Главная · Спорт и Фитнес · Психическое здоровье, оценка и его критерии. Аспекты психического здоровья и характерные приметы здоровой личности

Психическое здоровье, оценка и его критерии. Аспекты психического здоровья и характерные приметы здоровой личности

Понятие психического здоровья человека

1. Введение………………………………………………………………....2

2. Психическое здоровье как предмет научного исследования………...3

3. Подходы к исследованию проблемы здоровья……………………..8

4. Социокультурные эталоны здоровья………………………………...10

5. Критерии психического здоровья……………………………………14

6. Заключение……………………………………………………………...20

7. Список использованной литературы…………………………………..21

Введение

В настоящий момент проблема психического здоровья включена как одна из основных в проблемное поле психологии личности. Во второй половине XX столетия принципы комплексного изучения, обоснованные в свете междисциплинарной теории систем, были внедрены в различных областях знаний о человеке и образовали новую научно-исследовательскую парадигму. Стало очевидно, что термин «психическое здоровье личности» имеет отношение не к отдельным психическим процессам и механизмам, но относится к личности в целом. Следовательно, изучать состояние психического здоровья необходимо комплексно, основываясь на определенной системе.

Психическое здоровье как предмет научного исследования

Проблема психического здоровья личности стала предметом основательного исследования только во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической и трансперсональной психологии. Усилия крупнейших зарубежных ученых (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, С.Гроф и др.) были консолидированы для изучения основ полноценного функционирования психики, что явилось началом систематизированной разработки психологических концепций здоровья. Затем среди психологических дисциплин выделилась так называемая Health psychology (психология здоровья) – научно–практическое направление, призванное исследовать социокультурные и социально-психологические проблемы здоровья и здравоохранения.

Если обратиться к истории становления психологической науки, то можно обнаружить, что психика и личность как автономные, целостные системы стали предметом научного исследования, благодаря преимущественно аномальным своим проявлениям. Именно врачи – психотерапевты, стремившиеся раскрыть тайные причины психических нарушений, дабы облегчить человеческие страдания, выдвинули первые теории, призванные научно истолковать разнообразие психических явлений. Так в условиях ежедневной психотерапевтической работы родились учения З. Фрейда, А. Адлера, К. Г. Юнга. Иными словами, психопатология была отправным пунктом в построении большинства фундаментальных психологических теорий личности. Таким образом, фокус внимания выдающихся исследователей человеческой психики в XX столетии постоянно смещался к полюсу болезни, патологии и страдания. В результате к настоящему времени накоплен обширный материал, охватывающий, как бесчисленные душевные аномалии, так и «психопатологию обыденной жизни», тогда как феноменология здоровья психики изучена явно недостаточно. Конкретные попытки заполнить «пробел» и пересмотреть теорию личности в свете новейших концепций психического здоровья предпринимаются в наши дни отечественными учеными (Б. С. Братусь, В.Я. Дорфман, Е. Р. Калитеевская, Ю. М. Орлов, Д. А. Леонтьев и др.). В работах этих исследователей намечен синтез естественнонаучных и гуманитарных подходов к проблеме психического здоровья личности, исследуются ценности и жизненно-смысловые ориентации, духовные и нравственные измерения человека как детерминанты его благополучного развития.

Обращение к понятию «психическое здоровье» является важным и актуальным уже по той причине, что оно выступает в качестве центрального понятия в современной профессиональной, прежде всего, практической деятельности психолога и психиатра. Используемая ими в работе модель психического здоровья выступает непосредственным «инструментом» для оценки состояния обратившегося к нему за помощью человека, и из того, какой видится профессионалом эта модель, будет во многом определяться содержание психологической помощи. Следовательно, стоит вопрос об уточнении параметров этого понятия.

В научной литературе выделяют учение о психическом здоровье, которое тесно смыкается с науками о природе человека, его поведении и жизнедеятельности, поэтому понятие «психическое здоровье» относится к «стыковым» понятиям.

Различают житейский, медицинский (клинический), психологический, социологический и физиологический подходы к определению психического здоровья. Первостепенное значение имеют первые три подхода к определению искомого понятия.

