Главная · Сбалансированное питание · Психологическая реабилитация больных с последствиями инсульта в условиях восстановительного лечения: этапы и методы. Основные задачи психологической реабилитации людей с различными психофизическими нарушениями

Психологическая реабилитация больных с последствиями инсульта в условиях восстановительного лечения: этапы и методы. Основные задачи психологической реабилитации людей с различными психофизическими нарушениями

Задачи и методы

Психологические факторы играют большую роль в реабилитации больных с заболеванием (повреждением) нервной системы, они оказывают заметное влияние на многие стороны восстановительного процесса. При этом психологическая помощь должна осуществляться в контексте решений следующих задач реабилитации::

    Ускорять нормальный процесс психологической адаптации, который изменился в результате болезни или жизненной ситуации.

    Осуществлять профилактику и лечение патологических психических изменений.

Данные задачи решаются с помощью методов психологической реабилитации , к которым относятся:

  • психокоррекция;
  • психопрофилактика;
  • психотерапия.

В остром периоде заболевания или повреждения нервной системы в динамике психологического состояния пациентов выделяют три этапа (рис. 1):

Рис. 1. Психологические изменения на разных этапах заболевания:
I - первая неделя; II - первые три месяца и III - отдаленный период заболевания

Первый этап длится примерно неделю. Его характеризуют психические изменения преимущественно соматогенного характера и соматической природе с преобладанием страха смерти, растерянности и тревоги, двигательных беспокойств и нарушения сна. В ряде случаев развиваются преходящие психические состояния.

Второй этап длится два-три месяца. За этот период, как правило, процесс формирования психологической реакции на болезнь завершается.

При этом можно выделить два основных типа психологической реакции на болезнь - адекватный и невротический. Во втором случае отмечаются такие невротические реакции на болезнь, как

    депрессивная (тревожно-депрессивная;

    фобическая (обсессивно-фобическая;

    ипохондрическая (депрессивно-ипохондрическая) - чаще наблюдается улиц пожилого возраста и при хронической церебральной патологии;

    истерическая (чаще наблюдается у женщин);

    анозогнозическая (реакция отрицания болезни), характерная для мужчин.

На третьем этапе у большинства пациентов происходит психологическая реадаптация. Их психический статус в принципе не отличается от преморбитного. Однако у некоторых больных психические изменения закрепляются и формируются в более стойкие, чем на первом и втором этапах психологического состояния, психические нарушения, проявляющиеся в неврозах и патологическом развитии личности, что в значительной мере препятствует нормальному протеканию реабилитационного процесса.

Больные как будто хотят вернуться к работе, обещают выполнять рекомендации врача по расширению двигательного режима после выписки из стационара. Однако поведение их доказывает обратное - они не верят в то, что можно улучшить их состояние, что они смогут когда-либо вернуться на работу.

Таким образом, на всех этапах динамика психологического состояния пациентов зависит от изменений ситуации.

На динамику психологического состояния больных оказывают воздействие три группы факторов: а) личностные; б) соматогенные и в) окружающей среды (рис. 2.). Хотя при многих заболеваниях в остром периоде преобладает влияние соматогенных факторов, в последующие недели - личностных, а затем (обычно после выписки из лечебного учреждения и возвращения домой) - факторов окружающей социальной микросреды; все эти группы факторов действуют на всех этапах психологической реадаптации.

Рис. 2. Основные факторы, влияющие на процесс психологической реадаптации при тяжелых соматических заболеваниях (цит. по Зайцеву В.П.)

Принципы психологической реабилитации

    Принцип учета личности больного. Для того, чтобы успешно восстановить функцию, следует прежде всего восстановить деятельность человека, снять мешаюшие ему установки, организовать и направить его активность. Эффективность любой установки, в т.ч. и обучения, зависит от мотивов, поэтому в процессе обучения необходима, прежде всего, работа по формированию мотивов и активизации деятельности больных.

    Принцип опоры на сохранные формы деятельности больного. С начала обучения и в течение всего его периода необходимо работать над актуализацией прошлого опыта для того, чтобы сохранные формы деятельности или их остаточные возможности сделать опорой для восстановления нарушенных функций.

    Принцип опоры на деятельность больного. Усвоение знаний протекает только через собственную деятельность человека. Используют разные виды деятельности больного - обучение, трудотерапия, подвижные игры и общение; в процессе этой деятельности возникают представления, образы, которые включаются во внутреннюю структуру психических процессов, они создают готовность к другому виду деятельности.

    Принцип программирования обучения. Больные нуждаются в такой организации их деятельности и в таких методах, которые бы позволили ему самостоятельно производить вначале операции, а затем и действия с целью выполнения задач (например, говорить понимать писать и т.д.). Этот принцип предусматривает помощь психологов , заключающуюся в том, что они разрабатывают программы, состоящие из ряда последовательных операций,

Выполнение составленных операций больным (сначала со специалистом, а позже - самостоятельно) приводит к реализации нарушенного умения или способности говорить, понимать, писать и т.д.

Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ

Психологические факторы и методы психической реабилитации

Психологический аспект реабилитации имеет у многих больных и инвалидов не меньшее значение, чем физический. Так, например, почти в половине случаев психические изменения и психические факторы являются основной причиной, препятствующей возвращению человека к труду после перенесенного инфаркта миокарда.

Это вызвано, прежде всего, тем, что течение инфаркта миокарда часто сопровождается психическими нарушениями. Депрессия, «уход в болезнь», страх перед физическим напряжением, уверенность в том, что возвращение на работу может причинить вред сердцу, - все эти психические изменения могут свести на нет усилия кардиолога и методиста по лечебной физкультуре, стать непреодолимым препятствием для восстановления трудоспособности и решения вопросов трудоустройства.

Однако и при нормальном психическом состоянии особенности личности больного (инвалида), ее установка, характер психологической реакции па болезнь (инвалидность) существенным образом влияют на отношение к врачебным рекомендациям и во многом определяют уровень социальной активности после болезни или инвалидности.

В свою очередь, психические нарушения оказывают неблагоприятное воздействие на течение основного заболевания, нарушают функционирование различных органов.

Основные психологические факторы, определяющие психическое состояние больных (инвалидов):

· характер динамики основного болезненного процесса;

· длительность постельного режима и сроков пребывания в стационаре;

· характер инвалидности;

· психогенное влияние медицинского персонала, семьи, других больных или инвалидов, друзей, родственников;

· начало возвращения к трудовой деятельности.

Учет этих факторов и устранение тех из них, которые оказывают отрицательное воздействие, могут оказаться действенным средством психогигиены и психопрофилактики.

Основные методы психической реабилитации:

· различные психотерапевтические воздействия (аутотренинг, гипноз и др.);

· психогигиена;

· психопрофилактика;

· в некоторых случаях – лекарственные препараты психотропного действия;

· благожелательная обстановка в семье и коллективе;

· эстетотерапия;

· физические тренировки;

· лечение трудом (трудотерапия).

Трудовая деятельность имеет важное значение для сохранения и укрепления психики больного (инвалида). Так, изучались показатели психического состояния неработающих и работающих инвалидов, у которых до инфаркта миокарда психические нарушения не выявлялись. Разница оказалась разительной. Если среди неработающих инвалидов число лиц с психическими нарушениями составило 90,3%, то среди работающих инвалидов - лишь 13,3%.

