Современные способы изучения океанов и морей. Современная стратегия исследования и освоения мирового океана
В нашей стране начало изучению Мирового океана положил Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Он изобрел ряд приборов для мореходства, океанографии, геодезии, метеорологии. Особенно большое значение имел прибор для измерения морских течений. В 1761 г. Михаил Ломоносов составил классификацию морских льдов, а двумя годами позже - описание Северного Ледовитого океана. Он научно обосновал идею возможности освоения Северного морского пути.
Ранние русские исследования далеких северных и восточных морских путей в XVII
-XVIII
в.в, осуществлены экспедициями, снаряженными по указу Петра
I
. Экспедиция адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770-1846) и адмирала Юрия Фёдоровича Лисянского (1773-1837) на парусных судах «Надежда» и «Нева» в 1803-1806
гг. начались кругосветные плавания русских кораблей для изучения и освоения Мирового океана.
В результате проведенных исследований уточнена карта мира, открыт ряд островов, собран богатейший научный материал, подробно изучены обширные районы Тихого океана .
В 1815-1818 гг. состоялась кругосветная экспедиция Отто Евстафьевича Коцебу (1788-1846) на шлюпе «Рюрик» , открыл в Тихом океане 399 островов и к юго-востоку от Берингова пролива - залив Коцебу. В экспедиции принимал участие известный русский физик (при рождении Генрих Фридрих Эмиль Ленц. Были проведены большие научные работы в Тихом океане, в том числе многочисленные этнографические исследования на островах тропической зоны Тихого океана.
Русский мореплаватель, географ, исследователь Арктики, адмирал (1855), президент Академии Наук в 1864-1882. Фёдор Петрович Литке (1797- 1882) описал западное побережье Новой Земли, Баренцево и Белое моря. Совершил два кругосветных плавания - в 1817-1819 и 1826-1829 гг., во время которых исследовал Камчатку, Чукотку, Каролинские острова, острова Бонин; составил атлас и описание своих путешествий, Ф. П. Литке - один из создателей Русского географического общества. В его честь была учреждена золотая медаль.
В 1819-1921 гг. состоялась экспедиция двух шлюпов - «Восток» под командованием Фаддея Фаддееевич Беллинсгаузена (1779-1852) знаменитого российского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды и «Мирный» под командованием Михаила Петровича Лазарева (1788-1851).
Они плыли в направлении к Южному полюсу, чтобы решить древнюю загадку о южном материке. Преодолев огромные трудности плавания под парусами в ледовой обстановке, корабли подошли к Антарктиде
. 10 января 1821 г.
моряки «Мирного» и «Востока» одновременно увидели остров. Его назвали островом Петра
I
.
29 января 1821 году был обнаружен берег Антарктиды
; ему дали название Берег Александра
I
.
Так было сделано величайшее географическое открытие
XIX
в.- открытие шестого материка —
Антарктиды.
За время плавания Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева
был собран богатый океанологический материал, главным образом в широтах южного полушария, особенно в водах Антарктики.
Наши отечественные экспедиции XIX в., совершаемые на парусных кораблях, имели большое значение для исследования Мирового океана.
В 1815 г. Иван Фёдорович Крузенштерн на основании русских исследований составил первый «Атлас Южного моря» (Тихого океана). Русские моряки и ученые осуществили 25 кругосветных плаваний, впервые описали межпассатное противотечение в Тихом океане. Были открыты и другие течения, собраны разнообразные ценные сведения по океанологии. Отмечены на карте громадные пространства почти неизвестных тогда областей на севере и юге Тихого океана; много исправлений внесено в карты других океанов и морей.
За рубежом летопись современной океанологии ведется со времени трехлетней экспедиции английского судна «Челленджер», совершившего кругосветное плавание в 1872-1876 гг
. Организатором специальной научноисследовательной экспедиции на «Челленджере» был Чарлз Томсон.
Собранные экспедицией научные материалы о Мировом океане обрабатывались и изучались в течение 20 лет. Издание результатов исследований закончилось в 1895 г. и составило 50 больших томов, которые и в настоящее время имеют важное значение в познании океана. Экспедиция дала много новых сведений о физических, химических и биологических явлениях и процессах, происходящих в океане.
