Главная · Спорт и Фитнес · Центр для молодых инвалидов «Россия. Отделение инвалидов молодого возраста. О финансировании программ абилитации

Центр для молодых инвалидов «Россия. Отделение инвалидов молодого возраста. О финансировании программ абилитации

В 2010 году на базе Коломенского детского дома-интерната для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей функционирует отделение инвалидов молодого возраста , предназначенное для ухода, бытового и медицинского обслуживания клиентов, а так же социально-трудовой адаптации и реабилитации инвалидов в возрасте от 18 до 35 лет.

Все клиенты отделения инвалидов молодого возраста (далее ОИМВ) являются воспитанниками нашего детского дома-интерната. Перевод воспитанников 18-и лет в другие психоневрологические интернаты, достигших высоких успехов и имеющих уже достаточно оптимистический прогноз интеграции в общество, вызывает сожаление у сотрудников нашего интерната. Оставив на дальнейшее проживание этих подопечных в интернате, предоставляется возможность продолжить коррекционно-развивающую, социально-трудовую реабилитацию инвалидов молодого возраста.

В настоящее время численность проживающих в отделении составляет 25 человек.

Для наших клиентов отведен отдельный двухэтажный корпус с необходимыми помещениями: уютными комнатами, рассчитанными на 2-3 человека, комнатами социально-бытовой ориентации, отдыха, которые соответствуют санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям, требованиям техники безопасности и располагают всеми видами коммуникационного благоустройства для проживания обеспечиваемых. Для лучшей организации ухода, медицинского обеспечения и осуществления мероприятий по социально-трудовой реабилитации заселение жилых помещений проводится с учетом характерологических особенностей инвалидов, уровня развития санитарно - гигиенических и хозяйственно - бытовых навыков, личной привязанности. Последнее обстоятельство особенно важно при переводе молодых инвалидов.

Отделение осуществляет:

Комплексную реабилитацию молодых инвалидов с целью содействия их адаптации и дальнейшей интеграции в социальную среду;

Социальную защиту молодых инвалидов, проживающих в отделении, их стабильное материально-бытовое обеспечение, создание для них оптимальных условий проживания;

Обеспечение трудового устройства клиентов как одного из инструментов социальной интеграции инвалидов в общество.

Деятельность отделения направлена на реализацию следующих задач:

1. Материально-бытовое обеспечение проживающих в отделении, предоставление им согласно утвержденным нормам благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви.

2. Организация ухода за проживающими в отделении, оказание им медицинской помощи.

3. Проведение культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы: подготовка и проведение мероприятий по организации досуга.

4. Организация мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию. Изучение индивидуальных особенностей обеспечиваемых в связи с выбором профессии, проведение профилактических консультаций.

5. Психолого-педагогическая поддержка в процессе социально-трудовой реабилитации и адаптации.

6. Соблюдение санитарно-гигиенических, противопожарных требований и требований техники безопасности при организации работы отделения.

Осуществление всех направлений реабилитации обеспечиваемых ОИМВ происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации, учитывающей возрастные, физические и психофизиологические особенности инвалидов.

Согласно ИПР обеспечиваемым доступен подсобный труд в условиях интерната под контролем. Зачисление клиентов на штатные должности особенно важно для молодых инвалидов, так как это повышает их самоуважение. Отделение проводит мероприятия профессиональной реабилитации инвалидов: содействие в трудоустройстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ ст. 23. В данное время в отделении инвалидов молодого возраста на штатных должностях работают 25 человек.

Благоустройство территории, работа на подсобном хозяйстве, занятость в теплицах, уход за животными,
уборка своего дома, самообслуживание - все это прививает воспитанникам любовь к труду, формирует
чувство ответственности и значимости собственного «я» для общества. В штате учреждения работают все клиенты молодежного отделения, приобретая не только навыки работы, но и выполняя должностные требования к занимаемой ими должности, за что получают заработную плату и учатся ее расходовать. Так же коллективное участие в труде способствует совершенствованию развития трудовых навыков, формированию межличностных отношений, приобретению социального опыта.

Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию индивидуальной деятельности, развитие умений и навыков по их обеспечению. Наблюдения показывают, что в процессе труда по самообслуживанию клиенты постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.

Коллектив отделения отдаёт ни мало сил для организации полноценной жизни проживающих, учитывая интересы подопечных и искренне желая, чтобы день ото дня их жизнь становилась лучше и комфортнее. В отделении используется комплексный подход к организации всех стадий реабилитационного процесса молодых инвалидов с интеллектуальной недостаточностью.

Развитие информатизации и всеобщая компьютеризация человечества диктует новые тенденции в формировании человека, понятного и принятого современной общественностью.

В повседневной жизни инструкторы по труду учат своих подопечных обращаться с пылесосом, телевизором, холодильником, микроволновой печью и т.д. В отделении оборудована комната социально-бытовой реабилитации, где учатся приготовлению блюд, сервировке стола, где можно в спокойной обстановке, приближенной к домашней, обсудить свои проблемы, поговорить по душам.

В ОИМВ налажен регулярный выезд проживающих в город. Перед каждой поездкой идет индивидуальная и групповая работа по правилам культуры поведения. Наши сотрудники стремятся приобщить воспитанников ко взрослой жизни, передать им практический опыт, научить ориентироваться, пользоваться инфраструктурой города.

Досуг как уникальная сфера реализации личности обладает исключительным потенциалом. Культурно - досуговая деятельность имеет огромное значение в решении проблем социальной реабилитации инвалидов нашего отделения.

Правильная организация досуга даёт возможность клиентам отделения ощутить приятные переживания, поднять настроение, просто получить удовольствие, отдохнуть, развлечься, получить эстетическое наслаждение.

По резолюции международного совещания министров здра­воохранения (1967), Всемирная организация здравоохранения (Женева, 1969) определяет реабилитацию как систему государс­твенных, социально-экономических, медицинских, профессио­нальных, педагогических, психологических и других мероприя­тий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудос­пособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полез­ному труду; как сложный процесс, в результате которого у пост­радавшего создается активное отношение к нарушению его здо­ровья и восстанавливается положительное отношение к жизни, семье, обществу.

Понятие «реабилитация» используется как в медико-социаль­ном, так ив психолого-педагогическом и социально-педагоги­ческом аспектах. Медико-социальная реабилитация - комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, психологичес­ких мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц в результате перенесенных заболеваний и травм, а также при других физических и психических ограничен­ных возможностях.

Психолого-педагогическая и социально-педагогическая реа­билитация - комплекс мер социальной поддержки и диагности-ко-коррекционных программ по преодолению различных форм дезадаптации, по включению, интегрированию инвалида, начи­ная с детского возраста и далее на протяжении всей жизни, в среду, выполняющую функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников, профессиональная деятельность и т.д.).

Формы и методы психолого-педагогической и социально-пе­дагогической реабилитации в настоящее время достаточно раз­нообразны и зависят, прежде всего, от характера детско-подрост-ковой и последующей возрастной дезадаптации. Выделяются три основных типа дезадаптации: патогенная, психосоциальная и со­циальная, которые, в свою очередь, имеют разные степени выра­женности.


Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, в основе ко­торых лежат органические поражения нервной системы. Патоген­ная дезадаптация может выражаться в разных по своей степени и глубине нервно-психических заболеваниях, в разной степени выраженности отставании в умственном развитии.

Лица с тяжелыми формами нервно-психических заболеваний должны лечиться стационарно в сочетании с дополнительными психолого-педагогическими реабилитационными программами. К инвалидам с расстройствами средней тяжести и погранично­го характера применимы меры медико-психологического оздо­ровительного сопровождения педагогического процесса в услови­ях учебных и воспитательных учреждений (детские сады, школы, интернаты, училища, вузы).



Наиболее полно и последовательно в нашей стране разрабо­
тана Концепция реабилитации в трудах М.М. Кабанова, который
подчеркивал необходимость системного подхода к ней. По словам
М.М. Кабанова, реабилитация представляет собой «арену систем­
ной деятельности», где участниками этой деятельности являются
человек (как организм и как личность), сам по себе являющий­
ся «открытой системой», и окружающая его социальная и биоло­
гическая среда. При этом объединение медицинской, психоло­
гической и социальной моделей болезни человека в системной
концепции реабилитации является методологической установкой.
В этом плане о реабилитации можно говорить как о биопсихосо­
циальной системе. Реабилитация есть и метод (процесс), и цель
(результат). <

М.М. Кабанов определил принципы системы реабилитации. Первый - единство биологических и психосоциальных методов воздействия. Речь идет о регулировании с их помощью механиз­мов реституции, адаптации, компенсации, физиологических и психологических механизмов защиты. Второй принцип- раз­носторонность (разноплановость) воздействий для реализации реабилитационной программы. Сюда включаются психологи­ческая, профессиональная, семейная, общественная реабилита­ция, воспитание и обучение больного, преследующие цель фор­мирования адекватной системы отношений личности. Третий принцип - опосредование через личность больного всех лечеб­но-восстановительных мероприятий («апелляция к личности»).


Четвертый принцип - ступенчатость мероприятий реабилитации. Согласуясь с положениями ВОЗ о трех этапах реабилитацион­ных программ - медицинской, профессиональной и социальной, М.М. Кабанов предлагает следующую последовательность дейст­вий: восстановительная терапия, реадаптация, реабилитация в собственном смысле слова. На первом этапе решаются задачи предупреждения формирования психического дефекта, инвали-дизации, явлений «госпитализма», ухода в болезнь (первичная профилактика), а также, если таковые уже существуют, устра­нения или уменьшения этих явлений, предупреждения их даль­нейшего патологического развития (вторичная профилактика) в основном методами физио- и психотерапии. На втором этапе рекомендуется стимуляция социальной активности, повышение возможностей приспособления к социальным условиям жизни, главным образом методами воспитания, обучения, трудовой де­ятельности (реадаптация). На третьем этапе необходима помощь в организации быта, создании или сохранении семьи, в трудо­устройстве: абилитация - предоставление прав или реабилита­ция - восстановление прав (третичная профилактика). Медико-психологическую реабилитацию, введенную в педагогический процесс учебного заведения, принято называть сопровождением. Логичным завершением процесса сопровождения в вузе должна стать социально-психическая зрелость студента-инвалида, поми­мо учебно-профессиональной подготовленности и сохранности его здоровья.



Полное, равноправное включение личности в необходимые ей сферы жизни социума, достойный социальный статус, достиже­ние возможности полноценной независимой жизни и самореали­зации в обществе понимаются как социальная интеграция, кото­рая, в свою очередь, является основным показателем эффектив­ной работы по социальной реабилитации населения. Обеспече­ние интеграции инвалида в общество призвана решать социальная реабилитация. Главным условием решения задач социальной ре­абилитации является включение человека с ограниченными воз­можностями в те или иные виды деятельности и общения в ка­честве их субъекта. Считается, что Субъектность человека связана с его способностью превращать собственную жизнедеятельность в предмет преобразования: управлять своими действиями, пла-


нировать и реализовывать программы, контролировать ц анали­зировать результаты поведения и деятельности.

Успешный опыт включенности инвалидов в активную соци­альную жизнь свидетельствует о том, что он невозможен, если в окружающей инвалида среде не будут созданы условия, В о-пеп-вых, для воспитания в семейной атмосфере достаточной самосто­ятельности без чрезмерной опеки; во-вторых, для равноправно­го общения со сверстниками не инвалидами; в-третьих, дл Я По _ лучения полноценного образования, реализующего творческий потенциал личности в той области, в которой человек, имеющий дефект развития, мог бы проявить себя.

а

Важнейшей частью социальной реабилитации является реаби­литация профессиональная. Интеграция в общество невозможн как полноценное событие вне получения инвалидами професси­онального образования, вне системы его обеспечения. Ц е ИМея профессионального образования, человек с ограниченными воз­можностями здоровья не только не может участвовать в обще­ственной жизни, но и заработать себе на пропитание.

Обеспечение профессионального, в том числе и главным об­разом высшего образования молодых инвалидов государством и обществом - сложная теоретическая и практическая проблема Согласно определению В.И. Даля, «обеспечение» означает «дать что-либо верное, снабжать всем нужным, оградить от убытков недостатка, нужды, от грозящей кому опасности».

Основу государственной системы обеспечения составляет юридическая база. Для того"чтобы обеспечить инвалидам воз­можность обучаться в высшей школе, необходимо создать пре­жде всего условия для их нормального развития и обучения на всех этапах довузовской подготовки. Здесь нужны правовые ос­новы и государственные гарантии обеспечения инвалидов соци­альной защитой их семей, поскольку большинство матерей остав­ляют работу и посвящают свою жизнь заботе о ребенке-инвалиде а отцы, как правило, покидают такую семью.

На парламентской Ассамблее Совета Европы (1992 г.) были приняты Рекомендации № 1185 к реабилитационным програм­мам для инвалидов. В них определялась основная роль соци­альных барьеров, препятствующих человеку с ограниченными возможностями здоровья быть интегрированным в общество


В этой связи общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам инвалидов. В положении к совместному постановлению Министерства труда и социально­го развития РФ и Министерства здравоохранения РФ № 1/30 от 29.01.1997 г. приводится нормативная классификация, где реабилитация инвалидов определяется как «процесс и систе­ма медицинских, психологических, педагогических и социаль­но-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жиз­недеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма», а цель реабилитации фор­мулируется как «восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация».

Таким образом, согласно правовым документам, образование инвалидов, в том числе профессиональное, приводящее к мате­риальной независимости и социальному статусу полноценного гражданина, должно иметь междисциплинарный характер меди­ко-психологического сопровождения педагогических технологий, адаптивных к индивидуальным нуждам инвалидов, обеспеченных всеобщей социальной поддержкой, в том числе экономической поддержкой со стороны государства.

