Главная · Личностный рост · Техника проведения антропометрии грудных детей. Определение физического развития. Антропометрия

Техника проведения антропометрии грудных детей. Определение физического развития. Антропометрия

Антропометрия – это определение физического развития человека путем измерения тела и его частей. Антропометрия включает определение массы тела пациента, роста, окружности грудной клетки и др.

Определение роста взрослого человека

I. ОБОСНОВАНИЕ.

Измерение роста необходимо для определения физического развития пациента, диагностики некоторых заболеваний обмена веществ (гипофиза и др.), а также для подбора соответствующих размеров одежды.

II. ОСНАЩЕНИЕ.

Ростомер, который состоит из площадки, вертикальной стойки с сантиметровыми делениями, горизонтально расположенной планшетки, передвигающейся вдоль вертикальной стойки.

III. ПОДГОТОВКА.

1. Помочь пациенту снять обувь и правильно встать на площадку: пятки, ягодицы, лопатки и затылок прикасаются к стойке ростомера; голову держать прямо (чтобы верхний край ушной раковины и наружный угол глаз были на одной горизонтальной линии).

2. Опустить планшетку ростомера на голову пациента и определить по шкале количество сантиметров от исходного уровня до нижнего края планшетки.

3. В некоторых случаях пациентам измеряют рост сидя, тогда к полученным цифрам прибавляют расстояние от скамейки до пола.

4. Сообщить пациенту результат измерения.

5. Помочь пациенту сойти с площадки и записать результат в принятую документацию (в графе «особые отметки»).

Определение массы тела пациента

I. ОБОСНОВАНИЕ.

Определение массы тела необходимо для определения физического развития человека, диагностики некоторых заболеваний обмена веществ (гипофиза, пищеварительной системы, сердца, почек и др.), а также для проведения расчета лекарственных препаратов, расчетов питания (особенно детям) и контроля динамики отеков.

II. ОСНАЩЕНИЕ.

Медицинские весы, правильно расположенные и хорошо отрегулированные.

III. ПОДГОТОВКА.

1. Объяснить пациенту сущность данного исследования: производится без верхней одежды и обуви, после посещения туалета (для определения динамики отеков: утром, натощак, в привычной одежде).

2. Проверить регулировку весов: открыть затвор, расположенный над панелью, и отрегулировать весы винтом: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в нулевом положении, должен совпадать с контрольным пунктом.

3. Закрыть затвор.

IV. АЛГОРИТМ.

1. Помочь пациенту снять обувь и осторожно встать в центр площадки весов.

2. Открыть затвор и передвинуть гири на планках коромысла влево до тех пор, пока оно не встанет вровень с контрольным пунктом.

3. Закрыть затвор.

4. Сообщить пациенту результаты. Помочь ему сойти с площадки весов.

5. Записать результат в принятую документацию (в графу «особые отметки», температурный лист).

Измерение окружности грудной клетки

I. ОБОСНОВАНИЕ.

Измерение окружности грудной клетки играет определенную роль в диагностике заболеваний легких.

II. ОСНАЩЕНИЕ.

Сантиметровая лента.

III. АЛГОРИТМ.

Сантиметровую ленту накладывают вокруг грудной клетки, сзади по нижним углам лопатки, а спереди по IV ребру. Руки пациента должны быть опущены, дыхание спокойное; измерение проводят при спокойном дыхании, глубоком вдохе и выдохе (отмечается в температурном листе).

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ .

Все поверхности, с которыми соприкасался пациент, обрабатываются ветошью, смоченной 1% раствором хлорной извести (хлорамин, эсан).

ПРОФЕССИОГРАММА № 11

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО РЕЖИМА В ПРИЕМНОМ ОТДЕЛЕНИИ СТАЦИОНАРА

I. ОБОСНОВАНИЕ.

Так как приемное отделение является одним из наиболее насыщенных отделений по проходимости количества пациентов, риск возникновения внутрибольничной инфекции самый высокий, поэтому необходимо обеспечить определенные мероприятия по предупреждению развития внутрибольничных инфекций.

II. ОСНАЩЕНИЕ.

Промаркированные емкости для протирания поверхностей и мытья пола для каждого подразделения отдельно;

Дезинфицирующие растворы:

1% р-р хлорамина 3% р-р хлорной извести

3% р-р хлорамина 1% р-р хлорной извести

Ветошь для протирания поверхностей и пола;

Промаркированные швабры для каждого подразделения приемного отделения.