Из замечательной плеяды русских океанографов конца
XIX
в. и начала
XX
в. особо выделяется имя Степана Осиповича Макарова (1848- 1904)
- океанографа, полярного исследователя, кораблестроителя, вице-адмирала флотоводца, изобретателя и теоретика кораблестроения, неутомимого исследователя океанов и морей. Его девиз был: «В море - значит дома». Он является одним из основоположников отечественной океанологии
. В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку. В 1886-1889 гг. парусно-моторный корвет «Витязь» под командованием С. О. Макарова
совершил кругосветное плавание, во время которого проводились океанографические наблюдения и исследования по всем маршрутам плавания.
За три года плавания была выполнена громадная научная работа. Проведенные океанологические исследования описаны в книге «Витязь» и Тихий океан», изданной в 1894 г . и известной теперь во всем мире. Заслуги экспедиции высоко оценены мировой наукой. Название «Витязь» выгравировано на фронтоне Океанографического института в Монако среди названий десяти, самых знаменитых кораблей, с которыми связано изучение и освоение Мирового океана.
Степан Осипович Макаров был также полярным исследователем. С первого в мире мощного ледокола «Ермак»,
построенного по проекту Степана Осиповича Макарова, в течение ряда лет изучались льды арктического бассейна и глубины океана, велись магнитные и другие наблюдения. На борту «Ермака» тщательно исследовались механические свойства морского льда, его строение, плотность. Труд С. О. Макарова «Ермак» во льдах»
- настольная книга каждого современного океанолога.
В начале XX
в. развернулись работы по всестороннему океанографическому изучению рыбопромысловых районов Мирового океана. Важное место среди них занимают работы руччкого зоолога Николая Михайловича Книповича (1862-1939} в Баренцевом море
, положившие начало систематическому комплексному изучению северных морей. Работал над изучением фауны и физической географии Белого моря.
Итоги русских дореволюционных исследований подведены в капитальном труде русского и советского океанографа и географа Юлия Михайловича Шокальского (185 G -1940) «Океанография», изданном в 1917 г.
10 марта 1921 г. вышел декрет за подписью В. И. Ленина об организации океанографического учреждения, названного Плавучим морским научно-исследовательским институтом (Плавморнин). Позднее он преобразован в Полярный НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. Институт разместился в Мурманске. В его задачу входило всестороннее и планомерное исследование северных морей, их островов, побережий, биологических и других ресурсов моря. Обслуживало институт первое советское научно-исследовательское судно «Персей» - небольшое (водоизмещением 550 т), но хорошо оборудованное, с несколькими научными лабораториями,
В 20-е и 30-е годы главные усилия советских океанологов были направлены на комплексное изучение морей, омывающих берега СССР.
Материалы исследований второго Международного Полярного года позволили сделать важные научные и практические выводы относительно повышения точности ледовых и погодных прогнозов для развития морского промысла на Крайнем Севере.
Огромный интерес в мире вызвала экспедиция на ледокольном пароходе «Сибиряков», впервые в истории совершившая в 1932 г. за одну морскую навигацию сквозное плавание по Северному морскому пути от Архангельска до Владивостока. Был проложить путь, который несколько столетий пытались найти многие мореплаватели.
Тридцатые годы были годами освоения Арктики и Северного морского пути. Многочисленные экспедиции, том числе и под руководством известного геофизика и географа Отто Юльевича Шмидта (1891 -1956),
по широте научных программ, важности их результатов для народного хозяйства и науки и в то же время по сложности природных условий, в которых они проводились, практически не имели себе равных. Особенно выделяются два события: работа первой дрейфующей научной станции «Северный полюс» в 1937-1938 гг., которую позднее стали называть «СП-1», и дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов» в 1937-1940 гг.
К 1937 г. накопилось значительное количество сведений о характере и режиме ледяного покрова, о погоде на окраинных морях Арктики. Но почти не было сведений о природных явлениях в Центральной Арктике, что задерживало освоение Северного морского пути. Это «белое пятно» и должна была исследовать высаженная на льдину научная станция «СП-1». В составе станции работали полярники - Иван Папанин, Пётр Ширшов, Евгений Федоров и Эрнст Кренкель. Исследователи проводили промеры глубин Северного Ледовитого океана, при этом впервые была установлена глубина океана в районе Северного полюса , на разных горизонтах измеряли температуру, течения , изучали состав воды, определяли силу тяжести, вели метеорологические, магнитометрические, биологические и другие наблюдения. Результаты работы станции «СП-1» опровергли многие представления ученых мира об Арктике.
