Главная · Сон · Свой среди чужих, или как помочь ребенку адаптироваться в новой школе. Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе

Свой среди чужих, или как помочь ребенку адаптироваться в новой школе. Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе

Школа – это база ребенка. Именно в школе дети учатся добиваться успеха. Адаптация в новой школе может оказаться весьма нервной и страшной для ребенка. Когда он идет в новую школу, он переживает о многом: о том, что совсем никого не знает, или о том, что ему не удастся влиться в коллектив. Он беспокоится о том, что просто может потеряться, или что учителя будут слишком строги к нему. Однако стоит ученику влиться в учебный процесс, как сразу появляются новые друзья, и жизнь налаживается. Для того чтобы процесс привыкания прошел легче, нужно как можно больше узнать о школе и основательно подготовиться к первому дню в новом учебном заведении. Кроме того, очень важно научиться заводить дружбу с одноклассниками.

Шаги

Знакомство с новой школой

    Устройте ознакомительной тур в новой школе. Прежде чем вы перейдете в новую школу, сходите туда вместе с родителями. Узнайте, где находится класс, в котором вы будете учиться, столовая, актовый зал, спортивный зал и другие важные места (в том числе и туалет!)

    Встретьтесь с вашими учителями. Встреча с новыми учителями позволит более плавно адаптироваться в новой школе. Представьтесь и улыбнитесь. Дружелюбность по отношению к учителям поможет переходу в новую школу. Разузнайте о них ключевые моменты: их имена, какой предмет они преподают и где они его преподают.

    Прочтите правила внутреннего распорядка. Если вы узнаете все особенности школьной политики заранее, вам будет проще приспособиться к новой школьной культуре. Школьный устав можно получить в самой школе или скачать его на школьном сайте. Прочтите информацию о правилах в школе вместе с вашими родителями. Если вам что-то будет непонятно, родители смогут пояснить вам те или иные моменты. Если в новой школе нет устава, прочтите свод правил.

    • В школьном уставе могут быть интересные факты о самой школе, которые помогут познакомиться со школой, ее историей, учениками и учителями поближе.
  1. Ознакомьтесь с учебным календарным годом. Будет полезно знать, на какие именно даты запланированы каникулы, короткие учебные дни или особенные дни, когда, к примеру, проходят спортивные соревнования. Отметьте эти дни в своем календаре. Так вы с предвкушением будете ожидать короткого учебного или выходного дня.

    Подготовьте школьные принадлежности. В школе или на сайте школы получите список необходимых предметов, постарайтесь купить все необходимое, прежде чем пойдете в школу.

    Хорошенько выспитесь. Первый день в школе вы должны встретить хорошо выспавшимся. Хороший отдых поможет избавиться от возможной нервозности. Постарайтесь поспать по крайней мере 8-9 часов, если вы старше 12. Если вам от 7 до 11 лет, поспите 10-11 часов.

    Плотно позавтракайте. Не переживайте на счет количества пищи, до обеда вам понадобится дополнительная энергия. Съешьте на завтрак продукты, содержащие белок, например, бутерброд с арахисовым маслом или яйца.

    Приготовьте школьную одежду. Перед первым днем в школе подготовьте необходимую одежду заранее вечером. Тогда утром вам не придется в спешке искать чистые брюки или второй туфель. Предварительная подготовка поможет начать день спокойно. У вас будет достаточно времени, чтобы представить себя в особенной школьной форме.

    • Если вы носите школьную форму, купите ее заранее и удостоверьтесь, что она сидит на вас хорошо. Хорошо сидящая одежда поможет чувствовать себя более уверенным, когда вы пойдете в новую школу.
  2. Отправляйтесь в новую школу пораньше. Убедитесь, что вы оставляете в запасе достаточно времени, чтобы добраться до школы. Наверняка, вам не хочется вбегать в класс после того, как прозвенит звонок. К тому же, если вы придете в школу пораньше, у вас будет возможность пообщаться с другими учениками и, если повезет, завести несколько новых друзей.

