Главная · Личностный рост · Федеральное учреждение медико социальной экспертизы. Функции бюро медико-социальной экспертизы. О возможных целях экспертизы

Федеральное учреждение медико социальной экспертизы. Функции бюро медико-социальной экспертизы. О возможных целях экспертизы

Государство для социальной защиты тех лиц, которые, имеют стойкие расстройства здоровья, травмы, не могут работать, имеют ограниченные возможности социализации, создало целую систему помощи. Ее целью является сокращение расстояния между больным человеком и обществом. Она состоит из нескольких составляющих:

МСЭ - что это

Для решения части из этих вопросов в отношении каждого конкретного лица, требующего государственной поддержки, и создали медико-социальную экспертизу (МСЭ). Строго говоря, МСЭ - это государственная экспертиза, призванная решить вопрос установления инвалидности для конкретного лица.

Среди основных задач проведения МСЭ - определение степени повреждений основных функций организма конкретного лица, выявление возможных путей реабилитации, юридическое признание его инвалидом.

Структура МСЭ

Для каждого конкретного лица, нуждающегося в установлении инвалидности, экспертиза проводится в бюро МСЭ по месту жительства. Они являются филиалами Главных бюро, расположенных в регионах.

Существуют городские и районные филиалы Главных бюро, куда и следует приходить с направлением и документами. Инвалид может обращаться в МСЭ месту жительства (это может быть место его пребывание) или же по месту нахождения (если он выехал за пределы РФ). Например, для проведения МСЭ Москва следует обращаться в один из 95 филиалов «ГБ МСЭ по г. Москве» (их адреса размещены на официальном сайте Головного бюро).

В случае несогласия с решением местного филиала лицо (или же его опекун) может обжаловать его в Головном бюро, как правило, это региональные структуры. Тогда экспертиза будет проводиться здесь (в нашем примере это будет уже ГБ МСЭ по г. Москве).

Главной структурой является Федеральное бюро МСЭ. При сложных ситуациях, в случае несогласия с решением Головного органа, экспертиза проводится здесь, его решение можно обжаловать в суде.

Федеральное бюро медико-социальной экспертизы подчиняется Минтруда РФ.

Задачи и полномочия

Одна из основных функций МСЭ - это установление группы инвалидности. Эта процедура являет собой фактическую общую оценку состояния здоровья лица, обратившегося в бюро.

Для проведения освидетельствования лиц с различными заболеваниями создано специальные экспертные группы:

  • группы смешанного профиля освидетельствуют больных с общими заболеваниями;
  • специальные группы создаются для рассмотрения вопросов по лицам в возрасте 18-1 года.

А также созданы профильные группы для освидетельствования:

  • больных туберкулезом;
  • лиц с психическими расстройствами;
  • страдающих нарушением органа зрения.

Экспертиза будет проводиться экспертной группой в зависимости от того заболевание, которое присутствует у больного.

При прохождении МСЭ также решается вопрос реабилитации и выдается (или корректируется) индивидуальная программа реабилитации (ИПР).

Место проведения экспертизы

При этом, согласно с Правилами признания лица инвалидом (постановление правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95), проведение освидетельствования возможно:


О группах инвалидности и критериях их установления

Обследование МСЭ подразумевает определение группы инвалидности (ее продление) или отказ в ее установлении. Всех а также есть категория «ребенок-инвалид». Бюро МСЭ инвалидность может устанавливаться на 1 или 2 года, на 5 лет и пожизненно(это определяется соответствующими критериями Правил).

Спецификация групп имеет подробный перечень нарушений здоровья обследуемого лица. Эти критерии лежат в основе установления экспертизой группы инвалидности.

Например, когда стойкие умеренные нарушения приводят к снижению способности выполнять привычные ранее профессиональные обязанности или же к снижению объема или напряженности работы, а также вызывают неспособность продолжать деятельность по основной профессии, но при этом сохраняется возможность выполнения лицом в стандартных условиях обязанностей более низкой квалификации. Это свидетельствует о наличии 1 степени ограничения основных категорий жизнедеятельности, появляются основания для назначения III группы инвалидности.

Если возникают стойко выраженные расстройства функций организма, требующие для выполнения трудовой деятельности специальных приспособлений или создания специфических условий труда, каких-либо специальных тех. средств или помощи посторонних лиц, они квалифицируются как вторая степень ограничения. В этом случае назначается, II группа инвалидности.