Было установлено, что в районе Северного полюса островов и земли нет, но жизнь есть . Установлены совершенно новые закономерности в погодных явлениях и атмосферных процессах Центральной Арктики. Среди Ученых существовало мнение, что в течение всего года над полярным бассейном держится устойчивая холодная погода с высоким давлением - так называемая «шапка холода». Оказалось, что в районе полюса циркулирует относительно теплая масса воздуха, а циклоны возникают так же часто, как и на материке, принося неустойчивую погоду, дожди, снег, туманы, сильные ветры.
В 1937 г. близ Новосибирских островов были зажаты льдами ледокольные пароходы «Садко», «Малыгин» и «Георгий Седов»
. Ледоколу «Ермак» удалось вывести из ледового плена «Садко» и «Малыгина». Ледокол «Георгий Седов» вместе с дрейфующим льдом пересек весь Центральный арктический бассейн и в 1940 г. был вынесен в Гренландское море
. Простому ледокольному пароходу, не подготовленному к условиям продолжительного ледового дрейфа, удалось не только повторить всемирно известный дрейф на Фраме. Фритьоф Нансен (1893-1896 гг.)- норвежский полярный исследователь, учёный-зоолог, основатель новой науки - физической океанографии,
но и ближе подойти к Северному полюсу. В высоких широтах «Георгий Седов» пробыл вдвое дольше, чем норвежский «Фрам», и в три раза, чем станция «СП-1». Советским морякам «Георгия Седова
» под командованием капитана К. С. Бадигина
удалось преодолеть трудности ледового дрейфа.
Полученные в итоге дрейфов «СП-1» и «Георгия Седова» научные данные сыграли важную роль в развитии арктического мореплавания и превращения Северного морского пути в действующую транспортную магистраль.
Послевоенный период знаменуется интенсивным, широким и всесторонним изучением всех районов Мирового океана. Был создан ряд научных учреждений океанологического профиля. Один из участников дрейфа станции «СП-1» Пётр Петрович Ширшов
организовал и возглавил Институт океанологии Академии наук СССР. Сейчас институт носит его имя.В 1949 г. было спущено на воду экспедиционное исследовательское судно этого института «Витязь»-
флагманом советского научно-исследовательского флота. Изучая природу, раскрывая ее сокровенные тайны, он побывал в неизведанных районах Мирового океана, подходил к берегам далеких островов, исследовал наибольшие глубины, был в «Бермудском треугольнике», шел навстречу тайфунам и штормам.
На первом «Витязе» плавал знаменитый русский ученый Николай Николаевич Миклухо-Маклай, российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870-1880-е годы).
На втором «Витязе» исследовал Тихий океан С. О. Макаров. Третий «Витязь» принимал участие во многих международных экспедициях. С третьим «Витязем » связана целая эпоха открытий и исследований в Мировом океане Во время экспедиции обнаружена жизнь на максимальных глубинах, открыты глубоководные хребты, желоба, горы, течения, определена наибольшая глубина Мирового океана.. Свой последний, шестьдесят пятый, рейс «Витязь»- совершил в 1979 г.
В 1982 г. вступил в строй четвертый «Витязь » - самое современное в мире научно-исследовательское судно, оснащенное по последнему слову науки и техники. На его борту имеются обитаемые и телеуправляемые подводные аппараты и другая глубоководная техника, позволяющая исследователям опускаться в глубины океана.
Наряду с «Витязем» тайны морей и океанов исследуют многие современные корабли науки: «Михаил Ломоносов», «Академик Курчатов», «Дмитрий Менделеев», «Академик Вернадский», «Академик Сергей Королев», «Космонавт Владимир Комаров»
и др. Их по праву называют современными научно-исследовательскими плавучими институтами.
Человек уже давно изучает океан, но всё равно океан хранит много тайн. Сложная конфигурация берегов, переменные глубины, меняющиеся погодные и климатические условия, другие земные и космические факторы, влияющие на природу океана,- все это затрудняет исследования. Не окончена даже его «инвентаризация». Специалисты ежегодно открывают и описывают новые подводные горы, ущелья, равнины, а также процессы и явления, происходящие в океане, открывают неизвестные науке виды животных и растений, обнаруживают новые минеральные богатства. На помощь исследователям глубин пришла космическая техника .