    Поговорите с вашими родителями о том, что вас беспокоит. Наверняка, у ваших родителей есть опыт перехода из одной школы в другую. Расспросите их о том, что они чувствовали, когда заводили новых друзей.

Приложите усилия

    Изучите правила школы. У каждой школы есть свой собственный набор правил, который помогает ученикам оставаться в безопасности и хорошо учиться. Возможно, в этой школе необходимо получить разрешение учителя, чтобы выйти в туалет во время урока. Изучение школьных правил поможет вам быстрее освоиться и избежать неприятностей.

    Делайте, что говорят учителя. Когда вы переходите в новую школу, следует очень внимательно относиться к инструкциям учителей. Не нужно быть подхалимом, но стоит постараться произвести на учителей хорошее впечатление. Это будет иметь большое значение во время освоения в новой школе.

    Выполняйте домашние задания и старайтесь преуспеть в школе. Если вы будете регулярно выполнять домашние задания и приложите достаточно усилий, то процесс адаптации пройдет гораздо быстрее. Процесс освоения новых школьных условий и так не прост, поэтому вам вряд ли захочется испытывать еще больший стресс из-за плохих оценок.

    Убедитесь в том, что вас перевели в нужный класс. При переходе в новую школу, у вас будут определенные оценки по школьным предметам, и вас отправят в определенный класс. В большинстве случаев это значит, что вас отправят в тот класс, который и должны. Например, если вы окончили в прежней школе четвертый класс, а документы в новую школу подаете летом, вы перейдете в пятый класс.

    • Если речь идет о старших классах, встретьтесь с директором, чтобы удостовериться в том, что вы в полном объеме изучали все предметы, которые необходимы для допуска к экзаменам и получения аттестата.
  1. Расскажите вашим родителям о том, что хорошего у вас было в школе. Когда вы привыкаете к новой школе, порой вы чувствуете себя неуверенно и одиноко. Но каждый день происходят хорошие вещи, на которые стоит обращать внимание. Эти вещи могут показаться незначительными, но на самом деле это не так. Если вы будете рассказывать родителям о подобных вещах, то это поможет вам осознать, что вы привыкаете к школе.

    • Вот несколько примеров: вы получили хорошую оценку по тому или иному предмету, поздоровались с кем-то, кого не знали раньше, забили гол на уроке физкультуры и так далее.

Заводим друзей

  1. Учитесь представляться. Вам может быть страшно представиться кому-то или начать разговор, особенно если вы застенчивы. Однако, как только вы преодолеете свои страхи, вы и заметить не успеете, как окажетесь среди друзей. Выберите кого-нибудь, кому вы представитесь. Улыбнитесь и поздоровайтесь. Поговорите о чем-нибудь, связанном со школой, например, начните разговор с вопроса о том, какой урок будет следующим по расписанию или о том, как вам понравился (или не понравился) урок английского и тому подобное.

    • Порепетируйте подобный разговор с одним из ваших родителей, братом, сестрой или даже с домашним питомцем.
    • Также можете подумать о других способах начать разговор, например, сделать кому-то комплимент по поводу одежды или по поводу классного ноутбука.
  2. Познакомьтесь с другими учениками до начала занятий. Если у вас появятся друзья до того, как начнутся занятия, вам будет проще провести первый день в школе. Посетите парк, находящийся недалеко от школы, или присоединитесь к школьному лагерю. Так у вас уже будут знакомые до того, как начнется школа.

Переход в другую школу может стать серьезным испытанием для ребенка. Новый коллектив, новые правила — все это усиливает естественные переживания от начала учебного года и смены ритма жизни. Чтобы адаптация ребенка к новой школе прошла легче и безболезненнее, родителям нужно принять активное участие в этом процессе.

