Главная · Здоровье · Блохин николай николаевич. Николай николаевич блохин Дорогие мои читатели

Блохин николай николаевич. Николай николаевич блохин Дорогие мои читатели

18 марта 1952 года директором Института экспериментальной патологии и терапии рака АМН СССР назначается директор Горьковского медицинского института профессор Н.Н. Блохин. С этого периода времени фактически и начинается история Российского онкологического научного центра как самобытного научно-исследовательского учреждения страны, разрабатывающего научные основы этиологии, патогенеза, диагностики, лечения и профилактики злокачественных новообразований и достигшего, по признанию не только отечественных, но и международных научных организаций - вершин в познании и терапии этой патологии.

Николай Николаевич Блохин родился 4 мая 1912 года в г. Лукоянове, Нижегородской губернии, в семье земского врача.

С 1919 по 1929 год учился в средней школе им. Короленко. В 1929-1934 гг. был студентом лечебно-профилактического факультета Горьковского медицинского института.

С августа 1941 года по июль 1946 года ведущий хирург вначале эвакогоспиталя №2816, затем госпиталя восстановительной хирургии № 2798 (г. Горький). В 1944 году находился в полугодичной командировке в США и Канаде, где изучал опыт лечения раненых и инвалидов войны. С марта 1946 по март 1948 года - заведующий отделением, старший научный сотрудник, заместитель директора по научной части Горьковского института восстановительной хирургии, травматологи и ортопедии. Докторскую диссертацию на тему: «Кожная пластика в хирургии военных поражений» защитил в Ученом совете Горьковского медицинского института 27 сентября 1946 года.

В 1947 году Н.Н. Блохин был избран по конкурсу на должность заведующего кафедрой факультетской хирургии Томского медицинского института, но был задержан Горьковскими руководящими организациями на работе в Горьком.

С марта 1948 года по сентябрь 1951 года - директор института восстановительной хирурги, травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения РСФСР. С июня 1950 года по август 1951 года - одновременно заведующий кафедрой общей хирургии Горьковского медицинского института им. С.М. Кирова. С августа 1951 года по март 1952 года - директор Горьковского медицинского института им. С.М. Кирова и заведующий кафедрой общей хирургии.

В этот период научные работы Н.Н. Блохина, отражающие большой и разносторонний клинический опыт автора, были посвящены актуальным вопросам общей, военно-полевой, пластической и восстановительной хирургии, а также травматологии. Ведущее место занимали работы по пластической и восстановительной хирургии, в частности - пластическим операциям при ранах и рубцах различных анатомических областях, особенно в связи с военной травмой в Великую Отечественную войну. Он разработал оригинальные операции пластического закрытия сквозных дефектов лица после удаления злокачественных опухолей нижней губы и угла рта, остроумную операцию создания на основе методов кожной пластики противоестественного заднего прохода, а также операции пересадки костей на питающих ножках при костных дефектах огнестрельного происхождения.

Во время войны Н.Н. Блохин разработал операцию тотальной пластики века путем пересадки островного кожного лоскута со лба на скрытой артериальной ножке из лобной ветви височной артерии. Эта операция оказалась очень эффективной при соответствующих показаниях. Автором разработаны также оперативные методы пластического замещения больших раневых поверхностей лица комбинированными способами. В трудах Н.Н. Блохина того периода времени отразился личный опыт автора в разработке вопросов военно-полевой хирургии. Ряд работ Н.Н. Блохина того времени освещает один из труднейших разделов травматологии - ожоги. Идеи новаторства в научных трудах Н.Н. Блохина, перенесенные после окончания Великой отечественной войны в хирургическую практику мирного времени, дали хирургам эффективное оружие в борьбе со многими заболеваниями.

Итоги многолетней научной деятельности подытожены в монографии Н.Н. Блохина «Кожная пластика», которая в 1956 году была удостоена премии им. академика Н.Н. Бурденко. В этот же период под руководством Н.Н. Блохина выполнено одиннадцать диссертационных работ, главным образом по вопросам пластической восстановительной хирургии и выпущен сборник научных трудов под его руководством. Особый расцвет таланта Н.Н. Блохина как ученого и выдающегося организатора науки был получен после переезда в Москву, где с 18 марта 1952 года он возглавил Института экспериментальной патологии и терапии рака (ИЭПиТР) АМН СССР.

В течение двух лет упорной работы Н.Н. Блохину удалось реорганизовать институт, освободившись от неперспективных исследований и лжеученых. Некоторые из них, имея большие связи в ЦК КПСС и Правительстве, занимали руководящие посты в научных подразделениях, не имея в некоторых случаях даже высшего образования. Поэтому можно лишь представить все те трудности этой борьбы, когда за окнами были пятидесятые годы, и степень мужества Н.Н. Блохина, ведущего бескомпромиссную борьбу с этими «учеными» и «новаторами». В это же время для работы в институте Н.Н. Блохину удалось пригласить крупных ученых, таких как академики АМН СССР А.Д. Тимофеевский, Л.А.Зильбер, член-корреспондент АМН СССР Л.Ф. Ларионов.

К 1954 году в состав ИЭПиТР АМН СССР входило 6 экспериментальных лабораторий: иммунологии рака, химиотерапии, биохимии, патоморфологии опухолей и др., а также клинический отдел на 60 коек, который возглавлял член-корреспондент АМН СССР профессор Б.В. Огнев. С 3 ноября 1954 года клинический отдел ИЭПиТР возглавил Н.Н. Блохин. Число сотрудников доходило до 380, из них докторов наук - 9, кандидатов наук - 51.

Основным направлением научных исследований была избрана разработка лекарственного лечения злокачественных опухолей, которой до этого в стране практически никто не занимался.

В 1954 году было начато изучение препаратов типа алкилирующих метаболитов. Это направление возглавил член-корреспондент АМН СССР, профессор Л.Ф. Ларионов

Для клинических испытаний были отобраны первые отечественные лекарственные препараты: сарколизин и допан. Сарколизин, синтезированный в ИЭПиТР А.С. Хохловым и Е.Н. Шкодинской, проявил активность при злокачественных опухолях яичка.

