ростов-на-Дону). На сегодняшний день ОСК подчиняются все силы общего назначения, в том числе части ВВС/ПВО и ВМФ. Одновременно и военных округов стало не шесть, а четыре.

    Перевод Сухопутных войск на структуру бригад

    Другая перемена, инициированная Балуевым и доведенная Макаровым «до ума», — ликвидация дивизий и перевод Сухопутных войск на структуру бригад, которые стали мобильными составными частями группировок под управлением оперативного командования — штаба армии. Существовавшие дивизии преобразовали в три типа бригад численностью 5-6,5 тыс. человек: «тяжелые», «средние», «легкие». К «тяжелым» относятся танковые и большинство мотострелковых бригад. Их отличает повышенная ударная сила и живучесть. «Средние» бригады оснащены БТР и предназначены для ведения боевых действий в специфических условиях, как городских, так и природных, к примеру, на горной или лесистой местности. «Легкие» бригады отличает высокая проходимость: они снабжены соответствующей автомобильной техникой.

    «Разгрузка» управленцев

    Перемены затронули также и управленческий корпус. Во-первых, командиры воинских частей и соединений постоянной готовности теперь не решают хозяйственные вопросы, что позволило им сконцентрироваться на своей непосредственной работе, а обязанности по обеспечению тыла легли на начальников учебных центров и вузов.

    Во-вторых, Генеральный штаб стал полноценным органом стратегического планирования, который организует и осуществляет управление Вооруженными силами совместно с Министерством обороны.

    В-третьих, внутри Минобороны, которое долгое время оставалось главной командной инстанцией, возникли два отдельных направления. «Военное» ответвление Минобороны во главе с Генеральным штабом занимается исключительно вопросами боевой подготовки Вооруженных сил и управлением войсками. «Гражданское» ответвление, в котором заняты соответствующие профильные департаменты, решает все возникающие в тылу финансовые, жилищные, медицинские, хозяйственные вопросы, в том числе занимается закупками военной техники. Многие эксперты полагают, что эта мера помогает снизить коррупцию в сфере закупок вооружений и сделать управление денежными средствами Минобороны транспарентным.

    Новая система базирования войск

    Она предполагает образование 184 военных городка, в которых сможет разместиться личный состав Вооруженных сил общей численностью более 700 тыс. человек. Чтобы оптимизировать систему базирования авиации Вооруженных сил, 31 авиационная база Военно-воздушных сил была сокращена до 8. Для повышения мобильности и огневых возможностей войск были созданы базы армейской авиации.


    фото: arms-expo.ru

    Формирование офицерского и сержантского корпусов

    Сокращение армии и ее комплектование — самый болезненный пункт во всей реформе. В частности, сокращение офицерского корпуса. Если в 2008 году количество офицеров (это генералы, полковники, подполковники, майоры, капитаны, старшие лейтенанты и лейтенанты) составляло 365 тыс. человек, то уже в 2012 году их осталось лишь 142 тыс. Были упразднены должности прапорщика и мичмана. Однако в процессе изменений пришлось корректировать подход: Министерство обороны решило «отмотать назад» и оставить в ВС 220 тыс. офицеров. Формальным объяснением этого изменения стало создание сил Воздушно-космической обороны как отдельной структуры, однако, по мнению ряда специалистов, главная причина заключается в том, что 142-тысячный офицерский корпус был в итоге сочтен недостаточным для управления Вооруженными силами. В итоге указом Дмитрия Медведева недостающие 80 тыс. были возвращены в состав ВС.

    Аналогичные «метания» сопровождали решение Минобороны относительно перевода армии на полностью контрактную службу. Сначала ведомство наращивало долю контрактников и стремительно сокращало количество военных срочной службы. Затем снова сократило число контрактников, объясняя свои действия трудностями, вызванными экономическим кризисом. Наконец, в 2011 году ставку снова сделали на «кадровиках» — именно они теперь должны составлять основу армии.

    Такая неопределенность в свою очередь поставила под угрозу сержантский корпус. После реформирования офицерского корпуса и ликвидации должностей прапорщиков и мичманов было принято решение о том, что их должны заменить сержанты и старшины. Но на практике оказалось, что обучать сержантов пока негде, а зарплата сержанта настолько невелика, что собрать необходимое количество служащих почти невозможно. В итоге в начале 2013 года должности прапорщиков были возвращены. Сегодня, с повышением денежного довольствия и постепенным усовершенствованием сержантских школ, вопрос о формировании сержантского корпуса уже не стоит так остро.