Если вы знаете о том, что ваш малыш отличается застенчивостью, ему непросто дается установление контакта с людьми, он с трудом заводит друзей — не пускайте его адаптацию в новом коллективе на самотек. Ему сейчас нужна помощь и поддержка родителей.

Во-первых, обязательно проконсультируйтесь со школьным психологом по поводу адаптации ребенка. Он подскажет, на что обратить внимание, поговорит с вашим малышом и поможет снять стресс от предстоящего знакомства с новым классом.

Адаптация ребенка к новой школе фото

Во-вторых, очень важно познакомить ребенка с его новым учителем. Ведь для младшего школьника большой стресс таит в себе именно смена учителя — с ней связаны новые правила поведения, новые методики обучения, которые кажутся ему непривычными и сложными. Поэтому дайте возможность пообщаться ребенку с учителем один на один, прежде чем он окажется в классе и будет бояться сделать что-то не так на глазах у всех. Попросите учителя заранее объяснить вашему ребенку те правила, которые ему нужно соблюдать в классе. Расскажите об особенностях ребенка и о его способностях и талантах — пусть учитель поможет ему влиться в коллектив, давая поручения или прикрепляя его к творческой группе класса.

Адаптация ребенка к новой школе видео

В-третьих, вы должны максимально помочь ребенку чувствовать себя комфортно в новом коллективе. Здесь важно многое - и успеваемость, и внешний вид, и увлечения. Помогайте ребенку, контролируйте его сборы в школу и готовность домашнего задания - ведь в младших классах очень стыдно, если тебя ругают при всех за забытую тетрадку или ты не выучил стих. Постарайтесь записать его в ту же секцию или кружок, куда ходят его новые друзья, если сам ребенок хочет, конечно. Что же касается «материального соответствия» - не стоит брать кредит, чтобы купить своему малышу такой же Iphone, как и у одноклассников.

В-четвертых, вы можете помочь своему малышу влиться в новый коллектив, организовав для его новых друзей какое-нибудь неформальное мероприятие. Пригласите их домой на чай с тортом, предложите устроить пикник в парке на выходных. В такой непринужденной атмосфере и на «своей территории» ребенку будет легче общаться - ведь у него будет много «своих» тем для разговора. А вы сможете познакомиться с родителями его одноклассников, это тоже поможет наладить контакт. Но не переборщите с энтузиазмом в организации праздников - вы же не хотите, чтобы с ребенком дружили только потому, что «у него дома много игрушек и угощают сладостями».

Как влиться в коллектив при смене школы, класса, по возвращении с каникул? Как помочь ребенку, если есть конфликты с одноклассниками?

Мы попросили трех экспертов-психологов нашего сайта дать комментарии по проблемам адаптации школьника в коллективе.

Ирина Юрьевна Таранова, детский психолог «Центра развития ребенка» :

Начало нового учебного года – это всегда стресс для ребенка: осень, смена режима дня, ежедневные умственные нагрузки, возрастание возлагаемой на ребенка ответственности… Особенно сложно тому, кто попадает в новый коллектив. От того, насколько успешно и легко ребенку удастся адаптироваться в новом коллективе, зависит во многом его дальнейшая социальная жизнь, его умение выстраивать отношения. Если у ребенка есть такие проблемы, как застенчивость, неуверенность в себе, сложности установления контакта со сверстниками – то необходимо начать над ними работу как можно раньше, еще до того, как ребенку предстоит войти в новый коллектив. С подобного рода проблемами поможет справиться детский психолог.

Узнать, что ваш ребенок переживает стресс, несложно: у ребенка появляются нарушения сна, теряется аппетит, ребенок с большой неохотой садится за домашнее задание, перестает рассказывать о школе, начинают возникать проблемы и с поведением в школе. В этом случае ребенку необходимы дополнительная помощь и поддержка, и если вы чувствуете, что справиться с проблемой будет не так просто, не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному или детскому психологу.

Как помочь ребенку справиться со сложностями адаптации?