Выраженный клинический эффект - стойкая полная регрессия метастазов сулидной опухоли - был впервые в истории медицины получен именно в клинике ИЭПиТР АМН СССР. Сообщения об этом в 1956 году на сессии АМН СССР (доклад Н.Н. Блохина), на международных конференциях в Осло в 1956 году и Лондоне в 1957 году (Н.И. Переводчикова) были первыми сообщениями о чувствительности герминогенных опухолей яичка к цитостатикам.

В 1959-1960 гг. Институт передал на клиническую апробацию более 30 препаратов. Наряду с этим разрабатывались вопросы вирусологии, иммунологии, биохимии опухолей и хирургического лечения рака. Это был период быстрого роста и развития Института.

Вскоре клиника и экспериментальные лаборатории, расположены в помещениях небольшого здания на 3-й Мещанской улице, уже не отвечали возросшему объему исследований.

В 1959 году было принято решение о строительстве комплекса зданий на Каширском шоссе. Летом 1960 года институту временно до окончания строительства было передано новое здание на Волоколамском шоссе, где была развернута клиника уже на 260 коек, которая позволила ввести специализацию клинических отделений.

Были открыты отделения торакальное, абдоминальное, эндокринологическое, гинекологическое, химиотерапевтическое.

Были созданы химико-технологическая лаборатория и лаборатория по изучению канцерогенных веществ. Последнюю лабораторию возглавил член-корреспондент АМН СССР, профессор Л.М. Шабад, автор химической теории канцерогенеза, создавшего учение об эндогенном канцерогенезе.

В связи с возросшим объемом проводимых научных исследований ИЭПиТР было присвоено новое название - Институт экспериментальной и клинической онкологии (ИЭКО) АМН СССР.

Конец 50-х и начало 60-х годов прошлого столетия характеризуется ростом авторитета Института в международном онкологическом научном мире и расширением научных контактов, как со странами СЭВ, так и с капиталистическими странами.

В 1962 году впервые в СССР состоялся международный научный форум - VIII Международный противораковый конгресс, на котором высокую оценку получила работа советских ученых. На этом конгрессе директор Института Н.Н. Блохин был избран президентом Международного противоракового союза (UICC).

В 1964 году было закончено строительство комплекса зданий для Института экспериментальной и клинической онкологии АМН СССР на Каширском шоссе. Это позволило расширить клинику до 400 коек и создать возможности для дальнейшей ее специализации. Было открыто радиологическое отделение, отделение опухолей головы и шеи, гематологическое отделение. Был построен виварий на 80 тыс. животных. В 1970 году сотрудников уже насчитывалось 1600 человек, в том числе 8 академиков и членов-корреспондентов АМН СССР, 64 профессора и доктора наук, 306 кандидатов наук.

В Институте были представлены все виды лечения опухолей - хирургия, лучевая терапия, химиотерапия. Экспериментальное изучение проблемы рака велось по всем направлениям, включающим вирусный, химический, физический и радиационный канцерогенез. Генетические исследования проводились на организменном, органном, клеточном, хромосомном и молекулярном уровнях. Дальнейшее развитие получила лекарственная терапия опухолей.

Все этапы исследования препараты, начиная от их синтеза или выделения из растительного сырья, исследования на противоопухолевую активность, предклинические испытания и изучение препаратов в клинике - проводились в ИЭиКО АМН СССР. Отделение химиотерапии ИЭиКО АМН СССР длительное время являлось единственным клиническим подразделением в Советском Союзе, которое проводило клинические испытания противоопухолевых препаратов.

12 апреля 1969 года состоялся Юбилейный Всесоюзный Ленинский коммунистический субботник. Решением ЦК КПСС и Советского правительства часть средств, заработанных на этом субботнике, была передана на строительство онкологического научного центра.

В ИЭиКО АМН СССР при непосредственном участии Н.Н. Блохина было организовано первое в стране детское онкологическое отделение, которое возглавил профессор Л.А. Дурнов

В 1975 году по окончании первой очереди строительства Онкологического центра ИЭиКО АМН СССР был реорганизован в Онкологический научный центр (ОНЦ) АМН СССР. В связи с возросшей ролью Центра в руководстве научной и практической онкологией страны Министерство здравоохранения СССР возложило на ОНЦ АМН СССР исполнение функций головного НИУ в области исследования рака.

В 1980 году за вклад в развитие национальной экономики и международных экономических отношений Всесоюзному онкологическому научному центру была присуждена международная премия «Золотой Меркурий».

В этом же году приказом Министерства здравоохранения СССР Онкологическому научному центру АМН СССР было присвоено название Всесоюзный онкологический научный центр (ВОНЦ) АМН СССР.

В 1981 году вышло постановление Правительства СССР «О реорганизации ведущих отделов Центра в научно-исследовательские институты.

В составе ВОНЦ АМН СССР было организовано три института: НИИ клинической онкологии, НИИ канцерогенеза и НИИ экспериментальной диагностики и терапии опухолей.

В 1993 году Центру присвоено имя его создателя.

Николай Владимирович Блохин - известный прозаик, член Союза писателей России, неоднократный лауреат литературных премий, проживает сегодня в городе Комсомольск-на-Амуре и несет священническое служение в Кафедральном соборе пророка Илии.

О писателе Николае Блохине я впервые узнала из нашумевшего бестселлера архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Рассказ «О том, что нельзя совмещать служение Слову и заработок» начинается так: «Однажды мы с Колей Блохиным, известным сегодня православным писателем, а тогда только что вышедшим из лагеря политическим преступником (Коля отсидел пять лет по 139-й статье за незаконное производство распространение православной литературы), решили подзаработать денег…». Далее, изложив историю их неудачного совместного издательского предприятия, а также благополучного и таинственного его разрешения, архимандрит Тихон заключает: «С тех пор я прочно усвоил: нельзя одновременно служить Богу и мамоне. Что правда, то правда. Если же не пытаться это смешивать, то Господь сам пошлет все необходимое в нужное время».

По мнению самого Николая Владимировича Блохина, именно так - все необходимое и всегда в нужное время он получал от Бога в избытке. Доказательство тому - судьба писателя, его литературное творчество.

