Главная · Вредные привычки · Человек в экстремальных условиях. Понятие экстремальных ситуаций, факторов и условий деятельности. Психологические факторы профессионализма деятельности в экстремальных условиях Влияние на опорно-двигательную систему

Человек в экстремальных условиях. Понятие экстремальных ситуаций, факторов и условий деятельности. Психологические факторы профессионализма деятельности в экстремальных условиях Влияние на опорно-двигательную систему

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ - это такое усложнение условий жизни и деятельности, которое приобрело для личности, группы особую значимость. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Поэтому экстремальная ситуация воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное - это крайне усложненные внешние условия и процесс деятельности; субъективное - психологическое состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Экстремальная ситуация может иметь разные формы проявления: а) понижение организованности поведения; б) торможение действий и движения; в) повышение эффективности деятельности. Экстремальная ситуация может быть скоропреходящей или длительной. При определении пригодности человека к той или иной профессии необходимо определить и учитывать, наряду с особенностями психических процессов и свойств личности, его потенциальную возможность вырабатывать и сохранять готовность к активным действиям в экстремальных ситуациях.

Выделяют несколько типов экстремальных ситуаций:

1) объективно экстремальные ситуации (трудности и опасности в них исходят из внешней среды, возникают перед человеком объективно);

2) потенциально экстремальные ситуации (опасность выражается как скрытая угроза);

3) лично спровоцированные экстремальные ситуации (опасность порождается самим человеком, его намеренным или ошибочным выбором, поведением);

4) воображаемые экстремальные ситуации (не несущие опасности, угрозы ситуации).

Экстремальные факторы - чрезвычайно жесткие условия среды, не адекватные врожденным и приобретенным свойствам человеческого организма. Их влияние ведет к высоким нервно-психологическим и энергетическим затратам, возникновению негативных функциональных состояний (стресс, конфликт, кризис, фрустрация, депривация), нарушениям адекватности физиологических, психологических и поведенческих реакций.

В качестве факторов, определяющих экстремальность, обычно выделяют:

· различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной ситуации;

· дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой информации;

· условия работы, опасные для жизни

· высокая «цена» решений, ответственность, ситуации риска

· ситуации конфликта

· экономические факторы

· некомфортная организация рабочего места, не эргономичность

· чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение;

· воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.;

· воздействие неблагоприятных условий (химические, физические, радиационные, магнитные воздействия)

· наличие голода, жажды, различного рода деприваций и т.д.


В экстремальной психологии различают особые, экстремальные и сверхэкстремальные условия деятельности.

Особые – деятельность специалистов сопряжена с эпизодическим, непостоянным действием экстремальных факторов или высокой осознанной вероятностью их появления. Не имеют большой мощности и интенсивности.

Экстремальные – характерно постоянное действие экстремальных факторов. Потенциальная опасность. Негативные функциональные состояния выражены сильно.

Сверхэкстремальные – постоянное действие экстремальных факторов. Высокая интенсивность. Реальная опасность. Негативные функциональные состояния – крайняя степень выраженности. Обязательна реабилитация.

Основным путем повышения эффективности и надежности деятельности в экстремальных условиях является формирование функциональных резервных возможностей компенсаторного типа (дополнительные знания, умения и навыки, включаемые в деятельность при появлении экстремальных факторов), а так же развитие у субъекта труда общих и специальных акмеологических инвариант профессионализма.

Психологические факторы профессионализма деятельности в экстремальных условиях:

Профессиональная деятельность претерпевает изменения в особых, неблагоприятных и экстремальных условиях труда.

Ситуация с экстремальными условиями. Здесь имеют место длительные воздействия экстремальных факторов (нехватка времени, перегрузка сложными заданиями, перенасыщенность информацией, зашумленность и др.). Возникает неадекватная психическая напряженность, не контролируемая человеком, мобилизация резервных психифизиологических ресурсов человека. Это сопровождается ухудшением результатов трудовой деятельности. Перегрузка тормозит поисковую деятельность, затрудняет самостоятельное принятие решения, снижает гибкость мыслительных процессов, что бывает еще вызвано и предшествующей чрезмерной автоматизацией навыков и стандартизацией мышления, затрудняющей интеллектуальную оценку событий, решение проблемных задач.

В экстремальных ситуациях люди ведут себя по-разному. Одни люди проявляют экономные стили. Это, прежде всего, конструктивный стиль – овладение ситуацией путем активной и рациональной организации обстоятельств и сохранения собственного статуса, взаимодействие с людьми и организация устойчивой социальной поддержки. Этот стиль является результативным и в то же время щадящим, ибо он сохраняет здоровье и психику человека. Другим экономным стилем авторы называют рефлексивный стиль – управление ситуацией через переоценку ценностей, более адекватный уровень притязаний, пластичность жизненных стереотипов.