III. АЛГОРИТМ.

1. В каждом помещении приемного отделения проводится текущая и заключительная влажная уборка. Уборочный инвентарь каждого помещения маркируют и хранят в отдельном помещении. Текущая влажная уборка проводится 3 раза в день 1% раствором хлорной извести (1:10 Эсан). Заключительная уборка проводится 1 раз в 7 дней 3% раствором хлорной извести. Частота проведения уборок зависит от проходимости пациентов через приемное отделение (более 40 человек в сутки – влажную уборку каждые 2 часа, а заключительную – через 3 дня).

2. После осмотра каждого пациента все поверхности, с которыми он соприкасался, обрабатываются ветошью, смоченной 1% раствором хлорамина.

3. Санпропускник после санитарной обработки пациента необходимо обработать:

1) Ванна промывается горячей водой с моющим средством, после чего обрабатывается 3% раствором хлорамина в течение 15 мин, затем раствор смывают с применением моющего средства, затем проточной водой;

2) Все предметы, которые применялись при санитарной обработке, подвергаются обработке и дезинфекции:

Ножницы промывают под проточной водой со щеткой и мылом и погружают в этиловый спирт 70% на 30 мин. и хранят в сухом виде;

Гребешок и расчески промывают под проточной водой со щеткой и мылом, дезинфицируют в 3% растворе хлорной извести при полном погружении на 30 минут;

Мочалки промывают под проточной водой и кипятят 20 мин;

Использованные полотенца после осушивания кожных покровов пациента помещают в клеенчатый мешок с маркировкой «грязное белье», затем отправляют в прачечную.

3) Все поверхности санпропускника обрабатываются 1% раствором хлорной извести. Уборочный инвентарь (швабра, ветошь, ведро) дезинфицируют в 1% растворе хлорной извести в течение 30 мин, затем ополаскивают под проточной водой, высушивают и хранят здесь же.

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Соблюдение санэпидрежима в приемном отделении проводится согласно приказу № 288.

ПРОФЕССИОГРАММА № 12

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ ПАЦИЕНТА

I. ОБОСНОВАНИЕ.

Санитарная обработка проводится для предупреждения распространения внутрибольничной инфекции.

II. ПОКАЗАНИЯ.

Строго по назначению врача.

III. ОСНАЩЕНИЕ.

Емкости с маркировкой «чистые мочалки», «использованные мочалки», мыло, шампунь, полотенце, ножницы, расчески, водный термометр, пеленки, комплект чистой одежды, обработанная обувь.

IV. ПОДГОТОВКА.

- Медсестра одета по форме, клеенчатый фартук;

- пациента : в смотровой санпропускника пациента раздевают и составляют опись одежды в 3-х экземплярах (в историю болезни, к вещам пациента, пациенту). Осматривают кожные покровы, «волосистые» участки тела. При необходимости проводят обработку на Ф-20;

- санпропускника : исключить сквозняки, Т воздуха = 24-25 о С.

V. АЛГОРИТМ.

Полная санитарная обработка

1. Медсестра заполняет ванну до половины холодной водой, а затем горячей, чтобы не было скопления паров в помещении.

2. Температура воды не должна превышать 36-37 о С.

3. Пациента погружают в воду, придерживая его в положение «сидя», чтобы вода покрывала 2/3 тела. Область сердца должна быть свободна от воды.

4. Если позволяет состояние пациента, он может помыться сам, но медсестра во время принятия гигиенической ванны пациентом не оставляет его одного, следит за его общим состоянием и помогает ему помыться.

5. Особое внимание нужно обратить на места большего скопления пота и грязи (подмышечные впадины, под молочными железами у женщин, жировые складки, паховые складки, межпальцевые пространства).

6. Продолжительность ванны – 15-20 мин.

7. После того, как пациент помылся, медсестра помогает ему выйти из ванны. Он становится на деревянную подставку, которая покрыта чистой сухой пеленкой.

8. Кожные покровы пациента обсушивают теплым полотенцем или теплой чистой простыней;

9. Пациент надевает чистое белье, медсестра остригает ногти (по необходимости) на руках и ногах, помогает пациенту расчесать волосы, помогает обуться.

10. Медсестра сопровождает пациента в лечебное отделение.

