Главная · Личностный рост · Контрольная работа: Трудотерапия при психопатологии. Трудовая терапия имеет два основных направления: занятие трудом и терапия трудом Положительный эффект трудотерапии

Контрольная работа: Трудотерапия при психопатологии. Трудовая терапия имеет два основных направления: занятие трудом и терапия трудом Положительный эффект трудотерапии

Страница 1 из 12

Библиотека врача
Опыт организации трудовой терапии в психиатрической больнице
Издание второе, переработанное и дополненное
ИЗДАТЕЛЬСТВО "МЕДИЦИНА" МОСКВА - 1970
Л. Г. Яркевич

В работе «Опыт организации трудовой терапии в психиатрической больнице» обобщены многолетние наблюдения по трудовой терапии во внутриотделенческих мастерских старейшей в Москве Психиатрической больницы № 3.
Методически разработано и популярно излагается, как правильно организовать лечение трудом внутри отделений, как во время лечебного труда надо правильно обращаться с больными, дана методика вовлечения в трудовой процесс труднововлекаемых больных (аутичных, заторможенных, депрессивных и т. д.).
Даны описания различных состояний больных, видов труда, наиболее показанных при этих состояниях; рассказывается, как правильно применять виды труда для оказания благотворного воздействия на больных. Подробно раскрывается роль трудинструктора в привитии больным трудовых навыков, в создании у больных установки на труд.
В работе показана трудотерапия как целенаправленная деятельность больных и как подготовка к дальнейшему трудоустройству психически больных.
Работа предназначена для работников трудовой терапии, как постоянное методическое пособие инструкторам и среднему медицинскому персоналу при организации и проведении лечебного труда больных внутри отделений.
В настоящее время подготовка инструкторов трудовой терапии является актуальным вопросом. Со времени применения психотропных средств роль трудотерапии и требования к ней возросли. Известно, что это лечение способствует более быстрому выходу больных из острого психотического состояния и тем самым более раннему вовлечению больных в трудовые процессы.
Поэтому очень важен опыт методически правильного вовлечения больных в трудовые процессы, опыт правильного проведения этого метода терапии. Обобщение этого опыта желательно сделать доступным широкому кругу трудинструкторов и среднему медицинскому персоналу.
Работа иллюстрирована рисунками и фотографиями изделий труда больных, а также иллюстрациями по методике хранения острых инструментов, рамок, досок и т. д. Работа снабжена материалами по документации этого лечения и списком литературы.

Предисловие

Работа Л. Г. Яркевич «Опыт организации трудовой терапии в психиатрической больнице» является результатом обобщения многолетнего опыта автора по организации трудовой терапии в Московской городской психиатрической больнице № 3. Это является ценным качеством работы и определяет характер и задачи труда Л. Г. Яркевич: показать с большим знанием дела, как практически проводится трудовая терапия и каковы принципы и особенности ее организации в условиях психиатрической больницы. В работе отражены все существенные стороны этого процесса - подбор больных, подбор труда в зависимости от профиля отделения и состояния больного, подбор инвентаря для отдельных видов труда и наблюдение за тем, как больные пользуются им и т. д. Это дело очень серьезное в условиях психиатрической больницы и требует максимум внимания. Работа Л. Г. Яркевич может быть полезной не только для сестер-трудинструкторов, но и для врачей-психиатров.
Книга написана доходчиво и поэтому доступна широкому кругу читателей. Работа имеет много достоинств, показывает подробно весь процесс трудовой терапии, когда в практике лечения психически больных широко применяются новые психотропные средства. Это имеет немаловажное значение для трудотерапии при современных условиях лечения ввиду полного отсутствия учебной и методической литературы по трудовой терапии. Работа Яркевич несомненно восполнит этот пробел. Личными наблюдениями автор обобщает и богатый исторический опыт нашей больницы, имеющей славные традиции.
В Психиатрической городской больнице № 3 (бывшей Преображенской) родилась идея трудовой терапии. Лечение трудом в стенах больницы проводилось с 1811 г.

Общие организационные вопросы

Прием больных на лечение трудовой терапией

За последние годы в области советского здравоохранения достигнуты большие успехи, в том числе в клинической психиатрии и лечении психически больных. В общем комплексе современного лечения психически больных с широким применением новейших психотропных лекарственных средств широко применяется и трудовая терапия, которая приобретает все возрастающее значение в актуальной проблеме социально-трудовой реадаптации и реабилитации больных.
Известно, что трудовая терапия в современной клинической психиатрии, как в стационарных, так и в амбулаторных условиях, находит всеобщее признание. Трудовой терапии посвящен ряд научных исследований ведущих отечественных клиницистов-психиатров.
Рассматривая трудовую терапию как этап лечебной реадаптации больных, рациональное ее применение может быть обеспечено лишь в том случае, если при назначении лечебного труда будут тщательно учтены индивидуальные особенности личности больного наряду с клиническими особенностями проявления его заболевания. Известно, что сами больные в условиях стационара по-разному расценивают лечебный труд. Одни больные склонны считать лечебную мастерскую «артелью», и нередко отрицательно относятся к трудовым процессам и к инструктору по труду. Другие больные, наоборот, активно стремятся работать, чтобы доказать (по бредовым мотивам), что они «психически здоровы» и не хотят «даром есть хлеб». Поэтому врач, назначивший больному трудотерапию, а также инструктор по труду, знакомящийся со вновь поступившим больным, должны в доступной форме разъяснить ему, что трудовая терапия - один из видов необходимого для него лечения, которое может облегчить его состояние и ускорить выздоровление.
Первоначальная беседа врача и инструктора по труду с больным, которому назначен лечебный труд, очень важна, так как наш опыт наблюдения за больными показывает, что, если первое впечатление о необходимости участия в трудовых процессах y больного сложилось неправильное, его очень трудно в дальнейшем переубедить.
В личной беседе с инструктором по труду врач обычно обращает особое внимание инструктора на агрессивных и суицидальных больных и подчеркивает, что этим больным нельзя доверять острые, режущие или колющие инструменты.
Больных, назначенных врачом на трудотерапию, дежурная сестра отделения больницы должна ежедневно сопровождать в лечебную мастерскую под непосредственное наблюдение инструктора по труду. Инструктор должен активно и приветливо встретить больных, поздороваться с каждым из них, обращаясь к больному по имени и отчеству, указать место, предназначенное для работы, пока каждый больной не привыкнет к своему постоянному рабочему месту. При этом инструктор по труду и сам должен запомнить рабочее место каждого больного для осуществления систематического наблюдения за ним. Знание мест размещения больных в лечебнотрудовой мастерской помогает инструктору по труду избежать ошибок при раздаче инструментов для работы и лучше запомнить, что такому-то больному, который сидит всегда там-то, вручены нужные для его работы инструменты. Если больной, получив и передав инструмент другому, отрицает, что он получил инструмент, инструктору по труду также поможет зрительная память индивидуального размещения больных в мастерской, рабочее место, где именно он вручил данному больному инструмент. При этом пропавший инструмент должен быть найден немедленно!
Больного, вновь пришедшего в лечебную мастерскую, инструктор по труду, как правило, усаживает ближе к себе. Только понаблюдав за больным и достаточно полно ознакомившись с особенностями его болезненного состояния и поведения в условиях мастерской, инструктор может выделить такому больному рабочее место среди других работающих больных.
Одновременно инструктор по труду стремится заинтересовать больного в предпочтительном выборе вида труда с учетом его профессионально-трудовой направленности в жизни.
Индивидуальный подбор вида лечебного труда, соответствующего трудовым установкам больного, имеет немаловажное значение и повышает терапевтический эффект этого вида лечения психически больных.
При повторном поступлении больного в больницу для участия в трудовой терапии от инструктора также требуется неослабная бдительность, так как побывавшие дома больные часто неправильно, некритически расценивают свое болезненное состояние и при возвращении в больницу бывают крайне озлоблены: «Зачем опять заперли в больницу?». Нередко такие больные стремятся к побегу, скрывая это от врачей. В состоянии озлобления эти больные могут находиться продолжительное время и иногда проявлять агрессию по отношению к окружающим. Отношение инструктора по труду к повторным больным должно быть таким же бдительным, как и к первичным, острые инструменты им также доверять нельзя.
Инструктор по груду знакомится с каждым первичным больным, подробно и бережно расспрашивает его в непринужденной беседе, стремясь установить с ним простые, правильные отношения. Осуществляя в дальнейшем наблюдение за этим больным в соответствии с указаниями врача, инструктор решает, с какими больными рядом посадить вновь прибывшего за рабочий стол. В процессе беседы опытный инструктор устанавливает особенности отношения больного к лечебному труду, к тому или другому виду труда и к окружающим его лицам.