Менее экономными, отмечают те же авторы, являются: волевой стиль как опора только на свои собственные возможности, мотивы долга, дисциплины, безкомпромиссного отношения к себе и окружающим, стремление быть максимально результативным, обостренная реакция на неудачи. Этот стиль поведения может привести к расточительному, быстрому изнашиванию организма, невосполнимым потерям, к профессиональной деквалификации, к невозможности «продержаться» в течение длительного профессионального марафона. Непродуктивным, по мысли авторов, является и капитулятивный стиль : если цель труда не имеет личностного смысла для человека, то происходит отказ от деятельности. Этот стиль деятельности реже наблюдается у лиц с профессиональной психологической подготовкой.

При труде и деятельности в экстремальной ситуации у человека нередко вырабатываются: активная адекватная реакция, направленная на устранение или преодоление экстремальных факторов, стремление увеличить продуктивность деятельности; мобилизационный настрой, повышение продуктивности мышления, ускорение быстроты действия за счет укрупнения его единиц; расширение сенсорного входа (периферическое зрение, экстрасенсорная чувствительность), избирательное ограничение действий, экономичность; расширение мышления и сознания, выход за пределы данной ситуации, умение увидеть ситуацию в более широком контексте; переход на более высокие уровни обобщения или «спуск к интуиции»; способность к поиску нового, творческого решения и избирательные продуктивные ошибки; защитные и приспособительные механизмы обеспечения нужной мобилизации; оперативное мышление – создание либо новой системы действий, либо новой комбинации ранее известных действий, вследствие чего неопределенный сигнал превращается в определенный, происходит укрупнение оперативных единиц в единый целостный план решения.

По бегущей дорожке скорым шагом идет мужчина. На нем общезащитный костюм, весь усеянный датчиками, от лицевой маски тянется длинный шланг к дыхательному аппарату. Термометр в помещении указывает на отметку 40 градусов выше нуля. Человеку, должно быть, тяжело двигаться, лицо залито потом, но вытереть нельзя — мешает шлем. Из-за стекла за действиями страдальца внимательно наблюдает другой человек — в белом халате, он проверяет показания датчиков на теле и оценивает физиологические параметры.

Дело происходит во французском городе Гренобле, в лаборатории Исследовательского центра департамента здравоохранения Вооруженных сил (CRSSA), где изучают один из самых загадочных объектов науки - человеческий фактор. Вряд ли стоит объяснять, сколь много в нашей жизни зависит от этого пресловутого фактора, однако его действие в экстремальных условиях, когда нервы человека напряжены, а силы на исходе, до сих пор не описано детально. Значит, надо исследовать в первую очередь эти условия и реакцию на них организма. В «лаборатории человеческого фактора» специальные аппараты воссоздают пограничные условия, при которых человек может жить: жару, холод, низкое атмосферное давление и пр. С их помощью добровольцев подвергают различным физическим и психологическим испытаниям, вызывающим головокружение, слабость, затрудненные реакции. Здесь испытуемого доводят до самых крайних пределов, за которыми он перестает продуктивно работать, начинает совершать ошибки и становится неадекватным к ситуации, в которой от него требуется быстро справляться с различными проблемами. Впрочем, во Франции пределы эти строго очерчены законом о защите личности в биомедицинских исследованиях, и преступать их нельзя. Военные медики из Гренобля стараются лишь нащупать последнюю черту, за которой ресурсы человеческого организма будут исчерпаны.

Результаты подобных исследований важны для многих областей нашей деятельности: от армии до спорта - везде, где люди работают в условиях стресса, где требуется высокая концентрация внимания и быстрота мышления. Малейшая оплошность, слабость, потеря контроля - и за ошибку придется заплатить слишком дорого. Роль человеческого фактора трудно переоценить, и хорошо бы знать, как он действует и как им управлять.

Воспитание жарой…

Мучения человека, с которого начался наш репортаж, происходят в термо-климатической камере Центра, где созданы условия пустыни, чтобы изучать приспособляемость организма к жаре, а общезащитный костюм нужен, чтобы действие жары усилить, как это будет происходить при настоящих боевых действиях. Тяжело одетого, запертого в душной камере испытуемого заставляют активно двигаться: ходить по движущейся дорожке или крутить педали велотренажера. Не до потери сознания, конечно, - ученые строго следят за состоянием человека и прекращают опыт после нескольких часов тренировок. Их цель - изучить реакции тела на высокую температуру воздуха, проверить физиологические и биологические параметры, а также испытать термические свойства костюма, который не должен затруднять дыхание. Хорошее дыхание - это важнейшее условие нормального состояния организма. Оно его остужает и помогает выстоять в условиях жары. В то же время может привести и к обезвоживанию, которое наступает при потерях воды более 4% от веса тела, - после этого физические и интеллектуальные способности человека резко падают. Эти исследования находятся еще в самом начале, они рассчитаны на многократные эксперименты, а обработка полученных данных займет несколько лет.

