Главная · Здоровье · Творческая биография и личность андрея рублева. Школьная энциклопедия

Творческая биография и личность андрея рублева. Школьная энциклопедия

Во всякой национальной культуре есть идеалы, к которым она стремится, и есть реализация этих идеалов, не всегда совершенная, а иногда, когда задачи поставлены идеалами очень трудные, и совсем несовершенная. Но судить о национальной культуре мы всегда должны, прежде всего, по её идеалам. Это высшее, что создаёт национальная культура.
Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев - Андрея Рублёва и Александра Пушкина.

Д. С. Лихачёв

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ АНДРЕЯ РУБЛЕВА

60-е годы XIV века Время рождения Андрея Рублева.
1405 год Совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца
А. Рублев участвует в росписи Благовещенского собора
Московского Кремля
1408 год А. Рублев и Даниил Черный руководят работами по
росписи Успенского собора
города Владимира
1425-1427 годы А. Рублев и Даниил Черный руководят работами по росписи
Троицкого собора Сергиева монастыря
1427-1430 годы А. Рублев руководит работами по росписи Спасского
собора московского
Андроникова монастыря
Первая четверть
XV века
Созданы « Троица» и « Звенигородский чин»
1430 год Год смерти живописца

О жизни Андрея Рублева известно очень немного. Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея Рублева крайне бедны хронологическими данными и во многом противоречат друг другу, но, тем не менее, время жизни Андрея Рублёва совпадает с переломным моментом в освободительной борьбе русского народа против татаро-монгольского ига. Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории русского искусства. С его именем связано возникновение художественного направления, на многие десятилетия определившего развитие русской живописи.
Нам не известно в точности, когда родился Андрей Рублев. Большинство исследователей считают, что родился он в средней полосе России, приблизительно в 1360 году. Но первое упоминание о нём относится только к 1405 году. Летописная запись, рассказывающая об участии Андрея Рублева в росписи Благовещенского собора, называет его « чернецом» – монахом, но возможно, что значительную часть своей жизни он прожил в « миру». Скорее всего, Рублев принадлежал к числу московских великокняжеских мастеров. Постригшись, он стал иноком, а затем соборным старцем Спасо-Андроникова монастыря. К его ранним работам относят фрески Успенской церкви на Городке в Звенигороде (ок. 1400), нуждающиеся, впрочем, в дополнительном исследовании.

В праздничных иконах Благовещенского иконостаса Рублев или его альтер эго по мировоззрению и художественному мышлению заявляет о себе как о необычайно яркой и одаренной творческой личности. Эти иконы выделяются звучностью и чистотой колорита, который можно назвать поэтическим. Ведущий мастер левой части праздничного ряда предстает перед нами художником не только создающим прекрасные сюжетные композиции, но и думающим прежде всего о единстве живописного ансамбля. Словно цветовые волны пробегают по праздничному ряду, когда взгляд охватывает его целиком. В « Благовещении» преобладают зеленые и коричневые тона, в « Рождестве» и « Сретении» – коричневые и красные. « Крещение» и « Преображение» – самые красивые иконы ряда – окрашены как бы зеленоватой дымкой. В « Воскрешении Лазаря» вновь, но более ярко и напряженно вспыхивает красный цвет, радостный и тревожный одновременно. Иконописец, таким образом, показывает себя способным одновременно и в тесной связи друг с другом решать формальные и содержательно-смысловые художественные задачи.

Преставление иконописца Андрея Рублева в Андрониковом монастыре. Книжная миниатюра

« Преображение» несомненно, является выдающимся произведением искусства. Мастер трактует здесь волновавшую его современников тему природы Фаворского света, решая её мировоззренчески в духе учения исихастов, но предлагая очень индивидуальное художественное воплощение. Он не изображает ослепительного сияния резких световых полос или длинных лучей. Но вся икона светится как бы изнутри мягким серебристым свечением. В « Преображении» нашли яркое выражение характерные для Рублева принципы организации композиции, в частности, теснейшая связь изображения с конфигурацией композиционного поля и тонкая ритмическая сбалансированность частей. Контуры одежд и голов пророков, смыкаясь с верхним сегментом круглой главы Христа, образуют упругую дугу, обращенную концами вниз, параллельно граням иконного ковчега. Возникает образ незримого круга. Одновременно верхняя группа фигур оказывается связанной с нижней, распластавшейся у кромки композиции как бы невидимым силовым полем. Христос и пророки словно парят в самом верху иконы. В ритмическом строе иконы можно выделить такие взаимосвязи: вытянувшаяся почти вертикально фигура Иакова – вышерасположенная группа деревьев – поднятая десница Христа; плавно опущенная и « продолженная» свисающим гиматием левая рука Христа – нижняя группа деревьев – припавшая к земле фигура Петра.
Уникальна по построению икона « Воскрешение Лазаря». Традиционные детали скомпонованы здесь по-новому, а потому и композиция в целом приобрела новый смысл. Это новое – расположение на иконе апостолов: не за Христом, как принято, а перед ним. Не известно ни одного созданного ранее « Воскрешения Лазаря» ни на Востоке, ни на Западе, где была бы использована аналогичная иконографическая схема. В чем её смысл? Видимо, в том, что художник хотел показать происходящее глазами учеников Христа, возводя зрителя на высший уровень духовного видения и познания. Очень сдержанный в воспроизведении непосредственных эмоций, он обозначает взаимоотношения персонажей символикой цветовых пятен, характером линейных построений. Центральная группа резко разбита внутри контрастом тёмного и светлого. Христос – в тёмно-зеленом и коричневом одеянии. Противостоящий ему Иоанн – в красных одеждах. В центр иконной доски оказалось « выплеснуто» большое ярко-красное пятно, звучное и мажорное, положенное во всю силу тона.