ГУ «Центр социального обслуживания населения г. Вольска»

Организационно-методическое отделение

Информационный материал для сотрудников социально-реабилитационного отделения


2010 год

В пожилом возрасте у человека возникают склонности к ограничению двигательной активности, снижается умственная деятельность. Одним из видов активного досуга является трудотерапия. Трудотерапия помогает пожилым людям продуктивно организовывать независимую жизнь и получать от нее удовольствие. Основной фактор мотивации пожилых людей к участию в трудотерапии – ощущение значимости труда, чувство собственной необходимости. Трудотерапия – активный метод восстановления и компенсации нарушенных функций при помощи различной работы, направленной на создание полезного продукта. Общие основы физиологического понимания терапевтического воздействия труда изложены в высказываниях: «В труде тренируется сила нервных процессов, формируется и восстанавливается их здоровое соотношение, правильное взаимодействие различных систем в головном мозге, которое является основой здоровой личности, целостности нашего «Я».

При трудотерапии сам процесс функционирования поражений системы выступает в качестве лечебно-восстановительного и поддерживающего фактора. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, вызывают гармоничное функционирование основных систем больного, мобилизуют его волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, освобождают (отвлекают) от мыслей о болезни, возбуждают психологическую активность, направляя ее в русло предметной, осмысленной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.

При назначении трудотерапии следует руководствоваться следующими правилами:

1. Показания и противопоказания к трудотерапии определяются при индивидуальной оценке физического и психического состояния проживающего и степени функционального повреждения.

2. Назначение трудотерапии осуществляется врачом. Он определяет начало трудотерапии и характер особенности (трудовой режим, дозировку, вид трудовых движений).

3. Трудотерапия включается в систему единой лечебно-реабилитационной программы и должна органически сочетаться с другими используемыми методиками лечения и реабилитации.

4. Предпочтительно более раннее начало, легкой и доступной, соответствующей возможностям проживающего трудотерапию.

5. Ведущим при ее назначении являются медицинские показания, но эффект от нее гораздо больше, когда дополнительно учитываются особенности личности и пожелания больного.

6. На протяжении всего периода трудотерапии необходим медицинский контроль и оценка эффективности для своевременной коррекции трудовых операций, дозировок и для достижения максимального эффекта.

Абсолютные противопоказания к трудотерапии

1. Общее тяжелое состояние больного

2. Острые лихорадочные состояния с температурой выше 38 градусов.

3. Наклонность к кровотечениям.

4. Каузалгии.

Дозирование нагрузки при трудотерапии

Дозировка нагрузки при трудотерапии определяется общим состоянием проживающего, локализацией патологического процесса, объемом функциональных нарушений, периодом восстановительного лечения.

Дозируется трудотерапия по трудовому режиму, виду трудовых движений и операций (с соблюдением последовательного перехода от простых к более сложным), продолжительность занятий, кратность их повторения в течение дня, недели.

Различают индивидуальную и групповую трудотерапию. С пожилыми гражданами рекомендуется проводить занятия по групповой методике, что позволяет восстановить нарушенные коммуникативные способности, сгладить чувство одиночества.

В социально - реабилитационном отделении рекомендовано проводить следующие виды трудотерапии:

1. Функциональная или восстановительная трудотерапия. Этот вид используется при двигательных нарушениях. Данный вид трудотерапии не следует начинать с момента поступления в отделение, ввиду того, что, необходимо некоторое, хотя бы элементарное восстановление функции соответствующего органа.

Существует три группы трудовых операций: трудотерапия в облегченном режиме (сматывание ниток, изготовление марлевых повязок); трудотерапия, вырабатывающая (развивающая) силу, выносливость мышц рук (лепка, работа рубанком, напильником и др.); трудотерапия, развивающая тонкую координацию движений пальцев, повышение их чувствительности (вязание, плетение, печатание и др.).

Подбор трудовых операций – существенная задача восстановительной трудотерапии. Почти не встречаются трудовые операции, которые требовали бы только однонаправленных движений в каком-нибудь суставе: где требуются сгибательные и разгибательные движения.

Несмотря на комплексный характер каждой трудовой операции, между ними существуют весьма заметные признаки сходства и различия. Например, почти во всех ручных работах принимают участие плечо, предплечье, кисть, пальцы, вовлекаются разнообразные группы мышц. Однако, в одних преобладают – движение пальцами, в других – движения в локтевом суставе; одни требуют большей амплитуды движения, другие – меньшей; одни относятся к движениям силовым, другие – к скоростным и точным. Рекомендуется использовать следующие виды посильных работ: посадка, пересадка, уход за комнатными растениями , посадка рассады, высадка в грунт, уход за овощными культурами и плодово-ягодными культурами, посадка цветов в клумбы на участке и уход за ними; участие в субботниках на прилегающей территории.

2. Развлекательная трудотерапия (терапия занятостью.)

Человеку присуща не только обязательная, полезная деятельность, но и та, в которой он реализует индивидуальные интересы и склонности. Эта работа осуществляется по свободному выбору и не является обязательной. Она может иметь самые разнообразные формы, носить как развлекательный, так и познавательный характер, организуется в виде кружков по интересам. Рекомендуется использовать занятия по рукоделию : вязание, вышивание, аппликация , ремонт одежды и постельного белья и пр. Любителей настольных игр привлекать к игре в шахматы, шашки, лото, домино. Терапия занятостью помогает больным отвлечься от мыслей о своем заболевании, стимулирует их общение, способствует взаимопониманию, помогает улучшить настроение.

3. Обучение самообслуживанию (бытовая реабилитация).

Бытовая реабилитация представляет систему обучения самообслуживанию больных с нарушением элементарных двигательных функций конечностей. Чаще подобные нарушения встречаются как следствие инсультов, травм, заболеваний опорно-двигательного аппарата. Занятия по бытовой реабилитации рекомендуется начинать как можно раньше, так как ее основная цель – устранение беспомощности больного. Для тренировки навыков самообслуживания, для граждан, ограниченных в передвижении и самообслуживании рекомендовано использовать специальные приспособления (передвижные столы, дуги, бытовые предметы, различные приспособления для выполнения движений кистью, пальцами). Когда клиенты становятся более мобильными, навыки по самообслуживанию можно тренировать на занятиях и использовать предметы, которыми пользуется человек в домашних условиях: наборы столовых предметов (тарелки, ложки, вилки, ножи, стаканы, чайники, кастрюли, сковороды и др.); бытовые предметы (перчатки, пуговицы, молнии, ремни, иглы, щетки, телефон, будильник); хозяйственные предметы (конструктор, счеты, пластилин); предметы личной гигиены (расческа, зубная щетка, мыло, полотенце). На следующем этапе рекомендовано привлекать к бытовой реабилитации проживающих к работе в отделении: застилание постелей, участие в раздаче пищи, осуществление утреннего и вечернего туалета. Обучение по самообслуживанию может включать имитацию бытовых сюжетов: собраться и сходить в магазин, постирать белье и т. д. Бытовую реабилитацию необходимо проводить под контролем медицинской сестры, инструктора по трудотерапии.

Для практического применения удобна схема проведения бытовой реабилитации с последовательным обучением проживающих различным дифференцированным по сложности действиям в сфере самообслуживания:

Личная гигиена:

Умывание,

Чистка зубов,

Бритье,

Причесывание.

Питание:

Еда ложкой,

Еда вилкой, использование ножа,

Питье из стакана, чашки.

Освоение одежды:

Надеть белье,

Надеть верхнюю одежду,

Застегнуть пуговицы,

Зашнуровать ботинки,

Завязать галстук.

Освоение других движений руками:

Написать адрес, расписаться,

Отпереть и запереть двери,

Открыть и закрыть окно,

Позвонить в дверь,

Позвонить по телефону,

Включить и выключить свет,

Открыть и закрыть водопроводный кран,

Зажечь спичку.

Передвижение:

Ходьба по ровной поверхности,

Подъем и спуск по лестнице;

Преодоление препятствий (песок, гравий, канавка),

Посадка в транспорт.

Тренингoвые занятия

Тренинговые занятия в проводятся с пожилыми, имеющими нарушения ­ интеллектуально-мнестических функций, дефекты речи.

Ухудшение интеллектуально-мнестических функций отражает снижение психической активности за счет ослабления основных процессов психической дея­тельности (возбудительного и тормозного). За последнее время представле­ния об интеллекте пожилого человека менялись. Впечатление о закономерном нарастании ущербности психики стариков - несостоятельно. Чаще снижение интеллекта наблюдается у тех старых людей, у которых он был ограничен с юно­сти, а при исходно высоком уровне он снижается медленнее. Более того, диа­пазон знаний, практическая сметка, способность находить выходы могут расти. Трудности освоения нового компенсируются способностью ассоциативного мышления и использования жизненного опыта. Все это следует учитывать при использовании обучающих методик для пожилых. К этой работе следует привлекать психолога, инструктор по трудотерапии, медицинских сестер, заведующую отделением.