…Высотой и холодом

Другая ситуация, где человеческий фактор может проявляться негативно, связана с холодом и быстрой сменой давления. Так происходит, например, при высокогорных восхождениях. Для изучения горной болезни ученые CRSSA применяют оборудованную мощной турбиной гипобарическую камеру, аналогичную той, что используют для лечения кессонной болезни ныряльщиков. В ней можно создавать различные сочетания давления, температуры и ветра. Наиболее суровые опыты по изучению последствий горной болезни проходят в условиях, соответствующих высочайшим вершинам (8 км), где температура воздуха опускается ниже -40°C, а скорость ветра достигает 25 м/сек.

Одна из причин горной болезни - кислородное голодание, или гипоксия. Вследствие снижения атмосферного давления уменьшается не процентное содержание кислорода в воздухе (как многие часто полагают), а его парциальное давление - из-за чего кислород медленнее, чем обычно, доставляется к тканям организма. Здесь в первую очередь страдает головной мозг. Симптомы гипоксии проявляются начиная с высоты 1 500 м. На высоте 3 000 м организм еще борется с недомоганием и старается улучшить снабжение тканей кислородом, включая разные компенсаторные механизмы. Выше 3 500 метров физиологические процессы ухудшаются, так как организм уже не способен утолить жажду кислорода, появляются тошнота, головокружение, ухудшение памяти и странное поведение. Один из методов борьбы с болезнью - постепенная акклиматизация на высоте. Например, альпинисты, намереваясь покорить гималайскую вершину, встают лагерем на несколько недель на высоте между 5 000 и 7 000 м и только потом идут на штурм пика. Центр в Гренобле предоставляет скалолазам возможность в лабораторных условиях привыкнуть к высоте и отсрочить появление болезни во время экспедиции. Согласно разработанной методике скалолазы проходят несколько высокогорных сеансов в гипобарической камере, постепенно увеличивая время пребывания внутри. По результатам этих опытов ученые сделали любопытное открытие. Оказывается, молодой организм не всегда сопротивляется враждебным условиям лучше, чем стареющий.

Еще одна тема исследования - изучение неподвижного человека в условиях холода, то есть тех состояний, что обычно бывают у пострадавших людей во время транспортировки зимой или в горах. Полураздетый испытатель лежит в камере при температуре +1°C в течение двух часов. Затем врач осматривает его, проверяет сердцебиение, температуру тела и анализирует поведенческие реакции. Когда организм замерзает, наши внутренние органы не остаются в стороне, они противодействуют по мере сил, сжигая больше калорий и добавляя тем самым тепла, чтобы поддерживать внутреннюю температуру тела на уровне 36,6°. Если калорий не хватает, то тело остывает- наступает гипотермия. А температура тела ниже 35°C быстро приводит к гибели. Но как показали эксперименты, есть люди, которые иначе реагируют на холод: их организм приспосабливается, снижая температуру тела до 35°C без риска для жизни.

…Шумом и контактом

Информационное перенасыщение, столь актуальное в наше время, опасно тем, что вызывает дезориентацию личности и снижение работоспособности. Реакции организма на стресс такого рода пока почти не изучены. Большие потоки звуков и образов от разных источников, сложные пространственные перемещения, ускорение - все это причиняет вред нервной системе и вызывает изменения сознания. В таких условиях обычно находятся летчики и гонщики, их состояние легче изучать при помощи особого симулятора вождения, который создает иллюзию того, что испытуемый находится в реальной ситуации за рулем автомобиля или самолета. На самом деле он полностью погружен в искусственные условия, где его органы чувств подвергают противоречивым и бессвязным воздействиям, а тело заставляют пребывать в неестественных позах. Через какое-то время человек начинает испытывать недомогание, известное как «тренажерная болезнь», сопровождаемая головокружением, тошнотой, слабостью. В этом исследовании пока больше вопросов, чем ответов: как в условиях подобного стресса человек различает, где реальность, а где иллюзия, и различает ли вообще? Как можно побороть болезнь, вызываемую одновременным воздействием разных факторов? И как при этом изменяется работоспособность? К информационному шуму относят не только звуки, но и непосредственные прикосновения к телу. Осязание может сослужить нам плохую службу в условиях стресса, давая мозгу неправильные сигналы, - это приведет к потере ориентации и ошибочным действиям. А осознание своего тела и умение отвечать на его сигналы ученые считают особым феноменом и называют соместезией, изучать которую невероятно трудно. Моделирование экстремальных ситуаций, усиливающих соместезию, проходит в специальном устройстве, которое фиксирует малейшие изменения пространственной ориентации человека. На глаза добровольца надевают темную маску и помещают его на движущуюcя платформу закованным в жесткий каркас. Ситуация вполне реальная: так поднимают раненых на тросе в вертолет. Конструкция предназначена для того, чтобы изменить ориентацию тела в пространстве и сбить человека с толку. Во время опыта испытуемый должен определить характер своего смещения, попытаться сдвинуться в заданном направлении. Еще один оригинальный тест на изучение ориентации в пространстве проходит в центрифуге, которая вращается на различных скоростях, временами достигая довольно больших перегрузок. При этом раздражается внутреннее ухо человека, отвечающее за чувство равновесия. Испытуемый старается перемещать различные объекты в заданное место, но поскольку центрифуга часто меняет скорость вращения, то занятие это оказывается нелегким - подводит собственное зрение. Через мозг оно получает неверные команды от внутреннего уха. Так выяснили, что этот орган - не абсолютный сенсор гравитации, а соместезия, напротив, играет ключевую роль в пространственной ориентации.

