Главная · Сбалансированное питание · Группы здоровья у детей. Четыре главных вопроса о группах здоровья детей-сирот

Группы здоровья у детей. Четыре главных вопроса о группах здоровья детей-сирот

Что такое группы здоровья, и что они означают? Этот вопрос остается одним из актуальных, которым задаются приемные родители. Мы продолжаем серию материалов с различными экспертами о разных аспектах этой темы. В прошлый раз мы говорили с , теперь — со специалистом-педиатром, а по совместительству, приемной мамой.

Какие диагнозы относятся к тем или иным группам? Кто их определяет? Насколько они достоверны? Какие прогнозы дают врачи о будущем малыша или подростка? Снимут ли диагнозы, которые были поставлены в детском доме, с ребенка, когда он будет жить в полноценной семье? На эти вопросы ответила

Что такое «группы здоровья»

Министерство здравоохранения Российской Федерации выпустило приказ в№621 от 30.12.2013 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Этот приказ регламентирует алгоритм оценки групп здоровья у детей от 3 до 17 лет. По этому приказу дети могут быть отнесены к 5 различным группам здоровья

1 группа – это здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие пороков развития и каких либо отклонений от нормы.

2 группа – к ней относятся практически здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения. Например, дети, перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, низкий вес или избыточный вес). В эту же группу входят часто болеющие дети и дети с физическими недостатками (последствиями травм или операций), но у которых сохранены все функции.

3 группа здоровья – к ней относятся дети, у которых есть хронические заболевания, с редкими обострениями и которые на момент осмотра находятся в стадии ремиссии. К этой группе относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций (то есть имеющиеся недостатки не должны ограничивать возможность обучения или труда ребенка).

4 группа здоровья — это дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии обострения или и стадии нестойкой клинической ремиссии (с частыми обострениями), которые ограничивают жизнедеятельность ребенка или требуют поддерживающей терапии. К этой группе относятся дети, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в некоторой степени, ограничивает возможность обучения или труда ребенка.

5 группа здоровья – к ней относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с частыми обострениями или непрерывными рецидивами, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, требующими постоянной терапии. А также дети с инвалидностью, дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Кто и как определяет группу здоровья

В реальной практике группу здоровья определяет участковый врач-педиатр или врач детского дома/дома ребенка, на основании осмотра, диспансеризации и/или дополнительных обследований.

В упомянутом приказе четко прописан алгоритм, основанный на международной классификации болезней, согласно которому у врача есть «диагностический коридор», в рамках которого он устанавливает группу здоровья

В детских домах группы здоровья определяются по общепринятому алгоритму. Вопрос в качестве проведенной диспансеризации. Детям до трех лет группа здоровья не ставится вообще. Старше трех лет и до 17 лет – согласно приказу Минздрава РФ.

Возможные сценарии развития событий

Стопроцентной гарантии, что взяв ребенка с 1-2 группой здоровья, вы получите реально здорового малыша или подростка, нет ни у кого. Сценариев развития событий много, но глобально, по-моему мнению, их четыре:

  1. В детском доме работает хороший врач, и диспансеризация проводится не формально. То есть, то, что написано в истории болезни воспитанника – правда. Это значит, что группа здоровья с большой долей вероятности выставлена правильно.
  2. В детском доме вообще нет врача, или он выполняет свои обязанности формально, и/или диспансеризация проведена тоже формально. Тогда здесь возможны такие варианты. Первый: гипердиагностика. Выставляется тот диагноз, которого нет. И от этого группа здоровья определена как более тяжелая. Второй: При этом варианте группа здоровья стоит, к примеру, вторая. А в реальности ребенок требует углубленного обследования и лечения.
  3. Выставлена правильная группа здоровья, например, третья. Но попав в домашнюю обстановку, ребенок « самоизлечивается». И через год-два его группа здоровья первая или вторая.
  4. Любой потенциальный приемный родитель должен отдавать себе отчет, что взяв даже здорового ребенка с 1 группой здоровья, это не дает гарантии, что с течением времени у ребенка не появится какое-либо заболевание, в том числе тяжелое и инвалидизирующее. И причина появления заболевания будет не в том, что врач сиротского учреждения работал плохо. Просто произошло стечение обстоятельств, наличие генетических предрасположенностей и т.д.

Как относиться к заявленным группам здоровья детей

Практически у каждого человека есть предпочтения и страхи: кто-то боится инфекций, кто-то просто не любит больницы, кому-то не комфортно в обществе людей с видимыми физическими недостатками, кто-то очень не хочет взять ребенка с .

Поэтому я посоветовала бы потенциальным приемным родителям честно для себя понять, какие именно заболевания для них не приемлемы, и сразу не рассматривать таких детей. Например: , туберкулез. При этом ребенок с ВИЧ может относится к 3, 4 и 5 группам здоровья, в зависимости от течения ВИЧ.

Хронические неинфекционные заболевания, например хронический бронхит, бронхиальная астма, хронический гастрит — от 3 до 5 групп здоровья, в зависимости от тяжести течения. При этом, например, наличие диагноза бронхиальная астма сразу относит ребенка к 3 группе здоровья. В настоящее время бронхиальная астма очень хорошо лечится, и большинство детей ведут абсолютно обычный образ жизни, включая учебу в школах и занятия спортом (правда, не профессиональным). Но группа здоровья будет не меньше 3.

При этом дети с расстройством личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга, с шизотипиями и неврастениями могут относится как ко 2, так и к 3 группам здоровья.

Первая группа здоровья — это раритет и среди домашних детей, в детском доме они встречаются еще реже . 2-3 группа здоровья это дети с отклонениями в здоровье, которые не мешают/или не сильно мешают обычной жизни. 4-5 группы здоровья — это дети со значимыми отклонениями по здоровью и дети с инвалидностью, но зачастую они могут доставлять меньше проблем, чем дети с 2 группой здоровья.

Для поступления в гимназию, лицей или языковую спецшколу требуется 1-2 группы здоровья, равно как и для занятий в специализированных спортивных школах. Это связано с тем, что на детей ложится повышенная нагрузка, которая может негативно сказаться на не совсем здоровых детях и ухудшить их соматический статус.

Другие полезные материалы

Появление на свет долгожданного малыша оставляет позади многие тревоги, которые испытывали родители в течение беременности. Но теперь появляются новые волнения, в том числе связанные со здоровьем ребенка, его состоянием и развитием.

Абсолютных гарантий, что новорождённый будет здоров, сегодня не могут дать ни строгие следования рекомендациям врачей во время беременности, ни плановые УЗИ и регулярные анализы.

Сразу после рождения, еще в родильном доме малышу ставят первые оценки его состояния. Это уже известная всем шкала Апгар, порой пугающая молодых родителей. Баллы от 0 до 2 выставляются на основании нескольких показателей состояния малыша в момент рождения, а затем суммируются. Всего показателей пять:

  • цвет и оттенок кожных покровов;
  • сердцебиение и пульс;
  • проявление рефлексов;
  • тонус мышц;
  • дыхание.

В большинстве случаев новорожденные получают от 7 до 10 баллов. Если эти цифры ниже, то молодые родители проявляют обеспокоенность состоянием новорожденного и его здоровьем.