Сегодня произведения Николая Блохина издаются и переиздаются массовым тиражом многими российскими издательствами. У писателя много поклонников среди читателей, на Интернет-форумах активно обсуждается его творчество. Повести «Бабушкины стекла», «Глубь-трясина», «Отряд имени товарища Диоклетиана», «Избранница», «Отдайте братика!» хорошо известны любителям православной прозы.

А ведь писательский дар открылся у отца Николая уже в зрелом возрасте – ближе к 40 годам. Расскажем обо всем по порядку.

Родился писатель в Москве в 1945 году. Закончил нефтехимический техникум, был чемпионом ДСО «Динамо» по самбо. В шестнадцать лет поехал на экскурсию в Западную Украину, где неожиданно для самого себя взялся защищать от закрытия Почаевскую Лавру. Однако окончательно уверовал в Бога и крестился уже в 32 года. Отец Николай вспоминал: «К Таинству Крещения меня подвигло чтение Евангелия. Я, зевая, как Онегин, не "за перо взялся", а стал читать Новый Завет. И был ошеломлен. Евангельский текст несет в себе огромную духовную силу. Одна фраза совершенно меня перевернула: "Если свет, который в вас, - тьма, то какова же тьма?" Я даже не задумался о ней, а был просто потрясен: мы всю жизнь думали, что мы - свет, а на самом деле - тьма. Это не могут быть слова человека, это мог сказать только Бог. И когда я закрыл Евангелие, то окончательно понял: можно написать "Войну и мир", "Братьев Карамазовых", но эту Книгу человек написать не мог, в ней в каждой букве, в каждом слове - печать Духа Святаго. Значит, за этой Книгой стоит весь мир».

Получив благословение отца Иоанна (Крестьянкина) на издательскую и писательскую деятельность, Блохин работал в Издательском отделе Московской Патриархии. С 1979 года по благословению митрополита Волоколамского Питирима (Нечаева) и своего духовника иерея Димитрия Дудко он, вместе с друзьями, занимался изданием и распространением запрещенной в то время православной литературы.

26 апреля 1982 года Николай Владимирович был арестован и осужден на три года. Вот что об этом пишет в своих воспоминаниях писатель: «Утро, семь часов. На столике лежит мой младший сын Филипп, которому года не было, тут же на кухне - старший, Ермолай, они погодки. Дочка Ольга бегает, готовится к школе - она в первом классе. Звонок. Вижу в глазок: небритая морда участкового. Я к участковому не имел никакого отношения, потому мне с ментами делить нечего.

"Ага, приплыли!" Сейчас не открыть - взломают. Уже имеют право: если у органов есть сопроводиловка и им не открывают дверь, после 6.00 они имеют право дверь ломать. Так что глупо не открыть. За участковым вваливается толпа во главе с майором. Очень симпатичные люди.

Здравствуйте, мы из Комитета Государственной безопасности по известному вам делу.

Что мне известно? Какое дело?

Начинается обыск. И вот что интересно: войдя в квартиру, они уже знали, где что лежит».

Срок лишения свободы был продлен за религиозную пропаганду (читал свои произведения сокамерникам), прошел 4 тюрьмы и 15 лагерей. В 1986 году после ослабления гонений за религиозную деятельность был освобожден.

Принимал участие в деятельности комиссии по канонизации Царской семьи.

11 апреля 2012 года был рукоположен во священника епископом Амурским Николаем (Ашимовым), определен тюремным священником в Комсомольск-на-Амуре.

Свою первую повесть, «Бабушкины стекла», Блохин написал в следственном изоляторе Лефортово, откуда ему чудом удалось передать ее родным.

Православная вера, ее роль в судьбе отдельного человека и страны в целом стала центральной темой в творчестве Н. Блохина.

Тема православия в современной российской прозе представлена достаточно широко. Массовыми тиражами расходятся произведения упомянутого ранее архимандрита Тихона (Шевкунова), Олеси Николаевой, Майи Кучерской, Юлии Вознесенской, Виктора Лихачева. Сегодня многие православные священнослужители успешно берутся за перо. Имена Ярослава Шипова, Александра Торика, Евгения Санина (монаха Варнавы), Николая Агафонова на слуху у многих. Имя Николая Владимировича Блохина занимает достойное место в ряду этих известных имен.

Проза Николая Блохина не вмещается в рамки какого-либо конкретного литературного жанра. Можно было бы назвать его произведения православными реалистическими повестями-сказками или духовной фантастикой (Интернет-сайт одного книжного издательства определяет произведения Н. Блохина даже как «сказки ужаса»), или, может быть, реалистической православной фантасмагорией. Здесь мы наблюдаем некоторое смешение жанров. С точки зрения сюжетного построения – это, возможно, фантастика, с точки зрения духовной составляющей – это, скорее, реалистические произведения. Главные герои – чаще это дети или же запутавшиеся в жизненных коллизиях взрослые - обретают истинную веру внезапно, попадая в какие-либо неординарные условия или опасные обстоятельства. Пройдя через раскаяние и очищение, они обретают истинную веру, принимая с радостью страдания за нее. Некоторые герои даже становятся мучениками, другие несут свет Христовой веры ближним молитвенным подвигом. Они как будто сходят со страниц Четьих-Миней, повторяя подвиги первых христиан. Главным героям часто сопутствуют персонажи из невидимого духовного мира, обретшие реальный образ – ангелы, бесы, старуха Совесть и др.

Место действия всех произведений Николая Блохина – Россия, время действия – периоды «безвременья» (революционные события, Гражданская война, перестройка 1990-х годов) и современность.

Книгам Николая Владимировича присущ неповторимый авторский стиль. Пишет он, не усложняя язык, читателю не приходится «продираться» сквозь нагромождения слов. Вместе с тем, нельзя назвать авторское изложение незамысловатым. Писатель умеет выстроить диалоги, а также описать внутренние переживания своих героев так, что общая картина сюжета в воображении читателя складывается в реальные образы. Иногда рассуждения автора отличаются некоторой бескомпромиссностью и даже жесткостью. Но важно отметить, что не склонный к сентиментальности, «мужской» характер прозы Блохина вызывает искреннее сопереживание.