Когда край приходит

На что способен человеческий организм в крайних ситуациях? Этим вопросом наука занимается давно. Проще и гуманнее наблюдать спортсменов, нагрузки которых обычно выше того, что может вынести нетренированный индивид. Еще античные медики изучали анатомию человека на гладиаторах и тем самым положили начало спортивной физиологии. Ее расцвет пришелся на конец XIX века, к тому времени технический прогресс позволял расширить область исследований, и медицинские экспедиции потянулись в горы, пустыни, во льды. В 1888 году в Европе придумали аппарат, который позволил бы ученым получать данные о дыхании непосредственно во время восхождения альпинистов, при этом добровольцы должны были тащить на себе 7-килограммовый газометр. Ученых интересовало в первую очередь, как тело реагирует на экстремальные условия, как изменяются биохимические параметры крови, дыхания, и главное - как происходит адаптация организма. Может ли человек привыкнуть к холоду, жаре или низкому атмосферному давлению и каковы жизненные пределы? Направление, получившее название environmental physiology, или физиология природных адаптаций, несло в себе большой потенциал, особенно для военной отрасли, и его стали развивать во всем мире.

Одним из пионеров в США здесь стал Гарвардский университет, где в 1927 году создали лабораторию по изучению феномена усталости. Оборудованная климатическими комнатами лаборатория позволяла создавать различные условия окружающей среды и проводить опыты с добровольцами. Но основателю проекта Дэвиду Брюсу Диллу стены офиса «давили на плечи», и он организовывал высокогорные экспедиции. Так, в 1935 году медики отправились в Чилийские Анды, где проводили наблюдения на высоте более 6 км.

К началу Второй мировой войны физиология природных адаптаций была еще очень молодой наукой. В Европе существовало несколько групп, собиравших первичные данные, и Германия во многом лидировала. В войну исследования продолжались с удвоенной силой, тем более что испытуемых было много - в концлагерях. Немецкие врачи активно изучали гипотермию, надеясь повысить боеспособность армии в условиях восточноевропейских морозов. Жестокие эксперименты проводили на людях, испытывая организм на выживаемость в ледяной или горячей воде, под раскаленной лампой. Задействовали и декомпрессионную камеру. Так установили причину возникающей во время кессонной болезни слабости - ее вызывали пузырьки воздуха, образующиеся в кровеносных сосудах мозга. В 1942 году на одной из научных конференций результаты наблюдений доложил доктор Зигмунд Рашер.

После войны эксперименты на людях поставили под жесткий контроль, и хотя физиологические исследования проводят сотни лабораторий по всему миру, им не рекомендуется использовать результаты нацистской медицины. Моральная проблема весьма остра, ведь несмотря на бесчеловечность опытов, их данные помогли бы восполнить значительные пробелы в современных исследованиях. Как восстановить сильно замерзшего человека, температура тела которого снизилась до 35°C? Прямые опыты ставить нельзя, а обмороженных больных надо в первую очередь лечить, а не изучать. Единственными, кто проводил систематические опыты по гипотермии, были нацисты в Дахау. Например, сейчас их температурные кривые выживаемости в ледяной воде намерены использовать ученые из Канады, чтобы усовершенствовать спасательные костюмы на рыболовецких судах.