Большое значение в психической реабилитации имеет благожелательная обстановка в семье и коллективе, в том числе и юмор, живительные свойства которого всегда высоко ценились.

2. Психологические аспекты реабилитации лиц с ограниченными возможностями и пожилых

Процесс инвалидизации, как результат хронического заболевания, или приобретение статуса инвалида, как итог чрезвычайной ситуации, ставят человека в особые жизненные обстоятельства, создают особую объективную социальную ситуацию и определяют качество его жизни. При этом особенности социальной ситуации развития, в которой оказывается инвалид, могут менять весь стиль его жизни: его жизненные установки, планы на будущее, его жизненную позицию по отношению к различным важным для больного обстоятельствам и к самому себе. Немаловажным условием компенсации является стабильное психоэмоциональное состояние человека и его ближайшего окружения. А в условиях социально-экономического кризиса в нашей стране высока частота отказа родственников от ухода за инвалидами, что создает угрозу их социальной депривации*.

Эта ситуация нередко требует реализации длительного восстановительного лечения с применением современных реабилитационных технологий. Реабилитация - это комплекс медицинских, социальных, психологических, педагогических и правовых мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности пациентов. Понятие «реабилитация» применительно к инвалидам и пожилым гражданам основывается на решении проблем, связанных с проведением восстановительного лечения, которые становятся ведущими, первичными в едином реабилитационном процессе. За ними далее следуют психологические, педагогические и социальные проблемы. Учитывая то, что восстановительное лечение - это единый медико-психолого-социально-педагогический процесс, который включает в себя, помимо комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, психологическую коррекцию и социальную адаптацию, направленные на формирование у клиента адекватного осознания себя в ситуации болезни, активное привлечение семьи, всех ее членов к процессу реабилитации. И это, прежде всего, - обучение родственников проведению отдельных мероприятий медико-психологического характера и социализации больного.

Несмотря на многочисленные исследования по проблеме старения и инвалидности, недостаточно полно изучены принципы комплексного подхода в реабилитации граждан с ограниченными возможностями и пожилых, оценки ее эффективности, с учетом основного диагноза, возраста и пола гражданина, психологических характеристик личности больного, особенностей семейных, культурологических и бытовых характеристик, а также социального статуса семьи.

Известно, что смена социального статуса человека в процессе инвалидизации способна негативно влиять на процесс формирования личностного комфорта клиента и успешность коррекционной работы с ним в рамках комплексной реабилитации. Вследствие болезни и инвалидности у человека возможно формирование психологических и эмоциональных расстройств, которые способны оказывать негативное влияние на течение заболевания. Возникает так называемый «замкнутый круг» патологических взаимовлияний.

Известно, что наиболее слабое звено в длительном реабилитационном процессе инвалидов – сложность реализации должного контроля состояния больного и эффективности терапии. Вместе с тем хронический характер заболеваний, постоянная угроза обострений диктуют необходимость регулярного контроля эффективности проводимого восстановительного лечения.

Клиническая картина хронического заболевания с ее постоянными приступами, ограничениями, страхом является для больных мощным психологическим воздействием, которое вторично способно вызывать высокую тревожность, выраженные элементы депрессии. Последнее проявляется пассивностью, отсутствием интереса к окружающему миру, нежеланием активно влиять на формирование установок с целью мотивации на успешность, в том числе и контролировать течение болезни, нежелание что-либо делать по самореабилитации.

По данным ряда исследователей (Grant MacEwan Colledge (Канада) в редакции проф. Перфильевой Г.М., 2001) согласно Stuart и Laraia (1998), тревога представляет собой смутные опасения, связанные с ощущением неуверенности и беспомощности. Это эмоциональное состояние не направлено на конкретный объект, оно субъективно и выражается в отношениях человека с окружающими. Тревога появляется при возникновении угрозы индивидуальности, самооценке или идентичности личности.

Тревога может быть обусловлена проблемами, связанными с самой личностью (внутренние конфликты, столкновение противоречивых ценностей, разочарование) или с окружающей ее обстановкой (угроза войны, инфляция).

Тревога - это смутное чувство неуверенности и беззащитности. Она может быть связана со страхом наказания, осуждения, потери любви, дружбы, изоляции или физической немощи.

Выделяют 4 уровня тревоги:



Что вызывает тревогу?

Тревога может возникнуть при постановке нового или неожиданного диагноза, а также, если гражданин недостаточно информирован о своей болезни и ее проявлениях; испытывает неудобство или боль при проведении лечебных и диагностических процедур или операций; не может оплатить стоимость лечения или беспокоится из-за неразрешенных семейных проблем. Одного только ожидания результатов исследования или болезненной процедуры достаточно, чтобы вызвать тревогу у большинства людей.

На фоне тревоги у человека учащаются пульс, дыхание, повышается артериальное давление (АД), сужаются периферические сосуды и появляется сухость во рту. Специалисту по социальной работе следует знать, что, несмотря на тревогу, некоторые люди могут казаться хладнокровными, спокойными, выдержанными. Другие же становятся раздраженными, агрессивными, угрожают персоналу или отказываются сотрудничать.


Похожая информация.


Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) в медицине - комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Реабилитация – система госуд-ых мед-их, ψ-ких, педагогических и т. д. мер, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности. Т. е., это меры, способствующие раннему возвращению в общество и к общественно полезному труду. Ψ- кая реабилитация есть гуманизирующий фактор медицины.

Принципы:

1. единство биологических и психосоциальных методов воздействия.

2.принцип партнерства. Апелляция к личности.

3. разносторонности приводимых воздействий, направленных на разные стороны жизнедеятельности больного: ψие, семейные, социальные.

Основа системы реаб.– перестройка системы отношений личностей и приспособление индивидуума к основным сторонам жизнедеятельности.

4.принцип ступенчатости

Этапы реабилитации.

1. восстановительное лечение. Задачи – устранение или смягчение проявлений болезни, предупреждение формирования дефекта, инвалидизации; усиление компенсаторных механизмов, восстановление нарушенных функций и социальных связей. Характеризуется применением сочетания биологических методов лечения с различными психосоциальными воздействиями. Лечение средой, занятостью, психотерапия, лечебная физкультура, физиотерапия.

2. реадаптация. Задачи: приспособление больного к условиям внешней среды – жизни и трудовой деятельности. Преобладают психосоциальные воздействия, среди коих на первом месте – стимуляция социальной активности. Психотерапия проводится как с больным, так и с родственниками.

3. собственно реабилитация. Задача – восстановление в правах, в индивидуальной и общественной ценности больного; восстановление доболезненных отношение с социальной средой.

Программа медицинской реабилитации пациента включает в себя:

· физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия и др.)

· механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия.)

· массаж,

· традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия и другие),

· трудотерапия,

· психотерапия,

· логопедическая помощь,

· лечебная физкультура,

· реконструктивная хирургия,



· протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь),

· санаторно-курортное лечение,

· технические средства медицинской реабилитации (калоприемник, мочеприемник, тренажеры, устройства для введения пищи через стому, парэнтерально, другие технические средства),

· информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации

· другие мероприятия, услуги, технические средства.

Психотерапия в работе медицинской сестры

Психотерапия – это лечебный метод воздействия на психику больного для улучшения его самочувствия, соматического состояния и повышения эффективности применения других методов лечения. Основным «инструментом» психотерапии является слово (имеющее смысловое содержание и эмоциональную окраску).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение.