Однако баллы ниже средних показателей по шкале Апгар показывают лишь состояние новорожденного в момент рождения и указывают на необходимость проведения каких-либо срочных медицинских процедур. Количество полученных по этой системе баллов не дает оценки интеллектуального потенциала или дальнейшего развития и здоровья малыша.

Большинство здоровых детей рождаются с весом от трех до четырех с половиной килограммов и с коэффициентом «рост-вес» в пределах 60-80%.


К показателям здоровья новорожденного относят срок его рождения. Так, у ребенка, рожденного в срок, организм развит полностью и готов к самостоятельному существованию. Недоношенные дети, рожденные раньше положенного срока, адаптируются к внешнему миру сложнее, поскольку их организм еще должен «дозреть» до состояния рожденного в срок, но уже вне материнской утробы.

Но это не значит, что все дети, рожденные раньше положенного срока, имеют в дальнейшем проблемы со здоровьем.

Период рождения малыша определяется сроком гестации. Гестационный возраст, или гестационный срок – это количество полных недель, прошедших с момента зачатия до появления ребенка на свет.

С учетом данного показателя ребенок, рожденный в срок, называется доношенным, а рожденный раньше установленного срока, – недоношенным. Кроме этого, бывают и переношенные дети.

Нормальным гестационным возрастом принято считать срок 37-42 недели. Рожденные в этот период малыши являются доношенными, их вес, как правило, более 2,5 кг, а рост составляет не менее 47 см. Организм таких деток развит полностью и готов к рождению и существованию вне материнского тела.

Недоношенными считают младенцев, рожденных на 22-37 неделе беременности, то есть раньше гестационного срока. Вес таких детей менее 2,5 кг, а рост не превышает 45 см.

Недоношенных деток в зависимости от срока рождения разделяют на:

  • зрелых, рожденных в 35-37 недель;
  • незрелых, появившихся на 32-34 неделе;
  • страдающих внутриутробной гипотрофией – рождены ранее 29 недели.

Здоровье ребенка зависит не только от срока его рождения, но и от многих других факторов.


После выписки из роддома обязательным является регулярное посещение педиатра, или участкового врача детской поликлиники. Первый визит к нему должен состояться, когда ребенку исполнится 1 месяц. Врач осмотрит малыша, проведет необходимые измерения, проверит анализы, обменную карту из роддома, проведет беседу с родителями. После этого педиатр оставит в карточке запись с указанием группы здоровья ребенка. Эта цифра вызывает обеспокоенность и массу вопросов у родителей. Что влияет на группу здоровья новорожденных, что означает сама цифра, для чего она нужна?

Группа здоровья новорожденного говорит о состоянии его здоровья. Она определяется по ряду факторов и присваивается на основании совокупности данных, которые собирает и анализирует участковый врач. Заключения докторов узких специальностей, возможные врожденные отклонения, склонности к каким-либо заболеваниям дают педиатру основания определить группу здоровья ребенка, которая, впрочем, может меняться с течением времени в лучшую или худшую сторону.

Для эффективного предупреждения недугов и отклонений, успешного лечения ребенка у педиатра и других врачей необходимо правильно определить группу здоровья у новорожденного. Это помогает предотвратить возникновение осложнений при лечении детей, а также своевременно и верно наметить профилактику заболеваний.

Группа здоровья, определенная врачом на первичном патронаже, может быть изменена уже к концу третьего года жизни ребенка. Участковый врач анализирует динамику физического и психологического развития малыша, состояние его здоровья и на основании ряда критериев может изменить группу здоровья.

Критерии для присвоения группы здоровья

Существует шесть критериев, которые используют медики при отнесении ребенка к одной из пяти групп здоровья.

Первый критерий - это особенности онтогенеза, или развития малыша от момента зачатия до настоящего времени, в него входят генеалогический, биологический, социальный анамнез.

Второй критерий , определяющий здоровье, - это уровень физического развития и степень его гармоничности.

Третий критерий - уровень нервно-психического развития.

Четвертый критерий - уровень резистентности организма.

Пятый критерий - уровень функционального состояния.

Шестой критерий - наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

I критерий - ранний онтогенез. Для оценки раннего онтогенеза педиатру необходимо собрать данные о семье ребенка. Это, прежде всего, родословная с составлением генеалогического анамнеза, в котором указывается количество близких родственников с отметкой о сроке жизни и причинах смерти, а также наследственные и хронические заболевания. Эти данные нужны для выявления предрасположенности ребенка к тем или иным болезням. Немаловажным фактором является и протекание беременности, ведь любые осложнения и неблагоприятные факторы в период вынашивания могли оказать негативное воздействие на здоровье ребенка.

II критерий - физическое развитие. Основными показателями физического развития ребенка являются биометрические данные, которые снимает педиатр при каждом осмотре в первые месяцы жизни малыша. Это масса, рост, объемы головы и грудной клетки. Полученные цифры врач сравнивает с данными центильной шкалы. На основе анализа их соотношения педиатр и определяет уровень физического развития, который измеряется в центилях:

  • очень низкий – показатель до трех центилей;
  • низкий – от 3 до 10 центилей;
  • сниженный – от 10 до 25 центилей;
  • средний – от 25 до 75 центилей;
  • повышенный уровень – от 75 до 90 центилей;
  • высокий и очень высокий – свыше 90 центилей.

III критерий – нервно-психическое развитие. Педиатр оценивает умения ребенка, способность к общению, уровень развития речи. Врач отталкивается от данных, которые приведены в специальных таблицах, где указаны показатели нормального уровня. Сравнивая полученные данные с нормой, врач делает вывод об уровне нервно-психического развития ребенка. Стоит отметить, что наличие каких-либо отклонений не является патологией

IV критерий – резистентность, или устойчивость детского организма к факторам внешней среды, к различного рода заболеваниям. Оценка этого критерия производится на основании ИОЗ (индекса частоты острых заболеваний) и формируется по количеству перенесенных за год болезней. Подразделяется на сниженный, низкий, очень низкий. Если ребенок более 4 раз за год болел ОРЗ, его считают часто болеющим.

V критерий рассматривается с точки зрения поведения ребенка, его функционального состояния. Эти факторы являются важными показателями развития малыша и могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях в его здоровье. У детей до года рассматривают эмоциональное состояние в целом: насколько ребенок весел и не капризен. Дети постарше, от 2 до 6 лет, уже характеризуются настроением. Учитывается, как ребенок спит, есть ли у него аппетит, насколько он активен. Важным показателем является наличие вредных привычек (например, сосание пальца).

VI критерий – нарушения здоровья и хронические заболевания. Врожденные пороки и отклонения могут проявиться сразу при рождении малыша или дать о себе знать в течение первого года жизни ребенка. Хронические заболевания могут появиться в результате перенесенных болезней, а могут возникнуть при рождении. Дети с подобными заболеваниями обычно находятся на постоянном диспансерном учете у педиатра.

Когда все данные собраны, проведены все необходимые исследования, педиатр анализирует получившуюся картину и принимает решение по отнесению ребенка к одной из пяти групп здоровья. В дальнейшем это позволяет участковому врачу и узким специалистам легче ориентироваться в состоянии здоровья ребенка.


На основании «Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей», утвержденной приказом Минздрава от 30.12.2003 №621 и «Правил комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних», утвержденной приказом Минздрава от 21.12.2017 №1346н, происходит распределение детей по группам здоровья.