И все же XX век, и особенно его последние 30 лет, оказался временем прорыва в биомедицинских исследованиях, в том числе открытий новых лекарств. Такой рывок стал возможен только при исследованиях на людях. Часто ученые даже не ставят прямые опыты, а проводят наблюдения в естественных условиях. Много информации по большим физическим нагрузкам в высокогорье дали работы во время Олимпийских игр в Мехико в 1968 году (2 240 м над уровнем моря). О пребывании человека в космосе накоплен огромный опыт в Институте медико-биологических проблем в Москве. Лаборатории этого института оборудованы климатическими камерами, что позволяет также тренировать космонавтов, летчиков и спортсменов. А специалисты из глубоководного комплекса разработали уникальную методику восстановления больных кессонной болезнью.

Тема. Влияние экстремальных факторов на организм человека.

Цель урока: ознакомить учеников с понятием экстремальных факторов, их воздействием на здоровье человека.

Обучающие задачи: закрепить знания учащихся по теме темперамент; объяснить причины трудностей, с которыми сталкиваются люди, осваивающие нетипичные условия существования, ввести понятие экстремальных факторов и дать их классификацию; раскрыть физиологические механизмы, приводящие к терминальным состояниям, при воздействии экстремальных факторов среды на организм человека.

Развивающие: расширять кругозор учащихся, используя сведения из дополнительных источников, развивать коммуникативные умения (работа в малых группах), развивать логическое мышление, используя задания типа «Причинно-следственные связи», «Дополните схему»

Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности за своё здоровье, чувство гордости за своих соотечественников, совершивших открытия на благо общества.

Базовые понятия и термины: адаптация, акклиматизация, стресс, экологические факторы, экстремальные факторы, гравитация, статические поля, радиация.

Межпредметные связи: физика, экология, ОБЖ

Оборудование и материалы : компьютер, экран, презентация урока, распечатки дидактического материала для учащихся.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, мозгового штурма, работы в группах.

Ход урока

    Организация класса и опрос (7 минут)

    Фронтальное тестирование с взаимопроверкой по теме «Темперамент». Приложение №1

    Параллельно задания на карточках. Приложение №2

    Актуализация опорных знаний (7 минут)

Слайд №2

    (на слайде фото экологических факторов. Учитель предлагает понять, что объединяет изображения)

Что такое экологические факторы, их классификация.

Слайд №3

Ответ. Любые факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные.

Слайды №4,5

    (на слайде адаптации. Учитель предлагает понять, что объединяет изображения)

Ответ. Адаптации растений и животных.

Слайд №6

Учитель разводит понятие адаптации и акклиматизации, объясняя, что несмотря на различие в проявлении часто их используют как синонимы.

    Адаптация (следствие мутаций)

    Акклиматизация (в ДНК изменений не происходит)

Слайд №7

Учитель приводит пример с горцами. У горцев существует адаптация к условиям высокогорья (повышенное количество эритроцитов и гемоглобина в крови, которое определяется генетически). Человек проживший пол жизни на равнине переехав в горы постепенно акклиматизируется, но изменений в его ДНК не происходит и он не может передать данное приспособление потомству.

Слайд №8, 9,10,11

    Какие системы организма выполняют регуляторную функцию?

Ответ. Регуляторную функцию выполняют: нервная, эндокринная, покровная, кровеносная, пищеварительная, мочевыделительная, лимфатическая, дыхательная.

Слайд №12

    Что понимают под стрессом?

Ответ. В переводе с английского языка «стресс» означает «напряжение». Стресс – это общая неспецифическая нейрогуморальная реакция организма на влияние различных факторов – стрессоров, предъявляющих организму повышенное требование.

Слайд №13

    Какие стадии стресса вам известны?

Тревоги – реакция на выделившиеся гормоны стресса, направленная на подготовку к защите или бегству. В её формировании участвуют гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), иммунная и пищеварительная системы. В этой фазе сопротивляемость организма болезням резко снижается.

Сопротивления (резистентности). Переход стресса в эту стадию происходит, если адаптационные возможности организма позволяют справиться со стрессором. В этой стадии стресса продолжается функционирование организма, практически неотличимое от нормального.

Истощения. При продолжающемся действии стрессоров наступает декомпенсация и тяжелое заболевание, в худшем случае возможна даже смерть.

Слайд №14

    Проблемная ситуация (3 минуты)

Ситуация. У водолаза, работавшего на большой глубине, повредился баллон с дыхательной смесью. Его резко подняли на поверхность и поместили в специальную декомпрессионную камеру (барокамеру), чтобы предотвратить кессонную болезнь.

Слайд №15

Вопросы:

Что такое кессонная болезнь? Что произошло с организмом водолаза в результате резкого подъёма? Каково действие барокамеры?