Во-первых, необходимо понять, в чем конкретно ребенок испытывает трудности: сложности установления контакта с незнакомыми людьми, страх быть непринятым в коллективе, боязнь новых учителей, неумение представить себя в коллективе и т.д. Самый простой способ понять это – поговорить с ребенком, продемонстрировав свое желание и готовность помочь ему. Поделитесь с ребенком своим опытом. Наверняка вы сами сталкивались с такой же проблемой при переходе в новую школу, при поступлении в университет или другое учебное заведение, при устройстве на работу. Расскажите ребенку о своих переживаниях и страхах, которые вы испытывали, когда оказывались в новом коллективе, и о том, как вы справлялись с этой ситуацией.

Во-вторых, попробуйте организовать неформальное мероприятие вне школы с одноклассниками вашего ребенка. Это может быть праздник осени, поход в парк с родителями, пикник на природе, чаепитие у вас дома. В таких условиях ребенку легче начать общение со сверстниками, завести друзей, почувствовать себя более уверенно в коллективе.

В последнее время все большую популярность завоевывают группы для детей по развитию умения общаться, цель которых – научить ребенка взаимодействовать с окружающими, помочь ребенку обрести уверенность в себе, преодолеть социальные страхи, страхи общения.

Помните, что в адаптации ребенка к новым условиям, новому коллективу, новым требованиям, которые предъявляются извне, важнее всего – родительская любовь и поддержка. Именно благодаря родительской поддержке, принятию, у ребенка повышается уверенность в себе, и ему легче справиться со всеми «сюрпризами», которые преподносит взрослая жизнь. Ведь именно сейчас ребенок, как объект социального взаимодействия, впервые осознает, что жизнь в обществе строится по определенным законам, кто-то хочет с ним дружить, а кто-то нет, в любом коллективе есть лидеры, а кто-то оказывается на нижней ступеньке иерархии, за успех и свое «место под солнцем» необходимо бороться. Чаще всего это открытие оказывается неожиданным и непростым для школьника, поскольку родители, как правило, к этому не готовят.

Анна Безингер, монтессори-педагог, психолог:

1. Ребенок сменил школу/класс.
Для начала важно тщательно собирать ребенка в школу, чтобы не возникало неловких ситуаций из-за забытых вещей или чего-то подобного, ведь чтобы начать общаться с новыми людьми, надо чувствовать себя достаточно комфортно. Можно заранее поговорить с учителем и попросить его представить ребенка классу или, наоборот, не делать этого, если вы знаете, что для вашего чадо это будет только лишним стрессом. С ребенком тоже важно поговорить, настроить его, что, возможно, с первого дня будет не так просто с кем-то подружиться, и попробовать обсудить, как ребенок может завязать знакомство, что сказать и как реагировать.

2. Ребенок возвращается в класс, где отношения не ладились.
Важно настроить ребенка, что за лето многое могло измениться, ребята выросли, появились новые интересы, и в этом году отношения могут сложиться иначе. Помните, что очень многое зависит от настроя: если ребенок будет бояться и закрываться от общения, то шансов почти нет, если же будет позитивен, то многое может получиться намного легче. В этом случае тоже можно поговорить с педагогом и попросить его помочь вашему ребенку в налаживании отношений с ребятами.
Возможно, стоит обратиться к психологу, чтобы разобраться почему возникли сложные отношения, и помочь ребенку в дальнейшем строить их так, как ему бы хотелось.

Татьяна Маркова, детский и семейный психолог, специалист в сфере семейного жизнеустройства:

1. Ребенок меняет класс или школу.
Смена места учебы – ситуация для большинства детей стрессовая. Когда младший школьник приходит в сложившийся коллектив, ему приходится решать ряд задач.