В последнее время приходится наблюдать значительные изменения в содержании деятельности психолога в России. Минули те времена, когда под работой психолога обычно принимался гипноз, а интерес к другим методам пресекался из-за идеологических соображений или даже из-за психологической неграмотности. Прошло время безоглядного импорта психологических технологий - увлечения отдельными зарубежными методами и приемами. Освоив достижения современной психологии, российские ученые вступили в новый период творческого развития.

В условиях бурного развития психологии и с учетом психогенных условий жизни, развития и формирования личности все чаще приходится говорить о необходимости оказания квалифицированной реабилитационной помощи представителям человечества, что обуславливает актуальность выбранной нами темы работы.

Цель исследования: изучение реабилитации как самостоятельной специальности в области психологии.

Объект исследования: психологическая реабилитация: закономерности развития, задачи, функции и методология.

Предмет исследования: взаимосвязь психологической реабилитации и психотерапии.

Гипотеза исследования: предполагается, что реабилитация, является функцией психотерапии, развиваясь, как самостоятельная дисциплина несет, в себе функции психотерапии.

Задачи исследования:

· Изучение научно-психологической литературы по заданной теме.

· Определить цели психологической реабилитации.

· Изучить взаимосвязь психологической реабилитации и психотерапии.

· Определить задачи и функции психологической реабилитации.

· Изучить методологию психологической реабилитации.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава I . Анализ психолого-педагогической литературы.

1.1. Основные понятия.

Современная концепция реабилитации больных и инвалидов берет свое начало с разработки ее принципов и практического применения в Англии и США во время второй мировой войны. Наиболее содержательное и полное определение реабилитации принято на 9-м совещании министров здравоохранения и социального обеспечения восточно-европейских стран. Согласно, которому реабилитация является системой государственных, социально медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у пострадавшего формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества.

«Реабилитация -- система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитация осуществляется с помощью психологических средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки. Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебно-воспитательных учреждениях для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определяются спецификой аномального развития».

Правильное, рациональное сочетание физических и психических методов воздействия на конкретного больного влияет самым непосредственным образом на успех в лечении распространенных тяжелых хронических заболеваний, в том числе в полном или частичном восстановлении трудоспособности.

«По определению ВОЗ, реабилитация - это комбинированное и координированное применение социальных, медицинских, педагогических и профессиональных мероприятий с целью подготовки и переподготовки индивидуума для достижения оптимальной его трудоспособности».

Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду после болезни, но, прежде всего -- личностный подход к больному человеку (Кабанов). В настоящее время принято различать медицинскую, психологическую, профессиональную и социальную реабилитацию.

«Психологическая реабилитация включает в себя мероприятия по своевременной профилактике и лечению психических нарушений, по формированию у пациента сознательного и активного участия в реабилитационном процессе».

Рассматривая психологическую реабилитацию как функцию психотерапии и психологической коррекции, нам приходится говорить о ней как о психологическом (психотерапевтическом) вмешательстве.

Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция -- это вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, конфронтация, научение, тренинг, советы и пр., а также более общую стратегию поведения психотерапевта, которая тесным образом связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами психотерапии).

«Психологические интервенции характеризуются:

1) выбором средств (методов);

2) функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация);

З) целевой ориентацией процесса на достижение изменений;

4) теоретической базой (теоретическая психология);

5) эмпирической проверкой;

6) профессиональными действиями».

Рассмотрим основные характеристики реабилитационно-психологических интервенций. Методы психологических интервенций -- это психологические средства, которые выбирает психолог. Они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте взаимоотношений и взаимодействий между клиентом и психологом. Типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздёйствия. Функции психологических интервенций состоят в профилактике, лечении, реабилитации и развитии. Цели реабилитационно-психологических интервенций отражают целевую ориентацию на достижение определенных изменений. Реабилитационно-психологические интервенции могут быть направлены как на более общие, отдаленные цели, так и на конкретные, более близкие цели. Однако всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия. Теоретическая обоснованность реабилитационно-психологические интервенций состоит в ее взаимосвязи с определенными психологическими теориями научной психологии. Эмпирическая проверка клинико-психологических интервенций связана, прежде всего, с изучением их эффективности, они должны всегда осуществляться профессионалами.

Психологическая интервенция, осуществляемая в целях реабилитации, является психотерапевтической интервенцией и соответствует термину психотерапии.

На рисунке определены основные функции реабилитации, которые совпадают с функциями психотерапии. Но не нужно при этом смешивать психотерапию и реабилитацию. Психотерапия исправляет или корректирует недуг, реабилитация помогает адаптироваться в среде.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида. Термин психологическая коррекция получил распространение в начале 70-х годов. В этот период психологии стали активно работать в области психотерапии, прежде всего, групповой.

«Об обоснованности использования понятия «психологическая коррекция» наряду с понятием психологическое вмешательство ответить однозначно довольно трудно. Их сопоставление обнаруживает очевидное сходство. Психологическая коррекция, так же как и психологическое вмешательство, понимается как целенаправленное психологическое воздействиё. Они реализуются в различных областях человеческой практики и осуществляются психологическими средствами. Психологическая коррекция может быть направлена на решение задач профилактики, лечения и реабилитации. Психологические вмешательства (реабилитационно-психологические вмешательства), как уже указывалось ранее, также выполняют функции профилактики, лечения и реабилитации. И психологическая коррекция, и психологическое вмешательство, используемые с целью реабилитации, выполняют психотерапевтическую функцию. Очевидно, что по существу эти понятия совпадают».

1.2. Основные направления развития психологической реабилит а ции.

Психолог не в состоянии изменить природные и социальные условия жизни личности. Это задача политиков, экологов, социальных работников и других специалистов, влияющих на изменение среды обитания человека. Сфера влияния психолога ограничена воздействием на внутреннее пространство жизни отдельного человека. При этом центром этого внутреннего пространства является самосознание.

Ф. Месмер считал, что в основе психических нарушений лежит неравномерное распределение в организме особого рода «животной энергии» -- флюида. Врач путем специальных воздействий на организм добивается гармоничного распределения флюида, что и ведет к излечению.

С середины ХIХ века термин «животный магнетизм» был заменен на более адекватный тому психосоматическому состоянию, в которое погружается пациент во время взаимодействия с врачом, -- гипноз. Впервые этот термин ввел в научный обиход Д. Брейд, пытавшийся обнаружить физиологические корреляты психологического состояния, возникающего во время гипнотического сна. Главными факторами в гипнотических явлениях считались внушение со стороны врача и чувствительность к нему со стороны пациента (внушаемость). Работы И. Бернгейма, Ж. Шарко и их последователей вышли далеко за рамки гипнотических феноменов и подготовили почву для возникновения психоанализа.

Основоположник психоаналитической теории З. Фрейд был первым, кто увидел за феноменами гипноза психическую реальность внутреннего мира человека и сумел теоретически обосновать целостную систему психологической помощи личности. Результаты его исследований, посвященных этой теме, совершили настоящую революцию в психологической науке и впервые дали возможность психологам оказывать практическую помощь людям в решении встающих перед ними психологических проблем.

