Главная · Личностный рост · Современные проблемы социальной реабилитации несовершеннолетних. Инновационные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних. Этапы работы с детьми

Современные проблемы социальной реабилитации несовершеннолетних. Инновационные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних. Этапы работы с детьми

1. Получателями услуг являются несовершеннолетние до 18 лет, относящиеся к следующим категориям:

  • оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;
  • проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
  • заблудившиеся или подкинутые;
  • самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
  • не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
  • оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной реабилитации (далее - несовершеннолетние, клиенты).

2. Оказание услуг несовершеннолетним в учреждении осуществляется в соответствии с требованиями национального стандарта ГОСТ Р 52888-2007 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям".

2.1. Виды социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним в учреждении:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-правовые;
  • социально-трудовые;
  • срочные.

2.2. Социальная реабилитация несовершеннолетних осуществляется в следующем порядке:

  • зачисление несовершеннолетнего на социальное обслуживание;
  • первичная диагностика и обследование личности;
  • разработка индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего;
  • реализация индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего;
  • снятие несовершеннолетнего с социального обслуживания.

2.3. Результатом социальной реабилитации несовершеннолетних в стационарных условиях является восстановление утраченных социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полная компенсация ограничений жизнедеятельности.

3. Порядок и условия осуществления социальной реабилитации несовершеннолетних

3.1. Зачисление несовершеннолетнего на социальное обслуживание.

3.1.1. Зачисление несовершеннолетнего на социальное обслуживание осуществляется приказом директора учреждения на основании документа, обосновывающего помещение в учреждение.

3.1.2. Перечень документов, которые могут являться основанием для зачисления несовершеннолетнего на обслуживание:

  • личное обращение несовершеннолетнего;
  • заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей (далее - родители);
  • направление органа управления социальной защиты населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
  • акт оперативного дежурного отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел на транспорте.

3.1.3. На социальное обслуживание не могут быть зачислены несовершеннолетние, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.

3.1.4. Несовершеннолетние, зачисленные на обслуживание, в ходе зачисления должны быть ознакомлены с правами и обязанностями клиента учреждения, правилами поведения в учреждении.

3.1.5. На несовершеннолетнего, зачисленного на облуживание, формируется Личное дело, в которое приобщаются:

  • документы, являющиеся основанием для зачисления несовершеннолетнего на обслуживание;
  • документы, направленные на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, а также иные документы, связанные с предоставлением социальных услуг и оформленные в ходе социального облуживания несовершеннолетнего в учреждении.

3.2. Первичная диагностика и обследование личности.

3.2.1. Проведение первичной диагностики и обследования личности несовершеннолетнего направлено на выявление существа и причин его трудной жизненной ситуации, в том числе:

  • состояния здоровья несовершеннолетнего;
  • степени деформации социального развития;
  • нарушений психического развития;
  • уровня социальной зрелости;
  • особенностей коммуникативной сферы;
  • уровня основных знаний;
  • уровня восприятия ребенком внутрисемейной ситуации;
  • правового статуса несовершеннолетнего.

3.2.2. Первичная диагностика и обследование личности несовершеннолетнего проводится специалистами учреждения в течение 7 рабочих дней со дня его зачисления на социальное обслуживание.

3.2.3. В случае прохождения несовершеннолетним медицинского обследования в учреждении здравоохранения 7 рабочих дней исчисляются со дня поступления несовершеннолетнего на социальное обслуживание в учреждение.

3.3. Разработка индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего.

3.3.1. Индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего представляет собой документ, регламентирующий перечень реабилитационных мероприятий, проводимых с несовершеннолетним и направленных на решение социальных проблем, лежащих в основе его трудной жизненной ситуации (далее - реабилитационные мероприятия).

3.3.2. Перечень реабилитационных мероприятий разрабатывается на основании результатов проведенной первичной диагностики и обследования личности в течение 7 рабочих дней со дня их получения.

3.3.3. Сроки реализации индивидуальной программы социальной реабилитации устанавливаются индивидуально для каждого несовершеннолетнего с учетом специфики его трудной жизненной ситуации.

3.3.4. Индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего утверждается на заседании Социального консилиума в течение 3 рабочих дней со дня разработки перечня реабилитационных мероприятий.

3.3.5. В программе определены и зафиксированы:

  • данные о несовершеннолетнем и его родителях (ф.и.о., адрес проживания, контактные телефоны, место работы/учебы и пр.);
  • дата поступления несовершеннолетнего в учреждение;
  • сроки и результаты проведения первичной диагностики и обследования личности;
  • специалист, ответственный за полноту и своевременность реализации мероприятий индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего;
  • перечень реабилитационных мероприятий;
  • сроки проведения реабилитационных мероприятий и ответственные специалисты;
  • дата проведения и номер протокола заседания Социального консилиума, утверждающего индивидуальную программу социальной реабилитации несовершеннолетнего (запись делается после утверждения программы).