Все произведения объединены одной идеей – идеей ответственности. Автор, иногда весьма прямолинейно, объясняет читателю: ответственность за спасение своей души всегда сугубо лична, это свободный выбор человека. Ее невозможно переложить на кого-либо, но и надеяться только на собственные силы в этом главном вопросе жизни тоже нельзя. В чем выход? Только в вере, в призывании помощи Божией, покаянии. Конечно, идея не нова, ей как минимум две тысячи лет. Но каждый человек должен принять ее в своей жизни в сердце когда-нибудь впервые и, если сможет, рассказать о ней людям по-своему.

С отцом Николаем Блохиным я встретилась впервые в Комсомольске-на-Амуре, где служит сегодня батюшка. В первые же минуты знакомства – ощущение родства душ. Может, благодаря его личному обаянию. Трудно выразить словами ту любовь, которая изливается из сердца батюшки на людей. Я тоже попала под эту теплую волну. В словах отца Николая – простота и сердечность, отсутствие всякой чопорности или учительства. О себе рассказывает немного: «Родители? Отец наездником был на Московском ипподроме. Ты когда-нибудь была на ипподроме? Нет? А я вырос на нем. Мама портнихой была. О вере в семье и речи не было. Мама даже хотела лишить меня родительских прав, когда узнала, что я крестил своих детей, ее внуков, и начал водить их в церковь. Но перед самой смертью согласилась исповедаться и причаститься. Теперь я спокоен за ее участь. Женился я в 1973 году. Четверо детей. Сегодня живы трое. Старший, Ермолай, умер от инсульта в 18 лет. На это была воля Божья. Все Его Промыслом устраивается к нашему спасению.

Благодарю Бога за те годы, которые провел в тюрьме, потому что там впервые начал молиться по-настоящему и там начал писать.

Священником мечтал стать еще в Москве. Понимал, что это трудно будет. Во-первых, возраст, во-вторых, не имею семинарского образования. Меня в книгу рекордов Гиннеса заносить можно (смеется ) - рукоположен в 67 лет! Это наш владыка Николай наш рискнул. Он с моим литературным творчеством знаком был. Предложил мне окормлять тюрьмы и колонию в Амурской епархии. Так я и приехал в Комсомольск.

Ты вот еще о чем напиши. Крестил я недавно своих зэков, сразу человек двадцать. Многие из них хотят креститься. А один все никак не хотел, отговаривался – не хочу, не готов. А тут звонок мне ночью: «Батя, клиент созрел, креститься срочно хочет, помирает. Приезжай». Поехал я, да не успел – умер он. Вот тогда-то я всем, кто там с ним был, и разъяснил популярно, что значит умереть некрещеным. Трое из них тут же попросили их окрестить!»

Писатель уже три года несет свое священническое служение на Дальнем Востоке и продолжает здесь свою литературную деятельность. Поэтому с твердым основанием можно утверждать, что дальневосточная литература пополнилась сегодня совершенно новым для нее направлением – православной прозой в лице одного из лучших ее представителей – Николая Владимировича Блохина.

Наталья Рубан



После четверти века «разлуки» Николай Владимирович Блохин, известный православный писатель, вновь оказался в «родной Бутырке». Только теперь не как заключенный, а как почетный ее гость. Мы - старший священник храма Бутырской тюрьмы отец Константин Кобелев, писатель Блохин, две прихожанки с воли, помогающие батюшке раздавать подарки арестантам, и я, журналист, - идем тюремным коридором. Вот и стальная дверь камеры 102, в которой в 1982 году содержался Николай Владимирович, арестованный советскими властями за печатание и распространение православной литературы. Бывший «зэк» прислонился к двери камеры лбом и ладонями, помолчал минуту. Потом попросил открыть «кормушку» (маленькое окошко для раздачи пищи). Поздоровался с нынешними обитателями 102-й, рассказал им о себе и подарил экземпляры своего романа «Рубеж». Роман этот - о Великой Отечественной войне. Раздавая роман заключенным «родной» камеры, писатель выразил надежду, что они примут его православный взгляд на события тех лет.

А когда «кормушка» захлопнулась, мы присели на подоконник в тюремном коридоре - поговорить. И захотелось расспросить писателя не только о его творчестве.

Николай Владимирович, скажите, почему, рассказывая в своих книгах о сотрудниках органов безопасности, тюрьмах и зонах, допросах и приговорах, вы нигде не выказываете ненависти или презрения к этим людям, как будто они не мучили заключенных, в том числе и вас, а делали для них доброе дело?

Родные мои! Я же сидел вот в этой камере! Это была «осужденка» общего режима. А сюда я прибыл с Пресни, а туда - из Лефортово. Тогда, в 1982 году, меня судили за то, что я издавал - и много издавал - церковные книги, ну и заодно за антисоветскую церковную пропаганду. В приговоре значилось, что мы напечатали 200 тысяч книг, а на самом деле - вдвое больше. Вместе с «раскруткой» я получил за это пять лет. Это были самые счастливые годы моей жизни!

Тут я стал писателем. Тут я понял все. Сейчас мои книжки в каждом храме - и только благодаря моей «посадке». Ничего кроме благодарности к родному КГБ я не испытываю. Как говорит моя жена: тебя давно пора опять сажать, потому что твое творчество зависит от уз. В нас же всегда просыпается самое лучшее, когда Господь рядом. А Он с нами рядом всегда - мы от него все время далеко. И чтобы мы что-то стали понимать, нам нужны узы. Вот сюда нужно! Я молиться начал по-настоящему только в тюрьме. Сколько раз на воле читал Евангелие - а здесь оказалось, что помню его наизусть. А когда вышел, я его забыл.

Боюсь, что после такой «рекламы» многие захотят в Бутырку… А если говорит серьезно, то, наверное, не стоит забывать, что в тюрьме люди не только занимаются самосовершенствованием, но и много страдают, ведь это все-таки место отбывания наказания. И некоторые оказываются тут ни за что - как вы, например.