Обучение возможно по двум (формальная и неформальная) методикам.

Формальная методика - включает обучающий (школьный стиль) и проводит­ся в изолированном, оборудованном классе. Тренинг проводят в доброжела­тельной, уважительной атмосфере с обязательным поощрением правильно вы­полненных заданий, с повторением и последовательным усложнением их, по мере усвоения и адаптации.

Неформальная методика работа с проживающими - это непрерывный процесс на протяжении практически всей его жизни, в который вовлечены как все окру­жающие пожилого человека люди (родственники, друзья, знакомые, социальные работники и медицинские сестра), так и окружающие его вещи как источники опреде­ленной информации.

Она предусматривает постоянное напоминание пациенту «кто он?» (его имя, отчество, фамилия, возраст), где он (дома, у друзей, на улице, в больнице и т. д.), что в данный момент происходит, кто его окружает (их принадлежность к нему, имена). В комнатах необходимо иметь часы, календари с отметкой теку­щей даты; на дверях комнат, палат устанавливают понятные, доступные и за­метные знаки направления передвижения пациента, расположенные на уровне глаз информационные стенды и таблицы, распорядок дня для отделения. Проживающим ежедневно дают или читают газеты или другие средства информации.

Арттерапия

Арттерапия - активное коррекционное воздействие посредством различных форм искусства; в первую очередь - на эмоциональный статус пациентов. Ме­тод используется как самостоятельно, так и в комплексе реабилитационной про­граммы. Арттерaпия хорошо сочетается с музыкотерапией, ароматерапией.

Специфическими задачами арттерапевтической работы с пожилыми являет­ся преодоление социальной изоляции, повышение самооценки, создание ус­ловий для актуализации жизненного опыта, признание его ценностей, реализа­ции своего творческого потенциала.

Занятия арттерапией помогают наладить контакт персонала с пациентом, так как ему иногда проще выразить свое эмоциональное состояние на бумаге, об­легчают взаимопонимание при различных формах афазий.

Существуют: две методики проведения занятий:

1.Пассивная - занятие ведет педагог (психолог, инструктор по трудотера­пии, медицинская сестра, заведующая отделением), а проживающие слушают и смотрят.

2. Активная - сами клиенты активно участвуют в обсуждениях, выполняют задания по арттерапии, предлагают темы.

При выборе форм арттерапии следует учитывать возможные дефекты слуха, зрения, нарушения двигательных функций. Обычно занятия проводят в дневное время 1-2 раза в неделю, продожительностью 30-60 минут в группах по З-8 человек. Подавляющее большинство клиентов отмечают улучшение эмоцио­нального состояния и настроения после занятия арттерaпией, снижение раз­дражительности, прилив бодрости и жизненных сил, появляется творческая ак­тивность, желание что-либо делать, улучшаются межличностные контакты.

Волонтерское движение

Волонтерское движение - добровольная помощь и участие пациентов в некоторых направлениях работы кабинета трудотерапии, в первую очередь терапии занятостью и арттерапии. Такая совместная работа пациентов и медицинского персонала помогает, с одной стороны, лучше наладить межличностные контакты и более полно понять проблемы пожилых; с другой стороны, дает возмож­ность реализовать опыт и знании, которые с возрастом становятся все менее востребованными.

ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ ТРУДОТЕРАПИИ

Трудотерапия при нарушениях двигательных функций

При нарушении двигательных функций используется функциональная или восстановительная трудотерапия. Целью которой является повлиять на поврежденную часть тела, орган или систему для восстановления нарушенной патологическим процессом функции через соответственно подобранные виды трудовой деятельности.

Движения трудовой деятельности знакомы, привычны и естественны. Внима­ние больного сосредотачивается на результате работы, что отвлекает его от скованности. Однако, ряд трудовых операций может оказаться непосильным (с функциональных позиций). Это заставляет больного находить обходной путь для постепенного вовлечения поврежденного органа в работу, что чаще проявляет­ся склонностью к щажению пораженного органа или замещению его здоровым. Как следствие, возникает отрицательная компенсация, при которой дефект не только не преодолевается, но и еще больше фиксируется (например, подмена пронации и супинации кисти ротацией плеча). С точки зрения восстановления функции - отрицательная компенсация вредна. Возникает потребность посте­пенно приучать больной орган к временно нeдocтyпным ему движениям, что обеспечивается определением дозировки и последовательности работ.

Согласно данным (1946) существует шесть фаз восстановительного процесса при использовании трудотерапии:

1 Фаза. Больная конечность выключена из трудового процесса.

2 фаза. Больная конечность начинает принимать участие в процессе в качестве поддержки обрабатываемого изделия или инструмента (больная конечность опирается или лежит). Переход к 3 фазе ответственен, так как задержка на 2 фазе может затруднить борьбу с развивающимися контрактурами или тугопод­вижностью.

3 фаза. Больная конечность в паре со здоровой - динамический характер работы. Здоровая конечность выполняет роль тягача. Эта фаза необязательна для всех больных, может быть переход от второй к четвертой или возможно ис­пользование трудовых операций с 3 фазы. Кроме того, она кратковременна. Возможна задержка на ней больных с резко сниженным мышечным тонусом.

4 фаза. Можно условно назвать фазой снятия вторичных дефектов. Если, например, у больного с поражением локтевого или лучезапястного сустава раз­вилась тугоподвижность плечевого, то активные движения начинают именно в плечевом суставе. Эта фаза может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев.

5 фаза. Начинаются сдвиги непосредственно в зоне пораженной области, где происходит уже постепенное снятие первичных дефектов. Больная конечность становится более или менее полноценным органом. В то же время больные прибегают весьма часто к компенсационным приемам. С этой точки зрения 5 фаза наиболее ответственна. Лечебная тактика заключается в следующем: при стойких дефектов (анкилозы, рубцовые контрактуры) надо приспосабливать больных к труду, допуская любые компенсации (например, за счет здоровой руки, лишних движений нижних конечностей и корпуса, сохраненных мышц и суставов больной конечности).­ Если же дефект восстановлен, то нужно бороться с различными формами отрицательных компенсаций. В некоторых случаях восстановительные процессы, после снятия вторичных дефектов, как бы останавливаются и не дают никаких сдвигов в первичных дефектах. В таких случаях рекомендуется нагружать именно пораженную область. Продолжительность 5 фазы весьма изменчива.

6 фаза. Это завершающий этап пятой. В ней достигается полное или почти полное восстановление пораженной функции. Больная конечность становится полноценным рабочим органом и не нуждается в заместительных приемах. Данная фаза может быть неактуальна. Скорее всего, 6-й фазы достигают больные с небольшими двигательными нарушениями или те, у которых быстро ликвидируются вторичные дефекты.

Методика функциональных проб.

Таблица 1.

Инструктор объясняет проживающему назначение и устройство инструментов, демонстрирует рабочие приемы. Далее предлагает проделать тоже клиенту.

Движения

Функциональные рабочие пробы

Отведение и приведение в плечевом суставе

Работа продольной пилой, коловоротом

Сгибание и разгибание в плечевом и локтевом суставах. Пронация и супинация плеча предплечья

Работа поперечной пилой, ножовкой, напильником, рубанком. Работа круглым напильником, и отверткой, центровкой

Сгибание и разгибание кисти

Работа топором, молотком, киянкой

Сгибание и разгибание пальцев в пястных и межфаланговых суставах

Работа клещами, плоскогубцами, ножницами

Известно, что любую трудовую операцию удается выполнить не одним, а несколькими способами. Предпочтение одного способа другому обусловлено чаще всего тенденцией больного к выключению трудных для него движений и замене их доступными ему - с переключением на работу сохранных мышц. Например, в операции строгание нередко сгибательно-разгибательные дви­жения в локтевом суставе больные заменяют движением в тазобедренном су­ставе, а также в коленном. Почти неизменно, где действуют агонисты, дей­ствуют и антогонисты. Факт этот становится абсолютно ясным, если вспомнить, что большая часть трудовых движений носит ритмический харак­тер с присущим рабочему ритму чередованием противоположно направлен­ных перемещений: вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево, внутрь-нару­жу и др.

Учитывая клинику заболевания, имеющиеся функциональные изменения, подбирают и вид трудовой терапии. Реабилитация утраченной двигательной функции осуществляется двумя путями: посредством развития утраченных двигательных функций и приспособления (адаптации) больного к труду.

Программа трудовой терапии может быть условно разделена на три этапа: 1) отвлечение больного от болей минимальной нагрузкой пораженной конечности и активным включением в работу здоровой конечности; 2) разработка пассив­ных движений в больной конечности; 3) разработка активных движений в боль­ной конечности.

Подготовительный период: 1 - подготовка рабочего места и материалов для работы (10-15 мин); 2 - инструктаж (до 10 мин).