Понятие «психическое здоровье», выступая как житейское понятие, является частью индивидуального обыденного сознания личности, переживается личностью как соответствие либо несоответствие норме, входит в мировоззрение личности, определяя его философию жизни. Понятие нормы психического здоровья как индивидуальное явление формируется социальным окружением, в рамках которого проходит жизнедеятельность личности. Общество задает через систему предписаний, отношений, запретов каждому члену этого общества свое конкретное содержание понятия нормы, определяя свое отношение к здоровью. В роли носителей нормы психического здоровья могут выступать семья, группа, значимые другие, наука и т.д. Понятие «психическое здоровье», выступая в виде нормы, выполняет для лиц его использующих функцию эталона, меры, т. е. идеала общественного сознания, что на субъективном уровне переживается человеком в виде своего соответствия месту в системе общественных отношений, т. е. месту среди других людей.

В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» понятия «психическое здоровье» нет, есть термин «здоровье» – «состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болей и физических дефектов». В медицинской литературе термин «психическое здоровье» широко употребляется, при этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития.

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Сарториус Н., директор охраны психического здоровья ВОЗ, определил психическое здоровье, (1978) как:

1. отсутствие выраженных психических расстройств;

2. определенный резерв сил человека, благодаря которому он

может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах;

3. состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармония между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об «объективной реальности».

В психологических словарях термин «психическое здоровье» отсутствует. Лишь в словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского (1990) сделана попытка определить это понятие с точки зрения психологии: «психическое здоровье» – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Это определение не очень удачное, так как определение явления через отсутствие каких-либо качеств не может быть продуктивным. Кроме того, данное определение противоречит принятому ВОЗ общему определению здоровья, подчеркивающему, что здоровье – не просто отсутствие болезни, а полное физическое и духовное благополучие.

Согласно концепции Братусь Б. С. под психическим здоровьем понимается – многоуровневая структура, в основании которой находится уровень психофизиологического здоровья, определяющийся особенностями внутренней мозговой, нейрофизиологической деятельности. Следующий уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Высшим является личностно-смысловой уровень личностного здоровья, характеризующийся качеством смысловых отношений человека. Личностное здоровье – результат поиска своего предназначения, смысла жизни, а также работа по их реализации.

Наличие такого представления о психическом здоровье позволяет говорить о необходимости изучения психологических аспектов психического здоровья как значимой составной части этого сложного структурированного образования.

Анализ современной психологической литературы позволяет выделить характерные особенности понимания проблематики здоровья – междисциплинарный статус проблемы, целостность, признание ее глобальности, фокусировка на социокультурном аспекте.

Междисциплинарный статус проблемы . Научное толкование здоровья, его сложной и многофакторной природы предполагает комплексность изучения. В настоящий момент здоровье рассматривается, как сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия. Эта сложность и неоднородность состава, присущая самой природе здоровья, акцентирована в самой формулировке, предложенной экспертами Всемирной Организации Здравоохранения: «Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов». Итак, здоровье не может быть сведено к «нормальности», которая понимается как простое соответствие исторически сложившимся социальным нормам; кроме того, неправомерно определять здоровье по принципу «от противного», избрав в качестве системы отсчета психопатологию и рассчитывая на то, что прояснение основных ее закономерностей позволит одновременно установить более определенные границы здорового, полноценного существования. Здоровье - явление самостоятельное и многоаспектное, требующее глубокого, непредвзятого исследования, поэтому представляется необходимым разработать современную концепцию здоровья и создать гипотетическую модель здоровой личности, которая стала бы ориентировочной основой для изучения особенностей, как здорового (полноценного), так и патологического функционирования психики. В силу того, что специфика здоровья не может быть ограничена отдельными (биологическими, социальными или духовными) аспектами бытия, здоровье становится предметом междисциплинарного исследования.

Самоактуализирующиеся личности являются особым типом людей, они кажутся не такими как все, «больше, чем просто людьми», говорил Абрахам Маслоу. Таких людей меньшинство, всего около 1%.

Именно самоактуализированные личности являются образцом психологически здоровых людей, а также тех, кто максимально проявляет истинную человеческую сущность.

Понятия самоактуализации и самореализации зачастую считают синонимами, однако, значения этих понятий отличаются. Самореализация включает в себя личностное развитие, а также демонстрацию другим содержания своей личности посредством творческих и коммуникативных процессов.

В психологии самоактуализация - это понятие, обусловленное предположением, что у каждого человека существует врожденный потенциал, который должен раскрыться и перейти из потенциальной в активную форму.