3.3.6. С несовершеннолетним проводятся мероприятия, направленные на понимание значения проводимых с ним реабилитационных мероприятий.

3.3.7. Родители, если это не противоречит интересам несовершеннолетнего, имеют доступ к информации о содержании индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего, ее целях и результатах.

3.3.8. Допускается отсутствие индивидуальной программы у несовершеннолетних, находящихся в учреждении менее 7 дней.

3.4. Реализация индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего.

3.4.1. Учреждение обеспечивает реализацию индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего в полном объеме, в утвержденные сроки, с привлечением специалистов соответствующей квалификации.

3.4.2. Индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего может дополняться и корректироваться в течение всего срока пребывания несовершеннолетнего в учреждении с целью повышения эффективности реабилитационного процесса.

3.4.3. Внесение изменений и дополнений в индивидуальную программу социальной реабилитации несовершеннолетнего осуществляется не реже 1 раза в месяц на основании решения Социального консилиума.

3.4.4. Предложения о внесении изменений и дополнений в индивидуальную программу социальной реабилитации несовершеннолетнего вносятся специалистами, принимающими участие в ее реализации, на основании:

  • проведения промежуточной диагностики, по результатам которой оцениваются промежуточные результаты реализации проводимых с несовершеннолетним реабилитационных мероприятий, изменения в состоянии и поведении несовершеннолетнего;
  • мнения и пожеланий несовершеннолетнего;
  • проведенного опроса контактных групп и лиц об изменениях в состоянии и поведении несовершеннолетнего.

3.4.5. В ходе осуществления реабилитационного процесса в индивидуальную программу социальной реабилитации несовершеннолетнего вносятся дополнительные записи, в том числе:

  • фиксируются сроки и результаты проводимых реабилитационных мероприятий;
  • отражаются результаты проведения промежуточной диагностики, исследования мнения и пожеланий несовершеннолетнего, проведения опроса контактных групп и лиц;
  • фиксируются дата и номер протокола заседания Социального консилиума, на котором вносились изменения в индивидуальную программу социальной реабилитации, а также перечень внесенных изменений.

3.4.6. Помимо реабилитационных мероприятий, несовершеннолетнему предоставляются социальные услуги, имеющие групповой/массовый характер (анимационные, просветительные, профилактические, оздоровительные и прочие). Данные услуги предоставляются в соответствии с Планом/распорядком, утвержденным руководителем учреждения.

3.5. Снятие несовершеннолетнего с социального обслуживания.

3.5.1. Снятие (отчисление) несовершеннолетнего с социального обслуживания осуществляется в следующих случаях:

  • возвращение несовершеннолетнего в семью;
  • передача несовершеннолетнего на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью;
  • передача несовершеннолетнего в иное учреждение.

3.5.2. Решение о снятии (отчислении) несовершеннолетнего с социального обслуживания оформляется приказом по учреждению.

3.5.3. С целью определения результатов реализации реабилитационных мероприятий, и обоснования целесообразности снятия несовершеннолетнего с социального обслуживания проводится итоговая диагностика и обследование личности.

3.5.4. По убытию несовершеннолетнего в семью, учреждение или руководителям/законным представителям выдается заключение о результатах реализации индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего и рекомендации по дальнейшей работе с ним, а также оформляется акт передачи несовершеннолетнего.

Сущность социальной реабилитации.

Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, утрачивает способность самостоятельно организовывать собственную жизнедеятельность. Для восстановления личностных ресурсов или их компенсации разрабатывается особая интегративная технология – социальная реабилитация.

Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также и на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам, достижение его материальной независимости (самообеспечения) и реализуется с помощью двух взаимосвязанных направлений: социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации. Социально-бытовая адаптация предполагает формирование готовности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие самостоятельности при ориентации во времени и пространстве. И состоит из следующих элементов: самообслуживание, самостоятельность передвижения, трудовой деятельности.

В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям клиентов. В зависимости от этого определяются и важнейшие направления реабилитационной деятельности. К таким направлениям социальной реабилитации следует отнести: реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями; дезадоптированных детей и подростков и др. из перечисленных выше направлений особо выделим реабилитацию инвалидов и детей-сирот. Социальная защита именно этой категории населения объявлена одним из приоритетов современной социальной политики. Психологи, работающие в реабилитационных центрах, для занятий с инвалидами часто привлекают и членов их семьи. Такой подход позволяет повысить эффективность психологической реабилитации.

Разнообразие методов позволяет достигать нужного эффекта в этой очень важной и необходимой деятельности - социальной реабилитации. Наряду с универсальным методом информационно-консультационной беседы, психологического тренинга, направленного наблюдения, в ходе социальной реабилитации активно используются и такие методы социальной терапии, как психотерапевтические тренинги, ролевые игры, танцевальная терапия, библиотерапия, арт-терапия. Эти методы специалисты успешно используют в социально-реабилитационных центрах для подростков и в воспитательных домах.