Основной период: выполнение главной части намеченной работы (20-60 мин).

Заключительный период: подведение итогов работы - сдача продукции, инвентаря, уборка рабочего места (10-15 мин).

Особенностью занятий трудотерапии является обязательное проведение вводных упражнений перед работой и упражнений, ускоряющих отдых работа­ющих мышц. При выраженных поражениях мышц и суставов на подготовку не­рвно-мышечного аппарата к выполнению заданных движений может уходить 60­-70% времени всего занятия.

Основные термины расстройства движений:

Паралич (плегия) - полное отсутствие мышечного сокращения.

Парез - частичное выпадение двигательной функции. Паралич (парез) одной конечности называют моноплегией (монопарезом), двух одноименных конечно­стей - параплегией (парапарезом), двух конечноостей одной стороны тела ­гемиплегией (гемипарезом), трех конечностей - триплегией (трипарезом), че­тырех - тетраплегией (тетрапарезом).

Контрактуры - полное отсутствие движения в суставе.

Гиперкинеезы - измененные движения, лишенные физиологического значения, возникающие непроизвольно. К ним относятся судороги, атетоз, дрожание.

Сvдороги - клонические представляют собой быстрочередующиеся сокра­щения и расслабления мышц, тонические - длительное сокращение мышц.

Атетоз – медленные червеобразные движения пальцев кисти, туловища, в результате чего оно закручивается при ходьбе штопорообразно.

­Дрожание (тремор) - непроизвольные ритмические колебания конечностей и головы.

Атаксия - нарушение координации, несоразмерности двигательных актов (динамическая) и равновесия при стоянии (статическая).

Параличи и парезы бывают двух видов: спастические и вялые.

Спастический паралич характеризуется отсутствием только произвольных движений, повышением мышечного тонуса и всех сухожильных рефлексов. Важный элемент методики - воспитание простейших двигательных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, одевание, собира­ние спичек). С этой целью для пальцев дают упражнения с мелкими движени­ями и лепку.

Вялый паралич проявляется отсутствием и произвольных и непроизвольных движений низким тонусам и атрофией мышц, т. е. более глубокими функциональными нарушениями двигательного аппарата. Так при нижней вялой параплегии больной не может самостоятельно передвигаться и ему приходится находиться на постельном режиме. Возможность передвижения связана с использованием костылей. При нарастании двигательной функции происходит осваивание не­обходимых бытовых навыков: включать свет, обращаться с кухонной утварью, предметами домашнего обихода. Тренировка опорной функции ног, включает шитье на швейной машине , столярные и слесарные работы, точильные и ткац­кие станки с ножным приводом.

В процессе тренировки по овладению бытовыми навыками у больного, постепенно развивается такая координация движений. В специально оборудован­ных комнатах с набором бытовых приборов, стендов, на которых они смонтиро­ваны и укреплены, больные вырабатывают навыки самообслуживания.

Для больных с нарушением элементарных функций конечностей в систему трудотерапии включается обучение самообслуживанию.

Трудовые задания подбираются в соответствии с характером двига­тельных нарушений, функциональными биомеханическими особенно­стями двигательного аппарата на основе. Восстановление осуществляется не сразу. Нагру­жать больной орган активными движениями следует постепенно, в зависимости от стадии патологического процесса, тяжести осложнений и т. д. На этом пути могут быть трудности, которые вызывают необхо­димость менять тактику в выборе операции и длительности их приме­нения.

Для восстановления функции движения верхних конечностей в частности кисти, возможно применять – плетение, вязание, столярные и слесарные работы (таблица 2), шитье (таблица 3). Так столярные работы восстанавливают движения в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах при одновременном участии плечевого пояса. Например, строгание рубанком сопряжено с отведением и приведением лопатки, сгибанием и разгибанием плеча и предплечья. Работа напильником позволяет вовлекать в работу больную руку с помощью здоровой. Пронация и сyпинация предплечья лучше всего восстанавливается при работе отверткой.

Варианты характера движений при столярных и слесарных работах.

Таблица 2.

Виды работ

Выполняемые движения

Работающие мышцы

Пиление (обе руки)

Захватывание пальцами рукоятки, сгибание и разгибание в локтевом и плечевом суставах

Сгибание пальцев, двуглавая мышца плеча, плечевая, трехглавая мышца плеча, большая грудная, клювоплечевая, широчайшая мышца спины, передняя и задняя порции дельтовидной мышцы

Строгание (обе руки)

Захватывание рукоятки, отведение 1 пальца, сгибание и разгибание в локтевом и плечевом суставах с акцентом на разгибание

Те же мышцы, отводящая 1 палец правой кисти

Шлифовка изделий (обе руки)

Сгибание и разгибание в локтевом и плечевом суставах спины

Двуглавая мышца плеча, плечевая, трехглавая мышца плеча, дельтовидная, большая грудная, широчайшая мышцы

Работа напильником (обе руки)

Сгибание пальцев правой кисти, сгибание в локтевом суставах (с усилием), небольшие по объему движения в плечевых суставах

Сгибатели пальцев правой кисти, трехглавая мышца правого и левого плеча, лучевой сгибатель правой кисти, большая и широчайшая мышца спины

Работа клещами и пассатижами

Сгибание правой кисти в пястно-фаланговых и межфаланговых суставах (силовая работа)

Поверхностный и глубокий сгибатели пальцев кисти, межкостные и червеобразные мышцы

Работа ножовкой

Сгибание пальцев кисти, преимущественно правой, разгибание в локтевых суставах и движения разгибания в плечевых суставах (работа на увеличение размаха и силы)

Сгибатели пальцев кистей, трехглавая мышца плеча, широчайшая мышца спины

Для развития движений в нижних конечностях используются работы на ножной швейной машинке. Работа на ножной машине с восстановительной целью используется при травмах нижних конечностей; контрактурах суставов, а также для профилактики контрактур и более быстрого восстановления движений в неповрежденных суставах после снятия гипсовых повязок. Целесообразна ра­бота на ножной швейной машине при парезах стопы в результате поражения периферических нервов нижних конечностей для восстановления функции и нормализации тонуса. Основными зaдачами являются: 1- увеличение амплиту­ды движений; 2- нормализация мышечного тонуса; 3- равномерное увеличение силы мышц-разгибателей и сгибателей голени. Параллельно с этим улучшает­ся крово - и лимфоток, процессы регенерации, тканевого обмена, а также уве­личиваются сила и тонус четырехглавой мышцы бедра (создаются условия для ее работы в изометрическом режиме). Методика занятий зависит от поставлен­ной задачи. Если работать одной больной ногой невозможно, то необходимо начинать работу с помощью здоровой ноги, закрепив больную ногу так, чтобы не было отставания ее от площади опоры. Через 5-7 занятий, когда работа боль­ной ногой становится возможной, необходимо увеличение времени непрерыв­ного движения ногой с парaллельным освоением шитья. Для улучшения разги­бания или сгибания стопы следует использовать подставки, начиная с 2 см с постепенным увеличением ее толщины. Для увеличения угла разгибания стопы подставку ставят под носок, а для увеличения угла сгибания - под пятку. Под­ставки должны быть различной толщины - от 2 до 8 см. Улучшение силовых показателей определяется по времени работы с заданной скоростью до появ­ления усталости. Показателем усталости будет или поворот маховика в обрат­ную сторону, или уменьшение скорости, или остановка работы. Время работы у травматологических больных - от 2 минут вначале до 10 минут и более перед выпиской. С работой на ножной машине желательно совмещать тепловые про­цедуры (парафин).

Варианты характера работы при швейных работах

Таблица 3

Вид работ

Выполняемые движения

Работающие мышцы

Кройка (обе руки)

Противопоставление 1 пальца, сгибание и разгибание пальцев (неполный захват)

Противопоставляющая 1 палец кисти, межкостные, червеобразные, общий разгибатель пальцев

Работа иглой, штопка (обе руки)

Захват пальцами левой кисти, удерживание иглы 1, 2 и 3 пальцами, пронация и супинация предплечья (неполная), сгибание и разгибание в лучезапястном суставе

Сгибатели 1, 2 и 3 пальцев кисти, противопоставляющая I палец кисти, пронатор и супинатор, лучевые и локтевые сгибатели и разгибатели предплечья

Пришивание пуговиц (обе руки)

Удержание иглы 1, 2 и 3 пальцами правой кисти, сгибание 3 пальца, пронация и сyпинация предплечья

Противопоставляющая 1 палец кисти, сгибатели 2 и 3 пальца, пронаторы и супинаторы предплечья

Работа на Неполный захват пальцами Сгибатели пальцев

ручной швейной правой кисти,

машине движение в лучезапястном суставе, лучевые и локтевые

(обе руки) отведение и сгибание сгибатели и разгибатели,

Неполный захват пальцами Сгибатели пальцев

правой кисти, круговое правой кисти,

движение в лучезапястном суставе, отведение и сгибание I пальца левой кисти

Сгибатели пальцев правой кисти, лучевые и локтевые сгибатели и разгибатели отводящая 1 палец кисти, межкостные и червеоб­разные мышцы

Работа на ножной швейной машинке

Удерживание пальцами материала (правой и левой рукой), сгибание и разгибание в голеностопном суставе

Межкостные и червеобразные, общий разгибатель пальцев кисти, передняя большеберцовая, трехглавая мышца голени

При тяжелом поражении нижних конечностей больные приспосабливаются к сидячему ручному труду.