На сегодняшний день существует пять групп здоровья:

  • I группа – здоровые малыши;
  • II группа – в целом здоровые дети, но имеющие риски возникновения каких-либо хронических отклонений; склонные к болезням, которые протекают длительно и часто с осложнениями;
  • III группа – новорожденные, имеющие хронические заболевания, отклонения в состоянии здоровья;
  • IV группа – дети с врожденными пороками;
  • V группа – дети-инвалиды.

К первой группе здоровья относят здоровых младенцев, рожденных здоровыми родителями. Как правило, в таких случаях беременность и роды прошли без осложнений у мамы и ребенка, и новорожденный получил от 8 до 10 баллов по Апгар. Как показывают исследования, это до 10% процентов малышей на участке врача.

II группа здоровья новорожденных – это в целом здоровые дети, но имеющие риски по срыву адаптации, а также те, кто склонен к развитию хронических заболеваний. Таких детей рождается большинство – от 40 до 60 процентов. Для более удобной работы педиатра вторая группа разделена на 2 подгруппы:

  • группа 2А;
  • группа 2Б.

В группу здоровья 2А попадают новорожденные, появившиеся на свет естественными родами от матери с узким тазом, недоношенные и переношенные в легкой степени младенцы. Дети физиологически незрелые, с отечным синдромом, токсической эритемой также относятся к группе здровья 2А.

К группе здоровья 2Б относят детей, вынашивание которых сопряжено с различного рода осложнениями. Как правило, у матерей есть какие-либо отклонения здоровья: хронические заболевания органов дыхания, эндокринопатии, заболевания сердечно-сосудистой системы, аллергические болезни, заболевания мочевыделительной системы. Сложные роды, кесарево сечение также свидетельствуют об отнесении ребенка к группе здоровья 2Б. У таких детей оценка по шкале Апгар составляет от 6 до 7 баллов. Многоплодная беременность, задержка внутриутробного развития, малый (до 2 кг) или большой (свыше 4 кг) вес младенца, более четырех малых анатомических аномалий дают врачу основание для записи ребенка в группу здоровья 2Б.

Родителям важно понимать, что при правильном построении работы педиатра в группах здоровья новорожденных 2А и 2Б в дальнейшем из этих детей могут вырасти вполне здоровые взрослые.

К третьей и четвертой группам здоровья относят около 20% детей. Это новорожденные с хроническими патологиями, дети с 1, 2 и 3 степенью недоношенности, сильно переношенные малыши, а также дети с родовыми травмами, асфиксией, внутриутробными инфекциями, врожденными пороками и хромосомными болезнями.

В пятую группу здоровья попадает около 10% деток. Сюда относят малышей с хронической патологией в стадии декомпенсации.


После присвоения ребенку той или иной группы здоровья педиатр составляет план работы с новорожденным. Частота осмотра младенца, количество анализов и диагностика врачами узких специальностей зависят от группы здоровья ребенка.

Детей 1 группы здоровья педиатр должен осмотреть в течение двух дней после выписки из роддома. Затем осмотр назначается на 14, 21 и 30 дни. В дальнейшем родители с ребенком регулярно, один раз в месяц в течение первого года жизни посещают поликлинику для профилактического осмотра.

Наблюдение за состоянием и здоровьем детей групп 2А и 2Б происходит аналогично с детьми первой группы здоровья. Выписанного из роддома младенца педиатр должен осмотреть в первые два дня, затем через две, три недели и месяц после рождения. В дальнейшем необходимо посещение поликлиники ежемесячно до года.

Новорожденного с третьей группой здоровья осматривают в первые сутки после выписки. В течение первого месяца осмотр производят каждые 5 дней. Затем ребенка наблюдают участковый врач и узкий специалист по индивидуальному графику.

Детей четвертой и пятой групп здоровья врач должен посетить в первый день после выписки, а затем осматривать 2 раза в неделю. По достижении месячного возраста ребенка начинает контролировать врач по основному заболеванию.

После того, как новорожденного выпишут из родильного дома, его обязательно ставят на учет в поликлинике по месту жительства. Делается это для квалифицированного контроля за ростом и развитием ребенка.

Регулярное посещение новорожденного педиатром и медицинской сестрой на дому в течение первого месяца жизни является важным условием для поддержания его здоровья и выявления патологий на ранних стадиях.

Оценка состояния новорожденного, присвоение ему одной из пяти групп здоровья нужны для выявления здоровых детей и тех малышей, которым требуется дополнительное внимание врачей, узких специалистов, а также специальное лечение и мероприятия по реабилитации.

Правильное диагностирование ребенка в младенчестве определяет в дальнейшем условия обучения, объем физической и умственной нагрузки и другие особенности жизнедеятельности в детских дошкольных учреждениях, в школе и в жизни вообще.

Поэтому присвоение новорожденному какой-либо группы здоровья производится не для разделения «по диагнозам», а для оценки возможностей и особенностей развития конкретного малыша.

В медицинской карте каждого ребенка присутствует отметка в виде цифры о здоровье. Что обозначает эта цифра? Группа здоровья у детей, таблица которой предусматривает наличие определенных данных, — это условный показатель, предполагающий оценку здоровья несовершеннолетних от рождения до достижения ими 17 лет. Оценка производится согласно сведениям о наличии заболеваний (как врожденных, так и приобретенных), функциональности иммунной системы и общем состоянии малыша.

Критерии для выведения оценки

Как правило, группа здоровья детей и подростков определяется при первом осмотре участковым педиатром после появления младенца на свет, но многие родители узнают о ней лишь по достижении ребенком 1,5-3 лет. Именно в это время малыша отдают в ясли или детский сад. Вот тогда и возникает вопрос о том, что означает цифра в медицинской карте.

Для определения той либо иной группы доктор оценивает состояние ребенка. Выставляется оценка, которая включает комплекс жизненных показателей. Как правило, оценка дается на момент осмотра.

При этом учитываются лишь текущие патологии. Все острые заболевания, не перешедшие в хроническую форму, остаются в прошлом. Это, в свою очередь, говорит о том, что с течением времени оценка состояния может варьироваться.

Постановка оценки базируется на следующих показателях:

  1. Отсутствие или наличие диагностированных заболеваний хронического характера, в том числе врожденных патологий.
  2. Уровень функциональности основных систем и органов (легких, печени, почек, сердца, желудка и т. п.). Для определения состояния применяются методы диагностики и анализа.
  3. Способность организма сопротивляться инфекционным агентам и неблагоприятным воздействиям. Учитывается частота возникновения острых инфекций и развития рецидивов уже имеющихся патологий.
  4. Соответствие психологического, физического и нервно-психологического развития возрасту. Учитываются такие показатели, как рост, вес, окружность головы и тела ребенка, которые сравниваются с принятыми стандартами физического развития и специальными таблицами. Физическое развитие ребенка на текущий момент оценивается путем сравнения с усредненными показателями для каждой конкретной возрастной группы.

Определение каждой из групп

Формирование детей проводится на основании Инструкции по комплексной оценке здоровья и Правил проведения оценки, утвержденных Министерством здравоохранения.

На сегодняшний день существует 5 групп, обозначаемых римскими цифрами от I до V.

Как правило, отсчет начинается с I группы здоровья у детей. Сюда входят исключительно здоровые дети и подростки, не имеющие каких-либо пороков развития или нарушений работы внутренних органов. Несовершеннолетние, относящиеся к этой категории, проходят медосмотры в сроки, определенные медицинскими нормами.