Во-первых, адаптироваться к новому учителю. Для детей младшего школьного возраста учитель является несомненным авторитетом. При его непосредственном участии у ребенка формируется новая позиция – позиция школьника, которая связана с повышением произвольности в поведении, принятием на себя новых обязанностей, перераспределением времени в течение дня и т.д. Ребенок ориентируется на оценку учителем как самого себя, так и своей деятельности. А поскольку тактика у каждого педагога своя, то при смене места учебы ребенку приходится приспосабливаться к новым правилам, а это непросто.

Во-вторых, происходит адаптация ребенка к коллективу сверстников. В начальной школе дети продолжают игровую деятельность, за счет которой им легче установить контакт друг с другом. Младшие школьники в этом отношении более непосредственные, чем, скажем, младшие подростки. Поэтому, если учителем транслируется позиция принятия новичка, то коллектив примет его достаточно безболезненно. Если ваш ребенок обладает природной скромностью и сам с трудом идет на контакт даже при принятии его другими детьми, вы можете организовать что-то вроде праздника, приуроченного к его приходу в новый класс или школу. Это будет хорошим поводом собрать детей вместе, познакомиться с их родителями и создать благоприятное пространство для общения и совместной деятельности детей. Это и некоторый маркер для определения нового этапа в жизни ребенка.

Для младшего школьника ведущей становится учебная деятельность, поэтому для него важен его статус ученика и все, что с ним связано. Поэтому интерес родителей к школьным делам ребенка является для него не просто важным, но необходимым. Лишь на первый взгляд вопросы «Чем вы сегодня занимались на уроках?», «Какие оценки ты сегодня получил?» кажутся простыми и банальными, повторяясь изо дня в день. Для ребенка школьная деятельность является линзой, через которую преломляется его представление о себе: через успешность в школе формируется его самооценка и самоотношение.

2. Ребенок возвращается в класс, где у него в прошлом году были проблемы с одноклассниками.
Рассмотрим ситуацию, когда ребенок возвращается после длительного промежутка времени (например, каникул) в коллектив, где его не принимают по тем или иным причинам. Самая первая реакция, которую ребенок, скорее всего, продемонстрирует, – это нежелание идти в школу, то есть избегание неприятной ситуации. Это самый простой способ выхода из стресса, и пользуются им не только дети, но и взрослые. Представьте, если при этом вы будете насильно возвращать в эту ситуацию ребенка. Как минимум, он будет испытывать сильный дискомфорт и станет хуже учиться. И совсем нехорошо, если на этом фоне у него появится психосоматическая симптоматика.

Чтобы этого не допустить, важно прежде всего выяснить суть конфликта у самого ребенка и у учителя. Учитель, как мы помним, является главной фигурой в коллективе младших школьников, поэтому здесь ему необходимо проявить педагогическую мудрость и помочь детям разобраться в ситуации конструктивно. Если учителю удастся переформулировать ситуацию, например, в контексте помощи (сравните: «Ребята, Ваня дерется/ворует, а драться/воровать нехорошо. Он поступает плохо!» и «Ребята, Ваня дерется/ворует, потому что ему не всегда удается справляться с тем, что на него находит злость/хочется что-то взять у другого. Давайте ему в этом поможем!»), то конфликт будет решить проще.

От родителей в этой ситуации требуется удерживание баланса между ожиданием и включенностью в решение вопроса. Не стоит брать на себя слишком много, активно решая ситуацию с привлечением родителей, всевозможных служб, директора и вызывая на очную ставку детей (мы не говорим сейчас о ситуации, когда, например, есть реальная угроза здоровью ребенка). Но и не стоит обесценивать чувства ребенка и насильно «заталкивать» его в школу («Придумываешь», «Не обращай внимания», «Будь умнее их, промолчи»). Так вы рискуете отбить охоту учиться на все оставшиеся годы. Здоровое участие в решении вопроса в кооперации с педагогом (и по возможности со школьным психологом) будет гораздо эффективнее.

Случается, что ребенок вынужден по каким-либо причинам сменить школу в старших классах, а это всегда стресс для подростковой психики. «Летидор» обратился к психологу Дарьи Грирорьевой, чтобы выяснить, какие неприятности могут поджидать «новенького» в классе и как себя правильно вести в сложившихся условиях.