При фиксации стойко выраженных расстройств здоровья, приводящих к невозможности (даже противопоказанности) трудовой деятельности или безусловной неспособности к ней, возникает 3 степень. Это признаки I группы инвалидности.

Назначение группы зависит от общего состояния здоровья лица, проходящего экспертизу. Здесь учитываются очень многие факторы, ограничивающие основные жизненные категории. Среди них окажутся его способность к самообслуживанию, ориентации, общению, передвижению, умение себя контролировать и обучаемость (что очень важно для детей и молодых людей).

При учете всех этих факторов и будет установлена группа. Сами критерии утверждены специально для каждой группы и имеют единые, очень четкие рекомендации для всех филиалов МСЭ России.

О возможных целях экспертизы

Кроме основной цели - максимальная адаптация инвалида в общество, - проведение МСЭ преследует и более конкретные цели. К ним следует отнести:

  • определение лицу группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»);
  • установление степени утраты профессиональных навыков и трудоспособности;
  • разработку (или ее коррекцию) ;
  • разработку (или ее коррекцию) программы реабилитации пострадавшего.

А также комиссия может проводиться с целью установления:

  • ступени утраты профессиональных навыков от профессионального заболевания или несчастного случая на производстве;
  • нуждаемости в постороннем уходе близкого родственника, гражданина, проходящего военную службу;
  • признаков стойкого расстройства здоровья для сотрудников ОВД и других структур.

Как получить направление

Для прохождения экспертизы нужно получить направление (самому больному или его опекуну). Это можно сделать следующими способами:

  1. Обратиться в медицинское учреждение здравоохранение РФ, где лицо, требующее обследования, наблюдается или проходит лечение.
  2. Обратиться с заявлением в отделение Пенсионного Фонда. Здесь потребуется представить необходимые медицинские документы, удостоверяющие заболевание, травму или увечье.
  3. Прийти с обращением в органы соцзащиты, при этом должны быть признаки ограничения жизнедеятельности лица и его потребность в социальной защите.

Медицинское учреждение выдает направление по форме № 088/у-06. В котором будет информация о состоянии здоровья направляемого лица и восстановительных возможностях его здоровья, о проведенных реабилитационных мероприятиях, их результатах и обязательно цель, с которой лицо направляется на МСЭ (инвалидность и группу в нем не указывают).

Органы соцзащиты и ПФ РФ выдают направление по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 25. 12. 2006 № 874 в котором содержится информация о признаках ограниченности жизнедеятельности (как правило, на основании установленного ими факта) и потребность в социальной защите, цели направления.

Если лицу было отказано в получении направления всеми перечисленными учреждениями, оно вправе апеллировать непосредственно в филиалы МСЭ.

Какие еще необходимы документы для экспертизы

К полученному направлению прикладываются документы. Их перечень будет зависеть от того с какой целью выдается направление. И его можно получить вместе с направлением.

Общими для всех видов экспертизы будут:

  • письменное заявление на проведения экспертизы от лица, которому она требуется;
  • документ, удостоверяющий личность инвалида и его опекуна (при наличии). Для детей до 14 лет, документы одного из родителей обязательны;
  • медицинское заключение, подтверждающие нарушения здоровья.

Скорее всего, еще понадобятся следующие документы:


Кто такие законные представители

В ряде случаев лицо, которое требует установления инвалидности, из-за своей болезни и не может в полной мере отвечать за свои действия или физически не в состоянии собирать справки и ходить по инстанциям. Это будет основанием для того, чтобы их интересы представляют законные представители. Ими могут быть родители, дети, другие родственники, супруги или посторонние люди, опекающие инвалида (в этом случае потребуется решение опеки).

При освидетельствовании детей до 14 лет и подростков до 18 их законными представителями будут родители. Законодательно предусмотрено их обязательное участие в процессе (без них экспертиза не проводится). Если у ребенка нет родителей, то их заменяют опекуны.

Во всех этих случаях законные представители для МСЭ - это важная составляющая процесса. Они должны представить документы, которые удостоверяют родство или же супружество, и могут проводить за больного ряд действий. Так, они собирают нужные справки, привозят больного для освидетельствования, организовывают выезд комиссии домой, при невозможности его доставить. Фактически они представляют интересы своего подопечного на МСЭ.

О результатах

В ходе проведения экспертизы ведется протокол. Затем составляется акт освидетельствования, который состоит из 2 частей. Его хранят 10 лет. На руки лицу, в отношении которого проводилась экспертиза, выдают:

  • Справку. В ней указывается группа инвалидности, причина и срок, на который установлено инвалидность, обязательно есть ссылка на акт освидетельствования и его реквизиты.
  • Индивидуальную программу реабилитации.