Слайды №16,17

Ответ: При повышении барометрического давления (погружение), газы переходят из крови в ткани, ткани насыщаются газами. Понижение барометрического давления (особенно резкое) сопровождается значительным переходом растворенных в тканях газов назад в кровь, но эти газы при резком подъеме с глубины на поверхность образуют большое количество газовых пузырьков в крови, растягиваются излишними газами легкие (возможен их разрыв).

    Лекция с элементами эвристической беседы (13 минут)

Слайд №18

Среди факторов среды обитания особо выделяют экстремальные факторы. Это крайние, весьма жесткие условия среды, не ответствующие врожденным и приобретенным свойствам организма. Кроме природных экстремальных условий (низкие и высокие температуры, условия высокогорья и др.), действующих на организм, существуют антропогенные воздействия. К ним относятся вызывающие перегрузки ускорение и невесомость, сильные электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация. Человек не в состоянии полностью приспособиться к влиянию таких условий, и это ведет к нарушению жизнедеятельности организма и болезням.

Слайд №19

Гравитация

Говоря простыми словами, гравитация - притяжение между двумя любыми объектами во вселенной. Гравитацию можно определить, зная массу тел и расстояние от одного до другого. Чем сильнее гравитационное поле, тем больше будет вес тела и выше его ускорение.

Слайд №20

Например, на Луне вес космонавта будет в шесть раз меньше, чем на Земле. Сила гравитационного поля зависит от размеров объекта, который оно окружает. Так, лунная сила притяжения в шесть раз ниже земной.

Слайд №21

Впервые обосновал это научно и доказал с помощью математических вычислений ещё в XVII веке Исаак Ньютон.

Слайд №22

Все живые организмы испытывают воздействие земного притяжения (гравитации). При отсутствии силы тяжести такие процессы, как, например, глотание и мочеиспускание, стали бы затруднительными.

Слайд №23

Мы учитываем действие гравитации, когда при кровопотерях укладываем человека в положение «ноги выше головы».

Слайд №24

Сила тяжести оказывает влияние на формирование размеров тела (более мощное развитие костей и мышц характерны для нижней половины тела). Артериальное и венозное давление человека, находящегося в вертикальном положении, выше в верхней половине тела.

Слайд №25

При перемещении человека в пространстве с большим ускорением его организм испытывает перегрузки. Они возникают и при выполнении различных физических упражнений, а также в скоростных лифтах, на транспорте. Наибольших значений перегрузки достигают при полетах на самолетах и космических кораблях. Под влиянием ускорения изменяется дыхание и кровообращение. Некоторые части тела в зависимости от его положения получают недостаточно крови, что приводит к снижению работоспособности, скорости умственных процессов, ухудшению памяти. У пожилых людей и людей, страдающих некоторыми заболеваниями, даже небольшие ускорения могут вызвать расстройство жизнедеятельности организма.

Слайд №26

При отсутствии гравитации, т. е. в условиях невесомости, происходит перераспределение жидкости в организме. Часть крови перемещается в верхнюю половину тела, в результате чего возникает отечность лица и носоглотки. Отсутствие весовой нагрузки снижает активность обмена веществ, иммунитета, сердечно-сосудистой и нерв ной системы. Несмотря на то что человек осваивает космос уже более 40 лет, проблема невесомости все еще остается нерешенной.

Слайд №27

Статические поля

К действию природных электрических и магнитных полей живые организмы приспособились в процессе эволюции.

Слайд №28

Малиновка способна видеть магнитные поля.

Слайд №29

Многие птицы при перелётах ориентируются по магнитному полю Земли. У них в органе равновесия есть кристаллы магнетита, который играет роль встроенного компаса.

Слайд №30

Планета Земля обладает магнитным полем, структуру которого пчёлы используют для строительства своих домов (соты).

Слайд №31

Рыба гимнарх обитает в мутных водах Нила. Способность гимнархов испускать электрические импульсы давно обратила на себя внимание ученых, и с этой рыбой было проведено много исследований, показавших, что гимнархи способны различать предметы разной электропроводности.

Слайд №32

Электрический скат способен накапливать электричество в своем теле и разряжать накопленное напряжение на рыбах-жертвах и хищниках.

Слайд №33

Что по-вашему мнению изображено на фото?

Ответ. Это синтетическая ткань. В жизни же современного человека большую роль играют синтетические искусственные материалы, являющиеся источником возникновения так называемых стационарных, или статических, электрических полей.

Слайд №34

Исследования ученых показывают: эти поля неблагоприятно влияют на организм человека. Их отрицательное воздействие регистрируется при невысоком уровне напряженности поля в 30 кВ/м, в то время как наэлектризованная одежда может создавать поле напряженностью до 500 кВ/м.

Слайд №35

Радиация

Радиация - исходящий от любого источника поток энергии; ионизирующее излучение (альфа, бетта и гамма частицы).