Что бы ни случилось, всегда надо сознавать: никогда не бывает «ни за что». Мне говорила тогда братва: «Ты же ни за что страдаешь!» А я отвечал: «Я не страдаю. Я получаю свое. Я добровольно шел на издание церковных книг. Нарушал закон? Нарушал. Знал, что за это полагается? Знал. Раскаялся в содеянном? Ни в коем случае. Я раскаиваюсь только в своих личных грехах. Поэтому, смотрите, что вышло: сознательно нарушал закон - вот и получаю свое. И так радостно получаю!» То, что было со мной в тюрьме, это все по Божиему Промыслу. Тут я вспомнил и оценил все, что со мной было.

На протяжении всей жизни Господь постоянно ставит нам вехи Своего Я - а мы от них отворачиваемся. Нам это нужно, нам то нужно, нам нужно все. А потом, когда мы, как я, оказываемся в узах, вот тут понимаем - вот оно. И Евангелие вспоминается. Говорят, я потерял - а на самом деле я приобрел в тюрьме. Братва в Саратове (все мои зоны были в Саратове) на меня пари заключала, чтобы хоть одно слово матом от меня услышать. А этого не было. Не то, что я какой-то такой. А просто Господь как покров надо мной сделал. У меня не было потребности в черном слове. Я говорил: «Братва, не старайтесь, ничего не выйдет». А когда я вышел, вот тут-то…

Когда подхожу к батюшке на исповедь, начинаю вот с этого. Сколько раз? Однажды сказал жене: «Давай за каждое черное слово сто рублей отдавать в храм». Она говорит: «Да на что же мы будем жить-то тогда?!»

- Вы считаете, что Господь послал вас в тюрьму для выполнения какого-то «задания»?

Безусловно. И когда мне говорили, что я сижу ни за что и неизвестно для чего, я отвечал собеседнику: «А может быть, для того, чтобы я с тобой сейчас поговорил. Там у тебя было много денег, пальцы веером - ты бы стал со мной говорить? Да никогда! Мимо прошел бы… А здесь деваться некуда, вот они, стены родные, - так что давай слушай про Бога. Больше нигде бы ты про Него не слушал».

Один мне жаловался: пошел ставить свечку Николаю Угоднику, а когда выходил, споткнулся и грохнулся. И у него отмычки выпали. «Мент» мимо шел: что такое?! Вора и «загребли». Вот, мол, как Никола-угодник помог… Я ему говорю: «Радуйся, дурачок, потому что Никола привел тебя сюда, ко мне, понимаешь? Раньше я бы сказал тебе: “Воровать грешно”, - а ты послал бы меня куда подальше». Вор должен сидеть в тюрьме - это однозначно.

Когда меня в Саратове хотели «короновать в закон», я отказался. Они не ожидали услышать это от «главного антисоветчика». Стали спрашивать почему. И я объяснил.

Вор в законе… А я за всю свою жизнь не украл ни копейки. И вот я приду домой… вором!.. в законе!.. Да меня спустят с лестницы.

- Так-таки ничего ни разу чужого не взяли?

Единственный раз. Однажды на водку не хватало десяти рублей - и я стащил червонец у своей жены из пальто, которое висело в прихожей. Только это уже не воровство, а самое страшное - «крысятничество». К «крысам» в зонах и камерах - беспощадно сразу. А тот червонец начал у меня в кармане «гореть», я чувствовал это. «Ты что сделал-то, гад?!» - сказал я себе. Червонец обратно положил и жене сознался. Братцы мои, десять исповедей не отпускало меня! Батя мне потом говорит: «Ну все, хватит, сколько можно». А мне душу давит и все.

Кстати, при «короновании» мне надо было бы татуировку делать: на плечах - звезды, а на пальце -«битый перстень». Но православному нельзя татуировку делать: какое тело тебе дал Господь, только такое ты и должен носить. Так что никак я не мог стать вором в законе.

Я отказался от коронования. Я был вне «масти»: не «мужик», не «моложняк» и не вор. Не «мужик», потому что князь (из княжеского рода). Во-вторых, «мужик» «пашет», а я сколько раз отказывался от работы! Почему? Там, в Саратове, делали бомбы, которые шли прямо в Афган. А я в Афган не могу. «Нет, - говорю, - я не пацифист, но бомбы для вас делать не буду. Не буду - и все». Ну, и меня, соответственно, в карцер. Его называют «шизо» - штрафной изолятор. Из него я не вылезал.

Вы рассказывали, что однажды вам желтуха помогла: в вашей карантинной камере было свободно, а все остальные в то время были переполнены. А вообще-то вы много болели в тюрьме за пять лет?

Много. Чесотки там никто не миновал. От нее нет спасения - хуже рака. Чешешься так, что кожу раздираешь до крови. Днем еще можешь сдерживаться, а ночью себя не контролируешь - раздираешь все. У меня на ноге от колена была сплошная рана - как сапог. Когда я в Саратове был «на больничке», просил на ночь мне руки завязывать за спиной, чтобы не раздирать себя.

- И эти ужасы вы вспоминаете как самое счастливое время?

Это детали, а главное - там я стал писать. Там я помнил Евангелие. Там я молился, наверное, раз в тысячу больше, чем вообще за всю свою жизнь - и до, и после. Только там я понял, что такое молитва. Когда она из тебя идет, ты наедине с Богом. Когда молишься, не так тяжело.

- Николай Владимирович, вы в 102-й камере, оказывается, лежали в «элитном» воровском углу - около окна… Почему?

Потому что, когда уходил прежний вор, он меня назначил: «Вот ты будешь здесь». Я должен был распределять места. Это самое ужасное. Посмотрите: 16 коек - 70 человек, и каждый должен выспаться. По двое-трое на койке спали. Двое на столе. И еще носилки были: на них помещалось три-четыре человека. Но я на своей койке спал один.

- Но это несправедливо.

Наоборот: это мое место, я глава, и мне должны подчиняться, хоть тресни. А иначе в камере будет беспредел.

Кстати, по нашему делу было явлено столько чудес, сколько я потом нигде не видел.

- Расскажите хотя бы об одном.