Методы антропометрии - это, прежде всего, совокупность измерительных мероприятий, направленных на определение соответствия физического развития человека нормам при условии ведения здорового способа жизни, наличия достаточных физических нагрузок. Антропометрические методики базируются в основном на учете морфологических внешних и количественных показателей. Однако существует также целый ряд исследований, направленных на определение параметров внутренних органов и показателей систем организма.

Для чего требуется проведение антропометрии?

Оценивая окружающих, мы задаемся вопросом, почему люди настолько отличаются друг от друга по целому ряду внешних параметров. Причина наличия характерных отличий кроется не только в генетических задатках, но также в мировосприятии, особенностях мышления и характера.

Человеческое существование предполагает течение последовательных процессов созревания, зрелости и старения. Развитие и рост являются взаимообусловленными, тесно связанными процессами.

Метод антропометрии - это эффективное средство для определения соответствия некоторых параметров развития нормам, характерным для конкретного возрастного периода человека. Исходя из этого, основное предназначение метода кроется в выявлении особенностей развития как ребенка, так и взрослого половозрелого человека.

Факторы антропометрических исследований

Непрерывное течение обменных процессов в организме, преобразование энергии становится определяющим фактором, который отражается на особенностях развития. Как показывает метод антропометрии, темпы изменения окружностей, массы и других параметров тела в отдельные периоды формирования человека не идентичны. Впрочем, об этом можно судить наглядно, не прибегая к научным исследованиям. Достаточно вспомнить самого себя в дошкольном, юном и зрелом возрасте.

Показатели массы тела, роста, увеличения объемов определенных частей тела, пропорций являются частью программы, заложенной в каждом из нас с рождения. При наличии оптимальных условий для развития организма все эти показатели изменяются в определенной последовательности. Однако существует немало факторов, которые могут отразиться не только на нарушении последовательности развития, но также привести к появлению необратимых изменений негативного характера. Здесь следует выделить:

  1. Внешние факторы - социальные условия существования, неправильное отсутствие рационального питания, несоблюдение режима труда и отдыха, наличие вредных привычек,
  2. Внутренние факторы - наличие серьезных заболеваний, негативная наследственность.

Основы антропометрических исследований

Основы метода антропометрии - это совокупность научных исследований по измерению параметров человеческого тела, которые зародились еще в середине прошлого века, когда ученые заинтересовались закономерностями изменчивости отдельных антропометрических показателей.

Рассматривая данные антропометрии, например, длину тела и конечностей, особенности роста, изменения массы, преобразования окружности частей тела, возникает возможность для наглядной оценки нормы физического развития человека.

Проведение антропометрии позволяет составить общие представления касательно Получают такие представления в процессе выполнения нескольких основных измерений:

  • длины тела;
  • массы тела;
  • обхвата грудной клетки.

Условия проведения антропометрии

Методы антропометрии - это измерения, основанные на применении отрегулированных, проверенных измерительных механизмов. Здесь чаще всего применяются весы, ростомеры, динамометры, прочее.

Антропометрические исследования обычно производятся натощак в первой половине дня. При этом обследуемые должны быть одеты в легкую обувь и одежду. Чтобы антропометрическая оценка оказалась максимально приближенной к реальности, требуется тщательное соблюдение правил измерения.

Анализ соответствия необходимых показателей физического развития конкретным нормативам - важнейшие элементы, на которых основывается антропометрия. Шаблон исследований позволяет выявить факторы риска, признаки неправильного развития и наличия некоторых заболеваний. Поэтому правильная оценка результатов антропометрии может поспособствовать установлению направления на ведение здорового образа жизни и здоровое развитие.

Ниже приведен шаблон для проведения антропометрии в детском саду:

Фамилия, имя ребенка

Группа здоровья

Рост

Осень

Весна

Осень

Весна

Шаблон заполняется данными по каждому воспитаннику определенной группы детского сада. Здесь представлены колонки с ФИ ребенка, информацией о данными о росте и весе по отдельным сезонам.

Измерение длины тела

Наиболее распространенной процедурой является антропометрия детей. Проводят ее при условии наличия целого комплекса измерительных приборов. Проводятся измерения показателей роста в положении стоя. Для этого применяются специализированные ростомеры. Обследуемый размещается на площадке прибора, прислоняясь спиной к измерительной стойке в естественном вертикальном положении. К голове ребенка без излишнего надавливания прикладывается горизонтальная скользящая планка, положение которой отвечает определенной градации на измерительной шкале.