Слайд №36,37,38

К природным источникам радиации относят космическое излучение, солнечные вспышки, радиоактивные горные породы.

Слайд №39

В настоящее время добавилось много антропогенных источников излучения. Так, на высоте 3000 м уровень космического излучения в три раза выше, чем на уровне моря, значит, во время полетов на самолетах мы подвергаемся дополнительному воздействию радиации. Источниками радиации в быту могут быть электронные и электрические приборы (например, цветные телевизоры), товары, при изготовлении которых используются радиоактивные элементы (часы со светящимся циферблатом), а также рентгенографические медицинские аппараты. Уровни радиации, превышающие естественный фон, опасны для живых организмов. Превышение естественного уровня радиации может про исходить при испытаниях ядерного оружия и при авариях на атомных электростанциях.

Слайд №40

Радиоактивные вещества могут накапливаться в воздухе, воде, почве и оттуда попадать в организмы человека, животных и растений. Люди получают дополнительную дозу облучения, употребляя в пищу продукты, загрязненные радиоактивными веществами.

    Закрепление (12 минут)

Слайд №41

Работа с текстом (найти ошибки)

Гравитация

Чем слабее гравитационное поле, тем больше будет вес тела и выше его ускорение. Все живые организмы испытывают воздействие земного притяжения (левитации). При отсутствии силы тяжести такие процессы, как, например, чихание и кашель, стали бы затруднительными. Мы учитываем действие гравитации, когда при высоком давлении укладываем человека в положение «ноги выше головы». Сила тяжести оказывает влияние на формирование размеров тела (более мощное развитие костей и мышц характерны для верхней половины тела). Артериальное и венозное давление человека, находящегося в вертикальном положении, ниже в верхней половине тела. При перемещении человека в пространстве с большим ускорением его организм испытывает перегрузки. Они возникают и при выполнении различных физических упражнений, а также в скоростных лифтах, на транспорте. Наибольших значений перегрузки достигают при поездке в лифте . Под влиянием ускорения изменяется дыхание и пищеварение. Некоторые части тела в зависимости от его положения получают избыток крови, что приводит к снижению работоспособности, скорости умственных процессов, ухудшению памяти. У детей и людей, страдающих некоторыми заболеваниями, даже небольшие ускорения могут вызвать расстройство жизнедеятельности организма. При отсутствии гравитации, т. е. в условиях невесомости, происходит перераспределение жидкости в организме. Часть крови перемещается в нижнюю половину тела, в результате чего возникает похудение лица и носоглотки. Отсутствие весовой нагрузки увеличивает активность обмена веществ, иммунитета, сердечно-сосудистой и нерв ной системы.

Слайды № 42,43

«Миф или реальность»

    Все абиотические экологические факторы являются экстремальными

    Адаптация и акклиматизация -синонимы.

    Кессонную камеру называют компрессионной.

    При резком всплытии водолазы погибают от недостатка кислорода

    Гравитация есть у любого тела.

    Птицы способны ориентироваться по магнитному полю Земли

    Малиновка видит гравитационное поле

    Электрический угорь может ориентироваться при помощи статического электричества

    Гимнарх бьются током

Слайд №44

    Рефлексия (2 минуты)

1.Узнали ли вы сегодня что-то новое?

2.Что показалось самым интересным?

3.Что из того что узнали на ваш взгляд самое важное?

4.К какому выводу вы пришли?

Слайд №45

    Домашнее задание

Параграф 14 устно ответить на вопросы в конце параграфа.

Сообщения Гипотермия, Гипоксия

Изучение влияния климатических факторов на человека приобретает особую актуальность в районах с экстремальными природными условиями.

Понятие экстремальности окружающей среды применяется по отношению к различным типам сред, причем не только природных, но и социальных. Экстремальное действие на человека может оказывать быстрая смена привычных условий на новые – даже на более благоприятные для жизнедеятельности. Экстремальность различных воздействий неодинакова для представителей различных адаптивных типов людей, этносов и рас, а также для различных возрастных групп населения.

Представления об экстремальности меняются в зависимости от уровня экономического и социально-политического развития общества, поскольку этот уровень определяет степень зависимости человека от сил природы. Они меняются и в зависимости от степени освоенности человеком территории, ранее считавшейся экстремальной, т.е. от того, насколько активно человек воздействовал на окружающую его среду при создании благоприятных для жизни и трудовой деятельности условий.

Под экстремальными зонами (районами) обычно понимают обширные по площади территории с экстремальными природными условиями. К ним относятся: зона Арктики, охватывающая северные территории Азии, Европы, Северной Америки, а также Антарктический материк, на всей территории которого условия экстремальны для жизни человека. Под экстремальными локусами понимают небольшие по площади территории.