Мастер пошел по чрезвычайно редкому в практике средневековой иконописи пути создания оригинальной художественной композиции. Это был шаг необыкновенной смелости, свидетельствующий о широте творческих запросов живописца.
Одну из первых, безусловно, достоверных страниц в художественной биографии Андрея Рублева открывает для нас 1408 год. В этом году он и его ближайший друг, и многолетний соратник Даниил Чёрный украсили фресками и иконами самый почитаемый храм Московской Руси – Успенский собор во Владимире, в котором по традиции происходил торжественный обряд возведения на великокняжеский стол очередных властителей Руси из дома Калиты.

Вознесение Господне, 1408

Среди дошедших до нашего времени фрагментов фресковой росписи наилучшей сохранностью отличается изображение Страшного суда, занимавшее когда-то западную часть пространства трех основных нефов. Центральный художники отвели для показа начала и процесса суда – трубящих ангелов, по сигналу труб которых земля и море « отдают» воскресших людей, спускающегося с небес Христа, « уготованного престола», апостолов-судей, окруженных ангельским воинством. Поставленные перед задачей изобразить действо не на плоской поверхности стены, а на сложной системе сводов, арок и столбов, Андрей Рублев, Даниил Чёрный и их помощники сумели создать изумительно цельную живописную композицию. Центром ее был образ Христа в ореоле славы, окруженном кольцом « небесных сил», который написан в зените свода. К этому образу тяготеет все окружающее. Обращенные внутрь сцены силуэты трубящих ангелов и апостолов на арке замыкают кольцо изображений с запада и востока. С южного столба и из арки прохода в южный неф движутся к Спасу сонмы святых. Ритмическое устремление к центру является основным мотивом изображения ангельского воинства.

Спас в силах, 1408

Замкнуты в круг и фрески южного нефа, посвященные теме рая. И здесь некоторые из праведников, шествующих за апостолом Петром, нетерпеливо вглядываются в райские кущи, написанные на противоположной стороне свода, а оттуда с любопытством взирают на них праведные младенцы.

Сошествие во ад, 1408-1410.

Таким образом, пространство, в котором реально перемещался зритель, рассматривая ту или иную деталь изображения, являлось одновременно пространством запечатленной эсхатологической драмы. В этих фресках выразилось умение средневековых художников-монументалистов устанавливать контакт между воскрешенными их кистью персонажами христианской легенды и зрителем, создавать у последнего « эффект участия».
« Страшный суд» Андрея Рублева и Даниила Чёрного, при всей его внешней традиционности, – совершенно необычное художественное явление. Это не суд кары и возмездия, заставляющий трепетать человека, а конечное великое торжество добра, апофеоз справедливости, подготовленный и выстраданный всем предыдущим существованием человечества. Потому так энергичен и светел Христос (хотя и взирающий на грешников « ярым оком»), спокойна мудрая беседа апостолов, такой грацией отличаются позы прекрасных ангелов, открывающих звуками своих труб последнее действие в спектакле жизни. « Страшный суд» Рублева и Даниила – это симфония плавных, текучих ритмов и радостных, чистых красок. Уже одно звучание мажорного, звонкого ансамбля голубых, светло-зеленых, лиловых, золотистых, вишневых, красно-коричневых тонов определяло эмоциональный строй фрески. Одна из лучших, согретых искренним чувством сцен композиции – « Идут святые в рай». Особенно значителен образ апостола Петра – вождя шествующих за ним людей не по полученной власти, но по силе характера, по готовности посвятить себя служению всеобщему благу.

Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля

Андрей Рублев и Даниил Черный не просто живописали будущее человечества, каким они его себе представляли. Художники выступили страстными защитниками своей нравственной позиции. Свидетельством их проповеднического пафоса является введение в композицию « Страшного суда» трех медальонов, в центральном из которых написана « рука божья» с душами праведных, а в боковых – пророки Давид и Исайя с гневными посланиями, обличающими грешников. Лаконичными художественными средствами Рублев и Даниил сформулировали призыв к чистой, праведной жизни, особенно остро звучавший в эпоху не прекращавшихся вражеских нашествий и феодальных междоусобиц, горячих споров о вере и истине.

Архангел Михаил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

Остатки фресковой живописи Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе сохранили немало и других образцов их мастерства. Глубоким лиризмом было отмечено лицо Христа в композиции « Крещения», чем-то предвозвещая ангелов « Троицы». Много трогательного и нежного в фигуре матери Марии – Анны, закутанной в красновато-лиловое покрывало, склоняющейся над Богородицей во « Введении во храм». Тонким композиционным ритмом отличается « Преображение». Полны внутренней значительности и великолепны по рисунку лица апостолов в « Сошествии Святого Духа». Изысканностью красочной гаммы восхищает торс воина на одном из столбов. В алтаре собора уцелели сцены из жития Иоанна Предтечи и запоминающийся чистотой линий и высокой духовностью лик святителя Елевферия. На алтарных столбах – изображения ветхозаветных царей и мучеников.

Роспись Успенского собора во Владимире свидетельствовала об окончательном становлении творческой индивидуальности и художественного мастерства Андрея Рублева. Возможно, уже здесь (однако не ранее 1410 г.) он вместе со своим другом Даниилом и другими художниками решает задачу создания небывало монументального храмового иконостаса, состоящего из трех рядов, общая высота которых составляла около 6 метров (история этого иконного комплекса недостаточно выяснена). Ничего подобного Московская Русь не знала не только до этого, но и многие годы спустя. Иконостас Успенского собора во Владимире надолго стал образцом для подражания.
В деисусный чин иконостаса художники ввели, по-видимому, изображения русских святителей, в частности митрополита Петра и Леонтия Ростовского. « Сопредстояние» московских и владимирских святых выражало в живописи ту идею наследования Москвой прав и традиций « старого Владимира», которая стала центральной идеей московской публицистики и была отражением в сознании современников процесса объединения русских земель. Новый иконостас коренным образом реорганизовывал художественное пространство храма, становился его средоточием, идейным, композиционным и колористическим центром. Составные части иконостаса были связаны в единое целое сложным цветовым и линейным ритмом.

Архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

К числу лучших икон владимирского иконостаса принадлежит « Апостол Павел» из деисусного чина. Это подлинный шедевр. Апостол, закутанный в необычный зеленый гиматий, изображен в легком движении, сжимающим в руках евангелие и с выражением глубокого раздумья на лице. Вытянутые, удлиненные пропорции сообщают громадной трехметровой фигуре преувеличенную стройность и как бы невесомость. Еще больше оснований приписывать кисти самого Рублева местный образ « Богоматери Владимирской», прелесть которого в его безупречной « построенное», безошибочно точно найденном соотношении фигуры Богоматери и иконного поля, цельности силуэта, красоте воплощения художником нежного материнского чувства.

Архангел Михаил из деисусного чина, 1414

В 1918 году в дровяном сарае близ Успенского собора в Звенигороде были обнаружены три иконы – « Спас», « Архангел Михаил» и « Апостол Павел», известные с тех пор под названием Звенигородского чина.

Спас, 1410-е

Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е.

Они входили когда-то в состав девятифигурного, по-видимому, деисусного чина, написанного Андреем Рублевым в начале XV века для дворцовой звенигородской церкви князя Юрия Дмитриевича. Звенигородский чин принадлежал к самому распространенному даже в XV столетии типу деисусных чинов – полуфигурному. Однако его иконография принадлежит уже новому времени. Спас из Звенигорода почти идентичен изображавшемуся в куполе Вседержителю. А утраченная фигура Богоматери с прижатой к груди рукой напоминала Марию в сцене « Распятия». В иконографии чина отразились те новые идеи в области литургики и истолкования символики алтаря (в частности, переживания « страстной» темы), которые характерны для эпохи исихазма и с максимальной полнотой воплотились в деисусных композициях высоких иконостасов. Вместе с тем иконные ансамбли, базировавшиеся на деисусах « звенигородского» типа, были по-прежнему лишены величавой торжественности и иконографической сложности новых иконостасов. Их образы более камерны, интимны и близки молящемуся. Ибо и сам Бог являлся здесь не в пугающе ослепительном сиянии славы, а в облике « совершенного человека», в скромных одеждах евангельского Иисуса – учителя и проповедника. Именно таким предстает Спас на звенигородской иконе Рублева. Несмотря на крайнюю фрагментарность сохранившейся живописи (лик и небольшая часть фигуры), это произведение очаровывает и своими формами и, главное, необыкновенной внутренней красотой образа, рожденного чистой душой художника.

Богоматерь, 1408, Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

Фигура Христа дана в плавном, почти незаметном движении. Его торс несколько развернут вправо. Мы видим легкий изгиб шеи. Лицо Христа почти фронтально. Тяжелая шапка волос перевешивает справа, вторя развороту корпуса, что делает поворот головы едва заметным. И чтобы найти контакт между Спасом и зрителем, иконописец чуть сдвигает вправо зрачки. Во всем здесь присутствует какой-то минимум движения, нечто неуловимое, что отделяет создание Рублева от многочисленных « Спасов», населявших древнерусские церкви и жилища. Звенигородский Спас с его мягкими, непреувеличенными чертами и внимательными, чуть грустными глазами, устремленными на зрителя, воплощает типично русские представления о внешней и внутренней красоте человека.

Григорий Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

Иоанн Златоуст, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

Образ звенигородского Спаса – одно из самых высших достижений художественного гения Андрея Рублева. Под стать этому произведению были и другие иконы чина. Изумительным совершенством форм отличается архангел Михаил – воплощение идеальной красоты юности. Духовностью и мудростью веет от лица апостола Павла, задумавшегося над строками приоткрытого евангелия. На одеждах апостола самоцветом сияет ляпис-лазурь – знаменитый рублевский голубец, ставший затем основой колористического решения иконы « Троица».

Святая Троица, 1410-е.

« Троица» – самая совершенная среди сохранившихся икон Андрея Рублева и самое прекрасное творение древнерусской живописи – была написана художником, вероятнее всего, в самом начале 10-х годов XV в. Принято считать, что она создавалась Рублевым для соборного иконостаса Трои-це-Сергиева монастыря. Однако сохранившиеся документы свидетельствуют, что икона является вкладом в монастырь царя Ивана Грозного. А в царский дворец « Троица» попала, по-видимому, после московского пожара 1547 года. Возможно, что икона предназначалась Рублевым для иконостаса Успенского собора на Городке в Звенигороде, т. е. входила в один ансамбль со Звенигородским чином.

Иоанн Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

Иоанн Предтеча, 1408

Иконостас Троицкого собора

Развитие троичного культа на Руси было связано с личностью и деятельностью Сергия Радонежского, который создал Троицкий монастырь, « дабы взиранием на пресвятую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего» (Епифаний Премудрый). Таким образом, тема Троицы понималась передовыми русскими людьми того времени, знаменосцем которых был Сергий, и как тема глубоко гражданская, как тема национального единства. Вероятно, Рублев писал свою икону в « похвалу» Сергию – человеку, верным последователем которого он являлся. Это и определило, видимо, масштабность творческого замысла мастера, необычайную емкость созданного им художественного образа. Несомненно также, что на композицию и цветовую гамму « Троицы» оказал большое влияние характер иконостаса, в состав которого она входила. Большая величина фигур и раскраска одежд Христа и архангелов в поясном деисусном чине нашли отражение в соответствующих компонентах характеристик ангелов « Троицы».