Крайне важно, чтобы детская антропометрия проводилась в первой половине дня, ведь ближе к вечеру рост человека в среднем уменьшается примерно на 1-2 сантиметра. В корне явления лежит наличие естественной усталости, снижение тонуса мышечного аппарата, уплотнение хрящевых позвонков, а также уплощение стопы в результате нагрузок во время хождения.

На показателях длины тела человека отражается целый ряд генетических факторов, возрастных и половых различий, состояния здоровья. Рост может как соответствовать возрасту человека, так и существенно отличаться от приемлемой нормы. Так, недостаточную длину тела в соответствии с определенными возрастными рамками называют нанизмом, а заметное превышение роста - гигантизмом.

Измерение массы

Антропометрия детей и взрослых при измерении веса проводится при помощи специальных напольных весов. При измерении веса допустимой погрешностью считается отклонение от реальных показателей не более чем в 50 г.

По сравнению с длиной тела, показатели веса являются достаточно нестабильными и могут изменяться ввиду наличия широкого ряда факторов. Например, колебание веса у среднестатистического человека в сутки составляет порядка 1-1,5 кг.

Антропометрическое определение соматотипа человека

Существуют отдельные соматотипы, определением которых занимается антропометрия. Шаблоны для детского сада, начальных и высших учебных заведений, а также для лиц половозрелого возраста позволяют выделять мезосоматический, микроскопический и макроскопический соматотипы. Отнесение индивидуума к одному из указанных соматотипов выполняется исходя из суммы значений шкалы при измерении массы, длины тела и окружности грудной клетки.

Соматотип чаще всего определяет антропометрия в детском саду. Именно на начальных стадиях развития можно получить наиболее достоверные результаты, которые соответствуют характеристикам того или иного типа строения тела. Так, при сумме до 10 баллов согласно вышеуказанным параметрам строение тела ребенка относят к микроскопическому типу. Сумма от 11 до 15 баллов свидетельствует о мезосоматическом строении. Соответственно, высокая сумма баллов от 16 до 21 говорит о макросоматическом типе строения тела ребенка.

Определение степени гармоничности развития

Заявлять о гармоничном развитии строения тела ребенка на основе результатов антропометрических исследований можно лишь в том случае, если разница в показателях массы, окружности грудной клетки и длины тела не превышает единицы. Если среднестатистическая разность между указанными показателями равняется двум и более, в таком случае развитие тела ребенка считают дисгармоничным.

Техника выполнения антропометрических исследований

В настоящее время применяется довольно простая техника, при помощи которой выполняется антропометрия. Шаблоны для детского сада и начальных учебных учреждений позволяют быстро выполнить исследования для получения результатов с незначительной погрешностью.

Обычно антропометрические исследования строения ребенка проводятся медицинскими сестрами. Однако, как и в случае с другими научными методами, проведение антропометрии нуждается в соблюдении определенных условий, наличие которых наряду со специальными навыками обеспечивает точность и правильность результатов.

Главными условиями технически правильной антропометрии являются:

  • проведение исследований согласно унифицированной методики для всех обследуемых;
  • выполнение измерительных мероприятий одним специалистом с использованием одной и той же технической базы;
  • проведение исследований в одно время для всех обследуемых, например, утром натощак;
  • на обследуемом должно находиться минимум одежды (обычно допускаются легкие трусы или хлопчатобумажная одежда).

В итоге

Антропометрические исследования имеют особое значение, в частности при обследовании детей, так как позволяют своевременно выявить закономерности развития ребенка в соответствии определенным возрастным и физическим требованиям. Более того, результаты антропометрических исследований дают представление не только о норме развития параметров тела, но также могут поведать о зачатках определенных заболеваний.

В ходе антропометрических исследований важно не забывать об универсальности значений параметров тела. До недавнего времени оценка здоровья ребенка нередко проводилась исходя из соответствия роста и массы тела табличным требованиям. Однако такой подход в корне неверен. В частности, на резком изменении массы тела отражается целая группа факторов, таких как наследственность, прочее. Именно поэтому не стоит делать решающие выводы о состоянии здоровья на основе антропометрии, ведь подтвердить имеющиеся предположения могут лишь специальные тесты, направленные на выявление конкретного заболевания.

Рост стоя. Точки касания обследуемым планки ростомера: пятки, крестец, межлопаточная область, затылок (воображаемая линия, соединяющая наружный угол глаза и козелок уха, должна быть параллельна полу).