Выписка из акта, которая обязательно составляется, направляется в региональное отделение ПФ не позднее чем в 3-дневный срок.

При несогласии лица с результатами освидетельствования нужно написать заявление в этом же региональном или в головном бюро не позднее 1 месяца со дня получения справки. Срок, в течение которого должно пройти повторное освидетельствование, 1 месяц.

В случае несогласия с выводами комиссии можно также обратиться в суд.

Медико-социальная помощь населению

Наиболее актуальные проблемы, которые обозначены в медико-социальной сфере – диагностика, последующая терапия и коррекция психогенных расстройств и их отдаленных последствий, которые оказывают влияние на жизнь и здоровье населения. В последние несколько десятков лет сложились самые разнообразные модели служб и учреждений медицинского, медико-психологического профиля в различных сферах:

  1. Система здравоохранения;
  2. Социальная защита;
  3. Образование.

Одной из задач данных систем является оказание своевременной медицинской и психологической, а также социальной помощи лицам, которые по той или иной причине оказались в трудной жизненной ситуации (в зоне риска). Тем не менее, современные исследователи отмечают, что вопросы в данной области не решены, а те, которые нашли свое разрешение, не поддерживаются на должном уровне. С одной стороны, это напрямую связано с деятельностью служб, которые направлены на информирование населения о возможностях психиатрической и психологической помощи, с другой стороны, немаловажную, а иногда и ведущую роль играет система представлений человека о способах и стратегиях совладания с последствиями сложившейся ситуации и выходах из нее.

Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение понятию «медико-социальная работа»: это организованное социальное обслуживание на территории больничного медицинского заведения и за его пределами. Особо оно связано с социальными проблемами, которые оказывают влияние на здоровье человека.

Определение 1

Медико-социальная работа – это один из видов мультидисциплинарной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера. Она направлена на восстановление, сохранение и последующее укрепление здоровья отдельного индивида или более широких социальных групп.

Цель медико-социальной работы – достигнуть максимально возможного благополучия в рамках здоровья. Также очень важно достигнуть успехов в организации функционирования и последующей адаптации лиц, которые имеют какие-либо физические и психические патологии. Также специалисты по медико-социальной работе ведут активную деятельность по борьбе с социальным неблагополучием и с обстоятельствами, по которым человек попал в трудную жизненную ситуацию. Все это многообразие целей и их реализации в отношении одного лица может привести к организации благополучия в отношении большее широких слоев населения и, как следствие, в отношении всего общества.

Характеристика организаций в медико-социальной среде

Замечание 1

Организации, которые занимаются медико-социальной защитой и обеспечением граждан, могут быть государственными или негосударственными, коммерческими или некоммерческими. Но, прежде чем специалист становится членом такой организации, ему необходимо пройти несколько этапов профессиональной подготовки.

Подготовка (или, в некоторых случаях, переподготовка) в области медико-социальной работы кроме общепрофессиональных дисциплин, которые отражают сущность социальной работы (история, теория, технология социальной работы) включает в себя также следующие разделы:

  1. Организация здравоохранения – комплекс тех мер и процессов, которые направлены на обеспечение благоприятных условий в медико-социальной сфере;
  2. Социальная медицина;
  3. Гигиена и профилактика;
  4. Окупациональная терапия;
  5. Уход за больным;
  6. Клиническая психология;
  7. Медицинская психология;
  8. Психологическое консультирование и психотерапия.

Подготовка по данным направлениям необходима для формирования знаний, умений и навыков специалиста при его работе в лечебно-профилактических учреждениях, а также в медико-социальных организациях различного уровня. Сюда же следует отнести социальные центры, реабилитационные центры, учреждения для инвалидов и по уходу за престарелыми лицами. В организации также есть своя иерархия – руководящие должности, несколько отделов по различным направлениям медико-социальной работы, а также интерны и практиканты, которые получают первичные навыки и знания по работе с лицами, относящимся к отдельным социальным категориям риска.

В основном организации имеют несколько направлений работы. Первое – медико-социальное обслуживание лиц, имеющих различные пагубные привычки и зависимости (преимущественно, это реабилитационные центры для наркоманов и алкоголиков любого возраста, которые не имеют возможности самостоятельно справиться со сложившимися обстоятельствами). Работа проводится с врачами-наркологами, психологами и психиатрами. Один из видов деятельности – общественные работы для зависимых. Второе направление – помощь инвалидам. Это также различные центры, в которых инвалидам и лицам с ограниченными возможностями оказывается медицинская и социальная помощь. К тому же, проводятся мероприятия по социальной адаптации инвалида к окружающим условиям.