Основным принципом психоаналитической работы с людьми З. Фрейд считал принцип перевода бессознательных влечений под контроль сознания. Осознав свои внутренние конфликты, личность, по мнению З. Фрейда, избавится от иллюзорных представлений о себе и мире и сможет самостоятельно решать встающие перед ней жизненные проблемы. По его мнению, «психоаналитическое лечение является чем-то вроде «довоспитания» и способствует личностному росту и развитию. Но новое знание о себе и мире не может быть передано человеку «путем сообщения, это не имеет никакого успеха... Знание должно быть основано на внутреннем изменении, которое может быть вызвано лишь психологической работой с определенной целью». В качестве такой цели для психоаналитика выступает поиск вытесненных в бессознательное сексуальных влечений к родителям, раскрытие перед пациентом сопротивлений этим поискам, преодоление сопротивлений, уничтожение вытеснения и «превращение бессознательного в сознательное». Психоаналитик в процессе взаимодействия с пациентом оживляет старый конфликт вытеснения, «подвергая пересмотру завершившийся тогда процесс», и, таким образом, помогает человеку взять под сознательный контроль свои влечения.

В противовес классическому психоаналитическому методу, который можно назвать редуктивным, основатель «аналитической психологии» К. Юнг разработал так называемый конструктивный метод.

К. Юнг в аналитической работе выдвигает на первый план помощь личности в осознании заложенных в самосознании личности бессознательных ориентаций на реализацию в окружающем мире своей действительной сущности, определяемой км как самость».

Он придавал исключительно важное значение роли фантазии в функционировании самосознания личности: «фантазия является той плодородной почвой, на которой выросло все, что когда-либо двигало жизнью человека и развивало ее». В этом его отличие от З. Фрейда, который считал фантазию лишь символическим покровом, за которым скрывается то, что является изначальным... влечением» В процессе аналитической терапии, как полагал К. Юнг, «если... толковать фантазии герменевтически, как настоящие символы, то они, несомненно, помогут нам внести гармонию в нашу жизнь и согласовать ее с внутренними запросами».

Заслугой А. Адлера является акцентирование внимания на роли собственной активности личности в преодолении имеющих место отклонений в самосознании. Он считал, что индивид является... и картиной, и художником. Он художник своей собственной личности, но как художник он не является, ни работником, не совершающим ошибок, ни личностью, полностью понимающей разум и тело; они слабое... способное на ошибки и несовершенное человеческое существо». Задачей психотерапии является помощь личности в этой работе. Психолог помогает человеку осознать социальные ценности и таким образом преодолеть присущее ему чувство неполноценности, реализовать «индивидуально-личностный план жизни».

Важный вклад в понимание роли переживаний в психотерапии отклонений в самосознании личности внесла К. Хорни.

Разделяя методические подходы З. Фрейда, она акцентировала внимание на том, что личность должна не только осознать, но и эмоционально пережить в процессе анализа имеющие место отклонения в самосознании. В отличие от основателя психоанализа, она считает задачей психотерапии не осознание сексуальных влечений, а преодоление «основного беспокойства» посредством принятия своего реального Я, в котором представлен действительный жизненный опыт личности. В конечном счете, по К. Хорни, психолог должен помочь личности реализовать свои потенциальные возможности, самореализовываться.

Огромное влияние на развитие психологической помощи личности оказали теоретические и практические разработки основателя психодраматической терапии Я.Л. Морено. Он первым из психологов стал использовать методы групповой работы с пациентами. Как указывает К. Рудестам, «классическая психодрама это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации, для изучения внутреннего мира клиента… Она основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по сравнению с использованием вербализации».

Я.Л. Морено полагал, что воспроизведение во время группового занятия в драматической форме ситуации из реальной жизни клиентов помогает им заново в отстраненной форме драматической импровизации пережить негативный опыт, осознать причины конфликтов и найти пути их преодоления в реальной жизни.

Я.Л. Морено считал важнейшей задачей психолога создание атмосферы доверия и эмоционального комфорта, в которой члены группы могут свободно делиться переживаниями и представлениями, связанными со значимыми событиями их жизни.

К. Роджерс, в разработанной им клиент-центрированной терапии, отказался от важнейшего понятия психоанализа -- перенесения. Он считал, что оно не отражает психологической сущности взаимодействия психотерапевта и клиента. На место этого понятия он ввел понятие эмпатического слушания, заключающегося в сосредоточенности психотерапевта на «положительном восприятии внутреннего мира пациента». Он полагал, что «личностному развитию способствует ощущение того, что тебя понимают».

Другим важным фактором психотерапии, согласно К. Роджерсу, является, безусловно, позитивное отношение к клиенту. Оно базируется на убеждении К. Роджерса в том, что «у каждого человека есть потенциальные возможности для понимания и изменения себя в позитивном направлении». Внешними проявлениями, безусловно, позитивного отношения являются интонация психотерапевта, выражение его лица и глаз.

К. Роджерс обязательным считал также искренность психотерапевта, неподдельное выражение им своих реакций на мысли и чувства клиента: «Я могу быть самим собой и... позволяю другому человеку быть самим собой».

Важным представляется рассмотрение взглядов на психотерапию Ф.С. Перлза. В разработанном им методе гештальттерапии посредством специальных психотехнических приемев человек актуально, то есть «здесь и теперь», переживает и осознает свой внешний и внутренний опыт. Как полагал Ф.С. Перлз, в этом процессе личность должна обнаружить в своих переживаниях и представлениях границу между собой и окружающим миром, между собой и другими людьми, между своим прошлым, настоящим и будущим. Главной целью гештальттерапии Ф.С. Перлз считал помощь личности в достижении психологической зрелости, когда она, благодаря структурированию в самосознании переживаний и представлений о себе в соотнесенности с окружающим миром, становится способной взять на себя ответственность за свою жизнь.

Долгое время считалось, что психотерапия является исключительной прерогативой медицинских работников, поэтому исследования психологов на эту тему были посвящены изучению медицинских аспектов психотерапии. Был даже предложен специальный термин, описывающий работу психолога -- психологическая коррекция.

Как отмечает А.С. Спиваковская, отличие психотерапии от психологической коррекции состоит в том, что психотерапия -- это метод лечения, а психологическая коррекция -- метод профилактики. В разработанной ею системе психологической коррекции детей, предрасположенных к неврозам, коррекция рассматривается «как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска, направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, и на воссоздание гармоничных отношений ребенка».

Интересным представляется поуровневый подход к психологической помощи В.В.Лебединского. Он справедливо считает, что такой подход «позволяет, во-первых, точно определить объем и задачи коррекционной работы: выявить пораженный или несформированный уровень, определить психологию в системе межуровневых связей или констатировать определенный тип дисбаланса. …Во-вторых, ... прицельно выбирать приемы психокоррекции и определять последовательность их применения. И, в- третьих, в каждом конкретном случае можно... предсказать динамику... состояния и поведения в целом под влиянием коррекционных воздействий».

В.В. Столин выделяет два вида психологической помощи: психологическое консультирование и неврачебную психотерапию. На наш взгляд, это искусственное деление, так как в психологическом консультировании необходимо психотерапевтическое воздействие, а психотерапия немыслима без консультирования. В то же время кажется совершенно правильным положение В.В. Столина о том, что при воздействии психологических методов на самосознание личности «терапевтический эффект будет проявляться в той мере, в какой психотерапевтический процесс укрепляет или достраивает структуры самосознания и тем самым активизирует и оптимизирует его работу».