Масса тела . Взвешивание производится без одежды и обуви. Обследуемый становится на середину платформы весов, при опущенном затворе арретира, затем затвор поднимают и передвигают гирю по нижней планке, а потом по верхней планке до момента уравновешивания. По окончании взвешивания затвор арретира опускают.

Окружность грудной клетки - измеряется сантиметровой лентой при вертикальном положении обследуемого. Точки наложения сантиметровой ленты: сзади – нижние углы лопаток, спереди - у женщин над грудной железой на уровне прикрепления четвертого ребра к грудине, а у мужчин по нижнему сегменту сосков. Измеряют окружность грудной клетки в трех положениях: пауза, максимальный вдох и максимальный выдох. Окружность грудной клетки в паузе у женщин в среднем составляет 83-85 см, у мужчин 88-92 см. Разница между максимальным вдохом и выдохом называется размахом или экскурсией грудной клетки. Экскурсия грудной клетки у мужчин составляет 7-10 см, у женщин 5-7 см, у спортсменов 12-15 см.

Жизненная емкость легких . ЖЕЛ определяют с помощью спирометра. После предварительного вдоха и выдоха обследуемый делает максимальный вдох и после этого равномерно и медленно выдыхает воздух в трубку спирометра, которую держит в руках. Измерения проводят 3 раза, зафиксировав лучший результат. Точность измерения 100 мл. ЖЕЛ можно также определять с помощью сухого спирометра, спирографа, петли поток-объем. Средние показатели ЖЕЛ для женщин 3000-3500 см³, а для мужчин 3500-4000 см³.

Окружность плеча - измерения проводят дважды: в состоянии максимального напряжения и в состоянии расслабления. Определяя окружность плеча в состоянии напряжения, руку сгибают в локтевом суставе под углом 90 градусов, и максимально напрягают. Сантиметровая лента накладывается в наибольшей окружности плеча. В состоянии расслабления: рука опущена вниз и лента накладывается в том же месте, что и при измерении в напряжении. Разница между окружностью плеча в напряжении и в расслаблении называется размахом плеча. У мужчин размах плеча – 2-3 см, у женщин – 1,5 – 2,5 см.

Окружность предплечья определяют, опустив руку вниз. Сантиметровая лента накладывается в месте наибольшей окружности предплечья.

Окружность талии определяют, накладывая сантиметровую ленту в самом узком месте туловища над гребешками подвздошных костей.

Окружность бедра и голени измеряют следующим образом: обследуемый ставит ноги на ширину плеч, и при измерении окружности бедра сантиметровую ленту накладывают горизонтально под ягодичной складкой, а при измерении окружности голени сантиметровую ленту накладывают в самой широкой части голени.


Ширина плеч измеряется циркулем, ножки которого накладывают на акромиальные отростки лопаток. Для того чтобы убедится в том, что ножки циркуля поставлены на акромиальные отростки, а не на головки плечевых костей, необходимо сделать вращение рук. Места наложения циркуля должны быть неподвижны.

Сагиттальный диаметр грудной клетки определяется, накладывая одну ножку циркуля на середину грудины у места прикрепления к ней четвертого ребра, а вторую к остистому отростку грудного позвонка на уровне с передней ножкой.

Динамометрия кистевая – определяется с помощью ручного динамометра. Динамометр берут в руку стрелкой к ладони и вытянув ее в сторону максимально сжимают поочередно правой и левой рукой. Средние показатели ручной динамометрии для женщин составляют 30-35 кг, а для мужчин 40-50 кг. Точность измерения 2 кг.

Антропометрия - это основной метод антропологического исследования, заключающийся в измерении человеческого тела и его частей в целях установления половых, расовых, возрастных и иных особенностей физического строения, которые позволяют дать количественные характеристики их изменчивости.

Жизнь - непрерывный процесс развития, включающий этапы созревания, зрелого возраста и старения. Развитие и рост - это две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны одного процесса. Развитие характеризуется качественными изменениями, дифференцировкой органов и тканей и их функциональным совершенствованием. А рост представляет собой количественные изменения, которые связаны с увеличением размера клеток, массы тканей и органов и всего организма в целом.

Физическое развитие - один из главнейших показателей здоровья человека и возрастных норм совершенствования. Практическое умение правильно его оценивать способствует воспитанию здорового поколения. В данной статье речь пойдет про алгоритм измерения роста и веса.