Какие науки изучают Мировой океан!
Изучением и исследованием Мирового океана занимаются Многие науки. Основные из них - — океанология, исследующая различные физические, химические, биологические, геологические процессы и их взаимосвязи с атмосферой. К океанологическим дисциплинам относят физику океана, химию океана, биологию океана и другие смежные дисциплины.
Физика океана - наука, изучающая закономерности взаимодействия океана и атмосферы (гидротермо-динампка, акустика и оптика океана, исследование его радиоактивности и электромагнитного поля в нем).
Химия океана - наука, устанавливающая закономерности обмена и трансформации химического вещества в океане и формирование его стабильности.
Биология океана - наука, выясняющая закономерности формирования и оценки биомассы и годовой продуктивности важнейших видов организмов, возможности управления биологической продуктивностью океана. Геология океана - наука о выявлении закономерностей развития геологических процессов на дне и под дном океана и формирования месторождений полезных ископаемых.
Океанография - наука, изучающая и описывающая физические и химические свойства водной среды, закономерности физических и химических процессов и явлений в Мировом океане в их взаимодействии с атмосферой, сушен и дном.
Один из разделов океанологии - морская гидрография . Она занимается изучением морского дна и возможностей использования морских природных ресурсов. В результате гидрогрвфических работ создаются морские плинглциониые карты и лоции (путеводители с рекомендованными курсами), описания берегов и портов, якорных стоянок, маяков и навигационных знаков; без этих пособий ни один корабль не выходит в море.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ДНА МИРОВОГО ОКЕАНА
Мировой океан-это не только вода, это целостное природное образование, своеобразный географический объект планетного масштаба. Как всякая тайна океан манил человека Ещё в древности люди пытались проникнуть в его глубины.
ПРОФИЛЬ ДНА МИРОВОГО ОКЕАНА ПРОФИЛЬ ОКЕАНИЧЕСКОГО ДНА
Первые исследования океана В 1920-е годы появились эхолоты. Это позволило определять океанскую глубину всего за несколько секунд по времени, истекшему между посылом звукового импульса и приемом отраженного дном сигнала. Новейшая система глубоководных промеров «Глория» появилась на судах, начиная с 1987 года. Эта система позволяла сканировать дно океана полосами шириной 60 м. Интенсивное исследование океана началось после Второй мировой войны. Открытия 1950 – 1960 гг., связанные с породами океанической коры, произвели революцию в науках о Земле. Американский лейтенант Дональд Уолш и швейцарский ученый Жак Пикар, в 1960 г. установили мировой рекорд погружения в самом глубоководном районе мира – в Марианском желобе Тихого океана (впадина Челленджера). На батискафе «Триест» они опустились на глубину 10 917 м, а в глубинах океана обнаружили необычных рыб. Но, вероятно, наиболее впечатляющими в более недавнем прошлом были события, связанные с крошечным батискафом США «Элвин», с помощью которого в 1985 – 1986 гг. изучались обломки «Титаника» на глубине около 4 000 метров.
Батискаф «Элвин», США
Океан изучают с помощь самых разнообразных средств – с кораблей, самолетов, из космоса. Применяют также автономные средства. В последнее время исследовательские корабли строятся по специальным проектам. Их архитектура подчинена единой цели – сделать наиболее эффективным использование приборов, опускаемых на глубину, а также применяемых при исследовании приводного слоя атмосферы. На кораблях широко представлена современная вычислительная техника, предназначенная для планирования экспериментов и оперативной обработки полученных результатов. Глубоководные исследования Мирового океана.
В Северо-Ледовитом океане наблюдения за соленостью и температурой воды, направлением и скоростью течений, глубиной океана ученые ведут с дрейфующих станций. Изучение глубин Мирового океана осуществляется с помощью разнообразных подводных аппаратов: батискафов, подводных лодок и т.п.
Современные аппараты: Подводный аппарат SEAL 5000 Глубоководный робот ROV KIEL 6000.
Маленькими шагами, но с большими усилиями ученые приобретают важнейшие знания, но уже стало ясно, что морские глубины сильнее влияют на всю планету, чем когда-либо предполагалось. Огромный мировой океан изучен совсем немного, и его предстоит изучать все более углубленно. Большая загадка в том, какие нас ждут открытия в будущем, которая понемногу приоткрывается перед человечеством благодаря исследованию мирового океана.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Презентацию подготовила: Ширина Динара Наильевна
Большую роль в изучении океана играют экспедиционные суда, оборудованные специальной аппаратурой, в частности для изучения океанического дна.