    Реорганизация системы военного образования

    Для того чтобы новая система работала без перебоя, появилась необходимость в повышении профессиональной подготовки военнослужащих, новых программах их обучения и создании современной сети военно-учебных заведений. С 1 сентября 2011 года военно-учебные заведения Минобороны приступили к обучению офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой и высшей военной оперативно-стратегической подготовкой по программам дополнительного профессионального образования.


    фото: unn.ru

    В Минобороны начали применять единые подходы к обучению в военной и гражданской школе: офицеров первичного звена стали готовить по программам подготовки специалиста, а в видовых академиях и Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ — по программам дополнительного профессионального образования. Профессиональных сержантов теперь готовят в учебных соединениях и воинских частях, в школах сержантов и в высших учебных заведениях Минобороны по программам среднего профессионального образования. В 2009 году такая подготовка была развернута в шести вузах Минобороны России, в том числе в Центре подготовки сержантов (Рязань), в 2010-м — в 19 вузах, в 2011-м — в 24.

    Второй этап: гуманизация армии

    Перемены в инфраструктуре армии стали основной задачей второго этапа реформ (2011—2015). Последние годы он ведется под эгидой программы «Эффективная армия» — комплекса решений по всем направлениям жизнедеятельности Вооруженных сил. Он позволил повысить денежное довольствие военнослужащих, запустить целевое обеспечение их жильем. Кроме того, программа подразумевает возведение типовых штабов, казарм, спортзалов и столовых. Это значит, что к концу реформы все войсковые части будут оснащены одинаковой инфраструктурой, работающей качественно и слаженно.

    Так, уже к началу нового десятилетия была сформирована единая система материально-технического обеспечения войск - единые логистические центры, управляющие всеми видами снабжения и перевозок в масштабах военного округа. Одновременно с этим начался переход к сервисному обслуживанию технических парков на предприятиях, выполняющих ремонт вооружения и военной техники. Что самое важное, множество функций по обеспечению инфраструктуры войск взяли на себя гражданские предприятия. На условиях аутсорсинга теперь ведется сервисное обслуживание и ремонт техники, питание личного состава, банно-прачечные услуги, перевозка грузов, заправка кораблей ВМФ топливом и моторными маслами, комплексное аэродромно-эксплуатационное обслуживание летательных аппаратов, заправка автомобильной техники через сеть заправочных станций, эксплуатация коммунальной инфраструктуры.

    Квартиры

    Из-за кардинальных перемен численности офицерского корпуса обострилась проблема нехватки жилья. Дело в том, что каждый офицер, прослуживший более 10 лет и ушедший со службы (не по порочащим основаниям), имеет право на квартиру по выбранному месту жительства. Почти 170 тыс. офицеров было сокращено, и большинство из них нуждалось в жилье для своих семей. Образовалась очередь, но к концу 2010 года она сократилась до 120 тыс. человек, а в 2011 году — до 63,8 тыс. человек. Если учесть, что в 2013 году служебное жилье получили 21 тыс. военнослужащих, а в 2014 — 47 тыс., то можно смело говорить, что квартиры получили все ушедшие со службы офицеры. Что самое главное, кв. метрами начали обеспечивать тех, кто еще состоит на службе: в начале 2015 года почти 4 тыс. российских военных получили жилье. Жилищный вопрос для военных оказался вполне разрешимым, и нынешняя ситуация заметно отличается от той, что была в конце 2000-х годов.

    Питание

    До 2010 года система питания лежала на плечах самих военнослужащих, причем в буквальном смысле: горячее питание готовили сами солдаты, срочники проходили школу поваров, солдаты чистили картошку на кухне. Еще одно достижение военной реформы состоит в том, что питание передали гражданским фирмам, после чего, по отзывам служивых, качество питания резко возросло, а солдаты наконец смогли заниматься своими непосредственными обязанностями — военной службой. Аутсорсинговые компании обеспечивают процесс от и до: поставка, подвоз, хранение, приготовление, раздача, обслуживание по нормам. Гражданские службы также начали содержать военные городки, убирать казармы и прилегающие территории, шить форму, организовывать воинские перевозки и ремонт техники и вооружения.