В разрабатываемой Л.А. Петровской разновидности социально- психологического тренинга методе перцептивно-ориентированного тренинга -- основное внимание уделяется повышению компетентности в общении. Л.А. Петровская считает, что в этом процессе важное значение имеют переживания и представления личности, связанные с отношениями с другими людьми. Она отмечает «глубинное субъективное общение, базирующееся на субъективных принципах, составляет и основную среду, в которой протекает работа группы перцептивно-ориентированного тренинга, и основное средство воздействия этой группы на своих участников, и, наконец, основной результат такого воздействия в виде соответствующих новых знаний, умений и опыта в области общения указанного типа».

Вывод к главе I :

Реабилитация -- завершающий этап общего лечебного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения, воздействия на организм, прежде всего в плане восстановления личностного и социального статуса клиента.

Глава II . Теоретические и практические проблемы создания сист е мы психологической реабилитации.

2.1. Методы психологической реабилитации.

При психических отклонениях реабилитация имеет свои особенности, связанные в первую очередь с тем, что при них, происходят серьезные нарушения личности, ее социальных связей и отношений. Реабилитация психически больных понимается как их ресоциалязация, восстановление или сохранение индивидуальной я общественной ценности больных, их личного и социального статуса. Кабанов относит к основным принципам реабилитации партнерство, разносторонность усилий, При психических отклонениях реабилитация имеет свои особенности, связанные в единство психосоциальных и биологических методов, ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий. Ее этапами являются восстановительная терапии, реадаптация, реабилитация в собственном смысле этого слова. Реабилитация представляет собой одновременно цель (восстановление или сохранение статуса личности), процесс, имеющий нейрофизиологические и психологические механизмы, и метод подхода к больному.

Наиболее адекватно целям реабилитации служит психотерапия. Смягчение проявлений и течения психических заболеваний и расширение возможностей современного психофармакологического лечения способствовало возрастанию роли и повышению эффективности психотерапевтического воздействия. При этом точкой приложения психотерапии, в отличие от биологических методов лечения, является не сам патологический процесс (хотя его зависимость от эмоциональных факторов и деятельности человека бесспорна), а личность пациента и система его отношений к действительности.

Вопрос о соотношении индивидуальной и групповой психотерапии при проведении реабилитации может решаться в сторону повышения интенсивности, как той, так и другой. Индивидуальная работа с клиентом важна для выявления ею основной внутри- и межличностной проблематики, формирования мотивации эффективному участию в групповых занятиях, коррекции реакций на ситуации группового взаимодействия. Групповая психотерапия во всех ее многочисленных вариантах может рассматриваться как наиболее адекватный метод реабилитации (ресоциализации) больных не только неврозами, но и психозами. В условиях группы осуществляется одновременное влияние на ее основные компоненты отношений -- познавательный, эмоциональный и поведенческий: достигается более глубокая перестройка важнейших свойств личности, к которым относятся сознательность, социальность и самостоятельность. Групповая психотерапия способствует восстановлению системы отношений больных с микросоциальным окружением, приведению ценностных ориентаций в соответствие с образом жизни, то есть решению тех первоочередных задач, без которых невозможно успешное социальное функционирование пациента.

Можно выделить два вида групповых методов психотерапии и социотерапии в реабилитации.

1. Терапевтические направленные на социальное поведение клиента, его коммуникабельность, способность к самореализации, разрешению психологических и преодолению социальных конфликтов. Они объединяют группы: разговорные, проблемных дискуссий, психомоторные, коммуникативные, арт- и музыкотерапии, а также семейную психотерапию.

2. Оптимальная организация социальной структуры коллектива клиентов, имеющая в своей основе, так называемые средовые группы: совет и собрания, функциональные группы, коллективные экскурсии, клуб пациентов и т.п.

В зависимости от стадии развития, типа течения и формы психического заболевания меняется соотношение сомато-биологических и индивидуально-психологических факторов в формирования картины болезни, в различной степени страдают способности больного к самореализации и к установлению адекватных межличностных отношений. Соответственно этому должно меняться не только место психосоциальных методов в структуре реабилитации, но и сами методы, а также конкретные задачи.

Цели психотерапевтической работы достижимы тогда, когда учитывается активность патологического процесса, психическое состояние больного, его личностные характеристики, особенности непосредственного социального окружения, индивидуальные жизненные условия и прогноз. В зависимости от этого должен решат вопрос о допустимой глубине вмешательства в сферу значимых отношений и перестройке малоэффективных, но сложившихся форм психологической компенсации. Практика дает немало примеров срыва адаптации и обострения болезненного состояния при неразумном вскрытии и обсуждении психологических и социально-психологических проблем, имеющих неразрешимый для пациента характер.

2.2.Оценка эффективности психологической реабилитации.

Требование разработки критериев и методов оценки эффективности психореабилитации становится все более актуальным в связи с опережающим развитием методов. Организаторы психотерапевтической службы все чаще встречаются с проблемой оценки полезности, целесообразности и эффективности средств, выделяемых из фондов здравоохранения для охраны психического здоровья.

Чтобы показать всю сложность рассматриваемой проблемы, приведем основные предпосылки для ее решения.

1. Чтобы оценить эффективность психотерапии, требуется, прежде всего, четко определить метод, с помощью которого она осуществляется. В практической же работе чаще говорится о психотерапии вообще, не об одном, а о группе методов, различных их комбинациях -- рациональной психотерапии и гипноза, гипноза и аутогенной тренировки и т. д., поскольку утверждение в практике работы психотерапевта интегративного подхода способствует все более широкому применению сочетаний различных методов.

2. При квалифицированном использовании того или иного метода должна быть соблюдена определенная техника. Очевидно, что это одновременно требование к качеству подготовки, опыту, квалификации психотерапевта, что не всегда учитывается, И метод аутогенной тренировки, и метод групповой психотерапии в руках психотерапевтов с различной степенью квалификации, естественно, дадут различные результаты.

3. Число пациентов, леченных с помощью данного метода, должно быть статистически значимым. В то же время при использовании некоторых систем психотерапии речь идет чаще об отдельных пациентах, которые подвергались многомесячному или даже многолетнему воздействию психотерапии.

4. Изучение эффективности лечения лучше проводить на гомогенном материале. Обычно же исследуют группы больных, включающие первичных пациентов и тех, кому до этого времени не помогали никакие другие методы лечения, группы амбулаторных больных и госпитализированных, с острым и затяжным течением и т.д.

5. Группа пациентов, создаваемая для оценки эффективности психотерапии, должна формироваться методом случайной выборки. С этической точки зрения это возможно в том случае, когда число больных превышает реальные возможности обеспечить их психотерапевтической помощью.

6. Оценка эффективности психотерапии не должна проводиться тем лицом, которое осуществляет лечение, здесь необходим независимый наблюдатель. Это требование очень важно, так как при этом элиминируется влияние на оценку отношения пациента к врачу; можно предполагать, что больной будет более искренне оценивать эффективность лечения.

7. Целесообразно, чтобы независимый наблюдатель не знал о применявшемся психотерапевтическом методе, чтобы его собственное отношение к этому методу не влияло на оценку. Использование магнитофонных записей психотерапевтических бесед позволило бы также исключить влияние на оценку типа поведения пациента во время психотерапии и т д.