В Северном Ледовитом океане наблюдения за соленостью и температурой воды, направлением и скоростью течений, глубиной океана ученые ведут с дрейфующих станций.
Изучение глубин Мирового океана осуществляется с помощью разнообразных подводных аппаратов: батискафов, подводных лодок и т.п. Наблюдения за океаническими течениями, волнами и дрейфующими льдами ведутся также из космоса.
Загрязнения океанов
Космическая съемка Земли показывает, что 1/3 всей поверхности океана покрыта масляной нефтяной пленкой. Наибольшему загрязнению подвергается Тихий океан, в особенности у берегов Японии и США, где расположены крупные города и промышленные районы.
Признаки загрязнения вод и морских организмов промышленными отходами обнаружены даже у берегов Антарктиды. В крови пингвинов был обнаружен ядохимикат, вынесенный с полей через реки и моря в океан. Там он попал в организм рыб, которыми питаются пингвины.
Международные соглашения об охране вод океана призывают разумно использовать его богатства и охранять его неповторимую природу. В первую очередь это необходимо самому человеку.
Воды суши
Воды суши – материковые воды – часть водной оболочки.
На суше имеются пять типов скоплений воды : подземные воды, реки, озера, ледники, болота. Вода также присутствует в почве.
Объем всех поверхностных вод суши вместе с ледниками составляет около 25 млн км 3 , т.е. в 55 раз меньше объема океана. В озерах сосредоточено около 280 тыс. км 3 воды, запасы почвенной влаги – 85 тыс. км 3 ; в реках – 1,2 тыс. км 3 .
По В. И. Вернадскому , в земной коре содержится 1,3 млрд км 3 воды, но значительная ее часть химически связана с минералами.
Пресная вода гидросферы – источник жизни на Земле. Она находится в реках, озерах, водохранилищах, ключах, родниках, подземных источниках, ледниках.
Подземные воды
Подземные воды - это воды, находящиеся в порах, пустотах и трещинах горных пород в верхней части земной коры (до глубины 12-16 км).Образуются в основном путем просачивания атмосферных осадков и талых вод, и их накопления в порах, трещинах и пустотах горных пород. Подземные воды характеризуются различным химическим составом. По степени минерализации они могут быть пресными, таки рассолами, содержащими более 35г/л солей.
Подземные воды находятся в почве и горных породах верхней части земной коры.
Условия образования: достаточное количество атмосферных осадков, способность горных пород пропускать воду.
По отношению к воде различают водопроницаемые (песок, гравий), водонепроницаемые (глины, мерзлота) и растворимые (известняк, поваренная соль) породы . Вода легко просачивается через толщи песка, гравия, гальки. Пласты, состоящие из этих пород, называются водопроницаемыми . Пласты горных пород, которые не пропускают воду, называются водоупорными ; они состоят из глины, гранита, песчаника, глинистого сланца.
Так как верхняя часть земной коры имеет слоистое строение и слои могут состоять как из водоупорных, так и водопроницаемых пород, то подземные воды залегают слоями. Слои водопроницаемых пород, содержащие воду, называют водоносными .
По условиям залегания выделяют почвенные (залегают непосредственно у поверхности земли, в почве), грунтовые (залегают на первом водоупорном слое) и межпластовые (заключены между двумя водоупорными слоями) воды. Межпластовые воды питаются на участках, где нет верхнего водоупорного слоя; могут быть напорными, или артезианскими (если заполняют весь водоносный слой), и ненапорными.
Если водоносный слой находится между двумя водоупорными и эти пласты изогнуты в виде чаши, то вода в нижней части изгиба пластов будет находиться под напором. Из скважины, пробуренной в этом месте до водоносного слоя, начинает фонтанировать вода. Такие выходы подземной воды называются артезианскими колодцами .
Поверхность грунтовых вод называется уровнем грунтовых во. Высота уровня грунтовых вод зависит от многих факторов: 1) количества атмосферных осадков, 2) расчлененности местности, т.е. от количества и глубины оврагов и рек в данной местности, 3) от близости и полноводности рек и озер.