Факторы, которые влияют на антропометрические показатели

В организме человека непрерывно протекают процессы обмена энергии и метаболизма, они и определяют его особенности развития. Масса, рост, последовательность в увеличении разных частей тела, пропорции - все это запрограммировано наследственными механизмами. Последовательность развития может быть нарушена под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов. К первым относятся социальные условия, малоподвижный образ жизни, неблагоприятное внутриутробное развитие, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха, вредные привычки, экология.

Внутренние факторы включают наследственность и наличие различных заболеваний.

Зная алгоритм действия измерения роста и веса, можно наглядно оценить

Условия для проведения исследования

Антропометрия требует использования тщательно отрегулированных и проверенных приборов: ростомера, весов, динамометра, и т. п. Измерения рекомендуется осуществлять в первой половине дня натощак или же спустя два-три часа после приема пищи. Одежда на обследуемом должна быть легкой - трикотажной. Если измерения планируется провести во второй половине дня, перед этим следует на десять-пятнадцать минут принять горизонтальное положение.

Чтобы последующая оценка была эффективна, необходимо соблюдать алгоритм измерения роста пациента. Следует помнить, что анализ антропометрических показателей является важнейшим элементом исследования того, насколько физическое развитие соответствует возрастным нормативам. Обнаруженные отклонения могут быть признаком определенного заболевания или фактором риска.

Измерение роста стоя

Поскольку к вечеру человек становится ниже на один-два сантиметра, что обусловлено естественной усталостью, уплощением свода стопы и межпозвоночных хрящевых дисков, снижением мышечного тонуса, желательно в первой половине дня проводить измерение роста. Алгоритм включает три этапа: подготовка к процедуре, выполнение измерения и окончание процедуры. Расскажем о каждом из них.

Подготовка

  1. В соответствии с инструкцией подготовить ростомер к работе.
  2. Представиться пациенту, рассказать ему о ходе предстоящей процедуры и получить его согласие.
  3. Гигиеническим способом обработать руки и осушить их.
  4. На площадку ростомера положить салфетку (под ноги пациента).
  5. Попросить обследуемого снять головной убор и обувь.
  6. Планку ростомера поднять выше предполагаемого роста обследуемого.

Выполнение измерения

  1. Пациент должен встать на площадку ростомера так, чтобы затылок, межлопаточная область, ягодицы и пятки касались вертикальной стойки.
  2. Голову обследуемого следует установить так, чтобы и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  3. Планку ростомера необходимо опустить на голову пациента, не придавливая.
  4. Попросить обследуемого сойти с площадки, в случае необходимости помочь ему это сделать.
  5. По нижнему краю планки на шкале определить рост.

Окончание процедуры


Измерение роста сидя

Роста пациента в положении сидя несколько отличается от вышеописанного.

  1. Необходимо попросить обследуемого присесть на откидное сиденье ростомера, предварительно застеленное клеенкой.
  2. Пациент должен сидеть так, чтобы касаться тремя точками - лопатками, затылком и ягодицами - вертикальной планки со шкалой.
  3. Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  4. Измерительную планку нужно опустить на темя пациента, прижать ее к шкале и попросить обследуемого встать.
  5. По левой стороне шкалы необходимо снять показания, затем следует опустить планку.
  6. Аналогично вышеописанному зафиксировать результаты и проинформировать о них пациента.

Измерение роста беременной: алгоритм

Для начала необходимо объяснить беременной женщине цели и ход выполнения процедуры. Алгоритм измерения роста таков:

  • Встать сбоку от ростомера и его планку поднять выше уровня предполагаемого роста обследуемой.
  • Беременную попросить встать на площадку ростомера так, чтобы ягодицы, пятки и лопатки касались стойки прибора, а голова была в таком положении, чтобы наружный угол глаза и козелок уха находились на одной горизонтальной линии.
  • Планку ростомера следует опустить на темя беременной женщины и по шкале определить количество сантиметров от нижнего уровня планки.
  • Полученные данные нужно занести в индивидуальную карточку пациентки.
  • Ростомер следует обработать ветошью, которая смочена в растворе (0,5%) гипохлорита кальция.
  • Тщательно вымыть руки.

Измерение массы тела

Для проведения антропометрических исследований недостаточно знать только алгоритм измерения роста, необходимо также уметь определять вес человека. Измерение массы тела осуществляется на напольных весах. Пациент должен стоять на площадке неподвижно, чтобы погрешность при взвешивании не была более +/-50 граммов. В отличие от роста вес является нестабильным показателем и способен изменяться под влиянием множества факторов. Так, суточное колебание массы тела может достигать одного-двух килограммов.