8. Играет роль личностная структура психотерапевта, степень выраженности у него качеств, используемых для прогнозирования успешности психотерапии.

9. Необходимо учитывать личность больного, степень выраженности у него черт, особенностей, известных как прогностических благоприятные или неблагоприятные для проведения психотерапии.

10. Имеет значение установка больного на тот или иной вид психотерапии, сформированная у него, в частности, предшествующими встречами с психотерапевтами и теми или иными методами психотерапии.

11. В целях объективности необходимо сравнение непосредственных и отдаленных результатов лечения. Это условие особенно важно, когда речь идет об оценке эффективности применения личностно-ориентированной психотерапии.

12. Число повторно исследованных больных в катамнезе по отношению ко всему контингенту лечившихся должно быть репрезентативным; таких больных должно быть не менее 90% от общего их числа.

13. Оценка в катамнезе должна исходить не только от врача, независимого оценщика (объективные данные), но и от самого больного (субъективные показатели).

14. Необходимо учитывать особенности жизни больного после окончания лечения, возможные влияния (положительные или отрицательные) на результат терапии ближайшего окружения пациента (семья, производство и т. д.).

15. Для объективного катамнеза необходима своя контрольная группа больных, поскольку изменения в состоянии клиентов, леченных с помощью психотерапии, могли с течением времени происходить и вне лечения.

16. должны быть учтены те цели и задачи, обусловленные клинической спецификой заболевания и теоретическими предпосылками, которые стремился реализовать психотерапевт с помощью применяемого им метода.

В психотерапевтической практике учет всех этих моментов затруднителен, однако психотерапевт должен помнить о значении их при решении задач, связанных с объективной оценкой эффективности того или иного психотерапевтического метода.

В то же время в плане оценки эффективности психореабилитации отмеченные преимущества применительно к групповой психотерапии в значительной степени нейтрализуются тем, что расширение диапазона интерперсонального взаимодействия в условиях группы серьезно осложняет возможности контроля над изучаемыми переменными.

Дополнительные трудности обусловлены тем, что групповая психотерапия является в первую очередь процессом лечебным, следовательно, оценка его конечных результатов имеет всегда индивидуализированный характер. Она неразрывно связана с клинической оценкой изменений, происходящих в человеке, и вследствие этого требует анализа трех аспектов -- клинического, индивидуально-психологического и социально-психологического.

Признание этой неразрывной связи ставит под сомнение обоснованность и целесообразность принятого разделения работ в этой области на исследования процесса и эффективности психотерапии. Анализ литературы последних лет, посвященной изучению групповой психотерапии, показывает, что в большинстве случаев результаты, полученные исследователями, несопоставимы между собой. Причиной этого являются не только различия в теоретических подходах авторов к пониманию ими целей, задач и механизмов реабилитационного процесса, но и, а первую очередь, недостаточно четкое определение критериев эффективности, а, следовательно, не достаточно обоснованный выбор изучаемых переменных. Этот разрыв между процессуальной и результативной сторонами групповой психотерапии ведет к тому, что исследованию подвергаются либо параметры, произвольно установленные авторами в соответствии с их теоретической ориентацией, либо феномены, являющиеся объектом традиционного анализа в социальной психологии, терапевтическая значимость которых, однако, специально не изучается.

Не подлежит сомнению, что выбор критериев эффективности психотерапии самым непосредственным образом определяется ее целями, в свою очередь вытекающими из принятой теоретической концепции. В большей степени это относится к оценке эффективности личностно-ориентированных систем психотерапии.

По убеждению подавляющего большинства специалистов, один лишь критерий симптоматического улучшения не является надежным при определении непосредственной эффективности и устойчивости психотерапии, хотя субъективно переживаемое больным (и по мере возможности объективно регистрируемое) клиническое симптоматическое улучшение является, несомненно, важным критерием оценки эффективности психотерапии. Клинический опыт с применением широких катамнестических данных убедительно свидетельствует о необходимости привлечения для оценки эффективности психореабилитации определенных социально- психологических критериев. К ним относятся: степень понимания пациентом психологических механизмов болезни и собственной роли в возникновении конфликтных и травмирующих ситуаций, в том числе в развитии своих неадаптивных реакций; изменения в отношениях и установках; улучшение социального функционирования и др.

Критерии эффективности психореабилитации должны удовлетворять следующим условиям. Во-первых, достаточно полно характеризовать наступившие изменения в клинической картине и адаптации пациента с учетом трех плоскостей рассмотрения терапевтической динамики: 1) соматической, 2) психологической и З) социальной. Во-вторых, они должны не только позволять производить оценку с точки зрения объективного наблюдения, но и включать субъективную оценку с позиций самого пациента. И, в-третьих, эти критерии должны быть достаточно независимы друг от друга.

Возрастает интерес к разработке критериев и методов оценки эффективности реабилитации при ряде других заболеваний. Так, Гузиков предлагает оценивать эффективность психореабилитации (в частности, в групповой форме) при алкоголизме с помощью следующих четырех критериев:

· степень преодоления пациентом анозогнозии: это и неспособность признать себя больным алкоголизмом, и нежелание лечиться, и т. д.;

· степень объективности оценки больным своих личностных особенностей, способность к восстановлению самоуважения и др.;

· степень социально - психологической реадаптации, которая определяется характером восстановления нарушенных семейных, производственных и иных отношений клиента.

В исследованиях Воловика, Вида анализируются вопросы эффективности реабилитационных воздействий у больных с малопрогредиентными формами шизофрении. Основными направлениями психореабилитационного вмешательства здесь являются:

1) субъективная оценка состояния и отношение к лечению;

2) наличие трудностей и конфликтов в иных значимых сферах отношений личности и степень их осознания;

3) искажение социальной перцепции, самооценки и уровня притязаний;

4) недостаток индивидуального опыта и наличие вторично усвоенных форм поведения, дезадаптирующих больного.

Для оценки изменений в состоянии больных неврозами и другими заболеваниями по критериям симптоматического улучшения, психологическим и социально- психологическим критериям может применяться широкий спектр методик, специально разработанных с учетом данного заболевания, его природы и механизмов, -- клинические шкалы, психологические, социально-психологические, психофизиологические, физиологические методики и т. д.

Необходимо лишь подчеркнуть, что обнаружение динамики в состоянии больного с помощью психологических методов требует применения при повторных исследованиях сходных методик, по содержанию и форме предъявления отличающихся, однако, от первоначальных, чтобы уменьшить (если не исключить) искажения, вызванные приобретением навыков в выполнении заданий.

В случаях применения экспериментально-психологических методик для оценки эффективности психореабилитации исходят из обычного для психодиагностики принципа отличия выборки больных от нормальной выборки, а также из того, что по мере улучшения состояния пациентов психологические показатели их приближаются к норме. Поэтому основное внимание акцентируется на разности средних показателей психологических методик, полученных в начале, в процессе и в конце лечения. При продолжительной (в течение месяцев, а иногда и лет) терапии динамически изучаются с помощью тех же психологических методик и контрольные группы, не подвергавшиеся реабилитационному воздействию.

При оценке эффективности психореабилитации больных неврозами, психическими и другими заболеваниями могут использоваться относительно более объективные психофизиологические методы. Установлено, что улучшению состояния больного сопутствует нормализация (или тенденция к ней) психофизиологической реактивности, обусловленная перестройкой его отношения к прежде патогенным условиям и воздействиям.