Представьте себе 1980 год. Типография «Искра революции» работает на нас. Мы напоили начальника цеха, чтобы он вместо Карла Маркса делал одни молитвословы. И еще сделал книжку Сергия Нилуса. В те годы за это сразу давали «червонец» (десять лет). И вот я прихожу за тиражом. А там, как во всех типографиях ЦК, 1-й отдел производит профилактический осмотр печатаемых изданий: вдруг затесалось что-нибудь запрещенное?

И тут появляюсь я, чтобы посмотреть 800 экземпляров Сергия Нилуса. Этими книгами, пока без обложки, набит длинный «пенал», который стоит на полу. И, чтобы они держались плотно, туда засунули с одной стороны пустой блок бумаги и с другой стороны - тоже чистую пачку. Остальные 800 штук - вот этих вот, за которые дают «червонец».

Это был первый день, когда устроили профилактику. Входят трое ребят из 1-го отдела, а мастер ждет меня у «пенала» с Сергием Нилусом. Можете себе представить?

- Наверное, начальнику было, мягко сказать, не по себе…

Они спрашивают: «У тебя здесь что?» А он весь дрожит и что-то лепечет. Они говорят: «Бумага, да? Дай-ка крайний вон тот блок». Он достает его - действительно бумага. Казалось бы, профессионалам достаточно было взглянуть на мастера - и все стало бы ясно. Он весь взмок и так далее. Не надо никаких пинкертонов - только глянь. Не видят!

«А дай-ка еще этот вот, с другого края». Вынимает, дает - просто бумага. Казалось бы: все, третий любой бери - и засыпался. Ведь обычно три раза берут. Но вот этого третьего почему-то не последовало. «Ладно, все в порядке». И ушли.

ЧК из двери - я в дверь. Столкнулся с начальником цеха и обалдел. «Ты чего?» - говорю. А он весь трясется. «Погоди, стой, в чем дело-то?!». И он мне излагает - в чем. «Мама родная!» - думаю. И вдруг он лепечет: «К-к-к-кому свечку ставить-то?»

«Вот теперь давай разберемся. Ясно кому - Николаю Угоднику». - «Подожди, они сейчас уйдут, тогда заберешь». - «Да теперь уже ничего не страшно. Ты понял, что не надо бояться? Ты понял, Кто стоит за нами? И что мы делаем дело серьезное? Дело Божие. Так или нет?» Кивает. «А свечку иди ставь в церковь, только не сейчас, сначала помойся».

Мой напарник приехал, мы спокойно взяли тираж и в открытую пошли к машине.

Но если бы вас тогда «загребли» за такую литературу, то не миновать бы вам допросов с пристрастием, подобных тем, которые вы описали в романе «Рубеж».

Тут не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Но! Когда ты четко решил, что делаешь дело правильное, дело Божие, - ничего не бойся! Бог тебе поможет в самой безнадежной ситуации.

Меня в Лефортово ни разу не назвали на «ты». Допрашивали очень корректно. И только однажды я попал на настоящий перекрестный допрос, правда, без применения силы. Включают юпитеры - в лицо и в затылок, через три минуты 50 градусов точно. И четверо начинают по очереди задавать тебе пустые дурные вопросы, от которых у тебя «крыша едет». «Фамилия?» А это уже четвертый допрос, и каждый раз ты называл свою фамилию…

Тогда я вообще перестал отвечать: делайте со мной, что хотите, ничего не скажу. Господи, помилуй! Зато после этого моя молитва раз в тысячу стала сильнее той, что была на воле. Просто «Господи, помилуй», сказанное в таких условиях, очень многого стоит. Ты, Боже, сказал, что не дашь никому крест, который выше сил. Господи, помилуй!

Все это продолжалось полчаса. Я пришел в камеру и прикинул: если бы меня допрашивали десять минут, засунув иголки под ногти, - все, хана! А это ведь делали когда-то.

Я понял, что допросы образца 1937 года не просто не выдержу - да я подпишу, что воровал у Суворова танки и продавал их Тамерлану! Что копал подземный ход от России до Индии, а докопался до Америки и стал предателем. Поэтому судить кого-то из тех, кто не выдержал допросов, - никогда в жизни!

- Выходит, сейчас, когда нет этих ужасов, мы живем в хорошее время?

Хорошее. Но оно всегда было такое. Тогда - потому что я в тюрьму попал, к Богу приблизился, писателем стал. Сейчас - потому что на воле можно молиться и писать правду.

- Некоторые называют вас исповедником и даже мучеником…

У меня об этом другое мнение. Представьте себе «шизо» (штрафной изолятор): камера два метра на два, и в ней 18 человек. Жаркое лето, и в «шизо» 50 градусов минимум. (Ну, меня надо было по всем таким местам прогнать.) Люди мучаются страшно. Там был «день лётный и день пролётный» (день кормят, день нет) - есть охота! А параша - сплошное безобразие: высокая бочка железная с зазубринами (специально такую сделали, чтобы люди травмировались): попробуй залезь на нее. 18 человек, и у всех вши. Людей сажали туда на 15 суток.

Десять дней я пребывал в молитве, не замечая этих проблем и не испытывая мучений. Но вот - на секунду у меня проклюнулась подлая мысль, что я страдаю за Христа… И вот тут-то тот покров, которым Господь меня покрывал, с меня был снят. Через две секунды я почувствовал, что невыносимо хочу есть. Что я безумно хочу в туалет. И вши по мне забегали. А до этого я ничего этого не чувствовал.

Меня ткнули носом: вот кто ты есть - нуль без палочки без Божия покрова. Чего захотел - мученик!

Я чувствовал, что кончаюсь. И тогда впервые взмолился царю Николаю II, новомученику: «Царь Никола, ну дурак я, ну прости! Больше не буду». Тут открывается «кормушка», и местный вертухай обращается ко мне: «Пошли! Тебе амнистия». А ведь мне еще пять суток надо было сидеть!

Вот я вышел, шатаясь, и на колени упал. Вертухай мне: «Ты чего?» Я говорю ему: «Спокуха!» А про себя: «Господи, слава Тебе! Благодарю тебя, царь Никола». И по мне перестали бегать вши. Я не чувствовал, что хочу есть. Про туалет тоже забыл.