Зная, как проводится измерение роста, веса будет запомнить крайне легко. Процедура тоже состоит из трех этапов.

Подготовка к измерению веса

  1. Сначала в соответствии с инструкцией следует проверить точность и исправность медицинских весов.
  2. Необходимо установить равновесие прибора, если используются механические конструкции - закрыть затвор.
  3. На площадку весов нужно постелить салфетку для однократного применения.
  4. Человек, проводящий процедуру, должен объяснить пациенту последовательность предстоящих действий.

Выполнение процедуры

  1. Обследуемому нужно предложить раздеться до нательного белья, а также разуться. Попросить его осторожно встать на площадку весов посередине.
  2. В момент вставания на панель измерения весов обследуемого необходимо придерживать за руку, в процессе измерения важно следить за его равновесием.
  3. Если используется механическая конструкция, нужно открыть затвор весов.
  4. Следуя инструкции по применению прибора, необходимо определить массу тела обследуемого.

Окончание процедуры

  1. Пациенту следует сообщить результаты измерения веса и помочь ему сойти с измерительной панели, при необходимости придержать за руку.
  2. С площадки весов нужно убрать салфетку и отправить ее в емкость, предназначенную для отходов.
  3. Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.
  4. Результаты необходимо записать в соответствующую документацию.

Алгоритм измерения роста у детей разного возраста

Самым стабильным показателем физического развития у детей выступает рост. Он отражает процесс развития организма ребенка. Как правило, существенные нарушения роста сопровождаются патологиями других систем и органов. Так, в случае замедления роста скелета зачастую в меньшей или большей степени замедляются дифференцировка и рост головного мозга, миокарда, скелетных мышц.

Как производится измерение роста новорожденного? Алгоритм требует наличия ростомера в виде доски шириной 40 и длиной 80 сантиметров. С левой стороны прибора должна иметься сантиметровая шкала с неподвижной поперечной планкой у начала и подвижной, легко передвигающейся по шкале поперечной планкой в конце.

Техника измерения роста грудничка

  1. Малыша необходимо уложить на спину таким образом, чтобы его голова касалась неподвижной поперечной планки ростомера. Она должна располагаться так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы были в одной горизонтальной плоскости.
  2. Мама ребенка или помощник измеряющего должны плотно зафиксировать голову младенца.
  3. Ноги новорожденного следует выпрямить путем легкого надавливания на коленки ладонью одной руки, а второй рукой нужно плотно к пяткам подвести подвижную планку ростомера, при этом стопы следует согнуть к голеням до прямого угла. Расстояние от неподвижной до подвижной планки и будет составлять рост ребенка. Нужно отмечать длину с точностью до миллиметра.

Как измерить рост у детей старшего возраста

Алгоритм измерения роста ребенка до года был представлен выше, а какая техника выполнения процедуры подойдет ребятишкам постарше? В этом случае требуется ростомер в виде деревянного бруска шириной восемь-десять сантиметров, длиной около двух метров и толщиной пять-семь сантиметров. Передняя вертикальная поверхность бруска должна содержать две шкалы деления в сантиметрах: слева - для измерения роста сидя, справа - стоя. Также должна иметься подвижная двадцатисантиметровая планка. К вертикальному бруску на уровне сорока сантиметров от деревянной площадки прикрепляется скамейка, чтобы измерить рост сидя.

Алгоритм измерения роста у детей от года и старше аналогичен тому, что используется для взрослых.

Масса тела ребенка

В сравнении с ростом вес малыша является более лабильным показателем, который отражает степень развития мышечной и костной систем, подкожной жировой клетчатки, внутренних органов, и зависит не только от конституциональных особенностей, но и от факторов внешней среды, таких как психические и физические нагрузки, питание и т. д.

Обычно алгоритм (как и алгоритм измерения роста) не вызывает сложностей. Деток до трех лет с массой до двадцати килограммов взвешивают на чашечных весах, состоящих из коромысла и лотка с нижней (в кг) и верхней (в г) шкалами делений. Ребятишек в возрасте от трех лет взвешивают на рычажных весах.