При помощи умело подобранных методов реабилитационный процесс достигает цели, обеспечивая восстановление тех или иных способностей человека к нормальному социальному функционированию. Комплексное осуществление социальной адаптации позволяет восстановить не только здоровье, трудоспособность, но и социальный статус лица, его правовое положение, морально-психологическое равновесие, вере в успех, в свои силы и возможности

Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы, вынужденные переселенцы, безработные и др.),девиантного поведения личности (несовершеннолетние лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, освободившиеся из мест лишения свободы и т.д.).

Социальная реабилитация направлена на восстановление способности человека к жизнедеятельности в определённой социальной среде, на восстановление самой среды, нарушенных или ограниченных условий жизнедеятельности.

Цели социальной реабилитации:

    восстановление социального статуса личности,

    обеспечение социальной адаптации личности в обществе,

    достижение материальной независимости.

Объекты социальной реабилитации – группы людей или отдельные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи:

    семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации

    несовершеннолетние граждане

    дети-инвалиды и их родители

    взрослые инвалиды

    дети – сироты

    люди пожилого возраста и т.д.

Субъекты социальной реабилитации:

    государство

    общественные и общественно-политические объединения, организации и фонды

    религиозные организации и конфессии

    органы местного самоуправления

    профессионалы социальной работы

При проведении социальной реабилитации должны соблюдаться следующие принципы:

    Как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий

    Поэтапность и непрерывность проведения реабилитационных мероприятий

    Системность

    Комплексность

    Последовательность

    Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности осуществляемых программ

    Доступность

В зависимости от конкретной ситуации делается акцент на то или иное направление реабилитации. В связи с этим выделяют следующие виды социальной реабилитации :

1) Социально- медицинская.

Медицинская реабилитация – это начальное звено в общей реабилитации. Она включает комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию утраченных или нарушенных функций организма. Это меры санаторно-курортного лечения, физиотерапия, массаж, ЛФК, психотерапия и т.д.

2) Психологическая реабилитация.

При проведении психологической реабилитации действия специалистов направлены на психическую сферу индивида, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Психологическая реабилитация предполагает цикл лечебных мероприятий, сочетающих психокоррекционные меры с психотерапевтическим действием.

3) Педагогическая реабилитация

Под педагогической реабилитацией, как правило, предполагают мероприятия воспитательного характера. Для больных людей они направлены на овладение необходимыми навыками по самообслуживанию.

Педагогическая реабилитация также включает помощь в получении образования.

4) Профессиональная реабилитация

Мероприятия по профессиональной реабилитации включают в себя профессиональную ориентацию, трудоустройство, трудотерапию.

5) Социально-экономическая реабилитация

Социально-экономическая реабилитация предполагает использование дополнительных материальных стимулов и поощрений в работе с клиентом.

Эффективность реабилитационных мероприятий достигается при комплексном применении всех видов реабилитации.

    Социальная реабилитация детей в специальных учреждениях для несовершеннолетних

Таблица 1.

Количество специализированных учреждений

для несовершеннолетних

в Пермской области

Этапы работы с детьми.

    Диагностика состояния ребёнка

Здесь используется физический, психологический и социальный статус ребёнка.

Определяются показатели роста, веса, устанавливаются отклонения в физическом и психическом развитии, выявляются имеющиеся заболевания. В случае необходимости ребёнок направляется в больницу.

Исследование психологического и психического статуса ребёнка проводится при проведении беседы, наблюдения, через тестирования.

Диагностика психического статуса проводится в течение всего периода пребывания ребёнка в учреждении.

Определяется уровень образовательной подготовки ребёнка, уровень развития культурно-гигиенических навыков самообслуживания.

На основании полученных данных составляется реабилитационный диагноз, где указываются причины и степень социальной дезадаптации ребёнка, отмечаются имеющиеся социальные отклонения.

    Организация реабилитационных мероприятий.

    Медицинская реабилитация

На основании диагноза разрабатывается индивидуальная и групповая программы реабилитации с целью максимально полной коррекции социального отклонения. На данном этапе важнейшую роль играют медицинские работники.

    Психологическая реабилитация

Цель – восстановление психического здоровья ребёнка, создание условий для развития его индивидуальности.

На данном этапе специалистами проводится коррекция социального отклонения в развитии путём проведения индивидуальных и групповых занятий.

В результате, у большинства детей отмечается положительная динамика в психическом развитии: снижается враждебность по отношению к обществу, проходит чувство тревожности и депрессия.

    Педагогическая реабилитация

В данном случае специалисты предпринимают меры по преодолению педагогической запущенности у ребёнка. Эта работа проводится совместно с воспитателями, социальными педагогами, логопедами.