Андрей Первозванный, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

Благовещение, 1405

Преображение, первая четверть XV века.

Сюжетом « Троицы», или « Гостеприимства Авраама», является прием и угощение старцем Авраамом и его женой Саррой под дубом мамврийским трех мужей-странников, в образе которых явился триединый Бог. Странники предсказали Аврааму рождение сына Исаака. Обыкновенно художники, иллюстрируя этот сюжет, сосредоточивали внимание на подробностях библейского рассказа, изображали Авраама и Сарру, подносящих угощение, а также слугу, « закалающего» тельца. Рублев, взяв за основу византийскую иконографическую схему композиции « Троицы», подверг ее радикальному переосмыслению и создал в результате нечто абсолютно новое и оригинальное. Сцена была освобождена от подробностей, сообщавших ей жанровую окрашенность. Сосредоточив действие вокруг трех ангелов, беседующих перед трапезой, в центре которой высится чаша с головой тельца – символ крестной жертвы Христа, – Рублев « прочитывает» композицию в совершенно ином содержательном плане, раскрывая ее богословско-мировоззренческую символику. Нет рассказа – следовательно, нет бега времени; вечность не « мерцает» через завесу « сегодняшнего», а как бы непосредственно предстает человеку. Ибо странники не предсказывают Аврааму рождение сына, а пребывают в неслышной беседе. Перед ними не пиршественный стол, а священная трапеза, не фрукты и хлебцы, а евхаристическая чаша. Это предвечный совет о послании Отцом Сына на страдания во имя спасения людей. Это увиденные мысленным взором художника любовь и согласие трех, составляющих одно. Едва ли не единственному среди живописцев средневековья Рублеву удается решить почти неразрешимую творческую задачу – показать Троицу как триединство. Обычно этот богословский тезис ставил в тупик византийских и русских мастеров, то концентрировавших внимание на Боге-Сыне – Христе, то писавших всех трех ангелов совершенно одинаково. Рублев достиг успеха, пойдя не по пути схоластического иллюстрирования догмата, а по пути его художественного истолкования и переживания.

Ангел. Миниатюра Андрея Рублева. Евангелие Хитрово, XIV в.

Три ангела Рублева едины не потому, что тождественны, а потому, прежде всего, что связаны единым ритмом, движением в круге или круговым движением. Это первое, что сразу и властно захватывает при созерцании рублевской « Троицы». Круг с глубокой древности был символом гармонической завершенности, символом неба и света. На иконе Рублева он тем ярче фиксируется внутренним взором зрителя, что на самом деле его нет. Круг образуется позами, движениями ангелов, соотнесенностью их фигур. Для этого Рублеву пришлось совершенно переосмыслить образ левого ангела – самого статичного персонажа византийских « Троиц». Он написал его фигуру таким образом, что ноги ангела сдвинулись к центру сцены, заполнив « вакуум» в ее нижней части. Одновременно Рублев сдвинул влево от центральной оси фигуру среднего ангела. Это были гениальные находки. Благодаря им в композиции было преодолено статическое равновесие, возникли та гармоническая асимметрия, то движение неподвижных фигур, которые составляют одну из главных тайн рублевской « Троицы». Круг в ней переживается как активное начало, как символ вечного течения жизни. Он определяет внутреннюю организацию изображения, пластику тел, конструкцию поз, склонение голов, изгиб рук, смыкает в легкую золотистую завесу крылья ангелов, « сгибает» гору и деревце над их головами.
Незримый, « мыслимый» круг вписан в незримый же восьмигранник, образуемый сечениями подножий, срезами крыл, конфигурацией палат и горы. Так внутренняя геометрия изображения постепенно смыкается с геометрией иконного поля. Пожалуй, в странах восточнохристианского мира еще не создавалось произведения со столь совершенной гармонической организацией, не появлялся художник, столь явно тяготевший к идеально правильным и творчески преображенным формам. Не случайно « Троица» постоянно вызывает у исследователей ассоциации с произведениями античного искусства. Конечно, Рублев никогда этих произведений не видел. Но через посредство средневековых и раннехристианских мыслителей, через Дионисия Ареопагита и других выдающихся богословов, он мог приобщиться к законам красоты, впервые сформулированным философами античности, например к пифагорейскому учению о числе как основе мировой гармонии или к платоновскому универсальному принципу меры (имена Платона и Пифагора были известны московским книжникам времени Рублева).
Если мотив кругового движения служит средством художественного выражения единства ангелов, то, характеризуя каждую фигуру, мастер стремится выявить ее индивидуальность – позой, жестом, положением в иконном пространстве, наконец, цветом. Правый ангел облачен в синий хитон и светло-зеленый гиматий, левый – в синий хитон и розовато-сиреневый гиматий, средний – в вишневый хитон и синий гиматий. Вишнево-синие цвета – это цвета одежд Христа, образ которого тем легче воспринимался сознанием зрителя, что он видел его таким в центре поясного чина и привык ассоциировать с центральным персонажем « Троицы».