Измерение массы тела. Взвешивание детей до 2 летнего возраста проводят на лоточных весах, которые состоят из корпуса, лотка, подвижного коромысла с двумя шкалами делений (нижняя - в килограммах, верхняя - в граммах). На левой части коромысла находится противовес, на правой части – стреловидный отросток. Можно использовать электронные весы. Весы уравновешиваются перед взвешиванием каждого ребенка. Это достигается путем вращения противовеса до момента, когда стреловидный отросток коромысла будет находиться на одном уровне с неподвижным отростком на корпусе весов. Гири при этом находятся на нулевых делениях шкал. Весы следует устанавливать рядом с пеленальным столиком на неподвижной тумбочке. На лоток кладут сложенную в несколько раз чистую пеленку, весы уравновешивают вместе с пеленкой. Ребенка укладывают так, чтобы голова располагалась на широком конце лотка, а ноги – на узком. Перед работой и после окончания лоточную часть протирают 0,5% раствором хлорамина.

Взвешивание детей старше 2 летнего возраста производится на рычажных медицинских весах.

Независимо от возраста детей взвешивают утром натощак, желательно после мочеиспускания и дефекации.

Измерение длины тела. Рост детей грудного возраста измеряют при помощи специального горизонтального ростомера, который представляет собой доску прямоугольной формы длиной 80 см и шириной 40 см. Перед началом измерения ростомер протирают 0,5% раствором хлорамина и кладут пеленку. Ребенка, одетого в распашонку, укладывают на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась теменем к неподвижной поперечной планке ростомера, ноги выпрямляют в коленях и к подошвам прижимают подвижную поперечную планку ростомера. По боковой планке со шкалой определяют расстояние между неподвижной и подвижной планками (рост ребенка).

Измерение роста детей старшего возраста производится ростомером в положении стоя. Последний представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8-10 см и толщиной 5-7 см, установленную вертикально на деревянной площадке размером 75 х 50 см. На вертикальной доске нанесены две шкалы делений в сантиметрах: справа – для измерения роста в положении стоя, слева – в положении сидя. По доске скользит планка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста в положении сидя. Порядок измерения: ребенок становится на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке, в естественном выпрямленном положении, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, спиной и затылком, руки опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положение, при котором нижний угол глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку прикладывают к голове без надавливания.

Рост детей от 1 года до 3 лет измеряют при помощи того же ростомера, только вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет ведут по шкале слева. Установка головы и тела та же, что и при измерении роста детей более старшего возраста.

Измерение окружностей головы, груди, плеча, бедра, голени.

Окружность головы определяется наложением сантиметровой ленты, проводя её сзади по затылочной точке, а спереди по надбровным дугам.

Окружность груди измеряют трижды: при спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте выдоха. Ребенок должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по среднегрудинной точке. У девочек в пубертатном периоде с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудной железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность плеча измеряют дважды: при напряженных мышцах и при расслабленной мускулатуре руки. Руку ребенка в супинированном положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы, затем ребенка просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руку в локтевом суставе – производят первое измерение, после этого, не снимая ленты, делают второе измерение – при свободно опущенной руке. Это измерение является основным, используемым при расчетах. По разности окружностей, измеренных в напряженном и расслабленном состояниях руки, можно судить о развитии двуглавой мышцы плеча.

Окружность бедра измеряют наложением сантиметровой ленты под ягодичной складкой. Ребенок при этом должен стоять, расставив ноги на ширину плеч.

Окружность голени определяют в месте максимального объема икроножной мышцы.

Транспортировка больных

Транспортировка детей может осуществляться несколькими путями. Способ транспортировки больного ребенка в отделение определяется врачом. Дети, находящиеся в удовлетворительном состоянии, идут в отделение сами в сопровождении медицинского работника, детей младшего и грудного возраста несут на руках. Тяжелобольных транспортируют на носилках, установленных на специальной каталке. Все носилки-каталки должны быть заправлены чистыми простынями, а в холодное время года и одеялами. Простынь меняют после каждого больного, а одеяло проветривают. Некоторых больных доставляют в кресле-каталке. Приемное отделение должно быть обеспечено необходимым количеством носилок-каталок и кресел-каталок.

В палате тяжелобольного с носилок-каталки перекладывают на постель: одну руку подводят под лопатки, а другую под бедра больного, при этом ребенок руками обхватывает шею медицинской сестры. Если больного переносят два человека, то один поддерживает больного под лопатки и поясницу, второй – под ягодицы и голени.