Одной из важнейших форм работы на данном этапе является организация досуговой деятельности, где каждый ребёнок может проявить себя.

    Социально-правовая реабилитация

Максимальное внимание при проведении социально-правовой реабилитации специалисты уделяют жизнеустройству детей. Приоритетным является устройство детей в семью. При решении этого вопроса возможны следующие варианты:

Восстановление семейных отношений детей и биологических родителей.

Подбор семей – усыновителей

Решение вопроса опеки или попечительства

Устройство ребёнка в стационарное учреждение

    Постоянная реабилитационная защита ребёнка

После устройства ребёнка осуществляется социальный патронаж.

К сожалению, в пермской области данная практика ведётся только в 45% случаев. В результате – большая часть детей возвращается обратно в учреждение.

3. Социальная реабилитация инвалидов.

Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Целью реабилитации являются:

    восстановление здоровья, трудоспособности, личностного и социального статуса инвалидов,

    достижение ими материальной и социальной независимости,

    интеграция и реинтеграция в обычные условия жизни общества.

Конкретные реабилитационные задачи определяются особенностями заболевания, характером и степенью нарушенных функций, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности инвалида. В одних случаях они могут быть относительно простыми (обеспечение слуховым аппаратом слабослышащего и обучение пользоваться им), в других более сложными о включать комплекс различных по характеру и направленности реабилитационных мероприятий (трудотерапию, психотерапию, протезирование, пере бучение, помощь в трудоустройстве и др.).

В соответствии с классификацией ВОЗ реабилитация инвалидов включает в себя :

- медицинскую реабилитацию , которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

- профессиональную реабилитацию, которая состоит профессиональной ориентации, профессионального образования, трудоустройства и профессионально-производственной адаптации

- социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой и социально- бытовой адаптации.

В комплексе реабилитационных мероприятий важное место отводится психологическим аспектам реабилитации, которые имеют исключительно важное значение.

Система реабилитаций инвалидов включает в себя следующие взаимосвязанные составляющие элементы:

1) научные взгляды, идеи и представления;

2) законодательную и нормативную базу в области реабилитации инвалидов

З) научные и научно-технические разработки;

4) совокупность мер, средств, приемов и методов реабилитации;

5) программы реабилитации, и тон числе: на федеральном уровне - федеральную базовую программу реабилитации инвалидов; на региональном уровне - региональные базовые программы и региональные комплексные (или целевые) программы реабилитации инвалидов, на индивидуальном уровне - индивидуальную программу реабилитации

б)реабилитационную службу, включающую реабилитационные и реабилитационного типа учреждения и организации разной ведомственной подчиненности (здравоохранения, общего и профессионального образования, культуры, труда и социального развития и др);

7) органы управления государственной службой реабилитации;

8) реабилитационную индустрию;

9) общественные организации инвалидов и организации, защищающие права инвалидов;

10) систему информационного обеспечения проблем инвалидности и инвалидов и др.

В процессе реабилитации выделяется три этапа:

1) этап восстановительного лечения (восстановления биомедицинского статуса), направленный на восстановление нарушенных функций и здоровья больных и инвалидов. По данным экспертов ВОЗ у 87% больных реабилитация заканчивается на первом этапе, когда больной в результате восстановления или полной компенсации нарушенных функций возвращается к обычной деятельности;

2) этап социализации ила ресоциализации (восстановления индивидуально-личностного статуса), направленный на развитие, формирование, восстановление или компенсацию социальных навыков и функций обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок индивида;

З) этап социальной интеграции или реинтеграции (восстановления социального статуса), направленный на оказание содействия и создание инвалидам условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе и наравне с другими членами общества.

Каждый из этапов реабилитации имеет свои конкретные цепи и задачи, отличается мерами, средствами и методами реабилитационного воздействия.

Для осуществления и контроля за реабилитационным процессом инвалида разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалидов (ИПР).

ИПР - разработанная на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и по реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

ИПР может включать как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых может принять участие сам инвалид либо другие лица или организации.

Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Степанова В. Г. О проблемах реабилитации социально-психологического здоровья несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1171–1175..htm.

Аннотация. В статье рассматриваются причины нарушения социально-психологического здоровья несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Раскрывается опыт деятельности Социально-реабилтационных центров для несовершеннолетних (СРЦН) по реабилитации и сохранению здоровья детей и подростков в условиях специализированного учреждения. Представлен алгоритм возможного позитивного взаимодействия специалистов с дезадаптированными детьми.