Стремление к самоактуализации является естественным и инстинктивным для всех живых организмов. Оно включает стремление к развитию, росту, проявлению и использованию всех способностей организма, а также повышение собственной эффективности. Самоактуализация предполагает стремление к новым впечатлениям, экспансии, контролю над событиями и автономии.

Несмотря на то что побуждение к самоактуализации является естественным и врожденным, человек не всегда способен прийти к гармоничному развитию. Это происходит из-за конфликта между природой человека, его естественными побуждениями и его личностью, которая была сформирована неправильно, под влиянием неадекватных требований общества. Подобный внутренний конфликт разрушает целостность индивида и зачастую является причиной неврозов и других психических расстройств.

15 основных признаков самоактуализированной личности:

1. Принятие себя, а также других такими, какие есть. Отсутствие защитных форм поведения.

2. Адекватное восприятие действительности, без влияния предрассудков, стереотипов и естественных потребностей.

3. Любознательность и интерес ко всему новому.

4. Простота и естественность, интуитивность и спонтанность в проявлениях.

5. Склонность к одиночеству и отстраненности от различных событий, в том числе и собственной жизни.

6. Независимость и автономность от окружения.

7. Выполнение жизненной миссии.

8. Свежесть восприятия, которая обычно свойственна исключительно детям и гениям.

9. Высокий уровень самопонимания. Хорошо осознаваемая позитивная Я-концепция, собственное Я уникально и неповторимо.

10. Чувство единства с человечеством в целом.

11. Демократичность и лояльность в отношениях. Готовность учится у других.

12. Чувство юмора по отношению к жизни и себе.

13. Крепкие моральные устои. Нравственность. Острое понимание справедливости, добра и зла.

14. Критичное отношение к культурной среде обитания. Идентификация себя не со своей культурой, а с человечеством в целом.

15. Креативность, проявляющаяся во всех действиях, вне зависимости от рода занятий.

Самоактуализированную личность отличает способность опираться на себя, потребность в самовыражении, а также умение жить «здесь и сейчас». Эти люди обладают ярко выраженной индивидуальностью, которая в то же время сочетается с выраженной сопричастностью к человечеству.

Долгое время здоровье в целом и психическое здоровье, в част­ности, определялось от противного - если нет объективных нару­шений в функционировании организма, нет жалоб и болей, стран­ного поведения, не зафиксирована болезнь, значит, можно гово­рить о здоровье тела и души. Кроме того, внимание медицинских практиков и исследователей было больше сосредоточено на разно­образии болезненных проявлений, чем на проявлениях здоровья. Новое понимание здоровья, в котором используется не позиция отрицания патологии, а подчеркивается наличие ресурсов у инди­вида, было принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1946 г. С тех пор здоровье обозначается в положительных терминах (позитивное определение) как состояние полного физи­ческого, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов.

Психическое благополучие не случайно рассматривается как одно из важнейших составляющих здоровья, как свидетельство необходимости поддержания психической нормы. В то же время основой нормального функционирования психики, по мнению большинства «мозговедов» - психиатров, психотерапевтов и пси­хологов, является отвечающая критериям нормы работа психи­ческих процессов и механизмов, таких, как внимание, память, восприятие, мышление, воля и другие. Приведем одно из наибо­лее исчерпывающих определений психического здоровья, в кото­ром акцентируется важность эффективной работы психических функций, определяющих все остальные человеческие проявления.

Психическое здоровье - это состояние индивида, которое харак­теризуется цельностью и согласованностью всех психических функ­ций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятель­ности и адекватные (с учетом этнокультурных критериев) формы поведения.

Отсюда следует, что, если психические функции находятся в норме, они обеспечивают:

    субъективную психическую комфортность, когда человек удов­летворен работой и жизнью в целом, его важнейшие потребности также находят удовлетворение, а внутриличностное равновесие ведет к гармонии и переживанию счастья;

    способность человека к целенаправленной осмысленной дея­тельности, когда он может ставить цели, планировать, организо­вывать свою деятельность и контролировать свое поведение;

    развитие адекватных форм поведения, причем определение адекватности варьирует относительно социальных и культурных норм (например, принято ли в обществе громко кричать или быть замкнутым).

В данном определении психическое здоровье рассмотрено как многогранная жизнеспособность, которая поддерживается полно­ценным развитием и функционированием психического аппарата.