Вывод ко второй главе :

Психотерапия вместе с социотерапией, фармакотерапией, трудовой терапией и др. составляют единый комплекс психосоциальных методов, сочетанное применение которых на клинически дифференцированной основе являет решающей предпосылкой достижения эффективного социального и трудового восстановления клиентов, оптимизации их личностного развития. Можно говорить лишь о смещении акцента в сторону психотерапии на различных этапах реабилитации.

Очевидно, что необходимость учета отмеченных выше предпосылок, критериев, результатов исследований с помощью адекватных этим критериям методов (а, в конечном счете -- множества самых разнообразных переменных) для оценки эффективности психотерапии создает почти непреодолимые трудности при решении этой проблемы. Определенный выход многие авторы видят в возможностях, от скрывающихся при использовании все более сложных программ многомерной статистики с применением современной компьютерной техники. В то же время не прекращаются попытки тщательного анализа отдельных наблюдений, в том числе в процессе групповой психотерапии, разработки специальной методологии такого анализа, также с использованием сложных статистики методов.

Заключение.

Реабилитация -- завершающий этап общего лечебного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения, воздействия на организм, прежде всего в плане восстановления личностного и социального статуса клиента.

Реабилитация -- система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитация осуществляется с помощью психологических средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки. Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебно-воспитательных учреждениях для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определяются спецификой аномального развития

Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду после болезни, но, прежде всего -- личностный подход к больному человеку. Различают медицинскую, психологическую, профессиональную и социальную реабилитацию.

Психологическая реабилитация как психологическая интервенция, осуществляемая в целях реабилитации, является психотерапевтической интервенцией и соответствует термину психотерапии.

Анализ основных теоретических подходов к психологической помощи в отечественной и зарубежной психологии показал следующее.

Во всех рассмотренных нами теоретических и практических подходах к психотерапевтической и психокоррекционной помощи личности, так или иначе, исследуется влияние методов психологического воздействия на отклонения в самосознании личности. Следует отметить, что если в зарубежной психологии не производится четкого разграничения между психотерапией и психологической коррекцией, то в отечественной психологии принято различать психотерапию, как систему методов лечебного воздействия на лиц с теми или иными психическими заболеваниями, и психологическую коррекцию, как систему методов профилактики и коррекции нарушений психической деятельности, не имеющих характера выраженной психической патологии.

Несмотря на различия во взглядах на теорию и практику психологической помощи общим для всех авторов является выделение в качестве важнейшей составляющей психологического воздействия на личность, как при индивидуальной, так и при групповой формах работы, терапевтического влияния на переживания и представления личности, связанные с отношениями к себе в своей соотнесенности с окружающим миром.

Психотерапия при проведении реабилитации может быть как в индивидуальной форме, так и групповой.

Существует два вида групповых метода психотерапии и социотерапии в реабилитации.

1. Терапевтические, направленные на социальное поведение клиента: разговорные, проблемных дискуссий, психомоторные, коммуникативные, арт- и музыкотерапии, а также семейную психотерапию.

2. Оптимальная организация социальной структуры коллектива клиентов: совет и собрания, функциональные группы, коллективные экскурсии, клуб пациентов и т.п.

Большинство фактов и закономерностей, полученных в исследовании эффективности работы практических психологов, нуждаются в дополнительной проверке. Реализация предпосылок в четкие критерии эффективности определяются теоретической позицией практического психолога.

· субъективно, переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире,

· субъективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях внутреннего мира человека,

· устойчивость изменений в последующей после воздействия жизни человека.

Поиск критериев эффективности психологического воздействия всегда будет требовать учета своеобразия природы, клиники и механизмов развития проблемы, используемых методов воздействия и тех целей, которые стремятся реализовать с их помощью.

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Издательский центр «Академия». -- 1998. -- 320с.

2. Воспитание детей в средней группе детского сада: Пособие для воспитателей дет. сада /Анциферова А.А., Владимирова Т.А., Гербова В.В., и др.; Сост. Г.М.Лямина. -- 2-е изд., испр. -- М.: Просвещение, 1982.-- 256с.

3. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада 1 А.Н.Давидчук, Т.И.Осокина, Л.А.Парамонова и др.; Под ред. В.В.Холмовской. -- М.: Просвещение, 1996. -- 144с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -- М.: ЧеРо, 1996. -- 336с.

5. Годфруа Ж. Что такое психология: В2-х томах. Изд. 2-е стереотипное, т. 1: Пер. с франц. -- М.: Мир,1996. --496с.

6. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие ребенка: критерии и нормативы. -- М.: Знание.992.--80с.

7. Дефектология: Словарь-справочник / Авт. сост. С.С.Степанов, Под ред. Б.П.Пузанова. -- М.: Новая школа, 1996.--80с.

8. Доценко Е.Л., Фомичева Е.В. Психология и педагогика: учебное пособие. 3-е издание. Тюмень. Издательство Тюменского государственного университета, 2004. 220с.

9.Злобин А.Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии№4, 1991.

10. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ. Пособие / Под ред. В.Т.Кондрашенко. -- Мн.: Беларуская навука, 1999. -- 189с.

11. Козлова Л.В. Основы реабилитации для медицинских колледжей: учеб. Пособие / Л.В.Козлова, С.А.Козлов, Л.А.Семененко; Под общ. ред. Б.В.Кабарухина. -- Изд. 2-е. -- Ростов н/Д: феникс, 2005.--475с.

12. Кречмер З. Медицинская психология. Пер. с нем. / Изд. Подг. Вал. А.Луков. -- СП6.: Союз, 1998. -- 464с.

13. Краткий психологический словарь / Ред. -- сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. --2 изд., расш., испр. и доп. -- Ростов а/Д: изд-во «Феникс», 1998.-- 512с.

14. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. -- 2-е., доп. и перераб. -- М.: Знание, 1988. -- 258с.

15. Макаренко А.С. О воспитания. -- М.: Политиздат, 1988.-- 256с.

16. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. / под ред. Е.д. Божович -- М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998. -- 448с.

17. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия. / Сост. К.В.Сильченок. -- Мн.:, 1999. -- 816с.

18. Мудрость воспитания: книга для родителей / Сост. Б.М.Бим-Бад, З.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов. -- 2- изд., доп. -- М.: Педагогика, 1989. -- 304с.

19. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. -- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. -- 88с.

20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебн. Пособие: В 2кн. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. -- Кн.2: Работа психолога с взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. -- 480с.: ил.

21. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология -- М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж; НПО «МОДЕК», 1996. -- 128с.

22. Психология. Учебник. -- М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. -- 584с.

23. Психотерапия. / Под ред. Б.Д.Карвасарского. -- СП6: Издательство «Питер», 2000. -- 544с.

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психология -- СП6: Питер Ком, 1999. -- 720с.

25. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем. (Метод РЕТРИ). -- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. -- 336с.

26. Смирнова Е.О. психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. -- М.: Школа- Пресс, 1997. -- 384с.

27. Столяренко Л.Д. Основы психология. Ростов н/Д. Изд. «Феникс», 1997г. -- 736с.

28. Телешевская М.Э. Искусство делать людей счастливыми: Записки психотерапевта. -- М.: Ангстрем,1993.-- ЗЗбс.