Мне сказали: «Ну, так и быть, ну на тебе». «Не гавкай, мученик хренов! - это уже я сам себе. - Вот тебе цена без Него! Ты смотри, прикинь: те люди, у большинства которых нет того, что есть у тебя, они держатся. Поэтому цени. И что делать? Молись, не уставая! За тобой “Глубь-трясина” (это мой любимый роман, который я начал писать в зоне). Тебе сказано - и все: делай!..» - «Господи, - говорю, - сделаю!» Через два года я закончил этот роман, за который получил премию Государственную, он выдержал четыре издания.

Но не это главное. А то, что я узнал о себе, что было мне открыто, когда я сидел в карцере. Всем пожелать этого страшно. Могу лишь посоветовать: если когда-то проклюнется мысль, что ты представляешь из себя что-то, то вспомни про покров Божий, цени его и молись, чтобы он был. И чтобы никакого «мученика» не было в мыслях.

В знаменитой документальной книге «Отец Арсений» рассказывается о потрясающем случае: в будке, продуваемой насквозь, на 40-градусном морозе оставили замерзать священника и студента. Они были в теплой одежде, но при таком холоде обычно люди умирали через два часа. А эти - продержались двое суток и даже не простудились, потому что непрерывно молились Богу. Говорят, что с вами в тюрьме произошло подобное.

Ну, до чудес отца Арсения мне очень далеко. Дело было так. В саратовскую тюрьму «Третьяк» я попал по «раскрутке», по довеску политическому (продлили срок на два года). Идет зима, а меня сажают в карцер. И если за тобой телогрейка числится, то ты идешь в ней, а если нет… Тебя раздевают до трусов и дают простую пижаму. За мной телогрейка не числилась, поэтому я пошел в домашней пижаме в камеру, а в ней - минус восемь. Там стены очень толстые, а стекол в окне нету. «Зэки» спасались тем, что вынимали из телогрейки вату и затыкали окно. Но вертухаи потом все вытаскивали. А я оказался в карцере с открытым окном в одной пижаме, словно пришел на пляж. Койка на двух столбах привернута к стене, спать на ней разрешали только ночью. Что мне оставалось делать? Только ходить и молиться.

Это было в Великий пост, поэтому я читал молитву Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…» И вот я хожу-хожу, хожу-хожу, забывая обо всем, почти бегом. И через час мне уже жарко! Сажусь на тумбочку бетонную. Вертухай: «Чего-нибудь надо?» «Надо, - говорю. - Закрой “кормушку”». И снова начинаю ходить.

Наконец можно спать. Но долго на таком морозе не пролежишь. Поэтому коленки в зубы (под подбородок) и калачиком на койку. Только на полчаса - потом колотун начинается. Вот когда я научился «отрубному» сну - самому глубокому, когда ты отключаешься полностью: можно стрелять над ухом, топтать тебя - ничего не почувствуешь. Но за полчаса такого «отрубания» физиология восстанавливается, словно ты проспал всю ночь. А дальше опять надо ходить и молиться.

Десять суток я ходил… Сколько я тогда молился, я не молился за всю оставшуюся жизнь. До сих пор не догнал. Чтобы догнать, надо опять сесть.

Как же это ходить десять суток подряд, высыпаться за полчаса, постоянно пребывать в молитве? Это же невозможно для человека!

С Богом все возможно. Тут выбор простой: или ты ходишь и молишься, или ты покойник. Такими вещами не шутят: мне вправду было жарко! В одной пижаме при минус восьми. Зато когда я пришел в свою камеру, где плюс двенадцать, мой сокамерник дрожит, а я кричу: «Красота! Ташкент! Курорт!»

Тогда я окончательно понял, что все в руках Божиих. Только надо просить Его о помощи. Есть такая молитва: «Господи, не дай мне выпасть из руки Твоей», - вот все, что нужно, ничего больше.

В вашем романе «Рубеж» речь тоже о холоде - о морозах 1941 года. И рассказывается, как Сталин «дает команду» открыть храм преподобного Варлаама Хутынского - «управителя погоды», жившего в XII веке, день успения которого отмечается 19 ноября по новому стилю, с надеждой, что по его молитве может наступить лютый холод, который помешает немцам под Москвой. Насколько реальна эта история? Это ваша фантазия или описание исторических фактов?

Это не фантазия - абсолютная правда. А наши историки, как советские, так и постсоветские, стоят на лжи. Они даже молчат о том, что под Москвой было минус 52 градуса. А я слышал это от отца, который Москву оборонял. В 1952 году от маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова, который был другом моего отца, я слышал об облете Москвы с чудотворной иконой по приказу Сталина.

А то, что лютый холод наступил по молитвам преподобного Варлаама Хутынского, когда открыли его храм, я узнал от отца Сергия, который служил в Елоховском соборе (он уже почил). Он рассказал мне много и о других чудесах, но не все вошло в роман. А то, что вошло, это абсолютная правда.

Были на самом деле полковник Ртищев, иеромонах Тихон, Зелиг Менделевич, Весельчак и другие герои вашей книги, которые чудесным образом встретились, чтобы открыть храм Варлаама Хутынского? Или вы их придумали?

Полковник Ртищев и некоторые другие герои - это исторические личности. Сохранилась их переписка с друзьями, из которой ясно, что это за люди, как они могли бы поступать в различных ситуациях. Некоторые случаи я выдумал, но уверен, что в реальной жизни мои герои вели бы себя именно так. Я собрал все исторические сведения, которые можно было узнать, и добавил немного своего, основываясь на достоверных фактах из жизни знакомых участников войны.

В романе описаны два случая, когда по молитвам верующих на небе появлялось вокруг Солнца радужное кольцо (гало), а в нем - ослепительно яркий крест, подобный тому, что стоял над войском императора Константина. И, как в древние времена, явление на небе креста знаменовало перелом войны: русские отбросили немцев от Москвы, началось наступление, которое закончилось победой в Берлине. Действительно были такие знамения?

Об этом мне рассказывали многие соотечественники. И даже один немец, который сдался в плен, подтвердил это явление. Наши войска видели на небе это чудо! Я не стал бы никогда переносить на бумагу то, чего бы не было в действительности, что бы я сам придумал.