Если водонапорный пласт имеет наклон в ту или иную сторону, то вода начинает течь по нему в сторону наклона и обычно где-нибудь, чаще в долине, овраге, у подножия склона, выходит на поверхность. Место выхода грунтовой воды на поверхность называется источником , ключом или родником .
Естественные выходы подземных вод на поверхность - источники , могут быть холодными (до +20 ºС), теплыми (+20-37 ºС) и горячими (от +37 ºС).
В некоторых районах земного шара на поверхность земли выходит вода, содержащая повышенное количество растворенных веществ и газов. Такую воду называют минеральной .
Если грунтовые воды ежегодно пополняются и их количество остается неизменным, то межпластовые воды пополняются очень медленно, так как их накопление шло сотни и даже тысячи лет.
Реки
Река - естественный водный поток, текущий по одному и тому же месту постоянно или с перерывами.
Река – постоянный водный поток, текущий в разработанном им русле и питающийся главным образом атмосферными осадками.
Место начала реки - исток . Истоком служит озеро, болото, источник, бьющий из под земли родник, ледник. В высоких горах реки начинаются с ледников.
Если плыть по течению реки, то справа будет правый берег, а слева – левый.
Место, где река заканчивается, впадая в океан, море, озеро, - ее устье . Устья делят на дельты (много рукавов и протоков) и эстуарии (однорукавные). При впадении реки в море принесенный рекой песок, глина, гравий откладываются на дне, образуя дельту. Самую большую дельту в нашей стране имеет река Лена . Большие дельты также у рек Нил, Волга, Миссисипи.
Длина реки - расстояние от ее истока до устья. Одной из самых длинных рек считается – Нил (с Кагерой) – 6671 км, далее следует Янцзы – 6300 км.
Уклон реки - отношение разности высот двух пунктов к длине участка между ними.
Всякая река течет в понижении, которое тянется от истока реки до ее устья, - речной долине . Речная долина, состоит из русла, поймы и террас. Углубление в речной долине, по которому воды реки текут постоянно, называется руслом реки.
Во время розлива, чаще всего весной, когда тает снег, река выходит из берегов и затопляет пониженную часть речной долины – пойму .
Пойма – плоское, затопляемое во время половодья дно речной долины. Над поймой обычно поднимаются склоны долины, часто ступенчатой формы. Эти ступени называют террасами.
Террасы - повышенные части речной долины, не затапливаемые даже при наивысших уровнях воды в реке. Они возникают в результате размывающей деятельности реки (эрозии), вызванной понижением базиса эрозии.
Река вместе со всеми притоками, включая и реки, впадающие в притоки, образует речную систему . Название системы дается по названию реки. Все притоки несут воду в главную реку.
Территория, с которой река со своими притоками собирает воду, называется водосборным бассейном реки .
Бассейн реки – территория, с которой река со всеми притоками собирает воду.
Самая большая площадь бассейна у реки Амазонки в Южной Америке – свыше 7 млн км 2 .
Граница между бассейнами рек - водораздел .
Водораздел – линия раздела бассейнов двух рек или океанов. Обычно водоразделом служат какие -либо возвышенные пространства.
Территории материка, не имеющие стока в океан, называются бассейнами внутреннего стока . К ним относится, например, значительная часть Восточно-Европейской равнины в Евразии, по которой течет река Волга .
Все реки земного шара распределены между бассейнами четырех океанов.
Территорию, воды с которой стекают в тот или иной океан, называют бассейном данного океана.
Реки Африки принадлежат к бассейнам Атлантического (Нил, Конго, Нигер ) и Индийского (Замбези, Лимпопо ) океанов. Протянувшиеся вдоль западного побережья Южной Америки Анды служат водоразделом между бассейнами Атлантического и Тихого океанов . Все крупные реки Южной Америки несут свои воды в Атлантический океан . Это самая многоводная река мира – Амазонка , а также Парана и Ориноко .
Рельеф местности влияет на направление и характер течения реки. В зависимости от рельефа выделяют горные (быстрое течение, значительные уклоны, спрямленные глубокие долины) и равнинные реки (медленное течение, незначительные уклоны).
Горные реки, как правило, имеют стремительное, бурное течение. Они текут в узких скалистых долинах с крутыми склонами. Так, например, река Колорадо , берущая начало в Скалистых горах Северной Америки, образует Большой каньон – глубокую и узкую долину с отвесными берегами.