Травмы периферических нервов верхних конечностей.

При поражении срединного нерва трудотерапия направляется на сгибания пальцев (работа, связанная с удержанием и сборкой мелких деталей, работа стамеской, долотом и др.). Восстановление функции лучевого нерва обеспечи­вается тренировкой разгибания кисти и пальцев и отведения 1 пальца (связы­вание ниток, складывание конвертов, печатание на машинке, работа рубанком). При поражении локтевого нерва рабочие операции предусматривают разведе­ние IV и V пальцев, разгибание в межфаланговых суставах (плетение, вязание, кройка, лепка из пластилина и т. п.). Некоторые специальные задачи трудотерапии и способы их решения:

1. Увеличение объема движений в суставах верхних конечностей.

2. Увеличение мышечной силы верхних конечностей.

3. Тренировка пальцевого захвата (цилиндрический, щипцовый, шаровой).

Эти задачи решаются, например, работой ударным инструментом (молоток, киянка, топор); работа с глиной или пластилином - лепка; сматыванием ниток в клубки разного диаметра; разглаживание листов бумаги, картона, ткани; перекладывание клубков и пуговиц, глажение белья, проклеивание конвертов.

Все швейные и сапожные манипуляции строятся на работе кисти и пальцев. 4.Улучшение способности пальцев производить тонко координированные движения - составление композиции из мозаики; пришивание пуговиц; выши­вание; вязание спицами или крючком.

5. Снижение нарушений последовательности отдельных движений – имитация бритья (без бритвы); дать ложку и стакан, попросив помешать чай.

1) Снижение уровня движений по подражанию - перекладывание предметов с места наместо.

2) Обучение или совершенствование построения, собирания из отдельных частей целое или рисование - построение из палочек геометричес­ких фигур, собрать композицию из мозаики.

Трудотерапия при депрессиях

Зачастую пациенты пожилого возраста не могут справиться самостоятельно с решением конкретных проблем (психологических, телесных, социальных, экономических), возникающих при различных психотравмирующих ситуациях (изменения привычного уклада жизни, выход на пенсию, отделение от детей, одиночество, ухудшение физического самочувствия, семейные конфликты), на фоне чего возникают неврозы позднего возраста, психосоматические заболе­вания, депрессия, тревожно - депрессивные синдромы и другая невротическая симптоматика.

В настоящее время старение рассматривается как фаза жизни, протекание которой многофакторно обусловлено прошлым, настоящим и ориентацией на будущее, которое и проявляет себя «как биологическая, финансово-экономи­ческая, эпохальная и экологическая судьба» (И. Лер, 1979).

Поведение человека пожилого возраста определяется не столько объектив­ными моментами ситуации сколько формой и характером их субъективного восприятия и переживания. В следствие этого необходима многосторонняя ори­ентация мер вмешательства (психологическая, трудо­терапевтическая, социальная и пр.).

Тренинги по улучшению памяти.

Существуют 3 основных способа запоминания:

Механический («зубрежка»);

Логический или осмысленный (логическая или смысловая связь);

Мнемотехнический (запоминание по определенным правилам или ассоциативно переводится в другую знаковую систему, в иные образы, которые легче запоминаются).

Формируется группа пациентов с незначительным снижением памяти. Каждому предлагается представиться, назвать свое имя и постараться запомнить имена других членов группы. Далее предлагается выполнить ряд упражнений.

1. В течение 3 минут пациентам предлагается наблюдать за движением се­кундной стрелки на часах.

2. Упражнение «муха». Каждому выдается лист с расчерченным на нем девятиклеточным игровым полем 3х3. Суть задания заключается в том, что перемещение «мухи» (карандаш, поставленный в центре листа), с одной клетки на другую происходит по команде (вверх, вниз, вправо, влево) на соседнюю клетку. Участники должны следить за перемещением «мухи», не допуская ее выхода за пределы игрового поля. Упражнение требует постоянной сосредоточенности и тренирует внимание.

3. «Воспроизведение рассказа» РАССКАЗ: Корабль вошел в бухту (1), несмот­ря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (моряков отпустили на берег (5,человек пошли в музей (7,8) 8 матросов решили просто погулять по городу (9,10). К вечеру вce собрались вместе (11), зашли в городской пар (12), плотно поужинали (13). В 23 часа все вернулись на корабль(14,15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16). Пациенту предлагается запомнить, записать и прочитать содержание текста. Порядок изложения фрагментов не учитывается.

4. проживающим предлагается выполнить ряд упражнений на внимание: суть зада­ния состоит в составлении логической цепочки из подобранных картинок с пос­ледующим рассказом данного сюжета.

Тренинг практического общения (установление контакта)

1. Инструктор по трудотерапии предлагает участникам группы расположиться большим полукругом. Просит каждого из участников по очереди выходить в центр и пы­таться любыми доступными ему средствами, не пользуясь речью, установить контакт с каждым участником занятия. После чего инструктор по трудотерапии акцентирует внимание участников на средствах и признаках, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.

2. Группа разделяется на две подгруппы, которые располагаются полукругом (стоя или сидя). Участников упражнения просят по очереди выходить из своего полукруга и поворачиваться к нему спиной. Члены его подгруппы будут зада­вать ему любые вопросы, отвечать на которые необходимо, называя имя спрашивающего. Очередность в подгруппах устанавливается по желанию. В процес­се упражнения участники группы легче запоминают имена.

3. Участники садятся в круг.

Инструктор по трудотерапии просит членов группы представить, что они все вместе отправ­ляются в поход. В центре круга лежит воображаемый рюкзак, который нужно собрать для похода. Сделать это необходимо без слов. Все внимательно сле­дят за тем, что кладет в рюкзак каждый из участников, стараясь не повторяться. В ходе упражнения улучшаются коммуникативные способности, устанавлива­ется контакт между членами группы, улучшается настроение.

Тренинг сенситивности (способность наблюдать, видеть, слышать – тренировка восприятия)

1. Инструктор по трудотерапии просит участников занятия сесть в круг, сам выходит за него и дает задание к упражнению, стоя за кругом: «У вас есть две минуты в ходе которых надо внимательно посмотреть друг на друга». По истечении времени инструктор по трудотерапии просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников группы и говорит, обращаясь к нему, например: «Иван

Иванович, я иду по кругу и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь около четвертого человека (вправо или влево от участника). Кто это?» Если от­вет не верен, то повторить вопрос и дать время подумать. После верного ответа инструктор по трудотерапии просит участника упражнения описать внешность того члена груп­пы, рядом с которым он стоит (одежда, цвет волос, цвет глаз, пр.). Аналогичное задание дается всем членам группы по очереди.

2. Участники группы сидят по кругу. Инструктор по трудотерапии предлагает членам группы проверить, насколько у каждого из них развито чувство времени. Далее, он просит закрыть глаза и постараться после команды «Начали!» уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Как только, по мнению участников занятия, минута пройдет, инструктор по трудотерапии просит открыть глаза и поднять руку, при этом сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. В ходе упражнения инструктор по трудотерапии фиксирует всех участников, которые: поднимают руку раньше того момента, когда минута истечет; своевременно поднимают руку; поднимают руку позже.

После завершения упражнения инструктор по трудотерапии сообщает участникам результа­ты своих наблюдений и предлагает обменяться впечатлениями.

3. Участники группы разбиваются на пары и садятся напротив друг друга. Инструктор по тру­дотерапии дает задание членам группы: каждый из участников пары поочере­ди говорит одну фразу, начиная со слов «Я вижу...», содержание которой касает­cя внешнего облика партнера. Например: «Я вижу, что ваши руки лежат на коленях»; «Я вижу, что вы посмотрели вправо»; «Я вижу, что вы наклонили голо­ву». Во время выполнения упражнения участники должны воздерживаться от ис­пользования оценочных понятий. Это упражнение позволяет осознать разли­чие между тем, что «Я вижу» и тем, что «Я представляю, интерпретирую», « мне кажется».

Тренинг креативности (творческое мышление)

1. Участники труппы сидят по кругу. У инструктора по трудотерапии в руках мяч.