С чем может столкнуться старшеклассник

Вливаться в незнакомый коллектив всегда страшно: никогда не знаешь, что тебя ожидает. Даже мы, взрослые, порой сильно нервничаем при выстраивании отношений с коллегами на новой работе. А что уж говорить о переходном возрасте, когда успешность ассоциируется с признанием в кругу сверстников. И если ты стеснительный и не умеешь постоять за себя, а кругом не распростертые объятия, а косые взгляды, то это превращается в настоящее испытание.

Придя в новый класс, ребенок должен понимать: пристального «изучения» со стороны пока еще не знакомых одноклассников ему не избежать. Но не всегда это внимание оказывается враждебным, равно как и игнорирование не означает того, что «новобранца» не замечают. И пока механизм адаптации не запустился, ребенок может стать центром притяжения неприятностей:

  • Смену привычной обстановки и отсутствие старых друзей по школе далеко не любой ребенок воспримет с оптимизмом: отсюда напряженность и уныние.
  • Велика вероятность, что подростки-одноклассники грустного новичка примут за «слабака» и изобретут для него издевки. А тех, кто держит нос по ветру, захотят «проучить».
  • Проблемной стороной могут оказаться и отношения с учителями, что обычно плохо сказывается на посещаемости уроков и даже может стать причиной отказа от продолжения обучения в старших классах.
  • У ребенка заранее может сформироваться установка на неуспех. Если подросток думает «новый класс меня не примет», то он сам дает посыл одноклассникам «я останусь в стороне».
  • Или наоборот – школьник может столкнуться с обманутыми ожиданиями. Он надеется, что в новом классе его все ждут и каждый непременно подойдет и поинтересуется: «Как твои дела? Тебе у нас нравится?». Но на деле, как правило, все оказывается совсем иначе. Подростки уже определили для себя, с кем общаться, а с кем нет, и новичок в классе часто оказывается «лишним». Столкнувшись с жестокой правдой, старшеклассник может испытать разочарование и замкнуться в себе.

Неважно, какой у вас ребенок – в смущении прячущийся за ваше плечо или непосредственный и дерзкий, – нападкам подвергаются и те, и другие. Первые – за слабость, вторые – за наглость. Хотя надо признать, что «стесняшки» обычно страдают больше.

Есть общие правила, которые помогут любому старшекласснику максимально безболезненно обжиться в новом классе и стать полноправным его участником:

  • По возможности переходить в другую школу следует в сентябре: даже самый устоявшийся коллектив за лето успевает «расшататься», и стать в нем своим будет проще.
  • На период адаптации ребенку лучше всего выбрать позицию не слишком активного, но наблюдательного участника класса: первое не будет вызывать раздражение у потенциальных приятелей-одноклассников, а второе поможет быстро отреагировать на неожиданные повороты.
  • Отвечать на придирки одноклассников следует спокойно, с улыбкой, не повышая голос: любителям конфликтных ситуаций такая позиция вскоре наскучит, т. к. их цель – бурные эмоции.
  • В отношениях с учителями важно показать уважение, воспитанность и одновременно с этим – приемлемую дистанцию. Ни в коем случаи нельзя заискивать перед педагогами, как и демонстрировать одноклассникам свою силу дерзким поведением на уроках: это только испортит отношения как с учителями, так и с одноклассниками.
  • Подростку следует ненавязчиво проявлять интерес к разным ученикам класса. Этот интерес может касаться чего угодно, главное, чтобы он был искренним.
  • Не стоит соглашаться на все поступающие предложения от одноклассников: у подростка могут быть и свои дела, и этот факт должен добавить уважения. Кроме того, эти заманчивые предложения могут поступать от двух враждующих кланов в классе – есть риск оказаться в роли перебрасываемого друг другу мяча.