    фото: voenternet.ru

    Система аутсорсинга была перенята у армий стран НАТО. С 1990-х годов она действует в армиях США, Канады, Великобритании, Франции, Италии, Болгарии. Ее введение было связано с резким сокращением военных бюджетов. Пионерами в деле аутсорсинга выступили страны, где преобладал частный сектор экономики — США, Англия, Австралия. Аутсорсинг за рубежом имеет очень широкий спектр организационных форм, как правило, это государственно-частное партнерство. В Россию аутсорсинг пришел внезапно, и внедрять его стоит постепенно: от простых проектов (клининговые услуги и поставки питания) до крупных и сложных (техническое обеспечение военной техники).

    Денежное довольствие

    Увеличение денежного довольствия также связано с активизацией программы «Эффективная армия». По этой программе внедрена автоматизированная система учета материальных средств, предусмотрено развитие военной медицины, создание системы учета персональных данных военнослужащих и гражданского персонала. В частности, увеличивается размер выплат военнослужащим: несколько лет назад средний размер денежного довольствия составлял 57,8 тыс. рублей, а в 2014 году он составил уже 62,1 тыс. рублей. Пенсия военнослужащих была проиндексирована с 1 октября на 7,5%: теперь ее средний уровень составляет 21,5 тыс. рублей.

    В апреле 2015 года был полностью согласован общий бюджет Министерства обороны России: он составит 3,6 трлн рублей. Расходы на армию в первую очередь связаны с ее переоснащением, что в свою очередь гарантирует инвестиции в ВПК: гарантированные заказы военным, металлургическим, химическим, электронным, текстильным и сельскохозяйственным предприятиям.

    Ликвидация дедовщины

    Условия прохождения срочной службы за последние пять лет поменялись кардинально: помимо сокращения срока, изменилась и сама суть. Во-первых, в прошлое ушла классическая «дедовщина» как воспроизводящийся с каждым призывом формат неуставных отношений по принципу «старший-младший». В армии по-прежнему есть проблемы с неуставными отношениями, основанными на физическом превосходстве в сочетании с недостаточными моральными принципами отдельных солдат, на землячествах, но предпосылки для них есть и в гражданской жизни, старая же «дедовщина» в армии больше не существует.

    Изменился принцип реагирования на жалобы солдат. Если раньше случаи неуставных отношений и их последствия старались скрывать, то сейчас подобное сокрытие может обойтись допустившему его командиру дороже, чем сам факт неуставных отношений в подразделении. Солдаты, получив право на использование мобильного телефона, а часто и интернета (иногда с того же самого телефона), стали куда подробнее информировать родственников о том, как им живется и служится.

    Мобилизация и гуманизация как основы армии будущего

    Главное и ощутимое достижение первого этапа реформы — повышение боевой готовности и мобильности Вооруженных сил. Высокая боевая готовность предполагает более совершенную структуру армии, которая позволяет действовать незамедлительно после получения приказа, тратя на подготовку до нескольких часов. Причем комплектные подразделения готовы к самостоятельным активным действиям и выполнению боевых задач. Именно перевод армии на систему батальонов и бригад позволил повысить мобильность и боевую готовность Вооруженных сил. Если добавить к этому итоги второго этапа — коренные перемены в инфраструктуре армии, то картина складывается более чем обнадеживающая. В ходе реформ, во-первых, был сломлен консерватизм системы, во-вторых, внедрены мобилизация и гуманизация войск — есть опорные точки новой армии, и именно благодаря им возможно перевооружение, которое ей только предстоит.

    Все новости рубрики

В рамках проводимой в Российской Федерации военной реформы объективно необходимыми явились и меры по глубоким преобразованиям в самих Вооруженных Силах государства, в армии и на флоте, приведению их к новому облику в соответствии с характером и особенностями военно-политической обстановки, современными технологическими требованиями и экономическими возможностями страны.

“Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественному облику Вооруженных Сил РФ с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности, а также совершенствования оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил”, - отмечено в “Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года”. В соответствии с требованиями “Стратегии” 14 октября 2008 года министр обороны РФ Анатолий Сердюков огласил порядок действий министерства обороны по формированию нового облика ВС, конфигурация которого 11 сентября 2008 года одобрена президентом РФ Дмитрием Медведевым. Преобразования российской армии и флота планируется проводить в три этапа и закончить к 2020 году.

Цель начатых преобразований – привести Вооруженные Силы в соответствие с требованиями, позволяющими с необходимой надежностью решать задачи по сдерживанию потенциального агрессора, предотвращению развязывания вооруженных конфликтов и отражению агрессии с учетом экономических возможностей государства.