На Генеральной Ассамблее ООН (20 декабря 1993 г.) были при­няты Стандартные правила обеспечения равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность. Согласно положе­ниям правил, обязательных для выполнения всеми членами ООН, образование инвалидов должно быть неотъемлемой частью систе­мы общего образования. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятый в 1995 г., отражает принци­пы, провозглашенные ООН, и предусматривает специфику обра­зовательного процесса инвалидов в соответствии с индивидуаль­ными программами реабилитации. В этой связи образовались три формы обучения инвалидов: общеобразовательная, специализиро­ванная, домашняя.

Проводились исследования отношения к возможности обу­чаться вместе с инвалидами со стороны клинически здоровых студентов. Например, сообщалось об анкетировании 162 сту-


дентов санкт-петербургских вузов технического, гуманитарного! естественно-научного профилей обучения (Кантор В.З., 2000), В исследовании выявлялось отношение студентов к инвалидам по зрению, слуху, опорно-двигательной системе применительно ко всем сферам социальной жизнедеятельности человека: сферам обучения, труда, быта, культуры. Положительное отношение к инвалидам было высказано в основном студентками гуманитар­ных специальностей на фоне подавляющего большинства безраз­личного отношения, особенно к инвалидам с тяжелыми наруше­ниями двигательной активности.

Специалисты предложили новый подход к разработке по­казаний и противопоказаний к получению инвалидами про­фессии. В отличие от традиционного, нозологического, пере­чня медицинских противопоказаний к профессии предлагается подход индивидуальный. В его основе лежит принцип выделе­ния клинико-функциональных, физиологических и психологи­ческих критериев трудового прогноза в связи со степенью вы­раженности ограничений жизнедеятельности инвалида. В этой связи требуется комплексная оценка тяжести труда, включаю­щая в себя санитарно-гигиенические, психофизиологические, производственные характеристики условий труда по 22 пока­зателям.

Труд специалистов-инвалидов объективно необходим всему обществу, их привлечение к общественно полезной деятельнос­ти соответствует интересам государства и общества в целом. Труд инвалидов создает доход, умножает национальное достояние и тем самым облегчает задачи государства, связанные с содержа­нием нетрудоспособного населения. В результате происходит зна­чительная экономия пособий по социальному обеспечению ин­валидов и их иждивенцев, включая выплаты по инвалидности и болезни,

Специалисты-инвалиды являются в основном хорошими ра­ботниками. Если сравнивать качество труда инвалидов и не инва­лидов по ряду объективных и субъективных показателей, а имен­но: производительность труда, качество выполненной работы, экономия труда, дисциплина работников, степень и эффектив­ность их участия в техническом творчестве, в управлении произ­водством, активность в приобретении профессиональных знаний и

умений - то выявятся не только одинаковые показатели, а даже февосходящие у работников-инвалидов.

Так, в США еще в 1981 г. было проведено обследование 1500 мужчин и женщин с различными тяжелыми формами инвалид-ности, имеющих высшее образование и без образования и т.д., а акже работающих на заводах одной из крупнейших химических компаний. Обследование показало:

1. Работающие инвалиды ни в чем не уступают, а по некото-рым показателям и превосходят здоровых лиц.

2. Наем на работу инвалидов не повлек за собой каких-либо увеличений в затратах на компенсацию в потере рабочего вре­мени.

3. В вопросах безопасности как в рабочее, так и нерабочее вре-мя 95% работников-инвалидов показали средние или лучшие ре-зультаты, чем в целом по предприятию.

4. 91% показали средние или лучшие результаты по произво-дительности труда.

5. 93% показали средние или лучшие результаты по стабиль-ности занятости.

6. 79% показали средние или лучшие результаты по трудовой дисциплине.

Вместе с тем не все инвалиды, которые могут работать, хотят этого. В этой связи предлагается различать две формы занятости - пассивную и активную. Пассивная занятость отражает фор­мальную сторону трудоустроенности: инвалид числится на пред­приятии, получая минимум в качестве зарплаты, а фактически нe работает. Активная занятость возможна на основе разработки в реализации программ профессиональной реабилитации и адапта­ции инвалидов, создания рабочих мест с учетом способностей и возможностей каждого.

Единственным критерием при получении работы и права ос-таваться на ней должна являться компетентность и способность с труду, а не наличие инвалидности.

Вместе с тем обращается внимание в ряде документов меж-дународного сообщества на необходимость предусмотреть, что-бы законодательство каждой страны поощряло и содействовало трудоустройству инвалидов, по возможности, на предприятиях:о свободным режимом, без строгого соблюдения норм выра-


ботки, полностью или частично оборудованными рабочими мес­тами для инвалидов, а также обеспечивало для них работу на дому и возможность заниматься индивидуальной трудовой де­ятельностью.

Литература

1. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социаль­ная психиатрия. - СПб., 1998.

2. Шипицына Л.М. Специальное образование в России. Обуче­ние детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Меж­дународный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленбер-га.-СПб., 1997.

8.4. Обеспечение обучения инвалидов в вузе

В государственную систему обеспечения профессионального образования инвалидов, помимо правового, входят компоненты педагогического обеспечения образовательного процесса: эконо­мическое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое, научно-методическое.

Научно-методическая часть педагогического обеспечения связана с разработкой системы медико-психолого-педагогического обеспечения педагогической средой учебного заведения объек­тивной, на основе показаний диагностики, индивидуальной воз­можности получения полноценного образования инвалидами. В этой связи вводится понятие индивидуальная медико-психологи­ческая основа образования (здоровье, интеллект, мотивационно-характерологические свойства личности), которая должна учиты­ваться в качестве принципа индивидуализации обучения в организа­ции особых условий образования лиц с проблемами здоровья. Из биопсихосоциальных природных истоков становления человека происходит развитие в онтогенезе его физического здоровья, мо-тивационно-волевых свойств, интеллекта, личности в целом, что и определяет методологические принципы педагогического обес­печения развития человека в ситуации образования, а именно: пе­дагогического обеспечения развития интеллекта, медико-педагоги­ческого обеспечения сохранности здоровья и физического развития, психолого-педагогического обеспечения развития личности.

В этой связи педагогическое обеспечение профессионального образования инвалидов - это методология, научная организа­ция процесса специального сопровождения методами комплекс­ной реабилитации и развивающей личность педагогики профес­сионального обучения инвалидов в системе непрерывного обра­зования под руководством кадрового состава этих учреждений, а также контроль эффективности этого обеспечения в процес­се обучения и на рабочих местах выпускников учебных заведе­ний.

Первый этап - педагогическое обеспечение постановки за­дач. Он включает в себя анализ конкретной социальной и пе­дагогической информации о составе абитуриентов-инвалидов, данных медицинской и психологической диагностики. В итоге на первом этапе (на основе собранной информации о возмож­ностях абитуриентов) формулируется задача педагогического процесса таким образом, чтобы его условия были достаточны для обеспечения полноценного образования по государствен­ному стандарту. Достаточность условий (обеспеченность управ­ленческая, материально-техническая) обеспечивается в научно-методическом плане комплексом методов, адекватных постав­ленной задаче.

Второй этап - педагогическое обеспечение выполнения задач. Ко второму этапу обеспечения подбирается в соответствии с ре­зультатами диагностики конкретный комплекс методик, который апробируется в процессе педагогического обеспечения (или в пи­лотажных пробах) специалистами.