Соблюдая эти простые рекомендации, старшеклассник покажет, что ни у кого не получится сделать из него предмет для манипуляций. И, конечно же, никто не отменял поддержку мамы и папы, но это не значит, что они должны прибежать в школу и наказать обидчиков своего ребенка – здесь должен быть другой подход.

Чем поможет родитель

Родителям следует особенно внимательно относиться к психологическому состоянию ребенка в такой период. Дети, которых обижают в школе, могут молчать о своих переживаниях, в результате велика вероятность наступления подростковой депрессии. Мама и папа должны оказывать старшекласснику посильную психологическую поддержку, создавать условия, в которых он может высказаться и открыться. А признать проблему – значит, наполовину ее решить.

Как вы можете помочь ребенку:

  • Находите позитивные стороны перехода в новую школу: это может быть необычный опыт, успешное преодоление препятствий (пусть и незначительных), более сильный учитель по любимому предмету и т. д.
  • Вместо привычного и абстрактного «Как дела в школе?» задавайте ребенку конкретные вопросы: «Что интересного было в школе?», «Что нового ты сегодня узнал?» - так вы сможете получить больше информации от подростка.
  • Если вы заметили, что ребенок стал скрытным и безрадостным, обязательно попробуйте мягким и спокойным тоном выяснить, с какими проблемами он столкнулся. Не исключено, что вам придется побеседовать с его учителями, чтобы получить более полную картину. Только не делайте этого на глазах у других детей – разговор должен быть приватным.
  • Возможно, вам придется систематически оказывать помощь в подготовке уроков. Если уровень требований в новой школе выше, чем в предыдущей, этот пункт становится обязательным, особенно на начальном этапе адаптации. Это не значит, что придется выполнять домашние задания за подросшее чадо, но поискать нужную информацию для подготовки реферата или подобрать соответствующую литературу для написания сочинения вы вполне можете.
  • Не забывайте о вашем совместном времяпрепровождении и развлечениях: это поможет ребенку получить позитивные эмоции и укрепить уверенность в собственных силах.
  • Если переход в другую школу не связан с переездом, приглашайте в гости старых друзей сына или дочери. В любом случае, всегда найдется приятель или приятельница, живущая по соседству, или дети ваших друзей, которые могут составить компанию одинокому старшекласснику: подросткам важно ощущать, что у них есть единомышленники в лице ровесников.
  • Поддерживайте новые знакомства и контакты ребенка. Если есть возможность, устройте небольшую вечеринку для новых одноклассников вашего ребенка с целью их сближения: общение вне школьных стен дает намного больше поводов для дружбы.

В жизни многих семей нередко случаются ситуации, когда приходится менять место жительства. Люди могут перемещаться внутри города или страны, а также выезжать на постоянное место жительства за границу. Переезд всегда представляет собой стресс и для взрослых, и для детей, причём последние больше подвержены ему. Если в семье есть ребёнок школьного возраста, с переездом ему необходимо будет сменить место обучения. Родители должны знать, как обезопасить ребёнка от эмоционального перенапряжения, связанного с переходом в другую школу.

Жизнь с нуля

В обществе сложился стереотип, согласно которому дети, в силу своего возраста, легко приспосабливаются к переменам в жизни. Такое мнение ошибочное, ведь в данном случае всё зависит от характера ребёнка и уровня его социализации. Переход в другую школу это, прежде всего знакомство с большим количеством новых людей: учеников и преподавателей. Ребёнку предстоит влиться в коллектив, который уже давно был сформирован и в котором существуют свои порядки, правила и лидеры. Новый ученик всегда становится объектом всеобщего внимания и не каждый ребёнок сможет комфортно пережить такой момент. Не нужно требовать от чада уверенности в себе и отсутствия страха перед незнакомыми людьми, ведь многие взрослые тоже неловко и скованно себя чувствуют перед предстоящим знакомством с новыми коллегами и начальством.