Новый облик российских Вооруженных Сил, как и военная реформа в РФ в целом, является требованием времени и обусловлен рядом объективных причин, основными из которых являются:

Изменение спектра угроз военной безопасности Российской Федерации;

Достижения научно-технического прогресса, появление в мире качественно новых образцов вооружения и военной техники;

Изменение характера вооруженной борьбы в XXI веке.

Армия и флот в новом облике должны быть компактными, высокомобильными, оснащенными современным вооружением и укомплектованными профессиональными кадрами. Они должны быть способны вести как классические войны, так и применять инновационные формы и способы ведения военных действий в локальных войнах, в том числе в борьбе с международным терроризмом и пиратством.

В рамках формирования нового облика Вооруженных Сил решаются пять основных задач:

1. Перевод всех формирований Вооруженных Сил в категорию постоянной готовности со 100-процентной штатной укомплектованностью;

2. Переоснащение Вооруженных Сил современным вооружением, военной и специальной техникой;

3. Подготовка высокопрофессиональных офицеров и сержантов, разработка новых программ их обучения, создание современной сети военно-учебных заведений;

4. Переработка программно-уставных документов для организации обучения, подготовки войск, их повседневной жизнедеятельности и ведения боевых действий;

5. Обеспечение социальной защищенности военнослужащих, в том числе достойным денежным содержанием, жильем.

В 2010 году завершен первый, наиболее сложный этап создания нового облика Вооруженных Сил - осуществлен переход на оптимальный трехуровневый принцип управления: объединенное стратегическое командование – оперативное командование – бригада. Это повысило оперативность при подготовке войск и управляемость при выполнении ими поставленных задач.

В целях приведения военной организации государства в соответствие с потребностями обороны и безопасности, а также экономическими возможностями страны, проведены мероприятия по радикальной оптимизации органов управления, в том числе центрального аппарата, по сокращению штатной численности военнослужащих.

Сформирован новый боевой состав Вооруженных Сил: в военных округах и на флотах завершен перевод всех соединений и воинских частей в категорию постоянной боевой готовности. Они полностью укомплектованы личным составом, вооружением и военной техникой. Например, на Балтийском флоте, как заявил 24 мая 2011 года “Красной Звезде” командующий флотом вице-адмирал Виктор Чирков, “оптимизирована организационно-штатная структура, на качественно новых принципах повышается боеготовность соединений и частей. Сегодня все они являются частями постоянной боевой готовности, способными выполнять задачи по предназначению в кратчайшие сроки”.

Проведена большая работа по совершенствованию системы военно-административного деления РФ. 20 сентября 2010 года президентом Дмитрием Медведевым был подписан указ, согласно которому вместо прежних шести военных округов сформированы четыре качественно новые стратегические объединения – Западный, Южный, Центральный и Восточный военные округа. Руководство ими возложено на объединенные стратегические командования. В состав военных округов вошли общевойсковые армии, флоты, командования ВВС и ПВО. С учетом задач, выполняемых войсками, уточнена их дислокация на стратегических направлениях.

Принципиально новым в структуре военных округов является то, что на них в границах ответственности возлагаются функции оперативного руководства всеми воинскими формированиями, независимо от их вхождения в различные федеральные ведомства. Это значит, что пограничные, внутренние войска, части гражданской обороны и другие воинские формирования в оперативном плане подчиняются оперативно-стратегическому командованию.

Структура ВМФ в целом сохранена, но все флоты – Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский и Каспийская флотилия - теперь подчинены командующим соответствующих военных округов: Западного, Восточного и Южного.

Основной задачей следующего этапа формирования нового облика Вооруженных Сил является повышение боевых возможностей группировок войск на стратегических направлениях. Для этого в ближайшее время планируется завершить формирование новых соединений и воинских частей, создать систему воздушно-космической обороны, осуществить комплекс мер по совершенствованию боевой готовности сформированных частей к выполнению боевых задач, продолжить переоснащение войск современным вооружением и техникой, строительство военных городков в новой географии базирования войск, создать фонд служебного жилья, совершенствовать систему социального обеспечения военнослужащих и членов их семей.

Начался процесс вывода из состава Вооруженных Сил так называемых обеспечивающих структур, предприятий и организаций, объектов и структур, без которых их боевая способность практически не пострадает. Некоторые из них реорганизуются и акционируются, что позволит сократить число военнослужащих и гражданского персонала и одновременно получать дополнительные средства для пополнения оборонного бюджета и обеспечения социальной защиты военных.