Последнее требование, требование адекватности, чрезвычай­но важно также и в применении к социальному поведению инди­вида, функциональной адаптации. Вопрос социальной адаптации и более или менее адекватного поведения играет большую роль в дифференциации нормы и патологии. Здесь принимается во вни­мание как успешное выполнение социальных ролей и достижение определенного социального статуса, так и то, сообразуется ли поведение человека с социальными нормами и требованиями ра­боты, семьи, более широкого социального окружения. Поэтому для выявления психической патологии чрезвычайно важно опре­делить не только то, как изменяются психические процессы - память, мышление и другие, но и каким образом они отражаются в восприятии человеком окружающей среды, во взаимоотноше­ниях с другими людьми, в социальном поведении.

Подход с точки зрения адаптации наиболее распространен в современных науках о психическом здоровье. В то же время считает­ся, что умение приспособиться к окружающей обстановке у пси­хически здорового человека находится во взаимодействии со спо­собностью к сопротивлению, преодолению и трансформации сре­ды. Подобная психическая гибкость требует постоянного самораз­вития и личностного изменения, что является обязательной со­ставляющей психического здоровья наряду с жизнеспособностью, обеспеченной нормальным функционированием психики. В этом случае понятие психического здоровья неизбежно связано не толь­ко с нервной системой и мозговыми структурами, но и с индиви­дуальным потенциалом адаптации и личностным развитием.

Один из наиболее полных и расширенных обзоров критери­ев психического здоровья представлен Н.Д.Лакосиной и Г. К.Ушаковым. В него включены:

    причинная обусловленность психических явлений, их необ­ходимость, упорядоченность;

    соответствующая возрасту человека зрелость чувств;

    постоянство места проживания;

    максимальное приближение субъективных образов к отра­жаемым объектам действительности;

    гармония между отражением обстоятельств действительно­сти и отношением человека к ней;

    соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей;

    критический подход к обстоятельствам жизни;

    способность к самоуправлению поведением в соответствии с нормами, установившимися в различных коллективах;

    адекватность реакций на общественные обстоятельства (со­циальную среду);

    чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

    чувство постоянства и идентичности переживаний в одно­типных обстоятельствах;

    способность изменять поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций;

    самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;

    способность планировать и осуществлять свой жизненный путь I .

Данное толкование психического здоровья предъявляет серь­езные требования к существованию человека, представляющего собой не только организм, обладающий психикой, но и личность. Взаимосвязь идей психического и психологического здоровья в полной мере оправданна, поскольку точнее всего определяет суть человека, его жизнь и задачи существования в этом мире. Это по­нимание развивается в рамках психологии здоровья и тех антро­пологических подходах, в которых признается значение единства жизнеспособности и человечности индивида для его здорового функционирования. В этом смысле вероятность попасть в катего­рию нездоровья выше, но психологически нездоровый индивид не требует столь интенсивного вмешательства, как психически больной.

Студентами кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университе­та были проведены исследования. Вот каким образом различные респонденты определяют психическое здоровье.

«Быть здоровым психически - значит быть способным здраво мыслить, рассуждать, адекватно реагировать... Психическое здоровье определяется соответствием способности и возмож­ности. Я имею в виду возможность осуществлять какие-либо действия, например нормально жить, выходить замуж, иметь детей, работать, а также способность к осуществлению своих возможностей без ограничения и способность сдерживать свои эмоции» (врач).

«Чтобы быть здоровым психически, прежде всего нужно быть адекватным, гармоничным человеком, самодостаточным, от­носиться хорошо к себе и к окружающим, особенно это каса­ется работы» (психолог).

«Психическое здоровье - это нечто, связанное с духов­ностью. Человек здоров психически, если у него чистые мысли, он душевно относится к людям, которые его окружают... Если человек здоров психически, я это вижу, чувствую... Душевное спокойствие, гармония с собой, своими мыслями, людьми, которые тебя окружают, согласованность во всем, отсутствие злости, обиды» (целительница).

«Быть психически здоровым - это знать, чего ты в жизни хочешь, не нервничать по пустякам, когда тебя кто-то обидел, а ты не знаешь, что сказать ему в ответ... Всегда стабильное настроение, если же оно у тебя плохое, то этому должна быть причина и ты должен знать эту причину, а если оно у тебя хорошее, то этим надо наслаждаться» (студентка).