Саввино-Сторожевский монастырь
Андрей Рублев и Даниил Черный в разное время выполнили
несколько крупных работ в храмах Звенигорода –
в Успенском соборе на Городке и соборе
Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря

На иконе Рублева тема среднего ангела – Христа неразрывно связана с темой чаши, которая возникает в композиции несколько раз, постепенно усиливаясь, подобно главной теме симфонического произведения. Чашу образуют линии подножий. Форму чаши принимает трапеза (на которой стоит настоящая чаша), ограниченная очертаниями согнутых ног боковых ангелов. Наконец, когда взгляд зрителя, скользя по силуэтам крайних фигур, переходит к осмыслению иных величин, он снова видит как бы гигантскую чашу, в которую погружена фигура среднего ангела – Христа-агнца. Таким образом, идея искупительной жертвы воплощается Рублевым не только через беседу божественной Троицы у чаши с головой тельца. Она воплощается еще через сопоставление реальной чаши на трапезе с той, что образуется из соотношения фигур и которая видится как бы « разумными очами», исчезая, как только внимание созерцающего возвращается к предметам внешнего мира. Чтобы возник этот образ, чтобы художественными средствами была выражена божественная мысль – промысел, Рублев подвергает сильнейшей линейной деформации силуэт правого ангела.
Душевная тонкость, покорное склонение головы, устремленный в себя взгляд и характерный жест протянутой к чаше руки позволяют видеть в правом ангеле Святого Духа, а в выпрямленной фигуре и строгом лице левого – приметы Бога-Отца.
Средний ангел – главный персонаж рублевской иконы. Здесь мастер положил самое интенсивное красочное пятно. Пурпурный хитон контрастирует с насыщенным синим цветом гиматия. Драгоценная ляпис-лазурь, положенная во всю силу тона и сопровожденная аккомпанементом нежнейших и богатейших полутонов, сама предстает на иконе как невиданное художественное диво, способное заворожить, вызвать в душе глубокий отклик. Крайние ангелы выглядят как бы цветовыми отражениями центральной фигуры, краски их одежд звучат как несколько приглушенные рефлексы основного красочного пятна.
Различение ангелов « Троицы» достигается, следовательно, не атрибутивно-богословскими, а чисто художественными средствами, что является важным завоеванием для средневекового живописца.
Впрочем, вряд ли следует думать, что Рублев ставил себе задачей выявить со всей определенностью каждую из ипостасей Троицы. Мыслить так было бы неисторично. Выявлена только ипостась среднего ангела, поскольку человек мог войти в общение с Троицей лишь через Христа (в результате его воплощения). Но Сын был одновременно и образом Отца. Поэтому возможно и иное « прочтение» ипостасных отношений ангелов. Многозначность заложена в самом замысле « Троицы» Рублева. Зритель, вероятно, воспринимал ее по-разному, в зависимости от того, над какой гранью троичного догмата он задумывался, в зависимости от уровня своей духовной культуры.
Художественное и идейное богатство рублевской « Троицы» кажется неисчерпаемым. Несмотря на значительные повреждения красочного слоя (в особенности живописи ликов), взгляд не устает находить новые красоты в ее необыкновенной ритмике, красноречивых цветовых созвучиях, в постоянно варьирующемся соотнесении четного и нечетного, двух и одного. Силуэты ангелов, в особенности центрального ангела, обладают такой музыкальной выразительностью линий, какую напрасно было бы искать в созданиях византийских художников (в этом отношении, пожалуй, Рублеву ближе итальянские мастера). Такое произведение могло быть лишь плодом величайшего творческого напряжения и многолетних поисков и раздумий. Очевидно, что в процессе творчества Рублев неоднократно обращался к теме Троицы и создал ряд ее интерпретаций, некоторые из них стали образцами для позднейших русских иконописцев.
Жизнь Андрея Рублева была заполнена интенсивным творческим трудом. Он выполнял многочисленные частные заказы, украшал фресками храмы. Последние работы великого художника – к сожалению, почти не сохранившиеся росписи соборов Троице-Сергиева и Спасо-Андроникова монастырей (20 -е годы XV века).
В Троицком соборе иконописцы из дружины Рублева создали дошедший до нашего времени прекрасный трехъярусный иконостас, в котором самому мастеру принадлежат, может быть, общий замысел и иконографические образцы композиций. В Троицком иконостасе сказали свое слово ученики и последователи Рублева, которым предстояло воплощать, нести дальше его идейные и художественные заветы. Не будучи в состоянии воспринять искусство гениального мастера целиком, во всей его глубине и сложности, они развивали отдельные его мотивы и стороны. Самая обаятельная икона праздничного чина Троицкого иконостаса – « Жены-мироносицы», автор которой переработал удивительно поэтичную композицию Рублева в направлении рафинированного артистизма. Как три прекрасных цветка на едином стебле спаяны между собой три гибкие, изящные женские фигуры, стоящие перед гробом Христа, – своеобразный символ проникновенного лирического переживания чуда воскресения.
К числу шедевров книжного искусства Москвы рублевской эпохи относится также « Киевская псалтирь», написанная в 1397 году в Киеве митрополичьим протодьяконом Спиридонием и украшенная многочисленными миниатюрными изображениями на полях. Ведущего мастера-иллюстратора этого кодекса смело можно причислить к выдающимся художникам своего времени, настолько высоко качество живописи, так артистичен рисунок, естественны и изящны композиции, изысканно-нарядна цветовая гамма, грациозны фигуры, их позы и жесты. Под перекрестным влиянием византийских и рублевских традиций находились создатели миниатюр « Деяний апостолов» из Кирилло-Белозерского монастыря (первая треть XV в.). Очень выразителен здесь, например, « литой» силуэт фигуры апостола Павла.