В этом контексте идет реорганизация военно-строительного комплекса, сельскохозяйственных предприятий, реорганизация военной торговли, передача органам местной власти объектов социальной инфраструктуры (в том числе части жилищно-коммунального хозяйства, детских садов и ясель, школ, бытовых предприятий и т.д.), состоящих на балансе министерства обороны. Расходы на содержание социальной инфраструктуры порой достигали 30% расходов (около 2-3 триллионов рублей) на содержание войск, которые в новом облике Вооруженных Сил пойдут на обеспечение социальных гарантий военнослужащих.

В целом, приведение Вооруженных Сил к новому облику - дело масштабное, требующее всенародной поддержки и, в первую очередь, воинов армии и флота. Весьма важным является уровень организованности личного состава, чтобы реорганизация, значительное сокращение офицерского состава, вывод из состава Вооруженных Сил обеспечивающих структур и т.д. не отразились на уровне боевой готовности войск и сил флота.

В этих условиях неизмеримо возрастают требования к офицерам-организаторам обучения и воспитания подчиненных, основным проводникам государственной политики в армии и на флоте. От их высокого морального духа и дисциплинированности, профессионализма, ответственности и инициативы в первую очередь зависит уровень воспитательного процесса, качество боевой подготовки.

Важнейшим условием успешного приведения Вооруженных Сил к новому облику является поддержание в воинских коллективах патриотических чувств, здорового морально-психологического климата. Важно добиваться осознания каждым военнослужащим государственной значимости преобразований в Вооруженных Силах, их личной ответственности за поддержание высокой бдительности и боевой готовности. Военнослужащие должны глубоко понимать, что сокращение армии и флота не должно ослабить их боевую мощь. Оно должно быть восполнено ростом боевого мастерства каждого воина, умелым владением боевой техникой и оружием, укреплением воинской дисциплины и организованности.

Таким образом, в результате глубоких преобразований наши Вооруженные Силы в новом облике будут соответствовать всем параметрам современной армии, смогут выполнять весь комплекс возложенных на них задач по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, а также готовых к непосредственной вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников.

этапы и основное содержание реформы
Все реформы в Российской Армии проходили в результате крупных военных поражений страны в борьбе за свободу и независимость. Военные реформы Ивана Грозного в конце XVII – начале XVIII в. были вызваны необходимостью укрепления русского войска в связи с созданием единого государства и защитой от набегов соседей. Петр Великий создает регулярную армию и флот на основе рекрутской повинности. После мощных поражений от северных соседей, после поражения России от англо-франко-турецкой коалиции в Крымской войне 1853–1856 гг. в стране назрела необходимость проведения очередной военной реформы. После военного поражения в русско-японской войне 1904–1905 гг. правительством Николая II была предпринята попытка проведения очередной военной реформы (1905–1912 гг.) и т. д.

Основная цель последних военных реформ – создание высоко-оснащенных, обладающих необходимым военным потенциалом сдерживания Вооруженных Сил.

При планировании реформы руководством страны учитывалась сложная социально-экономическая ситуация в России, ограниченные возможности финансирования мероприятий реформы.

Всю реформу планировалось осуществить во временном отрезке в течение 8–10 лет, который разбит на 2 этапа.

На первом этапе (1997–2000) планировалось перейти от пяти видов Вооруженных Сил к четырем видам.

Выполнение этого этапа реформ проходило под мощное одобрение западных государств, видевших в этом свои интересы, стран-участниц НАТО, выделявших деньги для утилизации (уничтожения) советских систем обороны и нападения. В период 1997–1998 годов войска ВВС и ПВО были объединены. Сухопутные войска были реформированы, прошла оптимизация структур ВМФ. Все это сводилось к созданию ограниченного количества боеготовных соединений и частей, расширению функций и сферы влияния оставшихся, укомплектованных людьми и оснащенных современной техникой.

Завершился первый этап военной реформы оптимизацией всей структуры Вооруженных Сил России.

Второй этап реформы должен принести следующие результаты:

– переход на трехвидовую структуру ВС;

– создание многофункциональных новых видов вооружения стратегического, оперативного и тактического назначения;

– создание научно-технической и технологической основы для перевооружения Российской Армии;

– преобразование Военно-Космических Сил в самостоятельный род войск.

В результате реформы должны возрасти возможности Вооруженных Сил по выполнению задач стратегического сдерживания, предупреждению и отражению агрессии против России и ее союзников, локализации и нейтрализации локальных конфликтов и войн, а также реализации международных обязательств России.