В то же время в медицинских науках о психическом здоровье ключевое значение придается биологическому и социальному де­терминизму, а личность, обладающая способностями творческо­го изменения и саморазвития, игнорируется. Хотя человек и рас­сматривается как социальный индивид, главным аргументом в пользу нормального взаимодействия со средой является его функ­циональная приспособленность. Таким образом, понятие здоровья значительно сужается и ограничивается рамками типичного, а нетипичное и вариативное считается патологичным, девиант- ным. Получается, что психиатрия как бы примеряет тщательно выверенный шаблон к каждому субъекту, и если его психическая деятельность выходит за рамки определенной модели, то для бла­га самого человека считается необходимым применить психиат­рические методы лечения.

Особенность психической патологии заключается в том, что сам индивид отнюдь не всегда способен оценить собственное со­стояние как аномальное, именно поэтому необходимы эксперты и профессионалы психического здоровья. Случается, что психи­чески больные люди убеждены в своем здоровье и нормальности, и хотя неадекватное поведение очевидно для окружающих, они не чувствуют себя больными, не могут критически взглянуть на свое поведение. В этом заключается коренное различие между со­матическими и психическими больными. В большинстве случаев телесных жалоб индивиды самостоятельно обращаются к врачам с просьбой о помощи, однако не всегда заболевания обнаружива­ются при медицинском осмотре и обследовании. Поэтому необхо­димо различать объективно существующую болезнь и субъектив­ную оценку нездоровья.

Болезнь относится прежде всего к объективной физической патологии, биологическому субстрату, а нездоровье может обо­значать субъективное ощущение недомогания или ограничения функции. Например, женщина, вынашивая ребенка, нередко ис­пытывает различного рода недомогания, однако ее нельзя назвать больной, поскольку беременность - это состояние, а не болезнь. Или, напротив, у пациента обнаруживается злокачественная опу­холь, в то же время он не жалуется на самочувствие. Часто люди ощущают себя здоровыми, если они справляются с повседневной нагрузкой, даже если при этом они пользуются медицинской, социальной поддержкой или специальными техническими при­способлениями.

Что касается психического нездоровья, то бывает так, что серь­езно больные люди не хотят, а иногда и не могут признать себя больными, поскольку у них нарушаются основные психические функции адекватного отражения действительности. Вместе с тем структурные поражения нервной системы и мозга могут быть за­фиксированы только в редких случаях. При других нарушениях, обусловленных длительным психическим перенапряжением, не­удовлетворением значимых потребностей или кризисом, когда прогноз более благоприятен, человек способен ощущать психи­ческое расстройство и искать помощи. Так, для индивида ощуще­ние здоровья связано с возможностью реализовать себя, свои зна­чимые личностные и профессиональные цели, а отсутствие воз­можностей для их удовлетворения, возникающее состояние фру­страции могут расцениваться как болезненные проявления.

Понятие о психическом здоровье

Психическое здоровье – важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.

Психическое здоровье должно характеризоваться:

1. Отсутствием психических или психосоматических заболеваний.

2. Нормальным возрастным развитием психики.

3. Благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Благоприятное психическое состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, соответствующих возрастной норме и обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности.

Для психики человека, особенно для развивающейся (у ребенка), характерна связь между меняющейся генетической программой с пластичной средой (особенно социальной). Поэтому норма психического здоровья определяется очень сложно, в основном качественно, и граница между болезнью и здоровьем в ряде случаев размыта. Вот почему пограничные состояния значительно более характерны для нервной системы, нежели для других органов и систем. Особенно значимо это при выполнении той или иной работы, сопровождаемой психическим напряжением. Это напряжение – та физиологическая «цена», которую организм платит за осуществление деятельности. Один и тот же уровень работоспособности у разных людей обеспечивается ценой неодинаковых усилий, что особенно заметно у детей.

Определение нормы здоровья интеллектуально-психической сферы – достаточно сложная задача, что обусловлено большой гибкостью функциональных характеристик нервной системы и сложной динамикой взаимоотношений мозг-среда. Практически задача может быть разрешена путем сложного медико-биологического и психологического обследования, и окончательное заключение может вынести только специалист, а в сфере психического здоровья – сопоставление мнений нескольких специалистов-экспертов в области неврологии, психиатрии, психоневрологии, психологии, психоанализа. Но для текущей оценки психического здоровья, самоконтроля своего состояния каждый человек может использовать некоторые простые приемы, не требующие специального оборудования и специальных знаний.