Третий этап - педагогическое обеспечение контроля выполне­ния задач. Отобранный на предыдущем этапе комплекс методик корректируется при необходимости в процессе его применения. Диагностируется эффект его применения.

Рассмотрим три существующих подхода к профессионально­му обучению: специализированный, интегрированный, дистан­ционный.

Специальное образование осуществляется в учебных учрежде­ниях или классах, специально создаваемых для лиц с определен­ной проблемой здоровья.

Первое специализированное учебное заведение было создано в Нидерландах в 1790 г. для глухих. Россия стала второй страной,


открывшей специализированные школы для глухих (1806 г.) и слепых (1807 г.). Широкое развитие специализированные школы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и «проблем­ных» детей получили в начале двадцатого века, особенно после Второй мировой войны.

Законы «О специальном образовании» (об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья и с проблемами в по­ведении), согласно которым государство берет на себя расходы по функционированию специального образования, были приня­ты в Нидерландах (1901 г.), Италии (1923 г.), Дании (1933 г.). Ки­тае (1951 г.), Швеции (1955 г.), Бельгии и Восточной Германии (1970 г.), Западной Германии (1973 г.), США (1975 г.), Финлян­дии (1977 г.), Японии (1978 г.), Великобритании и Греции (1981 г.), Франции (1989 г.).

Несмотря на функционирование в России разветвленной сети специализированных учебных заведений, до сих пор (2005 г.) от­сутствует закон «О специальном образовании», обсуждение кото­рого в Федеральном собрании РФ началось еще в 1995 г.

В США инвалиды, наряду с обучением в колледжах и универ­ситетах (до 1% от общего числа студентов), получают высшее об­разование в специализированных институтах для глухих (Рочес-тер) и слепых (Вашингтон). Финансовые затраты на специальное образование в связи с увеличением числа лиц с ограниченными возможностями здоровья возрастают с каждым годом и становят­ся обременительными для стран с высоким уровнем инвалиднос­ти, даже экономически благополучных. Это обстоятельство яви­лось одним из основных (правда, не афишированным) доводов перехода преимущественно к интегрированному обучению в ряде развитых стран (Швеция, США, Дания, Великобритания, Фран­ция, Италия).

Кратко рассмотрим деятельность специализированных вузов в России.

В Государственном специализированном институте искусств Российского международного центра творческой реабилитации инвалидов (город Курск) особое внимание уделяется формиро­ванию атмосферы учебно-творческого сотрудничества студентов с различными проблемами здоровья. Вуз руководствуется прин­ципом дополнительности: студенты с проблемами слуха, зрения,


двигательной активности объединяются и взаимодействуют груп­пами, в которых снимается проблема их индивидуальных дефектов зрячий компенсирует незрячего, слышащий - глухого и т.д. В ре­зультате нередки случаи образования и семей такого состава.

При Красноярском государственном торгово-экономическом институте (КГТЭИ) создан образовательный Центр реабилита­ции и адаптации молодежи с нарушениями двигательных функ­ций (в основном больных сколиозом). Вуз, обеспечивающий выс­шее экономическое образование по специальностям «Экономика и управление», «Бухгалтерский учет и аудит», входит как заклю­чительное звено в лечебно-образовательный комплекс, в составе которого работают детский сад, средняя школа-интернат, орто­педический стационар, подготовительное отделение вуза. Учеб­ные планы института в объеме 26 учебных часов в неделю по спе­циальностям, соответствующим госстандартам, предусматрива­ют большой объем самостоятельной деятельности в спецклассе, оснащенном необходимой техникой и учебно-методической ли­тературой, курсовые работы с элементами научных исследова­ний, элективные курсы, индивидуальные занятия. Разработана система физических упражнений и психологической адаптации для больных сколиозом с пяти- до двадцатипятилетнего возрас­та (в тренажерном зале, плавательном бассейне, учебном классе с использованием специального оборудования, методик лечеб­ной физкультуры, лекций по валеологии). Создан валеологичес-кий оздоровительный центр, осуществляющий профилактичес­кие и лечебные мероприятия, направленные на коррекцию опор­но-двигательной системы, восстановление соматического здоро­вья, развитие физических качеств.

Помимо вышеперечисленных в России функционируют спе­циализированные вузы для инвалидов с нарушениями слуха в Но­восибирске при Сибирском филиале Академии наук РФ; в Мос­кве (Государственный специализированный Музыкальный инс­титут искусств) для инвалидов с физическими и сенсорными на­рушениями.

Институт социальной реабилитации часть учебно-воспита­тельного процесса проводит в лабораториях, аудиториях, биб­лиотеке и общежитии - на территории и в атмосфере Новоси­бирского государственного технического университета. Процесс


обучения сопровождается системой комплексной реабилитации (Птушкин Г.С., 2000).

Физическое состояние маломобильных студентов-опорников с сопутствующими соматическими заболеваниями и психоневро­логическими расстройствами предопределило создание Москов­ского института-интерната для инвалидов с нарушением опор­но-двигательной системы (МИИ) и функционирование в МИИ специальных подразделений (поликлинического отдела, кафедры лечебной физкультуры, научно-исследовательской лаборатории), деятельность которых имеет рекреационную, восстановительную направленность здоровьесберегающего подхода. Обучение в ин­ституте всех студентов поддерживается медицинской, оздорови­тельной, психологической и логопедической помощью, позво­ляющей сохранять их работоспособность без адаптации учебных программ и продления сроков обучения.

Интегрированное образование .

В РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) инвалиды по зрению обучаются на факультетах коррекционной педагогики и технологии предпринимательства, социально-экономическом факультете. Используется несколько форм: индивидуальное обу­чение в едином потоке студентов без специального сопровожде­ния (полная интеграция); групповое обучение студентов по еди­ному плану и со специальным сопровождением (частная интег­рация). При кафедре тифлопедагогики в целях психолого-педа­гогического сопровождения обучения студентов-инвалидов по зрению в вузе был открыт ресурсный центр. Специалисты РГПУ им. А.И. Герцена отмечают, что, являясь вспомогательным, со­провождение должно существовать не всегда, а только там, где возникает острая проблема, его продолжительность не должна быть нормированной величиной. Методология педагогической поддержки студентов-инвалидов, интегрированных в вузовскую среду обучения и общения с клинически здоровыми студентами, предполагает ряд этапов: диагностический, поисковый, договор­ный, деятельностный, рефлексивный.

На диагностическом этапе определено, что наиболее значимы­ми проблемами для студентов, инвалидов по зрению, являются не столько учебные, сколько проблемы установления взаимопо­нимания со зрячими сверстниками, овладения принятыми груп-

пой нормами поведения. Студенты в этой проблемной ситуации либо полагаются только на себя, либо ищут помощи среди преч подавателей или в своей микрогруппе инвалидов. На поисковом этапе в индивидуальном порядке выявляются причины трудно­стей и определяются пути их преодоления на деятельностном эта­пе включения в интегрированные со зрячими студентами виды деятельности. Педагогическими средствами помощи могут стать групповые проекты и клубы по интересам. Рефлексивный пери­од закрепляет позитивный опыт общения и обучения в сознании инвалида, способствует развитию его способностей к самоанали­зу и саморегуляции.

Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций совместно с Санкт-Петербургским механико-при­боростроительным колледжем объединили свои усилия системой непрерывного образования инвалидов с нарушением слуха. Такая система позволила сократить сроки обучения выпускников кол­леджа в вузе до 3,5 лет.

На базе кафедры «Социальная работа» и «Менеджмент турис­тического бизнеса» Саратовского государственного технического университета проводится обучение студентов-инвалидов. Во Вла­димирском государственном университете создан центр профес­сиональной реабилитации инвалидов по слуху.

Челябинский государственный университет (Чел ГУ) занимает­ся высшим образованием инвалидов с 1992 года. Коллектив спе­циалистов разработал собственную модель сопровождения про­цесса обучения студентов-инвалидов в вузе. Сопровождение по­нимается как многоаспектный метод, который обеспечивается единством усилий педагогов, психологов, методистов, социаль­ных и медицинских работников, других заинтересованных участ­ников. Это органическое единство диагностики проблемы учебы, субъективного потенциала учащихся, информационного поиска путей ее разрешения, конструирования плана действий и прак­тики его осуществления. В ЧелГУ инвалиды проходят довузовс­кий период адаптации, специальную подготовку по основам пси­хологии личности и общения, самовоспитания, изучают основы библиографии, методику самостоятельной работы в вузе, нормы организации интеллектуального труда, методику развития памя­ти и т.д.


В 2002 учебном году специализированный вуз, ранее обучав­ший только инвалидов-опорников, пригласил клинически здоро­вых абитуриентов МИИ, поменяв название (теперь это Москов­ский государственный гуманитарный институт).

В МГТУ им. Н.Э. Баумана функционирует головной учебно-исследовательский и методический Центр профессиональной ре­абилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, раз­рабатывающий технологии образовательно-реабилитационной среды обучения в университете студентов, инвалидов по слуху, опирающийся на опыт обучения лиц такой инвалидной пробле­матики начиная с 30-х годов XX века. Опыт университета заслу­живает особого внимания. Специалистами вуза разработана и внедрена система дифференцированного подхода к образованию инвалидов по слуху. Суть ее состоит в том, что студенты-инвали­ды первого года, в отличие от клинически здоровых студентов-первокурсников, проходят обучение по специальной подготови­тельной, вводной, программе. Кроме обязательных для универси­тета блоков фундаментальных дисциплин в учебные планы вво­дятся специальные реабилитационные курсы, позволяющие ре­шать задачи комплексной адаптации инвалидов к обучению в вузе наряду с клинически здоровыми студентами. По итогам перво­го курса и на основании экспертной оценки осуществляется вы­бор пути дальнейшего обучения в университете и специальности. Студенты-инвалиды, в зависимости от тех или иных индивиду­альных проблем, могут продолжить обучение в интегрированной, специализированно-реабилитационной и частично пролонгиро­ванной реабилитационным сопровождением формах обучения в вузе в течение трех лет (среднетехническое образование), пяти (диплом бакалавра), семи (диплом магистра), восьми лет (дип­лом инженера-исследователя). Непрерывность образовательного процесса обеспечена в МГТУ как довузовской подготовкой инва­лидов-абитуриентов, так и послевузовской системой повышения квалификации, трудоустройства и профадаптации выпускников на рабочих местах (система создания специальных рабочих мест, их социальной защиты и ежегодной аттестации).

Дистанционное образование.

Оснащение - в первую очередь инвалидов - компьютерными системами в современном обществе необходимо в связи с тем, что

они способны успешно компенсировать дефицит сенсомоторных способностей, утерянных человеком вследствие инвалидности. Например, речевой ввод информации в компьютер и управление компенсируют нарушения функций подвижности рук; ввод тек­стовой информации и компьютерный синтез речи компенсируют функциональные дефекты речи, а визуальное представление тек­ста - недостатки слуха, дистанционное образование - нарушение со стороны опорно-двигательной системы, искусственный интел­лект - ограничения памяти и мышления.

Видеокомпьютерное обеспечение инвалидов позволит решить целый ряд жизненно важных задач:

> Бытовая медицинская реабилитация посредством инди­видуально запрограммированных домашних тренажеров.

> Обучение информационным технологиям, дистанционное обучение.

> Надомная работа в качестве информационного аналити­ка, консультанта, менеджера, редактора, сетевого оператора, Web-мастера, дизайнера, тьютора и т.д.

> Создание домашних видеокомпьютерных мини-студий, домашних офисов и мастер-студий, служащих одновременно мас­терской, лавкой информационной продукции, очагом информа­ционной культуры, учебным центром информационных техноло­гий.

> Общение и выполнение общественных функций с помо­щью видеоинформации и телекоммуникаций.

> Организация досуга.

Пермская общественная организация инвалидов-военнослу­жащих планирует создание специализированного компьютерного класса для обучения и работы людей с различными физически­ми недостатками в сфере высоких технологий на базе разработок программной лаборатории. К такого рода разработкам относят­ся программы обучения специалистов из числа инвалидов в об­ласти использования персонального компьютера и современно­го программного обеспечения. Предлагаются три схемы получе­ния дистанционного образования пользователями персонального компьютера. Первая схема предусматривает выезд студента в вуз, где он сдает приемные экзамены, получает задание, выполняет его дома, сдает экзамен в вузе и т.д. Вторая схема ограничивает-


ся выездной сдачей экзаменов в вузе, а задания студент-инвалид получает посредством Интернета. Третья схема целиком связана с применением Интернет-технологий, таких, как телеконферен­ция, электронная почта, Интернет-чаты и др.

В Магадане создан Учебно-информационный центр независи­мой жизни, особо актуальный для инвалидов, проживающих на огромной территории Магаданской области. В сочетании с тради­ционными методами заочного обучения Центр использует новые технологии связи и передачи данных, в том числе на специаль­ных информационных носителях (плоскопечатный шрифт Брай-ля, аудио, видео). Технические аспекты системы связи заключа­ются в создании на основе спутниковых терминалов малого ра­диуса (VSAT) сети дистанционного интерактивного обучения ин­валидов. Интеграция такой сети в Интернет позволит получить высокоскоростной канал полифункционального взаимодействия, а также использовать линии телефонной связи.

Развитие современных технологий, по мнению специалис­тов, позволит решать такие задачи, как компьютеризирован­ное тестирование и контроль знаний учащихся, доступ по сред­ствам домашних компьютеров к реальным лабораторным уста­новкам учебных заведений (программно-аппаратные средства Lab View).

Современный гуманитарный университет (СГУ) реализует дистанционный подход к обучению, основанный на максималь­ном использовании преимуществ новых информационно-комму­никационных обучающих технологий. Применительно к дистан­ционному обучению как важному звену в системе непрерывного образования возрастает значимость индивидуальной программы обучения. В этой связи в лаборатории НИИ психологии и социо­логии образования СГУ разработана методика ТУЗ - «темп усво­ения знаний». Показатели темпа усвоения знаний стремительно возрастают от младшего подросткового возраста к студенческо­му, достигая наивысших значений в этом возрасте, а затем плав­но снижаются.