Спасо-Андрониковский монастырь

Андрей Рублев умер, вероятно, 29 января 1430 года и похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре. С его именем связан самый высокий взлет в истории древнерусского изобразительного искусства. Рублев был тем художником, который создал свой собственный стиль, бесконечно совершенный, глубоко русский по своей сущности и художественному выражению (хотя и многим обязанный достижениям византийского искусства), но вместе с тем благородной простотой заставляющий вспомнить искусство античности.
Андрей Рублев внес большой вклад и в развитие московского книжного искусства. Он, очевидно, принимал самое непосредственное участие в иллюстрировании « Евангелия Хитрово» (названного так по владельцу XVII в.), звериные инициалы которого удивительно близки к образам животных во владимирских росписях. Вероятно, с Рублевым можно связывать большинство миниатюр этой рукописи. Миниатюры « Евангелия Хитрово» отличаются безупречно точным, изящным рисунком, гармоничностью композиций и благородством красочной гаммы, основанной на сочетании холодных голубых, лиловых, разбеленных голубовато-серых и зеленых тонов и золота. Символ евангелиста Матфея – ангел – идеальной вписанностью своей фигуры в круглый медальон, внутри которого он легко и непринужденно движется, вызывает живые ассоциации с « Троицей». Близкими к Рублеву художниками (в частности, вероятно, Даниилом) иллюстрированы « Евангелие Успенского собора» ( « Евангелие Морозова») и « Евангелие Андроникова монастыря».
Личность Рублева в той или иной степени наложила отпечаток на все виды художественного творчества. Среди произведений шитья очень близок ему по настроению великолепный надгробный покров Сергия Радонежского, лик которого обладает, видимо, портретными чертами. Образ Сергия имеет нечто общее с отдельными персонажами владимирских фресок, хотя в нем есть и черты патриархальной суровости.
В мелкой пластике традиции Рублева развивал мастер резьбы по дереву монах Троице-Сергиева монастыря Амвросий.

Памятник Андрею Рублеву

Стиль Рублева, линейный и колористический строй его икон и фресок, воплощавший гармонию и красоту, сложившийся в его творчестве новый эстетический идеал определили лицо московской школы живописи. Рублевским традициям предстояла долгая жизнь в русской художественной культуре.

Список использованной литературы:

1. Алпатов, М. Андрей Рублев [Текст] / М. Алпатов. – М.: Просвещение, 1969.
2. Гусева, Э. К. А. Рублев [Текст] / Э. К. Гусева. – М.: Изобразительное искусство, 1990.
3. Ключевский, В. О. Курс русской истории. Т. 2 [Текст] / В. О. Ключевский. – М.: Историческая библиотека, 2002. – 296 с.
4. Лазарев, В. Московская школа иконописи [Текст] / В. Лазарев. М.: Искусство, 1980.
5. Плугин, В. А. Мировоззрение Андрея Рублева [Текст] / В. А. Плугин. – М.: Московский Университет, 1974.
6. Радугин, А. А. Культурология [Текст]: курс лекций / А. А. Радугин. – М.: Центр, 1996.

А. Рублев - очень знаменитый и уважаемый русский иконописец. Благодаря своим работам Русская православная церковь относит его к преподобный лике святых. Все иконы считались чудотворными и образцом для последующих мастеров.

Родился великий мастер своего дела примерно в 1360 году, на то время в Московском княжестве. Но к сожаления, из его биографии нам мало что известно, осталось только его творчество. Бытует мнение, что он учился художества в Византии и Болгарии. С именем Андрей был принят в монастырь. Настоящего имени не сохранилось.

Впервые о нем было написано в летописи примерно в 1405 году. Делалось сообщение, что он участвовал в росписи Благовещенского собора в Московском кремле. Эта ответственная работа свидетельствует о великом умении росписи икон. Второй раз в 1408 году было о нем сообщение в летописи, когда Рублев участвовал в росписи Успенского собора. В скорости у него появились свои ученики и помощники.

К сожалению, умер от чумы в 1430 году (это единственная точная дата с биографии Рублева), но до этого успел поучаствовать в росписи Спасского собора, о чем и говорит летопись. В памяти верующих, он известный благодаря своей иконе "Троица" и фреске "Страшный суд"(где традиционная грозная сцена превращается в торжество Божественной справедливости). Ему также приписывают выполнения книжных миниатюр.

В память об этом великом человеке в Спасо - Андрониковом монастыре был основан единственный музей древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева. Были сняты фильмы, выпущенная почтовая марка, серия монет для Банка России. И что самое удивительное, один из кратеров Меркурия назван в его честь.

Его творчество

Биография Андрея Рублёва о главном

Андрей Рублев – знаменитый русский иконописец 14 – начала 15 веков. Работ, принадлежащих кисти этого художника, сохранилось до современных дней не так уж и много. Самая знаменитая из них – “Троица”. Участвовал Андрей и в росписи многих храмов. А иконопись его заметно отличалась от традиционной. В своих изображениях сочетал художник и духовность, и человечность. Совокупность того и другого делало его творения неповторимыми.

Достоверных сведений о жизни Рублева известно очень немного. Даже неизвестна точная дата и место его рождения. Предположительно, появился на свет будущий художник в 1360 году. Местом рождения одни историки считают Московские земли, а другие – Новгородские. О семье его, так же, почти не известно. Есть только предположения о том, что это была ремесленническая семья. Еще, есть подпись на одной из поздних работ Рублева, которая гласит, что мастер, написавший ее – Андрей, сын Ивана.

Имя Андрей принял живописец при постриге в монахи. В течение своей жизни немало написал он икон. Но, единственной уцелевшей и дошедшей до наших дней является “Троица”. Эта работа была написана мастером в период междоусобиц на русских землях.

Принимал участие Андрей вместе с другими живописцами того времени и в росписи храмов. Известно, что в 1405 году он, вместе с группой других художников и Ф. Греком работал над фресками Московского Благовещенского собора. А в 1408 году, так же с совместно с другими, трудился он над Успенским собором во Владимире. На западной стене этого храма красовались картины, изображавшие великий судный день. Эта работа полностью принадлежит кисти Рублева.