Вторая группа включает фактически здоровых детей и подростков, имеющих сниженную сопротивляемость организма к инфекционным агентам и небольшие проблемы со здоровьем. Обычно несовершеннолетние, включенные во вторую группу, отличаются нормальным или слабовыраженным отставанием психического и нервно-психологического развития.

Основные критерии определения детей ко II группе здоровья:

  1. Отсутствие патологий хронического характера на фоне незначительных морфо- и функциональных проблем. Для грудных младенцев этим может являться отягощенный анамнез матери во время беременности (патологии, токсикозы, тяжелые роды и т. п.).
  2. Реконвалесцентность, или выздоровление после патологий, имеющих инфекционный характер со средней или высокой тяжестью течения.
  3. Отставание в физическом развитии, не связанное с эндокринными нарушениями (низкий рост, половое созревание, дефицит массы тела) или слишком большим весом.
  4. Повышенная частота возникновения острых респираторных заболеваний или их длительное течение.
  5. Недостатки физического плана, последствия травм или органосохраняющих операций.

Нахождение ребенка в данной категории предполагает более тщательное наблюдение со стороны педиатров. Как правило, контроль состояния осуществляется с помощью ежегодных профилактических осмотров.

Последующие группы

III группа здоровья ребенка предполагает включение несовершеннолетних:

  • с патологиями хронического характера, отличающимися длительными ремиссиями и редкими обострениями;
  • имеющих физические недостатки вследствие травм и оперативных вмешательств при условии полной компенсации нарушений функциональности систем и органов и без ограничений в обучении и труде;
  • с нормальным нервно-психологическим развитием или с небольшой его задержкой;
  • с физическими показателями, соответствующими общепринятым, при дефиците/избытке веса 1 и 2 степени или с низким ростом.

Дети с хроническими заболеваниями в активной фазе или отличающимися частыми рецидивами включаются в IV группу. Сюда же относят несовершеннолетних с полной или неполной компенсацией функцией органов вследствие травм и хирургических вмешательств. 4 группа здоровья предполагает регулярное поддерживающее лечение и наблюдение за детьми.

V группа здоровья у ребенка включает несовершеннолетних с наиболее явно выраженными патологиями хронического вида, сопровождающимися редкими ремиссиями и частыми рецидивами, с тяжелыми нарушениями органов и наличием серьезных осложнений. Кроме того, в данную группу попадают дети-инвалиды с физическими отклонениями, последствиями травм и оперативных вмешательств, несовместимыми с нормальным обучением и трудом.

Несовершеннолетние, включенные в группы с III по IV, нуждаются в регулярном диспансерном наблюдении. В зависимости от динамики состояния группы могут меняться как в сторону повышения, так и в сторону понижения.

2 группа здоровья самая распространенная. К ней, по общим оценкам, относятся более 50% всех несовершеннолетних рассматриваемого возраста. Кроме того, данная группа имеет несколько подгрупп (таблица 1).

Некоторые родители беспокоятся, что ребенок относится не к первой, а ко второй группе. Такая оценка не указывает на физические отклонения малыша, а лишь показывает, что ему необходимы пристальное внимание и забота.

Судя по состоянию здоровья ребенка, который только что появился на свет, его относят к определенной группе здоровья. Именно этот показатель будет решающим при определении физической нагрузки детей в детском саду и школе.

Для того чтобы следить за здоровьем и развитием детей, проводят:

Углубленное исследование. Во время него оценивается состояние здоровья ребенка в периоды эпикриза с последующими рекомендациями специалистов для дальнейшего полноценного развития малыша.

Выявление на ранних стадиях различных заболеваний и оздоровление ребенка, целью которого является предотвращение формирования хронического заболевания.

Педиатр определяет группу здоровья, принимая во внимание все осмотры специалистов.

Выделяют несколько критериев для того, чтобы оценить состояние здоровья ребенка:

1 критерий – наблюдаются ли отклонения в раннем онтогенезе.

2 критерий – развитие в физическом плане.

3 критерий – нервно-психическое развитие.

4 критерий – сопротивляемость организма различным болезненным факторам.

5 критерий – состояние органов и систем.

6 критерий – есть ли хронические болезни или врожденные заболевания.

Таким образом, определение группы здоровья происходит, исходя из перечисленных выше критериев. Итак, у ребенка 2 группа здоровья. Что это означает?

Характеристики 2 группы здоровья

Нужно понимать, что группа здоровья – это не что иное, как состояние здоровья ребенка и предрасположенность его к различным заболеваниям, а также присутствие врожденных болезней. Ко 2 группе здоровья принадлежат дети, у которых наблюдаются незначительные проблемы со здоровьем. Они, как правило, чаще болеют, например, ОРЗ, может присутствовать лишний вес или вероятность возникновения аллергии.

2 группа здоровья у новорожденных бывает чаще всего. Потому что в настоящее время полностью здоровых детей не рождается, даже если мать не страдает никакими заболеваниями. Отношение человека к той или иной группе здоровья устанавливается не только в родильном доме, но и сопровождает его всю жизнь.

Выделяют еще две подгруппы среди детей, которых отнесли ко 2 группе

2-А – это дети, которые имеют биологические, генетические и социальные факторы для развития заболеваний, но они здоровы по остальным критериям.

Генетические факторы – это наличие родственников с различными заболеваниями, которые могут передаваться из поколения в поколение. Например, сахарный диабет, заболевания сердца, аллергия и прочие.

Биологические факторы – это отклонения, которые возникли в период беременности и родов у матери. Это быстрые или наоборот долгие роды, кесарево сечение, длительное нахождение плода без околоплодных вод, патологии плаценты, неправильное расположение плода и так далее.

К социальным факторам относятся курение, алкоголизм родителей, работа родителей на вредном производстве, заболевания матери хронического характера, слишком ранняя или поздняя беременность. Наличие инфекций, которые могут передаваться половым путем, угроза преждевременных родов или выкидыша у матери. Плохое питание в период беременности и нарушение общего режима.

2-Б – это дети, которые имеют морфологические и функциональные изменения. Новорожденные, которые относятся к этой подгруппе, перенесли какое-либо заболевание в первые дни или часы жизни и после выписки из роддома у них еще сохраняются какие-то отклонения. Такие малыши часто болеют, присутствуют аномалии конституции и другие отклонения в здоровье.

При выписке из роддома указывается группа риска, и, судя по ней, педиатр должен составить план наблюдений, обследований, проводить профилактические мероприятия (закаливание, прививки). При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Наблюдать за детьми, которые принадлежат к подгруппе 2-Б необходимо в домашних условиях до трех месяцев.

Итак, что такое группа здоровья 2, и как можно отнести детей раннего возраста и дошкольников к ней?

Выделяют ряд отклонений, по которым можно судить о состоянии здоровья ребенка:

Многоплодная беременность.

Незрелость плода, плод переношен, недоношенность.

Поражение ЦНС.

Гипотрофия 1 степени.

Инфицирование в утробе матери.

Небольшой вес при рождении.

Избыточный вес при рождении (4 кг и более).

Начальный период рахита, 1 степень рахита и его остаточные явления.

Присутствие аномалий в конституции.

Изменения, которые касаются сердечно-сосудистой системы, изменение артериального давления, пульса.

Частые заболевания, в том числе респираторные.