Текст статьи

О ПРОБЛЕМАХ РЕАБИЛИТАЦИИ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Степанова Валентина Григорьевна, заведующая научнометодической службой специалист высшей квалификационной категории Государственное бюджетное специализированное учреждение Архангельской области «Северодвинский социальнореабилитационный центр «Солнышко», г. Северодвинск, Россия

Problems rehabilitated social and psychological health of minors in difficulty

Valentina Stepanova,head of scientificmethodical servicespecialist of the highest qualification categoryState budget a specialized agency of the Arkhangelsk region "Severodvinsk social rehabilitation center" Sun ", Severodvinsk, Russia

Аннотация

В статье рассматриваютсяпричины нарушения социальнопсихологического здоровья несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Раскрывается опыт деятельности Социальнореабилтационных центров для несовершеннолетних (СРЦН) по реабилитации и сохранению здоровья детейи подростков в условиях специализированного учреждения. Представлен алгоритм возможного позитивного взаимодействия специалистов с дезадаптированными детьми.Ключевые слова: дезадаптированный, социальнореабилитационный центр, социальное здоровье, психологическое здоровье, реабилитация.AnnotationThe article deals with the reasons of violation of social and psychological health of minors in difficult situations. Disclosed experience of Social reabiltatsionnyh centers for juveniles (SRTSN) to rehabilitateand preserve the health of children and adolescents in a specialized institution. The algorithm of the possible positive interaction specialists disadvantaged children.Keywords: disadvantaged, social rehabilitation center, social health, mental health, rehabilitation.