Несомненным критерием психического здоровья является полноценность сна как важного компонента жизнедеятельности человека.

Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики – восприятие, внимание, память и др. Высокий ее уровень – один из основных показателей психического здоровья и функционального состояния организма в целом. Снижение же умственной работоспособности является важным признаком ухудшения психического здоровья. Оно сопровождается увеличением числа ошибок (снижение внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе. Если снижение работоспособности сочетается с вегетативными изменениями (учащение или урежение пульса, усиление потоотделения и др.), головными болями, психосоматическими нарушениями (боли и ощущения дискомфорта в различных областях тела, в области желудка, не связанные с едой, в сердце и т. д.), подавленным состоянием, беспричинными страхами и т. д., то это может свидетельствовать об утомлении или переутомлении.

Понятие о неврозах

Для здоровой психики характерно положительное эмоциональное состояние как устойчивый характер откликов на различные события, факты. Преобладающее эмоциональное состояние (радость, чувство тревоги, грусть и т. д.) – это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми ее компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором, поэтому негативное эмоциональное состояние – показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом. Следствием же таких отрицательных эмоций (особенно подавляемых) являются неврозы.

Невроз, по И.П. Павлову, – это срыв высшей нервной деятельности. Невроз можно рассматривать как функциональную нервную болезнь, не подтвержденную структурными изменениями. То есть при неврозе нет органических нарушений, а нарушены мозговые процессы, связанные с обработкой информации, эмоциями, управлением нервными процессами. Следовательно, невроз при соответствующей терапии (преимущественно через нормализацию образа жизни) может быть устранен.

Выделяют три базовых формы невроза. Истерия чаще возникает у людей, близких к художественному типу ВНД, и проявляется в двигательно-опорных и вегетативных расстройствах. Психастения, или невроз навязчивых состояний, чаще развивается у людей мыслительного типа и проявляется в навязчивых идеях или страхах. У людей промежуточного типа возникают неврозы по типу неврастении, которая проявляется в снижении работоспособности, нарушениях сна, раздражительности и др.

Кроме классификации неврозов, приведенной выше, в практике используются и другие. Так, неврозы делят на общие и системные. К общим относятся астенический и истерический неврозы, неврозы страха, навязчивых состояний и др. Изсистемных чаще всего встречаются невротическое недержание мочи (энурез), заикание (логоневроз) и тики. К ним же нередко относят заболевания, в которых трудно выделить какой-то один ведущий синдром, – это так называемые недифференцированные неврозы.

Каждый вид невроза имеет свои характерные особенности: симптоматику, частоту встречаемости, преимущественное развитие у лиц с определенными психофизиологическими особенностями и т. п. Например, астенический невроз – это сочетание повышенной возбудимости и раздражительности с быстрым истощением активного внимания, быстрой утомляемостью и пониженным фоном настроения; истерический невроз – неосознаваемое стремление к сохранению болезненного состояния и пр.

В отношении неврозов следует выделить два важнейших обстоятельства:

1. Проявления невроза преимущественно определяются индивидуальными психофизиологическими особенностями человека, т. е. обусловлены наследственными предпосылками.

2. В конечном итоге непосредственной причиной любого невроза является несоответствие между выполняемой мозгом работой (степенью его напряжения) и условиями, обеспечивающими восстановление его состояния и работоспособности. Дело в том, что в процессе напряженной работы мозг как бы использует имеющиеся у него резервы, работает «в долг», и если в восстановительном периоде этот долг полностью возмещен, то проблем нет. Но если мозг работает в условиях постоянного напряжения, а адекватных условий восстановления резервов не происходит, то в этом случае и наступает невроз. Например, так бывает у студентов в период экзаменационной сессии, когда вместо ритмичного чередования нагрузки на мозг и отдыха студент ограничивает время сна, лишает себя свежего воздуха, движения и положительных эмоций.

Таким образом, вероятность срыва высшей нервной деятельности преимущественно определяется образом жизни человека и особенностями его психофизиологической организации. Поэтому неврозом заболевают не только люди низко адаптивные, слабые, неуверенные в себе, но и не умеющие правильно организовать свой образ жизни, живущие «вразнос»: как правило, о необходимости отдыха при таком напряженном режиме работы они знают, но вот именно сейчас, как им кажется, не время отдыхать.