29. Тихонравов Ю.В. Экзистенциональная психология. Учебно-справочное пособие. -- М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез», 1998. --238с.

30. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.-- 512с.

31. Федоров Ю.М. Социальная психология: Курс лекций. -- Новосибирск, 1999. -- 528с.

Подобные документы

    Основные понятия социально-психологической реабилитации детей. Неблагополучная семья. Основные принципы, методы и уровни социально-психологической реабилитации несовершеннолетних. Нормативное регулирование социально-психологической реабилитации детей.

    дипломная работа , добавлен 24.08.2016

    Изменение отношения окружающих к осужденным как основа социальной реабилитации. Реабилитация в психолого-педагогическом аспекте - восстановление психических проявлений средствами пенитенциарной педагогики. Психологическая помощь алкоголикам и наркоманам.

    реферат , добавлен 09.12.2014

    Основные виды психологической адаптации. Понятие реабилитации как системы мер, имеющих целью возвращение человека к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Формы психологической реабилитации подростков с отклоняющимся поведением.

    презентация , добавлен 22.01.2016

    Исследование проблемы зависимости от психоактивных веществ как актуальной общественной проблемы города Лесосибирска. Разработка комплекса психологической реабилитации пациентов наркологического цента. Роль членов семьи в психологической реабилитации.

    статья , добавлен 18.07.2013

    Основные методы социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения в чеченской республике. Характеристика гештальт-терапии как метода социально-психологической реабилитации.

    дипломная работа , добавлен 15.06.2007

    Социальные проблемы, возникающие у детей "группы риска". Технологии психологической реабилитации и профилактики; цель и характеристика игротерапии, музыкотерапии, библиотерапии. Анализ работы МУ "Центр социальной помощи детям "Берегиня" г. Новосибирска.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2012

    Современные взгляды на борьбу со стрессом. Психологическая поддержка и психологическая реабилитация как основные компоненты преодоления стресса. Опыт применения психологической реабилитации военнослужащих в процессе преодоления стрессовых явлений.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2014

    Теоретические аспекты социально-педагогической реабилитации и психолого-педагогическая характеристика военнослужащих, участников локальных конфликтов. Диагностика проблем военнослужащих, подвергшихся психотравматическому воздействию при несении службы.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2012

    Задачи психологической практики. Организация психологической практики. Принципы организации психологической службы. Календарное планирование психологической практики. Основные методические подходы к психологическому консультированию.

    методичка , добавлен 07.04.2007

    Психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения и их учет в социально – психологической реабилитации. Основные методы психологической диагностики военнослужащих, получивших ранения.

психологическая реабилитация

Психологическая реабилитация – комплекс мер коррекционно-диагностического и восстановительного характера, целью которых является восстановление психического здоровья и коррекция отклонений личности клиентов. Психологическая реабилитация в центре осуществляется по следующим направлениям:

    восстановление и развитие отдельных интеллектуальных функций (психомоторики, памяти, мышления и т.д.);

    сглаживание (ликвидация) локальных эмоциональных расстройств (возбудимость, тревога, страхи, эмоциональная неустойчивость);

    развитие коммуникативных навыков и оптимизация уровня коммуникативной готовности в целом;

    формирование адекватного отношения к собственному «Я», своим возможностям, заболеванию (дефекту);

    формирование адекватных представлений о межличностных взаимоотношениях;

    развитие навыков психической саморегуляции, способности к волевым усилиям;

    развитие склонностей и способностей, формирование адекватной самооценки;

    развитие навыков креативности, творческого самовыражения.

Все мероприятия по психологической реабилитации базируются на результатах психодиагностики, которые предопределяют их содержательную сторону и направленность, выступают в качестве объективных показателей необходимости их проведения и оценки достигнутых результатов (эффективности). Основываясь на результаты психодиагностики, на каждого клиента заполняется индивидуальная карта психологической реабилитации, в которой отражается весь комплекс коррекционных и развивающих мероприятий. Основными методами психологической реабилитации являются: психологическая консультация (беседа), психологический тренинг, психокоррекционные занятия в сенсорной комнате.

1.Психологическая консультация (беседа) – это способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта психолога и клиента. Психокоррекционные беседы позволяют конструктивно разрешить всевозможные психологические коллизии, препятствующие устанавливать нормальные отношения со своим социальным окружением. Беседы играют важнейшую роль в плане психопрофилактики возможных отклонений в поведении клиентов.

2. Психокореккционные занятия в сенсорной комнате.

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации. Сеансы в сенсорной комнате включены в комплексную систему реабилитации пациентов с опорно-двигательной патологией, умственной отсталостью, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, нарушениями зрения, слуха, речи, что значительно повышает эффективность проводимого лечения.

3. Психологические тренинги - это целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или «ослабленных» в силу заболевания, несформированность которых препятствует успешной и эффективной самореализации в различных социальных условиях, жизненных ситуациях. Тренинги направлены на решение проблем познавательного, психомоторного, социального, личностного развития клиентов.

На завершающем и обобщающем этапе психокоррекционных мероприятий происходит оценка эффективности проведенной работы, составляются психолого-педагогические рекомендации для воспитателей, обсуждение итогов проведенной работы с врачами-психиатрами и педагогами.

Оценка эффективности проведенной работы с клиентами может быть разной, в зависимости от того, кто производит эту оценку: клиент, то есть непосредственно тот, на кого была направлена работа; педагог или другое заинтересованное лицо (врачи, администрация учреждения), кто обратился с запросом о помощи к психологу; сам психолог.

С точки зрения клиента работа будет успешной и эффективной, если он во время занятий получит эмоциональное удовлетворение и в целом, как в ходе работы, так и по окончании ее, будет переживать положительные эмоции по поводу своего участия в групповых и индивидуальных занятиях. Для педагогов проведенная работа эффективна, если в результате ее удовлетворен запрос. Для психолога критерием результативности проведенной работы и эффективности коррекционной программы является степень достижения цели коррекции и решения поставленных задач. Оценка результативности произведенного воздействия осуществляется психологом повторной диагностикой тех сторон психики и личности клиентов, которые явились предметом коррекции. Для оценки устойчивости полученного эффекта необходимо произвести наблюдение за поведением клиента и ретестирование.

Пример: группа девушек 24 человека. В ходе первоначальной диагностики было выявлено, что 5 человек страдают расстройством сна, у 8 человек отмечаются признаки нервного возбуждения и тревожности, у 5 человек выявляются признаки агрессивности, и только лишь у 6 человек показатели по вышеперечисленным критериям находятся в пределах нормы.

Основываясь на полученных в ходе психодиагностического исследования данных, был составлен индивидуальный план психококоррекционных мероприятий для каждой клиентки, который включал в себя такие мероприятия:

1. Расслабляющая музыкотерапия, ароматерапия, светотерапия в сенсорной комнате;

2. Тренинги на коррекцию эмоциональной сферы, трудностей поведения (агрессия и тревожность) и характера.

3. Упражнения на релаксацию.

По итогам проведения психокоррекционной работы было проведено повторное тестирование клиентов, в ходе которого были получены следующие результаты:

расстройства сна – 1 человек;

признаки нервного возбуждения и тревожности – 3 человека;

признаки агрессивности – 3 человека;

норма – 17 человек.

Вывод: полученные данные свидетельствуют о результативности и эффективности психокоррекционных мероприятий.