Медико-социальная работа хорошо развита в области ухода за престарелыми. Пожилой человек – это особая категория граждан. Старикам сложнее переносить не физические заболевания, а сложное психологическое состояние. Ощущение ненужности, скорой смерти (даже если это не так) угнетает пожилого человека, поэтому здесь очень важна организация грамотной работы психологов. Людям следует показать, что старость – это не приговор. В специальных центрах старики занимаются активной деятельностью, общаются друг с другом. Для них организованы творческие кружки и клубы по интересам, где они пробуют заниматься такой деятельностью, которую ранее не думали осваивать.

В целом, как мы видим, существует большое количество организаций разной направленности, и все они отвечают условиям медико-социальной помощи и обслуживания. Единственное, о чем пишут исследователи – это недостаток финансирования некоторых учреждений. Они постоянно наполняются людьми, но при этом устаревшее оборудование, отсутствие ремонта не позволяет создать наиболее комфортные и благоприятные условия и для работников и, что самое главное, для самих пациентов.

Практическое осуществление МСЭ возложено на специальные государственные учреждения: Федеральное Бюро медико-социальной экспертизы (ФБМСЭ ), Главные бюро медико-социальной экспертизы (ГБМСЭ ), Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ).

ФБМСЭ - находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

ГБМСЭ создаются в областях, краях, республиках Российской Федерации, городах Москве и Санкт-Петербурге. Они являются высшими органами МСЭ в субъектах РФ.

БМСЭ – являются первичными органами МСЭ и осуществляют свою деятельность в городах и районах.

Основные функции учреждений мсэ:

    Определение группы инвалидности, ее причины (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности.

    Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты, включая реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий.

    Формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния динамики инвалидности и факторов к ней приводящих.

    Участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, МСЭ, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

6.2.1.Федеральное бюро медико-социальной экспертизы

Федеральное бюро возглавляет руководитель- главный Федеральный эксперт по медико-социальной экспертизе.

Федеральное бюро выполняет следующие функции:

1. Обеспечивает предоставление всем гражданам равных возможностей для прохождения ими освидетельствования в целях признания инвалидом в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

2. Рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения главных бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения главных бюро, проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения главных бюро;

3. Проводит освидетельствование граждан по направлению главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования;

4. Проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в главных бюро, и при наличии достаточных оснований изменяет либо отменяет решения;

5. Осуществляет комплексную реабилитационно-экспертную диагностику с применением новейших технологий, результатов научных разработок в целях определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты;

6. Осуществляет мероприятия по повышению квалификации специалистов в области медико-социальной экспертизы;

7. Оказывает методологическую и организационно-методическую помощь главным бюро и бюро в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, обеспечивает единообразное применение указанных рекомендаций, а также законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в установленной сфере деятельности;

8. Формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и вносит предложения по разработке и реализации программ по проблемам инвалидности и инвалидов;

9. Вносит в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения о внедрении в практику результатов научных разработок, новых технологий реабилитационно-экспертной диагностики, передового опыта главных бюро, а также реализации программ по различным направлениям медико-социальной экспертизы;

10. Вносит в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения по формированию государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по медико-социальнойэкспертизе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальному объединению инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Актуальность проблемы определяется наличием в обществе значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности и несовершенство нормативно - правовой базы, регулирующей отношения между инвалидами и государством. По данным Минздравсоцразвития Российской Федерации, ежегодно численность инвалидов в стране увеличивается на 1 млн человек, сейчас пенсию по инвалидности получает почти каждый десятый россиянин.

В связи с этим была образовано государственное учреждение медико - социальной экспертизы, в которое граждане обращаются при потере трудоспособности, где определяют степень потерянной функции (в процентах) и выдают справки на основании которых граждане РФ получают льготы и пособия в учреждениях по социальной защите населения и Пенсионном фонде России.

Целью курсовой работы является изучение особенностей деятельности государственных учреждений медико - социальной экспертизы в Российской Федерации.

Задачи курсовой работы:

1) Раскрыть понятие медико-социальной экспертизы.

2) Изучить нормативно-правовую базу, регулирующую данную сферу;

3) Рассмотреть основные направления деятельности государственных учреждений медико - социальной экспертизы;

4) Изучить задачи и функции данных учреждений.