Умер иконописец в 1428 году. В это время находился он в Андрониковом монастыре. Причиной смерти считается чума, эпидемия которой наблюдалась там в этот период времени. Существует предположение, что последнее над чем трудился мастер – роспись Спасского собора. Но это только предположение. Ведь так мало дошло до наших дней и работ художника, и точных сведений о его жизни и деятельности.

Его творчество

Интересные факты и даты из жизни

Андрей Рублев (1370-1428 гг.) - самый известный и почитаемый художник-иконописец земли русской. Канонизирован православной церковью в лике преподобных.

Монашество

Живописец принял постриг в Андрониковой монастырской обители под именем Андрей. Творчество Рублева исходило из древних традиций княжества Московского, а художественный опыт он приобрел, следуя славянским религиозным канонам.

Нельзя назвать живописью в обычном понимании, его творчество с самого начала отражало сакральную тему. Первые работы художника, которые он написал, предназначались для "Евангелие Хитрово". Это были миниатюры, совпадающие по смыслу с содержанием книги.

Первые шедевры

В 1405 году Рублев участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля вместе с Феофаном Греком, опытным иконописцем, на счету которого в то время уже были такие шедевры, как и "Ветхозаветная Троица". Монах Андрей Рублев был допущен к столь ответственной работе, да еще с таким знаменитым художником, как благодаря его ярко выраженному таланту. В первые же месяцы работы иконописцев высшее духовенство Москвы убедилось в правильном выборе - картины Андрея Рублева полностью соответствовали высоким церковным стандартам того времени. После завершения работы над фресками Благовещенского собора Рублев стал признанным мастером русской иконописи.

Второй раз картины Андрея Рублева упоминаются в летописи 1408 года, это были росписи во владимирском соборе Успения. На этот раз художник работал вместе с известным иконописцем Даниилом Черным. К тому времени у Рублева уже сформировался свой стиль, подлинно русский. Следующей совместной работой иконописца с стал собор Троицко-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде.

"Святая Троица"

В самом начале 15 века Андрей Рублев создал одну из главных работ всей своей жизни - икону которая в настоящее время находится в Третьяковской галерее в Москве. Традиционный сюжет из Библии художник наделил особым смыслом, придал изображению едва заметное сюжетное содержание. В центре иконописец расположил чашу, а вокруг - трех ангелов, сидящих отрешенно. Святые духи, служители Божии одеты по-разному. Ангел посредине облачен в красный хитон с нашитым желтым клавом и покрыт синим гиматием, за ним - раскидистое дерево, символ принадлежности к Высшему Создателю. Святой дух справа, в одеждах дымчато-зеленых тонов, находится в своей ипостаси, за ним возвышается скала. Ангел слева, в светло-лиловых накидках, расположился на фоне дома, он творец, начальник домостроительства. Во взгляде, обращенном к двум другим ангелам, читается отеческое превосходство. Святой дух посредине и ангел, сидящий справа, склонили головы в его сторону.

Непревзойденный шедевр мирового уровня, который создал русский иконописец Андрей Рублев, - "Троица". Описание картины, ее история, информация о том, где она находилась на протяжении шестисот лет, - все это отражено в специальных изданиях, посвященных великому художнику. С наиболее достоверными сведениями можно ознакомиться в Третьяковской галерее, которая находится по адресу: город Москва, Лаврушинский переулок, дом 10.

Список работ

Известныекартины Андрея Рублева - это около тридцати икон, написанных художником в разное время, которые находятся в Благовещенском соборе Московского Кремля, соборе Успения во Владимире, Русском музее Петербурга, Третьяковской галерее. В свое время были найдены иконописные изображения, соответствующие манере письма известного иконописца, однако полную идентичность определить не удалось.

Перечислим картины Андрея Рублева с названиями и указанием местонахождения:

  • "Преображение Господне" (81х61 см). Праздничный чин в иконостасе Благовещенского собора.
  • "Благовещение" (81х61 см). Праздничный чин в иконостасе кремлевского Благовещенского собора.
  • "Спас Вседержитель" (158х106 см). Третьяковская галерея.
  • (142х114 см). Третьяковская галерея.
  • "Сретение господне" (81х61 см). Благовещенский собор, праздничный чин.
  • (189х89 см). Троицкий собор Загорского монастыря.
  • "Дмитрий Солунский" (189х80 см). Троицкий собор Сергиево-Посадской лавры.
  • "Рождество Христово" (81х62 см). Собор Благовещения Московского Кремля.
  • "Спас в силах" (18х16 см). Третьяковская галерея.
  • "Вход в Иерусалим" (80х62 см). Праздничный чин в иконостасе Благовещенского собора.
  • "Вознесение Господне" (125х92 см). Третьяковская галерея.
  • "Святой Иоанн Предтеча" (315х105 см). Третьяковская галерея.
  • "Григорий Богослов Святитель" (314х106 см). Собор Успения во Владимире.
  • "Сошествие в Ад" (124х94 см). Третьяковская галерея.

Картины Андрея Рублева в Русском музее

В Санкт-Петербурге находятся следующие иконы:

  • "Архангел Гавриил" (317 х 128 см);
  • "Апостол Андрей Первозванный" (313х105 см);
  • "Благовещение" (125х94 см);
  • Святитель" (313х105 см);
  • "Архангел Михаил" (314х128 см).

Искусства. К сожалению, про жизнь этого удивительного человека известно не так много, информации катастрофически не хватает, кроме того много работ Рублева не сохранилось до наших дней.

Дата рождения Рублева доподлинно не известна, историки называют либо 1360, либо 1370 годы. Местом его рождения считается центральная Россия, если быть более конкретны, то он родился в землях Московского княжества.