Нарушения функций ЖКТ – отсутствие аппетита, боли в животе и прочее.

2 группа здоровья у ребенка – это еще не показатель того, все отклонения должны присутствовать в медицинской карте. Достаточно всего одного или нескольких. По самому тяжелому отклонению определяется группа здоровья.

Все родители легко могут узнать, к какой группе здоровья относится их ребенок. Этой информацией владеет каждый участковый врач, и даже медсестра сможет дать пояснения. Ведь группа здоровья ребенка не является врачебной тайной.

Наблюдение за здоровьем детей в детских учреждениях

Информация о детях со 2 гр. здоровья обязательно должна быть у медсестры детского учреждения. Если ребенок принадлежит к этой группе, то на уроках физкультуры ему предлагается специально разработанный для таких детей комплекс упражнений. Нагрузки для них должны быть ниже. Но это совсем не означает отказ от занятий спортом. Если имеется 2 группа здоровья у ребенка, то таким детям часто назначают занятия лечебной физкультурой.

Ко всему прочему необходимо медицинское наблюдение за детьми, которые относятся к этой группе. Так как у них возможен высокий риск развития различных патологий. Основной метод, который позволяет получить оценку состояния здоровья детей - это профилактический осмотр, который проводят медики.

Существует также алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет. Детей осматривают:

В 3 года (перед поступлением в детский сад);

В 5 с половиной или 6 лет (за год до начальной школы);

В 8 лет, когда ребенок заканчивает 1 класс школы;

В 10 лет, когда ребенок переходит в среднюю школу;

В 14-15 лет.

Если в результате осмотра показатели здоровья ребенка имеют отношение к выделенным Министерством здравоохранения РФ классам и группам болезней, то его относят к определенной группе здоровья.

Занятия физкультурой с детьми 2 группы здоровья

Для того чтобы уроки физкультуры проходили эффективно и без риска для здоровья школьников, последних относят к одной из трех групп (основная, подготовительная и специальная). Деление производит педиатр или терапевт в конце учебного года, но окончательный вердикт специалист выносит только после повторного осмотра перед началом следующего учебного года.

Если у ребенка 2 группа здоровья по физкультуре, то он относится к подготовительной медицинской группе. Это практически здоровые дети, но имеющие те или иные отклонения, слабо подготовленные физически. Школьникам можно заниматься физической культурой, но с условием постепенного усвоения необходимых двигательных умений и навыков. Соблюдается дозировка физической нагрузки, исключаются противопоказанные движения.

Если имеется 2 группа здоровья у ребенка, то тогда ему запрещено выполнять тестовые задания на уроках и участвовать в спортивных мероприятиях. Но специалисты настоятельно рекомендуют проводить дополнительные занятия физкультурой дома или в школе.

Задачи физического воспитания школьников, имеющих 2 группу здоровья:

Укрепление и улучшение здоровья;

Улучшение физического развития;

Освоение важных двигательных навыков, качеств и умений;

Улучшение адаптации организма к физическим нагрузкам;

Закаливание и увеличение сопротивляемости организма к болезням;

Формирование интереса к постоянным занятиям физической культурой, развитие волевых качеств;

Воспитание положительного отношения к ЗОЖ;

Освоение комплекса упражнений, которые благоприятно воздействуют на состояние организма ребенка, принимая во внимание имеющееся заболевание;

Соблюдение правильного режима отдыха и труда, гигиены, полноценного питания.

Заключение

Таким образом, 2 группа здоровья у ребенка – это не приговор. Не стоит считать его неполноценным или неизлечимо больным. Принадлежность ребенка к этой группе означает, что ему необходим чуткий уход, нужно постоянно следить за состоянием его здоровья, дабы избежать неприятных последствий.

Дети с такой группой здоровья ведут обычный образ жизни и прекрасно развиваются, они ни чем не отличаются от других малышей.

fb.ru

Группы здоровья новорожденных


Появление на свет долгожданного малыша оставляет позади многие тревоги, которые испытывали родители в течение беременности. Но теперь появляются новые волнения, в том числе связанные со здоровьем ребенка, его состоянием и развитием.

Абсолютных гарантий, что новорождённый будет здоров, сегодня не могут дать ни строгие следования рекомендациям врачей во время беременности, ни плановые УЗИ и регулярные анализы.

Состояние здоровья новорожденного

Сразу после рождения, еще в родильном доме малышу ставят первые оценки его состояния. Это уже известная всем шкала Апгар, порой пугающая молодых родителей. Баллы от 0 до 2 выставляются на основании нескольких показателей состояния малыша в момент рождения, а затем суммируются. Всего показателей пять:

  • цвет и оттенок кожных покровов;
  • сердцебиение и пульс;
  • проявление рефлексов;
  • тонус мышц;
  • дыхание.

В большинстве случаев новорожденные получают от 7 до 10 баллов. Если эти цифры ниже, то молодые родители проявляют обеспокоенность состоянием новорожденного и его здоровьем.

Однако баллы ниже средних показателей по шкале Апгар показывают лишь состояние новорожденного в момент рождения и указывают на необходимость проведения каких-либо срочных медицинских процедур. Количество полученных по этой системе баллов не дает оценки интеллектуального потенциала или дальнейшего развития и здоровья малыша.

Большинство здоровых детей рождаются с весом от трех до четырех с половиной килограммов и с коэффициентом «рост-вес» в пределах 60-80%.

Срок рождения ребенка

К показателям здоровья новорожденного относят срок его рождения. Так, у ребенка, рожденного в срок, организм развит полностью и готов к самостоятельному существованию. Недоношенные дети, рожденные раньше положенного срока, адаптируются к внешнему миру сложнее, поскольку их организм еще должен «дозреть» до состояния рожденного в срок, но уже вне материнской утробы.

Но это не значит, что все дети, рожденные раньше положенного срока, имеют в дальнейшем проблемы со здоровьем.

Период рождения малыша определяется сроком гестации. Гестационный возраст, или гестационный срок – это количество полных недель, прошедших с момента зачатия до появления ребенка на свет.

С учетом данного показателя ребенок, рожденный в срок, называется доношенным, а рожденный раньше установленного срока, – недоношенным. Кроме этого, бывают и переношенные дети.

Нормальным гестационным возрастом принято считать срок 37-42 недели. Рожденные в этот период малыши являются доношенными, их вес, как правило, более 2,5 кг, а рост составляет не менее 47 см. Организм таких деток развит полностью и готов к рождению и существованию вне материнского тела.

Недоношенными считают младенцев, рожденных на 22-37 неделе беременности, то есть раньше гестационного срока. Вес таких детей менее 2,5 кг, а рост не превышает 45 см.

Недоношенных деток в зависимости от срока рождения разделяют на:

  • зрелых, рожденных в 35-37 недель;
  • незрелых, появившихся на 32-34 неделе;
  • страдающих внутриутробной гипотрофией – рождены ранее 29 недели.

Здоровье ребенка зависит не только от срока его рождения, но и от многих других факторов.

Группа здоровья у новорожденных

После выписки из роддома обязательным является регулярное посещение педиатра, или участкового врача детской поликлиники. Первый визит к нему должен состояться, когда ребенку исполнится 1 месяц. Врач осмотрит малыша, проведет необходимые измерения, проверит анализы, обменную карту из роддома, проведет беседу с родителями. После этого педиатр оставит в карточке запись с указанием группы здоровья ребенка. Эта цифра вызывает обеспокоенность и массу вопросов у родителей. Что влияет на группу здоровья новорожденных, что означает сама цифра, для чего она нужна?