5) Изучить этапы развития учреждений МСЭ.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере оказания социальной помощи гражданам в Российской Федерации.

Предметом исследования является функционирование и реализация нормативной базы РФ, регулирующей деятельность государственных учреждений медико - социальной экспертизы.

Структура курсовой работы включает в себя вступление, в котором раскрывается актуальность темы, цель и задачи курсовой работы, а также объект и предмет исследования. Основную часть, которая включает в себя две главы, отражающие исследование по поставленным задачам по деятельности государственных учреждений медико - социальной экспертизы в Российской Федерации. Также заключение, в котором делаются выводы и подводятся итоги по выполненной работе. Курсовая работа содержит список использованных источников, состоящий из нормативно-правовых актов, научно-методической литературы и интернет ресурсов.

экспертиза медицинская социальная учреждение

ГЛАВА 1. УЧРЕЖДЕНИЯ МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

1.1 Медико-социальная экспертиза. Основные понятия, направления

Медико - социальная экспертиза (МСЭ) -- один из видов медицинской экспертизы. Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Учреждения медико-социальной экспертизы в Российской Федерации находятся в ведении Министерства труда и социальной защиты, за исключением Главного бюро медико-социальной экспертизы Федерального медико-биологического агентства, которое подведомственно соответствующему агентству в структуре Министерства здравоохранения.

Порядок организации и деятельности учреждений медико-социальной экспертизы регулируется Приказом Минтруда России от 11.10.2012 №310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы".

Учреждения медико-социальной экспертизы в установленном законом порядке проводят освидетельствования граждан с целью установления группы инвалидности, определения степени утраты профессиональной трудоспособности, а также изучают распространенность и структуру инвалидности, причины, факторы и условия, влияющие на возникновение, развитие и исход инвалидности.

Установление группы инвалидности представляет собой определение потребности граждан в мерах социальной защиты (в том числе реабилитации) на основе ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

1.2 Задачи, функции и структура учреждений МСЭ

Основными задачами федеральных казённых учреждений медико - социальной экспертизы являются:

* установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

* разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

* изучение уровня и причин инвалидности населения;

* участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

* определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

* определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством.

ЗАДАЧИ ГЛАВНОГО БЮРО МСЭ

* установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности и определения потребностей освидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию;

* изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

ФУНКЦИИ ГЛАВНОГО БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ:

* рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения бюро;

* проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;

* проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения бюро, а также освидетельствование по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования или консультативного заключения экспертных составов главного бюро;

* координирует деятельность бюро и обобщает опыт их работы на обслуживаемой территории;

* в случае проведения освидетельствования:

Ш устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, а также разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

Ш определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

Ш определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также разрабатывает и корректирует программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

* определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.

ФУНКЦИИ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ:

* проводит освидетельствование граждан на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма;

* разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

* устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности;

* определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

* определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

* разрабатывает и корректирует программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

* определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;

* дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;

* участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

* формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу; осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;

* представляет в военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и граждан призывного возраста. СТРУКТУРА. Структура учреждений системы государственных учреждений МСЭ достаточно многогранны и состоит из нескольких ступеней. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

ГЛАВА 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Современная история учреждений медико-социальной экспертизы началась 27 апреля 1918 г. когда Народный Комиссариат общественного презрения был преобразован в Комиссариат социального обеспечения, и началось формирование врачебно-трудовых комиссий предшественников современных учреждений медико-социальной экспертизы. Таким образом, системе медико-социальной экспертизы Российской Федерации в 2008 году исполнилось 90 лет.

Пройденный медико-социальной экспертизой путь развития, начиная с врачебно-трудовой экспертизы, создания, становления и развития медико-социальной экспертизы на всей территории России можно подразделить на ряд этапов определяемых особенностями ее политического и социально-экономического состояния:

· Первый этап - экспертиза трудоспособности граждан в России до 1918 года.

· Второй этап - становление врачебно-трудовой экспертизы (1918 - 1929).

На этом этапе вопросы формирования врачебно-трудовой экспертизы решаются в рамках формирующейся системы государственного социального обеспечения трудящихся.

· Третий этап (1930 - 1940) - развитие врачебно-трудовой экспертизы.