Лучший способ сделать детей хорошими –это сделать их счастливыми ОСКАР УАЙЛЬД

В социальных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, таких как: социальнореабилитационный центр (СРЦН), приют и центр помощи детям временно находятся дети в основном из неблагополучных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Опыт деятельности специализированных учреждений для детей и подростков показывает, что наиболее эффективной формой комплексной реабилитации несовершеннолетних является СРЦН, так как возможности оказания разносторонней помощи семьям с детьми, оказавшимся в сложной жизненной ситуации значительно шире, чем в других социальных учреждениях. Реабилитационные мероприятия осуществляются стационарно, а те несовершеннолетние, которые ещё не утратили связи с семьёй, также получают в центре разнообразную социальную, психологическую, педагогическую помощь и интересно проводят свободное время. Социальный статус большинства детей крайне тяжёл. Они не имели возможности полноценно освоить роль члена семьи. Если проранжировать причины поступления детей в центр, то складывается следующая картина: 1е место –лишениеродительских прав; 2е место –уклонение родителей от воспитания; 3е место –пребывание родителей в местах заключения; 4е место –неспособность опекуна справиться со своими обязанностями; 5е место –смерть родителей.Социальный статус детей по показателям нашего центра довольно типичен и для других учреждений этого вида и позволяет судить о горьком социальнопсихологическом опыте, который приобретают дети в собственной семье, о причинах утраты ребёнком семейных связей.Подорваны связи детей с другим важнейшим институтом социализации –школой. Наши наблюдения показывают, что из всех поступивших детей в центр есть дети, которые не посещают школу полгода, год и более, имели место единичные случаи, когда мальчишки никогда не учились в школе и, дожив, до 15 лет не умели ни читать, ни писать. Специалисты центра фиксируют рост школьной дезадаптации детей, который вызван, с одной стороны дистанцированием школы от социальных, педагогических, психологических проблем неблагополучных семей и трудных детей, с другой –недостатками превентивной практики: поздним выявлением социально неблагополучных семей заинтересованными ведомствами. Отношение воспитанников центра к школе чаще всего негативное. Возможно, предположить, что новые образовательные стандарты, в которых главным и приоритетным для школы станет оказание детям только образовательных услуг, вряд ли будут способствовать решению воспитательных задач, определяющих социальнопсихологическое развитие каждого ребёнка. Для безнадзорных подростков характерна низкая степень социальной нормативности. Они живут не по тем нормам, которые считаются в обществе нравственными, а по законам стаи. Им неведома дружба, которая является важнейшей потребностью нормального подросткового детства. Здесь ценят физическую силу, изворотливость, злость, власть над другими, умение найти выход из любого щекотливого положения, держать язык за зубами. Приняв от взрослых полную меру жестокости, подростки и сами ожесточаются. Искажение ценностных ориентаций отражается в мотивах поведения подростков. Исследователи отмечают наличие у воспитанников трёх групп ведущих мотивов:1)узкопотребительские устремления;2)желание развлечься, показать силу, ловкость, смелость, утвердить себя в глазах окружающих;3)желание добыть средства для приобретения спиртного, сигарет; месть, озлобление, хулиганство –стойкие поведенческие проявления подростков.Отличительная черта подростков, попадающих в СРЦН, отсутствие мотивов, связанных с временной перспективой, более или менее отдалённым будущим. Их эмоциональное состояние и поведение определяется главным образом сиюминутными событиями. Здесь сказывается и печальный опыт, приобретённый в семье, где жили одним днём, и опыт их автономной жизни, когда решение сиюминутных проблем было основополагающим для выживания. Учёные квалифицируют такое явление как «социогенный инфантилизм». Порождённый опытом предшествующей жизни в условиях центра, он легко может трансформироваться в социальное иждивенчество. У подростков с отклоняющимся поведением наблюдается искажённое или суженное представление о мире, незначительный багаж знаний, страдающий существенными проблемами и несоответствующий возрасту. Интеллектуальные интересы бедны, учебные умения и навыки не развиты. Подростки как бы заново проживают утерянное детство, и это также следует учитывать при организации реабилитационного процесса. Эти дети не ощутили радости познания мира, учение для большинства было источником негативных переживаний и унижений, поэтому их рациональный опыт неполноценен, их кругозор ограничен. Серьёзной проблемой в социальнопсихологической реабилитации детей и подростков, оказавшихся в центре, является искажённое представление их о самом себе. Ребёнок растёт в социально нездоровой среде, не чувствует со стороны окружающих поддержки и заинтересованного внимания. Он лишён социального одобрения, а именно на этом этапе личностного развития оно крайне необходимо для формирования чувства собственной ценности и собственного достоинства. Поскольку в школе успеваемость является главным параметром, по которому учителя судят об ученике, то и здесь подросток из неблагополучной семьи, как правило, не может обрести столь необходимого ему чувства собственной ценности. Надо признать и тот факт, что и в центре, чаще всего подросток не получает должной психологической поддержки, не находит взаимопонимания со взрослыми: в школе его попрежнему ругают за плохие оценки и пропуски уроков, а беседы специалистов с учителями не приносят желаемого результата, его отсутствие на занятиях становится регулярным.. Вопрос: «Как помочь ребёнку повысит свой ученический статус?»,практически не обсуждается. Положение осложняется ещё и тем, что школа, воспользовавшись дозволением ныне действующего закона «Об образовании», выставляет подростка на улицу, предопределяя тем самым дальнейшее усугубление его социальной дезадаптации. Замечено, что при социальной дезадаптации детей наибольшему срыву подвержены коммуникативные связи подростков. Без их возрождения трудно восстановить и важнейшие виды деятельности –познавательную, трудовую, игровую, ибо элемент общения присутствует в каждой из них. Трудности в общении подростков имеют глубокие корни, идущие, как правило, из раннего детства, в котором они были лишены нормального контакта с матерью и психологической защиты с её стороны. На основании выше сказанного напрашивается печальный вывод: контингент СРЦН –это, как правило, дети, выросшие без любви, внимания и заботы. У этих детей отсутствует чувство соиальнопсихологической защищённости, что ослабляет потребность в общении, деформирует её или даже редуцирует. Итак, можно продолжить анализировать социальнопсихологичесие особенности детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, но, осознавая, содержание уже вышеизложенного становится понятным, что дети фактически являются заложниками неблагоприятного социума, в котором они находятся длительное время, где катастрофически разрушается у детей социальное и психологическое здоровье. Согласно определения ВОЗ психологическое здоровье–это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой творческий потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, также вносить вклад в жизнь своего общества. Социальное здоровье–это оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества. В.В.Козлов предлагает педагогическое определение. Социальное здоровье–это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности, в оптимальных социальных условиях микро и макро среды (семье, классе, школе, социальной группе) Исходя из представленных определений, анализа социальнопихологических особенностей детей и подростков, учитывая показатели социального и психологического здоровья воспитанников СРЦН можно сделать вывод, что у наших детей сберегать здоровье не приходится, так как оно с раннего возраста искалечено, правильнее будет заботиться о реанимировании их социальнопсихологического здоровья, восстановлении сохранившихся родственных связей. Тесное взаимодействие социальноправовой и психологической служб позволяет в значительной степени скорректировать личностное развитие дезадаптированных детей, оздоровить их социум. В настоящее время пять наших бывших воспитанников учатся в ВУЗах, четверо –в Колледжах, 15 –закончили ПУ, получили различные рабочие специальности, 16 успешно воспитываются в замещающих семьях, почти со всеми детьми и их новыми семьями поддерживается постоянная связь. И всётаки надо заметить, что эффективность восстановления социального и психологического здоровья воспитанников специализированных учреждений оставляет желать лучшего. На наш взгляд имеют место ряд объективных причин, обуславливающих проблему реализации здоровьесберегающих технологий в условиях СРЦН:

специфика работы учреждения требует особой подготовки социальных педагогов, педагоговпсихологов и других специалистов для успешного взаимодействия с детьми и подростками, имеющими катастрофически низкий уровень социального и психологическогоздоровья. В СРЦН работают в основном специалисты, пришедшие из системы образования, которые не всегда владеют современными способами воздействия на дезадаптированных детей и подростков;