Группа здоровья новорожденного говорит о состоянии его здоровья. Она определяется по ряду факторов и присваивается на основании совокупности данных, которые собирает и анализирует участковый врач. Заключения докторов узких специальностей, возможные врожденные отклонения, склонности к каким-либо заболеваниям дают педиатру основания определить группу здоровья ребенка, которая, впрочем, может меняться с течением времени в лучшую или худшую сторону.

Для эффективного предупреждения недугов и отклонений, успешного лечения ребенка у педиатра и других врачей необходимо правильно определить группу здоровья у новорожденного. Это помогает предотвратить возникновение осложнений при лечении детей, а также своевременно и верно наметить профилактику заболеваний.

Группа здоровья, определенная врачом на первичном патронаже, может быть изменена уже к концу третьего года жизни ребенка. Участковый врач анализирует динамику физического и психологического развития малыша, состояние его здоровья и на основании ряда критериев может изменить группу здоровья.

Критерии для присвоения группы здоровья

Существует шесть критериев, которые используют медики при отнесении ребенка к одной из пяти групп здоровья.

Первый критерий - это особенности онтогенеза, или развития малыша от момента зачатия до настоящего времени, в него входят генеалогический, биологический, социальный анамнез.

Второй критерий, определяющий здоровье, - это уровень физического развития и степень его гармоничности.

Третий критерий - уровень нервно-психического развития.

Четвертый критерий - уровень резистентности организма.

Пятый критерий - уровень функционального состояния.

Шестой критерий - наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

I критерий - ранний онтогенез. Для оценки раннего онтогенеза педиатру необходимо собрать данные о семье ребенка. Это, прежде всего, родословная с составлением генеалогического анамнеза, в котором указывается количество близких родственников с отметкой о сроке жизни и причинах смерти, а также наследственные и хронические заболевания. Эти данные нужны для выявления предрасположенности ребенка к тем или иным болезням. Немаловажным фактором является и протекание беременности, ведь любые осложнения и неблагоприятные факторы в период вынашивания могли оказать негативное воздействие на здоровье ребенка.

II критерий - физическое развитие. Основными показателями физического развития ребенка являются биометрические данные, которые снимает педиатр при каждом осмотре в первые месяцы жизни малыша. Это масса, рост, объемы головы и грудной клетки. Полученные цифры врач сравнивает с данными центильной шкалы. На основе анализа их соотношения педиатр и определяет уровень физического развития, который измеряется в центилях:

  • очень низкий – показатель до трех центилей;
  • низкий – от 3 до 10 центилей;
  • сниженный – от 10 до 25 центилей;
  • средний – от 25 до 75 центилей;
  • повышенный уровень – от 75 до 90 центилей;
  • высокий и очень высокий – свыше 90 центилей.

III критерий – нервно-психическое развитие. Педиатр оценивает умения ребенка, способность к общению, уровень развития речи. Врач отталкивается от данных, которые приведены в специальных таблицах, где указаны показатели нормального уровня. Сравнивая полученные данные с нормой, врач делает вывод об уровне нервно-психического развития ребенка. Стоит отметить, что наличие каких-либо отклонений не является патологией

IV критерий – резистентность, или устойчивость детского организма к факторам внешней среды, к различного рода заболеваниям. Оценка этого критерия производится на основании ИОЗ (индекса частоты острых заболеваний) и формируется по количеству перенесенных за год болезней. Подразделяется на сниженный, низкий, очень низкий. Если ребенок более 4 раз за год болел ОРЗ, его считают часто болеющим.

V критерий рассматривается с точки зрения поведения ребенка, его функционального состояния. Эти факторы являются важными показателями развития малыша и могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях в его здоровье. У детей до года рассматривают эмоциональное состояние в целом: насколько ребенок весел и не капризен. Дети постарше, от 2 до 6 лет, уже характеризуются настроением. Учитывается, как ребенок спит, есть ли у него аппетит, насколько он активен. Важным показателем является наличие вредных привычек (например, сосание пальца).

VI критерий – нарушения здоровья и хронические заболевания. Врожденные пороки и отклонения могут проявиться сразу при рождении малыша или дать о себе знать в течение первого года жизни ребенка. Хронические заболевания могут появиться в результате перенесенных болезней, а могут возникнуть при рождении. Дети с подобными заболеваниями обычно находятся на постоянном диспансерном учете у педиатра.

Когда все данные собраны, проведены все необходимые исследования, педиатр анализирует получившуюся картину и принимает решение по отнесению ребенка к одной из пяти групп здоровья. В дальнейшем это позволяет участковому врачу и узким специалистам легче ориентироваться в состоянии здоровья ребенка.

Пять групп здоровья у новорожденных

На основании «Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей», утвержденной приказом Минздрава от 30.12.2003 №621 и «Правил комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних», утвержденной приказом Минздрава от 21.12.2017 №1346н, происходит распределение детей по группам здоровья.

На сегодняшний день существует пять групп здоровья:

  • I группа – здоровые малыши;
  • II группа – в целом здоровые дети, но имеющие риски возникновения каких-либо хронических отклонений; склонные к болезням, которые протекают длительно и часто с осложнениями;
  • III группа – новорожденные, имеющие хронические заболевания, отклонения в состоянии здоровья;
  • IV группа – дети с врожденными пороками;
  • V группа – дети-инвалиды.

К первой группе здоровья относят здоровых младенцев, рожденных здоровыми родителями. Как правило, в таких случаях беременность и роды прошли без осложнений у мамы и ребенка, и новорожденный получил от 8 до 10 баллов по Апгар. Как показывают исследования, это до 10% процентов малышей на участке врача.

II группа здоровья новорожденных – это в целом здоровые дети, но имеющие риски по срыву адаптации, а также те, кто склонен к развитию хронических заболеваний. Таких детей рождается большинство – от 40 до 60 процентов. Для более удобной работы педиатра вторая группа разделена на 2 подгруппы:

В группу здоровья 2А попадают новорожденные, появившиеся на свет естественными родами от матери с узким тазом, недоношенные и переношенные в легкой степени младенцы. Дети физиологически незрелые, с отечным синдромом, токсической эритемой также относятся к группе здровья 2А.

К группе здоровья 2Б относят детей, вынашивание которых сопряжено с различного рода осложнениями. Как правило, у матерей есть какие-либо отклонения здоровья: хронические заболевания органов дыхания, эндокринопатии, заболевания сердечно-сосудистой системы, аллергические болезни, заболевания мочевыделительной системы. Сложные роды, кесарево сечение также свидетельствуют об отнесении ребенка к группе здоровья 2Б. У таких детей оценка по шкале Апгар составляет от 6 до 7 баллов. Многоплодная беременность, задержка внутриутробного развития, малый (до 2 кг) или большой (свыше 4 кг) вес младенца, более четырех малых анатомических аномалий дают врачу основание для записи ребенка в группу здоровья 2Б.

Родителям важно понимать, что при правильном построении работы педиатра в группах здоровья новорожденных 2А и 2Б в дальнейшем из этих детей могут вырасти вполне здоровые взрослые.