В 2000 году в рамках научно-технической программы МО РФ в МИИ осуществлялся проект по разработке прототипа СДО - сис­темы дистанционного образования инвалидов-опорников. Про­ект предусматривает:

> Разработку концепции создания СДО инвалидов-опорни­ков, реализацию и апробацию отдельных подсистем СДО (интел­лектуальные подсистемы контроля знаний и технологии обуче­ния).

> Разработку и внедрение комплекса компьютерных про­грамм для дистанционного контроля знаний обучаемых.

> Создание подсистемы организации учебного процесса (электронный деканат).

Дистанционное обучение развивается высокими темпами, здесь происходит внедрение лучших инновационных техноло­гий. Если в 1993 году о российском дистанционном образовании только начинали говорить, то к 1998 году уже более сотни обра­зовательных учреждений начали реализовывать отечественные образовательные услуги в" России, в странах ближнего и даль­него зарубежья.

В дистанционном образовании, как и в заочном, создаются вынужденные условия повышения роли самостоятельности уча­щихся в освоении учебного материала. Этим обстоятельством ус­пешно пользуются педагоги, работающие по технологии автори­зованного обучения. В авторизованных курсах педагоги форму­лируют идеи и проблемные вопросы, сгруппированные в соот­ветствии с логикой изучаемого предмета. Анализируя проблему, ученик самостоятельно отбирает и оценивает информационные материалы, формулирует собственные суждения и выводы, тем самым

По данным Общегородского специального регистра получателей мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в Москве по состоянию на 31.12.2014 года проживает около 1,2 млн. (1 180 488) инвалидов. В том числе детей- инвалидов более 35,0 из них: около 14,5 тыс. - слабовидящие и слепые, более 6,5 тыс.

Глухие и слабослышащие, 21,8 тыс. - инвалиды по патологии опорно-двигательного аппарата (в т.ч. более 10 тыс. чел. - инвалиды- колясочники), свыше 7,3 тыс. - инвалиды вследствие ДЦП.

В общей численности инвалидов 6,8% составляют лица I группы инвалидности, 61,8%

И группы, 28,4% - III группы, 3% - дети-инвалиды. В возрастной структуре инвалидов наибольший удельный вес занимает группа старше 55 лет. На нее приходится 76% от общей численности инвалидов. Наибольшее количество инвалидов среди взрослого населения страдает заболеваниями системы кровообращения 38,3%, злокачественными новообразованиями 6,9%, нарушениями костно-мышечной системы и соединительной ткани 5,7%, психическими расстройствами и расстройствами поведения 3,5%.

Ведущими нозологиями, приводящими к инвалидности у детей, являются болезни нервной системы (21,5%), врожденные аномалии и пороки развития (19,8%), психические расстройства и расстройства поведения (18,3%), эндокринной системы (8,4%). При этом по возрастному составу детей-инвалидов больший процент - 43,1% - это дети от 8 до 14 лет,

23,3% - дети от 3 до 7 лет, 18,8% - дети от 15 до 17 лет, в то время как дети-инвалиды до 3 лет составляют 14,8% . В Московской области проживает более 500 тыс. инвалидов, в том числе более 6 тыс. инвалидов-колясочников.

В настоящее время в столице реализуется Государственная программа города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы», утвержденная постановлением Правительства Москвы от 06.09.2011 №420-ПП, которая направлена на повышение уровня и качества жизни москвичей. Одним из разделов Программы является подпрограмма «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения», приоритетами которой является повышение качества и вариативность оказания реабилитационных услуг, создание оптимальных условий для занятости инвалидов, эффективное обеспечение техническими средствами реабилитации и адаптация городской среды. Проанализируем кратко эти направления деятельности.

Правительством Москвы поставлена задача к 2018 году охватить реабилитационными услугами 90% инвалидов, имеющих в индивидуальных программах реабилитации показания к социальной реабилитации. В 2014 году этот показатель составил 86%. В 2015 году реабилитационными услугами планируется охватить 88% инвалидов. Для предоставления услуг по социальной реабилитации в системе социальной защиты города Москвы функционируют 8 центров социальной реабилитации инвалидов, 87 реабилитационных отделений при территориальных центрах социального обслуживания и социально- реабилитационных центрах для несовершеннолетних, из них - 29 отделений для детей- инвалидов. Услуги по социальной реабилитации предоставляются инвалидам, в том числе детям-инвалидам, в нестационарной и стационарной форме, а также с выездом на дом или на специально созданных площадках Мобильными службами реабилитации.

Власти города и области используют новые технологии работы с инвалидами, которые позволяют изменить вектор направленности такой деятельности. Если раньше в основном власть определяла, в каких услугах нуждаются инвалиды, то теперь политика формируется адресно, исходя из конкретных нужд, потребностей и интересов инвалидов.

Например, по поручению мэра столицы С.С. Собянина Департаментом социальной защиты населения города Москвы совместно с общественным сектором, в 2013 году проведены комплексные обследования условий жизни 145 тыс. «тяжелых» инвалидов I группы, а в 2014 году комплексные обследования условий жизни семей, воспитывающих де- тей-инвалидов.

На каждого обследованного заведен электронный социальный паспорт, в котором записано, в чем нуждается человек и какие услуги или специальные устройства и приспособления ему предоставлены за счет города. Как утверждал мэр города С.С. Собянин, эта работа будет продолжена .

Для проведения реабилитационных мероприятий во всех центрах и отделениях социальной реабилитации имеются оборудованные кабинеты социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации, используются средства культуры, физической культуры и спорта. Работа проводится на основе межведомственного взаимодействия с учреждениями здравоохранения, образования, культуры, досуговыми муниципальными учреждениями по месту жительства, общественными организациями и строится на комплексном подходе в решении проблем инвалидов.

В 2014 году в отделениях и центрах реабилитации более 46 тыс. инвалидам и детям-инвалидам оказаны услуги по комплексной реабилитации (продолжительность курса составляет 1 календарный месяц, с целью достижения максимальной эффективности реабилитации в течение календарного года возможно неоднократное проведение курса). В целях внедрения в работу учреждений современных технологий и методик, повышения эффективности работы по предоставлению социальных услуг инвалидам создаются многопрофильные комплексы, в том числе путем объединения ряда учреждений. Так, в 2014 году ГАУ «Московский научно-практический центр реабилитации инвалидов вследствие детского церебрального паралича» реорганизовано в ГАУ «Московский научно- практический центр реабилитационных технологий» путем присоединения санаторно-лесной школой №11. Это позволило предоставлять востребованные реабилитационные услуги в стационарной форме всем инвалидам, независимо от возраста, имеющим ограничения в передвижении и одновременно реализовывать образовательные программы. В ГАУ города Москвы Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой в сентябре 2014 году открыто отделение для детей-инвалидов на 35 стационарных мест, в том числе 20 стационарных мест и 15 нестационарных мест со службой ранней помощи для детей от 1 до 4 лет. В этом отделении услуги по комплексной реабилитации получают дети- инвалиды, имеющие ограничения жизнедеятельности в связи с последствиями травм позвоночника, туловища, конечностей, черепномозговой травмы, инсульта, полиомиелита, детского церебрального паралича, имеющие дегенеративно- дистрофические заболевания позвоночника и крупных суставов, сколиозы, состояния после операций на позвоночнике и спинном мозге, крупных суставах (в том числе эндопротезирования). Вместе с тем, в данном учреждении услуги по комплексной социальной реабилитации могут получать инвалиды и лица с ограничениями жизнедеятельности старше 18 лет.