Неврозы – широко распространенное нарушение. Так, среди школьников не более трети свободны от каких-либо психических нарушений; не менее 33 % призывников в ряды Вооруженных Сил ежегодно освобождаются от призыва в связи с нервно-психическими расстройствами, до 80 % учителей страдают его различными формами.

Длительно сохраняющиеся неврозы часто провоцируют различные хронические заболевания. Обусловлено это тем, что при функциональных нарушениях в мозгу возникают разнообразные нарушения в системе органов, связанных с соответствующей частью мозга. Проявляются эти нарушения у разных людей по-разному и прежде всего в наиболее слабой системе (в силу генетической предрасположенности, или нарушения здорового образа жизни, или того и другого вместе). Чаще всего невротические состояния проявляются в резком снижении работоспособности, ухудшении сна, памяти, снижении аппетита; может нарушиться стабильность кровотока и давление крови, появляются боли в разных органах и головные боли. И если поначалу жалобы человека не подтверждаются данными объективных исследований, то при недостаточной или неквалифицированной медицинской помощи могут развиться органические заболевания. Поэтому не удивительно, что каждый второй пациент с вегетативными симптомами нуждается в первую и главную очередь в помощи психотерапевта, и после получения квалифицированной помощи часто необходимость посещения другого врача-специалиста часто вообще отпадает.

«Психическое здоровье »

Выполнил: Иванов И.И.

Воронеж, 2010


Введение

Глава 2. Особенности и характер функционирования психики человека

Глава 3. Соотношение психики с позиции окружающего мира и физиологии человека

Заключение

Библиографический список

Введение

На современном этапе развития общества, в период процесса постепенной всемирной глобализации и повышающего уровня научно-технического прогрессе в мире все более актуальным становится исследования в гуманитарных областях научного знания. В науке происходит возврат от наукоемких технологий к гуманитарной сфере. Психология является типичным пример данного явления. Так как психология хотя и выступает одной из целого ряда гуманитарных дисциплин, на сегодняшний день она занимает твердые позиции среди всех гуманитарных дисциплин. Причины этого находятся в научном «кругозоре» и «дальновидности» психологии, которая позволяет подвергнуть человека всестороннему психологическому анализу, а также исследовать его поведению, жизни, и кроме этого все общество в целом. Заметим тот факт, что человек все же является социальным существом, поэтому психология направляет свой научный взгляд также и на общество. Важность данной науки в том, что она позволяет выявлять и вскрывать проблемы психологического характера в человеке и обществе, а кроме этого и решать их и прогнозировать.

На сегодняшний день проблема психического здоровья в современном обществе предстает актуальной. Актуальность обусловлена множеством факторов. Так, перейдя грань XXI века, человечество достигло небывалых высот в научно-технической сфере, промышленной, медицинской (фармакологической). Но одновременно с этим человечество потеряло свое поистине «человеческое» лицо. Современная ситуация в России продолжает свидетельствовать о множестве нерешенных проблем социального характера: социальное расслоение на фоне экономического кризиса последних лет, широкое распространение алкоголизма и наркомании, распространение девиантного поведения среди молодежи, экстремизма и многое др. Все более повышается уровень психически больных людей в обществе. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливают нервное напряжение, что зачастую способствуют возникновению и развитию нервно-психической патологии. Нормой становится синдром «эмоционального выгорания» на работе и мн. др. Поэтому на основании всего вышеприведенного, исследование вопросов психического здоровья позволит, с нашей точки зрения, не только более корректно подойти к решению насущных проблем в психической области человека, но и возможно решить проблемы в социальной сфере целого общества.

Общая цель исследования является – проведение структурного анализа феномена «психическое здоровье»;

Задачи исследования: 1) изучить возможность объективного использования применения понятия «психическое здоровье»; 2) проанализировать особенности и характер функционирования психики человека; 3) провести структурный анализ психического здоровья сквозь призму соотношения психики и окружающего мира, а также физиологии человека.

Методология исследования основана на таких общенаучных методах как: анализ, синтез, будет использоваться сравнение и теоретическое обобщение.

Общая структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Психическое здоровье как норма

Психическое здоровье это собирательное понятие, которое состоит из нескольких составляющих: психика и здоровья – создавая, таким образом, синтетический объект для изучения.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов. Так физическое здоровье – естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания, от оптимального сочетания устной и физической работы.