советы психолога

Детские психологи могут дать родителям детей несколько советов, которые помогают легко адаптироваться к новой школе. При возможности смену школы или класса лучше перенести на самое начало учебного года. Первое сентября всегда означает перемены в школьной жизни и для давно сформированного коллектива, и для нового ученика. К тому же приход «новенького» в школьный коллектив в начале учебного года является распространённым явлением.

Совет

Накануне окончательного перехода в школу ученик вместе с родителями должен наведаться в новое учебное заведение, чтобы прочувствовать саму обстановку и познакомиться с преподавателями.

Тема смены школы должна обсуждаться в семье. Если у ребёнка есть вопросы и сомнения, их обязательно нужно обсудить. Переход в новую школу не означает прекращения дружбы с одноклассниками из предыдущего учебного заведения. Если ребёнок желает поддерживать контакт с приятелями, это нужно поощрять. Но если школа была сменена из-за напряжённых отношений ребёнка с одноклассниками, переход в новую школу должен восприниматься, как уникальный шанс найти новых друзей.

Если у чада были проблемы с некоторыми дисциплинами, родители должны предупредить об этом педагогов, которые будут их преподавать в новой школе. Это убережёт ребёнка от ситуации, когда учитель в качестве проверки знаний даст ему очень сложное задание, с которым он точно не сможет справиться. Если чаду в первый же день в новой школе придётся продемонстрировать свои слабые стороны, это точно не прибавит ему уверенности и решительности.

Поддержка родителей

Родители сами должны демонстрировать уверенность в том, что у ребёнка всё будет хорошо в новой школе. Если они показывают страх и сомнение, их настроение передастся чаду.
Нередко бывает так, что старшеклассники после многих лет обучения вынуждены по тем или иным причинам перейти в другое учебное заведение. Подростки сложнее переносят адаптацию, а давно сформированный коллектив обычно неохотно принимает «новенького». Однако если новый ученик будет вести себя естественно, и не будет стремиться изо всех сил понравиться одноклассникам, он гарантированно получит доброжелательное отношение со стороны новых приятелей. К тому же переход в новую школу станет для старшеклассника примером ситуации, с которой он столкнётся при поступлении в колледж или университет.


Ребёнку необходимо объяснить, что в новом коллективе нужно вести себя скромно и не пытаться сразу же получить статус самого умного ученика в классе. Обычно такое поведение демонстрируют дети, которые привыкли быть лидерами в предыдущем классе или любимчиками всех учителей. Ребёнок должен понять, что в новом коллективе необходимо заново проявлять себя, причём делать это нужно постепенно, чтобы не прослыть занудой и выскочкой. Если ребёнок действительно талантливый, это проявиться само собой.

Проблемы с коллективом

Нередко бывает так, что нового ученика без видимых на то причин негативно восприняли в новом коллективе. Однако это не значит, что школу опять нужно менять, иначе ребёнок будет всё время решать свои проблемы в обществе путём отрицания и бегства. Если чадо испытывает трудности в общении с новыми приятелями, необходимо обсудить с ним эту тему и продемонстрировать свою поддержку. Нужно отказаться от идеи визита в класс с целью организации разборок. Такой подход к решению проблемы приведёт к эскалации напряжения.


Задача родителей состоит в том, чтобы выяснить причину конфликта и совместно с ребёнком разработать способы её устранения. Нередко виновником конфликта бывает сам ребёнок и если это произошло, нужно деликатно рассказать чаду, в чём оно неправо. Возможно, придётся заручиться поддержкой классного руководителя в налаживании отношений нового ученика с одноклассниками.

Вывод:

Если ребёнок испытывает психологический дискомфорт из-за негативных отношений в новом коллективе, нужно постараться переключить его внимание на другие аспекты: учёбу, занятия в кружках, общение с внешкольными приятелями. Зачастую со временем многие конфликты в классе решаются со временем сами по себе, и в данных случаях всё зависит от поведения ребёнка и его отношения к ситуации.