В Зеленоградском административном округе города Москвы функционирует ГБУ «Реабилитационный центр для инвалидов с использованием физической культуры и спорта». Он является первый и пока единственный реализованный в Москве проект Департамента, в котором создаются, апробируются и отрабатываются реабилитационные методики работы с инвалидами методами физкультуры и спорта. Занятия (индивидуальные и групповые) проводят лучшие специали- сты-реабилитологи: врачи, психологи, массажисты, инструкторы ЛФК, организовано проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий: турниры, спартакиады, соревнования и пр. В работу учреждения активно внедряется методика проведения совместных занятий родителей и детей с целью привлечения родителей к активному участию в процессе реабилитации и обучению их методикам физических упражнений для самостоятельных занятий с ребенком после завершения реабилитации в условиях центра. В ГАУ «Научно-практический реабилитационный центр для инвалидов» осуществляется стационарное социальное обслуживание граждан, страдающих психическими расстройствами (отделение на 525 мест), функционируют филиалы в Московской области (Рузский район, сельское поселение Дороховское вблизи дер. Лобково) для предоставления услуг комплексной реабилитации в стационарной форме на 151 место.

В Московской области функционирует 74 Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 12 из них - комплексные. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется на основании Закона № 31/2005- 03 от 21.01.2005 года «О социальном обслуживании населения в Московской области». В соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг Центры предоставляют как бесплатно, так и за плату широкий комплекс услуг: социальных, медицинских, юридических, коммунальных, торговых, бытовых и др. Характерной чертой Центров является их многопрофильность. Во многих из них созданы кабинеты психологической разгрузки, пункты проката технических средств реабилитации, ремонтные мастерские, геронтологические отделения, работают телефоны доверия. Наиболее эффективная и предпочитаемая пожилыми людьми форма социального обслуживания - надомная. Надомное социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов реализуется через отделения социального обслуживания на дому и специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, созданные во всех муниципальных образованиях. Более шести тысяч социальных работников обслуживают около 60 тыс. граждан (их них 11 тыс. человек в сельской местности), нуждающихся в социальной помощи.

Интересен опыт реабилитационных следующих центров инвалидов. Это ГБУ СО МО «Егорьевский центр реабилитации инвалидов «Чайка», ГБУ СО МО «Егорьевский центр реабилитации инвалидов «Исток», ГБУ СО МО «Клинский центр реабилитации инвалидов «Импульс», на базе которых были организованы курсы обучения инвалидов. Для обучения использовались разработанные методические рекомендации с использованием шведской модели и опыта Центра активной реабилитации инвалидов «Преодоление». Это работа на тренажёрах, имитирующих различные препятствия, (пандусы, бордюры, рельсы, ступен и пр.); упражнения комплексной реабилитации (медицинской, психологической, логопедической, социокультурной, физической). Цель такого обучения состояла в том, чтобы научить инвалида жить самостоятельно, независимо, не прибегая к посторонней помощи, решать жизненно-важные проблемы, расширять возможности интегрирования в общество.

Для оказания медицинской и психолого-педагогической помощи на первом этапе проводились диагностические процедуры инвалидов врачами, педагогом-психологом с целью выявления особенностей физического и психического состояния здоровья пациентов, их возможностей и способностей в участии данной программы. По результатам обследования составлялись индивидуальные планы по обучению пользованию активной кресло-коляской и проведению всестороннего реабилитационного процесса.

Реализуется комплексная программа «К независимой жизни», которая включает предоставление услуг по восстановительной терапии, куда входит консультация врачей- специалистов, кислородные коктейли, массаж, самомассаж, релаксация, фитотерапия, ароматера- пия, витаминотерапия, оказание первой медицинской помощи, занятие- консультация о здоровом образе жизни «Помоги себе сам». Кроме того, предоставляются социально-психологические услуги, проводятся психологические тренинги, занятия в группе взаимоподдержки и клубах общения. В рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий проводились физкультурные занятия, обучение. Проводились соревнования по кеглям, ручному бильярду, шашкам, настольному теннису, дартсу. Это способствовало овладению техникой пользования активной кресло-коляской в быту, социально-бытовой адаптации (личной гигиене), активизации жизненной позиции. В этих и других учреждениях людям с ограничениями здоровья не только предоставляется широкий перечень социальных, медико-социальных, психологопедагогических услуг в стационарных и нестационарных условиях (на дому), но и проводится комплекс мероприятий по реабилитации и социальной адаптации. Граждане с ограничениями здоровья вовлекаются в работу клубов по интересам и клубов выходного дня, что способствует улучшению качества их жизни и психологического самочувствия. Так, в Московской области в системе социальной работы работает 265 таких клубов различной направленности, их посещают более 6 тыс. человек. Возможности Московской области и уровень подготовки специалистов позволяют проводить реабилитационный процесс с инвалидами с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата, с хроническими заболеваниями с применением новейших технологий и методик. Для медицинской и социальной реабилитации инвалидов войны и боевых действий в 2007 году в области был создан специализированный Центр социально-медицинской реабилитации, где ежегодно более 100 ветеранов проходят полный курс реабилитации.

В аналогичных учреждениях Москвы разработана и утверждена «Дорожная карта на 2013-2018 гг.» (план мероприятий направленный на повышение эффективности и качества услуг). Используются современные методы и методики реабилитации, организованы новые формы предоставления реабилитационных услуг, в т.ч. с использованием информационных технологий (создано 115 компьютерных клубов, 46 библиотек электронных книг, внедрена в работу информационная технология Skype и пр.). Продолжает работу 71 Клуб общения глухих и 1 Клуб общения слепоглухих. Реализуемые в клубах различные социокультурные мероприятия: лекции, экскурсии, конкурсы, фестивали и т.п., пользуются большой популярностью среди не слышащих граждан

Москвы. Кроме того, члены семей инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов, могут получить в указанных учреждениях консультационные услуги, социально-психологическую реабилитацию, обучение в различных «школах» и клубах, в том числе по уходу.