Выделяют абсолютно экстремальные зоны , в которых жизнь людей без специальных систем жизнеобеспечения практически невозможна, и относительно экстремальные зоны , в которых жизнь человека возможна, но в значительной степени затруднена.

Влияние экстремальных условий на человека может быть различно по продолжительности в годовом цикле. Так, например, в Восточной Сибири экстремально холодные условия имеют место в течение зимы, а в центральных областях Антарктиды экстремально холодные условия наблюдаются весь год. К экстремальным можно отнести территории с повторяющимися природными явлениями стихийного характера, например, наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов.

Тесная экологическая связь существует между человеком и геохимическими условиями. Основная связь человека с геохимическими условиями природной среды осуществляется по пищевым цепям. В результате гомеостатической регуляции обменных процессов в организме человека происходит поддержание необходимых концентраций различных химических элементов, однако эта регуляция может осуществляться лишь при определенных концентрациях элементов во внешней среде, которые называются пороговыми концентрациями . Условия районов, которые по своим параметрам находятся между нижними и верхними пороговыми концентрациями, называются комфортными . Остальные районы являются экстремальными. Экстремальность территории по геохимическому фактору устраняется введением в рацион питания населения недостающих химических элементов.

Вспомните:

Какие системы организма выполняют регуляторную функцию?

Ответ. Регуляторную функцию выполняют: нервная, покровная, кровеносная, пищеварительная, мочевыделительная, лимфатическая, дыхательная, эндокринная системы.

Вопросы после § 14

Что понимают под стрессом?

Ответ. В переводе с английского языка «стресс» означает «напряжение». Стресс – это общая неспецифическая нейрогуморальная реакция организма на влияние различных факторов – стрессоров, предъявляющих организму повышенное требование. Стрессоры можно разделить на физические – жара, холод; психические – опасность, конфликты. Различные виды стресса вызывают схожие биохимические изменения в организме. В стрессовой ситуации повышается уровень определенных гормонов в крови (адреналин, норадреналин и др.) , что приводит к усиленному кровоснабжению головного мозга, легких, сердца, мышц. Повышается уровень глюкозы крови, учащается дыхание и сердцебиение – организм готовится к отражению опасного воздействия. И эти реакции могут отмечаться у человека не только при наличии истинной опасности, но и, например, при воспоминаниях о каких-либо ситуациях.

Опишите фазы стресса

Ответ. Выделяют три стадии:

Тревоги – вызывает мобилизацию всего организма, увеличивается образование гормонов надпочечников. Напряженность начинает стремительно возрастать. В некоторых случаях эта напряженность может длиться всего несколько минут, в других – может продолжаться длительное время. На этой стадии реакция отдельно взятого человека специфична. У некоторых людей ускоряются мыслительные процессы, быстро принимаются оптимальные решения, активизируется мышечная система. У других людей может наблюдаться обратный эффект.

Сопротивления – данная фаза наступает в тех случаях, если воздействие внешних факторов стресса не прекращается. Мобилизовавшийся на предыдущей стадии организм начинает сопротивляться стрессу. Человек выглядит здоровым и активным, продолжает объективно реагировать на внешние раздражители, пытается решить все возникающие проблемы конструктивным путем. Адаптационные возможности организма сбалансированы, человек «вработался» и готов противостоять неблагоприятному и сильному фактору среды. Как и первая фаза, фаза сопротивления не несет опасности для человека.

Истощения - завершающая фаза развития стресса характеризуется истощением человеческих сил и начинается тогда, когда вторая фаза продолжается слишком долго и человек не получает никакого отдыха. Ресурсы организма исчерпываются, а устойчивость человека начинает стремительно снижаться. Начинают проявляется такие проблемы физиологического плана, как пропадание аппетита, нарушения сна. Человек начинает терять в весе, его давление становится нестабильным и часто повышается. Возникают чувство постоянной усталости, подавленности и разбитости. Если на этом шаге человеку не предоставить возможности для отдыха, она может стать причиной серьёзных психических, психологических и заболеваний. Помощь может прийти из вне в виде поддержки или устранения стрессора. Иначе адаптационные возможности будут перегружены, что приводит к психологическим травмам и болезням.

В каких случаях стресс может быть полезен?

Ответ. Ученые считают, что в некоторых случаях первую случаях первую фазу стресса можно считать полезной, так как она закаляет организм и тренирует его к мгновенной мобилизации.

Как противостоять действию стрессора?

Ответ. Снятию эмоционального стресса способствуют:

Успешная деятельность;

Прослушивание мелодичной музыки;

Общение с природой;

Общение с близкими людьми;

Общение с домашними животными;

Методы релаксации;

Правильное чередование работы и отдыха;

Полноценный сон.