Пациентам предлагается бросать мяч друг другу. Тот, кто бросает мяч, гoвoрит одно из трех слов: «воздух», «земля», или «вода, а тот, кто ловит - говорит, если прозвучало слово «воздух - название птицы; «земли - название животно­го; «вода - название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее.

По ходу работы инструктор по трудотерапии побуждает участников увеличить темп. Упраж­нение направлено на развитие беглости мышления.

2. Пациентам предлагается сесть в круг. Инструктор по трудотерапии держит в руках мяч.

Мяч передается любому участнику группы. Задание дается следующее: «сей­час вы будете бросать этот мяч друг другу, при этом кто бросает мяч – называет какой - либо цвет, а кто ловит - объект такого цвета. Будьте внимательны и по­старайтесь не повторять те цвета и объекты, которые уже называли». Каждому из членов группы дается возможность принять участие в упражнение.

Использование слова «объект», а не предмет дает больше возможностей для порождения ассоциаций.

3. Все члены группы садятся в круг. Мяч находится у одного из участников занятия. Ему предлагается бросить мяч кому-либо из сидящих в кругу и ска­зать, где окажется тот, кому адресован мяч, при этом можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места (в холодильник, в древнюю Грецию, на пальму...).

Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые необходимо взять с собой, туда, куда был направлен участник упражнения. Необходимо быть внимательным, чтобы не повторять те места, где уже побывали «другие», и те пред­меты, которые были названы. Упражнение способствует развитию воображения, гибкости, оригинальности мышления.

Несмотря на вышесказанное, у многих больных при общем положительном отношении к проводившимся мероприятиям все же преобладает установка на лекарственные препараты, что, по-видимому, зависит от пассивной позиции и укоренившегося традиционного представления пожилых людей о лечении.

Учитывая то, что человек постоянно взаимодействует с окружающей средой, участвует в каких-либо событиях, общаясь с людьми постоянно, что-то узнавая и получая информацию извне, необходимо включить в реабилитационные ме­тодики для людей с неврозами позднего возраста, депрессиями, трудотера­пию занятостью с учетом увлечений больных. Этот вид трудовой деятельности стимулирует и формирует интересы и будущие увлечения пациента, настраи­вая его на сотрудничество с инструктором по трудотерапии, с продолжением некоторых видов деятельности в домашних условиях, в семейном коллективе . Адаптация по средством труда основана на гуманистическом подходе к решению проблем пожилого человека. Внимание психологии фокусируется на трудотерапию занятостью, как основную фундаментальную потребность здорового человека, что имеет огромный терапевтический эффект, т. к. является орудием для разви­тия нормальных адаптационных возможностей человека и тренировки необхо­димых навыков (стимуляция стенными газетами, новостями, чтением).

Чтение рассматривается как фактор, отвлекающий от мыслей о болезни, помогающий переносить физическое страдание и рассматривается как вспомогательная часть лечебного процесса при неврозах и психосоматических забо­леваниях.

Психолог с инструктором по трудотерапии (по возможности с библиографом) подбирают литературу, которая имеет максимальное сходство ситуации в книге и ситуации, в которой находится пациент.

По рекомендации психолога инструктор по трудотерапии помогает (используя все направления работы кабинета трудотерапии) пожилым людям с неврозами поддерживать и продолжать проявлять и развивать их возможности, стремиться актуализировать их личностный потенциал, опираясь на модели мотивации по Маслоу:

Физиологические потребности (пища, вода, сон)

Потребности в безопасности (стабильность, обеспеченность, порядок)

Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)

Потребность в уважении (самоуважение, признание)

Потребности способностей (развитие способностей)

В соответствии с этим, задачей инструктора по трудотерапии является помощь человеку в самоактуализации себя даже в пожилом возрасте.

Трудотерапия при нарушениях речи

Основные термины:

Дизартрия - нарушение звукопроизношения, темпа, ритма речи, дискоорди­нация процесса говорения и дыхания.

Афазия - нарушение всех видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, понимание речи, а также другие высшие психические функции: чтение, письмо, ориентировка во времени и пространстве и т. д.).

У пожилого человека часто возникает проблема с целенаправленным движе­нием руки и пальцев рук. Обычно этот феномен является последствием крово­излияния в мозг и нередко сопровождается нарушением речи.

Из анатомии известно, что центр речи расположен поблизости с двигатель­ным центром руки. Многими авторами доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи.

Таким образом, в трудотерапии основной целью должно стать развитие дей­ствий с предметами, что положительно влияет на формирование не только познавательных психических процессов, а также и на активизацию речевой функции.

Для развития ручной умелости можно предложить:

Разминание пальцами пластилина, глины;

Катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки и т. д.;

На специальной тренировочной доске застегивать пуговицы, крючки, мол­нии, замочки;

Шить, вязать на спицах.

В дополнение ко всему в форме групповой терапии можно проводить арттерапию, которая способствует созданию положительных эмоций у не говоряще­го пациента (афазия), что способствует коммуникации с окружающими посред­ством рисунка. В процессе этих занятий можно использовать аромотерапию, которая создаст атмосферу комфортности и раскрепощения.

­Желательно проживающих с нарушением речи включать в группу с нормально говорящими, чтобы любыми способами могли достигнуть понимания между ними.

Одним из речевых методов можно предложить метод растормаживания речи, который можно использовать со всеми пациентами гериатрического возраста. Данный метод включает в себя:

Договаривание пословиц, поговорок (сначала говорится первая часть по­словицы, а затем задание усложняется тем, что говорится только вторая часть). Если пациент сказать не может, то на специальных карточках подбирает нужный ответ.

Пение хорошо знакомых песен (можно использовать магнитофонную запись).

У большинства пациентов, перешедших рубеж шестидесятилетнего возрас­та, страдает речевая память. Для тренировки памяти и развернутого высказывания хорошо использовать короткие тексты, соответствующие интересам па­циентов, которые желательно пересказать, а при необходимости к контексту подбираются наводящие вопросы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудотерапия, по праву, достойна более широкого использования в реабилитации пожилых людей. В первую очередь - это трудотерапия занятостью, бытовая реабилитация, восстановительная трудотерапия, тренинговые мето­дики. Эффективность трудотерапии доказана практикой работы.

Привлекательность этого метода заключается в:

1. Простоте применения трудотерапии при невысоких материальных затратах на ее организацию;

2. Доступности использования на всех этапах реабилитации, в том числе и в домашних условиях;

3. Разнообразии, которое обеспечивается большим количеством упражнений в результате сочетания разных трудовых движений и операций;

4. Хорошей сочетаемости практически с любым направлением лечения, в том числе и в комплексных реабилитационных программах (с физиотерапией , ЛФК, психотерапией и пр.).

Кроме того:

Участие в любой трудовой операции, восстановление навыков по самообслуживанию повышает самооценку пациента, устраняет его представление о соб­ственной ущербности, обеспечивает хороший эмоциональный фон и более полное взаимопонимание между персоналом и пациентами;

Коллективный труд восстанавливает нарушенные коммуникативные способности.

Методика не несет дополнительной медикаментозной нагрузки, а в отдель­ных случаях, при использовании трудотерапии, удается уменьшить дозу прини­маемых лекарств.


Используемая литература:

Информационно-методическое издание «Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг» под общей редакцией Москва 2003.

Сборник информационных материалов «Внедрение новых форм социального обслуживания пожилых людей и инвалидов» межрегиональный семинар Санкт-Петербург 2005.

Для записей

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Государственное учреждение

«Центр социального

обслуживания населения г. Вольска»

Директор ЦСОН г. Вольска

Валерий Александрович Катков

Наш адрес:

412900 г. Вольск, Саратовская обл.

ул. Чернышевского 74

Адрес электронной почты:

*****@***ru

Телефоны:

Административный корпус

(секретарь): 8(845-

Информационный материал составлен специалистом организационно – методического отделения

Тираж 10 экземпляров.

Трудотерапия — это, как можно догадаться по названию, лечение трудом. Применяется при лечении людей, утративших свою трудоспособность из-за инвалидности или психических нарушений.

Польза трудотерапии

Эффект от применения трудотерапии — это возвращение к здоровому и активному образу жизни. Труд отвлекает больного от своих опасений и страхов, от физической или душевной боли. Человек оказывается включенным в коллектив больных, вследствие чего уходит чувство собственной неполноценности, изолированности и т.д.

Трудотерапия — это не только лечение, но и возможность расширить кругозор, открыть в себе скрытый потенциал и способности. Например, при артетерапии многие находят в себе силы и интерес заниматься живописью, и продолжают увлекаться ею всю жизнь.

Виды трудотерапии

1. Эрготерапия — лечение при помощи труда. Больной занимается механическим трудом, таким как работа с тканями (вышивание, шитье и проч.), вязание и т.д. Также сюда может входить участие в производстве салфеток, тампонов и других предметов обихода. Зачастую подопечные становятся работниками на текстильных станках, осваивают работу с древом (вырезание, лакировка и украшение). Больных учат рисованию, производству игрушек и кукол.