В 2014 году оказаны услуги по реабилитации для более 4500 детей-инвалидов и молодых инвалидов (с сопровождением) в здравницах Республики Словения, Израиля, Кипра, Словакии, Венгрии. В настоящее время, учитывая высокую потребность детей- инвалидов и молодых инвалидов в реабилитационных услугах в сочетании с благоприятными климатическими и природными факторами, принято решение о предоставлении указанных услуг на территории Российской Федерации в Крыму на базе специализированных здравниц. Данная мера позволит предоставить реабилитационные услуги большему количеству детей-инвалидов и молодых инвалидов, в том числе с тяжелыми нарушениями

Важнейшим элементом в формировании полноценной системы оказания социально- реабилитационной помощи инвалидам является использование потенциала негосударственных организаций. На условиях социального заказа в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарь- ерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения» Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы взаимодействуем с более 50 организациями. Среди них Марфо- Мариинский центр «Милосердие», ОАО «Реабилитационный центр для инвалидов «Преодоление», ООО «Реабилитационный центр «Три сестры», ООО «Огонек-ЭС», РООИ Центр лечебной педагогики, Центр поддержки лечебной педагогики и социальной терапии «Рафаил» и многими другими профильными негосударственными организациями. В частности, в 2014 году Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы заключены государственные контракты с ОАО «Реабилитационный центр для инвалидов «Преодоление», ГАУ «Московский научно- практический центр реабилитационных технологий» и ФГБУ «Лечебно-реабилитационный

центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации на оказание услуг мобильными службами инвалидам .

Для детей-инвалидов реализуются специальные программы с участием животных. Так, в 2014 году 128 детей-инвалидов вследствие детского церебрального паралича и других патологий получили услуги по иппотерапии и 56 детей-инвалидов услуги по канистерапии с использованием специально отобранных и обученных собак. Данные услуги предоставлены семьям с детьми инвалидами за счет средств бюджета города Москвы. Широко известен большой положительный эффект в выздоровлении детей-инвалидов после общения с дельфинами и лошадьми.

  • Необходимость создания Общегородского специального регистра получателеймер и возложение обязанностей его ведения на органы социальной защиты населения предусмотрена статьей 13 Закона города Москвы от 26 октября 2005 года №55«О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве».
  • Данные предоставлены отделом организации работы реабилитационных учреждений Управления по социальной интеграции лиц с ограничениями жизнедеятельности Департамента социальной защиты населения города Москвы, [email protected]
  • См.: Игнатова О. Москва продолжит адресную программу помощи инвалидам.http://www.rg.ru/2014/12/03/pomosh-site-anons.html (дата обращения: 02.02.2015).
  • Данные предоставлены отделом организации работы реабилитационных учреждений Управления по социальной интеграции лиц с ограничениями жизнедеятельности Департамента социальной защиты населения города Москвы, [email protected].

В настоящее время в Российской Федерации проводится последовательная работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышения качества жизни. Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

К категории молодых инвалидов следует относить лиц, имеющих ограниченные физические возможности в возрасте от 14 до 30 лет. Очевидно, что в данный период жизни люди с ограниченными возможностями особенно нуждаются в социальной реабилитации, поскольку в этом возрасте любой индивид активно осваивает новые социальные роли, становится активным субъектом социальной жизни. Успешность вхождения в социум данной категории молодых людей во многом определяется эффективностью проводимых адаптационных и реабилитационных мероприятий.

На 12-й Международной конференции по реабилитации определено, что социальная реабилитация является процессом, целью которого будет получение возможности для полноценного функционирования. Имеется в виду способность отдельного человека действовать в различных социальных ситуациях для успешного удовлетворения своих потребностей и право добиваться максимальной выгоды от своего включения в общество. Такое понимание социальной реабилитации объединило три основных аспекта: совершенствование содержания социальной активности; социальный аспект любого вида социальной реабилитации; собственно социальная реабилитация.

Социальная реабилитация является наиболее обширной областью и направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Процесс социальной реабилитации является двусторонним и встречным. Общество должно идти навстречу инвалидам, адаптируя среду обитания и мотивируя их к интеграции в общество. С другой стороны, люди с ограниченными физическими возможностями должны сами стремиться стать равноправными членами общества.

Для успешной интеграции молодых граждан с ограниченными возможностями в общество необходимо обеспечить эффективную реализацию различных составляющих социальной реабилитации. Исходя из анализа документов ВОЗ, а также нормативно-правовых актов РФ в отношении инвалидов, следует выделить семь основных направлений социальной реабилитации: медико-социальная, социально-психологическая,социально-правовая, социально-ролевая, профессионально-трудовая, социально-бытовая, социокультурная.

Медико-социальная реабилитация молодых инвалидов включает в себя восстановительную терапию (на базе стационарного медицинского или реабилитационного учреждения), часто сочетается с собственно медицинской реабилитацией (хирургическое вмешательство, протезирование, ортезирование и т.п.).

Мероприятия по социально-психологической реабилитации включают:

психодиагностику и обследование личности инвалида;

психологическую коррекцию и психотерапию;

психопрофилактическую и психогигиеническую работу;

психологические тренинги;

привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения;

оказание экстренной (по телефону) психологической и медико-психологической помощи.

Социально-правовая реабилитация молодых инвалидов заключается в информировании данной категории граждан о своих правах и обязанностях, социальных льготах. Результатом социально-правовой реабилитации должно стать научение молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья основам юриспруденции, пенсионного законодательства в отношении инвалидов, правам и льготам.

Социально-ролевая реабилитация занимает одно из важнейших мест в комплексной социальной реабилитации молодых инвалидов, поскольку вступая во взрослую жизнь, человек с ограниченными возможностями должен сформировать у себя верные установки на брак и семью, быть готовым к выполнению роли супруга (родителя). Основными методами социально-ролевой реабилитации выступают драматерамия, арт-терапия, психотренинги.

Социально-бытовая реабилитация молодых инвалидов, заключается в приобретении инвалидом полном или частичном восстановлении утраченных в результате болезни навыков самообслуживания и деятельности в быту, в приспособлении к новым условиям жизни. Помимо восстановления навыков самообслуживания, социально-бытовая реабилитация предусматривает и восстановление личностного статуса, что значительно повышает качество жизни не только реабилитанта, но и его семьи.

Профессионально-трудовая реабилитация Трудотерапия является одной из основных составляющих реабилитационного процесса. Главная цель трудотерапии - коррекция физического и психического состояния инвалидов посредством их трудовой деятельности, для приобретения ими независимости и самостоятельности во всех аспектах повседневной жизни. Одновременно профессиональная реабилитация требует участия целого ряда структур, в том числе бюро МСЭ, структур, занимающихся занятостью инвалидов, структур образования, администрации региона и работодателей, применяющих труд инвалидов а также самих инвалидов. Отсутствие слаженного взаимодействия участников этого процесса является одним из препятствий создания эффективной системы профессиональной реабилитации инвалидов.

Социокультурная реабилитация - комплекс мероприятий включающих культурологический механизм направленный на возвращение, создание психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и в целом восстановлению культурного статуса инвалида как личности. Приобщаясь к культуре инвалид становится частью культурного сообщества. Вообще социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социальных, культурных услуг, в доступных видах творчества. Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку. Методами социокультурной реабилитации молодых инвалидов могут служить: игротерапия, куклотерапия, арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, терапия природными материалами.

Итак, значение комплексной социальной реабилитации для молодого инвалида сложно переоценить, именно верное и последовательное проведение реабилитационных мероприятий позволяет молодым людям с ограниченными возможностями здоровья максимально успешно освоить социальные роли, стать полноправными и активными членами социума.