Для решения этих задач ВС России должны иметь в своем составе:

– силы ядерного сдерживания (СЯС) – для удержания ядерных держав от возможного развертывания ядерной войны, а также других государств, имеющих мощное обычное вооружение, от неядерных войн;

– силы неядерного сдерживания для удержания возможных государств-агресссоров от развязывания неядерных войн;

– мобильные силы – для скорейшего разрешения военных конфликтов;

– информационные силы – для противодействия возможному противнику в информационной войне.


Эти задачи должны решать уже реформированные виды Вооруженных Сил России.

Коренная трансформация системы международных отношений, принятие новой военной доктрины, сокращение численности Вооруженных сил, ориентирование на качественные параметры в оборонном строительстве - указанные и многие другие факторы диктуют необходимость военной реформы в России. Поэтому военная реформа стала императивом общественно-политической практики в России после окончания «холодной войны» . Необходимость военной реформы в РФ обусловлена геополитическими изменениями. Именно геополитические особенности предопределяют значительный масштаб преобразований, который необходимо осуществлять в условиях масштабных социально-экономических реформ.

Вооруженные силы, доставшиеся РФ в наследство от СССР, создавались как средство для противостояния в «холодной войне» и по многим параметрам не отвечают требованиям, предъявляемым к современным вооруженным силам. Российская армия недостаточно подготовлена к локальным и этническим конфликтам, сказывается слабое техническое оснащение российской армии, недостаточный профессионализм солдат и офицеров. Одной из основных проблем российской армии стало недостаточное финансирование «человеческого ресурса» , а также малоэффективные механизмы социальной защиты военнослужащих. Все указанные проблемы и многие другие невозможно решить способом постепенного исправления недостатков, присущих российской армии - для решения многочисленных проблем вооруженных сил России необходимо осуществление военной реформы как комплексного ряда мер, направленных на радикальное преобразование ВС РФ.

Военную реформу не следует отождествлять с реформой Вооруженных сил, так как реформа Вооруженных сил рассматривается в качестве составной части реформирования всего военного строительства в стране. В данном контексте следует также отметить и некоторые другие проблемы, сопутствующие осуществлению процесса военной реформы в современной России, которые, так или иначе, требуют пристального изучения.

Кризис российской армии усугубился в конце 1980-х г.г. К концу 80-х г.г. расходы на ВПК и содержание многомиллионной армии усугубили экономический кризис. Недооценка фактора неготовности российской армии к отражению угроз глобальной, региональной и национальной безопасности привела к просчетам в осуществляемой в России военной реформы. Следует также отметить, что все эти факторы создают предпосылки для осуществления военной реформы с целью усилить боеспособность российской армии.

В качестве основных негативных факторов, предопределившие снижение боеготовности советской, а затем и российской армии, К. Цирулис и В. Бажанов указывают:
1. Непримиримое противоречие коррумпированной касты с остальной офицерской массой;
2. Отчужденность между генералитетом, офицерами, сержантами и солдатами;
3. «Дедовщина» , создававшая тенденцию криминализации армии и систему уродливых неформальных взаимоотношений;
4. Интенсивное развитие техники и вооружения, обострившее противоречие между потребностью в росте профессионализма личного состава и устаревшими методами осуществления боевой подготовки и ее организации;
5. Падение престижа воинской службы в Вооруженных силах РФ из-за привлечения военнослужащих боевых специальностей к хозяйственным работам, что привело к снижению боеготовности.

Неудовлетворительная боеготовность связана с переходом от формы организации армии присущей командно-административной системе советского типа к форме организации армии демократического государства. Однако, события начала 1990-х годов препятствовали быстрому осуществлению военных преобразований. В 1990-х гг. военная реформа не была осуществлена. Государственная политика сокращения военных расходов без реформирования Вооруженных сил привела к развалу армии. Дефицит финансирования Вооруженных сил привел к использованию неприкосновенных запасов.

Разрабатываемые программы военной реформы имели политическое значение, а военная реформа на практике означала теоретическую, методологическую, организационную и правовую базу. Однако, успешному проведению военной реформы в конце 1990-х г.г. препятствовали недостаточное финансирование, дефицит средств и отсутствие политической воли для реализации задуманных мер. За время проведения военной реформы с 1992 по 2001 г.г., которые можно назвать, по выражению Л. Певеня «десятилетием упущенных возможностей» , не были выполнены ее главные задачи:
- не обеспечена высокая боевая готовность войск;
- не разработаны эффективные меры по социальному обеспечению военнослужащих.