Постановление ЦК ВКП(б) от 28 сентября 1929 года послужило мощным стимулом к совершенствованию работы по врачебно-трудовой экспертизе в начале 30-х годов. Был пересмотрен состав врачей-экспертов, проведена проверка и изучен состав инвалидов, принято решение о создании научно-исследовательских институтов.

· Четвертый этап (1941 - 1955) - врачебно-трудовая экспертиза в военные и первые послевоенные годы.

В период Великой Отечественной войны контингент инвалидов значительно изменился за счет роста лиц с последствиями огнестрельных, минно-взрывных ранений, поражением опорно-двигательного аппарата. Создавались госпитальные ВТЭК, которые сыграли большую роль в своевременном и квалифицированном обслуживании военных контингентов, увольняемых из армии по болезни или ранению.

· Пятый этап (1956 - 1994) - совершенствование врачебно-трудовой экспертизы. На этом длительном этапе создавалась и совершенствовалась система врачебно-трудовой экспертизы.

· Шестой этап (с 1995г. - по настоящее время) - формирование системы медико-социальной экспертизы и реабилитации в современной России

В развитие новых подходов в 1995 году была разработана современная концепция инвалидности, которая легла в основу Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. №181-ФЗ, и законодательно закреплен социальный институт "медико-социальной экспертизы".

Введение Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", действующего и по наши дни, определило государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в РФ", было определено новое понятие "инвалид", основания для определения инвалидности в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности, понятие "реабилитация инвалидов" и "индивидуальная программа реабилитации инвалидов", а также возложены функции признания граждан инвалидами на федеральные учреждения медико - социальной экспертизы. В новой трактовке "инвалид" - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

На учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются задачи не только по установлению группы, причины и сроков наступления инвалидности, но и по определению потребностей инвалидов в мерах реабилитации и разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида.

В целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" было принято Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. №392 "О государственной службе медико-социальной экспертизы". В соответствии с которым в субъектах Российской Федерации начался процесс по созданию на базе врачебно-трудовых экспертиз учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы. Постановлением Правительства РФ от 13.09.1996г. № 965 "О порядке признания граждан инвалидами" было утверждено Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы а несколько позже "Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико - социальной экспертизы граждан учреждениями государственной службы медико - социальной экспертизы", утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 29.01.1997 г. №1/30.

В течение 1996 г. велась работа по упразднению врачебно - трудовых экспертных комиссий, и началось создание государственной службы медико- социальной экспертизы в системе Министерства социальной защиты населения РФ. К 1998 году во всех субъектах РФ завершилась реорганизация врачебно-трудовых экспертных комиссий с преобразованием их в учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы. На 1 января 1999 года в стране функционировало 1573 бюро МСЭ и 274 состава главных бюро МСЭ. В таком статусе система просуществовала вплоть до 2005 года. Вскоре все действующие врачебно - трудовые экспертные комиссии были реорганизованы в учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы.

В 1998 г. с целью единообразного подхода к применению нормативных документов по установлению инвалидности и сохранения принципов преемственности в учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы было передано освидетельствование детского населения, которое ранее осуществлялось в лечебно - профилактических учреждениях. Началось формирование и развитие сети педиатрических бюро медико - социальной экспертизы.

Принятый в 1998 г. Федеральный закон №125 - ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" возложил на учреждения МСЭ обязанность по разработке программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

По установлению степени утраты профессиональной трудоспособности введены и ныне действуют: Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 г. №789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 18.07.2001 г. №56 "Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания".

Началом очередного этапа развития государственной службы медико - социальной экспертизы стал 2004 год. В целях реализации положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" изданы Постановление правительства РФ от 16.12.2004 г. №1646-р "О создании федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" и Постановление Правительства РФ от 16.12.2004 г. №805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико - социальной экспертизы" согласно которых определено, что учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы во всех субъектах Российской Федерации реорганизуются в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы "Главные бюро медико-социальной экспертизы" по субъектам Российской Федерации. Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, главные бюро медико - социальной экспертизы, имеющие бюро в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (с июня 2008 г. в ведении Федерального медико-биологического агентства).

Введены новые нормативно - правовые документы по медико - социальной экспертизе: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.08.2005 г. №535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико - социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико - социальной экспертизы" и Постановление Правительства РФ то 20.02.2006 г. №95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", утвердившее Правила признания лица инвалидом, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. №2347-р Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29.11.2004. г. №287 утверждена форма индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР) (в последствие в августе 2008 г. утверждены и с 01.10.2008 г. введены новые формы ИПР инвалида и ИПР ребенка - инвалида).