эмоциональные ожидания специалистов (особенно педагогов) часто не совпадают с ответным чувством к ним воспитанников. От нежного и внимательного отношения воспитателя к несовершеннолетним педагог ждал адекватную обратную реакцию, но, к сожалению, не всегда это имеет место быть у детей, которые не доверяют взрослым и ждут отних только неприятностей и непонимания, отсюда внутренняя обида с той и другой стороны;

незнание специалистами социальнопсихологических особенностей дезадаптированных детей и подростков как следствие приводит порой к беспомощности, разочарованию, непониманию чтолибо изменить, часто наступает синдром эмоционального выгорания. К.Ефремов, Л. Герасимова и О.Лаврова предлагают способы борьбы с этим явлением, а отдельные исследователи высказывают мысль, что самый оптимальный срок работы в СРЦН и ему подобных учреждениях 45 лет. Тем не менее, у нас есть специалисты, которые работают непосредственно с дезадаптированными детьми 10 и более лет;

отсутствие кадровой стабильности не позволяет систематизировать реабилитационный процесс, своевременно диагностировать социально –психологические проблемы воспитанника. Частая сменяемость специалистов в основном определяется низкой заработной платой и существенными эмоциональными издержками. Мы попытались смоделировать приёмы, которые помогают восстановлению социальнопсихологического здоровья детей в условиях специализированного учреждения. Несмотря на кажущуюся простоту этих приёмов, их нелегко применять, каждодневно общаясь с дезадаптированными детьми. Постарайтесь мысленно соотнести их с тем, как вы взаимодействуете с несовершеннолетними, самоанализ помогает сделать оптимально правильный выбор.1.Уделяйте постоянное, регулярное, целенаправленное внимание каждому ребёнку. Общаясь с ним, старайтесь находиться на его уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на вас снизу вверх.2.Запомните, как зовут каждого ребёнка, и чаще используйте его имя в общении с ним. Это помогает воспитать в нём чувство собственного достоинства: ведь имя выделяет его из общей среды, ребёнок начинает осознавать себя значимой личностью.3.Покажите, что вы признаёте и уважаете личное физическое и эмоциональное пространство каждого ребёнка, его права и чувства. Дайте понять, что у вас есть собственное личное пространство, это поможет ребёнку определить границы своего. Особенно чувствительны дети, подвергшиеся сексуальному и физическому насилию. Их обязательно надо учить защищать личное пространство и в отдельных случаях говорить «нет» взрослым. И только если почувствуете, что и вы, и ребёнок готовы к физическому контакту, можно позволить себе обнять его, погладить, но и то в особых случаях эмоциональной близости с ним.4.Старайтесь различать личность ребёнка и его поведение. Это в равной степени применимо и к детям с нормальным поведением. Избегайте общих оценочных категорий: «Ты такой хороший (плохой) мальчик», фиксируйте внимание ребёнка на конкретных результатах его действий и поступков. Поскольку, воспитанники СРЦН вообще имеют заниженную самооценку, очень важно в общении с ними фиксировать их малейшие достижения и успехи, хорошие слова и поступки,чтобы они перестали относиться к себе, как к плохим, научились принимать себя и поверили в доброе отношение к ним взрослых. Как можно чаще выражайте одобрение желаемому поведению ребёнка. Ребёнок только тогда захочет измениться, когда поверит в себя, в свои силы и возможности, в то, что взрослые любят и принимают его таким, какой он есть, со всем его прошлым, его сегодняшними проблемами и переживаниями.5.В общении с ребёнком избегайте какихлибо сравнений его со сверстниками, потому что они в силу своей заброшенности и ненужности, очень ревниво и болезненно реагируют, если при них хвалят других, воспринимают похвалу другому как проявление нелюбви к нему самому. Лучше сравнивать поведение ребёнка вчера с его поведением сегодня, акцентируя внимание на положительных моментах: «Сегодня у тебя это получилось лучше, чем вчера».6.Если вы вербально и эмоционально отреагировали на положительные проявления ребёнка, а негативные проявления в его поведении всё же проявляются, то ваша реакция должна быть достаточно нейтральной и даже без эмоциональной. Исключите любую экспрессию на своём лице, избегайте контакта глазами, оставайтесь молчаливыми. Надо помнить, что дети часто сознательно совершают плохие поступки с единственной целью –добиться внимания взрослых любой ценой.Дайте понять ребёнку, что наиболее эффектный способ заслужить вновь ваше доверие –это вести себя хорошо.7.Не делайте за детей то, что они могут сделать сами.8.Старайтесь предвидеть возможные сложности и помогайте детям избежать их. Лучше сразу провести ребёнка через успех, чем реагировать потом на его неудачи, рассчитывая, что он научится на своих ошибках.9.Потребность поплакать –естественная потребность человека. Часто дети плачут, чтобы освободиться от гнева и боли. Не пытайтесь остановить ребёнка привычным для взрослого путём, просто взяв его за руки и говоря: «Не плачь, всё нормально». Раз он плачет, значит, не всё у него нормально. Попробуйте вместе с ним понять причину его состояния, помочь ему, а если это необходимо, дайте возможность выплакаться.10.