Отдельного внимания заслуживает аспект постепенного перехода российской армии на контрактную основу комплектования должностей. В контексте военной реформы в России это процесс можно рассматривать как затрагивающий не только организацию российской армии, но и влияющий на российской общество. Это обуславливает эффективное использование контрактниками новейшей техники и повышения профессионализма военнослужащих и российской армии в целом. Однако, начальные затратные расходы на содержание солдат-контрактников значительно превышают затраты на солдатов-призывников. Первые эксперименты по формированию воинских частей из контрактников проводились в начале 1990-х г.г. Первый неудачный эксперимент по переводу армии на контрактную систему комплектования рядовых и сержантского состава в России начался в 1992-м году. Пик неудачного эксперимента пришелся на лето ― осень 1993-го года ― эксперимент провалился из-за недостаточного финансирования и отсутствия социального пакета льгот для контрактников.

Однако и сейчас материальное вознаграждение и социальные льготы для контрактников минимальны. Можно предположить, что при условии предоставления благоприятных социально-экономических условий для значительной части призывников данный вид службы в Вооруженных силах может стать привлекательным и престижным видом государственной службы. Важную роль в росте мотивации служить по контракту может сыграть позитивная реклама в СМИ. Поддержка перехода к профессиональной армии существенно выше среди групп, обладающих более высокими социальными ресурсами и потенциалом для их реализации.

Введение альтернативной гражданской службы (АГС) стало важным событием в общественно-политической жизни РФ. Возможно в будущем институт АГС пополнится большим числом потенциальных участников, численность которых может измеряться десятками и сотнями тысяч. Рабочие места для мобилизуемых в рамках альтернативной гражданской службы могут быть найдены в детских приютах и домах, домах престарелых, инвалидов. Данные рабочие места, как правило, характеризуются относительно тяжелыми условиями труда и являются непрестижными и малопривлекательными для большей части традиционных работников, но общественная потребность в объемах подобных работ возрастает. Военные реформы встречают поддержку в российском обществе, особенно среди тех категорий призывников и других общественных групп, которые получают социальные льготы или преимущества в результате введение комплектования состава альтернативной гражданской службы. Проблема оценки социально-экономических последствий комплектования состава альтернативной гражданской службы с трудом поддаются долгосрочному прогнозированию. Следует предположить, что многие социальные группы выиграют от данных нововведений. Однако, в существующем виде данные преобразования не могут решить основную проблему российской армии - бедственного положения солдат (призываемых для несения срочной службы) и офицеров.

Социальные аспекты военной реформы Вооруженных сил России

В пореформенной России сложные, противоречивые и зачастую непредсказуемые социальные процессы оказывают существенное влияние не только на определенные социальные группы российского общества, но и на военнослужащих и их семьи. Действительно, одной из основных проблем российской армии стало недостаточное финансирование «человеческого ресурса» , малоэффективные механизмы социальной защиты солдат и офицеров. Все указанные и многие другие проблемы невозможно решить способом постепенного исправления недостатков, присущих российской армии. Поэтому для решения многочисленных социальных проблем российской армии необходимо осуществление комплексных мер, цель которых ― принятие целенаправленных действий, направленных на радикальное преобразование системы социальной защиты российских военнослужащих.

Низкая оплата труда военных и недостаточное финансирование расходов на содержание армии превратились в одну из важных проблем, требующих немедленного решения. В связи с этим были приняты или намечены к принятию экономические меры Правительства, цель которых - замена льгот военнослужащих на денежные компенсации. Рассчитанная на 2002-2010 гг. программа «Государственные жилищные сертификаты» отчасти способствовала решению данной проблемы. Функционирование системы ипотеки для офицеров позволит решить жилищную проблему для многих военнослужащих.