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. №247 "О внесении изменений в правила признаний лица инвалидом" определен новый порядок установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории ребенок - инвалид до достижения 18 лет) и введен Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория "ребенок - инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается гражданам не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок - инвалид").

Последний этап реорганизации учреждений медико-социальной экспертизы начался в 2008г., когда в соответствии с указом Президента РФ от 12.05.2008г. №724 "Вопросы системы и структуры Федеральных органов исполнительной власти" и Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 №423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства" Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) в ведении которого находились учреждения медико-социальной экспертизы было ликвидировано. Функции упраздняемого Росздрава были переданы Федеральному медико-биологическому агентству (ФМБА России).

Положению о Федеральном медико-биологическом агентстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. №206 "О Федеральном медико-биологическом агентстве"), ФМБА России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая организацию проведения медико-социальной экспертизы.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17 ноября 2009 года № 906-н "Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" были определены задачи и функции федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11.04.2011 г. № 295н был утвержден Административный регламент по проведению медико-социальной экспертизы. Административный регламент по проведению медико-социальной экспертизы - это сводный документ, который обобщает всю нормативно-правовую базу по медико-социальной экспертизе и прописывает общий порядок работы МСЭ простым, четким и доступным языком, что очень важно для граждан, которым непросто ознакомиться со всеми документами, который регламент объединяет. С его помощью человек будет знать, какие требования избыточны. Административный регламент предусматривает описание последовательности действий не только гражданина, но и специалистов, предоставляющих эту государственную услугу. В регламенте впервые были четко прописаны сроки предоставления услуги - после подачи заявления на проведение экспертизы выделено максимум 30 дней. Указан полный перечень необходимых документов при подаче заявления гражданином, а также требования к условиям и организации обслуживания лиц направленных на освидетельствование. Кроме того, подача заявлений, получение направлений и получение решений федеральных государственных учреждений МСЭ может осуществляться в электронном виде посредством Единого портала государственных услуг.

В настоящее время в федеральных государственных учреждениях медико - социальной экспертизы работает более 10 тыс. врачей и специалистов, почти половина которых имеют высшую и первую квалификационные категории. Выполняя задачи по определению потребности инвалидов в мерах, средствах реабилитации и реабилитационных услугах, по разработке ИПР и оценке эффективности их реализации федеральные учреждения МСЭ тесно взаимодействуют с лечебно-профилактическими учреждениями, службой занятости населения, региональными отделениями Фонда социального страхования, протезно - ортопедическими предприятиями и другими заинтересованными службами.

За свою многолетнюю историю учреждения ВТЭК/МСЭ неоднократно реорганизовывались. За время прошедшее со дня создания первых врачебно-трудовых экспертных комиссий ситуация в медико-социальной экспертизе в значительной степени изменилась в лучшую сторону повышен статус учреждений медико-социальной экспертизы, улучшилось их финансирование и материально-техническое оснащение учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была рассмотрена сложившаяся система организации деятельности государственных учреждений медико-социальной экспертизы, также освещены этапы развития системы медико-социальной экспертизы в России.

Для изучения данной темы было поставлена цель: изучить особенности деятельности государственных учреждений медико - социальной экспертизы в РФ, которая была достигнута решением задач.

Итак: Медико - социальная экспертиза -- один из видов медицинской экспертизы. МСЭ - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Данную сферу деятельности регулирует федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последними изменениями Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 312-ФЗ) в частности ст. 8, которая гласит: Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Тем самым, данная статья указывает основные положения деятельности государственных учреждений медико-социальной экспертизы.

Так же деятельность учреждений МСЭ разделена на несколько этапов и ведет свою историю с 1918 года. За время прошедшее со дня создания первых врачебно-трудовых экспертных комиссий ситуация в медико-социальной экспертизе в значительной степени изменилась в лучшую сторону повышен статус учреждений медико-социальной экспертизы, улучшилось их финансирование и материально-техническое оснащение учреждений.

СПИСОК ИСЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Проспект, 2010. - 32, с.; 20 см. - 30000 экз. - ISBN 978-5-392-01917-5.