К третьей и четвертой группам здоровья относят около 20% детей. Это новорожденные с хроническими патологиями, дети с 1, 2 и 3 степенью недоношенности, сильно переношенные малыши, а также дети с родовыми травмами, асфиксией, внутриутробными инфекциями, врожденными пороками и хромосомными болезнями.

В пятую группу здоровья попадает около 10% деток. Сюда относят малышей с хронической патологией в стадии декомпенсации.

Педиатрическое наблюдение за новорожденными

После присвоения ребенку той или иной группы здоровья педиатр составляет план работы с новорожденным. Частота осмотра младенца, количество анализов и диагностика врачами узких специальностей зависят от группы здоровья ребенка.

Детей 1 группы здоровья педиатр должен осмотреть в течение двух дней после выписки из роддома. Затем осмотр назначается на 14, 21 и 30 дни. В дальнейшем родители с ребенком регулярно, один раз в месяц в течение первого года жизни посещают поликлинику для профилактического осмотра.

Наблюдение за состоянием и здоровьем детей групп 2А и 2Б происходит аналогично с детьми первой группы здоровья. Выписанного из роддома младенца педиатр должен осмотреть в первые два дня, затем через две, три недели и месяц после рождения. В дальнейшем необходимо посещение поликлиники ежемесячно до года.

Новорожденного с третьей группой здоровья осматривают в первые сутки после выписки. В течение первого месяца осмотр производят каждые 5 дней. Затем ребенка наблюдают участковый врач и узкий специалист по индивидуальному графику.

Детей четвертой и пятой групп здоровья врач должен посетить в первый день после выписки, а затем осматривать 2 раза в неделю. По достижении месячного возраста ребенка начинает контролировать врач по основному заболеванию.

После того, как новорожденного выпишут из родильного дома, его обязательно ставят на учет в поликлинике по месту жительства. Делается это для квалифицированного контроля за ростом и развитием ребенка.

Регулярное посещение новорожденного педиатром и медицинской сестрой на дому в течение первого месяца жизни является важным условием для поддержания его здоровья и выявления патологий на ранних стадиях.

Оценка состояния новорожденного, присвоение ему одной из пяти групп здоровья нужны для выявления здоровых детей и тех малышей, которым требуется дополнительное внимание врачей, узких специалистов, а также специальное лечение и мероприятия по реабилитации.

Правильное диагностирование ребенка в младенчестве определяет в дальнейшем условия обучения, объем физической и умственной нагрузки и другие особенности жизнедеятельности в детских дошкольных учреждениях, в школе и в жизни вообще.

Поэтому присвоение новорожденному какой-либо группы здоровья производится не для разделения «по диагнозам», а для оценки возможностей и особенностей развития конкретного малыша.

2poloski.com

Группа здоровья 2 у ребенка

Нередко родители могут обнаружить запись в карточке ребенка, которая относит его к той или иной группе здоровья. Чаще всего ребенка относят ко второй группе здоровья (около 60%), но по каким критериям ребенка причисляют ко 2 группе здоровья, знают не все. Сегодня мы попытается в этом разобраться.

Как определить группу здоровья ребенка?

Группу здоровья определяют исходя из оценки уровня физического и нервно-психического развития, которые включают степень готовности организма противостоять неблагоприятным факторам, наличие или отсутствие хронических заболеваний.

При отнесении детей к определенной группе здоровья не обязательно, чтобы дети имели отклонения по всем критериям здоровья. Группа здоровья определяется по наличию самого ярко выраженного или тяжелого отклонения, или группы критериев.

Группа здоровья определяется врачом после заключения медицинского осмотра и сбора необходимых анализов.

Что значит 2 группа здоровья?

Ко 2 группе здоровья относятся здоровые дети, которые подвержены «риску» развития хронических заболеваний. В раннем детстве детей 2 группы разделяют на подгруппы.

  1. Группа здоровья 2-А у ребенка, включает «угрожаемых детей», у которых есть неблагоприятная наследственность или неудовлетворительные условия проживания, что может напрямую влиять на их физическое и психическое здоровье.
  2. Группа здоровья 2-Б у ребенка, объединяет детей, которые имеют некоторые функциональные и морфологические отклонения: например, дети с аномальными конструкциями, часто болеющие дети.

Ребенка дошкольного и младшего школьного возраста относят ко 2 группе здоровья при наличии следующих критериев:

  • многоплодная беременность;
  • недоношенность или переношеннсоть;
  • внутриутробное поражение центральной нервной системы;
  • перинатальное ифицирование;
  • низкая масса тела при рождении;
  • избыточная масса тела при рождении;
  • рахит на начальной стадии или остаточные явления;
  • дефицит массы тела (гипотрофия) 1-й степени;
  • избыток массы тела (гипертрофия) 1-й или 2-й степени;
  • аномалии конституции (экссудативно-катаральный или нервно-артрический диатезы);
  • функциональные изменения сердечнососудистой системы (шумы, склонность к повышению или понижению артериального давления, аритмия);
  • частые острые респираторные заболевания (более 4-6 раз в год);
  • пониженный гемоглобин;
  • дисфункция желудочно-кишечного тракта (нарушение аппетита, боли в животе);
  • переход отрицательной пробы Манту в положительный;
  • состояние после перенесения острого инфекционного заболевания (пневмония, болезнь Боткина и др.);
  • состояние после перенесения неотложных хирургических операций.

Что такое основная и подготовительная группы здоровья?

На основании медицинского заключения детей младшего школьного возраста 2 группы определяют в основную или подготовительную группу здоровья.

К 2-й основной группе здоровья относят детей, которые имеют некоторые заболевания, не влияющие на двигательную активность, а также школьников, у которых незначительные функциональные изменения не мешают нормальному физическому развитию. К примеру, школьники с умеренно выраженной избыточной массой тела, нарушениями работы некоторых внутренних органов или с кожно-аллергическими реакциями.

Детям, относящимся к данной группе, разрешается заниматься физическими упражнениями в полном объеме согласно учебной программе физического воспитания. Также таким школьникам рекомендованы занятия в спортивных кружках и секциях.

Ко 2-й подготовительной группе здоровья причисляют детей, которые имеют некоторое отставание в физическом развитии ввиду отклонений состояния здоровья. В подготовительную группу относят детей, которые недавно перенесли острые заболевания, а также тех, у кого болезнь перешла в хроническую форму. Занятия в специальной группе здоровья направлены на то, чтобы повысить физическую подготовку детей до нормального уровня.

Программа физической подготовки для таких детей должна быть ограничена, в частности детям из подготовительной группы противопоказаны большие объемы физических нагрузок.

Для медицинской оценки общего состояния организма взрослого человека, а также для контроля развития организма ребенка в российском здравоохранении было введено понятие групп здоровья. Чтобы эффективно и своевременно оказывать пациенту необходимую помощь, после прохождения диспансеризации в медицинскую карту больного заводится информация о наличии или отсутствии у него хронических заболеваний и функциональных нарушений и присваивается соответствующая подгруппа.

Что такое группы здоровья

С 2013 года в нашей стране проводится ежегодная диспансеризация с целью улучшения поддержки здоровья населения, своевременного выявления тяжелых хронических заболеваний, являющихся причиной ранней потери работоспособности и высокого уровня смертности. По ее результатам каждому гражданину присваивается соответствующая его состоянию группа здоровья у взрослых, оцениваются факторы риска, проводятся профилактические медицинские мероприятия, выдаются рекомендации, в зависимости от стадии обострения заболевания.