У равнинных рек, таких как Волга, Обь, Днепр , течение спокойное, довольно медленное, они сильно меандрируют, их долины не глубокие, но широкие, с хорошо развитой широкой плодородной поймой.
Страница 5 из 7
ИССЛЕДОВАНИЯ МИРОВОГО ОКЕАНА
Исследование, вернее недостаток его - одна из проблем Мирового океана. Знание может помочь человечеству решить множество задач, связанных как с использованием, так и с охраной океанских вод.
Человек стал осваивать Океан с незапамятных времён. Еще Александр Македонский (356 - 323 годы до н.э.) погружался в море в большом стеклянном сосуде, а в своих военных операциях прибегал к помощи ныряльщиков (например, при осаде Тира в 334 году до н.э.). Самые ранние упоминания о водолазных аппаратах относятся к 16 веку. Такие аппараты представляли собой лишенные дна колокола, в которые по трубам поступал воздух. Первый колокол, вмещавший в себя более одного водолаза был построен в 1690 году Эдмондом Галлеем (1656 - 1742 г.г.). Хорошо известный нам водолазный костюм с металлическим шлемом, сконструированный англичанином А.Зибе, еще в 1837 году широко использовался в подводных работах на глубине до 60 метров. В 1943 году Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели акваланг, который сделал водолаза значительно подвижнее.
В 1620 году Корнелиус Ван Дреббель построил первую подводную лодку, приводимая в движение двадцатью гребцами, она плавала по Темзе на глубине 5 метров. С 60-х годов нашего века подводные суда стали применяться для наблюдений и строительства; с 1973 года используются при подводной добыче нефти и газа для осмотра трубопроводов, ремонта и обслуживания платформ. Серьезные попытки исследовать большие глубины были начаты в 1930 году, когда у Бермудских островов Отис Бартон и Уильям Биб в батисфере - стальном шаре, опускаемом с корабля на тросе, погрузились до глубины 425 метров. 23 января 1960 года Жак Пиккар и Дональд Уолш в батискафе “ Триест" достигли глубины 10917 метров на дне впадины Челленджер в Марианском желобе.
Несмотря на то, что мореплавание имеет почти такую же длинную историю, как и сам человек, настоящие разносторонние исследования Океана начались только двести лет назад. Большой вклад внесли в океанографию тех времён Беринг, Лисянский, Беллинсгаузен, Крузенштерн, Лазарев, Литке, которые кроме чисто географических открытий, проводили также биологические изыскания, собирая научные коллекции, изучая растительный и животный мир Океана. В 1872-1876 годах английское судно «Челленджер» осуществило первую океанографическую экспедицию, которая принесла такое количество новых сведений, что над их обработкой пришлось потрудиться 70 ученым в течение 20 лет. Поистине этапным для мировой океанографии стало путешествие адмирала Макарова в 1886-1889 годах на корабле «Витязь». На фронтоне океанографического института в Монако «Витязь» назван среди десяти самых известных океанографических кораблей мира.
В ХХ веке, веке техники и электроники, подводные экспедиции получили новый импульс. Ведутся акустические, гидрологические, гидрохимические, геофизические, метеорологические и биологические наблюдения и исследования. Появились специальные научно-исследовательские суда, автономные буйковые станции, подводные лаборатории, разнообразнейшие батискафы и подлодки. Океан изучается как изнутри - на больших и малых глубинах, так и из космоса. Одной из самых известных программ изучения океана в ХХ веке были экспедиции Тура Хейердала. Эти международные экипажи построили по рисункам, найденным в Древнем Египте суда из тростника и папируса. Связав их особым способом, они совершили длительные морские переходы на кораблях" Ра-1 " и " Ра-2 ", доказав, что древние египтяне могли плавать на большие расстояния. Жак Ив Кусто со своей командой вносит огромный вклад в дело изучения океана. Его отчеты мы можем видеть по телевизору, а ученые пользуются его пробами и лабораторными исследованиями.
Интересы естествознания, использование минеральных ресурсов, прогноз стихийных бедствий, да и просто погоды, проблема искусственного регулирования биологической продуктивности требуют постоянного и обширного изучения Океана. Чтобы беречь этот резервуар жизни на планете, также и даже более чем необходимо его знать.