А то, что «блицкриг» захлебнулся, враг был отброшен и добит в его логове, свидетельствует, что с нами Бог, а не с немцами, как они о том хвастливо писали.

Николай Владимирович, ваш роман удивительно оптимистичен, хотя рассказывает о самых страшных временах. Вместе с его героями мы учимся во всем видеть торжество Православия. И, судя по вашему рассказу о себе, вы повсюду видели это торжество, даже в тюрьмах и в зонах. Как это торжество проявляется в наше время?

Об этом хорошо сказал архимандрит Тихон (Шевкунов) в предисловии к моему роману. Ну разве не милость Божия видеть на Тверской не плакат «Слава КПСС», а растяжку «С праздником Пасхи, дорогие!»? Четверть века назад, сидя в Бутырке за распространение церковной литературы, я ни за что бы не поверил, что в качестве почетного гостя буду раздавать здесь свои православные книжки. Что в углу камеры, над койкой, где я лежал когда-то, будет висеть икона. Что в тюрьме восстановят храм и вокруг него будет крестный ход. Что в Москве, вместо лужи поганой, будет храм Христа Спасителя. А на месте туалетов будет Казанский собор. «Да это же невозможно!» - закричал бы я тогда. Как это невозможно? Вот оно - есть!

По сравнению с 1937 годом сейчас у нас курорт. Сколько храмов было при государе, почти столько и сейчас стоит. А ведь все эти времена поменял-то Господь, Который с нами. Вот в чем торжество Православия.

- Но многие сетуют, что растащили Россию…

Да не растащили ее. И еще отвечать за это придется. А «позитивка» Божия - она вокруг нас. Вот ей радуйся, ею пользуйся, молись, благодари Бога! Ну и делай дело свое.

    - [р. 21.4(4.5).1912, г. Лукоянов Нижегородской губернии], советский хирург онколог, академик (1960) и президент (1960‒68) АМН СССР. Член КПСС с 1948. Окончил Горьковский медицинский институт (1934), профессор того же института (с 1947). С 1952… … Большая советская энциклопедия

    - (1912 93) российский хирург онколог, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1979), академик (1960) и президент (1960 68, 1977 87) АМН, Герой Социалистического Труда (1972). Предложил ряд методов пластических операций и хирургического лечения рака … Большой Энциклопедический словарь

    - (1912 1993), хирург онколог, академик (1960) и президент (1960 68, 1977 87) АМН, академик РАН (1979), Герой Социалистического Труда (1972). Предложил ряд методов пластических операций и хирургического лечения рака желудка и прямой кишки.… … Энциклопедический словарь

    Род. 1912, ум. 1993. Хирург онколог, разработал методы хирургического лечения рака желудка и прямой кишки. С 1960 г. академик АМН, ее президент (1960 1968, 1977 87), Герой Социалистического Труда (1972), академик АН СССР с 1979 г., лауреат… … Большая биографическая энциклопедия

    Николай Николаевич Блохин (22 апреля 1912, Лукоянов Нижегородской губернии 16 мая 1993, Москва) российский медик, академик АН СССР и АМН СССР. Окончив среднюю школу, в 1929 году поступил на медицинский факультет Нижегородского университета.… … Википедия

    - (1912, г. Лукоянов Нижегородской губернии — 1993, Москва), хирург онколог, академик (1979), академик (1960) и президент (1960—68, 1977—87) , Герой Социалистического Труда (1972). Окончил Горьковский медицинский институт (1934).… … Москва (энциклопедия)

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Блохин. Блохин Сергей Николаевич (15 января 1960(19600115), Петрозаводск) Доктор медицинских наук, профессор, один из первых пластических хирургов России, маммолог. Вице… … Википедия

    - (22 апреля 1912, Лукоянов Нижегородской губернии 16 мая 1993, Москва) российский медик, академик АН СССР и АМН СССР. Окончив среднюю школу, в 1929 году поступил на медицинский факультет Нижегородского университета. После окончания учебы… … Википедия

Родился 21 апреля (4 мая) 1912 года в городе Лукоянов (ныне Нижегородской области) в семье земского врача. Русский.

С 1916 года жил в городе Нижний Новгород. С детских определился с выбором профессии - хотел стать хирургом. По стопам Николая Николаевича пошла и его младшая сестра Ирина Николаевна Блохина , окончившая Горьковский медицинский институт и ставшая крупным учёным-микробиологом, академиком РАМН.

Окончив среднюю школу, в 1929 году поступил на медицинский факультет Нижегородского университета. После окончания учебы некоторое время работал в Дивеевской сельской больнице, затем - ассистентом кафедры госпитальной хирургии Горьковского медицинского института. В годы Великой Отечественной войны Николай Николаевич Блохин был главным хирургом горьковских госпиталей, сам активно занимался пластической хирургией.

Н. Н. Блохин был организатором Горьковского института восстановительной хирургии, ректором Горьковского медицинского института. Он предложил ряд методов пластических операций и хирургического лечения рака желудка и прямой кишки.

В 1952 году Н. Н. Блохин уехал в Москву. Здесь он занимался организацией онкологического центра. Ныне это - Российский онкологический научный центр.

С 1960 по 1968 и с 1977 по 1987 год Н. Н. Блохин был президентом Академии медицинских наук СССР.

Как общественный деятель, Н. Н. Блохин был депутатом Верховного Совета СССР 7 созывов, делегатом XXII, XXIII, XXIV съездов КПСС; председателем Комитета по международным Ленинским премиям «За укрепление мира между народами»; президентом общества «СССР - США».

Память

  • Его имя присвоено Российскому онкологическому научному центру РАМН.
  • Лучшие врачи награждаются золотой медалью Н. Н. Блохина «За развитие отечественной онкологической науки».
  • На здании Нижегородской медицинской академии установлена мемориальная доска с его именем.

Награды и Звания

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 мая 1972 года Блохину Николаю Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (за выдающуюся научную и общественную деятельность).
  • Награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.
  • Лауреат Государственной премии СССР (1982).
  • Академик Академии медицинских наук (1960).
  • Член Польской и Нью-Йоркской академий.
  • Иностранный член Чехословацкой АН (1982).
  • В 1983 году присвоено звание «Почётный гражданин города Горького».