Детские подгруппы здоровья представляют собой условную шкалу, каждый пункт которой описывает основные критерии развития растущего организма, показатели здоровья и прогноз на будущее. Соответствующая подгруппа присваивается педиатром на основании результатов общих анализов, пройденных обследований, информации о врожденных патологиях (если таковые имеются). В процессе развития малыша она может измениться в связи с улучшением или ухудшением состояния здоровья ребенка.

Группы здоровья взрослого населения

Каждый гражданин РФ, достигший двадцатиоднолетнего возраста, согласно действующему законодательству, имеет право обратиться в медицинское учреждения для прохождения профилактического осмотра или диспансеризации. Классификация по группам производится на основании таких показателей здоровья, как наличие опасных хронических заболеваний, уровень физической активности, наличие вредных привычек. Обследование направлено на своевременное выявление:

На основании полученных в результате обследования данных, терапевт определяет, к какой подгруппе отнести пациента, и, в соответствии с его состоянием, принимает решение о необходимости дополнительных обследований второго этапа, направляет к узкому специалисту (гастроэнтерологу, хирургу, онкологу). После прохождения второго этапа, дополнительных анализов и консультаций все данные заносятся в паспорт здоровья, выдаваемый больному на руки.

1 группа

К первой подгруппе относят здоровых граждан, у которых, согласно результатам медицинского обследования, не выявлены какие-либо заболевания, не обнаружены отклонения от нормы, изменения состояния внутренних органов и систем. Нормальный уровень всех показателей не предполагает постоянного наблюдения, терапевт выдает общие рекомендации по соблюдению принципов здорового образа жизни, прохождению желательных лечебно-оздоровительных процедур.

2 группа

Выявление у пациента болезни, не влияющей на ограничение его работоспособности, активности, не приводящей к серьезным ухудшениям функций организма, позволяет отнести больного к следующей подгруппе. Вторая подгруппа у взрослых предполагает хроническое заболевание в стадии ремиссии без обострений. Ее представителям рекомендуется группа ЛФК и прохождение профилактического осмотра не реже 2 раз в год.

3 группа

Граждане с обострениями хронических неинфекционных заболеваний относятся к третьей подгруппе, подлежат обязательной диспансеризации с целью получения необходимой медицинской помощи. При регулярных обострениях имеющейся болезни пациент этой группы может быть временно или полностью ограничен в работоспособности, при этом он может претендовать на получение инвалидности.

4 группа

К четвертой группе относят пациентов, не имеющих на данный момент установленного хронического заболевания, но нуждающихся в диспансерном наблюдении из-за высокого риска его развития. Они в установленном порядке проходят необходимые диагностические процедуры, получают специальные медицинские рекомендации, подлежат регулярному наблюдению узкопрофильного специалиста.

Методы формирования групп риска взрослого населения

Есть группы населения, из-за ряда факторов подверженные развитию серьезных хронических заболеваний, их называют группами риска. В соответствии с этими факторами их подразделяют на:

Группы здоровья у детей

Педиатрия это понятие применяет для оценки развития физического и психического состояния ребенка, в соответствии с его возрастом, антропометрическими и другими данными. После присвоения соответствующей подгруппы родителям даются рекомендации с учетом сделанных выводов о необходимых мерах укрепления здоровья, о подготовительной медицинской помощи для больных детей, необходимом уровне физической нагрузки, соответствующей состоянию ребенка.

Критерии оценки состояния здоровья детей

Для комплексной оценки всех показателей здоровья и развития ребенка его осматривает не только врач педиатр, но и ряд узких специалистов: окулист, кардиолог, невропатолог и другие. Подгруппа присваивается на основании данных, полученных в результате каждого конкретного осмотра и может меняться с возрастом ребенка. Основными критериями для оценки служат:

  • наследственные факторы (выводы делаются после опроса родителей новорожденного, исходя из информации медицинского анамнеза ближайших родственников);
  • антропометрические данные, физическое развитие ребенка;
  • состояние внутренних органов и систем;
  • уровень сопротивляемости организма.

Распределение детей по группам здоровья

На основании полученных данных детей распределяют на 5 подгрупп, делается прогноз с учетом факторов риска (наследственных, социальных), информация заносится в медицинскую карту ребенка и доводится до сведения родителей. С возрастом состояние здоровья малыша может измениться, изменится и его подгруппа. В большинстве случаев, к сожалению, наблюдается отрицательная динамика, хронические заболевания прогрессируют, ухудшается состояние внутренних органов и систем, может начаться задержка физического развития.

Как классифицируют группы здоровья дошкольников

Детей дошкольного возраста классифицируют по 5 подгруппам, начиная с 1 – к ней относятся здоровые дети с нормальным физическим развитием, заканчивая 5 – дети с врожденными пороками, выраженными изменениями состояния внутренних органов и систем, инвалиды детства. 2 группа подразделяется на две подгруппы, в зависимости от факторов риска, не выраженных (тяжелая наследственность, родовые травмы) или выраженных (частые рецидивы заболеваний, рискующие перерасти в хронические).

В четвертую подгруппу входят дети, имеющие отклонения в развитии и хронические заболевания. Диагнозы 5 группы – пороки развития, тяжелые наследственные заболевания с постоянными рецидивами, отклонения в физическом и психическом развитии, сниженные функциональные возможности (сложности с ходьбой, речью и пр). При установлении этой подгруппы решается вопрос о получении ребенком инвалидности с соответствующими социальными и медицинскими льготами.

Таблица по заболеваниям

Хронические заболевания, врожденные патологии

Состояние внутренних органов и систем

Физическое и нервно-психическое развитие

Первая (здоровые)

Не выявлены

Без изменений, нормальное

Без отклонений

Вторая (условно здоровые)

В группе риска

С функциональными отклонениями

Нормальное, возможен низкий рост, дефицит или избыток массы тела

Третья (компенсированные)

Имеются, без выраженного влияния на функциональность организма

С выраженными отклонениями, проявляющимися в период обострения основного заболевания

Четвертая (субкомпенсированные)

С выраженными патологиями

Изменение функций пораженных органов

Нормальное, возможны незначительные отклонения

Основная

Физкультурная группа здоровья у детей и подростков, называемая основной, включает занятия с максимально интенсивными нагрузками. К ней относят детей, которые признаны здоровыми и могут посещать детские спортивные секции. Им не требуется снижение физической нагрузки, на уроках физкультуры они выполняют общие гимнастические упражнения, спортивно-прикладные, принимают участие в игровых командных видах спорта.

Подготовительная

При наличии осложнений после перенесенных заболеваний, при легком отставании от нормы физического развития для своего возраста и по рекомендациям, данным в результате общего осмотра, ребенок может быть отнесен в подготовительную подгруппу. Выполняется тот же комплекс упражнений, но учебная нагрузка снижена. Здесь занимаются здоровые мальчики и девочки, по той или иной причине имеющие ослабленное состояние здоровье.

Спецгруппа

Дети с отклонениями в развитии и выраженными функциональными нарушениями занимаются физкультурой по специальным программам в спецгруппах. Полностью от уроков физической культуры они не освобождаются. Помимо индивидуальных или групповых занятий, составленных с учетом их особенностей, они могут принимать участие в некоторых занятиях совместно с подготовительной или основной группой, по согласованию с врачом и под контролем преподавателя.

Видео