Рассмотрев основные аспекты военной реформы и влияние ее социальных аспектов на российское общество, можно прийти к следующим выводам:
1. Россия как великая держава, от которой зависит международная безопасность, должна иметь боеспособную армию, отвечающую самым современным требованиям. Необходимость противодействовать террористическим угрозам и отражать угрозы потенциальных агрессоров обязывает военнослужащих постоянно совершенствовать военно-техническое оснащение армии.
2. В современной российской армии сложился весьма негативный социальный климат, весьма часты случаи «неуставных отношений» . Для повышения доверия общества к армии необходимо обуздать дедовщину. Частые случаи нарушения основных прав человека в армии обуславливают негативное отношение многих призывников к срочной службе. Распространены многочисленные незаконные способы уклонения от воинского призыва.
3. Военная реформа, осуществляемая в России на протяжении более чем полтора века, стала одним из ключевых событий российской общественно-политической жизни. Она оказывает большое влияние на российское общество и затрагивает интересы многих социальных групп и лобби.
4. Актуальнейшая проблема военной реформы имеет рациональное, посильное для российской экономики и общества реализуемое решение. С 2001 года она перешла в стадию процесса ускоренного осуществления. Успешное осуществление военной реформы ВС РФ позволит перейти к новой системе комплектования войск без ущерба для боевых возможностей воинских частей, обеспечить необходимую численность обученного резерва, устранить многие аспекты социальной напряжённости в обществе, которая характерна для действующей системы призыва и обеспечить поддержку российским обществом проведения реформ.

Работа с личным составом

Ссылаясь на авторитетные исследования отечественных специалистов в области военного строительства и военного управления, Б.Л. Беляков выделяет проблемы воспитания личного состава Вооруженных сил Российской Федерации, а также сосредотачивает свой исследовательский интерес на содержательных характеристиках их влияния. Он указывает, что проблемы современного воинского воспитания обуславливают такой фактор, как дезинтеграция ранее функционировавшей в Вооруженных силах Российской Федерации относительно эффективной и сложившейся на протяжении десятилетий системы воспитательной работы, в том числе и по укреплению воинской дисциплины, с военнослужащими разнообразных этносов и наций, наряду с привнесением в армейскую среду конфессионального фактора.

Замедленное и затянувшееся поэтапное создание новой системы воспитательной работы, не отвечающей основным целям и задачам концепции перехода к унитарной системе воспитательной работы в воинских коллективах различных родов войск Вооруженных сил. Данный замедленный процесс перехода к унитарной системе воспитания, по его мнению, также затрудняет более эффективную и слаженную работу командования и командиров воинских соединений, а также системы бюрократических ведомств воспитательной работы по сплочению и проведению воспитательной работы в многонациональных или полиэтнических воинских коллективах Вооруженных сил Российской Федерации. Более того, негативно сказывается отсутствие в Вооруженных силах научно и концептуально обоснованной системы и программы подготовки специалистов-гуманитариев (филологов, этнологов и историков), специально обученных для ведения социально-ориентированной работы (информационной, воспитательной и т.д.) с военнослужащими различных этносов и национальностей, населяющих Российскую Федерацию.

В 70-е годы прошлого века в советской армии отсутствовали сколько-нибудь серьезные межнациональные или межэтнические конфликты, а в системе социальных отношений в армейских коллективах преобладала дедовская структура. Позднее, когда солидарность в армейских коллективах по национальному, этническому или земляческому принципу приобрела масштабный характер, земляческо-статусная система социальных отношений во многих случаях преобладать в армейских коллективах над традиционно «дедовской» и даже разрушать последнюю. С распадом СССР и возросшей национальной гомогенностью российской армии на первый план выдвинулась блатная система.

В современной российской армии многим командирам и их помощникам по воспитательной работе необходимо работать и действовать, главным образом, в экстраординарных условиях и с некоторыми элементами новаторства и даже, при определенных условиях, риска решать актуальные проблемы и задачи повышенной педагогической сложности. При этом необходимо также принять во внимание, что некоторые командиры потеряли прежние идеологические и морально-ценностные ориентиры традиционной системы воспитательной работы, сложившейся в русской и советской армии, а новые духовные ценности в воспитательной деятельности так и не сформировались. Неудачные эксперименты с поиском национальной идеи, показное обращение к национальным и этно-конфессиональным источникам, падение жизненного стандарта существенного числа населения страны привело к социально-правовой уязвимости и неуверенность в будущем у значительного числа военных. Все эти факторы отрицательным образом влияют на педагогическую деятельность офицеров в армии по укреплению воинской дисциплины в воинских коллективах. Следует также отметить, что решение многих указанных выше проблем и вызовов возможно посредством обращения к теоретически-концептуальным и практическим методам социологической науки и приобщения профессиональных социологов к устранению последствий данных дисфункциональных явлений в Вооруженных силах Российской Федерации.

Вместе с этим читают:
Политика и военная реформа
Реформирование армии
ВТС с Францией