Старайтесь чаще ставить ребёнка в ситуацию выбора. В ситуации выбора ребёнок может сделать то, что ему изначально делать не хотелось. Например, если младший подросток не желает делать уроки, привык, что его всегда уговаривают, можно спросить его: « Помоему тебе надо заменить ручку. Тебе, какая ручка больше нравится оранжевая или синяя?». Но не предлагайте ребёнку выбор там, где его нет.11.Не давайте обещаний, которые не можете выполнить. Каждый раз держите данное слово. Если вы по какойто причине не смогли выполнить то, что обещали, объяснитесь, попросите прощения, это не унизит, а повысит ваш авторитет в глазах ребёнка.12.

Примите к сведению деформированность социальнопсихологического опыта детей из неблагополучных семей. Постарайтесь не реагировать болезненно на оскорбительные или другие неблаговидные выпады детей, не отвечать им тем же, так как это только усугубит конфликтную ситуацию. Лучше без комментариев показать, как вы огорчились, обиделись на незаслуженное оскорбление и вернуться к обсуждению поступка тогда, когда ребёнок успокоится и будет расположен к разговору. Найдите веские аргументы, осуждающие такое поведение воспитанника, избегайте излишней морализации и ответных унижений. Возможно, воспитанник сам подойдёт к вам после осмысления случившегося. Специализированные учреждения, такие как СРЦН создавались в 90е годы прошлого века, как спасательные для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Успешность реабилитации, сохранности и реанимации социального и психологического здоровья несовершеннолетних во многом зависит от слаженности взаимодействия всех служб центра: педагогической, психологической и социальноправовой. Библиография 1.Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. –М., «Просвещение»,1988.2.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. –М., 1993.3.Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой. –М., 1993.4.Семья как объект социальной работы / под общ. Ред. Е.П. Тонконогой. –СПб.: Издво СПбГУП, 2006. –204 с. (Новое в гуманитарных науках;)5.Социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Г.М. Иващенко, Л.С. Алексеева и др. М., «Просвещение», 2002. (Президентская программа «Дети России»).6.Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей: содержание и организация деятелности: Пособие для сотрудников центров /Под ред. Г.М. Иващенко. –М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. –192 с.

1

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста правонарушений среди несовершеннолетних, повышение эффективности профилактической и реабилитационной работы. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена, прежде всего тем, что в сферу организованной преступности втягивается все большее и большее число несовершеннолетних, а криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления. Такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социальной стабильности и безопасности.

С целью повышения эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в отделении по делам несовершеннолетних межмуниципального отдела МВД России «Шуйский», города Шуя Ивановской области был разработан проект «Назад в будущее».

Обоснование актуальности проекта.

В 2012 году в Ивановской области г. Шуя удельный вес правонарушений среди несовершеннолетних вырос по сравнению с 2011 г. По занятости правонарушителей - это учащиеся и неработающие несовершеннолетние, по возрастной характеристике - доминируют подростки в возрасте 16-17 лет. Кражи - основной вид правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в 2012 году. Таким образом, преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. Необходимо повышение эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в условиях отделения по делам несовершеннолетних межмуниципального отдела МВД России.

Цель проекта: социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей.

  1. Развитие системы межведомственного взаимодействия между органами внутренних дел, отделениями по делам несовершеннолетних, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, социально-реабилитационными центрами, образовательными организациями, органами опеки и попечительства и социальными службами города с целью социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.
  2. Психологическая и социальная помощь несовершеннолетним.
  3. Профориентация и помощь в трудоустройстве несовершеннолетних.

Сроки реализации: 1 год

Механизмы реализации. Отделение по делам несовершеннолетних взаимодействует с различными структурами: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательные организации, органы опеки и попечительства, социально - реабилитационные центры, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (СУВУЗТ), центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) и др.

Критерии оценки эффективности: восстановление утраченных или нарушенных семейных и социальных связей, отношений и функций, а также реадаптация несовершеннолетних правонарушителей с учетом возрастных и психосоциальных особенностей личности.

Предполагаемые конечные результаты:

  1. Более половины несовершеннолетних правонарушителей улучшат своё психоэмоциональное состояние и социальный статус.
  2. Не менее половины несовершеннолетних правонарушителей вернутся в образовательные организации, устроятся на работу.
  3. Более половины несовершеннолетних правонарушителей усовершенствуют свои социальные навыки и повысят свой уровень осведомлённости о правах и обязанностях.

Библиографическая ссылка

Супрунович Д.С., Седова С.С. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 59-60;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5556 (дата обращения: 30.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»