Психическое здоровье - согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Из данного определения следует одна важная мысль о том, что если физическое состояние здоровье это здоровье чего-либо вещественного, то психическое здоровье это нормальное функционирование фактически психических процессов в человеке.

Таким образом, психическое здоровье - суть интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Определение психического здоровья в современной науке тесно связано с общим представлением о личности и механизмах ее развития.

В психологии и медицине существуют разные подходы к проблеме психического здоровья, обращенные к различным сторонам нормального и аномального функционирования. Традиционная медицинская модель рассматривает психическое здоровье как меру вероятности развития болезни («негативное» определение здоровья как отсутствия болезни). В психоанализе представление о здоровье как таковом вообще отсутствует ; каждый человек выступает как носитель потенциальной болезни, переход которой в актуальную болезнь - препятствует сбалансированный режим функционирования механизмов психологической защиты и компенсации в индивидуальной психодинамике.

Для бихевиоризма характерно сведение личности к ее социальному функционированию и к определению нормы или здоровья через понятие равновесия со средой, с использованием таких критериев, как адаптация, стабильность, успешность, продуктивность. Современные теоретические, экспериментальные и прикладные подходы в психологии личности и психотерапии характеризуют психическое здоровье как зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, меру способности человека трансцендировать («выводить за пределы») свою биологическую, социальную и смысловую детерминированность, выступая активным и автономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире.

Вернувшись к психоанализу, отметим тот факт, что психоанализ первая современная система психологии, предметом которой является не какой-то отдельно взятый аспект проблемы человека, а человека как целостная личность. Для более полного понимания психического здоровья рассмотрим кратко изучение психики основоположником психоанализа З. Фрейда. Так в ходе своих исследований Фрейд установил, что психика изначально является регрессивной . Регрессия – одно из самых употребительных в психоанализе понятий и смысл его – не однозначный. Это, во-первых, переход от «вторичных», сознательных форм психической активности к первичным, бессознательным, инстинктивным. Во-вторых, от сложных – к упрощенным, детским способам рассуждения или возращения к изжитым, пройденным стадиям развития. В-третьих, это оживленное, заинтересованное стремление выразить с помощью слов, образов, жестов скрытое не артикулированное содержание психики. В-четвертых, возврат либидо, сексуального инстинкта к первичным, самым ранним его объектам. Подобно этому также Фрейд выделил такие особенности функционирования психики как: сопротивление, вытеснение, трансфер и др.

Помимо Фрейда, к деятельности которого в научной среде имеются и отрицательные мнения, следует отметить исследования К. Юнга и Э. Фромм. Выступая в роли продолжателей дела своего учителя и являясь представителями психоаналитической школы они также установили, что фактически понятие нормы, эталона в области психологии не приемлемо. Так, например, согласно К. Юнгу бессознательное, а в особенности коллективное бессознательное представляет собой общее для всех представителей человеческой расы основание психики, при этом занимающую наибольшую область в процессе функционирования человека. Психические расстройства, по мнению Юнга и Фромма могут выступать как следствие внутреннего противоречия между внутренними («наиболее человеческими») посылами и внешними этическими нормами и устоями. В данном ключе попытка определения эталона психического здоровья немыслима. Наше бессознательное, как примитивное, архаическое мышление, представляющее собой первоначальный стадий мироотношений человека, находится в непримиримом противоречии и во вражде с теми культурными ограничениями личности, которые делают ее социальной единицей, участником в культурном строительстве человека. Действительность показывает, что мышление душевнобольных и невротиков, в большей или меньшей степени отличается как раз такими чертами, которые сближают их с людьми «архаическими», то есть фактически с людьми, которые не смогли на каком-то этапе своего развития решить этих внутренних противоречий. Поэтому, даже если мы попытаемся условно оформить психическое здоровье, то проблема будет насущной и актуально либо постоянно и сопутствующей всему человечеству, либо будет разрешена при новом витке развития психологии как научной дисциплины. Но исследования в области философии науки (например, работа «Восстание масс» Хосе Ортеги-и-Гассета) скорее подтверждают первое.

Коснувшись вопросов эталона психического здоровья, интересным будет сравнение границ между особенностями человеческого характера (акцентуациями) и патологиями . Так акцентуация характера понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Именно на описаниях этих акцентуаций строятся современные классификации характеров. Приводить в работе мы их не будем по причине минимума объема работы. Акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.