Эротерапия в домашних условиях может сочетаться с использованием различных отходов — пластмассовых крышек, остатков кожи и других материалов.

2. Артетерапия — лечение искусством. Сюда входят живопись, рисование и лепка (моделирование из глины). В процедуру может входить обжигание в гончарной печи глиняных изделий, театральные выступления больного и т.д.

Культурная терапия является своего рода подвидом артетерапии. Это чтение книг и слушание музыки, просмотр фильмов и посещение выставок. Все это в большей или меньшей степени способствует выздоровлению. По окончании каждого мероприятия участникам культурной терапии задают вопросы о том, что больше всего понравилось или заинтересовало их.

3. Спортивная физкульттерапия — это физические упражнения, в том числе ежедневная утренняя гимнастика, коллективные спортивные игры (волейбол и проч.), планомерные физические нагрузки.

4. Игровая терапия — лечение играми и общением. Сюда могут входить любые игры не азартного плана. Организатором игр должен быть опытный работник, который может задействовать в игре наибольшее число больных. Особенно полезна данная игротерапия для тех, кто страдает чувством стеснительности и сторонится коллективов.

Трудотерапия открывает дорогу к возвращению нормальных условий жизни.

Введение

1. Понятие о трудотерапии

2. Трудотерапия при галлюцинаторном синдроме

3. Трудотерапия при депрессивных состояниях

4. Трудотерапия при двигательной заторможенности

5. Трудотерапия при олигофрении

Заключение

Список литературы

Введение

«Учение и труд все перетрут» - с этой пословицей трудно не согласиться. Обучение и трудовая деятельность – это важнейшие составляющие человеческой жизни, при их отсутствии человек вряд ли реализуется как полноценная личность. Труд не только является стимулом для самоактуализации, он также благотворно влияет на состояние здоровья человека. В психологии давно известно, что депрессию можно преодолеть, если взять себя в руки найти занятие, работу, т. е. над чем-то потрудиться, сосредоточиться на выбранном деле, что поможет отогнать тоскливые мысли, повысить жизненный тонус.

По этим и многим другим причинам в лечебной медицине возник такой вид терапии как трудовая терапия, т. е. использование трудовых процессов с лечебной целью. При некоторых заболеваниях трудотерапию применяют для повышения тонуса организма, нормализации обменных процессов, используя при этом труд на свежем воздухе, требующий участия многих мышц (например, работа в саду). В травматологии и ортопедии для восстановления функций конечностей используют специальные виды труда с определённым объёмом движений и участием определённых групп мышц. Наиболее широко трудотерапиюприменяют в психиатрии с целью благотворного воздействия на психику больных. Именно об использовании изучаемого нами вида терапии в лечении и реабилитации людей с психическими заболеваниями и состояниями пойдет речь в дальнейшей нашей работе.

1. Понятие о трудотерапии

Трудотерапия, трудовая терапия лечение различных физических и психических заболеваний с помощью привлечения больных к определенным видам деятельности; это позволяет больным постоянно быть занятыми работой и достичь максимальной независимости во всех аспектах их повседневной жизни. Виды трудовой деятельности, к которым привлекается больной, специально подбираются таким образом, чтобы максимально использовать способности каждого человека; при этом всегда необходимо учитывать его индивидуальные потребности и склонности. К таким видам деятельности относятся: изготовление изделий из дерева и металла, роспись изделий из глины и другие художественные промыслы, домоводство, различные социальные навыки (для психически больных людей) и активный досуг (для престарелых). К трудотерапии также относится процесс освоения механических средств передвижения и адаптация к жизни в домашних условиях.

При использовании данного вида терапии в лечении психически больных трудовые процессы, подобранные в зависимости от состояния больного, оказывают активизирующее или успокаивающее действие.Трудотерапияпри подостром и хроническом течении психических заболеваний и состояниях, обусловливающих изменения личности больных, играет большую роль в системе их социально-трудовой реабилитации. Постепенно усложняющиеся трудовые процессы тренируют и укрепляют компенсаторные механизмы, облегчая переход к труду в условиях производства.

Проблема психологии трудотерапии психически больных – пограничная для психологии труда и клинической психологии. Психологическая теория и практика трудотерапии составляют раздел психологии труда, так как это направление, в котором изучается, по словам С.Г. Геллерштейна, «труд как фактор развития и восстановления».

В отношении психически больных врачи и психологи выделяют несколько уровней социально-трудовой реадаптации (т. е. восстановления больного после перенесенного болезненного периода):

1) профессиональная реадаптация (возврат к прежней профессиональной деятельности, когда коллеги «дефект не замечают»).

2) производственная реадаптация (возврат к труду, но при снижении квалификации);

3) специализированно-производственная реадаптация (возврат на производство, но на трудовой пост, специально приспособленный для лиц с нервно-психическими дефектами в особых щадящих условиях);

4) лечебно-производственная реадаптация (доступна лишь работа во внебольничных лечебно-производственных мастерских, когда у больного сохраняются стойкий дефект работоспособности либо патология поведения);

5) внутрисемейная реадаптация (выполнение домашних обязанностей);

6) внутрибольничная реадаптация (при глубоких дефектах психики).

Задачи трудотерапии заключаются в том, чтобы больной дocтиг максимально высокого, доступного для него уровня реадаптации.

Опыт 30-х гг. XX века, когда в психиатрических клиниках вводилась терапия занятостью в самых простых формах (больным предложили клеить бумажные аптечные пакеты), оказался весьма эффективным. С.Г. Геллерштейн и И.Л. Цфасман (1964) приводят данные па Калининской психоневрологической больнице, где число несчастных случаев с больными, побегов больных и других происшествий за год сократилось в 10 раз – с 14416 (1930 г.) до 1208 (1933 г.), при условии, что в 1930 г. – никто из больных не привлекался к труду, а к 1933 г. Лишь 63% больных были занять трудом. Частота агрессивных действий в «рабочие» дни сократилась па сравнению с «нерабочими» днями в мужском отделении на 78%, а в женском – на 49%.

Какими же свойствами обладает ручной труд как разновидность лечебно-восстановительного, воздейственного средства по отношению к психически больным?

Трудотерапия понималась С.Г. Геллерштейном как разновидность средств психологии воздействия, как стимулятор роста, стимулятор трудовой активности больного на пути восстановления специфически человеческого образа жизни.

Геллерштейн видел суть целебных сторон ручного труда в том, что этот вид деятельности обладает такими весьма ценными признаками, как:

1) соответствие человеческим потребностям;

2) целевой характер деятельности;

3) мощное воздействие упражнения;

4) мобилизация активности, внимания и т.д.;

5) необходимость приложения усилия, напряжения;

6) широкие возможности компенсации;

7) преодоление трудностей и препятствий, возможность регулирования их и дозировки;

8) включение в жизненно полезный ритм;

9) результативность, предпосылки организации обратной связи и совершенствования функций;

10) благодарное поле для отвлечения, переключения, смены установки;

11) рождение положительных эмоций – чувства удовлетворения, полноценности и др.;

12) коллективный характер труда.

Трудотерапия, однако, может помогать или ухудшать состояние больного, эта зависит от его состояния, используемой формы труда, дозировки трудовых занятий, формы организации труда и его содержания.

Так, трудотерапия абсолютно противопоказана при острых болезненных состояниях, сопряженных с расстройcтвом сознания; при кататоническом ступоре; при соматических тяжелых заболеваниях; временно противопоказана во время активного медикаментозного лечения; при выраженных депрессиях и астенических состояниях. Относительно противопоказана трудотерапия для больных с явно отрицательной установкой на труд (при острой психопатологии). Во всех этих случаях нужен индивидуальный подход к личности больного.

Психологу необходимо учитывать каждый фактор отдельно и все вместе. Целесообразно построить классификацию видов труда, доступных в качестве трудотерапии с точки зрения представленности в каждом из них отмеченных выше полезных свойств труда. Это важно, так как позволяет проектировать формы трудотерапии осознанно (а не методом проб и ошибок), с учетом характера дефекта больного и «зоны ближайшего развития», по Л.С. Выготсткому, доступной для него и актуальной. С.Г. Геллерштейн предлагал психологу, проектирующему программу трудотерапии, выявить предварительно потенциальные возможности разных видов труда, провести их содержательный и структурно-функциональный анализ, чтобы сознательно использовать труд как лечебное средство, как это принято в любой другой области терапии. Другими словами, предлагалась специализированная модификация профессиографии.

Геллерштейн писал: «Чем тоньше и глубже мы сумеем понять связи между конкретными формами трудовой активности и патологическим состоянием и особенностями личности больного, которого в лечебно-восстановительных целях мы приобщаем к труду, тем скорее мы приблизимся к научно-обоснованному программированию рационально построенной трудовой терапии».