2. Российская Федерация. Законы. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года, одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года]. - М.: РГ-Пресс, 2012. - 27 с.; 20 см. - 5000 экз. - ISBN 978-5-8041-0563-2\

3. Российская Федерация. Законы. О социальной защите граждан в Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [Принят Государственной Думой 24 ноября 1995, одобрен Советом Федерации 24 ноября 1995 года (с последними изменениями Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 312-ФЗ)]. - М.: РГ-Пресс, 2012. - 27 с.; 20 см. - 5000 экз. - ISBN 958-5-4641-0983-5\

4. Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 (с последними изменениями Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ)М.: РГ-Пресс, 2012. - 27 с.; 20 см. - 5000 экз. - ISBN 158-5-1985-0883-5\

5. Правовые основы медико-социальной экспертизы. Учебник / Зуева Р.А. - М.: Мастерство, 2010. - 208 c.

6. Медико-социальная экспертиза. Учебник / Сергей Пузин, Джульетта Лаврова Издательство: Медицинское информационное агентство ISBN 5-89481-473-1; 2008 г.

7. Медико-социальная экспертиза и реабилитация в кардиологии. Учебник / И. И. Заболотных, Р. К. Кантемирова Издательство: СпецЛит; 2008 г. С112 Формат 60x88/16 (150x210 мм) Тираж 2000 экз. ISBN 978-5-299-00367-3

8. Медицинская экспертиза. Экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная. Учебник / И. М. Старовойтова, К. А. Саркисов, Н. П. Потехин Издательство: ГЭОТАР-Медиа 2010 г. ISBN 978-5-9704-1589-4;

9. Справочно-правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.

10. Справочно-правовая система Гарант [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru, свободный.

11. Официальный сайт ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gbmsem.ru, свободный.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕДИКО -СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Административный аппарат:

* Руководитель - главный эксперт по медико-социальной экспертизе;

* Заместитель руководителя по экспертной работе - врач по медико-социальной экспертизе, специалист;

* Заместитель руководителя по организационно-методической работе, врач по медико-социальной экспертизе, специалист;

* Заместитель руководителя по общим вопросам деятельности учреждения;

* Главный бухгалтер;

* Главная медицинская сестра.

Отделы учреждения:

* Планово-финансовый отдел;

* Организационно-методический отдел;

* Отдел кадров;

* Отдел информационно-статистического обеспечения;

* Юридический отдел;

* Отдел по организации работы с документами;

* Отдел по общим вопросам деятельности учреждения;

15 составов Главного бюро медико-социальной экспертизы;

113 филиалов бюро медико-социальной экспертизы;

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Установление инвалидности и определение ее степени как государственная услуга оказываемая учреждениями Медико-социальной экспертизы (МСЭ). Полномочия и функции МСЭ. Нормативная база проведения медико-социальной экспертизы утраты работоспособности.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2014

    Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы, их права и обязанности, сфера полномочий. Направление на медико-социальную экспертизу, порядок ее проведения и принятие решения. Признание гражданина инвалидом, переосвидетельствование.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2013

    Экспертиза трудоспособности граждан в России до 1918 года. Этапы развития врачебно-трудовой экспертизы в России. Особенности формирования системы медико-социальной экспертизы и реабилитации в современной России. Становление службы в Омской области.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2011

    Анализ сущности медико-социальной экспертизы и реабилитации лиц с патологией органа зрения, которая базируется на отечественной концепции инвалидности и общих позициях медико-социальной экспертизы. Правила проведения и перечень обязательных обследований.

    контрольная работа , добавлен 15.09.2010

    Понятие инвалидности и ее причины. Задачи и организация деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы, порядок ее проведения. Процесс реабилитации инвалидов и решение проблем инвалидности в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2008

    курсовая работа , добавлен 22.11.2014

    Оценка потерь и экономического ущерба за счет заболеваемости с временной утратой трудоспособности на современном этапе в России. Модель экспертизы временной нетрудоспособности, ее элементы, степень медико-экономической и социальной эффективности.

    реферат , добавлен 10.11.2009

    Задачи врачебного исследования трудоспособности человека. Экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности. Порядок проведения медико-социальной экспертизы и переосвидетельствования инвалидов. Организация деятельности бюро МСЭ. Цель и виды реабилитации.

    реферат , добавлен 15.04.2011

    Организация медико-социальной экспертизы. Права и обязанности лечащих врачей при экспертизе временной и стойкой утрате трудоспособности. Структура, функции и организация работы клинико-экспертных комиссий. Восстановительно-реабилитационные центры.

    лекция , добавлен 27.01.2014

    Медико-социальная экспертиза как основной гарант медицинской, финансовой, реабилитационной, социальной поддержки инвалидов. Изучение процедуры признания лица инвалидом. Рассмотрение основных видов нарушений функций организма и степени их выраженности.