Исходя из происхождения фамилии (Слово Рублев, скорее всего, происходит от слова рубель, которое обозначает инструмент для накатки кожи), можно предположить, что Андрей сын ремесленника.

В 1405 году в летописях появляются упоминания об Андрее Рублеве. Летопись гласит, что в это время, в Москве нужно было расписать Благовещенский собор Кремля, и поручено это было Феофану Греку, мастеру Прохору, а также чернецу Андрею Рублеву.

Исходя из этой записи, можно предположить, что Андрей был монахом, а имя, с которым он вошел в историю, было получено при постриге. Считается, что он принял постриг в Троицком монастыре, настоятелем которого был Никон, ученик .

Роспись Благовещенского собора Московского Кремля была утрачена. Зато сохранились несколько икон работы Андрея Рублева, которые он писал именно для этого Собора.

Опять обратимся к летописи. В летописании имя Андрея относится к 1408 году. Рублев с занялся росписью Успенского Собора во , которые сохранились. Владимирский Успенский Собор прекрасный архитектурный и религиозный памятник, уникальности которому добавляет тот факт, что его роспись - единственная роспись Рублева, сохранившаяся до наших дней.

В росписи Успенского Собора, особое внимание следует уделить фреске «Страшный суд». Рублев имел свой взгляд на религиозные сюжеты. И грозную, как было принято сцену, он представил иначе. Страшный суд превратился в праздник, в торжество справедливости.

В 20ых годах 15 века, Рублев занимался росписью Троицкого собора . К сожалению, эта работа тоже безвозвратно утрачена. Последней работой русского иконописца стала роспись Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря, и как не парадоксально, и эта роспись тоже утрачена.

К авторству Андрея Рублева принадлежит замечательная икона - «Троица». «Троица» считается одним из шедевров не только русского искусства, но и мирового. Смотря на «Троицу» сложно не заметить виртуозную работу кисти русского мастера. Ему удалось показать душевную гармонию трех светлых душ, ведущих друг с другом безмолвные беседы.

В 1551 году, уже после смерти Рублева, прошел Стоглавый собор, на котором его иконопись была названа образцовой. Потомки по достоинству оценили творчество иконописца. Рублев творил в эпоху перемен. В жизни русского человека наступали большие перемены. освободилась от татаро-монгольского гнета, и общество жило надеждами на прекрасное, светлое будущее. Он же помогал обществу, верить и надеяться, своими иконами и фресками.

Говорят, что Андрей был человеком набожным и кротким. Всю свою жизнь он посвятил служению Богу, творчеству и своим думам. Умер он в 1430 году, 29 января в Андрониковом монастыре. В 1988 году Андрей Рублев был причислен к лику святых. День памяти Андрея Рублева 17 июля.

В 20 веке интерес к творчеству Андрея Рублева, его жизни и деятельности сильно возрос. Благодаря деятельности различных реставраторов - альтруистов, мы, и сегодня, можем насладиться творчеством Великого .

Андрей Рублев русский иконописец, чье имя и работы дошли до наших дней. К сожалению, по его биографии мало что известно. Несколько раз он упоминается в летописях при монастырях, когда ему поручают расписать собор или храм.
Судя по фамилии, отец его происходил из ремесленников. Рубель, производная в его фамилии, это инструмент для накатки кожи. Местом его рождения считается Московское княжество. Дата рождения доподлинно неизвестна, где-то 1360-70 года. В зрелом возрасте принял постриг и стал монахом. Всю жизнь занимался росписью соборов и храмов.

Совместно с другими иконописцами, Рублев расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (к сожалению, фрески до наших дней не сохранились), во Владимире участвовал в оформление Успенского собора.

Его уникальность работ состоит в том, что основываясь на традициях византийского и южнославянской живописи, он переплетает их, развивая свой неповторимый стиль.

Самая известная работа его это икона «Троица», которая считается шедевром, как русской, так и мирового искусства. В этой иконе вплетена не только религиозная подоплека, но и философская. Написана она была в память о Сергее Радонежского. Рублев в ней воплотил его пожелания: «лицезрением её единства побеждалась ненавистная рознь мира сего». В безмолвии трех фигур видна гармония и единство.

К сожалению, большинство его работ не сохранилось. Соборы были разрушены или не выдержали ход времени. Иконы затеряны. Но даже по тем сохранившимся можно увидеть, как Андрей Рублев через свои творения пытался донести надежду на прекрасное и светлое будущее. В его фигурах видна не обреченность, как часто писали его современники, а легкость и светлость.

Умер он в 1427 году в Москве в Андрониковом монастыре. В наше время Андрей Рублев был причислен к лику святых. Датой памяти считается 17 июля.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Леонардо да Винчи

    Родился в Винчи, Италия (недалеко от Флоренции) в 1452 году. Он был сыном Сер Пьеро да Винчи, юридическим специалистом

  • Иван Сусанин

    Иван Сусанин – крестьянин, выходец из Костромского уезда. Он является национальным героем России, так как уберег царя, Михаила Федоровича Романова, от поляков, которые приехали убить его.

  • Лавр Корнилов

    Лавр Корнилов – величайший командир русской армии, участвовал в Первой Мировой войне, один из первых основателей отрядов Белого движения на Кубани.

  • Ленин Владимир Ильич

    Владимир Ильич Ленин – политический деятель и революционер. Был рожден в 1870 году, в Симбирске. За всю свою жизнь основал много партий Советского Союза. Он окончил Симбирскую гимназию, и поступил в Казанский университет

  • Аксаков Сергей Тимофеевич

    Датой рождения известного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова считается 1 октября 1791 года. Его детские годы прошли в имении отца Ново-Аксаково и городе Уфа.