Геллерштейн и Цфасман придерживались двух основных принципов использования трудотерапии:

1. Труд больных должен быть результативным и больной должен видеть результаты своей деятельности. Этот принцип часто нарушался: например, инструктор предлагала больным заниматься вязанием в палате, но не отмечала индивидуального характера работы. Предмет труда и орудия вязания убирались на ночь (видимо, чтобы больные не поранили себя и других). Утром инструктор могла дать больной не ее начатую варежку, а чей-то недовязанный носок.

2. Необходим индивидуальный учет выработки больных. Только в этом случае можно контролировать эффект трудотерапии.

Вариант трудотерапии, применявшийся Геллерштейном и Цфасманом, был эмпирическим в своей основе, ориентированным на негативные симптомы, свойственные разным видам психических заболеваний, а также на подбор тех видов труда по содержанию и форме организации, которые предположительно могли купировать болезненные симптомы и содействовать развитию больного намеченном, доступном для него прогрессивном направлении социально-трудовой реадаптации.

2. Трудовая терапия при галлюцинаторном синдроме

Пример. Больной шизофренией со слуховыми галлюцинациями продуктивно и систематически плел корзины в лечебно-трудовых мастерских, но галлюцинации даже не ослабевали. Его перевели на разработку торфа, требующую большого напряжения сил при норме выработки здорового человека. Через 1,5-2 месяца «голоса» стали слышаться реже. Больной стал другим человеком: оживленным, подвижным, более общительным, заявлял, что чувствует себя прекрасно, «голоса» слышит редко, причем «они стали тихими, еле слышно», а главное – «они говорят исключительно в положительную сторону, чтобы хорошо работалось, быть веселым» и т. д., причем сам больной считает эти положительные сдвиги в своем состоянии результатом именно той «настоящей работы», какой явилась добыча торфа.

Пример. Больная шизофренией (галлюцинаторно-параноидальная форма) чувствовала в себе присутствие посторонних «существ», боролась с ними прижиганием горящей сигаретой, била себя кулаком, кричала. С помощью метода наблюдения в течение трех часов работы и трех часов отдыха, было установлено, что количество реакций больной на галлюцинаторные «раздражители» снижалось более существенно при поливе огорода (38 случаев) и прополке (83 случая), чем в условиях отдыха – при починке белья (289 реакций).

Вывод

При активном включении больных в трудовые процессы галлюцинаторные переживания ослабевают. Но это возможно при условии, что труд должен быть напряженным, активным и мало поддающимся автоматизации (т. е. требующим непрерывного сознательного контроля, мобилизованности внимания, разнообразной динамической интенсивной работы). Механизм лечебного действия труда – подавление патологической доминанты созданием новой доминанты – трудовой. Больные страдают не столько от самих галлюцинаций, сколько от поглощенности психики этими переживаниями. Активный труд уменьшает эту поглощенность, наполняя психическую жизнь больного новым здоровым содержанием.

3. Трудовая терапия при депрессивных состояниях

Пример. Больная З. (52 года) находилась а Тихвинской психиатрической колонии шестой год с диагнозом шизофрения. Была замкнута, угнетена, часто плакала, большую часть дня лежала в постели, укрывшись с головой, часто отказывалась от пищи. Летом начала трудотерапию во время беседы говорила, что все кругом давит, что не хочет видеть людей, свет, поэтому закрывает голову полотенцем. Просила не называть ее по имени, ибо она этого не достойна. Долго отказывалась от всякой работы. Какую работу ей предложить? Работать в поле – нельзя, жарко, состояние и без того тяжелое. Клеить пакеты? Это не отвлечет от тягостных переживаний. Вязать, вышивать - не умеет, нужно учить, продуктивный труд отодвинут надолго. Оказалось, что больная умеет прясть (на «самопряхе»). Для нее специально привезли в больницу «самопряху». Это работа живая, динамичная, знакомая и при этом индивидуальная, нет необходимости общаться с другими людьми. 14.04.1950г. - качество работы низкое, затем постепенно улучшалось. 16.04.1950 г. - тяготится бездельем: «Я жду-не дождусь, пока мне дадут работу, мне тяжело без работы, даже грудь разрывается». На восьмой день повязывает голову платком, а не полотенцем. Глубокая тоска уступает место ровному настроению. Работает все время без перерыва, адекватно реагирует на происходящее вокруг. Через некоторое время встал вопрос о ее выписке. Больная просит помочь вернуть ей ее домик, занятый на время болезни родственниками. Стала целеустремленной, активной, поехала в Красноярск добиваться помощи от прокуратуры.

4. Трудотерапия при двигательной заторможенности

Пример. Больной Б., диагноз: шизофрения, кататоническая форма. Целый день лежит в постели в однообразной позе, действия импульсивные, агрессивен, неконтактен. Его упорно привлекали к труду - стал ежедневно участвовать в индивидуальном труде по наружным работам под руководством медсестры. В психическом состоянии замечены некоторые улучшения. Но когда его включили в состав бригады больных (12-15 человек), состояние больного резко ухудшилось, опять проявляется агрессия, застывает в одной позе. Коллективная работа оказалась непосильной. Перевели в бригаду из четырех человек - поведение улучшилось. Но опять наступило ухудшение, когда к нему прикрепили в качестве партнера активного, хорошо работающего больного.

Вывод

Партнером по работе может быть лишь больной, незначительно превосходящий по активности, либо инструктор по труду.

Психологи делают вывод о том, что в трудотерапии важно отслеживать трудовые возможности больного в каждый момент времени, соблюдать постепенность, ступенчатость в увеличении нагрузки, избегать ситуации демонстрации больному его недостатков. Предлагается.метод рабочих проб: инструктор некоторое время работает вместе с больным на спаренной работе, выделяет свойственные больному ритм, темп движений, стиль его работы, характерные недостатки и т.д.

Для активизации речи больных инструктору по труду, врачу, медсестре рекомендуется активно вызывать ответную речь больного и организовывать труд так, чтобы речь была необходима, включать больного в культурные мероприятия, спорт, игры, стимулирующие речевую активность. Таким образом, трудотерапия должна быть не единственной универсальной формой восстановительно-реабилитационной активности, но звеном в системе реабилитационных мероприятий.

5. Трудотерапия при олигофрении

Для психологии труда представляют интерес также исследования грубых форм психопатологии и возможности социальной реадаптации такого рода больных с помощью трудотерапии. В 70-е гг. XX в. в практике отечественных интернатов для психохроников активно внедрялись занятия трудом. В конце 70-х гг. было проведено сравнительное исследование интернатов госпитального типа (руководители которых убеждены в том, что «больной должен только кушать и спать») и интернатов социально-реабилитационного профиля (в которых инвалиды привлекались к трудовой деятельности, а олигофрены (имбецилы) даже работали в цехах настоящих заводов, правда, по 4 часа в день). Психологам удалось экспериментально доказать, что комплексная социально-реабилитационная программа обеспечивает возможность личностного развития больных, страдающих олигофренией, и перехода их на более высокую ступень социально-трудовой реадаптации. В экспериментальном обследовании сравниваемых групп инвалидов применялась методика Е.И. Рузера, позволявшая измерять продуктивность умственного труда при разной стимуляции. Оказалось, что инвалиды (олигофрены) из интернатов реабилитационного профиля (при одинаковом медицинском диагнозе) проявляли себя в большей степени как здоровые люди: они не только быстрее и качественнее справлялись с тестом, но и работали более продуктивно, если в качестве награды предлагались похвала перед коллективом, экскурсия в город, в кино. Инвалиды из интернатов госпитального профиля предпочитали наглядно-действенные стимулы - конфету, игрушку.

трудотерапия реабилитация психический больной


Заключение

Таким образом, ознакомившись с общими и некоторыми частными аспектами трудотерапии при психопатологии, можно сделать общий вывод, состоящий в том, что если для каждого больного, страдающего психическим заболеванием, подобрать индивидуально, терпеливо подходящий вид труда, можно существенно улучшить состояние больного после медикаментозного лечения, снизить выраженность патологических симптомов, восстановить в известной мере его активность, поддержать в личности больного ее человеческие, социальные качества.

Список литературы:

1. Геллерштейн С.Г., Цфасман И.Л. Принципы и методы трудовой терапии психически больных. - М.: Медицина, 1964. – 164 с.

2. Греблиовский М.Я. Трудовая терапия психически больных. – М.: Наука, 1966.- 253 с.

3. Носкова О.Г. Психология труда: учебное пособие для студентов высш. уч. зав. - М.: Академия, 2007. – 384 с.

4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2005. – 480 с.

5. Рябинова Ф.С. Эффективность трудовой терапии при психических заболеваниях. – Л., 1971. – 236 с.